Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-атеистическое воспитание студенческой молодежи в высших педагогических учебных заведениях

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хачидзе, Важа Евгеньевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тбилиси
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Научно-атеистическое воспитание студенческой молодежи в высших педагогических учебных заведениях», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хачидзе, Важа Евгеньевич, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Система атеистического воспитания в высших педагогических учебных заведениях и необходимые факторы практической атеистической деятельности

1, Задачи воспитания нового человека в условиях развитого социализма и система атеистическо-. го воспитания.

2. Установление критерия религиозности верующих как необходимое условие для практической атеистической деятельности а.

ГЛАВА 2. Роль обучения научному атеизму в атеистическом воспитании студентов

ГЛАВА 3. Показ сущности религиозного модернизма как необходимый фактор атеистического воспитания студентов.

ГЛАВА 4. Принципы, формы, методы и средства атеистического воспитания в высшем педагогическом учебном заведении

ВЫВОДЫ.-.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-атеистическое воспитание студенческой молодежи в высших педагогических учебных заведениях"

Современный этап совершенствования зрелого социализма характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах материального производства, науки, техники, общественных отношений и духовной культуры.

Глобальные успехи советского государства вызывают острую реакцию в стане наших идеологических противников. Антикоммунистическая пропаганда, стремящаяся отвлечь советских людей от активного участия в социалистическом строительстве, в качестве идеологического оружия часто использует религию.

Вот почему одной из важнейших задач школы является формирование у школьников коммунистического мировоззрения.

В свете этих задач КПСС Советское государство обязывает школу выработать "у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии о нашими мировоззренческими принципами"

Успешное решение сложных задач научно-атеистического воспитания в решающей степени зависит от учителя, степени и глубины его мировоззренческой, в том числе научно-атеистической убежденности, способности переплавить научно-атеистические знания, взгляды школьников в руководство к действию.

В последние годы в педагогике высшей школы повысился интерес к проблеме научно-атеистического воспитания студентов.

В исследованиях В.К.Арсенкина, Н.В.Гегешидзе, М.И. Гугути

I. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. - М.: Политиздат, 1984, с.46-47. швили, Ю.С.Гурова, В.И.Елфимова, И.М.Ермакова, В.Д.Кобецкого,Е.Ф. Курочкина, Д.Ф.Мамедова, А.С.Письмеиного, Т.И.Панджикидзе, В.Н. Фокина, В.А.Черняка, Ю.М,Шалаева и др. в теоретическом и методическом планах рассматриваются отдельные проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения студенческой молодежи*.

И.В.Гегешидзе, определяя задачи научно-атеистического воспитания, ставит вопрос о педагогической целесообразности активного участия стедентов в антирелигиозной деятельности (лекционная про

I. Арсенкин В.К. Молодежь и атеистическое воспитание. М., 1973, 48 с.

Гегешидзе Н.В. Задачи атеистического воспитания молодежи. В сб.: Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студенческой молодежи. - Тбилиси, ТГУ, 1980, с. 377-380.

Гугутишвили М.И. Методы атеистического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма. - Тбилиси, Ганатлеоа, 1977.

Гуров Ю.С, Изменение социально-классовой структуры советского общества и формирование научно-атеистического мировоззрения молодежи. В кн.: Проблемы социально-классовой структуры общества развитого социализма. - Горький, 1975, с.167-173.

Елфимов В.И. Из опыта атеистической подготовки студентов. Политическое самообразование, 1975, № 6, с.78-81.

Ермаков И.М. Научно-атеистическая работа со студентами. - М.: Высшая школа, I960.

Кобецкий В.Д. Атеизм советской молодежи. В кн.: Молодежь и современность. - Л.: 1975, с.Ш-153.

Курочкин Е.Ф., Письменный А.С. О формировании коммунистической нравственности у студентов в процессе внеурочной атеистической работы. В сб.: Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студенческой молодежи. - Тбилиси, изд.ТГУ, 1980, с.381-384.

Мамедов Д.Р. Интернациональное и национальное в атеистическом воспитании молодежи. - Там же, с.385-388.

Панджикидзе Г.И. Атеистическое воспитание в высшей школе. Ж. "Скола да цховреба", 1981, № 10, с.64-69.

Черняк В.А. О научном управлении формированием атеистического сознания. - "Вестник АН Каз.ССР", 1975, N2 2, с.11-17.

Шалаев Ю.С. Управление атеистическим воспитанием студентов. В кн.: "Научная организация учебного процесса", Томок, 1977, 41 с.

- 5 лаганда, теоретические конференции, тематические вечера, участие в социологических исследованиях), которая знакомит студентов с атеистической работой и поднимает их заинтересованность в ней,

Е.Ф.Курочкин, А.С.Письменный на основе проведения пятилетних комплексных социологических исследований ста студенческих групп приходят к выводу, что активное участие студентов в общественной работе является положительным фактором в формировании атеистического мировоззрения, научно-атеистических, этических убеждений и поэтому, как и Н.В.Гегешидзе, эффективность атеистического воспитания связывает с активизацией внеучебной атеистической деятельности, начиная с первого курса; использованием моральных стимулов как мер по созданию соответствующих условий для повышения заинтересованности студентов в результатах своей деятельности.

Г.И.Панджикидзе убедительно обосновывает мысль, что именно высшее учебное заведение является основным очагом формирования научного мировоззрения молодого человека. Именно здесь созданы наилучшие условия для того, чтобы молодой человек приобрел и закрепил свои атеистические знания и убеждения, занял активную,непримиримую позицию по отношению к религиодному мировоззрению, против всяких религиозных пережитков.

Д.Р.Мамедов рассматривает проблему атеистического воспитания в тесной взаимосвязи с категориями интернационального и национального и приходит к выводу, что атеистическое воспитание, утверждающее интернационализм, сокращающее национальную обособленность, способствует сближению людей, укрепляет единство советского народа. Отсюда - консервативной и чуждой нашему строю тенденции национально-религиозного обособления должна противопоставляется целенаправленная воспитательная работа, сочетающая задачи интернационального и атеистического воспитания.

В сборнике "Атеистическое воспитание в высшей школе" (Москва, 1982) даны теоретические проблемы построения системы атеистического воспитания в высших учебных заведениях: рассматривается атеистическое воспитание студентов в учебном процессе; дается конкретно-социологическое изучение мировоззрения студентов; освещается опыт высших учебных заведений в подготовке пропагандистов научного атеизма. В книге поставлено много проблематичных и важных вопросов, касающихся системы научно-атеистического воспитания. Авторы стремились раскрыть понятие вузовской системы атеистического воспитания, сформулировать методологические и организационные принципы ее построения, описать функционирование основных ее элементов. В коллективном труде рассмотрены формы и средства атеистической воспитательной работы, осуществляемые со студентами во внеучебное время.

В Овязи с исследуемой проблемой можно указать и на такую книгу как "Атеистическое воспитание студенческой молодежи" (Москва, 1977). В ней анализируется противоположный характер религиозного и научного мировоззрений;единство атеистически-мировоззренческого идейно-политического воспитания студентов; роль и место атеистического воспитания в коммунистической идеологии; психологические проблемы атеистического воспитания студентов и др. В ряде статей обобщен опыт атеистического воспитания студентов в социалистических странах.

К сожелению, грузинская педагогическая наука не богата работами на тему атеистического воспитания студентов.

Кроме указанных выше ученых, разрабатывающих проблему атеистического воспитания - Н.В.Гегешидзе, М.И.Гугутишвили, Т.Панг джикидзе, следует отметить автора кандидатской диссертации А.А; Дзнеладзе, который изучил и обобщил опыт атеистического воспитания школьников общеобразовательных школ Самтредского района Грузинской ССР. Материалы диссертации изданы отдельной книгой*.

Анализ научно-педагогической литературы показал,что разработаны лишь отдельные стороны исследуемой нами проблемы. Они не охватывают всей системы научно-атеистического воспитания студенческой молодежи. Работы, которая объединяла бы в единую органическую систему отдельные стороны научно-атеистического воспитания студенческой молодежи, к сожалению, пока еще нет. Создание же такого научного исследования необходимо, поскольку общеизвестно, что у одной части нашей молодежи, в том числе и студенческой, не до конца искоренены религиозные наклонности и тенденции.

Учитывая актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность, мы избрали тему исследования.

Предмет исследования - научно-атеистические убеждения.

Объект исследования - живой процесс формирования научно-атеистических убеждений у студентов педагогических вузов.

Цель работы: научно осмыслить современные проблемы системы научно-атеистического воспитания студентов;показать оптимальные пути и средства воспитания в этом направлении; помочь совершенствованию и развитию атеистической деятельности в высших учебных заведениях; педагогически отшлифовать методы обучения научному атеизму.

Задачи исследования:

I) раскрыть содержание понятия "система атеистического воспитания", компоненты и структуру этой сиотемы;

I. Дзнеладзе К.А. Научно-атеистическое воспитание учащихся в старших классах общеобразовательной школы.Канд.дисс. Тбилиси, 1978.

- 8

2) выявить условия, при которых успешно формируются научно-: атеистические убеждения студентов;

3) установить критерии религиозности верующих как необходимое условие для практической атеистической деятельности;

4) определить роль курса "Основы научного атеизма" в атеистическом воспитании студентов;

5) проанализировать проблему атеистического воспитания в историческом опыте высших педагогических учебных заведений и современное ее состояние;

6) раскрыть методику педагогического руководства по формированию у студентов научно-атеистических убеждений.

Гипотеза. Если в процессе изучения курса "Основы научного атеизма", осуществления межпредметных связей этого курса с общественными и специальными дисциплинами; в процессе внеаудиторной работы на когнитивной и эмоциональной основе раскрывать сущность и особенности религиозных учений, причины, обусловливающие возникновение и сегодняшнее существование этого идеологического явления; если глубоко раскрыть приспособленческую природу религии, тенденции ее перманентного обновления; если расшифровать факторы, определяющие уровень религиозности, и провести типологическую дифференциацию верующих на основе общих и конкретных критериев религиозности, то это обеспечит эффективность процесса превращения фундаментальных, сущностных положений и выводов научного атеизма, его законов и закономерностей во внутренние убеждения студентов.

Методологической основой исследований является марксистско-ленинское учение о научном атеизме; о неразрывной связи материализма и атеизма; об атеизме как теории, формирующей научно-диалектическое мировоззрение; о связи атеизма с задачами коммунистического строительства, с воспитанием коммунистической морали; программные документы КПСС о формировании научного мировоззрения и атеистическом воспитании как его составной части; о тесной связи атеистического воспитания с жизнью общества, с идеологической борьбой социализма и капитализма в современных условиях.

Работа по теме исследования велась с 1971 года по 1984 год в два этапа.

На первом этапе изучалась философская, педагогическая, психологическая литература.

На втором этапе опытно-экспериментальная работа велась по следующей программе: I) разрабатывался календарный план по "Основам научного атеизма" на полугодие, где учитывались межпредметные связи с другими общественными и специальными дисциплинами (литература, химия, география, биология и др.); 2) совместно с ректоратом, партийной и комсомольской организациями намечались тема, содержание, цель и организация внеаудиторной работы по научно-атеистическому воспитанию с учетом возрастных особенностей студентов; 3) на лекциях, семинарских занятиях по "Основам научного атеизма", в процессе внеаудиторной работы велись целенаправленные наблюдения за студентами; проводились беседы, ставящие цель глубже проверить не только знания, но и наличие научно-атеистических убеждений студентов; анализировались рефераты студентов; после каждого проведенного мероприятия по атеистическому воспитанию анализировались воспитательные результаты.

Методы исследования

В работе над диссертацией был применен комплекс методов: изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и

- ю

Советского правительства о коммунистическом воспитании; теоре- . тический анализ философской, социологической,педагогической литературы по данной проблеме.

Труды классиков советской педагогики Н.К.Крупской, А.В.Луначарского по общим вопросам научно-атеистического воспитания оказали нам большую помощь в усвоении принципов, содержания,целей, задач научно-атеистического воспитания. Научно-педагогические исследования А.М.Арсеньева, й.С.Марьенко, Н.И.Монахова,Б.Т. Лихачева, О.Д.Габидзашвили, В.В.Гагуа и др. в области нравственного воспитания помогли соотнести научно-атеистическое воспитание с нравственным, рассматривать их в неразрывном единстве. Работы советских психологов, социологов С.Л.Рубинштейна, Д.Узнадзе, В.й.Носовича и др. послужили опорой при разработке психологической части диссертации.

Труды Д.А.Гегешидзе, В.А.Кузнецова, И.А.Крылева, Ю.А. Феди-на, Уильяма Фостера, Э.И.Лисовцева, М.И.Шахновича и др., посвященные критическому анализу современных теологических концепций, формирующих "извращенное сознание", подсказали методику изучения студентами научного атеизма с учетом социальной сущности современного религиозного модернизма.

Можно привести и другие работы.

Кроме того, нами использован ряд эмпирических методов: наблюдения, беседы со студентами, их родителями; представителями партийных комитетов институтов, комитетов ЖСМ; преподавателями общественных наук, социальных дисциплин; изучение и анализ массового и передового опыта педагогических вузов страны, в том числе Грузии, обобщение многолетнего (14- лет) опыта работы по научно-атеистическому воспитанию студенческой молодежи в начестве старшего преподавателя курса "Основы научного атеизма" в' Телавском государственном педагогическом институте имени Я.Гоге-башвили; опытно-экспериментальная работа; социологический метод анкетирования; изучение и анализ рефератов студентов, данных семинарских занятий по научному атеизму.

Научная новизна исследований,: состоит в том, что в нем комплексно научно осмыслены все компоненты системы атеистического воспитания студентов, добытые нашим непосредственным наблюдением и сопоставленные с данными новейшей педагого-атеистической научной литературы; дан конкретный научный анализ комплексных мероприятий по научно-атеиотичеокому воопитанию студентов на протяжении всего периода обучения.

Новизна работы обусловлена и тем, что в ней обобщены конкретные вопросы обучения курсу "Основы научного атеизма" на примере высшего педагогического учебного заведения; научно обоснована специфичность обучения указанному курсу в высших педагогических учебных заведениях.

Практическая значимость. Положения, сформулированные в результате исследования, используются в практической,воспитательной работе в вузе.

Целостное научное осмысление всей системы научно-атеистического воспитания и анализ ее форм, путей и средств в условиях использования в конкретной практической деятельности помогает совершенствовать процесс научно-атеистического воспитания студентов.

Апробация. Наиболее эффективные приемы, методы и формы по научно-атеистическому воспитанию студентов проходили апробацию в масштабах Телавского педагогического института им. Я.Гогебаш

Ъили, в котором диссертант работал старшим преподавателем кафе- ' дры политэкономии и философии.

Внедрение. В ходе исследовательской работы диссертант докладывал о ее результатах на республиканской научно-педагогической информации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Грузинской ССР (Тбилиси, 1978).

Материалы исследования внедрялись в ходе лекций на курсах повышения квалификации учителей в Телавском ИУУ; лекциях, посвященных научно-атеистическому воспитанию,по линии общества "Знание".

Кроме того, как член лекторской группы Телавского РК партии, соискатель выступал по проблемам атеистического воспитания с циклом лекций.

Диссертант ведет цикл лекций по основам научного атеизма в филиале Народного университета марксизма-ленинизма при Телавском РК партии.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и выводов;к работе прилагается список использованной литературы. Общий объем работы составляет 158 страниц машинописи.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

1. Практическая постановка задачи всестороннего и гармонического развития личности, состоящая в том, чтобы воспитать духовно богатого, нравственно чистого и физически совершенного человека, возможна лишь в социалистическом обществе, а современный этап развитого социализма со своими справедливыми правовыми и выгодными социально-экономическими условиями, здоровой морально-политической атмосферой, неуклонной тенденцией заботы о благополучии человека способствует развитию тех растущих элементов, которые в совершенном виде появятся при коммунизме в лице интеллектуально, нравственно и физически гармонически развитой личности, человека будущего.

2. Атеистическое воспитание студенческой молодежи является одной из важнейших, органических частей целостной системы комплексного воспитания будущего человека, активного строителя коммунистического общества. Оно неразрывно связано с процессом целеустремленного формирования у современного человека научно-материалистического миропонимания, глубокого и сознательного коммунистического убеждения.

Действующая в советской высшей школе единая система атеистического воспитания охватывает две основные, неразрывно связанные между собой сферы: а) атеистическое обучение, органически включенное в учебный процесс, что подразумевает интерпретацию данных общественных и естественных наук с атеистического угла зрения и б) широкую и многостороннюю атеистическую работу, развернутую вне учебного процесса.

- 146

Для педагогики высшей школы обе эти сферы одинаково важны и интересны,поскольку атеистическое воспитание студенческой молодежи без их органического единства практически не может быть осуществлено.

3. Эффективность атеистического воспитания зависит от того, насколько обоснованы научно пути и средства освобождения сознания верующих от влияния религиозных идей и настроений. Но,как мы видели, научное обоснование средств освобождения от влияния религии возможно лишь тогда, когда научно объяснена сущность самой религии, ее теоретическая доктрина и практическая целеуста-новка. Поэтому разработка конкретной, практической методологии атеистического воспитания происходит в самом атеизме. Как видим, совершенно очевидна та органическая связь, которую должен иметь атеизм с педагогикой и, в частности, с педагогикой высшей школы. Педагогика высшей школы в атеистической деятельности выделяет три основные, восполняющие друг друга стороны: идейную, методическую и организационную. Органическим, комплексным единством всех этих трех сторон обусловлена система научно-атеистического воспитания, содержание которой было разработано и сформировано в многообразной и многосторонней практике атеистической работы высшей школы нашей страны.

Понятие системы атеистического воспитания представляет собой комплексное обобщение воспитательной работы разного вида. В его содержании обобщены и масштабы, и объем, с одной стороны, и с другой - теоретический анализ религиозных догм и служения культу и приложение противоположных научных аргументов. Следовательно, понятие системы атеистического воспитания охватывает Все, что связано с исследованием сущности религии и с поисками и практическим применением путей и средств искоренения религи

•озных идей в сознании людей. к

4. Система атеистического воспитания является комплексным единством, состоящим из различных компонентов, и ее центром в вузе- является обучение курсу научного атеизма. А это обстоятельство указывает, что правильное и эффективное решение проблем атеистического воспитания в вузах в современных условиях и преду смотрение его перспектив во многом, почти существенно, основано на обучении курсу "основ научного атеизма", на его организации и качестве.

Обучение курсу атеизма, как и другим общественным дисциплинам, несмотря на его специфичность, не представляет какого-то значительного исключения в системе высшего образования. Он, как и весь педагогический процесс в вузе, основывается на общих,фундаментальных принципах советской педагогики и дидактики. Специфический характер этих принципов в высших педагогических учебных заведениях определен и теми целями, которые ставит дело воспитания квалифицированного педагога. Ясно, что система атеистического воспитания, утвердившаяся в педагогическом вузе, прежде всего должна опираться на предусмотрение существенных особенностей,что здесь, кроме того, что обучают студентов и дают им соответствующие современному обстоятельству специальное образование, происходит формирование педагога-воспитателя, воспитание воспитателя, выработка профессиональных навыков педагога и вооружение будущего воспитателя эффективными методами, средствами и приемами обучения и воспитания.

5. Предметом и задачей научного атеизма как учебной дисциплины является проблема сущности религии, ее возникновения-развития и постепенного отмирания, показ особенностей религиозного отражения, закономерности формирования научно-атеистического миро-1-понимания, изучение путей и средств преодоления религии и ее окончательного искоренения. Поэтому обучение в вузе самостоятельному курсу "Основы научного атеизма" не только выполняет функцию мировоззренческого и идеологического воспитания в общей системе высшего образования, но и вооружает будущих специалистов конкретным знанием тех закономерностей, которое необходимо для активной атеистической работы.

Основополагающими принципами построения учебного курса научного атеизма являются постановления съездов и пленумов ЦК КПСС о дальнейшем улучшении и совершенствовании научно-атеистической пропаганды, всей системы атеистического воспитания. Именно эти постановления являются руководящими документами для формирования и дальнейшего развертывания и развития системы атеистического воспитания для вузов нашей страны. Неиссякаемым теоретическим источником для указанных программных документов являются всесильное учение марксизма-ленинизма и большое многостороннее наследие В.И. Ленина.

6. Наряду с этими общими закономерностями, которые предусматривает педагогика высшей школы для входящих в учебный процесс всех и, в особенности, общественных наук, обучение основам научного атеизма требует все-таки своеобразного подхода. Это своеобразие обусловлено характером самой науки.

Существенным, прежде всего, является то, что научный атеизм научным доказательством и обоснованными аргументациями представляет негацию религиозных феноменов. Сущность и назначение этой науки состоит в негации, отрицании ложного учения.Поэтому эта отрасль науки ни по своей структуре, ни по содержанию не похожа ни на одну другую науку, среди них даже на другие общественные науки. Именно этим определена необходимость своеобразного подхода к обучению этой дисциплине, поскольку для обучения научному атеизму нельзя найти параллель,с точки зрения использования педагогических методов и приемов, в обучении какой-либо другой дисциплины.

Аналогия здесь не может быть использована из-за указанной здесь существенной характеристики данной науки. Специфичность обучения этому предмету определена его целью и задачей. Основную задачу преподавателя курса основ научного атеизма представляет то, чтобы передать студентам свои убеждения, т.е. передать не только и не столько то, что расширяет горизонт знания, интеллектуальную информативность, а основная цель состоит в том, чтобы фундаментальные, сущностные положение, идеи и выводы этой науки, ее законы и закономерности сделать глубоким внутренним убеждением студентов. Думаем, что в работе показано, что такой необходимости превращения научного знания в убеждение в точных естественнонаучных дисциплинах не существует.

Педагогика и методика обучения научному атеизму не может обойти стороной эти особенности нашей науки, поскольку,как справедливо указывает Н.К.Крупская, "методика, правильно поставлена -ная, должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на изучении истории данной отрасли знаний" / 62, 156 /.

7. Основным звеном организации обучения курсу основ научного атеизма на высоком уровне является органическое связывание обучения научному атеизму с обучением другим общественным и специальным дисциплинам и с формами внеакадемической работы. При этом усвоение указанного курса и формирование-закрепление у студенчества атеистического мировоззрения и убеждения во многом за-, висит от того, насколько тесна и органична связь обучения философским дисциплинам, в частности курсу основ научного атеизма, с обучением профилирующим и другим специальным курсам. С точки зрения атеистического воспитания, в этом отношении наиболее важно то, что обучение различным дисциплинам регулируется таким образом,чтобы атеистические взгляды вытекали из единства даваемого студенту знания, но не так, чтобы антирелигиозные положения искусственно прилеплялись к выводам, получаемым при изложении того или иного вопроса.

8. Содержание научного атеизма как науки систематически изменяется и развивается под воздействием социального прогресса и научно-технического развития. Это, естественно, должно вызывать необходимость совершенствования методов, форм, средств и приемов обучения, поскольку эти последние не должны рассматриваться как статичные, неизменные, данные раз и навсегда. Поэтому приобретает особое значение и характеристика проблемы современной типологии верующих и сущностных причин современного религиозного модернизма. Педагогика атеистического воспитания обязана обеспечить такую систему обучения и воспитания, которая правильно выражает содержание данной науки, ее современное состояние,тенденции развития, ее связь с общественно-политической практикой.

9. Методические принципы и требования не случайные феномены. Наоборот, они опираются на богатый практический опыт педагогов-атеистов и при этом основываются на прочном фундаменте методологии и мировоззрения, теории познания и логики марксизма-ленинизма. Мы пришли к заключению, что если не охарактеризовать сущность религии и особенность религиозных учений, факторы,обусдавливающие возникновение этого идеологического явления, и факторы его сегодняшнего существования, если конкретно, научно не объяснить приспособленческой природы религии, тенденции ее перманентного обновления, модернизма, если детально не расшифровать факторы, определяющие уровень религиозности и не провести типологическую дифференциацию верующих на основе установления общих и конкретных критериев религиозности, то невозможно говорить о какой-либо системности при выяснении вопросов средств, путей и методов атеистического воспитания. Такой подход к вопросу позволил конкретно охарактеризовать использованные в процессе атеистического воспитания студентов отдельные формы, методы и пути. Этим еще раз было доказано, что формы, методы атеистического воспитания и средства их осуществления по своей природе конкретно-историчны и во всех конкретных случаях опираются на единую, научно обоснованную антирелигиозную позицию. Именно эта единая, научно-обоснованная антирелигиозная позиция питает каждую конкретную форму атеистического воздействия и с учетом исторического этапа, времени, места и условий.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хачидзе, Важа Евгеньевич, Тбилиси

1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об атеизме, религии и церкви. М., Мысль, 1971. 581 с.

2. К.Маркс. Капитал. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.24. 608 с.

3. Ф.Энгельс. Бруно Баувр и первоначальное христианство. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч, т.19. с.306-314.

4. Ф.Энгельс. К истории первоначального христианства. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.22, с.465-492.

5. В.И.Ленин. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

6. В.И.Ленин. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр. соч., т.17. с.415-426.

7. В.И.Ленин. Классы.и партия в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., т.17, с.429-438.

8. В.И.Ленин. О лозунгах и о постановке думской и внедумской С.-Д. работы. Полн.собр.соч., т.21, с.11-21.

9. В.И.Ленин. Три источника и три основные части марксизма. Полн.собр.соч., т.23. с.40-48.

10. В.И.Ленин. Статистика и социология. Полн.собр.соч., т.30. с. 349-356.

11. В.И.Ленин. Речь на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918г. Полн.собр.соч., т.36. с.420-421.

12. В.И.Ленин. О государстве. Полняобр.соч., т.39, cj>4-84.

13. В.И.Ленин. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр. соч., т.41. cj.3-104.

14. В.И.Ленин. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41. с. 301-317.

15. В.И.Ленин. Об едином хозяйственном плане. Полн.собр.соч., т.42. с.339-347.

16. В.И.Ленин. О значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45. с.23-33.

17. В.И.Ленин. А.М.Горькому, ноябрь 1913. Полн.собр.соч., т.48. с.226-229.

18. В.И.Ленин. Об.атеизме, религии и церкви (сб.статей, писем и др.материалов). М., Мысль, 1969. 541 с.

19. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Тбилиси, 1971, 210 с.

20. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Изд.политической литературы, 1974. 320 с.

21. Материалы XXУ съезда КПСС. М., Изд.политической литературы, 1977. 256 с.

22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Изд.политической литературы, 1981. 222 с.

23. Постановление ЦК КПСС. О крупных недостатках в научно-атеистиче-' ской пропаганде и мерах ее улучшения, 7 июля 1954 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.6,

24. М., Издат. полит.литературы, 1971, с.502-507.

25. Постановление ЦК КПСС. Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения, Ю ноября 1954 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК,т.6. М., Изд.полит.литературы, 1971. с.516-520.

26. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране, 18 июля 1972 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, ЦК, т.П. М., Издат. полит.литературы,1978. с.126-134.26