Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе

Автореферат по педагогике на тему «Адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Раджабова, Саодат Джамоловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Худжанд
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе"

На правах рукописи

РАДЖАБОВА С А ОДА Т ДЖАМОЛОВНА

АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ

Специальность13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

12 ДЕК 2013

ДУШАНБЕ-2013

005543863

Работа выполнена в Худжандском государственном университете имени академика Бабаджана Гафурова

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Исломов Озод Азимович (ХГУ имени академика Бабаджана Гафурова)

Официальные оппоненты:

-доктор педагогических наук, профессор, академик АОТ Кадыров Кадыр Бозорович (Академия образования Таджикистана)

-кандидат педагогических наук, доцент Сайёдов Имомали Дусталиевич (ТГИЯ имени Сотима Улугзаде)

Ведущая организация:

Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава

Защита состоится «19» декабря 2013 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 737.001.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете им. Садриддина Айни (734003, г.Душанбе, пр. Рудаки, 121).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни

Текст автореферата размещен на сайте Автореферат и объявление о защите размещены на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ геГега! vak@mon.gov.ru.

Автореферат разослан «19» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Абдуллаева Р.Х.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Реалии современной жизни вносят свои коррективы во все сферы деятельности человечества. Требует пересмотра и коренного обновления и профессиональное образование, несущее ответственность и за подготовку будущих специалистов, за их воспитание и гармоничное развитие.

Таджикистан - страна многонациональная и. по этой причине, перед

профессиональным образованием должна ставиться задача формирования у

подрастающего поколения способности к адекватному восприятию

окружающего мира, развитию у „его высоких нравственных ценностей и толерантности.

Необходимость в дальнейшей разработке теории и практики толерантного сознания и культуры межэтнических отношений, критического анализа накопленного ранее опыта и новых подходов к его практике, с учетом сложившейся ситуации, вызвана рядом обстоятельств. Многие формы, методы и средства воспитания нравственной культуры этнических отношений подрастающего поколения, которые в свое время считались эффектными на современном этапе не оправдывают себя: идет интенсивный процесс перестройки планетарного сознания людей всех культур, что еще в большей степени ставит вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма каждого этноса.

В недалеком прошлом теория шла за практическим решением во всех сферах общественной жизни, в том числе и этнической. Поэтому теоретические ошибки в области нравственного интернационального воспитания фактически следует рассматривать как нарушение принципов гуманизации. В период перестройки процесса образования практика интернационального воспитания культуры межэтнических отношений не испытывала особой потребности в теории и методологии

П<ТеРКИВаСТСЯ В Зак0не ^^Ублики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), в «Концепции национальной таджикской школы» (1994г.), Законе РТ «О высшем и последипломном образовании» (2009г.).

Практика воспитания культуры межэтнических отношений студентов часто встречается с раздвоенной моралью: одна для общения с представителями только своего этноса, другая в общении с людьми другой культуры. Формированию личности с двойной моралью способствовало то обстоятельство, что этнические знания и навыки их использования в сфере межнациональных и межличностных отношений оказались по разным сторонам.

Мы исходим из того, что культура поведения людей всех национальностей включается не только в материальное производство, но и во всю систему социального бытия.

Нормы поведения у людей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие особенности как: стремление к возрождению этнической культуры, воспитание

3

планетарного, толерантного самосознания людей всех этнических групп. В настоящее время всё это требует творческого подхода к организации образовательного процесса студентов.

Каков же путь воспитания у студентов культуры нравственных отношений, норм социально-этнического поведения, способствующих совершенствованию межнациональных, межличностных отношений. Ориентируясь лишь на прошлое или необдуманно судить о состоянии национального вопроса по устоявшимся стереотипам, решать эту проблему невозможно. Жизнь многонационального общества беспрерывно создает более сложные ситуации, выдвигает оригинальные, ранее нерешённые задачи, а также возникают новые механизмы функционирования этнических отношений.

Для того чтобы объективно разобраться в актуальности проблемы нравственных отношений студентов полиэтнического коллектива, необходимо охватить все связи и взаимодействия личности, этнической группы, нации и человечества в целом. Корректно этнопсихологический подход - это составная часть научной методологии анализа состояний межэтнических отношений на современном этапе, в том числе и воспитания планетарного и толерантного сознания в целом.

Годы перестройки, демократизации общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания отдельных этносов.

Это следствие того, что в последние годы имела место колоссальная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание. Результатом осуществления изначально порочной идеи в возможности существования национальной культуры, лишь по форме, но унифицированной и идеализированной по содержанию, привело к разрушению вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно культурных связей. Следует заметить, что деградация национального самосознания во многом связана с разрушением среды обитания, упадком традиционных видов труда, разрушением и запретом традиционной религиозной культуры, с духовно нравственным отстранением в отношении людей к природе, к обществу, к самому себе.

На современном этапе развития общества, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми и дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании высоко гуманистические принципы духовной культуры (добро творчество, созидание, веротерпимость, толерантность и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистическую направленность воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании.

Толерантность и ксенофобии связаны с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

4

По поручению Президента Республики Таджикистаном Эмомали Рахмона разработана Национальная программа «Молодежь Таджикистана» на 20042006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2003 года № 294. Программа направлена на формирование толерантного сознания „ профилактику национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обшеелве.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к преподавательской проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантное^» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный подход так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты' бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы)

Степень разработанности проблемы. Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретико-отраслевом плане посвящены фундаментальные труды философов, социологов, политологов, психологов педагогов, а также разработана концепция постепенного перехода на уровень интеллектуальных способностей студентов, начиная с первого курса

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всем этапе развития многонационального общества проблема воспитания толерантной культуры подрастающего поколения занимала значимое место в трудах видных педагогов: Ю.К. Бабанского, А.А.Бодалева, Г.Н.Волкова, З.Т.Гасанова, Б.С.Гершунского, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева А В Луначарского, A.C. Макаренко, А.В.Мудрика, В.А.Сухомлинского, м'г Таичинова, СТ. Шацкого и др. Они отмечают исключительную важность этой проблемы. Их труды служат теоретической основой для дальнейшего исследования данной проблемы учеными, педагогами, психологами социологами, этнографами и представителями других научных направлений

В исследовании ученых педагогов 90-х годов, когда наиболее интенсивно разрабатывалась теория воспитания планетарного, толерантного сознания этот процесс рассматривается как управление межличностных отношений студентов (Богданова О.С., Бодалев A.A., Лихачев Б.Т., Тишков В.А и др )• процесс планетарного и толерантного сознания в связи с развитием морального сознания личности студента (Волков Г.Н. . Петрова В.И.. Умэнов Г А и др )■ воспитание анализируется через совершенствование межличностных отношении учащихся (Болдырев Н.И., Вульфов Б.З. Гордин Л.Ю.. Монахов Мячченков СВ., Сокольников Ю.П. и др.); формирование этнически активной личности представляется как развитие эмоционально- рациональных

отношений к окружающей действительности (Зосимовский A.B., Рувинский

Л.И.. Тайчинов М.Г., Филонов F.FL и др.).

Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретико-отраслевом плане посвящены известные нам труды ученых М. Лутфуллоева, И. Каримовой. Ф. Шарифзода, У Зубайдова, К.Б. Кадирова, С.И. Сулайманова и

др.

Современная социально-психологическая наука рассматривает студенческий коллектив как непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивляемость групповому давлению, психофизиологическая совместимость и т.п.). Она выявила преобладание в коллективе проявлений коллективистического самоопределения и резкое снижение конформных реакций в значимых для членов коллектива ситуациях (Петровский A.B., Туровская A.A., Глазова Л.А., Ким В А и др.); наличие сплоченности как ценностно-ориентированного единства (Давыдов В.В.., Донцов А.И.); действительная групповая эмоциональная идентификация (Абраменкова В.В., Асмолов В.М.. Папкин А.И.); содержательность мотивационного ядра в системе межличностных отношений (Солдатенков А.Д., Спиркин А.Г., Швалева Н.М)

В последние годы в Республики Таджикистан проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. Среди его задач исследователи выделяют воспитание учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам. Настоящей проблеме в условиях Республики Таджикистан были посвящены учебники, учебные пособия, (М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, И. Каримова, У. Зубайдов, С. Шербоев, К.Б. Кадыров, М. Нугманов, С. Сулаймони, Д.Н. Латипов, С.Э. Негматов, Ш.А.

Шаропов, А. Миралиев и др.)

Но проблему формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе еще нельзя признать достаточно изученной.

-Во-первых, не исследован возрастной контекст формирования толерантной культу си будущего учителя информатики в учебно-воспитательном процессе в ВУЗах Республики Таджикистан. В каком возрасте складываются наиболее благоприятные предпосылки для формирования этого

личностного качества?

-Во-вторых, наукой довольно подробно исследованы вопросы: введения в

содержание образования специального материала, дающего студентам информацию о культурах, позволяющего организовать ее обсуждение и эмоциональное переживание; воспитывающей роли ознакомления студентов с традициями дружбы и добрососедства представителей различных рас, народов, конфессий; важности формирования представлений студенты о правах человека, плюрализме как нормах современного общества. При этом малоизученным остается вопрос о том, как педагогу работать с такими, сдерживающими формирование толерантности, явлениями как: социальные стереотипы, культура центризма, ксенофобия. Какие условия необходимо создать для преодоления студенту этих внутренних барьеров? Расширение

кругозора студентов, углубление их знаний в области культуры и прав человека не всегда решают эту проблему.

-В-третьих, недостаток многих предлагаемых путей формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе состоит в том, что они ориентированы на дополнительные спецкурсы, факультативы, учебные модули. Вузовские программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной программы, на обычных занятиях и внеаудиторных занятиях со студентами.

Итак, здесь мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса.

Таким образом, выделяется противоречие между возросшими требованиями к будущему учителю, связанные с необходимостью формирования толерантной культуры в вузе. Выявление условий, способствующих разрешению данного противоречия в учебном процессе, составляет проблему нашего исследования.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность и значимость послужили основанием для выбора темы исследования: «Адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе».

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное информационное общество требует знаний работы с компьютером.

Цель исследования — изучить условия формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Объект исследования: процесс общепедагогической подготовки будущего учителя информатики.

Предмет исследования — процесс формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Гипотеза - процесс формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе может быть эффективным, если:

- формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе учитывает логику развития студента как субъекта учебной деятельности;

- теоретическую основу формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе составляют принципы фундаментализации, теории содержательного обобщения и деятелыюстного подхода в обучении;

- в основу формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе положена структура воспитание толерантности;

7

- структура дидактической модели формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, проектно-исполнительского и рефлексивно-оценочного компонентов, отражающих особенности модулей познавательно-операционного типа.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические, методические аспекты формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

2. Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме.

3. Определить педагогические условия оптимального формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

4. Охарактеризовать сущность феномена толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

5. Выявить влияние возрастных особенностей будущего учителя информатики на процесс воспитания толерантности.

6. Разработать модель педагогических условий формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

7. Экспериментально апробировать разработанную модель в процессе преподавательской деятельности педагога по формированию толерантности у будущего учителя информатики.

Теоретико-мстодологическую базу исследования составили поло-жения современных наук: о целях, содержании, принципах и методах пол и культурного образования (А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, В.А.Ершов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова); о возрастных особенностях подростков (Л.С.Выготский, Ф.Дольто, А.В.Мудрик, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон); о ситуациях повышенного физического, нравственного, 1моционального напряжения как факторе актуализации сущностных духовных качеств человека (К.Ясперс, А.Камю, В.Тернер, В.А.Петровский, П.Ф.Каптерев, М.МЛщенко, И.Д.Демакова, М.И.Рожков); о процессах проблематизации, коммуникации, рефлексии как важнейших организационных условий активизации процесса самоопределения личности (Н.Г.Алексеев, В.К.Зарецкий, Р.Г.Каменский, СИ. Краснов); о естественных установках сознания человека в повседневности, процессе конституирования и механизмах понимания им другой субъектности (М.Бахтин, П.Бергер, Э.Гуссерль, Т.Лу:сман, Н.М.Смирнова, А.Шюц); о воспитании как управлении процессом формирования и развития личности через создание благоприятных для этого уел о лий (Х.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова); о методологических принципах педагогического исследования (В.В.Краевский, В.М.Полонский).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования: наблюдение (проводилось в процессе формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе); анкетирование (изучение выбора в процессе формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе); индивидуальные и коллективные беседы (формирование толерантной культуры

8

будущего учителя информатики в вузе); опрос (интервьюирование и анкетирование); моделирование (материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей)), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы; психолого-педагогический эксперимент (выявление условий способствующих формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе).

Источники исследования: Закон «Об образовании» РТ. Национальная

ТТИК"СТа"а Д° 2015 ГОДа и стРатегия с™"ия бедности на 2006-2015гг. Закон Республики Таджикистан "О начальном профессиональном образовании", Закон Республики Таджикистан "О высшем и послевузовском профессиональном образовании Закон Республики Таджикистан Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей" Закон Респуолики Таджикистан "Об упорядочении традиций, торжеств и' обрядов в Республике Таджикистан", Закон Республики Таджикистан "О науке и государственной научно-технической политике", Концепция гражданского образования Республики Таджикистан, Государственная программа развития образования Республики Таджикистан на 2010-2015гг„ учебные планы программы, учебники, научная литература по проблеме исследования' педагогический опыт автора. '

Организация и опытно-экспериментальная база исследования:

Худжандскии государственный университет имени акадсмчка Б Гафурова Таджикскии государственный университет права, бизнеса и политики' Филиал политехнического института в Худжанде, Таджикский государственный университет коммерции г. Худжанда, средние общеобразовательные школы № 1, 5, 21 г. Худжанда

В исследовании принимали участие 854 студента и 124 преподавателя

Этапы и процедура исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2007 -2008 г.) осуществлялся анализ научной и методическом литературы с целью определения разработанности проблемы анализировался практический опыт преподавателей вузов в аспекте темь! исследования; был разработан понятийный аппарат; сформулирована рабочая

Г И П ОТСЗ 3.

На втором этапе (2009 - 2010 г.) проводился констатирующий эксперимент, была проведена диагностика формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе

На третьем этапе (2011 - 2012 г.) с целью проверки гипотезы была разработана и апробирована методика формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе; корректировались методические приемы; отслеживалась эффективность организации учебногоЧрЩесса На этом же этапе (2012 г.) продолжилась опытно-эксперимёнтаЛьная работа по проверке влияния дидактических условий на эффективности формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в ВУЗе были систематизированы и обобщены полученные данные; проверялась

достоверность полученных ранее результатов экспериментальной работы; формулировались выводы по результатам исследования; завершение работы в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- уточнено определение формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе;

-определено понятие «формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе»;

- выявлены условия для эффективного формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в ВУЗе;

-разработана модель формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе;

- разработана методика поэтапного формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Практическая значимость исследования:

- разработана и апробирована методика формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе;

- разработаны методические рекомендации по формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе;

- разработана и внедрена учебная программа спецкурса «Формирование толерантной культуры будущего учителя».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватными его объему, целям, задачам и логике; достаточной длительностью и возможностью повторения эксперимента; применением комплекса методов, адекватных предмету исследования; всесторонним изучением проблемы; репрезентативностью выборки количества испытуемых; внедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой будущих учителей, преподавателями и родителями; статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием их количественного и качественного анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе - это высшая степень познавательной деятельности, формируемая на основе репродуктивной, имеющая субъективную значимость. Воспитание толерантности у студентов средствами компьютерного обучения обеспечивает не только успешное решение учебных задач, но и личностное развитие в целом.

2. Формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе представляет собой личностное образование, выражающееся в комплексе знаний, умений, личностных характеристик, обеспечивающих такое взаимодействие с учащимися, при котором создаются оптимальные условия для развития творческой личности.

3. Высокий уровень формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе обеспечивается формированием положительной мотивации и потребности развивать творчество в собственной деятельности и деятельности студентов; обогащением профессиональных знаний по теории творчества и особенностей творческой деятельности студента; формированием умений, обеспечивающих развитие творческой деятельности студента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты обсуждались на кафедры педагогики и психологии информатики ХГУ имени академика Б.Гафурова и методических советах средние общеобразовательные школы № 1, 5, 21 г. Худжанда. Материалы диссертационный работы докладывались на международного симпозиума «Вклад Абу Махмуда Худжанди в развитие точных наук», посвященного году образования и технической культуры( г.Худжанд. 21-22-октября 2010), конференции «Интегрированное обучение и национальное педагогика» (Душанбе, 2010), Современные образовательные технологии в процессе преподавания естественно-математических дисциплин( РФ, Борисоглебск, март, 2012г.), «Пути усовершенствование преподавание информатики в средних общеобразовательных школах»(Шахристан. 2007), «Усовершенствование преподавание математики и информатики в средних общеобразовательных школах» (Бабаджан Гафуров, 2008), Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира(Академия образования Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2011).

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 161 страницах компьютерного набора. В тексте имеются 2 таблицы, 5 рисунков. Список литературы насчитывает 199 наименований.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; охарактеризована проблема; определены объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза и указаны методологические основы и методы исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования; представлены основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Первая глава «Предпосылки изучения процесса формирования толерантной культуры будущего учителя в образовательном процессе» состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается теоретический анализ психолого-педагогических проблем толерантности будущего учителя; во втором - особенности воспитания таджикской молодёжи на принципах толерантности; в третьем - факторы, влияющие на формирование толерантной культуры будущего учителя в образовательном процессе.

В первом разделе, осуществляя теоретический анализ психолого-педагогических проблем толерантности будущего учителя, автор отмечает, что 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций годом, посвященным толерантности. Причиной этому послужили, прежде всего, следующие факторы: этнонациональные конфликты; дискриминация в отношении меньшинств; акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов; религиозный экстремизм; насилие и гонения против интеллигенции и других лиц. и проповедующих свободу мнений и их выражения; нетерпимость со стороны политических движений и идеологий; нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых групп или в дискриминации и насилии против этих групп. По мнению автора, решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего.

Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности. Взгляды Жан Жака Руссо пронизаны доверием к личностному развитию студента, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Взрослому отводились вторые роли при активной роли студента. В своем программном произведении «Эмиль» или «О воспитании» Ж.-Ж. Руссо определяет одну из важных задач воспитания - воспитание добра посредством воспитания добрых суждений, чувств, воли. Ж.-Ж. Руссо категорично отказывался от наказаний, грубых преподавательских воздействий. Альтернативой наказаниям и воздействиям Ж.-Ж. Руссо предлагает косвенное и тактичное руководство воспитателя. Принципиальное значение для педагогики толерантности имеют взгляды известного русского педагога К.Н. Вентцеля. В них провозглашаются принципы максимального развития творческих возможностей студента на основе уважения его личности и представления свободы в действиях и желаниях. К.Н. Вентцель был противником принуждающего воздействия. В своей основной работе «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления» К.Н. Вентцель по сути провозглашает один из принципов толерантности через «развитие воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является фактором душевной жизни». К.Н. Венцелем предложено несколько новаторских для педагогики той поры идей: написание ребенком своего учебника, где соединялись бы все его

знания, активная позиция студента как исследователя, маленького искателя истины; совершенствование учения.

Особый интерес, с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности, отводится и вальдорфской педагогике. Один из принципов обучения и воспитания ребят, создания вальдорЛской системы в целом, нравственного свойства воспитателей носит название терпимости- в свое время провозглашенный Р. Штейнером и имеющий продолжение у ¡го последователей.

Автор убежден, что в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность' антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности. Таким образом, субъект толерантности будущего учителя как носитель условий для разрешения социального конфликта в своем поведении должен учитывать следующие факторы: адекватность восприятия, не искаженная пристрастиями участников конфликта, а подверженная само рефлексии; открытость и эффективность общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и предлагают пути выхода из конфликтной ситуации; создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, автором было сформулировано определение коммуникативной педагогической толерантности - это владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение. Педагогическая толерантность может быть выражена через социокультурный подход и обязательно связана с процессом общения.

Во втором разделе главы отмечается, что ислам воспитывает в мусульманах принципиальные ценности и формирует личность руководствующиеся этими принципами. Справедливость, великодушие! снисходительность, терпение, прощение и стремление ответить добром даже на зло - это те качества, которые были присущи пророку Мухаммеду (мир ему и благословение), и в нем для мусульман идеал и пример для подражания на все времена. Педагогическая мысль таджикского народа в любом ее проявлении, будь-то жанр поэзии или прозы, научный труд или художественное произведение, написанные тысячу или сто лет назад, а может

13

быть только вчера, несет в себе неиссякаемый свет народной мудрости и человеческой доброты.

В памятниках таджикской народной педагогики говорится о том, что молодому поколению надо прививать такое положительное качество как терпение. Воспитание терпимости (толерантности) в таджикской народной педагогике неразрывно связано с воспитанием интернационализма. В устном народном творчестве таджиков отразились дружеские симпатии к соседним народам: узбекам, киргизам, туркменам и другим. Так в одной народной сказке с уважением говорится.

Бесспорно, опыт таджикской народной педагогики был бы весьма ценен для будущего в аспекте поисков гармонизации межнациональных отношений мевду поколениями в перманентном процессе воспитания и обучения, однако пока трудно определить, насколько, готова к восприятию такого опыта отечественная официальная педагогика.

Памятник религиозной мысли и культурного наследия многих народов и времен - Священное Писание («Навиштах.ои мукаддас») хранит исторически верные сведения о духовном и культурном прошлом древних иранских народов, часть из которых обитала вначале на земле Персис или Парас (северо-восточное побережье Персидского залива). Священные гимны зороастрийской религии, собранные под названием «Авеста», донесли до нашего современника сложный мир мыслей и чувств человека тех времен, его нравственные и этико-педагогические каноны.

В этом параграфе автор отмечает, что формирование и развитие таджикской молодёжи должно происходить с учетом этнодидактических принципов, лежащих в основе всех национальных систем образования: принципа соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету; принципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнопсихологическим особенностям людей; принципа соответствия форм. и методов обучения этнопедагогическим традициям. Поэтому в содержание образования необходимо изначально закладывать взаимосвязь различных культур.

В третьем разделе первой главы автором подробно рассматриваются факторы, влияющие на формирование толерантной культуры будущего учителя в образовательном процессе. Автор убежден, что именно толерантная среда в образовательном пространстве вуза: обеспечивает открытость мышления, доверенность, творчество, готовность; к инновациям; является адекватным откликом на увеличение многообразия мира, в котором живем; повышает эмоциональную устойчивость и ассертивность; способствует личностному росту; ориентирует ценности группы на гуманистические этические нормы; оптимизирует общение, его составные базовые социально-психологические процессы (социальные отношения, социальное познание, социальное взаимодействие).

Вторая глава «Разработка и реализация модели формирования толерантной культуры будущего учителя информатики» состоит из трех разделов.

В первом разделе подробно анализируется моделирование процесса формирования толерантной культуры будущего учителя информатики.

В этом разделе отмечается, что будущий учитель должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущего на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В ХГУ имени академика Б. Гафурова действует система воспитательных программ, которая отражает уровни и направления воспитательной деятельности университета. Программа воспитания толерантности, программа по гражданско-патриотическому воспитанию, программа духовно-нравственного воспитания, программа по формированию законопослушного поведения студентов, программа по формированию здорового образа жизни, программа по развитие профессиональное компетенции будущих учителей.

Разработанная автором модель формирование толерантной культуры будущего учителя информатики создавалась для формирования у будущих учителей культуры поведения, формирования нравственно-мировоззренческой устойчивости, основанной на принципах уважения прав и свобод человека, на стремлении к межнациональному согласию, готовности к диалогу, воспитания в духе гражданской солидарности и толерантности. Модель предполагает систему мер по изменению качества образования, способствующих: личностному развитию каждого студента; свободному сотрудничеству всех субъектов образовательного процесса: педагогов, студентов и родителей; развитию индивидуальных способностей за счет интегрального воздействия содержания образования (основного, дополнительного и воспитательной среды); сохранению здоровья студентов; созданию толерантной образовательной среды.

Во втором разделе второй главы речь идет об организационно-содержательном сопровождении модели процесса формирования толерантной культуры будущего учителя информатики.

Считается, что методами формирования толерантной культуры будущего учителя информатики называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и студентов, направленные на достижение целей воспитания. Опыт показывает, что взаимодействие преподавателя со студентами может осуществляться по-разному, в частности, путем: непосредственного влияния на студентов (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет); создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают1 студента изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер; использования общественного мнения (рефератной для студента группы или коллектива, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека; совместной деятельности преподавателя и студента (через общение и труд); обучения или самообразования. передачи информации или социального опыта,

15

осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения; погружения в мир народных традиций и фольклорного творчестза, чтения художественной литературы. Автор среди методов формирования толерантной культуры будущего учителя информатики и сознания личности чаще всего использовал методы убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры, приучение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, соревнование,

педагогическое наблюдение.

В третьем разделе второй главы приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе. В данном параграфе раскрывается сущностная характеристика педагогической диагностики уровня формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе и логика опытно-экспериментальной работы.

Для получения эмпирических данных нами были проведены наблюдения, интерактивные формы обучения, образовательные встречи, тематические массовые мероприятия (конкурсы, игровые программы, фестивали, концерты и т.д.) и серия диагностических срезов со студентами ХГУ имени академика

Бабаджана Гафурова.

Разными видами эксперимента было охвачено 854 студенты, 124 преподаватели (97 будущих учителей - 5 экспериментальных групп - Э1 (19 чел.). Э2 (19 чел.), ЭЗ (19 чел), Э4 (20 чел), Э5 (20 чел.) и 5 контрольных групп - К1 (19 чел.), К2 (19 чел.), КЗ (19 чел), К4 (20 чел), К5 (20 чел.).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по следующим этапам:

1. Констатирующий этап эксперимента, в процессе которого необходимо было выявить начальный уровень формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе. Реализация данной цели осуществлялась с помощью определенной последовательности форм организации занятий со студентами, для использования комплекса диагностических методик. Т.е., в констатирующий этап входили замеры, результаты которых позволили судить о состоянии изучаемого феномена в группах испытуемых до внесения комплекса организационно-педагогических условий в учебно-воспитательный процесс.

2. На формирующем этапе эксперимента проверялась модель формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, через реализацию комплекса организационно-педагогических условий в учебно-воспитательный процесс экспериментальной группы исследования. С будущими учителями информатики контрольной группы исследования не осуществлялась целенаправленная работа по формированию толерантной культурк. Студенты, составляющие экспериментальную группу, занимались по комплексной программе формирования толерантной культуры будущего учителя.

Для выявления уровня формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, как на начальном, так и конечном этапе опытно-

16

экспериментальной работы, мы использовали диагностические методики, направленные на выявления контура модели межкультурных отношений в сознании будущих учителей, характеризующую уровень формирования толерантной культуры.

На первом этапе мы выявили мотивацию изучения формирования толерантной культуры будущего учителя информатики. Анализируя результаты эксперимента, мы получили данные, позволяющие выявить мотивационную направленность будущих учителей информатики по методике «Чем интересны толерантные отношения?» (гистограмма 1). Студентам необходимо было ответить на вопросы и оценить ответ по 5-тибальной системе. При обработке результатов тестирования подсчитывается средний показатель по каждой шкале опросника. Выбор ответов социальных, коммуникативных мотивов мы отнесли к высокому уровню, мотивы творческой самореализации и профессионального выбора к среднему, оставшиеся мотивы избегания, престижа к низкому. Ответы на вопросы среднего уровня набрали наибольшее количество баллов 47,5% - в экспериментальной группе, 46,0 % - в контрольной, что вероятнее всего, указывает на заинтересованность студентов в личностном росте с собственной выгодой для себя, не придавая большого значения социальным интересам.

Для подтверждения полученных результатов диагностические исследования мотивационной направленности была использована методика «Что мне нравится на занятиях по толерантным отношениям?», которая также представляет собой тест. Данные эксперимента показали, что у 20,2% студентов экспериментальной группы данные мотивы соответствуют низкому уровню готовности к толерантному общению, 46,9% ответов студентов этой же группы были отнесены к среднему уровню с небольшим расхождением и отмечены результаты проводимой диагностики у студентов контрольной группы. В процентном соотношении это составило 19,9% и 45,2% соответственно вышеизложенным уровням экспериментальной группы. Это свидетельствует, что студенты обеих групп на начало эксперимента приоритетным выделяли для себя мотивацию творческой самореализации, раскрытия своего потенциала для повышения собственного престижа или же повышения своей значимости перед сверстниками, педагогами и в наименьшей степени изучение толерантного общение было мотивировано социальной активностью во благо окружающего мира и самоопределения. Получив данные по обеим методикам, мы вычислили их общее среднее арифметическое значение, после чего определили состояние уровней сформированности мотивационно-ценностного компонента в формировании готовности толерантного общения у студентов на начато эксперимента.

Гистограмма Кг 1. Состояние уровней сформированности мотивационно-ценностного компонента в формировании готовности толерантного общения у студентов, в %.

120 100

47.21

зД-

Г# г

о ии 1

•.»мсперимс*( (Тальнап групп.! Контрольная Групп.!

I ' . V"'Т.г:| I

I......э ■»5.7: Г '

Р0Д4 ' 1

ш Ниэккй я Средний 13 Высокий а

Таким образом, анализируя мотивационно-ценностную направленность в формировании готовности студентов к толерантному общению, мы пришли к выводу, что у будущих учителей информатики мотивация к деятельности толерантного обшения с преобладанием среднего и низкого уровня.

Для диагностики эмоционально-чувственного состояния будущих учителей информатики у студентов использовалась анкета «Культура народа -душа народа». В анкетировании принимали участия студентов разных национальностей ^таджики,, русские, узбеки). Испытуемым предлагалось ответить на вопросы, выбрав наиболее приемлемый вариант. Ответы обрабатывались методом анализа и соизмерялись в процентном отношении по критериям: чувство собственного достоинства, гордость за свою культуру, чувство уверенности в себе, взаимопонимание, солидарность, сопереживание, чувство эмпатии к другим национальностям.

Результаты сформированное™ эмоционально-чувственного компонента в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе на начало констатирующего эксперимента вышеописанных методик представлены в гистограмме №2.

Гистограмма 2. Результаты уровней сформированное™ эмоционально-чувственного компонента в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, в %.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

'.....'

3 г""™? - _ - -

; Щ--

ВШЕ;.,11 | - Ж ---- V...... I \— « ■А| 1 Ж 1 /

Я Низкий ш Средний ш Высокий

Экспериментальная группа

Контрольная группа

В методике «Культура моего народа» студентам предлагалось закончить ответы, выбрав наиболее приемлемый вариант. Ответы студентов подтверждающие лояльное восприятия иной культуры, содержащие уважительное отношение к ценностям и нравам других народностей наличие знаний о культурных особенностях разных народов и методах гуманного общения мы отнесли к высокому уровню исследуемого компонента 19.04% -ЭГ, 17,1% -КГ. Ответы среднего уровня свидетельствуют о неуверенности в каких-либо когнитивных и оценочных суждений или их отсутствия имеют заинтересованность в изучении толерантного общения сугубо в'личных интересах, имеют поверхностный характер представлений о других народностях. Анализируя результаты будущих учителей информатики обеих групп, мы получили данные среднего уровня 41.16% -ЭГ, 43,0% - КГ К ответам низкого уровня мы отнесли ответы, содержащие агрессивный оггенок и недоброжелательную оценку к культурным особенностям и изучению нравов, традиций других народностей 39,8% -ЭГ, 39,9% -КГ.

Обобщенные результаты вышеописанных 'методик о сформированности когнитивного компонента в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе на начало констатирующего эксперимента представлены в гистограмме №3.

Гистограмма 3. Результаты сформированного когнитивного компонента в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе в %.

ез Низкий и Средний Высокий

Для выявления уровня сформированных качеств личности, характеризующих готовность будущих учителей информатики к толерантному общению, в исследовании был использован личностный компонент. Методика «Таджикистан - наш общий дом!» включает в себя утверждения, содержание которых обуславливают характеристику тех или иных качеств личности (терпимость, толерантность, патриотизм, межкультурная компетенция гражданская ответственность, социальная активность). Ответы, студентов с небольшим расхождением в количественном отношении в группах (41 7%-ЭГ 41,8% -КГ) отнесенные к низкому уровню показали, что у большинства

19

45 40 35 ЗО 25 20 15 10 5 О

Экспериментальная Контрольная группа

группа

испытуемых такие качества как патриотизм, гражданская ответственность, межкультурная компетенция набирают наименьшее количество баллов, что свидетельствует о том, что студенты, в силу своей незаинтересованности посвящать себя на благо обществу, не обнаруживают в этом перспективы, не видят для себя в этом выгоды. Данные показали, что 43,8% (ЭГ) и 43,3% (КГ) студентов способность отожествления себя с другими субъектами недостаточно развита, что характеризуют ответы о недоброжелательном отношении к сверстникам, одетым по своей религиозной принадлежности иначе, чем испы туемый, сомнений по поводу общения со сверстниками иной расовой принадлежности, безразличного отношения к расовой дискриминации, а значит формирование личностных качеств и тактики поведения, мотивационной системы в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе оставляет желать лучшего. Таким образом, по количественным данным обеих методик были выявлены следующие результаты, определяющие состояние уровней личностного компонента в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, на начало эксперимента и представленные в гистограмме № 4.

Гистограмма 4. Состояние уровней личностного компонента в формировании готовности детей к межкультурной коммуникации, в %

Л5 40

35 -ВО 24 20 15 10 5 О

I

____« п-ГЯ

§

1

".8417,2

1

1 .1.

* -

I Экспериментальная группа

I Контрольная группа

Средний

Интегральным компонентом, объединяющим все предыдущие компоненты нашего исследованид по формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе является поведенческий, направленный на выявление поведенческого уровня по формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, как объективный показатель уровня, сформированный на теех предыдущих этапах исследования.

По результатам тестирования высокий уровень данного компонента характеризует стремление, интерес студентов к изучению толерантного общения, наличие определенных знаний и опыта в сфере толерантных отношений, чувство патриотизма и собственной значимости в развитии толерантных отношениях страны и составил в ЭГ -19,05% , КГ - 18,9%.

Средний уровень определяют варианты ответов колеблющихся между разными полюсами, имеющими средний количественный показатель, преимущественно, выражена эмоциональная сторона в сопереживании и чувствах гордости за свою культуру, наряду с тем, что слабую сторону здесь составляет когнитивный уровень, т.е. умение анализировать толерантные различия, особенности поведения и мышления представителей других культур. Низкий уровень составил ЭГ — 38,1%, КГ - 39,4% Отличительной слабой стороной здесь выступает мотивационная направленность в изучении толерантного общения, т.е. отсутствие потребности в общении с представителями других культур, побуждении к освоению толерантных отношений, чувство ответственности за развитие своей культуры перед обществом. Вычислив общее арифметическое значение по обеим методикам, мы получили следующие результаты:

Гистограмма 5. Состояние уровней поведенческого компонента в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, в %.

На основании вышеизложенного, можно заключить, что формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе - поэтапный процесс. Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил актуальность проблемы исследования и поиска эффективных путей ее решения, разработки педагогического инструментария, адекватного формируемым толерантных отношениях, обеспечивающим поступательное развитие от толерантного отношения «когнитивное соучастие» до толерантного отношения «волевое соучастие». Исходя из полученных данных, мы представляем комплекс педагогических условий, влияющих на эффективность формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в учебно-воспитательном процессе ВУЗа.

Цель формирующего эксперимента в апробации поэтапного процесса развития компонентов толерантного отношения с учетом педагогического потенциала ВУЗа.

На основании полученных результатов проведём математическое исследование экспериментальных данных согласно следующему плану, представленных в гистограмме № 6:

Гистограмма 6. Динамика формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе на начало и конец эксперимента, в %.

20 18 1С". 14 12 10 -8 б 4 -

2 £

' 18,378

Средний

108

-ет

Высокий

Ш—г

ее Экспериментальная группа

аз Контрольная группа

Расчёт показывает, что за время экспериментальной работы потенциальное распределение сместилось в сторону более высоких показателей: часть членов подгруппы низкого уровня перераспределилась по среднему и высокому уровням. Особенно существенно это перераспределение для экспериментальной группы (составляет по модулю 18,39%). Также ЭГ показала максимальный прирост высокого показателя (12,108%).

Таким образом, вычисленные коэффициенты показывают прямую и довольно тесную корреляционную связь изучаемых признаков. При этом коэффициент контрольной группы существенно выше коэффициента экспериментальной (0,78 и 0,56 соответственно). Важность результата в том, что экспериментальная группа обладала заведомо большим потенциалом.

Проведенный эксперимент показал положительную динамику формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе, реализующих комплексный подход в формировании толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Различия исходного и конечного уровней формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе статистически значимы, также свидетельствующие о позитивных результатах экспериментальной работы.

Опыгно-эксперимеитальная работа подтверждает правильность выдвинутой рабочей гипотезы, а разработанная и предложенная нами методика вполне может быть использована для формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Заключение диссертации содержит обобщение основных теоретических и методических результатов по итогам проведённого исследования. Исследование позволило сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Актуальность данного исследования обусловлена: объективно возрастающими потребностями общества в формировании формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов его организации в учебно-воспитательном процессе вуза; низким уровнем сформированное™ толерантной личности будущего учителя информатики в вузе и недостаточностью использования педагогического потенциала учебные дисциплины в факультетах информатики. Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системы образования.

2. Раскрыта и дополнена сущность формирования толерантной личности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе.

3. Изучены психолого-педагогические, методические аспекты формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в ВУЗе.

4. Определены педагогические условия оптимального формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в ВУЗе.

5. Охарактеризована сущность феномена толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

6. Выявлено влияние возрастных особенностей будущего учителя информатики на процесс воспитания толерантности.

7. Разработана модель педагогических условий формирования толерант-ной культуры будущего учителя информатики в вузе. Данная модель включает: цель, задачи, закономерности, принципы, функции, содержательные блоки (компоненты), организационные формы, методы, средства обучения, этапы формирования толерантной личности студента, критерии оценки ее эффективности.

8. Выявлены и раскрыты теоретические подходы формирования толерантной культуры будущего учителя в зарубежной педагогике, которые могут быть использованы в совершенствовании отечественной системы образования: диалоговый (деятельностям концепция- и концепция мульти перспективного образования) и др.

Практические рекомендации:

Необходимость разработки и рекомендации по совершенствованию процесса формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе требует дальнейшего концептуального и многоаспектного исследования данной проблемы в следующих направлениях: подготовка педагогов к воспитанию толерантности у студентов в системе вуза, построение толерантной среды в поликультурном пространстве вуза, толерантность как методологический принцип научных исследований.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК:

1. Раджабова С. Нормирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.//Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал).- №3/6(96). Серия гуманитарных наук. -Душанбе; «Сино». -2012. -С.213-217.

2. Раджабова С. Моделирование процесса формирования толерантной культуры будущего учителя информатики.//Ученые записки, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, №5(33). Серия гуманитарных наук. -Худжанд, «Нури маърифат». - 2012. -С.155-163.

3. Раджабова С. Особенности воспитания таджикской молодёжи на принципах толерантности .//Вести ик Таджикского Национального Университета (научный журнал). -№3/3(112). Серия гуманитарных наук. -Душанбе: «Сино». - 2013. -С.256-261.

4. Раджабова С. Педагогические идеи толерантности в работах многих педагогов прошлого и настоящего. // Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал). - №3/6(121). Серия гуманитарных наук. -Душанбе: «Сино». - 2013. -С.244-248.

П. Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

5. Раджабова С. Толерантность в Коране.// Материалы международного симпозиума «Вклад Абу Махмуда Худжанди в развитие точных наук», посвященного году образования и технической культуры, г.Худжанд. 21-22-октября 2010 /Нури маърифат, 2010.-364 с.

6. Раджабова С. Толерантность и образование// Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира./Академия образования Таджикистана.-Душанбе: Ирфон, 2011. -268 с.

7. Раджабова С. Решение задач линейного программирования с помощью электронной таблицы//Современные образовательные технологии в процессе преподавания естественно-математических дисциплин/Сборник материалов международной научно-практической конференции/ Борисоглебск, март, 2012г.- Борисоглебск: ФГБОУ ВПО «БГПИ», 2012-122 с.

8. Раджабова С. Активизация учебной деятельности студентов на основе применения новых информационных технологий// Современные образовательные технологии в процессе преподавания естественно -математических дисциплин/Сборник материалов международной научно-практической конференции/ Борисоглебск, март, 2012г.- Борисоглебск: ФГБОУ ВПО «БГПИ», 2012-122 с.

9. Раджабова С. Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики// Материалы районной научно-методической конференции «Пути совершенствования преподавания математики и информатики в средней школе». 16 мая 2010. Джаббар Расулов, 2010-213с (на таджикском языке).

10. Раджабова С., Ниёзалиева М., Абдулакимова Ч. Приближенные вычисления определенных интегралов// Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ХГУ им. академика Б.Гафурова. - Шахристан, 2007-126 с.(на таджикском языке).

11. Раджабова С. Толерантность в Коране //Интегрированное обучение национальной педагогики. - Душанбе, 2010. - С. 110-113.

Сдано в печать 15.11.2013г. Подписано в печать 18.11.2013г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Тираж ЮОэкз. Отпечатано в типографии «Сифат» г. Душанбе. ул.Айни 45 26

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Раджабова, Саодат Джамоловна, Худжанд

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Б. ГАФУРОВА

На правах рукописи

04201450741

РАДЖАБОВА САОДАТ ДЖАМОЛОВНА

АДАПТИВНЫЙ

ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В

ВУЗЕ

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научный руководитель

Исломов О.А., доктор педагогических наук, профессор

Худжанд - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................... 4-18

Глава 1. Предпосылки изучения процесса формирования толерантной культуры личности будущего преподавателя в ходе

образовательного процесса......................................................... 19-78

1.1 .Теоретический анализ психолого - педагогических проблем 19-40 толерантности будущего преподавателя...........................................

1.2. Особенности воспитания таджикских молодёжи на принципах 41-60 толерантности.............................................................................................

1.3.Факторы, влияющие на формирование толерантной культуры 61-76 личности будущего преподавателя в образовательном процессе.............

Выводы по первой главе................................................................ 77-79

Глава 2. Разработка и реализация модели формирования

толерантной культуры будущего учителя информатики................. 80-155

2.1.Моделирование процесса формирования толерантной культуры будущего учителя информатики................................................................... 80-107

2.2.Организационно - содержательное сопровождение модели процесса формирования толерантной культуры будущего учителя информатики

108-131

2.3. Результаты опытно — экспериментальной работы по формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в

вузе..............................................................................................................................................................................................................................................132-154

Выводы по второй главе..............................................................................................................................154-155

Заключение..................................................................................................................................................................................................................156-161

Список использованных источников..............................................................................................................................162-175

1-3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Реалии современной жизни вносят свои коррективы во все сферы

деятельности человечества. Требует пересмотра и коренного обновления и профессиональное образование, несущее ответственность и за подготовку будущих специалистов, за их воспитание и за их гармоничное развитие. Таджикистан - страна многонациональная и, по этрй причине, перед профессиональным образованием должна ставиться задача формирования у подрастающего поколения способности к адекватному восприятию окружающего мира, развитию у него высоких нравственных ценностей и толерантности.

Осуществление этой задачи, предполагающее тщательное изучение ранее накопленного опыта и необходимость разработки новых подходов к его практике, вызвано рядом объективных обстоятельств. Следует иметь ввиду, что эффективные ранее формы, методы и средства воспитания молодежи в вопросах межнациональных и этнических отношений сегодня себя не оправдывают по причине продолжающегося процесса перестройки гуманитарного сознания людей различных культур и религий , что ещё настоятельней ставит вопрос о необходимости совершенствования личности на принципах гуманизма.

В недавнем прошлом теория и практика неразрывно присутствовали во всех сферах общественной жизни, в том числе и в межнациональной и этнической. И, если идеология социализма допускала теоретические ошибки в области нравственного интернационального воспитания, то на практике имело место нарушение принципов гуманизации. В период перестройки общества, в том числе и перестройки процесса образования, интернациональное воспитание как часть культуры межэтнических отношений не испытывало особой потребности в теории и методологии.

Этот вопрос освещен в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), в «Концепции национальной таджикской школы» (1994г.), «Законе РТ «О высшем и постдипломном образовании» (2009г.).

На практике воспитание у подрастающего поколения культуры межэтнических отношений часто сталкивается с раздвоенной моралью: одна для внутренних этнических отношений, другая - для межэтнических отношений. Образованию двух видов морали способствовало то обстоятельство, что этнические знания и практика их использования в сфере межнациональных и межличностных отношений оказались разведёнными по разные стороны жизни.

На этом основании, мы исходим из того, что культура поведения людей всех национальностей распространяется на все сферы деятельности, включая и сферу материального производства.

Развитие у студентов культуры межличностных отношений в условиях многонационального коллектива можно осуществлять только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традициях и обычаях людей различных этнических групп.

Формирование норм поведения у людей осуществляется в процессе адаптации к окружающей действительности и включает в себя, в том числе, стремление к возрождению национальных традиций, этнической культуры, воспитание планетарного толерантного самосознания людей всех этнических групп. Всё это настоятельно требует применения творческого подхода к организации образовательного процесса для студентов.

По какому же пути следует направить воспитание у студентов культуры нравственных отношений, норм социально - этнического поведения, способствующих совершенствованию межнациональных и межличностных отношений? Ориентируясь лишь на прошлый опыт или на волюнтаристские суждения о состоянии национального вопроса, решить эту проблему невозможно. Жизнь многонационального общества постоянно создаёт сложные, порой непредсказуемые ситуации, выдвигает оригинальные, ранее

не решавшиеся задачи, формирует новые механизмы функционирования этнических отношений.

Объективный разбор актуальности проблемы нравственных отношений между студентами полиэтнического коллектива, предполагает охват всех связей и взаимодействий личности, этнической группы, нации и человечества в целом. Корректный этнопсихологический подход - это составная часть научной методологии анализа состояний межэтнических отношений на современном этапе, в том числе и воспитания планетарного и толерантного сознания в целом.

Годы перестройки, декларированная гласность и начало процессов демократизации общества способствовали пробуждению самосознания отдельных этносов.

Эти процессы явились следствием того, что в до перестроечное время имела место практически полная деградация национальных традиций, было ослаблено складывавшееся веками народное миропонимание. Порочность идеи в возможности существования национальной культуры лишь по форме и идеализированная по содержанию, привела к разрушению вековых, национальных традиций, трудовых, бытовых, социально-культурных связей.

Разрушение среды обитания, упадок национальных, традиционных ремесел, запрет на отправление религиозных обрядов и, в конечном счете, упадок традиционной религиозной культуры в целом, духовное и нравственное разобщение людей, изменение их отношения к природе, к обществу, к самим себе неизбежно привели к деградации национального самосознания.

В наше время, когда в обществе происходят межэтнические конфликты, самым прискорбным является то, что, зачастую, в эти конфликты втягиваются дети и подростки. Поэтому перед народным образованием ставится важная задача - соединить высокие гуманистические принципы, ценности духовной культуры (человеколюбие, доброта, созидание,

веротерпимость, толерантность и т.п.) с процессом обучения и воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании.

Отрицание ксенофобии и толерантность связаны с тем, что сегодня на первый план приоритетно выдвигаются ценности и принципы, обеспечивающие свободное развитие (этика и стратегия ненасилия, терпимость к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, диалог и взаимопонимание, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

По поручению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона разработана Национальная программа «Молодежь Таджикистана» на период с 2004 по 2006 год, утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2003 года за №294. Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе [115].

Исходя из этого, проблему толерантности следует считать преподавательской проблемой. Культура общения в ученической среде - одна из самых острых проблем как в школе, так и в обществе в целом. В полной мере понимая, что мы все разные в социальном плане, при восприятии другого человека таким, какой он есть, следует вести себя корректно и адекватно. Воспитание терпимости друг к другу - важная педагогическая задача. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие - либо преобразования в современной школе.

Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Краеугольным камнем толерантности, в самом широком смысле этого слова, является индивидуальный подход, так как именно такой подход позволяет охватить все аспекты толерантности, в ее цивилизационной, этнической и социальной формах [50].

Степень разработанности проблемы. Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретиком - отраслевом плане посвящены многочисленные фундаментальные труды философов, социологов, политологов, психологов, педагогов, а также разработанная Концепция постепенного перехода на уровень интеллектуальных способностей школьников, начиная с младшего школьного возраста.

Проведенный анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах развития многонационального общества проблема воспитания толерантной культуры подрастщощего поколения занимает значительное место в трудах видных педагогов: Ю.К. Бабанского,

A.А.Бодалева, Г.Н.Волкова, З.Т.Гасанова, Б.С.Гершунского, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, А.В.Мудрика,

B.А.Сухомлинского, М.Г.Тайчинова, С.Т. Шацкого и др. Все они единодушно отмечают исключительную важность этой проблемы. Их труды служат теоретической основой для её дальнейшего исследования учёными, педагогами, психологами, социологами, этнографами и представителями других научных направлений.

В исследованиях учёных - педагогов 90- х годов, когда наиболее интенсивно разрабатывалась теория воспитания планетарного, толерантного сознания, этот процесс рассматривается как управление межличностными отношениями студентов (Богданова О.С., Бодалев A.A., Лихачев Б.Т., Тишков В.А. и др.); процесс планетарного и толерантного сознания рассматривается в связи с развитием морального сознания личности студента (Волков Г.Н. , Петрова В.И., Уманов Г.А. и др.); воспитание анализируется через совершенствование межличностных отношений (Болдырев Н.И., Вульфов Б.З. Гордин Л.Ю., Монахов Н.И., Мячченков СВ., Сокольников Ю.П. и др.); формирование этнически активной личности представляется как развитие эмоционально - рациональных отношений к окружающей действительности (Зосимовский A.B., Рувинский Л.И., Тайчинов М.Г., Филонов F.FL и др.).

Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретико - отраслевом плане посвящены известные нам труды отечественных ученых: М. Лутфуллоева, И. Каримовой, Ф. Шарифзода, У. Зубайдова, К.Б. Кадирова, С.И. Сулайманова, Б.Р. Кодирова, Б.Х. Боева, Н. Хабибова и др.

Современная социально - психологическая наука рассматривает студенческий коллектив как непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивляемость групповому давлению, психофизиологическая совместимость и т.п.). Она выявила преобладание в коллективе проявлений коллективистского самоопределения и резкое снижение конфликтных реакций в значимых для членов коллектива ситуациях (Петровский A.B., Туровская A.A., Глазова JI.A., Ким В. А. и др.); наличие сплоченности как ценностно -ориентированного единства (Давыдов В.В.., Донцов А.И.); действительная групповая эмоциональная идентификация (Абраменкова В.В., Асмолов В.М., Папкин А.И.); содержательность мотивационного ядра в системе межличностных отношений (Солдатенков А.Д., В последние годы в Республике Таджикистан проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. Среди его задач исследователи выделяют воспитание учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам. Настоящей проблеме в условиях Республики Таджикистан были посвящены учебники, учебные пособия, (М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзоды, И. Каримовой, У. Зубайдова, С. Шербоева, К.Б. Кадырова, М. Нугманова, С. Сулаймони, Д.Н. Латипова, С.Э. Негматова, Ш.А. Шаропова, А. Миралиева, Б. Нурова, Б. Маджидовой и др.)

Но проблему формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе еще нельзя признать достаточно изученной.

Во-первых, не исследован в процессе профессиональной подготовке возрастной контекст формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в учебно-воспитательном процессе в вузах Республики Таджикистан.

Во-вторых, наукой довольно подробно исследованы вопросы: введение в содержание образования специального материала, дающего студентам информацию о культурах, позволяющего организовать ее обсуждение и эмоциональное переживание; воспитывающей роли ознакомления студентов с традициями дружбы и добрососедства представителей различных рас, народов, конфессий; важности формирования представлений студентов о правах человека, плюрализме как нормах современного общества. При этом малоизученным остается такие явление как социальные стереотипы, культура, центризма, ксенофобия.

В-третьих, недостаток многих предлагаемых путем формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе состоит в том, что они ориентированы на дополнительные спецкурсы, факультативы, учебные модули. Вузовские программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной программы, на обычных занятиях и внеаудиторных занятиях со студентами.

Итак, здесь мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса.

Таким образом, выделяется противоречие между возросшими требованиями к будущему учителю, связанные с необходимостью формирования толерантной культуры в вузе. Выявление условий, способствующих разрешению данного противоречия в учебном процессе, составляет проблему нашего исследования.

Актуальность настоящей проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современной науке и ее социальная значимость послужили основанием для выбора темы исследования: «Адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе».

Интенсивное развитие современных информационных технологий привело к тому, что система «человек и компьютер» стала насущной проблемой, охватывающей не только профильных специалистов, но и всех членов общества и, по этой причине, подготовка человека к работе с компьютером должна быть обеспечена высшим образованием. Вузы, закладывая основы компьютерных знаний, должна обеспечить ускоренные темпы развития нашего общества.

Цель исследования - изучить условия формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя.

Предмет исследования - адаптивный подход к формированию толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе.

Гипотеза - процесс формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе может быть эффективным, если:

- формирование толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе учитывает логику развития студента как субъекта учебной деятельности;

теоретическую основу формирования толерантной культуры будущего учителя информатики в вузе составляют принципы фундаментализации, теории содержательного обобщения и деятельностного подхода в обучении;

в основу формирования толерантной культуры будущего учителя информ�