автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
- Автор научной работы
- Пантиков, Виталий Александрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Томск
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства"
На правах рукописи
ПАНТИКОВ ВИТАЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Томск - 2003
Работа выполнена на кафедре педагога-исследователя Томского государственного педагогического университета
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Соколова Ирина Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Алексеева Людмила Фоминична
кандидат педагогических наук, доцент Никольская Ольга Лазаревна
Ведущая организация: Комсомольский на Амуре государственный педагогический университет
Защита состоится « 25» апреля 2003 года в Л 5 нас. на заседании диссертационного совета Д 212.266.01 при Томском государственном педагогическом университете по адресу: 634041, г. Томск, Комсомольский пр.75.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Томского государственного педагогического университета по адресу: 634041 г. Томск, пр. Комсомольский, 75.
Автореферат разослан «А? » марта 2003 Года. -
Ученый секретарь диссертационного совета
У&пттг
Е.В.Вторина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.
Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как творчество — это феномен, обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с образовательным процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.
Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в философской, психологической и педагогической науках определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, развития творческого потенциала подрастающего поколения. Между тем в образовательном процессе современной школы имеется противоречие между потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и ограниченными возможностями образовательной системы создавать условия для развития потенциальных, творческих возможностей учащихся, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности младших школьников на занятиях художественно - эстетического цикла.
Ведущим условием развития творческого потенциала ребенка является вхождение его в развивающую, эстетическую среду, приобщение к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, литературной, сценической и т.д., а также при соблюдении принципа природосообразности.
Актуальность и практическая значимость проблемы развития творческого потенциала личности побудили соискателя к исследованию этой проблемы и выбору темы «Дидактические условия развитие воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства». . • -- . !
> киклиотекд
Цель исследования: выявить дидактические условия, разработать образно - логический способ обучения рисованию и комплексную методику, способствующие развитию воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: учебный процесс по изобразительному искусству в начальном звене общеобразовательной школы.
Предмет исследования: дидактические условия, способ образно - логического обучения рисованию и комплексная методика как средства эффективного развития воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства может быть эффективным при следующих условиях:
• применении комплексной методики, разработанной на основе предложенного автором образно - логического способа обучения рисованию;
• интеграции уроков изобразительного искусства и художественного труда с другими предметами;
• соответствующей подготовке учителя к педагогической деятельности по развитию воображения и активизации художественно творческой деятельности младших школьников.
В соответствии с предметом, целью, гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать состояние проблемы и выявить дидактические условия развития воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства. '
2. Создать образно-логический способ обучения рисованию, на базе которого разработать комплексную методику, способствующую развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
3. Разработать методику, позволяющую оценить уровень развития художественно творческих способностей младших школьников и выявить среди них наиболее одаренных в изобразительной деятельности.
4. Разработать научно-методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества учащихся начальной школы (на примере уроков художественно-эстетического цикла).
5. Внедрить положительные результаты исследования в практическую работу студентов Красноярского педагогического университета и школ города Красноярска и Красноярского края.
Теоретике - методологической основой исследования явились фило-софско - психологические труды о воображении и творчестве, их активной роли во всестороннем развитии личности.
Проблемам воображения и творчества посвящены исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов: М.Б.Беркинблита, А.В.Петровского, П.ПБлонского, Дж-Брунера, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, С.О. Грузенбер-га, В.В.Давыдова, А.М.Матюшкина, А Я Пономарева, В ЛСимонова, Т. Рибо и др.
Психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др.)
Исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К.Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником, В.А. Сластени-ным, В.А.Черкасовым, С.А.Шапоринским и др.
Возрастные особенности младших школьников рассматриваются в рабо-тахМ.К.Акимовой, Л.И.Божович, Е.М.Борисовой, Д.Б.Эльконина и др.
Проблема развития детского воображения нашла отражение в исследованиях отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, О.М.Дьяченко, Н. Н. Палагиной и др.
Вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А.Мелик - Пашаева, Б.М.Неменского, H.H. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна H.H. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А Флериной и др.
Комплексный подход к проблеме развития творческого потенциала личности позволил сделать педагбгическое изобретение (патентное свидетельство № 130, зарегистрированное в международном Реестре педагогических изобретений 25.11.1996 г.), методологической и методической основой которого является образно - логический способ обучения рисованию.
Методы исследования:
• теоретические: системный подход, анализ, синтез, математическая обработка результатов;
• эмпирические: наблюдение, психолого - педагогический эксперимент.
Базой научного исследования явились школы № 10,35, 78, 84 и детские
сады № 44, 95, 365 г. Красноярска, школа № 272 г. Новосибирска, д/с № 2 г.Сосновоборска. Всего более 20 районов Красноярского края и Хакассии.
Этапы и методы исследования. Педагогическое исследование продолжалось в течение 10 лет и проходило в четыре этапа.
IIa первом этапе (1990 - 1994 гг) проведен анализ литературы и программ с различными подходами и взглядами на проблему развития воображения и художественного творчества младших школьников. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (1995 - 1997 г.г.) проведен констатирующий эксперимент, разработаны образно - логический способ обучения рисованию и на его основе комплексная методика, способствующие развитию воображения и художественного творчества младших школьников.
На третьем этапе исследования (1998 - 2000 г.г.) проводилась отработка предложенной методики экспериментальных площадках, написаны учебные и методических пособий, в том числе «Азбука творчества» и др.
Четвертый этап (2000 - 2002 гг) посвящен анализу результатов формирующего эксперимента, оформлению диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Выявлены дидактические условия: интеграция уроков изобразительного искусства с художественным трудом и другими предметами, применение комплексной методики, соответствующая подготовка учителя к развитию воображения и художественно творческих способностей младших школьников.
2. Теоретически обоснован и предложен образно - логический способ обучения рисованию, способствующий одновременному развитию чувственно - сенсорной и мыслительной стороны познания младших школьников, эффективности их изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности в процессе создания образов различных предметов на основе простых первичных образов: точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры (патентное свидетельство № 130).
3. Разработана на базе этого способа комплексная методика, способствующая развитию воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изображают) образы различных предметов, комбинируя однотипные и разные первичные образы, используя пальчиковую и другие техники рисования. Экспериментально подтверждена ее эффективность.
4. Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития воображения, эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей младших школьников, динамику развития этих способностей и выявить наиболее одаренных в изобразительной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный автором способ образно - логического обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников:
• нашли широкое применение в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и способствуют развитию творческого потенциала дошкольников и младших школьников, их эстетическому развитию и приобщению к различным видам искусства;
• применяются на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства с целью развития их профессионализма в институтах повышения квалификации работников образования;
• предложен диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников, эффективность разработанной комплексной методики.
Достоверность полученных результатов и вытекающих из них выводов обеспечивается методологической базой, адекватной целям и задачам исследования, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, реальными положительными результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, а также зафиксированными в отснятых фильмах практическими работами младших школьников и дошкольников, практическими занятиями с учащимися, проводимыми диссертантом.
Апробация и внедрение результатов исследования
Отдельные положения, результаты исследования нашли отражение в лекциях, прочитанных на курсах повышения квалификации учителей и воспитателей в городах Красноярского края (Канск, Ачинск, Шарыпово, Дивногорск, Сосновоборск, Бородино и др.), а также в Новосибирске, Челябинске и др.
Результаты исследования обсуждались на семинарах: преподавателей ИЗО и классных руководителей, руководителей университетов педагогических знаний городов и районов Красноярского края, на кафедре культуры Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, на кафедре МХК Красноярского государственного педагогического университета, на семинаре кафедры педагога - исследователя 1111 У.
Результаты исследования были представлены на разного ранга конференциях в г. Новосибирске (1995,1991г.т.), г. Красноярске (1997 - 2002 г.г.),
На защиту выносятся: 1. Дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства (применение комплексной методики, интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметами, целенаправленная подготовка учителей к деятельности по развитию воображения и творческих способностей младших школьников).
2. Образно - логический способ обучения рисованию, который при одновременной реализации чувственной и мыслительной стороны познания, способствует эффективности изобразительной деятельности младших школьников, их творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов, композиций на основе простых первичных образов (точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры).
3. Комплексная методика, предусматривающая самостоятельную деятельность учащихся по созданию образов различных предметов и композиций на основе однотипных или разных первичных образов при применении соответствующих техник, в том числе пальчиковой техники рисования, что обеспечивает эффективное развитие воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства. 4. Методика диагностики уровня развития компонентов творческих способностей учащихся (воображения, эмоциональной восприимчивости, образного мышления и др.) и методические рекомендации для подготовки учителей к деятельности по развитию воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 207 наименований. Текст диссертационного дополнен рисунками, таблицами, приложениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяются объект, предмет, выдвигается гипотеза, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются методы и этапы эксперимента, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, апробация и внедрение полученных результатов.
Первая глава «Теоретические предпосылки развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников» посвящена исследованию проблемы развития детского воображения и художественного творчества и представлена тремя параграфами. В первом параграфе «Анализ проблемы развития воображения и творчества» рассматриваются основные подходы к исследуемым явлениям в научной психолого - педагогической литературе, исследуются особенности развития детского воображения и художественного творчества. Решению этой проблемы посвящены исследования отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, H.A. Ветлуги-ной, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, A.A. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, H.H. Палагиной, Ю.А.Полуянова, НЛ.Сакулиной и др.
По мнению Л.С.Выготского: «именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее». Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, известные психологи и педагоги называют воображением или фантазией.
Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все ре-
шительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
В заключение параграфа отмечается, что проблема активизации творческой деятельности учащихся в условиях современной образовательной парадигмы выступает как психолого-педагогические проблема. Она возникает в результате обострения противоречия между информационным насыщением субъектов образовательного процесса и временными рамками обучения, что в сочетании с традиционной методикой не позволяет в полной мере проявиться креативности личности учителя и учащихся. Решение этой проблемы возможно при создании определенных дидактических условий, которые способствуют развитию младшего школьника, как субъекта познания и творческой деятельности, чему посвящен второй параграф настоящей главы, где представлена общая психологическая характеристика младшего школьника с точки зрения сформированности трех его сфер: когнитивной, эмоциональной и поведенческой и уточнено, какие го них формируются в том или ином виде деятельности. Конечным результатом проведенного анализа стало выявление дидактических условий развития младшего школьника - субъекта познания и творческой деятельности.
Формирование когнитивной сферы младшего школьника связано с развитием психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Причем, формирование и развитие мышления является объектом педагогического процесса, а воображения - в большей степени творческого. Между тем, переход от чувственного познания к абстрактному мышлению невозможен без достаточного развития воображения. Но, постепенно в процессе обучения особую роль приобретает память ребенка, мышление развивается недостаточно, а воображение вообще находится вне поля интересов педагога. Однако, именно воображение обеспечивает связи чувственного и рационального начал в познании окружающего мира, способствует развитию творческого мышления на основе образно - логического подхода.
Эмоциональное развитие младшего школьника определяется тем, что начало школьной жизни расширяет восприятие внешнего мира, изменяет и увеличивает опыт, приобретаемый ребенком вне семьи, расширяет и интенсифицирует коммуникативную сферу. Вместе с тем, ориентируясь на точку зрения Э.Берна о том, что у ребенка в 10 лет формируются эмоции, которые будут преобладать в процессе его жизнедеятельности, при этом заметим, что ребенок может поочередно испытывать чувства злости, вины, обиды, испуга и радости. Движущими силами аффективного развития младшего школьника, с нашей точи зрения, могут выступать эмоции страха, интереса и радости.
В этой связи необходимо таким образом организовать деятельность учащегося, чтобы снизить эмоциональные переживания отрицательной направленности и ориентировать его на переживание эмоций положительного характера, особенно эмоций интереса и радости, которые тесно связаны с познавательной деятельностью субъекта.
В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольности поведения является учебная деятельность, а также труд в семье.
Для развития произвольности поведения, необходимо обеспечить достижение самим ребенком определенных личностных целей и научить его самостоятельно контролировать свое поведение и умственную деятельность.
В заключение делается вывод о том, что субъектность младшего школьника в плане обучения и творческой деятельности проявляется в ряде противоречий дидактического характера между: необходимостью развития абстрактно - логического мышления и конкретным характером понятий и образов; уровнем развития воображения ребенка и невосстребованностью данного феномена в процессе обучения; потребностью в положительных эмоциях, основанных на успешности в деятельности и невротизацией процесса обучения; чувством взрослости ребенка и авторитарным стилем общения; потребностью ребенка в игровых формах обучения и жесткой алгоритмизации обучения; потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией обучения предметам эстетического цикла в массовой школе.
Вышесказанное позволило предположить, что младший школьник как субъект познания и творческой деятельности характеризуется одними и теми же качествами. Между тем, творческая деятельность имеет более непроизвольный характер, нежели учебная деятельность. Следовательно, в творческой деятельности в когнитивном плане можно опираться на развитие воображения; в эмоциональном плане необходимо «провоцировать» положительные эмоции, основанные на успешности; в деятельности, в поведенческом плане необходимо мягко перейти от игровой деятельности к учебной.
Таким образом, творческая деятельность и обучение (учебная деятельность) дополняют друг друга и позволяют развивать те качества, которые «западают» в другом виде жизнедеятельности ребенка.
Развитию воображения и творческого потенциала младших школьников способствуют следующие дидактические условия:
• применение комплексной методики, разработанной на основе предложенного автором образно - логического способа обучения рисованию;
• введение интегрированного урока в процессе которого учащиеся наряду с рисованием слушают музыку, стихи, самостоятельно их сочиняют, говорят на иностранном языке;
• соответствующей подготовки учителя к педагогической деятельности по развитию воображения и художественно творческих способностей младших школьников.
Во второй главе «Комплексная методика развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и экспериментальная проверка ее эффективности» обоснованы принципы создания образно - логического способа обучения рисованию и комплексной методики, способствующей познавательной и творческой активности младших школьников на уроках ИЗО.
В первом параграфе отмечается, что философское определение понятия «системы» автор понимает как такую организацию учебного процесса, которая включает четыре структурных компонента: 1) содержательный (отбор изучаемого материала в соответствии с целями и задачами обучения); 2) когнитивно - операциональный (определение алгоритма логических шагов в овладении понятиями (знаниями) и умениями в учебном процессе); 3) организационно - методический (выбор оптимальных форм организации коллектива и методических приемов, создание таких педагогических условий, которые способствуют эффективной творческой деятельности учащихся); 4) оценочно-регулятивный (определение критериев, позволяющих оценить эффективность процесса обучения в целом и организации творческой деятельности учащихся в частности, оценка усвоенных знаний, умений, навыков и корректировка действий субъектов учебного процесса).
Принципам функционированию такой системы соответствует предложенный нами образно - логический способ обучения рисованию, способствующий одновременному развитию чувственно - сенсорной и мыслительной стороны познания младших школьников, эффективности их изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности в процессе создания образов различных предметов на основе простых первичных образов. Среди этих образов выделяются : линейные (точка, прямая, волнистая линия и пр.), плоские (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др.), объемные, а также буквы и цифры, которые являются, своего рода, элементарными частичками окружающего мира.
В основе художественно творческой деятельности по созданию обобщенного образа восприятия (вторичного образа) лежит анализ - синтез однотипных или разных первичных образов. Чтобы научиться выполнять эти действия практически нужно уметь мысленно выполнять следующие операции:
• расчленять объекты на составные части.
• выделять отдельные существенные стороны и изучать каждую часть (сторону) в отдельности, как элемент единого целого.
и
• соединить части объекта в единое целое.
Пример: рисование лошадки (анализ и синтез).
Алгоритм действий при работе с приемами «анализ и «синтез»:
1. Осмысление содержания полученного задания в целом (цель задания)
2. Ознакомление с объектом исследования.
3. Разделение исследуемого объекта на отдельные главные элементы (стороны, части и т.д.)
4. Обоснование разделения на данные отдельные элементы.
5. Изучение каждого элемента (стороны, части) объекта
6. Установление связи и отношений между отдельными частями исследуемого объекта (проявление частей на отношение друг к другу).
7. Обоснование правомерности установленных связей
а) выдвижение на первый план самого существенного
б) установление иерархии высказываемых положений
8. Обобщение.
В процессе работы над образами необходимо добиваться понимания учащимися отдельных фактов, явлений, событий, процессов, а также характера связей, их взаимозависимости. Важно привить учащимся умение выделять существенные признаки исходя из цели рассматриваемых объектов, высказывать свои собственные суждения и отображать (изображать) и т.д.
Большую роль в организации творческой деятельности играет атмосфера увлеченностью предметом, которая создается и программируется учителем поскольку искусство невозможно воспринять без переживания, без эмоций. Следовательно, учитель должен знать и владеть законами театра, его педагогической драматургией способностью находить особое в простом.
Отсюда логический вывод - чтобы успешнее решать дидактические и творческие задачи, уроки изобразительного искусства должны находиться в взаимных связях с музыкой, поэзией, движением и другими «инструментальными знаками». Знак, по Л.С. Выгодскому, всегда имеет социальную природу, является средством социальной коммуникации и становится средством собственной психической деятельности ребенка в результате интерио-ризации, превращения социального в индивидуальное и внешнего во внутреннее.
Целью развивающего обучения на уроках ИЗО с применением комплексной методики, представленной во втором параграфе, является активизация восприятия и творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учеников, их умения оценивать и строить по законам красоты. Этому должна способствовать вся система организации учебно-воспитательного процесса по эстетическому и художественному развитию детей, которая, с
одной стороны, включает все передовые методики по изобразительному искусству, а с другой - методические пособия, предлагаемые нами. Следовательно, важное значение приобретает соответствующая подготовка учителя к созданию условий для развития воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства. Такое условие, с нашей точки зрения, является основным, поскольку только учитель, готовый и желающий активизировать познавательную, творческую деятельность ребенка, способен достичь значительных результатов в этом направлении.
Сущность методики, разработанной на базе образно - логического способа обучения рисованию, заключается в использовании достаточно простых приемов деятельности по созданию художественного образа, которые обеспечивают значительную экономию времени при объяснении учителем нового материала и выполнении учащимися художественно - творческих задаий. Это позволяет интегрировать уроки ИЗО с другими дисциплинами.
Исследование зависимости процесса обучения от выбранной технологии (методики) урока ИЗО показало, что действительно, методическое обеспечение и подготовленность самого учителя к активизации деятельности учащихся коррелирует с уровнем творческой активности школьников в условиях положительной мотивации
В связи с тем, что одним из основных критериев эффективности того или иного процесса является экономия времени, мы проследили за данным явлением и представили ее в виде диаграммы экономии времени (время для
1 «а» - контрольный класс 1 «в» - экспериментальный класс
Рис. 2. Диаграмма экономии времени на уроках ИЗО и художественного труда Условные обозначенными - свободное время; О время выполнения задания
В третьем параграфе главы 2 представлена методика, позволяющая оценить: уровень развития творческого воображения (тест "Составление изображений объектов"), наглядно - образного мышления (тест «Заключение деталей в изображении»), эмоциональной восприимчивости (тест «Определи
выражение лица») и творческих способностей учащихся (3-й теста) на этапе констатирующего, промежуточного и формирующего экспериментов, проведен анализ полученных результатов.
Основными направлениями диагностики в оценке изобразительно - художественных способностей школьников младших классов являются:
1. Развитие воображения, фантазии.
2. Развитие творческого мышления.
3. Владение изобразительно - художественными навыками и приемами.
4. Критический уровень - изобразительное искусство вызывает у ребенка негативное отношение, он отказывается работать в этом виде продуктивной деятельности - не умеет и не хочет, такое отношение встречается достаточно редко).
5. Низкий уровень - у ребенка отсутствует активный интерес к изобразительной деятельности, видна нехватка практических знаний и навыков.
6. Средний уровень (уровень склонности) - при наличии активного интереса ребенку в процессе деятельности требуются дополнительные объяснения и индивидуальная помощь.
7. Средний повышенный уровень (уровень способности) - ребенок стремится к самостоятельному выполнению собственных замыслов, с желанием осваивает новые техники изобразительной деятельности, все задания старается выполнять без помощи взрослого.
8. Уровень одаренности - помимо того, что предполагает уровень способности для одаренного ребенка характерно:
а) самопостановка творческих задач;
б) нестандартные решения в выполнении работы;
в) изобретение новых техник выполнения, эксперименты с художественными материалами;
г) оригинальность мышления, способность отслеживания причинно-следственных связей;
д) легкость ассоциирования, возникновения новых идей;
е) серьезное осмысление классических произведений искусства и высказывание независимого мнения о них, используя вполне разумные доводы.
Для выявления уровня развития воображения использовались модифицированные тесты «Дорисуй». Методика создана Э.Торренсом, адаптирована О.М.Дьяченко. Она направлена на определение оригинальности в творчестве, кроме того, полученные результаты дают возможность определить степень легкости, гибкости и точности творческих процессов.
Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экспериментов, проведенных в начальных классах школ г. Красноярска, в 4-х экспериментальных (104 учащихся ) и 4-х контрольных (104 человека), представлено в нижеследующих таблицах. При этом у 76 учащихся экспериментальных классов высокий уровень развития творческого воображения, тогда как в контрольных только у 24. Соответственно высокий уровень развития наглядно - образного мышления у 80 школьников экспериментальных классов
Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп
по уровню развития творческого воображения (Табл. 1)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Колич-во учащихся конст/форм Рез-ты экспер. конст./ формир. % Колич-во учащихся конст/форм Рез-ты экспер. конст./формир. %
1 высокий 8/76 7,7/73,1 16/24 15,4/23,1
2 средний 76/24 73,1 /23,1 80/38 76,9 / 46,1
3 низкий 20/4 19,2/3,8 8/32 7,7 / 30,8
и у 28 в контрольных. Высокий уровень развития творческих способностей сформирован у 92 учащихся экспериментальных классов и у 48 в контрольных. Показательно, что у большинства (77%) учащихся экспериментальных классов сформировался высокий уровень развития наглядно - образного мышления, а у большинства (70%) учащихся контрольных классов только средний уровень. Низкий уровень развития воображения только у 4% учащихся экспериментальных классов и у 30% в контрольных классах.
Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп
по уровню развития наглядно - образного мышления (Табл. 2)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Колич-во учащихся конст/форм Рез-ты экспер. конст./формир. % Колич-во учащихся конст/форм Рез-ты экспер. конст./формир. %
1 высокий 40/80 38,5/76,9 60/28 57,7/27
2 средний 40/20 38,5 /19,2 32/72 30,8 /69,1
3 низкий 8/4 23,0/3,9 12/4 11,5/3,9
Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп
по уровню развития творческих способностей (Табл. 3)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Колич-во учащихся конст/форм Рез-ты экспер. конст./формир % Колич-во учащихся конст/форм Рез-ты экспер. конст./формир %
1 высокий 52/92 50 / 88,5 48/48 46,1/46,1,
2 средний 46/12 38,5/11.5 48/40 46,1/38,5
3 низкий 6/0 11,5/0 8/16 7,8 /15,4
Для оценки уровня творческого развития и выявления наиболее способных и одаренных учащихся проводилось тестирование в начале и в конце учебного года и систематическое наблюдение за ними в течение первого, второго года на занятиях изобразительным искусством.
В целом проведенные исследования свидетельствуют об эффективности развития воображения и художественно - творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства при применении комплексной методики, основой которой является созданный нами образно - логический способ обучения рисованию.
В параграфе 2.4 представлены методические рекомендации для учителей по активизации творческого процесса на уроках изобразительного искусства в начальной школе. С одной стороны, они раскрывают сущность предложенной нами комплексной методики обучения рисованию, развития воображения и творческого потенциала школьников, а с другой - помогают учителям овладеть указанной методикой и использовать ее с целью активизации художественно творческой деятельности учащихся младших классов на уроках ИЗО.
Эти рекомендации и положительные результаты исследования внедрены в практическую работу студентов Красноярского государственного педагогического университета (факультет начальных классов, институт психологии, педагогики и управления образованием) и слушателей института повышения квалификации работников образования. Кроме того, данная методика получила широкое апробирование в школах города и края, а также Новосибирской области и других регионов.
В заключение необходимо отметить следующее.
1. Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил выявить дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства (интеграция уроков ИЗО с другими предметами, применение комплексной методики, соответствующая подготовка учителя к развитию творческого потенциала ребенка).
2. Предложенный автором образно - логический способ обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика, обеспечивают активную творческую деятельность младших школьников, в процессе которой они, используя однотипные или разные первичные образы, самостоятельно создают (изображают) различные предметы и композиции, осваивают различные техники, в том числе пальчиковую технику рисования.
3. Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития у младших школьников творческих способностей, их компонентов: воображения, эмоциональной восприимчивости, образного мышления и т.д.
4. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе значительно (до 88 %) возросло число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей (и их составляющих) при среднем уровне у 12%, тогда как в контрольной группе высокий уровень развития этих способностей у 46 % и средний у 38% учащихся.
5. Образно - логический способ обучения рисованию и комплексная методика нашли широкое применение в школах и дошкольных учреждениях, они способствуют эстетическому развитию и реализации творческого потенциала младших школьников и дошкольников на уроках ИЗО.
6. Предложены рекомендации для подготовки учителей к деятельности по развитию художественного творчества детей, которые используются на факультете начальных классов КГПУ, в институтах повышения квалификации.
7. В процессе проведенного исследования решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза, что свидетельствует о целесообразности применения разработанной нами комплексной методики для развития творческого потенциала учащихся в различных системах образования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях.
1. Пантиков В.А., Ботов М.И. Патент № 130 от 25.11.1996 на педагогическое изобретение «Способ образно - логического обучения рисованию»
2. Пантиков В.А. Рисовать - значит размышлять // Народное образование, 1990. №6. С. 69-73.
3. Пантиков В.А. Художественное конструирование на уроке изобразительного искусства (Из опыта) // Начальная школа. 1991. № 12.С. 38 - 42.
4.Пантиков В.А. Художественное конструирование //Начальная школа. 1991. № З.С. 56-57.
5. Пантиков В.А. Диалектика рисунка в содержании занятий по изобразительному искусству. Нетрадиционные подходы в изодеятельности. Курс лекций. - Красноярск: Изд-во КВКУРЭО., 1992. 80 с.
6. Пантиков В.А. Диалектика художественного труда ребенка посредством образов. Учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КВКУРЭО, 1993.36 с.
7. Пантиков В.А. Роль изобразительного искусства в развитии интеллекта. Новая педагогическая технология и обучение по способностям. Тезисы научно-практической конференции. - Красноярск, 1994.С. 182- 183.
8. Пантиков В.А. Волшебное творчество. Нетрадиционные подходы в изодеятельности. - Красноярск, Изд-во КВКУРЭО, 1994. 32 с.
9. Пантиков В.А. Азбука творчества. - Красноярск: Изд-во КВКУРЭО, 1995. 126 с.
10. Пантиков В.А. Ботов М.И. Реализация в учебном процессе различных видов искусства посредством системы предметных образов. - Красноярские музейные бьеннале. М.М. Бонтин и современные гуманитарные практики. -Красноярск. 1995.С. 69 (авторский вклад 0,5 е.).
11. Пантиков В.А. Образно-логический способ обучения изобразительному искусству и художественному труду. - Международный конгресс «Образование и наука на пороге Ш тысячелетия. V Научная конференция. «Результаты освоения словесно-логического (диалектического) способа обучения». Тезисы докладов. - Новосибирск, 1997. С. 11-13.
12. Пантиков В.А., Ботов М.И. Способ диалектического обучения как педагогическая технология развивающего направления. - П1 Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 1997. С. 81 - 83 (авторский вклад 2 с.).
13. Пантиков В.А., Гончарук А.И. Через образ и понятие к творчеству. Пятая научно - техническая конференция (часть первая). - Красноярск, 1997. с. 127
- 136 (авторский вклад 7 е.).
14. Пантиков В.А. Учимся рисовать - учимся творить. Методические рекомендации в помощь воспитателям детских садов, учителям начальных классов (нетрадиционные подходы в рисовании растительного и животного мира). - Красноярск, 1998. - КИПКРО. 66 с.
15. Пантиков В.А. Диалектика образов природы и искусства. - Международная конференция ЮНЕСКО. «Экологическое образование в Сибири». - Международная Академия науковедения. - Новосибирск, 1998.С. 370 -371.
16. Пантиков В.А. К творчеству через диалектику. Международная конференция «Проблемы фундаментального и прикладного науковедения», 1998. С. 194-199.
17. Пантиков В.А. «Через образ и понятие к творчеству». Материалы конференции. - Красноярск, 1997. С. 124 - 137.
18. Пантиков В.А. К вопросу о философии образования в новых моделях школ на опыте двух тысячелетий. Материалы международной конференции.
- Красноярск, 1998. С. 194 - 202.
19. Пантиков В.А. Образно-логический способ обучения как педагогическая технология. Материалы всероссийской научной конференции «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в Ш тысячелетии». - Красноярск, 2001. С. 363 - 354.
20. Пантиков В.А. Образно - логический способ обучения на уроках рисования в начальной школе. Материалы научно - методической конференции. -Красноярск, 2002. С. 229-230.
Пантиков Виталий Александрович
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДТТТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Автореферат
Подписано в печать 24.03.03. Сдано в производство 25.03.03. Формат 60/84 1/16.
Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. 1,0 Тираж 100 экз.3аказ№ 367. Изд. № 37
Лицензия ИД № 06543 06.01.02.____,
Отпечатано с оригинала заказчика Ц КрасГУ ООП биологического факультета ¡ адрес: 660041, пр. Свободный, 79, оф.44-15 |
Телефоны: 63-9-12,44-67-40(3). 660049, г.Красноярск, "пр.Мира, $2, тип.СибГТУ
2ооз?-А
.7163
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пантиков, Виталий Александрович, 2003 год
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки развития воображения и художественного творчества младших школьников
1.1 Анализ проблемы развития воображения и творчества
1.1.1. Анализ проблемы развития детского воображения
1.1.2. Исследование проблемы развития детского художественного творчества
1.2. Дидактические условия развития младшего школьника субъекта познания и творческой деятельности
Выводы
Глава 2. Комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников и экспериментальная проверка её эффективности
2.1. Образно-логический способ обучения как база комплексной методики развития воображения и художественного творчества младших школьников
2.2. Комплексная методика развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительного искусства
2.3. Интеграция уроков ИЗО с другими предметами
2.4. Экспериментальные исследования эффективности комплексной методики развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников
2.5. Рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников
Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства"
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.
Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как это феномен обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.
Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Вместе с тем, имеются противоречия между:
• потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и недостаточными возможностями системы образования созл давать условия необходимые для развития творческого потенциала подрастающего поколения;
• уровнем развития воображения ребенка и невостребованностью данного феномена в процессе обучения;
• потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией обучения, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности младших школьников на занятиях художественно - эстетического цикла. Это порождает проблему создания в образовательной среде условий для реализации потенциальных, творческих возможностей личности. Одним из значимых решений этой проблемы является вхождение ребенка в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, литературной, сценической и т.д., другим - реализация в образовательном процессе принципа природосообразно-сти (Песталоцци, А.Я. Коменский, и др.) как одного из условий успешного развития личности.
Необходимость разрешения этих противоречий определили актуальность исследования по теме. «Дидактические условия развитие воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования: выявить дидактические условия, разработать образно - логический способ обучения рисованию и комплексную методику, способствующих эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: учебный процесс по изобразительному искусству в начальном звене общеобразовательной школы.
Предмет исследования: дидактические условия, способ образно - логического обучения рисованию и комплексная методика, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства может быть эффективным при следующих условиях:
• интеграции уроков изобразительного искусства и художественного труда с другими предметами;
• применении комплексной методики, разработанной на основе предложенного автором образно - логического способа обучения рисованию;
• соответствующей подготовке учителя к педагогической деятельности по развитию воображения и активизации художественно творческой деятельности младших школьников.
В соответствии с предметом, целью, гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать состояние проблемы и выявить дидактические условия развития воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2. Создать образно-логический способ обучения рисованию, на базе которого разработать комплексную методику, способствующую развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
3. Разработать методику, позволяющую оценить уровень развития художественно творческих способностей младших школьников и выявить среди них наиболее одаренных в изобразительной деятельности.
4. Разработать методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках художественно - эстетического цикла.
5. Внедрить положительные результаты исследования в практическую работу студентов Красноярского педагогического университета и школ города Красноярска и Красноярского края.
Теоретико - методологической основой исследования явились фило-софско - психологические исследования по проблемам воображении и творчества, их активной роли во всестороннем развитии личности. При этом:
• проблемам воображения и творчества посвящены исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов: М.Б.Беркинблита, А.В. Петровского, П.П.Блонского, Дж. Брунера, А.В. Брушлинского, JI.C. Выготского, С.О. Грузенберга, В.В.Давыдова, А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, В.П. Симонова, А. Валлона, Дж. Гилфорда, Т. Рибо и др.
• психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, C.J1. Рубинштейна и др.
• исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К.Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником, В.А. Сласте-ниным, В.А.Черкасовым, С.А.Шапоринским и др.
• возрастные особенности младших школьников рассматриваются в ра-ботахМ.К.Акимовой, Л.И.Божович, Е.М.Борисовой, Д.Б.Эльконина и др.
• проблема развития детского воображения нашла отражение в исследованиях отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, О.М.Дьяченко, Н. Н. Палагиной и др.
• вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А.Мелик -Пашаева, Б.М.Неменского, Н.Н. Поддъякова, С Л. Рубинштейна Н.Н. Сакули-ной, Б.М. Теплова, Е.А Флериной и др.
Комплексный подход к проблеме развития творческого потенциала личности позволил сделать педагогическое изобретение (патентное свидетельство № 130, зарегистрированное в международном Реестре педагогических изобретений 25.11.1996 г.), методологической и методической основой которого является образно - логический способ обучения рисованию.
Базой научного исследования явились школы № 10, 35, 78, 84 и детские сады № 44, 95, 365 г.Красноярска, школа № 272 г.Новосибирска, д/с № 2 г.Сосновоборск. Всего более 20 районов Красноярского края и Хакассии.
Этапы и методы исследования. Исследование продолжалось в течение 10 лет и проходило в четыре этапа.
На первом этапе (1990 - 1994 г.г.) проведен анализ литературы и программ с различными подходами и взглядами на проблему развития воображения и художественного творчества младших школьников. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (1995 - 1997 г.г.) проведен констатирующий эксперимент, создан образно - логического способа обучения рисованию, на основе которого разработана методика развития воображения и художественного творчества младших школьников.
На третьем этапе исследования (1998 - 2000 г.г.) проводилась отработка предложенной методики на экспериментальных площадках, написан ряд учебных и методических пособий, в том числе «Азбука творчества» и др.
Четвертый этап (2001 - 2002 г.г.) посвящен анализу результатов формирующего эксперимента, оформлению диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Выявлены дидактические условия эффективного развития воображения и художественно - творческих способностей младших школьников (интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметам, применение комплексной методики, соответствующая подготовка учителя к деятельности по развитию творческих способностей младших школьников).
2. Теоретически обоснован и предложен образно - логический способ обучения рисованию, обеспечивающий одновременную реализацию чувственно - сенсорной и мыслительной стороны познания младших школьников, эффективности их изобразительной деятельности, творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов на основе простых первичных образов: точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры (патентное свидетельство № 130).
3. Разработана на базе этого способа комплексная методика, способствующая развитию воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изображают) образы различных предметов, комбинируя однотипные и разные первичные образы, в том числе используя пальчиковую технику рисования. Экспериментально подтверждена ее эффективность.
4. Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития воображения, образного мышления, творческих способностей младших школьников, динамику развития этих способностей и выявить наиболее одаренных в изобразительной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования: предложенный автором способ образно - логического обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников:
• нашли широкое применение в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и способствуют эстетическому развитию и реализации творческого потенциала дошкольников и младших школьников;
• применяются на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства с целью развития их профессионализма в институтах повышения квалификации работников образования;
• предложен диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития воображения, художественно творческой деятельности младших школьников и эффективность разработанной методики.
Достоверность полученных результатов и вытекающих из них выводов обеспечивается методологической базой, адекватной целям и задачам исследования, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций реальными положительными результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, а также зафиксированными в отснятых фильмах: практические работы учащихся и детей дошкольников; практические занятия со школьниками, проводимые диссертантом.
Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные положения, результаты исследования нашли отражение в лекциях, прочитанных г' на курсах повышения квалификации учителей и воспитателей в городах Красноярского края (Канск, Ачинск, Шарыпово, Дивногорск, Сосновоборск, Бородино и др.), а также в Новосибирске и Челябинске.
Результаты исследования обсуждались на семинарах: преподавателей ИЗО и классных руководителей, в университетах педагогических знаний горадов и районов Красноярского края, на кафедре культуры Красноярского ц, краевого института повышения квалификации работников образования, на кафедре МХК Красноярского государственного педагогического университета, на семинаре кафедры педагога - исследователя ТГПУ.
Результаты исследования были представлены на конференциях разного ранга в г. Новосибирске (1995, 1997г.г.), г. Красноярске (1997 - 2002 г.г.),
На защиту выносятся:
1. Дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства (применение комплексной методики, интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметами, целенаправленная подготовка учителей к деятельности по развитию воображения и творческих потенциала младших школьников).
2. Образно - логический способ обучения рисованию, реализующий одновременно чувственную и мыслительную стороны познания, способствует эффективности изобразительной деятельности младших школьников, их творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов, композиций на основе простых первичных образов (точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры).
3. Комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изо* бражают) образы различных предметов и композиции, комбинируя однотипные и разные первичные образы, используя соответствующие техники, в том числе пальчиковую технику рисования.
4. Методика диагностики уровня развития компонентов творческих способностей учащихся и методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Экспериментальные исследования подтвердили, что развитию творческого потенциала младших школьников способствуют следующие дидактические условия: применение комплексной методики развития воображения и художественного творчества детей, интеграция уроков ИЗО и художественного труда с другими предметами, соответствующая подготовка учителей к активизации творческого процесса на уроках ИЗО и художественного труда.
Первое условие создавалось нами на основе изменения содержания обучения и применения приемов деятельности, основанных на доступности. Это привело к тому, что учащиеся экспериментальных классов увлеклись такими уроками, так как получили возможность почувствовать себя успешными достаточно быстро.
Второе условие создавалось на основе применения в учебном процессе элементов музыки, поэзии, четкой характеристики предметов и материалов, используемых человеком в творчестве. Это позволило активизировать познавательную деятельность учащихся и инициировать их эмоционально - чувственную сферу, что способствовало развитию их творческого потенциала.
Третье условие, по нашему мнению, является основным, поскольку только учитель, готовый и желающий активизировать творческую деятельность ребенка, способен достичь значительных результатов в этом направлении. Нами предложены методические рекомендации для учителя, основанные на личном опыте, приобретенном в процессе многолетней деятельности.
Результаты экспериментальных исследований подтвердили положения гипотезы. Так, высокий уровень развития воображения показали 73 % учащихся экспериментальных классов и 23 % учащихся контрольных классов. Высокий уровень развития наглядно - образного мышления у 77% учащихся экспериментальных классов и у 27% в контрольных классах. Высокий уровень развития творческих способностей у 88,5% учащихся экспериментальных классов и у 46% учащихся контрольных классов. У 69 % учащихся экспериментальных классов высокий уровень эмоциональной восприимчивости, тогда как в контрольных классах такой уровень только у 38 % учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил выявить дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства (интеграция уроков ИЗО с другими предметами, применение комплексной методики, способствующей развитию воображения и художественного творчества младших школьников, соответствующая подготовка учителя к развитию творческого потенциала ребенка).
Предложенный автором образно - логический способ обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика, обеспечивают активную творческую деятельность младших школьников, в процессе которой они, используя однотипные или разные первичные образы, самостоятельно создают (изображают) различные предметы и композиции, осваивают различные техники, в том числе пальчиковую технику рисования.
Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития у младших школьников творческих способностей, их компонентов: воображения, эмоциональной восприимчивости, образного мышления и т.д.
Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе значительно (до 88 %) возросло число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей (и их составляющих) при среднем уровне у ] 2 %, тогда как в контрольной группе высокий уровень развития этих способностей у 46 % и средний у 38% учащихся.
Образно - логический способ обучения рисованию и комплексная методика нашли широкое применение в школах и дошкольных учреждениях, они способствуют эстетическому развитию и реализации творческого потенциала младших школьников и дошкольников на уроках ИЗО. Предложены рекомендации для подготовки учителей к деятельности по развитию художественного творчества детей, которые используются на факультете начальных классов КГПУ, в институтах повышения квалификации.
В процессе проведенного исследования решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза, что свидетельствует о целесообразности применения разработанной нами комплексной методики для развития творческого потенциала учащихся в различных системах образования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пантиков, Виталий Александрович, Томск
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие . 2-е изд. пе-рераб.-Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379 с.
2. Афинская И.И. Опыт исследования результатов обучения младших школьников. Вопросы психологии. 1984, № 4.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство? T.l. -М.: 1973, Т.2. 1979.
4. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М.: 1986.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 486 с.
6. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982.-С. 7-31.
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
8. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество,- М.: Сов. Художник, 1987.231 с.
9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа - 1980-368с.
10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 158 е.11 .Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении.— Л.:Музыка, 1973.
11. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: 1986.
12. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход в воспитании учащихся: (В вопросах и ответах). К.: Рад. школа, 1985. - 256 с.
13. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). 2-е изд. перераб и доп. - К.: Рад. школа, 1983 -287 с.
14. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развитиритель-ного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. -М.: Новая школа, 1996. -48 с.
15. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди, которые играют в игры,- М., 1991.
16. П.Бердяев Н А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1989.
17. Беркинблит М.Б., Петровский А.В.Фантазия и реальность. ,-М.: Политич. лит., 1968.-128 с.
18. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат,! 975.-399 с.
19. Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. Т.2. С. 118-340.
20. Богоявлинская О.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
21. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. -М.: Педагогика, 1972.
22. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. -М.: Педагогика, 1972.
23. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка Минск, 1974
24. Брунер Дж. Психология познания.-М.: Прогресс, 1977. 421 с.
25. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 148 с.
26. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
27. Валлон А. Психическое развитие ребенка М.: Просвещение, 1967 - 196 с
28. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
29. Венгер Л.А. Психологическая готовность ребенка к школе. Вопросы психологии. 1984, № 4.
30. Вендрова Г., Критская Е. Трудности мнимые и реальные. Музыка в школе. 1986. №1.
31. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского/ 2-е изд., исправленное и дополненное М.: Просвещение, 1979 - 288 с.
32. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной./- М., 1984.
33. Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения-М. , 1990.
34. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.,1980. 508 с.
35. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977, с. 7—9.
36. Вопросы психологии способностей /Под ред. В.И. Логиновой/ М., 1983.
37. Воронова В.Я. Творческие игры младших школьников М., 1981
38. Воспитание детей в игре /Сост. А.Е. Бондаренко, А.И. Матусик/ М., 1983.
39. Выготский J1.C. Психология искусства. /Сост. М.Г Ярошевский. Р-н-Д /Феникс, 1998. -480с.
40. Выготский B.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах, Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова/. М.: Педагогика, 1982, - 504 с.
41. Выготский Л.С. Воображение и творчество детского возраста. СПб.: Союз, 1997,- 96с.
42. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. -376 с.
43. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии. 1982. № 5.
44. Гальперин П.Я., Данилова B.JT. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. № 1. С.31-38
45. Гачев Г.Ф. Творчество, жизнь, искусство М., 1980.
46. Гегель Г. Эстетика. В 4-х т.М. ,1968-1973.
47. Глинская И.И. Совершенствование практических занятий учителей изобразительного искусства и черчения в ИУУ. (Методические рекомендации). Ленинград, 1982.
48. Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. М., 1989.
49. Гончарук А.И. Концепция школы XXI века (Диалектика учебного процесса). Красноярск: МЦПИ, 1997. - 56с.
50. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1988. №2.
51. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923.
52. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного мышления,-М„ 1976.
53. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика,1986,- 240 с.
54. В.В. Давыдов. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
55. Детская психология: Учебное пособие /Под. ред. Я.Л. Коломинсткого и Е.А. Панько/ Минск., 1981. Т.4.
56. Дмитриева Н.А. Эстетическое воспитание. М., 1973.
57. Дистервег А., Избр. Пед. Соч., М., 1956;
58. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическаяпсихология. -М., 1973.
59. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -208 с.
60. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Вопросы психологии. -1988. -№ 6 С. 52-59.
61. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. -М.: Знание, 1986. 96с.
62. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. М., 1997
63. Дудецкий А.Я., Юлустина Е.А. Психология воображения (фантазия). М., Смоленск, 1997.65.3ак А. Как развивать мышление у детей. Наука и жизнь. С. 97 100. - М., Изд. «Правда». 1979. № 9.
64. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 1.
65. Житникова JI.M. Учите детей запоминать. М., 1985.
66. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
67. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988
68. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М., 1961. 223 с.
69. Изард К. Эмоции человека. -М.: МГУ, 1980. 288 с
70. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание. -1972. -Вып. 1. -121 с.
71. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М.: Политиздат. -1984.-320 с
72. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников / Под ред. B.C. Кузина М.: НИИ школ, 1981. с. 120.
73. Изобразительное искусство в школе. Составитель Виноградова Т.Г. М.: Просвещение, 1990. с. 251.
74. Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.А. Зись, М.Г. Ярошевского М.: Наука, 1988. с. 350
75. История педагогики. Учеб.пос. подредА.И. Пискунова. 1998
76. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
77. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Учебный процесс в младших классах школы и его принципы: Учебно-методическое пособие. М.,1973. 84 с.
78. Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л.: 1987 272 с.
79. Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству? (О проф. мастерстве учителя) // Народн. образование. 1989. №11.
80. Кардашев В.Н. Развитие творческой активности юных художников. Советская педагогика. 1990. № 9.
81. Кшюшина И.П. Структура и механизм творческой деятельности М.: Изд. НРУ, 1983. с.
82. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности, М.: 1959. 304 с.
83. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1979. 120 с.
84. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей. М., 1962. С. 112-177.
85. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. 63 с.
86. Колокольников В.В. Рисование 1 класс М.: Институт художественного воспитания, 1963.
87. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. -190с.
88. Коменский Я.А. Избр. Пед.соч., М. 1955;
89. Краткий словарь по эстетике / Под ред. Овсянниковой М.О. М.: Просвещение, 1983. с. 223.
90. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. М., 1977. 208 с.
91. Ленин В.И. О литературе и искусстве,- М.: Худ.лит., 1986. -576с.
92. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики -М.:Мысль, 1965. 573 с.
93. Леонтьев А.И. Психология образа // Вестник МГУ, Психология. 1979.С.3-13.
94. Макаренко А.С. Цель воспитания. М.: Изд. АПН РСФСР. Т.5. 1951. с. 325 -337.
95. Максимов Ю. В. Родник творчества. -М., 1988.
96. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М., 1983.
97. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика.-Новосибирск: НИПК и ПРО. 1997. 136 с.
98. Матюгин И.Ю., Чаекаберья Е.И. Развитие образной памяти. М., 1993.
99. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика. -1975. 298 с.
100. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.
101. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. -144с.
102. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -269с.
103. Мейлик Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Психология процессов художественного творчества/ Л.: Лениздат, 1980. с. 341.
104. Медынский Е.Н. Принцип природосообразности воспитания в историипедагогики., «Сов. Педагогика», 1956 №8.
105. Мир детства. Младший школьник. /Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.
106. Монахов Н.И. Проблемы критериев эффективности воспитания школьников. Советская педагогика. 1977. № 2.
107. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
108. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниер-сба, 1972 . с. 184.
109. Неменский Б.М. Мудрость красоты М.: Просвещение, 1987. с. 55.
110. Неменский Б.М. Рапахни окно. -М., 1974.
111. Неменский Б.М. Программа по ИЗО и художественному труду.122. . Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1978.
112. Никифорова О.Н. Исследование по психологии художественного творчества. М.,1972. 155 с.124. . Нургалеев B.C. Воображение и учебная деятельность: Монография. -Красноярск: СибГТУ, 1998. -200 с
113. Одарённые дети. Перев с англ, 1991 год
114. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М., 1996.
115. Н.Н. Палагина. Воображение у самого истока. М.: Моск. Псих. Соц. институт, 1997. -136с.
116. Пантиков В.А. Азбука творчества. Министерство обороны Российской Федерации. КВКУРЭО, 1995. 66 с.
117. Пантиков В.А. Диалектика рисунка в содержании занятий по изобразительному искусству. Нетрадиционные подходы в изодеятельности. Курс лекций. КВКУРЭО. Министерство обороны РФ, 1992. 80 с.
118. Пантиков В.А., Гончарук А.И. Через образ и понятие к творчеству. Пятая научно-техническая конференция (часть первая). Красноярск, 1997. с. 127 - 136.
119. Пантиков В.А., Ботов М.И. . Патент № 130 от 25.11.1996 на педагогическое изобретение «Способ образнологичекого обучения рисованию».
120. Пантиков В.А. Рисовать значит размышлять. Народное образование. # 1990. №3. с. 69-73.
121. Петров В.В. Психологическое описание визуальных способов решения задач //Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1978. 22 с.
122. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, т.З, 1966. -880с.
123. Песталоцци И.Г. Избр. Пед. Произв., т.1-3, М., 1961-65;
124. Петровский А.В. Способности и труд М.: Знание, 1996. с. 200.ф 138. Пиаже Ж, Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.
125. М.: Изд-во иностранной лит., 1963 425 е. С. 21.».
126. Пименов Ю.И. Необыкновенность обыкновенного. М., 1964.14.0 Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. 271 с.
127. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. (Пособие для учителя). Часть 1. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. -М., «Интор», 1995.
128. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
129. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988.
130. Полуянов Ю. А., Борисовская О. Б. Соотношение вербального и изобразительного в содержании детского рисунка.—В кн.: Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980, с. 29—33.
131. Поляруш А. А. Единство в многообразии (Системный подход к учебному процессу): Пособие для учителей.-Красноярск: ККИУУ, 1994-76с.
132. Пономарёв Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. 223 с.
133. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: Московский психо социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -480с.
134. Программы средней общеобразовательной школы. Одногодичные педагогические классы по подготовке воспитателей дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1987. -160с.
135. Психология рисунка и живописи. Под ред. Е.И. Игнатьева. М., 1954.150. . Психология. Словарь. М. Политиздат - 1990. - 494с.
136. Психология формирования и развития личности. Отв. ред. доктор психологических наук Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1981, 365 с.
137. Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. М. Педагогика- 1972. 318с.
138. Рибо Т. Творческое воображение. С-Пб., 1901,. 242 с.
139. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978 - с. 242.
140. Розет И.М. Психология фантазии. Минск. 1991
141. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. Просвещение - 1975.
142. Рубинштейн C.JT. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -147 с.
143. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
144. Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1964. -462с.
145. Рыбников Н.А. Детские дневники как материал по детской психологии. -М., 1946. -С.23.
146. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 1969.
147. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
148. Скаткин М.Н., Грибов B.C., Полонский В.М. Опыт применения критериев для оценки качества и эффективности педагогических исследований. С. Пб„ 1982. № 9, с. 65 - 70.
149. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971. 270 с.
150. Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопросы философии, 1990. № 11. С. 324.
151. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.- сост. Н.В.Трус, Т.Г.Шубина. -Мн.: Литература, 1997. 576.
152. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. -Минск: Хар-вест, 1997. -800с
153. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. 230 с.
154. Соколова И.Ю. Психологические основы учебно-педагогической деятельности. Учебное пособие. Томск: Ротапринт ТПУ, 1992. 105 с.
155. Степанов А.В. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. -294с.
156. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М., 1964
157. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.
158. Сысоева JI.С., Приходько Д.Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск.: Изд-во ТГУ, 1980. - 162с.
159. Сысоева Л.С., Махлина С.Т. Материально-художественная деятельность. Томск: Изд-во ТГУ, 1993. - 184 с.
160. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников. Автореф. дис. к.п.н,- М., 1999.
161. Творчество в искусстве искусство творчества. М.: Наука, 2000. -549с
162. Теплов Б.Ф. Психология музыкальных способностей //Избранные труды. М., 1985.Т. 1. С.42-222.
163. Техническое творчество учащихся.- М.:, Просвещение, 1989. 223 с.
164. Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль., 1965., 191 с.
165. Туник Е В. Опросник креативности Д.Джонсона. СПб,1997
166. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр1. Академия», 1996. -336с.
167. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981.
168. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х томах. Т. I М.: Педагогика, 1974.
169. Философский словарь/ Под ред. Розенталя. Изд. 3-е М.: Политиздат, 1975.-496 с.
170. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. -М., 1961
171. Фохт-Бабушкин Ю.У. Научное управление художественной культу-ройкак объект эстетического исследования Автореф. дисс. док. иску еттв,-М.:, 1984.
172. Фрейд 3. Художник и фантазирование/ перевод под ред Р.Ф. Додельце-ва, К.М. Долгова/М.: Республика, 1995. -400с.
173. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования /Вопросы психологии 1986, № 4.
174. Художественное творчество. Отв. ред. Б.С. Мейлок. Л.: Наука, с. 23
175. Художественное творчество и ребенок. /Под ред. Н.А. Ветлугиной -М.: Педагогика, 1972 с. 287.
176. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А.Ветлугиной М.: Педагогика, 1972. - 287 с.
177. Чирков Ю. Мозг левый, мозг правый // Неделя, 1985. -№ 29.
178. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе.- Иркутск: Изд-во Иркутского университета.1985.-200 с.
179. Чернышевский Н.Г. Эстетика,- М. Худ. Лит., 1958.-375 с.
180. Чудновский В.Э. Международный семинар по проблеме способностей (На тему: «Выявление и развитие талантов и способностей: Москва, окт. 1984) // Вопр. психологии. 1985. №2.
181. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников (Учебно-методическое пособие) Красноярск, 1978.-88 с.
182. Щербаков B.C. ИЗО: обучение и творчество. М., 1969.
183. Штерн В. Умственная одаренность, психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб, 1997.
184. Эльконин ДБ., Психология игры. М.: Просвещение, 1978.
185. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
186. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986.
187. Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20., с. 500 -625.
188. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998.
189. Юркевич B.C. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М., 1996.
190. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
191. Guilford I. P. Creativity // American Psychologist. 1950. № 5.
192. Torrance E. P. Guiding creative talent. N. Y. 1962.