Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Брит, Надежда Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Брит, Надежда Михайловна, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕГО

ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.

§ 1. Социально-педагогические основы формирования у подростков атеистической убежденности.

§ 2. Анализ предпосылок и состояния взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков.

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ.

§ I. Повышение педагогического мастерства учителей в вопросах научно-атеистического воспитания учащихся.

§ 2. Установление воспитательных контактов с семьей и организация в ней общения подростков.

§ 3. Координирование работы школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков"

Строительство коммунизма в нашей стране предполагает формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Партия усматривает в этом не только важнейшую цель, но и непременное условие успехов в коммунистическом строительстве.

В осуществлении этой программной цели КПСС важное место занимает формирование научно-материалистического мировоззрения. Эта проблема приобретает особое значение в связи с задачами, поставленными Ш и Ш1 съездами КПСС, последующими Пленумами ЦК партии.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко в речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года отметил: "Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания. Призвание школы - формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению. И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам" /38, с.18/.

Формирование научно-материалистического мировоззрения органически включает в себя воспитание атеистической убежденности. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" подчеркивается: "Важно, чтобы преподавание и обществоведческих, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренческими принципами" /52, с.46-47/.

В партийных документах ставится задача усилить работу с людьми, попавшими под религиозное влияние. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко акцентировал внимание на том, что: "Нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой населения, как верующие" /37, с".60/. Центральный комитет нашей партии ориентирует на дифференцированный подход к осуществлению атеистического воспитания. В Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" указывается, что усиление атеистического воспитания юношества является одной из актуальных задач /49, с Л/.

Общество развитого социализма создает реальные предпосылки для полного преодоления религиозности в нашей стране. В настоящее время неверующие среди молодежи в возрасте от 21 до 30 лет, по данным конкретно-социологических исследований, проведенных в стране, составляют 92-94$, в возрасте до 20 лет - 97-98% /102, с.75/. Вместе с тем, некоторая часть населения находится под влиянием религии, в том числе и молодежь. Например, среди учащихся школьного возраста, по данным социологических исследований, под влиянием религии находится около учащихся, а около 2% признают существование сверхъестественных сил /78, с.97-98/. Однако, и отсутствие религиозных представлений не всегда свидетельствует о сформирован-ности атеистического сознания. Некоторая часть учащихся не овладела предусмотренными содержанием школьного образования знаниями основ наук о природе и обществе, необходимыми для формирования их атеистических убеждений. Многие подростки не понимают антинаучного существа религии и не могут четко определить свое отношение к ней, часть из них относится к религии индифферентно.

Поскольку в стране имеются верующие семьи, религиозные организации пытаются сделать их главным источником воспроизводства религии. При этом используются самые различные способы привлечения детей к вере.

На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов" /37, с.60/. Большое внимание империалистические идеологические центры уделяют вопросам привлечения к религии детей. Ими организуются специальные радиопередачи религиозного содержания, направленные на возбуждение интереса детей к религии, издается методическая литература по привлечению несовершеннолетних к культовой деятельности, создаются специальные учебники для религиозного обучения молодежи школьного возраста и др. Эти и другие факты свидетельствуют,-что религиозное влияние на детей, особенно на подростков, имеет место и не всегда безрезультатно.

Подростковый возраст - период становления взглядов и убеждений личности. Исключить религиозное влияние именно в этот период ее развития - одна из важнейших задач воспитания. Усиление внимания к атеистическому воспитанию учащихся среднего школьного возраста тем более необходимо, что в современных условиях задачи атеистического воспитания значительно расширились. Они предусматривают не просто преодоление существующей религиозности и безрелигиозное воспитание, а целенаправленное формирование научно-материалистического мировоззрения у всех без исключения школьников, их активной атеистической позиции, усиление контрпропагандистского аспекта атеистической работы с целью разоблачения идеологических диверсий Запада, что создает необходимые предпосылки для обеспечения неприятия этих влияний.

Ведущая роль в системе атеистического воспитания подрастающего поколения принадлежит школе. Она призвана заложить основы коммунистического мировоззрения в сознании каждого из своих питомцев.

В.И.Ленин подчеркивал, что ".наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей" /18, с.313/. Но воспитывает не только школа. Сознание ребенка формируется во всех сферах его жизнедеятельности. И ".мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни" /18, с.313/, - продолжал свою мысль В.И.Ленин. Организация атеистического воспитания, борьба с религией должны быть делом всего общества, считал Владимир Ильич: ".наш безусловный долг привлекать к совместной работе всех сторонников последовательного и воинствующего материализма в борьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками так называемого "образованного общества"" /23, с.24/«

Закономерности развития нашего общества обусловливают расширение целенаправленного воздействия всех воспитательных влияний на формирование личности школьника. Особо важное значение приобретает в этой связи организация тесного взаимодействия школы, семьи и общественности, координация их работы по решению всех задач воспитания школьников, в том числе атеистического. Постановление июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" обязывает "настойчиво добиваться единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, улучшения координации средств идеологических воздействий, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи, школы, охватывать идейным влиянием все социальные группы" /37, с.77/. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" указывается: "Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов" /52, с.56/.

В свете задач, поставленных Партией и правительством в области научно-атеистического воспитания подрастающего.поколения, научная разработка данной проблемы приобретает особую актуальность.

Методологические основы атеистического воспитания подрастающего поколения разработаны в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Идеологические и общепедагогические аспекты этой проблемы нашли отражение в работах выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, известных советских педагогов Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.В.Луначарского, Е.Ярославского.

Различные аспекты атеистического воспитания учащихся отражены в исследованиях А.Н.Алексеева, Г.Г.Быковой, й.А.Галицкой,

A.И.Иванченко, М.Ф.Калашникова, Г.С.Лялиной, А.С.Онищенко, Г.И.Под-луцкого, Р.М.Роговой, В.Л.Сенчило, М.М.Усеновой, С.ВЛерненко,

B.А.Якубовского.

Разработке содержания, форм и методов атеистического воспитания родителей силами общественности посвящена кандидатская диссертация В.П.Дицулиной; предметом исследования В.Г.Дегтяренко стала система работы школы с учащимися из семей верующих. Ф.А.Пинхасова определила педагогические условия повышения результативности атеистического воспитания подростков в деятельности внешкольных учреждений.

Несмотря на значительный вклад вышеназванных авторов в решение проблемы взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков, многие ее аспекты остаются недостаточно раскрытыми. Требуют уточнения содержание, формы и механизм взаимодействия воспитательных институтов, координация их атеистического воздействия на подростков.

Необходима дальнейшая разработка проблемы воспитания неверующей части школьников и родителей, что обусловливается расширением фронта атеистического воспитания на современном этапе развития нашего общества. В уточнении и значительном углублении нуждаются научно обоснованные методические рекомендации для учителей, родителей и других работников, имеющих отношение к атеистическому воспитанию школьников.

Потребности практики вызывают необходимость усиления внимания и новых подходов к проблеме взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков, обобщения и анализа передового опыта в этой области воспитания, определения и научного обоснования педагогических условий совершенствования совместной работы институтов воспитания.

Недостаточная разработанность проблемы является одной из существенных причин, снижающих эффективность атеистической работы с подростками.

Учитывая все сказанное, мы избрали темой диссертационного исследования "Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков".

Объектом исследования является процесс атеистического воспитания подростков.

Предмет исследования составляет формирование у подростков научно-атеистических убеждений в результате совместного и согласованного воздействия на них школы, семьи и общественности.

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности атеистической работы с подростками при взаимодействии школы, семьи и общественности.

В соответствии с целью исследования была сформулирована следующая гипотеза:, научно-атеистическая убежденность подростков формируется более успешно, если:

- взаимодействие школы, семьи и общественности осуществляется не эпизодически, а непрерывно и в его основе лежит глубокое знание отношения членов семьи к религии и атеизму;

- школа и общественные организации осуществляют выбор методов атеистического воздействия на подростков с учетом результатов постоянного изучения причин религиозности, корректируют и изменяют эти методы по мере достижения конкретных результатов воспитания ;

- педагогические коллективы и общественность осуществляют постоянное и целенаправленное руководство атеистическим воспитанием в семье путем повсеместного обучения родителей основам атеистического воспитания подростков;

- осуществляется целенаправленная координация воспитательных влияний школы, семьи и общественности.

Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

- проанализировать состояние исследования проблемы взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков в педагогической литературе и обобщить опыт этого взаимодействия;

- выявить причины проявления религиозности среди некоторой части подростков;

- определить наиболее важные педагогические условия эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков;

- разработать и экспериментально проверить научно обоснованные методические рекомендации по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистической работе с подростками.

Методологическую основу исследования составляет марксистско-ленинское учение о социальной природе религии, сущности коммунистического воспитания, формировании коммунис тического мировоззрения, воспитании всесторонне развитой личности. Основополагающее значение для проведения исследования имела, в частности, концепция о социальной обусловленности личности окру-f жающей средой, о человеке как субьекте тех или иных форы общественной жизни. При проведении исследования мы руководствовались указаниями "Ш и Ш1 съездов КПСС о комплексном подходе к коммунистическому воспитанию, о необходимости повышения качества обучения и укрепления связи школы с жизнью в условиях общества развитого социализма, Конституцией СССР, решениями Пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного образования, "Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая предусматривала использование комплекса методов: теоретический анализ, педагогический эксперимент, систематическое и целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, создание специальных ситуаций, социометрия, изучение психолого-педагогических характеристик учащихся, монографическое изучение семей, изучение и обобщение передового опыта и др. Ведущее место в исследовании занимал педагогический эксперимент.

Для определения результатов сфоршрованности атеистической убежденности подростков, как главного качественного показателя эффективности атеистической работы в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности, были определены следующие критерии:

- отношение к овладению атеистическими знаниями, их глубина и осознанность, готовность руководствоваться ими в повседневной жизни;

- характер отношения к религии и верующим людям;

- отношение к деятельности атеистического содержания, мотивы участия в ней и степень проявления активности в ее осуществлении. При этом одним из ведущих показателей сформированноети атеистической убежденности подростка определен уровень готовности подростка опираться на научные знания в оценке явлений окружающей действительности.

Экспериментальная работа, которая включала констатацию состояния и создание условий для повышения эффективности взаимодействия школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию подростков, велась с 1976 по 1984 год на базе средних общеобразовательных школ г.Киева /Ш 215, 143, 121/, г.Запорожья /Ш 81,83/ Киевской области /Броварская средняя школа № 1/, Черкасской области /Уманские средние школы fete II, 7, 4; Летичевская 8-летняя школа/, Винницкой области /Оратовская и Якимовская средние школы/.

На первом этапе /1976-1979 гг./ изучались труды классиков марксизма-ленинизма, историко-педагогическая, философская, специальная психологическая и педагогическая литература, осуществлялась подготовка к эксперименту: определение объекта, предмета, цели, гипотезы, задач и методики исследования.

На втором этапе /1979-1982 гг./ проводились констатирующий и формирующий эксперименты: выявлялись педагогические условия, способствующие формированию атеистической убежденности подростков в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности; организовывался опыт более эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению проникновения религиозности в среду подростков и преодолению проявлений существующей религиозности среди школьников; обобщались и сопоставлялись с выводами теоретического анализа результаты исследования.

На третьем этапе /1982-1984 гг./ осуществлялась апробация выявленных педагогических условий повышения эффективности атеистической работы в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности, уточнялись полученные данные, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- в качестве основных педагогических условий эффективности взаимодействия'школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков определены деятельность школы по организации общения старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к религии и атеизму и установление непрерывных воспитательных контактов школы и общественности с семьями верующих с целью преодоления и предупреждения религиозного влияния на детей;

- при разработке уровней сформированноети научно-атеистической убежденности подростков среди ведущих показателей вычленен эмоциональный фактор;

- в плане повышения атеистического потенциала семьи четко дифференцированы задачи педагогического влияния на семью: преодоление религиозного влияния на детей в верующих семьях и предупреждение возможности религиозного- влияния на детей из неверующих семей;

- вскрыты педагогико-психологические аспекты механизма координации взаимодействия школы, семьи и общественности и разработаны методические рекомендации совершенствования механизма этой координации .

Обоснованность и досто в е р н о с т ь результатов исследования определяются методологическим подходом к процессу атеистического воспитания подростков, основанном на марксистско-ленинском учении о всестороннем развитии личности; обеспечены использованием адекватных методов исследования, а также подтверждены данными, полученными в ходе исследования.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков успешно апробированы в практике атеистической работы экспериментальных школ и нашли широкое применение в практической деятельности школ г.Киева и Киевской области. Полученные в процессе внедрения результаты дают основание предполагать, что они могут также быть использованы в деятельности педагогических коллективов школ, органов народного образования, партийных, профсоюзных и общественных организаций, трудовых коллективов, а также при составлении и разработке программ народных университетов и школьных программ по совершенствованию содержания, форм и методов организации атеистического воспитания школьников во внеурочное время.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Реализация идеи комплексного подхода к атеистическому воспитанию подростков предполагает систематическое, плановое, научно-организованное и всестороннее взаимодействие школы, семьи и общественности.

2. Постоянное выявление причин религиозности подростков способствует более полной и эффективной реализации индивидуального подхода к осуществлению научно-атеистической работы с детьми, находящимися под религиозным воздействием, а также конкретизации и углублению атеистического воспитания с неверующими.

3. Методика установления воспитательных контактов школы и общественности с семьей верующих способствует повышению эффективности атеистического воспитания подростков, находящихся под религиозным влиянием, поскольку школьный учебно-воспитательный процесс направлен, в основном, на атеистическое воспитание учащихся из неверующих семей.

4. Педагогически целесообразная организация общения родителей и других старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к. религии и атеизму в семьях неверующих позволяет повысить эффекживность работы по формированию атеистической убежденности подростков.

5. Изучение психолого-педагогических особенностей функционирования механизма координации воспитательных влияний школы, семьи и общественности способствует совершенствованию атеистической работы с подростками.

Апробация и внедрение. Основные положения настоящего исследования докладывались автором на республиканской научно-методической конференции в г.Луцке /1982 г./, на областном научно-практическом семинаре в Павлышской средней школе им. В.А.Су-хомлинского Кировоградской области /1983 г./, на научных конференциях Уманского педагогического института и НИИ педагогики Украины /1980-1984 гг./, докладах для слушателей курсов повышения квалификации учителей и руководителей школ при Киевских областном и городском МУУ, на педагогических советах перед учителями школ, на родительских конференциях в школах республики.

Основное содержание диссертации раскрывается в 5-ти печатных работах.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Наши выводы подтверждались суждениями учителей опытно-экспериментальных школ. Среди их высказываний чаще других повторялись: "влияние родителей в религиозных семьях", "наличие религиозных верований в семье", "пример родителей", "религиозность, воспитанная с детства", "низкий уровень знаний и культуры тех семей, которые поддались влиянию религиозных организаций", "наличие религиозных сект", "влияние религиозно настроенных бабушек и дедушек", "религиозное влияние старшего поколения", "влияние религиозных знакомых", "умение представителей религиозных сект и общин использовать неблагоприятные условия в семьях /болезни близких, несчастные случаи, алкоголизм, разводы, ссоры и т.д./", "религиозная пропаганда".

Основным источником воспроизводства религии является семья. И если в семьях верующих детей, в основном, сознательно и целенаправленно приобщают к религии, то в семьях неверующих причиной религиозности подростков может стать душевный дискомфорт, возникший вследствие болезни близких, несчастных случаев, ссор в семье, алкоголизма родителей, их жестокости по отношению к детям, разводов, личных неурядиц в жизни, отсутствии духовного контакта между родителями и детьми, серьезных личных переживаний, обид на школу и др.

Как показало исследование, успешность работы по формированию у подростка атеистической убежденности в значительной степени предопределяется эффективностью работы с семьей и в семье, что предполагает наличие взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков. в процессе изучения передового опыта атеистической работы школ г.Киева /Ш 215, 143, 121/, г.Запорожья /Ш 81, 83/, Киевской области /Броварская средняя школа Кг 1/, Черкасской области /Уманские средние школы №№ II, 7, 4; Летичевская 8-летняя школа/, Винницкой области /Оратовская и Якимовская средние школы/ нам удалось выявить некоторые положительные тенденции в развитии взаимо- . действия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков.

Четко просматривается дальнейшее усиление руководящей и направляющей роли местных партийных и советских органов в активном поиске рациональной системы в работе по коммунистическому воспитанию учащихся на основе реализации принципа взаимодействия всех воспитательных сил. Лучшие школы осуществляют целенаправленное влияние на семью, коллективы шефствующих предприятий, привлекая их к непосредственному участию в атеистической работе. Функционирует 'система педагогического всеобуча: созданы университеты, лектории атеизма, проводятся диспуты родителей, конференции, собрания родителей по вопросам атеистического воспитания. Б этих школах массовые формы пропаганды педагогических знаний продуманно сочетаются с индивидуальной работой, осуществляется педагогическое руководство атеистическим воспитанием в семье,на основе глубокого знания воспитательного потенциала каждой семьи, индивидуальных особенностей родителей, их отношения к религии и атеизму, изучается и обобщается опыт их воспитания.

Установлено, что в таких школах процент учащихся с высоким уровнем атеистической убежденности значительно выше, чем в школах, где отсутствует тесная связь с родителями и общественностью.

Вместе с тем, исследование выявило и ряд существенных недостатков в организации работы по обеспечению единства школы, семьи и общественности:

- во многих школах отсутствует четкая система атеистического воспитания; недооценивается значение этой работы на современном этапе, что значительно снижает ее результативность;

- многими органами народного образования недостаточно внимания уделяется повышению роли семьи в формировании атеистической убежденности подростков; не всегда педагогами учитывается то обстоятельство, что именно семья является основным источником сохранения и воспроизводства религии в нашей стране;

- нередко отсутствует ориентация семьи на активное проведение атеистической работы с детьми; в ряде случаев отсутствуют постоянные контакты между педагогическими коллективами школ и общественными воспитателями, с одной стороны, и с семьями - с другой; не всегда педагоги располагают глубоким знанием семьи учащегося, ее отношения к религии и атеизму, уровня ее подготовленности к атеистическому воспитанию детей; * *

- недостаточна постановка обучения родителей основам атеистической работы с детьми в семье;

- многие школы еще не стали координирующими центрами атеистического воздействия на учащуюся молодежь.

Изучение опыта взаимодействия воспитательных сил в научно-атеистическом воспитании подростков также показало, что доля общественности и родителей, как фактора формирования научно-атеистической убежденности подростков, может оцениваться только как незначительная. Как свидетельствуют данные анкетного опроса подростков и их родителей, ведущее место в этом плане подростками было отведено школе. Семья, как источник информации, значительно уступает школе -ей отведено 2-е место.

Опрос родителей показал, что школа и в их атеистическом воспитании принимает незначительное участие. Лишь для 6,1% родителей школа стала источником знаний об атеизме, еще меньше этот показатель у общественности - 3,8%.

Материалы, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что успех педколлективов школ в работе по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков зависит от уровня осознанности педагогами необходимости этой работы, сформированноети установки на ее проведение, вооруженности педагогов необходимыми для этого знаниями и умениями.

Фактические данные дают основания для вывода о том, что у половины опрошенных учителей не сформирована установка на работу по осуществлению взаимодействия школы, семьи и общественности; 1/3 учителей не владеет необходимыми для такой работы знаниями и умениями.

Особое внимание в исследовании было уделено изучению вопроса организации атеистического воспитания подростков в семье. Показателями эффективности организации атеистического воспитания подростков в семье служили: 1/ понимание и осознание родителями необходимое-Фи воспитания у детей атеистической убежденности и знание задач атеистического воспитания на современном этапе; 2j теоретическая и методическая подготовленность родителей к этой работе; 3/ их психологическая готовность к участию в атеистическом воспитании подростков и к взаимодействию со школой и общественностью; 4/ фактическое осуществление родителями атеистического воспитания своих детей; 5/ непосредственное участие в атеистической работе, проводимой школой.

Реализацию атеистического воспитания подростков в семье мы усматриваем, прежде всего, в педагогически организованном общении детей с родителями и другими старшими членами семьи по вопросам отношения к религии и атеизму. Поэтому, изучая условия атеистического воспитания подростка в семье, мы интересовались: I/ содержанием общения родителей и других старших членов семьи вообще; 2/ участием взрослых членов семьи в общении с детьми по поводу отношения к религии и атеизму; 3/ регулярностью общения по этому поводу.

Проведенное исследование позволило выделить, согласно вышеупомянутым критериям, группы семей по степени их влияния на атеистическое воспитание детей, что дало возможность при организации формирующего эксперимента осуществлять дифференцированный подход в работе с каждой из них.

К первой группе мы отнесли семьи, в которых родители добиваются высоких результатов работы по воспитанию у подростков атеистической убежденности. Их деятельность по атеистическому воспитанию не замыкается рамками семьи. Они поддерживают тесные связи со школой, принимают активное участие в атеистической работе общественности, сами являются ее активистами. Многие родители из таких семей руководят атеистическими лекториями для школьников и взрослых, некоторые возглавляют секции атеизма при родительских комитетах школы.

Ко второй группе относятся семьи, которые добиваются более низких, по сравнению с первой группой семей, результатов в работе по атеистическому воспитанию подростков.

Родители этой группы семей понимают необходимость ведения атеистической работы с подростками, но не владеют достаточными для этого знаниями, хотя и стремятся к их приобретению. Они проводят некоторую работу по атеистическому воспитанию.подростков за счет эпизодичного общения с ними по поводу отношения к религии и атеизму. К этой группе мы отнесли и те семьи, в которых родители владеют необходимыми знаниями, но не умеют их применить.

В семьях этой группы есть необходимые условия для успешной организации общения детей с родителями, но системы в организации общения не наблюдается из-за отсутствия необходимых теоретических и методических знаний у родителей. Нравственная атмосфера в таких семьях благоприятна для формирования духовного контакта между детьми и родителями.

В третью группу мы включили семьи, которые понимают необходимость атеистического воспитания подростков, теоретически к ней подготовлены, но атеистической работы не ведут. Родители в семьях этой группы в вопросах атеистического воспитания больше полагаются на школу, сами же инициативы в этой области не проявляют. В четвертую группу вошли семьи, которые не только недостаточно подготовлены к атеистической работе, но не имеют установки на необходимость участия в атеистическом воспитании своих детей. Родители из таких семей не задумываются над вопросами атеистического воспитания и не стремятся к приобретению атеистических знаний, умений вести атеистическую работу.

Пятая группа - семьи верующих, которые не осуществляют целенаправленного религиозного воспитания детей. шестая группа - семьи верующих, которые воспитывают детей в религиозном духе. t

Изучение влияния родителей на формирование атеистической убежденности подростков свидетельствует о том, что большая часть родителей не имеет установки на атеистическую работу с детьми в семье, у многих отсутствуют необходимые для этого знания. По данным нашего исследования семьи первой группы составляют лишь 3,3% от общего количества обследованных семей, вторая группа представлена тоже незначительно - их 28,1%. Большую часть представляют семьи третьей /32,3%/ и четвертой /28%/ групп, которые фактически атеистической работой с детьми не занимаются.

Главным критерием эффективности взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков мы считаем уровень атеистической убежденности подростков.

Результаты анкетирования в совокупности с данными, полученными в процессе наблюдения за реальным поведением учащихся, позволили выявить три уровня сформированноети атеистической убежденности подростков - высокий, средний, низкий. О высоком уровне атеистической убежденности мы судили по наличию правильных ответов на все предложенные вопросы и отсутствию расхождения между знаниями, уровнем готовности опираться на них на практике и реальным поведением. Если правильных ответов было около 50%, и наблюдалось незначительное несоответствие знаний, уровня готовности их применения и поведения, то уровень атеистической убежденности считался средним. Если же правильных ответов было меньше 50%, и в своем поведении учащийся не проявлял готовности и умения применять знания на практике, то уровень атеистической убежденности считался низким. показатели сформированноети атеистической убежденности до начала формирующего эксперимента оказались одинаково невысокими и в экспериментальных, и в контрольных школах. С высоким уровнем атеистической убежденности в экспериментальных школах оказалось всего 1% подростков; в контрольных школах - 21%.

Полученные в результате констатирующего эксперимента материалы позволили нам определить содержание и характер дальнейшей экспериментально-опытной работы. Главная ее цель на данном этапе состояла в.том, чтобы выявить педагогические условия, наиболее способствующие совершенствованию атеистического воспитания в семье и усилению ее взаимодействия со школой и общественностью.

Была разработана и внедрена методика установления воспитательных контактов школы и общественности с семьями верующих и методика организации общения взрослых членов семьи с подростками по вопросам отношения к религии и атеизму в семьях неверующих.

Реализация этих методик предполагала организацию научно-атеистической подготовки педагогов и родителей по предложенной исследователем программе; усиление педагогического руководства атеистическим воспитанием подростков в семье путем выявления атеистического воспитательного потенциала и применения дифференцированного подхода в работе с каждой из них; координирование воспитательных влияний школы, семьи и общественности при помощи организации совета атеистов, структура и программа деятельности которого разработаны экспериментатором.

Одновременно с внедрением методик осуществлялось поэтапное изучение их эффективности. Как было установлено, реализация разработанной методики установления воспитательных контактов с семьей верующих облегчала вхождение педагогов и общественных воспитателей в деловой контакт с родителями из таких семей, причем, положительный результат достигался с большой полнотой при условии, если налаживание воспитательных контактов начиналось с неверующими членами семьи. С их помощью легче было оказывать педагогическое воздействие на верующих, разумно наполняя это воздействие атеистическим содержанием. Наряду с установлением контактов между школой и семьей верующих опытно-экспериментальная работа включала организацию общения подростков и внутри неверующих семей.

При выявлении ведущих и подчиненных форм общения детей и взрослых в семье выделялись те из них, которые в наибольшей степени способствуют формированию научно-материалистического мировоззрения подростков, их атеистической убежденности. При этом принималось во внимание, что каждая форма общения является базой для реализации комплекса влияний, формирующих мировоззрение подростков. Прямое влияние на детей имеет общение по поводу теле- или радиопередач, посвященных таким вопросам, как строение Вселенной, происхождение жизни на Земле, природа человеческого сознания, причины возникновения религиозных верований, социальная роль религии. Эти передачи дают прямой повод для атеистической работы в семье. Предложенная нами методика организации общения подсказывала варианты для откровенного разговора на ту или иную атеистическую тему в различных жизненных ситуациях: во время совместной прогулки в природу, работы в саду или огороде, занятий опытничеством, при решении разного рода технических задач, при просмотре научно-популярных, документальных и художественных фильмов, при посещении спектаклей, после экскурсий в музей, планетарии и даже во время спортивных занятий.

Координирование работы рассматривалось и осуществлялось как согласование и приведение в определенную систему действий каждого из указанных компонентов при четком определении роли и места каждого из них в работе по достижению общей цели. Роль координирующего центра в процессе исследования была возложена на совет атеистов.

Особое внимание в его работе уделялось работе по повышению теоретической и методической подготовленности родителей и включению их во внеклассную работу по атеистическому воспитанию подрост-i ков; опосредованному педагогическому руководству общением родителей и других старших членов семьи с детьми по вопросам отношения к религии и атеизму, а также установлению воспитательных контактов школы и общественности с верующими семьями.

Результаты проведенного исследования показали, что все формы сотрудничества школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков динамически связаны, и только комплексное их использование ведет к действенному улучшению атеистического воспитания учащихся.

Координирование работы школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков позволило добиться в экспериментальных школах существенного повышения уровня атеистической убежденности данной категории учащихся.

Общие результаты этой работы представлены в таблице в сгруппированном виде. Содержание таблицы отражает тесную зависимость между уровнем атеистической убежденности подростков и уровнем организации и координирования атеистической работы школы, семьи и общественности.

Период работы

Количество ответов, % уровни работы школы, включающие работу по привлечению семьи и общественности к атеистическому воспи-:танию подростков уровни работы

• семьи по формированию у подростков атеистической убеж

• денности уровни атеистической убежденности подростков высо-:сред-:низ- :высо:сред:низ-:кшй :ний :кий :кий :ний :кий высо:сред:низ-:кий :ний :кий

До проведения опытно-экспериментальной работы 27 54

После проведения опытно-экспериментальной работы 36 64

19 8

32

56 36

59 9

19 59 22 27 71,8 1,2

Как видно из таблицы, увеличение числа школ, имеющих высокий уровень результатов работы по формированию у подростков атеистической убежденности произошло за счет группы со средними показателями, а эта группа, в свою очередь, увеличилась за счет уменьшения третьей группы. до проведения эксперимента количество подростков с высоким уровнем атеистической убежденности составляло 19%. После проведения эксперимента эта цифра возросла до 27%. Еще более заметными оказались изменения среднего и низкого уровней /до эксперимента 59% и 22/Ь, после эксперимента 71,8 и 1,2%/. Эти данные, а также данные, характеризующие уровни атеистической работы школы и семьи до начала и после эксперимента, свидетельствуют о том, что примененная методика атеистического воспитания подростков в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности оказалась достаточно эффективной.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать ряд выводов, важнейшими из которых являются:

- создание согласованной системы формирования атеистических взглядов и убеждений силами школы, семьи и общественности является необходимым условием повышения эффективности атеистического воспитания;

- своевременные меры по выявлению причин религиозности отдельных подростков в значительной степени способствуют целенаправленности и действенности атеистической работы с учащимися;

- важной предпосылкой успеха атеистического воспитания подростков является усиление атеистического воздействия на семью, его индивидуализация; вооружение педагогов и родителей необходимым минимумом атеистических знаний путем осуществления их педагогического всеобуча; атеистическая направленность воспитания подростков в семье путем организации педагогически целесообразного рбщения старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к религии и атеизму и установление воспитательных контактов с семьями верующих;

- важным условием повышения эффективности атеистического воспитания является координирование воспитательных усилий школы, семьи и общественности.

- 117 -" ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Марксизм впервые определил религию как социальное явление, истоки которого находятся в объективных условиях человеческого бытия. Поскольку сущность человека есть совокупность общественных отношений, то именно они и порождают религию.

Раскрыв социальные причины религиозного отчуждения, марксизм определил и основные принципы его преодоления, главный из которых состоит в том, что это преодоление невозможно без уничтожения со-.циальных корней религии.

К.Маркс писал в этой связи, что люди ".покончат со своей религиозной ограниченностью только тогда, когда уничтожат свои мирские путы" /7, с.388/.

В.И.Ленин ставил отход масс от религии в связь "с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии" /24, с.418/.

Социальные факторы, необходимые для освобождения человека от религиозных заблуждений, создает новый общественный строй, приходящий на смену старому в результате социалистической революции.

Широкая пропагандистская работа, которая ведется под руководством КПСС, усилия школы, семьи и общественности привели к тому, что основную массу населения нашей страны составляют неверующие. В настоящее время количество активно верующих по стране среди взрослого населения, в среднем, составляет около 10%.

Существование, хотя и незначительного воспроизводства религиозности имеет свое объяснение. Личность живет и формируется в обществе. В то же время конкретная личность общается не со всеми членами общества, контакт человека с обществом осуществляется в значительной степени через его непосредственное окружение, через микросреду. для подростка основными нормами микросреды являются школа и семья. И если в школе процесс воспитания целиком находится под контролем общества, а содержание обучения и воспитания исключает религиозное влияние, то гораздо сложнее обстоит дело с микросредой семьи.

Семья формирует взгляды человека с первых дней его жизни в том направлении, которое является доминирующим в отношениях между ее членами. Качества, привитые в детстве, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.

В нашей стране семья, будучи частью социалистического общества, адекватно отражает его сущность, служит проводником секуляризующего социального влияния. Но, обладая относительной самостоятельностью, семья отражает не только общественные отношения, но и индивидуальные особенности, в том числе и явления пережиточного характера.

Определяя причины религиозности подростков мы установили, что ими являются, прежде всего, существование религиозных организаций и их влияние на подростков через семью, общину, церковь, через знакомых.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Брит, Надежда Михайловна, Киев

1. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с Л13-217.

2. Маркс К. Из рукописного наследства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - 689 с.

4. Маркс К. Интервью корреспонденту американской газеты "в первой половине декабря 1878 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.45, с.467-477.

5. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.194-203.

6. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5-784.

7. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382-413.

8. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.

9. Маркс К. К критике Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1971. -539 с.

12. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии. М.: Политиздат, 1975. - 437 с.

13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.14