Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Аксиологические основы экологического образования студентов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Санфирова, Ольга Владиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Кемерово
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Аксиологические основы экологического образования студентов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Санфирова, Ольга Владиславовна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Роль и значение экологического образования в высшей школе.

1.1. Сущность и структура экологического образования: постановка проблемы.

1.2. Исторический анализ российского образования и его экологической составляющей

1.3. Особенности формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Педагогические условия формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

2.1. Реализация эколого-культурного подхода к формированию аксио -логических основ экологического образования.

2.2. Реализация педагогической модели формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

2.3. Использование педагогических технологий для формирования аксиологических основ экологического образования.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Аксиологические основы экологического образования студентов"

Растущая опасность надвигающейся экологической катастрофы, которая в настоящее время стала предметом особого внимания как теоретических, так и прикладных исследований, предельно актуализирует задачи, стоящие перед экологическим образованием. Как отмечается в ряде научных работ, экологическая катастрофа из мрачного прогноза превращается в неотвратимую реальность. Вопрос состоит не в том, как ее избежать, но, по возможности, смягчить ее действие, затормозить лавину техногенных и культурогенных последствий всего того, к чему привела нашу Планету современная цивилизация [49, с. 7 - 9]. Если представители технических и биологических наук могут в условиях надвигающегося экологического кризиса создать эффективные способы выхода из сложившейся ситуации на технологическом, инструментальном уровнях, то в рамках педагогической науки в настоящее время возможен иной, более продуктивный и перспективный способ ее решения посредством формирования ответственного, ценностно-ориентированного отношения к природному миру.

Актуальность развития экологического образования в системе высшей школы определяется динамичными процессами экологизации науки, культуры, экономики и политики.

Анализ исследований развития инноваций в системе экологического образования (Р. Атфилд, Л.С. Глушкова, Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачев, Т.Б. Невзорова, Б.Г. Уканеев и др.) показал, что их содержание и структура предопределены рядом проблем и противоречий общеметодологического и педагогического характера.

В числе общеметодологических проблем необходимо отметить противоречия, существующие между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся потребительским отношением к природе и ее богатствам с одной стороны и между необходимостью изменения содержания и сущности экологического образования и отсутствием разработанной системы формирования его аксиологических основ.

Указанные проблемы глобального характера усугубляются рядом противоречий, характерных для системы образования на современном этапе ее развития, возникших между:

• существующей системой развития экологического образования и необходимостью формирования новых ценностных ориентаций в отношениях человек - природа;

• наличием интеграционных процессов в экологическом образовании и отсутствием необходимого программного обеспечения;

• наличием инновационных процессов в практике экологического образования и отсутствием достаточного уровня подготовленности учителя массовой школы к осуществлению экологического образования;

• острой социальной потребностью воспитания ценностно-смыслового отношения к природе и потребительской сущностью современной индустриальной цивилизации и др.

Существующие противоречия все отчетливее находят свое отражение и на уровне личности. Личность, воспитанная обществом, где господствует лишь потребление, а не созидание материальных и духовных благ, не способна выработать ответственное отношение к окружающему природному миру.

Длительное время господствующее потребительское отношение к природе привело к разрушению того, что накапливалось тысячелетиями, наследовалось и приумножалось предшествующими поколениями. Многие традиционные ценности по отношению к системе разумного природопользования были забыты. В современной педагогической деятельности в качестве важнейшей стоит проблема сформировать педагогическую систему развития экологического образования, направленную не на разрушение, а на созидание комфортной для человека и безвредной для природы среды обитания. Человек, обладающий ценностно-ориентированным мировоззрением не способен разрушать окружающую природу. Для того чтобы более отчетливо представить себе значимость постановки и решения аксиологических основ экологического образования воспользуемся идеей В.Н.Сагатовского, [193, с. 11-14], который условно представил весь комплекс знаний, имеющихся в современном мире как взаимосвязанное, структурированное единство, отвечающее на следующие вопросы:

• Что является предметом воздействия человека, на что направлена его творческая преобразующая окружающий мир активность?

• Как, каким образом человек намерен изменять окружающий его мир, какие способы воздействия на природу, общество, самого человека, как часть природного мира и творение Бога он намерен использовать? Каков инструментарий его деятельности? Насколько он учитывает специфику объекта своего воздействия?

• Ради чего, с какой целью человек намеревается изменить, преобразовать окружающий мир?

Ответы на первые два вопроса дают науки естественно-научного, технического циклов, и в их ответе проблема ценностного отношения к миру при-I роды не является главной. Мир предстает для исследователя лабораторией, местом для проведения экспериментов с заранее запрограммированной целью. Когда же человек поднимается на ценностный уровень, он должен решить для себя важнейший вопрос - ради чего, с какой целью он намерен изменить окружающий мир? Именно на этом уровне возникают сложнейшие аксиологические проблемы. Активно действующий субъект призван определить для себя ценностную шкалу, которая позволила бы ему не только выстроить свою, зачастую субъективную иерархию ценностей, но, и что наиболее существенно, избрать ценностно-оправданный и осмысленный тип творческой деятельности, направленной не на разрушение, а на созидание.

Именно аксиологический подход к проблемам экологического образования во всем его единстве позволит наметить перспективные аспекты в разработке долгосрочной программы выхода из экологического кризиса. Основным звеном этой программы является целенаправленная деятельность по развитию аксиологических основ экологического образования будущих педагогов.

Соответственно и проблема содержания и сущности экологического образования имманентно детерминирована ценностно-смысловым полем культуры, в котором существует субъект. Органическая взаимосвязь экологического образования и культуры предполагает, что успех и эффективность этой деятельности определяется спецификой традиционного российского образования, которое и формирует традиционную отечественную школу. В целом, образование выступает как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации человеком своих сущностных сил, направленных на научное, познавательное, ценностно-смысловое и эмоциональное освоение мира. Под традиционным российским образованием мы понимаем сложившуюся, устойчивую систему образования, являющуюся, с одной стороны, основой действующей системы образования и, с другой стороны, способной включать в свое содержание новые подходы, не разрушающие ее доминантных основ.

Установление факта включенности современного образования в социокультурный контекст современного знания предполагает выявление той парадигмы, в которой возможно наиболее успешное решение поставленных задач. Три периода развития знания (классический, неклассический и постнекласси-ческий) определяют основные ныне существующие картины мира - классическую, неклассическую и постнеклассическую - и соответственно систему образования, которая в той или иной мере отражает их [72, с. 3 - 8]. Если система образования, выстроенная в соответствии с идеалами и нормами классической науки, функционирует как закрытая, тем самым лишенная способности к саморазвитию, то формирование современной модели образования связано с процессами интеграции, позволяющими выявить новые аспекты образования. При этом развитие интеграции опирается на холистские тенденции в понимании объективной реальности. Поэтому современное образование, не порывая со своими культурно-историческими доминантами, должно обеспечить интеграцию различных способов освоения мира и тем самым увеличить творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира. Решить эту проблему наиболее полно мы считаем возможным в рамках современной гуманистической педагогики.

В настоящее время можно выделить несколько подходов к содержанию и сущности экологического образования. Так, в работах ученых - экологов при рассмотрении проблемы экологического образования основное внимание обращается на экологическое просвещение, обучение способам и навыкам бережного отношения в окружающей природе (Б.Г. Алексеев, A.C. Волков, A.A. Гореликов, Ю.А. Израэль, Б.Г. Иоганзен, В.Е. Соколов и др.). Анализ научных позиций и педагогических установок этих ученых привел нас к необходимости анализа экологического образования исходя из научной позиции, согласно которой процесс экологического образования и воспитания наиболее успешно и эффективно осуществляется на основе культурно-исторических традиций (А.М. Адаменко, Э.В. Афанасьева, Б.А. Душкова, Е.М. Ковалева и др.).

Теоретическая рефлексия проблемы экологического образования, исходя из интегративного подхода к системе образования и воспитания, подробно анализируется в исследованиях Б.Т. Лихачева, В.П. Максаковского, JT.B. Моисеевой, О.И. Молдованова и др.

В учебных пособиях и программах, представленных в работах Б.А.Душкова, Д.А.Замятина и А.Н.Замятина, В.Н.Колуцкого, В.Н.Холиной и др. содержатся рекомендации, направленные, в той или иной мере, на формирование экологических знаний, умений, навыков студентов, но до сих пор отсутствует целостное, аналитическое рассмотрение заявленной проблемы исходя из традиций отечественной педагогики.

В настоящее время отсутствует научно обоснованная методологическая и методическая база включения ценностно-смысловых ориентиров в интегратив-ный воспитательно-образовательный процесс школы; не выявлена специфика целостного освоения учащимися духовно-нравственного опыта отношения к природе в отечественной культуре. Для теоретического осмысления ценностных оснований экологического аспекта образования мы обратились к работам философов, педагогов и культурологов, анализирующих проблемы ценностей (JI.A. Абрамова, Д.А. Леонтьев, Н.О. Лосский, Н. Розов, В.П. Тугаринов, М. Шелер, и др.).

Направленность современного воспитательно-образовательного процесса на личностно-ориентированное обучение (С.П. Баранов, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, В.А. Ситаров и др.) делает проблему интеграции знаний в процессе экологического образования актуальной для педагогической науки и практики (Л.В. Легостаева, О.В. Попова, Б.Г. Уканеев, А.К. Шульженко др.).

Рассмотрение форм и методов экологического образования в традиционной российской школе вызвало необходимость обращения к работам, в которых исследуется сущность традиционной школы, как в историческом, так и в современном контекстах (Р.Б. Вендровская, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов и др.). Концептуальная гипотеза диссертации о том, что лишь ценностно-ориентированное экологическое образование является наиболее продуктивным в современной педагогике, нашла свое подтверждение в исследованиях С.А. Алексеевой, М.С. Кагана, Г.А. Костецкой, Л.В. Моисеевой, А.Н. Филонова и др., что позволило нам приступить к созданию собственной модели эколого-аксиологического образования в контексте отечественной культуры.

Учитывая значимость выявленного противоречия, нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию аксиологических основ экологического образования студентов в системе высшей школы.

Актуальность заявленной проблемы, недостаточность ее теоретической и практической разработки послужили основанием для определения темы исследования: «Аксиологические основы экологического образования студентов», ее объекта и предмета.

Объект исследования: экологическое образование студентов. Предмет исследования: аксиологические основы экологического образования студентов.

Заявленная тема, выявленные объект и предмет исследования позволили сформулировать цель работы: разработать и апробировать педагогические условия формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования была выдвинута рабочая гипотеза исследования, связанная с предположением о том, что формирование аксиологических основ экологического образования студентов будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

• разработки эколого-культурного подхода к экологическому образованию студентов;

• разработки и реализации педагогической модели экологического образования студентов, включающей теоретический и практический блоки формирования ценностных основ экологического образования студентов;

• обоснования педагогических технологий формирования экологического образования личности в процессе обучения в высшем учебном заведении;

• теоретического обоснования и практической апробации включения студентов в разнообразные виды деятельности в области эколого-культурной проблематики;

Цель исследования и выдвинутая нами гипотеза обусловили необходимость последовательного решения следующих задач:

1. Исследовать сущность и структуру экологического образования студентов в системе высшего образования;

2. Выявить тенденции формирования аксиологических основ экологического образования студентов;

3. Разработать и реализовать педагогическую модель формирования аксиологических основ экологического образования студентов;

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию аксиологических основ экологического образования студентов;

5. Разработать научно-методические рекомендации направленные на формирование ценностных основ экологического образования студентов. Теоретико-методологической основой исследования выступает комплекс философских (Б.Г.Алексеев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин и др.), социокультурных (Е.С.Ляхович, М.К.Петров, А.С.Ревушкин и др.) и естественнонаучных (Ю.А.Израэль, Б.Г.Иоганзен, Л.В.Моисеева и др.) концепций взаимосвязи социума и природы; методология системных исследований (В.А.Дмитриенко, Н.А.Люрья и др.), деятельностный подход (В.Н.Сагатовский, А.Д.Урсул и др.), исторический анализ (Д.И.Латышина, В.И.Паранин, К.М.Петров, О.В.Чичерина и др.), основные принципы гуманистической педагогики (М.Н.Берулава, Ю.Г.Манышев, Н.С.Розов и др.).

Методологическим стержнем работы являются два основных, дополняющих друг друга, подхода: интегративный (С.Д. Дерябо, В.П. Максаковский, Т.Б.Невзоров В.А.Ясвин и др.) и аспектный (Б.С.Гершунский, Р.Шейерман и др)

Развитие интеграции в процессе обучения связано с необходимостью изучения теоретико-методологических положений по отбору содержания учебного материала в интегрированных программах и их адекватного воплощения в образовательном процессе. Понятие «интеграция», как восстановление целого, потребовало выявления онтологического эквивалента, сущность которого заключается во всестороннем осмыслении места и назначения человека в окружающем мире.

К наиболее значимым методологическим положениям исследования относятся:

• Необходимость изучения экологического образования в современной высшей школе в процессе постоянного динамического изменения;

• Практика как критерий истинности выдвигаемых гипотез;

• Педагогическая эффективность поисков, внедряемость результатов исследования в практику экологического образования.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психологической, географической, исторической, культурологической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; педагогический анализ, наблюдение, эксперимент, тестирование, метод фокус групп (групповое глубокое интервью с использование ассоциативных рядов), педагогический эксперимент; осуществление экспериментальной работы, сущность, которой заключалась в педагогическом руководстве процессом формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

Экспериментальная база исследования

В опытно-экспериментальной работе приняли участие: студенты Томского педагогического университета (293 человека), школьники старших классов гимназии (25 человек), студенты лингвистического колледжа (21 человек), студенты томского лесотехникума (23человека). Они прошли обучение полностью либо фрагментарно по разработанной нами программе. Для выявления более адекватной картины отражения экологических знаний, умений и навыков, составляющих основу формирования аксиологических основ экологического образования, мы провели исследование студентов Томского государственного политехнического университета, обучающихся по специальности "инженер-эколог" (97 человек); Томского лесотехнического техникума (86 человек); учащихся средней школы села Поросино Томского района (64 человека). Этапы исследования

На первом этапе (1996 - 1997 гг.) на основе изучения научной и научно-методической литературы по проблеме становления и развития экологического образования разработана теоретическая гипотеза о взаимосвязи степени сфор-мированности ценностного отношения к природе с эколого-мировоззренческой подготовкой студентов, констатирующей этап эксперимента.

На втором этапе (1998 - 2000 гг.) проведен эксперимент, участниками которого стали студенты и школьники. Студентам был прочитан разработанный нами курс «География и культура». Со студентами, прослушавшими курс, проводились эколого-географические тренинги, осуществлялись реферативные работы. В процессе эксперимента проводилось входное и итоговое тестирование. Сравнение этих данных с результатами, полученными в процессе исследования отношения к природе студентов и учащихся контрольных групп, позволило выявить репрезентативную картину отношения респондентов к эколого-культурным проблемам.

Для выявления адекватной картины динамики ценностного отношения студентов к объектам окружающей среды (природной и промышленной) были проведены тематические экскурсии на предприятия города Томска (литейный цех НПО «Полюс», литейное производство «Сибмотор», литейный цех электромеханического завода, Тимирязевский лесхоз, Богашевский кедрач, Синий утес).

Результаты исследования и сравнительного анализа показали, что в процессе опытно-экспериментальной работы по освоению нового информативного блока экологического знания, значительно изменилась шкала ценностно-смыслового отношения респондентов к природной и промышленной среде.

Третий этап (2000 2002 гг.) исследования состоял в обработке и теоретическом осмыслении полученных результатов, анализе графиков динамики изменения ценностно-смыслового содержания экологического образования студентов, оформлении результатов исследования Научная новизна исследования

В диссертации впервые в современной педагогике осуществлен анализ аксиологических основ экологического образования студентов в системе высшего образования:

• Выявлена теоретическая и практическая значимость экологического образования в высшей школе.

• Проанализирована роль и значение экологического образования в истории отечественной педагогики.

• Выявлены тенденции формирования аксиологических основ экологического образования, включающие в свой состав следующие основные блоки: научно-познавательный, эмоционально-волевой, деятельно-преобразующий.

• Исследована специфика формирования аксиологических оснований экологического образования студентов, нашедшая свое отражение в предложенной в диссертации иерархии ценностно-смыслового отношения к природе в инвайронментальной парадигме.

• Осуществлен анализ экокомпонентов, отражающих исторический опыт российской педагогики в экологическом образовании учащихся, латентно присутствующей в традиционном и современном экологическом образовании.

• Разработаны педагогические условия, детерминирующие воспитательно-образовательную деятельность по формированию аксиологических основ экологического образования студентов в процессе получения высшего образования.

• Использован эколого-культурный подход к формированию экологического образования студентов, основой которого выступает аксиологический подход.

• Разработана и экспериментально проверена педагогическая модель формирования аксиологических основ экологического образования студента.

• Реализована технология формирования аксиологических основ экологического образования студента в процессе проведения эколого-культурной практики.

Теоретическая значимость исследования состояла в разработке педагогических и аксиологических основ экологического образования студентов в процессе изучения учебных курсов.

Практическая значимость диссертационного исследования состояла в том, что в работе:

• Разработана и апробирована педагогическая модель формирования аксиологических основ экологического образования студентов, включающая теоретический и практический блоки (программа спецкурса «География и культура», программа учебного курса «Страноведение», эко-тренинги «Я в инвайронментальной парадигме»; «Мы с тобой одной крови, Ты и Я?»; разработана пресс-конференция с элементами деловой игры «Образы мира»; деловой игры «Угадай страну», созданы экологические площадки на природных и промышленных объектах.

• Определены основные направления интегральной деятельности по формированию аксиологических основ экологического образования в различных учебных курсах вуза.

Положения, выносимые на защиту

В результате проведенного диссертационного исследования сформулированы выводы, которые представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

• Процесс формирования аксиологических основ экологического образования современного студента в системе высшего образования детерминирован ценностно-смысловым полем отечественной культуры;

• Специфика процесса формирования экологического знания определяется педагогическими условиями, которые по своему содержанию и сущности отражают экологическую компоненту традиционной отечественной педагогики;

• Формирование аксиологических основ экологического образования студентов позволяет представить экологическое образование в системе высшего образования как интегративный, ценностно-ориентированный и гуманистический процесс;

• Предложенные в диссертации способы исследования позволяют верифицировать формы и методы экспериментальных технологий по формированию аксиологических основ экологического образования студента в его ценностно-смысловом аспекте;

• Апробированная опытно-экспериментальная работа по формированию аксиологических основ экологического образования студентов является основой организации и проведения экологической практики студентов и ознакомительной практики студентов по проблемам окружающей среды для студентов любых специальностей.

Достоверность результатов исследования. Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической основой диссертации, выбором методов, адекватных цели, задачам и логике работы, анализом полученных данных и экспериментальным подтверждением выводов. Кроме того, для достоверности исследования использовались два основных, дополняющих друг друга, подхода: интегративного (С.Д. Дерябо, В.П. Максаковский, Т.Б. Невзоров, В.А. Ясвин и др.) и эколого-культурного (А.А. Гореликов, Г.А. Костецкая, В.П. Максаковский и др.); опорой на данные современной психолого-педагогической, экологической, философской науки; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам; целенаправленным анализом педагогической практики; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента; тщательным анализом результатов опытно-экспериментальной работы, их внедрением в практику работы вузов. Апробация и внедрение результатов исследования

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным методом анализа данных, полученных с помощью применения различных, не зависимых друг от друга методик психолого-педагогического исследования, их результативность обсуждалась на заседаниях межвузовской кафедры обще- и вузовской педагогики КемГу и ТГПУ, кафедр педагога-исследователя, общей педагогики, общей географии и рационального природопользования ТГПУ. Основные идеи диссертационного исследования отражены в монографии и прошли апробацию на научных и научно-методических конференциях:

• «Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности». (Томск 1996);

• «Формирование трудовой и предпринимательской ориентации в условиях переходной экономики» Международная научная конференция (Томск 1997);

• «Духовно-исторические чтения в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских» (1996 г., 1997 г. Томск);

• «Сибирская школа молодого ученого: Образовательные технологии: состояние и перспективы» (Томск, 1999);

• «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в школе и вузе» (Томск, 1999);

• «Каптеревские чтения» (Томск, 2000).

• «Образовательный стандарт нового поколения. Организационно-технологическое и материально-техническое обеспечение» Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 300-летию инженерного образования в России. - Томск, 2001.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

Проведенное в настоящей главе исследование педагогических условий развития аксиологических основ экологического образования студентов позволяет сделать следующие выводы:

• Необходимым условием в процессе развития аксиологических основ экологического образования студентов является междисциплинарный подход, который позволяет рассмотреть динамику становления и развития экологического образования в контексте современных педагогических, культурологических и экологических теорий.

• Наиболее полно процесс реализации педагогических условий формирования экологического образования в современной школе может быть, как показало данное исследование, осуществлен посредством обращения к традициям отечественной педагогики.

• Именно отечественная школа, опирающаяся на глубокие аксиологические основания, позволяет формировать экологическое образование студента, не только на уровне профессиональных навыков и умений, но и на более глубинном, сущностном уровне, отражением которого должна стать ценностно-смысловая доминанта в деятельности будущего учителя.

1. Опираясь на основополагающие идеи отечественной школы, мы доказываем выдвинутую ранее гипотезу о том, что наиболее полно и адекватно педагогические условия формирования экологического образования студента, могут быть реализованы в предложенном в данной работе теоретико-экспериментальной модели.

2. Проведенное социологическое исследование в ряде образовательных учреждений города и области (ТГТТУ, ГНУ, Лесотехникум, средняя школа с. Поросино) продемонстрировало эвристическую значимость предложенного курса для формирования экологического образования студентов.

3. Осуществленное нами опытно-экспериментальное исследование показало практическую эффективность и эвристическую значимость работ, проведенных нами на экспериментальных экологических площадках, природных и промышленных объектах.

4. В связи с тем, что в настоящее время проблема развития аксиологических основ экологического образования начинает приобретать мировоззренческую окраску, перед педагогическими кадрами, осуществляющими процесс обучения, встает проблема разработки программно-методического обеспечения развития экологического образования с учетом специфики предметной области, в которой эта программа реализуется.

Заключение

Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы:

Произошедшие за последнее десятилетие перемены в обществе, обусловленные интеграцией России в мировое образовательное пространство и формирование новых образовательных парадигм значительно актуализировали разработку инновационных педагогических подходов к экологическому образованию и воспитанию бережного отношения к природе. Актуальными становятся проблемы нравственных приоритетов в решении вопросов природопользования, что обусловливает задачу формирования нового соотношения экологии и других образовательных дисциплин.

Выявлено, что Российская школа, формируясь как полинациональная и поликультурная, имела свои собственные доминантные основы, определяемые культурой, языком и традициями природопользования. Она, исходя из ценностно-смыслового отношения к окружающему природному миру, располагает бо-* гатым теоретическим и практическим опытом по обустройству природосообразных отношений социума и природы. Реализовать накопленный российской традиционной школой опыт разумного природопользования, и, тем самым, избежать грядущей экологической катастрофы, можно лишь посредством систематической, научно-организованной образовательной деятельности по формированию аксиологических основ экологического образования. В связи с тем, что в настоящее время проблема экологического образования лишь начинает приобретать мировоззренческую окраску, перед педагогическими кадрами, осуществляющими процесс обучения, встает проблема разработки модели формирования аксиологических основ экологического образования, который стал предметом анализа. Характерными чертами экологического образования, являются:

• понимание природы как целостного, динамически развивающегося организма;

• установка на позитивно творческий характер деятельности в системе «природа - человек»;

• ценностно-смысловой ориентир, позволяющий отчетливо отрефлексиро-вать последствия воздействия человека на окружающую природную среДУ

Определено, что наиболее полно процесс реализации педагогических условий экологического образования в современной школе может быть, как показало данное исследование, осуществлен посредством обращения к традициям отечественной педагогики. Именно отечественная школа, опирающаяся на глубокие аксиологические основания, позволяет сформировать экологическое образование (ее ценностную компоненту) студента не только на уровне профессиональных навыков и умений, но и на более глубинном, сущностном уровне, отражением которого должна стать ценностно-смысловая доминанта в деятельности будущего учителя. При этом «педагогические условия» определим как комплекс социокультурных обстоятельств, детерминированных традициями отечественного образования, зафиксированных в теоретико-экспериментальной концептуальной модели формирования аксиологических основ экологического образования стержневой, смыслообразующей доминантой которого, является эколого-культурный подход.

Доказано, что наиболее полно и адекватно педагогические условия формирования аксиологических основ экологического образования студента могут быть реализованы в предложенной педагогической модели, состоящей из двух взаимодополняющих блоков: теоретического и практического.

Разработана педагогическая модель формирования аксиологической составляющей экологического образования студента, которая позволяет представить процесс формирования экологического образования в системе высшего образования как интегративный, ценностно-ориентированный и гуманистический. Компоненты модели включали в: цели (психологические и дидактические), функции (образовательные, развивающие), критерии эффективности формирования ценностных ориентаций (научно-познавательные, эмоционально-волевые, деятельно-преобразующие); ценностную иерархию, состоящую из четырех уровней взаимодействия с природой, организации образовательного процесса исходя из цели работы; методы диагностики степени формированно-сти аксиологических основ экологического образования; формы организации учебного процесса (программы курсов, пресс-конференции, деловые игры, психотренинги, работа на экологических площадках, входное и итоговое тестирование).

Проведено социологическое исследование в ряде образовательных учреждений города и области (ГШУ, 111 У, Лесотехникум, средняя школа с. Поро-сино), которое продемонстрировало эвристическую значимость предложенных теоретических курсов формирования аксиологических основ экологического образования студентов и показало практическую эффективность, проведенных нами мероприятий на экспериментальных экологических площадках, природных и промышленных объектах.

Проблема формирования аксиологических основ экологического образования студентов чрезвычайно актуальна на современном этапе. Мы полагаем, что в дальнейшем необходим процесс создания системы формирования ценностных ориентации по отношению к природе в любом образовательном предмете. Предложенная теоретико-экспериментальная модель может существенно облегчить этот процесс.

Основными теоретическими выводами, с необходимостью вытекающими из вышеизложенного, являются:

1. Исходя из сложившихся в современной педагогике традиций, в диссертации раскрыта сущность и значение экологического образования. На основе современной научной, философской и педагогической литературы был проанализирован процесс формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

2. Дано рабочее определение понятию «педагогические условия», что позволило более обстоятельно, на содержательном уровне выявить специфику педагогических условий, определяющих процесс формирования аксиологических основ экологического образования студентов.

3. Исследованы креативные потенции традиционной российской школы. К числу которых относятся: демократичность, общедоступность, полинациональность и доказано, что именно эти доминанты отечественного образования способствовали воспитанию творческой личности.

4. Выявлена специфика экологического образования в учебно-воспитательном процессе отечественной школы, которая наиболее полно нашла свое отражение в глубинной имманентной включенности экологического образования в процесс жизнедеятельности учащегося во всех сферах: познавательной, деятельной, эмоционально-эстетической, семей-но-бытовой.

5. Проанализирована соотнесенность основных структурных блоков личности и иерархии ценностей, что позволило выявить роль и значение ценностей в обеспечении педагогических условий формирования экологического образования студентов.

6. Высказано предположение, что в современном мультикультурном мире доминирующими по-прежнему остаются национально-религиозные ценности, обращение к которым делает процесс образования более эффективным.

7. Обосновано предположение о том, истоки экологического кризиса теснейшим образом связаны с утратой традиционных ценностей, место которых занимают потребности, зачастую навязываемые обществом потребления.

8. Результаты, полученные нами, могут стать основой разработки новых спецкурсов.

• Становление и развитие системы экологического образования в России.

• Игровые стратегии в процессе изучения экологии во внеучебное время.

• Экологические проблемы в литературных памятниках мировой культуры.

• Эмоционально-эстетическое восприятие природных и промышленных ландшафтов.

• Система рационального землепользования в контексте культурно-исторических традиций.

• Ценностно-смысловой мир экологической личности.

9. Аргументирована мысль о том, что формирование аксиологических основ экологического образования студентов наиболее успешно осуществляется на основе разработанной и апробированной нами педагогической модели. Рассматривая проблему формирования аксиологических основ экологического образования, мы ни в коей мере не претендуем на окончательность своих выводов и формулировок. Цель настоящей работы - разработать и апробировать одну из возможных моделей формирования аксиологических основ экологического образования, используя богатейший духовный, методологический, методический опыт отечественной педагогики.

167

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Санфирова, Ольга Владиславовна, Кемерово

1. Абрамова J1.A. Нормы, регулирующие нравственные отношения как аксиологические приоритеты педагогического процесса. //Национальные ценности образования: история и современность М.: 1996. С. 254 - 258.

2. Адаменко A.M. Традиции отечественной научной мысли в экологическом образовании // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск. 1995. - 286 с.

3. Алексеев Б.Г. Понятие традиции в герменевтике и философии науки // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. СПб.: 1996. Вып. 2. С. 3 - 8.

4. Алексеев C.B. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования: автореф. дис. канд. филос. наук. Нижневартовск. 1998.-17 с.

5. Алексеева С.А., Филатова А.Н. Категория истины и экологическая ориентация общества (эволюция от средневековья к современности) // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Наука, 1981. С. 133 - 170.

6. Алексий П Христианский взгляд на экологическую проблему //Православие и экология. M.: 1997.С. 93 - 113.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV ХУЛ вв.- М.: Наука. 1985. 342 с.

9. Антология педагогической мысли христианства. В 2-х томах. -М.: 1994.-244 с.

10. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М.: Прогресс 1990. С. 203 258.

11. Афанасьев Э.В. Экологические и нравственные проблемы экономических реформ // Православие и экология. М.: 1997. С. 297 - 305.

12. Ахам К. Социология и проблема ценности // Научные и вне научные формы мышления. -М.: 1996. С. 315 334.

13. Ахмедов М.Г. Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся (на мат. подгот. фак. вузов для иност. граждан): автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала. 1997,- 20 с.

14. Бабаев А.М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры): дис. канд. пед. наук-Кемерово.: 2000. -206 с.

15. Бакурадзе О.М. Истина и ценность // Вопросы философии. 1966, № 7. С. 45 -48.

16. Балашев Д. Традиционное и современное // Наука и религия. 1965, № 12. С. 3-11.

17. Бармин С.Г. Древнерусская икона как ретранслятор православной Традиции // Бренное и вечное: Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах.- Великий Новгород.- 1999. С. 34 35.

18. Белозерцев Е., Сороковых В. Смысл национального образования в теориях культурно-исторических типов Н.Данилевского // Вестник высшей школы. 1999, №2. С. 3-7.

19. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994, № 5. С. 6-13.

20. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Издание Московской Патриархии, 1988.- 1370 с.

21. Благолепов Л.П. Естественноисторические основы общеобразовательной школы,- М.: 1894.- 342 с.

22. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. 1915, № 4. С. 18-34.

23. Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник РГНФ. 1996, № 1.С. 138-139.

24. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика 1998, № 7. С. 82-85.

25. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. /Под. ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит,

26. С.ВЛезова. М.: Республика, 1995.- 464 с.

27. Вартовский М. Модели: Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. Ред. и послесл. И.Б. Новика и В.Н.Садовского. М.: Прогресс, 1988. -507 с.

28. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценностей в философии. М.: Наука, 1966. С. 41-49.

29. Василенко Л.И. Отношение к природе и Библия. // Глобальный историзм и критическая библеистика. М.: ИНИОН РАН, 1995.С. 27 -45.

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. - 427 с.

31. Вендеровская Р.Б. В.Н.Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика 1996, № 2. С. 75 81.

32. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. 467 с.

33. Веселова В.В. Аксиологические приоритеты в сфере американского образования в их трактовке философами и педагогами США //Национальные ценности образования: история и современность.- М.: 1996. С. 144 148.

34. Весин Л. Исторический обзор учебников общей русской географии, изданных со времен Петра Великого по 1876 г. М.: 1889.- 248 с.

35. Волков А.С. Экосистемы ландшафтов Петрозаводск.: Карелия, 1990.281 с.

36. Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранительной подготовки студентов: Сборник статей / Под ред. Б.Г.Иоганзена. Томск.: Изд-во Томск, ун-та, 1983.-168 с.

37. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X XVII вв.) // Педагогика 1996, № 2. С. 84 - 88.

38. Вышеславцев Б.П. Человек и индустриальная культура. // Православие иэкология. М.: 1997. С. 235 - 251.

39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем. -М.: «Прогресс», 1988. 704 с.

40. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии 1995, № 3. С. 53-55.

41. Галаганова J1.E. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: дис канд. пед. наук. 1998.-248с.

42. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия. 1998,411 с.

43. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. - 324 с.

44. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992, № 5/6. С. 3 13.

45. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.

46. Гирева Л.Д. Творческий потенциал деятельности учителя как национальная ценность образования //Национальные ценности образования: история и современность. М: 1996. С. 236 - 242.

47. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 1999.- 752с.

48. Гласхауэр Дж.У. Как возник наш мир.- Билефельд.: 1994.- 171 с.

49. Гласхауэр Дж.У. Как возникла Библия. -Билефельд.: 1992.- 165 с.

50. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М.: Прогресс, 1990.495 с.

51. ГлушковаЛ.С. Формирование экологической воспитанности школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград.: 1999.- 19 с.

52. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии: Пер. с англ. /Авт. предисл. С.В.Федулов.- М.: Прогресс, 1991.- 304 с.

53. Гореликов A.A. Экология. М.: Педагогика, 1996.- 325 с.

54. Горский A.B. История русской церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 1.С. 59-68.

55. Гумилев JI.H. Конец и вновь начало М.: ДИ-ДИК, 1997. 368 с.

56. Гумилев JI.H. От Руси до России: Очерки этнической истории СПБ.: Юна, 1992.-361 с.

57. Девин П.О. О национальном русском воспитании // Русская школа. 1916, № 2-3. С. 10-19.

58. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1999, №5. С. 37-43.

59. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-480 с.

60. Дзятковская E.H., Дзятковский Д.К. Экологическое образование как составляющая региональной системы социализации и воспитания личности. // Образование в Сибири 1995, № 1. С.58 62.

61. Динзе В.Ф. О нации и национальной идее в педагогике. // О национальной школе.-Пг.: 1916. С. 13 24.

62. Дмитриенко В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт (Тенденции и перспективы). Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1989.- 184 с.

63. Домострой / Сост. Колесова.- М.: Сов. Россия, 1990.-304 с.

64. Душков Б.А. География и психология: подход к проблемам М.: Мысль, 1987.- 284 с.

65. Захаров Ю.А., Касаткина Н.Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т.М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования/Отв. Ред. Н.Э.Касаткина. Кемерово: Кузбасс-вузиздат, 1996.-160с.

66. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI XVI вв.).-Л.: Наука, 1987,- 247 с.

67. Зверев И.Д. Экология в школьном образовании. Новый аспект образования.- М.: Знание, 1980.- 96 с.

68. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1966.- 272 с.

69. Златоструй: Древняя Русь X XV вв. - М.: Молодая гвардия, 1990-303 с.

70. Золоторева Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьниковв процессе освоения норм поведения: автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1989.- 19 с.

71. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды.- М.: Наука, 1984,- 264 с.

72. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993.- 431 с.

73. Ильин В.Н. Классика неклассика - неонеклассика: три эпохи в развитии науки // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, право.- СПб.: 1996. Вып. 2. С. 3 - 8.

74. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1998.- 18 с.

75. Инглхат Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис.- М.: 1997, № 4. С. 6 32.

76. Инэда К. Экологическая проблематика в контексте буддизма // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М.: Прогресс, 1990. С. 289 308.

77. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания до середины XVII вв. Учеб. пособ. для пед. ун-в. //Под ред. ак. РАО А.И.Пискунова.- М.: Сфера, 1997,- 192 с.

78. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения М.: Флинта, 1998.-192 с.

79. Каленская В.П. Педагогическая технология формирования экологическогомышления старшеклассников Автореф. дисс. кандид. пед. наук.- М.:1999.-31 с.

80. Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика // // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.-М.: Прогресс, 1990. С. 308 328.

81. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- Пг.: 1915.- 746 с.

82. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные переходные периоды // Педагогика 1992, № 3 4. С. 67 - 74.

83. Кардинская С.В. Проблема формирования ценностей в Японских образовательных концепциях XX века // Бренное и вечное: Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах Великий Новгород.: 1999. С. 72 -74.

84. Карпенко Е.И. Экология и проблема ответственности //Экология и культура (Материалы конференции).- М.: 1989. С.70 76.

85. Кацура A.B. О структуре экологического знания // Философские проблемы глобальной экологии.-М.: Наука, 1983. С. 56-63.

86. Кивва К.В. Социальная экология и преображение жизненной среды России // Православие и экология. М.: 1997. С. 305 - 314.

87. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций.- М.: ВЛАДОС, 1998. 520 с.

88. Кирикэ Г.В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами): автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1993.- 19 с.

89. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси.- М.: Аспект Пресс, 1996.-368 с.

90. Кобылянский В.А. География и социальная экология // Записки Забайкальского филиала Русского гегр. об-ва. Чита.: НТО, 1996. Вып. 131. С. 43-51.

91. Кобылянский В.А. Экологическое знание и образование // Образование в Сибири 1997, № 1(5). С. 30 40.

92. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России.- М.: Варяг, 1995.- 448 с.

93. Ковалевская П.И. Педагогические размышления. Опыты православной педагогики.- М.: 1996,- 247 с.

94. Каган М.С. Что должно быть в основе // Вестник высшей школы, 1990, № 5. С. 10-18.

95. Козловский В.В. Социальные ценности: анализ оснований российской модернизации: автореф. дис. д-ра. филос. наук.- СПб.: 1995.- 16 с.

96. Коринфский А. Детские годы // Опыты православной педагогики.- М.; 1993. С.15 32.

97. Королев М.Г. Проблемы формирования социально-экологической культуры // Университет в канун третьего тысячелетия СПб.: 1998. С. 61 64.

98. Костецкая Г.А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: автореф. дис. канд. пед. наук.-С.-Петерб.: 1999.-19с.

99. Костюкова Т.А. О пользе изучения христианской педагогики. // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Духовно-исторических Чтений / Под. ред. протоиерея Л.М.Хараима и к.ф.н., доц.

100. Т.Лойко.- Томск.: изд-во НТЛ, 1998. С. 270 274.

101. Костюкова Т.А. Философские основания религиозного образования. Статья1. // Образование в Сибири. 1996, № 1. С. 26-35.

102. Кубиков В. Новейшие технологии, их экономика и экология для российской, масштабной, лесной энергетики и энергохимии.//Лесное машиностроение 2001, №7 июль, С 4-5.

103. Круть И.В. Экологические коллизии в России. // Вопросы философии.1995, №3. С. 60-64.

104. Кузменок МЛ. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ: автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб. 1998.- 44с.

105. Кулемзин В.М. Народные традиции и школьное воспитание // Образование в Сибири. 1994, № 1. С. 42 49.

106. Константинов В.М. Экологический практикум на производстве: опыт организации и управления: Метод, пособие JL: Изд-во ЛГУ, 1987. - 132 с.

107. Курносов A.M. Пути спасения человечества и воззрения ученых-экологов // Православие и экология М.: 1997. С. 280 297.

108. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1990.- 128 с.

109. Лазурский А.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.: Педагогика,1996.-352 с.

110. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Хрестоматия.-М.: 1999. С. 132-138.

111. Ластовка В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа: дис.канд. пед.наук,- Кемерово.: 2000. 192с.

112. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие М.: Издательский Дом, 1998.584 с.

113. ИЗ. Лаудан Л. Главы из книги «Наука и ценности»// Современная философия науки: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 197 - 229.

114. Легостаева Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы (на примере изучения естественных дисциплин): автореф. дис. канд. пед. наук.-Уфа.: 1995.-21 с.

115. Лейбин В.М. Модели мира.- М.: Наука, 1994.- 263 с.i 116. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996, № 4.С. 15-26.

116. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений.- М.: Прометей 1992.- 528 с.

117. Лойко О.Т. К вопросу о культурно-исторических основах отечественного образования // Каптеревские чтения: Материалы областной научно-педагогической конференции, посвященной 150-летию П.Ф.Каптерева.-Томск.: 2000. С. 10 13.

118. Лосев A.B., Провадкин Г.Г. Социальная экология. Учебное пособие.- М.: Владос, 1998.-132с.

119. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 250 - 316.

120. Ляхович Е.С., Ревушкин A.C. Унивеситеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1998.- 580 с.

121. Ляшевский С. Библия и наука.- М.: 1996. 106 с.

122. Маврина И. А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: автореф. Док. Пед. наук.- Тюмень.: 2000.-40с.

123. Макарий, митрополит (Невский) Ныне много знания, но мало воспитания //Опыты православной педагогики.- М.: 1993. С. 138 139.

124. Максаковский В.П. Географическая культура: учеб. пособие для студентов вузов.- М.: ВЛАДОС, 1998.- 416 с.

125. Максаковский В.П. О сквозных направлениях в школьной географии // География в школе. 1998, № 4. С. 45 50.

126. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги.- М.: Рос.полит.энциклоп, 1997.- 360 с.

127. Малышев Ю.Г. Гуманизация образования: опыт построения концепции // Образование в Сибири. 1996, № 1. С.20 26.

128. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Драчев И.А. Полевой туристский лагерь.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 160 с.

129. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь.: Изд-во Ставроп. ун-та, 1995. -106 с.

130. Мигунов А.Н. Феномен русского Просвещения.- СПб.: Изд.-во Смольного ун.-та, 1999,- 184 с.

131. Микешина Л.А. Мировоззренческие формы знания и их роль в научно-познавательной деятельности // Ценностные детерминации в научном познании: Межвуз. Сб. науч. статей. Вологда.: Вологод. Гос. пед. ин-т, 1984. С. 7-23.

132. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Часть П: Искусство. Школа. Просвещение.- М.: 1994,- 496 с.

133. Мишкина М. Учитель, научись сам //Томский вестник.7июня.2001.№101.

134. Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург.: Уникум, 1996.- 166 с.

135. Молдованов О.И. Духовные и этические аспекты экологии // Православие и экология.- М.: 1997. С. 259 272.

136. Мосолов В.А. Генезис статуса общечеловеческих, национальных ценностей в истории педагогической мысли России // Национальные ценности образования: история и современность.-М.: 1996. С. 54-56.

137. Национальные школы: что дальше // Педагогика 1996, №. С.57 62.

138. Наша церковь и дети.-М.: 1997.-241 с.

139. Невзоров Т.Б. Педагогические условия реализации интегративного подхода к экологическому воспитанию молодежи: дис. канд. пед. наук.- Кемерово.: 1997,-224 с.

140. Нецветаева П.А. Гуманизация образования // Специалист. 1994, № 7. С. 4-11.

141. Нечипуренко T.JT. Образование как сфера культуры //Бренное и вечное: Ценности н отчуждение в культурно-цивилизационных процессах. Великий Новгород.:st999. С.26 - 28.

142. Никанор, епископ Позитивная философия и сверхчувственное бытие.- М.:1894.- 152 с.

143. Оталла JI. Задача обучения на протяжении всей жизни вызов университетам // Alma Mater. 1997, № 4. С. 24 - 32.

144. Охридский Климент Житие Кирила Философа. Сочинения.-София.: 1973.216 с.

145. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало XX в.-М.: 1991.-163 с.

146. Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск.: 1990,- 174 с.

147. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 2-е изд. М.: Академия, 1999.544 с.

148. Педагогическая энциклопедия М.: Наука, 1975.- 531 с.

149. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система,- М.: Издательство Языки русской культуры, 1998.- 376 с.

150. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система.// Человек, 1997, № 5. С. 80 89.

151. Петров K.M. Геоэкология. Основы природопользования. СПб.: 1994.- 236 с.

152. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность М.: РОССПЭН, 1995.- 140 с.

153. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991.- 328 с.

154. Петрова Г.И., Кряклина Т.Ф. Народ-культура-образование: Научно-методическое пособие. Томск.: 1991.- 54 с.

155. Петрушина А.В.Формирование готовности старших школьников и выбору профессиональной сферы «Человек-природа»(на примере естественного образования) дис. канд. не д. нау к-К ем ер ово. : 1999.- 242с.

156. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. дис . канд. психол. наук.- М.: 1991.- 14 с.

157. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе подготовки изучения предметов естественнонаучного цикла дис . канд.пед.наук.- Кемерово.: 2002.- 253с

158. Пирогов Н. Сочинения.- М.: Педагогика, 1956,- 352 с.

159. Плахов В.Д. Традиции и общество: (Опыт философско-социологического исследования).- М.: Полииздат, 1982.- 242 с.

160. Плюснин Ю.М., Долматова Г.В., Плюснин В.М. В каком направлении изменяются базовые ценности в современном российском обществе // Гума-нит. науки в Сибири. Новосибирск. 1999, № 1. С. 90 95.

161. Победоносцев К. Народное просвещение //Опыты православной педагогики,- М.: 1993. С. 32-38.

162. Подласный И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн.- М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.

163. Попов С.И. Аксиологический аспект социального познания // Социальное управление.- М.: Мысль, 1983. С. 36-63.

164. Попова О.В. Конструирование региональной модели непрерывного экологического образования (школа вуз - факультет повышения квалификации) Автореферат дис. канд. пед. наук. - Барнаул.: 1996.- 21 с.

165. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: 1876.- 142 с.

166. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. География." М.: Просвещение, 1994. 144 с.

167. Прозументова Г.Н. Определение цели в педагогике: новый подход // Образование в Сибири. 1995, № 1. С. 43-49.

168. Прозументова Г.Н. Традиции и инновации в педагогической практике: особенности цели и целеобразования //Образование в Сибири. 1996, № 1. С. 99-105.

169. Прокопович Ф. Сочинения / Под. ред. Еремина И.П. -JI.: 1961.- 254 с.

170. Пронин C.JI. Ценностные основания человеческой деятельности (мораль, политика, наука): автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1998.- 16 с.

171. Пространства России: Хрестоматия по географии России.- М.: 1994.- 155 с.

172. Пушкин А. О народном воспитании //Опыты православной педагогики.-М.: 1993. СЛ0- 15.

173. Пчелинцев И. Христианин и природа // Православие и экология.-М.: 1997. С. 168- 176.

174. Рабинович B.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух,-М.: Книга, 1991.-494 с.

175. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник МГУ. Сер.

176. Ш 7.: Философия. 1996, № 1. С. 77-87.

177. Рачинский С. Христианское воспитание детей //Опыты православной педагогики.- M.: 1993. С. 110-133.

178. Рашковский В.В. Современное мирознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопр. философии.-М.: 1997, № 6. С. 92 106.

179. Решетников П.Е. Нетрадиционные технологические системы подготовки учителя: Рождение мастера.-М.: ВЛАДОС, 2000.- 204 с.

180. Римский клуб: 25 лет со дня основания. // Вопросы философии. 1995, № 3. С. 65-70.

181. Розанов В.В. Сумерки просвещения М.: 1990.- 342 с.

182. Розенбергс P.C. Динамика ценностей и интересов в модернизирующем обществе (К проблеме социального согласия): Автореф. дис. канд. фил ос. наук.-М., 1995.-24 с.

183. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопр. философии.- М.: 1996, № 11. С. 57 64.

184. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии.-Новосибирск.: Изд-во Но-восиб. ун-та, 1998.- 292 с.

185. Розов Н.С. Ценностное основание гуманитарного образования в современном мире: авторф. дис. д-ра филос. наук,- М.: 1993.- 37 с.

186. Ролстон Ш. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990. С. 258 289.

187. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии.-М.: 1920.- 398 с.

188. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. Сб. статей. Руководитель коллектива, составитель автор вступ. статьи Е.С.Троицкий.-М.: 1995.- 221 с.

189. Русские народные традиции и современность.- М.: Наука, 1996.- 304 с.

190. Рябинина Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников, автореф. д-ра. пед. наук.- М.: 1998.-30 с.

191. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч.1.- СПб.: 1997.- 224 с.

192. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998,- 256 с.

193. Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Наука, 1953. -452 с.

194. Склизнев С.П. Культурные традиции и философские проблемы // Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века.-М.: 1996. С. 153 154.

195. Смирнов В.Ф. О нации и национальной идее в педагогике // О национальной школе.-Пг.: 1916. С. 20 34.

196. Смолин О. Поиски «национальной идеи» и национальная доктрина образования // Вестник высшей школы 1998, № 9. С. 13-19.

197. Соколов В.Е., Яницкий О.Н. Об актуальных направлениях социально-экологических исследований // Социологические исследования. 1982, № 2. С. 22-31.

198. Соколова М.М. Земля и ее обитатели. Первое знакомство с географией всеобщей и русской. Пособие для самообразования.-М.: 1892. -312 с.

199. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории //Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 /Общ. ред. и сост. А.В.Гулыги, А.Ф.Лосевам М.: Мысль, 1988. С.635 763.

200. Соловьева Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: автореф. дис. канд. пед. наук.-Липецк.: 1999.-26 с.

201. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. Сост. А.Т.Губко.-М.: Педагогика, 1991.256с.

202. Спиренкова Н.Г. Идеи общечеловеческих ценностей в гуманистических традициях русской педагогики //Национальные ценности образования: история и современность.- М.: 1996. С. 60-64.

203. Стефанов Ю.Н. Рене Генон и философия традиционализма // Вопросы философии. 1991, № 4. С. 38 45.

204. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: 1986.242 с.

205. Сюткина O.B. Интегративное обучение в формировании целостной картины мира// Университет в канун третьего тысячелетия.-СПб.: 1998. С. 49-53.

206. Талова Л.Н. Соотношение традиционных и «новых» национальных ценностей как проблема высшего педагогического образования в США

207. Национальные ценности образования: история и современность,- М.: 1996. С. 156- 159.

208. Татищев В.Н. История Российская.-М.: 1965. Т. 1. 253 с.

209. Тимофей, священник Православное мировоззрение и современное естествознание: Уроки креационизма в старших классах средней школы.-М.: Паломник, 1998.-202 с.

210. Тихонова Н. Жизненные ценности россиян: меняется ли наш менталитет? // Власть. М.: 1996, № 5. С. 46 53.

211. Тойнби А. Дж. Постижения истории /Пер. с англ. Сост. Огурцов А.П.-М.: Прогресс, 1996.- 608 с.

212. Травина Е.М. Новые ценности информационной эпохи. Бренное и вечное: Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах. -Великий Новгород.: 1999. С. 88 90.

213. Традиционный опыт природопользования в России.- М.: Наука, 1998.- 527 с.

214. Трубецкой E.H. Мир растительный и животный // Православие и экология.-М.: 1997. С. 209-219.

215. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценностей //Проблема ценностей в философии.-М.: Наука, 1966. С. 14 24.

216. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленингр. Унта, 1960.- 155 с.

217. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.- Л. Изд-во ЛГУ, 1960.- 156 с.

218. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990. С. 308 -328.

219. Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Филос. науки. 1966, № 1.С. 23-34.

220. Уткин A.B. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей: автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1996,- 18 с.

221. Ушанова И.А. Ценности культуры прошлого в современной Германии.// Бренное и вечное: Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах.- Великий Новгород.: 1999. С. 90 92.

222. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в-М.: 1990. С. 44 - 45.

223. Филиппенков В.М. Коммуникативные традиции в философии и культуре // Коммуникация в культуре,- Петрозаводск.: 1996. С. 12-17.

224. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования и воспитания. // Педагогика 1999, № 3. С. 62-65.

225. Форсова В.В. Православные семейные ценности.- М.: 1997, № 1. С. 64 -72.

226. Фролов A.B. Современный этап формирования ценностей экологической культуры как неотъемлемая часть общего процесса развития цивилизации. Бренное и вечное: Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах. Великий Новгород.: 1999. С. 92-94.

227. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.-М.: Республика, 1993.-447 с.1231. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии.-М.: Наука, 1981. 277 с.

228. Человенко Т.Г. Интеграция знаний в процессе эколого-мировоззренческого развития старшеклассников: автореф. дис. . канд. пед. наук.-М.: 1996.- 21 с.

229. Чернышев С.Н. Русские народные традиции общения с природой и природопользования // Православие и экология. -M.: 1997. С. 272 280.

230. Чичерина О.В. Историко-географические знания в школе. // География в школе. 1999, № 2. С. 36 - 42.

231. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях. -Дисс. докт. пед. наук. Кемерово.: 2002- 396 с.

232. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дис. . докт. пед. наук.- М.: 1997.- 21 с.

233. Шаховской И. Биосфера и ноосфера // Православие и экология. -M.: 1997. С. 201-209.

234. Шацкий Е. Утопия и традиция. Пер. с польского./ общ.ред. В.А.Чаликовой. -M.: Прогресс, 1990.- 456 с.

235. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход).1. M.: Магистр, 1997.- 46 с.

236. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем.- М.: Изд.-во Гнозис, 1994. С. 195 -259.

237. Шереги Ф.Э. Перспективы развития русского этнического сознания // Вестник РАН, МАИК Наука, 1995. Т. 65, № 1. С. 46 51.

238. Шереметьева C.B. Образовательные технологии как продукт социальной инженерии: ценности современного образования. Бренное и вечное: Ценно-ста и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах. -Великий Новгород.: 1999. С. 94 96.I

239. Шилин К.И. Понятие экологической культуры.-М.: Педагогика, 1984. С. 67 -76.

240. Шимина А.Н., Костина И.В. Социальная ценность развития человека в личность // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века.-Курск.: 1997. С. 178- 180.

241. Шленов В.Л., Петрушина Л.Г. Дом жизни (К осмыслению экологического подхода) // Православие и экология М.: 1997. С. 421 439.

242. Шлет Г.Г. Очерк развития русской философии //Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. Ст, примеч. Б.В.Емельянова, К.Н.Любутина.-Срердловск.: 1991. С.217 -505.

243. Штаудингер A.B. Преподавание биологии в христианской школе. Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Духовно-исторических Чтений / Под. ред. протоиерея Л.М.Хараима и к.ф.н., доц. О.Т.Лойко. Томск.: НТЛ, 1998. С. 251 - 255.

244. Шульженко А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе: (на материале педагогического анализа современных экологических воззрений в Германии): автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1998- 24 с.

245. Экологические проблемы в современной публицистике.-М.: Сов. Писатель, 1986.- 302 с.

246. Экологические проблемы природопользования. -Л.: Наука, 1991.- 263 с.

247. Экологические феномены человечества.-М.: Наука, 1987.- 182 с.

248. Экологический энциклопедический словарь.- М.: Ноосфера, 1999.- 930 с.

249. Экологическое воспитание. -М.: Педагогика, 1988.- 204 с.

250. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л.П.Печко.- М.: Педагогика, 1985,- 136 с.

251. Экологическое образование в целях устойчивого развития. М.: Наука, 1988.-231 с.

252. Экологическое образование и воспитание.- М.:. Наука, 1987. -241 с.

253. Экология и культура. М.: Наука, 1984- 143 с.

254. Экономическая география России.- М.: Педагогика, 1998.-196с.

255. Экономцев И. «Золотой век» Симеона и древнерусская литература

256. Экономцев И. Православие. Византия. Россия.-М.: Христианская литература, 1992. С. 23-35.

257. Экономцев И. Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации // Православие и экология. М.: 1997. С. 113-141.

258. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса // Православие и экология.-М.: 1997. С. 219-235.

259. Юдин A.B. Русская народная духовная культура: Учебн. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1999.- 330 с.

260. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики // Новые исследования в педагогический науках. 1990, № 2. С. 3 -6.

261. Ягодовская И.В., Ягодовский В.В. Православный подход к преподаванию биологии и экологии в школе // Православие и экология.- М.: 1997. С. 367 -374.

262. Baumgartner М. Probleme einer ökologischen Ethik // Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.-Berlin.:1993. S. 20 31. Berner J. Ökostrom für die Zimmerbar// Die Solar Region № 2, 2000 S.23-24.

263. Bien G. Philosophische Reflexionen yum Problem der Ökologie //Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.- Berlin.: 1993. S. 39 53.

264. Datta D.M. Some philosophical, legal and economic thought // The Indian mind. Essentiaus of Indian philosophy and culture. Ed. by Ch A.Moore.-Honolulu.: 1967. pp. 23-31.

265. Dürr H. Naturwissenschaft und Poesie // Begreifen und Spiegeln der Wirklichkeit. -Fresing.: 1997, 14 -27 S.

266. Erschöpfte Schöpfung. Betrachtung und Anspachen. Verlag Friedrich Pustet. -Regensburg.: 1998.-84 S.

267. Flade F. Die Macht der Sonne // Die Solar Region № 2, 2000. S. 13-14

268. Fränzle O. Umweltbewertung und Ethik // Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.-Berlin.:1993. S.l 19.

269. Handeln für die Zukunft der Schöpfiing.-Bonn.: 1998.- 132 s.

270. Heinz J. Ethische Aspekte des UNESCO-Programms //Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.- Berlin.: 1993. S. 31 35.

271. Höbne W. Schöpferglaube und Schöpfungsverantwortung. Umrisse einer Schöpfungsorientierten Ethik // Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.-Berlin.: 1993. S. 96 110.

272. Honecker M. Herschaft über die Natur und Bewahrung der Schöpfung //Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.-Berlin.: 1993. S. 79 -95.

273. Humanokologie als Aufgabe fiir Natur- und Geistenwissenschaften.-Stuttgard.: 1989.- 163 S.

274. Hurtz K. Das Tamagotchi-Paradies? // Handeln für die Zukunft der Schöpfung.-Bonn.: 1998. S. 13-17.

275. Mauer R. Lady Chatterley gegen Sokrates: Wie sehr soll die Vernunft die Triebnatur beherrschen? // Mensch und Natur Verlag Schnell &-Steiner München.: 1990. S. 38 65.

276. Perspektiven menschlichen Handels. Umwelt und Ethik.-Berlin.: 1993.- 197 S.

277. Schultze A. TZI-Methode.-Freising.: 1996.- 28 S.

278. Teacher tactics. Instructional Materials Laboratory, 1986.-166c.

279. Umwelterklärung 1999. -Freiburg.: 2000.-31 S.

280. Unsere Welt fur alle. Existenz-und Entwicklungsprogleme der Menschheit. Ein Arbeitsbuch fur die Hand des Schulers.-Leipzig.: 1990. 226 S.

281. Wart Van M. The Sources of Ethical Desision Making ton Individualsin Public Sector // Public Administration. 1996. V. 56. № 6. P. 525-533.

282. White L. The Historical Roots of Our Ecologic Crisis Science, 1967, Vol. 155, № 3767, p. 1203 - 1207.