Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шумунова, Татьяна Владимировна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Шумунова, Татьяна Владимировна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ-

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ НАСТОЯЩЕГО

ИССЛЕДОВАНИЯ-------------—

§1. Возникновение музеев игрушки в мировой культуре

§2.Философские контексты настоящего исследования

§3 .Психолого-педагогические контексты настоящего исследования

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

МУЗЕЯ ИГРУШКИ

§1. Социокультурный диалог как условие'актуализации разви вающей функции музея игрушки -

§2.Принципы и методы организации предметной развивающей среды музея игрушки в контексте настоящего исследования

§3.Практика организации предметной развивающей срды музея игрушки посредством включения детей в деятельность по социокультурному проектированию

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по психологии, на тему "Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки"

Определяя актуальность настоящего исследования, мы исходим из того, что необходимым условием развития и бытия личности, а также развития общества в целом всегда является пространство человеческой культуры. Культура явлена человеку в таких реальностях его существования, как: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства (Мухина B.C.)1. Важную роль в реализации предназначения культуры играет музей. Он представляет основные реальности существования человека в знаково-символической форме, в феномене экспоната, выступает знако-во-символической системой специфического предметно-деятельностного опосредования культуры. Это вызывает необходимость направленного собственно культурного и культурно-инструментального развития личности, включенной в освоение культурного наследия в музее, необходимость организации предметной среды музея игрушки, задающей социокультурный контекст развития сознания и общения человека (Абрамян Д.Н.)2.

В условиях адекватного психолого-педагогического сопровождения музей предоставляет личности дополнительные возможности освоения как самих реальностей человеческого существования, так и специфических способов преодоления музейной опо-средованности культуры. Это особенно актуально для ребенка, изначально не имеющего соответствующего культурного опыта, и для музея игрушки, традиционно имеющего детскую аудиторию. Развитие личности ребенка можно рассматривать как одну из со

1 Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М., 1997. -С. 11.

2 Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико- методологические аспекты проблемы). -М., 1994. циокультурных и психолого-педагогических функций самого музея игрушки и его средообразующий фактор.

Осмыслению этой проблемы в контексте обращения музея к ребенку способствует современное музейно-педагогичекое движение, в рамках которого разрабатываются практико-ориентированные проекты, накапливается опыт взаимодействия с другими культурно-образовательными институтами. В отечественной музейной педагогике сейчас существуют программы, стягивающие в единое пространство музеи и учебные заведения (Ван-слова Е.Г.1, Рева Н.Д., Н.Д. Юхневич Н.Д., Веломоева О.Г. 2); есть проекты и программы, представляющие музеи как часть культурно-образовательного пространства города, например, «ДОМ - Детский Открытый Музей» в Москве (Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю.); активно разворачивается практика работы с детьми, имеющими проблемы физического и психического здоровья (Одерышева Т.О., Шостак Л.Я., Миткевич В.А., Жвитиашвили Н.Ю., Платонова О.В.3); в контексте развития личности много внимания уделяется детскому художественному творчеству как способу опосредования культуры (Некрасова-Каратеева O.A., Тимофеева Т.Н., Лысюк В.Г.4). Есть хороший опыт театрализации (краеведческий музей г. Александров), опыт работы с интерьерами (Ивановский музей, музей политической истории России в С-Петербурге), освоения умений и навыков, опосредованных в экспонатах (музей этнографии в С.-Петербурге). Можно сказать, что все эти практики нацелены

1 Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа.Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под ред. Е.Г. Вансловой. -M., 1995.

2 Международный научно-практический семинар «Здравствуй, музей!» 13-18 марта 1995 г.: Тезисы семинара. -СПб., 1995.

3Там же.

4Там же. на введение культурного наследия в интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал молодого поколения посредством активизации всех сфер личности. При этом представляется, что большинство существующих музейно-педагогических практик по-прежнему реализуют стратегию созерцания, образовательно-просветительскую стратегию и предлагают ее посетителям как способ построения отношения к культуре, к миру и к себе в мире.

Известно: условием индивидуальных достижений ребенка в развитии, в том числе и в культурном, выступает его собственная деятельность. Это определяет необходимость реализовывать дея-тельностную стратегию музейного освоения культуры ребенком, организовывать ситуации, способствующие развитию способностей к построению собственной социокультурной деятельности, а также способствующие развитию необходимых для этого качеств и свойств личности. Эта линия еще недостаточно представлена в современной музейной педагогике.

Актуальность проблемы данного исследования определяется и спецификой социокультурного статуса музея игрушки. Музеи игрушки традиционно относятся к «музеям для детей», позволяющим представить культуру в той наиболее близкой реальности, которой для ребенка является игра. Посещение музея игрушки охотно включается педагогами и родителями в систему воздействий на ребенка. Музей игрушки выступает средством социализации и образования ребенка, средством его развлечения, организации детского и семейного досуга, средством демонстрации общности интересов представителей разных поколений в рамках отдельной семьи. Но, вопреки ожиданиям, специфическое смысловое содержание игрушки в музее чаще затрудняет, чем обеспечивает адекватное представление и восприятие культуры ребенком, освоение им культурных норм и типов деятельности, опосредованных экспонатами музея. Оно не обеспечивает осуществление направленного процесса развития личности.

Музей не имеет арсенала средств для реализации собственной педагогической позиции. Это объясняется тем, что традиционно игрушку изучали и использовали в психологии и педагогике как средство игры и развлечения, как средство, содействующее углубленной рефлексии, изучали антропологические, психотехнические возможности игрушек и игр с ними. Игрушка изучалась также в этнографии как источник знаний о быте и нравах разных народов, в искусствознании как предмет народного и профессионального искусства, изучалась история игрушки, ее конструктивные особенности. Феномен игрушки-экспоната, который опосредует несколько позиций культуры, в том числе педагогическую, его собственно педагогические возможности в организации освоения культуры специально не изучались.

Проблема развивающей среды музея игрушки актуальна еще и тем, что содержательно обращена не только непосредственно к юному посетителю музея, но и к родителям, что дает возможность организовывать развивающую среду не только непосредственно, в пространстве музея, но и моделируя ее в отношениях ребенка и взрослого, которые разворачиваются посредством взаимодействия по линии: взрослый - игрушка - ребенок.

Проблема игрушки-экспоната и влияния ее сущностных характеристик на содержание деятельности музейного педагога актуализируется и в связи с умножением числа музеев игрушки в настоящее время, а также в связи с развитием движения по созданию «детских» музеев, на фоне которого музей игрушки приобретает промежуточное положение: детский музей - музей, хранящий «детскую коллекцию» - взрослый музей.

Современная социокультурная ситуация требует самоопределения музея игрушки как педагогического, как части культурно-образовательного пространства, в том числе, и в контексте реализации развивающих функций предметной среды.

Актуальность изучения проблемы предметной развивающей среды музея игрушки в педагогике, психологии и культурологии, -основания выбора темы исследования: «Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки».

Объект исследования - предметная среда музея игрушки как совокупность связей и отношений, возникающих в процессе освоения культуры, опосредованной игрушкой-экспонатом, - объект настоящего исследования.

Предмет исследования. Содержание деятельности музейного педагога по актуализации развивающей функции предметной среды музея игрушки - предмет исследования.

Цель исследования. Выделить и обосновать психолого-педагогические условия актуализации развивающей функции предметной среды музея игрушки - цель настоящего исследования.

Мы исходим из следующей гипотезы: развивающая функция предметной среды музея игрушки актуализируется в условиях деятельностного опосредования социо-культурного диалога, субъектом которого выступает ребенок, включенный в среду музея.

Задачи исследования;

• разработать теоретические основы психолого-педагогического сопровождения ребенка в развивающей среде музея игрушки;

• разработать принципы и методы организации развивающей среды музея игрушки;

• определить ценностные основания педагогической деятельности в предметной развивающей среде музея игрушки.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена концепцией B.C. Мухиной о реалиях условий развития психики, а именно следующими ее положениями:

• пространство человеческой культуры выступает необходимым условием психического развития и бытия личности;

• феноменологическая сущность культуры явлена в реальностях существования человека, к числу которых следует отнести: 1-реальность предметного мира; 2- реальность образно-знаковых систем; 3- реальность социального пространства; 4- природную реальность. Эти реальности сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены;

• деятельность ребенка определяет условия его вхождения в реалии культуры человечества.

Эта концепция вбирает в себя культурологический, психологический, педагогический фонд теоретико-методологических ориентации ученых, взявших на себя труд изучить социально-психологическую феноменологию человека. А именно:

1. Представления о социокультурной природе личности и ее развития (Коменский Я.А., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г., Фребелъ

B.Ф., Холл С., Дьюи Д., Бахгтн М.М., Выготский A.C., Шацкий

C.Т., Макаренко A.C., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Запорожец A.B. Божович Л.И., Петровский A.B., Шадриков В.Д., Асмолов А.Г., Зинченко В.П.; Брушлинский A.B.).

2. Представления о целостности и диалогично сти культуры (Карсавин Л.П., Арсеньев И.С., Покровский Е.А., Федоров В.Ф., Флоренский П.А., Райков Б.Е., Гревс М.И., Бахтин М.М., Барт Р.,

Лихачев Д.С., Лотман Ю.М., Мамардашвили М.К., Библер B.C., Ге-нисаретский О.И.).

Методы исследования. В настоящем исследовании были использованы: 1- анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, музееведческой литературы; 2- реконструкция, анализ и экспертная оценка практики организации предметных сред музеев игрушки; 3- теоретическое и практическое моделирование развивающей среды музея игрушки; 4- наблюдение за детьми в условиях психолого-педагогического сопровождения в среде музея игрушки; 5- структурированное интервьюирование детей-участников музейно-педагогических акций; б-- рефлексивный анализ собственной деятельности и обобщение ее результатов; 7- методы организации предметной развивающей среды музея игрушки и психолого-педагогического сопровождения ребенка: реконструкция, погружение, социокультурное проектирование.

Комплексный и практико-ориентированный характер поставленных задач определил ход исследования, которое осуществлялось в период с 1995 по 1998 гг. Условно, можно выделить три этапа работы над диссертацией.

На первом этапе (1995 - 1996 гг.) проводилось изучение научной литературы, источников, определялись философские и психолого-педагогические контексты исследования, реконструировался, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт разработки проблемы предметной развивающей среды музея игрушки. Была выдвинута гипотеза исследования, накапливался практический опыт, апробировались наметившиеся подходы.

На втором этапе (1996 - 1997 гг.) были разработаны и обоснованы теоретические и методологические основы предметной развивающей среды музея игрушки, сконструированы принципы и методы ее организации. Также были развернуты основные му-зейно-педагогические практики и проекты, адекватные цели и задачам исследования. В ходе этого этапа осуществлялся рефлексивный анализ собственной деятельности, проводилось уточнение рабочей гипотезы и осуществляемых подходов, их апробация.

На третьем этапе (1997 - 1998 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов работы, обработка полученных материалов, оформление результатов и их апробация.

Научная новизна исследования определяется тем, что автором были выделены, изучены и описаны существующие и сконструированы новые принципы (культуросообразность, «путе-шественность» (Гревс М.И.), «вненаходимость» (Бахтин М.М.), событийность) и методы (реконструкция, погружение, социокультурное проектирование) организации предметной развивающей среды музея игрушки и психолого-педагогического сопровождения ребенка, а также условия, необходимые для функционирования музея в развивающем режиме. Были выделены и описаны типы освоения культуры в среде музея игрушки, имеющие различные развивающие потенциа,\ы: 1- познавательное событие, основанное на актуализации исследовательской позиции ребенка и реконструкции; 2- этическое событие, основанное на актуализации игрового отношения ребенка и погружении; 3- эстетическое событие, основанное на актуализации педагогической позиции ребенка и социокультурном проектировании.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в разработку проблемы предметной развивающей среды музея игрушки, представляя ее как педагогически организованную систему связей и отношений, возникающую в условиях деятельностыого опосредования процесса личностного освоения культуры ребенком в музее.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило разработать адресные развивающие программы, способствующие актуализации педагогической позиции музея игрушки как части единого культурно-образовательного пространства и вовлечению в него других социокультурных институтов. Результаты данного исследования мотут быть использованы в качестве методологического и методического обеспечения организации предметных развивающих сред музеев игрушки и других музеев, специализирующихся на работе с детьми, для осмысления этой деятельности.

Положения, выносимые на защиту: 1 .Развивающая, функция предметной среды музея игрушки актуализируется в пространстве социокультурного диалога, субъектом которого выступает ребенок.

2.Содержание предметной развивающей среды музея игрушки обусловлено социокультурным характером феномена музея и знаково-символическими свойствами игрушки-экспоната и других культурных объектов музея (предметы изобразительного искусства, одежда, мебель, книги, и т.д., которые согласуются с контекстами возникновения и бытия игрушек).

3.Включение ребенка в деятельностное освоение культуры выступает средообразующим фактором музея; социокультурное проектирование - эффективный метод организации предметной развивающей среды музея игрушки и оптимальное условие актуализации ее развивающей функции, социокультурной и психолого-педагогической функций самого музея.

Структура диссертадии соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии, в том числе на иностранном языке, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Настоящее исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и пологкени^, выносимые на защитз^ Основные положения данного исследования не только полз^или свое теоретическое обоснование, но и были реализованы в практике, которая способствовала их подтверждению, и формированию соответствующего арсенала психолого-педагогических средств сопровождения личности в среде музея игрзпшки. Основные результаты исследования могут быть представлены в выводах, раскрываюпщх психолого-педагогические основы развивающей среды музея игругики. Обратимся ic выводам.1.Развивающая функция предм.етной среды музея игрушки актуализируется в пространстве социокультурного диалога, субъектом которого выступает ребенок. Развитие личности ребенка - социокультурная и психолого-педагогическая функция музея игрушки.2.Ст.ановление ребенка как субъекта социокультурного диалога мож:ет выступать основным педагогическим содержанием предметной развивающей среды музея игрушки.З.Содерзкание предметной развивающей среды музея игрзчпки обусловлено социокультурным характером фенолгена музея и знаково-сим.волическим.и свойствами игруилки-экспоната и других культурных объектов музея.4.Включение личности в социокультурный диалог, опосредованный музейными экспонатами, выступает ценностной компонентой педагогической деятельности в развивающей среде музея игрушки и условием собственно культурного и культурно-инструллентального развития ребенка.Ъ.Развивающая функция предлиетпой среды музея uzpyuiKU актуализируется в у<:ловиях. собственной деятельности ребенка, осваивающего культуру, и психолого-педагогического сопровождения этого процесса.Включение ребенка в деятельностное освоение вультуры выступает средообразуюпщм фактором музея.Ь.Социокультурное проектирование - эффективный метод организации предм.етной развивающей среды м.узея uzpyuiKU и оптимальное условие актуализации ее развивающей функции, социокультзфной и психолого-педагогической функций самого музея.7.Оптимальное педагогическое сопровож:дение ребенка в условиях социокультзфного проектирования строится посредством организации детско-взрослого сообщест.ва и коллективно распределенной деятельности по проектированию и организации предъявления культурного наследия в рамках общественно значимых событий,

8.Универсальный характер метода социокультурного проектирования и практики включения в соответствующую деятельность детей позволяют аккумулировать потенциал всего арсенала музейно-педагогических методов и средств.9. Реализуя педагогическую позицию в отноигениях «культура - субъект проектирования - другая развивающаяся личность», разворачивая собственную деятельность в условиях ценностного и инстрзгментального отношения к культуре, ребенок становит€:я участником эстетического со-бытия с культурой, актуализируясь как субъект социокультурного диалога.10.Включение ребенка в деятельность по социокультурному проектированию в предметной развивающей среде музея игрушки способствует также процессам, профессионального самоопределение, формированию и проявлению грсижданской позиции.11. Пороясдающая деятельность ребенка в условиях социокультурного проектирования выступает условием, сочетания индивидуальных и массовых форм в работе м.узейного педагога, способствует эффективной реализации педагогической позиции музея игрзпики как социокультзфного института.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: • на научно-практических конференциях молодых ученых ИРЛ РАО (1995-1998ГГ.); •на международном наз^но-практическом семинаре «Здравствуй, музей!», проведенном на базе Русского музея (Санкт-Петербзфг,

13-17 марта 1995г.); •в публикациях по теме исследования; •в материалах конкурса на соискание Соросовской аспирантской стипендии 1997 г. (Грантовый сертификат от 17.07.97); •в разработке путеводителя по залу «Игрушка Серги(зва Посада и села Богородское»в рубрике «Семейная экскурсия»; •в осуществлении музейно-педагогических акций на базе Художественно-педагогического музея игрзшхки ИРЛ РАО, Г.Сергиев Посад (1996-1998 гг.).Практическая значимость исследования состоит в том, что определение и обоснование психолого-педагогических условий актуализации развивающей функции предметной среды музея игрушки позволили разработать адресные развивающие программы, способствуюпще реализации педагогической позиции музея игрзш1ки как части единого вультурно-образовательного пространства и вовлечению в него дрзггих сощЕОкультурных институтов. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве методологического и методического обеспечения организации предметных развивающих сред музеев игрушки и других музеев, специализируюпщхся на работе с детьми, для осмысления этой деятельности.Проведенное исследование позволило выделить перспективные направления дальнейших разработок проблемы развивающей среды музея игрушки. К этим направлениям следует отнести прежде всего изучение самой порождающей деятельности ребенка, включенного в социокультзфное проектирование в среде музея игрушки, механизмов формирования социокультурной позиции ребенка, а также процессов гражданского и профессионального самоопределения личности, процессов адаптации к культзфным типам деятельности.Настоящее исследование можжо считать началом комплексного практико-ориентированного исследования среды музея игрушки в контексте развития личности ребенка и становления новой музейной практики.