Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Исрафилов, Рамазан Салимханович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Исрафилов, Рамазан Салимханович, 2001 год

Введение.

Глава I. Социально-педагогические основы воспитания школьников на прогрессивных народных традициях.

1.1. Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения.

1.2. Педагогический потенциал устного народного творчества горцев.

1.3. Нравственно-педагогические ценности ислама.

Глава II. Пути использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников.

2.1. Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе.

2.2. Приобщение школьников к прогрессивным народным традициям во внеклассной работе.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана"

В условиях рыночной экономики и демократических свобод резко возрастает значение нравственного фактора в жизни общества. Нормальные деловые отношения невозможны без взаимного доверия, уважения и взаимной ответственности партнеров. Однако упразднение тотального государственного контроля во всех сферах экономической и политической жизни выявило серьезные провалы в нравственном развитии общества. Зачастую сама жизнь человеческая становиться разменной монетой в экономической конкуренции и политическом соперничестве людей. И все это является следствием известных причин. В течение ряда десятилетий официальная идеология исходила из принципа приоритетности материальных ценностей перед духовными. Все факторы личного и общественного сознания объяснялись как производные от условий материальной жизни. О душе и духовности не было принято говорить откровенно. Вместе с религией были отброшены и исповедуемые ею нравственные ценности: любовь к ближнему, милосердие, благотворительность, милостыня. Воспитание было оторвано от исторически сформировавшихся и прошедших испытание временем народных традиций, обычаев и идеалов. Школа была ориентирована на формирование «нового» человека, характеризующегося единообразием материальных и духовных потребностей, определяемых государством. Иллюзорность этой задачи сейчас стала очевидной.

Коренные социально - экономические преобразования последних лет создали в нашей стране совершенно иную педагогическую ситуацию. Педагогика ориентирована на общечеловеческие ценности. Легализована религия. Она, хотя и не без противоречий, начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции

Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных ценностей, общечеловеческих и национальных.

На педагогический опыт народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги В.А. Сухомлинский, Н.А.Константинов, Ф.Ф.Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева.

Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н.Волкова - автора целого ряда работ, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика».

Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия), Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), Я.И. Ханбикова (Татарстан), И. А. Шорова (Адыгея), и др.

Исследовали различные аспекты народной педагогики и выявили возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы. Э.Ш. Аганова, Р.М. Байчорова, Х.Х. Батчаев, С.М. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сундуй, X. Рахимов и др.

Большую работу по исследованию традиций дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах современной жизни проделали известные дагестанские ученые А.К. Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Далгат, М.А. Дибиров, Р.М. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли местные ученые педагоги С.М. Омаров, Ш.А. Мирзоев, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.Г. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

При всем этом проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично.

Научные исследования советского периода по данной тематике несут на себе идеологический отпечаток своего времени Религия оценивалась только с отрицательной стороны. Традиции, связанные с созданием семьи и семейно-бытовым укладом, были отнесены к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам. После демократических реформ появилась возможность устранить указанные пробелы и искажения. Полноценное использование народных традиций, несомненно, послужит серьезным фактором повышения эффективности процесса нравственного формирования подрастающего поколения.

Этим обусловлен выбор темы нашего исследования "Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана".

Цель исследования: выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания учащихся.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного формирования школьников.

Предмет исследования: влияние целенаправленного и активного использования народных традиций на формирование морального облика школьников.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы руководствовались следующими исходными положениями:

• процесс воспитания станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут действовать в одном и том же направлении;

• духовно - нравственное формирование подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности нравственного опыта, выработанного народом в процессе своего исторического развития;

• использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями и психологией народа, в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но и необходимо и целесообразно;

• только системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.

• интенсивное возрождение и распространение ислама в Дагестане требует, чтобы школа формировала у своих воспитанников объективное, непредвзятое отношение к религии и в то же время максимально использовала в своих целях ее богатый педагогический потенциал.

Задачи исследования:

1. Обосновать новый подход к народной педагогике, вытекающий из идейно-теоретических парадигмов демократического общества.

2. Переосмыслить традиции, обычаи, устное творчество дагестанских народов с точки зрения их педагогической целесообразности в нынешних условиях.

3. Выявить возможности учебных предметов по приобщению школьников к этнокультурным традициям и ценностям.

4. Научно обосновать и проверить на практике методические рекомендации по использованию народных традиций во внеклассной работе школы.

5. Разработать формы и методы совместной работы школы, семьи и общественности по сохранению и развитию прогрессивных традиций народной педагогики.

Методологической основой исследования являются:

• диалектический подход к изучению процессов и явлений общественной жизни, принцип единства исторического и логического в научных исследованиях, идеи демократизации и гуманизации общественных институтов, единство и взаимосвязь общечеловеческой и мировой культуры;

• закон «Об образовании», «Доктрина образования» Российской Федерации, «Концепция школьного образования Республики Дагестан»;

• основополагающие исследования по этнографии.

Методы исследования:

При проведении исследования был применен комплекс методов соответствующих исследовательским задачам:

• изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта;

• социологические методы (беседы, анкеты, интервью);

• педагогический эксперимент;

• математическая обработка результатов исследования.

Основным методом послужило многолетнее монографическое исследование проблемы по месту работы автора - в Фитинской средней школе Агульского района.

Базой исследования послужили Фитинская средняя школа, Тпигская средняя школа Агульского района, Хореджская средняя школа Хивского района, Хосрехская средняя школа Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1990 - 1994 гг.) был посвящен вычленению проблемы исследования путем изучения общетеоретической и специальной литературы, относящейся к выбранной нами области исследования. Были определены цель, задачи и методы исследования, составлен план опытно -экспериментальной работы.

На втором этапе проводились запланированные опытно -экспериментальные работы, анализ и обобщение полученных результатов, обсуждение различных аспектов проблемы и путей их решения в заинтересованных кругах педагогической общественности.

На третьем этапе (1998 - 2001гг.) завершена опытно -экспериментальная работа. Ее результаты апробированы в других школах. Сформулированы общие выводы. Разработаны методические рекомендации для учителей, воспитателей и руководителей школ. Проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• основные аспекты этнопедагогики дагестанских народов проанализированы с точки зрения новых идейно - теоретических парадигмов развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизация и гуманизация общественных институтов;

• традиции горцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности,

• обоснована необходимость определения путей комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и организаторов общешкольной воспитательной работы. Рекомендации могут быть применены в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля. Работа внесет свою лепту в формирование региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе полностью использованы средства народной педагогики, которые служили фундаментом нравственной культуры горцев, обеспечивавшей им известную в истории жизнестойкость. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах Агульского района и некоторых школах соседних районов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводилось путем выступления автора на заседаниях методического объединения учителей школы, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях.

Опубликован рад статей в центральных научно - педагогических журналах и в республиканских периодических изданиях. Общее число выступлений на страницах районной и республиканской печати составляет многие десятки.

На защиту выносятся следующие положения:

• обоснование нового подхода к этнопедагогике, связанного с демократическими преобразованиями в обществе;

• тезис об органическом единстве народных традиций горцев и исламских ценностей; научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации по комплексному использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных условиях перед школой поставлена задача формирования личности, способной свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культуры. Общечеловеческое и национальное особенное в культуре не являются самостоятельными и обособленными элементами. Общечеловеческое складывается из национально особенного. Кратчайший путь к овладению достижений мировой культуры пролегает через освоение богатств национальной культуры, которая ближе и доступнее подрастающему человеку и оказывает повседневное влияние на его развитие. В этом смысл использования этнопедагогики в учебно -воспитательной работе школы. Проведенное исследование в основном подтвердило положение выдвинутой нами гипотезы и позволила сделать следующие общие выводы:

1. Духовные ценности и нравственные нормы у всех народов имеют в целом единое содержание. В тоже время они выражены у каждого народа в специфических обычаях, обрядах, формах общения и взаимоотношений. Нравственные нормы осваиваются детьми не путем абстрактных поучений, а посредством практического применения их общепринятыми формами поведения.

2. Овладение учащимися этнокультурными традициями и ценностями происходит в основном в процессе изучения соответствующих учебных предметов:

• родной язык представляет собой неиссякаемый источник народной мудрости в нем в эмоционально окрашенной и художественно - образной форме отображены понятия добра и зла, прекрасного и безобразного, достойные и недостойные качества человека. Устное народное творчество горцев служит важным средством духовного обогащения и воспитания молодежи;

• история Дагестана - яркий пример мирного сосуществования и сотрудничества разных народов, которые моментально объединяли свои силы против внешних посягательств на независимость и территориальную целостность их общей Родины;

• изучая историю религии, учащиеся убеждаются в том, что все мировые религии, имеющие библейские корни, характеризуются единой сущностью и преемственностью содержания. Подлинный смысл религии нравственное совершенствование человека и консолидация народов;

• предметы художественно - прикладного цикла дают возможность широко ознакомить детей с уникальным декоративно -прикладным искусством и богатым песенно - танцевальным творчеством горцев;

• и наконец, в учебный план введен специальный предмет по культуре и традициям народов Дагестана, предназначенный обобщить и систематизировать все то, что дети изучили в школе и узнали из жизни;

• успех в реализации воспитательных возможностей учебных предметов всецело зависит от того, как учитель осознано и целенаправленно раскрывает идейно - нравственный потенциал содержания учебного материала.

Воспитание учащихся на народных традициях невозможно ограничить рамками учебного процесса. Система внеклассной воспитательной работы должна иметь национально-региональный компонент, базирующейся на этнопедагогике:

• младших школьников следует приучить пользоваться традиционными формами обучения горцев, которые создают благоприятный и доброжелательный морально - психологический климат во взаимоотношениях людей;

• классным руководителям необходимо все плановые этические беседы обогащать этнопедагогическим содержанием, а также регулярно проводить специальные классные часы, посвященные народным традициям;

• традиционные хозяйственные и религиозные праздники, другие общественные мероприятия нужно включать в план воспитательной работы школы. Школьный коллектив должен быть инициатором и активным организатором дел.

4. Успех воспитания во многом зависит от согласованности действий школы и семьи. Этнопедагогика в современной семье играет остаточную роль. Поэтому имеется потребность соединить педагогическое и этнопедагогическое просвещение родителей и всего населения.

5. Необходимым условием реализации выше обозначенных задач является основательная этнопедагогическая подготовка учителя. В учебный план высших и средних педагогических учебных заведений следует в обязательном порядке включить спецкурс по этнопедагогике.

Данная диссертационная работа носит обзорный, обобщающий характер. В силу этого мы не имеем возможности основательно раскрыть все содержащиеся в ней вопросы и положения. Кроме того, обычаи, обряды, устное творчество горцев, отличаются спецификой и своеобразием не только у разных народов, но и в каждом населенном пункте. Требуются новые исследования и по отдельным этносам и его частным направлениям этнопе дагогики.

Первоочередными нам представляются проблемы:

• изучение религии в школе, использование духовно-нравственного потенциала религии в воспитании подрастающего поколения;

• пути возрождения и распространения народных игр и спорта;

• педагогический потенциал малых форм устного народного творчества и его использование в воспитании школьников.

130

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Исрафилов, Рамазан Салимханович, Махачкала

1. Абакарова Ф.З Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-105с.

2. Абдуллаев И. Национальные виды спорта Махачкала: 1962.- 20-27с.

3. Агаширинова С.С Материальная культура лезгин XIX век Махачкала: Наука, 1978.- 305с.

4. Айхенвальд Ю.А. Учите видеть прекрасное. Махачкала: «Знание», 1962.-29С.

5. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Махачкала: Учпедгиз, 1962.-52с.

6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Дагпедгиз, 1968.- 74с.

7. Алиев А.К. Новая жизнь новые традиции. -Махачкала:, 1965.-80с.

8. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1989.- 112с.

9. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций. Дис.к.п.н.-Улан-Уде, 1995.- 177с.

10. Ю.Анисимова К. Должность и долг учителя. -«Советские профсоюзы», 1965 №12

11. П.Анисомов С.Ф Ценностные основания нравственности /моральные ценности и личность/ Под ред В.Я.Глитаренко. М Изд-во МГУ, 1994,-175с.

12. Арсалиев Ш.М-Х. Духовная чистота и нравственность детей. Сборник Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч.П.Чебоксары: 1991

13. З.Архангельский Л.М. Коммунистические нравственные нормы и их становление. -М.: Изд.АНСССР «Философские науки», 1967 №3

14. Асатурова К.З. Творческий путь младшего школьника в семье. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963

15. И.Асельдеров М.А О школьных традициях.- Махачкала, 1962.-61с.

16. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых традициях. Махачкала., Дагучпедгиз, 1976.

17. Асиятилов С. Историко этнографические очерки хозяйства аварцев.-Махачкала, 1967.-25с.

18. Асланов И.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе,-Махачкала: Дагучпедгиз. 1982-с. 15-40

19. Бабаев Г.О. О воспитании детей в семье. Махачкала: Дагучпедгиз, 1962.-с.80

20. Бабаев Г.О. Растить достойную смену. Махачкала: Дагучпедгиз, 1967. -94с.

21. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1985. 192с.

22. Багандов Б.М. Учить мыслить и активно действовать. Махачкала, 1989.-15с.

23. Багандов Б.М. Духовно-нравственный потенциал народной педагогики. Сборник Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч.П, Чебоксары 1991.

24. Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. Алма- Ата: Мектеп, 1984. - 72с.

25. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно -воспитательной работы. Дис.к.п.н. Казань, 1992.- 166с.

26. Байчарова Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни.:Дис.к.п.н -М., 1991

27. Бакриев A.A. Проблема повышения ответственности взрослых за нравственное воспитание учащихся. -М., 1972. 10с.

28. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., Знание, 1979. - 64с.

29. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан- Уде: Бурят. Кн. Изд-во, 1971. -42с.

30. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. 54с.

31. Бардиан JI.M. Воспитание детей в семье. М.: Просвещение, 1973. - 160-164с.

32. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986. -108с.

33. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 168с.

34. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт филос. автобиографии). М.: Книга, 1991.-446с.

35. Бестужев Лада И.В. История твоих родителей. - М.: Просвещение, 1988.- 180с.

36. Блюмкин В.А и др. Нравственное воспитание: Филосовско этические основы. - Воронеж: Изд-во Воронежкого ун.та, 1990. - 140с.

37. Богданова О.С., Черникова Нравственное воспитание старшеклассников.- М.: Просвещение, 1982. 204с.

38. Богданова О.С. и др. Этические беседы с подростками. М.: Просвещение. 1987. - 188с.

39. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1979. 217с.

40. Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника. Сов. Педагогика. 1980. - 41с.

41. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 315с.

42. Буева Л.П. Молодежь и общество. Советская педагогика. 1990 №12 -12с.

43. Бунаков Н.Ф. Избирательные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1953. - 310с.

44. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX -нач.ХХ в. Л.: Наука, 1988. - 196с.

45. Бумелева Б.В. Поговорим о воспитании. М.: 1989. -50с.

46. Васильев А.Г. Казукумухцы. Этнографическое обозрение. М.: 1899№3. -40-47с.

47. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М.: Педагогика. 1988. 159с.

48. Волков Г.Н Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. -343с.

49. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. -М.: 1982. 66с.

50. Гаджиев Б. Под небом Дагестана. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1994. -139с.

51. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале ХХв. -М.: Наука, 1985.-360с.

52. Гамзатов Р. Уроки детства. Пионерская правда, 1983.9 сентября.

53. ГасановМ.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1971. 134с.

54. Гришанов З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинев: Штиинца, 1979. - 116с.

55. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. -Калуга: КГПИ, 1971. 224с.

56. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М. 6 Педагогика, 1990. - 126с.

57. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1983. -183с.

58. Дапггемиров А.Ф. К методологии исследования национально -психологический проблем. Сов.Этнография. 1983 №2. - 65с.

59. Дибиров М.А. Игры и спорт в Дагестане. . -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1973. 98с.

60. Джандар Б.М. Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной школы: Авторефер.дис. к.п.н. Краснодар, 1995. - 20с.

61. Достоевский Ф.М. Пол.собр. соч. В 30-ти т. Т.21.Л., 1980. 94-96с.

62. Дубровина И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни. Вопросы психологии, 1981,№4. - 148с.63 .Егорова В.П. Из народных традиций Дагестана: История и этнография Дагестана.Сб.науч.сооб.ДГУ.-Махачкала, 1970, вып2. 82-85.

63. Егоров А. Искусство и общественная жизнь. М.: Сов. Писатель, 1959. -380с.

64. Жанры фольклора народов Дагестана / отв. Ред С.М. Хайбулаев . -Махачкала: Дат ФАН СССР, 1979. 220с.

65. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Минск. Народная асвета, 1975. -144с.

66. Ибрагимов А. Народные таланты . -Махачкала, 1959. -35с.

67. Ибрагимова Ф. Праздник девушек горянок. - Махачкала, 1959. - 15с.

68. Иванов С.М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни (На матер. Чуваш. Респ.): Автореф. Дис.к.п.н.- Чебоксары, 1991. 18с.

69. Иващенко A.B. Идейно- нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение. -208с.

70. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Педагогика, 1991. -252с.

71. Исаева М.И. О языках народов СССР. М.: 1978. - 221с.

72. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психология пола у детей. -Л.: Медицина, 1979. 184с.

73. Исламмагомедов А.И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX начале ХХв -М.: 1985. -45-62с.

74. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным.-М.: Знание, 1979. -95с.

75. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. -М.: Наука, 1971.-480с.

76. Кажлаев Д, Дорогие реликвии. Махачкала, 1968. - 85с., 1988. - 204с.81 .Кикалейшвили Л.А. Подготовка юношей-старшеклассников к семейной жизни: Автореф.дис., к.п.н.-Тбилиси, 1988. -20с

77. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. 390с.

78. Кон И.С. Психология старшеклассников: Пособия для учителей. -М.: Просвещение, 1980. -192с.

79. Коридзе Ф.Е. Грузинская женщина в памятниках устной словестности: Автореф.дис.к.п.н.,, -Тбилиси. 1967. 18с.

80. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. -М.: Наука, 1961. -260с.

81. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе. Избр соч. ТУ1- М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1960

82. Кудрова Н.А. Диффиренцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек в начальных классая школы: Автореф.дис.к.п.н. -М.: 1960. 18с.

83. Кунц О.Р. Проблема воспитания нравственных отношений между юношами и девушками //Сов. Педагогика. -1981.-№10 32с.

84. КурбиевМ., Магомедов М. Сближение, взаимообогащение, расцвет. -Махачкала, 1980. 250с.

85. Куриленко Т.М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения.-Минск: Народная асвета, 1983. -144с.

86. Кухарев Н.В. Педагог мастер, пеадгог - исследователь. - Гомель, 1993. -216с.

87. Лезгинские народные пословицы и поговорки /сост. К.Х.Акимов. -Махачкала: Дат кн. Изд-во, 1991. -218с.

88. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально -этических традициях русских (семейских) Забайкалья: Автореф.дис.к.п.н. -М.: 1994. -16с.

89. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991. 174с.

90. Лихачев Б,т, Общие проблемы воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1979. 168с.

91. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. -86с.

92. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1960. -60с.

93. Магомедов P.M. Обычаи, традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -140с.

94. Магомедова 3. М . Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -56с.

95. Малахов Н.Д. Вариант новой школы в регионе // Сов. Педагогика, 1990. -№11.-60с.

96. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наукова думка, 1984. -178с.

97. Материалы «круглого стола»: « Культура. Нравственность Религия» //Вопросы философии 1989. -№22.-30-64с.

98. Марвенко Н.С. Основы процесса нравственного воспитания личности школьника. М.: Просвещение, 1980. -183с.

99. Материальная культура народов Дагестана в XIX ХХвв. /Сост. С.А.Лугуев. - Махачкала: Дат ФАН СССР. 1988. -158с.

100. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. -2-е изд, доп. и перер. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.- 183с.

101. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Программы курса «Подготовка юношей и девушек к жизни»(10-11 классы). Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 57с.

102. Михайлов M.JI. Женщины, их воспитание и значение в семье и школе: Соч. в Зт. М.: Педагогика, 1958.-ТЗ.

103. Моральные ценности и личность. / Под редак. А.И.Титаренко. М.: изд-во МГУ, 1994. - 176с.

104. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. -208с.

105. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к расстановке проблем. Новосибирск: Наука, 1994. -198с.

106. Москаленко А.Т. , Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -М.: Наука, 1985. 205с.

107. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. -2-е изд. М.: Просвещение, 1981.-176с.

108. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1987.-288с.

109. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника.: Автореф.дис.к.п.н. -М.: 1976. 22с.

110. Муслимов С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. -Махачкала, 1986. 111с.

111. Мухамбаева А.Х. Народные традиции и воспитание девочек в Казахстане/ Воспитание школьников. -1974. -№1,- 52-56с.

112. Мюллер А История Ислама от основания до новейших времен. Спб. Tl.-65с.

113. Наврузбеков Э.С. Театр, рожденный в горах.- Махачкала, 1990. -170с.

114. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. -Махачкала: ИИЯЛ, 1994. 170с.

115. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала: ИИЯЛ, 1988. - 100с.

116. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. Изд.2-е испр. И доп. -М.: Просвещение, 1972. 215с.

117. Национальное и интернациональность в литературе и искусстве. / Сб.статей. Под ред. М.Н.Пароменко. М.: Мысль, 1964. -262с.

118. Неелова А.П. Нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе. Орджоникидзе: Ир, 1971. -156с.

119. Ниязалиев Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызтан, 1986. - 112с.

120. Нравственное формирование личности школьника: Сб. научн. Тр. -Л.: ЛГПИ, 1980. -155с.

121. Омадзе Д.В. Женские образы в персидских народных сказках.: Автореф.дис.к.п.н. —Тбилиси, 1973. -19с.

122. Орынбаев С.О. Нравственное самовоспитание школьников. Ташкент: ФАН, 1984. -81с.

123. Павлов И.В Воспитание на традициях. Чебоксары: Чувашское кн. Изд-во,1988. -95с.

124. Педагогическая диагностика в школе, /под ред. А.И.Кочеткова. -Минск: Народная асвета, 1987. 223с.

125. Песни горцев. Махачкала: Дат кн. Изд-во, 1990. -368с.

126. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. -257с.

127. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль, 1982. -220с.

128. Пословицы и поговорки народов Востока. -М.: Из-во Восточной литературы, 1961. -735с.

129. Проблема достижения единства нравственного сознания и поведения старшеклассников. Сов.педагогика.-1980. - №22. - 54с.

130. Проблемы методологии педагогики и методики исследователей. Под ред. М.А.Данилова и Н.И. Болдырева. -М.: Педагогика, 1971. - 349с.

131. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М.: Педагогика, 1978. -285с.

132. Рахимов X. Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки к семейной жизни. :Автореф. Дис.к.п.н -М.,1991. -19с.

133. Рахманова Я Проблемы воспитания девушек в узбекской народной педагогике: Автореф.дис.к.п.н-Ташкент, 1979. -18с.

134. Репина Т.А., Арутюнова Л.Д. Воспитание мальчиков и девочек.: Дошкольное воспитание. -1984.-№16. -26с.

135. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения.: В2-х т. М.: Педагогика, 1981. -Т.1.-653с.-Т.2.-834с.

136. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщины.: Социологические исследования. -1997. -№10.-26-30с.

137. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей.: Дис.к.п.н.-М., 1993. -230с.

138. Саидов Т.Г. Прогресивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н.-М., 1991. -21с.

139. Сайфулаева Д.Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н. Алма-Ата, 1994. - 19с.

140. Сакенов Д.Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н. Алма -Ата, 1994. -19с

141. Сарсенбаев Н.Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь. -Алма -Ата, 1974. -76с.

142. Сидоренко H.H. Моральные нормы и их усвоение личностью. :Дис.к.ф.н. —., 1976. -163с.

143. Система питания народов Дагестана. Сост. Б.М.Рамазанова Отв.ред. МО.Османов. Махачкала: Дат ФАН СССР, 1990. -140с.

144. Сказки народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. -260с.

145. Словарь по этике. /Под ред. А.А.Гусейнова, И.С. Кона. -М.: Политиздат,1989. -447с.

146. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: Наука, 1983. -264с.

147. Соболев В.Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: Автореф. Дис.к.п.н. Минск, 1994. - 18с.

148. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения //Сов. Педагогика. 1990. -№9. -47-53с.

149. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. -Горький: Волго -Вятское кн. Изд-во, 1973. -256с.

150. Тайчинов М.Г., Янбулатов Х.Х. Основные факторы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. -Душанбе: Дониш, 1971. 102с.

151. Темирбеков М. Твои дочери, Дагестан. Махачкала: Даг.кн.изд-во,1990. -96с.

152. Тимощенко Л.Н. В семье растет дочь. М.: Знание, 1978. -96с.

153. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983. - 143с.

154. Титаренко А.И. Мораль как особый способ освоения мира. / Социальная сущность и функции морали. -М.: Изд-во МГУ, 1975. -128с.

155. Титов В.А. Мораль: познание и действие. -М.: Молодая гвардия, 1987. -200с.

156. Традиции в современном обществе. -М.: Наука, 1990. -117с.

157. Традиционный фольклор народов Дагестана. -М.: Наука, 1991. -439с.

158. Троцюк И. Нравственное воспитание девочек подростков в плане подготовки их к будущей семейной жизни.: Автореф. Дис.к.п.н. -Минск, 1990. -18с.

159. Ухьянкин С.П. Школа и родители.: Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. -79с.

160. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1. -416с.

161. Фаркаш Э. Нравственные проблемы развития личности. М.: Мысль, 1982. -440с.

162. Фельднггейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка / Сов. Педагогика. -1989.-№5. -71с.

163. Хамидулина Р. А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье: Автореф. Дис.к.п.н.-Уфа, 1995.-20с.

164. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе XIX в. Проблема характера. -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1987 .-79с.

165. Хан Магомедов С.С. Лезгинское народное зодчество. -М.: Наука, 1969. -180с.

166. Ханукаев Х.М. Дагестанская народная музыка. Махачкала, 1948. -40с.

167. Хорламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: История, современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: Изд-воБГУ, 1972.-364с.

168. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979. -367с.

169. Херувимова Л.Н. Нравственная подготовка девушек учащихся С.С.У.З. к материнству.: Автореф. дис.к.п.н. Казань, 1994. - 16с.

170. Хинтебидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф.дис.к.п.н. -М.:, 1977. -23с.

171. Холодовский И.И. Воспитание культуры нравственных чувств старшеклассников.: Дис.к.п.н. -М., 1992. -190с.

172. Хрипкова А.Г. и др. Девочка подросток -девушка. -М.: Просвещение, 1981.-207с.

173. Хрестоматия по возрастной педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -22с.

174. Чернова Е.Б. Нравственные основы отношений юноши и девушки. Л.: Просвещение, 1966. -60с.

175. Чеснокова И.И. О психических основах самовоспитания. : В сб. Психология формирования и развития личности Под ред. Л.И. Анциферовой. -М., 1981. -219с.

176. Чудновский В.Э Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. -М.: Педагогика, 1981. -208с.

177. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. -M., 1856. -68с.

178. Шевелева Е. Только о женщинах. Невыдуманные рассказы. -М.: Сов. Россия,, 1966. -125с.

179. Шейхова Б.Б. Воспитание учащихся на прогрессивных традициях в процессе изучения дагестанской литературы. Махачкала, 1974. -100с.

180. Шерозия Л.Г. Нравственные принципы воспитания старшеклассников и средства их реализации.: Дис.к.п.н. Тбтлиси, 1989. -206с.

181. Шимановский Д.С. Моральное самосознание личности . -М.: Знание, 1986. -63с.

182. ШтольцХ, Роланд Р. Как воспитать нравственное поведение. / Пер с немец. -М.: Просвещение, 1986. -78с.

183. Этика и психология семейной жизни : Пособие для учителя./ Под ред. И.В.Требенникова. -М.: Просвещение, 1987. 255с.

184. Этикет, воспитанность, личность.: Сб. статей. Алма - Ага: Казахстан, 1975. -166с.

185. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. : Сб. статей. -СПб.: Наука, 1991. -318с.

186. Этнокультурные процессы в древнем Дагестане. М., 1987. - 108с.

187. Языки Дагестана / ред.Г.Муркелинский.- Махачкала, 1954. -270с.

188. Якубов З.Я. Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанских семьях. / Педагогика.-1996.-№5. -31-34с.

189. Янкова 3., Панкратова М. Функции современной советской семьи. -Сб: Семья сегодня. -М.: 1979. 22-23с.143