Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Корлякова, Светлана Георгиевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Корлякова, Светлана Георгиевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.

1.1. Музыкальность и музыкальные способности - важнейшие качества структуры личности музыканта-исполнителя.

1.2. Слагаемые профессионального мастерства музыканта-исполнителя

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА В ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

2.1. Проблема совершенствования исполнительской техники в истории фортепианной педагогики.

2.2. Двигательный аппарат пианиста и психомоторные способности человека.

2.3. Роль сознания в формировании рациональных пианистических движений.

2.4. Музыкально-художественное мышление пианиста.

2.5. Взаимодействие слуха и моторики в формировании художественной техники пианиста.'.

2.6. Структура художественно-исполнительской техники музыканта

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРАДИЦИОННОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИ

3.1. Концепция и организация психолого-педагогического эксперимента.

3.2. психологические вопросы самоконтроля и формирования навыков пианистической техники.

3.3. Различительная чувствительность по основным переменным движения как сенсорный фактор исполнительской техники пианиста

3.3.1. Различительная чувствительность движений по переменной времени.

3.3.2. Пространственная чувствительность.

3.3.3. Различительная чувствительность по усилию.

3.4. Сохранение в памяти двигательного эталона и оперативность психомоторных функций пианиста.

3.5. Надежность психомоторных функций пианиста в экстремальных условиях публичного выступления.

3.6. Динамика психомоторных способностей у студентов фортепианного отделения в процессе естественного и экспериментального развития.

Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов"

Музыка как специфический вид искусства выполняет важнейшую социальную функцию. Она активно участвует в эстетическом воспитании человека, мощно стимулируя его духовное совершенствование. Однако воздействовать на массового слушателя она способна лишь в процессе исполнительского творчества. В связи с этим перед музыкальными учебными заведениями системы профессионального образования стоит задача подготовки не только преподавателей, но и высокообразованных исполнителей.

Овладение профессией требует от человека наличия как общих, так и специальных способностей. Способности отражают очень сложные взаимодействия биологических, исторических и социальных условий развития человека, являются его индивидуально-психологическими особенностями. Потому проблема способностей - одна из наиболее трудных в психологии. Ее разработке посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи (С.Л. Рубинштейн, 1940; Б.М. Теплов, 1941; А.Н. Леонтьев, 1960; Н.С. Лейтес, 1971; Г.Олпорт, 1943; Дж. Гилфорд, 1967 и др.).

Любые способности человека, включая специальные способности, не только проявляются, но и развиваются в специфической деятельности. Такова принципиальная позиция отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, 1940; Б.М. Теплов, 1941; А.Н. Леонтьев, 1960; А.Г. Ковалев, 1960; В.А. Кру-тецкий, 1968; Н.С. Лейтес, 1971; К.К. Платонов, 1972; О.Д. Шульпяков, 1973; В.П. Сраджев, 1987; К.В. Тарасова, 1988; Ю.А. Цагарелли, 1989 и др.).

Можно предположить, что музыкальные способности и соответствующие психофизиологические особенности человека связаны с профессиональной пригодностью абсолютного типа (K.M. Гуревич, 1970). В этом случае важное значение могут иметь типологические особенности нервной системы. Любая профессиональная пригодность есть «свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом» (K.M. Гуревич, 1970, с.5).

К числу наиболее значимых и перспективных проблем в области музыкальной психологии можно отнести проблему диагностики и формирования психомоторного компонента музыкальных способностей как основы исполнительской техники музыканта.

Несмотря на выдающиеся успехи мастеров музыкального исполнительства и достижения современной музыкальной педагогики, вопросы технического развития учеников в массовом обучении остаются и на сегодняшний день чрезвычайно острыми. Причиной этому являются расплывчатость представлений о сущности технического воспитания музыканта; порою неверное понимание особенностей анатомо-физиологического строения исполнительского аппарата и психофизиологических принципов управления его деятельностью; недооценка степени взаимодействия двигательной сферы и специальных музыкальных, а также общих способностей человека; недопонимание важности участия психики индивида в музыкально-исполнительском процессе.

Ограниченность представлений о психологической деятельности музыканта порождает многочисленные ошибки в диагностике и обучении музыкантов-исполнителей, отмечавшиеся Г.Г. Нейгаузом (1961), И.А. Мусиным (1967), Г.М. Коганом (1968) и др.

Из трудов последних лет, посвященных изучению психологических, педагогических, физиологических и прочих факторов профессиональной пригодности, следует особо отметить работы В.П. Сраджева (1984), Ю.А. Цагарелли (1989).

Наше исследование посвящено изучению развития психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения среднего специального учебного заведения.

Психомоторное развитие наряду с музыкально-слуховым, эмоционально-волевым и др., служит основой успешной подготовки музыканта-исполнителя, способного овладеть за время учебы рациональными двигательными структурами и надежно реализовать художественные задачи произведения в экстремальных условиях публичного выступления.

В последние десятилетия на важность изучения данной проблемы в аспекте профессиональной пригодности указывают многие специалисты в области музыкальной психологии (О.Д. Шульпяков, 1973, 1983, 1986; В.П. Сраджев, 1985, 1987; Ю.А. Цагарелли, 1989 и др.). В частности, В.П. Срад-жев (1985) выдвигает положение о том, что слуховая сфера и моторика выступают как сложные комплексы, наделенные общими и единичными свойствами, результат взаимодействия которых всегда конкретен и индивидуален. Ю.А. Цагарелли (1989) определил, что сенсомоторная координация музыкально-исполнительской техники обеспечивает согласование сигналов различной модальности. Главенствующее положение в ее структуре занимает слухомоторная координация.

В своем исследовании мы учли научный опыт в области спортивной психологии (Н.Г. Озолин, 1970, Б.Б. Коссов, 1974; В.П. Озеров, 1993 и др.). Так, опираясь на предположение Б.М. Теплова (1961) и доказательства В.Д. Небылицына (1966) о наличии обратной зависимости между свойствами нервной системы и абсолютной чувствительностью, Коссов Б.Б. (1974) обнаружил у спортсменов-борцов отрицательную связь между различительной чувствительностью и надежностью (помехоустойчивостью); В.П. Озеров (1993) выявил влияние различительной чувствительности человека на эффективность самоконтроля спортивной техники.

Теоретической основой нашей диссертации послужили работы H.A. Бернштейна (1947, 1966) о сенсорных коррекциях и уровневом построении движений; П.К. Анохина (1955, 1968) - о саморегуляции человеком гностических действий; П.Я. Гальперина (1954) - о поэтапном формировании действий; С.С. Геллерштейна (1958), Б.Б. Коссова (1973) - о самоконтроле как регуляторе двигательных действий; Б.М. Теплова .(1961), K.M. Гуревича (1970), К.К. Платонова (1972) - о взаимообусловленности способностей и их компенсациях; Л.М. Шварца (1941) - об интерференции навыков; Б.Г.

Ананьева (1968, 1977), Б.Ф. Ломова (1975, 1984), В.Д. Шадрикова (1982), В.А. Ганзена (1984) - о системном подходе к анализу психического отражения в деятельности; В.П. Озерова (1974, 1983, 1993) - о комплексном развитии психомоторных способностей.

Анализ специальной литературы по развитию технического мастерства пианистов показал, что, несмотря на значительное число методических работ, научных исследований выполнено крайне мало. Даже в капитальных трудах по музыкальным способностям (Б.М. Теплов, 1941, 1947; Й. Гат, 1959; К. Мартинсен, 1966; Г. Нейгауз, 1982; С.И. Савшинский, 1968, Г.М. Коган, 1969 и др.) недостаточно раскрываются психологические аспекты технического мастерства музыканта, не исследуются вопросы диагностики и развития его психомоторных качеств.

Проблема повышения надежности музыкально-технического мастерства непосредственно связана с повышением надежности психических систем, ответственных за реализацию двигательной программы исполнения. К ним следует отнести в первую очередь морально-волевые и сенсорно-моторные качества, обеспечивающие эффективный самоконтроль и саморегуляцию двигательной деятельности в экстремальных условиях публичного выступления. Овладение музыкантом всей двигательной программой исполнения невозможно без высокого и разностороннего развития психомоторных функций.

Вопросы взаимовлияния навыков в музыкальном исполнительстве требуют неотложного изучения с целью повышения эффективности обучения техническому мастерству и надежности его реализации на уроках и ответственных выступлениях.

В данной работе делается попытка решить эту проблему путем применения экспресс-методов диагностики, экспертных оценок, формирующих методик. Экспресс-тесты позволяют за минимально короткое время (5-15 минут) получить показатели по нескольким психическим параметрам у большой группы испытуемых, установить не только количественную и качественную специфику способностей студентов, но и рекомендовать педагогам уделить особое внимание развитию определенного психомоторного качества ученика в соответствии с полученным «диагнозом».

Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена тем, что изучение психофизиологических детерминант структуры исполнительских способностей студентов фортепианного отделения связано с такими глобальными педагогическими проблемами, как существование неразрывности непрерывного обучения (детская музыкальная школа - среднее специальное учебное заведение - высшее учебное заведение) и психического, физического развития человека; стирание противоречий между теорией и практикой обучения; психологическое обеспечение содержания учебных программ и методических рекомендаций. Знания о закономерностях психомоторного развития человека и возможностях воздействия на этот процесс имеют большое значение для всех сфер общественной жизни человека и, в частности, для исполнительской деятельности музыкантов.

Цель исследования: изучение психологических основ диагностики и формирования психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения среднего специального учебного заведения.

Объект исследования: развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей пианистов.

Предмет исследования: взаимосвязь психомоторных и музыкально-исполнительских способностей в процессе формирования техники исполнения у студентов фортепианного отделения.

В соответствии с проблемой диагностики и развития психомоторной основы художественной техники студентов-пианистов можно сформулировать следующую гипотезу: определение стратегии подготовки будущих музыкантов-исполнителей станет более эффективным, если в процессе диагностики и формирования психомоторных способностей студентов будут выявлены ведущие компоненты музыкально-исполнительских и психомоторных способностей и их взаимосвязь.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы музыкальных способностей и музыкальности в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.

2. Изучить реальное состояние проблемы диагностики и формирования психомоторных способностей;

3. Выявить основные тенденции развития психомоторики у студентов-пианистов среднего специального учебного заведения.

4. Разработать методологические принципы, методические подходы, упражнения и тесты для диагностики и формирования психомоторных способностей на младших курсах обучения в средних специальных учебных заведениях.

5. Изучить динамику развития психомоторных способностей и эффективность экспериментальной методики в развитии исполнительской техники пианистов.

6. Исследовать психомоторную надежность студентов в условиях стабильной и экстремальной ситуации.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие основные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы и исследований по проблеме музыкальных и психомоторных способностей человека; психолого-педагогические наблюдения и обобщение опыта работы преподавателей в классе специальности (фортепиано) со студентами среднего специального учебного заведения; лабораторный эксперимент с применением портативной психодиагностической аппаратуры, направленный на выявление уровня развития основных психомоторных способностей и нейродинамических особенностей человека, а также с целью изучения взаимосвязей психомоторных и музыкально-исполнительских способностей пианистов; формирующий психолого-педагогический эксперимент по целенаправленному развитию психомоторных способностей студентов-пианистов; экспертные оценки музыкально-исполнительских способностей студентов; тестирование психологических свойств, состояний студентов и педагогов; математико-статистические методы количественного и качественного анализа данных психолого-педагогического эксперимента.

Методологической и теоретической основой проведенного исследования служат диалектико-материалистическая концепция всеобщей взаимосвязи явлений; положения материалистического учения о высшей нервной деятельности и современной психофизиологии; комплексный подход к изучению психомоторных способностей, при котором основополагающей идеей является то, что способности - понятие динамическое, они не только проявляются, но и формируются в соответствующей деятельности (C.JI. Рубинштейн, 1940; Б.М. Теплов, 1941; В.А. Крутецкий, 1968; Б.Б. Коссов, 1976; В.Д. Шадриков, 1982; В.П. Озеров, 1989 и др.); знания о закономерностях психомоторного развития человека, путях и возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс (И.И. Сеченов, 1876; H.A. Бернштейн, 1947, 1966; С.Г. Геллерштейн, 1958; Б.Б. Коссов, 1973, 1989; В.П. Озеров, 19831993 и др.); выдвинутый современными передовыми отечественными теоретиками музыкального исполнительства тезис о единстве художественного и технического развития исполнителя при ведущем значении художественного фактора (О.Д. Шульпяков, 1973, 1986; A.B. Бирмак, 1973; В.П. Сраджев, 1985, 1987 и др.).

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые поставлена и комплексно исследована проблема развития психомоторики как основного компонента музыкально-исполнительских способностей пианистов; впервые изучена структура психомоторных способностей и нейроди-намических особенностей у музыкантов-пианистов разного уровня квалификации; определено влияние разработанной нами системы специальных упражнений на формирование психомоторных способностей студентов-пианистов; выявлена ведущая роль различительной чувствительности и двигательной памяти музыканта при выполнении специализированных действий по переменной времени, а также выносливости и работоспособности, определяющих успешность студентов в профессиональной деятельности.

Теоретическое значение работы состоит в научном обосновании концепции комплексного подхода к диагностике и целенаправленному формированию психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей в системе непрерывного музыкального образования. Научно обосновано место психомоторики в системе психолого-педагогических знаний.

Материалы исследования позволяют составить более глубокое представление о закономерностях взаимодействия психомоторики с музыкальными способностями в работе пианиста над исполнительской техникой; на этой основе определить новые методы формирования психомоторных способностей.

Разработаны, модифицированы и научно обоснованы разнообразные методики, соответствующие поставленным задачам исследования.

Психолого-педагогические принципы и методы диагностики и формирования психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей, сформированные в работе, могут служить научно-теоретической базой для разработки новых форм и методов психологического и моторного развития школьников и студентов разного возраста, пола и музыкально-технической подготовленности.

Практическое значение.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практической работе педагогов различных исполнительских специальностей. Разработанная методика диагностики и формирования психомоторики может применяться на практических занятиях по психологии и уроках физической культуры. Теоретическое содержание диссертации и отраженный в ней фактический материал могут служить основанием для создания учебного пособия по музыкальной психологии и методических рекомендаций для преподавателей фортепиано. Разработаны и внедрены в практику оценочная шкала музыкально-исполнительских способностей студентов; система психомоторных упражнений, адаптированных к деятельности музыканта-пианиста.

Достоверность и надежность результатов. Соответствие полученных экспериментальных результатов общепринятым научным критериям валид-ности и надежности достигалось использованием широкого спектра экспериментальных методик (38 психофизиологических показателей, 21 показатель по музыкально-исполнительским способностям, 5 показателей психических свойств и состояний личности). В работе освещены результаты 8 экспериментальных исследований трехлетнего психолого-педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явилось Ставропольское краевое училище искусств. В выборочную совокупность для получения эмпирических данных в связи с малочисленным контингентом студентов указанного учебного заведения вошло 24 студента фортепианного отделения и 8 преподавателей и концертмейстеров-пианистов. Всего за период эксперимента выполнено 14.334 человеко-измерений.

Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации освещались на научных конференциях Ставропольского государственного университета (1997-2000 гг.), на научно-методических советах кафедры практической психологии и кафедры искусств СГУ (19972000 гг.), на методических советах фортепианного отделения Ставропольского краевого училища искусств (1997-2000 гг.), на научно-практической конференции Ставропольского краевого училища искусств (2000 г.).

Основные положения и выводы диссертации получили внедрение

- в циклах лекций учебных курсов по музыкальной психологии и музыкальной педагогике, разработанных и прочитанных автором для студентов факультета искусств Ставропольского государственного университета и Ставропольского краевого училища искусств;

- в составленной программе по музыкальной психологии и педагогике для студентов факультета искусств университета, высших музыкальных учебных заведений (2000 г.);

- в составленной программе по основам психологии и педагогики для студентов училища искусств (1998 г.);

- в разработанном учебно-практическом пособии для студентов высших и средних специальных музыкальных учебных заведений «Основы общей и музыкальной психологии» (1998 г.);

- в лекционных и практических занятиях со студентами факультета искусств СГУ по спецкурсу «Диагностика музыкальных способностей»;

- в учебном процессе фортепианного отделения Ставропольского краевого училища искусств;

- в опубликованных тезисах и статьях научных конференций Ставропольского государственного университета.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсорные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности.

2. Психомоторный компонент музыкально-исполнительских способностей тесно связан с образно-смысловой сферой произведения, которые, взаимодействуя, образуют художественную технику пианиста.

3. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в деятельности музыканта через тонкую различительную чувствительность к основным переменным движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, выносливость и работоспособность. 4. Психомоторные способности эффективно формируются на первоначальном этапе целенаправленного специализированного развития с помощью специально разработанных методических приемов и комплекса психомоторных упражнений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Диссертационное исследование подтвердило высокую актуальность изучения развития психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения среднего специально учебного заведения.

Обучение и воспитание в современной системе музыкального образования недостаточно опираются на имеющиеся психологические знания об общих закономерностях развития человека и, в частности, на знания закономерностей развития его психомоторных способностей.

В данной работе подобран и стандартизирован комплекс экспресс-методик для исследования психомоторных способностей студентов-пианистов. С его помощью нами осуществлена цель исследования - изучение психологических основ диагностики и формирования психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения.

Изучение способностей может быть наиболее адекватным в процессе эффективного их формирования (Б.Н.Теплов, 1981; Б.Б.Коссов, 1976; В.П.Озеров, 1989 и другие). В связи с этим нами разработана и внедрена в практику методика всестороннего формирования психомоторных способностей студентов-пианистов.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Музыкально-исполнительские и психомоторные способности, если исходить из средних групповых данных, развиваются по возрастающей кривой в соответствии с возрастом испытуемых (16-17 лет). Процесс развития данной возрастной группы находится в критическом периоде, т.к. прогресс развития невысок.

2. Психомоторное развитие тесно связано с исполнительскими способностями музыкантов, что подтверждается их высокими корреляционными взаимосвязями на достаточном уровне достоверности.

3. Тестирование психомоторных способностей по предложенной методике может эффективно использоваться с целью диагностирования таких компонентов психомоторики, как чувствительность, психомоторная память, выносливость, работоспособность, и в соответствии с поставленным «диагнозом» дает возможность разработать методы формирования менее развитых компонентов.

4. Формирование психомоторных способностей оказывает отсроченное позитивное влияние на развитие музыкально-исполнительских способностей студентов.

5. Целенаправленное всестороннее формирование психомоторных способностей с помощью специально разработанных приемов развивает такие необходимые для пианиста компоненты, как психомоторных память, выносливость, работоспособность, различительная чувствительность по переменной времени.

Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу: «Определение стратегии подготовки будущих музыкантов-исполнителей станет более эффективным, если в процессе диагностики и формирования психомоторных способностей студентов будут выявлены ведущие компоненты музыкально-исполнительских и психомоторных способностей и их взаимосвязь».

Теоретическое и практическое исследование развития психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов фортепианного отделения позволило предложить следующие практические рекомендации:

1. Диагностику психомоторного развития пианистов можно успешно проводить с помощью предложенных в диссертации стандартизированных экспресс-методик.

2. С целью получения наибольшей результативности методики, разработанные для формирования психомоторных способностей, должны быть более тесно связаны со специфической профессиональной деятельностью студентов-музыкантов.

3. Целенаправленное формирование психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей должно начинаться в более ранние сроки, в период обучения ребенка в музыкальной школе.

4. В среднем специальном учебном заведении формированием психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов можно заниматься на практических занятиях по психологии.

5. В среднем специальном учебном заведении в программу по физической культуре предложено включить специальные упражнения для развития психомоторных способностей: реактивности, различительной чувствительности по основным переменным движения, психомоторной памяти, выносливости, работоспособности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Корлякова, Светлана Георгиевна, Ставрополь

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1971 -278с

2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974. С.12.

3. Ананьев Б.Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. -Вопросы психологии, 1955, № 1

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. 339 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977-380 с.

8. Ананьев Б.Г.Билатериальное регулирование как один из механизмов интеграции. -Избр. псих, труды. М., 1980, Т. I. С. 207-212.

9. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии: Вопросы психологии, 1955, №6. С. 38.

10. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

11. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. С. 45.

12. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч. 1. М.: Музгиз, 1937.213 с.

13. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. -286 с.

14. Беляева-Экземплярская С.Н. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчёта времени человеком. Вопросы психологии, 1965, №6, с.90-99.

15. Бердяев Н. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. С. 282.

16. Бернштейн Н.А О построении движений. М.: Музгиз, 1947. 255 с.

17. Бернштейн Н.А Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.

18. Бирмак A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 141 с.

19. Блауберг И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 40.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М: Педагогика 1979.

21. Бойко Е.И. Время реакции человека. -М., 1964.

22. Богуш Н.Р. Исследование точности воспроизведения пространственных признаков движений. Труды Киевского института физкультуры. Вып. 6, 1958, с.38.

23. Брейтгаупт Р. Естественная фортепианная техника М.: Музгиз, 1927. С. 106.

24. Брейтгаупт Р. Основы фортепианной техники. М.: Музторг, 1929- 96 с.

25. Бронфин Е. Н.И. Голубовская исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978.-С. 100.

26. Брыль А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимое условие совершенствоания певческой деятельности младших школьников. Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979.

27. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973.

28. Венгер Л.А. О некоторых дискуссионных вопросах теории способностей. -В кн.: Гензис сенсорных способностей. М., 1976. С. 233-248.

29. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

30. Виноградов М. Физиология трудовых процессов. М., 1966.

31. Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки. М., 1932.

32. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984, т. 4.

33. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Доклад на совещании по вопросам психологии. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.

34. Гальтон Фр. Наследственность таланта, ее законы и последствия. Пб.,1875.

35. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1984.176 с.

36. Гарбузов H.A. Зонная природа темпа и ритма. М., Изд. АН СССР,1950.

37. Гат Й. Техника игры на фортепиано. М.-Будапешт: Корвина, 1959.232 с.

38. Геллерштейн С.Г. развитие восприятия под влиянием специальных упражнений. Материалы совещания по вопросам психологии АПН РСФСР, 1957, с. 206.

39. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорости двигательной реакции. -М.: Медицина, 1958.

40. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М.: Муз., 1975.-416 с.

41. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961, 1961. -243 с.

42. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.

43. Гуревич K.M. Современная психологическая диагностика: Пути развития. Вопросы психологии, 1982, №1.

44. Гуревич K.M., Борисова Е.М. (ред.) Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Международная пед. академия, 1995.

45. Дмитриев A.C., Карпов Г.С. К вопросу о восприятии и оценке времени. -Вопросы психологии, 1967, №4.

46. Додонов Б. Эмоция как ценность. М., 1978. С. 67.

47. Дьячков В.М., Ратов И.П. Педагогические аспекты теории надежности в технической подготовке спортсменов высших разрядов. Тезисы итоговой конференции ВНИИФКА. -М., 1973. С. 41-44.

48. Зингер Е. Из истории фортепианного искусства Франции. М., 1976.

49. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979.

50. Ивойлов А., Бойченко С., Смоляков Ю. Основы тренировки и инструментальные методы исследования в курсе совершенствования в ВУЗе. Минск., 1975.

51. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей. В кн.: Психомоторика. Л., 1976. С. 4-22.

52. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению. Псих, журн., 1987, №2, - Т. 8. С. 37-47.

53. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М., Проев., 1987287с.

54. Клещев С. К вопросу о механизмах пианистических движений // Сов. музыка, 1935, №4.

55. Клещев С. О методе воспитания пианистических движений // Сов. музыка, 1936, №9.

56. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. Л., 1960. 304 с.

57. Коган Г.М. Современные проблемы теории пианизма // Пролетарский музыкант, 1929, №7-8.

58. Коган Г.М. Современные проблемы теории пианизма // Пролетарский музыкант, 1930, №1.

59. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1961.

60. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М., 1968. С. 7, 9, 40.

61. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.342 с.

62. Коган Г.М. Из записей разных лет // Сов. музыка, 1969, № 7. С. 54.

63. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. Изд. 2. М., 1971.

64. Коган Г.М. О работе музыканта-педагога // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М., 1979. С. 81.

65. Конопкин O.A., Кондратьева И.И. «Закон силы» в сенсорном реагировании. В сб.: Новые исследования в психологии. №1(7). М.: Педагогика, 1973. С. 3-5.

66. Коробейникова JI.M. К вопросу о восприятии времени человеком. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.

67. Корредор X. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960. С. 262.

68. Коссов Б.Б. Проблемы психологии воспитания. М.: Высшая школа,1971.

69. Коссов Б.Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов. Т. I. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1973.

70. Коссов Б.Б. Вопросы психодиагностики в спорте. В кн.: Вопросы диагностики психического развития / Под ред. В.И. Дубовского, K.M. Гуревича и др., Таллин, 1974, С. 86-88.

71. Коссов Б.Б. (ред.) Познавательные процессы у спортсменов. Т. I. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1975; Т. II. Самоконтроль и мастерство в сорте. М.: ВНИИФК, 1976.

72. Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. M.-JL, С. 286.

73. Крестовников А.Н. Физиология человека. М.: ФиС, 1954, С. 386.

74. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика,1971.

75. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. Принцип развития в психологии. М., 1978.

76. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // В.П., 1960, №1. С. 717.

77. Леонтьев А.Н., Зинченко В.П., Панов Д.Ю. (ред.) Инженерная психология. -М.: МГУ, 1964.

78. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

79. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию. Собр. педагогических сочинений. Т. 2. -М.: ФиС, 1952, С. 110.

80. Ломов Б.Ф. (ред.) Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972.

81. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // В.П., 1975, №2. С.31.45.

82. Ломов Б.Ф. (ред.) Основы инженерной психологии. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1977.

83. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

84. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.

85. Маркова А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьников. «Вопросы психологии», №4, 1972.

86. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка., 1966.-218 с.

87. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М.: Музыка, 1977. 126 с.

88. Мельников Б.М. Некоторые особенности оценки времени в различных условиях деятельности спортсменов. Материалы VI Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971, С. 819.

89. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «Человек общество» // В.П., 1975, №5. С. 3-12.

90. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Муз-гиз, 1963. С. 13.

91. МилыптейнЯ. Ф. Лист. Т. 2. М., 1971.

92. Мохендр С. Исследование применения дополнительной активизации анализаторов для повышения эффективности спортивных движений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968.

93. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, Ленинградское отд., 1967.-352 с.

94. Назайкинский E.B. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.-383 с.

95. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., 1969.

96. Небылицын В.Д. Исследование силы и чувствительности нервной системы. Дисс. канд. пед. наук, М., 1957.

97. Небылицын В.Д. Основные свойства нервоной системы человека. -М.: Просвещение, 1966.

98. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

99. Нежинский О.М. К вопросу об определении структуры дирижерскойодаренности. В кн.: Обучение дирижированию и оркестровое исполнительстiво. Сб. трудов (межвузовский). М., 1979. Вып. 42. - С. 42.

100. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2-е изд.-М.: Музгиз, 1961.-317 с.

101. Нейгауз Г.Г. Беседы с Б. Тепловым и А. Вицинским // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. - Вып. 4. - С. 62.

102. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

103. Немов P.C. Психология: В 3 кн., кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995.

104. Никифоров Ю.Б. Исследование «чувства диагностики» у боксеров и методика его развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1968.

105. Николаев А. Некоторые вопросы развития фортепианной техники. В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано. - Вып. 2. М.: Музыка, 1965.-С. 235-265.

106. Озеров В.П., Ребус Б.М. Восприятие спортсменами временных интервалов в процессе активной мышечной деятельности. В кн.: Психологические проблемы трудовой деятельности и трудового обучения. Ставрополь, 1971. С. 80-96.

107. Озеров В.П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных легкоатлетов-многоборцев. Автореф. дисс. . канд. пси-хол. наук. -М., 1974.

108. Озеров В.П. Изучение структуры самоконтроля элементов техники у легкоатлетов разной специализации. В сб.: Познавательные процессы у спортспенов. Т. 2., М., 1976.

109. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983. - 139 с.

110. Озеров В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Автореф. .докт. психол. наук, М., 1993.

111. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Ставрополь, 1995. - 57 с.

112. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.

113. Орбели JI. Вопросы высшей нервной деятельности. АН СССР, 1949.1. С. 63.

114. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая работа. -Киев, 1975.

115. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая работа. -Киев, 1975.

116. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949. С. 27.

117. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2. Кн. 1. М-Л.: Изд. АН СССР, 1951.-392 с.

118. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2. Т. 3, Кн. 2. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951.-439 с.

119. Павлов И.П. Избр. труды. М., АПН СССР, 1951.-613 с.

120. Пейсахов Н.М. Теория, методика и практика психофизиологических исследований в высшей школе. В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1977. С. 4-39.

121. Петрушин В.А. Артистизм это и тренировка (о психологической подготовке музыканта к выступлению) - Сов. Музыка, 1971, №12. С. 67-73.

122. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1964.-383 с.

123. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.

124. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. В кн.: Социальная психология. М., 1975. С. 37-49.

125. Пуни А.Ц. О мускульно-двигательных ощущениях и представлениях у лыжников. Теория и практика физической культуры. № 11-12, 1946. С. 57.

126. Пуни А.Ц. О чувственных и логических компонентах двигательной деятельности спортсменов. Материалы совещания по психологии (1-6 июля, 1955), АПН РСФСР, 1957.

127. Рамуль П. Психофизические основы современной фортепианной техники. Лейпциг, 1928. С. 96.

128. Раппопорт С. От художника к зрителю М., 1978. С. 45.

129. Ревзон A.C. Развитие точности пространственной оценки движений в легкоатлетических упражнениях у младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1961.

130. Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки. Спб., 1911.

131. Розе H.A. Психомоторика взрослого человека. Л.: изд. Лен. ун-та, 1970.-128 е., ил.

132. Рубинштейн А.Г. Мысли и афоризмы. Спб. Йенсен, 1893 г.

133. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946.-704 с.

134. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957

135. Рубинштейн С.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // В.П., 1960, №3.

136. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.

137. Рудик П.А. (ред.) Психология. М.: ФиС, 1974.

138. Савенков Г.И. Исследование психологических особенностей состояния тренированности спортсменов (на материале легкой атлетики). М., 1969.

139. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.

140. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. - 107 с.

141. Сеченов И.М. Очерки рабочих движений. М., 1901.

142. Сеченов И.М. Элементы мысли. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Госполитиздат, 1947. С. 416, С. 523.

143. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию. Избр. произв. М.: АН СССР, 1952, С. 176, с. 253.

144. Сеченов И.М. Избранные произведения. Гл. II. Произвольные движения. -М.: Учпедгиз, 1953.

145. Соколов E.H. Статистическая модель наблюдателя. В кн.: Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко и Д.Ю. Панова. -М., МГУ, 1964.

146. Сраджев В.П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста. Дисс . канд. искусствоведения. -Л., 1985. 173 с.

147. Сраджев В.П. Проблемы развития фортепианной техники. Ташкент, 1987

148. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948.

149. Талышев Ф.М. Влияние спортивной специализации на чувствительность двигательного анализатора. Материалы VII научной конференции по морфол. физиологии и биомеханики мышечной деятельности. - М.: ФиС, 1964, С. 254.

150. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 175 с.

151. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. T. II., М. 1941.

152. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

153. Теплов Б.М. Способности и одаренность //В кн.: Психология. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 1948. С. 224-231.

154. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-536 с.

155. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // В.П., М., 1963, №5.

156. Теплов Б.М. Избр. труды в двух томах. T. I., М.: Педагогика, 1985.328 с.

157. Ухтомский A.A. Физиология двигательного аппарата. Собр. соч. Т. 3.-Л., 1961.

158. Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.

159. Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т. 1. М., 1964.

160. Фресс П., Пиаже Ж (ред.) Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966, С. 241-244, 267-270.

161. Фролов Ю.П. К физиологии так называемого «чувства времени». Доклады на II съезд по психоневрологии. М., 1924.

162. Хентова С. Современная фортепианная педагогика и ее мастера // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусств. М., Л., 1966.

163. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. Л., 1989.

164. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего общения в преподавании музыки: Автореф. дисс. . доктора пед. наук, М., 1977.

165. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

166. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. M.: Academa, 1999. 185 с.

167. Чебышева В.В. Самоконтроль в процессе труда и самообучения. Вопр. псих, обучения труду. М.: АПН, 1962. С. 78.

168. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.

169. Чурпикова H.H. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Провещение, 1967.

170. Шадриков В.Д. Проблема профессиональных способностей //Психол. журнал, 1982. Т. 3, №5. С. 13-26.

171. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.

172. Шварц JI.M. К вопросу о навыках и их интерференции. Ученые записки НИИ психологии. Т. 2. М., 1941.

173. Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. -Л., 1985.

174. Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М., 1926 - 122 с.

175. Штейнгаузен Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930.

176. Шульпяков О.Д. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопр. теории и эстетики музыки. Вып. 12. - JL: Музыка, 1973, С. 187-221.

177. Шульпяков О.Д.Техническое развитие музыканта-исполнителя. -Л.: Музыка, 1973а. 104 с.

178. Шульпяков О.Д. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. -М., 1983.

179. Шульпяков О.Д. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.

180. Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960. - С. 72.

181. Элькин Д.Г. Роль обратной связи в восприятии времени. Вопросы психологии, №2, 1962.

182. Элькин Д.Г. Машинный контроль и самоконтроль студентов // Ра-дяньска школа, №2, на украинском языке, 1965. С. 30-32.

183. Cattel J. Mck. The Time of Perception as a Measure of Differences in intensity. Philos. St., 1902, p. 19.

184. Chocholle R. Relation de la Latence d'une sensation auditive différentielle avec Lamlitude d'une variation brusque de frequence et d'intensite. Bull. Boil., 1943, №137.

185. Crossman E.R. The measurement of discriminabillty. Quart. S. Exp. Psychol, 1955, №7.

186. Häcker V.U., Ziehen T. Ueber d. Erblllicnkeit der Musicalischen Begabung // Zeits. Für Psychol, 1922, 88, 89, 90.

187. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physilogische Grundlage für Music. Braunschweig, 1863.

188. Karma К. The Ability to Structure Acoustic Materials as a Measure of Musical Altitude 2. Test Construction and results // Research Bulletin, 1975, №43.

189. König H. Zur Experimental-untersuchung der Musicalitat. Würzbburg.1925.

190. Kries S. Wer ist Musikalich. Berlin. 1926.

191. Michel P. Über musikalische Fähigkeiten und Fertigkeiten. Ein Beitrag zur Musilcpsichologie Leipzig: Breitkopf u. Härtel. 1960. 131 s.

192. McLeich S. Musical Cognition // Music Education Research Papers. 1968, №2.

193. Revesz G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipzig, 1913.

194. Seashore C. The Psychology of Musical Talent. Leipzig, 1919, 297 p.

195. Seashore C. Measures of Musical Talent ff Psychol Rew., 1930, 37 p.

196. Seashore C. Psychology of Music. N.Y., 1938.

197. Seashore C. The Psychology of Music. New York and London: Mc Craw Hill, 1960, XIX, 408 p.

198. Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. N.Y.,1981.

199. Spearman C. Abilities of Man. London, 1927.

200. Stern W. Allgemeine Psychologic and perconalistischer Grundlage, Haag, 1935.

201. Stumpf K. Tonpsychologia. 2 Bände, Leipzig, 1883/90.

202. Trendelenburg W. Die natürlichen Grundlagen der Kunst des Streichinstrumentenspiels, Berlin, 1925.

203. Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 п ■Э 9 10 5 15 5 2,5 7,5

204. А.Р. 2 4 2 2 10 2,5 8,5 2 1 2 1 4 2 4 1 1 18 2 9 3 4 4 1 1 5 5 1 1 25 2,78 5

205. В.А. 2 4 4 л 13 3,25 4 о л 2 4 2 4 2 4 2 1 24 2,67 3,5 4 л 5 5 л 5 4 5 3 37 4,11 1

206. Г.И. 1 4 2 о л 10 2,5 8,5 1 1 4 2 5 п л 1 4 1 22 2,44 6 п Л 2 о ^ 1 1 5 4 5 2 26 2,89 4

207. Д.О. 2 3 5 .э 13 3,25 4 1 1 4 3 о л 1 5 1 1 20 2,22 8 1 1 4 5 5 1 1 3 1 22 2,44 8

208. К.Ю. 2 4 4 5 15 3,75 1 о л 1 5 1 1 1 1 2 1 16 1,78 10 1 2 2 3 5 5 1 4 4 27 3 о л

209. Ск.В СВ ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего баллоЕ Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг

210. Ср. 5алл 2,2 2,2 2,0 1,5 7,9 1,98 2,4 2,4 2,0 3,3 1,9 2,0 1,9 2,0 2,5 4,2 2,6 3,0 30,2 2,52 12,73 2,54

211. Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5

212. А.Р. 1 3 3 2 9 2,25 9 5 4 2 4 3 4 4 1 5 32 3,56 5,5 4 3 3 4 1 4 3 2 I 27 3 10

213. В.А. 1 3 4 3 11 2,75 7 1 5 4 4 4 5 4 2 3 32 3,56 5,5 4 5 5 4 5 5 4 4 2 38 4,22 1

214. Г.И. 1 4 4 3 12 3,0 5 1 4 4 4 4 5 2 5 3 32 3,56 5,5 4 4 5 2 3 5 5 2 3 33 3,67 54. д.о. 1 3 3 3 10 2,5 8 5 3 2 4 4 4 4 4 1 31 3,44 8,5 3 5 5 4 5 3 5 4 3 37 4,П 2

215. К.Ю. 1 4 5 5 15 3,75 1,5 4 5 4 5 3 5 4 1 3 34 3,78 1,5 1 5 2 5 5 5 1 5 4 33 3,67 56. к.о. 1 4 4 3 12 3,0 5 5 4 2 5 3 5 2 4 3 33 3,67 3 4 3 5 2 4 2 5 2 30 3,33 87. с.ю. 2 4 4 п J 13 3,25 3 4 3 4 5 3 5 2 5 3 34 3,78 1,5 4 4 5 4 2 п J 3 5 3 33 3,67 5

216. С. А. 4 4 4 3 15 3,75 1,5 5 3 4 5 1 5 2 1 3 29 3,22 10 5 4 3 5 4 5 1 4 5 36 4 3

217. Х.Т. 2 1 2 3 8 2,0 10 4 4 2 5 4 5 2 3 3 32 3,56 5,5 2 5 5 2 4 2 5 2 3 30 3,33 8

218. М.О. 2 2 4 4 12 3,0 5 2 3 2 4 4 4 5 4 3 31 3,44 8,5 2 4 5 4 3 2 2 5 3 30 3,33 8

219. Сумма ср. баллов 16 32 37 32 117 29,25 36 38 30 45 33 47 31 30 30 320 35,57 33 42 43 36 37 38 31 38 29 327 36,3 3

220. Ср. балл 1,6 3,2 3,7 3,2 11,7 2,93 3,6 3,8 3,0 4,5 3,3 4,7 3,1 3,0 3,0 32 3,56 3,3 4, 2 4,3 3,6 3,7 3,8 3,1 3,8 2,9 32,7 3,631*4п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности

221. Ск. В св ВУ снс Все го бал лов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг

222. Ср. балл 3,7 2,2 2,2 1,5 9,6 2,35 2,5 2,5 2,3 3,3 2,1 2,6 2,5 2,7 3,2 4,2 2,6 3,0 33,5 2,79 15,26 3,05

223. Кст Кош Кст Кош Кст Кош б 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5

224. А.Р. 2 3 2 2 9 2,25 9 1 5 1 3 1 2 1 1 1 16 1,78 10 3 2 3 2 3 1 3 1 1 19 2,11 9,5

225. В.А. 4 4 4 3 15 3,75 2 4 5 1 4 4 3 2 5 3 31 3,44 1 4 4 4 3 4 4 1 2 4 30 3,33 3

226. Г.И. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 4 5 1 4 3 4 4 1 3 29 3,22 2 3 2 3 3 4 4 2 1 2 24 2,67 74. д.о. 2 3 3 3 11 2,75 8 1 3 1 4 3 4 1 2 1 20 2,22 9 2 2 3 3 4 2 1 1 3 ■ 21 2,33 8

227. К.Ю. 3 4 5 5 17 4,25 1 3 4 2 5 3 4 2 1 3 27 3 4,5 1 3 5 5 4 3 2 2 4 29 3,22 46. к.о. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 4 3 4 4 1 4 1 1 3 25 2,78 7 2 2 2 2 3 3 2 2 1 19 2,11 9,57. с.ю. 1 4 4 3 12 3 7 2 4 2 4 3 4 1 4 3 27 3 4,5 4 4 4 3 4 3 3 5 5 35 3,89 1

228. С.А. 3 4 4 3 14 3,5 4,5 5 4 1 4 3 4 4 2 3 30 3,33 3 2 5 3 4 4 3 5 4 3 33 3,67 2

229. Х.Т. 2 1 2 3 8 2,0 10 5 3 2 3 3 4 4 1 1 26 2,89 6 3 4 3 3 4 3 2 3 3 28 3,11 5,510. м.о. 4 3 Л -> 4 14 3,5 4,5 2 2 2 "I -> 1 3 4 1 3 21 2,33 8 2 4 4 3 4 2 2 3 4 28 3,11 5,5

230. Сумма ср. баллов 27 34 35 32 128 32 31 38 17 38 25 36 24 19 24 252 27,9 9 26 32 34 31 38 28 23 24 30 266 29,5 5

231. Ср. балл 2,7 3,4 3,5 3,2 12,8 3,20 3,1 3,8 1,7 3,8 2,5 3,6 2,4 1,9 2,4 25,2 2,80 2,6 3,2 3,4 3,1 з, 8 2,8 2, 3 2,4 3,0 26,6 2,96

232. Выносливость Работоспособность Психомоторные способности

233. Ср. балл 3,0. 2,5 2Д 1,5 9,1 2,28 2,6 2,6 2,4 4,0 2,1 3,3 3,2 4,1 3,3 4,2 2,6 3,0 37,4 3,12 14,35 2,87

234. Кст Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5

235. А.А. 4 4 3 2 13 3,25 1 1 1 4 1 3 1 2 5 1 19 2,11 9 1 1 1 1 2 1 1 1 3 12 ,33 13

236. Б.М. 3 1 2 1 7 1,75 9 3 4 1 1 5 1 4 4 4 27 3 1 3 3 3 2 5 1 1 3 2 23 2,56 4,5

237. В.Н 3 1 1 5 10 2,5 3 1 3 4 1 1 2 4 2 5 23 2,56 5 1 1 1 1 1 1 2 1 2 11 1,22 14

238. Г.А. 3 2 2 2 9 2,25 5 3 1 4 1 5 1 2 2 1 20 2,22 7,5 1 1 1 1 2 1 3 2 1 13 1,44 11, 5

239. Д.О. 3 2 2 1 8 2 7,0 3 1 4 1 1 2 4 4 1 21 2,33 6 1 1 1 1 1 4 1 5 1 16 1,78 10

240. И.И. 2 1 1 1 5 1,25 11,5 1 1 4 1 1 1 1 1 3 14 1,56 14 4 1 1 1 5 5 4 1 1 23 2,56 4,5

241. К.Л. 1 1 3 5 10 2,5 3,0 4 1 2 4 1 1 1 1 3 18 2 10 1 3 4 3 1 3 1 4 3 23 2,56 4,5

242. К.И. 2 1 1 1 5 1,25 11,5 5 3 2 1 3 1 4 4 1 24 2,61 3 2 1 4 2 3 4 4 5 4 29 3,22 1

243. К.О. 1 1 1 4 1,0 13,5 4 1 4 1 1 1 1 2 1 16 1,78 12, 5 1 1 1 1 1 1 5 1 1 13 .1,44 11, 5

244. Л.Е. 1 1 1 1 4 1,0 13,5 4 1 5 2 1 1 5 1 4 24 2,67 3 1 2 1 1 3 5 5 2 3 23 2,56 4,5

245. С.Е. 4 1 3 10 2,5 3 2 3 5 1 1 1 2 4 5 24 2,67 3 5 1 3 1 2 1 4 2 5 24 2,67 2

246. Т.А. 1 2 1 4 8 2 7,0 4 3 1 2 1 1 2 2 1 17 1,89 11 1 1 1 1 1 3 5 5 4 22 2,44 7

247. Х.Н. 1 2 1 2 6 1,5 10,0 3 3 4 1 1 1 1 1 1 16 1,78 12, 5 1 2 4 1 1 1 3 5 1 19 2,11 9

248. Ч.А. 4 1 1 2 8 2,0 7,0 3 1 1 4 3 1 2 4 1 20 2,22 7,5 3 1 1 1 1 1 4 4 4 20 2,22 8

249. Сумма ср. баллов 33 21 22 31 107 26,75 41 27 45 22 28 16 35 37 32 283 35,57 26 20 27 18 29 32 43 41 35 271 30,11

250. Ср. балл 2,36 1,5 1,57 2,21 7,64 1,91 2,93 1,93 3,21 1,57 2,0 1,14 2,8 2,64 2,29 20,21 3,54 1,86 1,4 3 1,93 1,29 2,07 2,29 3,07 2,93 2,5 19,3 6 2,15* «п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности

251. Ск. В СВ ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР ХВ ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг

252. Ср. балл 3,07 2,5 2,21 3 10,79 2,7 2 2 2,57 2,64 3,71 2,0 2,36 2,29 2,07 4,71 3,14 2,5 32 2,67 11,68 2,33

253. Оценка уровня психомоторных способностей по данным экспресс-тестирования студентов контрольной группы на II этапе исследования1. Компоненты психомоторных способно стей1. Реактивность1. Чувствительность1. Психомоторная память

254. Ф.И. ВОД мт Ср. пне всего баллов Ср. Ранг Чтвр РЧВ РЧП РЧУ ЧУ ЧТ всего Ср. Ранг ДПВ (сек) щп см) ДПУ(кг) всего Ср. Рангп\п т балл мсек Кст Кош Кст Кош Кст Кош балл ов балл 6 3 9 10 5 15 5 2, 5 7, 5 балло в балл

255. A.A. 1 4 3 2 10 2,5 4 1 1 1 1 4 1 4 4 . 1 18 2 11,5 2 2 1 1 1 1 2 2 1 13 1,44 12,5

256. Б.М. 1 1 3 1 6 1,5 11,5 4 2 4 3 3 1 2 2 5 26 2,89 6 4 3 1 4 3 1 1 1 1 19 2,11 6,53. в.н 1 3 1 5 10 2,5 4 1 3 2 2 3 3 2 2 4 22 2,44 6,5 1 1 1 1 1 1 2 3 2 13 1,44 12,5

257. Г.А. 1 3 2 2 8 2 8 3 4 4 1 4 1 2 5 3 27 3 5 1 1 1 2 1 2 4 3 4 19 2,11 6,55. д.0. 2 4 3 1 10 2,5 4 4 5 4 3 5 3 4 4 5 37 4,11 1 4 2 2 4 5 4 4 5 5 35 3,89 1

258. И.И. 1 1 2 1 5 1,25 13 1 1 2 1 4 1 1 2 4 17 1,89 13,5 1 3 3 3 1 2 2 1 1 17 1,89 9

259. К.Л. 3 3 2 5 13 3,25 2 4 2 2 3 4 1 2 2 3 23 2,56 7 1 3 2 3 1 1 1 2 1 15 1,67 10,5

260. К.И. 2 3 2 1 8 2 8 4 3 2 3 4 3 2 5 3 29 3,22 3 1 4 2 4 2 3 3 4 2 25 2,78 3,5

261. К.О. 1 1 1 1 4 1,0 14 1 2 2 1 1 1 1 5 3 17 1,89 13,5 4 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1,33 14

262. Л.Е. 2 2 2 1 7 1,75 10 3 2 2 2 3 2 2 5 1 22 2,44 8,5 5 2 1 1 3 5 2 2 4 25 2,78 3,5

263. И. С.Е. 5 2 4 3 14 3,5 1 5 4 4 3 4 3 5 1 3 32 3,56 2 1 2 4 3 5 5 3 3 4 30 3,33 2

264. Т.А. 2 2 1 4 9 2,25 6 5 4 4 3 4 3 2 2 1 28 3,11 4 5 2 1 1 2 3 3 4 2 23 2,56 513. х.н. 1 2 1 2 б 1,5 11,5 1 2 1 1 4 1 1 4 3 18 2 11,5 1 2 3 1 1 1 2 4 3 18 2 8

265. Ч.А. 3 1 2 2 8 2,0 8 3 3 4 3 3 1 1 2 1 21 2,33 10 1 1 1 3 1 1 2 3 2 15 1,67 10,5

266. Сумма ср. балл. 26 32 29 31 118 29,5 40 38 38 30 50 25 31 45 40 337 37,44 32 29 24 32 28 31 32 38 33 279 31

267. Ср. балл 1,86 2,29 2,07 2,21 8,43 2,11 2,86 2,71 2,71 2,14 3,6 1,79 2,2 3,21 2,86 24,07 2,67 229 207 t7I 229 2 221 229 2,71 236 19,93 2,21п/п Выносливость Работоспособность Психомоторные способности

268. Ск. В св ВУ СНС Всего баллов Ср. балл Ранг МС ОУ УР СР хв ОПР всего бал лов Ср. балл Ранг Сумма баллов Ср. балл Ранг

269. Ср. бал л 2,43 2,64 2,43 3 10,5 2,63 2,14 2,07 2,86 2,86 3,79 2,29 3,21 2,79 2,14 4,71 3,14 2,5 34,86 2,88 12,50 2,5

270. Кет Кош Кст Кош Кст Кош 6 3 9 10 5 15 5 2,5 7,5

271. A.A. .1 4 3 2 10 2,5 5,5 3 2 1 1 1 1 5 1 4 19 2,11 11 1 4 2 1 1 1 2 1 1 14 1,56 13

272. Б.М. 2 2 3 1 8 2 10 3 3 4 3 4 2 2 4 4 29 3,22 6 4 2 2 3 2 3 4 3 2 25 2,78 4,53. в.н 1 3 2 5 11 2,75 3,5 2 3 4 3 3 3 2 4 1 25 2,78 8 1 2 2 2 1 2 5 3 1 19 2,11 10,5

273. Л.Е. 3 2 2 1 8 2,0 10 3 3 2 2 4 1 1 1 1 18 2 12 2 2 2 1 2 4 5 1 1 20 2,22 7,5

274. С.Е. 4 3 4 3 14 3,5 1 5 5 4 4 4 3 5 4 4 38 4,22 1 4 2 2 5 3 3 4 5 3 31 3,44 3

275. T.A. 1 2 2 4 9 2,25 7,5 3 3 2 2 3 3 4 5 4 29 3,22 6 2 2 2 4 3 1 3 4 4 25 2,78 4,5

276. Х.Н. 1 1 1 2 5 1,25 12,5 5 2 4 1 4 1 1 2 1 21 2,33 10 1 1 1 1 2 2 3 3 5 19 2,11 10,5

277. Ч.А. 3 1 2 2 8 2,0 10 4 3 2 3 3 3 2 5 4 29 3,22 6 2 2 2 4 2 1 4 1 4 22 2,44 6

278. Сумма ср. баллов 27 35 32 31 125 31,25 41 40 39 37 46 30 43 37 40 353 39,21 30 32 34 31 34 31 50 38 35 315 34,99

279. Ср. балл 1,93 2,5 2,29 2,21 8,93 2,23 2,93 2,86 2,79 2,64 3,29 2,14 3,10 2,64 2,86 25,21 2,80 2,14 2,29 2,43 2,21 2,43 2,2 1 3,57 2,71 2,5 22,5 2,54*9

280. Выносливость Работоспособность Психомоторные способности

281. Ср. балл 2,29 2,86 2,64 3 10,79 2,7 2,14 2,43 2,79 3,07 3,79 3,14 3,86 3,21 2,79 4,71 3,14 2,5 37,57 3,13 13,36 2,670 0 9