Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов педагогического вуза к научно-атеистической воспитательной работе со старшими школьниками

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка студентов педагогического вуза к научно-атеистической воспитательной работе со старшими школьниками», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Рауфов, Шариф Маруфович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1989
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка студентов педагогического вуза к научно-атеистической воспитательной работе со старшими школьниками"

министерство народного образования азербайджанской сср

азербайджанский ордена трудового красного знамени

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЯЕСКИИ ИНСТИТУТ им. В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи УДК 371.373.2)5

РАУФОВ ШАРИФ МАРУФОВИЧ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО.}* РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ >

(На материале Узбекской ССР) 13.00.01—Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

БАКУ

- 1989

Работа выполнена на кафедре НОУШ Самаркандского государственного педагогического института им. С. Айни.

Научный руководитель:

—член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор А. Н. Алексеев.

Официальные оппоненты:

—доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фагалиев. —кандидат педагогических наук, доцент Ф. А. Сеидов.

Ведущее учреждение—Азгосуинверсптет имени С. М. Кирова.

Защита диссертации состоится .// 1990 г.

в . А/ * часов на заседании Специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01.—«Теория и история педагогики» в Азербайджанском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан

Ученый секретарь

Специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент

И. Н. ИСАЕВ

ОНГЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы. В условиях диалектического совершенствования социализма (Что проявляется в демократизации общества, гласности принимаемых решений, развития самоуправления и самофинансирования, хозрасчета и самокритики) ожесточилась идеологическая борьба за умы и действия людей мезду загнивавшим империализмом и перестраивающимся социализмом, Особенно ярко это иллюстрируется на примере атеистического воспитания галодсжи, когда при курсе КПСС на идеологизацию международных отношений усилилась системная религиозная пропаганда как у нао в стране, так и с зарубежных радиостанций, отрицательно влияющая на идейно-политическое воспитание подрастающих поколений. Часть молодежи оказывается неспособной применить в реальной обстановке свои атеистические знания, некритически относится к религиозиш предрассудкам, употреблению религиозной атрибуции, религиозной информации, находится под влиянием верупцих родителей.

Задачи, поставленные в йтой области перед учительством, кашли отражение в "Основных направлениях рефоргш общеобразовательной школы", в постановлении Пленума ЦК КПСС "О ходе перестройки средней и высшей школи и задачах партии по её осуществлению": "В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного граящанша, о прочными коммунистическими убеждениями. На это доляны работать асе элементы учебно-воспитательного процесса, воя общественная жизнь иколн"1; "Непременная задача - выработать у молодежи диалектическое мышление"'.

В свете сказанного очевидна актуальность системного изучения личности учителя-атеиста, закономерностей и принципов её формирования в процессе профессиональной подготовки.

Методологические основы идейно-политического воспитания учат

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школа? Сборник документов и материалов» - М.: Политиздат, 1984» - С,47,

° 0 ходе перестройки средней м высшей школи и задачах партии по ей осуществлению: Постановление ЦК КПСС от 18 февраля 1988 г. // Правда. - 1988. - 18 февр.

щейоя молодежи и подготовка будущих учителей к этой деятельности глубоко раскрыты в трудах Н.К.Крупской, А.Э.Луначарского, МЛ1.Калинина , С.Г.Ша/цсого, Л.С.Макаренко, Й.А.Сухомгашского, П.П.Блон-ского, Е.И.Ярославского, К.К.Гончарова, Е.И.Перовского и др. Общие теоретические подходы к исследованию названной проблематики, содержательна! часть атеистического воспитания школьников данц в работах А.Н.Алексеева, В.К.Арсенюша, Н.Ш.^асадзе, К.И.Васильева, ФЛЫЪноболина, Т.А. Ильиной, В.А.Крутецкого, ИЛС.КузьшщоЙ, И.Т, Огородникова, Л.Ф.Спирина, Р.И.Хкелюк, А.И.Щербакова, В.Л.Яковлева и. др.

Основной недостаток сегодняшней шкаш в атеистическом воспитании заключается главки/ образом в недостаточной подготоашшос-ти учителя к проведению такой работы с учащимися с учетом местных условий. Высшая педагогическая школа поставлена перед необходимостью научной разработки методологии и методики атеистического воспитания студентов, изучения механизма перехода знаний в профессиональные качества и убездеиия.

К сожалению, в Узбекистане пока мошо назвать лишь одну работу С.М.ыусинова*, осведанцую подготовку будущего учителя к решении проблем атеистического воспитания младших школьников.

Наше исследование убездает в том, что в системе подготовки будущего учителя и атеистического воспитания старшеклассников остается много неясного. В частности, недостаточно разработана структур? и содержанке педагогической деятельности учителя по осуществлению атеистического воспитания» Не выявлены основные характеристики личности учителя-атеиста. Не получили сколько-нибудь систематического освещения выдвинутые в материалах ХХУП съезда КПСС и лосяедуюдих партийных документах идеи комплексного и интенсивного подходов, обеспечивающих: единство идейно-политического, нравственного, трудового и Профессионального воспитания, а также органическую связь учебной и внеучебной деятельности будущих учителей. Не подверглась специальному Анализу система педагогических средств формирования у будущих учителей профессиональной готовности к атеистической работе со старшеклассниками в общеобразовательной школе.

Таким обраэом, возникло определенное противоречие, которое

* Мусинов С.И. Из опыта подготовки студентов к атеистическому всспятани» школьников //Сов. педагогика. - 1979. - № 10.

позволило нам следущим образом сформулировать проблему нашего исследованшп педагогически о условия, обеспечивающие подготовку студентов к атеистическому воспитанию учащюсся старших классов средней общеобразовательной школы в системе высшего педагогического образования. Решение этой пройяеш составляет цель исследования. Объектом исследования выступает студент педагогического вуза.

В качестве предмета исследования наш взят процесс профессиональной научно-педагогической подготовки студентов педагогического вуза к атеистическому воспитанию старшеклассников.

Проблема, цель, объект и придает исследования определили следующие задачи:

1) проанаппзировать и дать оценку современного состояния проблемы подготовки учителя в вузе к атеистическому воспитанию старших школьников;

2) раскрыть основнне аспекты содержания профессиональной подготовки учителя по атеистическому Еоспатяшш учащихся старших классов школы;

3) внявить п обосновать условия, обеспечивающие формирование у студентов педагогкчеаких вузов профессиональной готовности к осуществлению атеистического воспитания старшеклассников.

рабочая гипотеза. Эффективность подготовки студентов педагогических вузов к атеистическому воспитанию старшеклассников может быть достигнута при усилении идейно-политической направленности всей учебно-воспитательной работы педвуза, педагогической, общественно-политической практики, идейно-политического, атеистического, патриотического и интернационального Боепитания.

Общую методологию исследования составляют труди основоположников марксизма-ленинизма, программные документы ЦК КПСС и Советского государства о народном образовании и коммунистическом Боепитании.

В процессе исследования автор исходит из следуквдих методологических положений: целостное изучение педагогически* явлений; комплексное использование методов исследования; сочетание качественного и количественного анализа; причинно-следственных связей, сущности педагогических явлений; репрезентативности объема выборок; одновременное изучение коллектива и личности в их развитии и изменении; объективность оценка результатов, использование

принципа историзма..

Для реализации поставленных задач используется комплекс методов исследования. Сэда входат: изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы: анализ учебников, учебных программ, глетоднчеегшх рекомендаций, документов по организации коммунистического воспитания в пузе; метод педагогических наблюдения; метод беседу, анкетирования и интервьюирования; изучение до^шн-гацан и продуктов деятельности студентов педагогических институтов; педагогический эксперимент, консилиум; обобщение независимых характеристик, основанных на суздеииях кошетентпых судей.

Опытно-зксперимеутальная работа выполнена на баье Самаркандского и Д;л1закгасого педагогических институтов и Самаркандского университета км.Л.Навои Узбекской ССР.

■ Л п р о б а ц И я р а б о т ы. Результата исследования проверялись, уточнялись н конкретизировались в процессе опытно-экспериментальной рэбогп на научно-практических конференциях в Самарканде; Ташкенте, внедрены в практику работы Самаркандского педагогического института км.С.Лйпя.

Новизна -к-научная ценность выполненного исследования заключается э том, что в нем с позиций комплексного н интенсивного подходов выявлен и обоснован механизм подготовки студентов пединститутов в процессе их учебной и внп-учебпой деятельности к атеистическом работе с детьми старшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная а нем методика руководства учебно-воспитательной деятельностью студентов педвуза как фактора их подготовки к атеистической работе в старших классах общеобразовательной школы может найти применение й работе педагогических институтов по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов советской общеобразовательной школы.

Достоверностью обоснованно с г ь научных результатов, полученных соискателем, обеспечиваются опорой на шроистско-ленинскуо методологию, разнообразные источники информации, реализацией комплексной и интенсивной методик исследования, подтверждены опытным путем.

Публикация. Основные результаты исследований отражены в 5 опубликованных научных работах.

' lía защиту вшосятся следующие ocnooiaie п. о л о х е ц и я:

- вооруженность методологаей, теорией, методикой и первоначальным олптом атеистического зоепктания уча!цкхся старших клас-соа;

- комплексий подход к • лрофессяонально-атеизтяЧесййй подготовке студентов, предполагаю^ единство теории и практик! учебной и виеучебной деятельности, обществеяно-политлческкх:, общенаучных и нсихолого-педагогкческнх злэшгй, выполняпцих атеистическую фунвдгао; • •

- прапессионадько-атенстическая заправленность учебного, научного к воспитательного процесса;

- табелирование к реализация умсташиых и практических действий, входящих ъ состав педагогических умений атеистической деятельности учителя.

■ йсследо/^аале в целой подтвердило первоначально вкдашгутуа гипотезу. Вместе с тем, ряд часивд предположений требует допол-пит.елъиого изучения. Так, нуждается в специальном рассмотрения стимулирование атеистической активности студентов на старших курсах, которая снижется по окончании педагогической практики в ■■ школе.

основное содееэдие'дцссерглфн

Во введении дается обоснование гемы исследования, покаэыеа-ется' её актуальность, раскрьшаются предмет* дань, задачи, гипотеза, методы и, этапи исследования».

'Глава I - "Научно-атеистическое воспитание студентов -одно; из вакнейгшх направлений а формовании личности педагога" открывается анализом трксистско-леяЕнского уче^гия о религии, -атеизме и атеистическом воспитан;®.

Ф.Энгельс считал, что религия по-сэоеыу существу есть выхолащивание из человека к природа всего их содержания. Указывая fia необходимость критики религии о борьба,за освобождение человека оз; ■ духовного порабощения, оснозополояшпсй научного кеммуцкзш писали! "Критика релтт оссобоадаet человека от иллтий, чтобы он шелкл, действовал, строил ■свои действительность как освободившийся от !шшз2й, как ставший рзэуьшш .человек: чтобы он вра-шался вокруг себя самого и своего действительного солнца"1

^ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - T.Ï. --0.415«

•Важнейшую роль,'в развитии шрксистскрга поникания социальной природы религии сыграл Б.И.Леншг. Творчески развивая марксизм в нобых историчесшцс у<уюз{шх, Б.И.Лешш углубляет идеи о материальности мира л закономерности его развития, первичности матерки а её познания, роли социальной практики,. связи научного атеизма с революционным преобразованием действительности. В,И,Ленин отмечал, что пережитки прошлого, в том числе и религиозные суеверия, яузмо устранять "путем идейным, путем воспитания"*,

■ На ШП съезде КПСС Коммунистическая партия Советского Сокь за еще раз указала На необходимость улучшения научно-атеистического ЕОсгагтэния, напошив, что все еще битут ошибочные пред-етсаль^ия, будто религия и все связанное с пей ото?.трут сами собой, ко жизнь показывает: тем, где ослаблено внимание к атеистического воспятакию, процветают религиозная обрядность, суеверие. Бот почему КПСС учит во всей нашей воспитательной работе надо идти от ккзни.

Характеризуя задачи научяо-атенотической работы в школах Узбекистана, од подчеркиваем, что в современных условиях она должна проводаться с учетом процессов, происходящих сегодня в религии ислама, под флагом которой в ряде стран Бчютего и Среднего Востока прэизоиш народные, антиимпериалистические, национально-освободительные революция. В то ке время последовательно отстаивается мысль о необходимости усилить воспитание учащихся в духе воинствующего каршого атеизма.

Полученный и подвергнутый теоретическое анализу гассовий материал дает основание закличить, что современное состояние научно-атеистической подготокси учителей старших классов узбекской нгколц нуждается в существенном улучшения и усовершенствовании. Многие ыолодшо учителя ив проявляют заинтересованного профессионального отношения к научно-атеистической работе, испнтывавт значительные трудности в анализе к оценке атеистических возможностей содержания нреподаваешх учебных дисциплин, а реализации их идеологических, мировоззренческих функций. Далеко пе все вы-пускншаг иедвуаоа отчетливо представляют себе цзяь, задачи я- содержание атеистического воспитания, его место в система комплексного подхода к кшуниетичеекоиу воспитали». Значительная часть студентов и учителей слабо владеет методикой внеклассной, осо-

1 "Лвйин В.Я. ПсиШ.собр.соч. - Т.41. - С.401.

бенно индивидуальной, работ ло научно-атеистическому воспитанию школьников старших классов,

В работе дается теоретическая модель учителя-атеиста, которая ориентирована на оптимизацию атеистической подготовки 'будущего учителя старших классов.

. Научно-атеистическая компетентность учителя проздо всего зависит от формирования его научно-атеистических убездон:й, которые, кап каркас, объединят вокруг себя всс остальные качества, свойства и знания, умение учителя усилять социальную, политическую активность личности.

Профессиональная готовность-учителя к иаучио-атеистической работе в старших классах представляет собой интегральное образование личности. Начало ей формирования лежит в подструктуре опита, то есть обусловлена в первую очередь шегацишея у человека званиям!!, умениями, нэзнквщ.

Научно-атеистическое мировоззрение студентов, развитие их атеистических качеств, ¡знаний и умений развивается при изучении курсов педагогики.

По своему содержаний профессиональная готовность педагога к атеистической работе долхна рассматриваться как некоторая система с определенным механизмом взаимосвязи входящих в нее элементов. Такой подход позволяет определить иерархию качеств личности 'учителя-атеиста и вцдели?ь среди них основное ядро, на формировании которого досуга быть направлено главное внимание высшей педагогической ¡шеолы.

Ядро профессиональной готовности учителя к научно-атеистическому воспитанию, естественно) составляет система теоретически знаний¡, обеспечивающая научно обоснованное их применение. Но, воспитанна - процесс'во шогом творческий и несмотря на это требукь-щий наличия определенна:! йачеета личности'учителя, Поэто?ду в работе. принята , слелуадя маасифатйши качеств, которыми и должен обладать учитель прй проведении научно-атеистотес'кой работы:

1) О й щ й о т а о П к о-п о л и Т И ч е с к и е к а Ч е-

о т а а; когаупкстачоскйп идейность» целеустремленность} социальная и политическая эрелоогь1 социалистический патриотизм и интер-¡'эпиопализм; общественно-йолитотеская активность, тесно связанная с яааыйамй ш с со зо-пояатиче с кой иг йссяйтательной работы с учащимися и ях родителями! ....

2) н р о ф е о с и о н а л ь !1 о- з н & ч и м ы е капе-

с т в а: интерес'и любовь к детям: увлеченность, педагоглческои-работой; профессиональная пашть и мышление; способность к педагогическое прогнозированию; исихолого-педагогическая зрелость, наблвдэтачыюсть, педагогически; такт, общительность; настойчи- • вость, упорство в" достнжешвг поставленной цели; •

3) про ф о с с локальная ко ми е т с н ти о с г ь: фклосойсная, научно-атеистическая подготовленность учителя; знание, им закономерностей .социального развитая личности и путей форм:-рования её мировоззрения; понимание сущности, целей и задач, владение ,фор„лии и методами атеистического воспитания; • знание ¡шдивидуальногиенхологячееккх особенностей школьников; методическая подготовленность учителя к работе с подростками старшими школьниками, с их родителями и.общественностью; умение обучцть школьнакоз.-

В г л а в е П - "Практическая подготовка студентов.к ате-истическо?'. работе с учацишеч старшего, школьного возраста" на основе проведенной экспериментальной работы определены пути.реализации атеистического воспитания я условиях общеобразовательной ' школы: I) преодоление предрассудков у тех'аи;аташсов, которые еще опираются на них в своей игзшг, и-деятельности; 2) формирование у всех учащихся осознанного отношения к религии на основе знаний естественных.и общественных наук; 3) выработка у' юа умения аргументированно отстаивать свои научные убеждения; 4), подготовка их ~л покгльной культурно-просветительной и естественнонаучной пропаганде.

• Основные а т а п ы исследования;

• I. Псксковс-подгоголительиьй (1382-1233 гг.). Он бт связан с теоретическим анализом и оценкой современного состояния проб- , лемк. С помощью констатцруюцих методик бил определен реальный уровень профессиональнойготовности студентов и выпускников пединститутов к .работе по научно-атеиспгческому воспитанию старшеклассников. Полученный штериад позволил наметить обздую гипотезу, наметить программу опктао-этссперймеяталвиой работы. Большое место ка-данном этапе.занимали анализ и обобщение работы педвузов и изучаемой проблеме, еист еыатиче ские яаблздешш за деятельностью студентов в период учебных ¡занятий, общественно-политической и непрерывной правилен, беседы, анкетирование, интервьюирование, • изучение учебно-методичсской, . ппаиярукдей и отчетной документации.

■2. Второй этап (1984-1285 тт.) бил опцтно-энспершенталь-нш.?. В ходе его била разработана и осуществлена ирограша преобразующего эксперимента. Опытш-эксперименталькая работа сопровождалась уточнением и обогащение:.! гипотезы, проведением контрольных срезов, анализов, обобщением и систематизацией полученного гате-риала.

3. Третий этап - закзвчителыю-обобщаиций (1906-1980 гг.). Он включал в себя обработку я анализ результатов опитно-зкепери-мснтальноЛ работы, уточнение теоретических положений, разработку и внедрение научно-практических, рекомендаций, полученных в ходе исследовании, • оформление дийсерташш.

Как известно, основная лоспитаташгая работа проводится в процессе обучения, «сходя из этого положения, мы проанализировали учебные программы, учебники, учебные пособия по школьным дисциплинам с точки вренкя их возможностей в осуществлении атеистического воспитания старшеклассников.

йколыте курсы физики, химии, физической географии, бполо- • гни представляет широкие возмогаюсга для формирования научно-атеистического мировоззрения учащихся. В естественнонаучных курсах общеобразовательной средней школы рассматриваются проблема, имеющие широкое мировоззренческое значение, служившие предметом острой борьбы материализма с идеализмом на протяжении истекших веков и-не потерявшие актуальности в современную эпоху. Это проблемы первичности и иеуничтожкмости материи и е" движение; сохранение п превращение энергии, взаимосвязь форм и видов материи; причины процессов изменения и развития в природе; факторы химической и биологической эволюции; истоки психической деятельности; отношение "человек ~ общество - природа"; методы и принципы научного познания; использование научных знаний да практике и шогое другое.

Именно теоретические идеи составляют цромо.туточное звено кепду фактами естествознания'и обобщения философия. Зтл идеи позволяют убедительно доказать несостоятельность отдельных религиозных догм, их несомтесгш/тость с Наукой, хотя яа практике, :шея в виду духовное развитие юношества, религияк в том числе и ислам, нередко выступает с позитивных позиций. Учителю важно знать иг и умело использовать в своей практической'воспитательной работе.

Каздое осповололагамцее естественнонаучное понятие в процессе формирования у школьников научных знаний выстраивается г, цзль-

ную теоретическую конструкции. Осмысление теоретического понятия с позиций методологии диалектического материализма непосредстаеи-. но приводит к атеистическим обобщениям.

Методологические.аспекта формирования научно-атеистического мировоззрения связаны о усвоением принципов научного познания -прлчюшости, систегаюсти, ксторнзт, относительности, дополнительности и др.

Научное объяснение механических, эяектрошпштнък, ядер.чих, химических, бчологическлх процессов убездает ¡юссишшсов в том, что прлчзшц природных явлений органичеаси связаны с внутренними • захономерпостмя! их существования, а не приносятся извне. Учителю важно довести до сознания старших школьников пошощниа материальной обусловленности всех процессов и явдешй до обобщошш о несостоятельности религиозно-идеалистических концепций происхождения мира - идей о "первотолчке", "перводвигателе" и т.п.

''' Одновременно с методологической и теоретической подготовкой учащихся старую: классов к научно обоснованному сражению с религией, 1,щ определили уровень их атеистической подготовленности. В эксперименте участвовали 257 учащихся 9-10 классов. Мы исследовали религиозность и атеизм в семьях школьников, ыотивационную сторону участия учеников к религиозным праздника, их отношение к приметам, муллам и знахарям. Результаты исследования констатируют, что школьютсв-стармкяассникоз шеш1 в семье верующих членов; 35$ - приникают участке в религиозна праздниках; 37,552 -верят п г/риыеты к знахарям. Эти явления дол;;иш учитываться всеш атеиста?.;!: для индивидуализации научно-атеистического воспитания старшеклассников.

Б третьем параграфе главы раскрываются условия, при которых достигается оптимальная аффективность изучения общественно-политических досцишшя в деле подготовки будущего учителя-атеиста.

Уровень сформированное™ у студентов профессионально значимых 1<&чес-гв личности и педагогических укеннй определялся по следующим критерием: I) потребность активного участия а решении задач атеистического воспитания старшеклассников; 2} стревдение овладеть знаниями, необходимыми для научно-атеистической работы в старших классах; способность научно обоснованно вести антирелигиозную работу со старшеклассниками.

Профессиональная готовность учителя к научно-атеистической деятельности со старшеклассниками развивается в ходе эксперимен-

талыюго проведения лектория атеистических знаний. дет студентов СлмШИ шл.С.Лйнк по курсам составлена программа, план, тематика, рабочие планы-конспекты п библиографические рекомецяа-ции. Лекторий прошли 210 студентов, Эти студснтн обучались одновременно в "Шксло молодого лектора" и ФСПо института (отделение по пропаганде научного атеизма).

Пользуясь методикой В.Л.Сластоипиа^, мы ввделили 3 груган; студентов, которым соответствуют определенные уровни сформированных у них умений вести научно-атеистическую работу с учащимися старших классов на научном уровне.

За основу деления студентов на группы бдао взято умение теоретически обоснованно вести иаучно-атеистичеснуи работу со старшеклассниками, Было установления, что до экспериментальной работы со студентами 4,2% лзучешшх строили атеистическую роботу на творческом уровне, 48,1/5 - на репродуктивном, 47,7?5 - на интуитивном уровнях.

После эксперимента эти показатели изменились: 11,3% студентов строили научпо-атеисткческую работу на тг-рческом уровне, 68,95» - на репродуктивном, 12,85» - на интуитивном.

■ Найдена и полностью себя оправдала такая форма подготовки студентов педагогического института атеистическо?лу воспитании старшеклассников, гак спецкурс "Теории я методики научно-атеистической работы в старших классах школы периода перестройки", Опираясь на типовую программу курса "Основы научного атеизма", он дополняет её такими темами, как: ЯХУТТ съезд КПСС и вопроси паучно-ггекстического воспитания полодеяи; формы и метода научно-атеистического воспитания школьников .старших классов; психологические особенности детей старшего школьного возраста и кх учет в атеистическом воспитании; методика по^-отовки и пропело-пия атеистических мероприятий; научно-атеистическое воспитание при изучении обществоведения и в процессе внеклассной работы; атеистическоз воспитание при изучении произведений.литературы и искусства; формы и методы атеистической работы с родителя?,га школьников и общественностью. .

• В работе раскрыты возможности непрерывной педагогической

* См.: Сластенкн В.А. Формирование личности учигеля советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. .

практики в научно-атеистической подготовки будущих учителей старшх классов. Она имеет своей целью установить оптимальные связи меэду педагогической теорией и практикой научно-атеистического воспитания школьников-старшеклассников; научить студентов самостоятельно проводить научно-атеистическую работу со старме-класениками; привить будущим учителям интерес к атеистическому воспитанию учащихся,- к научно-исследовательской работе в этой области.

Как показал анализ, значительная часть студентов оказалась слабо подготовленной к проведению атеистической работы в период педагогической практики. На основе включенного наблюдения, бесед и анкетирования мы установили, причины, порождающие эти трудности:

1) отсутствие необходимого контакта со старшеклассниками из-за слабого знания их возрастных и индивидуальных особенностей;

2) слабая ориентация в содержании, способах планирования и организации атеистической работы; 3) незнание форм, методов и приемов атеистической работы в старших ¡аассах; 4) низкий уровень психологической готовности, неуверенность в своих действиях.

На педагогической практике студенты убездаются в том, что знания, умения к навыки, полученные в вузе, хотя и являются ос-новоцолага:ощИ!Я1 и напрашящими, однако но обеспечивают в полной мере высокого качества атеистической работы. По свидетельству -болыоянства студеитоа, их атеистическая работа в период практики перестраивает отношение к учительской профессии, побуждает по-Иовому относиться к педагогическому.общению с учащимися старших классов.

' Перед выходом студентов на педагогическую практику особое . внимание обращалось на: I) постановку конкретной цели научно-атеистического воспитания; й) педагогическое обоснование -содержания, методов и форм атеистической работы; 3) выявление путей включения стараекдассников в актиЕнуд атеистическую работу; 4) осуществление атеистического воздействия на коллектив через актив и общественное шение; 5) требовательность и контроль за атеистической работой учащихся старших классов.

Дня приобретения опыта работы с учащимися старших классов в период педагогической ирактшш главное состоит в том, чтобы взаимообусловленные связи и зависимости различных факторов, про-являщихся в процессе атеистического воспитания, осознавались, глубоко переанвались студентами л претворялись в-отрешение про-

никнуть со внутреннее содержите атеистических действий и. поступков ребенка, мотивы, которыми он руководствуется.

Анализ действующей программ педагогической практики привел нас к выводу, что в ее содержание почти не включается подготовь студентов к н&учно-атепстнческой- работе в старших классах." Программа дол;яга обеспечивать органически'» евлзь и опт^.таль-ноз сочетание научно-атеистической работы студентов, с учащгася старапгх классоз; торипроваине у них умений координировать и управлять этот процесс. Осуществление этой задачи возможно при следуиших условиях: I) четкое, определение оистс-мц заданий для каждого студента на пертед практики; 2} организация • сешяарсюре • занятий но вопросам теории и-мстогаш научио-атёистглескай работы с учащимися старших классов; 3) посещение и анализ атеистических мероприятий, преюдими:: s отаршх классах.

Реализация этих условий значительно способствует развитии л закреплению у"студентов педагогических умений.'Уллп пород вхлдчешгем студентов экспериментальной группы в 'атеистнчесзсугэ деятельность со старшеклассникам* на третьем 'четвертом) курсе правильно спланировала свои деятельность с- комсомольцами и не испытывали трудностей в-проведении атеистической работы со старшеклассниками 30,7,1 'испытуемы*, то а' перкод педагогической практики этот процент поонсклся до 70,2.

• Научно-атекстпчс-ская подготовка будущего учителя-атеиста ' • старших классоз ведется на" факультетах общественных, npoöeecitf. (ФОЛ). Он выполняет следущие задачи: развить у будущего учителя пнтерес к научно-атеистической работе; вооруйить студентов знаниями и углешшш атеистической работы в старших классах; обучить" студентов нзннкам атеистической самоподготовки.

Анализ функций общественно-политической чрактики б подготовке студентов к научно-атеистической работе с учащимися старших классов показал, что усиление'положительного отношение студентов к внеклассной атеистической работе во вре?.*я общественно-политической практики связано с развитием у них способности к динамической перестройке педагогических умений по мере изменения обстоятельств в проведении той или шгоЦ лнеклаесной деятельности. Такая гибкость возникает в результате определенного соподчинения умений во внеклассной антирелигиозной работе, формируемых на данном этапе обучения.

Овладение профессионально-педагогическим: умениями агелсти-

■ в

ческой работы в процессе обществешт-политической практики -процесс длительный, протекающий медленно, требующий многократных и систематических повторений, преднамеренных упражнений в выполнении определенных педагогических действий.

В заключении даны основные результаты исследования и сйоршфованы научно-практические рекомендации.

По результатам проведенного исследования сделаны следующие основные выводы:

I.. Результат проведенного экспериментального исследования в школах Узбекистана ио изучению способности студентов вести научно-атеистическую работу.со старшими школышка..д показали, что умеют подобрать соответствугаций материал и использовать его в работе с учащимися 70;' ¡ умеют подобрать материал для атеистического воспитания, но слабо используют его в работе со старшими школьниками 12,63 s слабо выделяют атеистические идеи и слабо использует их в работе 9,C$j не мох*ут выделять атеиотяческие идеи и исполЬзовать их в работе с учащим!ся 8,5$. Такие показатели говорят о сабой теоретической и практической подготовке студентов - 30/1 не только по методическим дисциплинам, но и по остальным, поскольку любая методика t любой урок неизбежно базируются на необходимом запаса знаний для Каждого отдельного учебно-воспитательного мероприятия, тогда как вся практика преподавания специальных и обществоведческих дисциплин должна вырабатывать способность к самостоятельным оуздениям, помогать учащимся осознанно усваивать научные выводы, отракаюдие диалектику всего сущего; воспитывать у молодели высокую идейность, научно-штериалнстиче-ские взгляды, умение с чедаюс.позиций материалиста-ленинца оценивать общественные явления,

2. Наши исследования показали, что часть молодежи неспособна применить в пеобходкшы случае свои атеистические -знания, некритически относится к различного рода религиозным предрассудкам, употреблен.,» религиозной атрибутики» зарубежной религиозной информации и т.д. Часть шлоделш находится под религиозным влиянием родителей.

3. При подготовке учителей в педагогачесюа вузах обучать их мастерству атеиста-пропагандиста: воспитывать у учащихся правильное отношение к действительности, к общению с верующими как с грааданами страны, гребущим большого внимания со стороны молодежи, старших школьников} формировать'способность делать пра-

вяльнае эстетические оценки; расширять их кругозор; учить действовать, шслить в революционной период демократизации нашего общества, перестройки, гласности,

4. Учебно-воопитательний процесс июли не снабжен научно обоснованной программой воспитательной работы» целенаправленно освещающей и атеистическую работу, апробированиях методик по организация 'и проведении отдельных видов воспитательной работы. Нет четких рекомендаций по усилению научно-атеистического потенциала'- уроков lid дисциплинам .'гуманитарного и естественно-.'.гзтэг.'л-тического щгклов. Следовательно, ш;;шо говорить oí недостаточном исследовании пекоторьй: проблем науЧно-атеистичсского воспитания школьников на современном этапе строительства .советской школы.

6. Методом самооценки установлено, что Б5% студентов и 925 учителей видят задачи атеистического., воспитания в-тем, чтобы воспитывать у школьников диалектяко-1,атэриалистичсское иорозоз-зрение, то есть совершенствовать духовную культуру. Остальние основной задачей считают проведение лекции, бесед, конференщей, экскурсий, демонстрация кинофильмов и т.д.

"■Студенты» выпускники вуза, лучше,- чем работагх-ие учителя, подготовлены'к использованию техничеммх средств обучения и я атеистическом воспитании (б0£ их из экспериментальной гругаш умеют подбирать соответсгвукерй материал и. демонстрировать его учапцшея).

7. К объективным Факторам,, порозданцим трудности!в проведении научно-атеистической воспитательной работы», относятся сложность самого процесса научно-теистического воспитания, обязательность осуществления его в тесной связи с другими аспекта-1Лт коммунистического воспитания, историей и теорией-атеиз?ла, религии и ueptíBii; к субъектявншд - недостаточность теоретической

и практической подготовленности студентов в педвуз и, -иногда -личностные, нравственные качества самого учителя.

8. В ходе эксперимента установлено, что значительное-количество старшеклассников школ Узбекской ССР.яз семей," в которих есть веруидие (25%) , 27% из них' припишет участие в праздновании религиозных праздников и 37$ верят в различные предрассудки и приметы.

Как положительный факт в организации атеистического воспитания в республике следует отметить то» что:в районах, и--областях проводятся конкурсы атеистических'агитбрйгад,- в .которых активное

участие прялй'лато учащиеся наших опытных школ.

Однако и школах республик:, еще не образовалась система, обеспечпыаяцпя серьезную постановку ато:готического воспитания учащихся, всех, возрастных групп. Имеется ряд ижол, где этому ас-, иокту воспитательной работы уделяется явно недостаточное вшша-нчз из-за- отсутствия материальной базы, неумения организовать эту работу с учениками, слабо!! подготовленности учителей к осуществлению этого процесса в школе.

9. Студенты педвузов считают, что атеистическая работа в учсбпо-воспит, .тельном процессе ссунсствляетсл недостаточно, под-т-верзденпем чему явились результаты анкетирования: 13,3$ студентов считают себя верукздгш; 21,В% колеблются или безразлично от-лосдтск к .р&лигал, Причинами религиозности они считают влитию округкэдцх (родителе!!, родственников и т.д.) (6,6$), мотив "так . принято" (19,32), что религия укрепляет родственные отношения (СО. ■

- Опираясь на результаты исследования, правомерно выдвинуть ' ряд научно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов педагогических институтов к научно-атеистической'работе в старших классах общеобразовательной вдолы. '

I. Обесйечить профессионально-атеистическую направленность преподавания общественно-политических, общенаучных и психолого-педагогических дисциплин. ...

■2, Организовать ьяецгшьше дли факультативные курсы, во основам теории и методша! атеистического воспитания старшеклассников.

•3. Включить в программы общественно-политической и непрерывной педагогической практики системы специальных заданий по привлечению студентов, к научно-атеистической работе с учащимися старших классов.'

4. Предусмотреть выполнение студентами курсовых, дипломных и научных работ во атеистическому воспитанию учащихся старших классов. -

■Б. Выпустить в свет учебное пособие по подготовке будущих *учителей к научно-атеистической работе в школе.

Основные результаты исследошшгй, проведенных при выполнении диссертационной работы, опубликованы в следумцнх статьях:

•I, Карта-схема психолого-педагогичоской характеристики личности буднего учителя // Самарканд: СамГОИ, 1385. - 0,3 п.л. (соавт,: Ншанов O.A., Мусиков С.М. и др.),

2. Учебно-методичосвиэ материалы для слушателей культа- . та повышения квалификации и переподготовки организаторов народного Ьбразования. // Самарканд: СамГОИ, 1987. - 3 п.л. (Соавт.: Махматкулов М.С., Ярмухакедова Г*Х. и др.)*

3. Буклет о работе восьмаяегной школы "О совершенствовании мастерства учителей" // Самарканд: СамТОИ, 1987, - 0,7 п.л. (на узбекском языке) (Соавторы: Аликов К,Т., Утакаэаров С.У. я др.).

4. Буклет о работе школы J& 21 Иастдаргомского района по интернациональному воспитанна школьников // Самарканд: СамГВИ, 1387. - 0,6 п.л. (созчгоры: Махматкулов ILO., Бабедаанова С.С. и др.).

5. Изучение и внедрение передового опыта школ // Самарканд: СамГПй, 1988. - 0,3 п.л. (на узбекском языке). (Соавторы: Ярку-хамэдова Г.Х., Алимов К.?, и др.)