Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Несмелая, Анна Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Несмелая, Анна Сергеевна, Тамбов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

04201354726 На правах рукописи

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ У КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

АНИМАЦИИ

НЕСМЕЛАЯ АННА СЕРГЕЕВНА

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Великанова Елена Валентиновна

ТАМБОВ - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................

ГЛАВА 1. Сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации как научно-педагогическая проблема..........................

1.1. Этнические традиции, культура коренных малочисленных народов Севера и проблемы их сохранения на современном этапе..............................................................................

1.2. Сущность и специфика сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации ........................................................

1.3. Модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации

2.1. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера ..................................................................

2.2. Сохранение культурного своеобразия коренных народов Севера: опыт регионального исследования................................

2.3 Реализация модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации..........................................................................

Заключение... Библиография Приложение..,

Введение

В эпоху нарастания глобальных проблем человечества все большее значение приобретают взаимодействие и взаимопонимание различных культур, в том числе, постиндустриальных и традиционных. Народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, — природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой значимы для представителей любого другого этноса.

Актуальность социально-культурного исследования традиций определяется совокупностью социально-политических, идеологических, внутритеоретических факторов, главными из которых являются: назревшая потребность общества в осмыслении и восстановлении традиций как значимого агента социальной стабилизации; угрожающая всему миру активизация религиозного фундаментализма; необходимость критического переосмысления традиционалистски-ориентированных идеологем, служащих обоснованием межнациональной и межкультурной розни.

К тому же, интерес к проблеме традиции в период позднего социализма подспудно мотивировался нараставшим социокультурным вакуумом, закономерным в обществе, начавшем отсчет своей исторической жизни с нуля, изгнавшем всякую культурную память, кроме революционной, но все больше на практике отдалявшегося от соответствия критериям «революционности».

Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия», Концепция

федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока до 2015 года».

Исследование традиций коренных малочисленных народов Севера имеет широкое предметное поле, от таких универсальных, как мифологии, базовые нарративы различных культур, ритуалы, до локальных обычаев и обрядовых практик, представляющих чисто этнографический интерес.

К настоящему времени традиция в «чистом виде» практически не сохранилась. Видоизменившись под влиянием новаций, она существует в виде обновленной традиции, неотрадиции. Это реальность, отражающая одновременно преемственность, социальное наследование и новацию, изменение. Социально-культурная анимация как раз и характеризует единство, меру традиции и новации. Если эта мера нарушается и начинает доминировать одна из сторон, то имеет место консервация традиции, превращение ее в музейный экспонат либо навязывание чуждого, не приемлемого для данного этнокультурного сообщества опыта. В обоих случаях наблюдается разрушение «живой» традиции и потеря преемственности социального опыта.

Отличительной особенностью социально-культурной анимации является то, что она тесно связана с семейно-бытовой сферой жизнедеятельности и этнической культурой конкретных народов. Однако не менее существенно понимание того, что обновленная традиция и обряд в целом - это не только праздник, театр, но и значимая составляющая реальной жизни этнокультурных сообществ, помогающая им успешно адаптироваться к современным условиям.

Все вышеизложенное обусловливает необходимость поиска форм, средств и методов социально-культурной деятельности как первостепенного приоритета сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера, т.к. назрела потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение сущности, содержания, исторических изменений и перспектив будущего социокультурной традиции имеет долгую и насыщенную историю. Оно происходило и происходит на нескольких уровнях: философского осмысления, исследования в рамках теории культуры, этносоциологии и становящейся традициологии, истории и теории религии, этнографии и фольклористики. На сегодняшний день существует обширная как зарубежная, так и отечественная литература, посвященная изучению сущности понятия традиция, динамики ее исторических изменений, соотношения традиции и новации.

Соответственно в философской и социологической мысли сложились две основные парадигмы понимания сущности традиции. Натуралистическая или онтологическая парадигма восходит к идеям, развитым в классической социологии - в трудах М. Вебера, Дюркгейма, К. Манхейма, Э. Ф. Тенниса, рассматривавших традицию и традиционное в ракурсе дихотомического противопоставления индустриальному типу общества и рациональному типу организации власти.

В то же время значительное количество сторонников в зарубежной традициологии получило конструктивистское понимание, согласно которому традиция представляет собой бесконечно изменчивую динамическую реальность, создаваемую культурными и политическими элитами живущих поколений. Эта точка зрения представлена в работах. Ш. Айзенштадта, Дж. Линнекин, М. Смита, К. Торена, Р. Хэндлера, Э. Шилза, Д. Шнайдера и др.

В исследованиях Я. Ассмана и М. Хальбвакса анализируется историческая динамика традиции и культурной памяти, а также связь между процессами традиционализации и изменением форм и технологий коммуникации. Э. Хобсбоум, М. Раппопорт, Т. Рэнджер, Дж. Гуди, Уатт исследуют значение письменности в процессе формирования традиции. Роль текста как агента межгенерационной коммуникации детально рассматривается в герменевтических работах Г. Гадамера и П. Рикера.

Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Л.И. Божович, И.С. Кона, Н.О.Лосского,

B.С.Соловьева, Г.Г.Штепа, К.Г.Юнгаи др.

Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева,

C.И.Королева, Н.М.Лебедевой и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агеева, А.А.Деркач, В.С.Мухиной, В.Д.Попова, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова и др.

В разработке этнических проблем воспитания и образования мы опирались на труды Я.А Коменского, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П. Борксенков, Б.З. Вульфов, Т.С. Комарова, В.М. Коротов, Г.Б. Корнетов, Б.Т.Лихачев, C.B. Мягченков, В. И. Петрова, Ю.Л. Сокольников), исследования по проблемам этнопедагогики (И.А. Арабов, Р.И. Байчорова, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, Э.И. Сокольникова и др.).

Исследованием проблемы адаптации локальных групп занимаются Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, А.П. Павленко.

Определения культурной и национальной идентичности мы находим в работах И.В. Малыгиной, М.А. Полетаевой, Э.В.Соколова, В.Г. Федотовой, А.Я. Флиера.

Специфику любой национальной культуры и особенности ее влияния на общественную жизнь сложно понять без теоретических исследований закономерностей этнокультурного развития. Такие исследования проводились М.М. Бахтиным, П.И. Кушнером. Определения понятий идентичности, идентификации и самоидентификации рассмотрены в диссертациях A.A. Балыковой, К.Н. Казалиевой, П.А. Новочука и др.

Понятия «обычай» и «традиция» подробно рассмотрены в работах А.К. Байбурина, Н.И. Денесюк, В.Д. Плахова, Д.М. Угриновича, Е.О. Шацкого.

Источниковую базу исследования составляют полевые материалы научных сотрудников: этнографов, историков и фольклористов, занимающихся проблемой сохранения и развития этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера Ю. В. Попкова, JI. В. Анжигановой, Н. Н. Тюреневой, В. Я. Шатровой.

В исследованиях в области теории, методики и организации социокультурной деятельности разработано понятие «социокультурная среда» как совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, которые определяют во многом их существование; качество природного и социокультурного окружения. (И.И. Алпацкий, М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, A.C. Запесоцкий, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Хилько и др.); раскрыты сущность и технологии проектирования социально-культурных процессов (А.Д. Жарков, Г.М. Бирженюк, A.JI. Марков, Ю.А. Стрельцов, H.H. Ярошенко и др.); обоснована взаимосвязь социокультурного и этнокультурного подходов к организации, педагогическому руководству и кадровому обеспечению процессов сохранения и развития традиционной народной культуры (Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, М.С. Жиров, В.М. Захаров, A.C. Каргин, В.И. Солодухин и др.);

Немалый интерес для нашего исследования имеют научные работы, посвященные особенностям технологий социально-культурной анимации А.Ю.Андреева, Г.С. Вовк, Г.В. Ганыпина, И.Н. Григорьев, Е.Б. Мамбеков, A.B. Тарасов, К. Чекалов, Е.П. Яценко, H.H. Ярошенко, обобщающие исследования по социально-культурной педагогике за рубежом (Т.В. Вдовенко, Е.Г. Доронкина, В.З. Дуликов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.Н. Кротова, Ю.С. Моздокова, Г.Н. Новикова и др.).

Особое значение для нашего исследования имеют работы Н.Н.Ярошенко, в которых раскрыта сущность и значение социально-

культурной анимации как одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности.

Однако при всей значимости результатов педагогических исследований и наличии педагогического опыта по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, использование потенциала технологий социально-культурной анимации в решении этой проблемы не получило необходимого освещения.

Исследование проблемы сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера и современных подходов к использованию потенциала средств социально-культурной анимации позволило нам выявить противоречия между:

- отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и нерешенностью этой проблемы на современном этапе развития российского общества;

- необходимостью решения задач сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера инедостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории, так и практике социально-культурной деятельности;

- потенциальными возможностями социально-культурной анимации в процессе сохранения традиций коренных малочисленных народов Севера поколения и недостаточным их использованием в педагогической деятельности различных учреждений;

- наличием некоторого эмпирического опыта применения технологий социально-культурной анимации в сохранении традиций коренных малочисленных народов Севера и недостаточной научной обоснованностью решения этой проблемы.

В связи с необходимостью разрешения выделенных противоречий была сформулирована научная проблема, связанная с обоснованием социально-педагогических подходов использования средств социально-культурной

анимации в сохранении традиций у коренных малочисленных народов Севера.

Объект исследования: сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования: использование средств социально-культурной анимации в сохранении традиций у коренных малочисленных народов Севера.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании процесса сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть этнические традиции, культуру коренных малочисленных народов Севера и исследовать проблемы их сохранения.

2. Обосновать сущность и выявить специфику сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.

3. Разработать педагогическую модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.

4. Выявить организационно-педагогические условия сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации.

5. Разработать и апробировать педагогическую программу по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что процесс сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:

• активизации внутренних ресурсов саморазвития личности, направленности анимационной деятельности на рост самосознания и социального творчества;

• самостоятельности выбора видов деятельности и форм работы, соотносящихся с физическими и психическими ресурсами;

• создания необходимых условий (организационно-педагогических, учебно-методических, организационно-правовых, информационно-просветительных) для реализации педагогической модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации;

• наличия педагога-организатора - специалиста, обладающего необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств, позволяющим обеспечить эффективность взаимодействия всех субъектов в процессе анимационной деятельности;

• учет особенностей национальной культуры, региональных культурных традиций и особенностей коренных малочисленных народов Севера;

• формирование благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности к сотрудничеству;

•разработки и внедрения программы с использованием средств социально-культурной анимации, направленной на сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера.

Методологической основой исследованияпослужили идеи развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

и теория развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г.Ананьев, Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, В.Н. Месяцев и др.).

Теоретической основой диссертационного исследования послужили философские, психологические и педагогические концепции и теории развития личности:

-потребностно-мотивационная теория организации поведения (Н.В. Симонов);

- положение о саморазвитии личности, в основе которого лежат внутренние противоречия как ведущие факторы развития (С.Л. Рубинштейн, В.И. Андреев);

- концепции социально-культурной деятельности, разработанные в трудах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, В.Я. Суртаева, H.H. Ярошенко и др.;

- теоретический анализ возможностей социально-культурной деятельности в фор�