Темы диссертаций по психологии » Психология развития, акмеология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды

Автореферат по психологии на тему «Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды», специальность ВАК РФ 19.00.13 - Психология развития, акмеология
Автореферат
Автор научной работы
 Мататова, Полина Рувиновна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 19.00.13
Диссертация по психологии на тему «Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды», специальность ВАК РФ 19.00.13 - Психология развития, акмеология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды"

На правах рукописи

003 164629

МАТАТОВА ПОЛИНА РУВИНОВНА

ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ МЕЗОСРЕДЫ (на материале исследования дагестанской молодежи)

19 00 13 - психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученной степени кандидата психологических наук

2 О ФЕР 1т

Москва-2007

003164829

Работа выполнена на кафедре психологии развития факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Айгумова Затрат Идрисовна

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Мудрик Анатолий Викторович

кандидат психологических наук, доцент Чекалина Ангелина Анатольевна

Ведущая организация:

Психологический институт РАО

Защита состоится «17» декабря 2007 г в 14 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 15412 при Московском педагогическом государственном университете по адресу 127051, г Москва, Малый Сухаревский пер , д 6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МП ГУ по адресу 119992, г Москва, ул М Пироговская, д. 1

Автореферат разослан «16» ноября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совет;

Обухов А С

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования состоит в проблеме выявления особенностей гендерной идентичности молодежи в зависимости от специфики мезосреды и представляется актуальной для рассмотрения развития личности в период глобального переосмысления миропорядка и мировоззрения в различных сферах жизнедеятельности, когда происходит переоценка ролей мужчины и женщины

В современных условиях граница между полами становится все более размытой, стремясь к достижению равенства каждый пол микширует свою изначальную уникальность Современный миф о подобии мужчины и женщины нивелирует гендерную идентичность Однако в основе, каждый отдельный этнос стремится сохранить традиционные формы самопрезентации

В обществе наблюдается амбивалентная тенденция - мужчины и женщины стараются соответствовать современным интегрированным гендерным нормам и одновременно сохранить свои традиционные этнокультурные нормы Исследование содержания гендерной идентичности юношей и девушек, представителей традиционно сохраняемой культуры, актуально для изучения существующей тенденции к изменению этнокультурных гендерных различий.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является принятая в отечественной психологии идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества

Становление гендерной идентичности мы рассматриваем через идею В С Мухиной о структурных звеньях самосознания личности, которые существуют у всех индивидов Содержательное наполнение звеньев зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от этнокультурных характеристик и процесса социального развития Среди выделенных В С Мухиной пяти звеньев самосознания гендерная идентичность имеет феноменологическую значимость

Мы также опираемся на идею А В Мудрика о становлении и развитии личности путем влияния на нее средовых факторов мегафакгоры, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы Данная концепция позволяет нам рассматривать гендерную идентичность в зависимости от специфики мезосреды, те от типа поселения

Цель исследования - изучить особенности гендерной идентичности у юношей и девушек в зависимости от специфики мезосреды

Объект исследования - гендерная идентичность как социально-психологический феномен

Предмет исследования - особенности гендерной идентичности молодежи в зависимости от специфики мезосреды.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что особенности гендерной идентичности варьируются, в зависимости от специфики мезосреды Гендерная идентичность молодежи имеет выраженные отличия в зависимости от места проживания (село, город, мегаполис)

В исследовании были сформулированы следующие задачи

— Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к изучению гендерной идентичности

Выявить этнокультурные различия факторов, влияющих на

формирование гендерной идентичности личности - Выяснить особенности гендерной идентичности юношей и девушек в зависимости от специфики мезосреды. Методы исследования. Для реализации целей и задач нашего исследования были использованы следующие методы

1 Рефлексивный тест «Кто Я?», «Какой/Какая Я"?»,

2 Модифицированный метод незаконченных предложений, 3, Метод семантического дифференциала Ч Осгуда,

4 Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В С Мухина, К А Хвостов)

Математическая и статистическая обработка результатов исследования (с использованием х2 - хи-квадрата, (р - критерия Фишера и др ) проводилась с помощью пакета статистических программ Excel 7.0, SPSS for Windows версия i 2 0, SAS for Windows XP версия 8 02

Эмпирическая база и субъекты исследования. В исследовании участвовали дагестанские юноши и девушки в возрасте от 17-21 года Общее количество выборки составило 360 человек Испытуемые - юноши и девушки - были сформированы в шесть групп по 60 человек проживающие в селе (с Гуниб, с Кутиша, с Леваши и т д.), проживающие в городе (Махачкала), проживающие в мегаполисе (Москва)

Теоретическая значимость и научная новизна. Исследование расширяет знания психологической науки о развитии личности в юношеском возрасте, закономерностях становления гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды В исследовании выявлена специфика гендерной идентичности юношей и девушек, представителей традиционно сохраняемой культуры, типы реакции молодежи разных типов поселения в ситуациях фрустрации, определены особенности тендерного поведения дагестанкой молодежи Новизна заключается в результатах исследования гендерной

идентичности, полученных на особой выборке - молодежи проживающей в трех разных типах поселения - село, город, мегаполис

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в программах направленных на улучшение межэтнического взаимодействия и взаимопонимания А также в прогнозировании особенностей поведения дагестанской молодежи в условиях инокультурной среды

Достоверность полученных данных обеспечена применением комплекса методов адекватного цели, задачам, объекту и предмету исследования, выбранной методологической позиции, репрезентативностью выборки, а также качественным и количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики

Положения, выносимые на защиту:

1 Особенности гендерной идентичности современной молодежи зависят от специфики мезосреды, в том числе и от ментального окружения от сохранности традиций, ценности семейно-родовых отношений и зависимости от общественного мнения

2 Особенности гендерной идентичности юношей и девушек в современном дагестанском обществе имеют амбивалентную обусловленность с одной

стороны, интеграция современных европейских норм гендерного поведения, а, с другой, актуализация самобытных этнокультурных форм и правил гендерного взаимодействия

3 Тендерная идентичность дагестанской молодежи обусловлена наличием тендерной сегрегации, регулирующей отношения между полами В сельской местности определению гендерной идентичности личности способствуют общественное мнение и традиционные нормы гендерного поведения В городе гендерная идентичность молодежи соотносится как с традиционными, заложенными в культуре гендерными ценностями, так и с современными Нахождение в условиях мегаполиса приводит к интеграции современных ценностей связанных с гендерной идентичностью

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде докладов на заседаниях молодых ученых на кафедре психологии развития М1ТГУ Результаты исследования использовались для чтения лекции и семинарских работ по курсу «Гевдерная психология»

Основные результаты диссертации изложены в научных статьях и тезисах общим объемом 2,5 п л

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 190 страниц Библиография содержит 215 источников, в том числе 70 на английском языке

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении представлена актуальность выбранной темы, методологическая основа, определены цель и задачи, объект и предмет диссертационного исследования Раскрыта теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту, указаны сведения о достоверности результатов и апробации работы

Первая глава «Проблема исследования гендерной идентичности в психологической науке» посвящена теоретическим концепциям, западной и отечественной психологии и философии, изучающим идентичность как социально-психологический феномен Раскрывается понятие гендерной идентичности личности и дается его характеристика Выделяются и исследуются факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности, а также раскрывается специфика гендерной идентичности в зависимости от особенностей этнокультуры от традиций, ценностей, норм и религии, а также от особенностей мезосреды -село, город, мегаполис

Содержание и объем понятия «идентичность» до настоящего времени остается дискуссионным Употребление термина «идентичность» в социально-гуманитарных науках связывают с именем Э Эриксона Вклад в исследование этого феномена внесло множество отечественных и зарубежных ученых, так или иначе касающихся этого вопроса

Представители символического интеракционизма выделяют в идентичности два компонента личностный и социальный (Ч Кули), доказывают необходимость социального окружения для формирования идентичности (Дж. Мид), а также

считают, что личность играет различные роли для осуществления процесса коммуникации (И Гофманн)

Авторы психоаналитического направления считают, что характер идентичности связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями (Э Эриксона), выделяют виды (Дж Марсиа) и аспекты (А. Уотреман) идентичности

Когнитивные концепции определяют идентичность как когнитивную систему, которая регулирует поведение личности (Г Тэджфел), которая в каждый конкретный момент человек может считать себя либо социальной единицей (социальная идентичность), либо уникальной личностью (личностная идентичность) (Дж. Тернер)

В отечественной психологии изучение идентичности велось в основном в русле исследований самоотношения, Я-концепции, самосознания (JIС Выготский, С Л Рубинштейн, Б Г Ананьев, К. а. Абульханова-Славская, И И Чеснокова, В В Столин, В С Мухина) Мнение о том, что идентичность является условным конструктом личности высказал И С Кон, он также выделил 3 типа идентичности.

Анализ зарубежных и отечественных источников дает возможность отметить, что нет единого подхода к изучению и описанию идентичности За те или иные структурные единицы идентичности принимаются различные элементы, выделяемые по самим разным основаниям (R. Brubaker, F Cooper) С одной стороны это факторы принадлежности индивида к определенной социальной группе этнической, гендерной, профессиональной и т д. (Й Милюска) С другой, самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт, то есть тех, которые определяются его индивидуальными характеристиками (В Е Каган, Н Смелзер), в том числе его отношение к членству в той или иной группе и восприятие себя в них

Мы будем понимать под идентичностью - динамическую структуру личности, изменения которой обусловлены не только личностно, но и социально В свете выше сказанного составной частью социальной идентичности, наряду с остальными, является гендерная идентичностью

Тендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, стоящий в одном ряду с профессиональной, семейной, этнической и другими самоидентификациями Гендерная идентичность презентирует человека в мире, как представителя того или иного пола, являясь наиболее стабильной из человеческих идентичностей

Анализ литературных источников (И А Жеребкина, И С Клецина, Й Милюска) показывает, что в структуре гендерной идентичности выделяют три компонента

1) когнитивный - осознание себя как мужчины или женщины, своей принадлежности к одному из полов и описание себя с использованием категорий маскулинности/фемининности,

2) аффективный — оценивание психологических черт с точки зрения маскулинности/фемининности, а ролевого поведения на основе гендерной типичности или нетипичности,

3) поведенческий — презентация себя как представителя определенной гендерной группы и проявление гендерных ролей в обществе

В современной литературе, посвященной проблемам исследования тендерного аспекта личности, тендерная идентичность понимается как социальный конструкт, надстроенный над биологическим полом (И А. Жеребкина, В П. Ильин, И С Клещиш, Я. 1Лц$ег) Тендерная идентичность активно конструируется субъектом на протяжении всей жизни, в ходе дифференциальной социализации Первичное конструирование начинается с рождения ребенка и строится на основании половых признаков ребенка С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе гендерным нормам и представлениям о фемининыости/маскулинности

На формирование гендерной идентичности адекватной полу ребенка, влияют агенты гендерной социализации (Ш Берн, Т А Репина, Б Вавоте) Выделяют несколько агентов гендерной социализации Семья, которая непосредственно влияет путем транслирования гендерных стереотипов через игрушки, сказки дифференцировано направленные на разные тендерные группы Внесемейные источники гендерной социализации, также сильно влияют на формирование и развитие гендерной идентичности Сверстники жестко регламентируют приемлемость того или иного поведения в зависимости от пола человека Школа предъявляет разнообразные требования к мальчикам и девочкам, которые изначально заложены в культуре Средства массовой информации несут гендерные стереотипы, которые на данный момент приемлемы обществом Следовательно, агенты гендерной социализации транслируют тендерные нормы, правила, модели поведения, которые изначально заложены в культуре

В диссертационной работе анализируется социальная ситуация развития гендерной идентичности в зависимости от факторов социализации, таких как мегафакгоры, (в частности этнос и общество) и мезофакгоры (тип поселения) (А В Мудрик) Это позволяет нам утверждать социальную детерминированность гендерных отношений уровнем социокультурного развития того или иного общества, который определяет особенности формирования и содержание гендерной идентичности личности (Ш Берн) В зависимости от этнокультурной принадлежности индивида гендерная идентичность меняет свою направленность и содержательное наполнение В ситуации презентации гендерно-нетипичной модели поведения в той или иной культуре и не адекватного биологическому полу формированию гендерной идентичности может произойти гендерно-ролевая дезадаптация личности (О Г Лопухова) Таким образом, можно заключить, что становление гендерной идентичности личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при соответствии всех компонентов гендерной идентичности этнокультурным гендерным нормам и моделям Но в современных условиях интеграции и глобализации гендерная идентичность усваивает и воспроизводит не только традиционные этнокультурные модели и образы, но и современные европейские тендерные ценности Степень влияния традиционных и современных ценностей, содержание гендерной идентичности и многие другие факторы явно выявляются при сравнении одной культурной группы, представители которой проживают в разных типах поселения

Проведенный анализ материалов особенностей гендерной идентичности, а также теоретическое изучение влияния мезосреды на особенности личности в

рамках культуры дали нам основание сформулировать гипотезу исследования и обосновать основные методы

Вторая глава нашего диссертационного исследования «Методы изучения и анализ исследования гендерной идентичности молодежи в зависимости от специфики мезосреды» посвящается методам изучения гендерной идентичности, а также результатам исследования гендерной идентичности молодежи, проживающей в селе, городе и мегаполисе

Представленный комплекс методов, который позволяет объективно подойти к исследованию гендерной идентичное™, раскрыть содержательный аспект, рельефно высветить ее этнокультурные особенности и представить целостный взгляд на д анный феномен.

В представленной работе были использованы следующие методы

1. Рефлексивный тест «Кто Я?», «Какой/Какая Я?»

В основе теста лежит модифицированный метод М. Куна и Т Макпартленда Целью метода являлось изучение личностной и социальной идентичностей

В нашей модификации испытуемым предлагалось 15 раз ответить на два вопроса «Кто ЯЪ>, «Какой/Какая Я?» (в зависимости от половой принадлежности респондента) Второй вопрос был добавлен для направления испытуемых на самоописание личностных свойств, которые презентируют особенности гендерной идентичности Первый этап длился 15 минут Ограничение во времени задается для того, чтобы испытуемые записывали характеристики сразу, в том порядке, в котором они приходят им в голову На втором этапе испытуемым необходимо было проранжироватъ свои ответы в порядке значимости каждого пункта.

При анализе ответов респондентов использовались количественные и качественные методы обработки данных

2. Модифицированный метод незаконченных предложений

Вариант модификации незаконченных предложений для диагностики гендерной идентичности личности был предложен и описан Л Н Ожиговой

Метод включает десять предложений, каждое из которых начинается словами «Я мужчина / Я женщина » (в зависимости от пола респондента) со списком незаконченных предложений Стмульные предложения достаточно неопределенны, чтобы не программировать респондента на определенный ответ, но направлены на изучение когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов гендерной идентичности В нашей модификации был добавлен еще один вопрос, дня изучения гендерных ролей выполняемых личностью в обществе, а также для выявления требуемой обществом гендерной модели поведения

3. Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд)

В данном диссертационном исследовании использовался личностный семантический дифференциал, построенный на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, ориентированные на оценку самого себя или другого человека, который позволяет выстроить биполярные шкалы адекватные исследуемой задачи, и, что не менее важно, адекватные выборке

Основная схема экспериментальной сшуации базируется на стандартной процедуре По множеству биполярных шкал («личностные» прилагательные) испытуемый оценивает ролевые категории, заданные задачами нашего исследования по пятибалльной шкале (от —2 до +2) Статистический анализ дает

возможность получить не только содержательное, но и количественное описание образа

4. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К. А. Хвостов)

Данный метод разработан в рамках концепции самосознания личности В С Мухиной Согласно этой концепции формирование и развитие личности происходит в соответствии со структурными звеньями самосознания, среди которых гендерная идентичность имеет феноменологическую значимость

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания проверяет устойчивость личности на депривацию гендерной идентичности, выявляет тип реагирования личности на депривацию, что позволяет говорить о ценности гендерной идентичности для личности, а также проследить влияние окружения на формирование гендерной идентичности

Авторы выделяют пять типов реакций на ситуацию депривации

1 Адекватно-лояльный тип поведения - высшая позитивная, адаптивная форма социального реагирования

2 Неадекватно-лояльный тип поведения - социально неразвитая (позитивная) форма реагирования

3 Адекватно-нелояльный тип поведения - негативная форма социального реагирования

4 Адекватно-нелояльный игнорирующий тип поведения - закрытая негативная форма социального реагирования

5 Пассивный, невключенный тип реагирования - неразвитая, неадаптивпая форма социального реагирования

Первые два типа реагирования на ситуацию фрустрации демонстрируют толерантные реакции, третий тип - агрессивные, четвертый и пятый - избегающие реакции

Проверка достоверности и значимости результатов, полученных представленными методами, осуществлялась при помощи математической и статистической обработки данных исследования В процессе компьютерной обработки применялся пакет статистических программ Excel 7 О, SPSS for Windows версия 12 О

Ниже представлены результаты исследования особенностей гендерной идентичности молодежи в зависимости от специфики мезосреды

1 - Результаты изучения гендерной идентичности рефлексивным тестом «Кто Я?», «Какой/Какая Я?»

По результатам анализа выявлено, что объективные высказывания, относящиеся к определению своей гевдерной идентичности (я - мужчина / я -женщина), личностные свойства, характеризующие мужчин и женщин (мужественный / женственная), и также описание гендерно-тшшчных ролей приводились всеми испытуемыми, независимо от места проживания и половой принадлежности

У юношей, проживающих в селе, подобные высказывания стоят на третьем месте (6,2%) в общем количестве высказываний, после описания положительных личностных характеристик и физического облика

"У юношей, проживающих в городе, высказывания данной категории также находятся на третьем месте (7%) в общем количестве высказываний, после описания положительных личностных характеристик и физического облика

У юношей, проживающих в мегаполисе, предъявление своей гендерной идентичности находится на четвертом месте (7%) в общем количестве высказываний, после демонстрации положительных личностных качеств, физического облика и описания способностей.

Самоописания юношей имеют специфику в зависимости от особенностей мезосреды, в которой они воспитывались и развивались При самоописании сельские юноши используют не только типичные маскулинные качества и роли, но и гевдерно-нейтралыдае, такие как «добрый», «помогающий», «честный» и тд. Дагестанские юноши, проживающие в городе, делают больший акцент на традиционные маскулинные качества («властный», «смелый», «напористый», «рисковый») Тогда как юноши, проживающие в мегаполисе, указывают на те качества, которые соотносятся с современными европейскими гендерными ценностями «умный», «целеустремленный», «умею добиваться своего», а также на инструментальные роли «кормилец семьи», «добытчик» и т д

Семейная и межличностная сферы испытуемыми описываются с точки зрения выполнения традиционных для Дагестана гендерных ролей «верный сын», «настоящий друг» (село), через понятия мужской чести, гордости и достоинства «сын, которым можно гордиться», «человек слова» (Махачкала), через тендерные идеалы и нормы «защитник семьи», «настоящий мужчина в словах и поступках» (Москва) Однако встречаются н универсальные для мужской дагестанской выборки характеристики «настоящий мужчина», «сын кавказских гор», «горец», «гордый», «всегда держу свое слово»

У девушек, проживающих в селе, описание своей гендерной принадлежности находится на восьмом месте (3,6%) в общем количестве высказываний, после описания своих положительных и отрицательных личностных черт, хозяйственных качеств, способностей, семейной и межличностной сфер и описания физического «Я»

У девушек, проживающих в городе, высказывания данной категории находятся на третьем месте (7%) в общем количестве высказываний, после описания положительных личностных характеристик и физического облика

У девушек, проживающих в мегаполисе, предъявление своей гендерной идентичности находится на четвертом месте (7%) в общем количестве высказываний, после демонстрации положительных личностных качеств, физического облика и семейной сферы

Самописания девушек также имеют различия в зависимости от особенностей мезосреды Среди сельских девушек чаще упоминают качества необходимые девушке по традиционным дагестанским законам «хозяйственная», «гостеприимная», «чистоплотная», «скромная» Девушки, проживающих в Махачкале, делают акцент на своей внешней привлекательности и умении взаимодействовать с людьми «красивая», «женственная», «отзывчивая», «общительная» Девушки, проживающие в Москве, упоминают в самоописаниях больше геядерно-нейтральных («добрая», «умная» и тд) и коммуникативных («общительная», «тусовщица») характеристик.

Для девушек семейная и межличностная сферы являются более значимыми, чем для юношей. Они дают большее количество высказываний, презентирующих роли, проигрываемые в данных сферах. У сельских девушек описание семейных ролей отвечает традиционным дагестанским представлениям о модели женского поведения: «послушная дочь», «заботливая сестра», «любимая дочь». Гипертрофированное подчеркивание своей тендерной идентичности в социуме встречается у махачкалинских девушек: «любимая доченька», «любимая племянница», «сестренка». У девушек, проживающих в Москве, часто встречаются следующие высказывания: «хорошая дочь», «сестра трех братьев», «папина любимица». Также как и у юношей у девушек встречаются универсальные для всех выборок характеристики («женственная», «добрая», «горянка», «гордая», «верная» и т.д.).

Сравнивая выборки по гендерной принадлежности очевидно, что велика разница между содержанием женских и мужских высказываний. При этом стоит отметить, что внутри мужской выборки наблюдается тенденция высокой вариативности самоописаний в зависимости от мезосреды, а внутри женской выборки подобная тенденции слабо проявлена.

Тест обрабатывался не только качественно, но и количественно. Второй вариант обработки подразумевал сравнение номера характеристики, полученной на первом этапе проведения теста, с рангом, проставленным испытуемыми на втором этапе. Данный способ позволяет говорить о ценностной значимости для данной группы испытуемых различных категорий. При этом надо отметить, что чем ниже число, тем выше его значимость. Результаты сравнения представлены на рис. 1 и 2.

□ Среднестатистический номер на группу га Среднестатистический ранг на группу

Рис. 1. Проявление гендерной идентичности у юношей, по рефлексивному тесту «Кто Я?», «Какой/Какая Я?» (разница между номером и рангом) .

Среди юношей наименьшая разница между номером и рангом (5,63-3,86=1,77) наблюдается в селе, что говорит об изначальном высоком уровне осознания ценности своей гендерной идентичности для них. Но высокие показатели номера и ранга позволяют нам сделать вывод о том, что для сельских юношей гендерная идентичность менее значима, чем другие категории анализа (например, принадлежность к определенному клану, к нации). Средняя разница между номером и рангом была выявлена у городских юношей (5,83-2,67=3,16). Результаты теста позволяют предположить, что на первичном неосознанном

" Примечание: чем меньше число, тем высшее его значимость.

уровне махачкалинские юноши воспринимают свою тендерную идентичность как данность, которую нет необходимости доказывать, т.к. изначально описывают не внешние заметные, а неявные окружающим факты (имя, вероисповедание). Однако на этапе ранжирования (осознания) все испытуемые этой группы указали на большую значимость для них данной категории. Среди московских юношей представления о тендерной идентичности имеют наибольшую разницу между номером и рангом (5,36-2,05=3,31), что свидетельствует о большой разнице между неосознанным и осознанным предъявлением своей гевдерной идентичности. При этом у жителей мегаполиса самые низкие показатели номера и ранга среди всех юношей, что говорит о том, что они ценят свою гендерную идентичность выше, чем юноши сел и Махачкалы.

У девушек, проживающих в селе, разница между номером и рангом является средней (5,07-3,18=1,89), что указывает на то, что гендерная идентичность не имеет для сельских девушек большой ценности. Этот факт подтверждают и данные показателей номера и ранга, которые являются самыми высокими среди всей женской выборки. Самая высокая разница между номером и рангом выявлена у городских девушек (4,75-1,95=2,8). Таким образом, мы видим, что на уровне

□ Среднестатистический номер на группу £9 Среднестатистический ранг на группу

Рис.2. Проявление гепдерпои идентичности у девушек, по рефлексивному тесту «Кто Я?», «Какой/Какая Я?» (разница между номерам и рангом).

неосознаваемом девушки не придают большой ценности своей тендерной Идентичности, а при осознании их позиция меняется и они считают эту категорию самой важной после своего имени. У девушек, проживающих в мегаполисе, выявлена самая низкая разница между номером и рангом (3,25-1,73=1,52). Это означает, что для них гендерная идентичность имеет ценностную значимость как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Этот факт находит подтверждение в самых низких показателях номера и ранга не только среди девушек, но и среди всех групп испытуемых.

Проведенный нами дисперсионный анализ всех выделенных категорий рефлексивного теста не выявил достоверно значимых различий в категории «гендерная идентичность» между всеми выборками. Факт отсутствия различий позволяет нам заключить, что гендерная идентичность имеет ценностную значимость для всех групп испытуемых, степень которой зависит, во-первых, от условий мезосреды, а, во-вторых, от гендерной принадлежности индивида.

2 - Результат изучения тендерной идентичности модифицированным методом «Незаконченные предложения»

Как показал анализ результатов по методу «Незаконченные предложения» у дагестанской молодежи тендерная идентичность имеет следующие особенности в зависимости от специфики мезосреды.

Осознание своей тендерной идентичности у юношей зависит в основном на внешних характеристиках (75%,51%,28%)* Существуют расхождения между селом, город и мегаполисом в их описании У сельских юношей гендерная идентичность доминируют описания физических и физиологических признаков, в частности первичных половых признаков («у меня есть то, чего нет у девочек») У махачкалинских юношей выражена тенденция определять свою тендерную идентичность через видимые атрибуты мужского образа (акцентируются вторичные половые признаки) «у меня есть борода» и тд. Юноши, проживающие в Москве, в основном упоминают строение тела - «я выгляжу как мужчина»

Религиозный аспект указали жители Махачкалы (11%) и Москвы (4%) -«каким Аллах создал, такой и есть»

Дагестанские юноши, проживающие в селах, Махачкале и Москве, кроме внешних признаков и религии указывают на поведенческие особенности (12%,32%,33%), такие как «веду себя как мужчина» Юноши, проживающие в городе и мегаполисе, демонстрируют психологический аспект (9% и 20%, соответственно) «чувствую себя мужчиной» и свою внутреннюю позицию (2% и 11%, соответственно) «должен быть мужчинои» У сельских юношей этих аспектов выявлено не было

Юноши всех трех типов поселения предпочитают гендерно-типичное поведение для всех полов (73%,80%,83%) Сельские юноши считают, что <шужчины и женщины должны вести себя так, как им предписано Аллахом» Махачкалинские юноши наиболее нетерпимо относятся к мужскому гендерно-нетипичному поведению (не терплю, «когда мужчины ведут себя как девчонки», «гомосексуалистов»), а московские юноши, наоборот, к женскому (не терплю, когда «женщина вмешивается в мужской разговор», «ведет себя как мужчина»)

В сельской выборке прослеживается явная тенденция формирования маскулинной гендерной идентичности, через полное отрицание самой возможности иметь женские черты в характере и поведении (32%) Махачкалинские юноши считают, что материальные признаки успешной жизни и карьеры (38%) являются важным аспектом в целостном формировании их тендерной идентичности

Будущее представлено у юношей семейной сферой и профессиональными достижениями При чем с увеличением размера поселения возрастает акцент на построении карьеры и уменьшается значимость создания собственной семьи

Ориентация на общественное мнение уменьшается с увеличением типа поселения (76%,61%,48%) Сельские юноши указывают, что в обществе они должны вести себя «как положено мужчине в Дагестане», и указывают ценность семейно-родовых отношений - «чтобы родители гордились своим сыном» Городские юноши в меньшей степени зависят от общественного мнения, но при выборе моделей поведения, чаще прислушиваются к обществу «я мужчина и у

" Примечание на первом месте всегда данные сельской выборки, на втором - городской, на третьем - выбор испытуемых проживающих в мегаполисе

меня есть обязательства перед этим обществом» У московских юношей вектор переориентируется с семейно-родовых на индивидуальные ценности и в обществе они ведут себя «так, как считают нужным»

В представлениях девушек их тендерная идентичность обусловлена внешними характеристиками (76%,31%,25%) Существуют особенности описания в зависимости от специфики мезосреды Большинство сельских девушек относят себя к женскому полу по факту рождения таковыми. Девушки, проживающие в городе, делают акцент на своей внешности и описывают ее в соответствие с принятыми в культуре тендерными стереотипами Девушки, проживающие в мегаполисе, выделяют несколько аспектов во-первых, факт появления на свет ребенком женского пола (25%), а, во-вторых, функциональными особенностями, в частности способностью к деторождению (18%)

У девушек, всех трех типов поселения, очевидно прослеживается тенденция к объяснению своей гендерной принадлежности религиозными причинами («Вс-вышний захотел», «Аллах так решил») (14%,28%,44%)

Дагестанки, проживающие в селе, городе и мегаполисе также как и юноши, указывают не только на внешний и религиозный аспекты, но и на выполняемые роли 10% сельских девушек указывают па то, что они женщины потому, что выполняют женскую работу и ведут себя как женщины Махачкалинки больше выделяют свои внутренние ощущения, нежели социальные роли - «я чувствую себя женщиной», «я думаю как женщина» (25%). Девушки, проживающие в условиях мегаполиса, также говорят о выполняемых экспрессивных ролях (10%)

Представления и знания о гепдерно-типичном поведении имеют различия, зависящие от специфики мезосреды Сельские девушки знают дагестанские законы и нормы гендерного поведения и считают необходимым их выполнять, как мужчинам, так и женщинам (78%) Девушки, проживающие в городе, демонстрируют знание основных общественных норм и требований (67%), при этом, позволяя себе переступать их (15%) - «мне нравится иногда нарушать правила нашего общества и поступать, так как хочу» Московские девушки более самостоятельны в социальном плане (39%), но их поведение жестко регламентировано в кругу семьи и родственников Предметом гордости девушек, проживающих в Москве, является их поведение соответствующее традиционным гендерным нормам (39%) - «в обществе я стараюсь вести себя как настоящая кавказская девушка»

Однако отношение к своей гендерной идентичности не всегда позитивное Например, в сельской местности, у девушек наблюдаются отдельные высказывания, характеризующиеся недовольством своей гецдерной принадлежности и желанием ее смены

Свое будущее девушки, проживающие в селах, связывают с выполнением традиционной женской роли (61%) выходом замуж и рождением детей Только 8% сельских девушек выражают желание построить карьеру, обязательно при совмещении карьеры с воспитанием детей и достойной организацией быта. Образ будущего у девушек, проживающих в Махачкале, также тесно связан с созданием собственной семьи (45%) и рождением детей (31%) Однако большинство стремится не только к выполнению социальных функций жены и матери, что наблюдается в выборке сельских девушек, но и к личностной и эмоциональной

реализации в семейной сфере (53%) - «хочу, чтобы будущий муж любил и уважал меня» Образ будущего у девушек, проживающих в Москве, связан с семьей (69%) Для них, также как и для девушек, проживающих в Махачкале, важна личностная реализация (36%) в семейной жизни, при этом первое место у них занимают муж и дети (30%) - «когда выйду замуж, буду учиться и работать, чтобы соответствовать мужу»

Первоочередным основанием в формировании гендерной идентичности сельских девушек является мнение окружающих (56%) Городским девушкам важно не столько мнение окружающих людей, сколько близких и друзей У московских девушек очевидна ориентация на индивидуальные ценности, а не на общественные нормы и правила (76%) Говоря о взаимоотношениях с социумом, девушки акцентируют внимание не на нормах и правилах, а на своих чувствах и переживаниях, на стремлении к уважению и значимости (38%)

3 — Результат изучения гендерной идентичности методом семантического дифференциала Ч. Остуда

В результате сравнения данных по методу семантического дифференциала мы получили следующие данные, которые представлены в таблице 1 и 2

Таблица1

Корреляционная таблица данных юношей проживающих в селе, городе,

Ролевые позиции ЯС ИМ ИЖ Тр.М СМ Тр. Ж СЖ

ЯС 1 00

ИМ 0,91/0,91 / 0,79*** 1 00

ИЖ 0,12/-0,22 /-0,18 -0,04/-0,30 / -0,39 1 00

"Тр.М 0,71/-0,21 /0,78 0,80/-0,28 /0,84 -0,41/-0,23 /-0,43 1 00

СМ 0,85 /0,88 /0,79 0,91/0,78 / 0,69 -0,12/-0,42 /-0,36 0,70/-0,31 /0,83 1 00

Тр. Ж 0,0б/-0,17 /-0,32 -0,11/-0,25 /-0,59 0,94/0,88 /0,89 -0,33/0,66 /-0,53 -0,19/-0,49 / -0,50 1 00

СЖ 0,05/-,13 /0,28 -0,11/-0,30 / -0,07 0,92/0,58 /0,69 -0,46/0,16 /0,00 -0,11/0,12/0,25 0,80/0,23 /0,52 1 00

Примечание ЯС - Я сам, ИМ - Идеал мужчины, ИЖ - Идеал женщины, СМ - Современный мужчина в культуре, Тр М - Традиционный мужчина в культуре, Тр Ж - Традиционная женщина в культуре, СЖ - Современная женщина в культуре

У юношей проживающих как в селе, так и в городе и мегаполисе наблюдается высокая степень совпадения образа Я с идеалом мужчины (0,91/0,91/0,79) Образ

* Во всех таблицах результаты представлены в следующем порядке на первом месте данные сельской выборки,

на втором - махачкалинской, на третьем - московской.

** В таблицах жирным выделены достоверно значимые значения корреляция.

«традиционного мужчины» имеет сильную корреляционную связь с образом Я у юношей, проживающих в мегаполисе (0,78), высокую корреляцию - у сельских жителей (0,71) Отрицательную корреляцию между образами показывают результаты юношей проживающих в городе (-0,21), что указывает на нежелание махачкалинских юношей иметь общие личностные характеристики с традиционным мужчиной Также по результатам трех выборок видно, что образ «современного мужчины» коррелирует с представлением о себе Однако если в селе и городе образ «современного мужчины» еще тесно связан с «идеалом мужчины» (0,91 и 0,78 - соответственно), то в условиях мегаполиса эта связь прослеживается, но на недостоверном уровне значимости (0,69) Также стоит отметить, что образы «традиционного» н «современного» мужчины у юношей, проживающих в мегаполисе, очень близки (0,83) Тем не менее, необходимо отметить, что, несмотря на «традиционную ориентацию» московских юношей образ Я несколько сдвину! в сторону современного образа мужчины

По отношению к образу женщинам юноши высказывают следующие мнения Идеалом женщины является традиционная женщина, корреляция этих образов очень велика (0,94/ 0,88/ 0,89) Данная тенденция наблюдается во всей мужской выборке, независимо от места проживания Особенно велика корреляция идеала и традиционной женщины у сельских юношей (0,94) Современная женщина меньше, чем традиционная является идеалом юношей (0,92 /0,58 /0,69), но у сельских жителей, эта корреляция значима. Высокая корреляция идеала с образом традиционной женщины (0,94) и образа современной женщины (0,92), по результатам, полученным у сельских юношей, объясняется тем, что последние два образа тесно коррелируют между собой (0,80) У юношей, проживающих в городе и мегаполисе, корреляция образа современной женщины и идеала не очень высока и не является достоверно значимой (0,58 и 0,69 - соответственно) А образ традиционной женщины практически не коррелирует с образом современной женщины (0,23 и 0,52 - соответственно)

У девушек, проживающих в селе, городе и мегаполисе, наблюдаются схожие тенденции в описании образа Я и идеала - высокий уровень корреляции (0,90/ 0,87/ 0,92) У девушек, проживающих в Москве, наблюдается более высокий и достоверно значимый уровень корреляции образа Я и образа традиционной женщины (0,75), чем у девушек проживающих в селах и в Махачкале (0,70 и 0,53 -соответственно) Наибольшая корреляция образа «традиционной женщины» с идеалом наблюдается у московской выборки (0,89) У сельской выборки уровень корреляции меньше (0,72), а у махачкалинской самое низкое значение корреляции образов (0,23), при этом результаты сельских и махачкалинских девушек не являются достоверно значимыми

В отношении образа «современной женщины» прослеживаются следующие тенденции Высокая степень корреляции с образом Я, у всех девушек независимо от места проживания (0,88/ 0,82/ 0,86) При этом стоит отметать, что образ «современной женщины» совпадает с идеалом только у сельских и московских девушек (0,77 и 0,89 - соответственно), у девушек, проживающих в Махачкале, корреляция между этими образами не является достоверно значимой (0,64) У девушек, прожигающих в мегаполисе, образы «традиционной» и «современной» женщин коррелируют между собой на достоверном уровне значимости (0,79) Этим

фактом объясняется то, что идеалом московских девушек является как традиционная, так и современная женщина

Таблица2

Корреляционная таблица данных девушек проживающих в селе, городе, мегаполисе (р < 0,001)

Ролевые позиции ЯС ИМ ИЖ Тр.М СМ Тр. Ж СЖ

ЯС 1 00

ИМ 0,02/-0,12 /-0,12 1 00

ИЖ 0,90/0,87 /0,92 -0.06/-0.03 / -0,21 1 00

Тр.М -0,23/-0,29 / -0,41 0,61/0,53 /0,74 -0,40/-0,37 /-0,43 1 00

СМ -0,19/-0,25 /-0,18 0,62/0,54 /0,79 -0,38/-0,45 /-0,38 0,79/0,30 /0,65 1 00

Тр. Ж 0,70/0,53 /0,75 -0ДЗ/-0.17 /-0,20 0,72/0,23 /0,85 -0,24/-0,22 /-0,26 -0,53/-0,57 / -0,42 1 00

СЖ 0,88/0,82 /0,86 -0,03/0,07 /-0,03 0,77/0,64 /0,89 -0,16/-0,09 /-0,30 0,07/0,20 / -0,08 0,38/0,04 /0,79 1 00

Примечание ЯС - Я сама, ИМ - Идеал мужчины, ИЖ - Идеал женщины, СМ - Современный мужчина в культуре, Тр М - Традиционный мужчина в культуре, Тр Ж - Традиционная женщина в культуре, СЖ - Современная женщина в культуре

Полученные данные девушек, проживающих в селе и городе, показывают низкий и недостоверный уровень корреляции образа «идеального мужчины» с образом «традиционного мужчины» (0,61 и 0,53 - соответственно) У девушек, проживающих в мегаполисе ситуация противоположная - достоверный уровень корреляции (0,74) Такая же тенденция проявляется при оценивании корреляции идеала мужчины с образом «современного мужчины» в селе и городе - слабая корреляция (0,62 и 0,54 - соответственно), а в мегаполисе - сильная (0,79) Несмотря на представленные различия необходимо указать на то, что при сравнении идеала с образами «традиционного» и «современного» мужчин наблюдается небольшая тенденция к увеличению корреляционной связи идеала в сторону образа «современного мужчины» Впрочем, надо сказать, что у девушек, проживающих в селах Дагестана и городе Махачкале образ «идеально мужчины» не совпадает с образами «традиционного» и «современного» мужчин Интересно отметить, что хотя у сельских девушек образы «традиционного» и «современного» мужчины коррелируют между собой на значимом уровне (0,79), но они не дотягивают до «идеала мужчины»

Таким образом, мы приходим к выводу, что, в общем, для всех выборок характерна идентификация себя с идеалом своего пола, а также с современным представителем своего пола Как у юношей, так и девушек наблюдается тенденция к совпадению идеала своего пола и современной личности (тенденция значима на р < 0,01 уровне)

Специфика мезосреды проявляется в следующем У молодежи, проживающей в селе, идеалом своего пола и противоположного являются современные мужчина и женщина У юношей и девушек, проживающих в городе, наблюдается резкое расхождение образов традиционных и современных мужчины и женщины Отличие молодежи, проживающей в мегаполисе, в том, что они продемонстрировали высокую корреляцию образов традиционных и современных представителей своего пола, в отношении противоположного пола такой тенденции выявлено не было

Тендерные различия заключаются в том, что у юношей идеалом женщины является женщина, выполняющая традиционные тендерные роли, а у девушек идеал мужчины приближен к современной модели мужского поведения

4 - Результаты изучения гендерной идентичности проективным методом депривацин структурных звеньев самосознания

В ситуации фрустрации гендерной идентичности изученной с помощью проективного метода депривации структурных звеньев самосознания были получены результаты, которые представлены в таблицах 3 и 4 Толерантный тип поведения

Дагестанские юноши, проживающие в селе и мегаполисе, демонстрируют более высокую толерантность, чем юноши, проживающие в городе (различия достоверны на 5% и 1% уровне значимости) на ситуацию фрустрации своей гендерной идентичности

Юноши, проживающие в селе, демонстрируют больше неадекватно лояльных реакций по отношению к учителю, чем городские (р=0 0009) и проживающие в мегаполисе (р<0,0001) Доминирование неадекватно лояльных реакций у сельских юношей проявляется и в ситуации фрустрации с родителями (различия с городом не достоверно значимы, различия с мегаполисом значимы, р=0,0001)

Юноши, проживающие в городе, проявляют больше адекватно лояльных форм реагирования, чем сельские юноши в реакциях на учителя (р=0,007-соответственно) и на родителей (р<0,0001) Однако меньше, чем юноши, проживающие в мегаполисе (значимых различий нет) Проявляются достоверные различия с мегаполисом в неадекватно лояльных реакциях на родителя на 5% уровне

Юноши, проживающие в мегаполисе, обнаружили тенденции доминирования адекватно лояльных реакций на учителя по сравнению с сельскими (р=0,0001) и городскими (различия не значимы) Толерантные реакции на родителей достоверно значимы с селом и городом при р<0,0001 Необходимо отметить, что юноши, проживающие в Москве, обнаруживают высокий уровень реагирования по адекватно лояльному типу, по сравнению с юношами других выборок и по сравнению со всей женской выборкой

Дагестанские девушки, проживающие в селе и мегаполисе, демонстрируют более высокую толерантность, чем девушки, проживающие в городе (различий в распределении нет) на ситуацию фрустрации своей гендерной идентичности

Девушки, проживающие в селе, проявляют в ситуации фрустрации на учителя средний уровень адекватно лояльных и высокий уровень неадекватно лояльных реакций, а также высокий уровень адекватно и неадекватно лояльных реакций на

родителей, по сравнению со сверстниками (различия достоверны на 5% уровне)

Девушки, проживающие в городе, демонстрируют средний уровень адекватно и неадекватно лояльных реакций на учителя и на родителей Наблюдается достоверное различие в реакциях девушек на учителя и родителя на уровне 5%

Девушки, проживающие в мегаполисе, обнаруживают высокий уровень неадекватно лояльных реакций к учителю и родителям, и средний уровень по отношению к сверстникам Различия между учителем/родителем и сверстниками достоверны на 1% уровне значимости

У всех групп испытуемых, юношей и девушек, независимо от места проживания, в реакциях на фрустрацию своей тендерной идентичности со стороны родителей наблюдаются идентичные результаты - выраженная толерантность

ТаблицаЗ

Распределение типов реакций в ситуации деярквации тендерной идентичности у дагестанских юношей, проживающих в селе, в Махачкале и в Москве (в %)

№ серии Фрустрнрукшше персонажи Место проживания Тип реакции*

1 2 3 4 5

1 серия Учитель Село 11,67 60,00 6,67 20,00 1,67

Махачкала 31,67 30,00 10,00 25,00 3,33

Москва 43,33 20,00 6,67 23,33 6,67

2 серия Родитель Село 10,00 66,67 0 8,33 15,00

Махачкала 11,67 50,00 0 10,00 28,33

Москва 45,00 31,67 0 11,67 11,67

3 серия Сверстники Село 8,33 3,33 81,67 6,67 0

Махачкала 10,00 1,67 83,33 5,00 0

Москва 15,00 0 85,00 0 0

Всего Село 10,00 43,33 29,45 11,66 5.56

Махачкала 17,78 27,23 31,11 13,33 10,55

Москва 34,44 17,23 30,55 11,67 6,11

"Тип реакции 1 - адекватный лояльный (толерантный), 2 - неадекватный тояльный (толерантный), 3 — адекватный нелояльный (агрессивный), 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий), 5 - пассивный

Агрессивный тип поведения

Дагестанские юноши, проявили высокий уровень агрессивности Юноши, проживающие в селе, проявляют низкий уровень агрессии, как на учителя, так и на сверстников Юноши, проживающие в городе, демонстрируют самый высокий уровень агрессии на учителя и средний уровень агрессии на сверстников Юноши, проживающие в мегаполисе, показывают низкий уровень агрессии на учителя и самый высокий уровень агрессии на сверстников, при фрустрации своей тендерной идентичности.

Дагестанские девушки проявляют подавляющее количество всех агрессивных реакций по отношению к сверстникам, по сравнению с учителем и родителями (различие достоверно при р<0,01) Девушки, проживающие в селе, демонстрируют достоверные различия в агрессивных реакциях на сверстников по сравнению с городскими девушками (р<0,05) Девушки, проживающие в городе, обнаруживают агрессию на учителя, по сравнению с селом (р<0,05) и мегаполисом (значимых различий нет) и доминирующее количество агрессивных реакций на сверстников,

среди всей женской выборки Девушки, проживающие в мегаполисе, проявляют средний уровень агрессии по персонажам, по сравнению с селом и городом

Агрессивные реакции юношей и девушек в особенности на сверстников проявляются по причине того, что в Дагестане демонстрация своего «достоинства» и «чести», независимо от пола, укоренилась и стала одной из выраженных этнокультурных характеристик Избегающий тип поведения

В целом, данный тип поведения не имеет ярко выраженных отличий Однако у юношей, проживающих в городе, обозначились тенденции к пассивному типу реагирования в ситуации фрустрации родителями Различия проявились между Махачкалой и Москвой на 5% уровне значимости. У этой же выборки наблюдается различие в реакциях на учителя и родителей (р<0,01)

Дагестанские девушки, проживающие в Махачкале, продемонстрировали высокий уровень пассивных реакций в ситуации фрустрации их тендерной идентичности родителями. Девушки, проживающие в Москве, проявили высокий уровень игнорирующих реакций в отношении сверстников В остальном выраженных отличий не наблюдается

При указанных различиях все выборки юношей и девушек, показывают низкие результаты пассивных реакций по всем сериям

Таблица4

Распределение типов реакций в ситуации депривации гендерной идентичности у дагестанских девушек, проживающих в селе, в Махачкале и в Москве (в %)

№ серии Фрусгрирующие персонажи Место проживания Тип реакции*

1 2 3 4 5

1 серия Учитель Село 16,67 66,67 0 15,00 1,67

Махачкала 16,67 55,00 8,33 16,67 3,33

Москва 6,67 68,33 5,00 15,00 5,00

2 серия Родитель Село 20,00 56,67 0 6,67 16,67

Махачкала 13,33 55,00 0 10,00 21,67

Москва 18,33 63,33 0 8,33 10,00

3 серия Сверстники Село 16,67 25,00 43,33 13,33 1,67

Махачкала 15,00 8,33 63,33 11,67 1,67

Москва 8,33 13,33 53,33 23,33 1,67

Всего Село 17,78 49,44 14,44 11,67 6,67

Махачкала 15,00 39,45 23,88 12,78 8,89

Москва 11,11 48,33 19,45 15,55 5,56

*Тип реакции 1 - адекватный лояльный (толерантный), 2 - неадекватный лояльный (толерантный), 3 - адекватный нелояльный (агрессивный), 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий), 5 - пассивный

Реакции на представителей противоположного пола анализировались отдельно У юношей на фрустрацию со стороны представителей противоположного пола реакции различаются в зависимости от мезосреды юноши, поживающие в мегаполисе более толерантны, чем сельские и городские юноши; юноши, проживающие в Махачкале более агрессивны, по сравнению с сельскими

У девушек также имеются различия на фрустрацию со стороны представителей противоположного пола девушки, проживающие в мегаполисе,

проявляют пассивный тип реагирования; девушки, проживающие в городе, проявляют агрессивный тип, с небольшим количеством игнорирующих реакций, сельские девушки показывают игнорирующий тип поведения

Общие тенденции у юношей и девушек выражены в следующих реакциях В ситуации фрустрации гендерной идентичности учителем, у юношей и девушек, независимо от места проживания, выражено проявляются неадекватно лояльные и игнорирующие реакции

При анализе полученных данных выявились некоторые геядерные различия, которые заключаются в том, что девушки проявляют больше толерантных реакций, а юноши демонстрирует больше агрессивных со всеми фрустрирующими персонажами. 10ноши проявляют больше игнорирующих реакций и меньше пассивных, чем девушки

В заключении подведены основные итоги исследования

Проведенное эмпирическое исследование в соответствии с поставленными целями и выдвинутой гипотезой позволяет нам сделать следующие выводы

1 Особенности гендерной идентичности современной молодежи зависят от специфики мезосреды, в том числе и от ментального окружения от сохранности традиций, ценности семейно-родовых отношений и зависимости от общественного мнения Ценность традиционной этнокультурной модели тендерного поведения имеет психологическую значимость, но модифицируется в зависимости от условий проживания (село, город, мегаполис)

2 Особенности гендерной идентичности юношей и девушек в современном дагестанском обществе имеют амбивалентную обусловленность, с одной стороны, интеграция современных европейских норм геядерного поведения, а, с другой, актуализация самобытных этнокультурных форм и правил гендерного взаимодействия

3 Тендерная идентичность дагестанской молодежи обусловлена наличием гендерной сегрегации, регулирующей отношения между полами Сельские жители демонстрируют традиционный тип и содержание гендерной идентичности, с сильной ориентацией на общественное мнение Юноши и девушки, проживающие в городе (Махачкале), проявляют тенденцию совмещения традиционных моделей гендерного поведения и современных представлений о нем Жители мегаполиса (Москвы) демонстрируют высокий уровень интеграции современных ценностей связанных с гендерной идентичностью и моделей гендерного поведения

4 Представления девушек о себе имеют специфику в зависимости от особенностей мезосреды Девушки, проживающие в селе, идентифицируются с образом современной женщины, хотя идеалом является как современная, так и традиционная женщина У девушек, проживающих в городе, образ Я связан с образом современной женщины Дагестанские девушки, прожив ающи в мегаполисе, связывают свой образ с образом традиционной женщины, но при этом образ традиционной женщины имеет высокий уровень совпадения с образом современной женщины Вне зависимости от типа поселения у девушек присутствует высокая идентификация образа Я с идеалом женщины

5 В представлениях юношей о себе имеются следующие тенденции У юношей, проживающих в селе, наблюдается высокая идентификация образа Я с

образом традиционного мужчины Юноши, проживающие в городе, идентифицируют себя с образом современного мужчины и отрицают возможность быть похожим на традиционного мужчину Юноши, проживающие в Москве, определяются себя как современного мужчину Независимо от типа поселения у юношей наблюдается высокая корреляция образа Я с идеалом мужчины

б В реакциях на фрустрацию гендерной идентичности дагестанской молодежи проявляется несколько тенденций, зависящих от специфики мезосреды В поведении дагестанской молодежи доминирует толерантный тип поведения У юношей и девушек, проживающих в селе и в городе, толерантность наиболее выражена по отношению к преподавателям, а затем родителям У молодежи, проживающей в мегаполисе, толерантное поведение изначально проявляется по отношению к родителям, а потом к преподавателям Юноши и девушки, проживающие в сельской местности, проявляют больше неадекватно лояльных реакций Наиболее агрессивными являются юнопш и девушки, приживающие в городе А также выявлена следующая тенденция у молодежи в мегаполисе девушки Москвы более агрессивны, чем остальные девушки, а юноши Москвы более толерантны, чем остальные юноши

7. При анализе полученных данных выявились некоторые гендерные сходства и различия, независящие от места проживания Сходства проявляются в том, что в ситуации фрустрации своей гендерной идентичности со стороны сверстников преобладают агрессивные реакции В реакциях на родителей у дагестанских юношей и девушек, наблюдается выраженная толерантность, вне зависимости от специфики мезосреды Различия заключаются в доминировании у девушек толерантных реакций, а у юношей - агрессивных, независимо от фрустрирующего персонажа. Юноши проявляют больше игнорирующих и меньше пассивных реакций, чем девушки

Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях (Общим объемом 2,5 п л )

1 Мататова П Р Этнические особенности гендерной идентичности молодежи в условиях мезосреды / ПР Мататова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007 - № 8 (34) - С 130-132 (0,4 пл)

2 Мататова ПР Образ женщины в контексте культуры / ПР. Мататова // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в области гуманитарных, естественных и технических наук - М Прометей, 2005. - С 167-172. (0,3 п л)

3 Мататова П Р Тендерная идентичность кросскультурное исследование / П Р Мататова // Психология образования культурно-исторические и социально-правовые аспекты / Материалы П1 Национальной научно-практической конференции - Т 2 - М ГУПТО ТОТ Конаковская типография, 2006 - С 261263 (0,5пл)

4 Мататова ПР Методические аспекты изучения гендерной идентичности в рамках этнокультуры / ПР Мататова // Актуальные проблемы социогуманитарного знания Сборник науч труд каф философии Mill У Вып

XXXVIII -М Прометей,2007 -С 122-132 (0,9пл)

5 Мататова ПР Этнопсихологические особенности гендерной идентичности / П Р Мататова // Сборник докладов II Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / Ред и сост АС Обухов -М Прометей МПГУ, 2007 - С 20-25 (0,3 п.л)

6 Мататова ПР Проблема исследования гендерной идентичности личности / П Р Мататова // Материалы IV съезда Российского психологического общества «Психология - будущему России» - Т II / Редактор JIВ Щербакова -Ростов-на-Дону DSM, 2007 - С 332 (0,1 пл)

Пода к печ 02 11 2007 Объем 1.25 п.л Заказ № 103 ТирЮОэкз

Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Мататова, Полина Рувиновна, 2008 год

Введение.

Глава I. Исследования тендерной идентичности в психологической науке.

1.1. Идентичность как научное понятие. Концепции идентичности в психологической теории.

1.2. Тендерная идентичность в зарубежной и отечественной психологии.

1.3. Влияние средовых факторов на особенности формирования гендерной идентичности.

Глава II. Методы и анализ результатов исследования особенностей гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды.

2.1. Описание и обоснование методов изучения гендерной идентичности личности.

2.2. Анализ результатов исследования особенностей гендерной идентичности дагестанской молодежи в зависимости от специфики мезосреды.

Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды"

Актуальность исследования. В конце XX — начале XXI веков в различных сферах жизнедеятельности происходит переоценка тендерных ролей. Тенденции эмансипации и феминизации способствуют нивелированию различий между полами. Соответственно, изменяется тендерная идентичность. Наиболее отчетливо это прослеживается в традиционных культурах, в которых тендерная идентичность поляризуется. Мужчины и женщины сохраняют традиционные формы поведения; одновременно, стремясь соответствовать современным интегрированным ценностям и новым тендерным эталонам.

Тендерная идентичность не задается индивиду при рождении, а формируется в процессе социализации, интернализации тендерных ролей, преимущественно на уровне мезосреды. Мезосреда предоставляет развивающейся личности наибольшие возможности для формирования тендерной идентичности, что обуславливает актуальность настоящего i исследования в рамках психологии развития.

Исследование особенностей тендерной идентичности молодежи в зависимости от специфики мезосреды продуктивно на примере народов Дагестана, у которых сохраняется приверженность традиционной культуре и одновременно наблюдается стремление к интеграции мировых тенденций.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является принятая в отечественной психологии идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Данная идея принята нами за основу объяснения формирования тендерной идентичности.

Становление тендерной идентичности мы рассматриваем через концепцию B.C. Мухиной о единстве структурных звеньев самосознания личности. Среди выделенных звеньев самосознания тендерная идентичность выступает как специфичная и равнозначная всем остальным звеньям. Содержательное наполнение звеньев зависит в первую очередь от этнокультурных традиций и особенностей социализации, а также от индивидуальных различий.

Мы также опираемся на концепцию A.B. Мудрика о- становлении и развитии личности путем влияния на нее средовых факторов: мега-; макро-; мезо- и микрофакторов. Данная классификация позволяет нам рассматривать тендерную идентичность в> зависимости от специфики мезосреды, т.е. от типа*поселения.

Выделенные методологические ориентиры определили структуру теоретического и эмпирического анализа нашего исследования.

Цель исследования - изучить особенности тендерной идентичности у дагестанских юношей1 и девушек в зависимости от условий развития: от специфики мезосреды.

Объект исследования - тендерная идентичность как психологический феномен.

Предмет исследования > — особенности тендерной идентичности молодежи, в зависимости от специфики мезосреды.

Гипотезы«исследования:

1. Мы полагаем, что тендерная идентичность дагестанской молодежи в большей мере зависит от типа поселения, чем от культурных особенностей. С увеличением типа поселения увеличивается влияние интегративных процессов; которые привносят новые тенденции тендерных ориентаций.

2. В ситуациях фрустрации« тендерной идентичности представителей дагестанской культуры, юноши, и? девушки будут проявлять различные поведенческие реакции в зависимости от места проживания.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1 — проанализировать теоретические и эмпирические подходы к изучению тендерной идентичности;

2 — изучить социокультурные условия, влияющие на становление гендерной идентичности;

3 — выявить специфику гендерной идентичности юношей и девушек в зависимости от мезосреды.

Методы исследования. Для реализации целей и задач нашего исследования4были использованы следующие методы:

1. Рефлексивный.тест «Кто Я?», «Какой/Какая Я?»;

2. Модифицированный метод незаконченных предложений;

3. Метод семантического ^дифференциала Ч. Осгуда;

4. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).

Математическая^ статистическая обработка результатов ^исследования гу с использованием % — хи-квадрата, ф — критерия Фишера и др.) проводилась с помощью пакета статистических программ Excel 7.О., SPSS-for. Windows, версия 12.0; SAS for Windows XP, версия^.02.

Эмпирическая база^ и субъекты исследования. В» исследовании, участвовали дагестанские юноши( и< девушки в возрасте от 17-21 года". Общее количество выборки составило 360 человек. Испытуемые — юноши и девушки — были разделены на шесть групп по 60 человек: проживающие в селе (с. Гуниб, с. Кутиша, с. Деваши* и т.д.), проживающие в городе (Махачкала),* проживающие в.мегаполисе (Москва).

Теоретическая значимость и; научная новизна. Исследование расширяет знания о влиянии специфики мезосреды на процесс становления гендерной идентичности. В исследовании выявлены: специфика гендерной идентичности юношей и девушек - представителей традиционно сохраняемой культуры; типы реакций молодежи разных типов поселения^ в ситуациях фрустрации гендерной идентичности; особенности моделей тендерного поведения дагестанкой молодежи, проживающей в разных типах поселения (село, город, мегаполис).

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в программах, направленных на улучшение межэтнического взаимодействия и взаимопонимания.

Достоверность полученных данных обеспечена применением комплекса методов адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, выбранной методологической позиции, репрезентативностью выборки, а также качественным и количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности тендерной идентичности современной молодежи из традиционной культуры зависят от специфики мезосреды (село, город, мегаполис), в том числе и от ментального окружения: от сохранности традиций, ценностей семейно-родовых отношений и от общественного мнения. Тендерная идентичность молодежи из традиционной' культуры обусловлена также сегрегацией, регулирующей отношения между полами.

2. Особенности тендерной идентичности юношей и девушек в современном дагестанском обществе имеют амбивалентную обусловленность: с одной стороны, на них влияют актуализированные самобытные этнокультурные формы и правила тендерного взаимодействия; с другой стороны, интегративные процессы, которые привносят новые тенденции тендерных ориентаций.

3. В зависимости от специфики мезосреды тендерная идентичность обладает следующими особенностями:

В сельской местности тендерная идентичность молодежи выражено зависит от традиционных норм тендерного поведения и от общественного мнения.

В городе тендерная идентичность молодежи явно поляризирована: молодежь проявляет амбивалентность в суждениях и поведении, одновременно ориентируясь на традиционные и интегрированные из мирового сообщества тендерные ценности.

В мегаполисе тендерная идентичность дагестанской молодежи проявляется в поведении, основанном на современные европейские тендерные роли и нормы; в суждениях молодежь ориентируется на традиционные ценности.

4. При депривации тендерной идентичности у дагестанских юношей и девушек, проживающих в селе, доминируют толерантные реакции. Молодежь, проживающая в городе, проявляют тенденцию к реагированию по агрессивному типу. В условиях мегаполиса юноши проявляют более выраженную лояльность, чем девушки.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде докладов на заседаниях молодых ученых на кафедре психологии развития МШ'У. Результаты исследования использовались для чтения лекций и семинарских занятий1 по курсу «Гендерная психология»,

Гендерная педагогика и психология» и «Этническая психология».

Основные результаты диссертации изложены в научных статьях и тезисах общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 190 страниц. Библиография содержит 215 источников, в том числе 70 на английском языке.

Заключение диссертации научная статья по теме "Психология развития, акмеология"

Заключение

Тендерная идентичность, являясь частью социальной идентичности, зависит от социального и этнокультурного пространства, в которых развивается личность, и имеет личностную окраску. Тендерная идентичность включает в себя осознание себя как представителя конкретного пола и отнесении себя к той или иной тендерной группе. Строится тендерная идентичность на представлении личности о тендерных нормах и ролях своего и противоположного пола. Тендерная идентичность, наряду с этнической, является наиболее стабильной из идентичностей.

Этнокультурные характеристики наиболее ярко отражены в содержании тендерной идентичности личности и представлениях об образе мужчины и женщины, представителей конкретной культуры. Однако в зависимости от условий мезосреды содержание тендерной идентичности у представителей одной культуры варьируется.

Проведенное в соответствии с целями, задачами и выдвинутыми гипотезами эмпирическое исследование позволило сформулировать основные выводы.

1. Особенности тендерной идентичности современной молодежи зависят от специфики мезосреды, в том числе и от ментального окружения: от сохранности традиций, ценности семейно-родовых отношений и зависимости от общественного мнения. Тендерная идентичность молодежи из традиционной культуры обусловлена наличием тендерной сегрегации, регулирующей отношения между полами.

2. Особенности тендерной идентичности юношей и девушек в современном дагестанском обществе имеют амбивалентную обусловленность, с одной стороны, актуализация самобытных этнокультурных форм и правил тендерного взаимодействия, а, с другой интеграция современных европейских норм тендерного поведения.

3. Ценность традиционной этнокультурной модели тендерного поведения имеет психологическую значимость, но модифицируется в зависимости от условий проживания (село, город, мегаполис).

Сельские жители демонстрируют традиционный тип и содержание тендерной идентичности, с выраженной ориентацией на общественное мнение. Юноши и девушки, проживающие в городе, проявляют тенденцию совмещения, как в поведении, так и в суждениях традиционных и современных моделей тендерной самопрезентации. Жители мегаполиса демонстрируют высокий уровень интеграции современных ценностей связанных с тендерной идентичностью и моделей тендерного поведения, однако в суждениях ориентируются на традиции.

4. В представлениях юношей и девушек о себе имеются следующие тенденции. У юношей, проживающих в селе, наблюдается высокая идентификация» образа Я с образом традиционного мужчины. Юноши, проживающие в городе, идентифицируют себя с образом современного мужчины и отрицают возможность быть похожим на традиционного мужчину. Юноши, проживающие в Москве, определяются себя как современного мужчину.

5. Представления дагестанских девушек проживающих в разных типах поселения тесно связаны с образом современной женщины. Ценность характеристик традиционной женщины уменьшается с увеличением типа поселения. Независимо от типа поселения у юношей и девушек наблюдается высокая корреляция образа Я с идеалом своего пола.

6. В реакциях на фрустрацию тендерной идентичности дагестанской молодежи доминируют следующие тенденций в зависимости от специфики мезосреды. Юноши и девушки, проживающие в сельской местности, проявляют больше неадекватно-лояльных реакций. Наибольшее количество агрессивных реакций проявляют юноши и девушки, проживающие в городе. В мегаполисе выявлены различия: девушки проявляют больше агрессивных реакций, чем остальные девушки, а юноши больше толерантных реакций, чем остальные юноши.

7. При анализе полученных данных выявились некоторые тендерные сходства и различия, независящие от места проживания. В общем, в поведении дагестанской молодежи доминирует толерантный тип поведения. При депривации тендерной идентичности со стороны сверстников преобладают агрессивные реакции. В реакциях на родителей у дагестанских юношей и девушек, наблюдается выраженная толерантность, вне зависимости от специфики мезосреды. Различия заключаются в доминировании у девушек толерантных, а у юношей - агрессивных реакций.

172

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Мататова, Полина Рувиновна, Москва

1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 1. — С. 55-58.

2. Абульханова-Славская К.А. Субъект символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995. - С. 45-68.

3. Августин А. Исповедь. М.: ДЭМ, 1990. - 316 с.

4. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 95 с.

5. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. - № 2. - С. 152-158.

6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.

7. Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнономии в Дагестане. Махачкала: ДНЦ РАН, 1998. - 78 с.

8. Айгумова З.И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка. — М.: Прометей, 2005. — 176 с.

9. Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 1994. - 240 с.

10. Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 74-82.

11. Антонов A.JI. Социология рождаемости. М.: Наука, 1980. - 230 с.

12. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. - № 1. - С. 131-143.

13. Антошкин В.Н. Нравственная культура сельского жителя: Автореф. . .к. филос.н. Уфа, 1990. - 24 с.

14. Арутюнян М.Ю. «Кто я?». Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Отв. ред. З.А. Хоткина. М.: Б.и, 1992. - С. 131-140.

15. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. -Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. — 173 с.

16. Бахтин М.М. Философская эстетика 1920-х годов // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. - М., 2003. - С. 7-142.

17. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.-229 с.

18. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект пресс, 2001. - 299 с.

19. Берн Ш. Тендерная психология. — СПб.: прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.

20. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -420 с.

21. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 173-179.

22. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана XIX — начала XX вв. — Махачкала: Госкомиздат, 1986. — 210 с.

23. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Семантический дифференциал / Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. - С. 299-303.

24. Буткевич Б. Запись об участии в дагестанской этнографической экспедиции // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. ИИАЭ. Ф.5. - Оп.5. - Д.49.26.