автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Единство рационального и эмоционального как принцип обучения младших школьников хоровому пению
- Автор научной работы
- Ряписова, Алевтина Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Новосибирск
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Единство рационального и эмоционального как принцип обучения младших школьников хоровому пению"
Р Г Б 0 л На правах рукописи
1 О ЛОР Г-
рягшсюа алевтша геннадьевна
единство рационального и эмоцисшльного
как принцип обучения мяадшх школыжсв хоровод пеш'ш
13,00.01 - тоория и история педагогики
А в то р о фе р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Новосибирск - 1995
Работа выполнена в Новосибирском государственном педагогическом университете
Научные руководители : кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Т.Н. ОВЧИННИКОВА
каддядаг педагогически наук,
доцент
Т.Д.ПАВЛОВА
Официальные оппоненты: доктор педагогических науц,
действительный член Академии акмеологаческих наук, профессор С, И. МЕЩЕРЯКОВА ~
кандидат педагогических нау:с, доцент
Л.И.БОРШИКОВ
Ведущая организация -. Омский государственный
педагогический униворситез?
Защита состоится "..,.. , " 1995 г. з "___" часов
на заседании диссертационного совета К 018.15.01 в Институте программных средств обучения РАО по адресу : 630038, -г, Новосибирск, ул. Приморская, 22.
С диссертацией модно ознакомиться в библиотеке Института программных средств обучения РАО
Автореферат разослан "_" марта 1995 года
Учешш секретарь диссертационного совета, кавд.чдат экономических наук
С.Е.Урванцева
На современном этапе развитая педагогической науки и практики имеет место явно выраженная интеллектуальная направленность в процессе обучения о опорой на сознательное отношение учащихся к знаниям, на логическое овладение навыками и умениями с целью развития научно-теорзтического мышления. Чрезмерная кнтеллектуалкстлчность в.педагогике, при которой редко учитывается эмоциональная сфера личности ребенка, способствует формировании тзхнократическо. ; мышления (В.П.Зинченко, А.В„Петровский) , которое, из-за отсутствия переживаний провоцирует безнравственное отношение к миру и проявляется во шортах социальных катаклизмах современности. Исходя из этого, приоритетными задачах^ образования сегодня признаны развитие эмоциональной этзквчяБоетя, воспитание культуры чувств (В.В.Краевсккй, И.Я. (Тернер, М.Н.Снаотзд) для согласования их о рациональными свойствами личности. Таким образом, проблема единства рационального и эмоционального имеет но только педагогическое, но и боль-аое социальное значение, ибо культура чувств в сочетании с развитым интеллектом детершшрув? Формирование разносторонне развитой личности.
Особую значимость проблема приобретает в рамках эстетического воспитания^ Среди других искусств музыку наделяют особой :илой эмоционального воздействия, а хоровое пешь - это наибо-гее активная, самая доступная и массовая форма приобщения детей с музыкальному искусству. Полагаем, что музыкальная педагогика >асполагаео? достаточными средствами дай разрешения данной про-!леш в процессе обучения детей'пению в хоре.
Длительное время проблема взаимосвязи рационального и эмо-[ионального являлась предметом рассмотрения различных областей «ания :
- соотношение рациональной и эмоциональной сторон в .о-граяе-ш ж познании действительности исодэдуется в философии (А.Ф.Ло-¡ев, В.В.Орлов, В.Г.Панов, А.Г.Сциркин и др.) и эстетике (Ю.А. .регллев, М.Ф. Овсянников, А.Разумный;', С.Х.Раппопорт, З.К.Ска-ерщиков и др.) ;
- идея единства психических познавательных и эмоциональных роцессов воплощена в трудах психологов Л.С.Выготского, С.Л.Ру-отштейна, А.Н.Леонтьева ; изучению эмоций в структуре'мыслител.ь-ой деятельности посвящены работы И,А.Васильева, В.Н.Вилганаса, .Е.Виноградова, О.К.Тихомирова и других ;
- в области возрастной и педагогической психологии вопросу взаимодействия эмоциональной к интеллектуальной сфер в формировании личности уделили внимание Л,И. Божович, Б.И.Додоиов, Л,В, Запорожец, Х.В.Изард, Л.Д.Кошелева, Д.Б.Эльконик, П.М,Якобсон ;
- в физиологии и нейропсихологии изучены механизмы эмоциональных реакций и их взаимосвязь с .деятельностью мозга ( И.П. Павлов, П.К.Анохин, П.В.Симонов) ; конкретизированы применительно к музыкальной и певческой деятельности С.Роджэром, М.И.Блиновой, В,П.Морозовым, Ю.П.Фроловым ;
- в истории и теории педагогики взаимодействие эмоционального и сознательного как основи эффективности воспитательного воздействия утвврдается К. Д.Уттстм, Д.П.Блокскям, С.Т.Шацким, В.А.Сухомдинеккм, Г.И.Щукиной и другими ; становлению новых взглядов на систему педагогических принципов я развита» отдельных требований в аспекте взаимодействия сознательного ж эмоционального способствовали. идеи Ю.К.Еабанскох'О, ЛП.И,Гаввлина, Б.С. Гершунского, И.Я.Лернера, М.Н.Скатюгаа, A.B.Усовой и других ;
- проблема единства эмоционального и рационального в работах1 по художественному образованию и едзыкэльно-му воспитанию развивалась Б.Асафьевнм, В Л i. Шацкой, О.А.Апраксиной, В.К,Белобородо-вой, Л.В.Гсршовой ; Ю.Б,Алиевым, Е.Б.Квятковскш, Б.ТЛихачевым, B.M,.HeüiSHCKjai; взаимосвязь сознательного и эмоционального как основа построения методики обучения псюга рассмотрена М, И. Глинкой, В.Ф.Одоевскжл ; ДЛ.Локгакнш, Б.Г.Соколовш, Г.Н.Овчиняико-вой.и другими,"
Б этих же направлениях продолжаются диссертационные иссле-i довання. Предложены некоторые подхода к решению вопросов взаимодействия рационального и эмоционального в процессе- обучения в диссертациях H.H.Антоновой, А.М.Белова, Р.К.Питателевой, 1.Ф. Сигаевой. В музыкальной педагогике данная проблема обозначена в исследованиях Н.П.Антонец, Т.В.Нагорной, Л.М.Седуновой, З.А. Скрипкиной. Однако до сих пор проблема соотношения и взаимодействия рационального и эмоционального ve имеет теоретического и практического осмысления, поскольку ь названных выш диссертационных исследованиях рассматривались с приоритетных позиций либо рациональный, либо эмоциональный аспекты и не уделено должного внимания вопросу характера их взаимодействия в процессе обучения хоровому пению ; либо изучение проблемы не соотнесено с возрастными особенностями и певческими возможностями детей
ладшего школьного возраста. До настоящего времени названная ыше проблема как самостоятельная на исследовалась.
Ее неразработанность в теории педагогики вызывает опреце-енные трудности в работа учителей музики, вннужденицх сегодня уководствоваться при выборе методики работы с детским хором реимущеетвенно опытом эгширико-интуитивного характера, необхо-гшость приведения рациональных и эмоциональных свойств личнос-и к единству в практической даятельиости редко осознается ру-« оводителяш хоров, в связи с чем целенаправленно как педагоги-эская задача далеко не всегда реализуется.
Таким образом, теоретическая неразработанность пр.блемы и э практическая значимость определили актуальность данной рабо-:1 и подтвердили необходимость исследования теш "Единство ра-лонального и эмоционального как пришил обучения младших школв-аков хороЕому пеишо".
Объект исследования - процесс обучения младгаих школьников эровому пению.
. Предмет исследования - единство рационального и эмоциональ-зго как условие эффективного, обучения младших школьников хоро->му пению.
В ходе исследования сделан акцент, главным образом, на сущ->сти гармоничного взаимодействия рационального л эмоционально>, так кал без теоретического ггредставления об их соотношений взаимосвязи в разных аспектах человеческой жизнедеятельности ¡возможно подойти к пониманию проявления их единства в коннрет->м вице музыкальной деятельности - пении в хоре.
Данное исследование, ограничено изучением проблемы в музы-шьно-педагогической работе о детьми младшего школьного воз-юта, прежде всего, в связи с тем, что именно в этом возрасте 1чинается систематическое обучение детей хоровому пению и, крсь | того, ряд психофизиологических особенностей и певческих воз-жностей детей данного возраста обусловливает специфику рэали-дии принципа единства рационального и бмоционалыюго при ооу-кии хоровому пению.
Целью работы является разработка теоретических основ педа-гмческого принципа единства рационального и эмоционального в опессе обучения младших школьников хоровому пению.
В соответствии с целью настоящего исследования были поставим следующие задачи:
1) изучить характер взаимосвязи рационального и эмоционального в философском, психологическом, физиологическом аспектах к, трансформировав его в конкретном виде музыкальной деятельности (хоровое пение), теоретически обосновать закономерность единства рациональных и эмоциональных свойств личности ;
2) проанализировать становление системы принципов музыкальной педагогики в контексте общей дидактики и определить специфику взаимодействия рационального и эмоционального как принципа обучения хоровому пению ;
3) разработать методику изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения пешш в хоре с учетом возрастных психофизиологических особенностей и певчески: возможностей детей младшего школьного возраста и изучить состо яние проблемы в практике работы школьных хоровых коллективов и детских хоровых студий ;
4) подготовить методические рекомендации по реализации при» цила единства рационального и эмоционального в практике обучения младших школьников хоровому пению.
Гипотеза исследования: если процесс обучения хоровому пению осуществлять с целенаправленной ориентацией на принцип единства рационального и эмоционального как соответствущий жизнедеятельности ребенка и учитыващий специфику музыкального искусства, то это будет способствовать эффективности музыкально-певческого развития учащихся и становлению гармонии мевду рациональными и эмоциональными свойствами личности. •
Исследований данной проблемы потребовало междисциплинарного подхода с интеграцией фундаментальных гуманитарных наук -общей и музыкальной педагогики, психологии, физиологии, эстетики, музыкознания. В русле гуманитарно-системной ориентации мотодологической основой исследования являются диалектическая теория познания.и деятельностный подход к человеку и процессам его онто- и филогенеза.
Системный подход применен в выборе методов исследования: изучение и анализ философской, психофизиологической, педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования ; наблвдение ; опрос (беседа, интервью, анкетирование учителей и учащихся) ; анализ продуктов деятельности ; изучение и обобщение опыта работы учителей музыки и руководителей детских .хоровых коллективов ; педагогический эксперимент, методы качественной г
математико-статистическоН обработки его результатов.
Лдссортациошюе исследовании проводилось с 12П6 по 1994 года и осуществлялось в несколько этапов.
На первом этике изучалась <пилософскал, нсихосГязиологичас-кая, педагогическая и музыковедческая литература по проблеме исследования с целью получения представления о характере взаимосвязи эмоциональных и рациональных свойств личности. На основании этого сложилось обоснований единства рационального и эмоционального в качестве одного из основных принципов обучения хоровому пению.
На втором этапе создавалась методика изучение проявлений единства рационального и эмоционального б вокально-хоровой деятельности и проводилось обследование детских хоров с целью выявления в процессе обучения соответствия принципу единства рационального и эмоционального.
На третьем, заключительном этапе, обобщались полученные данные и оформлялись результаты исследования.
На защиту внносятся следующие положения:
1) единство рационального и эмоционального, понимаемое как тесное, гибкое, динамичное, непрерывное, гармоничное их взаимодействие, является закономерным для жизнедеятельности человека в целом и обязательно должно сопровождать процесс обучения ;
2) единство рационального и. эмоционального соответствует самой природе музыкального искусства и предопределяет естественные пути обучения детей хоровому исполнительству в единстве тси тонального постижения музыкального образа- и логического осмысления способов его воплощения ;
3) положение о единстве рационального и эмоционального имеет •полное основание для возведения в статус педагогического принципа, поскольку учитывает специфику музыкального искусства и особенности детской психологии, действует в разнообразных' учебных, ситуациях, в различных условиях обучения, его реализация необходима и возможна на всем протяжении учебного процесса ;
4) опора на принцип единства рационального и эмоционального -одно из условий оптимальной организации вокально-хорового развития ребенка. Обучение с такой цвленаирэ&яенной ориентацией имеет особое значение на начальном этапе обучения хоровому пению. В 'связи"с возрастными Особенностями детей младшего школьного го3-раста реализация данного принципа имеет специфику.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проблема единства рационального и эмоционального в условиях вокалыю-хоровой деятельности младших школьников рассмотрена как принцип обучения пению в хоре ; разработана методика изучения проявлений единства названных компонентов в хоровом исполнительстве и предложен проект реализации данного принципа на практике.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что теоретическое обоснование педагогического принципа единства рационального и эмоционального поможет учителям музыки в построении методики обучения детей младшего школьного возраста пению в хоре ; разработанная методика диагностирования, единства рационального и эмоционального в процессе разучивания хоровых произведений может быть использована в практике работы с детскыли хоровыми коллективами.
Апробация работы. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались к обсуждались на заседаниях лаборатории преподавания музыки в школе НИИ ХВ АПН СССР (1986-1990 г.г.), на конференции аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР (Москва, 1988), на ХУ научно-практической конференции аспирантов и младших научных сотрудников НИИ СиМО АПН СССР (Москва, 1988), на областной межвузовской научно-методической конференции "Совершенствование подготовки специалистов на основе укрепления связи высшей школы с практикой" (Самара, 1988), на областной научно-практической конференции "Совершенствование духовной жизни села средствами культурно-просветительной работы" (Самара, 1988), на кафедрах дошкольной педагогики и психологии и педагогики'начального обучения Новосибирского государственного педагогического университета (19881994), на Международной конференции по эстетическому воспитанию молодежи (Херсон, 1991), советско-датском симпозиуме "Содержание образования и методы обучения: проблемы, тенденция, перспективы" (Новосибирск, 1992), на региональной научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов России (Екатеринбург, 1992), на юбилейной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Ю.В.Шарова (Новосибирск, 1992), на республиканской научно-практической конференции "Перспективные модели образования" (Новосибирск, 1993), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского государствен-
ого педагогического университета (1992-1994 г.г.).
Внедрение результатов исследования осуществлено в практи-у через методические рекомендации для учителей музыки и руко-одиаелей детских хоровых коллективов "Пути реализации взаимо-эйствия рационального и эмоционального в процессе работы с зтским хором" и в разделе "Применение дидактических игр при Зучении детей пению в хоре" методических рекомендаций для сту~ знтов факультета начал-чих классов. По теме исследования опу-гаковано 16 печатных работ.
Достоверность теоретических и практических результатов негодования обеспечена общим методологическим подходом, исполь-теаиием комплекса методов педагогического исследования и их юкватностью поставленным задачам, репрезентативностью эмпири-(ских материалов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, |ух глав, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определены актуальность, объект, предмет иооле-вания, поставлены цель и задачи работы, сформулированы гипотй-, положения, выносимые на защиту и методологическая основа, нкретизированы метода исследования,' обоснованы научная новиз-и практическая значимость данной работы.
В связи с тем, что проблема исследования рассматривается различных науках и при этом для обозначения указанной пары отреЬляются различные термины (чувственное - логическое, эмо-и - мышление, аффект - интеллект, разум - чувства, эмоциональ-зть - сознательность и другие) в первой главе "Теоретические эдпосылки исследования проблемы единства рационального и аморального" определен понятийный аппарат» В данной ра'боте упошляются наиболее емкие и общепризнанные понятия - рацяональ-з и эмоциональное.
В аспекте проблемы исследований термин "рациональное" погнем как свойство личности младшего школьника, обеспеченной )собноотью ..нработки нового знания,, порождения понятий и форА ювашя мыслительных оиьрадай, на оснОвб творческого осмысле-г и доступного понимания побуждающее к вокально-хоровой дея-[ьности в соответствии с устойчивой совокупность^ правил,
норм, эталонов музыкального искусства и ценностей, согместно принятых педагогом и коллективом учащихся в процессе обучения хоровому пению. Конкретизируя применительно к проблеме данного исследования, "эмоциональное" определяем как свойство личности ребенка.младшего школьного воираста, обеспечивающее особый класс психических процессов и состояний, связанное со способность» непосредственно пристрастно выразить отношение к музыкальному искусству и к себе самому, возникающее в процессе вокально-хорового обучения и направляющее его для удовлетворения эстетической потребности. Под единством рационального и змоцио нального понимается их тесное и гибкое, динамическое и непрерывное взаимодействие, обеспечивающее их гармоничное соотноие-ние в процессе общения детей хоровому пению.
Метод сравнительно-исторического анализа позволил выявить эволюцию изучения проблемы соотношения и. взаимодействия рационального и эмоционального, своеобразие путей становления совре мешшх концепций в философии, психологии, Физиологии, эстетике педагогике,
В современной отечественной тэории познания обосновано, что эмоции, наряду с ощущениями, восприятием, представлениями, воображением, образуют сложное синтетическое единство, именуемое в гносеологии чувственным познанием. Все его перечисленные форш неразрывно связаны с деятельностью разума. Каждая ступень познания имеет две стороны: чувственную и рациональную, которые находятся в тесном взаимодействии и неразрывны, А весь познавательный процесс является единством чувственного и рационального - это всеобщая закономерность познавательного процесса, действующая, в том числе, в процессе познания мира в музыке.
Музыка не пользуется прямыми отражениями реальности, в особым образом преобразует, абстрагирует и обобщает эти отражения, в результате - каждый момент звучания имеет большое смысловое выразительное значение. Музыка - это искусство живой интонационно осмысленной речи (Б.Асафьев). Специфической Формой отражения и познания действительности в музыке выступа ет художественный образ произвелоиия, являющий собой ед!ШСтво чувственного и рационального.
Методологической основой единства познавательных и эмо-шю'шышх процессов явились концепции Л.С.Выготского, С.Л.Ру
- И -
бинштейна, А.Н.Леонтьева, в аспекте музыкальной психологии -взгляды Б.М.Теплова, В.В.Медушевского, ¡З.В.Иазайкинского.
Анализ возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста выявил, что единство мышления и эмоций соответствует жизнедеятельности дотей. Характерной чертой их мышления является "образность мнсли'ЧА.Л.Бенгер), которая рассматривается как в определенно!? степени противоречивое, диалектическое взаимодействие чувственного, конкретного, субъективного с одно! стороны и рационального, абстрактного, объективного - с другой. Мышление младших школьников представляет собой целостную Форму отражения познаваемого мира, но от/ тается преобладанием эмоциональных элементов (Н.Н.Антонова).
Своеобразие эмоциональности в младшем школьном возрасте заключается в ее ох*раниченном диапазоне, в неустойчивости и подвижности чувственных реакций, глубокой непосредственности, проявляющейся во внешней выразительности. Указанные возрастные особенности детей естественно преломляются в музыкальной деятельности.
Вокальное развитие младших школьников специфично в связи со структурой голосового и дыхательного аппаратов. Свойства детского голоса (высокое свободное Зонирование ¡легкое, светлое , близкое к тальцетному звучание ; небольшое по сило звука ; ограниченного диапазона ; чшдо серебристо-нежного тембра, хотя ярко выраженный тембр еще мочет.отсутствовать) свидетельствуют об ограниченны;, певческих возможностях и требуют соблюдения правил гигиены в раоото с детским хоровым коллективом.
Восприятие и исполнение музыкальных произведений, в частности в процессе обучения хоровому пению, осуществляется слоя-ной деятельностью мозга (в единстве одновременно всех инстанций), протекавшей в коре больших полушарий и ближайшей к ним подкорке. Первая инстанция - подкорка - хранительница-сложнейших безусловных, врожденных, наследованных рефлексов, т.е. эмоций, инстинктов. Вторая инстанция - первая сигнальная система - г.-есто образования новых условных рефлексов на непосредственные раздражения, т.е. нервных замыканий, связей, ассоша-' 1ШЙ. Работой голосоэого аппарата непосредственно ведает двигательный анализатор. Третья инстанция - вторая сигнальная система - является системой словесного отражения окруяяшоГ? действительности и воспринимавшей среду первой сигнальной системы.
Даже в одном виде музыкально;'; деятельности субкортикальние, первосигнальные и второсигнальнье процессы у разных детей и в разнообразных педагогических ситуациях активизируются в разно? мере. Данные наук физиологии и нейропсихологии доказывают, чтс только при активности и полноценной работе второй сигнальной системы могут быть достигнуты определенные результаты в музыкальном обучении и воспитаний.
Дидактические принципы хорового обучения в русской школе формировались в процессе длительного исторического развития в прямой зависимости от педагогической теории и практики. Принципы музыкальной педагогики обоснованы В.П.Шацкой, О.А.Апраксиной, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевским, Б.Т.Лихачевым. Принципы обучения в условиях детского хора были выдвинуты Д.Л.Лок-шиным, Ю.Б.Алиевнм, Т.Н.Обчинниковой, которые в том или ином контексте называли в числе основных принцип единства рационального и эмоционального. Возникая первоначально в виде сравнительно элементарной системы требований к обучению пению, совокупность выделенных принципов отразила наиболее специфические особенности обучения в процессе певческой деятельности. В дальнейшем продолжалось формирование новых принципов музыкальной педагогики, углубление знаний о них, что создавало возможность появления иных трактовок. Подход к рассмотрению принципов попарно, в синтезе противоположных частей утвердил отношение к ним как к рекомендациям о способах разрешения противоречий, как к регулятиву, позволяющему добиваться гармоничности педагогического процесса и его результатов. Закономерно, как категория историческая принципы обучения развиваются, конкретизируются, совершенствуются.
В последние года в теории педагогики обозначилась тенденция к отраслевой дифференциации принципов обучения, которая признана необходимой и перспективной (В.И.Вагвязинский, В.В. Краевский). Развитие и уточнение принципов обучения хоровому пению помогает не только обобщить знания и учесть новые закономерности, выявляющиеся в процессе развития педагогической науки и накопления опыта преподавания, но и способствует становления новых взглядов на целостную систему принципов, роль и место отдельных требований в ней. Это позволяет своевременш реагировать на изменения требований общества к образованию.
В нашем представлении содарчсание принципа единства рацио-
- 13 -
ильного и эмоционального заключается в том, что разучивание оровых произведений на всех стадиях освоения обеспечено эмо-ионально-осознашшм его восприятием. В свою очередь полноцеи-ое художественное восприятие и понимание содержания произве-;ения, его музыкальных и поэтических виразителъннх средств становится источником сознательного, осмысленного использования риемов пения, необходишх для воплощения художественного обра-а. Выражая свои чувства, ребенок проявляет себя.в певческой еятельнооти. На этой основе происходит овладение специфически-и навыками и музыкальными понятиями. В связи с чем качество ^разительности исполнения повышается и значительно усиливается удожественное воздействие песни, что несомненно, способствует фиктивности музыкально-певческого развития детей.
Теоретическое обоснование педагогического принципа оданст-а рационального и эмоционального было дополнено изучением со-тояния проблемы в практике вокально-хорового обучения детей, тому посвящена вторая глава диссертация 'Экспериментальное зучение. проявлений единства рационального и эмоционального прл бучении младших школьников хоровому пению".
В период с 1987 по 1994 годы в городах Самаре и Новосибирце проводилось обследование детских хоров с целью изучения арактера взаимодействия рационального и эмоционального й про-влений их единства в вокально-хоровой деятельности детей, ко-орое охватило 115 педагогов-музыкантов и 14'хоровых коллокти-ов, состоящих из 485 детей младшего школьного возраста. Экспо-ментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий ran проходил в I987-1989 г.г, в г.Самаре нэ базе шести коллек-авов детских хоровых студий при средних школах 22, 26, 82 И эедней школы 1ё 39 ; поисковый этап (1991-1992 г.г., г.Новоси-5рск) осуществлялся б процесса собственной работы диссертанта учащимиоя младших классов средней школы М 189 Октябрьского iftoirn ;в Диагностирукщем этапе эксперимента (I993-I994 г.г.) эиняли участие шесть хоровых коллективов средних школ Ш 98 и 59, гуманитарно-эстетического центра при сродней школе № 193 стябрьского района и детской хоровой студий прй сродной школе 204 Советского района г.Новосибирска. ' '
Изучение проявлений единства рационального и эмоционально) осуществлялось в сочетании индивидуальных и коллективных эрм исследования: разработаны и составлены методики изучения
индивидуальных особенностей детей по интересующим параметрам, изучение результатов певческой деятельности хора как целостного образования и изучения отношения руководителей детских хоров к проблема исследования. Методика диагностики проявлений единства рационального и эмоционального била построена.в зависимости от этапов разучизания хоровых произведений: первичное восприятие, начало разучивания, активная рабочая стадия, завер-тат&я стадия, концертное выступление и с учетом построения обшей структуры хорового занятия. Были определены следующие критерии изучаемого феномена: целостность эмоционально-осознанного восприятия художественного образа произведения (I), осознание основной идеи произведения и прочувствование его психологическс го содержания (2), общее представление о вокальной партии (Я), восприятие слитности словесного текста с музыкальным (4), яркое и осмысленное проникновение в музыкальный образ произведения в процессе разучивания хоровой партитуры (б), наличие ассоциаций (6), проникновение в художественный замысел композитора (7), осознанность используемых вокально-певческих средств выразител) ности в передаче художественного образа произведения (В), умен] аргументировать намеченный исполнительский план произведения (' внешняя выразительность во время исполнения разучиваемого ¡трог ведения (10), умение объективно оценить исполнение произволени (II), прочность вокально-хоровых навыков и умений (12).
Используя прием поэлементного анализа, включающий характе риетику -оставляющих хорового звучания, были виделены параметр проявления единства рационального и эмоционального при оценке качества коллективного хорового исполнения: свобода певческогс аппарата (I), развитость дыхания (2), естественность звучания (3), сила звука (4), звонкость и другие качества тембра (5), чистота интонирования (6), фразировка (7), дикция (п), ритмичность (9), напевность и другие качества голосоведения (10), строй (II), ансамбль (12), умение себя слушать (13), управлеш творческим самочувствием (14), выразительность мимики и пантомимики (15).
В целях получения целостной характеристики вааимодействи] эмоциональной и рационально!! сфер, музыкально-певческого разв; тия конкретных учащихся и хора в целом применялись вспомогаге няе методики, виявлятио творческие качества мышления и особо иости эмоциональности у участников хоровых коллективов в др\'С
тдах художественной деятельности.
Построенная методика изучения проявлений единства рацио-злъиого и эмоционального подтвердила возможность применения з в условиях школьного хора.
Из шести обследуемых на заключительном этапе эксперимента эрових коллективов, лишь в одном обучение пению в хоре осу-эствляотся с рассматриваемых позиций единства рационального и моционплыюго.
Полученные в ходе экспериментальной работы данные ярко вывили преимущество и высокую эффективность подхода к организа-ии процесса обучения хоровому пению с целенаправленной ориеи-ацией и опорой на педагогический принцип единства рационально-о и эмоциопального. Использование методы математико-статисти-еской обработки полученных данных позволили наглядно иллюстри-оватв качественные и количественные результаты проведенного бследования (рис. I). Примененный метод корреляционного анали-а подтвердил достоверность итогов экспериментальной работы и ыявил взаимосвязь между выделенными компонентами в методике сследования: качеством воплощения художеетвэнного образа про-эведений, развитием музыкальных способностей, уровнем развития глопиональной отзывчивости и творческого мышления. Так, пролв-енйя единства рационального и эмоционального в вокально-хоро-ой деятельности способствуют динамике становления у ребенка ■армоиии между рациональными и эмоциональными свойствами личиос-'И (рис. 2).
Результаты эксперимента выявили несколько принципиально азличных тенденций по отношению педагогов-музыкантов к пробле-¡е исследования. Их качественные и количественные характерпсти-:и иллюстрирует диаграмма (рис. 3). Результаты изучения состоя-1ия проблемы исследования в практике работы детских хоровых :оллективов выявили необходимость изменения системы подготопки ! переподготовки работников образования;
В ходе исследования, с учетом полученных теоретических и жсперимонтальных данных били составлены методические рекомендации, адресованные учителям музыки и руководителям детских соровнх коллективов, в которых с учетом детских возрастных осо-5енностей предложен проект реализации обоснованного принципа в фоцоссе проведения распевшшя и вокгэльно-хоровнх упражнений, з паузах певческой деятельности, при переключении сознания де-
исследования исследования
Рис. I. Результаты изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процесс© обучения детей хоровому пению
' t*"'.I СО1 ю
rtî-
Ю
w
to «
S—
я о о м
opsj
Я Pf ID BOB
о « g Ф о о
s
я о о к м н
■ « а
—! H
Я о
«■О к о
а й й о ti в
И В"
к р
03 Я
И со
О о
и
о «ра
и о
а
о
8 &
«
g
¡V
SS <D H О О Я ■о о о S о
та к«
э
о
s
- ., и о г* а
аз
S
M я . »I
О) g
3
Я о
ß &
t4 >3
(И
О M
о
s sa
Ш M
m ш
« «
Я S в о> S» Ç?
ч
m
о о & g
ffl ü*
R<
о
«
tt
.a
>>
« .. аз cd
<M
I
s
о _ о
p< m
тей с одного художественного образа на другой для работы на; последующим произведением, включенным в содержание занятия, при разучивании хоровых произведений на различных стадиях о< воеиия о применением основных педагогических методов.
• ашшшив
Основные результаты теоретического и экспериментальное исследования заключаются в следующем:
I) изучены и представлены теоретические предпосылки иссл вания проблемы единства рационального и эмоционального. Ана воззрений на проблему в различных аспектах выявил своеобраз: путей станоатения современных концепций в философии, психол гии, физиологии, эстетике, педагогике, На основе общих зако мерностей познавательного процесса, учитывая специфику музы ного искусства и возрастные психологические особенности дет младшего школьного возраста, теоретически обоснована вакояо ность единства рационального и эмоционального в конкретно») музыкальной деятельности - пении в хоре ;
2) проанализировано становление современной системы принци-I музыкальной педагогики в контексте общей дидактики. Поломе о единстве рационального и эмоционального в процессе обу-аш школьников хоровому пению определено в статус педагоги-:кого принципа и с этих позиций определена его специфика ;
3) разработана методика изучения проявлений единства рационного и эмоционального в процессе обучения пению в хоре с 1Т0М психофизиологических особенностей и певческих возможнос-[ детей младшего школьного возраста и экспериментально ияуче-состояние проблем! исследования в практике работы с детски-хоровыми коллективами ;
4) составлены и внедрены в практику методические рекоменда-
! по-реализации принципа единства рационального и эмоциональ-'О при обучении младших школьников хоровому пению.
Анализ теоретических и экспериментальных результатов ис-:Дования подтверждает правомерность ви/тинутой гипотезы.
Рассмотренная проблема не исчерпывается проведением данно-исследования. Дальнейшая разработка может осуществляться в дующих направлениях: построзгаиг методики обучения пению в >9 о опорой на принцип единства рационального и эмоционаяь-'0 {изучении специфики его реализации в работе с учащимися тих возрастов ; рассмотрении организации принципа в других ;ах музыкальной деятельности и иных аспектах.
Основные Положения и результаты диссертационного исследоля отражены в-следующих публикациях:
Единство рационального и эмоционального - условие совершен-;ова«йй процесса обучения // Совершенствование подготовки -циалйстов на основе укрепления связи высшей школы с практи-: : Тезисн докладов менвузовской Областной научно-методичес-: конференции / Отв. за выпуск Д.М.Козлов,- Куйбышев, 1980.-с.- СЛ02-104,
Пути реализации взаимодействия рационального и эмоционально-в процессе работы с детским хором : Методические рекоменда-: / Редактор и отв. за выпуск К.А.Самолдина,- Куйбшпзп, 1988. 5 с.
Единство рационального и эмоционального - важное условие поения эффективности уроков эстетического цикла // Совершанст-ание форм и методов обучения предметам гуманитарного цикла / гаситель Й.Б.Розентулер.- М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1988.- 08 с.
^ С. 22-25.
4) Пути повышения эмоциональности урока в процессе обучения младших школьников // Совершенствование форм ч методов современного обучения предметам естественно-математического цикла / Составитель С.Н.Поздняк,- М.; НИИ СиМО АПН СССР, 1988,- 134 с. С. 103-106,.
5) Единство рационального и эмоционального в процессе работы с самодеятельным хоровым коллективом // Совершенствование духовной жизни села средствами культурно-просветительной работы : Тезисы докладов и сообщений Областной научно-практической конференции,- Куйбышев : Научно-методический центр народного tboj чества и культурно-просветительной работы, 1988,- 41 с.~ С. 35-36. .
6) К проблеме взаимодействия рационального и эмоционального в процессе обучения младших школьников пекию в хоре //Лстетичес кая культура в системе социальной стратегии КПСС : Тезисы докладов / Отв. ред, Н.А.Кушаев,- М.: НИИ ХВ АПН СССР,- 177 с,-С. IP2-I68.
7) Воспитание эстетических чувств у детей на музыкальных занятиях // Формирование эстетического отношения к искусству : В 6-ти т. / Редколл.: И.А.Эйзш (председатель) и др.- Т. 3. Формирование эстетического отношения к искусству у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Отв. ред. и сост. В.Р.Бу-тенко.- М.: АПН СССР, 1991.- 296 о,- С,92-96 (в соавт.).
8) Развитие эмоциональной отзывчивости детей как приоритетная задача о'бра^ванкя // Совершенствование образования и методы обучения: проблемы, тенденции, перспективы : Тезисы докладов i сообщений к советской-датской конференции,- Новосибирск: Йзд-в< НПШ, 1992,- 72 е.- С. 31-83.
3) Development of Qiotlonal Responsiveness of Children as the Task &Г Education// Content of Education and Methods of Teaching Problems., Tendencies, Perspectives (the Soviet-Danish Conference the Z3-24 of Sept^v I93b-NovosiblrsM99E.,-G7p-p4&4-554
10) Единство эмоционального и рационального в художественно-эстетическом образовании студентов // Новые подходи ^организации подготовки педагогических кадров в условиях непрерывног образования : Тезисы докладов и сообщений / Уральский пед.дн-- ¡Екатеринбург, 1992,- 96 е.- С. 76-80,.
) Проблема становления музыкально-эстетической культуры сту-таов // Психология и педагогика активности личности : Тезисы адядов юбилейной конференции, посвященной памяти член.-корр.-I СССР, профессора, доктора пед. наук (ВО-лйтию со дня рож-шя) Ю.В.ИЬрова,- Новосибирск: Изд-во НШИ, 1992,- 132 о.-92-95.
I Кю яство чувства и мысли в концепция гуманизации образова-I // Роль искусства и культуры в воспитании в духе ппнас&шя: зиси докладов П конференции / Отв. редактор Л.Л^Лаптода,-: Ассоциация "Педагогика иешшия", 1992," 17(5 е.- С.121-Ш, > Применение дкдагшгодскях игр при-обучении детей пению в хо-// Дидактическая игра в обучении и воспитании детей младшего мгьного возраста : Методические рекомендации для студентов : / Составители В.А.Веловолоз, С.П.Беловолова, А.Г.Ряписова.-юсибирск: Изд-во НШИ, 1991,- 23 с,- С. 20-23. Выполнение дипломных работ по проблемам астатического вое-■ания шадашх школьников : '^тодичошяй рмоишлит яяя сту-тов ФНК / Составители О.А.Кери&Швва, Нозоси-
ск: Изд-во НГПИ, 1992,- 40 о.
Воспитание культура чувств при обуншш пеня» в хора // спектйвные модели образования \ Твяиеи реоау&гакакекей иауч-ярактйздекой конференций : В 2-х ч.- Я, 2.- Новосибирск, 3,- 173 е.- С, 59-60,
Инновационные образовавшие иттатт; пробадгш я пар-ктивн // Ипнойациокниз процэеви в оршшзашш и содеретищ ааовапкя : Тезисы докладов на яйучпо-пргшиедешй коя^ён-Новокузнецк ; ИШУ, 1994.- 79 е.- 0.20-Зй (в ооавт.?.
Полиграфическое объединение "Кадр", Офеатный участок. 3ük&8 lí: 105. Тирт 100 экз.