автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры
- Автор научной работы
- Илакавичус, Марина Римантасовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры"
На правах рукописи
005001162
Илакавичус Марина Римантасовна
ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ ПРИ ОСМЫСЛЕНИИ ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ.
Специальность: 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 О НОЯ 2011
005001162
На правах рукописи
Илакавичус Марина Римантасовна
ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ ПРИ ОСМЫСЛЕНИИ ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ.
Специальность: 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образовании
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена на кафедре социально-педагогического образования ГОУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор
Захарченко Марина Владимировна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
Якушкина Марина Сергеевна
кандидат педагогических наук Шатилова Ирина Игоревна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Новгородский государственный
университет имени Ярослава Мудрого»
Защита состоится
октября 2011 г. в на заседании диссертационного
совета Д 008.007.01 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Учреждении РАО |<Институт образования взрослых» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского,2. Тел./факс (812) 404-62-39
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения РАО «Институт образования взрослых». Автореферат размещен на сайте www.iovrao.ru
2011
г.
Ученый секретарь диссертационного совета, канд. пед. наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. Данная тенденция уже проявила себя за рубежом в XX веке и была определена как «расчеловечивание человека» (А. Печчеи, К. Ясперс). Основные составляющие понятия «человечность» отражены в словаре В. И. Даля. Это благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему. Их нивелирование в ценностной иерархии современного молодого человека во многом связано с прерыванием культурной преемственности. В данных условиях школа становится своеобразной территорией межпоколенческого диалога, решающей задачу взращивания человечности в каждом представителе подрастающего поколения. Поэтому современное российское общество законодательно провозгласило приоритетность воспитания в двуедином процессе образования.
Нравственность традиционно определяется как цель воспитания. Ответом теоретической педагогики на социокультурные реалии современности стало уточнение воспитательного целеполагания в определении «духовно-нравственное». В нем более полно отражены базисные характеристики человека, специфика процесса его развития. Для описания и педагогической организации содействия становлению человечности используются категории «духовно-нравственное развитие личности» и «воспитание». Их сопряженность стала предметом рассмотрения в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
Осмысление проблемы духовно-нравственного развития и воспитания основывается на идеях культурологического подхода. В работах С. Г. Макеевой, С. В. Пашкова, Т. И. Петраковой, В. В. Склядневой, Л. И. Харисовой исследуются вопросы организации духовно-нравственного воспитания в русле этнопедагогики, в приобщении учащихся к культуре традиционных религий России. Специфика содержания педагогического взаимодействия, нацеленного на духовно-нравственное становление учащихся, раскрыта в работах В. В. Горшковой, М. С. Бобровой, В. В. Душко, С. И. Лапицкой и др. После нескольких десятилетий забвения метода «воспитания на примере» исследуется проблема его актуализации в современных условиях (С. И. Маслов, В. Ю. Троицкий, Л. В. Сурова, А. Н. Шевелев, А. И. Шемшурина).
Педагогическая традиция содержит многовековой опыт использования идеалов культуры, хранящих эталоны специфически человеческого качества. В «воспитании на примере» используются персонифицированные идеалы культуры, воплощающие представления об идеальном человеке (А. П. Булкин, С. С. Куломзина, Д. И. Латышина, М. А. Рыбникова). Их педагогический потенциал обусловлен человеческой склонностью подражать, а также способностью идеалов побуждать и направлять процесс совершенствования. Данный потенциал особенно актуален для юношества, поскольку на этой
ступени развития человек нуждается в позитивных примерах само- и жизнестроительства.
Сложившаяся практика школьного образования продолжает ориентироваться на знаниевую парадигму. Недостаточное внимание уделяется вопросам организации условий для рефлексивного переживания учащимися опыта предыдущих поколений; превалирует нацеленность на расширение информационного кругозора учащихся. Мало разработан педагогический инструментарий, позволяющий организовать осмысление школьниками персонифицированных идеалов культуры. Говоря о необходимости использования их воспитательного потенциала в области духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, можно отметить ряд противоречий между:
-наличием научного интереса к области духовно-нравственного развития и воспитания школьников и недостаточной разработанностью категориального аппарата, позволяющего описать сложные процессы внутреннего мира личности;
-нацеленностью практики на решение задачи духовно-нравственного развития и воспитания юношества и отсутствием теоретической разработанности вопроса соответствующих организационно-педагогических условий;
-признанием высокого воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры, подтвержденного историей педагогической традиции, и существующей педагогической практикой.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: поиск организационно-педагогических условий наращивания воспитательного потенциала школьного образования на основе ценностно-смыслового восприятия учащимися персонифицированных идеалов культуры.
Проблема исследования и выявленные нами противоречия обусловили тему исследования «Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры».
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников на персонифицированных идеалах культуры.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников.
Предмет исследования: духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников при осмыслении персонифицированных идеалов культуры в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что результативность духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе будет достигнута, если
-реализован контекст культурологического и герменевтического подходов при осмыслении персонифицированных идеалов культуры как методологическое основание духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников;
-принята в качестве ориентира духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников идея придания предметному содержанию образовательной еятельности учащихся культурно-ценностного смысла путем реализации педагогического потенциала «воспитания на примере»;
-определена элементом школьного содержания образования совокупность персонифицированных идеалов культуры, рассматриваемая как носитель культуросообразного опыта решения смысложизненных проблем;
-разработана педагогическая стратегия осмысления персонифицированных идеалов культуры, определяемая как движение субъекта воспитания в системе «встреча - рефлексивное переживание - ценностное самоопределение»;
-определены критерии духовно-нравственного развития личности при осмыслении персонифицированных идеалов культуры, учитывающие динамику процессов ценностно-смысловой сферы личности.
Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностный смысл процессов духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников.
2. Выявить динамику развития ценностно-смысловой сферы личности при осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
3. Научно обосновать модель духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников.
4. Построить специфическую дидактическую единицу - типологический ряд персонифицированных идеалов отечественной культуры.
5. Разработать и экспериментально проверить общую педагогическую стратегию, содержание и методы духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, определить эффективность разработанной стратегии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
-исследования соотношения духовности и нравственности как базовых характеристик личности (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, М. С. Каган, И. А. Колесникова, В. А. Петровский, В. Д. Шадриков, А. А. Ухтомский)-, исследования традиции как метода налаживания культурной преемственности (Г.-Г. Гадамер, М. В. Захарченко, К. Лоренц, Ю. М. Лотман, Е. Шацкий, Г. Шестун); научные основы культурологического контекста образовательной деятельности (В. С. Библер, Е. В. Бондаревкая, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, И. А. Колесникова, Н. Д. Никандров); гуманистические педагогические концепции, основанные на культурологическом и герменевтическом подходах (В. С. Библер, А. П. Валицкая, В. В. Краевский, В. С. Леднев, Ю. В. Сенько, А. В. Хуторской); идеи антропологической парадигмы развития личности (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков); исследования ценностно-смысловой сферы личности, условий ее развития (К. А. Абульханова, Ф. Е. Василюк, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьев, Г. Олпорт, А. В. Серый, В. Франкл, М. С. Яницкий)', работы, определяющие психолого-педагогические закономерности и особенности духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников (Б. С. Братусь, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Зеньковский, В. И. Слободчиков).
Методы исследования:
-изучение < и теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме;
- категориальный анализ по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания личности, динамики процессов ценностно-смысловой сферы;
- моделирование и схематизация процессов деятельности и рефлексии;
-эксперимент, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в
учебном процессе, анкетирование;
- анализ продуктов учебной деятельности учащихся, их интерпретация.
Базы исследования: ГОУ СОШ №20 Санкт-Петербурга, ГОУ ДПО Санкт-
Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Этапы исследования:
Первый этап (2006-2007 гг.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы; разрабатывалась педагогическая стратегия; формировался пакет дидактических материалов;
Второй этап (2007-2010 гг.) проводилась экспериментальная проверка педагогической стратегии, велся мониторинг положительной динамики процессов ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Третий этап (2010-2011 гг.) проходили систематизация материала, анализ и обобщение результатов эксперимента. Уточнялась система условий духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников.
Положения, выносимые на защиту:
\Жонцептуалыюе обоснование духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в условиях реализации культурологического и герменевтического подходов к построению образовательного процесса. Духовно-нравственное развитие и воспитание раскрываются как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, происходящие в педагогически организованном процессе осмысления персонифицированных идеалов культуры. Изучение процесса осмысления персонифицированных идеалов культуры как условия для духовно-нравственного развития личности основывается на комплексе философских и психолого-педагогических трудов, посвященных исследованию соотношения духовности и нравственности как базовых характеристик личности; обоснованию гуманистической ориентации культурологического и герменевтического педагогических подходов; раскрытию развивающего потенциала и регулятивной функции персонифицированных идеалов культуры; рефлексии как важнейшему аспекту деятельности самосознания, обеспечивающему единство личности, ее самосовершенствование; антропологической парадигме развития личности.
2.Сущностные представления об идеалах культуры как педагогическом явлении и элементе содержания образования. Идеалы культуры рассматриваются как наиболее общие ценностные представления о Благом и
б
Должном (философский аспект); как конструкты, хранящие культуросообразный опыт решения смысложизненных проблем (социокультурный аспект); как фактор, побуждающий личность к самосовершенствованию на основе образцов само- и жизнестроительства (психолого-педагогический аспект). В историческом опыте воспитания наиболее распространенной формой репрезентации идеалов культуры является персонифицированный идеал («воспитание на примере»). Ряд персонифицированных идеалов культуры как дидактическая единица придает культурно-ценностный смысл предметному содержанию образовательной деятельности и реализуется в содержании обучения при изучении литературы, русского языка, истории, мировой художественной культуры, географии, где персонифицированные идеалы культуры предстают как конкретно-исторические личности, художественные образы.
3. Педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе. Основана на принципах природо- и культуросообразности; персонификации; персонализации; опоры на жизненный мир учащегося; соблюдения «личностной дистанции». В педагогически организованном процессе осмысления персонифицированных идеалов культуры создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, что проявляется в динамике ценностно-смысловой сферы личности. Реализация педагогической стратегии осуществляется в поэтапном педагогическом взаимодействии. Первый этап «встреча» отражает специфику события личной встречи, сочетающего дистантную (встреча с персонифицированным идеалом культуры) и прямую (встреча с участниками события) формы общения. Второй этап «рефлексивное переживание» нацелен на рефлексию субъектом взаимодействия позиций участников, собственной позиции по отношению к опыту, предъявляемому в персонифицированном идеале культуры. Третий этап «ценностное самоопределение» протекает в субъективной реальности участников, заключается в осмыслении культуросообразного опыта решения смысложизненных проблем. Результатом являются расширение представлений о ценностях и смыслах культуры; наращивание опыта ценностного самоопределения в рефлексии личностных смыслов других участников события.
4. Матрица условий реализации стратегии «Встреча - рефлексивное переживание - ценностное самоопределение». Разработанная стратегия реализуется при условии последовательного предоставления свободы выбора; использования педагогической технологии мастерских ценностно-смысловых ориентаций; применения формы элективного курса, предполагающего объединение в учебную общность на добровольной основе; наличия в элективном курсе 4 блоков: знакомства, погружения, путешествия по пространству отечественной культуры, рефлексии; соответствия педагога ряду
требований: принятия идеи двудоминантности взаимодействия, наличия высокой методологической культуры, опыта рефлексии, компетентности в области идеалов и ценностей отечественной традиции, ее духовно-нравственных смыслов, мировоззренческой позиции, опыта реализации авторской модели педагогической деятельности; реализации учительского авторитета в модели «признающего авторитета».
Результативность педагогической стратегии проявляется в позитивной динамике процессов ценностно-смысловой сферы личности и становится доступной для наблюдения в создаваемых учащимися «встречных» текстах. Критериями позитивной динамики являются осмысление широкого культурного контекста, представленного в совокупности персонифицированных идеалов культуры, и ценностное самоопределение в саморефлексии и рефлексии позиций других участников педагогического взаимодействия. Научная новизна исследования:
-раскрыты сущностные представления об идеалах культуры как педагогическом явлении, включающем в себя философский, социально-культурный и психолого-педагогический аспекты; построен и научно обоснован как специфическая дидактическая единица ряд персонифицированных идеалов культуры (идеал эпического героя, христоподобный идеал, идеал гражданина, идеал самоотверженного борца);
-разработана модель педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, ориентированная на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности в процессе осмысления персонифицированных идеалов культуры;
-теоретически обоснована педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания личности старшеклассников, предусматривающая ценностное самоопределение участников в ходе встречи с персонифицированными идеалами культуры и рефлексивное переживание представленного в нем опыта решения смысложизненных проблем;
-разработана матрица условий реализации модели педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, включающая организационно-педагогические условия (возраст учащихся, форма элективного курса, соответствие педагога ряду требований) и содержательно-технологические условия (структура элективного курса, технология педагогических мастерских ценностно-смысловых ориентации, предоставление свободы выбора).
-доказана положительная динамика процессов ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников при осмыслении ими персонифицированных идеалов культуры, характеризуемая расширением представлений об идеалах отечественной культуры и умением совершать акт ценностного самоопределения в саморефлексии и рефлексии позиций других участников взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обогащена теория и методология педагогики в области интеграции педагогического и культурологического знания; уточнен категориальный аппарат педагогической науки посредством определения связи понятий «духовно-нравственное развитие и воспитание личности», «ценностно-смысловая сфера личности» «персонифицированный идеал культуры»; раскрыты теоретические положения, описывающие стратегический план и условия педагогической организации процесса духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников по созданию дидактического и понимающего контекста движения личности по этапам «встреча с персонифицированным идеалом культуры - ее рефлексивное переживание - ценностное самоопределение в смыслах идеала»; разработаны критерии положительной динамики процессов ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников (осмысление широкого культурного контекста; ценностное самоопределение в саморефлексии и рефлексии позиций других участников педагогического взаимодействия).
Практическую значимость исследования представляют разработанные программа элективного курса «Путь навстречу»; модуль для программ повышения квалификации учителей, нацеленный на освоение педагогической стратегии «Встреча - рефлексивное проживание - ценностное самоопределение»; пакет дидактических материалов для сопровождения процесса осмысления идеалов отечественной культуры; комплекс практических рекомендаций по реализации идеи возрождения традиции «воспитания на примере» в современной педагогической практике.
Рекомендации к использованию: материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе общеобразовательных школ, гимназий с целью воспитания старшеклассников в духе отечественной историко-культурной традиции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам, апробацией и внедрением результатов исследования в учебный процесс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через участие в научно-практических конференциях (VIII международная научно-практическая конференция «Постдипломное образование: проблемы развития личности» СПбАППО 2009 г.; XXX Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» СПб., 2009г.; XXXI Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы», СПб., 2010 г.; Международная научно-практическая конференция «Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе» СПб., 2009 г. и 2010 г; ХП межрегиональные Знаменские чтения «Духовно-нравственное воспитание в новой школе России» СПб., 2009 г.); в аспирантских семинарах; в педагогических конкурсах (городской этап педагогического конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» 2008 г., городской
педагогический конкурс «Уроки добра и милосердия» 2009 г.); на занята модуля программ повышения квалификации педагогических работников Сан Петербурга, учителей стран СНГ в рамках программы «Соотечественники» «Толерантность» (СПбАППО 2008-2011 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух гла заключения, библиографии, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается выбор темы исследования, его актуальност определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследован раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, этап и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы педагогической организаци духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школ определен понятийный аппарат исследования, раскрыты философские психолого-педагогические предпосылки духовно-нравственного развития воспитания старшеклассников в школе, представлена модель организаци духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе пр осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
Концептуальные основания для категориального определения «духовн нравственное» мы находим в трудах Платона, Аристотеля, И. Канта, С. Франка, Карсавина, М. К. Мамардашвили. Нравственность рассматривается к гармонизирующее, ориентирующее альтруистически начало человека. О нерасторжимо связана с духовностью - способностью сознательно выстраива отношение к себе и миру на основополагающих идеалах Истины, Добра и Краса Источником данных идеалов могут признаваться как внеличностное божественн начало (русская религиозная философия), так и совокупность высоких образцо культуры - хранилища эталонов трансцендирования, устремленности I самосовершенствование (А. П. Буева, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, В. А. Лекторскш Ф. Т. Михайлов). Категориальное определение «духовно-нравственное» позволя описать сущностную характеристику специфически человеческого качества органическую целостность ценностного основания внутреннего мира человека и ег репрезентации во внешнем мире социального взаимодействия (М. В. Захарченко, И. Колесникова, Н. Д. Никандров, В. И. Слободчиков, Е. Шеслун).
Педагогическое осмысление сопряженности категорий «духовн нравственное развитие» и «воспитание» особо значимо в связи с введение новых образовательных стандартов. Оно важно для концептуальног осмысления специально организованного процесса «передачи» идеалов ценностей культуры, входящего в зону педагогической ответственности.
10
контексте культурологического и герменевтического подходов педагогический процесс предстает как педагогически организованное освоение учащимися мира культуры - наращивание опыта понимания себя, окружающих людей, сферы высших ценностей.
Основываясь на концепции аксиосферы М. С. Кагана и современных психолого-педагогических исследованиях смысловых процессов личности (В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт А. В. Серый М. С. Яницкий), мы рассматриваем духовно-нравственное развитие в контексте представлений о специфически человеческом качестве и определяем его как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности во взаимодействии с аксиосферой культуры. Воспитание определяется нами как многомерное педагогическое явление, включающее социальный процесс «передачи культуры»; деятельность воспитателя по созданию организационно-педагогических условий; личностный процесс интеграции воспитательных влияний - самовоспитание (И. А. Колесникова).
В исследовании духовно-нравственное развитие и воспитание рассматривается как неразрывная пара категорий, описывающих сложный многомерный процесс влияния организационно-педагогических условий, способствующих взаилюдействию ценностно-смысловой сферы личности с аксиосферой культуры, на интеграцию личностью внешнего воздействия. Результатом данного влияния является расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности.
Получен вывод о том, что условиями налаживания взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности и аксиосферы культуры являются: свобода выбора (обусловлена биполярностью ценности); внутренний диалог (интегрирует ценностно-смысловую сферу личности); актуализация наличного жизненного опыта; включение в содержание образования приоритетного для личности смысложизненного ценностного блока; наличие Другого (необходимо для общения - как прямого, так и дистантного); рефлексия, переживание.
В работе обоснован вывод о том, что процессы внутреннего мира личности проявляются в динамике ее ценностно-смысловой сферы и доступны для наблюдения в полифонической рефлексивной среде. Рефлексия понимается как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержаний и форм своего опыта, отражающих событийность. Значимыми для развития предметами рефлексии являются поступки и образы своего «Я», представления о внутреннем мире Другого и причинах его поступков, знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия.
В исследовании актуализируется сущностное представление о персонализации (А. В. Петровский, В. А. Петровский) как процессе наращивания системы личностных «вкладов» в ценностно-смысловую сферу других людей, культуры в целом. В педагогически организованной ситуации развития духовно-нравственные потенции взрослеющего осуществляются - переходят из
состояния возможности в состояние действительности. Внеположенны личности идеалы и ценности культуры становятся личностными смыслами происходит преобразование личностью специфического объекта - своег внутреннего мира; формируется опыт ценностного самоопределен взрослеющего - опыт многоаспектной рефлексии значимой жизненно ситуации, соотнесения его с наличными ценностями и ответственного выбора.
В работе обоснована интерпретация идеалов культуры как педагогическое явления и элемента содержания образования. В философском аспекте «идеал» наиболее общее, универсальное, ценностное представление о Благом Должном. Продуцируемая идеалами альтруистическая направленность влияет н ядро аксиосферы культуры, в котором содержатся смысложизненные ценност Опредмеченный в них опыт мы описываем как культуросообразный опы решения смысложизненных проблем. С помощью механизмов подражания рефлексии личность осваивает его как материал для творческого процесса само и жизнестроительства. Это объясняет его регулятивную функцию, функци налаживания культурной преемственности. Развивающая функция идеал обусловлена его мобилизующим влиянием на духовный потенциал человека, чт помогает выйти за рамки витальных потребностей.
В исследовании понимание способа передачи культуросообразного опыт решения смысложизненных проблем основывается на научных представления об аксиологической традиции. Она является элементом типологического ряда описывающего исторически индивидуальную традицию как систему обще жизни устойчивой во времени исторической общности (М. В. Захарченко) Метод взаимодействия в ней - со-бытийное со-общество, конкретная форма встреча личностей, в которой реализуется двуединый акт «передачи» «принятия» идеалов и ценностей культуры.
Идеалы культуры определяют национальный воспитательный идеал являющий себя как в рациональных конструкциях (предписаниях регулирующих поведение в ситуации выбора), так и в нарративах - «история жизни». Последнее определяется нами как персонифицированный идеаг культуры. Это «история жизни», хранящая идеальные представления историке культурной общности о специфически человеческом качестве. Каждая культур обладает рядом персонифицированных идеалов, являющим ее полноту. Данны ряд выступает как элемент содержания образования в «воспитании на примере» В исследовании построен типологический ряд персонифицированных идеале отечественной культуры, элементами которого являются идеал эпическое героя, христоподобный идеал, идеал гражданина, идеал самоотверженное борца. Все элементы объединены альтруистической направленность описываемого ими жизненного пути.
В работе представлено историко-педагогическое осмысление воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры. Практика «воспитания на примере» насчитывает не одно тысячелетие. Установлено, что в образовательном процессе XIX - XX веков она была широко представлена, научно обоснована. Так Н. И. Пирогов считал, что настоящими людьми становятся через воспитание по «врожденному типу и по национальному идеалу человека». М. И. Лебедев утверждал, что история жизни как благо-творчества во имя других зовет каждого реализовать свой потенциал идеального типического родового качества. М. А. Рыбникова обосновывала возвышающую роль образцов отречения от себя ради счастья народов. Исторические катаклизмы рубежа третьего тысячелетия обусловили экспансию типа личности общества потребления - практикоориенгированного эгоцентричного поглотителя достижений цивилизации. Имея историко-культурную специфику, все элементы ряда персонифицированных идеалов культуры транслируют альтруистически ориентированный опыт само- и жизнестроения. Эта объединяющая характеристика объясняет актуальность их педагогического потенциала в процессе духовно-нравственного развития и воспитания, о чем свидетельствуют всероссийская акция «Имя России», педагогические конкурсы «За нравственный подвиг учителя», «Уроки добра и милосердия», «Уроки доблести и чести» и т. д.
В исследовании раскрыт развивающий потенциал идеалов культуры для юношеского периода - сензитивного для развития ценностно-смысловой сферы личности. В этот период человек открывает свой внутренний мир в его целостности и уникальности. Оформляется личностный способ бытия, система отношений к себе и другим; являют себя способности к самоопределению и саморазвитию. Поэтому юношество нуждается в «материале» для самостроительства - знаниях, опыте взрослых носителей мировоззрения, опыте взаимодействия с миром. Для формирования новообразований (саморефлексии, готовности к самоопределению в круге самых разных жизненных проблем) ему необходимо диалоговое взаимодействие как с самим собой, так и с другими. Кризис юности обусловлен осознанием трагического противоречия идеала и реальности. Педагогическая организация осмысления идеалов культуры позволяет преодолеть его и выйти на новую ступень развития.
Данные методологические основания легли в основу построения модели педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе при осмыслении персонифицированных идеалов культуры (схема 1). В основе модели - положение об обязательном наличии в содержании образования такого важного компонента социального опыта, как опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, А. В. Хуторской). Второе значимое для модели основание - идеи педагогики понимания (Ю. В. Сенько), согласно которой образовательный процесс должен быть организован как герменевтическая
процедура. Его результат - личностно пережитое знание, отраженное в ученическом «встречном» тексте. Для этого последовательно педагогически выстраиваются взаимосвязанные контексты - дидактический (сценарий события, составляемый учителем при заочном участии учеников) и понимающий (создается совместно в процессе реализации сценария).
Схема 1. - Модель педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе при осмыслении персонифицированных идеалов
культуры
Целеполагание; духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников через
-приобщение к широкому контексту отечественной культуры; ■ *
-осмысление культуросообразных вариантов решения смысложизненных проблем; -наращивание опыта рефлексии и ценностного самоопределения в круге смысложизненных проблем.
Стадии организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе:
последовательное создание дидактического контекста и понимающего контекста взаимодействия
Модель нацелена на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности старшеклассника в процессе осмысления культуросообразного опыта
14
Научные основы духовно-нравственного развития
и воспитания старшеклассников в школе -знания о взаимодействии аксиосферы культуры и ценностно-смысловой сферы личности
-представления о традиции как методе налаживания культурной преемственности; -представления о структуре ценностно-смысловой сферы личности, закономерностях ее развития; -культурологический и герменевтический подходы.
решения смысложизненных проблем, предъявляемого в персонифицированных идеалах культуры. Для реализации цели необходимы «запуск» рефлексивных процессов; установление аксиологического отношения к себе и другим; осознание жизненного пути в многообразии вариантов реализации альтруистической направленности. Положительная динамика процессов ценностно-смысловой сферы личности возникает в поле напряжения, создаваемом ее внутренним миром; персонифицированными идеалами культуры; присутствием Другого. Условиями решения данных задач являются этапность педагогического взаимодействия; соответствие педагога ряду требований (принятие идеи двудоминантности взаимодействия; наличие высокой методологической культуры; опыт рефлексии; компетентность в области идеалов и ценностей отечественной традиции, ее духовно-нравственных смыслов; мировоззренческая позиция; опыт реализации авторской модели педагогической деятельности; реализация учительского авторитета в модели «признающего авторитета») и гуманитарное понимание процесса развития и воспитания, лежащее в основании процедуры оценивания результативности и определяющее логику мониторинга процессов ценностно-смысловой сферы не как формирующую, а как актуализирующую. Эффективность модели выявляется на основании изучения «встречных» текстов - устных или письменных высказываний учащихся. Критерии положительной динамики ценностно-смысловой сферы отражают два взаимосвязанных аспекта духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников (расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности). Критерий «осмысление широкого культурного контекста, предъявленного в ряде персонифицированных идеалов культуры» раскрывает себя в показателях «наличие в составленном самостоятельно ряде «имен России» выдающихся россиян разных исторических эпох» и «знание персоналий, выстроивших себя и свою жизнь сообразно предъявляемым персонифицированным идеалам культуры». Критерий «ценностное самоопределение в саморефлексии и рефлексии позиции других участников педагогического взаимодействия» раскрывает себя в показателях «умение формулировать в устном или письменном высказывании («встречном» тексте) собственную ценностную позицию по отношению к предъявляемой в тексте культуры ценностной позиции» и «использование в качестве аргументов собственной ценностной позиции персонифицированных идеалов культуры и суждений других участников».
Во второй главе «Педагогические условии реализации модели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе» определена совокупность условий реализации модели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе в поэтапном педагогическом взаимодействии «встреча с персонифицированным идеалом культуры - ее
рефлексивное переживание - ценностное самоопределение участников», представлены средства реализации модели, подведены итоги экспериментальной проверки ее результативности.
В главе охарактеризована педагогическая стратегия «Встреча -рефлексивное переживание - ценностное самоопределение» как общий технологический план выбора педагогического инструментария для реализации модели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников при осмыслении персонифицированных идеалов культуры в школе. Организуемое педагогическое взаимодействие диалогично, что востребует создание условий для рефлексии, понимания, свободы выбора. Определены следующие принципы построения педагогической стратегии: природосообразности, культуросообразности, персонификации и персонализации, опоры на жизненный мир учащегося, соблюдения «личностной дистанции».
В главе описана организация дидактического и понимающего контекстов -«схема движения по стратегии», существенными признаками которой являются признание ценностно-смыслового равенства учителя и ученика как развивающихся личностей, нацеленность на значимые для участников проблемы, актуализация их жизненного опыта. Деятельность учителя по созданию дидактического контекста разворачивается по следующим направлениям: выявление значимых для учащихся проблем; побуждение учащихся к предоставлению интересующих их текстов; актуализация собственных представлений о коллективе и о каждом его участнике; анализ истории отношений; актуализация собственного понимания проблемы; формирование пакета образцов культуры по теме. Учащиеся участвуют в создании дидактического контекста заочно - сообщают значимые проблемы, предоставляют заинтересовавшие их тексты. Таким образом создается сценарий будущего педагогического взаимодействия. При погружении дидактического контекста в понимающий контекст учитель реализует последовательность этапов: актуализирует наличные представления участников об обсуждаемой проблеме; предоставляет дидактическую единицу и тексты, содержащие варианты ее осмысления; поддерживает диалогичность взаимодействия. Работа учащихся протекает в основном во внутреннем плане - актуализируется жизненный опыт, осмысляется предъявляемая дидактическая единица, протекают процессы переживания, рефлексии, смыслообразования, не завершающиеся с окончанием занятия. «Публикация» позиции, участие в диалоге могут быть только добровольными. Педагогическое взаимодействие в рамках реализации стратегии характеризуется большей степенью импровизационное™, поскольку разворачивание понимающего контекста обусловлено исключительностью ситуации «здесь и сейчас». Результатом является проживаемая уникальность совместного бытия.
С целью предъявления в стратегии ряда персонифицированных идеалов культуры был создан пакет дидактических материалов (тексты - «истории жизни» реальных людей и отрывки художественных произведений; мультимедийный комплект видео-, аудиоматериалов), позволяющий познакомить учащихся с ценностными позициями каждого элемента ряда.
Педагогическая стратегия организуется поэтапно. Первый этап - «встреча». Название отражает специфику: взаимодействие разворачивается как событие личной встречи (М. М. Бахтин, О. Больнов, М. В. Захарченко), происходящее не только напрямую, но и дистантно (с персонифицированным идеалом культуры). Для того чтобы диалог по поводу «истории жизни» персонифицированного идеала культуры сбылся, необходимо обеспечить учащимся добровольное вхождение во взаимодействие, заинтересовать их содержанием. Нацеленность на решение первой задачи обусловила выбор формы элективного курса; вторая задача реализуется с помощью дидактической единицы, предъявляющей культуросообразный опыт решения смысложизненных проблем. Наличие эмоционального подъема, заинтересованности свидетельствуют об активизации процессов ценностно-смысловой сферы личности. Этап «рефлексивное переживание» нацелен на рефлексию субъектом взаимодействия позиций участников, собственной позиции. Рефлексия «активируется» переживанием критической экзистенциальной ситуации, разворачивающейся в «истории жизни», и культуросообразного варианта выхода из нее. Увидеть широкий спектр личностных смыслов, отражающих ценностное основание предъявляемой «истории жизни», позволяют «публикации» позиций других участников взаимодействия (их устные высказывания). Создается своеобразная «система зеркал» рефлексии участников события. Этап «ценностное самоопределение» не ограничивается жесткими временными рамками. Действие протекает в субъективной реальности участников. Оно заключается в о-смыслении культуросообразного варианта решения смысложизненных проблем своеобразной «сверке часов» с идеалами культуры в ситуации предполагаемого жизненного выбора. Результат - собственная ценностная позиция субъекта, сформированная в рефлексии личностных смыслов других участников взаимодействия, их реакции на позицию субъекта. На данном этапе создаются и «публикуются» (как устно, так и письменно - по желанию автора) «встречные» тексты. В результате у участников образуются личностные смыслы, формируется личностное отношение к вариантам решения смысложизненных проблем - определяется ценностная позиция.
В исследовании представлена система условий реализации педагогической стратегии «Встреча - рефлексивное переживание - ценностное самоопределение» (таблица №1).
Таблица №1
Матрица условий реализации педагогической стратегии «Встреча - рефлексивное проживание - ценностное самоопределение» Организационно-педагогические условия возраст участников - учащиеся старших классов (для них актуальна экзистенциальная проблематика; они обладают необходимыми знаниями из разных предметных областей; предстоящая итоговая аттестация востребует умения ориентироваться в широком круге проблем, формулировать свою позицию)
форма элективного курса (предполагает объединение в учебную общность на добровольной основе; позволяет создать условия для актуализации духовно-нравственного
развития и воспитания в рамках учебного процесса первой половины дня)_
соответствие педагога ряду требований: принятие идеи двудоминантности взаимодействия; наличие высокой методологической культуры; опыт рефлексии; компетентность в области идеалов и ценностей отечественной традиции, ее духовно-нравственных смыслов; мировоззренческая позиция; опыт реализации авторской модели педагогической деятельности; реализация учительского авторитета в модели «признающего авторитета».
Содержательно-технологические условия структура элективного курса - 4 блока-, блок знакомства с аудиторией (сбор диагностического материала для дидактического контекста и предъявление дидактической единицы); блок погружения (ряд «встреч» по поводу персонифицированных идеалов культуры); блок путешествия по пространству отечественной культуры (рефлексия текстов с использованием персонифицированных идеалов культуры как инструмента определения ценностной позиции автора); блок рефлексии (рефлексия освоенного способа познания, своей позиции и т. д.)
предоставление свободы выбора (последовательная реализация возможностей: определить круг проблем для обсуждения; определить для себя меру участия в обсуждении; выбрать тексты для самостоятельной работы из дидактического контекста; предоставлять заинтересовавшие тексты для общей работы; выбрать текст, который будет отрефлексирован во встречном тексте; отработать занятие самостоятельно дистанционно;
занять позицию в процессе самоопределения_
технология педагогических мастерских ценностно-смысловых ориентации (главное действие разворачивается в субъективной реальности участников; задействуется жизненный опыт; генеральный процесс - рефлексия разного уровня, отраженная в устных и письменных «встречных» текстах, что позволяет фиксировать динамику процессов ценностно-смысловой сферы личности)_
С целью проверки результативности педагогической стратегии было проведено экспериментальное исследование (2007-2010 гг). Разработанный для учащихся 11 класса элективный курс «Путь навстречу» реализовывался в ГОУ СОШ №20 Санкт-Петербурга. В его работе приняли участие 102 человека.
Программа экспериментальной работы представляла собой сочетание следующих методов: анкетирование, наблюдение, метод коллизий, изучение продуктов ученического творчества (анализ и интерпретация «встречных» текстов учащихся).
В первом блоке элективного курса было выявлено, что смысложизненная проблематика значима для старшеклассников в аспектах: профессионального самоопределения (83%), опасений неисполнения призвания (52%), одиночества и непонимания (56%), создания семьи (40%). При этом всего 28 % выпускников считают, что школьное образование готовит к решению жизненных проблем. 52% опрошенных нуждается в обсуждении смысложизненной проблематики в школе. Личностями-ориентирами были заявлены представители западного и отечественного шоу-бизнеса, спорта (100%). «Именами России» названы А. С. Пушкин (22%), В. В. Путин (40%), Д. А. Медведев (56%), что позволяет сделать вывод: история и культура Отечества представлена в субъективной реальности старшеклассников в основном лишь ее новейшим этапом.
В первом блоке также был предъявлен культуросообразный опыт решения смысложизненных проблем - четыре (по количеству элементов ряда персонифицированных идеалов) авторские «истории жизни», обобщенно представляющие образцы само- и жизнестроительства. Выявлено преимущественно положительное личностное отношение к предъявленному опыту: 72 % опрошенных одобрили представленные жизненные выборы. Однако ни один из опрошенных не смог назвать исторических или литературных героев с аналогичными ценностными позициями. Наблюдение за работой над анкетой выявило заинтересованность старшеклассников предъявленными «историями жизни», желание узнать персоналии.
Во втором и третьем блоках элективного курса для каждого занятия последовательно создавались дидактический и понимающий контексты. Благодаря этому было достигнуто осознание учащимися ценностей, определяющих жизненный выбор персонифицированных идеалов культуры. Было установлено, что наиболее значимые ценности для современных выпускников отражены в позициях персонифицированных идеалов культуры героя и гражданина (соответственно 100% и 79% опрошенных).
Установлено, что встречи с культуросообразными вариантами решения смысложизненных проблем вызывают положительные эмоции. 56% опрошенных высказали удивление предъявляемой ценностной позицией, связанное с ее альтруистической ориентацией. 40% предложили вернуться к обсуждению, ставя проблему совместимости опыта, хранящегося в идеале, и современности. Учащимися была проявлена познавательная инициатива: для обсуждения предлагались тексты современной культуры смысложизненной проблематики.
Выявлено, что осмысление широкого культурного контекста способствовало обнаружению примеров реализации альтруистической направленности в жизненном мире учащихся. При этом актуализировались истории жизни родственников и знакомых(79%), которые становились аргументами в описании позиции участников.
В то же время ожидаемого нами изменения отношения к опыту конкретного персонифицированного идеала в течение работы элективного курса не произошло. Анализ «встречных» текстов учащихся в четвертом блоке курса выявил углубление их ценностной позиции по смысложизненным вопросам, усложнение аргументации за счет осмысления альтруистического варианта направленности личности. Представления об альтруистически ориентированном жизненном пути дифференцировались по вектору ориентации на интересы рода, на божественный идеал, на интересы государства, на интересы большинства.
Выявлен образовательный эффект в виде расширения спектра предметов рефлексии у старшеклассников (диаграмма №1).
Диаграмма № 1. I
Динамика расширения спектра предметов рефлексии участников в ходе работы элективного курса
О начало работы курса(%) ■ окончание работы курса (%)
При обработке полученного статистического материала отмечена положительная динамика ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников за период эксперимента в рамках разработанных критериев (таблица №2).
Таблица №2.
Динамика ценностно-смысловой сферы личности, обусловленная реализацией стратегии «Встреча - рефлексивное переживание - ценностное самоопределение»
показатели 2007-2008 уч.год (кол-во чел/%) 2008-2009 уч. год (кол-во чел/%) 2009-2010 уч. год (кол-во чел/%)
сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1а 12/23 46/87 4/16 25/100 6/24 23/92
16 0/0 52/100 0/0 25/100 0/0 25/100
2а 0/0 52/100 0/0 25/100 0/0 25/100
26 0/0 31/59 0/0 12/48 0/0 18/72
За время проведения исследования в качестве предметов рефлексии старшеклассников выступала совокупность вариантов культуросообразного решения смыложизненных проблем. Рефлексии были подвергнуты классические произведения, тексты современной культуры. Были востребованы знания из разных предметных областей. Так происходило расширение ценностно-смысловой сферы личности. Свободное проживание культуросообразного опыта решения смысложизненных проблем в образовательной среде, моделирующей полифоничность внешнего мира, способствовало разворачиванию действий в субъективной реальности личности. В процессе освоения рефлексивной деятельности субъективная реальность «населялась» становящимися значимыми Другими и за счет этого трансформировалась. Так ценностно-смысловая сфера личности укреплялась, аргументация ценностной позиции учащихся усложнялась. Данные изменения интерпретируются нами как актуализация духовно-нравственного развития и воспитания.
Учащиеся получили опыт оценивания разнообразных социокультурных явлений путем установления лежащей в их основании ценностной позиции; опыт осмысления вариантов жизненного пути как результата самовоспитания, опыт осмысления последствий жизненных выборов; опыт диалогового взаимодействия, способствующий осознанию значимости позиции Другого для формирования собственной ответственной позиции.
В рамках освоения модуля программ повышения квалификации педагогических работников, с разработанной педагогической стратегией познакомились 300 человек. Стратегия была оценена как актуальная для современной педагогической практики. Результативность стратегии была признана сообществом ученых и практиков в рамках педагогических конкурсов
«За нравственный подвиг учителя» (Номинация «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» на городском этапе, СПб., 2008 г.), «Уроки милосердия и сострадания» (методическая разработка заседания «Дискуссионного клуба», СПб., 2009г.). Ее эффективность послужила основанием для награждения автора премией Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» (2010 г.).
В заключении диссертации на основе обобщения результатов проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1 .Культурологический и герменевтический подходы позволяют организовать духовно-нравственного развитие и воспитание старшеклассников в школе. Педагогическое использование идеалов культуры придает предметному содержанию образовательной деятельности учащихся культурно-ценностный смысл, что способствует гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса.
2.Построенный ряд персонифицированных идеалов культуры как элемент содержания образования решает задачу реализации педагогического потенциала «воспитания на примере». В нем образно предъявляется для осмысления культуросообразный опыт решения смысложизненных проблем в его многообразии, воплощаются альтруистически ориентированные варианты само-и жизнестроения.
3.Разработанная педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников решает задачи расширения представлений учащихся о культуре и формирования умения определять личностную позицию по отношению к накопленному в ней опыту. Определено, что образовательным эффектом педагогической стратегии является расширение у учащихся спектра предметов рефлексии.
4.Предложенная в исследовании педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников при осмыслении персонифицированных идеалов культуры обеспечивает положительную динамику процессов ценностно-смысловой сферы и может быть применена в образовательном процессе общеобразовательной школы.
Таким образом, в результате исследования обоснованы защищаемые положения, доказана выдвинутая гипотеза. Теоретический и фактический материал позволяет спрогнозировать направления дальнейших исследований и разработки области духовно-нравственного развития и воспитания в школе.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: историко-педагогический аспект // Человек и образование. - 2010. - №2 (23). - С. 40-46. (Издание, рекомендованное ВАК МО и науки РФ). (0,45 пл.).
2. Илакавнчус М. Р. Персонализация и персонификация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры // Человек и образование. - 2010. - № 3 (24). -С.19-23. (Издание, рекомендованное ВАК МО и науки РФ). (0,33 пл.).
3. Илакавичус М. Р. Постдипломное педагогическое образование: восхождение взрослого к нравственности и духовности // Постдипломное образование: проблемы развития личности: Материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО, 7-8 апреля 2009. - СПб.: СПб АППО, 2009. - С.70-72. (0,12 п.л.).
4. Илакавичус М. Р. Педагогический потенциал личностного идеала праведности // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: Материалы XXX научно-практической конференции 10 апреля 2009. - СПб.: Изд-во «67 гимназия.УегЬа Magistri», 2009. - С.416-419.(0,36 п.л.).
5. Илакавичус М. Р. Личностные идеалы отечественной культуры - вехи на пути восхождения личности к духовности и нравственности // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе: Материалы международной научно-практической конференции, 22 апреля 2009. - СПб.: Петершуле, 2009. - С. 194-201 .(0,19 п.л.).
6. Илакавичус М. Р. Педагогический потенциал личностных идеалов культуры как элемента образовательной области «Духовно-нравственная культура» // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе: Материалы международной научно-практической конференции, 25 ноября 2009. - СПб.: Петершуле, 2009.- С.77-80.(0,12 п.л.).
7. Илакавичус М. Р. Современный мегаполис как территория взросления // Духовно-нравственное воспитание в новой школе России: Материалы XII Межрегиональных Знаменских чтений, 10-11 декабря 2009. - СПб.: СПбАППО, 2009. - С.54-59.(0,23 п.л.).
8. Илакавичус М. Р. Личностные идеалы отечественной культуры как точки сближения поколений // Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции «Диалог поколений», 8 апреля 2010 г. - СПб.: Изд-во «67 гимназия.УегЬа Magistri», 2010. С - 28-31.(0,19 п.л.).
9. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: стратегические задачи // Духовно-нравственное воспитание: Системно-деятельностный подход: сб. ст./под общ. ред. Е. Н. Шавриновой. - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2010. - С.29-32.(0,23 п.л.).
Отпечатано с оригинал-макета заказчика
Подписано в печать 23.09.11 Формат бумаги 60x84/16. Бумага офсетная Объем 1,5 п. л. Тираж 120 экз. Заказ №327
Типография «Анонс»
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Илакавичус, Марина Римантасовна, 2011 год
Введение.
Глава 1. Теоретические основы педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе
1.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников как взаимодействие культуры и личности в традиции.
1.2. Ряд персонифицированных идеалов культуры как элемент содержания образования.
1.3. Психолого-педагогические основания организации осмысления старшеклассниками персонифицированных идеалов культуры в школе.
1.4. Модель педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе при осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
Выводы.
Глава 2. Педагогические условия реализации модели духовнонравственного развития и воспитания старшеклассников в школе
2.1. Педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе при осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
2.2. Система условий реализации педагогической стратегии духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе при осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
2.3. Реализация педагогической стратегии духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе в элективном курсе «Путь навстречу».
2.4. Результативность педагогической стратегии духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе при осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры"
Актуальность исследования. Современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. Данная тенденция уже проявила себя за рубежом в XX веке и была определена как «расчеловечивание человека» (А. Печчеи, К. Ясперс). Основные составляющие понятия «человечность» отражены в словаре В. И. Даля. Это благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему. Их нивелирование в ценностной иерархии современного молодого человека во многом связано с прерыванием культурной преемственности. В данных условиях школа становится своеобразной территорией межпоколенческого диалога, решающей задачу взращивания человечности в каждом представителе подрастающего поколения. Поэтому современное российское общество законодательно провозгласило приоритетность воспитания в двуедином процессе образования.
Нравственность традиционно определяется как цель воспитания-. Ответом теоретической педагогики на социокультурные реалии современности стало уточнение воспитательного целеполагания в определении «духовно-нравственное». В нем более полно отражены базисные характеристики человека, специфика процесса его развития. Для описания и педагогической организации содействия становлению человечности используются категории «духовно-нравственное развитие личности» и «воспитание». Их сопряженность стала предметом рассмотрения в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
B. А. Тишков).
Осмысление проблемы духовно-нравственного развития и воспитания основывается на идеях культурологического подхода. В работах С. Г.Макеевой,
C. В. Пашкова, Т. И. Петраковой, В. В. Склядневой, Л. И. Харисовой исследуются вопросы организации духовно-нравственного воспитания в русле этнопедагогики, в приобщении учащихся к культуре традиционных религий
России. Специфика содержания педагогического взаимодействия, нацеленного 4 на духовно-нравственное становление учащихся, раскрыта в работах В.В.Горшковой, М; С. Бобровой, В. В. Душко, С. И. Лапицкой и др. После нескольких десятилетий забвения метода «воспитания на примере» исследуется проблема его актуализации в современных условиях (С. И. Маслов,
B.Ю.Троицкий, Л. В: Сурова, А. Н. Шевелев, А. И. Шемшурина).
Педагогическая традиция содержит многовековой опыт использования идеалов культуры, хранящих эталоны специфически человеческого качества. В «воспитании на примере» используются персонифицированные: идеалы культуры, воплощающие представления об идеальном: человеке (А. И. Булкин,
C. С. Куломзина, Д. И. Латышина, М. А. Рыбникова). Их педагогический потенциал обусловлен человеческой склонностью? подражать, а также способностью идеалов побуждать и направлять процесс совершенствования: Данный потенциал особенно актуален для юношества, поскольку на этой ступени развития человек нуждается в позитивных примерах само- и-жизнестроительства.
Сложившаяся практика школьного образования продолжает ориентироваться на знаниевую парадигму. Недостаточное внимание уделяется вопросам: организации условий; для рефлексивного переживания учащимися:; опыта предыдущих поколений; превалирует, нацеленность на расширение информационного кругозора: учащихся; Мало разработан педагогический инструментарий, позволяющий организовать осмысление школьниками персонифицированных идеалов культуры. Говоря о необходимости использования их воспитательного потенциала в области . духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, можно отметить ряд противоречий между:
-наличием научного интереса к области духовно-нравственного развития и воспитания школьников и недостаточной разработанностью категориального аппарата, позволяющего описать сложные процессы внутреннего мира личности;
-нацеленностью практики на решение задачи духовно-нравственного развития и воспитания юношества и отсутствием теоретической разработанности вопроса соответствующих организационно-педагогических условий;
-признанием высокого воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры, подтвержденного историей педагогической традиции, и существующей педагогической практикой.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: поиск организационно-педагогических условий наращивания воспитательного потенциала школьного образования на основе ценностно-смыслового восприятия учащимися персонифицированных идеалов культуры.
Проблема исследования и выявленные нами противоречия обусловили тему исследования: «Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры».
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников» на персонифицированных идеалах культуры.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников.
Предмет исследования: духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников при осмыслении персонифицированных идеалов культуры в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что результативность духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе будет достигнута, если
-реализован контекст культурологического и герменевтического подходов при осмыслении персонифицированных идеалов культуры как методологическое основание духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников;
-принята в качестве ориентира духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников идея придания предметному содержанию образовательной деятельности учащихся культурно-ценностного смысла путем реализации педагогического потенциала «воспитания на примере»;
-определена элементом школьного содержания образования совокупность персонифицированных идеалов культуры, рассматриваемая как носитель культуросообразного опыта решения смысложизненных проблем;
-разработана педагогическая стратегия осмысления персонифицированных идеалов культуры, определяемая как движение субъекта воспитания в системе «встреча - рефлексивное переживание - ценностное самоопределение»;
-определены критерии духовно-нравственного развития личности при осмыслении персонифицированных идеалов культуры, учитывающие динамику процессов ценностно-смысловой сферы личности.
Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1.Раскрыть сущностный смысл процессов духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников.
2. Выявить динамику развития ценностно-смысловой сферы личности, при-осмыслении персонифицированных идеалов культуры.
3.Научно обосновать модель духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников.
4.Построить специфическую дидактическую единицу - типологический ряд персонифицированных идеалов отечественной культуры.
5.Разработать и экспериментально проверить общую педагогическую стратегию, содержание и методы духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, определить эффективность разработанной стратегии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
-исследования соотношения духовности и нравственности как базовых характеристик личности (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, М. С. Каган, 7
И.А.Колесникова, В. А. Петровский, В. Д. Шадриков, А. А. Ухтомский)-, исследования традиции как метода налаживания культурной преемственности (Г.-Г. Гадамер, М. В. Захарченко, К. Лоренц, Ю. М. Лотман, Е. Шацкий, Е.Шестун); научные основы культурологического контекста образовательной деятельности (В. С. Библер, Е. В. Бондареекая, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, И.А. Колесникова, Н. Д. Никандров); гуманистические педагогические концепции, основанные на культурологическом и герменевтическом подходах (В. С. Библер, А. П. Валицкая, В. В. Краевский, B.C. Леднев, Ю. В. Сенъко, A.B.Хуторской); идеи антропологической парадигмы развития личности {Е.И.Исаев, В. И. Слободчиков); исследования ценностно-смысловой сферы личности, условий ее развития (К. А. Абулъханова, Ф.Е.Василюк, В. Е. Клочко,
A. Н. Леонтьев, Г. Олпорт, А. В. Серый, В. Франкл, М. С. Яницкий); работы, определяющие психолого-педагогические закономерности и особенности духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников (Б.С.Братусь, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В.В.Зенъковский,
B.И.Слободчиков, И. И. Шатилова, М. С. Якушкина). Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ- философской, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме; I
- категориальный анализ по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания личности, динамики процессов ценностно-смысловой сферы;
- моделирование и схематизация процессов деятельности и рефлексии;
- эксперимент, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе, анкетирование;
- анализ продуктов учебной деятельности учащихся, их интерпретация. Базы исследования: ГОУ СОШ № 20 Санкт-Петербурга, ГОУ ДПО
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Этапы исследования:
Первый этап (2006 - 2007 гг.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы; разрабатывалась педагогическая стратегия; формировался пакет дидактических материалов;
Второй этап (2007 - 2010 гг.) проводилась экспериментальная проверка педагогической стратегии, велся мониторинг положительной динамики процессов ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Третий этап (2010 - 2011 гг.) проходили систематизация материала, анализ и обобщение результатов эксперимента. Уточнялась система условий духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Концептуальное обоснование духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в условиях реализации культурологического и герменевтического подходов к построению образовательного процесса. Духовно-нравственное развитие и воспитание раскрываются как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, происходящие в педагогически организованном процессе осмысления персонифицированных идеалов культуры. Изучение процесса осмысления персонифицированных идеалов культуры как условия^ для духовно-нравственного развития личности основывается на комплексе философских и психолого-педагогических трудов, посвященных исследованию соотношения духовности и нравственности как базовых характеристик личности; обоснованию гуманистической ориентации культурологического и герменевтического педагогических подходов; раскрытию развивающего потенциала и регулятивной функции персонифицированных идеалов культуры; рефлексии как важнейшему аспекту деятельности самосознания, обеспечивающему единство личности, ее самосовершенствование; антропологической парадигме развития личности.
2. Сущностные представления об идеалах культуры как педагогическом явлении и элементе содержания образования. Идеалы культуры рассматриваются как наиболее общие ценностные представления о Благом и Должном (философский аспект); как конструкты, хранящие культуросообразный опыт решения смысложизненных проблем (социокультурный аспект); как фактор, побуждающий личность к самосовершенствованию на основе образцов само- и жизнестроительства (психолого-педагогический аспект). В историческом опыте воспитания наиболее распространенной формой репрезентации идеалов культуры является персонифицированный идеал («воспитание на примере»). Ряд персонифицированных идеалов культуры как дидактическая единица придает культурно-ценностный смысл предметному содержанию образовательной деятельности и реализуется в содержании обучения при изучении литературы, русского языка, истории, мировой художественной культуры, географии, где персонифицированные идеалы культуры предстают как конкретно-исторические личности, художественные образы.
3. Педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников в школе. Основана на принципах природо- и культуросообразности; персонификации; персонализации; опоры на жизненный' мир учащегося; соблюдения «личностной дистанции». В. педагогически организованном процессе осмысления персонифицированных идеалов культуры создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, что проявляется в динамике ценностносмысловой сферы личности. Реализация педагогической стратегии осуществляется в поэтапном педагогическом взаимодействии. Первый этап встреча» отражает специфику события личной встречи, сочетающего дистантную (встреча с персонифицированным идеалом культуры) и прямую встреча с участниками события) формы общения. Второй этап рефлексивное переживание» нацелен на рефлексию субъектом взаимодействия позиций участников, собственной позиции по отношению к опыту, предъявляемому в персонифицированном идеале культуры. Третий этап «ценностное самоопределение» протекает в субъективной реальности
10 участников, заключается в осмыслении культуросообразного опыта решения смысложизненных проблем. Результатом являются расширение представлений о ценностях и смыслах культуры; наращивание опыта ценностного самоопределения в рефлексии личностных смыслов других участников события.
4. Матрица условий реализации стратегии «Встреча - рефлексивное переживание — ценностное самоопределение». Разработанная стратегия реализуется при условии последовательного предоставления свободы выбора; использования педагогической технологии мастерских ценностно-смысловых ориентаций; применения формы элективного курса, предполагающего объединение в учебную общность на добровольной основе; наличия, в элективном курсе 4 блоков: знакомства, погружения, путешествия по пространству отечественной культуры; рефлексии; соответствия педагога ряду требований: принятия идеи двудоминантности взаимодействия, наличия высокой методологической культуры, опыта рефлексии, компетентности в области идеалов и ценностей отечественной традиции, ее духовно-нравственных смыслов, мировоззренческой позиции, опыта реализации авторской модели педагогической деятельности; реализации учительского авторитета в модели «признающего авторитета».
Результативность педагогической стратегии проявляется в позитивной динамике процессов ценностно-смысловой сферы личности и становится доступной для наблюдения в создаваемых учащимися «встречных» текстах. Критериями позитивной динамики являются осмысление широкого культурного контекста, представленного в совокупности персонифицированных идеалов культуры, и ценностное самоопределение в саморефлексии и рефлексии позиций других участников педагогического взаимодействия.
Научная новизна исследования:
- раскрыты сущностные представления об идеалах культуры как педагогическом явлении, включающем в себя философский, социально
11 культурный и психолого-педагогический аспекты; построен и научно обоснован как специфическая дидактическая единица ряд персонифицированных идеалов культуры (идеал эпического героя, христоподобный идеал, идеал гражданина, идеал самоотверженного борца);
- разработана модель педагогической организации духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, ориентированная на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности в процессе осмысления персонифицированных идеалов культуры;
-теоретически обоснована педагогическая стратегия духовно-нравственного развития и воспитания личности старшеклассников, предусматривающая ценностное самоопределение участников в ходе встречи с персонифицированными идеалами культуры и рефлексивное переживание представленного в нем опыта решения смысложизненных проблем;
-разработана матрица условий реализации педагогической стратегии духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, включающая организационно-педагогические условия (возраст учащихся^ форма элективного курса, соответствие педагога ряду требований) и содержательно-технологические условия (структура элективного курса, технология педагогических мастерских ценностно-смысловых ориентаций, предоставление свободы выбора).
-доказана положительная динамика процессов ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников при осмыслении ими персонифицированных идеалов культуры, характеризуемая расширением представлений об идеалах отечественной культуры и умением совершать акт ценностного самоопределения в саморефлексии и рефлексии позиций других участников взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обогащена теория и методология педагогики в области интеграции педагогического и культурологического знания; уточнен категориальный аппарат педагогической науки посредством определения связи понятий
12 духовно-нравственное развитие и воспитание личности», «ценностно-смысловая сфера личности» «персонифицированный идеал культуры»; раскрыты теоретические положения, описывающие стратегический план и условия педагогической организации процесса духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников по созданию дидактического и понимающего контекста движения личности по этапам «встреча с персонифицированным идеалом культуры - ее рефлексивное переживание -ценностное самоопределение в смыслах идеала»; разработаны критерии положительной динамики процессов ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников (осмысление широкого культурного контекста, представленного в совокупности персонифицированных идеалов культуры; ценностное самоопределение в саморефлексии и рефлексии позиций других участников педагогического взаимодействия).
Практическую значимость исследования представляют разработанные программа элективного курса «Путь навстречу»; модуль для программ повышения квалификации учителей, нацеленный на освоение педагогической стратегии «Встреча - рефлексивное переживание - ценностное самоопределение»; пакет дидактических материалов для сопровождения, процесса осмысления идеалов отечественной культуры; комплекс практических рекомендаций по реализации идеи возрождения традиции «воспитания на примере» в современной педагогической практике.
Рекомендации к использованию: материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе общеобразовательных школ, гимназий с целью воспитания старшеклассников в духе отечественной историко-культурной традиции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам, апробацией и внедрением результатов исследования в учебный процесс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через участие в научно-практических конференциях (VIII международная научно-практическая конференция «Постдипломное образование: проблемы развития личности», СПб АППО 2009 г.; XXX Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений», СПб., 2009г.; XXXI Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы», СПб., 2010 г.; Международная научно-практическая конференция «Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе», СПб., 2009 г. и 2010 г; XII межрегиональные Знаменские чтения «Духовно-нравственное воспитание в новой школе России», СПб., 2009 г.); в аспирантских семинарах; в педагогических конкурсах (городской этап педагогического конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», 2008 г., городской педагогический конкурс «Уроки добра и милосердия», 2009 г.); на занятиях модуля программ повышения квалификации педагогических работников Санкт-Петербурга, учителей стран СНГ в рамках программы «Соотечественники» и «Толерантность» (СПб АППО, 2008-2011 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы, сформулированные по- результатам исследования, позволяют определить перспективные направления дальнейших исследований в области духовно-нравственного развития и воспитания личности:
-построение моделей педагогического взаимодействия, использующих в качестве содержания образования иные элементы культурной традиции;
-поиск и разработка диагностического инструментария, позволяющего фиксировать изменения ценностно-смысловой сферы личности;
-разработка подготовки профессиональных кадров, способных решать задачу создания условий для актуализации духовно-нравственного развития и воспитания.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
1. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: историко-педагогический аспект // Человек и образование. - 2010. - № 2 (23). - С. 40-46. (Издание, рекомендованное ВАК МО и науки РФ).
2.Илакавичус М. Р. Персонализация и персонификация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры // Человек и образование. - 2010. - № 3 (24). -С. 19-23. (Издание, рекомендованное ВАК МО и науки РФ).
3. Илакавичус М. Р. Постдипломное педагогическое образование: восхождение взрослого к нравственности и духовности // Постдипломное образование: проблемы развития личности: материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО, 7-8 апреля 2009. - СПб.: СПб АППО, 2009. - С. 70-72.
4. Илакавичус М. Р. Педагогический потенциал личностного идеала праведности // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: материалы XXX научно-практической конференции, 10 апреля 2009. - СПб.: Изд-во «67 гимназия.Verba Magistri» , 2009. - С. 416-419.
5. Илакавичус М. Р. Личностные идеалы отечественной культуры - вехи на пути восхождения личности к духовности и нравственности // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе: материалы международной научно-практической конференции, 22 апреля 2009. - СПб.: Петершуле, 2009. - С. 194-201.
6. Илакавичус М Р. Педагогический потенциал личностных идеалов культуры как элемента образовательной области «Духовно-нравственная культура» //
Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в
167 школе: материалы международной научно-практической конференции, 25 ноября 2009. - СПб.: Петершуле, 2009.- С. 77-80.
1.Илакавичус М. Р. Современный мегаполис как территория взросления // Духовно-нравственное воспитание в новой школе России: материалы XII Межрегиональных Знаменских чтений 10-11 декабря 2009. - СПб.: СПб АППО, 2009. - С. 54-59.
8. Илакавичус М. Р. Личностные идеалы отечественной культуры как точки сближения поколений // материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции «Диалог поколений» 8 апреля 2010 г. - СПб.: Изд-во «67 гимназия.Verba Magistri», 2010. С. - 28-31.
9. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: стратегические задачи // Духовно-нравственное воспитание: Системно-деятельностный подход: сб. ст./под общ. ред. Е. Н. Шавриновой. - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2010. - С. 29-32.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Илакавичус, Марина Римантасовна, Санкт-Петербург
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования личности). - М: Московский психолого-педагогический институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.-224 с.
2. Аверинцев С. С. Избранное. — Киев: Jlrrepa, 2001. 460 с.
3. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. М.: Речь,2003.-296 с.
4. Адлер Ф. Лекции о нравственном воспитании. М., 1899. - 57 с.
5. Амонашвили Ш. Единство цели. М.: Просвещение, 1987.-206 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001 .-288 с.
7. Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Н. Островского. М.: Художественная литература, 1988. - 160 с.
8. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе/УПсихология формирования и развития личности. М.:1. Наука, 1981.-365с.
9. Асмолов А. Г. и др. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования//Вопросы психологии.- 2007.-№ 4.- С. 16-23.
10. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М., 1989.- С.206-220.
11. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005.- 192 с.
12. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / Под ред. И.Т.Фролова. Mt: Наука, 1986. С. 124-146.
13. Бахтин М. М. Работы 20-х гг.- Киев: NEXT, 1994. 383 с.
14. Безбородкина Е.С. Педагогический авторитет учителя школы в истории отечественного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук.- СПб.: СП6АППО.-2007.-25 с.
15. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр ПРЕСС».2004. 704 с.
16. Бердяев Н. А. Анархизм явление русского духа//Русский индивидуализм. -М.:ACT, 2007.-С.147-193.
17. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.-608 с.
18. Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: Монография. СПб.: СПбАППО, 2007. - 172 с.
19. Библер В. С. На гранях логики и культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.-440 с.20.