автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические предпосылки устойчивости моральных убеждений учащихся
- Автор научной работы
- Коломиец, Валентина Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Психологические предпосылки устойчивости моральных убеждений учащихся"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ •
На правах, рукописи УДК 159.7
КОЛОМИЕЦ Валентина Алексее вка
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОСТИ МОРАЛЬНЫХ УБЕНДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
19.00.07 - педагогическая я возрастная психология
Автореферат диссертации йа соискание ученой степени кандидата психологических наук '
Москва - 1993
Работа выполнена в ордена Трудового фасного Знамени Психологическом институте Российской Академии Образования
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор В.Э.^дновский
Официальные оппоненты: доктор психологических наук
Г.Е.Залесский
кандидат психологических наук В.Г.Асеев
Ведущее учреждение: Московский государственный открытый педагогический институт
Защита состоится " 1 ' ил-ар. уучь*-_ 1993 г.
в ^ часов ш заседании Специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций К 018.03.01 при ордена Трудового Красного Знамени Психологическом институте Российской Академии Образования по адресу: 103009, Москва, Моховая, 9, корп. "В".
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Психологического института Российской Академии Образования
Автореферат разослан " I среЛрл 1993 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
кандидат психологических наук • Т.Н.Бэркова.
ОЯЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях социальная адаптация человека вез больше усложняется: он долган обладать высокой психологической гибкостью, способностью воспринимать и осмысливать етадневно обругивающуюся на наго нередко противоречивую информацию и, вместе с тем, устойчивой личностной позицией, "ядро" которой составляют моральные убеждения. Наличие прочных убеждений приобретает особое значение в современном общества: из пассивного объекта управления человек становится активным субъектом социальной жизни.
Формирование убеждений всегда являлось одной из центральных задач, стоящих перед школой. Однако в условиях авторитарного общества и соответствующей ему системы школьного воспитания формирование убезданий рассматривалось как почти полностью определяемое извне. Это предопределяло акцент на внешних, организационно-методических вопросах формирования убеждений, поиска наиболее эффективных "технологий" преподнесения знаний и их перевода на уровень убеждений при недостаточном внимании к внутренней "интимной" стороне этого процесса, что является проявлением бола а общей тенденции, заключающейся в недооценке субъективного мира человека /Л.И.Анциферова, 1991; В.Э.Чудновский, 1933/.
Весьма актуальным для современной педагогической практика является создание научного представления о возрастных и индивидуальных особенностях становления убеждений, взаимосвязи данного процесса с общепсихологичаским и социальным развитием ребенка, психологических предпосылках устойчивости данных личностных образований.
Проблема устойчивости моральных, убеждений приобретает особую актуальность в связи с усилением разнородных влияний на человека, оказывающих на только поддерживающее, но и разрушающее воздействие на его моральные установки, ориентации, о чем свидетельствует феномен "эрозия нравственности" А.В.Мудрик, 1991/. вызывающий все большую тревогу в обществе.
Изучение проблемы устойчивости моральных убеждений расалат-риваагся в связи с этим как актуальная научно-орактячпекал задача.
Предмет исстедовакия - устойчивость моральных убеждений
учащихся.
Цель исследование - выявление психологических предпосылок устойчивости моральных убеждений.
Реализация цели исследования предполагала решение слвдуа-ких конкретных задач:
1. Осуществить теоретически!? анализ современного состояния проблемы исследования.
2. Разработать методически? инструментарий для изучения устойчивости моральных убевденяй.
3. Провести эмпирическое изучение устойчивости моральных убеждений.
4. Выделить и охарактеризовать предпосылки устойчивости моральных убеждений.
Основная гипотеза исследования состояла в предположении о 'том, что устойчивость моральных убеждений определяется комплексом психологических предпосылок, среди которых можно видалить общие, "морально-нейтральные" и специфические, обусловленные характером направленности личности.
Экспериментальная база. В исследовании участвовали учащиеся старших классов средних школ гг. Москвы, Нежина, Рубежного /Украина/. Всего в исследовании приняли участие 1232 школьника, из них 234 - в основном эксперименте.
В соответствии с пелыо и задачами работы использовались слвдующие методы исследования; экспериментальная процедура, представляющая собой модификацию методических приемов, предложенных Р. Н. Кпоууег /1936/, УУ.З.ГТ)сОм;ге/1961, 1962/, В.С.Трипольсюш /1989/; методика "Мои самые сильные желания", разработанная на основа методики Н.С.ЛзЙтеса "10 лет спустя" /1976/ и методики ценностных ориентация ГП. Яокеас^ /1973/; наблюдение за поведением учащихся в различных ситуациях школьной жизни; индивидуальные беседы с испытуемыми; экспериментальные сочинения; анкетирование, Экспериментальные результаты была подвергнуты статистичас-*коП обработке. На основе обобщения наэкспериментальных данных была написаны "психологические портреты" отдельных испытуемых, отражающие как характерные для данной группы тенденции, так а индивидуальные варианты проявления устойчивости мнения.
Рдтчнзд новизна ц теоретическая значимость исследования, Ирзднрикято специальное изучение психологических предпосылок устойчивости морзтьннх уйаяаений учащихся. Показано, что в ка-
- 3 -
частве таких предпосылок могут выступать некоторые общие (|акто-рн, относительно независимые от нравственного содержания убеждений: интенсивность фонового мнения, субъективная значимость решаемой проблемы, половна различия.
Получены данные о том, что соответствие мнения испытуемого требованиям нравственных норм само по себе не влияет сколько-нибудь существенно на устойчивость данного мнения. Вместе с там, результаты исследования могут свидетельствовать о том, что специфической предпосылкой устойчивости моральных убеждения является характер направленности личности,,гармоническое развитие отношения "я-другие".
Экспериментально показано, что уба&цаощее воздействие - не одномоментный акт, а продолженный во времени процесс, характеризующийся сложной динамикой и неоднозначно сказывавшийся на позиции испытуемого. Выявлены различные типы динамики мнения испытуемых в ситуации убеждающего воздействия. Согласно полученным данным, наиболее надежным показателем устойчивости убеждений являются результаты отсроченного замера мнения.
Теоретическая значимость исследования заключается в то;д, что его результаты углубляют представление о внутренней, "интимной" стороне процесса становления убеждений у школьников.
Практическая значимость работы определяется тем, что подученные данные позволяют уточнить конкретные задачи воспитательного процесса в школа. На основе материалов исследования могут быть созданы методические рекомендации для педагогов. Результаты исследования могут быть использовали в курсе лекций по педагогической, возрастной и социальной психологии для студентов пединститутов, факультетов психолохва и для учителэй, обучавшихся в институтах усовершенствования.
Цоложэния. выносимые на запит?: .
1. Процесс формирования убеждений у учащихся имеет своп внутреннюю, "интимную" сторону становления.
2. Существуют общие /морально-нейтральные"/ предпосылки устойчивости моральных убеждений, к которым относятся интенсивность исходного мнения, субъективная значимость рвзаешх проблем, половые различия.
3. Специфической предпосылкой устойчивости моральных убеждений является характер направленности личности, гармоническое развитие отношения "я-яругиа".
4. Убечаотее атакующее воздействие - на оотомом-энтннГ'
а продсшсенный во времени процесс, характеризующийся сложной динамикой и неоднозначно сказывающийся на позиции испытуемых.
Апробация работы. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии воспитания младшего школьника и лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института Российской Академии Образования в 1991-1993 гг. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях "Гуманизация процесса обучения" Д1осква, 1992/, "Одаренные дети Узбекистана" /Термез, 1992/, "Чаловвк-общество-наука" /Москва, 1993/.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трах глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Изложение материала иллюстрировано 2.4 таблицами и 3 ри-, сунками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Постановка проблемы. В исследовании дается анализ современного состояния проблемы в отечественной и зарубежной литературе, излагаются основные подходы к определению понятия "убеждение", рассматриваются представления о возрастном аспекте становления убеждений, обсуздаюгся основные концепции формирования убевдений.
Проблема убеждений привлекает внимание значительного количества исследователей в различных областях знания /Л.И.Божович, 1963; М.И. Зэрилввский, 1979, 1986; В.Вичев, 1978; Ю.А.Гаврилов, 1975; С.И.Галяутдинова, 1983; О.Г.Дробницкий, 1974; Г.Е.Залас-сний, 1932; В.С.Калинин, 1935; К.Н.Канвнбаева, 1932; А.Г.Ковалев, 1970; И.М.Краснобаев, 1960, 1963; В.А.Крутецкий, 1976; А.Л.Иалиованов, 1933; В.А.Мартынов, 1936; Л.А.Матвеева, 1987; Н.А.Менчинская, 1963; Э.И.Моносзон, 1976; Т.К.Мухина, 1968; А.Г.Педиско, 1990; А.И.Раев, 1937; Р.М.Рогова, 1332; С.Л.Рубин-, атейн, 1946, 1957; В.В.Савчук, 1934; А.К.Свмичав, 1986; Т.Д.Скуд-нова, 1935; В.А.Сухомлинский, 1930; В.И.Филишов, 1978; В.Э.Чуд-новский, 1937, 1990; Г.М.Шакирова, 1982; Г.И.пгкольник, 1976, 1933; О.Н.Юдина, 1982 и другие/. Следует отметить обобщающую раЗоту Г.Е.Залесского /1991/, в которой предложена обббщенная модель'структуры деятельности, ведущей к образованию научных уЗа.чцегшй и описан механизм их формирования.
- о -
Как показывает анализ психологической литературы, несмотря на некоторые нюансы в трактовке сущности убеждения, можно выделить ряд аспектов, общих для большинства исследователей /A.M.Sap-диан, 1971; Л.И.ГЬжович и Т.Е.Конникова, 1975; М.И.Воршпзвский, 1936; Г.Е.Залесский, 1932, 1991; И.А.Зииняя, 1931, Н.А.Мзнчинс-кая и Т.К.Мухина, 1976; A.M.Прихожан, 1930/. Это, прежде всего, рассмотрение убеждений как проявления неравнодушного, активного, пристрастного отношения человека к различный аспектам окружающей действительности; общие представления о структуре убеждений, в которой выделяется знание определенных идей и положительное эда-ционакьноз отношение к ним, обеспечивающие в единстве динамически -эна рга гн чв ска ï. потенциал данных образований, их побуди те льну», силу; и, наконец, рассмотрение убеждений как особого образования в структуре личности, являющегося выражением ее направленности.
В зарубежной психологии наиболее близкими по смыслу к понятию убеждения являются понятия "яikiude", "valut", "b&lief",
"knor-ai principle«.
Большинство исследователей считают, что процесс формирования убеждений начинается в подростковом возраста и наиболее интенсивно протекает в юности /A.M. Чардиан, 1973; Л.И.Бэжович, 1963; М.И. ооригаевсний, 1936; ИЛ.Краснобаев, 1960; 1963; В.А.Крутец-кий, 1976; Н.И.Неумнвакин, 1963; A.M.Прихожан, 1930/. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для образования убеждений предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс (формирования убеждений стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений свидетельствует о значительном качественном переломе в характера становления системы моральных ценностей. Если до эношвс-кого возраста они, в основном, воспитываются, то начиная с юношеского возраста, значительно возрастает роль самовоспитания /А.М.Бардиав, 1959; И.М.Краснобаев, 1963; Б.О.Николаичав, 1976/, что дало основание назвать данный возраст периодом "переоценки ценностей" /В.О.Паколаичев, 1976/. Становление убеждений происходит прежде всего в общении со сверстниками, в ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями /В.К.Вилюнас, 1990; И.М.Краснобаев, 1963/.
Однако данный процесс может и тормозиться /О.П.Зуйец, 1937/,
приводя к возникновения феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего количества психологов и педагогов /А.Г.Асмолов, 1939; И.А.Джидарьян, 1991/.
Проведанное нами пилогаяноа исследование с использованием анкетирования и экспериментальных сочинений показало, что значительное количество старшеклассников еще не определили своих убеждений. Ли:иь окало 40б опрошенных .ако.тьников считает, что имеют убеждения, причем примерно для грата из них характерно становление убеждений, противоречащих требованиям морали.
Исследования отечественных психологов внесли, значительный вклад в разработку проблемы формирования убеждений, раскрывая психологические условия и механизмы превращения знаний в убеждения, конструируя и апробируя педагогические приемы, которые мо-4гут способствовать данному процессу. В качестве таких приемов рассматривается овладение приемами научной оценки социа.яьных явлений /Г.Е.ЗаласскиЯ, 1982, 1991/, усвоение полноценных нравственных знаний /Г.М.Лйкирова, 1932/, организация соответствующего эмошюнального опыта просоциа.гсьной деятельности /Э.М.Мамхего-ва, 1990; В.А.Мартынов, 1986/, формирование личностного отнола-ния к знания!.', путем использования специальных методических приемов организации сопереживания нравственного опыта литературных героев /О.Н.Кйзна, 1932/.
Анализ литературы позволяет вщвлить два основных подхода к проблеме формирования убеждений.
Первый подход характеризуется тем, что формирование убеэде-ний рассматривается, в основном, как результат интериоризации внешне заданных идей, норм, принципов. При этом недостаточно учитываются те внутренние, спонтанные процессы, которыми характеризуется процесс становления убеждений, активность самой личности по их выработке, что предопределяет характерный для многих не- • следований по данной проблеме акцент на .организационно-матоди-\ческих вопросах, поиске "технологий" формирования убегаений, т. а. на внешней стороне процесса становления убеждений.
Для второго подхода, который лишь набирает силу, характерно рассмотрение убеждений как результата последовательного правра-щанил одних качественно своеобразных Зорм нравственного разви-•П'л в другие, более соверценные, и рассмотрение данного пронесен г тесно!1 связи с обшзпсихологичяским я социальным развитием
. - 7 -
ребенка, что направляет внимание на изучение "психологической почвы" становления убеждений, т. е. на исследование внутренней, "интимной" стороны этого процесса.
Orneтим, что выделение данных подходов является условным и не означает их категорического противопоставления.
Неотъемлемой характеристикой убеждений является их устойчивость. В проблема устойчивости убеждений находят отражение и проблема соотношения составляющих их компонентов, и проблемы их "центральности", т. е. положения в иерархической структуре мотивов /m Rokeach, 1973, 1979; В.Г.Асевв, 1933/, способа их образования /U.C. Kelman, 1953, 1967/, проблема "психологической почвы".
Авторы исследований по проблемам нравственного развития личности /А.А.Валантинас, 1983; Т.Г.Гаевая, 1934; Н.И.Непомня-щая, 1992; Я.Райковский, 1931; В.ЭЛудновский, 1931/ указывают на зависимость нравственного развития от особенностей отношения "я-другие", характерного для личности. В частности, выявлена взаимосвязь между особенностями социальной ориентации ребенка, вниманием к другим лодям, к их интересам и потребностям и характером усвоения моральных норм. Для целей надего исследования представлял интерес тезис о том, что развитие ориентации на других люде? способствует постлявнш> истинного смысла нравственности /А.А.Валантинас, 1933/.
Анализ литературы показал, что m смотря на то, что некоторые аспекты проблематики устойчивости убеждений так илп иначе рассматривались в психологии, специально данная проблема на изучалась. В этой связи представляло интерес проведение исследования, посвященного изучению психологических предпосылок устойчивости моральных убеждений.
Приступая к исследовании, мы исходили пз понимания убеганий как устойчивых личностных образований, выражающих оценочное отношение человека к действительности, .являющееся результатом переживания истинности, необходимости определенных знаний, идей.
Для организации экспериментального исследования представлялось необходимым рассмотреть соотношение между понятиями "мнение" и "убеждение", т. к. в эксперименте исследователь имеет дело непосредственно с мнением, т. е. словесной формулировкой определенной позиции испытуемых.
Согласно современным представлениям, убеждения выражаются
_ 3 -
в различной форма отношения человека к тем или иным социальным явлениям /А.И.Раев, 1937/. Это отношение дано в виде вербальной оценки человеком поступка, ситуации, собственного поведения, т. е. в виде мнения, представляющего собой "суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-чему-нибудь, взгляд на что-нибудь" /С.И.Ожегов, 1990, с. 357/.
Проведенный нами предварительный анализ показал, что следует иметь в виду два вида соотношения мнения и убеждения:
а/ мнение, еще не сформировавшееся как убеждение;
б/ мнение как проявление убеждения.
В ходе исследования нужно было дифференцировать указанные варианты. Значимым критерием, позволяющим произвести такую дифференциацию является сопротивляемость мнения атакующему убеждающему воздействию. Поэтому в качестве основного метода исследования мы избрали экспериментальную процедуру, моделирующую интенсивное убеждающее воздействие на мнение испытуемых по моральным рассказам-коллизиям с помощью специально подготовленных текстов убеждающих сообщений, в которых от имени сверстников излагалась точка зрения, противоположная позиции испытуемого.
В эксперименте использовались две моральные коллизии. В одной из них /"Драка"/ рассказывалось о школьника, не оказавшем помощь однокласснику, которого избивали несколько человек. Нужно было оценить поступок школьника. Во второй коллизии /"Поездка"/ требовалось решить, как поступить на месте школьника, которому представилась возможность воспользоваться шпаргалкой ■ во время тестирования, проводимого с целью отбора кандидатов длл поездки в международный лагерь отдыха на "математическую смену".
Несмотря на различия между ситуациями, психологическая сущность заключенного в них морального конфликта в обоих случаях была аналогичной: она состояла в столкновении узколичных ¿юбучщений с интерасами других людей.
Замер мнения испытуемых по моральным коллизиям проводился с помощью симметричной 15-балльной шкалы, имеющей градации от "Гязусловно да" до "Безусловно нет".
Эксперимент состоял из трех серий. Первая из них прадстав-яи.т собой замер фонового мнения, вторая - моделирование соци-ячыпго 'дяртчния на мжпше испытуемых /"атака" убеждением/ и гоппринЗ ччмчр мнчнип л, наконец, третья серия заключалась в
отсроченной фиксации мнения по коллизиям. Первые две серии проводились в один прием, непосредственно одна за другой, третья серия - после трехнедельного интервала.
Основные результаты исследования
Результаты экспериментальной процедуры рассматривались нами в следующей последовательности: 1/ сопоставление результатов первой и второй серия эксперимента с целью выяснения непосредственного зфтекта атакующего убеждающего воздействия, 2/ анализ данных, полученных в третьей экспериментальной серии с целью изучения особенностей последействия "атаки".
Замер мнения непосредственно после "атаки" убеждением выявил либо разрушение фонового мнения, либо его устойчивость к убеждающему воздействию. Устойчивость мнения продемонстрировали, в среднем, 60"Я испытуемых по каждой экспериментальной коллизии, 40* старшеклассников в той или иной степени пострадали от "атаки".
В ходе анализа экспериментальных данных выступили некоторые общие факторы устойчивости убеждений, относительно независимые от нравственного содержания коллизий и соответствующих нравственных норм. Один из них - интенсивность Зонового мнения /степень уверенности в истинности данного мнения/.
Ранее бшш получены данные о том, что большая первоначальная убежденность не оказывает существенного влияния на характер сопротивления убеждающему воздействию /В. С. Три польет?., 1989/. Чтобы проверить этот вывод на контингенте налих испытуемых, мы вслед за В.С.Трипольсклм разделили испытуемых на три группы:
"максималисты" - испытуемые, для которых характерна большая уверенность в правильности первоначального мнения /их ответы соответствовали участкам шкалы "Зззусловно да" или "Безусловно нет"/;
"умеренные" - испытуемые, указавшие первоначальное мнение на участке шкалы "Вероятно да" или "Вероятно нет";
"неуверенные" - испытуемые, первоначальная убежденность которых соответствует участку шкалы "Не уверен".
Поведение представителей выделенных групп в эксперимента характеризуют данные, представленные в таблица 1.
Эти данные показывают, что испытуемые, первоначальная позиция которых характеризуется высокой степенью уверенности и опра-
Таблица 1
Соотношение сопротивляемости убе задающему воздействию и интенсивности первоначального мнения /в % к общему числу членов каждой группы/
Уровни сопротивляемости
высокий* средний низкий
"Драка" "Максималисты" 56.4 16.8 26.3
"Умеренные" 59 - 41
"Поездка" "Максималисты" 71.4 11.S 16.7
"Умеренные" 59.4 - 41
S среднем "Максималисты" 63.7 14.3 21.7
"Умеренные" 59 - 41
■^Высокий уровень сопротивляемости характеризуется тем, что испытуемый, несмотря на воздействие "атаки" на выходит за пределы избранного им участка шкалы; средний уровень сопротивляемости проявляется в изменении мнения в пределах более широкого участка ДА/HST шкалы, низкий уровень сопротивляемости выражается в том, что испытуемый выходит за пределы первоначально избранного им участка ДА/Н2Т.
деленности, понесли меньший урон от "атаки" убеждением, чем испытуемые, которые не отличались высокой интенсивностью мнения. Вместе с тем, подтвердился вывод В.С.Трипольского /1999/ о том, что интенсивность мнения не гарантирует от ущерба, наносимого атакующим убеждающим воздействием: в среднем, 36i "максималистов" оказались в той или иной степени податливыми убеждающему воздействию.
Дальнейлвй анализ экспериментальных данных, беседы с испытуемыми позволили дать психологическую характеристику позиций представителей указанных групп.
"Максималисты*. Для них характерна большая четкость и категоричность мнения, наличие феномена "поведенческого обязательства"1, что психологически затрудняет резкую смену первоначального мнения на противоположное. "Максималисты" в большей степени, чом умеренныег на совместимы с атакующим воздействием и как бы
^Пэд "повадзнчаскам обязательством" понимается совершение челоадком какого-либо более или менее определнного лага - публичное выражение мнения, письменное обоснование своей позшши, которое обязывает к дальнеРлим лагам в том яв направлении /1 Ь fr-n -,мЧ, 1955; L.fevUrjer, 1957; С. I. Hovlnmi , 1957; К- Lewln, 1951;
V.^.nvlvMrf, 1961, 1962/.
должны пройти больиий путь, чтобы согласиться с диссонирующим мнением. Судя по всему, эти особенности "максималистов" обусловливают их большую устойчивость в ситуации убеждающего воздействия. Однако та ке характеристики - категоричность, неприятие аргументов "против" - могут стать Ъшусами" данной позиции, явиться предпосылками одновариантного мышления, проявления консерватизма. Интенсивность мнения может быть ярким выражением эмоционального отноления "максималистов" к определенной позиции и там самым в известной мере тормозить интеллектуальную деятельность, а иногда и блокировать ее, что приводит к косности, бездумному отстаиванию позиции, как бн неверна она ки была. С другой стороны, "максималисты", исходя из категорически сформулированной позиции, шло задумываются над противоположными аргументами, поэтому психологачаски бывают мало подготовленными к "атака", которая для них в большей мере оказывается неожиданной.
Уманенные. Их позиция более осторожна, манае категорична. Указывая своз мнение на участка акалы "Вероятно да" или "Вероятно нет", они там самым допускают наличие и других решений. Большая гибкость, лояльность позиции являются противоядием против консерватизма. Вследствие этого "умеренные" психологически более подготовлены к "атаке". Последняя для них на столь неожиданна и это помогает устоять перед атакующим воздействием. Недостатки позиции "умеренных": ее"размытость", неоднозначность, а следовательно - полное или частичное отсутствие "поведенческого обязательства", большая легкость су.зны позиции. Они как бы ужа стоят на полпути к иной альтернативе, что несомненно облзг-чает смену позиции под влиянием атаки.
Таким образом, за примерно равными количественными данными /напомним, что высокий уровень сопротивляемости показало близкое в процентном отполз ни и количество "максималистов" и "умеренных"/' стоят разные по своей психологической сути позиции испытуемых, включающих в себя своеобразный комплекс психологических факторов, обусловливающих тот или иной уровень устойчивости мнения испытуемого.
Как уже отмечалось, в эксперимента использовались два различные по содержанию коллизии, что позволило выявить некоторые особенности влияния их содержания на характер атакующего воздействия. Поскольку кахдая коллизия имеет свое особое моральное содержание, для их разрешения требуется опора на разные моральные
принципы: в одном случав /"Драка"/ для решения конфликта требовалось наличие таких качеств как смелость, неравнодушие, стремление прийти на помощь человеку, попавпему в трудную ситуацию, в другом /"Поездка"/ - на первый план выступали честность, умение "не поступиться принципами" ради личной выгоды, чувство справедливости.
Эксперимент показал, что значительное число школьников /при' мерно 42%/ показали различный уровень сопротивляемости убеждающему воздействию в разных коллизиях. Это позволяет сделать вывод •о зависимости устойчивости мнения от субъективной значимости подвергающейся убеждающему воздействию проблемы.
В хода исследования были получены новые факты, характеризующие последействие "атаки" убеждением. В ряде работ, посвященных проблеме социального давления было показано, что с исчезновением последнего во многих случаях происходит возврат к исходной позиции /й.АвсЦ, 1962; И. С.Ке1тйг1, 1967; В.Э.Чудновский, 1931/. Можно полагать в этой связи, что замер мнения, произведенный непосредственно после "атаки" не дает адекватной информации о тех процессах, которые происходят под влиянием атакующего воздействия. Подученные в нашем эксперименте данные показали, что после "атаки" происходят сложные и неоднозначные изменения позиции испытуемых. Характер динамики мнения испытуемых отражен в таблица 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
"Удельный вес" различных типов динамики мнения в ситуации убеждающего воздействия. Результаты трех замеров /в % к общему числу испытуемых/
Характер динамики
"Драка""Поездка" В среднем
1. Укрепление мнения, устойчивого к ''атаке"
2. Полное восстановление мнения, разрушенного "атакой" с его . укреплением
3. Отсутствие изменений мнения
4. Полное восстановление мнения, разрушенного "атакой"
5. Частичное восстановление мнения, разрушенного "атакой"
6. ""Застывание" мнения, разрушенного "атакой"
7. Дальнейший распад мнения, разрушенного "атакой"
3. Гаэру.пение мнения, устойчивого к "атака"
4.3 4.7 4.5
1.1 0.6 0.9
30.1 37.9 34
9.7 14.2 11.9
5.9 3.0 4.5
15.1 11.3 13.5
10.3 5.3 8.1
23.1 22.5 22.8
17
УШ
Рис. 1. Особенности различных типов динамики мнения испытуемых в ситуации убеждающего воздействия /по данным трех замеров/
Примерно у трети испытуемых не произошло сколько-нибудь значимых изменений их позиции. Их мнение оказалось устойчивым к "атаке" и ее последействию. Однако этим не исчерпывается количество испытуемых с устойчивым мнением: небольшая часть испытуемых по происшествии времени еда больла укрепляется в своей ранее избранной позиции. Примерно 13% испытуемых полностью восстанавливают свое мнение, разрушенное ата-
,кой, а некоторые из них еще более укрепляют его по сравнению с позицией, которую они имели до применения атакующего воздействия. У части испытуемых мнение, разрушенное "атакой" как бы застывает в той же позиции, не претерпевая дальнейшие изменений. Около 7% испытуемых характеризуются тем, что последействие "атаки" вызывает у них дальнейшее разрушение мнения. И, наконец, .цримерно у пятой части испытуемых /23'V. которые были устойчивы-•ми по данным второго замера, третий, отсроченный замер мнения зафиксировал существенное разрушение из: позиции.
Итак, полученные данные свидетельствуют о том, что атакующее убеждающее воздействие не является "одномоментным актом", а цредставляет собой продолженный во времени процесс. Обобщенные данные,характеризующие основные тенденции этого процесса, приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Относительная значимость основных тенденций динамики мнения в результате последействия "атаки" /в % к общему числу испытуемых/
Укрепление Восстановление Разрушение Отсутствие мнения мнения мнения изменений
"Драка" 4.3 . 15.7 33.9 45.2
"Поездка" 4.7 ' 17.8 27.8 49.7
В среднем 4.5 17.3 30.8 47.4
У значительной части испытуемых в результате последействия "атаки" произошли парадоксальные изменения: их мнение укрепилось или восстановилось. Судя по всему, для них последействие "атаки" было процессом дальнейзего сопоставления и дополнительной аргументации ранее высказанного мнения.
Третий замер подтвердил и даже сделал более выразительными данные о влиянии интенсивности мнения и субъективной значимости коллизий на проявление его устойчивости: 47% умеренных и только 21.3* максималистов существенно изменили свою позицию под влиянием "атаки"; увеличилось, по сравнению со вторым замером, количество испытуемых, которые показали различную сопротивляемость убождасламу воздействии на мнение по различным коллизиям /соответственно 42"" и 59.5 л/.
Анализ данных по подвыборкам юношей и девулек по трем замерам виг.вил большую степень сопротивляемости юно'лей убеждающему
воздействию:
Таблица 4
Сопротивляемость "атаке" юношей и девушек /по данным трех замеров/. В % к общему числу юношей и девушек
Уровень "Драка" "Поездка" В среднем
сопротивляемости Юноки Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Высокий <13.6++ 26.4++ 45.7 34.9 44.6+ 20.6+
Средний 9.6 10.9 9.G 14.2 9.6 12.6
Относительны^1 7.4+ 16 12.8 13.2 10.1 14.6
Низкий 39.4 46.7 31.9 37.7 35.7 42.2
+1?азличая статистически значимы при Л =0.01 "Тазличия статистически значимы при Л=0.05
В то же время оказалось, что различия по степени сопротивляемости атакующему убеждающему воздействию существенно обуслов- " лены содержанием рассматриваемой проблемы. Если по коллизии "Драка" эти различия велики, то по коллизии "Поездка" девушки лишь незначительно уступают юношам. Эти данные во многом объясняют причину противоречивых сведений о податливости мужчин и женщин социальному давлению, имеющихся в литература /R.S.CruickfieM , 1955; W.R.nord , 1S69; F.Slstcunk «,(CtlV.кПсDavid , 1971; F.Stsi-ru«k, 1969; В.Э.Чудновский, 1931 и др./. Выявлено, что большая устойчивость юношей связана со свойственной им категоричностью исходного мнения, что подтверждает данные, полученные В.С.Три-польским /1939/.
Различия между юношами и девушками по устойчивости ярче проявляются непосредственно после "атаки", в то время как ее последействие, несколько сглаживает их.
Согласно полученным данным, половые различия по сопротивляемости убеждающему воздействию объясняются не только самой способностью мужчин и женщин противостоять "атаке" убеждением, но и особенностями их социального опыта.
Как показали результаты эксперимента, соответствие мнения требованиям нравственных норм само по себе не влияет существенно на его устойчивость в ситуации убеждающего воздействия. В то же время были получены данные о влиянии на устойчивость соответствующего требованиям морали мнения специфического фактора, обусловленного характером направленности личности,
% испытуемым с относительной сопротивляемостью мы отнесли тех, кто полностью восстановил своз мнение, разрушенное атакой
- 16 -
, Сравнение личностных особенностей испытуемых, которые по обеим моральным коллизиям имели устойчивое соответствующее требованиям морали мнение с группой испытуемых с неустойчивым мнением выявило существенные различия между группами по характеру отношения "я-другиа
Особенности данного отношения выяснялись с помощью методики "Мои самые сильные желания". При этом вычислялся коэффициент соотношения высказанных испытуемыми желаний, связанных с удовлетворением узколичных интересов и потребностей /"сугубо личных" •желаний/ и желаний, так пли иначе учитывающих интересы других людей /"альтруистические" желания/. Указанный коэффициент вы-•числялся по отношению к пята желаниям, выбранным из предложенного списка, и отдельно для первых двух желаний /согласно нашим данным, первые два заламик - наиболее отчетливый показатель характера отношения "я-другие"/. Близость коэффициента к единице свидетельствовала о гармоничном соотношении "сугубо личных" в "альтруистических" желаний, возрастание данного коэффициента служило показателем преобладания "сугубо личных" желаний.
Полученные данные о характере отношения "я-другиа" сопоставлялись с результатами индивидуальных бесед, наблюдениями за поведением отдельных испытуемых в различных жизненных ситуациях.
Оказалось, что общий коэффициент соотношения желаний в группе испытуемых с устойчивым соответствующим требованиям морали мнением по обаим коллизиям составляет 1.1, а коэффициент соотношения первых двух желаний также.равен 1.1, т. е. желание достичь личного успеха и желание быть нужным другим людям для данных испытуемых примерно равны.
В группа испытуемых с неустойчивым мнением общий коэффициент соотношения желаний - 1.3, коэффициент соотношения первых двух жзланий - 2.6.
Таким образом, группа испытуемых с устойчивым соответствующим требованиям морали мнением по обеим коллизиям характеризуется болза гармоничным соотношением указанных видов желаний, что может свидетельствовать об уменьшении психологического расстояния ме*ду "я" и "не я", о восприятии себя в единства с другими людьми, в то время как для группы испытуемых с неустойчивым мнением свойственна определенная дисгармония соотношения "сугубо личных" и "альтруистических" желаний, которая может служить показатели пранмутаственноЯ концентрации представителей данной
- 17 -
группы на собственных интересах и потребностях.
Вместе с тем, согласно полученным данным, резкая дисгармония указанного соотношения может быть связана с проявлениями устойчивости мнения, не соответствующего требованиям морали: у этих испытуемых общий коэффициент соотношения желаний составляет 2.2, коэффициент соотношения первых двух желаний - 8.
Указанные факты могут свидетельствовать о наличии связи между характером отношения "я-другиа" и проявлениями устойчивости моральных убеждений у наших испытуемых.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1. Выявлены два вида психологических предпосылок, в той или иной мере обусловливающих устойчивость моральных убеждений: общие, т. е. относительно независимые от нравственного содержания коллизий и соответствующих нравственных норм и специфически нравственные, обусловленные характером направленности лич-. ности.
2. Одной из предпосылок устойчивости убеждений является интенсивность исходного мнения. Показано, что хотя интенсивность мнения не гарантирует от ущерба в ситуации убеждающего воздействия, она существенно влияет на его величину.
3. Существенной предпосылкой устойчивости убеждений является субъективная значимость для испытуемого решаемой проблемы. Этим объясняется различная устойчивость мнения одного и того жа школьника в ситуации убеждающего воздействия в зависимости от содержания обсуждаемой проблемы.
4. В исследовании выявлены половые различия, в известной мере влияющие на проявления устойчивости убеждений. Юноши, в целом, показали большую устойчивость в ситуации убеждающего воздействия, чем девушки. Значимым фактором, обусловливающим половые различия по данному показателю является своеобразие "мужского" и "женского" социального опыта.
5. Сам по себе факт соответствия мнения испытуемого требованиям моральных норм не оказывает существенного влияния на его устойчивость.
6. В исследовании получены данные, которые могут свидетельствовать о том, что специфической предпосылкой устойчивости моральных убеждений является гармоническое развитие отношения "я-другие", характеризующееся уменьшением психологического рассто-
яния между "я" и "не я", более тесным сочетанием собственных интересов с интересами других людей.
7. Экспериментально показано, что атакующее убеждающее воз-» действие - нв одномоментный акт, а продолженный во времени процесс, специфическими этапами которого являются непосредственная реакция на "атаку" и последействие этой "атаки". Сочетание непосредственной реакции на атакующее убевдаащае воздействие и его последействия образует различные типы динамики мнения в ситуации убеждающего воздействия.
По тема диссертации опубликованы следующие работы:
1. К вопросу об изучении устойчивости убеждений // Гуманизация процесса' обучения. - М., 1992. - С. 33-39.
2. О некоторых факторах устойчивости убеждений старшеклассников. - 16 с. - Деп. в ОДНИ "Школа и педагогика" 29.06.92
JS113-92.
3. Способность "быть собой и другим" и устойчивость нравственных убеждения /( Одаренные дети Узбекистана: Тез. выступлений к научно-пракг. конф. - Термез, 1992. - С. 126-127.
4. О некоторых результатах экспериментального изучения устойчивости моральных убеждений // Человек - общество - наука: 2-я научно-практ. конференция молодых ученых Казахстана. - М., 1993. - С. 80-31.
Подписано в пQ4.il .0! .93г. Объе»</Гп.л. Зак.^
отпечатано'на ротапринте Института общеобразовательной школы Академии педагогических наук г.Мосхва, ул.Махарснко, 5.