автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся средней школы с казахским языком обучения (на материалах преподавания астрономии в условиях межпредметных связей)
- Автор научной работы
- Тулегенов, Шалкар
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Алма-Ата
- Год защиты
- 1982
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тулегенов, Шалкар, 1982 год
Введение 3-J
Глава I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО - АТЕИСТИЧЕСКОМУ" ВОСПИТАНИЮ УЧАПЩХСЯ И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В КАЗАХСКИХ ШКОЛАХ 19
§ I. Системный подход к научно-атеистическому воспитанию учащихся " 19
§ 2. Состояние научно-атеистического воспитания учащихся казахских средних школ 28-3
§ 3. Состояние и пути улучшения подготовки и повышения квалификации учителей астрономии по научно -атеистйческому воспитанию учащихся 36
Глава П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АСТРОНОМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 45
§ 4. Обзор и анаяиз программ, учебников и методической литературы по астрономии с точки зрения научно-атеистического воспитания учащихся 45
§ 5. Экспериментальная проверка совершенствования содержания и средств научно-атеистического воспитания учащихся на уроках астрономии 50
§ 6, Результаты опытной работы по реализации принципа межпредметных связей на уроках астрономии в целях' совершенствования формирования системы научно-атеистических понятий у учащихся. " 77
Глава Ш. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕШ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АСТРОНОМИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 107
§ 7. Совершенствование форм массовых внеклассных: и внешкольных мероприятий атеистического содержания " 109
§ 8. Совершенствование групповых кружковых внеклассных занятий атеистического содержания 118
§ 9. Организация индивидуальной атеистической работы с учащимися " 130
§ 10. Проведение научно-атеистического воспитания учащихся в процессе организации астрономических наблюдений 136
Введение диссертации по педагогике, на тему "Совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся средней школы с казахским языком обучения (на материалах преподавания астрономии в условиях межпредметных связей)"
Основоположники марксизма-ленинизма впервые в истории человечества с материалистических позиций объяснили происхождение религиозных верований, выявили пути и средства их преодоления, определили задачи научно-атеистического воспитания трудящихся масс. В.И.Ленин писал: "Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма . Надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс" /1.13, с.415-426/.
Коммунистическая партия и Советское правительство, руководствуясь атеистическим наследием классиков марксизма-ленинизма, уделяют особое внимание научно-атеистическому воспитанию людей. В Программе КПСС подчеркивается, что "партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду,терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая всё полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах" /2,3, с. 121-122/,
В программных установках ХХ1У съезда КПСС также указывалось на то, что "борьба с тем что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей, - это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех передовых сил нашего общества" /3.1, с.84/.
ХХУ съезд КПСС подчеркивал необходимость утверждения в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, идейной стойкости и умения противостоять любым формам буржуазного влияния /3.2, с.75/.
Наряду с актуальными вопросами коммунистического строительства на ХХУ1 съезде КПСС была выдвинута задача ". по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека", в том числе религиозных пережитков /3.3, с.64/.
Коренные социальные преобразования, происшедшие в нашей стране, явились основой для преобразований в духовной сфере. В настоящее время СССР из страны с подавляющим большинством религиозного населения превратился в общество массового атеизма. Религия практически утратила влияние на большие социальные группы нашего общества. Особенно широкое распространение получила система взглядов,отвергающих религиозные представления и религию в целом в среде молодёжи, школьников. Как показали социологические исследования, проведенные в ряде областей нашей страны, убежденные атеисты и неверующие составляют среди юношей и девушек около 97 % /4.80, с.168/.
Ещё в своё время, указывая на то, что процесс отмирания религии не происходит стихийно К.Маркс писал: "наше мнение таково: религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Её исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию". /1.6, с.474/.
Атеистическое воспитание учащейся молодежи неразрывно связано с экономическими и социальными преобразованиями, с духовным прогрессом советского общества, развитием науки и техники, ростом культуры, совершенствованием системы образования молодежи.
В нашей стране достигнуты огромные успехи в научно-атеистическом воспитании, но часть населения всё ещё не свободна от религиозных пережитков. Констатируя глубокий кризис религии в стране, нельзя вместе с тем недооценивать её позиций, тем более не помнить что к сегодняшнему дню религиозными организациями накоплен огромный опыт пленения человеческих душ.
Религиозные представления и чувства все еще пропагандируются ими в широком масштабе, систематически и интенсивно. Доказательством тому являются данные конкретно-социологических исследований религиозности, проведенные Институтом научного атеизма Академии общественных наук при UK КПСС.
В настоящее время, в СССР насчитывается около полусотни религий и вероисповеданий /4.85, с.29/, действует более 20 тысяч православных храмов, кирх, мечетей, буддийских дацанов, костелов и других организаций /5.17, с.48/.
Согласно данным, полученным на основе изучения религиозности в целом ряде регионов Советского Союза, в том числе и в Казахстане, под влиянием религии в той или иной степени в отдельных регионах находится ещё 25 - 30 процентов взрослого населения /4.85, с.42/.
Деятельность религиозных организаций способствует сохранению религиозных пережитков, оказывает известное противодействие атеистическому воспитанию советских людей. Об этом говорят следующие данные: "лишь за последние 3-4 года верующими религиозных культов построены десятки новых церквей и молитвенных домов, появились новые мечети и костелы" /5. Г7, с.48/.
В Казахстане, например, существует около 100 религиозных объединений, функционируют 16 православных церквей, 26 мечетей. Вместе с тем в республике действует более 50 незарегистрированных обществ мусульман, руководимыми фанатикаш-неофициальными муллами /2.9/. Член Политбюро Щ КПСС, первый секретарь Щ Коммунистической партии Казахстана Д.А.Кунаев на ХУ съезде Коммунистической партии республики особо отмечал, что "в ряде районов южных областей вольготно себя чувствуют "бродячие" муллы. Не снижается религиозная обрядность" /2.2, с.68/.
Изучение проблемы атеистического воспитания актуально ещё и в связи со следующими причинами. В настоящее время, буржуазные реакционные идеологи в условиях острой идеологической борьбы между социализмом и капитализмом хотят использовать религию как орудие против социализма. При этом пытаются навязать молодежи буржуазную идеологию, отвлекая её от активного участия в строительстве коммунизма в нашей стране.
В своей антикоммунистической пропаганде служители культа выделяют различные направления борьбы за умы молодежи, например, как, фальсификация политики Советского государства по отношению к религии и церкви, искаженное отношение советской молодежи к религии. Атеистическое мировоззрение советской молодежи изображается на Западе как нечто случайное, искусственное, привнесенное, а не как результат достижений социализма в нашей стране в различных областях науки, культуры, жизни. Специально организованные антикоммунистические центры Запада распространяют религиозные книги и брошюры чтобы повлиять на молодежь.
Среди многих каналов, посредством которых антикоммунистические круги пытаются распространить религиозные идеи, являются и многочисленные радиопередачи.
Все это заставляет серьезно задуматься над вопросами научно-атеистического воспитания детей и молодежи, над ограждением их от тлетворного влияния религиозных пережитков, встречающихся до сих пор. Большая роль и особое место в этом важном деле принадлежит советской школе. На современном этапе советская школа добилась значительных успехов в коммунистическом воспитании учащихся, в формировании у них научно-атеистического мировоззрения.
Однако отмеченные выше явления свидетельствуют о том, что цели и содержание атеистического воспитания учащихся сегодня не упрощаются, а усложняются. Поэтому долг учителей, глубоко и последовательно формировать у учащихся научно-атеистические взгляды и убеждения. Эта задача чрезвычайно актуальна для Казахстана, где часть учащихся и молодежи, особенно в условиях сельской местности все ещё остается под влиянием ислама. Изучение путей проникновения исламской религии в сознание учащихся, причин сохранения в их среде религиозных взглядов, обычаев и традиций - важная задача педагогического исследования, содействующего выработке обоснованных рекомендаций по формированию научно-материалистического и атеистического мировоззрения учащихся.
Разработке и осуществлению конкретных мер по усилению атеистического воспитания школьников послужил ряд постановлений Щ КПСС и Совета Министров СССР: "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду" /2.5/, "Об усилении атеистического воспитания населения" /2.7/, "Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы" /2.8/, "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года /2.6/ и др.
Актуальность атеистического воспитания школьной молодежи на современном этапе определила к этой проблеме повышенный интерес многих ученых-педагогов /А.Н.Алексеев, П.Р.Атутов, Ю.К.Бабанский, Н.К.Гончаров, А.И.Дулов, М.Е.Дуранов, И.Д.Зверев, В.А.Крутецкий, И.С.Марвенко, Э.И.Моносзон, К.Д.Родина, Н.А.Рыков, М.Н.Скаткин, Ю.П.Сокольников, Г.И.Щукина и др./.
Увеличилось число диссертационных работ, посвященных различным аспектам атеистического воспитания. Только за последние 20 лет защищено около 70 кандидатских и 3 докторских диссертаций. Для нас в историческом плане особый интерес представляет докторская диссертация А.Н.Алексеева защищенная им в 1955 году, в которой сделается серьезная попытка теоретически обобщить все достижения советской школы и педагогической мысли в области атеистического воспитания школьников почти за пятидесятилетний период Советской власти. Автор на большом фактическом материале, анализируя значительное количество педагогических исследований определил место, содержание, формы и методы атеистического воспитания детей и подростков восьмилетней школы /6.1/.
Разработке педагогических основ научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы посвящены кандидатские диссертации Е.Н.Алешко, Г.Г.Быковой, И.М.Кузьменко, И.Л. Пальтеровича, Л.Г.Нышта, Н.В.Таранникова, Н.С.Воровьева, В.Л.Сен-чило, Л.С.Ризаевой, Н.Н.Магомедова, К.Дадыбаевой и др.
Отдельные исследования авторов посвящены разработке научно-атеистического воспитания учащихся в национальных школах, и в частности в Казахстане /К.Нурмагамбетов /7.3/, Ш.Амантурлин /7.1/, К.Болеев /6.4/, А.Токбергенов /7.5/, Б.Юсупов /7.6/ и др./
К сожалению, в вышеназванных работах исследователей Казахстана не затрагиваются вопросы о роли курса астрономии средней школы и межпредметных связей в начно-атеистическом воспитании учащихся с Казахским языком обучения.
Кроме того, у нас мало исследований, раскрывающих особенности научно-атеистического воспитания'учащихся в условиях школы с казахским языком обучения, где необходимо учитывать общее и особенное в религиозных верованиях казахов, состояние религиозности и атеистической воспитанности учащихся. Анализ научной литературы по избранной нами проблеме привел нас к.некоторым выводам: до настоящего времени не всё ясно в отношении следующих очень важных общепедагогических вопросов: какое место в атеистическом воспитании должен занимать каждый учебный предмет ; как использовать при этом межпредметные связи ; каково должно быть соотношение классной, внеклассной и внешкольной работы ; как наиболее полно использовать в атеистическом воспитании идейное содержание учебных предметов.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность в педагогической и методической литературе основ процесса научно-атеистического воспитания при обучении астрономии в X классе средней школы в условиях межпредметных связей астрономии с другими естественнонаучными дисциплинами, историей и обществоведением, и совершенствование системы внеклассной и внешкольной работы межпредметного характера атеистического содержания, мы выбрали эту проблему^ в качестве диссертационного исследования.
К сожалению, проблема научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии в средней школе в условиях межпредметных связей до сих пор не была предметом специального исследования и в педагогическом и в методическом планах. Лишь некоторые вопросы научно-атеистического воспитания в курсе астрономии затронуты в диссертации А.С.Алешкевича /6.2/. Он в силу специфики своей темы исследования не ставил разработку системы атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии.
Кроме того, для учителей астрономии ещё не созданы методические пособия, раскрывающие содержания и методику научно-атеистического воспитания учащихся на материале школьного курса астрономии, за исключением некоторых статей в периодической печати.
Как показывает наше исследование, школьный курс астрономии дает очень богатый материал для широких мировоззренческих и научно-атеистических выводов. И прежде всего, на наш взгляд, важнейшее значение курса астрономии в совершенствовании научно-атеистического воспитания учащихся определяется его особой ролью в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, составной частью которого является научно-атеистическое воспитание.
Курс астрономии создает естественно-научную основу для критики и разоблочения как в целом всей религиозной картины мира, так и всевозможных религиозных предрассудков и суеверий о телах, явлениях и процессах, происходящих во Вселенной. В процессе изучения основ современной астрофизики и галактической астрономии учащиеся убеждаются в материальности мира, в его единстве, естественной закономерности всего происходящего в природе, принципиальной познаваемости и неисчерпаемости мира. Далее, изучая основы космогонии и космологии, учащиеся вооружаются знаниями, убеждающими их в том, что материя вечна и бесконечна, что она не исчезает и не создается вновь, она несотворима и неуничтожима, а лишь только меняет свои формы.
Наша проблема продиктована была ещё и тем, что в процессе изучения астрономии мы изыскивали возможности мировоззренческого, научно-атеистического характера в использовании межпредметных связей. Мы считаем, что межпредметные связи являясь отражением всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, наиболее способствуют развитию диалектического мышления учащихся, помогают сознательному усвоению учебного материала, пробуждают интерес к изучаемым предметам и явлениям, способствуют формированию целостного, научно-материалистического и атеистического мировоззрения учащихся. Этот аспект межпредметных связей и представлял для нас особый интерес, так как он мало разработан в педагогике /4.55 ; 4.98/. Известно, что по вопросу о межпредметных связях имеется большая литература. Этой проблемой занимаются различные исследователи /Э.И.Моносзон, Д.И.Зверев, В.М.Сафронов, А.А.Бейсенбаева, А.В.Щербаков, Н.И.Горбачева и др./. Однако межпредметные связи во всех этих работах рассматриваются в различных научно-педагогических аспектах, но в целях атеистического воспитания при изучении астрономии в казахских школах этот вопрос не получал освещение.
В настоящее время, в плане нашей темы, особую актуальность приобретают мысли Н.К.Крупской об атеистической подготовленности учителей: "учителю, - писала она, - мы должны предъявлять категорическое требование - быть убежденным антирелигиозником" /1.17, с.24/. Практика показывает, что большинство учителей слабо подготовлено к атеистической работе в школе.
Изучение опыта преподавания астрономии в ряде школ г.Чимкента и Чимкентской области, беседы с учителями различных предметов и методистами института усовершенствования учителей, а также посещения уроков учителей астрономии и изучения методической литературы показывало:
- большинство учителей массовой школы слабо используют богатые возможности учебных предметов, в том числе астрономии, в плане научно-атеистического воспитания учащихся ;
- ныне действующие школьные программы и учебники, методические пособия по астрономии недостаточно раскрывают сущность научно-атеистических мировоззренчиских понятий о небесных явлениях ;
- в школах не разработана система внекласных и внешкольных занятий по астрономии атеистического содержания;
- учителя астрономии имеют слабую подготовленность к проведению атеистической работы учащимися и родителями.
Как показывает наше исследование, что из 127 учителей физики и астрономии /окончившие педвуз до 1962 г./ Чимкентской области одна третья часть вообще не изучала научный атеизм в институте, половина не реализует вопросы программы в целях атеистического воспитания, 97 из них в личной библиотеке не имеют литературы по научному атеизму и атеистическому воспитанию учащихся.
В связи со всем выше сказанным мы считаем, что для восполнения этого пробела необходимо в плане нашей темы совершенствовать систему атеистической подготовки учащихся и переподготовки учителей в педвузах, ИУУ и школах.
Предметом нашего исследования является совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии в условиях межпредметных связей.
Объект исследования; обучающая и воспитывающая деятельность учителя астрономии, направленная на формирование атеистической воспитанности школьников, а также учебно-познавательная атеистическая деятельность учащихся.
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигались положения о том, что можно совершенствовать систему научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе, при условии усиления атеистической направленности уроков и внеклассно-внешкольных работ с использованием межпредметных связей, экранных и визуальных средств наглядности с ориентиром на формирование системы основных астрономических понятий и атеистической воспитанности школьников, учитывая специфические особенности обучения казахских школ.
Цель исследования - совершенствовать систему научно-атеистического воспитания школьников при обучении астрономии в условиях межпредметных связей и применения ТСО, а также учета характерных особенностей учащихся с казахским языком обучения.
Соответственно с гипотезой определились следующие задачи исследования: выявить возможности совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся. Изучить и дать оценку состоянию атеистического воспитания школьников, разработать различные подсистемы, способствующие совершенствованию системы научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии в школе.
В аспекте нашей темы исследования совершенствование системы научно-атеистического воспитания учащихся представляет разработка' и реализация совокупности следующих подсистем различного характера, функционирующих на основе принципов системного подхода:
I/. Система специфических особенностей работы учителя астрономии и учебно-познавательной деятельности учащихся с казахским языком обучения в процессе изучения астрономии /см. § 2/ ;
2/. Система научно-атеистических понятий по астрономии /10 понятий, см. §5/ ;
3/. Система внеклассных и внешкольных работ по астрономии / см. главу 3/ ;
4/.Система средств научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии ;
5/. Система форм реализации межпредметных связей в процессе преподавания астрономии ; б/. Система исследований научно-атеистического воспитания учащихся в обучении астрономии с использованием системы методов изучения /анализ, наблюдение, анкетирование, беседы, опытная работа, педэксперимент/ ;
7/. Система подготовки и повышения квалификации учителей астрономии по научно-атеистическому воспитанию учащихся /см. § 3/.
В опытно-экспериментальной работе в систему средств научно-атеистического воспитания учащихся на уроках астрономии были включены учебные материалы межпредметного характера, кино-диафильмы, диапозитивы, плакаты, местные примеры и факты атеистического содержания.
Система форм реализации МПС имели предшествующий, сопутствующий и перспективный характер.
Система исследования научно-атеистического воспитания учащихся по астрономии состояла из определенной последовательности изучения: анализ литературы и работы школ, определение уровня атеистической воспитанности учащихся, наблюдение за атеистической деятельностью школьников в школе и дома, отбор основных научно-атеистических астрономических понятий для уроков и внеклассных работ, разработка критериев отбора научно-атеистического материала, организация экспериментальных уроков и опытно-проверочных внеклассных и внешкольных работ по астрономии, обработка результатов педагогического эксперимента.
Методологической основой исследования явились учения классиков марксизма-ленинизма о религии и атеизме, решения съездов
КПСС, директивных решений Щ КПСС и Советского правительства по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, в частности по научно-атеистическому воспитанию. Исходной базой исследования выступает ленинская теория познания о материалистическом понимании явлений природы и принцип системного подхода.
Для решения вышепоставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение научно-педагогической, методической и атеистической литературы.
2. Педагогическое наблюдение с целью совершенствования путей, форм и методов научно-атеистического воспитания учащихся в процессе изучения астрономии и на материале межпредметных связей.
3. Изучение и обобщение опыта работы учителей.
4. Анкетирование, интервьюирование учителей, анализ письменных работ учащихся, беседы с ними и родителями.
5. Опытно-экспериментальная работа в 4 городских и сельских школах Чимкентской области.
6. Личный семнадцатилетний опыт преподавания астрономии и физики в средней школе и в педагогическом институте, а также систематическое участие в работе курсов областного института усовершенствования учителей.
На основе исследования нами было подготовлено методическое пособие для учителей под названием "Атеистическое воспитание учащихся на уроках астрономии" /на казахском языке/, где был изложен экспериментально-обучающий материал, проверенный во многих школах Чимкентской области.
Базой опытно-экспериментального исследования служили школы №7 им.К.Спатаева, № 26 им.Джамбула г.Чимкента ; школы им.В.И.Ленина и им. Т.Тажибаева Бугунского района Чимкентской области.
Этапы исследования: Проблема научно-атеистического воспитания учащихся при обучении астрономии на материале межпредметных связей нами изучалась в течение восьми лет - с 1974 по 1932 годы и может быть условно разделена на четыре этапа.
На первом этапе /1974-1975гг/ изучалась научно-педагогическая, методическая литература и практика преподавания астрономии в школе.
На втором этапе /1976-1977 гг/ была проведена опытно-проверочная работа в шести классах трех школ.
На третьем этапе /1978-1979 гг/ проверялись и уточнялись основные положения гипотезы, была разработана научно-теоретическая основа исследования и структура диссертации.
На четвертом этапе /1980-1982гг/ проводилась опытно-экспериментальная работа с обработкой её результатов. Особенностью уроков в экспериментальных классах от уроков в контрольных классах усиление атеистической направленности, в отличие учебного материала на основе межпредметных связей, а также использование ТСО в целях формирования 10 основных мировоззренческих астрономических понятий. В этот период учителя экспериментальных классов по нашим методическим разработкам вели уроки астрономии.
В процессе исследования было охвачено анкетным опросом 350 слушателей подготовительного.отделения Чимкентского пединститута, 286 учителей /в т.ч. 193 человека-учителя физики и астрономии/, 280 учащихся десяти классов двух школ Чимкентской области ; была разработана методика проведения уроков астрономии по 21 теме, из них в диссертации приводились описания уроков по 12 темам; педагогический эксперимент проводился в шести классах двух школ с охватом 168 учащихся десятых классов, а в четырех контрольных классах проверялось формирование астрономических понятий у 112 школьников ; проводилась также индивидуальная атеистическая работа среди 21 учениками, экскурсии в историко-краеведческий музей / в двух школах для 55 учащихся/ ; был организован атеистический кружок в четырех школах, где участвовали 72 ученика и один тематический вечер в этих же школах с охватом более 350 человек.
Научная новизна исследования:
1. Разработка системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии с учетом межпредметных связей на основе принципов системного подхода.
2. Определение путей и форм совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся по астрономии с позиций системного подхода.
3. Разработка методики проведения уроков астрономии в условиях межпредметных связей в целях формирования системы атеистических астрономических понятий, способствующих совершенствованию системы научно-атеистического воспитания учащихся.
4. Выявление новых форм и путей внеклассно-внешкольной работы по астрономии с реализацией принципов межпредметных связей.
Основные положения исследования, вжосимые на защиту:
- система научно-атеистического воспитания учащихся по астрономии и её совершенствование ;
- пути и способы фомрирования системы основных атеистических астрономических понятий, способствующих усилению атеистической воспитанности ^/чащихся ;
- дидактические условия совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся при проведении внеклассно-внеш-кольной работы по астрономии.
Практическая значимость исследования:
I. Оказание помощи учителям астрономии по постановке научноатеистического воспитания учащихся на основе принципов системного подхода.
2. Разработка содержания и методики проведения уроков и вне-классно-внешкольной работы по астрономии.
3. Издание методического пособия для учителей астрономии по совершенствованию системы научно- атеистического воспитания учащихся на уроках астрономии.
Апробация работы. Методические разработки уроков, внеклассных и внешкольных занятий атеистического содержания, подготовленные нами, используются учителями в школах республики, где работают выпускники Чимкентского пединститута и слушатели ИУУ. В период педагогической практики студентами проводились уроки и внеклассно-внешкольные мероприятия атеистического содержания. Материалы исследования были доложены на ежегодных научно-теоретических и методических конференциях Чимкентского педагогического института /1974-1981 гг/, читались лекции на курсах ИУУ и в школах.
Результаты исследования были опубликованы в 12 журнальных статьях и в одном методическом пособии, общим объемом 2,5 печатных листа.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 219 страницах машинописного текста. Библиография состоит из 262 наименований литературы. Имеются иллюстрации: 14 таблиц, I график, I диаграмма, 5 рисунков.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы.
Разработка содержания системы внеклассно-внешкольной работы по астрономии межпредметного характера с атеистическим содержанием - один из путей совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся.
Одной из форм совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе в условиях казахских школ является разработка содержания и методики организации астрономических наблюдений и индивидуальной атеистической работы с учащимися.
Организация кружковой работы и проведения тематического вечера по астрономии с использованием принципов межпредметных связей служит одним из дидактических условий совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся.
Заключение.
Научно-атеистическое воспитание дает наибольший эффект тогда, когда оно проводится по определенной системе как органическая часть всего учебно-воспитательного процесса школы. Такая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий учебного и воспитательного характера, осуществляемых через содержание учебного предмета, форм, методов и средств обучения, а также систему внеклассно-внешкольной работа
В качестве теоретико-философской основы нашего исследования нами был принят системный подход к научно-атеистическому воспитанию учащихся. С позиции системного подхода нами разработаны пути совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся. На основе системного подхода мы определили систему научно-атеистического воспитания учащихся -в процессе преподавания астрономии, состоящую из трех подсистем, функционирующая на организационно-педагогическом уровне управления.
В целях совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся нами вявлялись методологические, физиолого-пе-дагогические и педагогические основы управления межпредметных связей астрономии с другими учебными предметами.
Разработана методика проведения уроков астрономии / в условиях межпредметных связей/ на основе результатов педагогического эксперимента в целях эффективного формирования системы астрономических понятий, способствующей совершенствованию некоторых: подсистем системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе.
Мы считаем, что разработка содержания и методики организации астрономических наблюдений и индивидуальной атеистической работы с учащимися - одна из форм совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания астрономии в школе.
Система научно-атеистического воспитания учащихся имеет компоненты, неразрывно связанные между собой, такие как: систематическое сообщение основных сведений по атеизму на уроках и во внеклассной и внешкольной работе ; привлечение учащихся к участию в проведении посильных для них атеистических внеклассных и внешкольных мероприятий ; подготовка учителей к атеистической работе и повышение их. квалификации.
Качество и эффективность научно-атеистического воспитания учащихся зависят, с одной стороны,-от единства школы и семьи, с другой стороны,- от согласованных воздействий всех учителей и классных руководителей.и общественных организаций школы.
Опыт убеждает, что очень важно, чтобы атеистическое воспитание пронизывало все школьные учебные предметы, и по мере возможности использовать все виды как классной, так и внеклассной, внешкольной работы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Эпизодически проводимые вечера, конференции, лекции и т.д., хотя и ценные в познавательном и воспитательном отношениях, не могут заменить или исчерпать атеистическое воспитание в преподавании учебных дисциплин.
Среди школьных дисциплин в осуществлении научно-атеистического воспитания учащихся, как показывает наше исследование,одно из ведущих мест должно быть отведено и астрономии - дисциплине завершающей предметы естественно-математического цикла и использующей запас знаний, полученных учащимися ранее. Для этого важно заранее наметить, по какой теме, на каком уроке и какой атеистический материал будет использован, а также определить,с помощью каких методов и приемов лучше изучить его, какую форму организации учебной работы применить /урок-рассказ, урок-лекцию, сообщение, поисковую беседу с демонстрацией наглядного материала,/ обращать внимание на вооружение их умениями познавательной деятельности, привлекать учащихся к элементам исследования, учить их опираться на данные местных: факторов, обобщению итогов, за-фиксации итогов проделанной работы.
Наше исследование показало, что научно-атеистический материал; внесенный в содержание урока, и как продолжение во внеклассную и внешкольную работу повышает интерес к предмету, расширяет их знаний и кругозор, обогащает урок и,самое главное, способствует лучшему усвоению программного материала, формирует атеистические убеждения. О действенности научно-атеистического мировоззрения можно судить по степени сформированное™ мировоззренческих-понятий по астрономии и атеистической воспитанности учащихся.
При изучении атеистического материала и формировании атеистических понятий учителю астрономии следует применять разнообразные методические приемы и средства, такие какУ привлечение данных научного эксперимента ; постановка опытов атеистического содержания ; рассказы учащихся о выполнении атеистических поручений ; рассмотрение данных самонаблюдений и обсуждение материалов экскурсии ; использование плакатов, таблиц, кино-диафильмов, диапозитивов и дополнительной литературы по астрономии атеистического содержания и т.д.
Атеистический материал, включенный в содержание урока/должен быть тесно связан с данными науки астрономии. Только в этом случае учащиеся осознают необходимость выполнения атеистических поручений и используют их в повседневной жизни, в семье, школе и в общественно-полезной деятельности.
Соответственно задачам исследования обоснован отбор атеистического материала. Одним из критериев отбора учебного материала для использования его в целях научно-атеистического воспитания учащихся является учет характера распространения и проявления религиозных суеверий учащихся, религиозного влияния на них, каналов и форм этого влияния, сферы общения учащегося вне школы. Важно учитывать также общее и особенное в религиозных верованиях местного населения. Кроме того, нельзя давать материал, не-соответствугащий уровню развития учащихся, их возрастным особенностям.
Названные критерии отбора атеистического материала и дидак -тические условия его раскрытия были выявлены и уточнены при разработке педагогического эксперимента в нескольких казахских школах. Для этого прежде всего были выделены основные темы, имеющие атеистическое содержание в курсе астрономии X класса.
Специальное внимание обращалось на понимание учащимися главного, существенного в содержании учебных тем. Отбирался такой атеистический материал, который логически связан с содержанием соответствующих уроков астрономии, и тем самым определилась совокупность изучаемых понятий и научных фактов.
В научно-атеистическом воспитании учащихся необходимо шире использовать межпредметные связи. Одним из действенных факторов в реализации межпредметных связей в процессе преподавания астрономии в целях научно-атеистического воспитания учащихся является использование фактов из истории борьбы науки и религии, рассматриваемой по другим предметам. При этом необходимо учитывать модернизацию религиозных учений, их приспособление к современным достижениям науки. Критика несостоятельности религиозных представлений - общая задача всех учебных предметов, в том числе астрономии. Научно-атеистическое воспитание учащихся поэтому нельзя рассматривать вне межпредметных связей.
Для формирования обобщенных научно-атеистических понятий по астрономии очень важны межпредметные связи предшествующего, сопутствующего и перспективного характера. Тогда межпредметные связи дагбт возможность делать более широкие обобщения,' формируя у учащихся целостное материалистическое, научно-атеистическое мировоззрение.
На основе общепринятой классификации в педагогике внеклассных и внешкольных занятий учащихся нами разработан ряд форм и видов работы атеистического содержания межпредметного характера во взаимосвязи их как между собой, так и с уроками астрономии. Была показана роль астрономических наблюдений в атеистическом воспитании учащихся с использованием легенд, мифов, суеверий встречающихся среди казахского народа. Учитывая это, индивидуальная работа с учащимися проводилась с учетом особенностей пережитков религиозных верований местных населений.
Одним из дидактических условий совершенствования системы научно-атеистического воспитания учащихся является организация кружковой работы и тематического вечера по астрономии с использованием принципов межпредметных связей.
В системе научно-атеистического воспитания учащихся особую роль играл специально организованный кружок "Юный астроном-атеист". Кружковцы были инициаторами проведения бесед, лекций, викторин, вечеров,конференций по атеистическим вопросам. Они готовили к урокам опыты, демонстрации, выпускали газеты, плакаты, таблицы, фотомонтажи, рукописные журналы, транспаранты, стенды, участвовали в подготовке и проведении вечеров, оформляли уголок атеиста для учащихся.
В специально организованной групповой внеклассной работе атеистического- содержания были описаны и реализованы конкретные виды деятельности учащихся, направленные на их активное участие в атеистической работе. Выявлены возможности тесной связи этой работы с конкретными особенностями религиозных пережитков местного населения казахов.
Определенную роль в системе массовых внеклассных и внешкольных мероприятий играют учебные экскурсии атеистического содержания. Они позволяют не только углублять и применять знания учащихся, но и знакомят их с разнообразной работой по астрономии и атеизму. Особое место в атеистическом воспитании учащихся занимают экскурсии в историко-краеведческий музей. Нами подробно описано содержание и методика проведения экскурсии межпредметного характера по астрономии в историко-краеведческий музей.
С учетом сравнительного анализа кинофильмов атеистической тематики разработана методика их использования на кинобеседах, кино-лекциях, киновечерах. В одной из опытных школ был организован кинолекторий по атеизму.
Педагогическая эффективность научно-атеистического воспитания учащихся подтверждена данными количественных и качественных характеристик знаний и наблюдений за практической деятельностью учащихся.
Из материалов исследования вытекает ряд практических рекомендаций :
- при совершенствовании программ и учебников по астрономии последовательнее отражать в них атеистический материал ;
- включить в программу курса по переподготовке учителей через областного ИУУ вопросы атеизма и атеистического воспитания учащихся ;
- создать в помощь учителям астрономии методическое пособие по научно-атеистическому воспитанию учащихся на материале астрономии ;
- эффективно использовать методические объединения учителей астрономии в деле повышения квалификации их по атеизму ;
- улучшить в педвузах подготовку будущих учителей по научно-атеистическому воспитанию учащихся ;
- создать в школах семинары для учителей по теории и методике научного атеизма и научно-атеистического воспитания школьников.
Мы вполне понимаем, что наше исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы научно-атеистического воспитания школьников. По нашему мнению, ещё ждет своего исследования проблема подготовки и переподготовки учителей школ к научно-атеистическому воспитанию учащихся по линии областного ИУУ, в школах, педвузах и университетах, в системе политического просвещения. Кроме того, мы считаем, что ещё недостаточно разработан комплексный подход к научно-атеистическому воспитанию учащихся, особенно на стыке связей атеистического воспитания с интернациональным, патриотическим, эстетическим, правовым, трудовым воспитанием. На наш взгляд,не вскрыта ещё в полной степени роль некоторых отдельных учебных предметов и факультативных занятий в атеистическом воспитании учащихся и т.д.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тулегенов, Шалкар, Алма-Ата
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. -Соч., т.З, с.3-5.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т.20,-745 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т.21. - 827 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф.,-Ленин В.И. О религии. -М.:Политиздат, 1975. 440 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. О религии. М.: Политиздат, 1955. - 303 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45» с.474. ,
8. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Поитиздат,1969.-358 с.
9. Энгедьс Ф. Анти-Дюринг. М.: Политиздат, 1959. - 483 с.
10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.ПСС, т.18. -525 с.
11. Ленин В.И. Философские тетради. ПСС, т.29. - 782 с.
12. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. ПСС, т.45, с. 23-33.
13. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. ПСС, т.29, с.316-322.
14. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. ПСС, т.17, с.415-426.
15. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования. 3 ноября 1920 г. ПСС, 5-е изд., т.41, с.398-408.
16. Ленин В.И. Новейшая революция в естествознании и философский идеализм. ПСС, т.18, с.264-332.
17. Ленин В.И. Социализм и религия. ПСС, т.12, с.142-147.
18. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. -М.: Просвещение, 1964. 214 с.
19. Официально-документальные материалы
20. Брежнев JI.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т.3.4. М.: Политиздат, 1972, 1974. - 535 е., -488 с.
21. Кунаев Д.А. Отчетный доклад Центрального Комитета Компартии Казахстана ХУ съезду Коммунистической партии Казахстана. -Алма-Ата: Казахстан, 198I. 448 с.
22. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
23. Конституция СССР. М.: Правда, 1977. - 48 с.
24. Об усилении атеистического воспитания населения. Постановление ЦК КПСС от 16 июля 1971 г. сб.документов "Об идеологической работе КПСС". М.: Политиздат, 1977. - 310 с.
25. Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.
26. Текущий архив ЦК КП Казахстана. Алма-Ата: 1970.
27. Программы средней школы, 10-й год обучения. Геология, мине. ралогия, астрономия, НКПр. М.:Учпедгиз, 1933.
28. II. Программы средней школы. Астрономия, НКПр. М. .'Учпедгиз, 1938. '
29. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Учпедгиз, 1943-1945.
30. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Учпедгиз, 1948.
31. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Учпедгиз, 1954.
32. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение , 1954.
33. Программы средней школы. Физика, астрономия. М.: Просве-ние, 1969.
34. Программы восьмилетней и средней школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение, 1981. - 45 с.
35. Программы восьмилетней и средней школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение, 1982. - 47 с.
36. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.
37. Материалы XX1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 197I. -320 с.
38. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.
39. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат,198I. 223 с.
40. Абишев X. Народная астрономия. Алма-Ата: Казгосиздат, 1959. - 320 с.
41. Абишев X. Рассказы о небе. Алма-Ата:Казахстан, 1969. -258 с.
42. Акназаров Х.З. Основы научного атеизма. Алма-Ата: Мектеп, I9S8. - 331 с.
43. Актуальные вопросы атеистического воспитания /Под ред.В.Д. Тимофеева. Алма-Ата: Казахстан. 1976. - 358 е.
44. Алешкевич А.С. Формирование материалистического мировоззрения при изучении астрономии в школе. Минск: Народная ас-вета, 1976. - 107 с.
45. Алексеев А.Н. Атеистическое воспитание учащихся на занятиях' предметных крухков. Благовещенск: 1963. - 100 с.
46. Алексеев А.Н. Атеистическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе по истории СССР. М.: Просвещение, 1981. - 301 с.
47. Алешко Е.Н. Факты разоблачают религию. М.: Госучпедгиз, 1963. - 65 с.
48. Амантурлин Ш.Б. Дети, родители и атеистическая работа. -Алма-Ата: Мектеп, 1976. 32 с.
49. Амантурлин Ш.Б. Пережитки анимизма, шаманства, ислама и атеистическая работа. Алма-Ата: Мектеп, 1977. - 132 с.
50. Аристов Г.А. За материалистическое мировоззрение в астрономии. М.: Знание, 1952. - 32 с.
51. Артемьев А.И. 0 комплексном, системном подходе к атеистическому воспитанию. Алма-Ата: Знание, 1977. - 68 с.
52. Арсенкин В.Г. Путь к разуму и сердцу. М.: Политиздат, 1967. - 46 с.
53. Астрономия и мировоззрение: Сборник статей. М.: Знание, 1972. - 48 с.
54. Атеистическое воспитание: Формы и методы. М.: Знание,1981. 64 с.
55. Атеистическое воспитание в школе: Вопросы теории и практики /Под ред.Р.М.Роговой.-М. .'Педагогика, 1979. 200 с.
56. Атеизм и современное естествознание: Сборник статей. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 119 с.
57. Атеизм советского школьника: Сборник научных статей. -JI. : МГПИ им.А.И.Герцена,■1974. 79 с.
58. Атеистическое воспитание учащихся: Опыт и проблемы. М.: Педагогика, 193I. - 152 с.420.' Атеистическое воспитание студенческой молодежи: Сборник трудов ученых социалистических стран. М.: Высшая школа, 1977. - 198 с.
59. Ахмеров З.С. Воспитывать атеистов. М. : АПН РСФСР, 1962. - 104 с.
60. Бабанский 10.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
61. Бабанский 10.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 80 с.
62. Батурина Г.И. Роль и место межпрежметных связей в обучении.-В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М.: АПН СССР, 1974. - 31 с.
63. Бобосов Е.М. Научно-технический прогресс и религия. М.: Знание, 1973.
64. Боданов Й.К., Болеев К.Б., Ткаченко Б.А. Актуальные вопросы атеистического воспитания. Джамбул: Знание, 1976. - 52 с.
65. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1981, с. 16.
66. Болдырев Н.И., Данилов М,А. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М.: Педагогика,197I. - 352 с.
67. Валиханов Ч.Ч. Собр.сочинений. T.I. Алма-Ата: АН КазССР, 1931. - 777 с.
68. Вечера по физике'в средней школе. Составитель З.М.Бравер-ман. М*: Просвещение, 1939. - 267 с.
69. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е.Гмурмана. М.: Педагогика, 198I. - 144 с.
70. Волынский Б.А. и др. Задачи и упражнения.по астрономии. -М.: Просвещение, 1935. 106 с.
71. Вопросы воспитания системный подход /Под ред.Л.И.Новиковой. - М.: Прогресс, 198I. - 136 с.
72. Воронцов-Вельяминов. Очерки о Вселенной. М.: Наука, 1980, - 672 с.
73. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. ?• М.: Учпедгиз, 1947.
74. Веронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Учпедгиз, 1954.
75. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 классасредней школы. М.: Просвещение, 1954.
76. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1969.
77. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 198I. - 151 с.
78. Воробьева М.§. Атеистическое воспитание детей в семье и школе. Алма-Ата: Казгосиздат, 1933. - 48 с.
79. Воспитание в процессе обучения /Сборник статей, М.: Учпедгиз, 1962. - 244 с.
80. Воспитательная работа в школе /Под общ.ред. М.И.Кондакова.-М.: Просвещение, 1977. 351 с.
81. Воспитание школьников во внеурочное время. М.: Просвещение, 1971. 207 с.
82. Вульфов Б.З., Поташкин М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М.: Просвещение, . 1978. - 192 с.
83. Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука, 1978. - 112 с.
84. Гончаров Н.К. Атеистическое воспитание в школе. М.: Знание, 1959. - 63 с.
85. Григорьян Т.Г. Противоположность религиозного и научного мировоззрения. М.: МГУ, 1973.- 100 с.
86. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высшая школа, 1967. - 295 с.
87. Гуров Ю.С. Мировоззрение молодежи и атеизм. Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1975. - 126 с.
88. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М.А. Данилова и М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1975. - 304 с.'
89. Дуранов М.Е. Научно-атеистическое воспитание подростков.-Ккно'-Уральск, 1972. 174 с.
90. Дуранов М.Е. Вопросы теории и практики научно-атеистического воспитания учащихся в процессе обучения. -Челябинск, 1973. - 251 с.
91. Ефимецко В.®. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
92. Ефремов А.Н. Атеистическое воспитание на уроках химии. М.: Просвещение, 1972. - 135 с.
93. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977,, - 64 с.
94. Зверев И.Д., Ли А.Д. Атеистическое воспитание учащихся всвязи с изучением биологии /на каз.языке/. Алма-Ата, Мектеп, 1972. 76 с.
95. Зверев И.Д. Научно-атеистическое воспитание на уроках биологии. М.:. АПН РСФСР, 1961. - 64 с.
96. Иванов В. Комплексный подход к воспитанию. М.: Знание, 1978. - 64.с.
97. Иванов И. Г.- Значение естествознания в формировании атеистического миропонимания. М.: Знание, 1969. - 63 с.
98. Иванченко А.В. Атеистическое воспитание учащихся в процессе изучения обществоведения. М.: Просвещение, 1978. - 93 с.
99. Искаков М. Народный календарь / на каз.яз./. Алма-Ата: Казахстан, 1980. - 318 с.
100. Исследования по общей теории систем.- М.:Прогресс, 1969, с. 10.
101. Калашников М.Ф., Курочкин П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи, М.: Знание, 198I. -64 с. '
102. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения. -М.: Просвещение, 1972. 384 с.
103. Клор 0. Естествознание, религия и церковь. М.: Госполитиздат, I960. - 133 с.
104. Козлов И.Ф. и др. Методика воспитательного процесса. Лекция по педагогике. М.: Просвещение, 1969. - 336 с.
105. Комаров В.Н. Космос, бог и вечность мира. М.: Госполитиздат, 1963. - 215 с.
106. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. - 446 с.
107. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука. 1974. -158 с.
108. Коновалов Б.Н. Комплексны!-! подход в научно-атеистическом воспитании. М.: Знание, 1982. - 62 с.
109. Коробейников А.С. Некоторые вопросы атеистического воспитания на уроках географии. М.: Просвещение, 1964. - 98 с.
110. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1976. 303 с.
111. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
112. Кудайкулов М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1975. - 96 с.
113. Кудайкулов М.А. и др. Технические средства обучения в школе. Алма-Ата: Мектеп, 1969. - 240 с.
114. Кудайкулов М.А. Использование современных технических средств в обучении и воспитании учащихся. Алма-Ата: Знание, 1972. - 60 с.
115. Кудайкулов М.А. Наука и религия о небесных телах. Алма-Ата: Казгосиздат, 1962. - 100 с.
116. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической4работы. М.: Знание, 1930.- 64 с.
117. Крывалев И.А. Религиозная картина мира и её богословская модернизация. М.: Наука, 1968. - 292 с.
118. К обществу свободному от религии. М., 1979? с.168. ,
119. Левитан Е.П. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения и научно-атеистическое воспитание учащихся на уроках астрономии. М.: МГЙУУ, 1955. - 69 с.
120. Левитан Е.П. Методика преподавания астрономии в средней школе. М.: Просвещение, 1965. - 227 с.
121. Ли А.Д. Атеистическое воспитание.школников. Алма-Ата:1. Знание, 197I. 43 с.
122. Ли А.Д. Научно-атеистическое воспитание школьников в процессе обучения биологии. М.: Педагогика, 1976. - 120 с.
123. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе идей. М.: Политиздат, 1975. - 62 с.
124. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире.-М.: Знание, 1982. 64 с. .
125. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.
126. Марат Я.Н. Атеистическое воспитание учащихся' во внеклассной работе. Минск:'Народная асвета, 1967 . - 88 с.
127. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
128. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
129. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб.статей /Под ред.В.Н.^еодоровой,-М.: Просвещение, 1980. 207 с.
130. Методика воспитательной работы в школе. Составители Э.С. Кузнецова, А.В.Бардина. М.:Просвещение, 1967. - 415 с.
131. Методы педагогических исследований. Лекции /Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
132. Методика преподавания астрономии в средней школе. Колл. авторов. М.: Просвещение, 1973. - 254 с.
133. Мельчаков Л.Ф. Уроки природоведения в 3 классе. М.: Просвещение, 1976. - 128 с.
134. Молодежи атеистическую убежденность. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 112 с.
135. Молодежь и атеизм /Под ред. И.А.Галицкой и др.- М.:Мысль,1971. 143 с.
136. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. - 199 с.
137. Атеистическое воспитание. -"Правда" от 18 августа 1971 г.
138. Болеев К. Готовим воинствующих атеистов. Школа Казахстана, 1972, ДО 6. с.17-21.
139. Болеев К., Тулегенов Ш. Атеистическая работа Актюбинского планетария. Физика в школе, 1980, ДО 6, с.79-80.
140. Болеев К.Б. Тулегенов Ш. Воспитывать воинствующих атеистов.-Земля и Вселенная, 1976, ДО б, с.58-59.
141. Болеев К.Б., Тулегенов Ш. Приглашает кинолекторий. Наука и религия, 1977, ДО 5, с.30.
142. Ботвинников А.Д. Об организации и методах деятельности ис-• следователя. Советская педагогика, 198I, ДО 4, с.85-93.
143. Воронцов-Вельяминов Б.А. Научно-атеистическое воспитание учащихся при изучении астрономии. В кн.:Преподавание физики и астрономии в средней школе по новым программам. - М.: Просвещение, 1970. - с.294-298.
144. Воспитывать атеистов. Физика в школе, 1972, ДО 2, с.3-5.
145. Воспитание атеистов важная задача школы. - Физика в школе, 1975, ДО 4. с.4-9.
146. За усиление научно-атеистической работы в процессе преподавания физики и астрономии. Физика в школе, 1955, ДО 1,с.З-9.
147. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема. - В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М.: НШ общей педагогики АПН СССР, 1975, с.4-19.
148. Каменецк'ий C.S. Научно-атеистическая пропаганда в школе.-Физика в школе, 1955, if-0 2, с.80-81
149. Карницкий П.Н. Связи в преподавании астрономии и физики. -в сб.: Преподавание астрономии в школе /Под ред.проф.Б.А. Воронцова-Вельяминова. М.: Просвещение, 1955, с.105-126.
150. Карницкий П.Н., К^рницкая В., Элементы астрономии и космонавтики в школьном курсе. Народное образование, 1973,7, с. 39-41. '
151. Клевенский 10.Н. Атеистическое воспитание учащихся на уроках астрономии. Физика в школе, 1979, Р 6, с. 60-62.
152. Куницкий Р.В. Астрономия в атеистической пропаганде. -Земля и Вселенная, 1965, Р I, с.43-47.
153. Куроедов В.А. Неотъемлемая конституционная норма социалистического государства. Коммунист, 1980, Р 5, с.45-55.
154. Лебедева 0. Астрономические знания школьникам. - Народное образование. 1976, Р 3, с. 33.
155. Левитан Е.П. Выше идейный уровень преподавания астрономии в средней школе. Физика в школе, 1970, Р I, с.9-18.
156. Левитан Е.П. Элементы астрономии и космонавтики в новой десятилетней средней школе. Земля и Вселенная, 1969, Р .5, с.72-75.
157. Монахов Н.И. Об учете результатов воспитания школьников. -Советская педагогика, 1966, Р 7, с.52-57.
158. Монахов Н.И. Проблема критериев эффективности воспитания. -Советская педагогика, 1977, Р 2, с.65-69.
159. Мурашов Д.А. Научно-атеистическое воспитание на уроках астрономии. Физика в школе, 1955, Р 5, с.51.
160. Страут Е.К.-Астрономия. В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения школьников. - М.: Педагогика, 1977, с. 129-136.
161. Тулегенов Ш., Болеев К. Атеистическое воспитание учащихся в процессе обучения астрономии. В сб.: Физические науки. Вып.4. - Алма-Ата: КазПИ им.Абая: 1978, с.142-153.
162. Усова А.В. Анализ усвоения учащимися научных понятий. В сб.: Новые«исследования в педагогических науках, И- 4 /ХУЛ/. - М.: Просвещение, 197I, с.117. ,
163. Храмушин И.В. Наблюдение небесных явлений и научно-атеистическая пропаганда. Физика в школе, 1978, 2, с.68-69.
164. Шишаков В.А. Астрономия в школе в борьбе против религии. -Физика в школе, 1954, № 6, с.29-34.
165. Шишаков В.А. Вопросы атеистического воспитания в курсе астрономии средней школы. Физика в школе, 1964, 4, с.23-26.6. Диссертации
166. Алексеев А.Н. Советская восьмилетняя школа и проблемыатеистического воспитания детей и подростков. Докторская дисс. М., 1965.
167. Алешкевич А.С. Формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения астрономии. Канд.-дисс.пед.наук. М.: 1974.
168. Бейсенбаева А.А. Значение межпредметных связей в учебной работе школы /из опыта средних классов школ Казахстана/.
169. Канд.дисс. Алма-Ата, 1970. - 237 с.
170. Болеев К. Научно-атеистическое воспитание учащихся в процессе изучения физики на первой ступени /по материалам школ КазССР/. Канд.дисс. - Баку, 1972. - 243 с.
171. Горбачева Н.И. Взаимосвязь учебных дисциплин как условие эффективности профессиональной подготовки будущего учителя /на материале исторических факультетов педвузов/, Канд. дисс. Алма-Ата, 198I. - 140 с.
172. Дуранов М.Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы. Дисс. докт.пед.наук. Л., 1980.
173. Кузьменко И.М. Работа учителя по формированию научного мировоззрения учащихся 5-8 классов /В связи с преподаванием истории/. Канд.дисс. Алма-Ата, 1965.
174. Щербаков А.В. Некоторые вопросы научно-педагогических основ интернационального воспитания учащихся /На материалах школ .Казахстана/. Канд.дисс. Алма-Ата, 1968. - 284 с.7. Авторефераты.
175. Амантурлин Ш.Б. Атеистически-просветительная работа по преодолению суеверий ислама и шаманства среди взрослого населения сельской местности /на материалах КазССР/. Автореф. канд.дисс.- Алма-Ата ; 1972. К е.
176. Иванченко А.В. Теоретические основы научно-атеистического воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе. Автореф.докл.'дисс. Киев: 1978.
177. Нурмагамбетов К. Работа по атеистическому воспитанию учащихся в средних классах кзахской сельской школы. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1964. - 21 с.
178. Сафронов В.М. Научно-атеистическое воспитание школьников в процессе обучения /на материале учебных предметов химии и биологии в 5-8 классах средней школы/. Автореф.канд.дисс.-М., 1968. 24 с.
179. Токбергенов А. Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов казахской сельской средней школы. Автореф. дисс.канд.пед.наук. Алма-Ата: 1974. - 35 с.
180. Юсупов Б. Научно-атеистическое воспитание учащихся начальных классов казахской•средней сельской школы. Автореф.канд.дисс.-Алма-Ата, 1979. 24 с.список