автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Сравнительный анализ представлений о нравственных нормах и поступках у Сирийских и Российских подростков
- Автор научной работы
- Мунзер Аль-Шейх
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Сравнительный анализ представлений о нравственных нормах и поступках у Сирийских и Российских подростков"
МОСКОВСКИЙ ГССШРСТЕЕНЗШ УЕЙВЕРИШП ..(
шеки 1,1. В. ЛОМОНОСОВА \
\
ФА-СЛЬТЗТ психолопш \
ла ггрэЕах рукописи
ш>нзер аяыжлх
срабржтзльный !шж1 тяштшш:'. о нраостревдх ноеш 1! постшах у сирийских и РОСЖй^. дэд-остков
19.00.07 - гтк^ггоггееская 1 ьозрр.отвая Еоахогогия
А I I С ? I Ф Е Р А Т
."гсесертгют рг. соггспание з'ченой степени каялкяата пспхоло'.тгчеик1гх наук
Москва - 1993
Работа выполнена на кафедре возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - доктор психологических наук,
профессор А.И.Подольский
Официальные оппоненты:
Ведущее учреждение:
Залщта состоится 4 5
доктор психологических наук, профессор Е.И.Фельдштейн
кандидат психологических наук Т.Г.О'тефаненно
Институт повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров при РАО
^.мЯЭЭЗ Т. • часов на заседании Специализированного Совета
в _
К.053.05.74 факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова по адресу: 103009 Москва, Моховая 8, корп.5, факультет психологии.
С диссертацией моено ознакомиться в библиотеке факультета психологии МГУ.
Автореферат разослан ¿'1993 г.
Ученый секретарь Специализированного совета . / /, кандидат психологических наук В.Я.Романов
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования становления различных аспектов нравственного сознания в подростковом возрасте связана с тем, что этот возраст является естественным и закономерны!.: периодом жизни человека, в котором происходит как присвоение подростками социальных традиций, норм общественного поведения, моральных ценностей, так и самостоятельное "производство" моральных суждений я способов нравственного поведения. Кменно в подростковом возрасте осуществляется как синтез социальных, культурных, религиозных традиций и норм нравственного поведения, так и анализ нарождающихся моральных ценностей в переломные фазы общественного развития, на основе чего обеспечивается и преемственность в развитии общественного нравственного сознания и его изменение.
Вышесказанное и определило важность исследования моральных суждений и представлений о нравственных основах поведения у аодростков. Не вызывает сомнения факт важности и эффективности воздействия моральных ценностей и традиций на воспитание и становление личности подростка и его психологического мира, т.е. невозможно представить существование самостоятельного культурного социума со своими специфическими границами и признаками (национальными и культурными) вне рамок традиции и моральных ценностей. Однако данные границы и признаки, в свою очередь, ае являются постоянными, а, напротив, меняются по мере экономических, социальных и культурных преобразований, что придает гооблеме постоянства и изменчивости этих традиций научно-прак-гическую важность для духовного и культурного бытия общества. Все это означает, что данная проблема объективно существует во зсех странах и у всех наций.
Современное социально-экономическое и культурное раззп-гие происходит в различных странах в неодинаковых формах и различными тешами. Это определяет порядок, при котором происходит раскрытие культурного потенциала и развитие разнообразных традиций. Такая дифференциация четко проявляется даже при бег-ном и поверхностном сравнении Запада и Востока, Западной Евро-ш и Арабского Востока и т.д. То есть она (дифференциация) выявляет глубокое культурное различие между особенностями воздействия традиций и степенью их эффективности на создание психологи— ¡еского облика (личности) человека вообще и подростка в частности.
Проблема моральных ценностей и суждений, а также их роль в социальном поведении подростков приобретает важное значение во всех обществах. Однако это не отрицает ее особенностей а, наоборот, подтверждает их наличие, что, в свою очередь, придает сравнительным исследованиям огромное научное и практическое значение.
Если принять во внимание немногочисленность исследований в этой области, то актуальность и практическая значимость данного исследования возрастает, а нем предложены конкретные методики кросс-культурного исследования нравственных суждений п представлений о нравственных основах поведения у российских и сирийских подростков. Полученные результаты позволяют формулировать принципы и определять методы нравственного воспитания сирийских и российских подростков.
Цель работы - провести кросс-культурное исследование нравственных суждении и представлений подростков о нравственных основаниях своего поведения.
Задачи
1. Разработать методику для определения уровня развития нравственных суждений и представлений подростка о нравственных основах собственного поведения.
2. Провести кросс-культурные исследования этих аспектов нравственного развития подростков России и Сирии.
3. Выявить факторы, от которых зависит изменение нравственных суждений и представлений о нравственных основах собственного поведения.
4. Применить методы и критерии математической статистики для проверки значимости обнаруженных различий и обоснования выводов.
Объектом исследования были подростки московских и сирийских школ в возрасте 15-16 лет.
Предметом исследования являются нравственные суждения и представления о нравственных основах собственного позедения в их соотношении как между собой, так и между соответствующими показателями у подростков, принадлежащих к разным культура!.: (Сирии и России).
Гипотеза
Соотношение между уровнем развития нравственных суждений и представлений подростка о нравственных основах собственного
поведения зависит от осоОенностей социально-культурных условий, в которых происходит развитие личности в детском п подростковом возрасте.
Учитывая, что в условиях различных культур в структуре нравственного сознания приооретает особое значение принадлежность к тому или иному полу мы также предположили, что упомянутая выше зависимость оудет различной у разных полов как в одной этнокультурной.среде, так и между подростками разных полов в целом.
Методы исследования:
I. Кросс-культурное сравнение нравственного развития подростков Сирии и подростков России.
'¿. Специально разработанная методика изучения нравственных суждений и нравственного поведения подростков. Методы и критерии математической статистики.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что здесь впервые осуществляется сравнительный анализ развития моральных суждений и представлений о собственных поступках у российских и сирийских подростков; в том, что в нем впервые осуществлен кросс-культурный анализ ряда показателей нравственного развития подростков Сирии и России, для чего разраоотана оригинальная методика изучения нравственных суждении и представлений оо основах своего поведения. _
Теоретическое значение работы заключается в том, что на основе сравнительного анализа некоторых аспектов нравственного развития подростков Сирии и подростков России выявлена закономерная связь между уровнем нравственного развития подрастающих: поколений и особенностями их воспитания в условиях разных культур, а также качественным состоянием культуры, экономики, социальной сферы того общества, в котором подростки живут и развиваются.
Практическая значил ость работы заключается в том, что разработанные в ней методики изучения нравственного развития могут применяться для проведения кросс-культурных и разновозрастных исследований; результаты и выводы работы могут быть использованы в лекционном курсе по возрастной и педагогической психологии, а также учтены в практике воспитательной работы как в России, так и в Сирии.
Апробация материалов исследования проводилась на кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова в 1991, 1992, 1993 годах.
Внедрение материалов исследования осуществляется в разрабатываемом лекционном курсе для студентов Сирии, в специальных курсах, читаемых на факультете психологии МГУ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Б первой главе дается общая характеристика подросткового возраста,- анализируются различные подходы к периодизации подросткового возраста, рассматриваемого как историко-культурный феномен. Анализируются различные характеристики познавательной и эмоциональной сферы подростка. Особое внимание уделяется формированию самосознания и становлению идентичности в подростковом возрасте. В заключительном разделе первой части главы рассматривается вопрос социального развития подростков.
Вторая часть первой главы посвящена проблемам развития нравственного сознания и моральной регуляции поведения в подростковом возрасте.
Специальный раздел этой части главы посвящен роли моральных суждений в системе нравственного сознания личности и такому принципиальному вопросу как соотношение между осознанием нравственных норм и их реализацией в поведении подростков. Рас сматриваются разные варианты освоения индивидом общественных моральных норм. Показывается, что зависимость между знанием мс ральных норм и поведением подростков имеет неоднозначный характер. Обсуждаются различные варианты объяснения расхождений между знанием нравственных норм и отношений к ним подростков, проолема ценностных ориентации как одна из центральных на пуп решения вопроса, вынесенного в название теш диссертации.
Специфика природы нравственности именно в том и состоит, что она предполагает саморегуляцию поведения, для человека как нравственного суоъекта, характерно активное отношение к окружающему, формирование о нем сооственного мнения и регуляция своего поведения на основе ответственности и требовательности к себе.
Освоение индивидом моральных норм общества (группы) -"моральная социализация" - может осуществляться путем их ра-
ционального осознания и интервализации. При рациональном осознании личностью общественных моральных норм они воспринимаются ею как необходимые и полезные как для общества, так и для нее самой. Мотивом, реализующим моральную норму на уровне индивидуального сознания, в данном случае выступают долг, ответственность, совесть, нередко побеждающие в борьбе с чувствами, личными склонностями, желаниями, привычками и т.д. Таким образом, норма оказывает регулирующее воздействие на личность в силу убежденности человека в ее необходимости и справедливости. Реализация норм становится не вынужденной, а осознанной необходимостью. (Левкович, 1979).
Процесс освоения индивидом моральных норм может также представлять собой их интернаяизацию - превращение во внутренние требования общества, приобретение привычки действовать в соответствии с заданными образцами, которые воспринимаются индивидом как неразложимые комплексы, стандарты поведения и осуществляются как бы автоматически. Интернализовалные нормы не воспринимаются индивидом как принудительные, представляя единое целое с индивидуальными правилами и нормами. В этом случае мотивом, реализующим норму в сознании и поведении индивида, выступает сама норма как единственно правильный я возможный способ поведения. Моральная норма представляет собой внутренний регулятор поведения личности, т.е. императив, который принят личностью, образует ее установку. Таким образом, реализация моральных норм на уровне индивидуального сознания и поведения в одних случаях требует от личности решения нравственной задачи на основе оценки всей совокупности фактов, определяющих выбор поведения (.анализа ситуации, оценочного отношения к норме и возможным вариантам поведения в соответствии с ней). В других случаях осознанный выоор поведения отсутствует,' нормы реализуются как бы автоматически.
Разведение двух способоз освоения личностью моральных оо-щественных стандартов в известной мере условно, й реальной действительности эти способы постоянно сменяют и дополняют друт друга. Рациональное освоение индивидом моральных норм в ряде случаев является этапом их последующей интернашзации; в свою очередь интернализованные нормы под влиянием определенных условий могут быть подвергнуты критическому переосмыслению. В этом случае моральные привычки воплощают в себе лишь временную от-
носительнуто устойчивость сознания и поведения личности, свидетельствующую о реализации определенных нравственных целей и их воплощении в поведении. Однако это не исключает возникновения новых нравственных задач, новых представлений о должном, изменяющих моральные позиции личности.
Общественная жизнь требует от человека умения правильно ориентироваться в многообразных, нередко противоречивых ситуациях, находить нравственное решение стоящих перед ней проблем,
Анализ соотношения между знанием нормы, отношение личности к предлагаемым ей моральным образцам (согласие или несогласие с нормой) и реализуемым поведением показывает, что между ниш не существует однозначного соответствия. Так же как знание о моральном образце не свидетельствует о принятий его личностью, так и реализуемое поведение нельзя ставить в прямую зависимость от знания нормы и даже от выраженного вербально согласия личности с ней.
Оставив в стороне проблему неоднородности и сложной структуры выделяемой сферы обратимся к главному для нас вопросу. Как выступает процесс выбора мотивов реального поведения, если в качестве его детерминант рассматривать диспозиции или суждения, высказываемые, осознанные отношения личности. Это значит, что, во-первых, подобный выбор проходит всегда как процесс сознательный и произвольный; во-вторых, приходится предположить, что "знаемое", осознаваемое всегда совпадает с реально действующим, с действительным поведением субъекта; наконец, изменение таких сознательных установок должно приводить к соответствующему изменению направленность поведения. Однако результаты эмпирических исследований не подтверждают данные выводы. Сошлемся на факт расхождения вербального и реального поведения ребенка в отношении моральных норм, зафиксированный в работах Е.В.Суоботского (1У7а), факты несовпадения "высказызаеглых установок на трезвость" и реального поведения больного алкоголизмом в отношении алкоголя и лечения (Сурнов, 1982), действия неосознаваемых мотивов личности (Свядощ, 1978), расхождения диспозиции к труду и характера реальной трудовой деятельности, полученное в работах й.А.Ядова и его сотрудников (1979; и др. Подобные факты рассогласования между "сферой знаемого" личностью и действительными мотивами ее деятельности указывают на недостаточность выделенных оснований выбора и неадекват-
ность представлений о его характере и механизмах. Выоор мотивов может проходить как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме.
Проведенный в х главе работы теоретический анализ позволил рассмотреть подростковый возраст как историко-культурный феномен, характеризующийся своими специфическими задачами развития. Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что моральное сознание имеет свою особую сферу действия, связанную с оценкой и выбором поступков с точки зрения существующих в каждом обществе моральных ценностей. Причем в подростковом возрасте в условиях разных культур может существовать свое особое соотношение между знанием нравственных норм и реализацией их в поведении. Паяное предположение позволяет проводить эмпирическое исследование развития нравственного поведения подростка в различных социокультурных условиях методом сравнительного анализа.
Вторая глава диссертации посвящена эмпирическому исследованию развития представлений о нравственных нормах и поступках сирийских и российских подросткоз.
3 первом разделе з качестзе единицы анализа нами было рассмотрено мотальное действие, которое характеризуется приведением к определенному общественно значимому результату (деянию). наличием положительных и отрицательных моральных достоинств (ценности), возможностью проведения нравственной оценки и ответственностью человека за совершение данного действия. В моральном действии различаются следующие моменты: цель, осуществлению которой оно подчинено; использование имеющихся в наличии средств; волевые усилия и преодоление препятствий, достижение того результата, который предполагается самим характером действия; наконец, последствия, к которым привело действие в результате его взаимодействия с внешними обстоятельствами.
Способность заранее вообразить свое будущее возможное поведение и отнестись к нему с точки зрения сознательного выполнения или не выполнения этических правил является одной из существенных психологических предпосылок возникновения и развития моральной саморегуляции.
Цукается, что отслеживание именно этого момента может стать своего рода связующим звеном в решении классической дилеммы "моральное суждение - моральное поведение". В самом деле,
между ситуациями, когда выявляемые человеком моральные нормы и реально осуществляемое им поведение полностью соответствуют и зеркально противоположными ситуациями полного несоответствия лежит весьма своеобразное поле психологических ситуаций, характеризующееся различным соотношением вербально декларируемых субъектом нравственных норм и имеющихся у него представлений об основаниях собственного поведения. Эти представления могут быть частично или полностью осознанными, более или менее обобщенными, что, разумеется, будет оказывать серьезное воздействие на характеристики реального поведения подростка в ситуациях морального выбора.
Многие авторы указывают на несоответствие между суждениями и реальными поступками подростков (Божович А.И. 1968, Рубцова Т.В. 1956, Михина Г.Б. 1975 и др.). Отмечают также сложную зависимость между моральными знаниями и поведением в подростковом возрасте (Клочкова В.Н. 1973, Е.Пиаже 1У57).
Вместе с тем, систематические исследования нравственных суждений и представлений о нравственных основаниях собственного поведения в подростково!.", возрасте нал не известны.
Нам представляется, что этот пробел должен оыть восполнен прежде всего потому, что представления о нравственных основаниях собственного поведения является сложным и малоизученным психологическим образованием, включающим в себя как когнитивные, так и мотивационно-смксловые компоненты и во многом, на наш взгляд, определяющие характеристики реального поведения подростка в ситуации морального выбора. Соответственно, соотношение этих представлений и нравственных суждений подростка может оыть рассмотрено с разных сторон. Так представляется интересным рассмотрение этих ооразований в рамках классической дилеммы "знание - образ реального действия", что могло бы стать началом изучения структурных аспектов этой проблемы, прояснить строение, внутреннюю психологическую "архитектонику" этого образования. Думается, интересные данные могло бы принести и рассмотрение этого соотношения в рамках парадигмы функционального развития по П.Я.Гальперину (Гальперин, 1976). Однако принимая во внимание, что как когнитивные, так и мотивационно-смысловые компоненты, предположительно входящие в структуру как нравственных суждений, так и представлений подростка о соост-венном поведении, безусловно, относятся к "высшим" по Л.С.Вы-
этскому психологическим процесса.!, мы тлеем все основания ожи-ать проявления чувствительности как самих сукдений и представ-ений, так и их соотношения у подростков к особенностям социокультурной ситуации, в которой происходит развитие подростков, теша вытекает основной вопрос п, соответственно, гипотеза ашего исследования.
Каждое общество, находящееся на той пли иной конкретной тадии своего развития, имеет прпнятые нравственные нормы. Осо-¡ым вопросом, хотя и не относящиеся к нашей теме, но, безуслов-ю, очень значимым, является вопрос стабильности подобных норм, гзменчивостя в меняющихся социально-экономических и полятячес-сих условиях. Так вот, существует ли различия (и если да, то в гем они заключаются) между развитием представлений подростка о нравственных нормах (более или менее стабильных либо изменчи-зых, но как бы то ни было, принятых в данном обществе на данном этапе его развития), отражающихся в суждениях, и его представлениями о нравственных основаниях своего поведения? Проведенный в первой главе диссертации анализ позволил нам предположить, что подобные различия должны существовать и, более того, их параметры (т.е. "ножницы" между более и менее абстрактными сукдениями и образами конкретного поведения), должны отражать особенности воспитания подростков з условиях различных культур. Иными словами, мы предполагает.:, что соотношение между данными характеристиками должно представлять из себя не некоторую постоянную функцию, отражающую генеральные закономерности возрастно-психологичесного развития, безразличные к конкретны!,5 социо-куль-турным особенностям жизни той или иной общности, а, напротив, переменную, в значительной степени чувствительную к такого рода особенностям. В этом отношении можно предположить, что, па-пример, опережающее развитие нравственных суждений по отношению к реальным нравственным основаниям своего поведения п представлениям о таких основаниях вовсе не является обязательны:.! и постоянным, а бзгдет испытывать влияние социо-культурных переменных,
Исходя пз вышесказанного, основная ГИПОТЕЗА исследования была сформулирована следующим образом:
- соотношение между уровнем развития нравственных суждений и представлений подростков о нравственных основах собственного поведения зависит от особенностей социокультурных условий, в которых происходит развитие личности в детском и под-
ростковом возрасте.
Учитывая, что в условиях различных культур в структуре нравственного сознания приобретает особое значение принадлежность к тому или иному полу, мы также предположили, что упомянутая выше зависимость будет различной у разных полов как в одной этнокультурной среде, так и между подростками разных полов в целом.
Для проверки выдвинутой гипотезы нам было необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Разработать методику для определения уровня развития нравственных суждений и представлений подростка о нравственных основах собственного поведения.
2. Провести кросс-культурное исследование этих'аспектов нравственного развития подростков России и Сирии.
3. Выявить те факторы, от которых зависит изменение нравственных суждений и представлений о нравственных основах собственного поведения.
4. Применить методы и критерии математической статистики для проверки значимости обнаруженных различий и обоснования выводов.
Данное исследование было выполнено методом анкетного опроса подростков Сирии и России. С этой целью нами был существенно модифицирован опросник, разработанный американским психологом Лопкинсом ( ) с учетом особенностей испытуемых России и Сирии. Апробация методики проводилась в пилотажном исследовании в 1У91 г. на сирийских и российских . подростках, что позволило четко определить характер используемых вопросов, доказало адекватность данного метода для решения поставленных в исследовании задач.
задачей нашего эмпирического исследования было выявление взаимосвязи между компонентами нравственного сознания подростка, выражающимися в суждениях, и образом предполагаемого поведения этого же подростка в ситуациях, требующих от человека ориентировки в собственных нравственных основаниях. Особый интерес представляет также сравнительный анализ данной взаимосвязи на подростках, живущих в разных культурах.
Для выявления наличия этих характеристик у подростков мы операционализировали их в 5и вопросах.
информацию о взаимосвязях между представленными в плане
познания (в виде суждений) нравственными принципами и образом реального поведения, предполагающую некий моральный выбор, полученную лишь на основе общих заявлений респондента по поводу того, как бы он поступил в достаточно обобщенной ситуации морального выбора, мы посчитали недостаточной. Поэтому нами был разработан еще один опросник, в котором были взяты самые обычные конкретные ситуации из жизни подростков: подготовка к урокам, встреча с друзьями на улице, реакция на замечания родителей, касающееся его приятелей и т.п. Предлагаемые для анализа и решения ситуации предполагали обращение к ряду важнейших нравственных проблем, характерных для подросткового возраста: отношения с родителями, друзьями, к частной собственности, деньгам и т.д. На каждую ситуацию имелось три варианта ответов (путей ее разрешения), в которых нашли отражение как "моральные", так и "аморальные" пути выхода из данной конкретной ситуации. Испытуемому в ходе ситуации предлагалось выбрать один из возможных путей ее решения.
При ответе на первую анкету для исследования суждений и для исследования поведения з ситуациях нравственного выбора предлагалось отвечать на вопросы, проставляя "+" (да) и "-" (нет), в случае соответствия или несоответствия данного вопроса нравственным представлениям подростка.
Подсчет баллов, характеризующих уровень сформпрованности нравственных суждений и уровень развития представлений о нравственных нормах образа собственного поведения, осуществлялся следувдим образом: "правильные" ответы оценивались одним баллом. "Правильность" ответов определялась как соответствие общепринятых представлений с морали в рамках данной культуры.
Приводим общие данные по российским подростка!.;: В целом результаты по первому и второму опросникам хорошо согласуются между собой. Сначала мы сравнили данные по первому опроснику, сгруппировав их по следующим 2-!.? основаниям: 1 - мальчики и девочки, 2 - школьники Москвы и школьники Тулы. Утверждения в первом опроснике оылп разбиты на 4 группы:
1. Суждения о нравственны?: нормах (+) (й считаю, что
2. './'уждения о нравственных нормах (,-}
3. Г,:оп поступки, соответствующие нтзавственныт.т ношам
и- ч " > плСТ^срСЧи)-^^-^*- '
Учитывая небольшое количество респондентов и делая упор в предварительной части на обработку исследовательского инст-
рументария, в данном случае можно говорить лишь о самых общих тенденциях в нравственной сфере российских подростков. Так, поступки школьников в целом оказываются ближе к нравственным нормам, чем рассуждения о них. Девочки (и на словах, и в поведении) более ориентированы на нравственные нормы. У московских подростков наблюдается меньшее расхождение между суждениями и поступками, нежели у тульских школьников. Определенный интерес могут представлять также выборы альтернатив между ценностями мальчиками и девочками по методике ценностных ориента-ций.
Полученные результаты согласуются с предетавлениями о большей коммуникабельности девочек, о большем внимании с их стороны к человеческим взаимоотношениям. Мальчиков же во всех вопросах больше интересовала деловая, практическая сторона.
Результаты пилотажа показали, что в дальнейшей работе целесообразно проводить отдельную обработку результатов по мальчикам и девочкам. Различия между ответами школьников в разных городах незначительны, однако их игнорировать нельзя.
Проведенное в июле 1991 года аналогичное предварительное исследование на сирийских подростках в Дамаске (25 человек) и в равноценном с Тулой ближнепериферийном сирийском городе Ка-тане (25 человек) позволило уточнить некоторые вопросы разработанных анкет с точки зрения кросс-культурной инвариантности сти-мульного материала, а также получить предварительные результаты по суждениям и образам нравственного поведения сирийских подростков.
Образ поступков у сирийских школьников иак у мальчиков, так и у девочек) оказался так же как и у российских подростков ближе к нравственным нормам, чем рассуждения о них. Девочки (и на словах, и в поведении) также более ориентированы на выполнение нравственных норм. Особый интерес представляет то, что у сирийских девочек не было выявленно расхождения между суждениями и образом поведения. В целом подростки из Дамаска более ориентированы на образ нравственного поведения, нежели подростки из Катаны.
Таким образом, пилотажное исследование позволило уточнить состав вопросов, еходящин в наш инструментарий, предназначенный для проведения. Так, был убран ряд вопросов, обнаруживших свою неадекватность и, напротив, оказалось необходимым
добавить некоторые вопросы. Наличие двух столь различных выборок (российские и сирииские подростки) предъявило требования к своеобразной "экологической валидности" опросника: то, что было адекватным для одной выборки, не подходило для другой и наоборот, а конечном счете мы пришли к уточненной версии опросника и внесли необходимые коррективы в саму процедуру проведения эксперимента, что нашло свое непосредственное отражение в основном экспериментальном исследовании.
В третьей главе описывается ход и результаты основного кросс-культурного исследования нравственного развития подростков.
С целью проведения кросс-культурного исследования мы определили в качестве объекта экспериментального изучения школьников московских школ Шг II, 52, 625, I, 102, 521) пятнадда-ти-шестнадцатилетнего возраста и школьников сирийского города Тартуса этого же возраста. Было обследовано по 150 мальчиков и по 150 девочек как в Москве, так и в Тартусе; всего 600 подростков. Уровень образования детей этого возраста в Сирии и в России примерно одинаков, так кат; школьные программы наших стран очень близки.
Исследование проводилось в августе-сентябре 1У92 г. в городе Тартусе. В России - в октябре - ноябре того же года.
Перед раздачей анкетного материала в ходе знакомства с испытуемыми, игл объяснялась важность данного исследования для понимания особенностей психологии подросткового возраста, причем подчеркивалось, что аналогичное обследование будет выполнено и на их иностранных сверстниках. Испытуемые предупреждались о том, что анкетные данные будут носить анонимный характер. Все сирийские подростки с радостью откликнулись на предложение принять участие в исследовании. Случаев отказа не было, наоборот, они проявляли своими Bonpocai.ni повышенный интерес к исследованию, его результатам и их дальнейшей судьбе, так как многие из них впервые участвовали в подобного рода исследовании и впервые видели психолога. Иная картина наблюдалась среди российских испытуемых: они уже неоднократно заполняли анкетный материал (это для них было дело привычное), тлелось 3 случая отказа от участия в исследовании, а в 5 случаях анкеты были заполнены формально, либо не до конца. В ходе заполнения анкеты у испытуемых порой возникали вопросы по поводу понимания
тех или ишх пунктов опросника (это в основном касалось сирийских школьников). В данных случаях экспериментатор разъяснял суть поставленного в анкете вопроса, достигая его полного понимания испытуемыми.
В ходе обработки результатов проведенного опроса баллы подсчитывались по каждому испытуемому и выстраивались ранжированные ряды значений шкалы суждений (А) и шкалы поведения (В). Рассмотрим сначала соотношение показателей по шкалам А и В. У российских подростков такие показатели уровня ряда (.средние значения признака) как медиана и мода в ооепх шкалах совпали: по шкале А у девочек России !Ле=16, а по шкале В Ме=13. Таковы же значения моды - наиболее часто встречающейся оценки. У маль' чиков эти показатели (медиана и мода) по шкале А равны 15, а п шкале В - 13. Таким образом, наиболее часто встречающиеся оцен ки и у мальчиков, и у девочек России совпадают с оценками, занимающими среднее положение в упорядоченном ряду; заметно также преобладание этих показателей по шкале А - нравственных суи дений - над шкалой В нравственного поведения.
В группе у девочек Сирии медиана по шкале А равна 13, а по шкале В она на один балл выше при равном соотношении моды i этим шкалам. У мальчиков Сирии медианы по обеим шкалам равны ; а моды различаются: по шкале А Ио=20, а по шкале В !.'о=21. Так: образом, по показателям медианы и моды у сирийских подростков не отмечается такта заметных различий, как у подростков Росси; Следует также отметить, что эти показатели в группе сирийских подростков выше, чем у российских подростков. Например, напбО' лее заметные различия наблюдаются по величине моды шкалы В (нравственного поведения): у сирийских мальчиков она выше на баллов (21 балл против 13), чем в выборе российских подростке (как у мальчиков, так и у девочек).
Если сравнить число подростков,' у которых показатели нравственных суждений совпали с показателями шкалы нравствен^ го поведения, то у мальчиков и девочек Сирии они примерно pai ны: соответственно 12 и 10 из 150, или и 6,7% от общего чт ла сирийских испытуемых. У сирийских девочек этот показатель равен 28 (18,7£), а у мальчиков - 16 (10,7%). Больше всего с; чаев, когда показатель по шкале нравственных суждений преоблг дает над показателем по шкале нравственного поведения, у дев( чек России - 92 из 150, или 61%. У мальчиков России этот пар:
метр несколько ниже (52/5), однако п он превышает аналогичные показатели у мальчиков и девочек Сирии, которые равны соответственно 38% и 36,77». У достаточно большого числа подростков (как российских, так и сирийских) наблюдается преобладание показателей по шкале нравственного поведения над показателями по шкале нравственных суждений. Так, среди девочек России их доля равна 32%, среди мальчиков России - 411%, среда девочек Сирия таких 44,7Ъ, а среди мальчиков - 51,3%. Таким ооразом, наша гипотеза о том, что не для всех подростков осязательным является преобладание уровня развития (сформированное^) нравственных суждений над уровнем развития представлений о нравственных основах собственного поведения, находит в этих цифрах убедительное подтверждение. Как минимум, треть подростков (девочки России) показывают, что их поведение (или по крайней мере, предваряющий его образ; может быть в своей основе нравственным без обязательного четкого знания (представлений) нравственных норм, являясь результатом воспитания в семье, подражания авторитетны!,! для них взрослым (впервую очередь родителям) и приобретая силу привычки, а не рационального осознания моральных норм общества в ходе специального обучения \школьного воспитания). Очевидно, что эти данные могут оыть ооъяснены тем фактом, что в подростковом возрасте Есе еще преобладает интерпсихический характер нравственного развития: такая культурная функция как нравственное суждение не всегда и не обязательно должна передаваться "из головы в голову" - от взрослых к детям или от детей к детям. Она может присваиваться ребенком в виде неосознанных нравственных установок путем подражания нравственным поступкам авторитетных (референтных) людей и оставаться в таком виде в опыте подростка.
Проанализируем теперь средние значения показателей, полученные в нашем исследовании по шкале А (уровень сформирозан-ности нравственных суждений) и шкале В (уровень развития представлений подростков о нравственных основах своего поведения). Эти показатели у девочек Сирии почти совпадают и даже отмечается тенденция к преобладанию срэднегруппового показателя по шкале нравственного поведения над показателем по шкале нравственных суждений. Иными словами, как уже отмечалось, нравственные представления девочек Сирил о реальных основаниях своего поведения у значительной их части соответствуют общепринятым
моральным критериям, хотя они не осознают причины такого поведения и не ищут им оОъяснения. Почему это происходит? Очевидно, тлеет смысл поискать объяснение этому феномену в традициях сирийской культуры, религиозных требованиях, условиях воспитания.
Для группы сирийских мальчиков эти показатели тоже примерно сходны между собой. Они близки к показателям девочек Сирии. Однако, здесь наблюдается обратная, чем у сирийских девочек, тенденция к преобладанию среднеарифметического показателя по шкале нравственных суждений подростков над их среднегрупповым показателем по шкале нравственного поведения.
В группе российских девочек-подростков соотношение среднеарифметических значений по шкале нравственных суждений и нравственного поведения иное: во-первых, оно заметно ниже по сравнению с этими же показателями группы сирийских девочек (и мальчиков тоже) и, во-вторых, отмечается некоторое преобладание среднегруппового показателя по шкале нравственных суждений над показателем по шкале нравственного поведения. В группе российских мальчиков среднеарифметический показатель по шкале нравственных суждений преобладает над среднеарифметическим показателем по шкале нравственного поведения и они ниже, чем эти же показателя у девочек России.
Для того, чтобы прояснить вопрос о соотношении уровня сформированное™ нравственных суждений и уровня развития представлений подростков о нравственных основах собственного поведения, нами были подсчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона между показателями по шкале А и по шкале В для всех тоупп испытуемых.
Между показателями нравственных суждений и нравственного поведения девочек и мальчиков Сирии обнаружена положительна] умеренная связь. Между показателями нравственных суждений и нравственным поведением девочек и мальчиков России также отмечается прямо пропорциональная зависимость между двумя переменными. Причем у девочек связь более тесная (0,55), чем у мальчи ков (0,46). Таким образом, различия между показателями уровней нравственных суждений и нравственного поведения у российских мальчиков и особенно у российских девочек более значимы, чем у сирийских подростков: 0,52 и 0,39 соответственно.
На втором этапе экспериментального исследования изуча-
лось i/шение подростков по поводу реальных жизненных ситуаций, которые требуют проявления определенной нравственной позиции. Для этого мы предлагали испытуемым ответить на 22 вопроса, ответы на которые распределялись по трем блокам: I - знает нравственные нормы и выполняет их; 2 - знает нравственные нормы, но ве выполняет их; 3 - не принимает нравственные нормы как на зловах, так и на деле. Вместе с инструкцией и текстом вопросов испытуемые получили бланки ответов. Подсчет результатов осуществлялся по указанным блокам по всей совокупности ответов в каждой группе опрошенных: мальчики п девочки пз России, мальчики и девочкп из Сирии, следующим образом - число ответов, соответствующих I блоку, 2 блоку, 3 блоку складывалось по каждому олоку отдельно и делилось на число испытуемых в группе = 150). Затем полученные цифры преобразовывались в проценты.
Таблица I
Соотношение уровня нравственного развития подростков в % по блокам: I - знает нравственные нормы и выполняет их, 2 - знает нормы поведения, не выполняет их, 3 - не принимает нравственных норм
I 2 3
мальчики Сирии SCp 14.5S 5,5;
девочки Сирии во, ь;; 14 7о 5,5;
мальчики России 43/i 33% •¿47o
девочки России 4°7J 307o 21%
подростки Сирии 80,25/á 14,25)5 5,5;
подростки России 46% 32;s 22/í
Как видно пз представленных в таблице результатов, к первому блоку ответов относятся результаты большинства подростков пз Сирии (как мальчики, так и девочки в одинаковой степени;. Российские испытуемые - мальчики заметно отличаются от своих сверстников пз Сирии по показателю перзого блока (43£ против
80$). Что касается группы девочек из России, то их результаты по сравнению с данными девочек из Сирии токе ниже по первому олоку, хотя и менее значительно, чам у мальчиков, но все-таки заметно - чуть больше 30%. Существенных межполовых различий мы в этом эксперименте не обнаружили - шести и трехпроцентная разница в результатах между девочками и мальчиками из России по всем трем блокам показателей не является статистически значимой. Та же картина наблюдалась и в сирийской группе. Поэтому мы обращаемся к соотношению показателей по блокам (две последние строки таблицы). Здесь сохраняется соотношение, выявленное у мальчиков (российских в сравнении с сирийскими) с незначительны:,! сокращением разрыва данных по первому блоку за счет результатов группы девочек из России. Таким образом, можно'сказать, что в группе сирийских подростков преобладает поведение, отнесенное нами к 1-му блоку, тогда как в группе российских подростков это имеет место только в 46% случаев. Отсутствие заметных поповых различий в уровнях нравственного развития (на основе результатов по второй анкете (подростков одной культуры во втором эксперименте свидетельствует об определяющем определенном влиянии на этот показатель культурной среды, системы воспитания, религиозных и национальных традиций и тех процессов, которые происходят в обществе. Если сравнить полученные во второй эксперименте результаты по российскому контингенту подростков с результатами подобного исследования, проведенного полутора годами ранее, то оказывается, что они снизились на 12% по первому блоку. Соответственно сдвиг произошел в сторону третьего блока.
Скорее всего причина такой разницы - те изменения, которые произошли с мая 19У1 гола в экономике и социальной сфере России, зависимость зфовня нравственного развития подростков от культурного окружения, от традиций, вряд ли может остаться стабильной при таких резких поворотах в общественном сознании, массовой культуре, системе образования и даже в оыту людей российского общества.
Четвертая глава посвящена обсуждению результатов и подведению итогов исследования.
Значимость настоящего исследования проистекает из того, что мы попытались путем сравнительного анализа изучить специфику нравственного развития подростка в условиях двух разных культур: сирийской и российской.
и настоящей раооте нами был проведен теоретический анализ различных аспектов проблемы нравственного развития личности в подростковом возрасте. Основной акцент был сделан, с одной стороны, на рассмотрении подросткового возраста как историко-культурного феномена и, с другой стороны, на анализе таких существенных показателей нравственного развития подростков как нравственные суждения и представления о нравственных основах собственного поведения. Ясно, что еся многосложность проблемы психологических механизмов нравственной регуляции поведения и развития этих механизмов в онтогенезе не сводится к дилемме: "говорит - действует". Развитие интеллекта подростка прежде всего, понятийное развитие приводит к возникновению ситуации, когда категориальному осмыслению подвергается как объективное содержание ситуации, содержащей моральную проблему, так и собственные представления подростка об этой ситуации. К этому "эжно добавить доминирующий в данном возрастном периоде интер.. . Я, всему, что связано с различными формами самопознания и самоопределения. Все это выдвигает проблему, которая, на наш взгляд, несколько незаслуженно оставалась в тени при рассмотрении вопросов нравственного развития - проблему соотношения не столько нравственных суждений и реального поведения, сколько нравственных суждений и представлений подростка о нравственных основах собственного поведения. Ясно, что характер такого соотношения будет служить важным индикатором и развития нравственного сознания личности в целом. Разумеется, га не имеем в виду, что исследованием и получением данных, касающихся такого соотношения, мы сможем подменить все множество иных аспектов этой важнейшей и сложнейшей научной и практической проблемы, но уверены в особой значимости этой проблемы, именно спроецированной на подростковый возраст. Анализ предпосылок развития нравственного сознания в подростковом возрасте привел нас к предположению, что общие, так сказать, универсальные показатели развития в данном случае будут играть меньшую роль, чем характеристики культурального порядка, иными словами, что соотношение развития нравственных суждений, с одной стороны, и представлений о нравственных основаниях собственного поведения с другой стороны, окажется разным у подростков, цредставляющих разные социально-культурные среды, развивающихся в условиях различных воспитательных традиций.
Нодооное предположение для своей проверки потребовало от нас разработки и апробации специального методического инструментария. выше дана подробная аргументация нашего выбора, описан этот инструментарий, а также приводятся данные пилотажного исследования. Итоги последнего позволили нам уточнить некоторые моменты опросника, отработать процедуру проведения исследования.
Экспериментальное исследование обнаружило ряд существенных фактов, в своей совокупности подтверждающих наши предположения. Наиболее яркие кросс- культурные различия проявились в отношения оценок реальных жизненных ситуаций, даваемых российскими и сирийскими подросткамп: это весьма существенно, т.к. эти оценки фактически отражают занимаемую подростками нравственйую позицию. Эта позиция могла выражаться: I - в знании и выполнении нравственных норм; 2 - в знании, но не выполнении их; 3 - не принятии нравственных норм и в плане суждений, и в плане представлений о том, как бы подросток стал себя вести в той или иной конкретной жизненной ситуации. Необходимо добавить, что при наличии существенных кросс-культурных различий полностью отсутствуют статистически значимые межполовые различия как у российских, так и у сприйскпх испытуемых.
Таким образом, возвращаясь к сформулированным в начале работы целям и задачам диссертационного исследования и к выдвинутой гипотезе, мы можем утверждать, что цели работы могут считаться достигнутыми, задачи - выполненными, а гипотеза - доказав ной.
Каждое общество обязывает своих членов вести, себя в соответствии со своими нравственными законами, которые являются устойчивым:; ценностями для данного общества. Поэтому родители и воспитатели заботятся о том, чтобы привить эти ценности подросткам. Отметим здесь, что научный прогресс и общественное развитие приводят к некоему несоответствию целого ряда тенденций п ликвидации ряда ценностей, которые не соответствуют эпохе, мешают общественному развитию. .Время, общественный порядок и прогресс общества отлично отбирают общественные тенденции и главенствующие ценности.
Интерпретируя факт иных показателей по рассмотренным аспектам нравственного сознания у слрпйцсв по сравнению с российскими подростками, напрашивается сравнение особенностей двух
культур: жесткой, регламентируемой, стабильной сирийской культуры и становящейся, находящейся на стадии перелома российской. 1! ситуации "моральной неопределенности" российский подросток все время вынужден самостоятельно ориентироваться в ценностях, сознательно искать объяснение своим и чужим поступкам. Если он ведет себя нравственно, то эта нравственность осознанная и принятая не по подражанию, не по оОразу действия всех. В стабильной сирийской культуре подросток может не задавать сеое вопроса: "Почему так себя надо вести?" Так ведут себя все, так принято, так надо. Этого достаточно, чтобы при наличии сильных механизмов уважения старших (образцов для подражания) начать вести себя так же, часто не задумываясь, что можно вести себя иначе. Особенно это касается сирийских девушек. В современной России на фоне фактического распада прежних нравственных ценностей нет в строгом смысле слова абсолютных образцов для подражания, наблюдается феномен "нравственного междуцарствия", зато есть более сознательное отношение к моральным основаниям поведения, выражающееся кроме всего прочего и большим выбором из возможных альтернатив. Это отличие между сирийскими и российскими подростками проявилось на уровне корреляционной зависимости.
Полученные нами результаты дают представление о положении дел в сфере нравственности и о тех шагах в будущем, которые необходимо предпринять, чтобы избежать пробела в деле ознакомления подростков с нраветвеннкми ценностями и их практического применения в жизни. И какие бы изменения не происходили в обществе, нравственным ценностям подростков необходимо уделять самое пристальное внимание. Они должны оставаться основными устойчивыми качествами личности и не должны подвергаться каким-либо изменениям в худшую сторону.
ЗАКЛЮЧЕН И В
Итак, в проведенной работе было осуществлено сравнительное исследование уровня развития нравственных суждений и представлений о нравственных основах собственных реальных поступков у российских и сирийских подростков. Было проведено кросс-культурное исследование состояния нравственного развития подростков Сирии и России, причем объектом исследования были под-
ростки Тартуса и Москвы. Эмпирические результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики с учетом критерия значимости при обнаружении различий и обоснования выводов. Были выявлены статистически значимые различия между сирийскими и российскими подростками по всем имевшимся показателям. В ходе обсуждения оыли показаны возможные интерпретации этих различий с учетом особенностей двух; разных культур. В целом было получено подтверждение того, что в подростковом возрасте рассмотренные аспекты развития нравственного сознания значимо зависят от культурных условий, в которых происходит социализация ребенка.
Перспектива данного исследования может быть связана с верификацией полученных результатов, касающихся расхождения межд суждениями и образами реального поведения, анализом реальных поступков в жизненных ситуациях. Результаты данной работы могу стимулировать социально-педагогическую рефлексию, способствовать коррекции имеющихся педагогических систем в сторону совер шенствования воспитания нравственного сознания ребенка.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Генезис нравственного сознания ь подростковом возрасте должен рассматриваться как социо-культурныв феномен, характеризующийся своими специфическими "задачами развития", возникающими и реализующимися в условиях конкретной социальной ситуации развития и возникновения присущих данному возрасту пси--хологических новообразований.
2. Важной характеристикой развития нравственного сознания в подростковом возрасте является соотношение нравственных суждений и представлений о нравственных основаниях собственного поведения по базовым моральным категориям. Это соотношение отражает закономерности как относительно универсальной динамики онтогенеза интеллектуальной сферы, так и чрезвычайно чувствительных к конкретным социально-культурным особенностям развитг ценностных ориентацпй.
3. Разработанная методика изучения соотношения нравственных суждений и представлений подростка о нравственных основаниях своего поведения является адекватной для проведения подос ных исследований.
4. Существуют значительные различия в соотношении суждений и представлений о нравственных основаниях собственного поведения российских и сирийски:': подростков.
Ь. исследование не обнаружило значимых межполовых различий в отношении изучавшихся компонентов нравственного сознания ни у российских, ни у сирийских подростков.
Подписано к печати 2C.02.5Sr. Тираж ЮЭэкз. Зчк.55.
¿О^о^