Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Зыкова, Маргарита Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Зыкова, Маргарита Николаевна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Психологическая теория фольклора

1.1 .Феноменология фольклора.

1.2. Фольклор как содержание филогенетического опыта.

1.3.Фольклортерапия: превентивный характер психолого-педагогического воздействия.

1.4. Сравнительный анализ психолого-педагогического воздействия методами психотерапии и фольклоротерапии.

1.5. Психолого-коррекционные и психотерапевтические возможности фольклора в контексте психолого-педагогического воздействия.

1.6. Психолого-педагогический анализ фольклорного обряда.

Глава 2. Экспериментальное изучение психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося

2.1. Организация, процедура и методы и исследования.

2.2. Формирующий психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Обработка результатов, их анализ и обсуждение.

Глава 3. Прикладные аспекты фольклоротерапии

3.1. Половая идентичность и способы ее достижения (на материале русского обряда).

3.2. Фольклорные игры и формирование половой идентичности.

3.3. Социальная реализация психолого-педагогического воздействия: фольклор и формирование этнической идентичности.

Введение диссертации по психологии, на тему "Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося"

Актуальность выбранной темы обусловлена совокупностью факторов ее научного, социального и прикладного значения. Психологическое понимание специфики, структуры, и механизмов психолого-педагогического воздействия фольклора на развитие личности учащегося имеет теоретическое и практическое значение как в плане достижения самоидентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий и средств массовой информации, кризиса общественных систем.

Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала. Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межэтнических конфликтов, обостряют проблемы формирования этнической идентичности детей и подростков. Агрессивное влияние СМИ и рекламы выступают фактором, затрудняющим формирование поло-ролевой идентичности. Таким образом, сегодняшние дети и подростки оказываются в условиях, когда становление и гармоничное развитие личности затруднено. В связи с особенностями социальной ситуации в стране, представляется весьма значимым исследование возможностей психолого-педагогического воздействия на личность средствами национального фольклора.

Вместе с тем современная ситуация обучения школьника характеризуется значительным увеличением интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на его личность. Особое значение в этих условиях приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса, организация психолого-коррекционной работы со школьниками. Одной из важнейших задач психолого-педагогического воздействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое конструктивное влияние на формирование личности школьника, разрешение им возникающих психологических проблем и трудностей.

На пути решения этой задачи существуют проблемы, отражающие противоречия концептуального характера и методического обеспечения:

• недостаточное научное осмысление психолого-коррекционных возможностей национального фольклора и использования этого феномена как средства психолого-педагогического воздействия;

• наличие противоречия между достаточно узкой направленностью той или иной методики, с одной стороны, и необходимостью обеспечения целостного воздействия на единую и неделимую личность, с другой. Пользуясь категориями педагогической психологии, можно сформулировать эту проблему как противоречие между потребностью учащегося как субъекта педагогического процесса в гармоничном развитии и ограниченной возможностью отдельной психолого-педагогической технологии, призванной создать условия для удовлетворения этой потребности;

• наличие противоречия между целью психолого-педагогического воздействия и способом его осуществления. Известно, что целью такого воздействия является, в конечном счете, достижение конструктивных изменений в психике. При этом для многих учащихся сам визит к психологу, ощущение "специальности", "искусственности" коррекционного воздействия является дополнительным травмирующим переживанием. Выполнение специальных упражнений в ряде случаев воспринимается ребенком и подростком как "лечение", что может усугубить личностную проблему, привести к возникновению дополнительных проблем. Таким образом, налицо необходимость разработки и внедрения таких методик, где ребенок включался бы в самоценную деятельность, которая одновременно являлась бы содержанием психолого-педагогического воздействия;

• противоречие, порождаемое применением методик, созданных в рамках определенного национально-культурного менталитета, к носителям иного. Американские, немецкие и т.д. методики могут быть действительно I эффективными в условиях тех стран, где они созданы; но, будучи механически перенесены на российскую почву, они далеко не всегда подтверждают свою эффективность.

Нам представляется перспективным для разрешения означенных противоречий рассмотреть вопрос о создании методик психолого-педагогического воздействия, базирующихся на материале национального фольклора.

Существует достаточно много определений этого феномена. В рамках данной работы используется следующее рабочее определение: Фольклор - это 1) совокупность культурного продукта, древнейшая форма общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта; 2) сам процесс такого отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда. Фольклор первичен по отношению к искусству; в этой форме сознания в синкретическом виде содержатся зачатки искусства, религии, науки.

Объектом исследования является феноменология русского фольклора.

В качестве предмета исследования обозначим психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося.

Цель исследования состоит в выявлении специфики и механизмов психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения: Фольклор может быть использован как целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность в рамках в рамках целостного подхода психолого-педагогической коррекции; этот феномен содержит все необходимые предпосылки для осуществления такого воздействия на личность, которое может быть признано эффективным, исходя из сложившихся научных критериев эффективности и успешности психолого-педагогического воздействия.

Фольклор, являясь основанием генезиса различных видов искусства, религии, аккумулирует психолого-коррекционные и психотерапевтические возможности этих более поздних форм сознания и представляет собой феномен, формы проявления которого изоморфны структуре психологической проблемы.

Предполагается, что в результате психолого-педагогического воздействия, основанного на материале фольклора, будут достигнуты статистически значимые изменения позитивной направленности в структуре самосознания учеников.

В соответствии с выделенным объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. В ходе теоретического исследования выявить и научно обосновать возможности фольклора в рамках задач психолого-педагогического воздействия;

2. Выявить и раскрыть психологические механизмы и специфику психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося;

3. Экспериментально проверить эффективность использования фольклора в рамках психолого-коррекционной работы;

4. В соответствии с результатами исследования, разработать научно-практические рекомендации по использованию фольклора в психолого-педагогической работе.

Методологической основой исследования выступают положения философской антропологии, социальной и педагогической психологии о личности как уникальной - сложной и целостной одновременно - системе, способной к актуализации, раскрытию творческого потенциала; о возможности личностного роста в процессе усвоения и творческого воспроизведения преобразованного субъектом социокультурного опыта; о значении помогающего", "поддерживающего" психолого-педагогического влияния в целях содействия гармоничному развитию ребенка. Методологическую базу исследования образует системный анализ, культурологический и феноменологический подходы. В качестве специальной методологии исследования, выступает принцип единства сознания и деятельности, личностно-ориентированный подход.

Теоретической основой исследования являются теории и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной психологии и педагогики. К таковым относятся: фундаментальные разработки JI.C. Выготского, исследующие закономерности психического развития личности, возрастных кризисов; постулаты о структуре психики, выдвинутые К. Юнгом и творчески разработанные его последователями; исследования К. Юнга, В. Одайника, Д. Хаббэка, С. Грофа и Д. Хэлифакса (изучение влияния на личность обрядов инициации); А. Лосева, А. Леонтьева, И. Черепановой, М. Линецкого (изучение речевых жанров фольклора в контексте суггестивной лингвистики); работы М. Мид, Дж. Фрезера, И. Хейзинга, Э. Тайлора (вопросы влияния ритуальных фольклорных действ на личность в плане аффективной организации жизни личности и общества); исследования Л. Выготского, В. Сухомлинского, А. Леонтьева, Ф. Фрадкиной, О. Газмана, С. Шмакова (фольклорные игры и их роль в психолого-педагогической работе); работы А. Гнездилова, О. Смирновой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой (психотерапевтические возможности фольклорных сказок); работы В. Лебединского, В. Либлинг, Е. Баенской, О. Никольской (роль фольклора в оптимальном формировании аффективной сферы ребенка).

Степень разработанности проблемы. Существует значительное число научных работ, авторы которых обращаются к отдельным жанрам и формам фольклора как частным техникам психолого-педагогической коррекции. Исследователи, работающие в самых различных областях психологии, социологии, философии, педагогики (Мухина B.C., Лихачев Б.Т., Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Пропп В.В. и др.) обращались к фольклору как феномену, вызывающему интерес в контексте исследуемых проблем. Однако фольклор не стал до сегодняшнего дня предметом систематического научного психолого-педагогического исследования. Не являются научно обоснованными представления о возможности и эффективности использования фольклора как целостного образования в рамках задач психолого-педагогической коррекции; не раскрыта и не описана специфика и сущность механизмов психолого-педагогического воздействия фольклора на личность. Гносеологическое поле данного феномена в русле категорий педагогической психологии не сформировано, как и не определено его место в ряду методов психолого-педагогического воздействия. Имеющееся противоречие между относительной исследованностью субсистем феномена и недостаточной изученностью феномена как целостного и непротиворечивого явления (и, соответственно, возможностей его целенаправленного применения) впервые может быть разрешено в рамках данной работы.

Автор применял в исследовании методы, разработанные в отечественной психологической науке: аналитические, диагностические, структурно-функционального моделирования, методы активного обучения, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: впервые феномен фольклора был исследован в контексте задач психолого-педагогической коррекции как целостный психологический феномен; выявлены и описаны механизмы психолого-педагогического воздействия фольклора на личность, раскрыта специфика такого воздействия; выявлены и подтверждены условия гармонизации воспитания и обучения школьников на фольклорных традициях, лучших образцах национальной культуры, что способствует гармоничному развитию личности в целом; на материале национального фольклора обоснованы условия социальной реализации психолого-педагогического воздействия фольклора; разработана и апробирована коррекционная программа психолого-педагогического воздействия для школьников, имеющих психологические проблемы; на материале фольклора разработана программа психолого-педагогического воздействия, направленная на содействие становлению половой идентичности и самоидентичности детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• в ходе исследования раскрыты существенные для психологической и педагогической практики подходы к изучению влияния и воздействия фольклора на личность учащегося и способы реализации такого воздействия; разработаны и внедрены в образовательную практику музыкальных школ авторские психолого-педагогические фольклорные программы;

• в процессе подготовки практических психологов активно используются теоретико-методологические положения, разработанные в ходе диссертационного исследования; полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке курсов лекций "Введение в специальность", "Практическая психология", а также при разработке и чтении различных спецкурсов «Психологическая теория фольклора», «Фольклоротерапия» и др.;

• концептуальное и методическое решение многих проблем диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для групповой работы с детьми в практике школьных психологических служб и психологических консультаций; обнаруженные в диссертации механизмы психолого-педагогического воздействия фольклора и специфика обрядового действия могут способствовать образованию, воспитанию и развитию детей; результаты исследования могут быть использованы для обеспечения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в современной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. фольклор, рассматриваемый с позиций личностно-ориентированного подхода как метод психолого-педагогической коррекции, содержит основные предпосылки эффективного психологического воздействия на личность: a) наличие специально организованного пространства для выражения, "отыгрывания" аффектов; b) наличие особой структуры фольклорного действа, выступающего как модель разрешения психологической проблемы; c) обусловленное спецификой феномена снижение напряжения, обучение и самообучение работе с проблемой, усвоение и творческое воспроизведение новых форм поведения и отношений.

2. Психолого-педагогическое воздействие фольклора характеризуется синкретичностью, полимодальностью, наличием механизмов суггестии и аутосуггестии, атмосферой коллективного эстетического переживания, безоценочностью, импровизационностью.

3. Осуществление психолого-педагогического воздействия фольклорными средствами позволяет аккумулировать возможности психокоррекции, осуществляемой методами арттерапии, психогимнастики, игротерапии, сказкотерапии - фольклор объединяет важнейшие содержательные компоненты названных методов в едином и непротиворечивом комплексе.

4. Структура фольклорного обряда и психологической проблемы изоморфны, что позволяет использовать обряд для осуществления психолого-педагогического воздействия.

Организация исследования. Экспериментальное исследование психолого-педагогического воздействия фольклора на личность учащегося было организовано на базе Детской Школы Искусств города Светлогорска Калининградской области в период с 1993 по 1999 г. Всего в исследовании приняли участие 134 человека.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях: "Развивающаяся психология - основа гуманизации образования" (Москва-1998), "Практическая подготовка психологов в системе высшего образования" (Москва-1998), международной конференции «Личность XXI века» (Москва-1999), а также на региональных научно-практических конференциях (Калининград, 2000, 2001). Проблема диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы МОСУ.

Апробация идей осуществлялась в ходе чтения курсов лекций (19982001) по практической психологии, а также различных спецкурсов в Калининградском филиале МОСУ. Прикладной аспект исследуемой проблемы выразился в разработке фольклорных программ, которые прошли апробацию и внедрение в практику Детских Школ Искусств Калининградской области (г. Светлогорск, г. Краснознаменск), Калининградского Областного Учебно-Методического Центра дополнительного образования "Дом Учителя".

Основные положения исследования изложены в б опубликованных статьях.

Структура и объем диссертации. Работа выполнена на 180 листах, состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии и приложения. Библиографический перечень содержат 256 наименований, среди которых 17 на иностранном языке. В структуру диссертации вошло описание психолого-педагогического эксперимента, результаты которого отражены в 9 таблицах.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Заключение

Результаты проведенных научно - теоретических и практических исследований позволяют сделать вывод о том, что в целом заявленные гипотезы получили свое подтверждение, как на уровне теоретических выкладок, так и в практической деятельности.

Выдвинутое предположение о том, что фольклор как особая форма сознания и отражения действительности может быть эффективно использован в контексте задач психолого-педагогической коррекции и психотерапии, подтверждается результатами анализа структуры и особенностей самого феномена.

Как известно, при осуществлении мероприятий психолого-педагогической коррекции и психотерапии широко используются различные методы и методики, на практике доказавшие свою эффективность. К ним относятся различные виды воздействия средствами искусства, элементы игротерапии, тренинги, в ходе которых используются частные методики. Анализ структуры феномена "Фольклор" показал, что его материалы содержат в себе все черты, характерные для вышеуказанных методов.

Известны также предпосылки эффективности психолого-педагогических коррекционных и психотерапевтических воздействий. Изучение фольклора с этой точки зрения позволяет утверждать, что понимаемый как метод психолого-педагогической коррекции и психотерапии, фольклор содержит все наиболее значимые предпосылки успешности, эффективности воздействия на личность ребенка и подростка.

Анализ феномена показал также, что при применении фольклора в качестве метода психолого-педагогической коррекции и психотерапии, могут быть минимизированы негативные последствия, которые способны возникнуть в ходе применения подобных методов (в частности, методов воздействия средствами искусства).

Исследование специфики феномена показало его соответствие особенностям личности, мышления ребенка, выражающемся в отождествлении символа с реальностью, целостном, нерасчлененном восприятии мира.

В ходе исследования было установлено, что изучаемый феномен полно и адекватно соответствует особенностям ведущей деятельности ребенка, сочетая игровые формы и обучение новому, опосредованное общением.

Таким образом, фольклор выступает как метод, материал которого максимально соответствует особенностям психофизиологического развития ребенка.

Опыт практического применения фольклора как метода психолого-педагогической коррекции и психотерапии показал, что для изучения эффективности воздействия возможно использование принятых в психологической практике основных критериев оценки успешности: достижение объективных и субъективно переживаемых изменений, устойчивость результата. Это дает основания причислить фольклоротерапии) к числу методов, пригодных к использованию в практической деятельности. Поскольку выявлены, теоретически доказаны и практически подтверждены содержащиеся в методе предпосылки эффективного воздействия, данный метод может быть использован в работе психологами - практиками, обладающими соответствующей подготовкой.

Вторая заявленная гипотеза о том, что фольклор, являясь основанием генеза для более поздних форм общественного сознания и отражения мира (религии, искусства), аккумулирует терапевтические возможности этих форм, используемых в качестве методов психолого-педагогической коррекции и психотерапии, также получила достаточное подтверждение. Теоретический анализ структуры и субсистем феномена подтвердил: фольклор (понимаемый здесь как метод психолого-педагогической коррекции и психотерапии) является синкретическим, целостным образованием, включающем в себя зачатки позднее дифференцировавшихся форм сознания и отражения мира; каждая из этих более поздних форм используется сегодня достаточно широко в психолого - педагогической практике. Вместе с тем, фольклор представляет собой не механическое объединение этих более поздних форм, а целостную непротиворечивую систему, обладающую, в силу этой непротиворечивой естественной целостности, в плане воздействия на личность, синергетическим эффектом. В силу относительной дифференцированности жанров искусства, при использовании их в качестве методов психолого - педагогической коррекции и психотерапии, воздействие, как правило, направлено на некоторую часть целостной личности; что касается фольклора, то именно его синкретичность, цельность, естественно сложившееся в нем сочетание различных форм и способов воздействия, обеспечивает его (воздействия) максимальную глубину, широкую направленность и полноту.

В ходе практической части исследования получили подтверждения об эффективности использования исследуемого метода в практике психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Изучение динамики изменения самооценки участников экспериментальной и контрольной групп, уровня невротизации, креативности показали: изменения, произошедшие в результате применения метода, являются значимыми, объективно регистрируемыми, субъективно переживаемыми участниками группы.

Выявлено особое значение фольклора как метода воздействия, способствующего формированию идентичности, в частности, половой идентичности.

На основании вышеизложенного представляется возможным наметить некоторые основные практические пути применения метода.

Фольклор как метод психолого-педагогического воздействия, способствующего формированию половой идентичности, может быть использован в практике совместной работы психологов, воспитателей и музыкальных работников детских дошкольных учреждений, детских учреждений дополнительного образования, в специализированных учреждениях, занимающихся организацией психолого-педагогической коррекционной работы.

В качестве метода психопрофилактики, психогигиены и психотерапии данный метод может быть использован в практике совместной работы психологов и педагогов учреждений среднего образования, как в виде образовательной программы, так и в форме тренингов, студийной, клубной работы.

Достойное место метод может занять как важная часть психолого-педагогического обеспечения (сопровождения) и оптимизации процесса обучения, где может быть использован также в виде тренингов, как форма организации досуга детей и подростков, имеющих психологические проблемы и трудности.

Предполагаем, что дальнейшее изучение возможностей метода откроет такие области его применения, как психолого - педагогическая коррекционная работа с семьями, имеющими проблемы; с подростками, в частности, с подростками, имеющими суицидальные наклонности; при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Особую область возможностей использования метода представляет реализация социологической модели психотерапии, где метод может выступать как форма целенаправленного воздействия на формирование этнической идентичности, образование устойчивых общественных представлений, взглядов, способствующих нормализации и оптимизации взаимоотношений больших групп людей.

Важнейшие тенденции развития современного общества и общественного сознания - стремление к целостности, гармоничности и непротиворечивости, потребность в овладении кодом национальной культуры -делают фольклор достойным объектом всестороннего научного изучения, в ходе которого будут раскрыты новые значимые грани этого феномена.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Зыкова, Маргарита Николаевна, Москва

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

2. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. М., 1988.

3. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. М., 2000.

4. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М., 1985.

5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. Воронеж, 1998.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

9. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. М.,1991.

10. Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.

11. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.

12. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М., 1985.

13. З.Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1993.

14. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

16. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.-Воронеж, 2000.

17. Белова Е.С. Одаренность малыша.- М., 2001.

18. Берштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX века: половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.

19. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2. М., 1995.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ., М., 1997.

21. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

22. Бессер 3. Магические слова. Пособие по психологической самозащите. СПб., 1996.

23. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина Тбилиси, «Мецниереба», 1978.

24. Богданович в.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1995.

25. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-В., 1995.

26. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1995.

27. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев,1997.

28. Бондаренко Э.Б. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995.

29. Бордюг Н.Д. Обрядовый фольклор Нижегородской области. Нижний Новгород, 995.

30. Бордюг Н.Д. Игры в обрядах. Нижний Новгород, 1992.31 .Бородецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: Азбука молчания. М., 2000.

31. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М., 1994.

32. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. М. ,1998.

33. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Ташкент, 1979.

34. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев-Москва, 1999.

35. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами //Вопросы психологии, №1, 2000.

36. Букякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник Московского университета, Серия 14, №1,2000.

37. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания // Вопросы психологии, 1999, №5.-с. 50-61.

38. Бьюдженталь Дж. Ф.Т. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии. Т.З. Пер. с англ. М., 1998. Послесловие И. Польстер.

39. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. М., 1990.

40. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.

41. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е, испр. изд. М., 1996.

42. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского.-М., 1981.

43. Возрастная и педагогическая психология: тексты. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992.

44. Вопросы эстетики и теории музыки вып. 14 Ленинград, «Музыка», 1975.

45. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997.

47. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1995.

48. Габай Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 1995.

49. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.,1988.

50. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

51. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М., 1999.

52. Гете В. Мысли об искусстве. М., Л., 1938.

53. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

54. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М., 1998.

55. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. М., 1992.

56. Голос В.Я. Экология искусства. Л., 1990.

57. Грачева А. М. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков: (На материале исследований, старшеклассников рус. и еврейской национальностей). Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1996.

58. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.

59. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.

60. Гринсон P.P. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994.

61. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии, №1, 1992.

62. Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского. М., 1990.

63. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1997.

64. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1996.

65. Даль В.И. Пословицы русского народа М., 1974.

66. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981.

67. Дериси О.Н. Человеческая подлинность./ Это человек: Антология. М., 1995.-с. 156-159.

68. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р/Д.,1996.

69. Джеймс У. Психология. М., 1991.

70. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности. Дис. . докт. психол. наук. Новосибирск, 1999.

71. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

72. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

73. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. Дубровиной. М., 1991

74. Ефименкова Б.Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян. М., 1987.

75. Забродин Ю.М., Сосновский В.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека /Вопросы психологии,№6, 1989- с. 100-108.77.3авалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., Наука, 1986.

76. Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. А.А. Яковлева; Сост. В.П. Филатов. М., 1991.79.3аковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Автореф. дис. докт. философ, наук. Р/Д., 1999.

77. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков Л., 1982.

78. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.

79. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки //Вопросы психологии, №1, 1989-5-15с.

80. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.84.3инченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М., 1992.85.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1996.

81. Иванов-Борецкий Первобытное музыкальное искусство. М., 1929.

82. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л., 1988.

83. История зарубежной психологии (тексты) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.

84. Исурина Г.Л. Динамика системы отношений больных неврозами в процессе групповой психотерапии (в кн. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях). Л., 1982.-стр. 57-63.

85. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

86. Кабаченко Т.В. Методы психологического воздействия. М., 2000.

87. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

88. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Обзор. М., 1977.

89. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов, 1995.

90. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия. Л., 1975.

91. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1990.

92. Карвасарский Б.Д. Психотерапия М., 1985.

93. Касьянова К.О. О русском национальном характере. М., 1990.

94. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.,

95. ЮО.Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

96. Ковшова М.Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

97. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1995.

98. ЮЗ.Коломинский Я. Л. Воспитание себя. М., 1981.

99. Кон И.С. Открытие «Я», М., 1978.

100. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

101. Кулагина Н. В Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М., Воронеж, 1999.

102. Куликов Ю.Р. О социально-культурной природе традиционного фольклора (в кн. Социологические аспекты изучения фольклора). Алма-Ата, 1978 стр. 11-17.

103. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов. / под ред. Г.В. Драча. Р/Д., 1998.

104. Культурология. Учебное пособие. М., 1993.

105. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

106. Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1990.

107. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

108. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

109. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М., 1994.

110. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999.

111. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

112. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999.

113. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.

114. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.

115. Личность на пороге XXI века. Тезисы международной конференции психологов, педагогов, историков, философов, филологов, культурологов. М., 2001.

116. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

117. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. М., 1998.

118. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

119. Лукьянов О.В. Проблема идентичности и психологической ригидности в психологической и образовательной практике. Автореф. дис. . канд. психол. наук. Томск, 1999.

120. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д., 1998.

121. Лэндрет Г. Игротерапия. Искусство отношений. М., 1995.

122. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1990.

123. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.

124. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия. Пер. с англ. М., 1999.

125. Мамбеева А.С. Изучение русской этнической самоидентичности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.,1995.

126. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1999.

127. Материалы фольклорных экспедиций Нижегородской консерватории Нижний Новгород, 1991-1997.

128. Материалы фольклорных экспедиций Московского Государственного Музыкально-Педагогического Института им. Гнесиных, Межвузовский сборник. М, 1993.

129. Материалы фольклорных экспедиций Кировского Педагогического Института. Межвузовский сборник. 1992.

130. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

131. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. М., 1991.

132. Мирианашвили. Об одном средстве общения в трудовом процессе (народная песня) (в сб. Речевое общение: проблемы и перспективы). М., 1978.

133. Мифологический словарь. М.,1991.

134. Мясищев в.Н. Психология отношений. М.-В., 1995.

135. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999.

136. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. М., 2001.

137. Обряды, обычаи, традиции: преемственность и развитие. М., 1983.

138. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

139. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.

140. Панкеев И.А. Русские народные игры. М., 1998.

141. Нб.Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск, 1990.

142. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М., 1972.

143. Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры. (Вопросы методологии и методики). М., 1991.

144. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Р/Д., 1996.

145. Поликарпов B.C. История нравов России М., 1995.

146. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии, №1, 1996, с. 20-34.

147. Поликарпов B.C. история нравов России. М., 1995.

148. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина /сб. по материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева СПб., типография А.С. Суворина, 1903.

149. Православный обряд венчания. М., 1991.

150. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.

151. Пропп В.Я. Исторический корни волшебной сказки. JL, 1986.

152. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

153. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997.

154. Психологическое развитие младших школьников /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990

155. Психология воспитания (под ред. В. А. Петровского) М., 1993.

156. Психология цвета. Сборник. Пер. с англ. М.-К., 1996.

157. Психология. Словарь. Од общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М., 1990.

158. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов // Политические исследования, №2, 1996.

159. Путилова JI.M. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии). Автореф. дис. . докт. философ, наук. М., 1999.

160. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.

161. Ретюнских JI.T. Игра как она есть или онтология игры. М., Липецк.,1997.

162. Речевое общение: проблемы и перспективы /сб. научно-аналитических обзоров. М., 1983.

163. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

164. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

165. Роджерс Н, Творчество как усиление себя //Вопросы психологии.-1990.-№1 стр. 164-168.

166. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии, 1997, №1, с.39-47.

167. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

168. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

169. Руководство по психотерапии. / под ред. В.Е Рожнова. М., 1979.

170. Руководство по психиатрии /под ред. А.В. Снежневского. М., 1983.

171. Русская обрядовая поэзия /сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева. СПб., 1998.

172. Русские народные наигрыши. М., 1985.

173. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным М., 1996.

174. Русский фольклор. М., 1985.

175. Русский эротический фольклор. Песни, обряды и обрядовый фольклор, народный театр, заговоры, загадки, частушки М., 1995.

176. Русское народное поэтическое творчество / под ред. A.M. Новиковой, А.В. Кокарева. М., 1969.

177. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э.В. Померанцева, С.И. Минц. М., 1959.

178. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993

179. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

180. Сизанов А.Н. Психологические игры. Минск, 1995.

181. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

182. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. М., 1997.

183. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1980.

184. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

185. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

186. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

187. Суханов И.В, Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1972.

188. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

189. Томазова О. В. Основные направления изучения национальной идентичности в современной немецкой социологии (1980-90-е гг.): Автореф. дис. . канд. социол. наук. СПб, 1998.

190. Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.

191. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

192. Тресиддер Д. Словарь символов. Пер. с англ. М., 2001.

193. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

194. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

195. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. СПб., 1995.

196. Ушаков Г.К. Детская психиатрия М., 1973.

197. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001.

198. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.

199. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

200. Фрезер И. Золотая ветвь. М., 1984.

201. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

202. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1984.

203. Хайкин Р.Б. Арттерапия в восстановительной терапии психически больных. J1., 1977.

204. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992.2Ю.ХейзингаЙ. Homo ludens. М., 1994.

205. Холл Д. Словарь символов и сюжетов в искусстве. М., 1996.

206. Хрестоматия по возрастной психологии /под ред. Д.И.Фельдштейна. М

207. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Н. Новгород, 1995.

208. Хэзлем М.Т. Психиатрия. Львов,

209. Цветков А.П. Танец дождя. По ту сторону психотерапии. СПб., 1996.

210. Цветков Е. П. В царстве сна и смерти. М., 1991.

211. Цветков Э. Мастер самопознания. М., 1995.

212. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб., 1996.

213. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

214. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.

215. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб., 2000.

216. Шаповалова Г.Г., Лаврентьева Л.С. Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб, 1998.

217. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

218. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

219. Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. СПб., 1898.

220. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1997.

221. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. М., 2001.

222. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.,2000.

223. Шнейдер Л.Б. Реконструкция идентичности: Структурный и динамический аспект. // Развитие личности, №2, 2000. -с. 44-69с.

224. Шульц Д., Шульц С. история современной психологии. СПб., 1998.

225. Щедровицкий Г.П. Игры и «детское общество»//Дошкольное воспитание. 1964.№4.

226. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

227. Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. B.C. Собкина. М., 1998.

228. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. СПб., 1994.

229. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев- М., 1997.

230. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

231. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

232. Языческая мифология славян. М., 1995.

233. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994.

234. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig.33.

235. Cool ley Ch. H. Human Nature and Social Order (1922) N .Y., 1964.

236. Dobson J. Preparing for adolescence.-Bantam books, 1978.

237. Dobson J. The Strong-Willed Child.-Tyndale House Publishers, 1978.

238. Curie A. Mystics and militants // The study of a wariness, identity and social actions, L., 1972.

239. Giddens A. Modernity and self-identity. Stanford, 1991.

240. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City. N.Y., 1959.

241. Giles P. G., Ruchlak I. F. The validity of role contact repertory test as a measure of sexual identification // J. Project. Tech. 1965. V. 29.

242. Heibrun A.B. The measurement of identification // Child. Devil. 1965. V. 36.

243. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. Wily, New York. 1958.

244. Kuzmichkaite L. Ethnic and Territorial Identities // Changes of Identity in Modern Lithuania. Vilnius. 1996.

245. Lazowick L. On the nature of identification. // J. Abnormal. Soc. Psychol. 1955. V. 51.

246. Matteson D. R. Adolescence today. Sex roles and the search for identity. Homewood (III): Dorsey Press, 1975.

247. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982.

248. Tajfel H., Turner J. C. The Social identity theory of intergroup behavior. // Psychology of intergroup relations. Chicago. 1986.

249. Taylor Ch. Sources of the Self: the Making of Modern Identity. Cambridge, 1989.

250. Turner J. C. A self-categorization theory. // Rediscovering the Social Group: A Self- Categorization Theory. Oxford. 1987.