Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дадов, Исмел Абузерович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дадов, Исмел Абузерович, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Воспитание у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в контексте этнопедагогики и двуязычного образования как педагогическая проблема

1.1. Воспитание у школьников патриотизма и культуры меж- 13 национальных отношений - актуальная проблема современной педагогической теории и практики

1.2. Правовые основы воспитания у учащихся общеобразова- 24 тельных учреждений патриотизма и культуры межнациональных отношений

Выводы по главе

Глава II. Этнопедагогика адыгов в воспитании у школьни- 39 ков патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образовательного пространства

2.1. Народная педагогика - основа общечеловеческой педаго- 39 гической культуры

2.2. Актуализация идей и принципов народной педагогики в 52 современной школе

2.3. Этнопедагогическая культура адыгов в воспитании у 71 школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования

2.4. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных 109 отношений в национальной школе

Выводы по главе

Глава UI. Двуязычное образование как фактор воспитания у 135 школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений

Выводы по главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования"

Актуальность темы исследования. Анализ преобразований, происходивших в последнее время в Российской Федерации, на Северном Кавказе и, в частности, в Кабардино-Балкарской Республике, к сожалению, свидетельствует о том, что кризис, который переживают экономика, наука, культура, экология, правопорядок не миновал и систему образования. Естественно, что выход из сложившейся ситуации невозможен без положительных комплексных изменений во всех областях деятельности общества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 5. п.2) и Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 9) субъектам Федерации передана компетенция определения и осуществления образовательной политики, разработки и реализации программ развития образования с учетом национальных и региональных особенностей, установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. В этих условиях особую актуальность приобретает воспитание школьников в системе образования, в частности воспитание у них патриотизма и культуры межнациональных отношений.

В Программе развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы [23], принятой Минобразованием России в 1999 году, говорится о необходимости воспитания у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, а Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Правительством Российской Федерации, среди основных целей и задач указывает, "что система образования призвана обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; • формирование культуры мира и "межличностных отношений" [16, 14-15].

Северный Кавказ - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На его территории проживают десятки народов, каждый из которых обладает древней, яркой и самобытной культурой, уникальным педагогическим опытом, накопленным веками в тяжелейших условиях выживания, опытом, который постоянно обогащался на основе взаимовлияния их культур. Понятно, что современные общественно-политические процессы в республиках Северного Кавказа невозможно представить без активного этнокультурного взаимодействия народов, осуществляющегося на самых разных уровнях, в различных формах и направлениях.

В последние годы стало совершенно ясно, что развитие межнациональных отношений в республиках Северного Кавказа происходит не однолинейно. При общей их положительной доминанте выявились очевидные трудности и даже трагические противоречия. Последние породили проблемы, вставшие ныне в полный рост перед учеными-обществоведами, и не только перед ними. Возникли новые, весьма острые проблемы и у педагогов, решение которых имеет исключительное, судьбоносное значение.

В условиях многонационального государства особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, связанных с развитием и функционированием национальных языков и национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т.д. [183, 37].

Важным исследовательским направлением по проблемам воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений является выявление роли и возможностей этнопедагогики в условиях двуязычного образования. В решении этой актуальнейшей задачи нами учитывается, что по-лиэтничность на Северном Кавказе имеет вековые корни, а межнациональные контакты всегда составляли важнейшую сторону этнической истории и органичную часть этнопедагогики народов данного региона.

При исследовании избранной проблемы мы приняли во внимание и другое обстоятельство. В настоящее время, как никогда ранее, высок общественный интерес к историческому прошлому народов, и в частности к их этнопе-дагогической культуре. И это понятно. Чем выше уровень развития нашего общества, наш научный и культурный потенциал, тем настоятельнее и острее ощущается необходимость осмыслить педагогический опыт в интегральной логике и связке далекого прошлого и настоящего. Понятно, что осмысление и использование этого комплексного опыта имеет и прагматическое значение.

Проблема использования этнопедагогики и двуязычия в образовании, в частности в общеобразовательных учреждениях, всегда была актуальной для отечественной педагогики. В современных же условиях ее актуальность возросла. Интерес к ней во всех республиках Северного Кавказа необыкновенно велик, причем этот интерес все время растет, по этой проблематике ведутся широкомасштабные и глубокие исследования.

Адыги, как и другие народы, всегда уделяли серьезное внимание воспитанию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений. Об этом писали адыгские общественные деятели: К. Атажукин, У. Берсей, А. Кешев, Ш. Ногмов, Б. Пачев, П. Тамбиев, Хан-Гирей и др. Внимание этой проблеме уделяли иностранные авторы, побывавшие на Кавказе в разное время и с разными целями: Абри де ла Метрэ, Дж. Белл, М. Броневский, Ф.Дюбуа де Монпере, Дж. Интериано, А. Ламберта, Т. Лапинский, Дж. Лук-ка, Дж. Лонгворт, Т. де Мариньи, Я. Потоцкиий, Ж. Тавернье и другие. Часть материалов этих авторов опубликована в книге "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв."[26].

В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых В.Ф. Афанасьева, Б.Х. Бгажнокова, К.И. Бузарова, З.П. Васильцевой, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, М.Г. Загазежева, А.Э. Измайлова, С.С. Киржинова, Э.Л. Коджесау, В.В. Ма-каева, Г.М. Мамбетова, М.А. Мамхеговой, С.Х. Мафедзева, М.А. Меретуко-ва, Ш.А. Мирзоева, Ю.К. Намитокова, Я.И. Ханбикова, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова, З.Я. Якубова и других.

В осмыслении теоретических положений двуязычного образования большую помощь автору оказали труды зарубежных и отечественных ученых (Л. Балкон, В. Гумбольдт, Дж. Камминс, В. Ламберт, У. Макки, Дж. Несбитт, В. Пенфильд, Дж. Ронжат, О. Саер, М. Сигуан, Р. Тотине, Дж. Фишман, П. Эбурдин; Е.М. Верещагин, В.Г. Гак, М.Н. Губогло, Ю.Д. Дешериев, И.А. Зимняя, М.М. Михайлов, Ю.Ю. Михальченко, В.М. Солнцев, Ф.П.Филин, Н.М. Шахнорович и другие). Отдельные вопросы двуязычного образования отражены в публикациях адыгских ученых З.У. Блягоза, А.Х. Загаштокова, Ю.С. Кимова, Х.Х. Сукунова, Х.Г. Тхагапсоева, А.Ю. Шадже, М.Х. Шхапа-цевой и других. Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов, отметим, что вопросы воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений средствами этнопедагогики в условиях двуязычного образования в их работах специально не рассматривались или рассматривались частично, так как авторы не ставили перед собой такой задачи.

Не все аспекты данной проблемы изучены с достаточной полнотой и основательностью. К числу вопросов, которые до сих пор не стали предметами специального исследования, относится и вопрос об эффективных путях использования этнопедагогики и двуязычного образования в системе патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений, хотя в его исследовании нуждается реальная практика общеобразовательной (национальной) школы.

Сегодня налицо потребность в осмыслении и обобщении уже накопленного положительного опыта национальной школы, в определении возможных путей его совершенствования, в конкретных рекомендациях по совершенствованию системы патриотического воспитания и формированию культуры межнациональных отношений школьников средствами народной педагогики и возможностями, создающимися двуязычным образованием, рекомендациями этнопедагогики. Указанные основания и мотивы обусловили выбор темы настоящей диссертационной работы.

Проблема исследования состоит в выявлении идей, роли и возможностей адыгской этнопедагогики в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования и в определении оптимальных путей реализации этих возможностей.

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать роль и возможности этнопедагогики и двуязычия в воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений у учащихся общеобразовательных учреждений; выявить идеи и особенности их использования в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнационального общения в структуре общей системы интегрально смоделированной логики.

Объект исследования - процесс воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования.

Предмет исследования - адыгская этнопедагогика и двуязычное образование, их место и роль в общей системе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений у школьников в контексте интегральности.

Гипотеза исследования - этнопедагогика и двуязычное образование в органичной взаимосвязи могут эффективно влиять на формирование у школьников патриотического сознания, чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений в том случае, если они используются целенаправленно, системно в общем комплексе учебно-воспитательной работы, в постоянной, систематической совместной работе школы, семьи и общественности, при продуманном накоплении положительного опыта и его распространении.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования автором были поставлены следующие задачи:

• раскрыть содержание, задачи и возможности этнопедагогики и двуязычного образования в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в новых социально-экономических условиях;

• показать актуальность выявления роли этнопедагогики и двуязычного образования в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений для современной отечественной педагогики и школы;

• выявить и проанализировать опыт общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики по исследуемой теме;

• на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса предложить научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование учебно-воспитательной работы национальной школы.

Методологическая основа исследования. Основными теоретико-методологическими принципами исследования являлись положения диалектики о единстве и связи нового со старым, целостном изучении историко-педагогических явлений, единстве и взаимосвязи объективного и субъективного, о связи исторического и логического, раскрытие современных прогностических результатов исследования. В своем исследовании мы руководствовались концептуальными положениями и идеями основоположника этнопедагогики, академика РАО Г.Н. Волкова.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

• изучение и научный анализ литературных источников, монографий, научных трудов по педагогике, нормативных правовых и директивных документов по проблеме;

• сравнительный анализ статистических данных;

• педагогическое наблюдение за работой школ, учителей и учащихся;

• подготовка и проведение опытно-экспериментальных технологий по исследуемой проблеме;

• наблюдение, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

• изучение опыта работы школ, передовых педагогов - практиков.

База исследования: Хамидиевская и Ново-Хамидиевская средние школы Терского района КБР, в которых диссертант работал в качестве директора школы 20 лет; другие общеобразовательные учреждения Кабардино-Балкарской Республики; комиссия по образованию, науке, культуре и охране здоровья Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1975-2001 гг. и включало в себя три этапа:

1 этап (1975-1994гг.) - изучение и анализ научно-педагогической и методической литературы, разработка и апробирование планов и мероприятий по внедрению в образовательный процесс элементов народной педагогики, исследованию роли двуязычия в национальной школе; поиск эффективных путей использования адыгской этнопедагогики в условиях двуязычного образования с целью воспитания у учащихся патриотических чувств и высокой культуры межнационального общения, определение основных направлений дальнейшей работы по исследуемой проблеме;

2 этап (1994-1999 гг.) - изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ имеющегося в республике комплекса проблем по изучаемой теме; участие в работе различных районных и республиканских семинаров, совещаний и конференций по актуальным проблемам использования этнопедагогики и двуязычного образования в обучении и воспитании школьников; организация опытно-экспериментальной работы; участие в разработке и принятии республиканских нормативных правовых актов, закрепляющих место и роль этнопедагогики и двуязычия в деятельности национальной школы, в подготовке и проведении парламентских слушаний (г. Нальчик) по проблемам использования двуязычия и этнопедагогики в образовании.

3 этап (1999-2001гг.) - обобщение результатов исследования и формулирование выводов, рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые поставлена и решена проблема целостного изучения роли этнопедагогики и двуязычия в воспитании у учащихся общеобразовательных учреждений патриотизма и культуры межнациональных отношений; на основе анализа материалов адыгского народного творчества получены новые знания об идеях и опыте патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений в адыгской этнопедагогике; определены основные пути и условия использования идей и опыта адыгской этнопедагогической культуры в воспитании у учащихся национальной школы патриотизма и культуры межнационального общения в условиях двуязычного образования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщен и систематизирован материал о роли этнопедагогики и двуязычия в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений, что существенно обогащает и расширяет имеющиеся представления о возможностях общеобразовательных учреждений в решении данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в процессе исследования, могут быть полезны для новых работ по этнопедагогике и двуязычному образованию, для совершенствования практической деятельности национальной школы. Фактический материал и положения диссертации могут быть использованы при составлении учебников, и учебных пособий по педагогике для педагогических учебных заведений, явиться основой спецкурса по педагогике, использоваться в системе повышения квалификации учителей, обновлении содержания педагогического образования, работе учителей и классных руководителей по повышению качества учебно-воспитательной работы. Исследование дает возможность обогатить содержание образования по предметам культурологического цикла. Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются: • методологически выверенным подходом, многолетней практической работой и наблюдениями автора, тщательным отбором фактического материала и документов;

• логически обоснованным построением всего исследования;

• сочетанием теоретических и экспериментальных методов, представляющих систему, дополняющих друг друга методик;

• проведением опытной апробации в практике обучения и воспитания, а также использованием статистической обработки результатов эксперимента, повышающих его надежность.

Основные положения, выносимые на защиту:

• воспитание у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений как актуальная проблема педагогической теории и практики на современном этапе демократического преобразования России;

• идеи и опыт воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в адыгской народной педагогике и возможности их использования в современном школьном образовании;

• принципы, формы и методы изучения национальных традиций воспитания, народных педагогических систем в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений;

• этнопедагогическая культура адыгов как эффективное средство воспитания у школьников патриотизма и культуры межнационального общения в условиях двуязычного образовательного пространства;

• практические рекомендации по использованию этнопедагогики в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях государственного двуязычного образования.

Апробация и внедрение в практику результатов и выводов исследования. Основные идеи и полученные результаты исследования обсуждались на парламентских слушаниях "Об основах культурной политики Российской Федерации и защиты русского языка" (г. Москва, 1995г.), "О ходе реализации Государственной программы развития языков народов Кабардино-Балкарской Республики" (г.Нальчик, 1998г.), "Проблема законодательного регулирования процесса сохранения единого образовательного пространства в России на примере Северо-Кавказского региона" (г. Ростов - на - Дону, 1999г.), республиканских научно-практических конференциях и семинарах "Проблемы разработки национально-регионального компонента гуманитарного образования в школах КБР" (г. Нальчик, 1998г.), "Проблемы совершенствования качества учебной литературы для национальных и многонациональных школ КБР" (г. Нальчик, 1998г.), "Актуальные вопросы воспитания личности в современных условиях" (г. Нальчик, 1999г.). Материалы исследования обсуждены и положительно оценены также на районных и республиканских педагогических чтениях, заседаниях кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета, Адыгейского государственного университета, ученого совета ИПК КБГУ, нашли отражение в республиканских законах и программах, используются в работе общеобразовательных учреждений республики. Результаты исследования и опыт работы общеобразовательных учреждений республики освещались на страницах педагогических журналов и газет.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

1. Фундаментальным основанием и источником обновления современной адыгской национальной школы является адыгская народная педагогика.

2. Изучение, возрождение и развитие традиций народов (в том числе и адыгского народа), способствующих воспитанию у школьников чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, по прежнему сохраняет свою актуальность, которая находит подтверждение в федеральных нормативных правовых документах: в Программе развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы (1999 г.), Национальной доктрине образования (2000 г.), программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"(2001г.).

3. Разработаны, приняты и успешно реализуются республиканские нормативные правовые акты [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19], способствующие активному использованию возможностей этнопедагогической культуры народов и двуязычного образования в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений.

4. Выявлены новые направления в изучении и практическом использовании этнопедагогической культуры адыгов, которые создали благоприятные условия не только для ее возрождения, но и для формирования у учащихся, учителей и родителей чувства собственного достоинства и культуры межнационального общения, проявляемые в массовых народных праздниках, широко и результативно проводимых во всех районах Кабардино-Балкарской

Республики по предложенной автором методике.

Необходимо активнее вовлекать педагогов-новаторов в исследовательскую процедуру, создавать экспериментальные площадки на базе школ республики. Вдумчивое, постоянное использование прогрессивных традиций адыгской народной педагогики, привлечение к этой работе родителей учащихся и общественности делает процесс воспитания масштабнее, эффективнее, помогает педагогам строить работу на основе принципа природосооб-разности, внимания к внутреннему миру ребенка, его индивидуальности.

5. Идеи и опыт воспитания адыгов имеют много общего с педагогикой других народов Северного Кавказа. Наиболее выразительные из них переходят свои национальные границы, становятся общим достоянием, тем самым, обогащая сокровищницу общей, гуманистической, педагогической культуры.

Принципы, формы и методы изучения национальных традиций воспитания, народных педагогических систем в воспитании школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях государственного двуязычного образования - предмет особого к ним интереса педагогов-практиков, родителей и общественности. Однозначных решений по данной проблеме для всех регионов России, как показало наше исследование, нет и быть не может.

6. Внедрение достижений народной педагогики в школьную практику осложняется недостаточной разработанностью проблемы. Недооценка народных образовательных традиции приводит к снижению уровня образованности и воспитанности учащихся. Народная педагогика не утратила своей ценности и в настоящее время, так как, говоря словами выдающегося педагога К.Д. Ушинского, ."школьное воспитание живым далеко не представляет всего воспитания народа. Только народное воспитание является живым органом в процессе народного развития" [196, 121].

7.Народная педагогика существует в национальной форме, воспитание осуществляется в народе через родной язык, родное слово. Двуязычное образование обеспечивает оптимальное развитие, мышление, доступ к различным источникам культуры и высокий уровень межнационального общения. Оно -лучшее средство обеспечить высокий уровень учебно-воспитательного процесса, действенный путь и средство воспитания школьников в духе взаимопонимания и взаимоуважения народов. Развитие гармоничного национально-русского и русско-национального двуязычия и многоязычия безгранично расширяет возможности образования и самообразования учащихся, взаимного обогащения языков и культур, укрепления взаимного уважения и доверия между народами.

8. Исследование создало предпосылки для разработки учебно-методического комплекта, направленного на эффективное решение задач воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образовательного пространства.

Теоретические и практические рекомендации:

1. Решение проблемы организации педагогической работы в адыгской национальной школе с опорой на прогрессивные национальные традиции, способствующие воспитанию у школьников патриотизма и культуры межнационального общения, требует серьезной психологической и методической подготовки учителей и руководителей школ. Программы, учебники, научно-методические издания должны быть разработаны с учетом социального статуса языка. Нужны многовариантные программы, рассчитанные на разный уровень владения языком.

2. В глубокой проработке нуждаются проблемы нормативно-правовой, кадровой и материально-технической базы функционирования и развития трехкомпонентного содержания образования.

Существует потребность более глубокой разработки на федеральном уровне Концепции содержания национально-регионального компонента общего образования, которая придаст национальным школам целостность и сохранит единое образовательное пространство России.

3. Необходимо оказывать научно-теоретическую, программно-методическую, информационную поддержку учителям и воспитателям школы, направленную на развитие их умения выстраивать и реализовывать технологию воспитания у школьников чувства патриотизма и высокой культуры межнационального общения в условиях двуязычного образования.

4. Важно учитывать профессиональные и личностные качества учителя национальной школы, а также соционормативную и этнопедагогическую культуру адыгов, указанные в исследовании.

5. По возможности использовать предложенную в работе технологическую карту включения адыгского национального компонента в содержание образования (1-11 классы).

6. Создать научно-методический центр по разработке авторских программ и учебных пособий с целью оказания помощи учителям школы, в организации экспериментальной работы.

Положительные результаты проведенного исследования, апробация и внедрение его основных выводов и педагогических рекомендаций в практику воспитания свидетельствуют о том, что умелое использование указанных научно-методических процедур и целенаправленная организация образовательно-воспитательной работы по предложенным технологиям и модели позволяют добиваться эффективных педагогических результатов.

Таким образом, результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования подтверждают научную правомерность выдвинутой нами гипотезы. Вместе с тем, видится необходимость продолжения исследований других аспектов проблемы в целях дальнейшего повышения продуктивности процесса воспитания у школьников патриотического сознания, чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях государственного двуязычного образования.

Для этнопедагогической системы образования, по утверждению академика РАО Г.Н. Волкова, важнейшим руководством является формула, могущая быть условно названной "золотой": без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа [61, 82]. Данная формула свидетельствует о том, что национальное в образовании не может быть выше общечеловеческого, как невозможно, чтобы единичное, частное было важнее общего, целого. Мы исходим из того, что национальная культура в той мере прогрессивна и способна к развитию, в какой усваивает ценности мировой и братских культур. Вместе с тем, развитие национальной культуры должно идти опережающими темпами, иначе неизбежны подчинение чужой (а то и чуждой народу) культуре, заимствование, подражательство, примитивизм во многих сферах жизнедеятельности.

Только прогрессивные, демократические элементы народной педагогики и могут быть использованы в целях дальнейшего развития педагогической культуры, воспитания у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений. Все это станет возможным при умелом использовании накопленного педагогического опыта двуязычного образования.

Настоящая работа не претендует на исчерпывающее исследование народного опыта воспитания адыгов и всех имеющихся проблем двуязычного образования. Многие вопросы идейного богатейшего наследия народов, а также положительный опыт двуязычного образования могут и должны стать предметом новых историко-педагогических исследований. Материалы исследования, на наш взгляд, могут быть использованы и в других национальных регионах России, где эта проблема еще не нашла научного обоснования и практического решения. Вместе с тем, тема диссертационной работы не исчерпана. Ряд острых проблем обучения и воспитания школьников требует дальнейшего научного разрешения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя и обобщая результаты проведенных исследований по использованию идей и опыта адыгской народной педагогики в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образовательного пространства, можно сделать следующие краткие выводы, дать теоретические и практические рекомендации как для педагогической науки, так и для педагогической практики.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дадов, Исмел Абузерович, Майкоп

1. Конституция Российской Федерации, С-Пб, ст. 5; ст. 14; ст. 38; ст. 43; ст. 68; ст. 72.

2. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, Нальчик: "Эль-Фа", 1997, ст. 1; ст. 5; ст. 14; ст. 46047; ст. 76.

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 года). Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, 3 47, ст. 5431.

4. Закон Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1994 (новая редакция принята от 20 февраля 1997 года), с. 105-165.

5. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О языках народов РСФСР". Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №50, с. 1740.

6. Закон КБР "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1995, с. 171-183.

7. Закон КБР "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1997, с. 188-198.

8. Закон КБР "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1996, с. 355-374.

9. Закон КБР "О библиотечном деле". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1997, с. 503-521.

10. Закон КБР "О средствах массовой информации и издательской деятельности". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1996, с. 52-86.

11. Закон КБР "О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1999, с. 99-103.

12. Закон КБР "Об охране памятников истории и культуры". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1999, с. 730-750.

13. Закон КБР "О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской Республике". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1999, с. 751-776.

14. Закон КБР "О науке и государственной научно-технической политике". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1996, с. 199-221.

15. Закон КБР "О присвоении государственным и муниципальным организациям имени известного деятеля". Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1999, с. 536-538.

16. Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации //Народное образование, № 2, 2000, с. 14-15.

17. Европейская Хартия региональных языков и языков национальных меньшинств от 5 ноября 1992, ст. 1, 3 //Панорама-форум, 1996, №4, с.122-123.

18. Федеральная целевая Программа "Русский язык". Собрание законодательства РФ, 1996, №32, с. 3925.

19. Государственная программа развития языков народов КБР. Сборник законов и постановлений Парламента КБР, Нальчик, 1996, с. 225-243.

20. Послание Президента КБР Парламенту Кабардино-Балкарской Республики в 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 гг.

21. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1946г., ст. 110, 111 //Международное право в документах. М., 1982, с. 196-227.

22. Федеральная Программа развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы. //Народное образование, №1, М. 2000, с.236-259.

23. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".

24. Абакарова Р.К. Интернационализм и формирование добрых человеческих отношений между учащимися. //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы 1 Международного конгресса 11-14 сентября 1996г. Пятигорск, 1996, с. 72-73.

25. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия //Этнополис. 1995, №2, с. 19.

26. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. /Сост., коммент., вступительная статья В.К. Гарданова. Нальчик: Эльбрус, 1974, 634 с.

27. Адыгэ псалъэжьхэр. Налшык, 1994, 324 с.

28. Азадовский М.К. Проблемы фольклора //Народное творчество. Л., 1939, с. 27-30.

29. Акритас П.С. Аграрный праздник в Кабарде //УЗКБНИИ, Нальчик, 1948, т. 4, с. 265-269.

30. Алексеев В.П. Нескончаемая даль этноса //Знание -сила, 1987, № 12.

31. Алексеева Е.П. Материальная культура черкесов в средние века //Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1963. Вып. 4.

32. Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996г.

33. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969, с. 8-12.

34. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм. СЭ, 1978, № 2, с. 3-14.

35. Арутюнов С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре //Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978, с. 103-109.

36. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция //СЭ. 1981. № 2.

37. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979, с. 101.

38. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М„ 1982.

39. Багъ Марьям. Щхьэлыкъуэдэсхэм я 1уэры1уатэ (Фольклор шалушкинцев). Налшык, 2000, н. 3-184.

40. Бакь Зерэ. Иджыри зэ бзэм теухуауэ //Адыгэ псалъэ, 2000, мэлыжьыхьым (апрелым) и14.

41. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978, с. 5-149.

42. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: "Эль-Фа", 1999, с. 3-96.

43. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990, с. 90-99.

44. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990.

45. Блягоз З.У. Контактирование русского и родного языков в условиях двуязычия. Ростов-на-Дону, 1976.

46. Блягоз З.У. Адыгейско-русское двуязычие. Майкоп, 1982.

47. Блягоз З.У. Двустороннее двуязычие: истоки, принципы, подходы //Образование города на пути к XXI веку. Выпуск 1, Майкоп, 2000, с.42-48.

48. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987.

49. Бузаров К.И. Этнопедагогическая культура в структуре поликультурной образовательной модели //Образование города на пути к XXI веку. Выпуск 1, Майкоп, 2000, с.49-58.

50. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, примеры, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник, СПб, 1890, с. 301.

51. Васильцева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983, с. 20-21.

52. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, 1994.

53. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969, с. 3-8, с. 140.

54. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1973.

55. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JI., 1940, с. 57.

56. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926, с. 5-9.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974, с. 7-8.

58. Волков Г.Н. Мы озабочены единым словом "Человек"., Народное образование, № 5, 1997, с. 78-82.

59. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1956, с. 11-12.

60. Волков Г.Н. Этнопедагогика, М., 1999, с. 3.

61. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. Москва. Издательство УРАО, 1999, с. 193.

62. Гак В.Г. Аспекты языкового регулирования. Сб. национально-языковые проблемы. М., 1990, с.138.

63. Гашимов A.11I. Азербайджанская народная педагогика, Баку, 1970.

64. Гершунский Б.С. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI века. М., 1996.

65. Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у школьников //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы 1 Международного конгресса 11-14 сентября 1996г., Пятигорск, 1996, с. 66.

66. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1995, 159 с.

67. Горький М. Собр соч. в 30-ти томах, т. 24. М., 1953, с. 493.

68. Горький М. Собр соч. в 30-ти томах, т. 27. М., 1953, с. 342.

69. Губаева Т.В., Малков В. Государственный язык и его правовой статус. //Государство и право, 1999, №7, с. 6.

70. Губогло М.Н. Этнодемографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик СССР в конце 80-х начале 90-х годов //Отечественная история. 1993, № 1. с. 64.

71. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985, с. 378.

72. Гумилев JI.H. Ритмы Евразии. М., 1993, с. 16-17.

73. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

74. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1974, с. 3145.

75. Гугов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик: Эльбрус, 1998. с. 3-123.

76. Дадов И.А. Национальной школе нужен двуязычный учитель //Газета Юга, 11 ноября 1994.

77. Дадов И.А. Нацию без школы не возродить //Терек, № 19, 20, 21, 1995.

78. Дадов И.А. О ходе реализации Государственной программы развития языков народов КБР // Доклад на парламентских слушаниях 21 апреля 1998г. Хасэ, № 20, 24 сентября 1998 г.

79. Дадов И.А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений. Педагогика, № 4, 2000, с.26-30.

80. Данилевский. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. M., 1851, с. 213214.

81. Джандар Б.М. Система нравственного воспитания в адыгской народной педагогике //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы II Международного конгресса 15-20 сентября 1998г. Пятигорск, 1998, с. 22-23.

82. Дешериев Ю.Д. Протченко И.Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия. В кн.: Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972, с. 38.

83. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта (второе издание). Владикавказ, 1997, с. 221.

84. Драгунский Д.В. Макрополитика (Заметки о детерминантах национального поведения) //Политические исследования, № 5, 1995.

85. Жылау Нурбий. Щэнгьасэ (Воспитание характера на народных традициях). Налшык, 1995.

86. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике, Нальчик, "Эльбрус", 1996, 167 с.

87. Загаштоков А.Х. Проблема языка обучения и поликультурное образование. //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы II Международного конгресса 15-20 сентября, Пятигорск, 1998, с. 25-26.

88. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989, с. 13.

89. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы //Социально-политический журнал, № 4, 1993, с. 3-11.

90. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., Педагогика, 1991, с. 76.

91. Информация министра образования и науки Кабардино-Балкарской Республики на парламентских слушаниях "О ходе реализации Программы развития языков народов КБР" от 21 апреля 1998 года.

92. Кабардинская эпическая поэзия. Нальчик. 1956, с. 100-101.

93. Казанов Х.М. Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов). Нальчик: Эльбрус, 1993,256 с.

94. Карапетян JI. Грани суверенитета и самоопределения народов. //Государство и право, 1993,№ 1, с. 13-22.

95. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Шестой симпозиум.

96. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России. М., 1997, кн. 2, ч. 1, с. 15.

97. Кимов Ю.С. К вопросу о языке обучения в национальной школе. //Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности. Тезисы докладов и выступлений на региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1993, с. 105-106.

98. Кимов Ю.С. К вопросу об условиях решения проблемы языка обучения в национальной школе. //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы Н Международного конгресса 15-20 сентября. Пятигорск, 1998, с. 123-124.

99. Киржинов С.С. О народном воспитании адыгов.//УЗАНИИ. 1974, т. 17, с. 494-504.

100. Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа //УЗАННИИ. Майкоп, 1968, т. 8, с. 265-298.

101. Коков В.М. Кабардино-Балкария должна стать полноправным субъектом Союзного договора//Кабардино-Балкарская правда, 1991, 14 августа.

102. Коков В.М. Концепция непрерывного образования в Кабардино-Балкарской Республике //Доклад Президента КБР Кокова В.М. на региональной научно-практической конференции 11 декабря 1998 г. Кабардино-Балкарская правда от 15 декабря 1998 года.

103. Комарова Г.А. О понятии "этнопедагогика" в советской этнографической и педагогической науке. //Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.

104. Комментарии к Закону Российской Федерации "Об образовании". М.: Юристъ, 1998, с. 19, с. 49-50, с. 53-55.

105. Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации. М.: Известия, 1993, с.3.8.

106. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? //Иностранная литература. М., 1968, №9, с. 228.

107. Концепция воспитания учащейся молодежи. //Педагогика, 1993, № 3-4, с. 17.

108. Корчак Я. Как любить детей. М., 1973, с. 13.

109. Красовицкая Т.Ю. Национальная школа: концепция и технология развития. //Доклады и материалы международной конференции, Якутск, 1993, с. 40.

110. Крупное Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.

111. Кудаев В.Ж. Курсом политических преобразований. Нальчик: "Эль-фа", 1999.

112. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.

113. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика. //Народное образование. М., 1999, № 1-2, с. 86-90.

114. Лавров Л.И. Культура и быт народов Северного Кавказа в ХШ-ХУ1 вв. //История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981.

115. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 23, с. 425.

116. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992г.

117. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. //Педагогика. М., 1997, с. 54.

118. Магидов Ш.Г. Сближение наций, содружество языков. Нальчик, 1982, с. 3-229.

119. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968, с. 3-568.

120. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978, с. 3-392.

121. Макаев В.В., Малькова З.Н., Супурнова JI.JI. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. //Педагогика. 1999, № 4.

122. Макаренко A.C. Собр. соч., т. 4, М., 1957, с. 398.

123. Максидов A.A. Хапцей, Пшичо, Азапшей. Фамильная энциклопедия. Нальчик, 1997, с.5.

124. Мамбетов Г.Х. Адыгская народная педагогика о нравственном воспитании //Мир на Северном Кавказе через языки, культуру. Тезисы I Международного конгресса 11-14 сентября 1996, с. 44-46.

125. Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1975.

126. Мамбетов Г.Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием. //УЗКБНИИ. Нальчик, 1967, с. 161-185.

127. Мамхегова P.A. Очерки об адыгском этикете, Нальчик, Эльбрус, 1993.

128. Мамхегова P.A. Социальный статус родного языка как основа выживания для малочисленных народов. //Современные проблемы Кавказского языкознания и фольклористики. Тезисы докладов. Сухум, 1999, с. 56-57.

129. Мамхегова P.A. Язык живой памятник истории и культуры народа. //Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности. Тезисы докладов и выступлений на региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1993, с. 1Ö7-108.

130. Маремшаова И.И. К вопросу изучения этнического менталитета. Нальчик, 1999, с. 23.

131. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф., соч. т. 23, с. 7.

132. МафЬдз Сэрэбий. Адыгэхабзэ. Налшык, 1994, 351 н.

133. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов, Нальчик: "Эльбрус", 1991,254 с.

134. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале XX в. Нальчик, 1979, с. 3-202.

135. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984, с.3-170.

136. Мафедзов С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик, 1986, с. 3-142.

137. Меретуков К.Х. Топинимия как источник обогащения языков. //Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Тезисы докладов научно-практической конференции, 1 часть. Черкесск, 1994, с. 53.

138. Меретуков М.А. Культ очага у адыгов. // УЗАНИИ. Майкоп, 1968, т. 8, с.305-315.

139. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (XIX 70-е годы XX в.). Майкоп, 1987, с. 3-123.

140. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем. // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1976. Вып. 1, с. 3-123.

141. Мижаев М.И. Обычай адыгов и современность. Черкесск, 1980 (на черк. яз.), с. 3-128.

142. Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство. СПб, 1896, с. 3-4.

143. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. М., 1984.

144. Михайлов М.М. Двуязычие. Принципы и проблемы. Чебоксары, 1969, с.41.

145. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизованные разломы. //Вопросы философии, 1995,№ 1, с. 3-19.

146. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

147. Момов В. Норма и мотив поведения. //Вопросы философии, 1972, № 8.

148. Мудрые слова. Пословицы народов Кавказа. Нальчик, 1978, с. 3-78.

149. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1990.

150. Напоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978, с. 3-192.

151. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей. //Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп, 1957, Вып. 1, с. 20-35.

152. Национальные отношения. Словарь. М., 1997, с. 73-74.

153. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1958, 239 с.

154. Нэсбитг Дж. Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Пер. с англ. М., 1992, с. 164.

155. О недостатках в преподавании некоторых дисциплин в школах Кабардино-Балкарской Республики. Постановление бюро OK КПСС от 30 декабря 1968 г., № 21. Парт, архив: фонд I, опись 4. дело 28, с. 90-92.

156. Образование и педагогическая наука на путях обновления. Материалы к научной дискуссии. М., 1994, с. 45.

157. Образование: скрытое сокровище. Доклад международной Комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, ЮНЕСКО, 1997, с. 52, с. 133.

158. Педагогика (под редакцией П.И. Пидкасистого). М., 1995, с. 475, 484.

159. Педагогический процесс как культурная деятельность.//Материапы и тезисы Всероссийской научно-практической конференции 22-25 октября 1996 года. Самара 1996.

160. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад. 1983.

161. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. Ашхабад, 1980.

162. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). 2-е изд. испр. и доп. М., 1885, с. 368.

163. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 127, с. 247.

164. Президент вызывает к доске. Российская газета, 1997, 26 августа.

165. Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР, Москва, "Наука", 1979.

166. Развитие двуязычия в процессе обучения в национальной школе РСФСР. //Тезисы докладов научной конференции 11-13 мая 1976 г. Нальчик-Москва, 1976.

167. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. J1., 1984, с. 3-32.

168. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1958, 136 с.

169. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб, 1896, с. 15.

170. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие (Заруб, школа педагогики). М., Педагогика, 1990, пер. с англ., с. 7.

171. Сидельковский А.П. О диалектике народной и научной педагогики. //Социально-этнические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1985, с. 44-60.

172. Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике.// Уч. зап. СевероОсетинского пединститута, т. 23. Орджоникидзе, 1959, с.57-68.

173. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983, с. 3-263.

174. Соболев А. Детские игры и песни. Владимир, 1915, с. 48.

175. Соколов Ю.М. Очередные задачи русского фольклора. //Художественный фольклор. Инв. № 1.М., 1926, с. 21.

176. Солнцев В.М., Михальченко В.Ю. Языковая ситуация в СССР. Национально-языковые проблемы. М., 1990, с. 14.

177. Солопов Е.Ф. Патриотизм как общечеловеческая ценность И Национальные отношения. Словарь. М„ 1997, с. 141-143.

178. Сукунов Х.Х., Величук А.П. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа). Педагогика. М., 1997, № 4, с. 37-38, с. 43.

179. Супурнова Л.Л. Понятие поликультурного образования и его функции.//Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы И Международного Конгресса 15-20 сентября 1998. Пятигорск, 1998, с. 41-43.

180. Супурнова Л.Л. Этнический компонент сравнительно педагогических исследований //Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Карачаевск, 1996, с. 135-137.

181. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н. Волкову от 6 февраля 1967г. //Волков Г.Н. Этнопедагогика, с. 162.

182. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном сообществе //Педагогика. М., 1999, № 2.

183. Тузмухамедов Р.А. Права и свободы народов. Казань, 1995, с. 13.

184. Тульцова JI.A. Современные праздники и обряды народов СССР. М., 1985, с. 3-192.

185. Тхагапсоев Х.Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Нальчик, 1997, с. 111-112, с. 116-123.

186. Тхагапсоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы. Москва: Просвещение, 1997.

187. Тхагапсоев Х.Г. Поликультурное образование: проблемы целей и методов. //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы II Международного конгресса 1520 сентября 1998. Пятигорск, 1998, с. 43-45.

188. Тхаркахо Ю.А. Социологический аспект изучения государственных языков Республики Адыгея //Образование города к XXI веку. Выпуск 1. Майкоп, 2000, с. 97-103.

189. Унежев К.Х. Живут адыги на земле моей., Нальчик, 1992.

190. Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1948, с. 161, 482, 486-487, 558-560; т. 6, М.-Л., 1952, с. 300; т. 1,М., 1953, с. 121.

191. Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблема двуязычия и многоязычия //Проблема двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972, с. 13-25.

192. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопедагогики осетин //Изв. СевероОсетинского НИИ. Орджоникидзе, 1971, т. 28, с. 361-370.

193. Хакимов Р. Куда выходит Татарстан. Что важнее существование народа или целостность государства? //Независимая газета, 1992, 30 сентября.

194. Хан Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978, с. 3-333.

195. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967, с.16.

196. Харисов Ф. Национальная школа: пути развития //Народное образование, № 2, М., 2000, с. 70-73.

197. Хатаев Е. Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993.

198. Хатаев Е. Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000.

199. Шаймиев М. Основа полноценного развития общества; Харисов Ф. От Татарстана просвещенного к Татарстану процветающему //Народное образование, М., 1999, № 6.

200. Шахнорович A.M. Ранее двуязычие: психолингвистическая природа. Сб. Национально-языковые проблемы, 1990, с. 63.

201. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., Политиздат, 1989.

202. Шилер М. Формы знания и образования: пер. с нем. У/Человек, 1992, №5, с. 59-80.

203. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: состояние и перспективы //Высшее образование в России, 1995, № 4, с. 3.

204. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. "Круглый стол". //Педагогика, 1999, № 23.

205. Шоров И.Н. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989, с. 4, 95, 325.

206. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный педагогический институт, 1977, с. 11.

207. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный педагогический институт, 1987.

208. Шоров И.А. Народная педагогика адыгов о факторах, влияющих на формирование личности //Проблемы обучения и воспитания в сельской национальной школе. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный педагогический институт, 1976.

209. Шхапацева М.Х. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в Республике Адыгея //Вестник АГУ. Майкоп, 1998, №2.

210. Экба Н.Б. Некоторые особенности развития двуязычия у учащихся на материале абхазо-адыгских языков. //Пути развития национально русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М.: Наука, 1979, с. 316-322.

211. Barth F. (ed) Ethnic Croups and Boundaries. Boston, 1969.

212. GurrT. Minorities at Risk. Washington, 1993.

213. Lespace educatif. H., 1992, p. 172-173.

214. Mason P. Patterns of Dominance. L., N. Y., Toronto, 1970.

215. Moynihan P. The Idea of Law in the Conduct of Nation. In: Loyalltils, N.-Y., 1984.

216. Naqel, J. The Political Constructtion of Ethnicity. In: Olzak S., Naqel J. (eds) Competitive Ethnic Relations. N.-Y., 1986.

217. Nash M. The Cauldron of Ethnicity in the Modern World. Chicago, 1989. Newsletter. 1992, № 5, p. 3-10.

218. Olzak S. The Dynamics of Ethnic Competion and Conflict. Stanford, 1992.

219. White Paper on Education and Training Teaching and Learning Society. Strasbourg, 1995.

220. World Conference on Education for All. N.-V., 1990.