автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков
- Автор научной работы
- Сезанаев, Авнер Хананияевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сезанаев, Авнер Хананияевич, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОВЕТСКАЯ СЕМЬЯ. ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АТРСТЙЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УБЕЖДЕНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
1.1. Семья - важное звено атеистического воспитания.
1.2. О религиозном понимании морали.
ГЛАВА П. ПРОПАГАНДА НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ПЛ. Содержание и методы религиозного воздействия на родителей и их детей, задачи индивидуальной атеистической работы.
П. 2. Педагогическая помощь родителям и их детям и пути ее рационализации.
ГЛАВА Ш. СОТРУДНИЧЕСТВО ШКСШ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В БОРЬБЕ ЗА ГЛУБОКИЕ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.
Ш. I, Работа классного руководителя по атеистическому воспитанию учащихся.
1Д.2. Родители и общественность - помощники школы в Формировании атеистических взглядов и убеадений у детей и подростков.
ВЫВ ОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков"
Актуальность. Морально-политический облик советского человека формируется всем социалистическим укладом нашей жизни и в первую очередь под действием целенаправленной идейно-воспитательной работы. В связи с этим, как было отмечено на ХХ1У - ХХУ и ХХУ1 съездах КПСС, воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности делу коммунизма, полное преодоление пережитков прошлого в сознании людей, всестороннее и гармоничное развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры является сердцевиной всей идейно-политической работы. Ибо бесконечная творческая сила нашего общества кроется в активности и сознательности советских людей.
Советское общество сильно сознательностью масс. Поэтому улучшение идеологической, политико-воспитательной работы является предметом постоянной заботы партии и правительства. В постановлении ЦК КПСС от 26 ацреля 1976 года, которое является документом долговременного действия, по существу речь идет о перестройке многих участков и сфер идеологической, в том числе и атеистической работы. "Надо добиться, чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы отвечали современным запросам и потребностям людей". /3.1, с. 4/.
Подросток, получающий образование в советской школе должен обладать не только определенной суммой фактических знаний и умений, но и широким кругозором, научным мировоззрением, пониманием причин и путей развития природных явлений и исторических процессов. Он должен не только знать, что, где и когда произошло, но и понимать почему происходят те или иные явления или события и почему они такие, а не иные. Очень важно, чтобы он умел их объяснить и принимать правильные решения в сложных ситуациях. У него должно быть развито мышление человека-творца. В развитии такого мышления, как мы знаем, большая роль принадлежит, конечно всем школьным предметам. При их изучении формируются способность к творческому мышлению и научное мировоззрение, А научное мировоззрение, в свою очередь, ставит своей задачей раскрыть место человека в окружающей его мире, цроисховдение и сущность сознания, пути и способы познания цри-роды и общества. Поэтому в постановлении Пленума Центрального Комитета КПСС от 10 апреля 1984 года "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" еще раз подчеркивается что ".• Все усилия должны быть сосредоточены в том, чтобы воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотизм и интернационалистов, прививать учащимся высокие гражданские и нравственные качества, коллективизм, трудолюбие, ответственное отношение к учебе, непримиримость к чуздым нашему образу жизни взглядам и вкусам". /3.6, с. 12/.
Атеистическая работа, будучи одной из важнейших отраслей идеологического фронта, стала предметом исследований не только педагогов, но и философов, историков, психологов, этнографов, калщый из которых в своих работах освещает те или иные воцросы атеизма, касающиеся исследуемой ими темы. Ежегодно выходят в свет десятки работ, посвященных вопросам коммунистического воспитания, в том числе атеистического. Не имея возможности дать обзор всей литературе по интересующей нас проблеме, остановимся лишь на той, которая имеет непосредственное отношение к избранной нами теме.
Проблема атеистического воспитания учащихся в обучении всесторонне исследовалась А.Н. Алексеевым, М.Е. Дурановым, A.B. Иванченко, Н.М. Магомедовым, В.Н. Федоровой и др.; в процессе внеклассной работы А.Н. Алексеевым, П. Еитинасом, Н.С. Воробьевым,
М.Е. Дурановым, В.А, Ояисовой и др.; в национальных школах (в обучении и внеклассной работе) - З.С. Ахмеровым, С. Абдул-азизовым, P.A. Галибовым, С. Додобаевой, X. Рахимовым и др.
В основу разработки интересующей нас теш были положены выводы и рекомендации ученых педагогов республики, таких как Оби-дов И.О., Репа Ф.П., Арипов М. и других.
Отмеченные исследования представляют собой, безусловно положительное явление в педагогической науке, благотворно сказываясь на улучшении коммунистического воспитания учащихся. Авторы проделали немалую содержательную работу и сумели осветить целый ряд важных вопросов атеистического воспитания, оживили атеистическую пропаганду как среди учащихся, так и среди школьных коллективов в целом. Материалы, содержащиеся в указанных работах, в какой-то мере послужили фундаментом для методики использования их в курсе цреподавания различных предметных дисциплин. Во многих работах сделана попытка обобщить имеющийся ценный опыт по атеистическому воспитанию в отдельно взятых школах.
Тем не менее упомянутые работы не лишены и отдельных недостатков. Следует заметить, что вопросы методологии того или иного учебного предмета, которые могли бы быть средством атеистического воспитания, его философской основой, остаются вне поля зрения. В большинстве исследований при анализе темы в качестве доказательства приводятся только примеры, отдельные факты исторических событий, в которых по сути дела раскрываются лишь общая несостоятельность религии и вред, наносимый ею. Именно такой недостаток можно видеть в практике атеиетического воспитания во многих школах республики. А это в первую очередь проистекает от того, что все еще имеются такие учителя, которые сами страдают недостаточной теоретической подготовленностью в вопросах атеистического воспитания. В цроцессе исследования нам неоднократно приходилось сталкиваться с подобными фактами. В некоторых школах нашей республики отдельные учителя, стремясь изложить ту или иную тему под углом зрения атеистического воспитания, все внимание сосредоточивали в основном на реакционной сущности религии, ее классовом характере, в цро-шлом. Так, учителя истории, как правило, показывают это на примерах крепостнического строя или феодального общества, в то же время сегодняшняя реакционная роль религиозной идеологии и морели оставляется ими вне поля зрения. И такие действия в конечном итоге ведут к неутешительным результатам, когда учащиеся не будут иметь цравильного представления о социальной сущности религиозных пережитков, целях их модернизации и т.д.
Проведенные наблюдения показывают, что в школах нашей республики атеистическое воспитание фактически не выходит за рамки узкого цросветительства и критики религии. Учитель, говоря о вреде религии в основном сводит все к : показу аморальных действий представителей того или иного культа, сущность же научного марксистско-ленинского атеизма остается нераскрытой.
Следует сказать и о таком факте, что в большинстве изданных материалов педагогическая теория и практика атеистического воспитания в школе и семье страдают абстрактностью, отрывом от жизни, от непосредственных задач коммунистического воспитания нового человека. И к этому немаловажному делу почти совсем не привлекаются как родители, так и общественность. Авторы слабо знают школьную жизнь, поэтому постановка атеистической работы в школах выливается в простую самоцель. По их мнению главная цель атеистического воспитания состоит в выработке отрицательного отношения учащихся к религии, к религиозным представлениям об окружающем их мире.
Коммунистическая партия преследует задачу - воспитать не только безбожников, а вырастить сознательных строителей новой жизни, активных борцов за идеалы коммунизма, за общество, где не свирепствует частный капитал, где нет эксплуатации человека человеком. Все это требует дальнейшего теоретического и практического разрешения. В силу чего нам представляется целесообразным освещение избранной нами темы - "Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков
Объект исследования - процесс сотрудничества школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков.
Предметом исследования является процесс формирования воинствующего атеизма в сознании и чувствах школьников-подростков на основе объединения сил школы, семьи и общественности.
Цель - педагогически обосновать систему активизации тесного сотрудничества школы, семьи и общественности по научно-атеистическому воспитанию школьников-подростков и оказать более действенное влияние на дальнейшее улучшение и совершенствование научно-атеистического воспитания в системе общего коммунистического воспитания школьников, в том числе учащихся-подростков в школах республики.
Исходя из вышеизложенного, наш ввдвинута рабочая гипотеза о том, что имеется целый ряд вполне реальных возможностей активизации взаимного действия школы, семьи и общественности в сложном и многогранном процессе атеистического воспитания учащихся-подростков.
Поиск этих возможностей с учетом специфических особенностей воспитательного процесса в условиях Таджикской ССР и составил существо нашего исследования.
С учетом сформулированной гипотезы были определены следующие конкретные Задачи настоящего исследования:
1. Изучить и проанализировать опыт црактического решения задач атеистического воспитания учащихся в условиях Таджикской ССР;
2. Охарактеризовать возможные направления, пути и формы совместной деятельности семьи, школы, общественности по атеистическому воспитанию учащихся.
3. Разработать программу пропаганды;-атеистических знаний среди родителей, педагогов, представителей общественности с акцентом на овладение ими методикой, соответствующей воспитательной работе с учащимися.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма ^ленинизма о коммунистическом воспитании, включая атеистическое воспитание; Программа КПСС, решения и постановления партии и правительства по идеологическим вопросам и вопросам воспитания подрастающего поколения, изучались также директивы и распоряжения Министерства просвещения СССР и Таджикской ССР, педагогическая, философская и научно-популярная литература по вопросам атеистического воспитания, в том числе и статьи из периодической печати.
В цроцессе исследования нами были тщательно изучены и проанализированы црограммы, учебники и методические пособия для школ республики как с русским языком обучения, так и таджикским и узбекским под углом зрения содержания в них материалов, способствующих выработке научно-атеистических убеждений подростков. В системе видное место было уделено методу наблюдения, ибо данный метод необходим был как для выяснения характера атеистической зрелости подростков, так и для установления различных форм религиозности, как отдельных учащихся, так и семьи в целом.
Изучению и обобщению опыта организации атеистического воспитания непосредственно на уроках было уделено особое внимание. Мы стремились наблюдать уроки в их обычном течении, ход которых фиксировался с помощью цротоколов и технических средств. Нами посещено около 300 уроков. В процессе внеклассной работы мы также опирались на метод наблюдения. Записывали ход бесед, лекций, вечеров, посвященных семым разнообразным темам с целью придания им атеистического уклона в их содержании. Нами проделано 28 специальных показательных атеистических вечеров и зафиксировано 264 вечера разного содержания.
С целью изучения опыта работы школ наш проанализировано большое количество школьной документации, рассмотрены поурочные планы, планы воспитательных работ и различных школьных мероприятий, планы работ кружков, методических объединений учителей, изучены цротоколы педагогических советов, отчетов о постановке учебно-воспитательной работы в школе.
Исследование велось в основном в школах М 12, 34 и 44 гор. .Душанбе, районных и сельских школах республиканского подчинения, школах Исфаринского района Ленинабадской области.
Зцесь уместно сказать, что занимаясь вопросами научно-атеистического воспитания учащихся, мы столкнулись с необходимостью научно-атеистического обследования семей, а это, в свою очередь, навело на мысль о возможности применения социологических методов исследований. В ходе научно-атеистического обследования семьи мы пришли к следующим методическим соображениям: а) одной из неотложных задач педагогической науки на современном этапе ее развития является цроведение конкретных социально-педагогических исследований, на основе которых должны быть разработаны практические рекомендации по осуществлению научно-атеистических мероприятий. Основная цель изучения - вскрытие влияния положительных и отрицательных факторов условий жизни на состояние религиозности населения.
Условия жизни во всем многообразии сочетания факторов их материальных, моральных, психологических и других - исследуются советскими социологами. Социологи в последние годы провели ряд конкретных исследований, имеющих важнейшее государственное значение, среди которых есть работы, посвященные методике социологических исследований / 4.113/; б) социально-педагогические исследования являются одним из важнейших разделов программы конкретных социологических исследований, предце всего в методическом плане. Можно ли в наших сошально-педагогических исследованиях использовать методику. которой пользуются в настоящее время социологи? И этот вопрос является одним из предметов рассмотрения программы, которая прилагается к данной работе. При исследовании ряда материальных и психологических факторов, оказывающих влияние на показатели религиозности, требуется црименение социально-педагогических методик, при разработке которых могут быть использованы также и социологические методы. Например, одним из широко входящих в жизнь методов является метод оцроса, при котором исходным объектом информации являются индивидуум и семья. Многие стороны жизни изучаемой семьи могут быть выяснены педагогами путем опроса. Различают два основных вида оцроса: первое, интервью - оцрос "лицом к лицу" с участием исследователя и второе, анкета - заочный оцрос.
Социологи используют различные виды опроса. Для получения массовых статистических данных, касающихся больших коллективов, применяется так называемый массовый опрос. При этом интервьюер ведет беседу по заранее цриготовленному однотипному перечню вопросов. Этот вид оцроса может быть использован в социально-педагогических исследованиях, имеющих целью, нацример, установить влияние ряда конкретных факторов быта на религиозность населения школьного микроучастка. Применяемое социологами, так называемое творческое интервью (когда уже в ходе беседы намечаются не предусмотренные заранее вопросы), может быть использовано в социально-педагогических исследованиях в качестве подготовительного этапа к массовому изучению религиозности отдельных групп населения. Творчество интервью помогает самому интервьюеру на оцределяемом этапе исследования в составлении общего цредставления о предмете, в разработке плана исследований.
Опрашивание, используемое социологами при изучении общественного мнения (цри опросе выясняется мнение оцрашиваемых по какому-либо воцросу), можно применять также в социально-педагогических исследованиях, имеющих целью выяснение религиозного воздействия верующих на учащихся микрорайона той или иной школы, а также на все население в целом. Ко многим исследованиям быта и религиозности отдельных групп населения можно широко цривлекать студентов педагогических вузов и университетов. При этом они усваивают методику сбора материалов.
Советские социологи цри проведении конкретных социологических исследований широко использовали анкетный метод оцроса. В зависимости от целей, задач и объектов исследований, анкета могла быть использована в качестве основного и вспомогательного метода получения информации.
Нами был широко использован этот метод. Но данные, полученные в ходе анкетного опроса, много раз были сопоставлены с данными, полученными цри помощи других методов, и всегда наличествовали расхождения, мешающие ожидаемому результату. Ибо, не все, получившие анкету, добросовестно относились к ее заполнению или ответы зачастую характеризовались неискренностью, стереотипностью, уклончивостью. Для исключения стереотипности и неправдивости в ответах мы считали целесообразным проводить контрольные перекрестные опросы, тем не менее следует заметить, что и в этом случае полезный коэффициент действия также иногда давал срывы. Поэтому цри изучении степени религиозности населения и отношения их к религии анкетный щетод малоэффективен. в силу чего в цроцессе нашего исследования он был отклонен.
В социально-педагогических исследованиях педагоги, особенно атеисты, уже давно начали применять метод наблюдения как один из путей получения нужной информации. Это очень удобно и в настоящее время применяется во всех школах. Но, к сожалению, как показывает практика, ограничиваясь таким методом, педагог превращается в пассивного наблюдателя, что и является основным недостатком данного метода.
При постановке специальных социально-педагогических исследований отдельных групп населения в научно-атеистическом аспекте с успехом мы использовали педагогов и студентов-црактикан-тов, которые прикрепляются при дворовых площадках и постоянно находятся вблизи семей. Они хорошо могут использовать метод "наблюдения". Этот метод был применен, например, цри изучении условий воспитания детей на их психологическое и физическое развитие. При этом могут быть подвергнуты анализу школьные и семейные аспекты воспитания (изучение взаимоотношений детей в коллективе, выяснение внутрисемейных взаимоотношений, отношение семьи к религии, водят ли родители своих детей в церковь, мечеть, синагогу, в молельные дома; если данные родители религиозные, то как они относятся к окружающим - к сверстникам своих детей, к соседям. Бывает и так, что семья не религиозная, но к встрече религиозных цраздников родители относятся с любовью. Как это они объясняют своим детям и т.д.).
Оценка каждого из методов и совершенствование методики социально-педагогических исследований возможны только на осыове постановки конкретных обследований, т.е. не допускать смены одного метода другим цроизвольно. Методика цроведения обследования должна оцределяться характером исследуемого объекта и задачей исследования. Например, при изучении религиозных: групп, особенно баптистов, проведение и применение системы опросного метода вообще не дает никакого эффекта. С этой группой верующих лучше избрать другую форму - наблюдение и по возможности сбор устных сведений.
Любое социально-педагогическое конкретное исследование требует динамического наблюдения в течение более или менее цродолжительного времени. Изменение в степени религиозности изучаемых общественных групп, отдельных семей - это не моментальный, а длительный цроцесс. Поэтому необходимы повторные обследования одних и тех же групп населения с учетом изменений, цроисходящих за период после первоначального обследования. Программы обследований по возможности остаются прежними, хотя при повторном обследовании программа может быть расширена.
Следует однако подчеркнуть, что при социально-педагогических обследованиях наиболее целесообразным является цроведение посемейных исследований.
Особенности возрастно-полового состава, взаимоотношения мезду членами семьи и другие характеристики семьи оказывают влияние на многие стороны быта и, предце всего, на режим в нерабочее время - сон, отдых, удовлетворение культурных потребностей.
При изучении социально-бытовых условий жизни семьи необходимо дифференцировать их. Одни явления жизни семьи неразрывно связаны с социально-экономическими и культурными условиями той общественной группы, к которой принадлежит семья, другие имеют корни в самой семье - бытовые привычки, традиции, обряды, которые, хотя и изменяются под влиянием общих социальных и культурных цреобразований, но очень медленно и причем по-разному в городских и сельских семьях. Поэтому нам хотелось бы подчеркнуть, что педагогам не мешало бы смелее обращаться к практике работы социологов и заимствовать у них некоторые методы обследования, ибо с применением их намного облегчается исследовательская работа, о чем подробнее будет изложено в последующих главах.
Кроме всех указанных выше методов обследования, мы старались как можно ближе подойти к учащимся из семей верующих, вызвать их на задушевные беседы (во время экскурсий, в походах, в коллективных посещениях кино, театральных постановок, музеев и т.д.), вести дружественные беседы с их товарищами и сверстниками, с соседями. Анализы сочинений, письменных и устных ответов позволили сделать соответствующие выводы о тех или иных цричинах детской религиозности.
Разработка избранной нами темы осуществлялась поэтапно, которые условно можно определить следующим образом:
На первом этапе (1967-1970 гг.) - тщательное изучение особенностей атеистической воспитанности школьников-подростков и уровень общего их развития в опытных контрольных школах.
На втором этапе (1970-1973 гг.) исследование и обобщение литературных источников по вопросу коммунистического воспитания.
Большое значение придавалось обоснованию важнейших педагогических принципов системы научно-атеистического воспитания.
На третьем этапе (1973-1975 гг.) - все внимание было сосредоточено на совершенствовании и организации самого процесса научно-атеистического воспитания. Были обнаружены и выявлены объективные факторы и условия, оказывающие влияние на научно-атеистическое воспитание подростков, проверялась действенность отдельных форм и методов; определены основные требования к этой необходимой области коммунистического воспитания.
На следующем (четвертом) этапе (1975-1977 гг.) собранный материал был подвержен анализу и полученные выводы, основанные на данных предыдущих этапов совершенствовались, были определены воспитанием школьников-подростков.
На последнем этапе (1977-1984 гг.) полученные результаты уточнялись, велась интенсивная работа по их внедрению в жизнь школ республики. Работа получила окончательную обработку.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены условия по осуществлению комплексного подхода к научно-атеистическому воспитанию школьников-подростков в тесном контакте школы, семьи и родительской общественности, " к которым мы относим активизацию воспитательного процесса, направленного на предупреждение и цреодоление детских религиозных верований;
- систематизирован и обобщен накопленный опыт по объединению сил школы, семьи и общественности, педагогических коллективов школ (классных руководителей, завучей, директоров школ, ученических комитетов, пионерских и комсомольских организаций), ценность которого состоит в единстве воспитательного процесса и использование средств массовой коммуникации;
- на основе многолетней исследовательской работы и весьма близкого ознакомления с практикой атеистического воспитания в школах республики, обследования атеистической воспитанности детей, подростков и их родителей, анализа научных трудов и методических пособий по вопросам атеистического воспитания как в школе, так и непосредственно в семье автором выявлены особенности работы, к которым мы относим массовые, систематические и индивидуальные отличающимися богатством содержания и гибкостью форм.
Практическая значимость состоит в выборе объекта исследования, так как раньше в республике почти никто не занимался объединением сил школы, семьи и общественности по научно-атеистическому воспитанию школьников-подростков. Данное исследование поможет педагогам, классным руководителям, завучам, дцфекторам и другим работникам школ сосредоточиться в этом важном деле - в привлечении и объединении этих трех сил и в их тесном контакте целенацравленнее использовать для этих целей весь арсенал просвещения, ученические комитеты, пионерские и комсомольские организации, работу кружков, стенную печать, стенды и т.д. Органически сочетать научно-атеистическую воспитательную работу в цро-цессе обучения с внешкольной работой, расширить и приблизить антирелигиозную работу, проводимую в школе, в микрорайоне, среди родителей, учащихся с помощью самих родителей и общественности, сочетать в связи с этим массовые, групповые, а также индивидуальные формы научно-атеистического воспитания; в обязательном порядке связать работу и пропаганду научного атеизма с показом и сопоставлением высокого образца, лучшими результатами работы родителей учащихся.
Апробация* Для пропаганды полученных результатов и внедрения их в практику повседневной школьной жизни автор выступал на научно-практической конференции по общественно-политическому воспитанию школьников старших классов (Душанбе, 1971), на республиканских педагогических чтениях (Душанбе, 1975), на республиканской конференции молодых ученых (Душанбе, 1976), на заседаниях педагогических советов, семинарах учителей и классных руководителей, на августовском совещании учителей (Душанбе, 1984). Неоднократно были прочитаны лекции на классных и общешкольных родительских собраниях, в колхозных и совхозных клубах перед родителями. Результаты публиковались в виде статей в республиканских газетах "Коммунист Таджикистана", "Вечерний Душанбе", "Комсомола Тоджикистон", в изданиях общества "Знание", в журнале "Мактаби Совети", в сборниках республиканского Научно-исследовательского института педагогических наук, отдельной брошюрой и книгой.
По материалам диссертации, кроме газетных статей, опубликовано 5 работ, общий объем которых составил более семи печатных листов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
132 ВЫВОДЫ
Из многих практических задач в условиях развернутого коммунистического строительства главной является формирование нового человека с коммунистическим мировоззрением. Решение этой задачи предполагает окончательное преодоление религиозных пережитков среди всех слоев населения, включая и детей всех возрастов.
Сегодня обществу нужны люди не просто знающие, но умеющие мыслить, изобретать, дерзать. Ибо интеллектуальный потенциал народа является основным достоянием страны, А увеличить этот потенциал - одна из важнейших задач нашей школы, В докладе о пятидесятилетии СССР тов, Л.И, Брежнев отмечал, что "с продвижением вперед в дело создания материально-технической базы коммунизма, с повышением уровня народного благосостояния все большее значение приобретает такая задача, как формирование сознания людей, воспитание в каждом советском человеке качеств, необходимых для строителя коммунизма".
Формирование атеистических убеждений - это сложный процесс, который берет свои истоки с того момента, когда ребенок начинает сознательно мыслить и говорить. Становлению и развитию атеистических взглядов способствует сложный комплекс влияний, исходящих от специальных учреждений, детских и юношеских коммунистических организаций, семьи и широкой общественности, прямо или косвенно воздействующей на каждого ребенка. Естественно, что атеистическое воспитание поэтому не может быть успешно осуществлено без объединения усилий всех воспитателей, без должного к нему внимания со стороны семьи, школы и всего общества.
Наряду с другими вопросами нами были рассмотрены роль и значение семьи в формировании атеистических взглядов и убеждений у детей и подростков. В ходе изучения интересующей нас проблемы, мы убедились, с одной стороры, в том, что советская семья в абсолютном большинстве всем содержанием своей жизни и деятельности воспитывает у детей и подростков правильный материалистический взгляд на окружающий мир и происходящие в нем изменения, С другой стороны, нередки случаи, когда семья, где есть верующие, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, отрицательно влияет на воспитание детей, прививая им религиозные представления, понятия, идеи чувства и настроения.
Таким образом, изученные нами материалы, а также проведенная исследовательская и педагогическая работа в течение нескольких лет позволили придти к следующим выводам:
1. Для того, чтобы непосредственно воспитывать воинствующих атеистов с детских лет самим, а также наблюдать за тем, как протекает атеистическое воспитание в других семьях, в семьях товарищей и друзей своих детей, в детском саде и в школе, для того чтобы объединить свои усилия и усилия других воспитателей, родители должны быть сами воинствующими атеистами, обладать мастерством совместного со школой атеистического воспитания. А отсюда как следствие назрела необходимость в систематической мировоззренческой работе как с родителями первой группы (атеистами), так и с родителями второй группы (верующими и непрочно стоящими на марксистско-ленинских позициях в вопросах религии).
2. Ведущая роль в повышении знаний по истории атеизма, религии и церкви, а также в повышении методической культуры родителей принадлежит не только школе, обладающей коллективом профессионально подготовленных учителей и воспитателей, но и общественным организациям, партийным и комсомольским комитетам, учреждениям культуры.
3. Борясь за обеспечение единства действий школы и семьи в формировании атеистических убеждении у учащихся, учителя школы и представители общественности пропагандируют среди родителей решения партии и правительства по атеистическому воспитанию трудящихся, их детей и подростков, а также всей советской молодежи; рассказывают о методах, формах и приемах атеистического воспитания детей в семье, устанавливают единую программу действий, предполагающую активную поддержку с семьей всех начинаний школы, организуют помощь школе со стороны семьи в сплочении ученических коллективов.
Вся научно-воспитательная работа, проводимая с родителями по расширению их знаний из истории атеизма, религии, церкви, синагоги и мечети, а также по методике атеистического воспитания детей, поможет семье и школе найти наиболее результативные пути и средства освобождения сознания отдельных учащихся от религиозного дурмана и принять "профилактические" меры с тем, чтобы оградить подрастающее поколение от пагубного влияния религиозной идеологии и морали.
Решая задачу пропаганды научно-атеистических знаний, школа знакомит родителей с общими вопросами теории атеистического воспитания, консультирует их по отдельным вопросам методики, показывает положительные образцы мировоззренческой работы в семье, организует обмен опытом атеистического воспитания.
Школа должна иметь систему атеистической и естественно-научной пропаганды и шаг за шагом обогащать родителей все новыми и новыми мировоззренческими знаниями. Многолетний опыт атеистической работы с родителями и населением, экспериментальная проверка отдельных ее форм по эффективности воздействия на слушателей позволяет сделать вывод, что эта система складывается как по линии содержания атеистической и естественно-научной пропаганды, так и по линии методов атеистического воспитания детей в семье, Неприменными требованиями к научно-атеистической пропаганде по лишш содержания является: а) систематический показ достижений СССР в различных областях социалистической жизни путем демонстрации героических усилий советских людей в строительстве нового общества; б) тесная связь атеистической пропаганды с 01фужающей жизнью своего колхоза, завода, кишлака, района, города, всей страны; раскрытие атеистического содержания технического прогресса нашей страны; в) показ коренной противоположности науки и религии в понимании окружающего мира, природы, общественных явлений и событий; показ истории борьбы науки и религии; г) широкое освещение ханженской сущности религиозной морали, ее антиобщественного, античеловеческого характера и противопоставление ей нашей коммунистической морали.
Со стороны методов научно-атеистической пропаганды эти требования сводятся к следующим положениям: а) сочетание органического единства глубокой научности, популярности и убедительности в изложении материала; б) широкое использование дидактического материала. Наглядность - важнейший принцип обучения не только детей, но и взрослых. Его значение не ослабляется и при обучении родителей педагогическому делу. Показ того, как надо воспитывать, показ не только убедительным словом,но и наглядным приером - сильнейшее средство вооружения родителей методикой атеистического воспитания. Важно также учитывать разнообразие форм подачи научно-атеистического материала; в) воздействие не только на сознание родителей, но и на их чувства, а это значит, строгий учет эмоциональной стороны научно-атеистической и естественно-научной пропаганды, умение проникать в психологию родителей: заставлять их не только думать, но и чувствовать; г) в ходе пропаганды стремиться не только сообщать научные знания, но и показывать, как эти знания были добыты, завоеваны, как человечество пришло к ним.
И к содержанию, и к методике атеистического воспитания родителей необходим постепенный переход от широких тем к более узким, с целью их углубления с учетом специфики воспитания , детей и подростков в семье.
Необходимо помнить, что в раннем возрасте ребенок еще некритически относится к мировоззрению старших членов семьи. Авторитет родителей и ограниченность собственных знаний яеляются главной причиной, заставляющей детей усваивать религиозные представления родителей.
Есть семьи в общем хотя нормальные, но жизнь в них недостаточно содержательна, недостаточно интересна. И это происходит не из-за хозяйственных забот, а из-за недостатка культуры у самих родителей. Их интересы зачастую ограничиваются миром вещей. Такие семьи тоже нуждаются в помощи общественности. Их важно втянуть в такие дела, которые расширили бы круг их интересов.
Отношения как со стороны школы, так и со стороны общественности должны строиться на высоком уважении к семейным интересам, к родительскому авторитету. Хотя в нашей стране семья постоянно находится под воздействием социалистического общества, хотя на личность каждого родителя влияет трудовой коллектив, средства массовой информации, искусство, тем не менее школа не должна ни на йоту ослабить своего влияния в научно-атеистическом плане на зрения верующих родителей своих учеников.
Необходимо также всегда помнить, что у семейного воспитания есть свои незаменимые преимущества. И они состоят в том, в семье выявляется с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Раскрыть и обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей помогает родительская любовь.
Как показывают многолетняя педагогическая и исследовательская деятельность, во многих школах порой недооценивают и очень мало говорят о роли родительской любви в формировании человека. В семейном воспитании также вс1фываются недостатки, которые мешают нормальному развитию мировоззрения ребенка. Например, наряду с недостаточностью знаний природы ребенка, особенностей его душевного склада, у некоторых родителей наблюдается желание воспитать своих детей в религиозном духе. Они думают, что религиозность воспитывает в человеке хорошие моральные качества,
А ведь именно в этом возрасте должны быть заложены духовные начала, коммунистические нормы и моральные правила нашего общества.
Как показывает школьная практика, иногда верующие родители стараются скрыть свою религиозность. И дети из таких семей редко скажут о том, что их заставляют выполнять те или иные религиозные обряды. Они это скрывают и от учителей и даже от своих товарищей по классу. Поэтому перед учителями часто возникает вопрос, как узнать отношение родителей ребенка к религии. Порой учителям требуется немало сил и умений, настойчивости и времени, чтобы изучить ученика, его внутренний мир и членов его семьи. Педагоги должны еще до поступления ребенка в школу познакомиться с условиями его домашнего воспитания: ходил ли ребенок в дет-скйй сад или воспитывался дома, кто занимался его воспитанием, где работают его родители, кто на них оказывает религиозное влияние, какова микросреда ребенка. Личный пример родителей - важное средство семейного воспитания молодого поколения.
Семья эта та первичная ячейка общества, та среда, в которой осуществляется воспитательное влияние на новое поколение людей в раннем возрасте. Здесь они получают первые представления об окружающем мире. Здесь родители делятся своим жизненным опытом, вместе горюют, радуются и т.д. Поэтому у родителей больше возможности воздействия на детей.
Как известно, семья объединяет людей различных по возрасту, жизненному опыту и наклонностям.' И чем больше жизненный и социальный опыт членов семьи, чем выше их культура, взаимоотношения, тем действенней будет влияние на детей. Поведение родителей в семейном воспитании имеет решающее значение.
Если нам, учителям, приняв во внимание все эти высказывания, немного задуматься над тем, что родители ребенка являются религиозными и ежедневно перед глазами своего ребенка исполняют богослужения, совершают намаз, стоят на коленях перед икиной и т.д., то каким должен вырасти их ребенок»- Какая внутренняя борьба ежедневно происходит в этом ребенке - школьное воспитание и личный пример религиозных родителей! Кто победит в ней? Нам, учителям, здесь нельзя оставаться в стороне и ожидать только результата, а необходимо активно воздействовать на сознание родителей, помогать ученику правильно осмыслить и сделать свой выбор. Надо бороться за душу ребенка и постараться выработать в ней иммунитет антирелигиозности, с тем, чтобы в конечном счете укрепить в подростке атеистическое мировоззрение.
Порою родительский авторитет, его влияние мешает антирелигиозному воспитанию детей в школе, иногда наоборот, атеистическое мировоззрение родителей помогает правильному воспитанию детей, Родители - верные союзники и помощники школы в правильном атеистическом воспитании молодого поколения.
Старшие передают детям мудрость, опыт, приобретенные в жизни лучшие традиции и положительные привычки, оберегают детей от трагических ошибок, от бесполезной траты глысли, прививают благородные чувства и стремления. Между тем, когда речь идет о недостатках в воспитании детей, некоторые родители пытаются обвинить в этом школу и наоборот, имеются отдельные учителя, которые столкнувшись с трудным учеником, причину всех бед усматривают в семье, в родителях. Такие противоположные позиции мешают объединению сил школы и семьи в борьбе за коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Атеистическое воспитание детей требует дружной и активной совместной работы школы и семьи с привлечением общественности с тем, чтобы прочнее связать научно-атеистическую работу с воспитательной.
Как теоретические положения, так и практические указания данного исследования могут оказать большую помощь руководителям школ, учителям и классным руководителям, особенно, завучам по внеклассной работе в их педагогической деятельности по формированию диалектико-материалистического мировоззрения и научно-атеистических убеждений учащихся советских школ.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сезанаев, Авнер Хананияевич, Душанбе
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. МАРКС К,, ЭНГЕЛЬС Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 419-459.
3. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 639, 94, 61-62.
4. ЭНГЕЛЬС Ф. Диалектика црироды. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 339-626.
5. ЭНГЕЛЬС Ф. Происхождение семьи, частной собственности и.государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21,с. 23-178.
6. ЭНГЕЛЬС Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны-в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 486493.
7. ЛЕНИН В.И. Классы и партии и их отношение к религии и церкви. Полн. собр.соч., т. 17, с. 429-438.
8. ЛЕНИН В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.
9. ЛЕНИН В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч., т. 45, с. 23-33.
10. ЛЕНИН В.И. Об отношении рабочей партии и религии. - Полн. собр. соч., т. 17, с. 415-426.
11. ЛЕНИН В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т. 12, с. 142-147.
12. Официально-документальные материалы
13. Сб. Коммунистическая партия и Советское цравительство о религии и церкви. М.: Госполитиздат, 1959, - 320 с.
14. Советское законодательство о браке и семье. М.: Просвещение, 1972, - 52 с.
15. Устав средней общеобразовательной школы. М.: Педгоги-ка, 1970, - 32 с.
16. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
17. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду партии Советского Союза и очередные задачи в области внешней и внутренней политики. М.: Политиздат, 1981, - 112 с.
18. Основные направления экономического и социального развития СССР на.1981-1985 годы и на период до 1990 года. М.: Политиздат, 1981, 96 с.
19. О пятидесятилетии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи. Постановление ЦК КПСС. М.: Молодая гвардия. 1968, - 64 с.
20. ТЯНЕЛЬНИКОВ Е.И. Учиться, работать и бороться по Ленину. Отчетный доклад Центрального Комитета ВЛКСМ ХХП съезду ВЛКСМ 23 ацреля 1974 г. М.: Молодая гвардия, 1974, - 64 с.
21. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1965, - 64 с.
22. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 ацреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979.
23. О 110-й годовщине со дня ролщения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М., Политиздат, 1980.
24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., М., 1983.
25. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 ацреля 1984 г., М., 1984.4. К н и г и
26. АЩУЛАЗИЗОВ С. Дети должны быть свободными от суеверий. (На тадж.яз.). Душанбе, Ирфон, 1966, - 80 с.
27. АЛЕКСЕЕВ А.Н. Атеистическое воспитание подростков на уроках естественно-математических дисциплин. Благовещенск, 1966, - 336 с.
28. АЛЕКСЕЕВ А.Н. Атеистическое воспитание учащихся.цри изучении истории СССР в средней школе (пособие для учителей). М.: Просвещение, 1976, 304 с.
29. АЛИЕВА Б.А. Вера и разум. Махачкала. Дагкннгоиздат.1972, 175 с.
30. АЛМАЗОВ С. Сила доброго олова. Московский рабочий,1970.- 144 с.
31. АРИПОВ М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Ч,Ги П. Душанбе: 1962 и 1965 ч.1 162 е., ч.П- 190 с.
32. АНДРЕЕВ М.В. Марксисты и христиане: диалог. М.: Политиздат, 1983. - 64 с.
33. АСТАХОВА В. З^етий день творения. М. : Политиздат, 1969, 120 с.
34. Атеистическое воспитание в школе (вопросы теории и практики). Под редакцией Роговой P.M. М.: Педагогика, 1979, - 200 с.
35. Атеистическое воспитание школьников. Под редакцией А. Каримова и Г. Мирзоева. Душанбе: РВЦ ЦСУ Тадж. ССР.
36. АХМЕРОВ З.С. Воспитывать атеистов. М.: Изд-во АН РСФСР, 1962, - 104 с.
37. AUMPQB Н. Ислам и нации. М. : Политическая литература, 1975, - 144 с.
38. АШИРОВ Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политическая литература, 1972, - 152 с.
39. БАРДИАН A.M. Воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1973, - 208 с.
40. БАСИЛОВ В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970, -144 с.
41. БЕЛОВ A.B. Лженаставники юношества. М.: Педагогика,1973, 112 с.
42. БЕЛОВ А., ШИЛКИН А. Диверсия без динамита. М.: Политическая литература, 1972, - 175 с.
43. БЕЛОУСОВ Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата: Казахстан, 1974, - 200 с.-.4.19. БИКРИЦКИЙ В.М. Формирование научного мировоззрения и .нравственное воспитание трудящихся. Ташкент, Фан, 1972, - 239 с.
44. БОЛДЫРЕВ Н.И. Воспитание коммунистической морали ушкольников. М.: Учпедгиз, 1956, 232 с.
45. БОЛДЫРЕВ Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1971, 264 с.
46. БОЛДЫРЕВ Н.И. Методика воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1974, 223 с.
47. БРАЖНИК И. Правовые основы атеистического воспитания детей и подростков. М.: Знание, 1973, - 46 с.
48. ВАГАБОВ В. Ислам и семья. Махачкала. Дагкнигоиздат, 1973, - 48 с.
49. ВАГАБОВ В. О цутях цреодоления пережитков ислама в брачно-семейных отношениях. М.: Знание, 1978, - 270 с.
50. ВАСИЛЬЕВА Э. Семья и ее функции. М.: Статистика, 1975, - 184 с.
51. Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании: из опыта воспитательной работы под ред. Хрипко-вой А.Г. М.: Педагогика, 1978, - 176 с.
52. ВИНОГРАДОВ А. Действенная форма атеистического воспитания.' М.: Знание, 1978, - 46 с.
53. ВОПЖОВА Т.В. Учитель и семья. М.: Просвещение, 1980,- ПО с.
54. ГАЛИЦКАЯ И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука, 1978, - 112 с«.
55. ГАЛИЧ И. Психология и атеизм. Алма-Ата: Казахстан, 1977, - 98 с.
56. ГАФАРОВА М.К. Духовный облик женщины Советского Востока. Душанбе, Ирфон, 1969, - 208 с.
57. ГОШЬСТ Г.Р. Религия и закон. М.: Юридическая литература, 1975, - ПО с.
58. ГОРБАЧЕВ H.A. Диалектика и цроблемы атеизма. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1972, - 278 с.
59. ГОРЮША Э.Н. Мой 9 "в". М.: Знание, 1972, - 94 с.
60. ГРИГОРЬЯН Т. Противоположность религиозного и научного мировоззрения. М.: МГУ, 1973, - 100 с.
61. ГРШШОВ Л. Атеизм как утверждение бытия человека. -Кишинев, Шгийпца, 1973, 224 с.
62. ГРИШИН Б. Есть ли место для бога? М.: Детская литература, 1972, - 159 с.
63. ГУРЕВ Г.А. Великий конфликт. Борьба между наукой и религией. М.: Наука, 1965, - 216 с.440. 1УРЕВ Г.А. 0.вере в бога* (Школьникам об атеизме). М.: Учпедгиз, 196I, 104 с.441. 1УСАРЕВА 0. Равнодушным быть нельзя. М.: Мысль,1973,-183 с.
64. ДОЛГОВ K.M. Диалектика и схоластика. М.: Политиздат, 1983, 160 с.
65. ДУРАНОВ М.Е. Атеистическое воспитание в семье и школе. Челябинск, 1961, 84 е.; ,
66. Ш,. ДУРАНОВ М.Е. Формирование научного мировоззрения школьников. Челябинск. 1969, 28 с.4*45. ДУРАНОВ М.Е. Научно-атеистическое воспитание подростков. Челябинск, 1972, 176 с.
67. ДУРАНОВ М.Е., Вопросы теории я.практики научно-атеистического воспитания учащихся старших класоов в процессе обучения. Челябинск, 1973, 252 с.
68. ЕФРЕМОВ А.Н. Атеистическое воспитание на уроках химии.- М.: Просвещение, 1972, 135 с.
69. ЗАБОРОВ М.А. Как душу в плен берут. М.: Советская Россия, 1974, - 256 с.
70. ЗАКЛАДНАЯ В., ЦЕЛИКОВА 0. Если в. семье есть дети.- М.: Московский рабочий, 1961, 144 е., с. 23.
71. ЗАХАРОВА A.B. Воспитание подростка в семье. М.: Знание, 1973, - 32 с.
72. ЗЫЕКОВЕЦ В.Ф. От бога, ли нравственность. М.: Политическая литература, 1961, - 148 с.
73. ИВАНЧЕНКО A.B. Атеистическое воспитание учащихся в процессе изучения обществоведения. М.: Просвещение, 1981, 160 с.
74. Индивидуальная работа с верующими. Сб. статей, М.:1. Мысль, 1974, 198 с.
75. КАЛАШНИКОВ М.Ф. Молодое поколение и. /религия. Пермь,1977, 312 с.
76. КАЛАШНИКОВ М.Ф. Разговоры по душам. Пермь, 1982,72 с.
77. КАЛИНИН М.И. О воспитании коммунистичеекой сознательности. М.: Политическая литература, 1974, - 278 с.
78. КАСИДОВСКИЙ 3. Библейские сказания, изд. 4-е. М.: Политическая литература, 1978, - 455 с.
79. КАУШОНСКИЙ Н. Баптистская мораль: Чему она учит? -Одесса: Маяк, 1974, 115 с.
80. КЛИМОВИЧ Л.И. Праздники и посты ислама. М.: ОГЙЗ, 1941, - 104 с.
81. КЛОЧКОВ В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль,1978, 287 с.
82. КОЖЕВНИКОВ A.C. Атеистическое воспитание сельского населения. М.: Советская Россия, 1974, - 144 с.
83. КОЛОНИЦЕСИЙ П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности. М.: МЕУ, 1975, - 183 с.
84. КОНОВАЛОВ Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука; 1974, - 167 с.
85. КОСТЯШЕСИН Э.Г., ШАПОШНИКОВА Л.Б. Организация продленного дня в 1У-УШ классах. М.: Педагогика, 1971, - 256 с.
86. КРАСНОУСОВ А.М. Русские, писатели в борьбе с религией и церковью. М.: Учпедгиз, i960, - 60 с.
87. КРУПСКАЯ Н.К. Из атеистического наследия. М.: Наука, 1964, - 308 е., с. 26 , 59-60, 99.
88. КШВЕЛЕВ И.А. История,религии. Очерки в 2-х томах, т. I. М.: Мысль, 1975, - 416 с.
89. КРЬШЕЛЕВ И.А. История, религии. Очерки в 2-х томах, т. 2. М.: Мысль, 1976, - 419 с.
90. КРЫВЕШЕВ И.А. Раскопки в библейких странах. М.: Советская Россия, 1965, - 320 с.
91. КРИВИН Ф. Божественные истории. М.: Политическая литература, 1966, - 182 с.
92. КУЗЬМИНА Т. и MACJLOB Е. Праздникам и обычаям новое социалистическое содержание. М.: Профиздат, 1975, - 80 с.
93. КУЗЬМИН И.А. С верой в человека. (Из практики работы партийных организаций Казахстана по атеистическому воспитанию трудящихся). Алма-Ата: Казахстан, 1971, - 276 с.
94. ЛЕБЕДЕВ A.A. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976, - 72 с.
95. ЛЕБЕЩИНЕЦ Г.М. Диалектика социальных корней религии. Львов, ЛГУ, 1975, - 240 с.
96. ЛЕНСУ М.Я. Основы атеистического воспитания. Минск, Вншэйшая школа, 1976, - 255 с.
97. ЛИВШИЦ Г.М. Очерки историографии библии и раннего хре-стианства. Минск: Вышэйшая школа, 1970, - 408 с.
98. ЛИВШИЦ Г.М. Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. Минск: Вышэйшая школа, 1973, - 510 с.
99. ЛИД А. Научно-атеистическое воспитание школьников в цроцессе обучения биологии. М.: Педагогика, 1976, - 120 с.
100. ЛИСОВЦЕВ Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М.: Мысль, 1971, - 280 с.
101. ЛОБОВИК Б. А. Обеденное религиозное сознание гносеологический анализ. Киев, КРУ, 1971, - 174 с.
102. ЛОПАТКИН P.A., ФУРСИН И.И. Социалистическая обрядность и ее роль в атеистической воспитании населения. М.: Знание, 1979, - 64 с.
103. ЛУНАЧАРСКИЙ A.B. Об атеизме и религии. М.: Мысль, 1972, - 512 с.
104. ЛЯЛИН^Г.С. Баптизм, иллюзии и реальность. М.: Политическая литература, 1977, - 176 с.
105. МАДЩЩВ P.M. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин. Душанбе: Дониш, 1977, 88 с.
106. МАКАРЕНКО A.C. О воспитании в семье. М.: Учпедгиз, 1955, - 320 с.
107. МАКАРЕНКО A.C. Проблемы школьного воспитания. М.: Учпедгиз, 1963, - 140 с.
108. МАКАТОВ И., ГАМЗАТОВ Ш. и МУСЛИМОВ С. Религиозные пережитки и атеистическое воспитание молодежи. Махачкала: Дагучпед-гиз, 1975, - 147 с.
109. МАРЬЯНОВ Б. Отвоеванное небо. М.: Московский рабочий, 1971, - 120 с.
110. МЕЗЕНЦЕВ В. Энциклопедия чудес, кн. 3. Природа и человек. М.: Знание; 1979, - 208 с.
111. МЕЦ АДАМ. %сульманский ренессанс, изд. 2-е. М.: Наука, 1973, - 474 с.4*91. МИТРОХИН Л.Н. Баптизм. М.: Политическая литература, 1974, - 264 с.
112. МОРГУНОВ И. Г. С пережитками црошлого в воспитание нового человека. Рига: Лиесма, 1973, - 195 с.
113. МОСКАЛЕНКО А.Т., ЧЕЧУЛИН A.A. Микросреда верующего,и атеистическое воспитание. Новосибирск; Наука, 1979, - 222 с.
114. Настольная книга атеиста. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1974, - 447 с. ■
115. НИКИТИН В.Н. Атеизм как социальное явление. Л,: Лен-издат, 1977, - 104 с.
116. ОБВДОВ И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР. Душанбе: Ирфон, 1968, - 296 с.4.97».ОКУЛОВ А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1976, 87 с.
117. ОСИПОВ А.Х. Продолжаем разговор с верующими. Л.: Лениздат, 1962, - 172 с.
118. А2МЕЕК0ВА К. К вопросу о некоторых особенностях психического развития детей, подверженных религиозному влиянию (сб. тр. аспирантов и соискателей Кирг. ун-та, вып. 7, ч. 2, Фрунзе, 1975, с. 80-87.
119. АРКАНОВ А., АЛЕКСАНДРОВ Л. Меэду небом и землей. "Вечерний Душанбе", 1971, 13 сентября.
120. АХМЕЩОВ А., ИВАНОВ С. Черный круг. Вечерний Душанбе, 1971, II ноября.
121. РАБИНСКИЙ Ю.К. Совместная деятельность школы,, семьи и общественности по воспитанию подрастающего поколения в духе, идеалов коммунизма,преданности советскому государственному общественному строю. Советская педагогика, 1974, Л 2, с. 97-108.
122. БУЛЬТРИКОВА Б. Б., Совместная деятельность школы, семьи и общественности в организации внеклассного времени учащихся. Советская педагогика, 1972, № 12, с. 48-54.
123. ВШШГАРД С. Научно-атеистическое воспитание детей ' в школе. Народное образование, 1955, №12, с. 52-61.
124. В Центральном Комитете КПСС. Известия, 1973,.29 июля.
125. ГАБРУСЕНКО В.А. Соотношение атеистического и нравственного воспитания молодежи. В кн.: Социальные вопросы воспитания иобразования. Томск, 1979, с. 131-143.
126. ГОЛОВИН Ю. Школа и семья (на опыте педколлективов Кировской обл.). Народное образование,'1975, № 10,с. 16-21.
127. ГРЕБНИКОВ И.В. Повышение педагогической кулыуры родителей основа совершенствования семейного воспитания школьников. - Советская педагогика, 1976, № II, с. 61-67.5.11,, Династия Минеевнх. Правда, 1981, 14 ноября»
128. КЛЕМЕНТЬЕВА Г. Чрезвычайное происшествие. -тКомсомолец Таджикистана, 26 ноября 1971 г.
129. Миллионы Хатама Кенджаева. "Коммунист Таджикистана", 1973, 20 мая.
130. О некоторых особенностях атеистического воспитания школьников в современных условиях. Советская педагогика. 1976, $ 8, с. 44т-51.
131. СЕРДККОВА Н.И. Проблемы семейного воспитания в трудах Н.К. Крупской. В кн.: Формирование научного мировоззрения и нравственного воспитания советских школьников. Благовещенск, 1969,с. 457-466.
132. СПИРОВ В. В тисках христианской догматики. Наука и религия, 1970, Я 5, с. 73.
133. СУРКОВ В. Командировка в рай. Известия, 1963, 6 июля.
134. ШНАЙДЕР Е.М. 0 некоторых формах, педагогической пропаганды. В сб.: Общественно-политическое воспитание учащихся старших классов. Душанбе, 1971, с. 171-178.
135. ХРИПКОВА А.Г. В труде и учении воспитать достойную смену (о.формах и методах совместной работы школы, семьи и общественности). Семья и школа, 1977, № II, с. 4-7.
136. ХРИПКОВА А.Г. О пропаганде педагогических знаний в свете решений ХХУ съезда партии. Советская педагогика, 1977, }£ 2,с. 3-9.
137. ХРИПКОВА А.Г. Общественно-педагогические принципы взаимодействия школы, семьи и общественности в области формирования коммунистического сознания и поведения надрастающих поколений. Советская педагогика, 1975, $ I, с. 94-106.
138. ТАЛИБОВ P.A. Формирование основ научно-материалистического, атеистического мировоззрения учащихся восьмилетней школы. Автореф. . канд. пед. наук, Душанбе, 1971, 24 с.
139. ГАЛИЦКАЯ И. А. Особенности проявления и причины сохранения религиозных пережитков среди молодежи. Автореф. дисс. . канд. пед. наук, М.: 1970, 32 с.
140. РАХИМОВ X. Научно-атеистическое воспитание учащихся начальных классов таджикских школ: Автореф. . канд. пед.наук,-Душанбе, 1969, -46 с.