автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Универсальное и этническое в психологическом содержании традиционных игр Дона
- Автор научной работы
- Черная, Анна Викторовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Черная, Анна Викторовна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. К истории разработки проблемы традиционной игры и системы знаний о ней.
1.2. Исторические предпосылки психологических исследований традиционной игры в России на рубеже XIX-XX веков.
1.3. Предмет и метод исследования.
Глава
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ ДОНА: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Исторические и этнические факторы формирования субэтноса донского казачества.
2.2. Культурные традиции донского казачества в контексте исторического времени их формирования.
2.3. Особенности вековых характеров донских казаков.
2.4. Этническое в психологическом содержании традиционных игр Дона, собранных в литературных источниках.
Глава
ТРАДИЦИОННАЯ ИГРА КАК СРЕДА, ФУНКЦИОНАЛЬНО МОДЕЛИРУЮЩАЯ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В
ОНТОГЕНЕЗЕ
3.1. Историко-культурные основы развития этнического и универсального в психологическом содержании традиционных игр
3.2. Традиционная игра в контексте проблемы формирования образа мира ребенка.
Введение диссертации по психологии, на тему "Универсальное и этническое в психологическом содержании традиционных игр Дона"
Актуальность проблемы исследования. Обращение к историческому опыту народов в воспитании детей, а также взгляд на игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям развития, определили ее статус в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.
Традиционные игры, как показывают исследования, посвященные их описанию и этнографическому анализу (Э. Тейлор, М. Мид), психологическому анализу (C.JL Новоселова, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, М.А Норбашева), педагогическому использованию (В.М. Григорьев, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, Н.А. Асадулаева) являются важнейшим общечеловеческим культурным достоянием, уходящим своими корнями в толщу исторической судьбы этносов и всего человечество в целом. Они транслируют в своем содержании особенности жизни и быта представителей этноса. В этой связи традиционные игры приобретают статус образовательного института, обеспечивая присвоение ребенком социального опыта.
Игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (C.JI. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство амплификации (обогащения) психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (B.C. Мухина), как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И.С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид) признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.
Принципиальное значение приобретают исследования психологических механизмов присвоения ребенком социального опыта, заложенного в играх с опорой на данные о культурных процессах, происходящих в этносах, обнаруживающих в играх свое культурное представительство.
Специфические исторические причины, связанные с «молодостью» субэтноса донского казачества делают реальной задачу установления факторов происхождения, развития и места традиционной игры среди исторических и культурных реалий этнического бытия.
Этим определяется актуальность выбранной темы исследования «Универсальное и этническое в психологическом содержании традиционных игр Дона».
Предмет исследования: психологическое содержание традиционных игр субэтноса донского казачества.
Объект исследования: традиционные игры донского казачества.
Цель исследования: на основе систематического описания традиционных игр донского казачества изучить историко-культурные источники происхождения их психологического содержания, раскрывающего механизмы присвоения ребенком социального опыта.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
- в процессе историко-культурной трансформации традиционной игры происходит движение от этнического к универсальному в ее психологическом содержании, в связи с чем традиционная игра выступает в качестве фактора обогащения образа мира ребенка;
- традиционные игры выступают в качестве гаранта сохранения вековых психологических типов - этнически ожидаемых черт представителей этноса, отражая причастность к родовым видам деятельности.
Задачи исследования:
- исследовать психологическое содержание традиционных игр, выделить его этнические и универсальные составляющие;
- разработать теоретическую модель анализа традиционных игр, раскрывающего механизмы присвоения ребенком игрового опыта;
- провести экспедиционный сбор и систематизацию традиционных игр;
- определить условия и средства воздействия традиционных игр на обогащение образа мира ребенка.
Для решения поставленных задач и реализации исходной гипотезы в исследовании использовались следующие методы:
- анализ дореволюционных и современных отечественных работ по психологии, этнопсихологии, этнопедагогике, а также архивных материалов по истории, этнографии донского региона и его традиционным играм;
- метод системно-деятельностного анализа традиционных игр;
- метод реконструкции игровой деятельности детей прошлых веков (по описаниям традиционных игр в литературных источниках) и логической интерпретации тех процессов, которые составляют функциональную основу игры;
- метод реконструкции культурных условий и средств развития традиционной игры;
- метод ретроспективного анализа традиционной игры.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые собран и систематизирован этнографический материал по традиционным играм Дона;
- на основе этнокультурного анализа происхождения, развития и бытования традиционных игр Дона определены этнические и универсальные психологические доминанты их развивающего потенциала: вековые психологические типы; ориентирующий деятельность ребенка образ мира; индивидуальные моторные профили;
- разработана модель компонентов образа мира, представленного ребенку в традиционных играх.
Теоретическое значение исследования. Предложенный в исследовании подход к рассмотрению развивающих функций игры, заключающийся в анализе их психологического содержания построен на изучении механизмов присвоения ребенком культурного опыта человечества, он вскрывает новые потенциальные возможности игры в психическом развитии ребенка, обогащает теорию психологических исследований в этом направлении.
Практическая значимость работы состоит в получении научно обоснованных данных об этнических и универсальных доминантах в психологическом содержании традиционных игр, которые в условиях возрождения казачества, утверждения его этнической самобытности и права на развитие своей культуры, своих идеалов в воспитании детей, могут быть использованы для целей педагогического исследования процессов органичного введения традиционных игр в культуру современного детства.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; междисциплинарным подходом к рассмотрению проблемы; корректным использованием методов сбора и обработки обширного фактического материала (собрано около двухсот игр), многоаспектностью теоретического анализа данных, включающего их систематизацию, историко-культурный, этнопсихологический и собственно психологический анализ.
Апробация работы. Основные положения работы и ее результаты обсуждались на заседании лаборатории игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, докладывались на Международной конференции по этнопедагогическим проблемам обучения и воспитания (Москва, 1999) на научных конференциях Новочеркасской государственной мелиоративной академии (1998, 1999). Материалы исследования включены в лекционный курс «Психология развития игровой деятельности» на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, использованы при организации учебно-исследовательской и экспедиционной работы на педагогическом факультете Новочеркасского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.
Положения, выносимые на защиту:
- традиционная игра - развивающая и развивающаяся в историческом и культурном пространстве среда, функционально моделирующая развитие личности в онтогенезе;
- динамика процесса развития традиционной игры представляет собой движение от этнического к универсальному в ее психологическом содержании, раскрывающее механизмы присвоения культурного опыта; - эвристическая модель образа мира, представленного ребенку в традиционной игре определяет структуру отражения мира и построения его образа в сознании ребенка на трех уровнях: глобальных значений, детализированных компонентов образа мира как системы знании о мире, о других людях, о себе; гипотетичных значений, служащих средством построения индивидуального образа мира, самодвижения и саморазвития ребенка.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Выводы
1. Традиционные игры Дона, систематическое описание, изучение и психологический анализ которых осуществлены с опорой на теорию культурно-исторического присвоения социального опыта, представляют собой единый игровой универсум, охватывающий временные рамки, связанные с историей возникновения донского казачества и развивающийся в его культурном пространстве.
2. Традиционная игра является развивающей и развивающейся средой, функционально моделирующей развитие личности в онтогенезе.
3. Изучение психологического содержания традиционных игр раскрывает механизмы присвоения ребенком зафиксированного в традиционной игре культурного опыта.
4. Этнопсихологический анализ традиционных игр Дона, описанных в литературных источниках показал, что этническое в их психологическом содержании отражает причастность ребенка как представителя этноса к родовым видам деятельности, выступая гарантом сохранения векового опыта этнической группы и одновременно мощным фактором ориентации молодого поколения на приобретение вековых психологических типов, вековых характеров - социально ожидаемых качеств, принятых в данной этнической и природно-хозяйственной среде.
5. В традиционных играх заложена логика отражения мира и построения его образа в сознании ребенка как универсального механизма, ориентирующего ребенка в мире и обеспечивающего высокий уровень адаптивности. В проведенном исследовании разработана модель построения образа мира в игре, представленная в трех уровнях: уровень глобальных, концептуальных этнических ценностей, отражающих наиболее общие стороны бытия этноса; уровень компонентов образа мира, адекватных конкретным игровым ситуациям, представляющим систему знаний о мире, других людях и о себе; уровень гипотетических знаний, открываемых ребенком в игре, который определяет вектор развития индивидуального образа мира. 6. Высокий образовательный статус традиционной игры делает возможным и необходимым ее дальнейшее психолого-педагогическое и этнопсихологическое исследование с целью обогащения (амплификации) развития современного ребенка этническими и универсальными ценностями родового человеческого уровня.
136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционная игра как развивающая и развивающаяся культурная среда
Весь массив изученных традиционных игр Дона представляет единое историко-культурное пространство, выполняющее образовательную и развивающую функции.
В основе процессов происхождения и развития игры в истории цивилизации лежит общий диалектический закон развития, позволяющий рассматривать традиционную игру как развивающуюся в историческом пространстве человеческого бытия культурную среду. Развитие традиционной игры включено в перманентный процесс ее исторически непрерывной трансформации по пути обобщения ее сюжета в правило.
Традиционная игра является историческим носителем обобщенного опыта деятельности, по значимости не уступающим письменности и другим знаковым формам его передачи. Сначала, до письменности, потом параллельно письменности, сейчас как форма эпической письменности, традиционная игра выступает в качестве культурного текста, сконцентрировавшего вековую информацию о характере родовой деятельности человека и человечества в целом. От того, каким игровым опытом обладает человек, зависит, как он может ориентироваться в тексте игры, а следовательно и в тексте жизни. В этом смысле игровой опыт каждого последующего поколения играющих в традиционные игры исторически старше опыта предшествующих поколений. В социогенезе развитие каждого последующего поколения происходит через поиск новых путей, через сознание нового, через творчество. Достаточно упомянуть наличествующие в игровом опыте современного ребенка компьютерные, виртуальные, электронные, электрические игры и игрушки и станет понятной мысль Дж. Смита о том, что те расы и народы, дети которых будут играть только в традиционные игры, будут значительно отставать в уровне своего культурного развития.
Вместе с тем, человек-субъект истории, антиципирующий связи между прошедшим и будущим. Традиционная игра в этом отношении значительно больше, чем другие виды деятельности обогащает представление о будущем в индивидуальном развитии ребенка. Она представляет собой переведенную в идеальную, знаковую и текстовую форму карту реальной жизни, быта отношений к миру. Она, таким образом, осуществляет функцию упреждающего переноса прошлого в настоящее и будущее, обнаруживая свое сходство с пролеп-сом.
Деятельность по переводу идеального, с которым ребенок имеет дело в традиционной игре, в его реальное бытие направлена на актуализацию исторического опыта этнической группы в индивидуальной опыте ребенка.
В процессе присвоения зафиксированного в идеальном плане обобщенного опыта предшествующих поколений, у ребенка формируется важная функция сознания - идеальный план деятельности, теоретическое отношение к миру. В.В. Давыдов подчеркивал, что такое теоретическое идеальное отношение к действительности позволяет ребенку выйти за пределы повседневного быта, за рамки конкретных ситуаций и занять место в широком круге событий, происходящих в большом мире.
Это обстоятельство позволяет говорить о традиционной игре как о соци-опредметной среде, которая функционально моделирует развитие личности в онтогенезе. Данный подход к анализу развивающих возможностей традиционной игры базируется на положениях концепции С.Л. Новоселовой о функциях развивающей предметной среды в амплификации психического развития ребенка [124].
Основные, решающие линии психического развития, процесс которого идет в двух встречных направлениях отмечены А.Н. Леонтьевым: от первоначального изменения круга жизненных отношений, круга деятельности к развитию действий, операций, функций, которые выводят ребенка на новый виток развития его деятельности и отношения к миру.
Рассматривая традиционную игру как развивающую и развивающуюся среду, можно представить архитектонику этого сложного явления в виде схемы:
Схема 4
Модель традиционной игры как развивающей и развивающейся среды
Амплп фицпрованное отношение
Исходное отношение к миру т к р а а к д и Р ц а с и 3 и
О в с н и т н в е а а м я ю а щ и а г я
Р с а я
Реальное бытие этноса
Внешняя поверхность модели позволяет представить традиционную игру как развивающуюся в культурном пространстве этнического бытия среду. В основе традиционной игры лежат реалии этнического бытия, отражающие динамику исторических процессов, происходящих в этносах.
Внутренняя часть модели позволяет представить традиционную игру как развивающую среду, в которой происходит движение от исходного уровня отношения к действительности, представленной в традиционной игре через формирование психологических функций к новому уровню отношении, амплифи-цирующему психическое развитие ребенка.
Психологический механизм приобретения современным ребенком заложенного в традиционных играх опыта заключен в следующем. В процессе взаимодействия с иторико-культурным феноменом традиционной игры у ребенка складывается определенная система жизненных отношений, вписывающая его индивидуальный опыт в более широкий контекст бытия.
С другой стороны, как показано в исследовании, в традиционной игре приобретаются универсальные, собственно психологические качества: образуются вековые психологические типы; развивается и обогащается образ мира; происходит развитие произвольных форм поведения на основе решения задач, зафиксированных в игровых правилах; формируются индивидуальные моторные профили. Эти психологические приобретения обогащают психическое развитие ребенка в целом и в свою очередь выводят его на новый уровень отношения к миру.
В данном исследовании обозначен принципиально новый подход к рассмотрению развивающих функций традиционной игры, заключающийся в анализе их психологического содержания с позиций определения механизмов присвоения ребенком культурного опыта человечества, представленного в традиционной игре. При этом традиционная игра подвергнута анализу как явление, развивающееся во времени под действием объективных законов общественного бытия этноса.
Высокий развивающий статус традиционных игр, определенный нами в связи с их психологическим анализом, является основанием для постановки проблемы органичного введения традиционной игры в культуру современного детства. Этот процесс не ограничивается возрастными рамками дошкольного возраста. Необходимо подумать о том, что традиционная игра должна быть совместным творчеством детей разных возрастов и взрослых, соответствовать культуре традиционной игры, существовавшей в прошлом. Традиционная игровая культура нуждается в реконструкции в условиях обращения к истокам национальной культуры того этноса, чью традиционную игровую культуру стремится сегодня возрождать психологическое и педагогическое сообщество. В этой связи становится актуальной задача поиска форм интеграции традиционной игры в современное образовательное пространство. Создание театра традиционной игры, построенного на ее лучших традициях видится нам одной из таких форм, которая предотвратит механическое перенесение традиционной игры в жизнь современного детства.
Полученные в нашем исследовании данные позволили обосновать исходные позиции в изучении психологического содержания традиционных игр.
Статус игры как развивающейся системы делает возможным дальнейший научный поиск в этом направлении исследований содержательного уровня психологических функций, формирующихся в традиционной игре.
134
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Черная, Анна Викторовна, Москва
1. Агапкина Т.А. О некоторых магических действиях в масленичной обрядности славян // Фольклор и этнографическая действительность. С.Петербург, 1992. - с.48-53.
2. Александрова М.А. Педагогические исследования игры // Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии / Под ред. А. Лазурского, А.П. Нечаева. М., 1910, с. 176-200.
3. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. -М., 1990.-287 с.
4. Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации Эд.-Б. Тейлора. Пер. с англ. д-ра И. Ивина. С.-Петербург. 1908, - 434 с.
5. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М., 1967. - 445 с.
6. Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность. М., 1982. - 270 с.
7. Асадулаева Н.А. Развивающий потенциал традиционных игр Дагестана. Дисс. кандидата пед. наук. М., 1998. - 259 с.
8. Атлетические игры для войск, военных и юнкерских училищ и старших классов корпусов. Сост. И.Я. Герд. М., 1884, 46 с.
9. Ацтеки: империя крови и величия / Пер с англ. О. Перфильева. М., 1997. -168 с.
10. Бартрам Н.Д. Игрушка и начатки ручного труда // Игрушка, ее история и значение: Сборник статей под ред. Н.Д. Бартрам. М., 1912. - 245 с.
11. Бекетова М.А. Александр Блок и его мать // Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М., 1989. 592 с.
12. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т.1.-М., 1994.-542 с.
13. Бернштам Т.А. Мяч в русском фольклоре и обрядовых играх // Фольклор. Этнография / У этнографических истоков фольклорных сюжетов и обра14.