Темы диссертаций по психологии » Психология личности

автореферат и диссертация по психологии 19.00.11 для написания научной статьи или работы на тему: Психологическое строение пола как характеристика личности старшего дошкольника

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Колясникова, Мария Викторовна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.11
Диссертация по психологии на тему «Психологическое строение пола как характеристика личности старшего дошкольника», специальность ВАК РФ 19.00.11 - Психология личности
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Колясникова, Мария Викторовна, Москва

9

Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО

На правах рукописи

Психологическое строение пола как характеристика личности старшего дошкольника

Специальность 19.00.11 - психология личности

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Колясникова Мария Викторовна

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

В.А. Петровский

Научный консультант: кандидат психологических наук, старший научный сотрудник М.В. Бороденко

Москва -1999

Закрыто» акци»>м4&рио«;

"тоСофт-ШП

•-г, Г-ОЬШТМЛ ,ЛЧ тивСТ«.КОО.".35;

Содержание

Введение. 1

Глава 1. Пол как характеристика личности. 6

§ 1. Междисциплинарный статус понятия "пол". 6

§ 2. Основные понятия психологии пола. 16

§ 3. Интра-, интер- и мета- пространства существования 37 пола.

Глава 2. Свойства пола как системной (трехкомпонентной) 46 целостности.

§ 1. Проблема целостности пола в структуре личности. 46

§ 2. Трёхкомпонентное строение пола. 58

§ 3. Целостность пола как гетерогенного образования. 77

Глава 3. Экспериментальное исследование пола в 80 структуре личности старшего дошкольника.

§ 1. Методы исследования и организация эксперимента. 80

§ 2. Полученные результаты и их обсуждение. 91

Заключение. 116

Литература. 120

Приложение. 132

Введение.

В существующей литературе встречается множество частных, фрагментарных представлений о поле, отвечающих взглядам биологов, медиков, психологов, педагогов, социологов. Трудности в определении родового признака пола, отмеченные еще 3. Фрейдом, не преодолены и сейчас. Правомерен вопрос: случайно ли, что до сих пор не выделенным оказывается какой-либо системообразующий признак, выражающий идею «пола» (если, конечно, не сводить эту идею к специфике строения и функционирования половых органов)? Не допустимо ли в таком случае предположить, что эти трудности указывают нам на существование особой проблемы, а именно - проблемы целостности пола? Тот же вопрос может быть сформулирован и иначе: соответствует ли термину «пол» что-то качественно однородное (гомогенное)? Или, быть может, «пол» - это явление качественно разнообразное (гетерогенное)? Данная проблема представляется нам актуальной для разработки теоретических и практических разделов психологии пола.

Существует два пути к выделению системообразующего признака пола: путь философской мысли (опыт обобщенного описания пола как характеристики мироздания мы находим в работах Гермеса и др.), а также -реализуемый нами в пределах настоящего исследования - путь синтеза конкретно-научных разработок, посвященных проблеме пола. Предполагается, что этот определяющий признак имеет системный характер и при этом присутствует в биологической, психологической, социальной «ипостасях» человеческой индивидуальности.

Наиболее очевидная по своей анатомо-физиологической специфичности и в то же время наименее познанная в своих психологических и социальных проявлениях так называемая «половая принадлежность», в течение последних десятилетий составляет предмет интенсивных психологических разработок. При этом могут быть выделены две точки зрения на феномен пола. Одну из них, постепенно изживаемую, можно считать «наивной», когда термин «пол» используется в качестве

указания на анатомо-физиологические отличия.1 Другую точку зрения можно условно назвать «просвещенной» (ее правомерность, разумеется, должна быть подтверждена или опровергнута эмпирически). В последнем случае строение пола предстает как многоуровневое, причем выделяются: биологический (генетический, гонадный, гормональный, соматический), психологический (половая идентичность и связанные с ней психосексуальные и социосексуальные ориентации) и социальный (гендерный) пол. В последнем случае, не говоря уже о первом, не поставленным остается вопрос о целостности пола, - является ли он гомогенным или гетерогенным образованием.

Итак, актуальной задачей становится исследование строения пола как многоуровневого (разноаспектного) свойства личности

Цель исследования: определить системные признаки пола в структуре личности старших дошкольников.

Объект исследования: пол как системное свойство личности старших дошкольников.

Выбор старшего дошкольного возраста в качестве материала исследования обусловлен тем, что к этому времени у детей, как мы предполагаем, возникают все элементы половой индивидуальности, и оформляются системные связи между ними.

Предмет исследования: особенности строения пола как системного свойства личности старших дошкольников.

Теоретическая гипотеза исследования состоит в том, что пол старших дошкольников представляет собой многоуровневую систему, интегрирующую в себе относительно автономные соматические, психологические и социально-психологические проявления личности; предполагается, что пол как особая форма соорганизации (интеграции) одноуровневых и разноуровневых элементов личности представляет собой гетерогенное (разнородное, многоукладное), а не гомогбнное (однородное, однокачественное) образование.

Такое гипотетическое сочетание свойств личности, при котором в биологическом, психологическом и социальном аспектах ее бытия преобладают либо признаки мужского пола, либо, соответственно, женского, определяется в настоящей работе как гомогенность пола. Термин гетерогенность пола вводится для обозначения такого возможного сочетания свойств личности, при котором на разных уровнях ее структурной организации доминирует признаки противоположных полов. При таком понимании сама гипотетическая структура пола (гомогенная или гетерогенная) выступает как свойство личности, как характеристика ее своеобразия.

Первая эмпирическая гипотеза. Существуют и могут быть эмпирически выявлены полонеспецифические и полоспецифические проявления индивидуальности старших дошкольников.

Вторая эмпирическая гипотеза исследования. На основе объективных критериев могут быть выделены качественно-своеобразные группы детей, отличающиеся по проявлениям «маскулинности» -«фемининности».

Задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, культурологическую, психологическую литературу, посвященную проблеме пола как системной характеристике бытия человека.

2. Реализовать систему «разноуровневых» методик исследования личности старших дошкольников, ориентированных на возможное различение биологических, психологических и социальных аспектов пола.

3. Выявить полонеспецифические и полоспецифические черты личности старших дошкольников.

4. Выявить особенности взаимосвязи между проявлениями индивидуальности старших дошкольников в зависимости от полоспецифических различий.

5. Выявить особенности полового самосознания старших дошкольников («психологического пола»).

Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в обосновании положения о гетерогенности пола как нормы развития личности, различении полонеспецифических и полоспецифических черт, объективации фактора

«маскулинности/фемининности», исследовании психологического своеобразие детей, отличающихся по критерию «фемининности -маскулинности», определении особенностей полового самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в практике воспитания, психологического консультирования и образовательной работе с воспитывающими взрослыми. Предложена модель консультирования, учитывающая психологические особенности личности с неоднородным полом.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Первой и Второй региональных Уральских научно-практических конференциях (1994, 1996). Материалы исследования отражены в программе и содержании семестрового спецкурса лекций "психология пола", прочитанного в Пермском государственном педагогическом университете, лекциях для педагогов и психологов дошкольных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Альтернативу доминирующим в современной литературе представлениям о поле как внутренне однородном (гомогенном) явлении образует идея гетерогенности пола.

2. В структуре личности старших дошкольников могут быть выделены «полонеспецифические» и «полоспецифические» черты.

3. Различия между детьми по их анатомическому полу закономерно связаны с разноуровневыми проявлениями их индивидуальности и не

совпадают с традиционным различением «мужественности» и «женственности».

4. Согласно объективно выделенному критерию маскулинности/фемининности, дети могут быть подразделены на четыре качественно своеобразных подгруппы: маскулинные мальчики, фемининные мальчики, маскулинные девочки, фемининные девочки.

5. Половое самосознание детей (психологический пол) неоднородно; оно характеризуется противоречивостью сочетания половой самоидентификации и особенностей освоения полоролевых ориентаций.

Глава 1. Пол как характеристика личности.

§ 1. Междисциплинарный статус понятия "пол".

В общественном сознании пол выступает как мировоззренческая и научная категория, а также как универсальная категория культуры и мироздания.

Из Древнего Египта пришли основные тайные и оккультные учения, которые оказали сильное влияние на философию всех рас, наций и народов в течение многих тысяч лет. Среди великих Мастеров древнего Египта, основавших оккультные учения, известен Гермес. Герметическая философия базируется на семи основных принципах, последним из которых является принцип пола, имеющий всеобщее приложение. С точки зрения этой философии пол проявляется во всем и все имеет мужской и женский принципы, присутствующие и действующие во всех фазах явлений; функция пола - исключительно творить, производить, порождать и т.д. Действие принципа пола в душевном "плане" является проявлением "душевного пола". Мужской принцип души относится к так называемому, "объективному разуму, сознательному, добровольному, активному", женский - к "субъективному разуму, подсознательному, невольному, непроизвольному, пассивному".

В Древнекитайской мифологии и натурфилософии мы встречаем представления о двух жизненных началах - Инь и Янь. Инь символизирует темное начало и соотносится с мужским, а противоположное ему - Янь -светлое начало и соотносится с женским. Система Инь и Янь изначально являлась основой древнего китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, во время предзнаменований.

Практически эти начала выступают всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных

чисел и т.п. А янь, первоначально означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины - каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало янь). В основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и связанным с ними культе фаллоса. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал получила инографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Позже китайцы стали рассматривать небо как воплощение янь, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и янь, которые стемятся друг к другу, причем кульминацией этого считается слияние неба и земли.

Аналогичное представление об основном законе мироздания, выражающегося в слиянии духа (отца) и материи (матери), как крайних полюсов единой субстанции, прослеживается во взглядах философа А. Клизовского [49]. Он считает, что на своей теперешней ступени развития и мужчина и женщина являются существами не цельными, но половинчатыми, что лишь оба, соединенные любовью, они составляют одно целое, что в системе мироздания они величины совершенно равноценные, ибо они оба являются дополнением друг друга. Таким образом, с данной точки зрения, равновесие жизни достигается соединением мужского и женского начал в одно.

Философии Древнего мира в значительной степени повлияли на формирование представлений современных психотерапевтических школ. Одна из наиболее влиятельных - юнгианство, положившая принцип пола в основу своего мировоззрения, сделавшая единство мужского и женского основным психотерапевтическим принципом. Женскому архетипу в мужчине К.Г. Юнг дал название Анима, а мужскому архетипу в женщине -

Анимус. К.Г. Юнг писал: «С наступлением половой зрелости появляется возможность замены утраченного индивидуального компонента в идентификации с родителями. Новый архетип констелируется следующим образом: у мужчины проявляется архетип женщины, у женщины - архетип мужчины. Обе эти фигуры ранее скрытые под маской родительского образа, проявляются незавуалированно, хотя и испытывая на себе по-прежнему сильное, зачастую даже решающее влияние со стороны образа родителей». «Подобно тому как первообраз матери является обобщенным образом всех матерей прошлого, так и образ Анимы представляет собой надиндивидуальный образ, который обнаруживает черты точь-в-точь совпадающие у многих, совершенно разных в индивидуальном отношении мужчин. До тех пор пока архетип не спроецирован и не становится любимым или ненавистным в каком-либо объекте, он по-прежнему остается полностью идентифицированным с индивидом и помимо его воли будет в нем выражаться. В таком случае, стало быть, в мужчине будет проявляться его Анима» [152]. «Различные в своих проявлениях, Анима и Анимус имеют и некоторые общие характеристики. Оба являются психическими образами. Как психические компоненты они пребывают ниже порога сознания и действуют изнутри бессознательной души; отсюда их благотворность, но и возможная угроза сознанию состоянием одержимости. Анима и Анимус действуют согласно доминантному психическому принципу мужской или женской природы, а не просто, как это принято считать, в качестве психологических дополнений мужественности или женственности свойствами противоположного пола» [133]. Сдержанность - это типично мужской идеал. Она достигается путем вытеснения эмоций. Чувство же представляет собой специфически женскую добродетель, и, поскольку мужчина ради своего достижения идеала мужественности подавляет все имеющиеся у него женские черты, он вытесняет также и определенные эмоции, считая их проявлением женской слабости. У женщины все как раз наоборот. Если у нее прорывается наружу Анимус, то это не будут чувства, как у мужчины. В таком случае она начинает вступать в дискуссии и что-нибудь громко

доказывать. И сколь произвольны и капризны чувства Анимы, столь же нелогичны и неубедительны женские аргументы. Можно прямо говорить о мышлении Анимуса, не признающем ничьей правоты, оставляющем за собой последнее слово и всегда заканчивающемся фразой "а потому!", Анима - это иррациональное чуство, Анимус - иррациональное суждение. Обе фигуры представляют собой обширные проблемы, ибо они являются архаичными формами тех психических феноменов, совокупность, которых с древних времен называют душой. Понятие души, которое здесь употребляется, можно сравнить с воззрением первобытного человека, например с учением о Ба и Ка древних египтян, а не с христианской идеей "души", которая уже представляет собой попытку философского осмысления метафизической индивидуальной субстанции. Юнг отмечает: «Поскольку фактический комплекс Анимуса и Анимы наиболее соответствует тому, что все времена и народы описывали как душу, то нет ничего удивительного и в том, что, как только начинаешь подбираться вплотную к содержаниям обоих комплексов, сразу сталкиваешься с привносимой ими с собою необычайной атмосферой мистицизма» [133].

Юнгианское представление о фемининности/маскулинности находит свое выражение в описании черт присущих Аниме и Анимусу. Там, где проецируется Анима, тут же возникает удивительное чувство исторической сопричастности. Этот вид мистического историзма у Анимуса отсутствует, он больше занят настоящим и будущим. У него преобладают законодательные наклонности, он предпочитает говорить о том, какими должны быть вещи, или, по крайней мере, дает аподиктический взгляд на факты, которые как раз и являются довольно спорными или очевидными, причем делает это столь категорично, что в дальнейшем женщина избавляется от слишком тягостных для нее раздумий. Юнг объясняет это компенсацией по контрасту. Мужчина �