автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике
- Автор научной работы
- Новицкий, Владимир Викторович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Челябинск
- Год защиты
- 1981
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Новицкий, Владимир Викторович, 1981 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ. В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
§ I. Проблема научно-атеистического воспитания в советской педагогической науке
§ 2. Отражение вопросов научного атеизма в содержании школьного курса физики старших классов
§ 3. Анализ школьных учебников, учебных и методических пособий по физике в плане решения задач научно-атеистического воспитания
§ 4. Состояние проблемы научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в практике работы массовой школы.
ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
§ I. Сущность и основные задачи научно-атеистического воспитания школьников в современных условиях.
§ 2. Основные направления в работе учителя по организации научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания школьного курса физики
§ 3. Психологические основы научно-атеистического воспитания учащихся
§ 4. Принципы организации работы по научно-атеистическому воспитанию в учебной и внеклассной работе с учащимися.
ГЛАВА Ш. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО НАУЧНО-АТЕИСТШЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ШИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
§ I. Использование словесных методов обучения в научно-атеистическом воспитании учащихся
§ 2. Роль средств наглядности в научно-атеистическом воспитании учащихся
§ 3. Использование практических работ учащихся в целях их научно-атеистического воспитания.
§ 4. Роль мешзредметных связей физики с химией, биологией и астрономией в научно-атеистическом воспитании учащихся.
ГЛАВА 1У. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА ПРОВВДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
§ I. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
§ 2. Результаты педагогического эксперимента.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике"
Данная диссертация посвящена еще недостаточно исследованной проблеме научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике, являющейся весьма актуальной в современных условиях.
Актуальность проблемы научно-атеистического воспитания учащихся на современном этапе обусловлена рядом объективных, социально значимых факторов, глубоко раскрытых в материалах ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года.
В современных условиях, характеризующихся обострением идеологической борьбы между лагерем капитализма и лагерем социализма, на первый план встает вопрос о формировании личности, способной противостоять чуждой нам буржуазной идеологии. ". идейное противоборство двух систем, - отмечается в материалах ХХУ съезда КПСС, - становится более активным, империалистическая пропаганда - более изощренной.
В борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям" (127, с.74).
Идеологи буржуазии пытаются любыми путями внести раскол в лагерь социализма, затормозить его продвижение к коммунизму. При этом они стараются, прежде всего, воздействовать на молодежь, деморализовать ее, увлечь в сторону от общественной деятельности. Одним из направлений усиления борьбы против социализма идеологи буржуазного общества избрали религию, т.к., по их мнению, "церковь в СССР - крепость, которую еще не взяли коммунисты" (101, с.34). Они исходят из того, что при социализме продолжает существовать ряд явлений, связанных с наличием пережитков прошлого, которые при определенных условиях могут способствовать сохранению отсталых представлений, взглядов и, в частности, религиозных верований. "Посредством церкви, - говорит один из сотрудников спецслужбы США Аллан Дрейфус, - мы можем действовать с наибольшей эффективностью. Церковь имеет для нас важное значение. Это наиболее легкий и надёжный способ для проникновения в страну" (40, с.63).
Религия, прикрываясь личиной безобидности, борьбы за справедливость, всегда была важной идеологической силой, имеющей классовую направленность. Она всегда выполняла и выполняет одну из своих главных, существенных функций - функцию опиума (иллюзорно-компенсаторную (210, с.150-151)), т.е. усыпления сознания людей, отвлечения их от классовой борьбы, от борьбы за права трудящихся. Очень четко эту мысль высказал К.Маркс, говоря, что "религия есть опиум народа" (I, с.415). Однако современные церковники нередко пытаются отрицать марксистское высказывание о религии или сузить его, ограничив определенными историческими рамками.
В современных условиях, характеризующихся нарастанием темпов развития науки и техники, развитием социалистической системы, подъемом освободительного движения, влияние религии на соз
- б нание людей ослабляется. Это признают даже сами теологи. Так, например, западно-германский теолог Роджер Щутс говорит, что "техника разрушает смысл религиозности" (191, с.7). Поэтому церковники ищут новые формы приспособления религии к современным условиям. Сложней и разнообразнее стали методы их работы. Так, церковь не противится активному участию верующих людей в строительстве нового коммунистического общества, однако требует от них думать, прежде всего, о вечной "загробной" жизни. Изменилась также и политическая линия религиозных организаций,многие из них выступают в борьбе за мир и международную безопасность. Итогом такой политики является то, что "в сознании ряда верующих возникает своеобразная аберрация на этой почве: признаком прогрессивности, свойственной политической ориентации религиозного объединения, наделяется и чуждая прогрессу его идеология, его социально-нравственная концепция и вероучение" (116, с.358).
Кроме того, в последние десятилетия в результате научно-технического прогресса церковь изменила свое отношение к развитию науки и техники. Сейчас говорить, что это дело рук "сатаны", она уже не может, т.к. сами служители культа постоянно пользуются всеми благами научно-технического прогресса: в повседневном быту, даже в богослужениях для привлечения широких масс народа к своим проповедям, увеличивая таким образом личные прибыли. В настоящее время церковь всесторонне одобряет развитие науки, техники и вццвигает тактику "союза" науки и религии. Однако курс современного богословия на этот "союз" на деле означает принижение науки, умаление значения достижений её для прогресса человечества. Признавая огромное значение науки на словах, современные теологи на деле ограничивают её познавательные возможности, отрицают объективную ценность и предельно сужают социальную роль. Они, как и прежде, стремятся поставить науку на службу вере, доказывая, что "цель науки - познание порядка во Вселенной и сути вещей", а задача религии - это "постижение цели и смысла Вселенной" (142, с.209). Следовательно, современные теологи стремятся установить определенное согласие между наукой и религией при условии "подчинения знания вере". "Религия, - как правильно отмечается в предисловии к книге "Наука и теология в XX веке", - по-прежнему остается врагом истины и разума и будет им до тех пор, пока она существует" (142, с.З).
Таким образом, в современных религиозных: течениях по отношению к науке прослеживается ряд особенностей, которые можно выразить в следующих положениях: I) религия избегает близких контактов с естественными науками, зная, что научное познание не нуждается ни в каких чудесах; 2) поскольку в современных условиях невозможно поставить под сомнение научное знание, то религия пытается добиться "синтеза" веры с наукой,полагая, что, являясь неотъемлемым компонентом познания, она не может быть вытеснена из него полностью; 3) учитывая относительный характер научного познания, религия проводит разграничение сфер познания науки и веры (112).
В современных условиях религия пытается не только сохранить, но и упрочить своё влияние. В связи с этим тактика теологов становится более изощренной, а это существенно затрудняет работу по научно-атеистическому воспитанию взрослого населения и учащейся молодёжи. Идеологи религии широко в своих работах используют фальсификацию научных фактов, подменяя материалистическое их истолкование истолкованием идеалистическим, метафизическим.
В нашей стране религиозные верования, укоренившиеся среди небольшой части взрослого населения, нередко проникают в юношескую среду, воздействуя на чувства и мысли молодежи. При этом служители культа хорошо понимают, что "человек, ослеплёный религиозными иллюзиями, далеко не всегда способен правильно объяснить социальные явления. Искажённое видение ситуации может сделать его восприимчивым к экстремистскому истолкованию фактов. Его легче настроить негативно к действительности, побудить к актам антиобщественного поведения" (53, с.19).
Следует также учитывать, что среди молодёжи ещё немало людей мировоззренчески индифферентных, склонных не видеть в религии серьёзного идейного противника (см.гл.1, § 4).
Научно-атеистическое воспитание детей в нашем обществе ведется с самого раннего возраста, начиная с детского сада. Затем оно продолжается в школе. Конкретные исследования (37; 81; 86; 157; 206; 207; 223), проводимые в последнее время о состоянии религиозности школьников, показывают, что основная их масса относится к религии отрицательно. Тем не менее, отрицательное отношение к религии еще не служит доказательством сформированное™ у школьников научно-атеистических взглядов и убеждений (см. гл.1У, § 2).
С введением всеобщего среднего образования в нашей стране требования к уровню духовной зрелости человека повышаются. Поэтому необходимо целенаправленно и систематически вести работу в этом направлении, однако в последнее время наблюдается ослабление внимания учителей школ к научно-атеистическому воспитанию учащихся. Часть из них считает, что процесс формирования научно-атеистических взглядов совершается стихийно под влиянием полученных учащимися научных знаний. Эта категория учителей учебный материал использует только как образовательное средство, не уделяя должного внимания формированию научного мировоззрения, атеистических убеждений, развитию логического мышления. Другая часть учителей, понимая значение работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся, не владеет методикой ведения ее.
На современном этапе развития советской школы более остро ставится задача не только дать учащимся необходимый минимум знаний, привить им умения и навыки, нужные в их будующей практической деятельности, но и обеспечить формирование у них основ научно-материалистического мировоззрения, не допускающего разрыва между жизнью и теорией, способного противодействовать влиянию чуждой нам идеологии суеверий и предрассудков.
Школа должна выпускать из своих стен людей, не только образованных, но и убежденных в правоте нашего дела, людей высоко сознательных и культурных.
Советские педагоги, руководствуясь методологией марксизма-ленинизма, внесли значительный вклад в развитие теории и практики научно-атеистического воспитания учащейся молодежи.
Основы научно-атеистического воспитания школьников, заложенные Н.К.Крупской и А.В.Луначарским, в дальнейшем нашли свое развитие в трудах ряда советских дидактов, методистов и психологов.
В плане изучения естественнонаучных дисциплин данным вопросом занимались К.Болеев, А.Н.Ефремов, Д.А.Шуб, М.С.Хушинский, Р.Г.Кротова и другие. В психолого-педагогическом аспекте изучением условий становления мировоззрения школьников занимались Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, Н.А.Менчинская и другие ученые. Результаты всех этих исследований явились ценным вкладом в решение данной проблемы.
Работа по научно-атеистическому воспитанию подрастающих поколений в нашей стране ведется повсеместно (детские сады, школа, внешкольные учреждения), однако наибольший эффект она приобретает в старших классах средней школы. Этому способствуют такие факторы как:
- более высокий научный уровень содержания учебных предметов;
- более высокий уровень развития логического мышления с таршеклассников;
- повышенный интерес детей старшего школьного возраста к вопросам мировоззренческого характера;
- в этом возрасте происходит самый интенсивный процесс воспитания нравственных качеств человека.
В деле обучения и формирования у школьников научно-атеистического мировоззрения большая роль принадлежит курсу физики, поскольку физика справедливо считается лидером наук о природе. Однако до сих пор отсутствуют работы, посвященные анализу современных школьных программ, учебников и учебных пособий по физике в плане научно-атеистического воспитания; недостаточно изучена методика работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся в старших классах. В выполненных исследованиях недостаточно отражена роль межпредметных связей в научно-атеистическом воспитании старшеклассников. В опубликованных работах мало отражены специфика проявления религиозных верований в условиях научно-технической революции, попытки церковников примирить науку с религией, фальсифицировать данные новейших научных открытий, использовать их для доказательства существования "сверхъестественных" сил.
Следствием недостаточной теоретической разработанности вопросов методики научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике является отсутствие должного к нему внимания в деятельности учителя, что снижает роль учебного предмета в формировании научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся средней школы, в Еыработке у них активной жизненной позиции.
Все вышеизложенное обусловило выбор в качестве объекта нашего исследования: процесс научно-атеистического воспитания учащихся.
Предметом исследования явилась деятельность учителя по формированию научно-атеистических взглядов и убеждений у учащихся старших классов при обучении физике.
Общая цель исследования заключается в дальнейшей разработке методических основ формирования у учащихся научно-атеистических взглядов и убеждений в процессе обучения физике. При ее достижении мы исходили из следующей гипотезы:
- Роль учебного предмета физики в формировании у учащихся научно-атеистических взглядов и убеждений значительно повысится, если в процессе преподавания своего предмета в тесной связи с содержанием изучаемого материала учитель будет целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению возникновения в сознании учеников религиозных верований и предрассудков, раскрытия материалистической природы изучаемых физических явлений и выявления причинно-следственных связей между ними, раскрытия диалектической взаимосвязи физических явлений с явлениями изучаемыми на учебных занятиях по другим предметам.
Мы исходим также из предположения, что формированию у учащихся твёрдых научно-атеистических убеждений будет способствовать создание в учебном процессе ситуаций, требующих от учащихся самостоятельных доказательств научной несостоятельности религиозных верований и суеверий, ложного объяснения идеологами религии научных фактов, их фальсификации.
Исходя из общей цели и сформулированной гипотезы, в нашей работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы научно-атеистического воспитания учащихся в педагогике, психологии, методике преподавав ния физики, в практике обучения физике в 9-10 классах.
2. Определить основные направления в деятельности учителя физики по научно-атеистическому воспитанию учащихся, основные научно-атеистические идеи и понятия, сущность которых должна быть раскрыта перед учащимися в процессе обучения физике.
3. Разработать методику работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике (осуществить отбор научно-атеистического материала, который мог бы быть раскрыт в связи с изучением конкретных вопросов курса физики, определить его место в учебном процессе, способы и приемы раскрытия).
4. Проверить в экспериментальном обучении влияние применения разработанной автором методической системы на формирование научно-атеистических взглядов и убеждений старшеклассников.
5. Разработать методические рекомендации для учителей школ по совершенствованию процесса научно-атеистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о сущности марксистского атеизма и формировании личности в процессе ее активной деятельности, марксистско-ленинская теория познания, ее диалектико-материа-листический метод. Исходной основой рассмотрения современного состояния атеистического воспитания, его оценки с идейно-политических позиций явились: Программа КПСС, решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам идеологической работы.
В процессе исследования для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам коммунистического воспитания молодежи как методологической основы решения исследуемой проблемы.
2. Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы в психологии, общей и частных дидактиках.
3. Изучение и анализ программ, учебников и учебных пособий по физике с целью выявления отражения в них исследуемых вопросов.
4. Изучение опыта работы учителей в аспекте исследуемого вопроса.
5. Анкетирование учителей и учащихся.
6. Педагогический эксперимент в его различных формах (констатирующий, пробный, обучающий, контрольный).
Результаты исследования обрабатывались методом математической статистики.
Исследование осуществлялось в период с 1975 по 1981 годы и содержало четыре этапа, в процессе которых использовались соответствующие решаемым задачам методы исследования.
На первом этапе (1975-1977 гг.) осуществлялось изучение партийных и правительственных документов о школе, философской, психологической, педагогической и методической литературы, что диктовалось необходимостью создания теоретической базы для решения проблемы научно-атеистического воспитания учащихся. Проводилось наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к религии и атеизму. В ходе этого наблюдения и изучаемой литературы нами была осознана актуальность проблемы научно-атеистического воспитания учащихся и намечены некоторые практически действенные пути ее решения.
На втором этапе (1977-1978 гг.) разрабатывалась первичная концепция о дидактической сущности процесса научно-атеистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике. Проводился анализ состояния решаемой проблемы в практике работы массовой школы (констатирующий эксперимент) и в выполненных исследованиях. Был организован пробный эксперимент с целью проверки эффективности отдельных методов и приемов научно-атеистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике. В результате исследования на данном этапе была разработана методическая система по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов и выявлены возможности курса физики для решения данной задачи, определены основные средства и методы ведения этой работы, сформулирована рабочая гипотеза.
На третьем этапе (1978-1980 гг.) осуществлялся систематический обучающий эксперимент по проверке эффективности разрабатываемой автором методической системы по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике. Данный этап составляет ядро практической части исследования.Вместе с тем, здесь продолжалась разработка и теоретической части исследования: осуществлено уточнение некоторых положений предлагаемой автором методики работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике; в окончательной форме сформулированы и практически решены основные задачи исследования. В результате эксперимента было доказано положительное влияние предлагаемой автором методики на степень сформирован-ности научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся к моменту окончания средней школы.
Четвертый этап (I980-I98I гг.) характеризуется последующим уточнением некоторых положений предлагаемой авторам методики и теоретическим анализом полученных результатов исследования. Здесь было завершено решение всех поставленных задач исследования и оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
I. Разработана система средств педагогического воздействия по предупреждению возникновения религиозных верований и предрассудков в сознании и поведении учащихся 9-10 классов.
Сущность этой системы состоит в том, что изучение физики осуществляется в соответствии с принципами марксистского диалектического метода, в ориентации школьников на установление причинно-следственных связей между явлениями, обобщение фактов,побуждение их к самостоятельным мировоззренческим выводам.
2. Автором разработана методика формирования научно-атеистических взглядов и убеждений старших школьников при обучении физике по основным разделам школьного курса. Принципиальная новизна этой методики состоит в том, что ей присуща ориентация на целостный подход, заключающийся в совершенствовании работы учителя в данном направлении с позиций органического единства содержания, методов, приемов и организационных форм обучения.
3. В отличие от ранее выполненных работ, в данном исследовании выясняются возможности реализации в старших классах межпредметных связей физики с химией, биологией и астрономией, позволяющие организовать научно-атеистическое воспитание на основе целостного подхода.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что:
1. Разработаны рекомендации для учителей школ по организации научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике.
2. Внедрение в практику школьного обучения разработанной автором методики научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике способствует более успешной реализации воспитывающей и развивающей функций обучения.
В связи с проведенным исследованием по предупреждению возникновения религиозных верований и предрассудков в сознании и поведении учащихся старших классов в процессе обучения на защиту выносятся следующие положения:
I. Управление атеистическим воспитанием может быть эффективным только при учёте его мировоззренческой функции (формирование диалектико-материалистического мировоззрения).
П. Повышению эффективности научно-атеистического воспитания способствует реализация принципов: связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; целенаправленности; всеобщности и регулярности; историзма.
Ш. Воспитание воинствующих атеистов осуществляется при условии органического единства формирования научного мировоззрения, научно-атеистического сознания и поведения человека.
1У. Работа, проводимая учителем по научно-атеистическому воспитанию учащихся при обучении физике, должна опираться на межпредметные системообразующие связи, позволяющие организовать данный процесс на основе целостного подхода. При этом целостный подход к научно-атеистическому воспитанию реализуется как процесс, включающий единство специфических сторон методов,приёмов и организационных форм обучения физике.
Апробация результатов исследования осуществлялась: на областных и городских семинарах учителей физики, проводимых по линии института усовершенствования учителей (г.Челябинск, г.Омск); на научно-практических конференциях по проблеме "Учебно-воспитательная работа в сельской школе" (г.Омск, 1976, 1977 гг.); на научно-практической конференции "Обучающие и развивающие функции межпредпетных связей в процессе изучения основ наук в средней школе" (г.Челябинск, 1979 г.); на межвузовском семинаре по проблеме "Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся и студентов ВУЗов" (г.Челябинск, 1978 г.); на конференции по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов (г.Челябинск, 1979 г., г.Омск, 1981 г.); на ХУШ, XIX и XX Зональных научно-^етодичес-ких семинарах преподавателей физики, астрономии и общетехнических дисциплин педагогических институтов Урала, Сибири и Дальнего Востока (1977 год - в г.Новосибирске, 1979 год - в г.Ишиме Тюменской области, 1981 год - в г.Челябинске), через публикацию методических рекомендаций для учителей школ, а также статей, раскрывающих содержание и результаты исследования.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы и обобщения методологического характера
Формирование диа-лектико-материа-листического мировоззрения — УЧЕБНОЕ
ЗАНЯТИЕ
IZ
Развитие диалектического мышления
Формирование убеждений в невозможности существования сверхъестественных сил
Ориентация на активное участие в атеистической деятельности
П I di
Рис. 2. Основные структурные элементы научно-атеистического воспитания учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Новицкий, Владимир Викторович, Челябинск
1. Никулин Ш.Е. Чудеса подлинные и мнимые. - М.: Молодая гвар-дия 1978, с.35-39.
2. Спасский Б.И. История физики. T.I.-M.: Высшпя школа, 1977,с. 43-48.
3. Большой вклад по изучению строения вещества внес М.В.Ломоносов. Он заложил основы атомно-молекулярной теории строения вещества.
4. В настоящее время уже никто не сомневается в действительности того, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов). Существуют различные приборы при помощи которых можно увидеть молекулы, определить их размеры, массу.
5. ЛЕКЦИЯ 2 (IX класс) Тема: Начала электродинамики.
6. Одной из задач лекции является показ учащимся мощи науки и несостоятельности религиозных догматов.1. План лекции.
7. Задачи изучения и структура раздела "Электродинамика". Общее понятие об электродинамике.
8. Краткая историческая справка о зарождении учения об электричестве. Основные этапы развития этого учения (в связи с этим дать справку об обожествлении древними людьми свойств наэлектризованного янтаря).
9. Развитие взглядов на природу электрических явлений.
10. Значение законов электродинамики в практической деятельности человека.5. Обобщения и выводы.6. Домашнее задание.
11. Примечания: познакомить учащихся с достижениями современноймедицинской науки в области применения электрического разряда. Дать критику религиозным взглядам о воскрешении людей.1. Литература.
12. Карцев В.П. Приключения великих уравнений.-М.: Знание,1978,с.25-27, 85-86.
13. Спасский Б.И. История физики. Т.1-М.: Высшая школа,1977,с. 267-273: 295-302. При изложении вопросов данной лекции целесообразно обращать внимание учащихся на то, что человек, изучая электрические явления, пришел к отрицанию многих религиозных догматов.
14. Так, изучив свойства наэлектризованного янтаря, люди уже перестали приписывать ему способность исцелять недуги, приносить "счастье".
15. Важно так же показать роль электродинамики в решении проблемы электрификации.
16. Раскрывая перед учащимися развитие знаний об электрических явлениях, учителю надо показать, как эти знания опровергают различные религиозные мифы и служат научно-техническому прогрессу.1. ЛЕКЦИЯ 3 (X класс).
17. Тема: Развитие взглядов на природу света.
18. Одна из задач лекции состоит в том, чтобы показать учащимся, как познаются явления природы, дать критику религиозному учению о непознаваемости мира.1. План лекции.
19. Задачи изучения и структура раздела "Оптика".
20. Представления древних ученых о свете.
21. Развитие взглядов на природу света в ХУЛ веке.
22. Развитие взглядов на природу света в ХУШ веке.
23. Развитие взглядов на природу света в XIX веке.
24. Современные представления о природе света.
25. Задачи геометрической оптики.8. Обобщения и выводы.9. Домашнее задание.- 105 -Литература
26. Спасский Б.И. История физики. T.I.-M.: Высшая школа, 1977,с.121-128; 158; 248-266.
27. Спасский Б.И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы.41.: Просвещение,1975,с.78-94.
28. Развитие взглядов на природу света дает богатый материал в этом плане.
29. Желательно на конкретных примерах (см.Спасский Б.И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы.-М.: Просвещение, 1975, с.78-94) показать как люди пришли к объяснению природы света с точки зрения корпускулярно-волнового дуализма.
30. Тема: Физическая картина мира.
31. Одной из задач лекции является показ учащимся несовместимости науки и религии в объяснении мира.- 106 -План лекции.
32. Краткий обзор школьного курса физики. Предмет, цели и задачи науки физики.
33. Общее понятие о физической картине мира.
34. Эволюция физической картины мира.
35. I. Представление древних о мире (донаучная картина мира)
36. Механическая картина мира.
37. Электромагнитная картина мира.
38. Современная физическая картина мира:а) единство мира, его познаваемость;б) вечность и объективность мира;в) взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы.4. Обобщения.1. Литература.
39. Зельдович Я.Б. Физическая картина мира и астрофизика.- Вкн.: Современные проблемы физики.М.: Знание, 1976, № 4, с.37-60.
40. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. -ДО.: Педагогика, 1976. -224 с.
41. Комаров В.Н. Атеизм и научная картина мира.-М.: Просвещение, 1979, с.45-47; 70-76; I0I-I06; 163-165.
42. Мулугановский В.В. Физические взаимодействия и картина мирав школьном курсе физики.-М.: Просвещение, 1977, с.146-157.
43. Спасский Б.И. История физики.Т.I.-M.: Высшая шнола, 1977,с.31-33; 43-56; 98-106; 240-247.
44. Данная лекция является обобщающей, подводящей итог всей работы по формированию научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся. Поэтому желательно глубоко рассмотреть все ее вопросы, широко используя философские выводы и обобщения.
45. Далее учитель отмечает, что проблема картины мира занимала утлы человечества на протяжении всей истории.
46. Первые донаучные представления основывались на библейских сказаниях. Люди считали, что мир создан богом, он раздвоен на земное и небесное. В формировании картины мира играло религиозное мировоззрение.
47. С развитием науки эти представления стали меняться. На основе механики Ньютона возникла механическая картина мира, а развитие электродинамики привело к электромагнитной картине мира.
48. Внедрение каждой картины мира не происходит без борьбы с религией. Но в этой борьбе всегда побеждает наука.
49. Современная физическая картина мира основывается на положениях о материальном единстве мира, его познаваемости, вечности и бесконечности, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений природы. .
50. На основе учения диалектического материализма убедительно раскрывается несостоятельность всех религиозных извращений относительно современной физической картины мира.
51. В заключении лекции учитель акцентирует внимание учащихся на том, что наука настойчиво изучая природу и исследуя причинные связи её явлений, опровергает различные религиозные домыслы.
52. Рассмотрим некоторые уроки, на которых можно с успехом использовать метод объяснения в целях научно-атеистического воспитания учащихся.
53. ТЕМА: Электризация тел (IX класс)
54. Атеистическая задача урока: показать несостоятельность религиозных учений о религиозных волшебствах и "чудесах".
55. Содержание атеистического материала.
56. При изучении электризации через влияние и взаимодействие наэлектризованных тел, представляется возможным познакомить учащихся с такой исторической задачей.
57. Литература: Борисов В.В. Чудеса без "чудес".-Л., 1965, с.40.
58. ТЕМА: Коронный разряд (IX класс)
59. Атеистическая задача урока: показать учащимся сущность природного явления, которое религиозными людьми рассматривается как "необыкновенное явление".- Ill 1. Электрофорная машина
60. Стальной прут ( £ = I м, CL = 0,003 м)3. Стальной брусок
61. Белый экран с указателем первоначального положения прута1. Рис. бг 1/ \ ! "гс» / 1п,< иг уиг1i:'ч1. Рис. 7 Рис. 8 !
62. Содержание атеистического материала.
63. Таким образом, во всех явлениях природы ничего сверхъестественного или мистического нет. Все они в своей основе имеют физические причины.
64. Мезенцев В.А. Есть ли чудеса в природе? -М.: Московский рабочий, 1967.- 240с.
65. Муранов А.П. В мире необычных и грозных явлений природы.
66. М.: Просвещения, 1977. 175с.
67. ТЕМА: Проекционный аппарат (X класс)
68. Атеистическая задача урока: Показать и критически подойти к вопросу о том, как служители религии использовали технические открытия в своих целях, фабрикуя при помощи их различные "чудеса".
69. Содержание атеистического материала.
70. Литература: Борисов B.C. Чудеса без "чудес".-Д.,1965.-40с.
71. ТЕМА: Преломление света (X класс)
72. Атеистическая задача урока: Показать несостоятельность некоторых религиозных суеверий.
73. Содержание атеистического материала.
74. Методические замечания: Данный материал может быть изложен после изучения законов преломнения света. Объяснение процесса возникновения миражей целесообразно сопровождать показом рисунков (рис.7 и рис. 8).
75. Литература: I. Миннарт М. Свет и цвет в природе.- М.: Физматгиз, 1958. 424 с.
76. Муранов А.П. В мире необычных и грозных явлений природы.
77. М.: Просвещение, 1977.- 175 с.
78. Перельман Я.И. Занимательная физика. T.I.-M.: Наука, 1976,с.161-165.1. ТЕМА: Глаз (X класс).
79. Атеистическая задача урока: Критика с научной точки зрения религиозного учения о видениях.
80. Содержание атеистического материала.
81. Необходимо показать, при каких именно обстоятельствах происходили и происходят разные видения, которые кажутся "чудесными", т.е. необыкновенными, не объяснимыми с точки зрения повседневного опыта.
82. Методические замечания: Данный материал можно предложить учащимся для домашней самостоятельной работы с последующим объяснением явления. В случае затруднения объяснения вносит учитель, используя соответствующий материал из школьного курса биологии.
83. ТЕМА: Связь между массой и энергией (X класс).
84. Атеистическая задача урока: Показать на примере изучения данной темы несостоятельность богословского учения о создании мира богом.
85. Содержание атеистического материала.
86. Классическая физика выработала две формы выражения принципа неуничтожаемости движущейся материи: закон сохранения массы и закон сохранения энергии. В теории относительности они были объединены в обобщенный закон сохранения массы-энергии.
87. Открытие тесной связи между массой и энергией как характеристики движущейся материи привело к тому, что в практике современных физических исследований для описания состояния материального объекта на равных основаниях используются энергия и масса.
88. Особенно заметна эта тенденция в физике элементарных частиц, где значительно удобнее оперировать энергией частиц, а не их массой.
89. Литература: I. Формирование коммунистического мировоззрения школьников /Под ред.Э.И.Моносзона.- М.: Педагогика, 1978, с.74-78.
90. Спасский Б.И. История физики. Т.2.-М.: Высшая школа, 1977,с.195-206.
91. Критикуя религию М.В.Ломоносов много писал сатирических стихотворений. В частности в стихотворении "Гимн бороде" он высмеивал паразитическое существование духовенства, их невежество.
92. Литература: Кудрявцев Б.Б. М.В.Ломоносов.-М.: Изд-во физико-математической литературы, 1961, 172 с.
93. В X классе при изучении теории относительности желательно рассказать о жизни и деятельности А.Эйнштейна.
94. А.Эйнштейн был глубоко убежден в невозможности проявления в природе чего-то сверхъестетственного, возникновения различных религиозных чудес. Это же подтверждает его теория относительности, вскрывшая глубочайшие закономерности мироздания.1. Литература:
95. Мартынов Д.Я. Жизнь и деятельность А.Эйнштейна.-Земля и Вселенная, 1979, № б, с.37-44.
96. Скибицкий М.М. Бог и "верующие" ученые.-М.: Политиздат, 1976,с. 10-27.
97. Аналогичные рассказы можно включить в уроки X класса,посвященные изучению принципов радиолокации и телевидения (Жигаре Л. Эффект отражения. Наука и религия,1975, № 7, с.32-35), применению очков (см.Бианки. Вижу! - Наука и религия,1978, № 3,с.21-24)
98. Таким образом, используя на уроке метод рассказа можно убедительно показать несостоятельность религиозных догм, рассказов, пророчеств, что будет способствовать формированию научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся.
99. Весьма эффектно проходит беседа в сочетании с наглядными методами обучения, в частности с демонстрационным экспериментом.§ 2. Роль средств наглядности в научно-атеистическом воспитании учащихся
100. К наглядным методам обучения, как известно, относятся: демонстрационный и лабораторный эксперимент , наглядные пособия (объемные, печатные, кино- и диафильмы).
101. Таким образом, решая поставленную проблему в процессе организации демонстрационного эксперимента, учащиеся убеждаются в силе научного предвидения и нелепости религиозных "пророчеств".
102. Как известно, проблемное обучение включает в себя постановку проблемы и ее решение. В целях научно-атеистического воспитания учащихся целесообразно реализовать это по двум следующим направлениям:
103. А. В процессе обсуждения наблюдаемого эксперимента.
104. Б. Путем постановки вопросов проблемного характера с последующим выполнением эксперимента.
105. В случае "А", когда эксперимент является отправным моментом учебного познания, показав опыт, мы создаем проблемную ситуацию. После чего при помощи вопроса формулируем проблему.
106. Рассмотрим это на конкретных примерах по теме "Электрический ток в электролитах" курса физики IX класса.
107. ОПЫТ I. Движение ионов в электрическом поле.
108. На столе находится аккумулятор, обозначение полюсов которого предварительно закрьюается бумажными кружками.
109. Вопрос: Почему появилось окрашивание раствора? Возле какого электрода?1. Рис. 91. Рис. 101. Рис. II
110. ОПЫТ 2. Вццеление вещества на электродах при электролизе.
111. Для проведения данного опыта собираем установку йзобра-женную на рис. 10 .
112. Электроды алюминиевые, электролит водный раствор медного купороса, напряжение - 4В.
113. Включаем выпрямитель. Учащиеся видят, что лампочка вначале горит ярко, а через некоторое время постепенно затухает.
114. Вопрос: Почему лампочка потухла? Чем можно объяснить данное явление?
115. ОПТЫ 3. Первый закон Фарадея.
116. Прежде чем начать демонстрацию, необходимо объяснить учащимся назначение микроманометра и амперметра в собранной на столе установке (рис.11).
117. Замыкаем электрическую цепь и наблюдаем отклонение стрелки микроманометра. После чего предлагаем учащимся вопрос: Откаких величин будет зависеть масса вьщелившегося вещества? Все легко отвечают, что I7l~t.
118. Затем снова проводим опыт, но обращаем внимание учащихся на то, что в течение 30 секунд стрелка микроманометра отклоняется на 3 деления (сила тока IA).
119. Вопрос: Можно ли получить такое же количество вещества на этой установке за 15 секунд?
120. Выслушиваем предложения. После этого проводим опыт, увеличив силу тока до 2А. Все видят, что через 15 секунд стрелка микроманометра отклоняется на 3 деления. Вывод: т ^ 3.
121. Примечания: электролит 20% раствор Д/аОН » реостат - 5А, 30 Ом, 11 - 8В. Кювета с электролитом должна быть герметически закрыта.
122. Создание проблемной ситуации при выполнении демонстрационных опытов одним лишь таким путем (путь "А") приводит к некоторым нежелательным эффектам:
123. Учащиеся начинают воспринимать опыты как действие только занимательного характера.
124. У учащихся складывается впечатление только об одном способе решения учебной проблемы, что в итоге приводит к ограниченности мышления.
125. Вновь обратимся к опытам, в которых обсудим второй путь решения учебной проблемы, используя прежние демонстрации.
126. ОПЫТ I. Движение ионов в электрическом поле.
127. Показываем учащимся аккумулятор, у которого неизвестна полярность клемм (рис.9).
128. Вопрос: Как можно определить полюсы аккумулятора используя явление электролиза?
129. На столе предварительно выставляются стаканы с различными электролитами, в том числе водный раствор поваренной соли и водный раствор фенолфталеина.
130. ОПЫТ 2. Вццеление вещества на электродах при электролизе.
131. Показываем собранную на столе установку (рис.10).
132. ОПЫТ 3. Первый закон Фарадея.
133. Объясняем назначение микроманометра и амперметра в собранной на столе установке (рис.11).
134. Вопрос: Каким образом, используя эти приборы, можно исследовать, от каких величин зависит масса выделившегося вещества при электролизе?
135. Выслушиваем предложения учащихся. Затем проводим опыт и делаем окончательный вывод: m ~ t; Hl~ У.
136. Все вышеперечисленные преимущества каждого из направлений являются, в свою очередь, одним из условий эффективной работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся.
137. Таким образом, учитель физики на основе использования демонстрационного эксперимента, вскрывая причинно-следственные связи наблюдаемого явления и приучая учащихся к самостоятельности мысли, активно ведет работу по их научно-атеистическому воспитанию.
138. Из большого многообразия технических средств обучения наиболее эффективным для организации работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся будет, по нашему мнению, использование учебного кино, диафильмов, видиозаписей!.
139. Просмотр кино и диафильмов будет иметь нужные воспитательные результаты, если учитель сумеет реализовать все их возможности и организовать вокруг просмотра фильмов определенную работу.
140. С этой целью можно, например, в фильме "Давление света" поставить такие вопросы:
141. Используя факты из просмотренного фильма, показать неправомерность религиозного высказывания о непознаваемости мира.
142. Существует религиозное суеверие о том, что пролетавшие кометы предвещают беду. На основе просмотренного фильма показать его нелепость.
143. Одним из практических методов, имеющих немаловажное значение в научно-атеистическом воспитании учащихся, является решение задач.
144. Организуя работу по научно-атеистическому воспитанию учащихся в процессе решения задач по физике, учителю целесообразно руководствоваться рядом положений, которые можно выразить следующим образом:
145. Необходимость фиксации внимания учащихся на значении решаемой задачи с позиций атеизма.
146. Приучение учащихся к формулированию атеистических выводов и обобщений из полученного ответа задачи, в тех случаях, когда ее содержание позволяет это сделать.
147. Обращение внимания учащихся на практическое значение вопросов, раскрываемых в задаче.
148. Разумеется, не в каждой физической задаче, решаемой школьниками, возможно реализовать все указанные положения. Поэтому желательно это делать там, где позволяет содержание условия или получаемого ответа задачи.
149. Для большинства уроков такие задачи учитель сможет подобрать из соответствующих задачников по физике для средней школы.
150. Например, проведя анализ задачника М.Е.Тульчинского "Качественные задачи по физике в средней школе" (209), мы вьщелили ряд задач, которые можно с успехом использовать в целях научно-атеистического воспитания учащихся:
151. Вид задач : IX класс : X класс1.: 2 : 3
152. Качественные №№ 475, 512, 513, 627, №№ 1422, 1500, 1508897, 901, 1062, 1066 , 1509, 1510, 1519,1079, 1083 1615, 1620, 1646,1663, 1716
153. Э кспериментальные №№ 920, 1065, II4I №№ 1516
154. Остальные же задачи желательно переформулировать, соответствующим образом, с целью ввделения вопросов атеизма.
155. Возможность показа несостоятельности религиозных суеверий и предрассудков.
156. Наглядность причинно-следственных связей.
157. Практическое применение данного явления.
158. Подобрав соответствующую задачу, и переформулировав её с целью выделения вопросов атеизма, учитель предлагает её учащимся для решения.
159. Покажем некоторые примеры подбора и решения задач атеистической направленности.
160. Формируя у учащихся X класса первые научные представления о составе, свойствах и взаимных превращениях атомных ядер, можно предложить им задачу № 1716 (209), переформулируемую следующим образом:
161. В данной задаче, уже в самом условии, фиксируется внимание учеников на значении её решения с позиций атеизма.
162. В процессе решения задачи, на основе знаний о видах ядерных реакций, учащиеся могут записать:1. i u № A i0П go Н^ +ур
163. Известно, что шаровая молния устраивает "прощальный шум" (включает свет, звонки), вызывая этим у религиозных людей суеверный страх. Можно ли объяснить это явление и как, опираясь на знания физики?"
164. Теперь приведем пример решения экспериментальной задачи.
165. При изучении закона преломления света (10 класс) можно предложить такую задачу:
166. Иногда в природе возникают миражи, которые порождают религиозные суеверия. Показать на опыте действительную причину появления миражей, отрицающую религиозные вццумки. Определить при каком условии они возникают".
167. Для решения данной задачи учащимся даются: прозрачный сосуд 30см х Юсм х 10 см; вода; водный 35% раствор поваренной соли; проекционный фонарь.
168. Замечания: для лучшей видимости светового луча необходимо в воду и водный раствор поваренной соли немного добавить флюоресцирующей жидкости.
169. Демонстрация данного опыта взята из книги: Лекционные демонстрации по физике / Под ред.В.И.Ивероновой. М.: Наука, 1972, демонстрация 6.4).
170. Таким образом, учащиеся делают вывод, что миражи не есть "чудо", а это есть закономерное явление природы. Они возникают при различной плотности воздуха в различных слоях.
171. Важным моментом в деле научно-атеистического воспитания учащихся является индивидуальная работа с ними. Это позволяет учителю, более целенаправленно воздействовать на школьников, приобщать их к активной атеистической деятельности.
172. Так, при подготовке учениками рефератов и докладов, учитель даёт им консультации, проводит предварительное собеседование по готовящимся вопросам.
173. Готовя реферат или доклад ученик волей или неволей вникает в суть изучаемого вопроса, следовательно, и уровень научно-атеистической воспитанности у него повышается.
174. Как показывает опыт, большинство учащихся к концу педагогического эксперимента с желанием занимаются такой работой.
175. Наблюдения показали, что разработка таких карточек-таблиц помогает систематизировать необходимый атеистический материал и спланировать деятельность учителя и учеников по его изучению.
176. Возможным примером составления предлагемых карточек-таблиц может служите таблица, составленная по теме "Геометрическая оптика" курса физики X класса (см.табл.3).
177. Составив аналогичные таблицы по каждой теме программы, учитель физики будет иметь возможность четко ориентироваться,каким образом и на каком учебном занятии ему удобнее всего заниматься научно-атеистическим воспитанием учащихся.