автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера
- Автор научной работы
- Павлов, Сергей Михайлович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Павлов, Сергей Михайлович, 2001 год
Введение.
Глава 1. Проблема этнической идентичности в психологии и смежных науках.
§1. Проблемы этнической идентичности в зарубежной психологии и смежных науках.
§2. Проблема этнической идентичности в отечественной психологии и смежных науках.
Глава 2. Диагностика и психологическое сопровождение детей с нарушениями этнической идентичности.
§1. Методы диагностики этнической идентичности на ранних этапах онтогенеза.
§2. Методы диагностики и психологического сопровождения в настоящем исследовании. Описание и обоснование.
Глава 3. Результаты анализа диагностики и психологического сопровождения детей 7-11 лет коренных малочисленных народов Севера - ханты, лесные ненцы.
§1. Этнические особенности ханты, лесных ненцев: общие тенденции, воспитание, этническое самосознание и межэтническое отношение детей КМНС.
§2. Анализ результатов диагностики этнической идентичности у детей коренных малочисленных народов Севера.
§3. Анализ результатов психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности. ^ Выводы.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера"
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен - этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.
Пробуждение и всплеск этнических процессов затронул и коренные малочисленные народы Севера. В настоящее время Север представляет собой сложную, противоречивую картину как интеграционных, так и дезинтеградионных процессов среди коренного и пришлого населения, которые, в конечном счете, привели к упадку духовности нравственных устоев, ценностных ориентации, к нарушениям этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Общественные и политические деятели, учителя, психологи отмечают состояние этнической идентичности детей КМНС как кризисное. Многоплановость этой проблемы обуславливает необходимость ее комплексного изучения и поиск оптимальных приемов психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности.
Актуальность данной проблемы определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов психологического сопровождения детей КМНС, слабостью связей с практикой северных национальных школ и их психологических служб.
Нынешнее состояние этнической идентичности детей КМНС характеризуется неустойчивостью и противоречивостью, «размытостью», этнической напряженностью. Вот почему возникла необходимость специального изучения особенностей этнической идентичности детей КМНС, а также необходимость в создании приемов психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности в условиях национальных школ.
Одним из важнейших условий решения указанных проблем является изучение этнической идентичности, этнопсихологических особенностей взаимодействующих субъектов полиэтнической среды, психологических механизмов и закономерностей межэтнических взаимоотношений. Влияние на представителей разных национальностей особенностей этнического самосознания, интеграции, адаптации, аккультурации, ассимиляции, маргинализации выводят на первый план проблему исследования этнической идентичности. Этническая идентичность - социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своими и с другими этносами (Поршнев Б.Ф.: «Мы» - «Они»), и проявляющийся в реальном этническом поведении, как часть «Я - концепции».
С этнической идентичностью сопряжена, так называемая, этническая самоидентификация - сознательный акт этнического самоопределения человека в контексте отнесения себя к конкретной этнической общности. Обычно человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его кровные родственники и родители. Однако этническая самоидентификация может быть нарушена по ряду социальных и психологических причин, если в одном геоисторическом пространстве проживают представители разных этносов, имеющие разный социально-психологический статус. В этом случае возникает острая проблема нарушения этнической идентичности у группы населения, попавшей под социально-психологическую депривацию.
Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества», разработанная отечественной психологией.
В нашем исследовании развитее этнической идентичности личности коренных малочисленных народов Севера, мы рассматриваем через концепцию В.С.Мухиной о становлении структуры самосознания личности. Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально-обусловленную психологическую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 -идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека; 2 - притязание на признание; 3 -половая идентификация; 4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное пространство личности (права и обязанности).
Эти звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому - либо этносу, различаясь в содержательном наполнении звеньев самосознания, в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержания структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей, в том числе и этнической принадлежности.
Цель исследования:
1. Выявить особенности этнической идентичности детей 7-11 лет (младшего школьного возраста) на примере ханты и лесных ненцев, которые являются представителями коренных малочисленных народов Севера.
2. Разработать и апробировать методы психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что у детей КМНС (ханты и лесные ненцы) имеются нарушения этнической идентичности. Исторически сложившаяся социальная ситуация жизни КМНС приводит к нарушениям этнической идентичности. На социально-психологическом уровне этническая идентичность КМНС детерминирована амбивалентными факторами:
1 - мифологическими представлениями этничности, родоплеменным сознанием, общностью исторического происхождения, исторической памятью этноса;
2 - ценностями, привнесенными современной культурой, практическими носителями которой являются, в первую очередь, пришлые представители многочисленных этносов.
На основе целей и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме этнической идентичности.
2. Изучить этносоциальную среду, в которой формируется этническая идентичность детей КМНС на примере ханты и лесных ненцев, и выявить особенности этнической идентичности этих детей.
3. Разработать и апробировать методы психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности на материале младших школьников КМНС.
Предмет исследования: психологические особенности этнической идентичности детей ханты и лесных ненцев.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста национальных поселков Агана, Варьегана, Корликов, Ларьяка, Охтеурья, Чехломея Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа (возраст от 7 до 11 лет). Всего в исследовании приняли участие 140 испытуемых, из них 70 детей КМНС и 70 - русских.
Методы исследования. В число методов исследования входят: 1 -включенное наблюдение; 2 - стандартизированная беседа; 3 - анкетирование по этнопсихологическому опроснику; 4 - психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов); 5 - метод этнической идентификации (B.C. Мухина). Для обработки и интерпретации материала исследований применялись методы математической статистики обработки данных. Кроме того, разработан метод психологического сопровождения детей КМНС в условиях национальных школ Севера.
Научная новизна. При исследовании выявлены особенности этнической идентичности и этнической самоидентификации детей КМНС, социализация которых происходит в условиях амбивалентных факторов воздействия: 1 -мифологических, традиционных ценностей; 2 - ценностей, привнесенных современной культурой.
В исследовании использованы полевые материалы автора, полученные в ходе экспедиций по территориям традиционного проживания ханты и лесных ненцев. Это является ценным эмпирическим материалом и основанием теоретических обобщений особенностей этнической идентичности детей КМНС.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, используются: 1 - в психологическом сопровождении детей в национальных школах и интернатах; 2 - в практической деятельности психологов, педагогов, воспитателей.
Апробированный набор психодиагностических методов и методов психологического сопровождения может послужить для разработки подходов в обучении будущих психологов и педагогов в процессе работы в национальных школах Севера.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этническая идентичность детей младшего школьного возраста ханты и лесных ненцев имеет свою специфику, обусловленную исторически сложившейся социальной ситуацией (интенсивное влияние пришлого населения: русских, украинцев, татар и др.), которая выражается нарушением процессов межпоколенной трансмиссии элементов национальной культуры КМНС.
2. Ментальность детей КМНС характеризуется амбивалентным мироощущением: во-первых, мифологическим сознанием, уникальностью уклада традиционного образа жизни и малочисленностью; во-вторых, особым местом в системе отношений с доминирующим большинством пришлого населения. Это обстоятельство обуславливает особенности этнической толерантности.
3. Дети КМНС в ситуации межэтнического взаимодействия проявляют фрустрированность, напряженность, тревожность, комплекс этнической неполноценности. Эти качества выражены одинаково сильно как у мальчиков, так и у девочек КМНС.
4. Методы диагностики психологических особенностей этнической идентичности детей КМНС явились психологически корректными и научно-объективными. Дети с интересом становились участниками обследования и с готовностью включались в предлагаемую деятельность. При этом было обнаружено отношение к предлагаемой деятельности как к «серьезной игре».
5. Комплекс методов, разработанный для психологического сопровождения, служит целям присвоения позитивной этнической идентичности, профилактике ее нарушений и отслеживанию динамики формирования и развития этнической идентичности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты нашли отражение в 9 публикациях автора. Результаты исследования докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: на международной конференции «Ребенок в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 1996, 1999), на Всероссийской конференции ((Практическая психология в школе. Цели и средства» (г. Санкт-Петербург, 1996, 1997), на Всероссийской конференции ((Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи» (г. Екатеринбург, 1996), на Региональной конференции ((Проблемы и пути развития физического воспитания, ЛФК и педагогической валеологии среди детей дошкольного и школьного возраста» (г. Нижневартовск, 1997), на Всероссийской конференции «Личностно-ориентированная психология: профилактика, коррекция, реабилитация» (г. Екатеринбург, 1997), на Международной конференции «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания» (г. Москва, 1999). Результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, факультета педагогики и психологии, Московского государственного педагогического университета (1999 - 2001). Программа психологического сопровождения этнической идентичности детей используется в работе практических психологов, педагогов, воспитателей в национальных школах Нижневартовского, Сургутского районов Ханты-Мансийского автономного округа.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
5. Результаты исследования показали, что в ситуациях взаимодействия со сверстниками «своего» этноса наиболее сензитивными к депривации структурных звеньев самосознания, являются: у ханты и лесных ненцев - имя, притязание на признание и психологическое время, у русских - притязание на признание и половая идентификация.
В ситуациях взаимодействия со сверстниками «другого» этноса и у детей КМНС и у русских наиболее сензитивны к депривации - имя, притязание на признание и половая идентификация.
Дети КМНС по сравнению с русскими детьми, более аффективно переживают депривацию притязания на признание со стороны сверстников другого этноса. Депривация половой идентичности вызывает у русских мальчиков большую агрессивность, чем у мальчиков КМНС.
6. Изучение представлений детей КМНС и русских детей об особенностях своих фенотипических признаков и внешнего облика (тип лица - «идеальное лицо»), а также их представления об идеальном образе - самый красивый мальчик и девочка («идеальный образ»), методом этнической идентификации показало:
• дети всех исследуемых этносов имеют четкое представление об особенностях своего внешнего облика;
• дети ханты и лесных ненцев при выборе «идеального образа» отдают предпочтение физическим признакам европеоидной расы, а не к своему этническому типу (монголоидной расы); русские дети, предпочитают европеоидную расу. Это обстоятельство показывает наличие комплекса этнической неполноценности детей КМНС.
7. Для стабилизации этнической идентичности необходим комплексный подход психологического сопровождения, ориентированный на всех участников учебно-воспитательного процесса в национальной школе: групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, урочные и внеурочные формы психокоррекционного воздействия на реабилитацию этнической идентичности.
Результатом психологического сопровождения детей КМНС с нарушениями этнической идентичности явились: приобщение их приверженности к этническим традициям, обычаям; осознания уникальности своего этноса; этнической толерантности.
8. Методы диагностики психологических особенностей этнической идентичности детей КМНС явились психологически обоснованными и научно-объективными. Дети с интересом становились участниками обследования и с готовностью включались в предлагаемую деятельность. При этом было обнаружено отношение к предлагаемой деятельности как к «серьезной игре».
9. Анализ исследований методов и приемов психологического сопровождения по психокоррекционному воздействию, подтвердил их продуктивную роль в формировании и развитии этнической идентичности личности.
Под воздействием этнопсихологических и этнопедагогических нововведений в образовательной практике произошли существенные изменения в системе структурных компонентов самосознания детей КМНС: стабилизация этнической идентичности; присвоения ценностных отношений к своему этносу; традициям и обычаям, приобщения к исконным видам промысловой деятельности.
Комплекс методов, разработанный для психологического сопровождения, служит целям присвоения позитивной этнической идентичности, профилактике ее нарушений.
Перспективу дальнейшего исследования мы видим в практическом применении в системе образования разработанных программ и приемов психологического сопровождения.
Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, в которых бы уделялось внимание поиску и изучению новых путей психологического сопровождения детей КМНС и формирования у них этнической идентичности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Павлов, Сергей Михайлович, Москва
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: (Пробл. методологии, теории и исслед. реал, личности). М ; - Воронеж, 1999. - 218 с.
2. Аверкиева Ю.П. Франц Боас // Институт этнографии: Краткие сообщения. -М„ 1946 Вып. 1. -С. 108.
3. Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований// Психол. журн. -1988. -Т. 9. № 3. С.35-42.
4. Айпин Е.Д. У гаснущего очага: Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера. -Екатеринбург, 1998. 256 с.
5. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. М.; 1990.
6. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность"?"// Этногр. обозрение. -1996. №3. - С.13-22.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. - 380 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1996. - 383 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов -М.;1996. -375с. Ю.Анисимкова М., Кузьмина А. На священных берегах Ваха. Нижневартовск,1999.-С.5-20.11 .Арутюнов С.А. Об условности понятия «этнопсихология» // Сов. этнография. -1983. -№ 2. С.82-84.
10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. - 271 с.
11. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности: (К проблеме адаптации человека в приполярных районах Севера -Востока СССР). Владивосток, 1988, - 116 с.
12. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990. - 367 с.
13. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии.-1999.- №1. С.3-12.
14. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997. - С.20-34.
15. Байченко А. А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -18 с.
16. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формиров ания этнической идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В.С.Собкина. -М„ 1998. С. 248-263
17. Баньковская С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. - С.256-257.
18. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу!: Психол. сопровождение естеств. развития маленьких детей. Кишинев; - СПб. 1993. - 90 с.
19. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка . М.; - Воронеж; - 2000. - 240 с.
20. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987. - С.67-80.
21. Бердяев Н.А. Судьба России: Избр. произведения. Ростов на / Д , 1997 -444 с.
22. Берне Р. Что такое "Я" концепция // Психология самосознания. - Самара, 2000. -С.333-383.
23. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. -298 с.
24. Бодалев А.А. Психология о личности,- М., 1988. 188 с.
25. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1997. -С.193-244.
26. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.; 1994. - 168 с.
27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.; 1983. - 412 с.
28. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.; 1987.-333 с.
29. Бугаева A.J1. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. М.; 1994.-С.151.
30. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев., 1997. - 125 с.
31. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этногр. обозрение. -1998. №4. - С. 15-26.
32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 375 с.
33. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений-М, 1999. 168 с.
34. Волков Г.Н. Этнопедагогическая формула гуманистического воспитания личности // Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар. науч. -практ. конф., М., 1997. - С.44-45.
35. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. -С.195-308.
36. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Педология, М., 1928.№1,-С.58-77.
37. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. - Т. 2. - С. 160-164.
38. Вэлла Ю. Белые крики. Книга о вечном. Сургут, 1996. - С.6.
39. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1993. - 28 с.
40. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1997. - 144с.
41. Годфруа Ж. Приложение Б.: Статистика и обработка данных // Что такое психология: В 2 т. М., 1992. -Т.2. - С.277-317.
42. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург, 1995. 606 с.
43. Городенко Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийсого автономного округа: Учеб. пособие. Нижневартовск,. 1997. -83 с.
44. Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков: (На материале исслед. старшеклассников рус. и евр. национальностей): Автореф. дис. на соиск. . канд. психол. наук. М., 1996. - 21с.
45. Грачева A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В.С.Собкина. М., 1998. - С.206-277.
46. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. - С.640.
47. Джемс У. Психология. М., 1991. - 369 с.
48. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. - 208 с.
49. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Л., 1982. - С.68.
50. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. Т. 3. 1911. - Тобольск. - С.32.
51. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журн. -1981.- Т.2, № 5. С.43-54.
52. Егоров В.Н. Малокомплектная кочевая школа как социально-педагогическая закономерность в развитии школьной сети в условиях Севера: Автореф.дис. . канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 21с.
53. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до tнаших дней. Учеб. для старших кл. Екатеринбург, 1999. - С.402-435.
54. Казакова З.Н. Особенности этнического самосознания у будущих педагогов ханты и манси (учащихся педучилища): Дис. . канд. психол. наук. М. 1993. - С.116-161.
55. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учеб. пособие. М., 1997. - 191с.
56. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск, 1995. -Т.2.- С.5-15.
57. Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845 1849) //Соч.: В 2 т. - Тюмень, 1999.-Т .2.-351с.
58. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Сов. этнография . 1977,- №3,- С. 14-22.
59. Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива) М., 1988. - 271с.
60. Кон И.С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.; - Воронеж, 1999.-554с.
61. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. - 100с.
62. Косвен М. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала // Сов. этнография. -1946. -№ 2. С.227-232.
63. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология,- М., 1992. -С.142.
64. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология,- Ростов-на/Д, 2000.-С.111-150.
65. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. -192с.
66. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX -начале XX вв: Этногр. очерки. Томск. 1977. - 225с.
67. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992. -136с.
68. Куриков В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. Екатеринбург, 2000. - С. 57-97.
69. Кушнир A.M. Особенности ценностных ориентации и самосознания личности детей народностей Севера: (На материале изучения школьников саами): Дис. . канд.психол.наук. М. 1988. - 182с.
70. Лазарева JI.Г. Югра. Дек. 1999.-№13 С.2-3.
71. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск, 1998. 114 с.
72. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие М., 1999. - 223 с.
73. Лебедева Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психол. жур. -1989. -Т.10, № 2. С.25-37.
74. Лебон Г. Психология толп // Психология толп М., 1999. - С. 15-254.
75. Левин М.Г. Антропологические типы Сибири и их генезис // Доклад Сов. делегации на V Международном конгрессе антропологов и этнографов. -М., 1956. -С.4.
76. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. - 384с.
77. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых//Сов. этнография. -1973.- № 5. С.123-131.
78. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учеб.-справ, пособие. М„ 1998. - 311 с.
79. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория // Сов. этнография. -1981. -№ 3. С.35-44.
80. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. -Т. 2,- С. 165-196.
81. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.- 253 с.
82. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985. --364 с.
83. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим.- психол. исслед. М., 1974. - 172 с.
84. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов.-М. 1998.-446с.
85. Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Журн. практ. психологии. -1996. № 6. - С.3-11.
86. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб. 1997. - 50 с.
87. Мартынова Е.П. Социализация детей у хантов и манси // Материалы 7 Виноградовских чтений. Екатеринбург, 1993. -4.1 - С.29-30.
88. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего: По материалам социол. исслед. образа жизни хантов, ненцев, манси Нижневарт. р-на Ханты-Мансийс. авт. окр. Новосибирск, 1993. - 208 с.
89. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994. - 15с.
90. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение: Учеб. пособие. М. 1997. - 317 с.
91. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. М.; -Воронеж, 1996. - 446 с.
92. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М., 1988. - 429 с.
93. Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.Н.Гемуев. Новосибирск. 1990. - 216 с.
94. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. - 365 с.
95. ЮО.Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. - С. 183.
96. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000. - 456 с.
97. Мухина B.C. Детская психология. М., 1999. - 352 с.
98. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоениясоциального опыта. М., 1981. - 239 с.
99. Мухина B.C. Проблемы генеза личности: Учеб. пособие М., 1985. - 105 с.
100. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психол. жур. -1988. -Т.9, № 4. С.44-52.
101. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж. 1999.-635 с.
102. Ю7.Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. - 356с.
103. Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюз. переписи населения 1989г. М., 1991. - 160с.
104. Немысова Е.А. Проблемы этнообразовательной системы народов ханты и манси // Социокультурная динамика Ханты-Мантыйского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и регональный аспекты. Сургут, 1999. - С. 183-188.
105. Павленко В.Н., Таглин С.А. Методы исследования в этнопсихологии // Введение в этническую психологию. Харьков, 1992. - С.27-62.
106. Патканов С.К. Очерк колонизации Сибири. Тюмень, 1999. Т.2. - С.71.
107. Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996. - 348с.
108. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997. - 286с.
109. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб.,1993. 109с.
110. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. - С.2-14.
111. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, М., 1979. - 232с.
112. Практическая психология образования: Учеб. для студентов вузов / Под ред. И.В. Дубровина. М., 2000. - 525 с.
113. Прокопенко В.И. Игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев. -Екатеринбург, 1997. 89с.
114. Прокопенко В.И. Традиционные игры народов Севера // Просвещение на Крайнем Севере. СПб., 1992. Сб. №25. - С.220-236.
115. Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания. М.,1994. 134с.
116. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М„ 1990. -495с.
117. Работа психолога в начальной школе. / Битянова М.Р. и др. -М., 1998. 342с.
118. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Сов.этнография. М., 1949. -№ 3. - С. 109-132.129 .Решетникова Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Ханты-Мансийск, 1997. - С. 15-16.
119. Романов В.В. Использование композиционных портретов при расследовании преступлений: Дис. . канд.юрид.наук. Минск, 1973. - 143с.
120. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1994. - 20с.
121. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. - 705с.
122. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. Т.2. - С.227-239.
123. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учеб. для вузов М., 2000.- 303с.
124. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2000. - 349с.
125. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб. 1999. -203с.
126. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Сов.этнография. 1982. № 1. - С.80-88.
127. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: (На материалах этносоциол. обследования г.Киева и Киев.обл.): Автореф. дис. . канд.ист. наук. М., 1983. - 24с,
128. Снетков В.А., Зимин A.M., Виниченко И.В. Типы и элементы внешности (ТЭВ). М. ВНИИ МВД СССР. 1970. - С.3-26.
129. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под.ред. В.С.Собкина- М., 1998. С.105-141.
130. Современный взгляд на народную медицину Севера / Хаснулин В.И. и др.- Новосибирск, 1998. С.6-21.
131. Соколова З.П. "Легенды Вут-Ими": Путешествие по Оби и ее притокам к ханты и манси. Сургут, 1993. - 76с.
132. Соколова З.П. Перестройка и судьба малочисленных народов Севера // История СССР. 1990. № 1. С.155-166.
133. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. -389с.
134. Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея: Сб. М„ 1992. - С.187-188.
135. Спасение Югры // Учит.газ. 2000. - № 46, 7 нояб. - С. 12.
136. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. - 303с.
137. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион. 1995. - 176с.
138. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3. С.78-85.
139. Старцев Г. Остяки: Соц.-географ, очерк. JI., 1928. - 152с.151 .Старчаков О.Г. Технические средства моделирования свойств личности // Философские проблемы в криминалистике. Рига. 1969. - С. 18-41.
140. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб.пособие для вузов. М., 1999. - 320с.
141. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологических исследований. М., 1993, - С.30-32.
142. Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983. - 286с.
143. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психологии. -1979. -№6. -С.142-151.
144. Султангалиева Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей 6-8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Автореф.дис. . канд.психол.наук. Алма-Ата, 1988. - 17с.
145. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. - 173с.
146. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме возникновения психических расстройств // Этногр. обозрение. 1996. - № 4. - С.31-37.
147. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. -Л., 1972.-429с.
148. Тимошенко К.А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о.Беринга): Дис. . канд. психол. наук. М., 1996. - С.71-76.
149. Тишков В.А. О феномене этничности // Этногр. обозрение. 1997. №3. -С.9-17.
150. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: По материалам Зап.Сибири. -Томск, 1993. -217с.
151. Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: Традиция и современность. Новосибирск, 1986. -С.194.
152. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. - 573с.
153. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф.дис. . канд. психол. наук. М., 1995. - 26с.
154. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // "Я" и "ОНО": Тр. разных лет. Тбилиси, 1991. -Кн.1. - С. 102-107.
155. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. - 160с.
156. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего II Русская идея. М., 1992. - С.37-48.
157. Шатилов М.Б. Ваховские остяки. Тюмень, 2000. - С. 157-203.
158. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989. - С.475-574.
159. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр.психол.тр. М; Воронеж, 1995. - 414с.
160. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. - 342с.
161. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 2000. - 415с.
162. Этнические стереотипы поведения./ Под ред. А.К. Байбурина JI. 1985. -32с.
163. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г.Крысько. М., 1999. - 342с.
164. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. -Т.4, №3-4. -С.158-182.
165. Benedict R. The Chrusanfemum and the Sword Boston, 1946. P.304.
166. Boixen H. Das Pik Verfahren // Kriminalistik, 1968, № 4. - Hamborg. - P.345-362.
167. Breakwell G.M.Cjping with threatened identities. L-N.V. Mithnen. 1986. P.27-49.
168. Erikson E.A. Memorandum of Jdentity and Negro Youth // a Wayof Looking at Things. Selekted Papers / Ed by S.Schlein. N.V.: W.W.Norton & Company, -1992. -P.8-56.
169. Foot N. Identification as the Basis ford Theory of Motivation // American Sociological Review 1951 - №4. - P.32-40.
170. Gabriel I., Ben-Tovin G. The Conceptualization of Race Relations in Sociological Theory // Ethnic and Racial Syudies. 1979 - Vol.2, №2. - P.237-349.
171. Hamilton D. Jdenti kit // The Police Jarnal, September - October, 1962, № 5, -London.
172. Hansem M.L. The Problem of the Third Generation Immigrant. Rosh Island: 11, Augustana Historical Society, 1937. - P.83.
173. Katz D., Braly K. Racial prayndice and rarual sterotupres Journal of Abnormal and Social Psychology, 1935. P. 175-193.
174. Lindsmit A.R. Straus A.L. Social Psychology. N.V. 1968. - P.91-123.
175. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980. - P.38-47.
176. Mead G.H. Mind, self and S-M. Chicago: Chicago Univ Press, 1975. - P.43-48. 191,Obidinski T. Methodological Considerations in the Definition of Enthnicity //
177. Enthnicity 1978 - Vol.5., №3. - P.213-228.
178. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Jornal of Sociology. Chicago, 1928 - Vol. 33 №6. - P.881-893.
179. Park R.E. Race and culture. Glencoe, Free press, 1950 (Part 26. Marginal Man. Chapt. Human Migration and the Marginal Man.). P.355-376.
180. Stonegvist E.V. The Marginal man. Study in personality and culture. New Jork, Russel & Russel. 1961. - XVIII. - P.228.
181. Taifel H. Human gronps and social categories: Studies in social psychology.-Cambridge: Univ. Press, 1981. P.255.
182. Tajfel H. Stereotypes and social groups // Jntergroup behaviur / Ed. By J.C.Turner, H.Giles Oxford: Basil Blackwell, 1981. - P.144.
183. Taifel H. Social Categorization in the Social Psyobroly of Hlogroup Relations. London / Academic Press. 1978. P.79-97.
184. Terhune K. From National Behavior: A.Reformulation // I.Conft Resole 1970 -Vol.XVI №2. - P.203-263.
185. Threatened identities (Breakwell G.M.(ed) Chichester. Wielty.1983. P.56-91.
186. Vetman N.R. Steel C.H. Majority and Minority: The Dynamics of Racial and Ethic Relatuons Boston: Allen and Bason Inc. 1971. - P.4-16.213