Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения

Автореферат по психологии на тему «Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Автореферат
Автор научной работы
 Кора, Наталия Алексеевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Иркутск
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения"

«»„«/ер-чл,

„ ..---Г- '.'■■■■ ~~

. г Ч

1 . -* ' - '

V л -

£У

На правах рукописи

Кора Наталия Алексеевна

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

19. 00. 07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Иркутск - 1998

Работа выполнена в Иркутском государственном педагогическом университете

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор психологических наук, профессор В.ГЛсеев

- доктор психологических наук, профессор А.Д.Карнышев

- кандидат психологических наук, доцент А.Г. Терещенко

- Амурский государственный университет

Защита состоится « О» сентября 1998 года в «/С » часов на заседании диссертационного совета К113.20.02 по присуждению ученой степени кандидата психологических наук при Иркутском государственном педагогическом университете по адресу: 664653, г.Иркутск, ул. Н.Набережная, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Иркутского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан «_» июля 1998 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Н.М.Щербакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема воображения является одной из наиболее значимых в психологии. И это понятно, значение процесса воображения в психической деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С.Выготский, СЛ.Рубинштейн, В.В.Давыдов, А.В.Брушлинский, Т.Рибо, Э.В.Ильенков, И.М.Розет, К.Тейлор, Ричарде и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается в психологии недостаточно изученной. Не случайно в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, с образным мышлением), так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельности продуктивно-творческого характера. Существование полярных точек зрения на сущность одного и того же процесса свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена.

Актуальность темы. Включение младшего школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех познавательных процессов, в том числе и воображения. К сожалению, эти возможности используются в практическом обучении далеко недостаточно: учителя, как правило, не создают необходимых условий для активизации воображения, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. К тому же существующие программы обучения направлены, в основном, на формирование и совершенствование конкретных умений и навыков (речевых, вычислительных, трудовых), а не на развитие творческих способностей учащихся. Эти программы в значительной степени ориентированы на репродуктивную деятельность учащихся, развитию же творческого воображения придается меньшее значение.

В настоящее время школы переходят на новые модели обучения. В связи с этим происходит существенное изменение учебных планов и программ, вводятся новые предметы и педагогические технологии, соответствующие новым образовательным стандартам. Все это требует от учителя изменения не только привычных

форм и методов обучения, но и перестройки сложившихся стереотипов организации познавательной деятельности учащихся.

Проведенный нами анализ инновационных программ показывает, что они содержат большие возможности для развития личности школьника, его познавательных интересов и творческого воображения. Однако вопрос реализации этих возможностей в практике обучения требует специального изучения. Необходимо, в частности, выяснить влияние внешних и внутренних условий на проявление творческого воображения учащихся, определить роль воображения в обеспечении продуктивности учебной деятельности, разработать систему заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учащихся в условиях инновационного обучения, а также решить ряд других задач.

Цель исследования - выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения.

Объект исследования - воображение как важнейший психологический процесс в структуре учебно-познавательной деятельности ребенка.

Предмет исследования - особенности и условия развития воображения младших школьников в процессе инновационного обучения.

Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что успешное развитие творческого воображенш школьников происходит только в том случае, если в процессе обу чения создаются оптимальные "внешние" и "внутренние" психоло гические условия. Инновационные программы содержат необходи мые предпосылки для моделирования таких условий. С помощьк специально организованной системы обучающих заданий, разраба тываемых с учетом возможностей инновационных программ, мож но эффективно решать задачу развития воображения школьников процессе обучения.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследова ния были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ состояния проблемы воображени и изучить практический опыт работы учителей по развитию воо£ раження в процессе обучения.

2. Выявить возможности инновационных программ для орган! зации целенаправленного развития воображения младших шкот

ников (на примере программ начального литературного чтения).

3. Изучить особенности и условия развития воображения младших школьников в процессе обучения по инновационным программам.

4. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, способствующих развитию воображения школьников в условиях инновационного обучения.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода, разработанный в трудах А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , Д.Б.Эльконина, а также некоторые теоретические положения Л.С.Выготского и других исследователей (О.М.Дьяченко, Г.Н.Ку диной, В.В.Лиманченко , Е.АЛустииой, Ю.А.Полуянова , Н.Н.Палагиной ) по проблеме воображения и его развития у детей.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки - наблюдение, анкетирование, изучение и анализ практического опыта работы учителей, изучение продуктов деятельности учащихся, обучающий эксперимент. Для оценки эффективности развивающего обучения использовался метод экс-лертных оценок и разработанные нами показатели уровней развития воображения. При обработке полученных данных применялись статистические методы.

Исследование проводилось в течение 1994-1997 годов на базе общеобразовательных школ № I и 5 г. Благовещенска. В обучаю-дем эксперименте принимали участие школьники первых-третьих слассов. Общий объем выборки составил 360 человек.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечилась использованием надежных и апробированных в отечествен-юй психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, применением методов математической статистики, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В фоблеме впервые определены возможности инновационных про-рамм в плане развития воображения учащихся; выявлены и обос-юваны внешние и внутренние условия проявления творческого возражения в условиях инновационного обучения; разработан ком-

плекс развивающих игр и упражнений, направленных на развитие воображения школьников в условиях целенаправленного обучения литературному чтению. Результаты исследования позволили уточнить и конкретизировать общетеоретические представления об условиях развития воображения младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по эффективному развитию творческого воображения младших школьников в урочное время, которые используются в практической работе учителями и психологами общеобразовательных учреждений. Полученные в ходе настоящего исследования результаты и сделанные на их основе выводы и рекомендации могут быть также использованы преподавателями вузов в работе по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1.Успешное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе тесного сочетания "внешних" и "внутренних" психологических условий. К их числу относятся климат доверия между учителем и учащимися, "открытость" школьника опыту творческой деятельности, внутренний локус оценивания деятельности и т.д. В рамках инновационного обучения создаются благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся.

2. Инновационные программы по начальному литературному образованию содержат необходимые предпосылки для развития когнитивной деятельности учащихся, их эмоцирнально-волевой сферы и эстетических потребностей. Развитие воображения на основе этих программ достигается путем целенаправленной и систематической работы учителя по использованию в процессе обучения таких видов творческих работ как иллюстрирование, драматизация рассказ по сюжетным картинкам, продолжение рассказа по данному началу или концу литературного произведения, устное рисование, коллективные или индивидуальные этюды. Выполнение подобных заданий помогает овладеть основными приемами созданю образов, обогащает словарный запас учащихся, активизируют и> творческую деятельность.

3. Разработанная с учетом возможностей инновационных про грамм система заданий, использованная автором в обучающем экс

примемте,! позволяет учителю вести плановую и целенаправлен-ую работу по развитию и формированию творческого воображе-ия школьников. В результате такой работы учащиеся успешнее владевают приемами создания образов воображения, лучше ос-аивают те средства, с помощью которых выражается личное от-ошение к персонажам и событиям литературного произведения

Апробация работы и внедрение результатов. Основные мате-иалы исследования публиковались в печати, на их основе разра-этаны учебные программы и методические рекомендации по раз-этию творческого воображения. О результатах исследований ав-эр докладывал на:

- межрегиональной научно-практической конференции "06-овление содержания общего образования"( г.Благовещенск,

?95г.);

Шжвузовском семинаре учреждений высшего профессио-зльного образования Дальневосточного региона "Общие подходы подготовке специалистов: проблемы и пути их решения в услови-с интеграции высшего военного и гражданского образования ву->в Дальнего Востока" (г. Благовещенск, 1997г.);

- межвузовской научно-практической конференции "Новые гандарты и педагогический процесс в вузе" (г. Благовещенск, )97г.);

- межрегиональной научно-практической конференции "Вос--ггательная система образовательного учреждения: проблемы и грспективы" ( Благовещенск, 1998г.).

Автором разработан спецкурс "Психология творческой лично-и", который читается студентам Благовещенского государственно педагогического университета и на курсах учителей при Бла->вещенском институте повышения и переподготовки кадров.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из вве-:ния, трех глав, заключения, списка литературы, включающего Ю источников, и приложения. В тексте диссертации имеется I рисунков и 5 таблиц. Общий объем работы составляет 173 стра-

1ЦЫ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается актуальность рабо->1, определяется предмет, объект, гипотеза и задачи исследования, тактическая значимость предлагаемого диссертационного иссле-

дования и его научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Воображение и его роль в психическом развитии ребенка» дается теоретический анализ состояния проблемы воображения и изучается практический опыт учителей начальны* классов по развитию воображения в процессе обучения.

Анализ научных публикаций свидетельствует, что традиционнс сложились три точки зрения относительно понимания сущносп воображения. Согласно наиболее распространенным взглядам во ображение соотносится с чувственным познанием и сводится к пе рекомбинированию перцептивных образов (А.В.Брушлинский

B.В .Богословский, A.B.Запорожец, Б.ФЛомов, О.И.Никифоровг Б.М.Теплов и др.). Другие авторы полагают, что вооборажение со прягается не только с образным, но и абстрактным перекомбиниро ванием (Р.Д.Завалова, М.В.Матюхина, А.И.Розов, С.Л.Рубинштеш Ю.А.Смирнов и др.). Третьи сводят процесс воображения к дея тельности, с помощью которой перекомбинируется весь психиче ский опыт субъекта, то есть его перцептивные и абстрактные зш ния и эмоционально-чувственные впечатления (Л.С.Выготскт А.Я.Дудецкий, Э.Ф.Ильенков, Е.АЛустина, Р.Г.Натадз*

C.Д.Смирнов и др.). Объединяет данные подходы общее понимани способа построения новых образов - перекомбинирование.

В нашей работе мы исходили из представления о том, что вс ображение занимает важное место в структуре психической до тельности ребенка. Оно органически включено в ее когнитивны) эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. В каа дом из них воображение выполняет ряд специфических функци участвует в произвольной регуляции познавательных процессов состояний человека, влияет на характер протекания эмоциональн( волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирован! и программирование деятельности.

Воображение как процесс преобразований, осуществляемь различными способами, непосредственно входит в структуру* пс хической деятельности на каждом ее этапе. Основные функщ процесса воображения реализуются в создании различных иннов ционных образований (формировании новых образов, целеполаг нии и планировании). Эти функции помогают ребенку самосто тельно создать новый образ и воплотить его в оригинальных и це ных продуктах деятельности (Н.И.Палагина, С.В.Фатеев).

3 процессе психической деятельности происходит возникновение развитие основных видов воображения: репродуктивного и твор-еского.

Младший школьный возраст представляет особый этап разви-ия ребенка, так как именно в этом возрасте у детей возникают по-енциальные возможности для развития воображения В.В.Давыдов, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, кС.Мухина и др.). Результаты, полученные указанными авторами, видетельствуют о том, что в начале школьного обучения у детей реобладает репродуктивное воображение, образы которого зави-ят от опыта детей, материала, накопившегося в их памяти и уровня онимания того, что они слышат от взрослых, видят на картинках Л.С.Выготский, Ю.А.Полуянов, М.М.Рыбакова, Е.Л.Яковлева и р.). Возникающие образы далеки от реальности, содержат смеше-[ие самых разнообразных элементов, почерпнутых детьми израз-[ых источников (А.В.Петровский, Л.Ф.Обухова, А.Я.Дудецкий, 1.А.Рудик, О.В.Кубасова, Г.А.Москвина, Л.Ю.Субботина, и др.).

В научных публикациях, посвященных изучению особенно-тей и условий развития воображения в младшем школьном возрас-е, установлено, что развитие процесса воображения на данном озрастном этапе проходит две основные стадии (В.В.Давыдов, ГВ.Непомнящая, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Т.В.Зеленкова и 1р.). На первой стадии деятельность воображения опирается на :онкретные предметы и их образы, однако число существенных [ризнаков, на основе которых строятся образы воображения, еще гезначительно. Вторая стадия характеризуется увеличением коли-1ества отраженных признаков и свойств, образы становятся пол-1ее, конкретнее и ярче. В рамках младшего школьного возраста особенно к его концу) у детей заметно развивается способность 'правлять своей умственной деятельностью. Соответственно и возражение становится все более управляемым процессом. К концу 1ладшего школьного возраста, наряду с воссоздающим воображе-шем, важную роль в" психической деятельности учащихся начинает 1грать творческое воображение.

Большое влияние на развитие воображения в младшем школь-юм возрасте оказывает личность учителя, программы обучения, а акже наличие необходимых условий для проявления творческой 1ктивности учащихся. В публикациях А..К.Марковой, Ч.Я.Никоновой, Н.В.Кузьминой, А.А.Реан и других отмечено

влияние личности учителя, его психологической подготовки V умения управлять учебной деятельностью школьников на процесс развития творческого воображения.

Вместе с тем анализ практического опыта показывает, что це ленаправленной и систематической работы по развитию воображе ния учащихся проводится еще недостаточно, хотя опытные учитет так или иначе пытаются решать эту задачу. В результате проведен ного нами опроса учителей установлено, что многие из них счита ют уроки литературного чтения наиболее благоприятными дт развития воображения, но лишь 38,6 процентов опрошенных отме тили, что они систематически и планомерно работают над развити ем воображения учащихся, предлагая детям выполнять творчески! задания не только в классе, но и дома.

Полученные нами данные и их анализ позволил установит результа1ивйосгь усилий учителей и условно разделить их п этому основанию на четыре основных типа. Учителя первого тип (12,3 процента) ориентируются преимущественно на совершенст вование навыков чтения и развитие механического запоминаю учащихся. Учителя второго типа (18,4 процента) также считают что уроки чтения способствуют развитию как механической, так словесно-логической памяти. С учетом этого они последовательн руководствуются методическими указаниями и требованиями дей ствующей программы, в которой не акцентируется внимания н развитии воображения. Третий тип учителей (38,0 процентов) ис пользует творческие задания, упражнения и игры на развитие воо£ ражения детей, но делает это не в системе. И только четвертый ти учителей (31,3 процента) планомерно и систематически организуй учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках чтения таким расчетом, чтобы она максимально способствовала развити воображения и воспитанию творческого читателя. Этот тип учит< лей работает по инновационным программам Л.Е.Стрельцовой Н.Д.Тамарченко, О.В.Джежелей, В.А.Левина, Г.Н.Кудиной З.Н.Новлянской, которые в большей степени ориентированы I личностное развитие младших школьников и являются развивак щими.

Изложенный в главе теоретический и практический матери позволил нам уточнить место и функции воображения в структур психической деятельности ребенка, а также установить, что младших школьников на уроках литературного чтения закладыв,

готся и культивируются многие психологические качества личности, формируются такие психологические новообразования как произвольность, внутренний план действий и рефлексия. Эти новообразования в психическом развитии младших школьников создают необходимые предпосылки для успешного развития воображения учащихся в учебной деятельности. Теоретический анализ помог нам также сформулировать гипотезу исследования и наметить пути решения поставленных задач.

Во второй главе "Анализ инновационных программ обучения по литературному чтению" излагаются результаты исследования возможностей инновационных программ (В. А. Л евина, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, а также З.И.Романовской) для организации целенаправленного развития воображения младших школьников.

Проведенный анализ показал, что все три инновационные программы помогают учителю приобщать младших школьников к художественной литературе, воспитывать эстетически развитого читателя, способного постигать смысл художественного произведения, высказывать собственные суждения о персонажах произведения. Использование данных программ позволяет развивать когнитивную и эмоционально-волевую сферу школьников, их духовные потребности.

Каждая из названных программ построена на конкретной психолого-педагогической концепции, имеет свою стратегическую цель и отличный от других учебно-методический комплект, включающий лучшую детскую литературу различных жанров. Вместе с тем рассматриваемые инновационные программы имеют много общего. Во-первых, они ориентированы не только на приобретение знаний, умений и навыков, но и на осознание происхождения своих знаний, переживаний, умений, их личностной ценности, на умопостижение и самооценку. Во-вторых, рассмотренные инновационные программы "задают" логику смены мотивов, которые побуждают ребенка "глубже постигать содержание художественного 1роизведения. В-третьих, в инновационных программах заложен <ак бы алгоритм смены способов самоконтроля и самооценки. Благодаря этому изучаемый учебный предмет дает ребенку не простую ;умму знаний, а через особое структурирование содержания ор-анизует его познание и воссоздание образов, представленных в судожественном произведении.

В главе дается описание и характеристика разработанной нами системы заданий и упражнений, использованных при проведении обучающего эксперимента. Развитие воображения школьников с помощью данной системы достигается путем целенаправленной и систематической работы учителя на основе таких видов творческих работ как иллюстрирование, драматизация, рассказ по сюжетным картинкам, продолжение рассказа по данному началу или концу литературного произведения, устное рисование, коллективные или творческие этюды. Эта система упражнений использовалась учителями наряду с теми заданиями, которые были представлены З.И.Романовской в ее учебных книгах "Живое слово". Анализ опыта работы учителей по предлагаемым заданиям показал, что они помогают учащимся овладеть основными приемами создания образов и проявить творческие способности.

В главе рассматриваются также те внутренние и внешние психологические условия, от соблюдения которых во многом зависит эффективность творческого воображения учащихся. К ним мы отнесли "внутренний локус оценивания", "открытость" школьников опыту творческой деятельности, климат доверия в отношениях между учителем и учеником, создание ситуации "психологической свободы" для максимального проявления творческой активности и другие.

Тесное сочетание в процессе обучения указанных условий, способствует успешному формированию и развитию творческого воображения младших школьников. Эти условия создаются на уроке учителем. Младший школьник учится не только у учителя, но и вместе с ним. Они в совместной деятельности формируют и развивают творческие способности, совершенствуют приемы и методы создания образов воображения, что в конечном итоге приводит к обогащению опыта творчества (Л.С.Выготский, К.Роджерс, Дж. Родари).

Таким образом, анализ представленного в главе материала показал, что на основе инновационных программ можно успешно развивать личностный потенциал ребенка, в частности воображение и культуру чтения. В программах содержатся необходимые психологические и дидактические предпосылки для организации целенаправленного развития творческого воображения учащихся.

В третьей главе "Развитие воображения в условиях обучающего эксперимента" излагаются результаты целенаправленного разви-

тия воображения младших школьников по инновационной программе. Представлена разработанная нами методика изучения воображения, построенная на основе использования метода реконструкции литературного произведения. Она позволяет изучать процесс воображения младших школьников, оценивать его оригинальность и самостоятельность, а также выявлять уровень владения основными приемами воображения. В ходе обучающего эксперимента учащимся предлагалось составлять рассказы с опорой на различные элементы сюжета литературного произведения: его начало и конец, только начало или только конец. Это давало возможность изучить особенности развития воображения учащихся, выявить их способности к воссозданию целостного образа-представления, проследить динамику воображения.

При разработке указанной методики мы исходили из положения-Л.С.Выготского об исключительном значении слова как сред- > -ства, которое организует сознание и стимулирует творческое воображение. Кроме того мы учитывали и то обстоятельство, что словесное творчество развивает потребность в самовыражении, в сопереживании, умение переносить и связывать знания из разных областей жизни, размышлять над фактами и явлениями. При анализе )• эезультатов эксперимента мы стремились сочетать качественные и шличественные методы оценки продуктов деятельности учащихся. Это позволяло повысить не только валидность использованной методики, но и индивидуализировать формы и методы дальнейшей / соррекционно-развивающей работы с учащимися.

Качество выполнения предлагаемых заданий оценивалось со ггороны содержания, структуры и языкового оформления. Соответ-ггвенно были выделены две группы критериев. Содержание учени-1еского текста (устного сочинения) оценивалось по следующим ¡ритериям - оригинальность выполненного задания; соответствие еме и замыслу; композиционная стройность; логичность и после-ювательность высказывания; полнота раскрытия темы; соответст-;ие стиля и типологической структуры текста теме и основной 1ысли высказывания. Языковое оформление текста оценивалось на сновании критериев точности и богатства используемой лексики, мения употреблять изобразительные средства языка в соответст-ии со стилем, темой и задачей высказывания.

Количественная оценка творческих работ учащихся производи-ась по пятибалльной шкале с выделением четырех уровней разви-

тия воображения: высокого (5 баллов), среднего (4 балла), низкого (3 балла), очень низкого (2 балла). Та или иная балльная оценка ставилась нами за работы, отвечающие определенным критериям (наличие оригинального замысла, количество используемых приемов воображения, полнота словаря, нарушение стилевого единства текста, неполнота раскрытия темы и т. д.).

Для исключения субъективизма в оценивании ученических работ в протоколах заранее проставлялся шифр и цифровой индекс, что исключало отнесение ученика, выполнившего задание, к той или иной группе школьников, обучавшимся по разным программам (традиционной и инновационной). Кроме того каждая работа ученика оценивалась экспертной группой из пяти человек (помощников экспертов). Они выставляли оценки самостоятельно, без обсуждения, и никто из них не знал заранее оценок, выставленных коллегами. Первичные данные подвергались статистической обработке - высчитывались средние показатели, коэффициент ранговой корреляции по Кендаллу и др. Статистическая оценка мнений экспертов осуществлялась на основе коэффициента конкордации с учетом его значимости по критерию фи-квадрат.

Поскольку изучение особенностей и условий развития воображения младших школьников в процессе обучения литературному чтению осуществлялось в течение длительного времени (с декабря 1994 г. по апрель 1997 г.), это позволило определить динамику воображения, проверить на практике преимущество инновационной программы перед традиционной. Материал для сравнительного анализа результатов обучения по традиционной и инновационной программам давал метод срезов. Трижды в год на протяжении всего периода обучения в начальной школе учащиеся выполняли контрольные задания по реконструкции художественного произведения. Эти задания состояли из трех серий: 1) составление конца рассказа по предложенному началу; 2) составление начала рассказа по предложенному концу; 3) составление середины рассказа по предложенному началу и концу.

Результаты первой серии. В этой серии учащиеся выполняли задание составить устный рассказ по началу литературного произведения. На рис. 1 показано графическое распределение экспертных оценок за выполнение указанного задания учащимися первого, второго и третьего года обучения по традиционной (Т) и инновационной (И) программам.

90 -80 -

(2 балла) (3 балла) (4 балла) (5 баллов)

Рис.1 Уровни развития воображения учащихся в условиях традиционного (Т) и инновационного (И) обучения

!ак видно из рису подраспределение оценок учащихся первого года бучения, занимающихся по альтернативным программам, при-:ерно одинаковое: оценку 3 балла получили 57 процентов перво-лассников, обучающихся по традиционной программе, и 52 проекта, обучающихся по инновационной. Основная часть работ беих групп школьников была выполнена в нетворческой'форме и зотвмствопала низкому уровню развития воображения. В боль-[инстве случаев детей интересовала динамика сюжетной линии, введение и действия основных персонажей литературного произ-гдения. Насыщенность придуманных ситуаций какими-либо до-олнительными, творческими компонентами была минимальной, чащиеся лишь перечисляли события, соединенные в той или «ой мере внутренней логикой развития действий. В работах по-горялись одни и те же элементы; причем не те, которые были соз-шы самими учащимися, а те, которые были даны в задании в ка-

честве опорных. По своему объему устное сочинение было минимальным: в среднем оно состояло из 2-3 предложений. Повествование велось от третьего лица. В работах первоклассников отсутствовали красочные определения, сравнительные обороты, эмоциональный компонент. Творчество детей сводилось лишь к констатации каких-либо фактов, событий, но не к описанию и раскрытию их.

Ко второму и, особенно, к третьему году обучения количество работ, свидетельствующих о низком уровне развития воображения заметно уменьшилось. Так, в группе учащихся с традиционным обучением количество подобных работ снизилось до 44 процентов, а в группе с инновационным обучением до 7 процентов. Кроме того в группе с инновационным обучением резко снизились, а затем и полностью исчезли работы репродуктивного характера.

Заметно увеличился разрыв между группами по работам, отмеченным высшим баллом. К третьему году обучения в группе школьников с инновационным обучением число оригинальных, творческих работ возросло до 73 процентов. Этот показатель в четыре раза превысил число подобных работ в группе учащихся, обучавшихся по традиционной программе.

Качественный анализ продуктов деятельности учащихся второго и третьего классов помог установить некоторые особенности деятельности воображения в условиях обучения по альтернативным программам. В работах учащихся с инновационным обучением наиболее широко представлены характеристики и эмоциональные переживания персонажей литературного произведения. В своих рассказах дети более рельефно передавали образы главных героев, их действия и поступки. Учащиеся проявили интерес к мотивации поступков действующих лиц, нравственному аспекту их поведения и его оценке.

В процессе создания новых образов дети обнаруживали достаточно высокие возможности "отхода" от воспринимаемого эпизода. Продолжая заданную ситуацию, они разворачивали цепь новых событий: раскрывая сюжет, придумывали множество деталей и подробностей, ярко и эмоционально описывали воображаемые ситуации. Эксперты отмечали активность учащихся во время выполнения задания. Образы, актуализированные ими, были динамичными, разноплановыми. Рассказы характеризовались широким использованием художественно-изобразительных средств. Высокий уровень

развития воображения позволил им свободно оперировать различными элементами сюжета, насыщая его богатым, разнообразным содержанием.

Напротив, учащиеся традиционной группы обучения при выполнении задания нередко утрачивали цель деятельности, и развитие сюжета шло по линии свободных ассоциаций. Этот факт в данном случае надо рассматривать как показатель сложности, непо-сильности задания для учащихся. Задача продолжения текста решалась ими в целом путем простого перечисления некоторых событий сюжетной линии. Работы школьников, хотя логически и развивали заданную ситуацию, но были лишены каких-либо художественно-изобразительных средств решения задачи. Умение вообразить и эмоционально отнестись к внутреннему миру персонажей, передать образно, красочно состояние героя, его друзей, развернуть диапозон чувств не свойственно основной части учащихся с традиционным обучением.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют об очевидном предпочтении инновационного обучения. Как видно из рис. 1, смещение графических кривых в сторону увеличения более высоких баллов при инновационном обучении происходит быстрее, чем при традиционном.

Результаты второй серии. В данной серии учащиеся придумывали и составляли рассказ по предъявленному концу литературного произведения. Анализ творческих работ учащихся первого года обучения показал, что это задание оказалось для них более сложным, чем предыдущее: в обеих группах было больше работ, соответствующих очень низкому уровню развития воображения (51 процент в группе с традиционным обучением и 25 процентов в группе с развивающим обучением). Низкий уровень развития воображения выявлен у 40 процентов учащихся, обучавшихся по традиционной программе и у б 1 процента, обучавшихся по инновационной программе. Все школьники испытывали большие затруднения в восстановлении текста - с трудом подбирали необходимые слова, теряли нить рассуждений, часто обращались за помощью к эксперту.

Второй год обучения показал заметные изменения в творческой деятельности всех испытуемых. В группе с инновационным обучением все второклассники справились с предложенным заданием; уменьшилось также число учащихся, не справившихся с предло-

женным заданием, в группе с традиционной программой обучения. К третьему году обучения у этой группы значительно увеличилось количество работ, свидетельствующих о среднем уровне развития воображения. Исчезла категория детей, не справившихся с предложенным заданием. Однако число работ, выполненных в оригинальной форме, составило всего 10 процентов.

К третьему году обучения по инновационной программе особенно резко возросли количественные показатели развития воображения. Если в первый год обучения эксперты не могли оценить высшим баллом ни одной работы, то к концу третьего года число таких работ составило уже 83 процента. В результате систематических упражнений в творческой деятельности эта категория детей в наибольшей мере смогла проявить свои скрытые возможности в фантазировании и творчестве.

Качественный анализ-работ школьников позволил установить, что в условиях инновационного обучения школьники успешнее овладели теми средствами, с помощью которых выражается личностное отношение к литературному произведению. Так, третьеклассники не только констатировали факты эмоционального состояния своих героев, но и пытались дать относительно развернутые картины их субъективных переживаний. Учащиеся полнее и детальнее представляли сюжет событий, вели свой рассказ от лица выбранного ими героя, при описании пользовались сложными предложениями. Создаваемые ими образы отличались индивидуальностью и неповторимостью, что достигалось путем использования метафор, сравнений и оригинальных определений.

В группе с традиционным обучением учащиеся использовали в основном осложненные предложения. В большей части их работ отсутствовала детализация образов и поступков героев, учащиеся мало использовали красочные определения, сравнительные обороты, метафоры.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что умение придумывать рассказ по предложенному концу литературного произведения оказывает влияние на динамику воображения всех обследуемых испытуемых, однако, высокий уровень его развития достигается лишь в условиях обучения по инновационной программе.

Результаты третьей серии. В этой серии учащиеся воссоздавали середину рассказа по предъявленным началу и концу сюжета. Анализ результатов выполнения задания первоклассниками показал,

что больше половины всех обследуемых обнаружили низкий уро-:ень развития воображения (66 процентов в группе с традицион-1ым обучением и 69 процентов - с инновационным). Трудность вы-юлнения задания заключалась в том, что при восприятии начала и :онца рассказа у детей возникало впечатление, что в сюжете уже се есть и ничего нового придумывать не надо. В связи с этим они [ередко ограничивались лишь актуализацией воспринятого. Работ, тражающих высокий уровень развития воображения при состав-ении середины рассказа, ни в той ни в другой группе выявлено е было.

Второклассники при выполнении задания третьей серии уже спешно воссоздавали середину сюжета. И в данном случае уча-шеся инновационной группы показали лучшие результаты - у них два раза увеличилось количество работ, отражающих средний ровень развития воображения, и на 22 процента возросло число абот, свидетельствующих о его высоком уровне.

На третьем году обучения все учащиеся хорошо справились с щанием третьей серии, но высокий уровень творческого вообра-ения проявился только у тех, кто обучался по инновационной рограмме. У большинства из них (70 процентов) сформировалось чение подробно развернуть ситуацию рассказа и создать компози-лонно-сложные сюжеты с несколькими темами, причем каждый ;бенок стремился реализовать свой индивидуальный замысел те-н способами, которые он усвоил в учении. В главе приводятся шные, показывающие, что общий уровень владения композици-шыми приемами воссоздания сюжетной линии и способность ис-1ть замысел сюжета рассказа у школьников инновационной груп-л находятся в определенной зависимости. Чем выше уровень вла-:ния композиционными приемами, тем богаче, интереснее и убже содержание замысла. Учащимся этой группы было свойст-нно вводить в рассказ в виде нескольких гипотез собственный горный материал, облегчающий развитие сюжетной линии. Соз-нные ими сюжеты воспроизводились полно, детально, вырази-льно. Дети уместно использовали синонимы (лексические и амматические), выбирая из разнообразных средств именно те, ко-рые позволяли достичь не только правильности, но и особой вы-зительности речи.

Большая же часть третьеклассников группы традиционного учения показала низкий уровень развития воображения. В рекон-

струкции рассказа эта группа детей допускала следующие ошибки: бедность и однообразие синтаксических конструкций, неудачный порядок слов, нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложениях и др. Придуманные детьми отрывки рассказа в основном состояли из простых предложений, не связанных между собой. Учащиеся не соблюдали также логики развертывания мысли.

Итак, сравнительный анализ результатов трех серий эксперимента показал, что на начальном этапе обучения (первый класс) каких-либо существенных различий между учащимися, обучающимися по традиционной и инновационной программам, не наблюдается. Работы первоклассников не отличаются оригинальностью сюжета, полнотой изображения, эмоциональной насыщенностью. Во всех трех сериях обучающего эксперимента учащиеся проявили, в основном, низкий уровень развития воображения. Его деятельность тесно связана с опорным материалом и сводится лишь к констатации каких-либо фактов и событий, но не к созданию нового и оригинального. Однако, начиная со второго года обучения, количественные и качественные показатели, характеризующие уровень развития воображения, претерпевают значительные изменения. В группе с инновационным обучением отмечается резкое снижение, а затем и полное исчезновение работ репродуктивного характера при выполнении заданий всех трех серий. При традиционном же обучении этот показатель остается еще очень высоким.

Наиболее значительный интерес представляют результаты экспериментального обучения третьеклассников. Они свидетельствуют, что в группе учащихся с инновационным обучением количество оригинальных, творческих работ в несколько раз превышает число подобных работ, выполненных учащимися традиционной группы обучения. Отсюда следует, что благоприятное влияние инновационного обучения особенно заметно проявляется к началу третьего года обучения. В главе приводится фактический материал, подтверждающий, что подобные положительные изменения произошли в результате предложенной нами системы заданий и целенаправленной, творческой работы учителя, создающего на уроке необходимые внешние и внутренние условия для развития воображения учащихся.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы, вытекающие из проведенного исследования:

1. Изучение проблемы воображения становится в настоящее ремя особенно актуальным в связи с реорганизацией народного бразования, требующей не только изменения учебных планов, рограмм, привычных форм и методов обучения, но и перестройки ложившихся стереотипов организации познавательной деятельно-ти учащихся.

2. Воображение как познавательный процесс занимает важ-ейшее место в структуре психической деятельности ребенка. Оно рганически включено в ее когнитивный, эмоционально-увственный и поведенческий компоненты. В каждой из этих сфер сихики воображение выполняет ряд специфических функций: уча-гвует в произвольной регуляции познавательных процессов и со-гояний человека, влияет на характер протекания эмоционально-элевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование программирование деятельности. -

3. Развитие воображения в младшем школьном возрасте прохо-*т две основные стадии. На первой стадии особенностью вообра-ения является опора на конкретные предметы и их свойства. Вос->здаваемые в данном случае образы характеризуются незначи-:льной переработкой чувственного материала и представлений, ни носят схематический, фрагментарный характер и отражают >лько внешние, наиболее яркие признаки предметов. Иначе гово-г, на первой стадии преобладает воссоздающее воображение. Вто-ш стадия развития воображения характеризуется увеличением ко-1чества отражаемых признаков и свойств. Воображение становит-! все более управляемым процессом. К концу младшего школьно-| возраста, наряду с воссоздающим воображением, важную роль в

■• ической деятельности учащихся начинает играть творческое юбражение.

4. Инновационные программы обучения обладают большими (тенциальными возможностями для развития творческого вооб-жения учащихся, которые целесообразно использовать в практи-ской работе учителя. Полученные нами данные позволяют ут-рждать, что на основе этих программ учитель может успешно •иобщать младших школьников к художественной литературе, спитывать эстетически развитого читателя, способного глубоко |стигать художественные произведения и высказывать собствен-1е суждения о героях произведения, активизировать творческую ятельность учащихся и обогащать их словарный запас.

5. Результаты обучающего эксперимента показали, что успешное развитие творческого воображения происходит только в том случае, если в процессе обучения создаются оптимальные "внешние" и "внутренние" психологические условия. Инновационные программы содержат необходимые предпосылки для моделирования таких условий. С помощью специально организованной системы обучающих заданий, разрабатываемых с учетом возможностей этих программ, можно эффективно решать задачу развития воображения школьников в процессе обучения.

6. Предложенная система творческих заданий, апробированная в ходе обучающего эксперимента, позволяет целенаправленно и планомерно формировать творческое воображение учащихся в процессе преподавания литературного чтения. Данные эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в условиях инновационного обучения создаются более благоприятные внешние и внутренние условия, позволяющие учителю и учащимся эффективнее раскрывать свой творческий потенциал.

Проведенное исследование дает основание наметить и некоторые дальнейшие направления работы в рамках поставленной проблемы. Предметом специального изучения могут стать: половозрастные различия в развитии воображения, особенности формирования творческого воображения в рамках смежных инновационных программ школьного цикла (например, естественнонаучного) у другие вопросы. Все это позволит в перспективе подойти к разработке единой системы межпредметных связей в организации инновационного обучения и использования его возможностей в развитии творческого воображения младших школьников.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ре бенка в дошкольном и младшем школьном возрасте в условия; эксперимента // Тезисы докладов итоговой научной конференци! преподавателей и студентов. Благовещенский гос. пед. ин-т - Бла говещенск, 1993. - С. 6-8.

2. Развитие познавательной сферы детей шестилетнего возрас та: Методические рекомендации. Благовещенский гос. пед. ин-т. Благовещенск, 1994. - 118 с.

3. Развитие активного воображения старших дошкольников условиях эксперимента// Материалы межрегиональной научнс

практической конференции "Обновление содержания общего образования". - Благовещенск; Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1995. - С. 78-79.

4. Влияние индивидуального стиля деятельности учителя на развитие воображения учащихся// Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов Благовещенского педагогического университета. - Благовещенск, 1996 - С. 50-52.

5. Воображение как основа творческой деятельности// Сборник материалов межвузовского семинара учреждений высшего профессионального образования Дальневосточного региона "Общие подходы в подготовке специалистов: проблемы и пути их решения в условиях интеграции высшего военного и гражданского образования вузов Дальнего Востока". Часть первая. - Благовещенск: БВТКУ, 1997.-С. 19-21.

6. Влияние индивидуального стиля деятельности учителя на процесс развития воображения младших школьников// Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов: Доклады межвузовской научно-методической конференции. Благовещенский гос. пед. унив. - Благовещенск, 1997. - С. 59-65.

7. Основные условия развития творческого воображения при реализации возможностей инновационных программ// Новые стандарты и педагогический процесс в вузе: Тезисы докладов межвузовской научно-практическолй конференции. Благовещенский гос. пед. унив. - Благовещенск, 1997. - С. 40-41.

8. Изучение результативности развития воображения младших школьников// Межрегиональная научно-практическая конференция "Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы". - Благовещенск, 1998. - С. 80-83.

Подписано в печать 30.06.98. Формат 60x84 1/16. Уч.-изд. л. 1,5. /сл.-печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ/О ЛР № 040322 от 23. 06.97.

Издательство Иркутского государственного педагогического университета, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Кора, Наталия Алексеевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

1.1. Место и функции воображения в структуре психической деятельности ребенка.

1.2. Особенности развития воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте.

1.3. Анализ практического опыта работы учителей начальных классов по развитию воображения учащихся.

1.4. Выводы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

ОБУЧЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.

2.1. Общая характеристика возможностей инновационных программ.

2.2. Система заданий по развитию творческого воображения.

2.3. Основные условия реализации возможностей инновационных программ.

2.4. Выводы.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

3.1. Методика изучения воображения младших школьников.

3.2. Анализ и обсуждение результатов обучающего эксперимента.

3.3. Выводы.

Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения"

Проблема воображения является одной из наиболее значимых в психологии. И это понятно, значение процесса воображения в психической деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С.Выготский [12;14], С.Л.Рубинштейн [98], Т.Рибо [86], В.В.Давыдов [18], А.В.Брушлинский [8], Э.В.Ильенков [32], И.М.Розет [89], К.Тейлор (Taylor С.) [131], Ричарде (Richads L.) [130] и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается в психологии недостаточно изученной. Не случайно в трактовке воображения мы сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, с образным мышлением), так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельностью продуктивно-творческого характера. Существование полярных точек зрения на сущность одного и того же процесса свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена. Пока же психологи могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях его формирования и связях с другими функциями.

Анализ литературы показывает, что слабо изученным является процесс развития детского воображения, хотя многие педагоги и психологи (Н.И.Непомнящая [62], Д.Родари (Gianni Rodary) [87], В.Левин [47], З.Н.Новлянская [67], Г.Д.Кириллова [36], Л.Н.Галигузов [16], О.М.Дьяченко [22], М.Е.Каневская [34], Н.Н.Палагина [73]) отмечают важность его исследований в связи с тем, что воображение играет существенную роль в формировании способности к самореализации. В научно-педагогической литературе справедливо указывается, что в психологической науке особенно мало исследований, посвященных развитию воображения в младшем школьном возрасте. А ведь младший школьный возраст представляет собою такой период развития ребенка, в ходе которого формируются основные психологические новообразования личности и особенности познавательных процессов. Исходя из вышесказанного, мы и определили выбор темы нашего исследования.

Актуальность темы. Включение младшего школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех познавательных процессов, в том числе и воображения. К сожалению, эти возможности используются в практическом обучении далеко недостаточно: учителя, как правило, не создают необходимых условий для активизации воображения, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. К тому же существующие программы обучения направлены, в основном, на формирование и совершенствование конкретных умений и навыков (речевых, вычислительных, трудовых), а не на развитие творческих способностей учащихся. Эти программы в значительной степени ориентированы на репродуктивную деятельность учащихся, развитию же творческого воображения предается меньшее значение.

В настоящее время школы переходят на новые модели обучения. В связи с этим происходит существенное изменение учебных планов и программ, вводятся новые предметы и педагогические технологии, соответствующие новым образовательным стандартам. Все это требует от учителя изменения не только привычных форм и методов обучения, но и перестройки сложившихся стереотипов организации познавательной деятельности учащихся.

Проведенный нами анализ инновационных программ показывает, что они содержат большие возможности для развития личности школьника, его познавательных интересов, творческого воображения. Однако вопрос реализации этих возможностей в практике обучения требует специального изучения. Необходимо, в частности, выяснить влияние внешних и внутренних условий на проявление творческого воображения учащихся, определить роль воображения в обеспечении продуктивности учебной деятельности, разработать систему заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учащихся в условиях инновационного обучения, а также решить ряд других задач.

Цель исследования - выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения.

Объект исследования - воображение как важнейший психологический процесс в структуре учебно-познавательной деятельности ребенка.

Предмет исследования - особенности и условия развития воображения младших школьников в процессе инновационного обучения.

Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что успешное развитие творческого воображения школьников происходит только в том случае, если в процессе обучения создаются оптимальные "внешние" и "внутренние" психологические условия. Инновационные программы содержат необходимые предпосылки для моделирования таких условий. С помощью специально организованной системы обучающих заданий, разрабатываемых с учетом возможностей инновационных программ, можно эффективно решать задачу развития воображения школьников в процессе обучения.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ состояния проблемы воображения и изучить практический опыт работы учителей по развитию воображения в процессе обучения.

2. Выявить возможности инновационных программ для организации целенаправленного развития воображения младших школьников (на примере программ начального литературного чтения).

3. Изучить особенности и условия развития воображения младших школьников в процессе обучения по инновационным программам.

4. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, способствующих развитию воображения школьников в условиях инновационного обучения.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода, разработанный в трудах А.Н.Леонтьева [48], С.Л.Рубинштейна [99], Д.Б.Эльконина [124], а также некоторые теоретические положения Л.С.Выготского [12] и других исследователей (О.М.Дьяченко [20], Г.Н.Кудиной [42], В.В.Лиманченко [51], Е.А.Лустиной [52], Ю.А.Полуянова [78], Н.Н.Палагиной [73] по проблеме воображения и его развития у детей.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки - наблюдение, анкетирование, изучение и анализ практического опыта работы учителей, изучение продуктов деятельности учащихся, обучающий эксперимент. Для оценки эффективности развивающего обучения использовался метод экспертных оценок и разработанные нами показатели уровней развития воображения. При обработке полученных данных применялись статистические методы.

Исследование проводилось в течение 1994-1997 годов на базе общеобразовательных школ № 1 и 5 г.Благовещенска. В обучающем эксперименте принимали участие школьники первых-третьих классов. Общий объем выборки составил 360 человек.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, применением методов математической статистики, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В проблеме впервые определены возможности инновационных программ в плане развития воображения учащихся; выявлены и обоснованы внешние и внутренние условия проявления творческого воображения в условиях инновационного обучения; разработан комплекс развивающих игр и упражнений, направленных на развитие воображения школьников в условиях целенаправленного обучения литературному чтению. Результаты исследования позволили уточнить и конкретизировать общетеоретические представления об условиях развития воображения младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по эффективному развитию творческого воображения младших школьников в урочное время, которые используются в практической работе учителями и психологами общеобразовательных учреждений. Полученные в ходе настоящего исследования результаты и сделанные на их основе выводы и рекомендации могут быть также использованы преподавателями вузов в работе по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Успешное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе тесного сочетания "внешних" и " внутренних" психологических условий. К их числу относятся климат доверия между учителем и учащимися, "открытость" школьника опыту творческой деятельности, внутренний локус оценива: ния деятельности и т.д. В рамках инновационного обучения создаются благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся.

2. Инновационные программы по начальному литературному образованию содержат необходимые предпосылки для развития когнитивной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы и эстетических потребностей. Развитие воображения на основе этих программ достигается путем целенаправленной и систематической работы учителя по использованию в процессе обучения таких видов творческих работ как иллюстрирование, драматизация, рассказ по сюжетным картинкам, продолжение рассказа по данному началу или концу литературного произведения, устное рисование, коллективные или индивидуальные этюды. Выполнение подобных заданий помогает овладеть основными приемами создания образов, обогащает словарный запас учащихся, активизируют их творческую деятельность.

3. Разработанная с учетом возможностей инновационных программ система заданий, использованная автором в обучающем эксперименте, позволяет учителю вести плановую и целенаправленную работу по развитию и формированию творческого воображения школьников. В результате такой работы учащиеся успешнее овладевают приемами создания образов воображения, лучше осваивают те средства, с помощью которых выражается личное отношение к персонажам и событиям литературного произведения.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные материалы исследования публиковались в печати, на их основе разработаны учебные программы и методические рекомендации по развитию творческого воображения. О результатах исследований автор докладывал на:

- межрегиональной научно-практической конференции "Обновление содержания общего образования" (г.Благовещенск, 1995г.);

- межвузовском семинаре учреждений высшего профессионального образования Дальневосточного региона "Общие подходы в подготовке специалистов: проблемы и пути их решения в условиях интеграции высшего военного и гражданского образования вузов Дальнего Востока" (Благовещенск, 1997);

- межвузовской научно-практической конференции "Новые стандарты и педагогический процесс в вузе" (г.Благовещенск, 1997);

- межрегиональной научно-практической конференции "Воспитательная система образовательного учреждения: проблемы и перспективы" (г.Благовещенск, 1998).

Автором разработан спецкурс "Психология творческой личности", который читается студентам Благовещенского государственного педагогического университета и на курсах учителей при Благовещенском институте повышения и переподготовки кадров.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 132 источника, и приложения. В тексте диссертации имеется 11 рисунков и 5 таблиц. Общий объем работы составляет 182 страницы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

З.З.Выводы

Развитие воображения в условиях обучающего эксперимента осуществлялось с помощью методики, позволяющей достаточно точно диагностировать творческую активность учащихся, а также выявлять особенности, продуктивность, оригинальность и самостоятельность воображения младших школьников.

Анализ и обсуждение результатов обучающего эксперимента позволяют сделать следующие выводы. Динамика воображения, его творческая активность и продуктивность непосредственно зависят от системы обучения учащихся: в условиях инновационного обучения создаются благоприятные внешние и внутренние условия, позволяющие учителю и учащимся эффективнее раскрывать свой творческий потенциал.

Разработанная нами система творческих заданий, построенная на основе использования метода реконструкции литературного произведения, открывает возможности для целенаправленной и систематической работы по развитию и формированию творческого воображения учащихся. Умение составлять рассказ по предложенному началу или концу, вырабатываемое у детей в процессе обучения литературному чтению, изменяет уровень развития воображения школьников и его качественные характеристики (оригинальность, самостоятельность, продуктовность). Последние наиболее ярко проявляются к началу третьего года обучения.

В условиях инновационного обучения учащиеся успешнее овладевают языком искусств. Лучше осваивают те средства, с помощью которых выражается личное отношение к действующим персонажам и событиям, описываемых в художественном произведении. Школьники глубоко и детализированно начинают анализировать композиционный сюжет стимульного материала; создаваемые ими образы воображения -разноплановы, индивидуальны и неповторимы.

Таким образом, апробация предложенной нами системы творческих заданий по развитию воображения учащихся показала ее педагогическую эффективность, что позволяет рекомендовать ее к более широкому использованию в школьной практике.

Заключение

В диссертационном исследовании была рассмотрена проблема развития воображения в условиях инновационного обучения. Данная проблема становится актуальной в связи с тем, что в настоящее время происходит реорганизация системы народного образования, требующая не только изменения учебных планов, программ, привычных форм и методов обучения, но и перестройки сложившихся стереотипов организации познавательной деятельности учащихся. Иными словами, речь идет о формировании нового подхода к развитию личности школьника, его познавательных интересов и творческого воображения.

Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических исследований показал, что воображение как познавательный процесс, занимает важнейшее место в структуре психической деятельности ребенка. Оно органически включено в ее когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. В каждой из этих сфер психики воображение выполняет ряд специфических функций: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, влияет на характер протекания эмоционально-волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование деятельности.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте проходит две основные стадии. На первой стадии особенностью воображения является опора на конкретные предметы и их свойства. Воссоздаваемые в данном случае образы характеризуются незначительной переработкой чувственного материала и представлений. Они носят схематический, фрагментарный характер и отражают только внешние наиболее яркие признаки предметов. Иначе говоря, на первой стадии преобладает воссоздающее воображение. Вторая стадия развития воображения характеризуется увеличением количества отражаемых признаков и свойств.

Воображение становится все более управляемым процессом. К концу младшего школьного возраста, наряду с воссоздающим воображением, важную роль в психической деятельности учащихся начинает играть творческое воображение.

Проведенный анализ инновационных программ обучения показал, что они обладают большими возможностями для развития творческого воображения учащихся, однако эти возможности в практической работе учителя используются явно недостаточно. Целенаправленной и систематической работы по развитию воображения учащихся фактически не ведется, хотя опытные учителя, несомненно, пытаются работать в данном направлении. Здесь, безусловно, многое зависит от личности учителя, его психологической подготовки, наличия творческих способностей и умения моделировать творческую деятельность учащихся. Полученные в нашей работе данные позволяют утверждать, что использование возможностей инновационных программ помогает учителю приобщать младших школьников к художественной литературе, воспитывать эстетически развитого читателя, способного постигать подлинно художественные произведения, высказывать собственные суждения о героях произведения.

Развитие воображения школьников с помощью указанных про, грамм достигается путем целенаправленной и систематической работы учителя по использованию в процессе обучения таких видов обучения творческих работ как иллюстрирование, драматизация, рассказ по сюжетным картинкам, продолжение по данному началу или концу литературного произведения, устное рисование, коллективные или индивидуальные этюды. Выполнение подобных заданий помогает учащимся овладевать основными приемами создания образов, обогащает их словарный запас, активизирует творческую деятельность.

Результаты обучающего эксперимента показали, что эффективность предложенных заданий во многом зависит от создания внешних и внутренних условий для проявления творческого воображения. К внутренним условиям относятся: внутренний локус оценивания, способность к необычным сочетаниям элементов и понятий, а также "открытость" школьников опыту творческой деятельности. К числу внешних условий относятся: климат доверия в отношениях между учителем и учеником и создание ситуации "психологической свободы" для максимального проявления творческой активности. Тесное сочетание в процессе обучения указанных внешних и внутренних условий способствует успешному ' формированию и развитию творческого воображения учащихся.

Предложенная система творческих заданий, апробированная в ходе обучающего эксперимента, позволяет целенаправленно и систематически формировать воображение учащихся в процессе преподавания литературного чтения. Данные эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в условиях инновационного обучения создаются более благоприятные внешние и внутренние условия, позволяющие учителю и учащимся эффективнее раскрыть свой творческий потенциал.

В нашей работе мы, естественно, ограничились решением только тех задач, которые были сформулированы во вводной части диссертации. Проблема развития воображения школьников очень многогранна и многие ее аспекты требуют дальнейших психологических исследований. Мы, в частности, считаем, что очень актуальным является изучение половозрастных различий в развитии воображения. Целесообразно также рассмотреть особенности формирования творческого воображения в рамках других инновационных программ школьного цикла (например, естественнонаучного). Все это позволит в перспективе подойти к разработке единой системы межпредметных связей в организации инновационного обучения и использовании его возможностей в развитии творческого воображения младших школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Кора, Наталия Алексеевна, Иркутск

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973.- 288с.

2. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс/ЛГеория метафоры/Общ. ред. Арутюновой Н.Д. и Журинской М.А. М., 1990. - С.5-32.

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. 502 с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - С.96

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995. - 212 с.

6. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.150 с.

7. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977. - С.304-319.

8. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Воронеж, 1996. 392 с.

9. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. - 336 с.

10. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. Л., 1974. - С.262-271, 278-295.

11. Вопросы психологии познавательной деятельности. Сб. научных трудов. МГПИ им.Ленина, 1980. - С. 115-124.•12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.-13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.

12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - 572с.

13. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. - М., 1983. - 368 с.

14. Галигузов Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего , возраста//Вопросы психологии, 1993. №2. С. 17-26.

15. Гласс Дж. (Gene V. Glass), Стенли Дж. (С. Julian Stanly).Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. -М., 1976. -496 с.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -239 с.

17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. Новоселовой С.Л. М., 1985. - 114 с.• 20. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкодьника//Вопросы психологии, 1988. № 6. С.52-59.

18. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольни-ков//Вопросы психологии, 1987. № 1. С.44-51.

19. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М., 1996.- 197 с.

20. Дудецкий А.Я. Некоторые особенности воссоздающего воображения// Вопросы психологии, 1958. № 3. С.61-73.

21. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творче-, ства. Смоленск, 1974. - 76 с.

22. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953. - 114 с.

23. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии, 1993. №2. С.54-63.

24. Запорожец A.B. Развитие воображения и деятельно-сти//Вопросы психологии, 1996. №6. С. 43-51.

25. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников/Шачальная школа, 1995. № 10. С.4-8.

26. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223 с.

27. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Запоржца A.B., Марковой Т.А. М., 1978. - 183 с.

28. Ильенков Э.Ф. Об эстетической природе фантазии//Вопросы эстетики, 1964. Вып.6. С.46-92.

29. Ильенков Э.ф. Философия и культура. М., 1991. - 464 с

30. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., 1983. - 158 с.

31. Каневская М.Е., Фирсова JI.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей//Вопросы психологии, 1990. №3. С.69-75.

32. Кассирер Э. Сила метафоры/ЛГеория метафоры/Общ. ред. Арутюновой Н.Д. и Журинской М.А. М., 1990. - С.33-43.• 36. Кириллова Г.Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих, наук М., 1971.

33. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. - 159 с.

34. Корепина J1. Работа с иллюстрациями на уроках чте-ния//Начальная школа, 1990. №2. С.25-28.

35. Коршунова J1.C. Воображение и его роль в познании. М., 1979.- 145 с.

36. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М., 1989. - 180 с.

37. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения//Начальная школа, 1991. №9.- С. 26-31.- 42. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 кл. Томск. 1994. - 256 с.

38. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.144 с.

39. Кузьмина И.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Сиб., 1993.

40. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. - 192 с.

41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -304 с.I

42. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Психологическая наука и образование, 1996. № 3. С. 19-32.

43. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе. Кишинев, 1987. - 135 с.

44. Лиманченко В.В. Продуктивное воображение: философско-педагогический аспект проблемы: Дис. канд. филос. наук. Киев, 1991.• 52. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1984.

45. Маркова А.К., Никонова А .Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя//Вопросы психологии, 1987. №5. -С.41-42.

46. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.-144с.

47. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком. -М., 1990.-156 с.

48. Москвина Г.А. Развитие воображения и творчества на уроках композиции//Искусство в школе, 1995. №1.- С.38-39.

49. Мухина B.C. Воображение//Семья и школа. 1969. №6. - С.1821.

50. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.- 184 с.

51. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 1976,- 238 с.

52. Недопасова В.А. Роль позиции в развитии логического мыш-ления//Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников. -М. 1985. 105 с.

53. Немов P.C. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. -576 с.

54. Непомнящая Н.В. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992. - 160 с.

55. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. М., 1994. - 362 с.

56. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. - 155 с.

57. Никифорова О.И. К вопросу о воображении//Вопросы психологии, 1972. №2.-С.67-76.

58. Никифорора О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. - 152 с.• 67. Новлянская З.Н. Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе//Психологическая наука и образование, 1996. №2. С.61-67.

59. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М., 1995.-264 с.

60. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под. ред. Богословского В.В. и др. М., 1981. - 383 с.

61. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под ред. Петровского A.B. М., 1986. - 464 с.

62. Общая психология/Сост. Е.И. Рогов. М., 1995. - 448 с.

63. О роли непосредственных восприятий и представлений в деятельности творческого воображения учащихся. Ученые записки МГПИ им Ленина. Восприятие и воображение. М., 1963. - 185 с.

64. Палагина H.H. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Дис. докт. псих, наук М., 1992.•74. Палагина H.H. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста//Вопросы психологии, 1994. №5. С. 12-20.

65. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям. - М., 1976.143 с.

66. Петровский A.B. К вопросу о соотношении воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности. Материалы III Всесоюзного съезда психологов. Т. 1, 1968.

67. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. Шадрикова В.Д. М., 1990. - 141 с.

68. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. - 96 с.

69. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Выготского Л.С. о детском художественном творчестве//Вопросы психологии, 1997. №1.-С.98-107.

70. Полуянов Ю.А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста//Музей и дети. Ташкент, 1982. - 87 с.

71. Полуянов Ю.А., Борисовская О.Б. Соотношение вербального и изобразительного в содержании детского рисунка//Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. -105 с.

72. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Лейтеса Н.С. -М., 1996.-416 с.

73. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. Давыдова B.B. М., 1990.-160 с.

74. Раевский А.Н. К вопросу о сущности и природе воображения. Материалы III Всесоюзного съезда психологов. Т. 1,1968.

75. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Венгера Л.А. М. 1986. - 223 с.• 86. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Сиб., 1901.

76. Родари Дж. (Gianni Rodari) Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итал. М., 1978. - 191 с.

77. Роджерс К. (Carl R. Rogers) Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М., 1994. - 480 с.

78. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977. - 312 с.

79. Розов А.И. Фантазия и творчество/ЛВопросы философии, 1966. №9. С. 31-38.

80. Романовская З.И. Живое слово: Учеб. по чтению для 1 кл. М., 1995. -352 с.

81. Романовская З.И. Живое слово: Учеб. для 2 кл. В 2 кн.: Кн.1. -• 2-е изд.-М., 1997.-303 с.

82. Романовская З.И. Живое слово: Учеб. для 2 кл. В 2 кн.: Кн.2. -2-е изд. -М., 1997.-286 с.

83. Романовская З.И. Живое слово: Учеб. для 3 кл. В 2 кн.: Кн.1. -М„ 1997.-336 с.

84. Романовская З.И. Живое слово: Учеб. для 3 кл. В 2 кн.: Кн.2. -М., 1997.-272 с.

85. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. -М., 1989.- С.344-360.t 99. Рубинштейн С.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

86. Руд и к П. А. Психология. М., 1976. - 239 с.

87. Рыбакова М.М. Развитие творческого воображения в учебной деятельности младшего школьника//Педагогическая психология и школьная практика. Ученые записки. №90. Ярославль, 1872. - С.29-38.

88. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М„ 1985.-288 с.

89. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс вiдетском воображении//Вопросы психологии, 1996. №2. С.45-52.

90. Сапогова Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников/ЛВопросы психологии, 1993. №3. -С.24-32.

91. Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения/ЛВопросы психологии, 1990. №6.

92. Селиванов В.В. Современные проблемы психологии позна-ния//Психол. журнал, 1994. Т. 15. - №3. - С. 173-175.

93. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии//Дошк. восп., 1993. №10. -С.69-72.

94. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995. - 384 с.

95. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. - 231 с.

96. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1971.

97. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.-240 с.

98. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. - 205 с.

99. Сухомлинский В.А. об умственном воспитании/Сост. и автор вступ. статьи М.И.Мухин, Ред-кол.: Н.Д.Ярмаченко и др. К. : Рад. Школа. 1983.-224 с.

100. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1985. - 328 с.

101. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. - 176 с.

102. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. Запорожца A.B.-М. 1976.-96 с.

103. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка//Собр. соч. Т.5. М.; Л., Изд-во АПН РСФСР, 1949.

104. Фатеев C.B. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. докт. дис. псих. наук. Новосибирск, 1996. - 36 с.

105. Философский словарь/ Под ред. М.М.Розенталя, П.Ф.Юдина и др. -М., 1963. -544 с.

106. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. Давыдова В.В. и др. М., 1982. - 216 с.

107. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды, М.; Воронеж, 1995. 414 с.

108. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.,1971.

109. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста//Вопросы психологии, 1994. №5. с.37-42.

110. Andrews E.G. The development of imagination in the pre-school child/AJniversity of Iowa Studies of character. 1930. Vol.3. №4. P. 15-35.

111. Heymann K. Phantasie. Basel; N.Y., 1956. P. 10-77.

112. Koestler A. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969. -P.3-27.

113. Richards L.A. Prihciples of Literary Cryjticisin Routledge and K.Paul London: 1967. - P.5-9.

114. Taylor C.W. Minnesota studies of creative thinking// Taylor C.W. (Ed.) of Widening horizons in creativity. N.Y., 1964. P.2-12.

115. Torrence E.P. Developing creative thinking through school experience//Parnes S.J. and Harding H.F. (Eds.) A source book for creative thinking. N.Y., 1962.-P.3-15.