автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социокультурные условия развития коренных малочисленных народов Таймыра
- Автор научной работы
- Воробьева, Ирина Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Воробьева, Ирина Алексеевна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА.
§ 1. Исторические предпосылки и современные тенденции развития коренных малочисленных народов Севера.
§ 2. Социокультурные проблемы коренных малочисленных народов.
§ 3. Социокультурная составляющая концепции развития коренных народов Севера.
Выводы по главе 1.
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОРЕННОГО
НАСЕЛЕНИЯ ТАЙМЫРА.
§1. Практика законодательного регулирования прав и перспектив развития малочисленных народов Севера.
§2. Развитие социально-культурной деятельности как фактор возрождения коренного населения Таймыра.
§3. Социокультурные технологии и методы обеспечения развития малых этносов.
§4. Подготовка национальных кадров для социально-культурной сферы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Социокультурные условия развития коренных малочисленных народов Таймыра"
Современный глобализирующийся мир, наряду с финансово-экономическими, производственными, информационными проблемами, выдвинул в число острейших вопросы самоидентификации как государств, так и наций, народностей, этносов, их ценностей, ментальных ориентиров, смыслов бытия, норм образа жизни и деятельности, составляющих основное поле их культур. Вместе с тем культура современного мира развивается в сложных и противоречивых условиях существования различных цивилизаций, часто несхожих по базовым параметрам.
Реальная жизнь выдвигает требование поиска путей сближения народов, их взаимопонимания и разумных компромиссов в той реальной степени, в какой это возможно без утраты собственной социокультурной идентичности.
Для России все это имеет непосредственное отношение. Здесь этнокультурные проблемы совпали с переходом к рыночной экономике; реформированием социальной, политической и духовной сфер жизнедеятельности общества. Все эти процессы носят характер коренного переустройства. В создавшихся условиях неизбежны сложные коллизии в культуре, в образовании, в области социальной защиты людей, в положении различных слоев населения и этнических групп. Последние в силу реструктуризации всех сфер хозяйственной жизни часто оказываются в условиях отторжения сложившегося бытия.
Именно это явление наблюдается в районах расселения малочисленных народов Севера: в тундровых поселках закрылись мастерские, господствует безработица, нарушена система медицинского обслуживания, не функционируют учреждения культуры, не преподаются отдельные предметы в школах; не работает сеть внешкольных учреждений для детей. Население живет за чертой бедности
Между тем в местах проживания коренных малочисленных народов сосредоточено две трети ресурсного потенциала Российской Федерации, в том числе, более половины запасов леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов; добывается 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота, 90% меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат и др.1
В связи с отмеченными явлениями возникают проблемы, связанные с необходимостью преодоления кризисной ситуации. Основой данного процесса является создание для этого суммы необходимых условий. Объективные социокультурные предпосылки к этому имеются.
Народы Таймыра в процессе исторического развития утвердили своеобразные формы жизнеобеспечения. Культура народностей Севера однородна. У большинства из них схожие: хозяйственная деятельность, жилища, пища; духовные ценности, нормы, обычаи; они имеют многовековой опыт проживания в ныне интенсивно осваиваемых районах.
Вместе с тем развитие коренных малочисленных народов, в том числе и Таймыра, связано с пробуждением их персонифицированного самосознания, с пониманием ими необходимости сохранения и возрождения ценностей, образцов материальной и духовной культур. Эти народы в основе своей сохранили ментальность детей природы; они оказываются уязвимыми в условиях криминального рынка и пока еще не вполне цивилизованного капитализма России. Данные обстоятельства определяют специфику социокультурного обеспечения поддержки движения малочисленных народов к самосохранению и саморазвитию в современном историческом времени.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема социокультурных условий развития этносов тесно связана с вопросами детерминации культурогенетического процесса, исторической преемственности его детерминантных факторов. Данным аспектам посвящены работы М. Дональда, В.И. Лях, А .Я. Флиера, Г.М. Нижмудинова, А.Г. Шустрова.
1 Донской Ф.С., Роббек Б.А., Донской Р.И. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первой четверти XXI века: проблемы и перспективы. - Якутск, 2001. -С. 22
Доминирует культурогенетическая проблематика в работах Н.П. Дубинина, Ю.И. Ефимова, П. Тисдалла и др.
Многочисленные стороны теории этногенеза в контексте общекультурологической проблематики содержатся в системных изысканиях А.И. Ар-нольдова, Л.П. Буевой, JI.H. Гумилева, Ж. Делеза, М.С. Кагана, М.С. Кветно-го, Ч. Ламсдена, Э.С. Маркаряна, А.А. Пелипенко, М.Б. Туровского, JI. Уайта, И.Г. Яковенко и других известных исследователей, отмечавших, в том числе, социокультурные составляющие в условиях происхождения и эволюции этнонациональных процессов.
В связи с тем, что достоверность теоретических выводов непосредственным образом зависит от конкретно-феноменологической структуры данной предметной области, необходимо учитывать не только детерминантные факторы, но и то, что на протяжении всей истории культуры они опредмечиваются в конкретное разнообразие форм, выявляя закономерности, позволяющие прогнозировать дальнейшее течение эволюции. Поэтому культурно-исторический аспект исследования с необходимостью впитывает потенциал работ таких авторов, как Г.А. Аванесова, Т.В. Белова, С.П. Боброва, П.И. Борисовский, Л.Э. Голосовкер, М. Дональд, Н.В. Клягин, К. Леви-Строс, А.Ф. Лосев, М.М. Маковский, Дж. Мак-Крон, Б.Ф. Поршнев, Л.Ф. Файнберг и др.
Теоретическим источником исследования также служат фундаментальные труды отечественных социологов, этнографов, этнопедагогов и этнопсихологов (А.Г. Агеев, Н.В. Бахарева, Г. Брандес, Ю.В. Бромлей, Т.Ю. Бурми-строва, Г.Н. Волков,И.С. Кон, С.И. Королев, А.А. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Окладников, В.А. Ядов и др.).
Вместе с тем непосредственно вопросы развития малочисленных народов Севера, к числу которых относится и аборигенное население Таймыра, являлись предметом изучения многих исследователей. Так, в том числе и эт-нопедагогическим проблемам жизнедеятельности коренного населения Севера посвящены труды B.C. Дмитриева, В.М. Зеленского, К.Б. Клокова, К.А. Лайнышева, А.Д. Мухачева, Б.В. Пестряковой и др.
Вопросы развития образования и подготовки кадров из числа малочисленных народов разрабатывались А.А. Барболиной, А.И. Момде, В.Н. Парфирьевым, Н.А. Поповым, М.И. Поповой, И.З. Сковородкиной, И.П. Сотниковой и др.
Выявлением тенденций динамики этнокультурных процессов занимались этнографы Д.Дж. Андерсон, Г.М. Афанасьева, В.И. Васильев, Г.Н. Грачев, И.С. Гурвич, Б.О. Долгих, Ф.С. Донской, В.П. Кривоногов, А.А. Попов, Ю.Б. Симченко, Б.А. Роббек, Н.А. Томилов и др.
Фольклор малочисленных народов, его роль и место в ряду условий их развития изучали К.И. Лабанаускас, К.С. Плужников, Е.А. Хелимский, Ю.А. Шейкин, О.Э. Добжанская, Т. Оямаа и др.
Проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, этнохудожественного образования исследовались в работах Т.И. Баклановой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Т.Я. Шпикаловой, Ю.Л. Рудь, А.П. Усовой, С.В. Телициной, А.В. Молчевой, Ш.А. Мирзоева, Г.А. Куруше-вой, З.Б. Ложновой, Т.А. Брюхановой, Е.Л. Христовой, Ц.Н. Шейтановой и других.
Вместе с тем следует отметить, что социокультурные аспекты проблемы развития малочисленных народов изучены не в полной мере, а специально эти вопросы применительно к условиям развития аборигенных народов Таймыра еще вообще не рассматривались. Все это и послужило основанием для выбора темы диссертации.
Объект исследования - коренные малочисленные народы Таймыра.
Предмет исследования - социокультурные условия развития коренных малочисленных народов Таймыра в современной России.
Цель исследования - состоит в выявлении системы социокультурных условий развития малочисленных народов Севера, в создании региональной модели развития коренного населения Таймыра, включающей данные условия.
Задачи исследования:
- выявить исторические предпосылки и современные тенденции развития коренных малочисленных народов Севера;
- обосновать социокультурные составляющие условий сохранения и развития малочисленных народов Таймыра;
- определить содержание противоречий в социокультурных условиях современного развития малочисленных народов Таймыра;
- раскрыть роль и значение законодательного, деятельност-ного, организационного и кадрового факторов для возрождения коренного населения Таймыра, как важнейшего условия данного процесса;
- разработать социокультурные технологии и методы обеспечения модели развития малых этносов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что возрождение и дальнейшее развитие малочисленных народов Таймыра будет возможно:
- когда социальная политика на федеральном и региональном уровнях в полной мере будет основана на создании социокультурных составляющих условий функционирования потребностей, интересов, установок и норм малочисленных этносов;
- если в основу сохранения и развития коренных народов Таймыра будет положена научно обоснованная модель социокультурного функционирования институтов власти, образовательных и культурных учреждений, производственных структур;
- если учреждениями социально-культурной сферы будут активно разрабатываться и реализовыватъся социокультурные программы обучения родному языку, возрождения национального образа жизни, традиционных народных ремесел и промыслов;
- когда практику социокультурной работы в среде коренных этносов будут осуществлять высококвалифицированные, профессионально-подготовленные национальные кадры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общефилософские принципы взаимосвязи и взаимообусловленности социокультурных процессов, составной частью которых выступают этнические явления.
Специальной методологической стороной диссертационной работы являются принципы этнопсихологии (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид и др.), которые сущность этнической культуры связывают с психическими особенностями «суммарной» личности. В связи с этим актуальными для исследования явились базовые положения педоцентристского подхода (Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф.У. Паркер, К.Д. Ушинский, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий и др.), согласно которому (педагогическая антропология) определяющей является «развивающая культурная среда», в которой этнос «самообразуется и самоопределяется»; законы структуралистской педагогической теории в современной ее модели и гуманитарно-сенсуалистской педагогической теории (Ж. Пиаже, Н. Хомский и их последователи; Я.-А. Коменский, JI.H. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко), которые акцентируют «категорию опыта», ментальные и языковые структуры, явление «переструктурирования ранее накопленного опыта» и усвоение нового опыта с помощью ассимиляции, аккомодации, а также индукции и выдвигают главной целью воспитание человека со здоровым «духом и телом».
Вместе с тем работа исходит из педагогических принципов соотношения общечеловеческого и национального; из положения о единстве теории и практики, природосообразности и культуросообразности; из концептуальных положений о взаимообусловленности развития личности и общества, активизации личности в зоне социокультурной деятельности.
Методы исследования включали: историко-этнографический и этно-педагогический анализ; изучение литературы по теме исследования; изучение мирового и отечественного этнопроцессуального опыта; наблюдение, сбор и анализ данных с помощью анкетирования; проектирование, программирование, экспертное оценивание, шкалирование, статистическая обработка результатов экспериментальной работы.
База исследования.
Исследование проводилось: на базе учреждений социально-культурной сферы округа, в том числе г. Дудинки, осуществляющих опытно-экспериментальную работу в области развития народного художественного творчества; в сотрудничестве с Филиалом Московского государственного университета культуры и искусств в городе Норильске. На различных этапах исследования в нем участвовали педагогические коллективы пяти учреждений общего и дополнительного образования, четырех учреждений культуры, а также трех общественных организаций, шести филиалов вузов, трех Центров народного творчества. Всего исследованием было охвачено более 1000 человек. Выборка специалистов, включенных в исследование, составила более 600 преподавателей образовательных учреждений, представителей разноведомственных управленческих структур, социальных педагогов, социальных работников, педагогов-психологов, студентов, учащихся, сотрудников Центров народного творчества, клубных работников, активистов общественных организаций.
Исследование по апробации и внедрению идей, результатов поиска осуществлялось на базе учреждений культуры, образования, социальной политики Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, в также в ряде северных территорий - в Якутии, Магадане, Эвенкии.
Этапы исследования: исследование осуществлялось с 1998 по 2006 гг. и включало несколько этапов.
Первый этап (1998-1999 гг.) - изучение и анализ философской, исторической, этнографической, этнопедагогической литературы, нормативно-правовых документов по проблеме развития коренных малочисленных народов, определение уровня разработанности проблемы и обоснование направлений научного поиска, разработка методики исследования.
Второй этап (2000-2002 гг.) - сбор, анализ, теоретико-методическое осмысление, систематизация научной информации по проблеме исследования; обоснование региональной концепции развития коренных малочисленных народов Таймыра; организация деятельности Таймырского представительства Института управления и экономики (Санкт-Петербург); разработка и реализация проекта подготовки национальных кадров для социально-культурной деятельности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа; разработка учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления; диагностика и анализ результатов исследования.
Третий этап (2003-2006 гг.) - анализ эмпирических данных; оформление материалов исследования. Были проведены апробация и внедрение результатов исследования, подготовлены организационные документы, доклады и научные статьи по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит.
- в выявлении исторических предпосылок и в научном обосновании современных тенденций развития коренных народностей Таймыра;
- в теоретическом обосновании социокультурных условий в рамках современной концепции сохранения и развития малочисленных народов Севера как стратегического направления социально-ориентированной национальной политики на государственном и региональном уровнях;
- в раскрытии специфики социокультурных условий для сохранения и развития малочисленных народов Таймыра в условиях становления рыночных отношений;
- в выявлении условий, сдерживающих развитие малочисленных народов Севера и их интеграцию в современное социокультурное пространство;
- в разработке динамической модели, воплощающей социокультурные условия для сохранения и развития коренных народов Таймыра.
Теоретическая значимость исследования тесно связана с параметрами ее новизны и определяется комплексным рассмотрением социокультурных условий развития коренных малочисленных народов Таймыра в единстве с разработкой как всесторонней модели осуществления данного процесса, так и содержания профессиональной подготовки этнонациональных управленческих кадров.
В данном ключе осуществлено:
1. На основе этноисторического дискурса дано научное осмысление проблемы социокультурных условий сохранения и развития малочисленных народов Севера.
2. В рамках социокультурных условий разработаны этнопедагогиче-ские, образовательные и ценностно-ориентационные направления развития малочисленных народов Таймыра.
3. Определены структура, содержание модели сохранения и развития малочисленных народов Таймыра и условия, определяющие ее динамику.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке модели, создающей социокультурные условия для развития коренных кадров Таймыра, которая может быть реализована в рамках национальной федеральной и региональной политики;
- в представленной и апробированной на уровне Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа программе развития традиционных народных промыслов и ремесел долган, нганасан, энков, эвенков, ненцев; в разработке организационно-методического обеспечения подготовки национальных кадров для социально-культурной деятельности в социуме проживания коренных малочисленных народов Таймыра.
Достоверность и обоснованность результатов достигнуты практической многолетней опытно-экспериментальной работой; репрезентативностью выборок; сопоставлением полученных данных с реалиями социокультурной динамики. Они обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам, логике исследования; апробацией выдвинутых идей и внедрением результатов проведенного анализа в практику социокультурной работы в национальных поселках и кочевых оленеводческих хозяйствах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при организации поисковой работы в национальных ареалах проживания, при проведении конкурсов народного творчества; в процессе отбора и обучения будущих муниципальных и государственных служащих из числа коренных народов в Таймырском представительстве Института управления и экономики Санкт-Петербурга; посредством представления исследовательских данных на региональных конференциях, посвященных проблемам коренных народов; путем использования материалов исследования в докладах на теоретических семинарах, а также в научных публикациях, в журнальных и газетных статьях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Условия развития коренных малочисленных народов в своем историческом движении закономерно связаны с переходом от архаики через «фискальные», «протекционистские», «экономико-невмешательские», «уни-фикационные» принципы к принципам «собственного пути развития».
2. Социокультурные условия развития коренных малочисленных народов, специфически составляют систему, проявляющуюся на четырех уровнях: культурно-экономическом, культурно-экологическом, культурно-правовом и культурно-духовном.
3. Концепция модели развития коренных народов Таймыра в социокультурном измерении определяется движением от модели «техногенного развития» к модели «предоставления государственной протекции свободы для неотрадиционализма». При этом педагогической задачей выступает создание «этнопедагогической среды», как развивающего условия, где основными воспитательными факторами являются: природа; игра; дело; общение; традиция; быт; искусство; религия; пример-идеал.
4. Важнейшей этнопедагогической составляющей процесса развития коренных малочисленных народов Таймыра являются условия социально-культурной деятельности, которые реализуют национально-социализирующую, коммуникативно-формирующую, традиционно-образовательную и этновоспита-тельную функции.
5. Основными социокультурными технологиями, обеспечивающими функционирование социокультурных условий развития этносов Таймыра, являются информационные; рекреационные; этнокультурно-досуговые; образовательные и технологии «обратной связи». Они должны быть обеспечены правовыми, политическими, административными решениями, национальными кадрами и направлены на возрождение национального самосознания; на сохранение языка; на этнокультурное обучение; на воссоздание традиционных промыслов и ремесел; на реставрацию культурного наследия, обеспечивая две основные тенденции: а) стремление самих «малых народов» и б) одобрение некоренного населения, живущего на территории малочисленных народов, этнокультурного движения коренных этносов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале нового тысячелетия человечество подошло к новым взглядам на место и роль Севера в мировом прогрессе. Формируется новая концепция развития северных территорий с учетом их уникального природно-экологического и стратегического положения, которая предусматривает совершенно новое отношение к малочисленным этносам.
Развитие коренных малочисленных народов имеет свои исторические корни, тенденции и специфические этапы:
- дореволюционный период определялся в основном фискальными соображениями;
- советский период до 60-х годов XX века характеризовался протекционистской политикой государства в отношении «малых» народов, которые в начале 30-х годов испытали модернизационный шок при контакте с техногенным обществом, что привело к общей декультурации северных этносов (утрате самобытных черт культуры, традиционных верований, сокращении области использования аборигенных языков и т.д.);
- советский период - 60-80-е гг. XX века ознаменовался политикой экономического невмешательства и связан с индустриальным освоением Севера, с укрупнением кочевых хозяйств, с игнорированием потребности национального развития, с идеологизированным взглядом на северные народы как на носителей архаической культуры, в результате чего их самобытное развитие оказалось под угрозой, возникла опасность исчезновения уникальных языков и культур;
- в 90-е годы XX века в период реформирования России проводилась политика унифицирования институциональных основ регионального развития, что сопровождалось сложнейшими процессами адаптации аборигенных народов к изменившимся социально-экономическим реалиям, постепенной утратой этнических, культурных, социальных традиций и языка;
- современный период для малочисленных этносов ввиду крайней малочисленности и теснейшей зависимости от экологического баланса на
Севере проходит в поиске концепции «собственного пути развития». В этих условиях остается нерешенной проблема не только культурной, но физической выживаемости коренных народов, которая обсуждается мировым сообществом более пятидесяти лет.
Концепция развития малочисленных народов строится на обеспечении права выбора социально-экономического устойчивого развития, форм хозяйствования и духовно-нравственного возрождения путем целенаправленного, системного, согласованного и эффективного применения различных механизмов, учитывающих специфичность бытия малочисленных северных народов. Основой должна служить организация перехода от навязанных (и поэтому иждивенческих, несамостоятельных, искусственных) форм жизни аборигенов Севера к нетрадиционным формам жизни, строящимся на принципах самоорганизации, самоуправления и саморазвития, расширения возможностей и активности малочисленных народов в решении своих многообразных проблем.
В качестве социокультурных факторов, тормозящих развитие коренных малочисленных народов рассматриваются:
- культурно-экономические (безработица, малообеспеченность, тяжелые условия труда, экстремальные условия проживания, распад системы образования, здравоохранения, культуры);
- культурно-экологические (сокращение территорий, пригодных для традиционного проживания и жизнедеятельности народов Таймыра, низкий экозащитный уровень технологий разработки и добычи запасов недр и т.д.);
- культурно-правовые (отсутствие двойного статуса коренных народов, размытость законодательства по сохранению их традиционного уклада, образа жизни, народных промыслов и т.д.);
- культурно-духовные (утрата языка, обычаев; распад родовых отношений и этнонациональной формы семьи; низкий образовательный уровень; алкоголизм и наркомания; дефицит национальных кадров).
Концепция региональной модели развития коренных народов Таймыра в социокультурном измерении определяется движением от концепции «техногенного развития» к концепции «предоставления государственной протекции свободы для неотрадиционализма». При этом педагогической задачей выступает создание этнопедагогической среды, где основными воспитательными факторами являются: природа, игра, слово, дело, общение, религия, пример-идеал, традиция, быт, искусство,
Основные направления реализации социокультурной составляющей концепции развития коренных малочисленных народов Таймыра ориентированы на воссоздание основных форм духовной и материальной культуры каждого народа; возрождение национальных форм верований, обычаев и традиций; развитие традиционных форм прикладного искусства; создание и развитие профессионального искусства (театрального, музыкального, живописи, циркового, кино); возрождение национальных праздников, ритуалов, спортивных состязаний, игр; культивирование национальных этнических норм взаимоотношений в семье, в обществе; регистрация культовых мест в местах их компактного расселения как охраняемых памятников культуры. Важнейшей социально-педагогической составляющей концепции развития коренных народов Таймыра является социально-культурная деятельность, осуществляющая в этом процессе социализирующую, коммуникативно-формирующую, социально-образовательную и этновоспитательную функции.
В качестве социокультурных условий возрождения и развития коренных народов Таймыра рассматриваются: восстановление естественной среды обитания, традиций воспитания, межпоколенных связей и отношений; исполнение законодательства и дальнейшее развитие законотворчества в отношении прав коренных малочисленных народов на федеральном и региональном уровнях; улучшение условий проживания в национальных поселках; реализация социоохранных, медицинских мероприятий, направленных на укрепление здоровья, профилактическую работу, психолого-педагогическое поддержку; развитие общего и ландшафтного образования, предоставление молодежи права выбора пути профессионального развития, создание равных условий получения высшего образование и стимулирование возвращения подготовленных специалистов для работы в национальном социуме; комплекс мер социально-культурного характера и выбора адекватных современной социокультурной ситуации технологий, форм и способов возрождения и развития национальной культуры; организация новых социокультурных проектов; подготовка высококвалифицированных специалистов из числа коренных малочисленных народов, знающих язык, обычаи, традиции своего народа и умеющих посредством социально-культурной деятельности транслировать их молодому поколению.
Основными социокультурными технологиями, обеспечивающими условия развития малочисленных северных этносов, являются информационные; рекреационные; этно-культурно-досуговые; образовательные и технологии «обратной связи». Данные технологии должны быть обеспечены правовыми, политическими, административными решениями, национальными кадрами и направлены на возрождение национального самосознания, сохранение языка, этнокультурное образование, воссоздание традиционных промыслов и ремесел, реставрацию культурного наследия, обеспечивая две основные тенденции - стремление самих малочисленных этносов и одобрение «пришлого» населения, также стремящегося к возрождению своих этнокультурных основ.
Главным принципом национального возрождения аборигенных народов становится принцип единства традиций и прогресса, предполагающий модернизацию существующих политических, экономических и социально-культурных структур. Исследование этнокультурных и этносоциальных процессов позволило глубже проникнуть в суть национальных явлений в этом обширном регионе, а также способствовало дальнейшей оптимизации экономического и культурного развития коренного населения Севера России.
167
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Воробьева, Ирина Алексеевна, Москва
1. Абдулатипов Р.Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. -М.: Славянский диалог, 1999. 56 с.
2. Алаев Э.Б., Грачева Т.С., Качалова Е.Ш. Энциклопедия СНГ. Выпуск Регионы России. История. Демография. Хозяйство. Финансы. Инвестиции. Банки. Страхование. Экология. Справочно-энциклопедическое издание. М.; ИД «Финансы и Страхование», 2001. - 396 с.
3. Александрова Е.А. Музыкально-фольклорное образование студентов-культурологов из регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Севе-роведческие исследования: Материалы Герценовских чтений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 34-36.
4. Андерсон Д.Дж. Тундровики. Экология и самосознание таймырских эвенков и долган. Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 1998. -112 с.
5. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования формирования личности профессионала: Сб. науч. тр. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.-С. 27-42.
6. Арктика мой дом: Популярная энциклопедия школьника: В 3 т. Кн. 3. «Народы Севера Земли». - М.: «Северные просторы», 2001. - 288 с.
7. Арнольдов А.И. Специалист культуры и досуга: социально-профессиональный портрет // Специалист культуры и досуга нового тысячелетия: Материалы «круглого стола» / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000. - С. 32-39.
8. Арнольдов А.И. Человек в цивилизации XXI века // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник, № 3-4. -М.: МГУК, 1998. 240 с.
9. Ю.Артемьев Н.М. Рождение долганской прозы (Творчество Н.А. Попова) // Литература народов Севера / Под ред. Г.Н. Ионина и Е.С. Роговера. -СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.43^17.
10. Н.Артемьев Н.М., А.А. Петров. Долганы: язык, история, фольклор, культура: Справочно-библиографическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.-28 с.
11. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2003. - 223 с.
12. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю., Чурилов В.А. Общественное мнение о судьбах народов Севера: поиск справедливого политического решения. Тюмень: Ин-тут пробл. освоен. Севера Сиб. отд. АН СССР, 1989. -65 с.
13. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.-544 с.
14. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. -М.: Мысль, 1990. -208 с.
15. Бережнова Л.Н. Полиэтническая среда: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 203 с.
16. Бетту Е.С. Ардай: Уроки изготовления традиционных долганских сувениров. М.: Творческая студия «Полярная звезда», 2001. - 106 с.
17. Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей Севера на современном этапе. Новосибирск: Ин-тут истории, филологии и философии. - 212 с.
18. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 207 с.
19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 58 с.
20. Бурмистрова Т.Ю. Социология межнациональных отношений // Со-цис. 1994. №6. - С. 45-46.
21. Бытовые рассказы энцев / Отв. ред. Э.В. Померанцева. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-244 с.
22. Важнов М.Я. Норильск: время тревог и надежд. Хроника новейшего времени, 1978. 123 с.
23. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-энографические очерки (XVIII -нач. XX вв.). Л.: Наука, 1969. - 399 с.
24. Васильев В.И. Ненцы и энцы Таймырского национального округа (очерк хозяйства, быта и этнических процессов, протекающих на Енисейском Севере // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970. - С. 106-155.
25. Васильев В.И. Проблемы этногенеза северосамодийских народов // Этногенез народов Севера. -М.: Наука, 1980. С.41-67.
26. Васильев В.И. Социальная организация азиатских ненцев, энцев и нганасан / В.И. Васильев, Ю.Б. Симченко // Общественный строй народов Северной Сибири. XVII нач. XX вв. - М.: Наука, 1970. - С. 174-213.
27. Васильев В.И., Туголуков Б.А. Этнографические исследования на Таймыре в 1959 году // Советская этнография. 1960. -№5. - С. 34-39.
28. Вершубская Г.Г., Козлов А.И. Медицинская антропология коренного населения севера России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 266 с.
29. Виноградова Э.М. Национальное сознание и национальная культура / Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. -Мн.: Харвест, 2003. С. 311-356.
30. Волков Г.Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски //Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно-практической конференции (6-7 декабря 2001 г.) Элиста: АПП «Джангар» 2003. - С. 22-42.
31. Воробьева И.А. Коренные малочисленные народы Таймыра: проблемы выживания: Монография. Норильск: Филиал МГУКИ, 2004. - 128 с.
32. Воробьева И.А. Службы социальной поддержки, обеспечения и защиты населения г. Дудинки: Метод, реком. Норильск: НЦПК, 2001.-49 с.
33. Воробьева И.А. Социально-педагогические проблемы малочисленных коренных народов Таймыра: Метод, пособ. Норильск: Филиал МГУКИ, 2003. - 18 с.
34. Воробьева И.А. Некоторые правовые аспекты решения проблем коренных народов Севера // Ученые записки. №2 (10). 2004. С. 169-175.
35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. - 212 с.
36. Герценовский университет. Ежегодник-2003: Краткий отчет о состоянии и действиях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена за 2003 год. СПб: Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2004.-751 с.
37. Гладкова Н.И. Литература народов Крайнего Севера: от студенчества к профессионализму // Актуальные проблемы подготовки специалистов для Севера, Сибири и Дальнего Востока: становление, развитие и перспективы.-СПб, 2001.-С. 50-53.
38. Грачева A.M. Национальный вопрос как предмет исследования социологии образования // Социология образования. Труды по социологии образования. Том I. Выпуск I / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии РАО, 1993.- 106 с.
39. Грачева Г.Н. Многонациональный Таймырский поселок Усть-Авам // Советская этнография. № 1. - 1978. - 115 с.
40. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. -JL: Наука,1983. 172 с.
41. Гребнева Н.Н., Кривощеков С.Г. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией // Физиология человека. 2001. Т. 27. №5. С. 23-29.
42. Гумилев JI.H. Биография научной теории или автонекролог // Знамя, 1988. №4. С. 202-216.
43. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л., 1990.
44. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
45. Гурвич И.С. Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. -272 с.
46. Дегтярь И.О. О проекте Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие малочисленных народов Севера до 2010 года» //Информационно-аналитический бюллетень. №1. -М., 2000. 84 с.
47. Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - Вып. 5. - С. 92-140.
48. Долгих Б.О. Происхождение нганасан // Сибирский этнографический сборник. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Вып. 1,- С. 5-27.
49. Донской Ф.С. Ориентиры возрождения: как защитить малочисленные народности Севера? // Советские профсоюзы. 1991. - № 1. - С.32-34.
50. Донской Ф.С., Роббек Б.А., Донской Р.И. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первой четверти XXI века: проблемы и перспективы. Якутск, 2001. - 144 с.
51. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие. -М.: МГУКИ, 2003. 115 с.
52. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1995.
53. Жаркова JI.C. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие. -3-е изд испр. и доп. М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.
54. Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» (принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 22 апреля 2003 г.).
55. Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «Об оленеводстве» (принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 23 декабря 2002 г.).
56. Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения» (принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 24 декабря 2002 г.).
57. Иванов Д.Е. Теория и практика этнопедагогической подготовки социальных работников: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 2000. -44 с.
58. Иванов Д.Е. Элитарная школа национальной системы образования // Педагогика. 2000. №4. - С.51-53.
59. Иванова А.Е. Социальная детерминация здоровья населения. -М.:НПО «МедСоцЭкономИнформ»; ИСПИ РАН. 89 с.
60. Иохельсон В. По рекам Ясачной и Коркодону // Известия РГО. 1898. Кн. III. -324 с.
61. Исаенко В.П. Лекции по этнопсихологии. -М.: МГУКИ, 2004. -142 с.
62. Казаков К.Г., Попов Г.Р. Таймыр наш край родной. Красноярск, 1980. -126 с.
63. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. М.: Луч, 1993.-86 с.
64. Киселев Л.Е. Север раскрывает богатства (Из истории промышленного развития советского Крайнего Севера). М.: Мысль, 1964. - 75 с.
65. Киселева Т.Г. Высшая школа на пути гуманизации // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. №1. - М.: МГУК, 1996. - С. 7384.
66. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира: Лекция. -М.: МГУКИ, 2002.-27 с.
67. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
68. Клименко Н.Ю. Профессиональное становление социального работника в Заполярье: Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - 209 с.
69. Развитие социально-педагогического профессионального образования в России: Монография. М: Филиал МГУКИ, 2002. - 106 с.
70. Климова С.Г., Чаликова В.А. Национальные отношения: процесс осмысления в науке и общественном сознании // Межнациональные отношения в СССР: История и современность. М., 1991. - С. 17-44.
71. Клоков К.Б. Некоторые проблемы развития хозяйства коренных народов Севера: Доклад на 2-м Международном семинаре по проблемам народов Севера, Принс-Джордж, Канада, май 1996 г. СПб: НИИ географии СпбГУ, 1996.-24 с.
72. Кон И.С. Национальный характер миф? // Иностранная литература. - М., 1968. №9. - С. 215-228.
73. Конвенция 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах // Конвенция и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева. 1991. Т.П. С.1173-1183.
74. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах // Конвенция и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева. 1991. Т.П.-С. 2193-2207.
75. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева, 1991. Т.П. -С. 2193-2207.
76. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. -№5. - С. 158-164.
77. Конституция Российской Федерации. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2003.-48 с.
78. Концепция национальной кадровой политики Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа // Таймыр. 2003. № 81. - С. 4-8.
79. Концепция развития Таймырского автономного округа. Дудинка: Общественно-полит, центр Таймырского ОК КПСС. - 40 с.
80. Концепция экономического и социального развития народностей Севера на период 1991-2005 гг. Препринт. - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1988.-36 с.
81. Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: Проблемы, перспективы, приоритеты: Материалы Всероссийского конгресса. -СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 2002. 318 с.
82. Корнилова З.А. Но родина милей. Депутат Государственной Думы о своей программе // Таймыр. 2002. - № 3. - С. 34-36.
83. Корогодский З.Я. Воспитание в профессии // Наука, культура, образование на рубеже XXI века: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. (4-6 окт.). -СПб, 1995.-С. 116-120.
84. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. - 198 с.
85. Кривоногов В.П. Народы Таймыра (современные этнические процессы): Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 264 с.
86. Кряжников В.А. Статус малочисленных народов России: правовые акты и документы. М., 1994. - 250 с.
87. Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. - 173 с.
88. Культура народов Севера: Философско-социологический анализ. -Новосибирск: Наука, 1989. 208 с.
89. Лабанаускас К.И. Устное народное творчество нганасан // Советский Таймыр. 1977. - 22 апреля. - С. 3.
90. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. -Новосибирск: Наука, 1982. 106 с.
91. Летопись Севера: Сборник по вопросам истории экономического развития и исторической географии Севера / Отв. ред. С.В. Славин. Т.8. М.: Мысль, 1977. - 344 с.
92. Юб.Леутин В.П., Ройфман, Пичкуров А.М., Кривощеков С.Г. Половые различия структуры распределения латеральности у тувинских школьников // Физиология человека. 1997. Т.23. №2. С. 132-137.
93. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л.: Наука, Изд-во Моск. ун-та, 1992.-576 с.
94. Лукьянов G.A., Ларченко С.Г., Сметанина О.В. Развитие социально-протранственной среды поселения народностей Севера. Красноярск: Стройиздат. Красноярск, отд., 1990. - 100 с.
95. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. -Рязань: РГПУ, 1999. 115 с.
96. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение: Учебное пособие. М: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. - 320 с.
97. Мухачев А.Д., Лайшев К.А. Мир оленевода. Новосибирск, 2002. -323 с.
98. Мухачев А.Д., Лайшев К.А., Зеленский В.М. Таймыр: традиционное природопользование аборигенных народов. Новосибирск, 2001. - 132 с.
99. Набок И.Л. Североведение: Развитие этнокультурологического направления в образовании XXI века // Североведческие исследования: Материалы Герценовских чтений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -С. 4-7.
100. Назарова Л. Г., Сорокин А. А. Организация урбанизированной среды населения Таймырского региона. Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1984. -208 с.
101. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб: Питер, 2004.-381 с.ил.
102. Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1990. - 79 с.
103. Нерадовский В. X., Нерадовская Э. В. К вопросу о природосообраз-ном обучении детей Севера // Педагогика. 2000. - №7. - С. 29-36.
104. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ //Воспитание школьников. -2000. -№10.-С.15.
105. Окладников А.П. Открытие Сибири. М.: Молодая Гвардия, 1979.
106. Основные итоги социально-экономического развития Таймырского автономного округа за 2004 год. Дудинка: РПК «Таймыр», 2004. - 32 с.
107. Отчет семинара по выполнению Рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации. Якутск Сахаполиграфиздат, 2002. - 72 с.
108. Панеш Э.Х., Ермолова Л.Б. О роли этнической психологии в межнациональных конфликтах. 180 с.
109. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования //Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно-практической конференции (6-7 декабря 2001 г.) Элиста: АПП «Джангар» 2003. - С. 59-74.
110. Пика А. Неотрадиционализм на Российском Севере: Монография. -198 с.
111. Повестка дня на XXI век. Раздел III. Укрепление роли основных групп населения. Глава 26. Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин. Документ ООН A/CONF. 151/26/Rev/l (Vol. I). - С. 3-7.
112. Попов А.А. Материалы по родовому строю долган // Советская этнография. 1984. - №6. - С. 116-139.
113. Попов А.А. Нганасаны: Социальное устройство и верования / Отв. ред. Г.Н. Грачева, Ч.М. Таксами. Ленинград: Наука, 1984. - 152 с.
114. Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Хрестоматия. 4.1. Пособие для учителей. 94 с.
115. Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра: Пособие для учителей и учащихся. 4.1. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1993. - 94 с.
116. Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера / Отв. ред. И.С. Гурвич, Б.О. Долгих. М.: Наука, 1970. -280 с.
117. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая пол. XIX нач. XX вв.). - Ленинград: Изд-во «Наука», Ле-нингр. отд-ние, 1976. - 67 с.
118. Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX в. начала XX в.). - Л.: Наука, 1981.-283 с.
119. Проблемы подготовки современного учителя: Из опыта работы педколлективов Игарского педагогического училища и факультета народов Крайнего Севера РГПУ им. А.И. Герцена. СПб: Изд-во «Сударыня», 1998. — 43 с.
120. Проблемы современного социального развития народностей Севера. -Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1997. 169 с.
121. Программа «Север экология человека региона Крайнего Севера». -Красноярск: Ин-тут медиц. проблем Севера АМН СССР, 1979. - 52 с.
122. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования: Монография. СПб.: Образование-культура, 2001. - 484 с.
123. Рудая И.В. Особенности восприятия новой информации народами Крайнего Севера на курсах «компьютеризация сельских школ» // Информационные технологии в образовании М., 2001. - С. 23-28.
124. Садовничий В.А. Доклад на VII съезде Российского союза ректоров // Болонский процесс: информация к размышлению. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 88-89.
125. Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. М.: МГУКИ, 2003. - 252 с.
126. Саранцев З.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
127. Северные народы России на пути в новое тысячелетие: К Десятилетию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. -М.: АКМНС, 2000. 223 с.
128. Северянки: Сборник. Большая судьба малых народов. Новосибирск: Зап.-Сиб. книж. изд-во, 1975. - 325 с.
129. Сельское здравоохранение у малочисленных народов Севера Канады и России. Ч. 1: Безопасная питьевая вода в условиях северного поселка: канадский и международный опыт. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2001.-144 с.
130. Сельское здравоохранение у малочисленных народов Севера Канады и России. 4.II: Народная медицина / Отв. ред. Д. Дж. Андерсон. Новосибирск: НГУ, 2001.-268 с.
131. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения. М.: Наука, 1980. - 240 с.
132. Семенов В.М., Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России // Социально-гуманитарные знания. -2001,-№2.-С. 287-300.
133. Семинар по выполнению рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской
134. Федерации: Сб. выступлений участников семинара / Нац. ком. Респ. Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО. Якутск, 2003. - 204 с.
135. Сергеев Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 2000. -32 с.
136. Симченко Ю.Б, Ненцы: (Этнографический очерк) // Наука и жизнь. 1991. -№1. - С. 76-78.
137. Симченко Ю.Б. Календари народов Сибири / Ю.Б. Симченко, А.В. Смоляк, 3.JI. Соколова // Календарь в культуре народов мира: Сб. статей. -М.: Наука, 1993. С. 201-254.
138. Сковородкина И.З. Автореф. дисс. док-pa пед. паук. Теория и практика национального образования на Архангельском Севере. М.: РАО, Инс-тут теории образ, и педагогики. - 32 с.
139. Скороспелкина Г.С. Национальные образы поэзии Огдо Аксеновой // Литература народов Севера / Под ред. Г.Н. Ионина и Е.С. Роговера. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 47-55.
140. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сосг. Л.В. Мардахаев. М.,2002.
141. Случевская И.В. Проблема национального самосознания. Теоретические, методологические и мировоззренческие аспекты // Межнациональные отношения в СССР: История и современность. М., 1991. - С. 45-69.
142. Современная этнопсихология: Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. - 368 с. - (Библиотека практической психологии).
143. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004.-512 с.
144. Сознание личности в кризисном обществе: Сб. науч. ст. / Институт психологии РАН / Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М.: ИП РАН, 1995.- 132 с.
145. Сокольникова Т.Н. Проблема концепции спецкурса «Методика реализации национально-регионального компонента в обучении русскому языку» // Североведческие исследования: Материалы Герценовских чтений. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 122-125.
146. Соловьев B.C. Собр. Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1990.
147. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
148. Социальная реабилитация населения Севера России / Кол. авторов: П.Х. Зайдфудим, О.П. Фролов, О.И. Бобков, А.А. Широв, Ю.В. Скоробога-тов. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1994. - 96 с.
149. Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. М: РАН Ин-тут этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, 1995. - 335 с.
150. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТРУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 78 с.
151. Таймыр: Путешествие в край, овеянный легендами и ледяными ветрами. Красноярск: Краен, книж. изд-во, 1990. - 135 с.
152. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Вестник международного центра арктической культуры и цивилизации. №2. Дудинка; СПБ, 2003.-72 с.
153. Таранец B.C. Художественная резьба по кости и оленьему рогу: Учеб. пособие резчика. Дудинка, 1994. - 44 с.
154. Творческая лаборатория «Таймырская резная кость» (ноябрь 2002). Дудинка, 2003. - 55 с.
155. Теория и опыт обучения детей коренных народов традиционным видам прикладного искусства // Кондратьев П.П., Мамаева Р.С. Якутск: Изд-во НСКРО PC (Я), 1995. - 71 с.
156. Тургенев В.Г. Организация квалифицированной медицинской помощи коренному населению Корякского автономного округа // Социально-экономическое развитие и здоровье малочисленных народов Севера. Красноярск: СО АМН, 1990. - С. 149-160.
157. Увачан В.Н. Переход малых народов Севера от родового строя к развитому социализму (к 45-летию образования национальных округов и окружных партийных организаций) /Летопись Севера. Т.VIII М.: Мысль, 1977.-С. 21-36.
158. Уткин К.Д. Педагогика мудрости как модель самосознания и саморазвития личности //Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Матер, научн.-практич. конфер. (6-7 декабря 2001 г.) Элиста: АПП «Джангар», 2003. - С. 114-134.
159. Ученые-североведы: Сборник библиографических очерков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 211 с.
160. Филиппов Л.С. Разумные потребности личности в условиях Крайнего Севера // Философские исследования. 1997. - №4. - С. 85-90.
161. Хазанович А. М. Друзья мои нганасаны: Из таймырских дневников. -Москва: Сов. Россия, 1986. 176 с.
162. Хазанович A.M. Друзья мои нганасаны. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1983. - 221 с.
163. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера: доклады и выступления / Под ред. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. унта, 1999. -104 с.
164. Хлобыстин Л.П. Древняя история Таймырского Заполярья и вопросы формирования культур Севера Евразии / Под ред. В.В. Пикулько, В.Я. Шумкина. СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. - 341 с.
165. Хомич Л. В. Ненцы: Историко-этнографические очерки. Москва, Ленинград: изд-во «Наука», 1966. - 135 с.
166. Хомич JI.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб: Русский двор, 1995. - 336 с.
167. Хочешь учиться? Учись! О работе фонда «Лига «Профессионал» // Факел Таймыра. 2002. - №2. - С. 12-14.
168. Цыбульский А. Нужен ли северянам Вольтер? Система образования // Мир Севера. 2003. - №4. - С. 41-43.
169. Чернышенко И. Дети вечной мерзлоты (Дети Севера) // Социальная защита. 2003. - С. 3-7.
170. Чижиков В.М. Формирование мотивации профессиональной деятельности как условие улучшения подготовки специалистов // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр. М.: МГИК, 1990. -С. 40-51.
171. Экология культуры и образования на Севере: Материалы Герценов-ских чтений. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 211 с.
172. Этническая история народов Севера: Монография / Отв. ред. И.С. Гурвич. -М.: Наука, 1982. 172 с.
173. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Институт этнографии им. Н. Н. Микл.-Макл., 1991. - 318 с.
174. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. - 496 с. (Библиотека практической психологии). - 297 с.
175. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: проблемы, перспективы, технологии // М.: МГУКИ. С. 102-113.
176. Ярче северного сияния: Большая судьба малых народов. Красноярск: Краен, книж. изд-во, 1976. - 366 с.