Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование вокально хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гатауллина, Наталия Тимуровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Совершенствование вокально хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гатауллина, Наталия Тимуровна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ. у

Глава 7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОПОРОЙ НА РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.^

1.1. Сущность и содержание понятия «вокально-хоровое воспитание детей» в музыкальной педагогике.А

1.2. История становления методической мысли вокально-хорового воспитания с опорой на речевую деятельность

1.3. Сравнительный анализ биомеханизмов голосообра-зования в речи и в пении.3 &

1.4. Хоровая декламация как необходимый компонент методики вокально-хорового воспитания младших школьников.

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОКАЛЬНО

ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.V

2.1. Возрастные особенности вокального развития младших школьников.

2.2. Духовные песнопения как средство саморегуляции голосовой функции.

2.2.1. Основные черты духовных песнопений.

2.2.2. Особенности музыкальной структуры духовных песнопений.£

2.2.3. Церковное певческое искусство как распетое «Слово».1

2.2.4. Понятие о саморегуляции голоса.412.3. Методическая модель вокально-хорового воспитания на основе синтеза речи и пения.2 ^

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА РЕЧИ И ПЕНИЯ.

3.1. Методы диагностики уровня вокально-хорового воспитания младших школьников.

3.2. Задачи, организация и содержание констатирующего этапа эксперимента.ЦЛ

3.3. Ход формирующего этапа эксперимента.

3.4. Контрольный (завершающий) этап эксперимента.-У £ 5"

Введение диссертации по педагогике, на тему "Совершенствование вокально хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности"

Актуальность исследования.

Проблема совершенствования теории и методов обучения постоянно находится в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Оптимизация процесса детского вокально-хорового воспитания важна не только для общего и специфического (музыкального и вокального) развития подрастающего поколения. Качество звучания голоса напрямую связано с психическим и физическим здоровьем ребёнка, что имеет и несомненое социокультурное значение.

Под вокально-хоровым воспитанием мы понимаем приобщение учащихся к духовной культуре России через освоение как самих произведений хорового певческого искусства, так и знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к пению, а также системы нравственно-этических ценностей, определяющих поведение человека в многообразных жизненных ситуациях.

Несмотря на большое внимание, которое уделяется в настоящее время вопросам вокально-хорового воспитания детей, результаты наших наблюдений за выступлениями и процессом обучения пению в условиях хора показывают, что уровень певческого развития младших школьников во многом оставляет желать лучшего. В особенности это касается качества звучания голосов (певческий тембр) и дикции участников детских хоров.

Одна из причин такого положения дел, на наш взгляд, заключается в использовании недостаточно эффективных методик вокально-хорового воспитания, не соответствующих психофизиологическим особенностям младших школьников и не отвечающих основным требованиям, которые предъявляются к организации процесса обучения, таким, как преемственность, последовательность и систематичность.

Пение тесно связано с речью, они являются функциями одного и того же голосового аппарата, и естественно предположить, что в процессе совершенствования одной из этих функций будет качественно изменяться и другая. Одним из путей совершенствования процесса обучения пению является, на наш взгляд, опора на речь учащихся как уже освоенный в процессе онтогенетического развития вид голосовой активности. Однако в настоящее время возможности взаимодействия речевой и певческой фонаций недостаточно разработаны в теории и мало используются в практике вокально-хорового воспитания.

Современный этап развития общества в России характеризуется значительными изменениями во всех социальных сферах, затронувшими и систему образования. Процессы гуманизации и демократизации обусловили возникновение разных видов образовательных учреждений, в том числе православных школ, деятельность которых направлена на создание условий для полноценной реализации образовательных, художественно-эстетических задач и, что особенно актуально, для развития нравственных качеств личности учащихся.

Хотя в количественном отношении православные школы составляют пока незначительную долю в системе народного образования, но число их постоянно растёт. Уже в январе 1997 года в России действовало более 1550 воскресных школ (из них в Москве - 86), где обучались более 72 тысяч детей, и около 40 православных общеобразовательных учебных заведений, 11 из которых расположены в Москве. Во всех этих школах наряду с богословскими дисциплинами обязательно преподаётся церковное пение.

Образовательный процесс в православной школе имеет ряд особенностей: она, как правило, малокомплектная (по 10-15 детей в классе), обучение в ней тесно связано с православным воспитанием. Характерна также определённая обособленность и однородность социокультурной среды: в школе учатся в основном дети из православных семей, воспитанные в христианских традициях, что позволяет осуществлять их вокально-хоровое воспитание на материале церковных песнопений. Указанные черты учебно-воспитательного процесса, а также особенности певческого материала составляют специфику обучения в православных школах, требующую внесения определённых корректив в традиционную систему детского вокально-хорового воспитания.

Таким образом, представляется целесообразным создание методики обучения, способствующей совершенствованию вокально-хорового воспитания младших школьников - с одной стороны, и соответствующей специфике учебного процесса в православных духовных школах - с другой. Необходимость решения данной проблемы и определяет актуальность настоящего исследования.

Различные подходы к изучению взаимодействия речевой и певческой фонации в детском вокально-хоровом воспитании нашли отражение в ряде работ, связанных: с историей вокальной педагогики - В.А.Багадуров (1956), Е.В.Николаева (1998), К.Ф.Никольская-Береговская (1998) и др.; с теорией и методикой детского вокально-хорового воспитания - И.И.Левидов (1936), Е.М.Малинина (1967), Л.В.Куприянова (1980), Д.Е.Огороднов (1980), В.В.Емельянов (1985), Г.П.Стулова (1992) и др.; с теорией и методикой вокальной педагогики - Д.Л.Аспелунд (1952), Л.Б.Дмитриев (1968), И.К.Назаренко (1968), Л.В.Шамина (1996), О.В.Далецкий (1997) и др. Однако, накопленный опыт не имеет должного теоретического обоснования с точки зрения взаимосвязи постановки речевого и певческого голоса учащихся, а проблема вокально-хорового воспитания учащихся православных школ на основе синтеза речи и пения ещё не была предметом специального исследования.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной методики вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой фонации.

Объект исследования - учащиеся младшего школьного возраста православных учебных заведений.

Предмет исследования - процесс вокально-хорового развития младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности в условиях православной гимназии.

Гипотеза исследования заключается в следующем: проблема вокально-хорового воспитания младших школьников на материале православной духовной музыки может быть более успешно решена в том случае, если, учитывая специфику певческого материала, строить обучение на основе принципа взаимосвязи вокальной и речевой функций голосового аппарата. Этот принцип может быть реализован в специальной методике обучения, которая обеспечила бы плавный переход от речевой деятельности к пению через ряд этапов:

1 этап (пропедевтический) - активизация речевой деятельности учащихся и постановка речевого голоса с помощью специально организованной хоровой декламации;

2 этап - постановка певческого голоса с опорой на поставленный речевой голос на музыкальном материале, подобранном по принципу постепенного расширения звуковысотного диапазона;

3 этап - закрепление вокально-хоровых навыков на основе синтеза речевой и певческой деятельности в процессе дальнейшего обучения.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной и методической литературы выявить сущность и содержание вокально-хорового воспитания младших школьников.

2. Дать историко-теоретическое обоснование принципа взаимосвязи речевой и певческой фонации в процессе обучения пению.

3. Выявить особенности духовной музыки как благодатного для вокально-хорового воспитания учащихся музыкального материала, составляющего специфику обучения в православных школах.

4. Определить методы и критерии оценки уровня вокально-хорового воспитания младших школьников.

5. Разработать методику начального этапа вокально-хорового воспитания на основе синтеза речевой и певческой деятельности.

6. Проверить эффективность разработанной методики в ходе опытно-экспериментального исследования.

Методологической основой исследования являются: принципы гуманистической философии, труды о религиозном и нравственном воспитании (К.Д.Ушинский, С.А.Рачинский, П.А. Флоренский, В.В.Зеньковский, Л.В.Сурова и др.); системный, аксиологический, деятельностный и личностный подходы современной педагогики; психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский), теория установки (Д.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов), концепция психофизиологического единства певческой деятельности; теория регистров Г.П.Стуловой; резонансная теория голосообразования В.П.Морозова, концепция полифункциональности голосового аппарата М.С.Грачёвой, теория саморегуляции голосовой функции.

Формы и методы исследования: изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение музыкально-педагогического опыта ведущих хормейстеров и вокалистов, а также собственного опыта дисс§>танта; педагогическое наблюдение, беседы с учащимися и их родителями и их анкетирование; педагогический эксперимент, а также звуковая фиксация (аудиозапись) индивидуального и хорового исполнения произведений и специальных заданий; аппаратурный и аудиторский анализ; статистическая обработка данных, полученных в результате эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Признаки поставленного речевого и певческого голоса идентичны, что доказывает необходимость единой методики постановки речевого и певческого голоса на начальном этапе обучения.

2. Центральным моментом в работе над постановкой детского голоса как в речи, так и в пении является стремление сохранять стабильное положение гортани независимо от высоты тона при произношении различных гласных.

3. Духовные песнопения представляют собой благодатный музыкальный материал, обеспечивающий саморегуляцию певческого голоса, а чтение нараспев их текстов на церковно-славянском языке способствует естественному округлению звука и распевности фонем при постановке речевого голоса, что служит опорой для вокально-хоровой работы в дальнейшем.

4. Для успешности процесса постановки певческого голоса необходим пропедевтический этап вокально-хорового воспитания, задача которого -постановка речевого голоса как наиболее привычного режима работы голосового аппарата и, в первую очередь, перестройка артикуляционного стереотипа бытовой речи.

5. Речевая декламация поставленным голосом, представленная в начальный период обучения распевным чтением текста на одной высоте, рассматривается нами как переходная ступень между бытовой речью и правильным голосообразованием при пении. В условиях коллективного исполнения оптимальной формой вокально-хоровой работы является хоровая декламация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании принципа взаимосвязи речевой и певческой деятельности в процессе вокально-хорового воспитания и в методической разработке его реализации в условиях православной гимназии.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной методики в вокально-хоровой работе с младшими школьниками, а также в лекционных курсах по методике вокального воспитания детей и по хороведению для студентов высших и средних учебных заведений.

Апробация различных положений исследования осуществлялась в процессе проведения экспериментальной работы в общеобразовательной школе Свято-Владимировского учебного центра г. Москвы, воскресной школе Новоспасского монастыря г. Москвы; в ряде выступлений автора на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы Mill У (1998, 1999), на курсах повышения квалификации учителей музыки при Mi ll У (1998, 2000), в ходе обсуждения диссертации на кафедре пения и хорового дирижирования Mill У и в виде публикаций материалов и тезисов по теме исследования в сборниках научно-практических конференций Mill У, УГПУ, Министерства образования РФ.

Главы основной части диссертационной работы отражают последовательность проводимого исследования: изучение теоретических основ и педагогических условий вокально-хорового воспитания на основе синтеза речевой и певческой деятельности в историческом, психолого-педагогическом и музыковедческом аспектах, а также с точки зрения физиологии голосового аппарата, акустики и лингвистики; разработку методики вокально-хорового воспитания младших школьников, основанной на взаимодействии певческого и речевого режимов фонации; её экспериментальную проверку.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время остаётся актуальным поиск путей и методов совершенствования вокального воспитания учащихся в хоровых коллективах. Достаточно высокий уровень разработанности данной проблемы позволяет исследователям искать не только возможности для улучшения точности звуковысотного интонирования певцов, хоровой дисциплины, эмоциональной выразительности исполнения, но и методики, развивающие детский голос, способствующие формированию полноценного и красивого певческого тембра.

Всё более возрастают объёмы информации, помимо школьных программ «обрушиваемые» на учащихся уже в средней школе, и - как следствие - в ранг первостепенных выдвигаются такие принципы обучения, как сознательность, систематичность, постепенность и переемственность преподаваемого учебного материала, и происходит это уже в начальной школе, когда закладывается фундамент для дальнейшего образования и самообразования учащихся. Опора в процессе вокально-хорового воспитания на привычную речевую деятельность учащихся, культивирование речевого голоса ребёнка для того, чтобы на этой основе более эффективно воспитывать певческое звукообразование, обеспечивает строгую последовательность этапов учебного процесса и системную организованность приобретаемых знаний.

Обогащение репертуара детских хоров за счёт образцов русской духовной музыки требует разработки новых методов обучения, учитывающих специфику данного направления хорового искусства. В своём исследовании мы сделали попытку создать такую методическую модель вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста на основе принципа взаимосвязи речи и пения (в процессе изучения православных богослужебных песнопений) и экспериментально проверить её эффективность.

Результаты проведённого теоретического и экспериментального исследования послужили основой для следующих выводов:

1. Уровень вокально-хорового развития учащихся можно оценивать по следующим признакам: степень интереса к певческой деятельности, объём знаний о хоровом пении, уровень владения основными вокально-хоровыми навыками (звукообразованием, певческим дыханием, артикуляцией, слуховыми навыками (вокальный слух), эмоциональной выразительностью исполнения и хоровым ансамблем) и меру готовности к самостоятельному творчеству.

2. Исторический анализ отечественных методик певческого обучения с точки зрения рассматриваемой проблемы показал, что одной из традиций русской профессиональной вокально-хоровой школы было интегрирование речевой и певческой артикуляции в процессе обучения церковному пению. На протяжении столетий руководители хоров применяли приём коллективного чтения нараспев, декламации текстов на одном звуке в примарной зоне звучания голоса, способствующий, по-видимому, постановке речевого голоса и формированию таких навыков, которые в дальнейшем необходимы и для хорового пения.

3. Сравнительный анализ акустических и биомеханических характеристик звучания голоса в различных режимах подтвердил, что наиболее близкими певческому режиму голосообразования следует считать церковное распевное чтение и сценическую речь поставленным голосом.

4. В ходе исследования была подтверждена принципиальная общность методик постановки речевого и певческого голоса, что позволяет говорить о необходимости речевого воспитания на начальном этапе обучения пению.

5. Вокально-речевое воспитание может быть реализовано через принцип взаимосвязи речевой и певческой деятельности в процессе обучения пению.

Этот принцип предполагает следующую последовательность в обучении: сначала - постановка речевого голоса, а затем, на этой основе - формирование навыков правильного певческого голосообразования. В результате опытной работы с младшими школьниками была доказана эффективность такой последовательности вокально-хоровой работы и подтверждена необходимость пропедевтического периода работы над постановкой речевого голоса с ориентацией на певческую деятельность.

6. Центральный вопрос взаимодейтвия речи и пения - это необходимость преобразования неправильных артикуляционных стереотипов бытовой речи в певческие. Основой певческой артикуляции является особая активность речевого аппарата, стабильное положение гортани и полноценная озвученностъ резонаторов на разных гласных на всём диапазоне голоса. Поэтому переходной ступенью между бытовой речью и пением может быть только такая речевая форма голосообразования, которая осуществляется в одной позиции, то есть при стабильном положении гортани, что и лежит в основе понятия «постановка голоса». Наше исследование показало, что одним из методов достижения этой стабильности является распевное чтение на одной высоте (так называемый «монотон»). При обучении пению в условиях хора используется чтение нараспев хором (или хоровая декламация) как наиболее эффективная форма вокально-хоровой работы. В ходе эксперимента было подтверждено, что хоровое распевное чтение текстов на одной высоте позволяет сформировать в речи навыки, необходимые для дальнейшей работы по постановке певческого голоса (близкую вокальную позицию, опору звука на дыхание, высокую активность артикуляционного аппарата при неизменном положении гортани и озвученностъ резонаторов, навыки самоконтроля, хорового ансамбля и др.).

7. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что естественная настройка голоса на правильное звукообразование при исполнении обиходных церковных песнопений делает духовную музыку уникальным музыкальным и фонетическим материалом для развития детского голоса, а многообразие градаций музыкального элемента церковной музыки (от простого чтения нараспев до сложнейших многоголосных композиторских сочинений) позволяет организовать в обучении, при неизменной смысловой ценности текстов, строго постепенное усложнение репертуара (по звуковысотному диапазону, интонации, ритмической организации и словесному тексту). Кроме того, в ходе эксперимента было отмечено особое благотворное влияние духовной музыки на общее психическое и физическое состояние и нравственное развитие учащихся.

Данные проведённого эксперимента подтвердили основополагающую роль саморегуляции певческого голоса для эффективности начального этапа обучения, а также выделенные О.В.Далецким признаки вокального удобства певческого репертуара

Экспериментальная проверка разработанной методики вокально-хорового воспитания младших школьников свидетельствует о правильности выбранного в начале исследования методологического постулата о стабильности положении гортани в пении как основной характеристике поставленного речевого и певческого голоса. Это положение было подтверждено в условиях работы с детьми младшего школьного возраста на материале православных богослужебных песнопений.

В результате проводимого исследования стала очевидной возможность использования принципа синтеза речевой и певческой деятельности в процессе вокального воспитания учащихся на любом музыкальном материале и в любом возрасте. Мы предполагаем, что изменение музыкального материала и возраста певцов потребует внесения лишь некоторых корректив в методику обучения, в то время как сам принцип останется неизменным, так как обусловлен единой природой певческого и речевого интонирования. Однако для подтверждения этого предположения необходимы специальные исследования вокально-речевого воспитания детей на материале светской музыки.

В целом, проведённое теоретическое и экспериментальное исследование даёт основание считать применение предложенной в диссертации методики действенным способом совершенствования вокально-хорового воспитания младших школьников.

Тем самым подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, и цель исследования может считаться достигнутой.

Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы касаться следующих вопросов: нравственного воспитания учащихся в процессе изучения духовной музыки, использования принципа взаимодействия речевой и певческой фонаций в вокально-хоровом воспитании на материале светской музыки, а также в работе с детьми другого (дошкольного или подросткового) возраста.

Более полно может быть разработана тема культивирования правильной детской речи на хоровых занятиях, а также межпредметного взаимодействия (чтение - музыка - церковно-славянский язык) в православных школах.

Актуальными задачами являются реализация теоретических положений исследования в виде методических материалов по вокально-хоровому воспитанию младших школьников и подготовка нотной Хрестоматии, дополняющей предложенную программу обучения.

Всё это свидетельствует о том, что затронутая нами проблема вокально-хорового воспитания на основе синтеза речи и пения далеко не исчерпана, и её изучение может быть продолжено.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гатауллина, Наталия Тимуровна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -Jvl: Просвещение, 1983. - 112с.

2. Адищев В.И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг). -Пермь: ПГПИ, 1991. 115с.

3. Адулов H.A. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. Для дикторов, актёров, педагогов, вокалистов и др. Липецк, 1996. -376с.

4. Акишина A.A., Барановская С.А. Русская фонетика. М.: Русский язык, 1980. - 102с.

5. Александров Г.Н., Белогуров А.Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ, 1997. - 302с.

6. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986. - 240с.

7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 352с.

8. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1965. 17с.

9. Алипий (Гамманович), иеромонах. Грамматика церковно-славянского языка. М.: Паломник, 1991. - 271с.

10. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Развитие детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1963.-C.3-18.

11. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. 197с.

12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Мипоров. - М.: Педагогика, 1985. - 363с., ил.

13. Арпхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. -М.: Прометей, 1994. 352с.

14. Артаболевский Г.В. Очерки по художественному чтению / Сб. статей под ред. С.И. Бернпггейна. М.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1959. - 267с.

15. Артаболевский Г.В. Художественное чтение. Книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности. М.: Просвещение, 1978. - 240с., с ил.

16. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971. - 376с.

17. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965. - 135с.

18. Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис. канд.псих.наук. М., 1976. - 22с.

19. Аспелунд Д.Л. Основные вопросы вокально-речевой культуры. М.: Музгиз, 1933. - 126с.

20. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.-Л.: Музгиз , 1952. -190с.

21. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школ и просвещения в Древней Руси (X первая половина XVIII в.): Автореф. дис. д.п.н. - Киев, 1985.-47с.

22. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М: АПН РСФСР, 1953. - 96с.

23. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Вып.2. -М.:Музгиз, 1956. - 268с.

24. Барковская С.П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1999. - 18с.

25. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. JL: Музыка, 1968. - 66с.

26. Безрогов В.Г., Мошкова Л.В., Огородникова И.И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. М., 1996. - С. 102-153.

27. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культурах: Автореф. дис. докт.пед.наук. М., 1999. - 37с.

28. Берниггейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -495с.

29. Борисова Н.Г. Воспитание музыкального (вокального) слуха учащихся младших классов (1-3) и его влияние на развитие речевого слуха: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1971. - 18с.

30. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М.: Прогресс, 1972.-251с.

31. Брянский Н.П. Учебник пения для школ. Изд. 7-е. - Спб.: Юргенсон, 1904. - 88с.: нот.

32. Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции: Авт. дис. канд.пед.наук. М., 1998. -20с.

33. Варламов А.Е. Полная школа пения. М.: Музгиз, 1953. - 105с.

34. Варшавский Л.А., Литвак И.М. Исследование формантного состава звуков русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т.З. - М.-Л.: АН СССР, 1955.-С. 5-17.

35. Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы. Курс лекций. Кн.1. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. -376с.

36. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. М.: Госмузиздат, 1963.38с.

37. Васина-Гроссман B.A. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Интонация. 4.2. Композиция. М.: Музыка, 1978. - 368с.

38. Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365с.

39. Вербов A.M. Техника постановки голоса. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1961. -47с.

40. Вербовая Н.Т. и др. Искусство речи. М.: Искусство, 1977. - 303с.

41. Вершинина Г.Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями: Дис. докт.пед.наук. М., 1995. - 301с.

42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1940.

43. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. -102с.

44. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению / Под ред. Ю.А. Барсова. Л.: Музыка, 1968. - 64с.

45. Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси // Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. - С. 172249.

46. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка 11-17 веков: Автореф. дис. д-ра иск-я. -М., 1993Ч ? с.

47. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288с., ил.

48. Вокальная работа с детьми: Материалы 1-го методического совещания. М.: АПН РСФСР, 1938. - 79с.

49. Володина Е.Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях (на материале преподавания музыкально-теоретических дисциплин). Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 2000.-23с.

50. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Искусство декламации. Л.: Изд-во Кн. сектора ЛГОНО, 1925. - 191с.

51. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Теория русской речевой интонации. -Пб., 1922. 128с.

52. Всенощное бдение. Литургия. М.: Изд-е Моск. Патриархии, 1991.95с.

53. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504с., ил.

54. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во моек, ун-та, 1978. - 118с.

55. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви.-Т.1. Сущность. Система. История. Сергиев Пасад: Московская Духовная Академия, 1998. - 592с.

56. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви,-Т.2. История. Сергиев Пасад: Московская Духовная Академия, 1998. - 639с.

57. Гармаев А., священник. Этапы нравственного развития ребёнка // Свет православия. Христианский собеседник. 1998. - Вып.43. - 128с.

58. Гарно П. Речь и пение. СПб.: П.К.Селиверстов, 1899. - Изд. 2-е. -464с.

59. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР,1961. -471с. /

60. Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков пению в хоре начальной школы. М.: АПН РСФСР, 1955. - 108с.

61. Гениуш А.Б. Фонетический метод в обучении пению // Материалы VI Всесоюзн. научн. конф. ИХВ АПН СССР. М., 1982. - С.41.

62. Герсамия И.Е. Проблемы психологии творчества певца: Автореф. дис. докт.иск-я. Киев, 1988. - 35с.

63. Гладкая С.Н. Исследование формирования певческих навыков у младших школьников (1-2 кл. общеобразовательной школы): Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1975. - 20с.

64. Глушакова Т.И. Комплексы вокально-хоровых упражнений в формировании певческих навыков школьников // Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей; Под ред. Г.П. Стуловой. М.: Прометей, 1992. - С.47-65.

65. Гневышева В. Вокальное воспитание в хоре начальной школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып.2. Сборник статей в помощь учителю музыки / Сост. О. Апраксина. М.: Музыка, 1963. - С.57-63.

66. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: МИП «N8 Магистр», 1993. - 191с.

67. Грачёва М.С. Иннервация гортани (анатомическое и экспериментально-гистологическое исследование): Автореф. дис. докт.мед.наук. М., 1953. - 24с.

68. Грузинцева Н.В. Каноническое право о богослужебном пении (по греческим и русским источникам) // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научн. конференций. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С.280-285.

69. Гуляницкая Н.С. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. - 180с.

70. Давыденко В. Подробная программа церковного пения для 3-х отделений одноклассной школы // Законоучитель. Сб. материалов в помощь преподавателю Закона Божия. Вып. 2. Из истории преподавания Закона Божия в России. - М.: Златоуст, 1994. - С. 148-155.

71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - 239с.

72. Далецкий О.В. Об оценке вокальности мелодического материала на основе результатов анализа народных песен: Автореф. дис. канд.иск. М., 1971,- 19с.

73. Далецкий О.В. Обучение певца-любителя. Учебное пособие М., 1990.-74с.: нот.

74. Далецкий O.B. Саморегуляция голоса певцов / Музыкальная Академия. 1999. -№1. С. 143-145.

75. Дейша-Сионицкая М.А. Пение в ощущениях. М.: Муз. сектор, 1926. - 47с.

76. Детский голос. Экспериментальное исследование / Под ред. В.Н.Шацкой.-М.: Педагогика, 1970. 132с.

77. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для студентов педвузов. -М.: ВЛАДОС, 1999. -432с.

78. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина Изд. 2-е, перераб и доп. - М.: Просвещение, 1982. -319с.

79. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении // Вопросы вокальной педагогики. -Вып. 1. М.: Музгиз, 1965. - С.77-130.

80. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. -675с.

81. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. -368с.: нот, ил.

82. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.05.00 «Муз. воспитание», 03.07.00 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.». -М.: Просвещение, 1989. 207с.:ил.

83. Егоров A.A. Теория и практика работы с хором. М.-Л.: Музгиз, 1951.-239с.: нот.

84. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997.- 192с.

85. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Метод, рекомендации для учителей музыки. -Новосибирск. Л.: Наука, 1991. - 39с.: нот.

86. Жарова JI.M. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с ф детским хором. Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка,1981. С.12-19

87. Жарова JI.M. Формирование готовности младших школьников к хоровой деятельности: Дис. канд. пед. наук. М.,1987. - 215с.

88. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 288с.

89. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. - 370с.

90. Жинкин Н.И. О теориях голосообразования // Мышление и речь. -М.: АПН РСФСР, 1963. С. 219-271.ф 91. Жинкин Н.И. Речевой и певческий режимы фонации // Развитиедетского голоса. -М.: АПН РСФСР, 1963. С. 304-316.

91. Зайцев H.A. Письмо. Чтение. Счёт. СПб.: Лань, 1997. - 224с.

92. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т.1. Психологическое развитие ребёнка. - М.: Педагогика, 1986. - 320с.

93. Зарин Д.И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом. Год 1-й. -М.: Унив. тип., 1907. 152с.: нот.

94. Засорина Л.Н. Голос в развивающем обучении: книга для педагога. -СПб.: «Лицей», 1999. 132с.

95. Звучащее слово Древней Руси: Репертуарно-тематический сборник / Сост. Ю.Н. Малышева. М.: Сов. Россия, 1988. - 144с.: нот.

96. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1993. 224с.

97. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 338с.

98. Златоустова Л.В. Звуковые типы русской речи // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 146-161.ф 100. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1981. 108с.

99. Злобин K.B. Верно ли, что искусство пения искусство дыхания? -М.: типогр. Русского Товарищества, 1912. - 60с.

100. Знаменская Е.В. Культура речи в пении: Автореф. дис.канд.иск. -Киев, 1959.-20с.

101. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. 207с.

102. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины ХУЛ начала XX века. - М.: Сов. композитор, 1985. - 229с.

103. История отечественного образования: Уч. пособие. Хрестоматия. 4.1. С древнейших времён до XIX в. / Сост. C.B. Калинина, В.В. Каширина, Л.П. Попова. Омск: ОМГПУ, 1997. - 180с.

104. Как научится петь. М.: Казак, 1998. - 128с.

105. Канкарович А.И. Культура вокального слова. М.: Музгиз, 1957.53с.

106. Карабань М.Г. Логико-метафизические аспекты исследования лада в области православной музыкальной культуры: Дисс. канд. иск. М., 1999. -269с.

107. Карасёв А.Н. Методика пения. 4.1-2. Изд.З-е. - Пенза, 1897.260с.

108. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVT-XVTH веков. Дис. канд.пед.наук. - М., 1982. - 143с.

109. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патр. Подворье, 1997. - 151с.

110. Князьков A.A. Методика формирования профессионального голоса в педагогическом ВУЗе (в курсе «Культура речи учителя»): Дис. канд.пед.наук. -М., 1991. -212с.

111. Ковалёв К.П. Бортнянский. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия; Русское слово, 1998. - 271с., ил.

112. Коздасов C.B., Кривнова О.Ф. Фонетические возможности гортани и их использование в русской речи // Проблемы теоретической иэкспериментальной лингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 180210.

113. Колемаев В. А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник / Под ред. В.А.Колемаева. М.: ИНФРА- М, 1997. - 302с. - (Серия «Высшее образование»),

114. Комиссаров О.В. Артикуляционные характеристики формирования гласных в речи и пении у младших школдников // Материалы VI Всесоюзной научной конференции ИХВ АПН СССР. М., 1982. - С. 189.

115. Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов (на материале УСССР): Дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 223с.

116. Комяков.С. О регистро-тембровой структуре церковного звукоряда // Сб. Культура, религия, церковь: Всероссийская научная конференция 1-4 апреля. Ч.З. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки, 1992. - С. 303-310.

117. Корзинкин A.A. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дис. канд.пед.наук. Курск, 1999. - 19с.

118. Коровяков Д. Д. Искусство выразительного чтения. Опыт систематического изложения теоретических основ и приёмов преподавания. -Изд. 3-е. СПб.: Н.П.Карбасников, 1900. - 160с.

119. Кошмина И.В. Возрождение традиции преподавания духовной музыки в начальной школе: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1994. - 17с.

120. Кошмина И.В. Духовная музыка в самообразовании учителя //Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научн. трудов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. - С.230-238.

121. Краснощёков В.И. Вопросы хороведения. Учебное пособие для дирижёрско-хоровых факультетов консерваторий. М.: Музыка, 1969. -300с.: нот.

122. Крошилина Т. Мы птицы!: Методическое пособие по постановке голоса детей первого года обучения в фольклорном коллективе. - Сочи, 1998. -55с.

123. Кузнецов Ю.М. Исполнения хорового произведения с позиции психологической установки // Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей; Под ред. Г.П. Стуловой. М.: Прометей, 1992. -С. 178-186.

124. Куприянова JI.JI. Русский фольклор. Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. М.: Мнемозина, 1996. -64с.

125. Кураев А., диакон. Школьное богословие. Изд. 3-е, испр. и доп. -Санкт-Петербург: «Светоляр», 2000. - 370с.

126. Кыверялг A.A. Методы исследования профессиональной педагогики. Таллин: Валгус, 1980. - 334с.

127. Лазарева Т.В. Красота спасёт мир. Программа. Музыка и пение. 1-8 класс (1-3). М.: Соба, 1998. - 36с.

128. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Пер. с ит. Ю.Н. Ильина. -Л.: Музыка, 1972. 303с.

129. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936. - 53с.

130. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. Л.: ДХВД, 1935. - 72с.

131. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. Л.-М.: Гос. муз. изд., 1939.- 111с.

132. Лозовая И.Е. Самобытные черты знаменного распева: Автореф. дис. канд. иск-я. Киев, 1987. - 24с.

133. Локшин Д.Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: АПН РСФСР, 1957. - 296с.

134. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Тарт. ун-т, 1973. - 95с.

135. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-383с.

136. Лыков Г. Начало певца-артиста. М.: тип. С.А.Кинеловского, 1909. -23с.

137. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967.88с.

138. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999. - 256с.

139. Малютин E.H. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел: «Красная книга», 1924. - 15с.

140. Мартынов В.И. Игра, пение и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы. -М.: Филология, 1997. -208с.

141. Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. -М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. 240с.

142. Матвеев Н.В. Хоровое пение. Учебное пособие по «Хороведению». Изд. братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. - 287с.

143. Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального воспитания детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - С.260-289.

144. Медушевский В.В. Что такое контекст культуры и как его улучшить посредством воспитания? // Музыкальное образование в контексте культуры: Научно-практическая конференция: 25-29 октября 1994 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. -С.14-21.

145. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. - М.: Музыка, 1978. - С. 28-37.

146. Ментюков А.П. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века: Опыт типологического анализа. М.: Музыка, 1986. - 87с., нот.

147. Ментюков А.П., Устинов A.A., Чельдиев C.A. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, 1993. - 313с.

148. Металлов В., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 160с.

149. Минин В.Н. Хор как могучее средство единения людей // Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей; Под ред. Г.П. Стуловой. М.: Прометей, 1992. - С.3-7.

150. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977.-232с.

151. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965.147с.

152. Морозов В.П. Занимательная биоакустика. 2-е изд. -М.: Знание, 1987. - 208с.

153. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ. №3. - 1997. - С.234-243.

154. Морозов В.П. Особенности акустического строения и восприятия детской вокальной речи // Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - С. 64-135.

155. Морозов В.П. Особенности спектра вокальных гласных // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М.-Л.: Наука, 1966.-С. 73-86.

156. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса // От простого к сложному. Экспериментальное исследование. М.-Л.,1964. - с. 97-106.

157. Морозов В.П. Резонансная теория пения: комментарии для вокалистов // Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение. Мат. научно-практ. конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. - С.22-29.

158. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. - 204с.

159. Московская регентско-певческая семинария 1998-1999: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М.: «Святитель Киприан», 2000. - 368с.

160. Музыкальная эстетика России 1Ы8 веков / Сост. текстов, переводы и общая редакция А.И. Рогова. М.:Музыка, 1973. - 245с.

161. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672с.: ил.

162. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 456с.

163. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. - 622с.

164. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины ХУЛ столетия. М.: «Прометей», 1998. - 136с.

165. Николаева Е.В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодёжных хоровых коллективах: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1986. - 15с.

166. Никольская С.Т. Техника речи. М.: Знание, 1978. - 78с.

167. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие вокальных навыков на начальном этапе обучения пению в хоре музыкально-педагогического факультета: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1970. - 20с.

168. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. Методическое пособие. М.: Языки русской культуры, 1998. - 192с.

169. Никольская-Береговская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми: Методическое пособие в помощь обучающим пению. Изд. 2-е. - М.: «Сов. Россия», 1969. - 15с.: нот.

170. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. - 192с.

171. Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкального произведения как условие певческого развития младших школьников (на материале уроков музыки в башкирской школе): Дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 198с.

172. О церковном пении. Сб. ст. / Сост. О.В. Лада. М.: «Талан», 1997.159с.

173. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором // Музыкальное воспитание в школе. -Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С. 17-23.

174. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод, пособие. 3-е изд. - Киев: Муз. Украина, 1989. - 165с.: ил.

175. Одоевский В.Ф. Мнение князя В.Ф. Одоевского по вопросам, возбуждённым министром народного просвещения по делу о церковном пении. Спб.: 1866. - 18с.

176. Ольга (Володина Е.Е.), монахиня. Программа и учебный материал по предмету «Церковное пение» (для гуманитарных гимназий и православных общеобразовательных учебных заведений). М.: РИФШкола «Слово», 1997. - 48с.

177. Опыт православной педагогики. / Сост. Стрижёв А. и Фомин С. -М.: «Литературнаяучёба», 1993. 24Ос.

178. Орлова Н.Д. О детском голосе. -М.: Просвещение, 1966. 56с.

179. Осенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред, и высш. пед.учеб. заведений. М.: Академия, 1999. - 224с.

180. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителей / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; под ред. H.A. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986. 240с.

181. От стихов к музыке: Ритмическая декламация, движение и словотворчество на уроках музыки. Хрестоматия / Сост. Е.В.Жигалко. -СПб.: «Композитор», 1999. 80с.

182. Пасха и двунадесятые праздники: Учебное пособие по церковному пению для детей. Вып.1. - М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. - 71с.

183. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512с.

184. Петрова А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981. - 191с.

185. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО «Пассим», 1994. - 304с.

186. Положение о православном образовательном учреждении общего и дополнительного образования // Воскресная школа: еженед. приложение к газете «Первое сентября». 2000. - №3 (123). - С.8-10.

187. Попов B.C. О развитии певческого голоса младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16 / Под ред. O.A. Апраксиной. М.: Музыка, 1985. С.31-37.

188. Потаповская О. Как учили грамоте в Древней Руси // Воскресная школа: еженед. приложение к газете «Первое сентября». 1997. - №8. - С.6.

189. Православный богослужебный сборник. М.: Изд-е Моск. Патриархии, 1991. - 351с.

190. Программа спец. хор. класса для хоровых отделений ДМШ РСФСР. / Сост. B.C. Попов, Л.М. Абелян, М.Р. Иодко. М., 1974. - 48с.

191. Работнов JI.Д. Основы физиологии и паталогии голоса певцов. М.: Музгиз, 1932. - 159с.

192. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М.: тип. Рис, 1867-1869.-380с.

193. Реформаторский A.A. Речь и музыка в пении // Вопросы культуры речи. М.: АН СССР, 1955. - Вып.1. - С. 183-195.

194. Ржевкин С.Н. Некоторые результаты анализа певческого голоса // Акустический журнал АН СССР. Т.2. - Вып.2. - 1956. - С.74-88.

195. Ржевкин С.Н. Речь и слух в свете современных физических исследований. -М.-Л.: Наука, 1936. 311с.

196. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО изд-во «Питер», 1999. - 720с.

197. Рудаков Е.А. Некоторые проблемы акустики и физиологии детского голоса // О детском голосе / Под ред. Н.Д. Орловой. М.: Просвещение, 1966. -С.17-22.

198. Рудаков Е.А. Новая теория образования высокой певческой форманты // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. - С. 18-37.

199. Рукова С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Патриархии, РОПО «Древо добра», 1999. - 240с.

200. Ряписова А.Г. Единство рационального и эмоционального как принцип обучения младших школьников хоровому пению: Автореф. дис. канд.пед.наук. Новосибирск, 1995. - 21с.

201. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим^Геория, методика и практика развития речевого голоса. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1975. - 176с.

202. Садовников В. Орфоэпия в пении. М.: Музгиз, 1958. - 80с.

203. Саричева Е.Ф. Работа над словом. М.: Искусство, 1956. - 36с.

204. Саркисян К.Б. Проблема звуковой выразительности поэтического текста музыкального произведения в обучении хоровому пению (на материале работы учебных хоров педагогических институтов): Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1984. 16с.

205. Сафонова В.И. Вокальное воспитание в хоре и некоторые акустические закономерности пения // Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей; Под ред. Г.П. Стуловой. М.: Прометей, 1992. - С.107-121.

206. Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания связанные с охраной детского голоса // Работа с детским хором. Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - С.33-39.

207. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. JL: ЛГУ, 1982. - 175с.

208. Сергеев A.A. Воспитание детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1950. - 124с.

209. Серёжников В.К. Коллективная декламация. М.: Московское театральное издательство, 1927. - 222с.: нот.

210. Соболев A.C. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. -M.-JL: «Просвещение», 1965. 92с.

211. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. -Изд. 4-е. -М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632с.: ил.

212. Соколов В.Г. Вопросы вокального воспитания в детском хоре // Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей; Под ред. Г.П. Стуловой. М.: Прометей, 1992. - С.8-19.

213. Соколов В.Г. Охрана и культура голоса детей в хоровой работе // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 "Музыка" / Сост. О.А.Апраксина.- М.: Просвещение, 1987. С. 140-142.

214. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. - 228с.

215. Сонки С. Теория постановки голоса. -JI.: Тритон, 1925. 132с.

216. Сорокин В.Н. О роли подглоточной области в процессе речеобразования // Проблемы построения систем понимания речи. М.: Наука, 1980.-С. 125-135.

217. Сорокин В.Н. Синтез речи. М.: Наука, 1992. - 392с.

218. Сорокин В.Н. Теория речеобразования. М.: Радио и связь, 1985. -3i£c.

219. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Дневник ученика. -4.1 и 2.-М.: Искусство, 1951.-668с.

220. Стулова Г.П. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 142с.

221. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. - 80с.

222. Стулова Г.П. Методика вокально-хоровой работы Д.И. Зарина и её историческое значение // История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V Международной научно-практической конференции. М.: Прометей, 1999. - С.242-245.

223. Стулова Г.П. О православном воспитании детей через церковное пение. Доклад на УШ Международном Фестивале Православной музыки 24 февраля 1996 в Москве.

224. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в прцессе обучения пению. -М.: Прометей, 1992. 270с.

225. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. - С.39-54.

226. Стулова Г.П. Спектральные характеристики фальцетного звучания певческого голоса детей младшего школьного возраста // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Вып.25. Труды ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1975. - С.54-60.

227. Стулова Г.П. Теория и практика вокальной работы в хоре: Учебное пособие для учителей. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 90с.

228. Стулова Л. Вопросы вокального воспитания актёра драматического театра. Учебно-методическое пособие для педагогов-вокалистов высших и средних театральных учебных заведений. М., 1974. - 95 с.

229. Суренский В.В. Ясность речи (дикция). Практическое руководство. Воронеж, 1922. - 11с.

230. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. - 496с.

231. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития: Дис. канд.пед.наук. М., 1997. - 206с.

232. Сценическая речь. Учебник. / Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой. М.: ГИТИС, 1995. - 623с.

233. Тараканов С.А. Хоровое пение мальчиков в России: традиции и современность: Автореф. дис. канд.иск-я.- Ростов-на-Дону, 1995. 23с.

234. Тарасов Г.С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - С.26-62.

235. Теория и методика музыкального воспитания детей: Научно-методическое пособие / JI.B. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336с.: ил.

236. Терентьева H.A. История и теория музыкальной педагогики и образования: Уч. пособие. В 2-х частях. СПб.: Образование, 1994. - 4.2. -148с.

237. Тулейкина М.М. Профессиональная подготовка специалиста-логопеда к работе по формированию звукопроизношения у детей: Методические рекомендации. Комсомольск-на-Амуре: Комс.-на Амуре гос. пед. ин-т, 1997. - 66с.

238. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451с.

239. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. -СПб.: тип. М.Меркушева, 1894. 54с.

240. Фант Г. Анализ и синтез речи. Пер. с англ. B.C. Лозовского и И.В. Бахмутовой. / Под ред. Н.Г. Загоруйко. Новосибирск: «Наука» Сиб. отд., 1970. - 167с.

241. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1 (1). - М.: Правда, 1990. - 490с.

242. Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П. Павлова. М.: Музыка, 1966. - 99с.

243. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская H.H. Методика вокального воспитания. М.: Музыка, 1989. - 175с., нот.

244. Харуто A.B. Компьютерный анализ звука в музыковедческом исследовании // Труды международного научного симпозиума «Информационный подход в эмпирической эстетике». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. -С. 189-208.

245. Хватцев М.Е. Логопедия. Изд. 4-е. - М.: Учпедгиз, 1951. - 431с.

246. Холопова В.Н. О психологизации теоретических учений о музыке // Музыкальное образование в контексте культуры: Научно-практическая конференция: 25-29 октября 1994 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. - С.41-49.

247. Хороведение: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. М.: Прометей M1Ü И им. В.И. Ленина, 1989. -210с.

248. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2119 «Музыка» / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272с.

249. Церковь, дети и современный мир. Изд.2-е. - Санкт-Петербург: Новый город, 1997. - 159с.

250. Четвериков С., протоиерей. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998. - 32с.

251. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дис. докт.пед.наук. М.,1996. -44с.

252. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996. - 184с.

253. Шевелёва Е.И. К вопросу о роли музыки и пения в духовной жизни человека // Музыкальное образование в контексте культуры: Научно-практическая конференция: 25-29 октября 1994 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. - С.92-99.

254. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до ХУШ в. М.: Музыка, 1975. - 351с.

255. Шеховцев Б.П. Основы профессиональной техники исполнительского дыхания в пении, речи и игре на духовых инструментах. -Красноярск, 1993. 175с.

256. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Часть 1. Историческая хрестоматия / СоСт.: Кошелева O.E., Мошкова JI.B. М.: Изд. Росс. Открытого универ-та, 1992. - 208с.

257. Эрастов Г.П. Искусство чтения. СПб.: Ф.И.Мипорников, 1903. -177с.

258. Юдин С.П. Формирование голоса певца: Учебное пособие для высших и средних музыкальных учебных заведений. М.: Музгиз, 1962. -167с.

259. Юссон Рауль. Певческий голос. М.: Музыка, 1974. - 262с.

260. Яковенко С.Б. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки: Дис. докт. иск-я в форме научного доклада. М., 1997. -57с.

261. Яковенко С.Б. Театр одного актёра (о камерно-вокальном исполнительстве). М.: Знание, 1982. - 56с.

262. Яковлева A.C. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. М.: ИПЦ «Глобус», 1999. -96с.

263. Ярославцева JI.K. Зарубежные вокальные школы. Учебное пособие. М.: Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1981. - 90с.