Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество

Автореферат по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Джавад Таджар Наджаф
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество"

На правах рукописи

Джавад Таджар Наджаф

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО

( на материалах Исламской Республики Иран) 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

11 ДЕК 20)3

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Душанбе-2013

005543885

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена с установками Конвенции о правах ребенка, в которой говорится о защите ребенка, лишенного семьи; усыновлении; детях инвалидах; детях-беженцах и другой уязвимой категории детей, нуждающихся в заботе и обеспечении сетью специальных учреждений. Статья 18 Конвенции о правах ребенка говорится: «Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений», в том числе и детских домов и интернатов, ибо сегодняшние воспитанники детских домов и школ-интернатов - это завтрашние граждане страны, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения и обладание высоким чувством гражданственности.

Защитные функции детей в Иране от беспризорности, оказание помощи в обучении и образовании, усыновлении, поддержке для получения профессии, связи с семьей и т.д. определены в положении об организации по улучшению жизнедеятельности детей («Созмони бех,зистй»).

Однако, несмотря на это, в последнее время идет интенсивное увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей. Все это приводит к тому, что сегодня увеличивается количество детей, воспитывающихся в Центрах воспитания подростков-сирот Ирана (сиротских учреждениях). Ныне в них воспитывается 2997 сирот. На содержание одного воспитанника в год в Иране тратится три миллиона туманов, а для почти тысячи воспитанников необходимо триста миллионов бюджетных средств только в одном из регионов страны. Статистика, отражающая устройство выпускников сиротских учреждений в жизни,' свидетельствует, что 65% из них после выпуска попадают в социально неблагополучную среду. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, ^труднее находят и чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семьи! -склонны к девиантному поведению и становятся жертвами суицида! Разрешеншо данной проблемы призвана способствовать работа по их нравственному воспитанию, по подготовке подростков в сиротских учреждениях к жизни в обществе.

Перемены, происходящие в обществе и производстве, меняют характер труда, где все большую роль занимает интеллектуально-информационная составляющая. Востребованной оказывается профессиональная и социальная мобильность выпускников школ-интернатов, их конкурентоспособность. Изменяется информационное поле, ,в котором проирходит процесс социализации подростка,,; Открытость средств массовой информации, доступность компьютерных сетей

Белухин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, Л.Г1Гадааова, Ю.А.Городецкая, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Крупина, Л.м' Митина, Н.Д. Никандров, В.И. Панов, A.A. Реан, В.П. Рубаева, В.В..Рубцов, В.В. Сериков,В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А.Тахохов, Д.С. Чернышев, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.). .j"

Степень разработанности проблемы исследования.

Разработка вопросов нравственного воспитания в восточной педагогике имеет давнюю историю. «Авесто» и «Каран» являются теми истоками, которые были и ныне являются важными в решении задач духовно-нравственного воспитания, в том числе детей сирот. Так, в священной книге зороавстрийцев «Авеста» заложены основы нравственного воспитания: «Благое слово, благой поступок, благой помысел».

В решении проблем нравственного воспитания в таджикской педагогической науке важное место отводится творческому применению классического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей - Бузургмехр, Одурбуд, А.Рудаки, А.Фирдавси, Абуали ибни Сино, Носири Хусрава, Унсурмаолии Кайковус, Хафиза и Саади, Н.Туси, Абубекра Рузи, Амирхусрава Дехлави, Камола Худжанди и Абдурахмана Джами, Мухамада Наршахи, Мухамада Сыдык, Ахмада Дониша и Садриддина Айни и др., которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов роли литературного наследия в духовно-нравственном развитии личности.

Проблемы нравственного воспитания молодёжи и семейных традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности: Х.Буйдакова, И.Х.Каримовой, Б.Кодирова, Д.Н.Латипова, М.Лутфуллаева, А.Нурова! Х.Рахимзода, Б.Рахимова, Ф.Шарипова, Т.А.Шукурзод и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска нравственных ценностей и традиций, путей востребования исторической памяти таджикского народа в педагогической деятельности по воспитанию детей на национальных традициях, оказавших огромное влияние на развитие педагогической науки.

Значительное влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали идеи и взгляды иранских ученых Мухочира Яхё, Окозода Мухтарама и др.

Для решения проблемы организации процесса духовно. нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях большое значение имеют работы Бокири Реза, Карими Абдулазим, Киёманиша Алиризб, Бахмана Хуррйзода и др.

Другую группу исследователей, изучивших нашу проблему, составили труды Алиаброра Джафари. Ахмада Мачида, Ахмада Гуляали, Бозаргона Аббоси, Бокири Хусрава, и др, посвященные вопросам школ- интернатов в Исламской Республике Иран. Некоторые аспекты социальной работы с

5

подростками исследованы в работах Курда Бахмана, Лутфободи Хусайна и др. В диссертационном исследовании Лутфободи Хусейна определяются различные аспекты проблем социальной работы с учащимся школ интернатов в Исламской Республике Иран.

Третью группу исследований составили труды, посвященные проблемам трудностей вхождения подростков из детских домов и школ-интерматов в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения: И.Х.Каримовой, Т.Б.Намозова Ф.Ш. Партовова, Д.И.Фельдштейна и др., которые были наиболее близкими для нас.

Проблема социальной адаптации выпускников интернатских учреяздений рассматривается в работах Мансуба Еасири, Махчура Сиёмака, Растагора Тахира и др.

Вопросам активизации работы по подготовке выпускников сиротских учреадений к успешной интеграции в общество посвящены работы Риёзи Акбара, Сайфа Алиакбара и др.

Социально-педагогические условия воспитания подростков рассматриваются в исследованиях Мирзомухаммади Махмуда, Мухаммади Реза и др.

Теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволил придти к выводу, что социализация детей-сирот протекает в условиях измененной социальной ситуации разви-ия, которая формируется в результате отсутствия родительской семьи.

Из анализа научной проблемы следует заключить, что воспитанникам школ-интернатов свойственна низкая адаптированность в общественной жизни. Следовательно, современная ситуация приводит к возрастанию • значимости нравственного формирования личности воспитанников сиротских учреждений как фактор их лучшей адаптации к общественной жизни, в процессе обучения и вне учебной работе. Однако, при вовлечении подростков в общественную деятельность, не всегда учитывается связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственного ' облика, ограничение в развитии личности в период кризиса сфер образования и воспитания, ведущее к безответственному ее поведению, что позволяет выделить ряд сложившихся объективных противоречий между:

- потребностью современного подростка - сироты, воспитывающегося в сиротских учреждениях быть востребованным обществом и повышенным риском вступить с ним в конфликт;

- декларируемым социальным заказом на духовно-нравственную разностороннюю образованную, высококультурную личность и несовершенной гуманистической составляющей образовательного процесса в детских сиротских учреждениях;

: - заинтересованностью подростка-сироты в активном самовыражении, м приобщении к национальным духовным ценностям, в том числе исламским, и несформирова:нной у него способностью воспринимать и переживать эти ценности;

- сложившейся типологией подростков-сирот, воспитывающихся в сиротских учреждениях и не учетом её в практике учебно-воспитательного процесса и др.

С учетом этих и других противоречий был сделан выбор темы исследования: «Нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество» (на материалах Исламской Республики Иран).)

Объектом исследования избрано нравственное формирование подростка в процессе образовательной и воспитательной деятельности сиротских учреждений Исламской Республики Иран.

Предметом исследования явились педагогические условия и программа совершенствования духовно-нравственного воспитания подростков школ-интернатов как средство их интегрирования в исламское общество.

Цель исследования заключалась в разработке инновационной модели педагогической программы, созвучной с духовно-нравственным воспитанием подростков школы-интерната как способа их интеграции в иранскую общественную жизнь.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что успешная интеграция детей, обучающихся в Центре воспитания подростков-сирот в иранское общество и повышение их социальной активности, зависит от совершенствования духовно-нравственного воспитания и повышения социальной активности подростков, если:

- будут учтены временные; рамки нахождения подростков в условиях интерната и типологические особенности подростков и их бывших семей; ■-•-.■■

- созданы в образовательном учреждении лсихолого-педагогическйе условия, способствующие формированию социально и личностао значимых качеств и развитию духовно-нравственной культуры учеников; ■

- разработана модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания подростка-сироты, основанной на типологии нынешних и прошлых семей, уровня понимания ими социальной значимости и педагогической ценности социализации;

- предложены методика, технологии, педагогические меры, формы, методы и приемы, педагогические технологии на основе разработанной типологии подростков.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

- выявить на основе анализа психолого-педагогической литературы методологические основы духовно-нравственного воспитания подростков - сирот (философские, педагогические и психологические идеи, общенаучные и конкретно-педагогические подходы);

- определить особенности духовно-нравственного. воспитания подростков сиротских учреждений в образовательном процессе и психолого-

организации обучения и .психолого-педагогического общения; методы психодиагностики; статистические методы анализа и обработки экспериментальных данных, дескриптивный анализ, методы проверки статистических гипотез.

Экспериментальная база исследования и его организация. Исследование проходило на базе школы-интерната №1,№2,№5,№10 г.Тегерана, №14,№34,№55 г.Кирмоншах в период с 2007 по 2013 годы. В эксперименте по апробации инновационной модели педагогической программы духовно-нравственного воспитания детей сирот приняли участие 67 учащихся и 22 педагога школы-мнтерната, оно включало три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2003-2008 гг.) — теоретический- состоял из изучения философской, эстетической, акмеологической, аксиологической, педагогической и психологической литературы по теме исследования; анализа степени разработанности исследуемой проблемы; основных параметров выдвинутой раЗочей гипотезы исследования-, ;

Второй этап (200(1-2011 гг.) — поисковый - включал создание условий, необходимых для обеспечения исследователь ежой, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования духовно-нравственного развития личности подростков, воспитывающихся в сиротских учреждений; уточнялась и апробировалась система дидактических средств; выявлялась эффективность, отдельных форм обучения и воспитания; определялась логика, структура, содержание, специфика создания психолого-педагогических условий для проведения эксперимента. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в практику обучения в школ - интернатах Исламской Республики Иран.

Третий этап {2011-2013 гг.) — экспериментальный - включал организацию и проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На этапе констатирующего эксперимента разрабатывалась инновационная педагогическая модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната как средство интегрирования подростков в иранское общество.

В ходе формирующего этапа эксперимента проводилась апробация этой программы; анализировались результаты исследования; формулировались выводы; шел процесс оформления исследовательских материалов, подготовки их к публичной защите. Данный этап экспериментальной работы сопровождался личным участием соискателя в работе школ-интернатов ИРИ, научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования в республиканской и межрегиональной прессе.

непрерывного формирования опыта ценностного, соборного управления воспитанников и т.д.

Данная работа не исчерпывает всех аспмггов проблемы процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество. Исследование может быть продолжено при проведении комплексной работы в направлении дальнейшего совершенствования деятельности заместителей директоров, педагогов и воспитателей сиротских учреждений, а также других заинтересованных лиц в вопросе организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков в детских домах и школах-интернатах как фактору их успешной интеграции в социум.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЛКЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ

Статьи, опубликованные в изданиях из перечня кедущих рецензируемых наушых изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ:

1. Джавад Таджар Наджаф. Права детей сирот в Иране //Вестник Тгщжикского национального университета. (Научный журнал). -Душанбе: Сино, 2011. - №5 (69). - С. 367-369.

2. Джавад Таджар Наджаф. Психологические социальные проблемы детей - сирот в Иране //Вестник Таджикского национального университета. (Научный журнал). -Душанбе: Сино, 2011. - №11 (75). - С. 450-452.

3. Джавад Таджар Наджаф. 1 Изучение ¿вязи социального развития и стрессового состояния в период сдачи экзаменов у детей-сирот города Кирманшах (Иран) в 2099 учебном году //Вестник Таджикского национального университета. (Научный журнал). - Душанбе: Сино,

, 20] 1. - №5 (69). - С. 376-380.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

4. Джавад Таджар Наджаф. Особенности духовно-нравственного воспитания детей-сирот: из опыта работы учреждений школ -

.. интернатов Ирана,- Тегеран, 2008. - 45 с.

5. Джавад Таджар Наджаф. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании коллектива воспитанников школ-интернатов в Иране. -Тегенран, 2009. - 48 с.

¡6. Джавад Таджар > Наджаф. Организация процесса духовно;, ..нравственного воспитания в детских дома?; и школах-интернатах.

Учеб-но-метод. пособие. - Тегеран, 2010. - 60 с. ;7, Джавад Таджар Наджаф Духовно-нравственное воспитание подростков в , . сиротских учреждениях. - У чебно-метод. пособи г. — Тегеран, 2011' —60 с.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Джавад Таджар Наджаф, Душанбе



На правах рукописи

04201450912

Джавад Таджар Наджаф

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОЙ-ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ( НА МАТЕРИАЛАХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор ЛатыповД.Н.

Душанбе - 2013

а

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

3-19

Глава 1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания подростков посредством сиротских учреждений как фактор их

успешной интеграции в общество

1.2 Социально-педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания подросткбв в Центрах воспитания подростков-сирот как фактора их успешной интеграции в исламское общество.. .56-78

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели программы духовно-нравственного воспитания подростков школы интерната, как средства интеграции учащихся в иранское общество

2.1. Психолого-педагогические особенности модели педагогической программы воспитывающихся детей в Центрах воспитания подростков-сирот..................................................................81 -96

2.2. Организация деятельности подростков, направленной на формирование духовно- нравственных качеств................................................96-138

Выводы...............................................................................138-140

Заключение.........................................................................141-147

Список использованной литературы.........................................148-167

1.1 .Социально-педагогические особенности воспитания иранских детей-сирот....................

духовно-нравственного ....................20-55

Выводы

78-80

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена с установками Конвенции о правах ребенка, в которой говориться о защите ребенка, лишенного семьи, усыновлении, детях инвалидах, детях-беженцах и другой уязвимой категории детей, которые нуждаются в заботе и обеспечении сетью специальных учреждений. Статья 18 Конвенции о правах ребенка говориться: «родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений», в том числе и детских домов и интернатов, ибо сегодняшние воспитанники детских домов и школ-интернатов — это завтрашние граждане страны, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения и обладание высоким чувством гражданственности.

Защитные функции детей в Иране от беспризорности, оказании помощи в обучении и образовании, усыновлении, поддержке для получения профессии, связи с семьей и т.д. определены в положении об организации по улучшению жизнедеятельности детей («Созмони бех,зистй»).

Однако, не смотря на это, в последнее время идет интенсивное увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей. Все это приводит к тому, что на сегодняшний день увеличивается количество детей воспитывающихся в сиротских учреждениях Ирана. Ныне в них воспитывается 2997 сирот. На содержание одного воспитанника в год в Иране тратится три миллиона туманов, а для почти тысячи воспитанников необходимо триста миллионов бюджетных средств только в одном из регионов страны. Статистика, отражающая устройство выпускников сиротских учреждений в жизни, свидетельствует, что 65% из них после выпуска попадают в социально неблагополучную среду. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или

жертвами преступлений, труднее находят и чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семьи, склонны к девиантному поведению и чаще становятся жертвами суицида. Разрешению данной проблемы призвана способствовать работа по их нравственному воспитанию, по подготовке подростков в сиротских учреждениях к жизни в обществе.

Перемены, происходящие в обществе и производстве, меняют характер труда, где все большую роль занимает интеллектуально-информационная составляющая. Востребованной оказывается профессиональная и социальная мобильность выпускников школ-интернатов, их конкурентоспособность. Изменяется, информационное поле, в котором происходит процесс социализации подростка. Открытость средств массовой информации, доступность компьютерных сетей расширяют и изменяют традиционные представления об образе жизни, типе поведения, о характере отношений между учащимися и воспитателями и педагогами. Возрастает роль этнического фактора, национальных ценностей в становлении самосознания подростка сироты. Переосмысливается ценность религии в духовно-нравственном развитии личности подростка. Изменяются роль и функции молодежных организаций и т.д.

Имеют место и перемены бесспорно негативного характера. Например, имущественное расслоение приводит к обнищанию значительной части населения, к ломке семейных традиций, конфликтности, отчуждению между членами семьи и депрессивному состоянию, в том числе, и определенной части учащихся. Тенденциозная пропаганда потребительского образа жизни способствует росту проституции, насилия, жестокости. В силу различных причин ухудшается здоровье населения, падает рождаемость. Снижается доступность культурных и спортивных центров. Растет агрессивный национализм и регионализм, бездуховность, оторванность от своих корней, в частности религии. Одна часть молодежи, в том числе подростки, пытается найти индивидуальную нишу в наркотиках и т.д.

Однако в целом, существующая система нравственного воспитания и подготовки воспитанников сиротских учреждений к жизни в обществе, не адекватна современной ситуации и нацелена, как правило, на социальный контроль и карательные меры по отношению к оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпускникам сиротских учреждений, а также на предоставление минимальных материальных условий их жизнедеятельности.

Нравственное воспитание этой категории подростков относится к числу наиболее фундаментальных проблем педагогической науки, где накоплен огромный опыт теоретической рефлексии и практического применения разнообразных подходов к их духовно-нравственному совершенству и адаптации к социальной жизни.

Философские и методологические основы духовно-нравственного воспитания получили глубокое развитие в трудах русских ученых - Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, Р. Бернса, B.C. Библера, П.П. Блонского, Дж. Брунера, С.Г.Ваниевой, Л.С. Выготского, И.Г. Гердера, Ф.А. Дистервега, М.С. Кагана, П.Ф. Калтерева, JI.H. Когана, Я.А. Коменского, Я. Корчака,А.Ф. Лазурского, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, A.B. Луначарского, А.А.Магометова, A.C. Макаренко, А. Маслоу, В.Н. Мясшцева, Г. Олпорта, И.Г. Песталоцци, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Н.И. Пирогова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Л. Франка, В. Франкла, X. Хекхаузена, Г.Г. Шпета, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и др.

В последние годы духовно-нравственное воспитание все чаще рассматривается в контексте личностного развития и субъектного становления учащихся в образовательной среде (А.Г. Асмолов, Д.А. Белухин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, Л.П.Гадзаова, Ю.А.Городецкая, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Крупина, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, В.И. Панов, A.A. Реан, В.П. Рубаева, В.В. Рубцов, В.В. Сериков,В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А.Тахохов, A.C. Чернышев, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.).

Степень разработанности проблемы исследования.

Разработка вопросов нравственного воспитания в восточной педагогике имеет давнюю историю. «Авесто» и «Каран» являются теми истоками, которые были и ныне являются важными в решении задач духовно-нравственного воспитания, в том числе детей сирот. Так, в священной книге зороавстрийцев «Авеста» заложены, основы нравственного воспитания, которое гласит: «Благое слово, благой поступок, благой помысел».

В решении проблем нравственного воспитания в таджикской педагогической науке важное место отводится творческому применению классического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей - Бузургмехр, Одурбуд, А.Рудаки, А.Фирдавси, Абуали ибни Сино, Носири Хусрава, Унсурмаолии Кайковус, Хафиза и Саади, Н.Туси, Абубекра Рузи, Амирхусрава Дехлави, Камола Худжанди и Абдурахмана Джами, Мухамада Наршахи, Мухамада Сыдык, Ахмада Дониша и Садриддина Айни и др., которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов роли литературного наследия в духовно-нравственном развитии личности.

Проблемы нравственного воспитания молодёжи и семейных традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности Х.Буйдакова, И.Х.Каримовой, Б.Кодирова, Д.Н.Латипова, М.Лутфуллаева, А.Нурова, Х.Рахимзода, Б.Рахимова, Ф.Шарипова, Т.А.Шукурзод и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска нравственных ценностей и традиций, путей востребования исторической памяти таджикского народа в педагогической деятельности по воспитанию детей на национальных традициях, оказавших огромное влияние на развитие педагогической науки.

Значительное влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали идеи и взгляды иранских ученых Мухочира Яхё, Окозода Мухтарама и др.

Для решения проблемы организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях большое значение имеют работы Бокири Реза, Карими Абдулазим, Киёманиша Алиризо, Бахмана Хурризода и др.

Другую группу исследователей изучившей нашу проблемы составили труды Алиаброра Джафари, Ахмади Мачида, Ахмада Гуля ал и, Бозаргона Аббоси, Бокири Хусрава, и др. посвященные вопросам школ- интернатов в Исламской Республике Иран. Некоторые аспекты социальной работы с подростками исследованы в работах Курда Бахмана, Лутфободи Хусайна, и ► др. В диссертационных исследованиях Лутфободи Хусейна и других определены различные аспекты проблем социальной работы с учащимся школ интернатов в Исламской Республики Иран.

Третью группу исследований составили труды, посвященные проблемам трудностей вхождения подростков из детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения работы, И.Х. Каримовой, Т.Б. Намозова Ф.Ш. Партоева, Д.И. Фельдштейна и др., которые были наиболее близкими для нас.

Проблема социальной адаптации выпускников интернатских учреждений рассматривается в работах Мансуба Басири, Махчура Сиёмака, Растагора Тахира, и др.

Вопросам активизации работы по подготовке выпускников сиротских учреждений к успешной интеграции в общество посвящены работы Риёзи Акбара, Сайфа Алиакбара и др.

Социально-педагогические условия воспитания подростков рассматриваются в исследованиях Мирзомухаммади Махмуда, Мухаммади Реза, и др.

Теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволил прийти выводу, что социализация детей-сирот протекает в условиях измененной социальной ситуации развития, которая формируется в результате отсутствия родительской семьи.

Из анализа научной проблемы следует заключить, что воспитанникам школ-интернатов свойственна низкая адаптированность в общественной жизни. Следовательно, современная ситуация приводит к возрастанию значимости нравственного формирования личности воспитанников сиротских учреждений как фактор их лучшей адаптации к общественной жизни, в процессе обучения и вне учебной работе. Однако, при вовлечении подростков в общественную деятельность, не всегда учитывается связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственного облика, ограничение в развитии личности в период кризиса сфер образования и воспитания, ведущее к безответственному ее поведению, что позволяет выделить ряд сложившихся объективных противоречий между:

- потребностью современного подростка - сироты, воспитывающегося в сиротских учреждениях быть востребованным обществом и повышенным риском вступить с ним в конфликт;

- декларируемым социальным заказом на духовно-нравственную разностороннюю образованную, высококультурную личность и несовершенной гуманистической составляющей образовательного процесса в детских сиротских учреждениях;

- заинтересованностью подростка-сироты в активном самовыражении, приобщении к национальным духовным ценностям, в том числе исламским, и несформированной у него способностью воспринимать и переживать эти ценности;

- сложившейся типологией подростков-сирот, воспитывающихся в сиротских учреждениях и не учетом её в практике учебно-воспитательного процесса и др.

С учетом этих и других противоречий был сделан выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество».

Объектом исследования избрано нравственное формирование подростка в процессе образовательной и воспитательной деятельности сиротских учреждений Исламской Республики Иран.

Предметом исследования явились педагогические условия и программа совершенствования духовно-нравственного воспитания подростков школ-интернатов как средство их интегрирования в исламское общество.

Цель исследования заключалась в разработке инновационной модели педагогической программы, созвучной с духовно-нравственным воспитанием подростков школы-интерната как способа их интеграции в 'иранскую общественную жизнь.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что успешная интеграция подростков сиротских учреждений в иранское общество и повышение их социальной активности зависит от совершенствования духовно-нравственного воспитания и повышение социальной активности подростков, если:

- будут учтены учет временные рамки нахождения подростков в условиях интерната и типологические особенности подростков и их бывших семей;

- созданы в образовательном учреждении психолого-педагогические условия, способствующие формированию социально и личностно значимых качеств и развитию духовно-нравственной культуры учеников;

- разработать модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания подростка-сироты, основанной на типологии нынешних и прошлых семей, уровня понимания ими социальной значимости и педагогической ценности социализации;

-предложить методики, технологии, педагогические меры, формы, методы и приемы, педагогические технологии на основе разработанной типологии подростков.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

-выявить на основе анализа психолого-педагогической литературы методологические основы духовно-нравственного воспитания подростков — сирот (философские, педагогические и психологические идеи, общенаучные и конкретно-педагогические подходы);

-определить особенности духовно-нравственного воспитания подростков сиротских учреждений в образовательном процессе и психолого-педагогические условия, необходимые для успешного формирования их общественной активности;

- выявить специфику, фазы и стадии процесса духовно-нравственного воспитания подростков школы-интерната Исламской Республики Иран, способствующего формированию личностно и социально значимых взглядов, отношений и убеждений;

- разработать инновационную модель педагогической программы нравственного воспитания личности, посредством которой происходит успешная интеграция подростков сиротских учреждений в иранское общество в основе типологии подростков и их семей, в которых они воспитывались;

-предложить методику организации и внедрения данной программы в условиях школ-интернатов Ирана и экспериментально проверить её эффективность.

Методологической основой исследования стал структурно-

функциональный подход, позволяющий оценить влияние общественной

системы и психолого-педагогических условий на духовно-нравственное

формирование воспитанников школ-интернатов, обосновывающий роль

личности как творца своих ценностей; философско-методологические

принципы теории образования и воспитания, получившие глубокое развитие

в истории педагогической мысли и отобранные в качестве приоритетных в

рамках разрабатываемой инновационной модели педагогической программы

10

духовно-нравственного воспитания учащихся: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности и др.

Теоретической базой исследования стали фундаментальные концепции, изложенные в работах классиков мировой и отечественной педагогики. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался структурно-