Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Куланина, Ирина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Куланина, Ирина Николаевна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

1.1. Философские и психолого-педагогические основы 14-39 творчества и творческого воображения.

1.2. Особенности развития и формирования творческого 39 - 63 * воображения младших школьников в учебно-воспитательном в развитии творческого воображения младших школьников.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРА ТУРЫ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Методика изучения воображения, выявление уровня 98 - 110 сформированное™ воображения младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности (констатирующий эксперимент).

2.2. Экспериментальное исследование особенностей 111 - 142 формирования творческого воображения младших школьников в условиях интеграции разнообразных видов художественно-эстетической деятельности.

2.3. Динамика развития творческого воображения у 142- 151 младших школьников. процессе.

1.3. Возможности интеграции предметов эстетического цикла

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников"

Формирование творчески активной личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями является одной из главных проблем педагогики. В связи с этим, современная'школа должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для развития личности, ее творческой индивидуальности, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Особую педагогическую значимость приобретает формирование творческого воображения, которое является одним из основных компонентов познавательной деятельности. Только в комплексном развитии всех познавательных процессов: ощущения - восприятия - внимания — воображения — мышления — памяти, можно решить задачу всестороннего развития творческой личности.

Развитие творческого воображения детей, как основы любой творческой деятельности, в условиях эстетического воспитания, способствует решению задачи гуманистической педагогики - реализации творческого потенциала школьника.

Комплексное использование искусств в школе, создает более широкие возможности для творческого развития детей. Об этом писали А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Н.Я.Брюсова, П.Ф.Каптерев, Н.К.Крупская, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий и др. Идея интеграции в педагогике искусства начинает реализоваться с 80-х годов (В.В.Алеев, В.С.Безрукова, О.С.Богданова, М.С.Каган, Б.М.Кедров, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Л.Г.Савенкова, С.К.Семенина, Т.В.Смелкова, Н.А.Терентьева, С.И.Хмарский, Р.М.Чумичева, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсов и др.) и в последнее время становится тенденцией в образовании. Более эффективное развитие творческого воображения при условии интеграции предметов эстетического цикла, базирующихся на искусстве - музыкальном, изобразительном, литературном, определяется тем, что дети усваивают выразительные средства каждого вида искусства и художественно-эстетической деятельности во взаимосвязи. В этих случаях, художественный образ, воспринимаемый и создаваемый детьми (с учетом специфики и особенностей каждого вида искусства), становится целостным и глубоким.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в пении, рисовании, сочинительстве. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по своим собственным законам красоты. Интегрированное освоение детьми изобразительных и выразительных средств разных видов искусства, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на его стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия (через общность художественного языка), повышает творческую активность, желание преобразовательных действий. Именно в этом возрасте в процессе обучения закладываются основные направления, по которым осуществляется творческое развитие детской личности, ценность которой во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в его структуре. Воображение, как познавательный процесс у младшего школьника проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами и активно используется им, что определяется практическими умениями в художественно-творческой деятельности. Творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть, в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в отечественной педагогической практике наблюдается тенденция к выдвижению на первый план воспитание интеллекта, ориентирование на репродуктивную деятельность учащихся, а эмоциональная жизнь ребенка, его воображение расширяется лишь частично, что создает серьезное препятствие в проявлении, удовлетворении и развитии естественной потребности ребенка в художественно-творческой деятельности.

Из вышесказанного следует, что проблема развития творческого воображения младших школьников является достаточно актуальной и значимой. Поэтому, поиск оптимального сочетания психолого-педагогических условий для формирования творческого воображения детей, является одной из центральных задач современной начальной школы.

В настоящее время возрастает уровень научного интереса к развитию творческого воображения младших школьников и широко освещается в работах современных исследователей: И.В.Живоглядовой (1991), Е.Е.Кравцовой (1996), Г.В.Католик (1990), Е.Л.Яковлевой (1997), которые раскрыли особенности воображения в творческой деятельности; в словесном творчестве младших школьников - работы: Е.А.Лустиной (1984); Н.В.Сметаниной (1998);в музыкальной деятельности - исследования: С.М.Аскеровой (1986), Л.Г.Григоровской (1990), О.Б.Куликовой (1998); в процессе художественного труда - И.И.Маслова (2001), И.М.Шадриной (1999), в изобразительной деятельности - В.С.Павлова (1972); в процессе восприятия различных видов искусств - Е.В.Александровой (1991), М.В.Бабкиной (1998), А.М.Мхитарян (1986), Е.П.Кабковой (1991), Н.А.Терентьевой (1990). Однако развитие творческого воображения младших школьников средствами интеграции предметов эстетического цикла остается на сегодняшний день недостаточно изученным.

Актуальность проблемы интегрированного обучения, значимость и влияние его на развитие творческого воображения детей, определили причину выбора направления нашего исследования; необходимость углубленной разработки педагогических аспектов проблемы, психолого-педагогических условий повышения уровня развития творческого воображения младших школьников и приемов их практического осуществления на уроках эстетического цикла. Существует ряд вопросов, связанных с содержанием, механизмами развития творческого воображения младших школьников, с определением наиболее эффективных форм и методов работы, способствующих развитию воображения, которые не получили должного раскрытия и обоснования. Все сказанное обусловило тему данного исследования: «Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников».

Проблема исследования заключается в попытке разрешения противоречий между потребностями общества в творчески мыслящих личностях, обладающих творческим воображением, наличием широких возможностей такого развития, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий эффективного развития творческого воображения средствами интеграции предметов эстетического цикла в традиционно сложившейся в современно школьной практике.

Цель исследования - теоретическое обоснование, практическая разработка и опытно-экспериментальная проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития творческого воображения младших школьников на уроках эстетического цикла посредством интеграции искусств и художественно-творческой деятельности детей.

Объект исследования - развитие у младших школьников творческого воображения в процессе эстетического воспитания.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников средствами интеграции предметов эстетического цикла.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческого воображения младших школьников в процессе интеграции предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) будет осуществляться более эффективно при условии:

- целенаправленной работы по развитию и совершенствованию у младших школьников комбинаторных умений и навыков в художественно-творческой деятельности, творческой самостоятельности, включающей расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие у учащихся позитивного отношения к искусству через многообразные виды и формы включения детей в процесс творчества;

- создания оптимальных психолого-педагогических условий «внешних» (творческое мастерство учителя, его готовность к развитию воображения младших школьников, представленная в сформированности мотивационного, содержательного, технологического, рефлексивного компонентов) и «внутренних» (активность и «открытость» самого ребенка к опыту творческой деятельности);

- применения усложняющихся творческих заданий (в рамках созданной автором интегрированной программы) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением постоянного контроля за уровнем развития творческого воображения.

Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Охарактеризовать творческое воображение - его сущность, структуру и возможность формирования у младших школьников на уроках эстетического цикла.

2. Выявить возможности интеграции различных видов искусства для целенаправленного развития творческого воображения младших школьников.

4. Определить и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий эффективного развития творческого воображения ребенка в учебно-воспитательном процессе;

5. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить систему творческих заданий для 1-3 классов (основанных на интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства), способствующую развитию творческого воображения младших школьников.

Методологической основой исследования являются современные теории и концепции философии, педагогики, психологии, искусствознания по отдельным проблемам художественно-творческого развития личности, воспитывающей и развивающей роли искусства, целесообразности использования комплексного взаимодействия искусств, современные теории культуры и деятельности по проблеме воображения и его развития у детей. Источниками исследования являются фундаментальные теории, концепции, положения:

- о единой природе и взаимодействии разных видов искусств (Б.В.Асафьев, Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов, А.Ф.Лосев, В.В.Медушевский, С.Скрябин, М.Чюрленис);

- о проблеме интегрированного обучения (Б.М.Кедров, В.Н.Краснояров, Б.Т.Лихачев, Л.Г.Савенкова, С.К.Семенина, М.А.Терентий, С.И.Хмарский, Л.Г.Юлдашев, Б.П.Юсов);

- о формировании творческого воображения в процессе художественно-творческой деятельности у детей (Б.Г.Ананьев, Н.Д.Ветлугина, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.Н.Палагина, Т.Г.Пеня, Н.А.Пьянкова, Т.Рибо, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, М.Н.Скаткин, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, К.Д.Ушинский);

- о взаимодействии воображения и восприятия (К.И.Вересотская, Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев, А.Н.Рязанцева, М.И.Ушакова); воображения и мышления (М.Б.Беркинблит, А.В.Брушлинский, В.Вундт, А.Я.Дудецкий, М.М.Нудельман); воображения и памяти (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, З.И.Истомина);

- о творческом развитии детей на занятиях искусством (Э.Б.Абдулин, В.В.Алеев, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.В.Запорожец, Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Л.Л.Куприянова, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, О.П.Радынова,

А.И.Савенков, Л.Г.Савенкова, Г.П.Сергеева, И.В.Страхов, Л.В.Тодоров, Г.М.Цыпин., Т.В.Челышева, ТЛ.Шпикалова, Б.П.Юсов);

- о развивающем обучении (Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин).

Общенаучные позиции выстраивались с опорой на личностно-деятельный подход; комплексный подход к эстетическому образованию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - теоретический анализ философской, психологической, педагогической искусствоведческой литературы;

- эмпирические - изучение, анализ, обобщение педагогического опыта; -социологические - беседы с родителями, учителями, учащимися, анкетирование, опрос, наблюдение;

- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

- статистические - статистическая обработка результатов исследования с использованием математических методов.

Организация исследования. Исследование проводилось с ноября 1999года по май 2003 года в соответствии с учебным планом на базе школ №№ 12, 29, 5 г.Коломны Московской области. В исследовании приняли участие 200 детей младшего школьного возраста (1-3 кл.).

Исследовательская работа проводилась в 3 этапа. Первый этап (1996-1999гг.) — поисково-теоретический. Изучение эстетико-философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике, изучение передового педагогического опыта по развитию творческого воображения младших школьников; выделения основных направлений исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотез исследования.

Второй этап (1999 - 2002гг.) - опытно-экспериментальный. Проведен констатирующий эксперимент; определены внешние и внутренние условия, определяющие эффективность формирования творческого воображения детей; разработана и опытно-экспериментальным путем проверена программа творческих заданий, направленная на развитие творческого воображения младших школьников.

Третий этап (2002-2003) - обобщающий. Обработка, систематизация, анализ, обобщение и коррекция теоретических положений и результатов опытно- экспериментальной работы; оформление диссертации. Научная новизна работы заключается в следующем:

- обосновано использование интеграции изобразительного искусства, I литературы, с доминирующей ролью музыки, в художественно-творческой деятельности как одного из эффективных средств развития творческого воображения детей;

- разработана научно-обоснованная система творческих заданий на основе интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы (в рамках созданной автором программы), направленная на развитие творческого воображения младших школьников;

- определены показатели уровней сформированности воображения младших школьников;

- определены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия (квалификация и творческое мастерство учителя; учет индивидуально-возрастных особенностей детей; создание творческой атмосферы занятия — использование игровых и проблемных ситуаций; использование специальных творческих заданий и тренировочных упражнений, направленных на умение оперировать различными приемами создания образа воображения и другие), способствующие активизации развития творческого воображения и творческого самопроявления младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в теорию эстетического воспитания младших школьников, заключающийся в том, что разработаны и экспериментально проверены условия развития творческого воображения у младших школьников средствами интеграции предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы), позволяющей добиться более эффективных результатов в художественно-творческом развитии ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в то, что разработана система усложняющихся творческих заданий (на основе интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы), для развития творческого воображения младших школьников в цикле эстетических дисциплин; предложена организация некоторых форм внеклассной работы по эстетическому воспитанию. Разработанные показатели уровней сформированности воображения позволяют педагогам корректировать педагогическую деятельность, направленную на развитие творческого потенциала младших школьников. Материалы исследования могут использоваться на уроках (музыки, изобразительного искусства, чтения) и во внеклассной работе в начальной школе, на курсах повышения квалификации, а так же могут найти применение в дальнейшей разработке решения проблемы развития творческого воображения младших школьников в системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания, теории и практики эстетического воспитания и образования, тщательным анализом экспериментальных данных, многолетней исследовательской работой автора в качестве преподавателя КГПИ, а также в качестве учителя музыки и мировой художественной культуры в общеобразовательных школах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в школах №№ 12, 29, 5 г. Коломны Московской области. Теоретические позиции, методика и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО, обсуждались на научно-практических конференциях по педагогике в г. Коломне, нашли свое отражение в статьях и тезисах, опубликованных автором. Материалы исследования использовались в лекционных курсах и на практических занятиях со студентами музыкально-литературного отделения филологического факультета Коломенского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе эстетического воспитания эффективно осуществляется при условии интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы и активной самостоятельной творческой работы учителя и учащихся.

2. Разработанная программа творческих заданий на основе интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы, с учетом индивидуально-психологических особенностей младшего школьного возраста, использованная автором в обучающем эксперименте, позволяет вести целенаправленную и систематическую работу по развитию и формированию творческого воображения младших школьников на уроках эстетического цикла и во внеклассной работе.

3. Комплекс психолого-педагогических условий, определяющих обеспечивающих эффективность реализации разработанной нами программы развития творческого воображения младших школьников, включает: Создание творческой атмосферы занятия, использование активизирующих форм организации художественно-творческой деятельности с актуализацией игровых творческих ситуаций, применение системы усложняющихся творческих заданий и другое.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании охарактеризована сущность, структура, возможности формирования творческого воображения младших школьников на уроках эстетического цикла. Творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности. Развитие воображения важно, прежде всего, для формирования и становления личностных качеств ребенка, осознания им собственной индивидуальности. Развитие творческого воображения младших школьников способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов и состояний ребенка (мышления, памяти, речи, эмоций), обеспечивает целенаправленное планирование деятельности, что является важной предпосылкой для успешного усвоения знаний по всем предметам.

Развитие творческого воображения особенно значимо в младшем школьном возрасте, так как оно органически включено в когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты психической деятельности ребенка.

Наиболее полно развитие воображения младших школьников происходит в художественно-творческой деятельности в процессе эстетического воспитания, приоритетным направлением которого является для данного возраста развитие творческого потенциала.

Анализ учебных программ предметов эстетического цикла, пособий, опыта работы учителей и реальных уровней развития воображения у детей позволил сделать вывод о том, что состояние современной практики развития творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном процессе характеризуется неустойчивыми тенденциями к созданию и использованию педагогами существующих программ, методик, направленных на развитие и формирование творческого воображения. Это вызвано преобладанием использования на уроках искусства словесно-информативных методов подачи материала, а не активно-творческих методов вытекающих из природы искусства), вследствие чего урок теряет важнейший компонент — активно-творческий и часто - эмоциональный компонент.

Исследование показало, что развитие воображения младших школьников будет осуществляться более эффективно: во-первых, при интегрированном освоении художественно-творческой деятельности на уроках эстетического цикла и во внеклассной работе; во-вторых, при одновременном формировании структурных и операциональных компонентов творческого воображения в процессе систематического обучения; в-третьих, с опорой на индивидуально-возрастные особенности воображения младших школьников (развитие положительных сторон воображения (активность, произвольность) и коррекции тех сторон, которые у детей недостаточно развиты или выражены отрицательно (пассивность, непроизвольность); знание и учет в работе различий учеников по характеру процессов воображения, которые проявляются в следующих качествах личности: одухотворенность, прозаичность, мечтательность, фантазерство).

Выявлены и обоснованы возможности интеграции предметов эстетического цикла как оптимального средства создания развивающей и воспитывающей среды, активизирующего развитие и формирование творческого воображения младших школьников. Интеграция музыки, изобразительного искусства, литературы обеспечивает максимальную полноту восприятия, при котором возникает ассоциация ощущений (в результате временной связи между анализаторами), способствует возникновению яркого, оригинального, синтезированного образа воображения, что в итоге повышает творческую активность детей, несет положительный эмоциональный заряд.

Установлены причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме психолого-педагогических условий, которые определяют успех реализации разработанной нами интегрированной программы, направленной на развитие творческого воображения младших школьников. Теоретически доказано и экспериментально проверено, что развитие творческого воображения младших школьников возможно при создании «внешних» психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе. К ним относится:

- осознание учителем развития творческого воображения ребенка как общественно и личностно значимого процесса;

- профессиональное и творческое мастерство учителя, направленное на сохранение индивидуального своеобразия ребенка в художественно-творческой деятельности, свойственной дошкольнику, и, в то же время, обеспечение творческого развития в соответствии с изменением мотивов и способов действий ребенка с действительностью, которое соответствует закономерностям развития воображения детей этого возраста; эмоционально-импровизационного стиля работы;

- создание учителем эстетической развивающей среды на каждом занятии, ее периодической изменяемости, вариативности;

- создание учителем обстановки взаимопонимания, «психологического комфорта», эмоциональной поддержки, ситуации успеха, поощрение детей, даже за незначительную творческую находку;

- совместный творческий поиск; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- создание проблемных ситуаций, требующих неоднозначного решения;

- использование дидактических игр (относящихся к активизирующим методам обучения, при которых деятельность обучаемого носит творческий, поисковый характер), способствующих формированию механизмов комбинаторики воображения;

- использование на уроках и на внеклассных занятиях специальных тренировочных заданий, направленных на формирование комбинаторных умений и навыков воображения.

Внешние» психолого-педагогические условия способствуют формированию у детей «внутренних» условий для эффективного развития творческого воображения детей: внутренняя раскованность ребенка и свобода, «открытость» школьника к опыту творческой деятельности, способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий, формирование у ребенка внутренней мотивации к художественно-творческой деятельности и самооценки.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило действенность ведущих положений разработанной комплексной интегрированной программы «Страна Вообразилия» (для 1 - 3 классов), направленной на одновременное формирование структурных и операциональных компонентов воображения. Программа, построенная на основе творческих заданий (которые на уроках введены с определенной последовательностью: творческие разминки, упражнения, творческие этюды, сюжетные творческие задания), объединенных в тематические блоки, и включающая целенаправленную организацию внеклассной работы, позволяет планомерно формировать творческое воображение младших школьников в учебном процессе, способствует творческой самореализации и личностному развитию ребенка.

Таким образом, первоначально выдвинутая в нашем исследовании гипотеза подтвердилась, реализована цель, решены поставленные задачи. С помощью разработанной методики получены положительные результаты в формировании творческого воображения в художественно-творческой деятельности младших школьников и имеются основания для внедрения разработанной нами интегрированной программы в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Наша экспериментальная работа, направленная на совершенствование художественно-творческой деятельности детей, посредством интеграции различных видов искусства, является одним из вариантов развития творческого воображения младших школьников на уроках эстетического цикла. Проведенное исследование позволяет наметить пути дальнейшего изучения проблемы развития творческого воображения младших школьников на уроках естественно-математического цикла при условии интеграции различных видов искусств с другими школьными предметами, так как на современном этапе, благодаря интеграционным процессам в школе, наблюдается тенденция, осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства с целью формирования у детей целостной картины мира, самостоятельности в поисках решения различных творческих задач.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Куланина, Ирина Николаевна, Москва

1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов вузов. Московский пед. гос. ун-т. - М.: Прометей, 2003. - 223с.

2. Аксарина Н.М., Кривина С.М. Контроль за развитием детей раннего возраста. М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1972. - 121с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986.- 86с.

5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 142с.

6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988.-208с.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Изд-во АПНРСФСР, М., 1960.-486с.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. - 224с.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 111с.

10. Аршавский И.А. Физиологические принципы периодизации индивидуального развития и проблема биологического возраста. — В кн.: Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. - С.12 -16.

11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. - Л., 1973.- 114с.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376с.

13. Асмолов А.Г. Личность, как предмет психологического исследования. -М., 1984.- 84с.

14. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М.: Искусство, 1968. — 656с.

15. Аскерова С.М. Формирование творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1986. - 23с.

16. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов Кострома. МЦ «Вариант», 2002. - 112с.

17. Ахлибинский Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции.// Корольков А.А. Диалектика как основа интеграции полученных знаний. -Л., 1984.- 135с.

18. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. Исследование и статьи. Избранные искусствоведческие труды: М.: Сов. худож., 1981. -С. 48-55.

19. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988. -176с.

20. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. «Знание», Москва, 1975. - 132с.

21. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. - 128с.

22. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1998.- 17с.

23. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М., 1968 — 128с.

24. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени / Избранные педагогические произведения. Изд. АПН РСФСР, 1961. 267с.

25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 318с.

26. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. -М., 1995. -212с.

27. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496с.

28. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя.// Советская педагогика. — 1989. №8.

29. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990. - 144с.

30. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Научное творчество / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1969 - С.341-356.

31. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.-392с.

32. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Худ-к РСФСР, 1983.-115с.

33. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольника. -М.: Педагогика, 1978. 121с.

34. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990- 180с.

35. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. Под ред. Р.В.Тонковой-Лмпольской, Е.Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. Совместное издание Росси - Чехословакии - Германии. М.: Медицина, 1984. - 208с.

36. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128с.

37. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект пособие для студентов — педагогов и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 192с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте СПб.: Союз, 1997.-93с.

39. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.40