автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Воображение в познавательной деятельности дошкольника
- Автор научной работы
- Мелара, Альма Виолета
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1990
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Воображение в познавательной деятельности дошкольника"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи УДК 152.27
МЕЛАРА Алъма Виолета
ВООБРАЖЕНИЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
19.00.07 - возрастная и педагогическая психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ленинград. - 1990
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи УДК 152.27
МЕЛАРА Альма Виолета
ВООБРАЖЕНИЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
19.00.07 - возрастная и педагогическая психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ленинград - 1990
Работа выполнена на кафедре психологии Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени А.И.Герцена.
Научны« руководитель - доктор психологических наук,
профессор А.А.Степанов.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор В.И.Логинова,
кандидат психологических наук И.А.Волкова.
Ведущая организация - Карельские государственны* педагогически! институт.
Зашита состоится " •• ФЕВРАЛЯ 1990 г. в часов на заседании специализированного совета Д 113.05.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени государственном институте имени А.И.Герцена /191186, Ленинград, наб.р. Мойки, 48, корпус II, ауд. 32/.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.
Автореферат разослан "2.9.» ЯНВАРЯ_
Ученый секретарь специализированного Совета
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы. Новое мышление связано с пересмотром межгосударственных отношений, отношений между нациями и народностями. Советская наука долгие годы не изучала психологические особенности разных народов. Считалось, что у всех пролетариев планеты единая психология, без различия наций и стран, и она противоположна единой и упрощенно понимаемой психологии буржуазии.
Проблема воображения является ключевой для понимания активности сознания в психологии. Повышение интереса к данной теме в СССР и за рубежом объясняется колоссальным значением воображения в жизни людей. Изучение воображения детей позволяет глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка, понять то, что волнует его. Следовательно, можно проконтролировать протекание разных психических процессов, содержание сознания и направленность личности. Воображение способствует стремлению к творческой деятельности и является важным условием нормального развития ребенка, органически присуще и необходимо для свободного выявления творческих возможностей детей.
В дошкольном возрасте воображение выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. На нем лежит печать социальных отношений, проявляющихся в оценочном характере его образов. Дошкольники своеобразно отряжают политические, нравственные и эстетические идеи общества. При этом эмоциональное отношение к окружающему миру играет большую роль в формировании сознания, убеждений, в приобретении нравственного облика. Активное отношение ребенка к миру невозможно без эмоционального переживания того, что воображается. Особенностям психических процессов, протекающих у детей дошкольного возраста в условиях разных культур и специфических особенностей развития общества, посвящена данная
диссертация. Проникновение в психологию советских и никара-_ гуанских дошкольников, сравнение особенностей их переживаний и чувств, отраженных в детских рисунках, позволяет сравнить процессы развития и протекания воображения у детей.СССР и < Никарагуа.
Диссертация направлена на решение проблемы влияния раз-
личных факторов на становление психики, иораз, создаваемый воображением ребенка, позволяет проследить не только механизмы его возникновения, но и зависимость образа от условий жизни детей, содержания информации, передаваемой средствами массовой коммуникации, моральных знаний и отношения детей к миру взрослых,
Предмет исследования. Влияние знаний и чувств ребенка на процесс воображения. ^
. Объект исследования. Особенности воображения советских и никарагуанских дошкольников. [
Цель исследования. Показать, как влияют на процесс.воображения и отражаются в творческом рисунке социальные условия, культурные традиции и закономерности возрастной динамики.
Гипотезы исследования:
- социальные условия .жизни по-разному представлены в рисунках советских и никарагуанских дошкольников;
, - содержание средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) находит отражение в художественном творчестве детей, как объективном и наиболее интимном действии;
- в рисунках находят отражение культурно-исторические традиции.
Задачи исследования.
I. При обзоре литературы показать современный уровень исследования проблемы.
? 2. Проследить влияние средств массовой коммуникации на
развитие логического и образного знания о мире.
3. Выявить,отраженное в рисунках, своеобразие воображения у советских и никарагуанских детей.'
4. Проследить связь воображения с эмоциями и чувствами.
Методы исследования. Теоретический анализ философской,
психологической, социологической и педагогической литературы по проблеме воображения, анализ влияния средств массовой коммуникации на формирование сознания, политических установок, на "видение" мира. Методами сравнительного эксперимента, бе- . седы и наблюдения над детьми СССР и Никарагуа получен фактический материал. Собранный материал теоретически интерпретирован и проведена его обработка методами математической статистики. '
База исследования. Детские сады СССР и Никарагуа.
Научная новизна. Впервые сравнивались рисунки детей двух стран и на основе этого сопоставлялись особенности внутреннего мира ребенка: его чувств,воображения, содержания сознания. Показано влияние политических условий жизни и информации, распространяемой средствами массовой коммуникации на формирование сознания.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться в лекциях по сравнительному анализу психического развития детей в условиях различной культурной среды. Они могут быть также учтены создателями программ средств массовой коммуникации для более полного влияния на детей как потребителей продукции средств массовой коммуникации.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на семинаре аспирантов кафедры психологии ЛГПИ им.Герцена и на заседании кафедры.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Текст иллюстрируется таблицами, графиками и рисунками. Список использованной литературы содержит 134 наименования на русском, испанском и английском языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРаАШЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первая глава посвящена анализу работ советских психологов по вопросам: проблема воображения в советской психологии, изучение воображения дошкольника, обоснование темы и методика исследования.
Рассмотрение взглядов советских авторов на соотношение понятия "воображение" и "фантазия" приводит к выводу, что до сих пор нет единого взгляда на содержание этих понятий. Однако общим для большинства определений является их отождествление (К.П.Кондаков, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, В.В.Богословский, Ю.А.Самарин, 'Л.'Д.Розет и др.).
В теоретических исследованиях советской психологии вопрос о воображении - дискуссионный. Возникновение такой дискуссии вызвано рядом причин.
Первая: не все психологи одинаково решают вопрос о том, что является его продуктом (образ или идеи). Нет единого мнения и в вопросе каким материалом оперирует воображение (с
конкретным, образным, чувственным шш ке с обобщенным, абстрактным). Как отмечают многие психологи, сложность при выявлении специфики обусловлена тем, что процесс воображения представлен во всех видах познания и вычленения воображения из них, как объекта, становится затруднительным.
Вторая причина: интенсивное изучение проблемы мышления выявило существенное значение для него нелогических процессов и связь воображения с творческой стороной мышления. Именно эти обстоятельства и являвтся причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы познания. Многие недоразумения в понимании сущности воображения и его роли в других процессах, в частности, в мыпле-нии, порождены тем, что воображение недостаточно изучено.
Впервые в России выдающийся педагог и психолог К.Д.Ушин-ский научно подошел к объяснению природы детского воображения, отметив, что оно как.постепенно развивающийся процесс, который зависит от окружающей действительности и опыта ребенка.
В советской психологии этот вопрос продолжали развивать на диалектико-материалистической основе в своих работах К.Н.Корнилов, Л.С.Выготский, Ю.А.Самарин, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев и др.
Характеризуя воображение детей, Л.С.Выготский намечал формы связи воображения с действительностью, подчеркивая, что воображение зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта и что возникновение и развитие воображения невозможно без развития речи.
В отлячии от зарубежных психологов, таких как В.Штерн, К.Бюлер, которые утверждали, что у ребенка сначала созревает способность к воображению, а потом на основе ее возникают соответствующие формы психической деятельности; советские психологи признают социальный детерминизм психического развития ребенка и в том числе воображения.
В решении задач исследования мы исходили из понимания воображения советским* психологами, как своеобразного творческого отражения действительности, как сложной, психической деятельности, формирующейся в общем процессе развития ребенка под влиянием его жизни и воспитания.
Исследования советских психологов и педагогов показывают, что. наиболее эффективным путем такого сложного проявле-
ния личности, как воображение, является изучение его проявления в творчестве, в частности, в рисовании. Задача мысленно представить замысел рисунка является первым общим для всех детей показателем развития их воображения (А.А.Мелик-Пашаев, О.М.Дьяченко, Ю.А.Полуянов и др.)
В нашем исследовании использована методика О.М.Дьяченко "дорисовывание фигур", частично измененная нами. Детям предлагалось при рисовании создать образы, выражающие определенное эмоциональное отношение: радостное, грустное (страшное, некрасивое). Во всех трех сериях детям предлагались 3 листа бумаги с фигурками-эталонами (круг, треугольник, квадрат и др.). Ребенка просили дорисовать каждую фигуру, чтобы получилась какая-нибудь картина, передающая эмоциональное отношение.
Воображение, как психическое свойство личности, проявляется в познавательной деятельности и связано с переживанием высших чувств (нравственных, эстетических), которые могут выражаться во внешних и внутренних проявлениях,и поэтому требуют такой интерпретации, при которой возможен учет как прямых, так и косвенных данных. Поэтому изучение процесса воображения в познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста определило выбор следующих методов исследования: эксперимент, наблюдение, опрос, индивидуальные беседы, анализ продуктов творческой деятельности, словесное описание, ин-стропективный метод, пересказ от лица героя изображаемого.
В нашей работе проведен сравнительный эксперимент, в котором выявлено влияние различных социальных условий на развитие воображения дошкольника.1 Все данные экспериментов, проводимых с советскими и никарагуанскими детьми, были сопоставлены. Задачей сравнения детских рисунков являлось установление сходства и различия в проявлении образов воображения в зависимости от конкретных условий их создания и эмоциональ- • ного отношения.
Вторая глава "Влияние социальных условий на воображение" Рассматриваются следующие вопросы: эмоции и воображение в дошкольном возрасте, • влияние средств массовой коммуникации на воображение.
В исследовании мы придерживаемся работ вццающихся советских психологов, убеждающих в том, что представления воображения ребенка являются отражением действительности (Л.А.Вент-
гер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Т.А.Репи- " на, А.Г.Рузская, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Эльконин и др.).
Некоторые зарубежные исследователи считают, что мир, созданный воображением ребенка, по яркости, отчетливости и подробности соперничает с непосредственным миром и что ребенок смешивает образы своей фантазии с действительностью, живет в мире фантазии. Однако исследования ряда советских психологов показывают, что как бы ни были ярки и эмоциональны образы воображения ребенка, он хорошо отличает воображаемое от действительности воспринимаемого.
Экспериментальные данные работ советских психологов (А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Д.Б.Эльконин) показывают, что в игровой деятельности, при восприятии сказок, в рисовании ярко обнаруживается своеобразный реализм детского воображения, что основная тенденция в развитии детского воображения - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.
Эмоции в советской психологии и философии рассматриваются как переживания, отклик человека на те воздействия, которые его затрагивают. В анализе особое внимание уделяется вопросу о связи воображения с эмоциями, чувствами. Закономерная зависимость воображения от эмоции раскрыта Л.С.Выготским. Влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию Л.С. Выготский назвал законом общего эмоционального знака. С другой стороны отметил, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства; и если это построение не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством. Это явление Л.С.Выготский назвал законом эмоциональной реальности воображения. Нами было установлено, что во многих работах не уделяется достаточного внимания рассмотрению связи воображения с эмоцией.
Многочисленные наблюдения советских психологов показывают, что в словесном творчестве, в игровой и изобразительной деятельности, ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его затрагивают.
В последние десятилетия широкое распространение во всем мире получили средства массовой коммуникации (СМК). СЖ выпол-
няют в каждом обществе задачу поддержать систему господству-< ющих социальных отношений. Но их влияние на психику человека значительно шире. Формирование обеденного сознания человека начинает направляться продукцией СЖ, определяющей и содержание, и эмоциональные отношения к знанию.
В зарубежной литературе подчеркивается, что ведущее-место по воздействию на человека занимает телевадение. Многие зарубежные'авторы (Р.Миллс, Клапером, Лазерфельц, Р.Мертон и др.) приходят к выводу, что СЖ рисуют мир непохожим на тот, который окружает детей. Рассматривая влияние СЖ (в частности телевизора) на формирование личности ребенка и воздействие его на воображение, исследователи отмечают как положительное воздействие, так, к сожалению, и отрицательное.
Советские и зарубежные психологи и педагоги (Е.Глушкова, Б.Фирсов, Манова-Матова, А.Доф^мана, А.Маттеларт, Х.Химмель-вейт) приходят к выводу о том, что вследствие огромной силы воздействия телевидения существует опасность для развития психики детей. Нужно использовать телевидение правильно, учитывая не только потребности, но и возможности детей. Ряд исследователей рекомендуют принять ограничительные меры, подчеркивая необходимость строгого контроля за наиболее популярными детскими передачами, чтобы они соответствовали и отвечали своему предназначению. Особенно подчеркивается то, что искусство должно помочь проявлению положительных, нужных личности и обществу эмоций и содержательному обогащающему сознание, воображению. .
Третья глава "Экспериментальное изучение воображения дошкольников". Дается описание методики анализа продуктов творческой деятельности, а также небольшая справка о Республике Никарагуа. Проводится анализ экспериментов советских и никарагуанских детей старших и подготовительных групп.
Экспериментальная работа состояла из трех серий. В первой серии предлагалось нарисовать что-то радостное, приятное, во второй, нарисовать что-то грустное, печальное, в третьей серии нарисовать что-то страшное, что устрашает. Каждая серия эксперимента включала три этапа.
На первом этапе экспериментатор проводил беседу с каждым ребенком индивидуально, в, отсутствии других детей, задавая при этом вопросы по заданию. Фиксировались все самопроизвольные вербальные реакции детей при ответах на вопросы.
На втором этапе экспериментатор вел наблюдение за детьми в таком плане: как ребенок приступил к заданию, фиксировалось время начала рисования, реакции детей во время рисования. На третьем этапе, после выполнения рисунка, фиксировалось время окончания рисования детей, задавались вопросы и велась беседа с детьми по рисунка!.!.
Исходя из цели нашего исследования, мы рассмотрели процесс протекания воображения с различных сторон. Сравнение результатов и анализ процесса рисования и его продуктов проводился по следующим критериям:
- время, затраченное на выполнение рисунка;
- тип решения задач на воображение (О.М.Дьяченко);
- уровень композиции (Ю.А.Полуянов);
- количество графических образов;
- выразительность рисунка;
- средства получения информации.
На основе анализа экспериментального материала нами выявлено, что воображение детей, развивающееся в разных социальных условиях, имеет как значительные различия, так и сходства. В разных условиях содержание процесса воображения обогащается по мере того, как ребенок усваивает знания об окружающей жизни. В процессе воображения в изобразительной дея7 тельности на предлагаемые задания дети откликались по-разному, в зависимости от содержания эмоций. Одни рисунки были с богатым содержанием, а другие задания очень бедны содержанием.
Никарагуанские дети отражали ту действительность, которая их непосредственно окружает. В содержании своих рисунков передана сложная жизнь, сегодняинее положение народа. Дети переживают войну и желают жить в мире. Советские дети также оперируют образами, взятыми из непосредственных наблюдений, они показывают мирную действительность.
Данные о типах решения задач на воображение показывали, что продуктивность воображения будет выше при радостном эмоциональном отношении к рисунку., нежели при изображен™ грустного, страшного. Следовательно, эта зависимость не связана с культурными особенностями страны, а характеризует общие человеческие свойства ребенка. ^
Исследование показало, что дети пользуются комплексом выразительных средств при передаче образов воображения. Для передачи эмоционального отношения (положительного или отрицаЮ
тельного) в кавдой серии был использован комплекс выразительных средств. В зависимости от характера выполняемого задания использовалось средство, которое являлось доминирующим для отражения образов того или иного явления.
Как видно из таблицы I, при выполнении задания нарисовать радостное (I серия), советские и никарагуанские дети старших и подготовительных групп чаще использовали цвет, как эстетическую характеристику,и спонтанную речь для передачи положительного отношения к изображаемому.
Таблица I
Ведущее выразительное средство рисунков (в %)
Группы I серия П серия ! II! серия
советская старшая группа 1. 2. Цвет 60,0 Речь 30,0 1. 2. Мимика 41,66 I. Речь 29,17 2. Цвет 27,78 Речь 27,78
никарагуанская старшая группа 1. 2. Цвет 63,63 Речь 27,27 1. 2. Речь 45,84 I. Мимика 20,83 2. Цвет 41,38 Речь 24,14
советская подготовительная группа 1. 2. Цвет 47,83 Речь 30,43 1. 2. Речь 47,83 I. Цвет 22,58 Мимика 26,08 2. Гиперболизация 19,36
никарагуанская подготовительная группа 1. 2. Цвет 46,67 Речь 30,0 1. 2. Речь 43,33 I. Мимика 36,67 2. Речь 37,04 Действие 29,63
Многим детям как советским, так и никарагуанским било
трудно передать грустную ситуацию (П серия). Это связано с тем, что ситуации, которые вызывали грустное настроение, более субъективные, поэтому изображение чаще дополнялось мимикой и речью, как выразительными средствами. Большинство детей рисовали плачущих людей (детей, персонажей детских сказок).
Анализ рисунков по заданию "нарисовать страшное" (Ш серия) показал, что некоторые дети обеих стран не могли дифференцировать грустного от страшного, поэтому, как_и при изображении грустного, рисовали плачущих людей, детей. У советских и никарагуанских детей старших групп имелись совпадения в использовании выразительных средств. Чаще использовали цвет и речь. Среди детей подготовительных групп наблюдалось различие: советские дети использовали дает и гиперболизацию, а никарагуанские - речь и действие.
Беседы с детьми по рисунку после окончания задания показали, что источники информации для детей имеют различную степень значимости, так как в зависимости от характера выполняемого задания был и выбор основного средства информации, которое являлось доминирующим для передачи определенной информации (см.табл.2).
Таблица 2
Ведущий источник информации (в %)
Группы ч I серия П серия Ш серия
советская стар- I. На даче - I. Телевизор - I. Телевизор -
шая группа 33,34 29,63 80,0
2. Коллектив 2. Книга 25,92 2. Книга 20,0
д/сада 22,23
никарагуанская I. От родных I. Телевизор - I. Телевизор -
старшая группа - 56,0 - 45,0 - 55,0
- 2. От друзей 2. От друзей - 2. Газета -
- 24,0 - 30,0 18,52
советская под- I. От родных I. Телевизор - I. Телевизор -
готовительная - 19,35 - 65,0 - 70,0
группа 2. Книга - 2. Книга -10,0 2. Книга -
19,35 - - 16,86
никарагуанская I. От родных I. Телевизор - I. Телевизор -
подготовитель- - 56,0 - 56,25 - 45,71
ная группа 2. Город - 2. Радио -
18,75 22,86
Как видно из таблицы 2 были некоторые совпадения в использовании средств информации для создания радостных ситуаций (I серия) детьми обеих стран. В основном, информация была взята из самой действительности, из собственных наблюдений детей "на даче", "от родных", т.е. информацию, которую получили дома при непосредственном воздействии взрослых. Ллл создания грустных ситуаций (П серия) как советские, так и никарагуанские дети использовали сюкеты телевизионных передач. Но характер информации, питающий эти чувства, у детей' бил различный. У советских детей в сюжетах отражаются, прежде всего, эпизоды из детских телепередач. По данным нашего исследования дошкольники смотрят телепередачи и фильмы для
взрослых как развлекательные, так и серьезные. У никарагуанских детей телевизор также занимал первое место, хотя информация, вызывающая грустные'чувства, заимствовалась лишь из телепередач для взрослых. Рисовали грустные происходящие события. И это несмотря на то, что никарагуанские дети также смотрят и детские телепередачи;
Из средств информации для возникновения чувства страха (Ш серия) самым популярным для детей двух стран был телевизор, как и при изображении грустного. Большая часть рисунков советских детей была на тему сказок о "Бабе-Яге". Встречались рисунки под влиянием телепередач для взрослых, в частности, программы "Время". Эти рисунки можно объединить под названием "Война". Никарагуанские дети в рисунках передавали страшные события сегодняшнего политического положения страны, разнообразные темы были о войне.
Наблюдения показывают, что хотя дети проводят большую половину дня в детском саду, детский сад не занимает лидирующее место среди средств получения информации об окружающем мире. Телевизор служит источником для формирования образа воображения, а сила воздействия информации на ребенка связана, прежде всего, с личностной значимостью ее для самого ребенка.
Создаваемые образы рисунка связаны с предварительным формированием замысла. Эксперимент показывал, что замысел детей зависит от отношения к тому или иному образу, т.е. от характера воображаемых ситуаций. На задание нарисовать ра; четное (I серия) большинство советских и никарагуанских детей быстро выполняли задание, замысел проявлялся быстро. Хотя в процессе рисования часто наблюдалось его изменение. При этом объем воображения как у тех, так и других детей был сравнительно одинаков. При рисовании грустного (П серия) и страшного (Ш серия) наблюдалась иная картина: замысел таких рисунков оформлялся не сразу. Однако, практически, у всех никарагуанских детей со словесно оформленными, замыслами наблюдалась гораздо большая его устойчивость при исполнении грустного и страшного, нежели при исполнении радостного. Поскольку эти темы были ближе к их действительности. У-советских детей устойчивость замыслов была, прежде всего, при рисовании грустного. Здесь подход был более личностный.
Быстрота возникновения образов воображения у детей обеих стран имеет большое различие. При создании образов радостных
ситуаций количество времени у детей двух стран совпадает. Но начиная со второй серии, время работы над образами у советских и никарагуанских детей расходится.
Исследование показало, что, если тема работы выходит за пределы круга знаний и опыта детей, то замечается некоторый спад процесса воображения и воспроизведение образов обедняется и становится бледным, стереотипным.
Рассмотрение рисунков по принципу построения композиции от старшей к подготовительной группе показывает постепенное изменение и развитие творческих возможностей и правильного отражения действительности. У детей подготовительной группы наблюдалось больше возможности комбинирования при создании образов. Их рисунки отличались разнообразным содержанием, отражение запечатлевшихся в памяти образов воображения более адекватны действительности, чем у детей старшей группы. Причиной этого является накопление сравнительно более богатого опыта и впечатлений.
Таблица 3
Определение достоверности ранговой корреляции (по критерии Стьвдента)
Серия Задание Старшие группы Подготовительные группы
советская никарагуанская советская никарагуанская
радостное (I) -грустное (П) 0,6725 1,8 2,065 3,237х
радостное (I) -страшное (Ш) 3,479х 1,368 1,2 1,267
грустное (П) -страшное (Ш) 0,285 0,695 0,109 0,7116 '
табличный коэфф. Сьюдента при Р = 0,05 2.064 2,074
табличный коэфф. Стьвдента при р = 0,01 2,797 2,819,
• , - «ч
В зависимости от эмоциональной установки, 'образы воображения у одного и того же испытуемого меняются по всем показателям.
3 таблице 3 приведены результаты математической обработки полученных результатов. При обработке результатов эксперимента использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена и Кандела, проверяя его с коэффициентом Стыодента (Ттайл>)на уровнях Р = 0,05 и Р = 0,01.
Из данных таблицы следует: статистически обоснованно, что дети рисуют разнообразно и качество рисунка по содержанию и форме зависит от типа эмоционального задания, которое определяет характер возникающих образов. Только в двух из двенадцати случаев сравнительных признаков: радость, грусть и страх
<р > т факт. табл.
Эксперимента показал развитие с возрастом эстетического
и смыслового содержания образа рисунка. При рассказе о рисунке старшие дети подчеркивали обычно отдельную-деталь яркую зли момент. Рассказы большинства детей подготовительной груп пы носят более развернутый характер, они детальнее объясняли нарисованные события, которые произвели на них радостное или грустное впечатление.
Процесс воображения у детей двух стран, по данным экспериментов, протекал относительно одинаково. Но в содержании воображения наблюдались различия, выражающиеся в источниках получения информации, а также в реализации замыслов, в использовании средств рисунков. Различно время, затраченное для создания образов воображения.
Из проведенной работы видно, что эмоции и чувства связаны с образами воображения различными способами... Социальные условия и СМК являются важнейшими источниками возникновения образов. Эмоция активизирует воображение детей. При создании образов во время рисования дети переживают события, что выражается в мимике, жестах, словесных реакциях.
Экспериментальное исследование показало, что:
- воображение ребенка содержательно, связано с познавательной деятельностью, с образами, которые он получает из разных источников информации, а эмоционально - с теми переживаниями, которые вызывала информация у самого ребенка или отношения к нему сверстников и взрослых;
- эмоции радости, грусти,4 страха по-разному активизируют
воображение детей и влияют на содержание образов и выразительные средства для его воплощения;
- продуктивность воображения значительно выше при положительном эмоциональном отношении к изображаемому (радостное), нежели при изображении грустного, стращного;
- сочетание целенаправленности, продуктивности, плодотворности воображения детей говорит о проявлении начальных форм творческого воображения у некоторых детей подготовительной группы обеих стран;
- воспитание и развитие воображения дошкольников в изобразительной деятельности способствует развитию эстетических чувств и закреплению в самостоятельно созданных образах отношения к миру, а следовательно, способствует формированию морального облика ребенка. Начиная со старшего дошкольного воз-■раста, необходимо учить детей воплощать свои глыслл в образах воображения, связанных с определенными эмоциями;
- для воспитания и развития воображения большое значение имеет расширение и обогащение запаса знаний детей. Основываясь на данных исследования, необходимо рекомендовать воспитателям расширять знания и опыт детеП не только в их практической деятельности, но и использовать для этого занятия по родному языку. На этих занятиях следует предлагать детям вспо- . минать радостные, веселые, грустные случаи, словесно ярко описывать более интересные события в их жизни. На основе умений словесного рисования, полученных на занятиях по родному языку, следует давать задания придумывать веселую, радостную, грустную картину и изобразить ее. Следует также обогащать эмоциональный опыт ребенка в повседневной жизни, научит» правильно образно выражать свои мысли, переживания.
По данным исследования очень четко наблюдались моменты сходства а различия как по содержанию, так и по форме рисунков советских и никарагуанских дошкольников. Сопоставление' рисунков детей дает возможность проследить, как сказывается влияние социальной среды на воспитание ребенка. На развитие воображения, его идеологическую и практическую целенаправленность влияют национальные особенности обеих стран. Воспитывая воображение, мы закладываем основы отношения ребенка^к окружающему дару.
КМШМЙ