автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии
- Автор научной работы
- Пожарский, Святослав Дмитриевич
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.13
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Пожарский, Святослав Дмитриевич, 2002 год
Введение.3
Глава 1. Предмет синергетической акмеологии
1.1. Предмет акмеологии.12
1.2. Истоки синергетической акмеологии. Социальная синергетика.25
1.3. Предмет синергетической акмеологии.36
Выводы по первой главе.39
Глава 2. Принципы синергетической акмеологии.
2.1. Понятие принципа синергетической акмеологии.41
2.2. Принципы базовой акмеологии.44
2.3.Принципы синергетической акмеологии.65
Выводы по второй главе.70
Глава 3. Метод синергетической акмеологии'
3.1. Понятие метода синергетической акмеологии.72
3.2. Синергетическая акмеология и идеология.78
3.3. Синергетическая акмеология и культурология.106
3.4. Синергетическая акмеология и философия истории.117
3.5. Синергетическая акмеология и философская антропология.127
Выводы по третьей главе.
Введение диссертации по психологии, на тему "Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии"
Актуальность темы исследования. В условиях сложной социокультурной ситуации в России необходим новый взгляд и новое отношение к окружающей нас реальности. Переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития индивидуума и социума возможно в рамках концепции самоорганизации индивидуума и социума, которая является одним из перспективных путей социального развития.
В рамках необходимости разрешения противоречия между плавным эволюционным и спонтанным непредсказуемым ходом развития человечества возникает потребность в новом научном знании о человеке. Объективными предпосылками разрешения этого противоречия является становление интегративных областей научного знания, которые рассматривают человека как целостную систему (акмеология, синергетика).
На современном этапе развития науки ставится вопрос перехода от анализа к синтезу. Синергетика как общенаучная теория является базой для междисциплинарного синтеза знаний, именно это дает возможность приблизиться к пониманию процессов, происходящих в обществе, постижению человека во всех его разнообразных проявлениях. Синергетическая акмеология с методологической точки зрения рассматривается как пограничная наука и играет роль связующего звена между такими сферами знания как психология и социальная философия.
В данном исследовании представляется возможным осуществить синтез акмеологии и синергетики в синергетическую акмеологию как новую науку, предметом которой являются закономерности достижения максимального совершенства любой социальной системой. Это по-новому позволяет взглянуть на процесс развития индивида как движение через относительные локальные акме к абсолютному глобальному акме.
В современных условиях особую роль приобретают социальная синергетика, акмеология и синергетическая акмеология, их интеграция в теории научного знания и практике жизни человека.
Акмеология как новое научное направление имеет основной принцип вериитности, т.е. устремление в будущее, что способствует выработке целеполагания личности и формированию позитивного социального идеала.
Ведущей жизнеутверждающей функцией человека является стремление к прогнозированию будущего, как к перспективной модели социальной оптимальности и к определению личностью своей роли в этом процессе.
Акмеологические проблемы в данном исследовании рассматриваются с точки зрения синергетического подхода (индивидуум и социум рассматриваются как сложные самоорганизующиеся системы).
Представляется необходимым показать место социальной синергетики в структуре синергетического знания. Можно выделить два основных направления синергетики: первая - естественнонаучная синергетика, вторая -социальная синергетика. В свою очередь, естественнонаучная синергетика делится на физическую и биологическую, а социальная синергетика делится на прикладную и фундаментальную.
Общеметодологические теоретические положения, разработанные И.Пригожиным и Г.Хаккеном являются базой для естественнонаучной и социальной синергетики.
Социальная синергетика является молодой наукой, так как она начала формироваться только в 90-х годах XX века, когда произошло распространение ее методов познания на явления общественной жизни. Эта проблематика представлена в работах В.И.Аршинова, В.А.Белавина,
B.П.Бранского, В.Г.Буданова, В.В.Васильковой, В.Э.Войцеховича,
C.А.Гомаюнова, Т.П.Григорьевой, К.Х.Делокарова, Ф.Д. Демидова, В.К.Егорова, В.С.Егорова, Е.Н.Князевой, Г.А.Котельникова, Г.Г.Малинецкого, А.Н.Назаретяна, Г.И.Рузавина, А.И.Турчинова. Предметом социальной синергетики, по мнению В.П.Бранского, является исследование взаимодействия между социальным порядком и хаосом.
Акмеология возникла незадолго до возникновения социальной синергетики, в 30-х годах XX века, и развивалась как новое направление в исследовании психологии человека, т.е. как исследование психики взрослого человека. Предметом этой науки является исследование путей достижения максимального совершенства во всех видах человеческой деятельности.
При исследовании мотивов и потребностей, которые движут индивидуумом в стремлении к совершенствованию (профессиональному, личностному и т.д.), определена проблема идеала, находящаяся в основании любого социального роста. Индивидуум стремится создать наивысшую для себя ценность и добиться ее общественного признания. Здесь происходит переход от исследования индивидуума к исследованию социума.
Обнаруживается связь между социальной синергетикой и акмеологией. Форма синтеза порядка и хаоса, при котором социальная система достигает максимальной устойчивости может рассматриваться как максимальное совершенство. Любая социальная система и индивидуум имеют свое акме, и этим акме является простой аттрактор. Поэтому можно определить новую область знания - синергетическую акмеологию, предметом которой является исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации.
Целью данного исследования является обоснование предмета, принципов, методов новой интегративной науки - синергетической акмеологии.
Объектом исследования является процесс самоорганизации индивидуума и социума.
Предметом исследования являются предмет, принципы и методы синергетической акмеологии как науки о достижениях индивидуумом и социумом максимального совершенства путем самоорганизации.
Гипотеза исследования. Синтез социальной синергетики и акмеологии по проблеме самоорганизации индивидуума и социума осуществляется, если:
1. Определен предмет синергетической акмеологии как нового научного направления в теории развития социума и индивидуума.
2. Разработана методология синергетической акмеологии на основе исследования закономерностей достижения максимального совершенства произвольной социальной системой путем самоорганизации.
3. Обоснована локальность развития при достижении акме и катаболе, беспредельность развития в направлении к глобальному акме (суператтрактору).
4. Выявлены взаимосвязи синергетической акмеологии с различными областями философского знания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать предмет классической акмеологии, методы достижения акме, а также различные модели акме.
2. Проанализировать основы теории самоорганизации в социуме и показать специфику самоорганизации (в отличие от организации).
3. Исследовать предмет синергетической акмеологии как нового научного направления в теории развития социума и индивидуума на основе закономерностей синтеза социальной синергетики и акмеологии.
4. Разработать принципы синергетической акмеологии на основе общеметодологических принципов акмеологии и социальной синергетики.
5. Разработать методы синергетической акмеологии как результата двухъярусного синтеза - синтеза методов акмеологии с результатами синтеза методов социальной синергетики с одной стороны, и синтеза эмпирического и умозрительного подходов с другой.
Методологичесими основаниями настоящей работы являются: идеи поэтапного развития человека на основе возрастных, психолого-физиологических особенностей (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, М.М.Ковалевский,
Е.С.Кузьмин, В.Н.Мясищев, П.А.Сорокин); акмеологический подход к развитию взрослого человека, теория зрелости человека (К.А.Абульханова-Славская, О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, Н.Ф.Вишнякова, А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.И.Долгова, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, И.Н.Семенов,
A.П.Ситников, С.Ю.Степанов, А.А.Реан, Е.А.Яблокова); психологические теоретико-методологические положения, используемые в акмеологическом познании (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, С.Л.Рубинштейн); синергетический подход в исследовании социальных явлений (В.И. Аршинов, В.А.Белавин, В.П.Бранский, В.Г.Буданов,
B.В.Василькова, В.Э.Войцехович, С.А. Гомаюнов, Т.П. Григорьева, К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов, В.К.Егоров, Е.Н. Князева, Г.А.Котельников, Г.Г.Малинецкий, А.Н.Назаретян, Г.И.Рузавин, А.И.Турчинов); углубление акмеологических проблем и расширение сферы влияния данной науки приводит к межнаучной интеграции с социальной синергетикой. Исследование этих процессов представлены в монографии диссертанта «Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума» /в соавторстве с В.П.Бранским/, где рассмотрены принципы синергетической акмеологии и ее практическое значение.
Методы диссертационного исследования:
• теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы по исследуемой проблематике;
• теоретическое моделирование;
• контент-анализ теорий, концепций, понятий, исследуемых явлений. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: четким определением проблем, задач и предметной области исследования и демонстрацией практического значения полученных результатов в различных областях научной и практической деятельности.
На защиту выносятся:
1. Предмет синергетической акмеологии как нового научного направления в теории развития социума и индивидуума на основе закономерностей синтеза социальной синергетики и акмеологии.
2. Принципы синергетической акмеологии на основе общеметодологических принципов как акмеологии, так и социальной синергетики.
3. Метод синергетической акмеологии, который синтезирует в себе метод традиционной акмеологии (исследование путей достижения максимального совершенства индивидуумом) и метод социальной синергетики (исследование самоорганизации социальной системы как взаимодействия порядка и хаоса) и заключается в исследовании путей достижения максимального совершенства как индивидуумом, так и социумом через самоорганизацию.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
• в структурировании синергетики как теории самоорганизации, развитии концепции синергетического историзма;
• в развитии раздела общенаучной синергетики - социальной синергетики - и обосновании нового научного направления -синергетической акмеологии;
• в углублении и дальнейшем развитии принципов и методов классической акмеологии, исследовании их субординации и построение их иерархии;
• в теоретическом обосновании нового интегративного научного направления - синергетической акмеологии, определение предмета, принципов и методов синергетической акмеологии;
• во введении и обосновании понятия глобального акме, множественности акме, различения локального (относительного) и глобального (абсолютного) акме;
• во введении и обосновании представлений о вершинности и низинности развития;
• в углублении содержания понятия «суператтрактор»;
• в разработке проблемы идеала с позиции синергетической акмеологии, акмеологосинергетическое обоснование таких категорий как идеал, истина, вера, смысл жизни, экзистенция;
• в дальнейшем развитии закона устойчивого развития в социальной синергетике на основе более глубокого анализа категорий тезауруса, детектора, селектора;
• в дальнейшем развитии теории суперотбора в социальной синергетике и синергетической акмеологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что синергетическая акмеология является пограничной областью знаний между различными науками, но в первую очередь - между психологией и социальной философией. Показано, что она играет роль связующего звена между этими сферами знания, своеобразного "моста", осуществляющего стыковку столь важных областей человеческого знания и человеческой деятельности. Тем самым обосновывается мысль об эвристической роли классической акмеологии как отрасти психологии в развитии современной социальной философии.
Особо обращается внимание на возможности использования полученных теоретических положений для специализаций: педагогическая акмеология, акмеология профессионального становления; в разработке лекционных курсов по психологии, социальной философии. Исследование открывает перспективы для создания таких прикладных разделов акмеологии как карьерология (наука об условиях достижения акме в индивидуальной творческой деятельности), катабология (наука об условиях, позволяющих преодолеть кризисное состояние в этой деятельности и избежать творческого упадка), этнологическая акмеология - акмеологосинергетическая теория этногенеза и нациогенеза (наука об условиях, позволяющих достичь акме в жизни уже не отдельного индивидуума, а целого этноса и нации) и других.
Апробация результатов. Результаты исследования апробированы в сообщениях по теме диссертации, сделанных на конференциях Российской Акмеологической Академии (СПб, 2001-2002); на конференциях «Акмеология образования» в Институте образования взрослых РАО (СПб, 2000-2001); на научно-практической конференции «Образование в России: перспективы и реальность» в Невском институте языка и культуры (СПб, 2001); на научно-методологической конференции «Актуальные проблемы развития высшей школы. Эдукология» (СПб, 2001); на межрегиональной научной конференции «Акмеология - наука XXI века» (Челябинск, 2001); на международной конференции «Перспективы развития психологии» (Рига, 2001).
Материалы по теме диссертации печатались и обсуждались на международном симпозиуме в Улан-Удэ «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» по тематике «Устойчивость развития деятельности и синергетическая акмеология»; на теоретическом семинаре в Москве «Синергетика. Философия. Культура» по тематике «Социальная синергетика и акмеология». Тема диссертационного исследования обсуждалась в журнале «Государственная служба» в разделе «Синергетика. Философия. Культура» (Москва, 2001, №2).
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Санкт-Петербургской Акмеологической Академии в 2000-2002 г.г.
Содержание исследования используется при прочтении следующих спецкурсов Санкт-Петербургской Акмеологической Академии: «Синергетическая акмеология», «Социальная синергетика», «Акмеология и синергетический историзм».
На основании диссертационного исследования проведена систематизация понятий акмеологии и синергетики, результаты которой представлены в словарях-хрестоматиях, изданных в Челябинском Педагогическом институте, в Санкт-Петербургской Акмеологической Академии, в монографии «Социальная синергетика и акмеология» и представлены в приложениях к диссертации.
Структура диссертационного исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Приложения содержат два словаря (акмеологический и синергетический). Список литературы насчитывает 180 источников. В тексте диссертации содержится 18 рисунков, общий объем - 146 страниц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Психология развития, акмеология"
Выводы по третьей главе: Метод синергетической акмеологии есть синтез метода акмеологии с методом социальной синергетики.
Синтез метода исследования максимального совершенства и метода исследования самоорганизации дает нам специфический метод синергетической акмеологии, исследующий пути, способы и мотивы достижения максимального совершенства как индивидуума, так и социума через самоорганизацию.
Этот синтез осуществляется на основе интеграции и синтеза эмпирического и умозрительного подходов, таким образом, в методе синергетической акмеологии осуществляется двухъярусный синтез -синтез методов акмеологии и социальной синергетики. Теория синергетической акмеологии отвечает общему требованию всякой научной теории - быть диалектическим единством двух противоположностей - эмпирии и умозрения.
Основные практические рекомендации для применения методологии синергетической акмеологии заключаются в рассмотрении взаимосвязи синергетической акмеологии с различными областями философского знания.
Применяя метод синергетической акмеологии, мы можем решить такие важнейшие вопросы как проблема формирования и реализации идеала, проблема природы ценностей, проблема эволюции культуры, эсхатологический вопрос (о смысле истории), экзистенциальный вопрос (о смысле индивидуальной жизни).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное позволило выявить предпосылки создания новой отрасли научного знан)ия - синергетической акмепологии, которая позволила по-новому взглянуть на развитие общества и человека.
Удалось создать новый концептуальный аппарат, в рамках которого органично сочетаются как традиционные понятия (идеалы, общество, система, человек и т.д.), так и новые, сформированные в русле синергетики (самоорганизация, нелинейность, диссипативная структура, аттрактор и пр.). Введение новых понятий типа глобальное акме, относительное акме, суператтрактор позволило выявить в социальных системах такие свойства и особенности, которые не получили отражения в научной синергетике, созданной усилиями И.Пригожина и Г.Хакена.
На основании этого открываются новые возможности решения ряда акмеологических проблем, среди которых можно назвать такие как человек и общество, самореализация человека, идеалы и культура.
Проблемы, поднятые в исследовании акцентируют внимание на проблеме человека, точнее на высших уровнях проявления человеческой активности, которые уже в античном мире получили специальное название «акме». При этом подробно исследуются условия, при которых может быть достигнута стадия акме в индивидуальной творческой деятельности, а также условия, позволяющие преодолевать кризисные состояния. Подтверждена закономерность, что достижение акме отдельным человеком тесно связано с поступательным движением социальной группы или общества, жизненный путь личности во многом определяется соотношением индивидуальных и социальных идеалов. В работе содержится подробное изложение динамики идеалов и ее влияние на культуру и общество. В результате делается вывод, что в основании синергетической акмеологии лежит закон дифференциации и интеграции социальных идеалов.
Акмеология становится особенно актуальной в наше время, когда общество приобретает нелинейный характер, где человеческая личность может вызывать в социальной системе непредсказуемые глобальные последствия.
На этом фоне создание нового типа мышления, ориентированного на устойчивое развитие, находит свое выражение в глубинном синтезе психологии развития и философии.
Данное исследование, ориентированное на рассмотрение высших ступеней реализации потенций человеческой личности, выражает особенности современного мышления, которое смещает акцент рассмотрения человека как некоторой среднестатистической единицы в сторону «вершинной» личности. Такая тенденция прослеживается и на уровне психологии развития, и в социологии и т.п.
Теоретические результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1 .На основании тенденций развития современного научного знания, возможна интеграция акмеологии как науки о закономерностях достижения максимального совершенства в индивидуальной деятельности и социальной синергетики как науки о самоорганизации социальных систем в новую область знаний о человеке и социуме - синергетическую акмеологию. Обосновав предельное состояние социальной системы - простой аттрактор -как акме социальной системы, обеспечивающее ей максимальную устойчивость в данных условиях среды, можно выделить такую итегративную науку как синергетическая акмеология, предметом которой является исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации:
2. Развитие исследований в области акмеологии привело к дифференциации предмета акмеологии. На данном этапе развития акмеологии можно говорить о следующей классификации акмеологии:
- классическая акмеология (рассмотрение человека с точки зрения развития его психики в период зрелости),
-фундаментальная (базовая) акмеология (рассмотрение человека как целостную систему),
-прикладная (отраслевая) акмеология (рассмотрение человека через призму определенных проблем специальных знаний).
3. Определяя место синергетической акмеологии в системе акмеологического научного знания, необходимо отметить, что синергетическая акмеология относится к фундаментальной акмеологии. Предметом синергетической акмеологии является человек и социум как целостные самоорганизующиеся системы, в отличие от прикладной акмеологии, которая рассматривает процесс развития человека с четко детерминированных различных аспектов его деятельности.
4. На основе анализа генезиса акмеологии как науки можно выделить следующие методологические принципы:
-Принцип вершинности (акмеология исследует закономерности достижения вершины во всех видах индивидуальной деятельности)
-Принцип целостности (акмеология синтезирует в себе знания, полученные в различных научных областях)
-Принцип историзма (акмеология выявляет акмеологичность на различных исторических этапах)
-Принцип многосторонности (акмеология изучает достижение человеком вершин в различных областях деятельности, что и составляет его акме) -Принцип развития (акмеология изучает процесс саморазвития человека как самореализацию его творческого потенциала)
-Принцип интегративности (акмеология выступает как интегративная наука)
5. На основе выделенных принципов базовой акмеологии были сформулированы три принципа синергетической акмеологии:
-принципы самоорганизации
-принципы интегративности -принципы идеологизации Эти принципы являются теоретико-методологической базой для современной интегративной практики в различных сферах бытия общества и индивидуально-личностного развития человека.
6. Метод синергетической акмеологии есть синтез метода акмеологии с методом социальной синергетики. Синтез метода исследования максимального совершенства и метода исследования самоорганизации дает нам специфический метод синергетической акмеологии, исследующий пути, способы и мотивы достижения максимального совершенства как индивидуума, так и социума через самоорганизацию. Этот синтез осуществляется на основе интеграции и синтеза эмпирического и умозрительного подходов, таким образом, в методе синергетической акмеологии осуществляется двухъярусный синтез - синтез методов акмеологии и социальной синергетики.
7. Синергетическая акмеология раскрывает один из аспектов концепции синергетического историзма. Она позволяет по-новому взглянуть на исторический процесс.
После возникновения общенаучной теории самоорганизации
И.Пригожин, Г.Хакен и др.), обнаружилась одна серьезная трудность, с которой неизбежно сталкивается концепция универсального эволюционизма.
Как уже отмечалось, эта трудность заключается в парадоксальном сочетании в общественном развитии двух взаимоисключающих тенденций: 1) рост всеобщей взаимозависимости всех членов общества друг от друга и усиление регламентации их деятельности (тенденция к формированию идеально запрограммированного человеческого сообщества); 2) рост влияния на состояние глобальной системы человеческой индивидуальности, являющейся источником непредсказуемых случайных пертурбаций во всей глобальной системе (тенденция к нарушению взаимозависимости и регламентированности индивидуальных действий). Как показывает синергетическая акмеология,
145 разрешение этого противоречия возможно только в рамках концепции синергетического историзма. Концепция синергетического историзма приводит к важному результату: на смену ноосферному мышлению приходит эстетосферное мышление, или, другими словами, на смену ноосферной стратегии устойчивого развития человечества является эстетосферная стратегия такого развития. В отличие от ноосферного мышления, которое строится исключительно на основе философии науки, эстетосферное мышление опирается на глубокий синтез философии науки и философии искусства. 8. Синергетическая акмеология как концепция синергетического историзма приходит к следующим выводам:
- синергетический историзм, будучи закономерным развитием и обобщением универсального эволюционизма, включает в себя универсальный эволюционизм, как аспект, но не сводится к нему.
- эстетосфера содержит в себе понятие ноосферы, но не может быть редуцирована кнему.
- Синергетическая акмеология показывает, что глобальное акме (вершина самоорганизации) как индивидуума, так и социума, заключается в превращении всего человечества в духовную творческую общность людей.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Пожарский, Святослав Дмитриевич, Санкт-Петербург
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994
2. Абдульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. М.: "Мысль", 1991.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994, т. 14, №4
4. Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. / Под редакцией Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб.: СПбАА, 2000
5. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. тр.: В 2 т./ Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.С. Гуртового. М.; Шуя, 1997
6. Акмеология. Научная сессия. 1999. / Под редакцией Н.В. Кузьминой-Гаршиной, A.M. Зимичева. СПб.: СПбАА, 1999
7. Акмеология. Научная сессия. 1997. / Под редакцией Н.В. Кузьминой-Гаршиной, A.M. Зимичева. СПб.: СПбАА, 1997
8. Акмеология образования. Юбилейная сессия. / Под редакцией Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб., 1998
9. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Под редакцией Н.В.Кузьминой, Е.С.Гуртовой. Москва-Шуя, 1998
10. Ю.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.:1. Высшая школа, 1991
11. П.Алябьев А.Н., МарищукВ.Л., ЦыганВ.Н. Воросы физиологии, психологии и педагогики в лыжной подготовке СПб., 2001
12. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945.
13. З.Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека / Возрастная психология взрослых. Вып. 1 и 2 / под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. Л., 1971.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
15. Анисимов О.С. Акмеология мышления. М., 1997.
16. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы управленческой акмеологии. -М.,1996
17. Антонов Е.А. Философия и синергетика // Дух и время:философско-культурологический альманах. Вып. 1. Белгород: Изд-во БелГУ, 1998
18. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994
19. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология, М., 1999
20. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989
21. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИНФРА, 1999
22. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986
23. Бальзак О. Соч. М., 1987, т. 10
24. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 199025.Библия. М., 1904
25. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М.: РАГС, 1995
26. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998
27. Бодалев А.А., Рудкевич. Как становятся великими или выдающимися? -М., 1997.
28. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999
29. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории.// ОНС, 1999, № 6
30. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики.// «Вопросы философии», 2000, № 4
31. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. СПб, 2000
32. Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Д., 1973
33. Бьерквол Юн-Руар. С музой в душе. СПб, 2001
34. Варфоломеева JI.E. Акмеологические,основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. дис. докт. психол. наук. -СПб., 1999
35. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб,1999
36. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работы М Вебера по социологии религии и культуре. М., 1991
37. Веккер JI.M. Психические процессы, т. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976
38. Вернадский В.И. Научная жизнь как планетное явление. -М.: Наука, 1991
39. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. Т.1, Минск, 1998
40. Выготский Л.С. Избранные психологические исследовыания М., 1956
41. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии. Учебное пособие. СПб.: СПбГУПМ, Балт. пед. академия,2000
42. Гегель Г.Ф.Соч. Т.ХИ, VIII, VII
43. Гильермо де Торре. Ультраманифесты: эстетика ультраячества // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. М., 1986
44. Головко-Гаршина Н.В. Воспитание дисциплинированности как педагогическая задача // Авторитет дисциплины. Л.: Лениздат 1985
45. Головко-Гаршина Н.В. Производство как педагогическая система// Психология в управлении. -Л.: Лениздат, 1983
46. Гомаюнов С.А. От истории синергетики к синергетике истории. // ОНС, 1993, №2
47. Греческо-русский словарь. М.; ГЖ Ю.А.Шичалина, 1991
48. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993
49. Гэллнер Э. Нации и национализм. М., 1991
50. Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909
51. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-н/Д.,1983
52. Дали С. Суждения об искусстве //Дружба народов. 1994
53. Делокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки современность. 1994. -№2
54. Делокаров К.Х. Наука и религия в потоке истории // Наука религия, гуманизм.-М., 1996
55. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999
56. ДеркачА.А., КалининИ.В., СинягинЮ.В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды М., 1999
57. Деркач А.А. Акмеология управления. М., 2001
58. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000
59. Диалектика познания. // Под ред. А.С.Кармина, 1988
60. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства. СПб, 1999
61. Ильяева И.А. Историко-философский взгляд на синергетический подход к пониманию бытия // Диагностика и прогнозирование социальныхпроцессов: Сб. науч. тр. кафедры социологии. Белгород: БелГТАСМ, 1999. - Вып.2
62. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996
63. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997
64. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1, СПб., 2000
65. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М.,199073.Кант И. Соч. М.,1966,Т.5
66. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997
67. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997
68. Каценельсон Л. Саддукеи. Энцеклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. "Терра", 1992
69. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб., 1992
70. Киплинг Р. Собрание сочинений. Т.6 М.Д996
71. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. М., 1975
72. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре в кн. Синергетическая парадигма, М., 2000
73. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:
74. Диалог с И.Р. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. - № 12
75. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. - № 2
76. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии.-1997.-№ 3
77. Концепция самоорганизации в исторической перспективе. М.: Наука, 1994
78. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000
79. Костеневич А. Г. Искусство и коммерция // Панорама искусств. М., 1982
80. Котельников Г.А. Проблема бесконечности в человеческом измерении: Учебно-методический материал к спецкурсу. Кривой Рог: Изд. КГПИ, 1991
81. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000
82. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководителя. (Психология руководства и воспитания). Л., 1978
83. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967
84. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 1995
85. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых -английского и российского. Шуя, 2001
86. Кузьмина Н.В. Акмеология наука о вершинах профессионализма. // Проблемы повышения профессионализма преподавателя. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск; Л., 1989
87. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л., 1970
88. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. (Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности). Л.: ЛГУ, 1967
89. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989
90. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990
91. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
92. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, 1961
93. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровнюпрофессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. Метод, рекомендации. М.; СПб, 1998.
94. Кузьмина Н.В., Перепелкина К.Е. Креативная акмеология специалиста образования / Экспериментальная учебная авторская программа. -М,2001
95. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск. 1993
96. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого преподавателя - поэта. - Шуя, 2000
97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1978106. Лирики Востока. М., 1986
98. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории? // ОНС, 1996, № 4
99. В.В. Мантатов. Устойчивое развитие мира: диалог цивилизаций востока и запада «XXI. Диалог цивилизаций и устойчивое развитие». Улан-Удэ, 2001
100. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000
101. МарищукВ.Л., РоманенкоН.В., ПанасюкВ.П. Вопросы общей, военной и спортивной акмеологии СПб., 2001
102. Материалы к библиографии ученых России. Андрей Леонидович Вассоевич. СПб.: СПбАА, 2000
103. Материалы отчетной начной-методической конференции по проектам программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». М., 2001
104. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психол. журн. 1984. - Т. 5, № 1
105. Методы системного педагогического исследованиям / Под ред.Н.В. Кузьминой. -Л., 1980
106. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М., 1993
107. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987
108. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического процесса. М., 1996
109. Ницше Ф. Поли, собр, соч. М., 1910. Т.9
110. Ницше Ф. Афоризмы, изречения и аллегории. М., 1903
111. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под. науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И.Субетто.-М.,1995
112. Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции. СПб.: СПбАА, 2001
113. Ортего-и-Гассета X. Избранные труды. М., 1997
114. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Часть 1. Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2001
115. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта. Шуя: ШГПУ, 2000
116. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева. -М.: РАГС, 1995
117. Пинягин Ю.Н. Великобритания: история, культура, образ жизни. Пермь, 1996
118. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М., 1982
119. Поддубный Н.В. Синергетика: Диалектика самоорганизующихся систем. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999
120. Пригожин И. Творящая натура// Эксперт № 48
121. Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1988-1989. М.: Наука, 1989
122. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии.1989.-№8
123. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии.-1991.-№6
124. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986
125. Проблемы воспитания учащейся молодежи: Российская конференция с международным участием: Тезисы докладов и сообщений. / Под ред. Н.А. Лобанова СПб. - Черкесск: изд. Акме - Петербург, 1995
126. Проблемы повышения качества подготовки учителя. Шуя: ШГПУ, 1999
127. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко. Л., 2000.
128. Раневич А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.Д950
129. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. -М., 1990
130. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1946
131. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989. - № 6
132. Рыбалко Е.Ф. Психология развития человека. -Л., 1989
133. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1963
134. Самоорганизация и наука: опыт философского анализа. Москва, 1994
135. Семенов И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность, 1998, №3
136. Серебровская К.Б. Сущность жизни. История поиска. Книга первая.-М., 1994
137. Сикевич С.В. Русские: образ народа. СПб, 1996
138. Синергетика. Философия. Культура. Москва: Издательство РАГС, 2001
139. Синергетика в современном мире. Белгород, 2000
140. Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999
141. Синергетика: Человек, общество. М.: Изд-во РАГС, 2000
142. Синергетическая парадигма. Под ред. B.C. Степина, В.И. Аршинова, В.Э. Войцеховича. М., 2000.
143. Словарь иностранных слов. Москва: Русский язык, 1981
144. Современное философское образование: содержание, структура и методы преподавания философских дисциплин. Иванов, 2000.
145. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности М., 1998
146. Социология и общество. Тезисы 1-го социологического Всероссийского конгресса. СПб, 2000.
147. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000
148. Тарасова В.Н. Предмет коррекционной акмеологии. СПб, 2000
149. Тарасова В.Н., Бодрова И.Б. Способы конструирования педагогических задач в коррекционно-развивающем обучении. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. тр. Вып. 2. -Шуя, 1999
150. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987
151. Томэ Г. Теоретические и эмперические основы психологии развития человеческой жизни.//Принцип развития в психологии. М, 1978
152. Тугаринов В.П. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978
153. Тэн И. Философия искусства. М., 1914
154. Урсул А. Д. Человечество, Земля, Вселенная: Философские проблемы космонавтики. М.: Мысль, 1977
155. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение .//Сборник статей М.: Философское общество СССР, 1991
156. Флоренский П.А. Время и пространство // Социологические исследования. М., 1988, №1166. * Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
157. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986
158. Хайям О. Рубайят. Ташкент, 1985
159. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах /Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986.
160. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. М.: РГАФК, 2000
161. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. /Под ред.Е.Д.Дорофеева, Л.А.Седова/ М., 1997
162. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная поли-тика.-М, 1993.
163. Шевченко В.Н. Становление человечества в качестве субъекта исторического процесса // Философские науки. 1990. - № 4
164. Шиллер Ф. Собр. соч. М., 1957.Т.6
165. Шпенглер О. Прусская идея и социализм. Берлин, 1923
166. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышения умственной активности. М., 1990
167. Guthke K.S. Modem tragicomedy. N.Y., 1966
168. Knaplund P. The British Empire 1815-1939 N.V. London, 1941
169. Munro T. Evolution in the Arts and other theories of culture history. N. Y., 1963