Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Бучек, Альбина Александровна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Петропавловск-Камчатский
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Бучек, Альбина Александровна, 2003 год

Этнический фактор в психологии личности.

Социально-психологические условия формирования этническс пецифики в психологии личности. тническая идентичность в процессе социализации. сновные этапы формирования этнической идентичности.

Введение диссертации по психологии, на тему "Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки"

Проблема психологических особенностей освоения человеком этнокультуры социального пространства приобретает большое значение в современной психологии. Сегодня уже очевидно, что социализация личности имеет этническую специфику, игнорирование которой чревато существенным упрощением представлений об этом процессе. В психологических, социологических, педагогических исследованиях отмечается возрастание роли этнических факторов в формировании личности, подчеркивается сложность и противоречивость их влияния, объясняющаяся характером межэтнических процессов в современном мире. Так, важнейшей чертой современного общества является усиливающееся взаимодействие этнических культур. С одной стороны, широкая диффузия культур способствует обогащению личности за счет расширения ее социокультурного пространства. С другой стороны, интенсивное взаимодействие неравных по величине этносов, нередко приводит к кризису традиционной культуры недоминирующей этнической общности, формированию межэтнической напряженности, что, несомненно, влияет на процесс и результаты развития личности представителей данных этносов. Исследования показали, что у членов этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, наблюдается целый комплекс специфических психологических проблем, вызванных нарушением этнической идентичности. Указанные проблемы определяют особую актуальность изучения особенностей формирования этнической идентичности именно малочисленных народов. В последние десятилетия заметно увеличилось количество исследований по проблемам этнического самосознания и этнической идентичности. Вместе с тем, исследований, посвященных психологическим особенностям коренных малочисленных народов, крайне мало. Вопросы социального становления личности в данных этносах лишь частично затрагивались при исследовании этнических стереотипов поведения (А.К.Байбурин, И.Гасанов, О.И.Дреев,

Т.В.Иванова, Л.Г.Ионин, Ю.В.Платонов, Л.Г.Почебут, Т.Г.Стефаненко), особенностей формирования этнической идентичности личности (С.А.Баклушинский, Е.П.Белинская, Е.М.Галкина, А.И.Донцов, В.И.Клементьев, Ш.А.Магомедов, Н.Г.Орлова, О.Л.Романова

Т.Г.Стефаненко), этнического сознания (Л.Д.Кузмицкайте, В.П.Левкович, Н.Г.Панкова) и самосознания (Ю.А.Арутюнян, Е.П.Батьянова, Б.А.Вяткин, З.М.Гаджимурадова, Л.М.Дробижева, Т.Дугарова, А.А.Иванова,

З.В.Сикевич, И.А.Снежкова, В.Ю.Хотинец), а также при рассмотрении вопросов этнопсихологического своеобразия национальных ценностей отдельных народов (А.Р.Аклаев, В.М.Бызова, А.А.Кожанов, Ф.А.Очере). Еще менее изучены психологические особенности народов Камчатки (алеутов, алюторцев, ительменов, камчадалов, коряков, чукчей, эвенов, эскимосов), включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации [142, 63]. Актуальность темы исследования обусловлена уникальной социальной ситуацией проживания малочисленных этнических групп Камчатки, а именно: в одном геоисторическом пространстве, в условиях межэтнического взаимодействия проживают представители эвенской, корякской, алеутской, ительменской, чукотской, русской и других этнических групп. Существующие на данный момент исследования, посвященные коренным жителям Камчатки, носят преимущественно этнографический и историко-культурологический характер (В.В.Антропова, В.Г.Богораз, Р.С.Васильевский, И.С.Вдовин, И.С.Гурвич, С.П.Крашенинников, Р.ГЛяпунова, И.И.Огрызко, Е.П.Орлова, А.К.Пономаренко, С.Н.Стебницкий, Г.В.Стеллер и др.).

Недостаточная изученность особенностей формирования этнической идентичности малочисленных народов в целом и народов Камчатки, в частности, а также объективная необходимость учета данных особенностей в социальной практике определили актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявление психологических особенностей формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки.

Объект исследования: процесс этнической идентификации личности. Предмет исследования: психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки. Гипотеза исследования.

Процесс формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки, характеризуется рядом особенностей, обусловленных комплексом географических, популяционно-демографических, экономических, культурно-исторических, политических и социально-психологических факторов, и заключается в:

1. нарушении стадийности процесса этнической идентификации, выражающейся в том, что основные компоненты этнической идентичности формируются в зрелом возрасте, а ранние этапы характеризуются слабой интенсивностью, недостаточной сформированностью и фрагментарностью результатов;

2. сложности иерархически организованной структуры идентификации: с собственной этнической группой, с иноэтнической территориальной общностью и с доминирующей этнической общностью;

3. гибкости идентификационных связей, обусловливающую высокую этническую мобильность, толерантность в отношении других этнических групп.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагали постановку и решение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ представлений о развитии личности в этнокультурной среде, определить содержание процесса формирования этнической идентичности в ходе социального развития личности.

2. Охарактеризовать основные этапы формирования этнической идентичности.

3. Определить основные факторы, объясняющие специфику формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки, проанализировать содержательные особенности данного процесса у малочисленных народов этого региона.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей поэтапного формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки путем сопоставления с результатами данного процесса у некоренных народов.

Методологической основой диссертационной работы явилось представление об этнической вариативности личности, сформированное в рамках историко-эволюционного подхода, опирающегося на системную схему детерминации личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), а также концептуальные положения о развитии личности в едином процессе социализации - индивидуализации, реализованные в целом ряде исследований (Е.Б.Весна, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн и др.).

Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психологической, социологической, культурологической, этнологической литературы по теме исследования, синтез теоретического и эмпирического материалов, обобщение; комплексная методика исследования результатов личностного развития на разных этапах этнической социализации, включающая в себя следующие основные блоки:

- беседа с детьми дошкольного возраста с целью выявления оценки этнического окружения, осознания дифференциации по этническому признаку, сформированное™ этнической самоидентификации;

- изучение самоотношения и самоидентичности дошкольников с помощью адаптированной проективной методики Б.Лонга, Р.Зиллера, Р.Хендерсона «символические задания на выявление социального «Я»;

- изучение системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением у подростков с помощью специальных психодиагностических методик (шкальный опросник этнической идентичности О.Л.Романовой, тест-опросник самоотношений В.В.Столина, тест установок личности на себя М.Куна и Т.Макпартлэнда);

- анкетирование (этнопсихологический опрос) с целью определения этнического статуса и степени выраженности этнического «я» в структуре личностной определенности, мотивация выбора своей национальности, определение этнического мировоззрения в юности, молодости и зрелости; включенное наблюдение с целью уточнения полученных количественных данных и получения объективной информации.

При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных. Для определения статистической достоверности различий в характере распределения признаков использовался непараметрический критерий угловое преобразование Фишера. Для определения статистически значимых связей между переменными высчитывались коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона. Рассмотренные в исследовании уровни значимости составили Р= 0,05; 0,01; 0,001. Был проведен контент-анализ самоописаний, а также качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР.

База исследования.

Эмпирическую базу исследования составили представители коренных народов Камчатки трех возрастных групп, проживающих в различных районах Камчатской области: г.Петропавловск-Камчатский, г.Елизово, с.Мильково, п.Палана КАО, с.Анавгай, с.Эссо.

Выбор респондентов для исследования предполагал учет их места проживания, специфику социокультурного окружения, особенности протекания ранних этапов социализации. Экспериментальную группу составили представители коренных этносов Камчатки трех возрастных групп (дошкольники, подростки, взрослые), социализация которых осуществляется в полиэтничном социальном окружении. Количество испытуемых экспериментальной группы - 147 человек. Контрольную группу составили жители г. Петропавловска-Камчатского соответствующих возрастных групп (дошкольники, подростки, взрослые) без учета национальной принадлежности. Количество испытуемых контрольной группы - 138 человек. Общее количество выборки - 285 человек.

Достоверность результатов и надежность выводов исследования обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Научная новизна заключается в том, что в результате исследования выделены этапы формирования этнической идентичности (инкультурации, дифференциации, аксиологизации); систематизированы основные результаты каждого этапа; раскрыта их специфика у коренных народов Камчатки; определены основные факторы, обосновывающие специфику становления и развития личности данных народов; проведен сравнительный анализ формирования этнической идентичности коренных и некоренных народов Камчатской области.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление о стадиальности процесса формирования этнической идентичности у представителей конкретных этнических групп. Полученные данные могут стать основанием для разработки концепции личностного развития этносубъекта в полиэтническом социокультурном пространстве.

Практическая значимость исследования заключается в возможности определять особенности этнической идентичности конкретных этнических групп. Исходя из этого, представляется возможным прогнозировать характер взаимодействия между этими группами. Соответственно, эмпирические результаты исследования могут найти применение при выработке подхода к регулированию национальных отношений как в Камчатской области, так и в отношении малочисленных народов в Российской Федерации в целом. Кроме того, полученные результаты могут использоваться психологами в практике этнопсихологического консультирования и психокоррекционной работы, педагогами в интернациональных коллективах, а также в системе повышения квалификации преподавателей, в том числе в национальных школах. Эмпирический и теоретический материал диссертационного исследования может быть включен в программу курса «Этническая психология». Материалы исследования были использованы автором при разработке спецкурса «Психологические особенности этнической социализации народов Камчатки» для студентов Камчатского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов. Положения диссертационной работы легли в основу Программы сотрудничества Администрации Корякского Автономного Округа и Камчатского государственного педагогического университета в области научно-образовательной деятельности, а также в Проект Министерства Образования РФ «Концептуальное научно-методическое и организационное обеспечение работы регионального учебно-методического комплекса на базе Камчатского государственного педагогического университета и научных организаций Камчатской области». Полученные в исследовании данные были представлены в докладах на научно-теоретических и научно-практических конференциях Камчатского государственного педагогического университета

Культурно-историческое развитие народов Камчатки», 2000г.; «Личность. Духовность. Творчество», 2001г.; «Социоэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями», 2001г.), международных и межрегиональных научных семинарах («Дети Севера: уроки культуры», 2000г.; «Материальная и духовная культура народов Камчатки», 2002г.; «Человек на Севере: проблемы качества жизни», 2002г.; «Человек в экстремальных условиях» 2002г.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории исследования психологических проблем развития личности (Петропавловск-Камчатский, КГПУ, 2000, 2001, 2002гг.). По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом географических, популяционно-демографических, экономических, культурно-исторических, политических и социально-психологических факторов.

2.Развитие этнической идентичности коренных народов Камчатки характеризуется рядом особенностей, выражающихся в нарушении традиционно выделяемой стадийности процесса этнической идентификации. Ранние этапы характеризуются слабой интенсивностью, недостаточной сформированностью и фрагментарностью результатов, диффузностью границ. Интенсификация этнической идентификации происходит в зрелом возрасте как результат формирования потребностей в ценностном отношении к своей жизни и осознании своего индивидуального места в обществе. В результате описанных процессов переструктурируется самосознание личности в целом, достраиваются недостающие звенья в системе этнической идентификации.

3. В процессе становления этнической идентичности формируется сложная иерархически организованная структура идентификаций (с собственной этнической группой, с иноэтнической территориальной общностью и с доминирующей этнической общностью), характеризующаяся гибкой системой межидентификационных связей и обусловливающая высокую этническую мобильность, толерантность коренных народов Камчатки.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

Выводы.

1. Процесс формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом географических, популяционно-демографических, экономических, культурно-исторических, политических и социально-психологических факторов.

2. Формирование этнической идентичности коренных народов Камчатки характеризуется нарушением традиционно выделяемой стадийности процесса этнической идентификации, движением от сложных идентификационных структур к более простым.

3. На этапе инкультурации декларируемое осознание дифференциации по этническому признаку, в нашем исследовании не нашло подтверждения. Дошкольники и младшие школьники малочисленных этнических групп Камчатки продемонстрировали слабо выраженную дифференциацию по этническому признаку, у большинства испытуемых этой возрастной группы этническая самоидентификация не сформирована, имеющиеся этнические представления носят расплывчатый, диффузный характер, а способность к оценке этнического окружения не развита. Вместе с тем, было обнаружено, что социальное «Я» детей данной экспериментальной группы характеризуется осознанностью своей ценности, принятием себя, высокой социальной заинтересованностью, включенностью в мир взрослых, в социальное окружение.

4. Этап дифференциации, характеризующийся формированием системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением у коренных народов Камчатки выражен слабо. В подростковом и раннем юношеском возрастах осознание по этническому признаку окончательно не оформлено. Система представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением имеет незавершенный, недифференцированный характер. Вместе с тем, в результате исследования выявлено, что большая часть респондентов имеет сложную, уровневую, эмоционально-оценочную систему личности, соответствующую характеристикам возрастного развития.

5. Этап аксиологизации представлен у коренных народов Камчатки достаточно ярко. Данные исследования демонстрируют сформированность его результатов: устойчивость системы осознанных представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением, глубокое понимание и оценку своей этничности, самого себя в качестве представителя своей этнической общности, самоотношения как сложной, уровневой эмоционально-оценочной системы личности, осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры, приверженности к определенным национальным ценностям.

6. Существует специфика в структуре этнической идентификации коренных народов Камчатки. Обнаружено, что в процессе становления этнической идентичности у коренных народов Камчатки формируется сложная иерархически организованная структура идентификаций (с собственной этнической группой, с иноэтнической территориальной общностью и с доминирующей этнической общностью), характеризующаяся гибкой системой межидентификационных связей. Структурная сложность этнической идентификации, гибкость междентификационных связей являются причинами этнической мобильности коренных народов Камчатки, более высокой готовности к интеграции культур: осознание общности интересов своей этнической группы и других этносов, живущих на данной территории, толерантности по отношению к ним, стремлению к взаимодействию. Результаты позволили обозначить высокую степень развития этнических предпочтений, коренные жители Камчатки не считают этническую принадлежность способной нарушить семейные, производственные, бытовые связи.

7. В результате исследования выявлено, что интенсификация этнической идентификации происходит только в зрелом возрасте и является следствием этнически нейтральных процессов, происходящих в мотивационно-потребностной сфере зрелой личности, в частности формированием потребностей в ценностном отношении к своей жизни и осознании своего индивидуального места в обществе. Возникновение этих мотивов самоопределения в зрелости вызывают необходимость достраивания несформированных этнических структур самосознания личности.

192

Заключение.

Национальная принадлежность осознается как один из естественных атрибутов социального бытия. Поэтому национальная принадлежность рождает чувство национальной солидарности, дающее личности ориентацию в данной жизненной обстановке, удовлетворяющее потребность, с одной стороны, в коллективном, земляческом общении, а с другой - в понимании своей уникальности, непохожести на людей других этнических групп.

Отправной точкой в развитии системы социального самоопределения («горизонтальное измерение») индивида является противопоставление «свой» - «чужой», которое определяет восприятие и отношение к представителям разных групп.

В процессе социализации ребенка активно включаются факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие его люди.

Присущая нации как этносоциальному организму общность экономической жизни, территории, языка, культуры осознается и фиксируется в самосознании личности, окрашиваясь чувствами родины, родной земли, родного языка. При этом чувство принадлежности к национальности осознается через посредство тех или иных особенностей культуры, исторических традиций, этнонимов, имен собственных и т.п. Комплекс географических, популяционно-демографических, экономических, культурно-исторических, политических и социально-психологических факторов, определяют, на наш взгляд, специфику этнической социализации коренных народов Камчатки, в частности, высокую степень этнической мобильности, подвижность в переходе между составляющими вертикального и горизонтального измерения.

Зрелая личность характеризуется потребностью в осознании своей особенности, уникальности, специфичности. Это связано с условиями индивидуализации в едином процессе социализации - индивидуализации и формировании целостной личности - индивидуальности. В процессе сознания своей уникальности личность может использовать различные социальные значения и модели.

В качестве одной из форм сознания своей уникальности она может использовать этническую идентичность. Национальная определенность не может не быть осознанной - это органический сплав объективно существующих связей личности с данной общностью и субъективного, личностного к ней отношения; отражение во внутриличностной структуре национальных связей, выраженное в национальной определенности личности, что в той или иной мере проявляется в национальном самосознании.

Выбор такой формы наиболее вероятен в ситуации, когда общество активно использует идеи о национальной особенности, уникальности отдельных народов в политических, экономических и других целях.

Таким образом, осознание этнической идентичности у коренных народов Камчатки рождается не как следствие длительного поступательного процесса формирования этнической идентичности, а в рамках трансформации этнически нейтральных мотивов. В тоже время осознание этнической принадлежности, сформированной в результате описанных процессов, переструктурирует самосознание личности в целом, достраивая недостающие звенья в системе этнической идентификации.

Сделанные нами выводы о психологических особенностях формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки могут быть использованы психологами в практике этнопсихологического консультирования и психокоррекционной работы, педагогами в интернациональных коллективах, а также в системе повышения квалификации преподавателей, в том числе в национальных школах. Исследование позволяет определять особенности этнической идентичности конкретных этнических групп. Исходя из этого, представляется возможным прогнозировать характер взаимодействия между этими группами. Соответственно, эмпирические результаты исследования могут найти применение при выработке подхода к регулированию национальных отношений как в Камчатской области, так и в отношении малочисленных народов в Российской Федерации в целом.

На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом нового исследования. Оно может быть проведено по разным направлениям в развитии личности этносубъекта: более углубленно по аспектам этнического самосознания или через специально выбранные сферы. Кроме того, интересным видится исследование, позволяющее проанализировать возможности роста межнациональной напряженности в группах с наименьшим уровнем этнической толерантности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Бучек, Альбина Александровна, Петропавловск-Камчатский

1. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-336с.

2. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростков в условиях быстрых социальных изменений//Труды по социологии образования./Под ред. В.С.Собкина. T.IV. - М., 1995. -С. 18-25.

3. Агранат Г.А., Кузаков К.Г. Алеуты//Краеведческие записки (Камчатский областной краеведческий музей), 1971. Вып. 3. - С.79-92.

4. Айгумнова 3. О межэтнических взаимодействиях в Дагестане//Развитие личности. 2001. - №1. - С. 102-108.

5. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов//Духовная культура и этническое самосознание наций./Под ред. Л.М.Дробижевой. -М.,1990. -Вып.1. -С.12-38.

6. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?//Этнографическое обозрение. 1996. - №3. - С. 13-23.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. М., 1980. - 232с.

8. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 2-е. - М., 2000. - 288с.

9. Андреева Г.М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты//Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В.Куликов. СПб., 2000. - С.344-357.

10. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. - 376с.

11. П.Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. - №1. - С.131-143.

12. Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1971. -216с.

13. З.Антропова В.В. Расселение ительменов в первой половине XVIII в. -ИВГО, Т. 81, Вып. 4, 1949. С.414-419.

14. Анцыферова JI.И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук/Сост. Е.В.Филиппова. М., 1989. -С.426-434.

15. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса//Советская этнография. 1982. - №1. - С.8-21.

16. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание.//Социологические исследования. 1990. - №7. - С.42-49.

17. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Автореф. дис. доктора психол. наук/МГУ им. Ломоносова. -М., 1996.-141с.

18. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367с.

19. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 131с.

20. Баженов Ю.В., Величко К.Н. Этнографическая экспедиция в национальное село Воямполку/ЛСраеведческие записки (Камчатский областной краеведческий музей). Петропавловск-Камчатский, 1971. — Вып. 3.-С.67-79.

21. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера. Л., 1949.-206с.

22. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведенияЮтнические стереотипы поведения/Под ред. А.К.Байбурина. Л.: Наука, 1985. - С.7-21.

23. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисеЮтнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI. - С.248-267.

24. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности//Социальная идентификация личности. М., 1993. - С.38-44.

25. Батьянова Е.П. Архаические элементы в этническом самосознании коряков//Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III сов.-фр. симпоз. СПб., 1992.-С. 11-19.

26. Батьянова Е.П. Материалы по традиционному мировоззрению чукчей и коряков//Сибирский этнографический сборник. М., 1993. - Вып. 6. -Кн.1.: Народы Сибири. - С.44-56.

27. Велик А. А. Психологическое направление в этнологии СШАЮтнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. - С. 190-236.

28. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка.- М. Воронеж, 2000. - 208с.

29. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США//Антология исследований культуры. Т.1.- СПб., 1997. - С.271-284.

30. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 240с.

31. Беретти Н.Н. На Крайнем Северо-Востоке. Владивосток, 1929. - 60с.

32. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.-424с.

33. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки//В.М. Бехтерев. Избранные труды по психологии личности в 2т. Т.2 Объективное изучение личности. - СПб., 1999. -С.77-98.

34. Боас Ф. Эволюция или диффузия?//Антология исследований культуры.- Т.1. СПб., 1997. - С.343-347.

35. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991. - 222с.

36. Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности//Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л.В.Куликов. СПб., 2000. - С.336-344.

37. Бороноев А.О. Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. - 168с.

38. Брак, семья и демографическое поведение народов Камчатки.//Социально-демографические трансформации на Камчатке: (Этноисторический очерк): Рабочие тетради/О.А.Мурашко, А.И.Пика, Д.Д.Богоявленский. [Б.М.], 1993. - Т.2. - №1. - С.56-61.

39. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику//Советская этнография. 1983. - №3. - С.67-75.

40. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 416с.

41. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе//Вопросы философии. 1988. - №7. - С.16-28.

42. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М.: Наука, 1983.-232с.

43. Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно родового строя//Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии/Под ред. Н.А. Бути нова, И.С. Кона. -М., 1992. - С.5-16.

44. Бызова В.М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект//Психологический журнал. -2002. Т.23. - №1. - С.101-112.

45. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. АН УССР, Ин-т философии/Отв. ред. В.П. Иванов. Киев, - 1991. -200с.

46. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода)/Отв. ред. Е.К.Быстрицкий. Киев, 1992. - 176с.

47. Васильевский Р.С. Происхождение и древняя культура коряков. -Новосибирск: Наука, 1971. -251с.

48. Введение в этническую психологию. Учебное пособие/Платонов Ю.П., Бороноев А.О., Почебут Л.Г. и др./Под ред.Ю.П.Платонова. СПб., 1995.-200с.

49. Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л.: Наука, 1973. -303с.

50. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М. - Л.: Наука, 1965.-404с.

51. Вдовин И.С. Эскимосские элементы в культуре чукчей и коряков//Сибирский этнографический сборник ТИЭ. М., 1961. -Т.64, - С.27-63.

52. Весна Е.Б. Национальное сознание подростков//Нации разные, но мир един./Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Наука, 1992. - С.54-55.

53. Войт В. Камчатка и ее обитатели. С видом г. Петропавловска, планом и описанием сражения 20-24 августа. СПб., 1855. - 36с.

54. Володин А.П. Ительмены/Отв. ред. Н.Б.Вахтин. СПб.: Просвещение. - 1995.- 127с.

55. Вольфсон А.Г. Происхождение чукотско-корякской культуры оленеводства. Владивосток, 1991. - 132с.

56. Вундт В. Проблемы психологии народов//Преступная толпа. — М.: Инст-т психологии РАН, 1998. С. 195-308.

57. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка//Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. С.151-157.

58. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения//Собр.соч. T.l.-М.: Педагогика, 1982. С.78-98.

59. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности//Психологический журнал. 1996.-Т.17.-№ 5,- С.69-76.

60. Гаджимурадова З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана (на материале изучения аварской и кумыкской молодежи). Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1998. - 22с.

61. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве). Автореф. дисс. канд. истор. наук. - М., 1993.-21с.

62. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения/УПедагогика. 1996. - №6. - С.51-55.

63. Гинзбург М.Р. Сформированное^ личной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах//Мир психологии. 1998. - №1. - С. 21-26.

64. Гурвич И.С. Некоторые черты современного этнического развития чукчей и коряков (изменения в этнической и социально-профессиональной структуре)//Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера./Отв. ред. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1985. - С. 144158.

65. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ. М., 1985. - С.65.

66. Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. Якутск, 1969. -204с.

67. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем//Советская этнография. 1983. - №2. - С.62-74.

68. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности//Советская этнография. -1977.-№3.-С.3-13.

69. Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология: Принципы и методы построения этнопсихологического исследования: Учебно-методич. пособие. 4.2. - М., 1992. - 200с.

70. Диков Н.Н. Древние культуры Камчатки и Чукотки. Автореф. дисс. докт. ист. наук. - Новосибирск, 1971. - 48с.

71. Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 годах Карла фон Дитмара (исторический отчет по путевым дневникам). СПб., 1901.-4.1.-754с.

72. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 208с.

73. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. 1997. - №4. - С.75-86.

74. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Л., 1982. - 145с.

75. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения//Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С.153-162.

76. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. -1985.-№5.-С.3-16.

77. Дугарова Т. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях//Развитие личности. 1999. - №4. - С.99-113.

78. Дьячков А. Анадырский край. Рукопись жителя села Марково. -Владивосток, 1893. -43с.

79. Ефремова Р. Влияние социализации на традиционную культуру малочисленных народов Камчатки//Вестник ДВ. Благовещенск, 1993. - №1. - С.4-6.80.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304с.

80. Иванов А.С. Элементы театральности в жизни и быте алеутов//Норд-ост: Люди. Природа. История. Петропавловск-Камчатский, 1986. -С.80-93.

81. Иванова А.А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1995. - 20с.

82. Иванова Е.В. Социализация детей в ТаиландеЮтнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1988. - С.62-83.

83. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. - 431с.

84. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений)//Социологические исследования. 1995. -№4. - С.3-14.

85. Иордан М.В. Этническая культура: теоретико-методологическая преамбула к эмпирическому исследованию//Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте/Отв. ред. М.В.Иордан, В.Х.Болотоков. М. - Нальчик, 1997. - С.8-27.

86. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация./Отв. ред. Ч. М. Таксами. СПб., 1997. - 238с.

87. Карташев Б. По стране оленных людей. Путешествия В.Г. Тан-Богораза. М., Географиз, 1959. - 45с.

88. Кеннан Дж. Степная жизнь в Сибири: Странствия между коряками и другими племенами Камчатки и Северной Азии. СПб., 1871. - 254с.

89. Клементьев Е.И. Национально-культурные ориентации карельского городского населения//Советская этнография. 1976. - №3. - С.57-69.

90. Ковал ев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии. 1993. - №1. - С. 13-23.

91. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания (опыт разработки по материалам Карельской АССР). Автореф. дисс. канд. истор. наук. - М., 1978. - 25с.

92. Комарова Г. А., Старовойтова Г.В. Рец. на:. Этнография детства//Советская этнография. 1985. - №2. - С.158-164.

93. Кон И.С. Национальные особенности психологии людей//Социальная психология. Краткий очерк./Под. Ред. Г.П. Предвечного, Ю.А.Шерковина. М.: Политиздат, 1975. - С. 141-153.

94. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988. - 270с.

95. Кон И.С. Социология личности. М.,1967. - 383с.

96. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Когито-Центр», Изд-во Института психологии РАН, 1997. - 432с.

97. Коул М. Культурные механизмы развития//Вопросы психологии. -1995. №3. - С.5-20.

98. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк/Пер. с англ./Под ред. А.Р.Лурия. М., 1977. - 261с.

99. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. СПб., 1949. -365с.

100. Кузнецов А.И., Миссонова Л.И. Метисация и этническое самосознание коренного населения Камчатки и Чукотки//Советская этнография. 1990. - №1. - С.50-65.

101. Кун М., Маркпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., 1989. С. 180-189.

102. Куфтин Б.А. Мелкие народности и этнокультурные взаимоотношения на северо-востоке Сибири//Северная Азия. Общественно-научный журнал. Кн. 1-2. - М., 1925. - С.63-76.

103. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов//Социальная психология и общественная практика/Под ред. Е.В.Шорохова, В.П.Левкович. М., 1985. - С.225-231.

104. Лебедев В.В., Симченко Ю.Б. Ачайваямская весна. М.: Мысль, 1983.- 143с.

105. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., 1999. - 224с.

106. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье//Психологический журнал. 1992. - Т. 13. -№6. - С.35-42.

107. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С. 138-153.

108. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория//Советская этнография. 1981. - №3. - С.35-44.

109. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология//Советская этнография. 1983. - №2. - С.80-84.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304с.

111. Леонтьев А.Н. Формирование личности/УПсихология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л.В.Куликов. СПб., 2000. -С.166-178.

112. Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали/ЯТсихологический журнал. 1996. - Т. 17. - №5. - С. 19-30.

113. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.- 172с.

114. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. - 288с.

115. Лыкова И.А. Декоративно-прикладной фольклор в системе отношений ребенка к миру (теоретический аспект)//Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Пермь. - 1996. - С.22-23.

116. Ляпунова Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987.-228с.

117. Магомедов Ш.А. Этапы становления этнической идентичности//Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции 12-14 сентября 2000 г. -4.5. -М., 2000. С.77-80.

118. Маргаритов В.П. Камчатка и ее обитатели//Записки Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. — Т.5. -вып. 1. Хабаровск, 1899. - 145с.

119. Мендель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-1870 годах. СПб., 1894. - Т.1. - С.527-573.

120. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения/Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева./Сост. И.С.Кон. М., 1988. - 429с.

121. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса//Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1978. - С.42-46.

122. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 475с.

123. Мурашко О. О камчадалах Камчатки/ЯТанорама. Тигиль, 1995. - 13 сентября. - С.5.

124. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.,1998. - 456с.

125. Мухина B.C. Современное самосознание народностей СевераУ/Психологический журнал. 1988. - Т.9. - №4. - С.44-53.

126. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее//Психологический журнал. 1994. - Т. 15. - №3. - С.42-49.

127. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период//Этническая психология и общество/Под ред. Н.М.Лебедевой. М., 1997. - С.77-87.

128. Нерадовский В.Х. Личностно-ориентированное обучение и развитие мыслительной деятельности корякских школьников. М., 1997. - 200с.

129. Огрызко ИИ. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки. (Конец XVII нач. XX в.)/Под ред. И.С.Вдовина. -Л., 1973. -192с.

130. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999. - 407с.

131. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. - 149с.

132. Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк/Отв. ред. Ч.М. Таксами. СПб., 1999. - 200с.

133. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.-212с.

134. Очере Ф.А. Психологические особенности влияния традиционных ценностных ориентаций этнической группы Акан на структуру самосознания личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1994.-23с.

135. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной Западной психологии//Вопросы психологии. 2000. - № 1. - С. 135-141.

136. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе//Психологический журнал. 1998. - Т. 19. -№ 1. - С.75-88.

137. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии//Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. - С.36-50.

138. Плюснин Ю.М. Проблемы социализации маргинальной личности//Гуманитарные науки в Сибири. Сер. «Философия и социология». 1994. - №1. - С.49-55.

139. Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки. М., 1985. - 235с.

140. Постановление о Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации от 24 марта 2000 г.//Северные просторы. -2000.-№1.-С.63.

141. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности//Введение в этническую психологию/Под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 1995. -С.66-83.

142. Ратанова Т.А., Шогенов А.А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии)//Психологический журнал. 2001. -Т.22. - №3. - С.37-48.

143. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1994. - 17с.

144. Савва М. Межэтнические отношения проблемы Кубани//Развитие личности. - 2001. - №1. - С.67-86.

145. Семушкин Т. Чукотка. М., 1954. - 193с.

146. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб., 1999. - 203с.

147. Слюнин Н.В. Охотско Камчатский край. Естественно -историческое описание. - СПб., 1900. - Т.1. - 550с.

148. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. (По материалам г.Киева и Закарпатской области)//Советская этнография. 1982. -№1. - С.80-88.

149. Соколова Л.В. Ранние этапы социализации ребенка: опыт традиционной культуры//У1 Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство». СПб., 1999. - С.43-56.

150. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998.-389с.

151. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Д., 1998. -540с.

152. Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII 60-е годы XX века. Этнографические очерки. -М., 1976. - 168с.

153. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей (по материалам опроса трех городов Татарской АССР)//Советская этнография. 1976. -№3. - С.45-56.

154. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии//Социальная психология и общественная практика/Под ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М., 1985. - С.127-138.

155. Стебницкий С.Н. У коряков на Камчатке. М., 1931. - 60с.

156. Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1999. - 288с.

157. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации//Введение в практическую и социальную психологию. Учеб. пособ. для высших учеб. заведений./Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.,1996. - С. 167-185.

158. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 320с.

159. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1993. - 80с.

160. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Тест-опросник самоотношений//Практикум по психодиагностике. М., 1988. - С. 123130.

161. Сусоколов А.А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты//Советская этнография. 1973. - №5. - С.73-78.

162. Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства//Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - №2. - С. 129136.

163. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк, 1997.-400с.

164. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях (по материалам русско-татарских семей г. Казани). Автореф. дисс. канд. истор. наук. - Казань, 1995. - 18с.

165. Федосеев П.Н. Теоретические проблемы развития и сближения наций//Коммунист. 1980. - №1. - С.58-73.

166. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. -М., 1999. 672с.

167. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.-207с.

168. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир восходящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими/ Пер. с англ./Общ. ред М.С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.-511с.

169. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России. Магадан: Кордис, 2001. - 231с.

170. Хаховская J1.H. Во что играли в детстве эвены//Колымский тракт. -1999.-№25.-С.6-9.

171. Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания//Психологический журнал. 1999. - Т.20. - №1. - С.114-119.

172. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов-удмуртов//Психологический журнал. 1997. - Т.18. - №4. - С.36-42.

173. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе//Вопросы психологии. 1998. - №3. - С.31-43.

174. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240с.

175. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. - 234с.

176. Чесноков Ю.В. К вопросу о социализации детей у коряков-оленеводов//Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культуре. М., 1983. - С.202-206.

177. Чесноков Ю.В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст./АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л., 1988. - С.140-151.

178. Шабурова О.А. Воспитание в нанайской семье середины XIX -начала XX вв. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Якутск, 2000. - 19с.

179. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-н-Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - 544с.

180. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. -132с.

181. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию//Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М. - Воронеж, 1996. - С.261-372.

182. Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии. СПб., 1865.-227с.

183. Шульга Н.А. Личность и этнос/Ин-т социологии АН Украины. -Киев, 1992.-498с.

184. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - 592с.

185. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. - 344с.

186. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии/Н.А. Бутинова, И.С. Кона. -М., 1992.-188с.

187. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии/Отв. ред. И.С. Кон. -М: Наука, 1983. -232с.

188. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии/Отв. ред. И.С. Кон. -М.: Наука, 1983. 192с.

189. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии/Отв. ред. И.С. Кон, A.M. Решетов. М.: Наука, 1988. - 191с.

190. Этнопсихологический словарь/Под ред. В.Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343с.

191. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии./Под ред. Е.И. Шороховой. М., 1975. - 295с.

192. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе//Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. J1.B. Куликов. СПб., 2000. - С.324-335.

193. Aboud F. The development of ethnic self-identification and attitudes//Phinney J.& Rotheram M. (Eds.) Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park, 1987. P.32-55.

194. Albert R. The place of culture in modern psychology.//Bronstein P., Quina (Eds.) Teaching a psychology of people: Resources for gender and sociocultural awareness. Washington, DC: American Psychological Association, 1988, pp. 12-18.

195. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries//The Social Organization of Culture Difference (Bergen: Universitetsforlag and Boston: Little, Brown & Co., 1969), pp.9-38.

196. Berry J.W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societies. Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism, Potsdam, 1984. P.214-247.

197. DeVos. G., Romanucci-Ross. L. Ethnic identity: Cultural continuities and change. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

198. Dickie Clark H.F. The marginal sitation: A contribution to marginal theory//Social forces. Chapel Hill. 1966. Vol. 44. P. 363-370.

199. Geertz C. The interpretation of culture. New York: Basic Books, 1973.

200. Herskovits M.J. Les bases de Г anthropologic culturelle. P., 1967. P. 129167.

201. Kardiner A. The psychological fronties of society. New York, 1945. P. 179-196.

202. Kuhn M., Mc Partland T. An Empirical Investigation of Self -Attitudes//Amtrican Sociological Review. 1954. Vol. 19. №1.

203. Krasteva A., Bogomilova N., Katzarski I., Makarter P. Identities. Sofia, 1995. -223p.

204. Mancini B. J. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday//Jntern. Rev. of mod. Sociology. New Delhi, 1988. Vol. 18. №2. P. 183.

205. Park R.E. Human Migration and the Marginal Man//Theories of Ethnicity. A Classical Reader. Edited by W. Sollors, 1981, pp. 157-167.

206. Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research//Psychological Bulletin, 1990, Vol. 108, No. 3. P.471-514.

207. Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. New York, 1961. Vol.XVIII.

208. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior//S. Worchel and W. Austin. Psychology of intergroup relations. Chicago. 1986. P.7-24.