автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам
- Автор научной работы
- Полякова, Александра Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Челябинск
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам"
На правах рукописи Полякова Александра Александровна
ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫМ ПРЕДМЕТАМ
13.00.01 - Общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ГЧ>
Л
а*
Челябинск - 1937
Работа выполнена при Научно-образовательном Центре Российской Академии образования
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доценч
О.А.Зимовина
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор М.Е.Дуранов
- кандидат педагогических наук, доцент С.Р..Молчанов
Ведущее учреждение - Челябинский государственный
педагогический университет
Защита состоится "Л 9 " 1997 г. в '/Р часов
на ааседании диссертационного совета Д 064.19.01 по присуждения ученой степени кандидата педагогических наук при Челябинском государственном университете по адресу: 454084, г. Челябинск, пр-т Победы, 162-в, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки университета
Автореферат разослан " / " СЯ-КМ-Д^Ц 1997 Г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор П 1 В.А.Черкасов
*»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Во второй половине XX столетия человечество столкнулось с целым рядом проблем, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший ход социального прогресса, судьбы цивилизации. На общем фоне социального, научно-технического и информационного прогресса все более отчетливо проявляет себя так называемая "культурная амнезия", т.е. пренебрежение значительной частью этноса исторически накопленным опытом, функционирующим в форме традиций.
Деформациями в национальном развитии России вызван глубокий кризис духовного становления различных этносов, в том числе и русского народа, что в итоге отрицательно сказалось на его нравственном потенциале, социальном и политическом статусе, экономических возможностях и этнической самобытности.
Несмотря на все это, в последнее время значительно возросли потребности и запросы общества в возрождении этнокультурных традиций русского народа, в формировании национального самосознания у подрастающего поколения.
В центре внимания многих исследователей находится проблема экологии духовной сферы подрастающего человека.
В сложившихся условиях школа все чаще обращается к традиционным ценностям русской культуры, связывает свои социокультурные приоритеты с задачей преодоления кризисных явлений в духовном развитии нашего народа. ; , .
Роль традиционной национальной культуры как источника и средства интернационального, патриотического, эстетического и нравственного воспитания рассматривается в трудах В.Х.Арупоняна, В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, М.Б.Гурауева, А.И.Измайлова, Т.Ормонова, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе и др. ■ ■
В ряде исследований ( Ю.В.Бромлей, И.С.Кон, Л.И.Петрова) показано, что усвоение этнокультурного материала может способствовать развитию интереса учащихся к народной, культуре, привитию любви к искусству "своего" народа и уважительному отношению к искусству народов-соседей, формированию этнической активности у учащихся, развитию творческой активности личности в овладении различными видами народного искусства.
Важную роль в этнокультурном развитии школьников с учетом потребностей педагогической практики в широкой интеграции гуманитарных знаний может сыграть целенаправленное включение в процесс обучения материала по духовной традиции русского фольклора. Изучение материала по духовной традиции русского
фольклора имеет большую педагогическую ценность, поскольку актуализируются знания из различных образовательных областей ( истории, мифологии, этики, психологии, литературы, музыки, кулинарии, изобразительного искусства, топонимики, географии, религии и др.) и создаются благоприятные предпосылки для развития познавательных способностей школьников, обогащения эмоциональной сферы, формирования у них нравственности, мировоззренческих ориентации. Вместе с тем, в педагогической теории ин-тегративные возможности духовной традиции русского фольклора не разработаны. Как показывает анализ, нет еще обоснованной системы целей привлечения такого материала, не определен педагогический статус духовной традиции русского фольклора (ДТРФ), отсутствуют подходы к применению подобного рода материала, имеются трудности с трактовкой понятия "духовная традиция русского фольклора", с номенклатурой учебных элементов ДТРФ, определением их дидактического состава и структуры. Отсутствует описание того, как должна соотноситься структура учебного материала по ДТРФ со структурой гуманитарных предметов.
Таким образом, имеют место противоречия:
- между потребностями общества в возрождении духовных ценностей и существующей практикой гуманитарной подготовки школьников, которая, в полной мере, не отвечает этим потребностям;
- между высокой востребованностью педагогической практикой дидактических разработок и учебных материалов по ДТРФ и недостаточной их разработанностью в педагогической науке.
Указанные противоречия определили сущность проблемы нашего исследования: каков педагогический статус ДТРФ в системе гуманитарной подготовки учащихся школ, каковы интегративные возможности содержательных элементов духовной традиции русского фольклора, что представляют собой подходы к использованию материала ДТРФ в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, основы проектирования содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" и построения ин-тегративного процесса обучения гуманитарным предметом на базе такого межпредметного курса. , . '• ■
Цель исследования: разработка условий и процедур экспликации духовной традиции русского фольклора в дидактическую форму.
Объект исследования: процесс и содержание обучения гуманитарным предметам в школе.
Предмет исследования: место и функции, духовной традиции русского фольклора в системе гуманитарной подготовки школьников.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что элементы духовной традиции русского фольклора будут интегрированы в содержание гуманитарных предметов и смогут обеспечить должный уровень гуманитарной подготовки учащихся, если:
- определен педагогический статус духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным предметам;
- отбор и структурирование учебного содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" произведен на единой заданной основе;
- разработано дидактико-методическое обеспечение интеграции содержания гуманитарных дисциплин на базе межпредметной программы курса по ДТРФ.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить место и роль духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным предметам.
2. Раскрыть педагогические возможности использования материала по духовной традиции русского фольклора в качестве логико-содержательной основы структурирования гуманитарного знания.
3. Выявить основные подходы к формированию содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" и построению интегративного процесса обучения гуманитарным предметам на базе элементов духовной традиции русского фольклора. . ,
4. Спроектировать и экспериментально апробировать межпредметную программу курса "Духовная . традиция русского фольклора".
Методологическую основу исследования составляют концепции целостного педагогического процесса ,(Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский), теория модульного обучения (П.А.Юцявичене), теория интегративного обучения (М.Н.Берулава, М.Пак, Ю.С.Тюнников, Г.Ф.Федорец, А.В.Усова), .теория организации процесса обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), положение о культуре как источнике формирования содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер„ А.Н.Ростовцев, М.Н.Скаткин), теория культуры (Ю.В.Бромлей, Д.С.Лихачев), теория традиции р.А.Баллер, Р.Генон, Д.Б.Зильберман, П.Чулиев).
В диссертации использовались теоретические и эмпирические методы: анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта разработок межпредметных программ; анкетирование; наблюдение; тестирование; констатирующий и пре-
образующий эксперименты по апробации межпредметной программы курса "Духовная традиция русского фольклора" и межпредметных дидактических материалов ко всем разделам программы по ДТРФ; диагностика уровня мотивации и качества усвоения содержания учебного материала; методы статистической обработки данных. . ;
Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе 5-х - 6-х классов средней школы № 9 г.Сочи и Дагомысской гимназии № 76.
Исследование производилось в 3 этапа:
Первый этап (1994-1995 г.г.): изучение научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ ныне действующих школьных программ по гуманитарным предметам, разработка экспериментального варианта межпредметной программы по духовной традиции русского фольклора и дидактических материалов ко всем разделам программы.
Второй этап (1995-1991$ г.г.): на основе выдвинутой гипотезы было дано дидактико-методическое обоснование построения интегративного процесса обучения гуманитарным дисциплинам, организована опытно-экспериментальная работа с использованием межпредметной программы "Духовная традиция русского фольклора" и межпредметных дидактических материалрр.
Третий этап (1996-1997 г.г.): обработка и обобщение теоретических и экспериментальных данных, включая проверку разработанных методик, уточнения дидактического и методического характера; организация и ¡обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы ¡на научно-методических, научно-практических конференциях, семинарах, а та?сже в. публикациях по проблеме исследования. |
Научная новизна работы состоит в следующем:
- дана развернутая характеристика педагогической сущности духовной традиции русского фольклора с точ^и. зрения ее роли и места в системе гуманитарной подготовки школьников;
- выявлены основные подходы к использованию в процессе обучения гуманитарным дисциплинам учебного, материала по духовной традиции русского фольклора (исггорико-этнографический, историко-социологический, культурологический, литературоведческий; интегративно-тематический;).
- разработана модель реализации интегративной функции ДТРФ в обучении гуманитарным предметам;. . | .
- разработаны проектные основы формирования содержания межпредмепного курса "ДТРФ" (сущностное характеристики ДТРФ; подходы к использованию материала ;пр ДТРФ в обучении гуманитарным предметам; принципы структурной организации
учебного материала) и построения интегративного процесса обучения гуманитарным предметам с использованием содержательных элементов духовной традиции русского фольклора (паспортные характеристики интегративного процесса, интегративно-тематический подход).
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактико-методического обеспечения процесса обучения гуманитарным дисциплинам. Межпредметная программа по духовной традиции русского фольклора может быть использована для освоения широкого круга базовых понятий гуманитарных предметов, выявленные нами подходы могут найти применение в процессе изучения другого этнокультурного материала, а также при проектировании интегративных курсов, предназначенных для общеобразовательной подготовки школьников по литературе, искусству, музыке, истории и др.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных положений проведенного исследования, практической апробацией теоретических выводов, использованием комплексов взаимодополняемых и взаимопроверяемых методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, характером экспериментальной выборки, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
1. Сущностные и функциональные особенности ДТРФ как интегративной составляющей основы гуманитарной подготовки школьников (взаимосвязь с национальной культурой, взаимосвязь с духовными традициями народов мира, творческая направленность, самобытность, полифункциональный характер).
2. Основные подходы к использованию в процессе обучения гуманитарным дисциплинам учебного материала по ДТРФ ( исто-рико-этнографический, историко-социологический, культурологический, литературоведческий, интегративно-тематический).
3. Основы проектирования содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" (сущностные характеристики ДТРФ; подходы к использованию материала по ДТРФ в обучении гуманитарным предметам; принципы структурной организации учебного материала) и построения интегративного процесса обучения гуманитарным предметам на базе элементов духовной традиции русского фольклора (паспортные характеристики интегративного процесса, интегративно-тематический подход).
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на региональном
совещании работников образования (Сочи, 1994), научно-методической конференции "Регионализация образования: проблемы, поиски, решения" (Сочи, 1995), межрегиональной научно-практической конференции "Формирование позитивно-ценностных ориентаций у молодежи" (Серпухов, 1996), международном семинаре "Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования" (Сочи, 1996). Апробация также осуществлялась путем публикаций по теме исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальности темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуется его методология и основные этапы, раскрывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе - "Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам как педагогическая проблема" - раскрываются сущностные и функциональные особенности духовной традиции русского фольклора (свойства, педагогический потенциал, особенности реализации интегративной функции ДТРФ в обучении гуманитарным предметам), дается психолого-педагогическое обоснование применения материала по духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным дисциплинам, определяются основные подходы к использованию в обучении гуманитарным предметам учебного материала по ДТРФ, анализируется применение учебного материала по ДТРФ в педагогической практике.
Во второй главе - "Дидактико-методические предпосылки построения интегративного процесса обучения на базе элементов духовной традиции русского фольклора" - дается педагогическая характеристика интегративного процесса, описываются принципы и процедуры проектирования содержания программы межпредметного курса "Духовной традиции русского фольклора" и построения дидактических материалов по русскому языку, литературе, изобразительному искусству, музыке, истории (ко всем разделам межпредметной программы), показываются особенности организации интегративного процесса обучения, дается оценка влиянию разработанного содержания на качество гуманитарной подготовки учащихся.
В заключении формулируются основные выводы исследования.
В приложении представлены образцы анкет дам определения отношения учителей и учащихся изучению интегративного курса "Духовная традиция русского фольклора", фрагменты межпредметной программы курса "ДТРФ", экспериментальные контрольные работы по русскому языку, литературе, истории.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постоянное обновление содержания школьного образования является сущностным моментом, определяющим его качество. Обновление может проходить по различным направлениям. Одним из ключевых, направлений обновления содержания образования в соответствии с современными требованиями является усиление этнокультурной направленности содержания гуманитарных предметов. Включение этнокультурного компонента в содержание образования в контексте современных задач обучения и воспитания требует вполне определенного обращения к национальной культуре, социально-исторической памяти народа.
Приобщение учащихся к ценностям русской национальной духовной культуры - одно из непременных условий формирования национального самосознания у подрастающего поколения, вырабатывания у него гражданской позиции, реализации творческого потенциала его личности. Важное значение для ориентации школьников на традиционные ценности нашего народа с учетом потребностей педагогической практики в обеспечении принципиально иной интеграции гуманитарного знания может иметь включение в процесс обучения дисциплинам общественно-гуманитарного и художественно-эстетического циклов материала по духовной традиции русского фольклора.
Духовная традиция русского фольклора представляет собой неиссякаемую сокровищницу бережно хранящегося в течение длительного времени и передающегося из поколения в поколение человеческого опыта, запечатленного в духовных ценностях самобытной русской культуры ( в обычаях, в обрядах, а также в отдельных элементах, входящих в их состав - русских народных песнях, танцах, и т.д.).
На базе теоретического анализа проблемы установлены сущностные особенности ДТРФ:
- взаимосвязь с национальной культурой;
• взаимосвязь с духовными традициями народов мира;
- творческая направленность;
- самобытность;
- полифункциональный характер.
Взаимосвязь с национальной культурой осуществляется посредством сохранения и передачи из поколения в поколение ценностей многовекового человеческого опыта, накопленного в духовной сфере национальной культуры. Обеспечивая этнокультурные информационные связи, духовная традиция русского фольклора становится основополагающим принципом функционирования
ю
русской национальной духовной культуры. При изучении материала по ДТРФ у учащихся складывается эмоционально-ценностное отношение к достижениям национальной духовной культуры, лучшим ее традициям.
Взаимосвязь с духовными традициями народов мира позволяет глубже понять особенности русской культуры. В учебном процессе установление взаимосвязи духовной традиции русского фольклора с духовными традициями других народов осуществляется путем содержательного сравнения, сопоставления, установления их сходства и различия, общих истоков, нахождения общих корней и т.д.
Творческая направленность духовной традиции русского фольклора связана с развитием творческих способностей у школьников. Творческое начало реализуется посредством восприятия и присвоения человеком ценностных представлений, норм, ориентации своего народа, однако, при этом необходимо проблемное осмысление этнокульутрного материала в форме проблемных игровых ситуаций, творческих заданий и т.д.
Самобытность ДТРФ предполагает зависимость национального содержания от состояния материальной и духовной жизни народа. Социально-психологическая природа данного феномена проявляет себя в таких его компонентах как национальное чувство, национальное сознание, национальных характер. В учебном процессе самобытный характер духовной традицщ .русского фольклора находит свое выражение в педагогических .приемах, требующих применения иллюстративного материала. В качестве такого материала могут быть использованы тексты фольклорных произведений (русского и других народов), музыкальные, иллюстрации, картины и т.д. !
Пояифункциональный характер. Являясь одним из элементов национальной культуры, духовная традиция рурского фольклора перенимает ряд ее функций: информационную, социальную, коммуникативную, эстетическую, образовательную*, познавательную, адаптивную, защитную, креативную, мировоззренческую. Кроме того, ДТРФ присущи такие функции как аксиологическая, телеологическая, праксеологическая и компенсаторная.;-
Выделение сущностных особенностей, ДТРФ позволило определить ее педагогические функции (познавательную (или гносеологическую); этноидентифицирующую; нравственно-регулирующую; эмоционально-ценностную; языково-
коммуникативную; интегративную);а также место.и роль в системе гуманитарного знания, где прослеживаются два ключевых момента:
1.Духовная традиция русского фольклора выступает в качестве средства интеграции различных областей гуманитарного знания.
2. ДТРФ сама может быть интегрирована в систему гуманитарного знания.
Таким образом, установлен педагогических статус духовной традиции русского фольклора, включающий в себя ее сущностные особенности, нормативный состав педагогических функций, место и роль в системе гуманитарного знания.
В современной педагогической практике использование учебного материала по ДТРФ идет в направлении:
- создания школ с углубленным изучением русской культуры;
- подготовки квалифицированных педагогических кадров к преподаванию в школах этнокультурного материала;
- проведения учебных и внеучебных школьных занятий по традиционной народной тематике.
В осуществлении такой работы имеется ряд недостатков: отсутствие системы в преподавании материала по традиционным духовно-нравственным памятникам устного народного творчества, а также понимания учителями того, что представляет собой духовная традиция русского фольклора. ,
Как показывает анализ практики, применение материала по ДТРФ не обеспечивает реализации всего набора ее педагогических функций (т.е. не полностью использован педагогический потенциал ДТРФ), духовная традиция русского фольклора не интегрирована в современную систему гуманитарного знания.
Построение межпредметной программы курса "Духовная традиция русского фольклора" включает 3 этапа.
Первый этап: построение дерева педагогических целей использования учебного материала по ДТРФ. Каждая структурная составляющая духовной традиции русского, фольклора (историко-этнографическая, историко-социологическая, культурологическая, литературоведческая) реализует себя в целях учебно-воспитательного процесса (см.рис.1). Цель деятельности учащихся в условиях каждой структурной составляющей, становится своеобразным образом-целью: историко-этнографическим, историко-социологическим, культурологическим, литературоведческим. Выделение структурных составляющих позволяет определить подходы к применению в процессе обучения предметам общественно-гуманитарного и художественно-эстетического циклов материала по ДТРФ: историко-этнографический, историко-социологический, культурологический, литературоведческий, которые предлагается заложить в качестве основы для проектирования межпредметной
Формирована национального самосознания у подрастающего поколения
Генеральная цель
Уровень структурных составляющих ДТРФ
Подцели использования материала по
ДТРФ
I - историко-зтнографическая составляющая
II - историко-социологическая составляющая
III - культурологическая составляющая
IY - литературоведческая составляющая
1 - получение сведений о проис- 8. хождении, расселении такой этнической общности как русский на- 9. род, его бытовых, культурных особенностях
2 - формирование личностного осо- 10. знания необходимости изучения национальных традиций, национальной истории
3 - получение сведений об общественном опыте восточных славян 11. (их социальном статусе, государственном устройстве, способах жизнедеятельности и т.д.)
4 - формирование гражданской позиции, социального самосознания
5. - расширение кругозора
6. - систематизация знаний в области ДТРФ
7. - формирование гармоничного представления о духовной традиции русского фольклора
- развитие творческих интересов в сфере ДТРФ
- формирование норм и правил поведения, свойственных русскому народу
формирование оценочных суждений по вопросам изучения таких объектов ДТРФ как произведения устного народного творчества
- формирование потребности в изучении словесных памятников духойной традиции русского фольклора
Рис. 1. Дерево педагогических целей использования учебного материала по ДТРФ в обучении гуманитарным предметам.
программы курса "Духовная традиция русского фольклора".
Второй этап: отбор учебных элементов по каждой структурной составляющей ДТРФ (см.табл.1). Принципами отбора УЭ содержания межпредметной программы являются:
1. Сущностные особенности ДТРФ (взаимосвязь с национальной культурой, взаимосвязь с духовными традициями народов мира, творческая направленность, полифункциональный характер).
2. Основные подходы к использованию материала по духовной традиции русского фольклора (для историко-этнографической составляющей - историко-этнографический подход, для историко-социологической - историко-социологический, для культурологической составляющей - культурологический подход, для литературоведческой - литературоведческий).
3. Принципы, учитывающие специфику интегрированного обучения (гуманистическая, научная, проблемная направленность обучения, доступность, единство интеграции и дифференциации обучения и т.д.).
Таблица 1
Состав учебных элементов межпредметной программы
курса "Духовная традиция русского фольклора"
Структу Историко- Историко- Культуроло- Литературо-
рные этнографичес социологичес гическая ведческая
состав- кая кая
ляющие
ДТРФ
Сведения об Сведения об Сведения о Сведения о
элементах элементах ДТРФ как жанровых
русской тра- общественно элементе и особенностях
диционной го опыта, пе- принципе фу- традицион-
обрядности; редающегося нкционирова ных фольк-
о региональ- из уст в уста, ния русской лорных про-
Состав ных особен- в легендах, нацинальной изведений, об
учебных ностях быто- былинах, культуры;ин- особенностях
элемен- вания тех или русских на- формацион- их бытования
тов иных элемен- родных сказ- ный матери- на Руси, об
тов ДТРФ; ках и т.д.; ал о таких их собира-
сведения об элементы об- компонентах нии, изуче-
элементах щественного ДТРФ как ре- нии и т.д.
обрядности опыта, запе- лигиозно-
народов ми- чатленного в культовая об-
ра фольклоре рядность, му-
народов ми- зыкальная
ра культура во-
сточных сла-
вян и т.д.
Третий этап: структурирование отобранных учебных элементов в межпредметной программе "Духовная традиция русского фольклора". Структурирование выполняется на двух уровнях:
1-й уровень включает общую компановку программы;
2-й - систематизацию УЭ внутри отдельных тем.
Общая компановка программы осуществляется с позиции интегративно-тематического подхода: выделяются учебные разделы и темы (см.рис.2).
1. Русские народные праздники и духовная преемственность
2.Героический 3. Культовые 4. Круг жиз
эпос и традиции патриотизма на Руси
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2
верования и фольклор восточных славян
ни и фольклорный мотив
3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2
Примечание: 1.1. Рождественский праздник на Руси; 1.2. Праздник Крещения на Руси. Песни, гадания; 1.3. Масленица; 1.4. Празднование Великой Пасхи на Руси; 1.5. Русская смеховая традиция. Народные усмешки; 2.1. Былины как отражение уклада жизни и героической борьбы русского народа против иноземных захватчиков. Богатыри - символ силы и мужества русского народа; 2.2. Исторические песни; 3.1. Культ природы б фольклоре восточных славян. Веснянки; 3-2. Русские народные приметы, суеверия; 3.3. Почитание предков в фольклоре древних славян. Радоница; 3.4. Мифологические традиции и устное народное творчество восточных славян; 4.1. Свадебный обрядовый фольклор; 4.2. Традиция плачей и причитаний на Руси.
Рис.2. Общая компановка программы межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора"
Систематизация учебных элементов внутри отдельных тем межпредметной программы осуществляется в виде "узлов". С учетом достижений в педагогической теории нами определены принципы структурирования учебных злеметов внутри тем:
1. Принцип выделения "узлов" (представленческого, понятийного, мировоззренческого, деятельностного, концептуального).
2. Принцип учета последовательности интегративного процесса.
3. Принцип учета "затрат времени" на интегративный процесс.
4. Принцип учета логики и содержания предметов общественно-гуманитарного и художественно-эстетического циклов.
Дидактические материалы по духовной традиции русского фольклора (к каждому из разделов межпредметной программы) целесообразно компоновать в виде трех взаимосвязанных блоков:
- информационного;
- проблемного;
- интерпретационного.
Информационный блок содержит общий информационный текстовой материал к каждой из тем по духовной традиции русского фольклора.
Интерпретационный блок раскрывает дополнительные межпредметные аспекты решения проблемы. В этой связи усиливается общая мировоззренческая и методологическая направленность дидактических материалов.
Проблемный блок включает дидактические задания по предметам: литература, история, изобразительное искусство, музыка.
Тем самым определены проектные основы построения межпредметной программы курса "Духовная традиция русского фольклора" (принципы отбора и структурирования, способы реализации историко-этнографического, историко-социологического, культурологического, литературоведческого подходов, общая последовательность и процедуры построения программы).
Для опытно-экспериментальной проверки педагогической эффективности межпредметной программы нами разработан интегративный процесс (ИП) обучения гуманитарным'предметам с использованием материала по ДТРФ,
Построение такого процесса производилось с учетом существующих в педагогической теории разработок:
- паспортных характеристик ИП (процедурных и организационных);
- интегративно-тематического подхода.
В условиях интегративно-тематического подхода построение интегративного процесса обучения предметам общественно-гуманитарного и художественно-эстетического циклов включают два этапа: I - начальный, или подготовительный - приуроченный к началу изучения учебной темы на интегрированной основе, и II -основной, предполагающий непосредственное раскрытие ведущих положений темы с использованием интегративных МПС.
На первом этапе обеспечивалась общая ориентация учащихся в содержании учебной темы по ДТРФ, их психологическая подготовка к изучению данной темы на интегративной основе. На
втором - осуществлялось погружение в содержание ведущих идей межпредметного курса.
В ходе изучения материала по духовной традиции русского фольклора учителями-предметниками использовался широкий арсенал средств ИП (межпредметные тексты; межпредметные задания (вопросы, кроссворды межпредметного содержания); проблемные задания (проблемные вопросы с сообщением в условии дополнительной информации по учебной теме, проблемные игровые ситуации); комплексные задания; творческие задания; наглядные пособия межпредметного содержания).
Как показал такой процесс, построенный на базе межпредметной программы "Духовная традиция русского фольклора", значительно улучшилось качество гуманитарной подготовки школьников, возрос интерес к духовному наследию русского фольклорного искусства (см.табл.2).
Таблица 2
Показатели сформированное™ знаний и умений учащихся в сфере ДТРФ
. И :
Категории Замер Уровни сформированное™ знаний
классов и умений учащихся
1-й 2-й '3-й 4-й
1 кр. 89 8 3 0
2 кр. Исходный 94 5 1 0
экс. 85 11 4 0
"Г" 1 кр. 35 58 , 5 2
2 кр. Контроль- 41, 46 9 4
экс. ный 12 63 ."17 8
1 кр. 87 9 4 0
2 кр. Исходный 95 3 2 0
экс. 83 ; 13 4 0
"Л" 1 кр. 37 53 7 3
2 кр. Контроль- 21 65 5 9
экс. ный .8 51 : ■ | 28 13
Количество учащихся (%)> соответствующих тому или иному уровню
Общий итог исследования можно, сформулировать следующим образом: |
1. Потребности общества в возрождении духовных ценностей русского народа и оценка качества гуманитарной подготовки школьников указали на необходимость привлечения в практику об-
учения гуманитарным предметам учебного материала по ДТРФ и разработки межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" в качестве общей основы этнокультурного развития учащихся.
2. Использование в процессе обучения гуманитарным предметам учебного материала по ДТРФ необходимо осуществлять на основании следующих подходов:
- историко-этнографического;
- историко-социологического;
-культурологичекого;
- литературоведческого;
- интегративно-тематического •
3. В условиях выявленных подходов (историко-этнографического, историко-социологического, культурологического, а также интегративно-тематического) реализует себя ин-тегративная функция духовной традиции русского фольклора.
4. Формирование содержания междисциплинарного курса по ДТРФ должно производиться в соответствии с сущностными особенностями ДТРФ, основными подходами к использованию материала по ДТРФ в обучении гуманитарным дисциплинам и принципами, учитывающими специфику интегрированного обучения.
5. Построение интегративного процесса обучения гуманитарным дисциплинам на базе содержательных элементов духовной традиции русского фольклора целесообразно осуществлять в соответствии с учетом:
- основных подходов к использованию учебного материала по ДТРФ в целостном педагогическом процессе (приоритетным направлением является применение интегративно-тематического подхода);
- паспортных характеристик ИП (предпочтение отдается процедурным и организационным характеристикам).
6. Опытно-экспериментальная работа, подтвердила предположение о том, что привлечение учебного материала по ДТРФ в обучение гуманитарным предметам улучшит качество гуманитарной подготовки учащихся.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях: . ,
1. О новой концепции школы в условиях рыночных отношений // Инновационные процессы в системе образования: Сб.научн.тр. /Соч.гос.ин-т курорт.дела и туризма. - Сочи, 1995. -С.32-43. - Деп.в ИНИОН № 50780 от 29.09.95. ,
2. О некоторых условиях эффективности дифференцированного подхода в гуманитарном образовании // Материалы августовского совещания работников образования г.Сочи : Тез.докл. - Сочи, 1994. - С. 82-85.
3. Педагогический аспект проблемы экологии духовной сферы человека // Регионализация образования: проблемы, поиски, решения: Тез.докл.научно.-практ.конф. - Сочи, 1995. - 4.2. - С.66-67.
4. Педагогические функции духовной традиции русского фольклора в системе гуманитарного знания // Формирование позитивно-ценностных ориентаций у молодежи / Под ред. В.П.Конаныкина. - Серпухов, 1996. - С. 17-18.
5. О подходе к построению дидактического материала по духовной традиции русского фольклора // Формирование позитивно-ценностных ориентаций у молодежи / Под ред. В.П.Конаныкина. -Серпухов, 1996. - С.35-36.
6. Использование фольклорного материала для развития творческих способностей личности учащихся // Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования: Тез. выступл.междунар.семинара - Сочи: СФ РГПУ им. А.И.Герцена, 1996. - С.62-64.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Полякова, Александра Александровна, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫМ ПРЕДМЕТАМ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Роль и место духовной традиции русского фольклора в системе гуманитарной под -готовки учащихся.
1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования материала по духовной традиции русского фольклора при обучении гуманитарным предметам.
1.3. Духовная традиция русского фольклора в педагогической практике общеобразовательной школы.
ГЛАВА II. ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРА -ТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.
2.1. Проектирование содержания межпред -метного курса "Духовная традиция рус-кого фольклора".
2.2. Особенности построения интегративного процесса обучения гуманитарным пред -метам на базе элементов духовной традиции русского фольклора.
2.3. Педагогический эксперимент проведение и результаты).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам"
Щ
Актуальность исследования. Во второй половине XX столетия человечество столкнулось с целым рядом проблем, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший ход социального прогресса, судьбы цивилизации. На общем фоне социального, научно-технического и информационного прогресса все более отчетливо проявляет себя так называемая "культурная амнезия", т.е. пренебрежение значительной частью этноса исторически накопленным опытом, функционирующим в форме традиций.
Деформациями в национальном развитии России вызван глубокий кризис духовного становления различных этносов, в том числе и русского народа, что в итоге отрицательно сказалось на его нравственном потенциале, социальном и политическом статусе, экономических возможностях и этнической самобытности.
Несмотря на все это, в последнее время значительно возросли потребности и запросы общества в возрождении этнокультурных традиций русского народа в формировании национального самосознания подрастающего поколения.
В центре внимания многих исследователей находится проблема экологии духовной сферы подрастающего человека.
В сложившихся условиях школа все чаще обращается к традиционным ценностям русской культуры, связывает свои социокультурные приоритеты с задачей преодоления кризисных явлений в духовном развитии нашего народа.
Роль традиционной национальной культуры как источника и средства интернационального, патриотического, эстетического и нравственного воспитания рассматривается в трудах В.Х.Арутюняна, В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова,
А.Ш.Гашимова, М.Б.Гуртуева, А.И.Измайлова, Т.Ормонова Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе, и др.
В ряде исследований ( Ю.В.Бромлей, И.С.Кон, Л.И.Петрова) показано, что усвоение этнокультурного материала может способствовать развитию интереса учащихся к народной культуре; привитию любви к искусству "своего" народа и уважительному отношению к искусству народов-соседей; формированию этнической активности у учащихся; развитию творческой активности личности в овладении различными видами народного искусства.
Важную роль в этнокультурном развитии школьников с учетом потребностей педагогической практики в широкой интеграции гуманитарных знаний может сыграть целенаправленное включение в процесс обучения материала по духовной традиции русского фольклора. Изучение материала по духовной традиции русского фольклора имеет большую педагогическую ценность, поскольку актуализируются знания из различных образовательных областей ( истории, мифологии, этики, психологии, литературы, музыки, кулинарии, изобразительного искусства, топонимики, географии, религии и др.) и создаются благоприятные предпосылки для развития познавательных способностей школьников, обогащения эмоциональной сферы, формирования у них нравственности, мировоззренческих ориентаций. Вместе с тем, в педагогической теории ин-тегративные возможности духовной традиции русского фольклора не разработаны. Как показывает анализ, нет еще обоснованной системы целей привлечения такого материала, не определен педагогический статус духовной традиции русского фольклора (ДТРФ), отсутствуют подходы к применению подобного рода материала, имеются трудности с трактовкой понятия "духовная традиция русского фольклора", с номенклатурой учебных элементов ДТРФ, определением их дидактического состава и структуры. Отсутствует описание того, как должна соотноситься структура учебного материала по ДТРФ со структурой гуманитарных предметов.
Таким образом, имеют место противоречия:
- между потребностями общества в возрождении духовных ценностей и существующей практикой гуманитарной подготовки школьников, которая в должной мере не отвечает этим потребностям;
- между высокой востребованностью педагогической практикой дидактических разработок и учебных материалов по ДТРФ и недостаточной их разработанностью в педагогической науке.
Указанные противоречия определили сущность проблемы нашего исследования: каков педагогический статус ДТРФ в системе гуманитарной подготовки учащихся школ, каковы ин-тегративные возможности содержательных элементов духовной традиции русского фольклора, что представляют собой подходы к использованию материала ДТРФ в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, основы проектирования содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" и построения интегративного процесса обучения гуманитарным предметам на базе такого межпредметного курса.
Цель исследования: разработка условий и процедур экспликации духовной традиции русского фольклора в дидактическую форму.
Объект исследования: процесс и содержание обучения гуманитарным предметам в школе.
Предмет исследования: место и функции духовной традиции русского фольклора в системе гуманитарной подготовки школьников.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что элементы духовной традиции русского фольклора будут интегрированы в содержание гуманитарных предметов и смогут обеспечить должный уровень гуманитарной подготовки учащихся, если:
- определен педагогический статус духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным предметам;
- отбор и структурирование учебного содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" произведен на единой заданной основе;
- разработано дидактико-методическое обеспечение интеграции содержания гуманитарных дисциплин на базе межпредметной программы курса по ДТРФ.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить место и роль духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным предметам.
2. Раскрыть педагогические возможности использования материала по духовной традиции русского фольклора в качестве логико-содержательной основы структурирования гуманитарного знания.
3. Выявить основные подходы к формированию содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" и построению интегративного процесса обучения гуманитарным предметам на базе элементов духовной традиции русского фольклора.
4. Спроектировать и экспериментально апробировать межпредметную программу курса "Духовная традиция русского фольклора".
Методологическую основу исследования составляют концепции целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.В.Краевский), теория модульного обучения (П.А.Юцявичене), теория интегративного обучения (М.Н.Берулава, М.Пак, Ю.С.Тюнников, Г.Ф.Федорец), теория организации процесса обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), положение о культуре как источнике формирования содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, А.Н.Ростовцев, М.Н.Скаткин \ теория культуры (Ю.В.Бромлей, Д.С.Лихачев \ теория традиции (Э.А.Баллер, Р.Генон, Д.Б.Зильберман, П.Чулиев).
В диссертации использовались теоретические и эмпирические методы: анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта разработок межпредметных программ; анкетирование; наблюдение; тестирование; констатирующий и преобразующий эксперименты по апробации межпредметной программы курса "Духовная традиция русского фольклора" и межпредметных дидактических материалов ко всем разделам программы по ДТРФ; диагностика уровня мотивации и качества усвоения содержания учебного материала; методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе 5-х - 6-х классов средней школы № 9 г.Сочи и Дагомыс-ской гимназии № 76.
Исследование производилось в 3 этапа: Первый этап (1994-1995 г.г.): изучение научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ ныне действующих школьных программ по гуманитарным предметам, разработка экспериментального варианта межпредметной программы по духовной традиции русского фольклора и дидактических материалов по всем разделам программы.
Второй этап (1995-1996 г.г.): на основе выдвинутой гипотезы было дано дидактико-методическое обоснование построения интегративного процесса обучения гуманитарным дисциплинам, организована опытно-экспериментальная работа с использованием межпредметной программы "Духовная традиция русского фольклора" и межпредметных дидактических материалов.
Третий этап (1996-1997 г.г.): обработка и обобщение теоретических и экспериментальных данных, включая проверку разработанных методик, уточнения дидактического и методического характера; организация и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы на научно-методических, научно-практических конференциях, семинарах, а также в публикациях по проблеме исследования.
Научная новизна работы состоит в следующем: - дана развернутая характеристика педагогической сущности духовной традиции русского фольклора с точки зрения ее роли и места в системе гуманитарной подготовки школьников;
- выявлены основные подходы к использованию в процессе обучения гуманитарным дисциплинам учебного материала по духовной традиции русского фольклора (историко-этнографический, историко-социологический, культурологический, литературоведческий);
- разработана модель реализации интегративной функции ДТРФ в обучении гуманитарным предметам;
- разработаны проектные основы формирования содержания межпредметного курса "ДТРФ" (сущностные характеристики ДТРФ; подходы к использованию материала по ДТРФ в обучении гуманитарным предметам; принципы структурной организации учебного материала) и построения интегра-тивного процесса обучения гуманитарным предметам с использованием содержательных элементов духовной традиции русского фольклора (паспортные характеристики интегративного процесса, интегративно-тематический подход).
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактико-методического обеспечения процесса обучения гуманитарным дисциплинам. Межпредметная программа по духовной традиции русского фольклора может быть использована для освоения широкого круга базовых понятий гуманитарных предметов, выявленные нами подходы могут найти применение в процессе изучения другого этнокультурного материала, а также при проектировании интегративных курсов, предназначенных для общеобразовательной подготовки школьников по литературе, искусству, музыке, истории и др.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных положений проведенного исследования, практической апробацией теоретических выводов, использованием комплексов взаимодополняемых и взаимопрове-ряемых методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, характером экспериментальной выборки, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
1. Сущностные и функциональные особенности ДТРФ как интегративной составляющей основы гуманитарной подготовки школьников (взаимосвязь с национальной культурой, взаимосвязь с духовными традициями народов мира, творческая направленность, самобытность, полифункциональный характер).
2. Основные подходы к использованию в процессе обучения гуманитарным дисциплинам учебного материала по ДТРФ (историко-этнографический, историко-социологический, культурологический, литературоведческий).
3. Основы проектирования содержания межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" (сущностные t характеристики ДТРФ; подходы к использованию материала по ДТРФ в обучении гуманитарным предметам; принципы структурной организации учебного материала) и построения интегративного процесса обучения гуманитарным предметам на базе элементов духовной традиции русского фольклора (паспортные характеристики интегративного процесса, ин-тегративно-тематический подход).
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на региональном совещании работников образования (Сочи, 1994), научно-методической конференции "Регионализация образования: проблемы, поиски, решения" (Сочи, 1995); межрегиональной научно-практической конференции "Формирование позитивно-ценностных ориентации у молодежи" (Серпухов, 1996); международном семинаре "Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования" (Сочи, 1996). Апробация также осуществлялась путем публикаций по теме исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Рис. 7. Общая схема проведения опытно экспериментальной работы (продолжение).меняющихся временных рамках, но с обеспечением принципи ально иной интеграции гуманитарного знания.Для оценки сформированности полученных знаний и умений были разработаны уровни сформированности знаний и умений учащихся (см.табл.З).Для оценки принадаежности учащихся тому или иному уровню были разработаны тестовые задания.Результаты проведенного тестирования определили рас пределение учащихся по соответствующим уровням (см.приложения 4,5,6).Как показал замер исходного состояния, существенного *!,4- различия в сформированности знаний и умений у контрольных и экспериментальных классов отмечено не было.Результаты итогового замера уровней сформирован ности приобретенных знаний и умений учащихся в ходе изуче ния экспериментального интегративного курса в качестве кри териев Пирсона представлены в таблице/4.Следует заметить, что различие между двумя совокупно стями достигает 99% при значении критерия Пирсона ХИ (кр.) + 9,96 (при двух степенях свободы), ХИ (экс.) ХИ (кр.), что сви детельствует о достоверности различия полученных результа тов в контрольных и экспериментальных группах.Существенные изменения произошли в составе уча щихся, распределенных по уровням сформированности приоб ретенных знаний и умений. Как показал анализ результатов эксперимента, уменьшилось количество учащихся на 1-ом уровне, увеличилось на 3-м, появилось на 4-м. Такая перегруп пировка была обусловлена принципиально иной интеграцией Таблица 3 Характеристика уровней сформированности знаний и уме нии учащихся Уровни Первый уровень -
"представленческий" Второй уровень -
"понятийный" Третий уровень -
"мировоззренческий" Четвертый уровень -
"деятельностный" Характеристики уровней Учащиеся имеют общие представления о ду ховной традиции русского фольклора, рас познают элементы ДТРФ, понимают смысл характеристик данных элементов.На данном уровне учащиеся овладевают ос новными понятиями по ДТРФ, осуществля ют словесные описания объекта изучения, устанавливают взаимосвязи характеристик элементов ДТРФ, анализируют полученную информацию, но не имеют целостного пред ставления 0 духовной традиции русского фольклора.Характеризуется наличием у учащихся цело стного представления о духовной традиции русского фольклора.Учащиеся применяют знания, полученные при изучении интегративного курса "Духовная традиция русского фольклора" в практических целях.гуманитарного знания (см.приложения 5,6). Степень снижения числа обучаемых на 1-ми 2-м уровнях сформированности зна ний и умений учащихся находится в прямой зависимости от применения нового интегративного курса: "Духовная традиция русского фольклора".Таким образом, в описании хода опытно экспериментальной работы приведено обоснование весьма важного факта экономии учебного времени в результате при менения материала по духовной традиции русского фольклора.^ Проведенный в ходе экспериментального исследования анализ его результатов, позволяет сделать такого рода обоб щения: • внедрение интегративного курса: "Духовная традиция русского фольклора" возможно при условии обеспечения принципиально иной интеграции гуманитарного знания. Такая интеграция достигается благодаря соответствующим изменени ям содержания предметов общественно-гуманитарного и худо жественно-эстетического циклов; • изучение материала по духовной традиции русского фольклора приводит к улучщению качества процесса обучения гуманитарным дисциплинам.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общий итог исследования можно сформулировать следую щим образом:
1. Потребности общества в гуманитарной подготовка;? школьников указали на необходимость привлечения возрождении духовных ценностей русского народа и оценка качества в практику обучения гуманитарным предметам учебного материала по ДТРФ и разработки межпредметного курса "Духовная традиция русского фольклора" в качестве общей основы этнокультурного развития учащихся.2. Использование в процессе обучения гуманитарным пред метам учебного материала по ДТРФ необходимо осуществлять на основании следующих подходов: • историко-этнографического; • историко-социологического; • культурологичекого; • литературоведческого; • интегративно-тематического.3. В условиях выявленных подходов (историко этнографического, историко-социологического, культурологическо го, а также интегративно-тематического) реализует себя интегра тивная функция духовной традиции русского фольклора.4. Формирование содержания междисциплинарного курса по ДТРФ должно производиться в соответствии с сущностными осо бенностями ДТРФ, основными подходами к использованию мате риала по ДТРФ в обучении гуманитарным дисциплинам и принци пами, учитывающими специфику интегрированного обучения.5. Построение интегративного процесса обучения гумани тарным дисциплинам на базе содержательных элементов духовной Традиции русского фольклора следует осуществлять в соответствии ^ с учетом: • основных подходов к использованию учебного материала по ДТРФ в целостном педагогическом процессе (приоритетным на правлением является применение интегративно-тематического под хода); • паспортных характеристик ИП (предпочтение отдается процедурным и организационным характеристикам).6. Опытно-экспериментальная работа подтвердила предпо , "^ ложение о том, что привлечение учебного материала по ДТРФ в обучение гуманитарным предметам улучшит качество гуманитар ной подготовки учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Полякова, Александра Александровна, Челябинск
1. Актуальные проблемы непрерывного педагогического f образования. Вып.II. Экспериментальные материалы к курсам педагогики в системе многоуровневого образования. - Спб.: Образование, 1995. - 226 с.
2. Алексеева Г. Отечества достойный сын // Нар.образование. - 1994. - № 4. - 30-42.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной об- •^ щеобразовательной школе. -.: Просвещение, 1985. - 208с.
5. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294с.
6. Батышев Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. - М. : Педагогика, 1988 -174с.
7. Белова Р.А. Русско-литовская школа в Москве // Нач.школа. - 1996. - № 2. - 52.
8. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. - М.: Высш. шк., 1991. - 207с.
9. Беляева А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. - М.: Высш.шк., 1974. -126с.
10. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. - Бийск.: Изд.НИЦ БиГПИ, 1993. - 240 с.
11. Берулава М.Н. Два урока в одном // Профтехобразование- 1986.-№9-С.34.
12. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М.: Педагогика, 1993. - 172с. рг 13. Беспалько В.П. Методические указания по проектированию процесса обучения. М., 1972. - 41. - 40с.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190с.
14. Большой энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1994. - 1628с.
15. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. - М.: Педагогика, 1982. - 128с.
16. Взаимодействие наук. Теоретические и практические спекты. - М.: Наука. 1985. - 320с.
17. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз.сб.тр. - Л.: Изд.ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1981-130 с.
18. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. -442с.
19. Вопросы методологии научного познания: Сб.научн.тр. - Рига.: Изд.ЛГУ им П.Стучки, 1983. - 123с.
20. Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1981. - 176с. fT"
21. Гаженкова СМ. Интегрированный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младшего школьника: Автореф. к-та пед.наук: 13.00.01. Казань, 1995.- 17с.
22. Генике Е.А. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла в альтернативных школах // Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: содержание и технологии: Мат-лы респ.научно-практ.конф.Мн., 1994. - Т.1 -С.123-128.
23. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер.с английского.- М.:Прогресс, 1976. - 495с.
24. Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования. - М.: Изд.МГУ, 1965. - 131 с.
25. Горюхина Э.Н. Мой 9 "В". - М.: Знание, 1972. - 96с.
26. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1988. - 565 с.
27. Гречишников А. Научная картина процесса обучения (шесть законов структурной организации уроков и семь законов относительно применения методов обучения). Скопин, 1994.-60с.
28. Грицевский И.М., Грицевская Э. От учебника - к творческому замыслу урока. - М.: Просвещение, 1990. - 205с.
29. Груздева Н.В. Интегративный курс "Мироздание": теоретические оновы, содержание, методика // Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: Содержание и технологии: Мат-лы респ.научно-практ.конф. Мн., 1994. - Т.1. -С.250-254. w
30. Гуманизация и демократизация народного образования: Тез.научно-метод.конф. молодых ученых и ст-тов ТГПИ им.Низами. - Ташкент: Фан, 1991. - 212с.
31. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 423с.
32. Дегтярева Н.Г. О межпредметных связях при изучении лексики и синтаксиса // Межпредметные связи - необходимое условие повыщения качества подготовки студентов. Ишим., 1991.-С.44-51.
33. Деркач А.А., Щербак Ф. Педагогическая эвристика. - М.: Педагогика, 1991. - 218с.
34. Дидактика производственного обучения. - М.: Высш.щк., 1983.-416с.
35. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учебн.пособие для пед.ин-тов / Под ред. М.А.Данилова и М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. -303с.
36. Дундус М.А. Урок-путешествие по сказкам // Нач.школа. -1995. № 2., 52-54.
37. Дик Ю.И., Пинский А. А., У санов В. В. Интеграция учебных предметов // Сов.педагогика. - 1997, - № 9. - 42-47.
38. Дулов А.И. Логико-структурный курс педагогики. Иркутск, 1985.-С.304.
39. Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных педагогических кадров. - М.: Высш.шк., 1983. - 112с.
40. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. 160с.
41. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160с.
42. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб.пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. - С-Пб, 1995. - 234с.
43. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии.- 1996. -№4.-0.76-106.
44. Занько Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова СМ. Игра и обучение. - М., 1992. - 250с.
45. Игонина Г,С. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике // Нач.школа. -1996.-№2.-0.51-52.
46. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Знание, 1968. - 180с.
47. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочои деятельности: Автореф. дис. к-та пед.наук: 13.00.01. М., 1995. - 18с.
48. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.-212.
49. Кон И.О. Дружба: этико-психологический очерк. 2-е изд., перераб.и дополн.
50. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
51. Кукушкина Р.Н. Игры на уроках обучения грамоте // Нач.школ. - 1995. - № 1. - 63.
52. Лазарев А.И. Художественный метод фольклора. - Иркутск: Изд. Иркутского ун-та, 1985. -51 с.
53. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высш.шк., 1991. - 224 с.
54. Лернер И.Л. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. -64 с.
55. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики (школы) // Сов.педагогика. - 1989. -№П.-с.10-17.
56. Лисоченко Л.В. Воспитание этических и нравственных норм при изучении руского языка в школе // Воспитательная работа при обучении рускому языку., Ростов-на-Дону., 1987. - 46-56.
57. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1983.
58. Лында А.С., Жильцов П.А., Щербов Н.П. Педагогика. - М.: Высш.шк., 1973. - 392с.
59. Лякшиева Т.И., Мариевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме "Зима" с использованием методов театральной педагогики // Нач.школа. - 1995. - № 1. - 8-10.
60. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 143с.
61. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. - Автореф. докт.пед.наук. Л., 1981. - 34с.
62. Марков Система в краеведческой работе // Нар.образование. - 1993. - № 3. - 71-74.
63. Матюшин Г.Н. Методическое краеведение. М.: Просвещение, 1987. - 207с.
64. Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 208.
65. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов Н.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. - Казань, 1993.-71с.
66. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Татарское книжное изд., Казань, 1972. - 551с. ^ 71. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе // Под ред. И.В.Зверева. - М.: Просвещение, 1974. - 320с.
67. Меновщикова Н.А., Кузина Н.А., Найденова В.А. Уроки творчества. Из опыта работы по интегрированному обучению ИЗО, музыке, ручному труду // Нач.школа. - 1994. - № 12.-С.49-52.
68. Методика выявления и описания интегративных W процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ / Разр.Ю.С.Тюнникова. М.: АПН СССР, 1988. - 47с.
69. Михайлова А.Я. Веселая народная школа // Нач.школа. - 1995. _ № 2. - 13-16.
70. Наука и ценности. - Новосибирск. : Изд.: Наука, 1987.-244с.
71. Нечаев Н.Н., Хозяинов Г.И., Цеволин И.Ф. Моделирование и творчество (Психолого-пдагогические проблмы про-^ ектной подготовки в высшей школе). - М.: Знание, 1986. - 92с. '>
72. Новое педагогическое мышление / Под ред.А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.
73. Норкявичене Р. Мифология и фольклор в системе литературного образования в литовских гимназиях // Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: Содержание и i^ технологии: Мат-лы респ.научно-практ.конф. Мн., 1994. - Т.1. -С.210-281.
74. Общая теория систем и инерции знания. - М.: МДНТП, 1976.- 155с.
75. Овакимян Ю.О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения. М., 1976. - 123с.
76. Овчинников Н.Ф. Особенности развития и тенденции к единству научного знания. Проблемы истории и методологии ф. науного познания.М.: Наука, 1974. - 311с.
77. Огородников И.Т. Педагогика. - М.: Просвещение, 1968. - 374с.
78. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус.яз., 1984. - 797с.
79. Оконь В. Введение в общую дидактику / (Предисл. Т.А.Хмель). - М.: Высш.шк., 1990, - 381 с.
80. Онищук В.А. Урок в современной школе: пособие 'I- для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 160с. >•
81. Организация работы преподавателей теоретического обучения. - Ярославль. 1985. - 28с.
82. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних ПТУ. - М.: Высш.шк., 1979. - 344с.
83. Основы педагогического мастерства / Под ред.И.А.Зазюна. - М.: Просвещение, 1989. - 32с.
84. Павлов Ю.В. Статистическая обработка дидактического эксперимента. - Вып.2. - М.:3нание, 1977. - 40с.
85. Пак М. Теория и методика интегрированного подхода к обучению химии в ПТУ. - Спб.: Образование, 1992. - 35с
86. Панфилова В.М. Политехнические основы проекти- ^ рования интегративного содержания специальных дисциплин: Автореф.дис. к-та пед.наук: 13.00.01. - Казань, 1993. - 24с.
87. Педагогика / Под ред. Г.Н.Нойнера, Ю.К.Бабанского.
88. Педагогика / Под ред. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 497с.
89. Педагогика и психологии: Мат-лы научн.конф. Мн., 1972.- 194 с. f 96. Педагогический поиск / Сост. Н.П.Баженова - М.: Педагогика, 1988. - 544с.
90. Пивоев В.М. Функции мифа в культуре // Вестник Московского университета. Философия, 1993. - № 3. - 37-45.
91. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш.шк., 1984. - 174с.
92. Подласый И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед.учеб.заведений. - М.: Просвещение: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. - 432с. 16S
93. Полякова А.А. Педагогический аспект проблемы экологии духовной сферы человека // Регионализация образования: проблемы, поиски, решения. Тез.научно-метод.конф. -^ Сочи, 1995.-С.66-67.
94. Полякова А.А. О подходе и построению дидактического материала по духовной традиции русского фольклора // Формирование позитивно-ценностных ориентации у молодежи // Под ред. В.П.Конаныкина. - Серпухов. 1996. - 35-36.
95. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 95с. > 103. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. ^ Из опыта нар.учителей СССР. Реф-ма школы: Пути ускорения. - М.: Педагогика, 1988. - 192с.
96. Проблемы гуманизации и гуманитаризации народного образования: Мат-лы метод.совета. - Вып.1. - Чебоксары, 1990. - 280с.
97. Проблемы фольклористики, истории, литературы и методики ее преподавания: Мат-лы XI науч.конф., Куйбышев, 1972. - 263с.
98. Психолого-педагогические проблемы организации учебно-воспитательного процесса/ Под ред. Л.В.Комаровской. - Томск: Изд.Томского ун-та, 1985. - 157с.
99. Рахманина Н.Н. Формирование межсистемных знаний и умеий учащихся средствами проблемного обучения на мат-ле гуманитарных дисциплин / Автореф.дис. к-та пед.наук: 13.730. М., 1973.-26с.
100. Рейнгард И.А. Психолого-дидактические основы структурирования содержания и методов обучения в вузе: Ав-тореф. дис. кан-та пед. наук: 13.00.01. Киев, 1984. - 47с.
101. Рекомендации по усилению мировоззренческой и методологической направленности гуманитаризации преподавания в институте. Л., 1990. - 38с.
102. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - 85-89.
103. Роль гуманитарных, обшенаучных и общетехнических дисциплин в повышении уровня подготовки специалистов: Тез.докл.межвуз. конф. - Барнаул, 1991. - 92с.
104. Ростовцев А.Н. Культурологический смысл содержания образования // Социально-политехнический журнал. -1995. - №3.-0.173-178.
105. Рыжко В.А. Гносеологический анализ логических средств построения научной теории: Автореф.дис. к-та философ, наук: 620. Киев, 1971, - 19с.
106. Салчак К.Б. Преемственность тувинских народных традиций. Казань, 1974. - 25с.
107. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. - 188с.
108. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 95с.
109. Сквирский в.я. Методические указания по разработке структуры учебной информации. М., 1980. - 80с.
110. Скепнер Л,С. Литературное развитие учащихся в процессе чтеия и изучения произведений, связанных с родным краем. Вологда, 1978. - 90с.
111. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 509с.
112. Словарь русского языка: в 4т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. - М.: Рус.язык, 1981. - Т.1. - 638с.
113. Современный словарь инностранных слов. - М.: Рус.язык, 1993.-740с.
114. Теоретические основы содержания общего образования / Под ред В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352с.
115. Тихомирова Л.А. Значение лекций по музыкальному краеведению в совершенствовании учебного процесса по музыкальному воспитанию // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса: Тез.докл. IY Межвуз.конф. - Тверь, 1991.-C.141.
116. Троицкая Л.Ф. Гимназия российских культур // Нар.образование. - 1993. - № 7/8. - 20-24.^
117. Тюнников Ю.С., Измайлова М.О. Методы планирования статистического эксперимента в исследовании профессиональной подготовки и политехнического обучения. - Ульяновск, 1983. -66с.
118. Тюнников Ю.С. Социально-экономические и научно-технические факторы развития политехнической подготовки и интегрирования политехнического знания // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб.н.тр., Свердловск. 1990. - 128с.
119. Тюрина В.А. Дидактические функции и условия применения перспективных познавательных задач в обучении: Автореф.дис. к-та пед.наук: 13.00.01, Казань, 1985. - 18с.
120. Уроки на материале литературного краеведения: Сб.ст. Якутск, 1993,71с.
121. Урсул Н.Д. Философия и интегративно- общенаучные процессы. - М.: Наука, 1981 - 367с.
122. Усиление мировоззренческой направленности преподаваемых дисциплин в вузе. Минск, 1981. - 22с.
123. Усова А.В. Формирование у школьниов научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 176с.
124. Учебный процесс: планирование, организация, управление: Сб.н.тр. - Тула, Изд.Тульского политехи.ин-та, 1978. - 190с.
125. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л.: ГПИ им. А.И.Герцена, 1983. - 88с.
126. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (Предпосылки. Опыт). - Л.: изд.ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1989 - 94с.
127. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (Пути развития) - Л.: изд.ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990,-82с.
128. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогика, 1972. - 152с.
129. Филиппов Л.И. Проведение научных исследований и педагогический процесс. - М., 1987. - 86с.
130. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между / предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе: Метод.разраб. - Владимир, 1983.-40с.
131. Фокин Г.И. Межпредметные комплексные задания как средство развития самостоятельности учащихся. - М.: Высш.шк., 1974. - 88с.
132. Фольклор и викторина. Народное творчество в век телевидения. - М.: Искусство, 1968. - 207с. '^ 143. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. - Ростов-на-Дону: изд.РГУ, 1985. - 216с.
133. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 80с.
134. Фридман Л.М. Педагогический аспект глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987. - 223с.
135. Харисова Л.А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры: Автореф. дис. к-тк пед.наук: 13.00.01 / Казанский гос.пед.ун-т. -Казань, 1995.- 17с.
136. Хайруллин Ш.Ш. Проблемы духовности и образовательный процесс // Вестник Челябинского университета. Педагогика. Психология. - 1996. - №1. - 42-54.
137. Христова Е.Л. Изучение народной педагогики - межнаучная проблема // Новые исследования в пед.науках. - 1988. - № 2. -С.16-19.
138. Чепиков М.Г. Интеграция науки (Философский очерк). М.: Мысль, 1981. - 276с.
139. Черячукин В.Г. Повторение и систематизация зна- Г НИИ на занятиях по отечественной истории со слушателями первых курсов // Обратная связь и эффективность учебного процесса: Тез. докл. научно-метод.конф. - Волгоград. 1993. -С.112-115.
140. Чулиев П. Преемственность и ее роль в развитии культурных традиций. Автореф. дис. к-та филос.наук: 00.00.09. -М., 1989.-21с.
141. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.
142. Шапоринский А. Вопросы теории производственного обучения. М.: Высш.шк., 1981. - 208с.
143. Шапоринский А. Обучение и научное познание. - М.: Педагогика, 1981.- 208с.
144. Шаталов В.Ф. Организационные основы экспериментального исследования. М., 1989. - 224с.
145. Шварц И.Е. Педагогика школы. - Пермь, 1978. - 279с.
146. Шебалаева Г. К. Эстетическое и художественное как реалии национального самосознания (на материале казахской лит-ры) // Вестник Московского университета. Философия. -1996. - №2.-0.72-84. *-
147. Шелонин В. Свет духовности // Нар.образование. - 1994.-№4.-С.46-47.
148. Ширманова Г. Культурная среда и личность как функциональная система // культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Фан, 1981. - 5-21.
149. Шпайхер Л.Н. Использование блочно-модульного принципа для проектирования учебно-программной документации // Проблемы повышения.
150. Шпикалова Т.Я. Художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций для педагогических институтов // Нач.школа, - 1996. - № 3. ^ -С.49-51.
151. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. - М.: Просвещение, 1986. - 255с.
152. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швисса, 1989. - 268с.
153. Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208с.
154. Яковлева Е.В. Осуществление межпредметных связей - основа повышения качества профессиональной подготов-ки уч-ся ПТУ // Педагогические технологии в образовании: Мат-лы обл.научно-метод.конф. Мурманск, 1994. - 4.2. - 73-74. Г^