Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гениуш, Алла Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1986
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гениуш, Алла Борисовна, 1986 год

ВВЕЩЕЖЕ

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЩ100ЫЛЕСИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО

МЕТОДА В НАЧАЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА 13 I»!. Понятие фонетического метода 12 1,2*. О работе голосового аппарата в свете использования фонетического метода

Г.З. Содержание фонетического метода. Особенности певческого обучения первокурсников музыкально-педагогического факультета

ГЛАВА П ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

П.1. Организация: и ход эксперимента

Констатирующий эксперимент .

П.2. Поисковый эксперимент»

П.З» Лабораторный эксперимент и методы исследования- . 95 П.4. Методика и результаты проверочного формирующего эксперимента . Х

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода"

На ЮТ съезде КПСС в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М.С«Горбачева выдвинута задача перестройки высшего и среднего специального образования.1 В решениях партии ж правительства указывается на необходимость "обогащать духовный мир человека,формировать глубокое понимание характера современных задай, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую культуру, ответр ственное отношение к делу на любом участке.

Миссию формирования музыкальной культуры подрастающего поколения выполняет учитель музыки.

Реформа общеобразовательной школы ввдвиггшт в качестве одной из самых важных задач совершенствование эстетической подготовки подрастающего поколения и разработку соответствующих научно обоснованных "концепций обучения и воопитания. Будущим учителям, воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практия ческую подготовку."

Для успешной педагогической работы в школ®, для свободного ориентирования в различных сферах музыкального и педагогического искусства учителю музыки необходим высокий уровень культуры и разносторонняя грамотность.

Главные качества, которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки, достаточно полно сформулировали Б.В.Асафьев и В.Н.Щщкая, 0. А .Апраксина и Д. Б .Кабалевский. Все они подчеркивают, что школа нуждается в педагоге-музыканте широкого профиля. Разносторонняя музыкальная подготовка является спецификой профессии учителя музыки и состоит в том, что он должен владеть различными видами музыкальной деятельности.

1 Коммунист Jfc 4, 1986, С„42

2 Там же, С.74-75

3 Коммунист № 6,1984, С.37-38

Процесс подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете изучается вое более широко и углубленно /'голык Г.Г., Живов В.Л., Исаева Л.А., Скрипкина Э.А., Эстрина Т.А., Яконюк В.Л. и многие другие). Однако изучению певческой и особенш речевой подготовки будущих учителей музыки уделяется внимания недостаточно.

Кавдый учитель должен научиться! владеть голосом и работать в оптимальном для себя режиме. Голосовой аппарат должен быть не только выносливым, но и обеспечивать вокальной речи все основные положительные характеристики: естественность голосоведения» чистоту звуковысотного интонирования, нужную регистровую перестройку, владение различной динамикой, тембральными красками. Указанные характеристики - показатель профессиональных возможностей, умений учители, которые вырабатываются в процессе специальной и длительной подготовки (^Менабени А.Г., Николаенко П.М., Никольская К.Ф.).

Изучение практики ведения уроков музыки в школе показало, что уровень владения голосом у учителей далеко не одинаков. Это можно объяснить тем, что значительная часть абитуриентов, поступающих на музыкально-педагогический факультет, не имеет необходимой должной певческой развитости. Для начинающих обучение, по нашим предварительным данным, характерны низкая позиция звучания, тембровая пестрота гласных /фонетическая их разнокачественность) - как следствие преобладания речевой координации, и это затрудняет их обучение в вузе и дальнейшую практическую работу с детьми в школе.

Таким образом, становится вполне очевидной необходимость повышения эффективности певческого обучения студентов. Одним из: резервов решения этой проблею в условиях музыкально-педагогического факультета является использование фонетического метода и систематизация его приемов.

Под фонетическим методом понимается применение гласных, согласных и слогов с целью совершенствования певческого голоса обучающегося. При использовании фонетического метода появляется возможность целенаправленно манипулировать различными ротоглоточ-ными укладами» спосбствуя тем самым улучшению основного механизма голосообразования. Важно при этом исходить из индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся.

Практика работы в вокальных и хоровых классах факультета показывает» что названный метод имеет довольно широкое применение как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Однако его использование не всегда рационально, поскольку недостаточно обосновано теоретически. Необходимо в известной мере пересмотреть устоявшиеся представления о фонетическом материале в связи с далеко не одинаковыми в различных учебных заведениях возможностями его применения.

Кроме того, все имеющиеся рекомендации ориентированы в основном на профессиональные голоса. Возможности же использования метода на музыкальном-педагогическом факультете нуждаются еще в обстоятельном изучении, поскольку устоявшиеся предсхавления о фонетическом методе, как средстве подготовки вокалистов здесь могут быть приемлемы частично, учитывая особенности в работе с контингентом.

Известно, что начальный период обучения в вузе является особенно ответственным в связи с тем, что в это время закладываются основы освоения предмета в рамках высшей школы. Это положение имеет прямое отношение к нашей проблеме» тем более, что певческое развитие контингента факультета крайне неровно*

Теоретической предпосылкой использования фонетического метода в начальном формировании певческого голоса явились для автора труды выдающихся советских вокальных педагогов, рассматривающих специфику этого метода.

Современный учитель музыки в школе должен быть квалифицированным специалистом вокально-хорового обучении. Он не только говорит т на уроке, но и ноет? Он обязан уметь искуоно управлять своим голосом, иначе неизбежно возникнут перегрузки голосового аппарата, вызывающие его заболевания (^Работнов Л. Д., Левидов И.И.,. Тринос В Л.) . На утомляемость голосового аппарата влияют многие факторы» в первую очередь тип и состояние нервной системы, организация работы всех звукообразующих органов, переходы от речи к пению и наоборот. При переходе от разговорной, речи к пению и обратно режим работы голосового аппарата меняется, проивходит сложная перестройка в его механизмах. Основное различие между речью и пением обусловлено, в соответствии с законами орфаэдигн, большей длительностью гласных в пении.

Взаимосвязь разговорной речи и пения образует основу формирования сценической речи2, представляющей собой как бы промежуточное звено, сглаживающее переход от речи к пению. Работа учителя музыки должна базироваться на выразительной речи, приближающейся к сценической» И здесь важно все: громкость голоса, эвуковысота и интонация, темп и ритм речи, паузы, а также жесты, мимика, манера держаться и прочее. Его речевой голос должен быть приятным и приветливым, произношение четким и ясным, певческий голос - эвуковысот-ннм и ритмически верным, с богатой тембровой окраской.

Значительная часть голосов первокурсников находитоя в постмутационном периоде возрастного развития (^Орлова Н.Д., Алмазов Е.И.,

Нередко голосовая нагрузка учителя музыки составляет восемнадцать и более часов в неделю: уроки музыки и внеклассная работа, руководство школьным хором, проведение утренников, тематических пионерских сборов, вечеров старшеклассников и тому подобное.

Рассказ о деятельности композитора, чтение художественного отрнвда, пояснение текста музыкального произведения, словесное раскрытие его художественного образа, педагогическое общение с классом требуют определенной культуры речи, большой гибкости, динамичности голоса, эмоциональности и артистичности.

Овчинникова Т.Н. , Менабени Методиста рекомендуют учитывать их психо-физиологическое состояние - ни от девушек, ни от юношей в этот период нельзя, требовать звучание, свойственного сформировавшемуся певческоаду голосу взрослого человека. Работа голосового аппарата в удобной^ тесситуре, соответствующей возрасту и ивдивидуаль ннм возможностям поющих, - обязательное условие нормального певческого развития.

С первых, дней обучения в вузе перед студентами, как правило, выдвигается шожество требований к качеству звучания голоса - мягкость, напевность» единообразное произнесение гласных, звуковысот-ная точность. Поэтому на начальном этапе обучения важно правильно определить цели» методику и содержание работы, что позволит осуществить поставленные задачи.

Выявив природные и потенциальные певческие возможности студентов, зная физиологические особенности певческого режима, определив степень влияния артикуляторного аппарата посредством фонетического метода на звукообразование, можно целенаправленно воздействовать на работу их голосового аппарата.

Наблюдения за работой выпускников факультета, за ходом педагогической практики в общеобразовательной школе показывают, что заметные успехи в вокальном развитии у студентов появляются лишь к концу обучения в институте. Процесс становления их вокальных навыков протекает довольно медленно. Такое явление объясняется видимо тем, что даже при ясном понимании конечного результата вокально-хоровой работы преподаватели дисциплин» непосредственно связанных с пением, недостаточно целенаправленно формируют певческие навыки на ранних этапах, обучения*

Особенности процесса обучения пению на музыкально-педагохячес-ком факультете проявляются в том, что постановка голоса ограничивается редкими специальными занятиями I час в неделю - уроки сольного пения и 4-6 часов - пение в учебном хоре, перед которым стоят иные задачи * Мы полагаем, что работа в классе сольного пения обязательно долина включать и такие моменты, которые приносили бы действенную помощь студенту и в его занятиях в хоре*

При обучении пению, как и любому предмету художественного цикла, очень важен индивидуальный подход, который может осуществляться не только в классе постановки голооа» но и в работе хорового класса. Вокальная работа в этих, условиях может быть успешной лишь в результате пристального изучения хормейстером уровня индивидуального певческого развития студентов* Такой подход к работе о хором очень важен и в настоящее время признан ведущим* Голос может быть сформирован и в процессе хоровых, занятий, при этом он должен сохранять свою индивидуальность и не подвергаться нивелировке.

Разучивание и исполнение произведений на индивидуальных и групповых занятиях превращается при таком подходе в целенаправленный педагогический комплекс по формированию у студента профессиональных навыков исполнения с голоса-"образца", обладающего эвуко-высотой, метроритмом, богатым тембром, разнообразной динамикой, вибрато* Певческое развитие осуществляется во взаимосвязи а формированием навыков, создающих качественное звучание: выработка фонационного дыхания, округлого и высокого по позиции звука, точного по высоте тона» единообразия произнесения гласных - без чего не может быть и речи об эстетически полноценном пении.

Специфика вокального развития студентов на музыкально-педагоги-ческом факультете требует того, чтобы работа проходила одновременно на разных предметах, связанных с пением постановка голоса, хоровой класс, индивидуальное дирижирование, сольфеджио . Практика однако показывает» что на сольфеджио исключен: метод показа педагога голосом, на дирижировании эта возможность ограничена спецификой урока, на групповых занятиях пением нельзя в полной мере осуществить индивидуальный контроль, а распевания, проводимые в начале урока, преследуют одну цель - "разогревание" голосового аппарата. Мы считаем, что обучение пению должно проводиться на всех учебных дисциплинах музыкального цикла при комплексном, координированном подходе к процессу обучения. И на всех этих видах певческой деятельности может быть применен фонетический метод. Следует заметить, что характер и возможности его использования в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете нуждаются еще в обстоятельном изучении.

Успешное осуществление такого подхода к обучению предполагает формирование у преподавателей всех певческих дисциплин умения выбирать оптимальное содержание, наиболее рациональные формы и методы обучения, учитывать их особенности, которые сливаются в единый педагогический комплекс, анализировать результаты процесса обучения» Такой комплексный подход поможет установить поэтапность целенаправленного овладения фонетическими приемами, разработать дидактические задания и упражнения для формирования певческих навыков.

Характер организации учебного времени на факультете облаивает к нахождению резервов певческого обучения внутри самого учебного плана. Так* фонетический метод может быть применен во всех видах певческой деятельности, на различных учебных дисциплинах, связанных с пением. Мы проанализировали уроки сольфеджио, индивидуальное дирижирование , в которые пение входит в качестве обязательного элемента. Обнаружилось, что здесь работа по вокальному развитию студентов практически не ведется, качество звучания голоса чаще всего не принимается во внимание и не контролируется.

Изучение литературы и анализ собственной практики привели нас к твердой убежденности в преимуществах использования фонетического метода, обеспечивающего наиболее рациональный и творческий подход к вокально-хоровому обучению студентов и способствующего повышению их интереса как к сольному, так и к хоровому пению.

Исходя из всего сказанного можно считать, что актуальность избранной для исследования проблемы вполне очевидна.

Объектом исо-^ммиягяг явились студенты-первокуроники музыкально-педагогического факультета педвуза.

Предметом iftfiiWMIM стал процесс вокально-технического развития студентов при использовании фонетического метода*

Цель исслвттокдтгяг - выявление условий совершенствования вокальной методики на начальном этапе подготовки учителя при посредстве фонетического метода на индивидуальных и групповых занятиях. i^MOTH IflfflWTTOftffifflffg

- проанализировать литературу по применению фонетического метода в вокальной практике музыкально-педагогического факультета;

- выявить влияние сочетаний гласных, согласных на деятельность дыхательного аппарата и голосовых складок;

- выработать методические рекомендации для исправления недостатков звучания голоса, для формирования певческих навыков будущего учителя музыки применительно к контингенту музыкально-педагогического факультета, лабораторно и практически проверить их действие»

Гипотеаа: целенаправленное использование систематизированного фонетического материала с учетом типовых недостатков звукообразования в оптимальном для контингента музыкально-педагогического факультета голосовом режиме ( звуковыеота, тембро-динамика, атака звука) повысит эффективность певческой подготовки будущих учителей музыки*

QQBflBQfl исследования явились труды классиков ковмарксизма-ленинизма о воспитании и образовании; постановления

ЦК КПСС и Советского Правительства, органов народного образования; работы известных советских психологов, физиологов, акустиков, педагогов-специалистов по различным аспектам избранной проблемы. Методами настоящего исследования являются:

- анализ литературы;

- педагогические наблюдения за процессом обучения пению на индивидуальных и групповых занятиях прямо-непосредственные и косвенно-опосредованные индивидуальные обследования обучающихся;

- беседы с учителями музыки, с преподавателями: вузов и со студентами;

- опытно-экспериментальная работа естественный и формирующий эксперименты , лабораторный эксперимент с использованием ларингоскопии, стробоскопии, электроглоттогргфш, пнеймографин, спектроанализа, а также качественной и количественной обработки: полученных данных*

Исследование осуществлялось в течение 1976-1985 годов и условно подразделялось на несколько периодов:

1 I977-I98I - изучение литературы, практики: применения фонетического метода, поиск методов исследования. Опытная работа по постам новке голоса, а также клаосах - хоровом и индивидуального дирижирования;

2 I98I-I982 - лабораторный эксперимент, применение специальных методов исследования;

3 1982-1984 — анализ данных лабораторного эксперимента, разработка методики обучения;

4 1984—1985 — проведение проверочного педагогического эксперимента, анализ его результатов, проверка эффективности разработанной методики, внедрение ее в практику»

Нотам иоадаиа яшедрщжш Обусловлена тем, что проблема содержания и использования фонетического метода применительно к специфическому контингенту музыкально-педагогического факультета впервые явилась темой специального исследования. Выявлены и классифицированы недостатки в звучании голоса студентов, вскрыты причины, определяющие основные трудности обучения пешоо первокурсников г адаптированы методы объективного исследования физиологии певческого звукообразования для изучения этих процессов у студентов-первокурсников на индивидуальных и групповых занятиях пением; развита мысль о том» что индивидуальные качества певческого голоса можно сформировать у всех студентов независимо от степени: их вокальной одаренности; показана возможность формирования выносливости голосового аппарата; определена последовательность применения фонетического материала по типам недостатков в звучании голоса, характерных для голо-сообразования у студентов с различным уровнем певческого развития.

Практическая значимость иоолвттовяття заключается в разработке содержания ж методики обучения пению студентов-первокурсников, в нахождении конкретных методических приемов и рекомендаций по применению фонетического метода при формировании певческих голосов» Разработанная методика применения фонетического метода может быть использована при изучении различных дисциплин, связанных с пением. Разработан ж систематизирован соответствующий дидактический материал задания и упражнения . Результаты исследования могут быть рекомендованы для совершенствования певческой подготовки будущего учителя музыки в условиях высшей школы, музыкальных и музыкально-педагогических училищ»

ТГоложвтгяг. иштпщдя щ щщ<рг' I. Теоретически обоснованное использование фонетического метода является аффективным средством совершенствования певческой подготовки на музыкально-педагогических факультетах, имеющих свою специфику в различных регионах страны с учетом особенностей языка .

- Ц

2. При пении фонетических сочетаний» в зависимости от учебных задач, могут быть систематизированы различные артикуляторные уклады, определенным образом воздействующие на работу голосовых складок и дыхания, что выявлено в ходе лабораторного эксперимента; учтены особенности коартикулвдии, обусловливающие непроизвольные изменения одних звуков под воздействием других. Кроме того, необходим учет типов недостатков» имеющихся в певческом развитии студентов, и их индивидуальных я возрастных возможностей.

3. Единая научно-методическая основа ведения вокальной работа предполагает дифференцированное применение фонетического метода на каждом конкретном этапе вокально-технического развития студента в зависимости от характера использования материал» на дисциплинах, включающих пение в качестве голосовой настройки • основных положений исследования осуществлялась в процессе педагогической опытно-эасспериментальной работы автора; о результатах докладывалось на заседаниях кафедр пения и методики музыкального воспитания музыкально-педагогического факультета Саратовского и Московского таочного пединституте® ; автор выступал о докладами и сообщениями на ежегодных научно-методических конференциях профееоороко-преподавательского состава СГПЙ им. Федана ^1976 -1986), на методическом совещании преподавателей кафедр музыкальных дисциплин педвузов Поволжья ( Саратов - I98l), на У1-Й Всесоюзной конференции [Москва - 1982), на Всесояаной конференции педагогов музыкально-педагогических факультетов (Казань - 1984)» а также принимал участие в публикациях восьми научно-методических статей в сборниках Саратовского и Московского педвузов.

Результаты исследования внедрены и внедряются в практику обучения пению будущих: учителей музыки музыкально-педагогического факультета Саратовского пединститута в классах по постановке голоса, а также - хоровом, индивидуального дирижирования, сольфеджио; ис-польэрэтся в лекционном курсе "Методика музыкального воспитания", на занятиях дирижерско-хорового отделения музыкальных училищ г.г. Саратова, Маркса, Балашова, Вольска и Сызрани:, Сформированные певческие навыки у учителя музыки проверялись в ходе уроков музыки ряда школ г, Саратова и области»

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения*

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Эти выводы в целом подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют рекомендовать содержащийся в диссертации материал для практического использования на музыкально-педагогических факультетах вузов, а также в музыкальном /дирижерско-хоровое отделение/ и музыкально-педагогическом училищах.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гениуш, Алла Борисовна, Москва

1. Ленин В .И. О науке и высшем образовании. Изд.2-е,доп.- М.: Политиздат, 1971. - 422 с.

2. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета, Министров СССР. Коммунист, 1979 Л II. С.5-10.

3. Материалы ХХУП съезда КПСС. -43.: Политиздат, 1986. 352 с.

4. О мерах по совершенствованию подготовки,повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР."Правда",15 мая 1984.

5. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы //Доклады и материалы. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.

6. Абдулжн Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального образования в общеобразовательной школе./Цыпина Г.М. М.: МГПИ им. В.И.Ленина., 1982. - 135 с.

7. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.: МГУ, 1956. - 240 с.

8. Аллон С.М., Максимов К.И. Музыкальная акустика. М.: Высшая , школа, 1971. - 294 с.

9. Апраксина 0.А.,Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними. /Музыкальное воспитание в школе./Александровой З.И. Вып. I. М.: Музгиз,1961. С. 12-21.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, Г983. - 222 с.

11. Аспелунд Д.С. Основы постановки голоса в хоровой практике.-М.: Музгиз, 1980. 83 с.

12. Аспелунд Д.С» Развитие певца и его голоса. М.-Л.: Музгиз,1952. 191 с.

13. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, Г978. -224с.

14. Бабанский ГО.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

15. Бабаншшй Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

16. Бабанский Ю.К. Сравнительный анализ эффективности различных методов обучения./Выбор методов обучения в средней школе. /Бабанского Ю.К. М.: Педагогика, 1981. С. 41-61.

17. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1953. - 96 с.

18. Багадуров В.А. и др. Музыкальное воспитание и обучение в школе. М.: АПН РСФСР, 1953. - Г04 с.

19. Белобородова ВД., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание школьников./Румер М.А. М.: Педагогика, Г975. - 160 с.

20. Березин А.И. Дирижер и хер. Доровое искусство. Л.: Музыка 1976. С. 130-154.

21. Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению. /'Вопросы фонетики и обучение произношению. / Леонтьева. А.А. и Самуйловой Н.Н. М.: МГУ, 1975. С. 5-61.

22. Богородицкий В.А. Фонетика, русского языка в свете экспериментальных данных. Казань: Татполиграф, 1930. - 357 с.

23. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. -М.: Просвещение, 1977. 175 с.

24. Борисова Н.Г. Воспитание музыкального слуха учащихся начальных классов /1-3/ и его влияние на развитие речевого слуха: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М.: 1971. - 20 с.

25. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. М.: НИИ СИМО, 1981. - 43' о.

26. Брызгунова Е.А. Материалы по курсу Фонетика и интонация русской речи. М.: МГУ, 1965. - 194 с.

27. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. М.: Муанка, 1978. - 368 с.

28. Вейлерт Л. Некоторые вопросы развития вокально-хоровых навыков в учебном хоре. / Вопросы музыкальной педагогики и теории.- Владимир: 1978. G. 13-2Г.

29. Венцов А.В. О механизме образования глухих и звонких согласных. /Модели восприятия речи. — Л.: Институт физиологии им. И.П.Павлова АН СССР, 1966. С. 103-106.

30. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка,1967.- ЮГ с.

31. Вовк П.С. Проблемы управления артикуляцией при обучении русскому языку как иностранному.:Автореф. дис. .канд.пед.наук.- М.: 1970. 20 с.

32. Возрастная физиология: Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975. - 629 с.

33. Волков К.Н. Психологи, о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. - 129 с.

34. Вопросы вокальной педагогики: В семи. вып. /Л.Б.Дмитриева.- М.: Музгиз, 1962-1984.

35. Гейнрихс И. Создать систему, совершенствовать методику. Советская музыка, I97X № 3 С. I3I-I35.

36. Гиппенрейтер 10.Б. 0 восприятии высоты звука. Автореф. дис. . канд.пед.даук: / по психологии/.- М.:1960. 19 с.

37. Гладкая С.Н. Исследование формирования певческих навыков у младших школьников: Автореф. дис, . кадц. пед. наук. М., 1975. - 20 с.4Г. Глинка МЛ. Полная школа пения. Изд. Юргенсон, 1898. 12 с.

38. Голык Г.Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультета в формировании музыкально-творческих качеств студентов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1971. - 19 с.

39. Грачева M.G. Развитие детского голоса. Гортань человека.Детский голос. М.: Педагогика, 1970. G. 28-63.

40. Грачева М.О. Голосовая складка человека./Развитие детского голоса. М.: Изд. АПН СССР, 1963. С. 20-28.

41. Далецкий О.В. Об оценке вокальности методического материала на основе анализа народных песен: Автореф. дис. . канд. искусств. М., 1971. - 19с.

42. Дмитриев Л.В. Голосообразование у певцов,. М.: Музгиз, 1962.- 56 с.

43. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музгиз,1968.- 637 с.

44. Добровольская И.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. -М.: АПН РСФСР, 1959. Г12 с.

45. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: Музыка, 1972. - 32 с.

46. Добрынин Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н.В„ Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

47. Думбляускайте Л.А. Тембр хора. Тембро-интонационные нюансы в искусстве хорового пения.: Автореф. дис. . канд. искусств.- Л., 1974. 25 с.

48. Емельянов В.В. Фонопедичеокяв упражнения для выработки и развития показателей певческого голосообразования у лиц с непрофессиональными вокальными данными. Новосибирск : 1986. - 20с.

49. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фо-^ ниатрии. Л.: Медицина, 1970. - 272 с.

50. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. - 370 с. *

51. Жинкин Н.И. Речевой и певческий режимы фонации, f/ Развитие детского голоса. М.: Изд. АПН СССР; 1963, с. 72-92.

52. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. - 160 с.*'

53. Завьялов В.В., Усова А.В. 0 критериях эффективности методов обучения. //Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Шросвещение, 1980. С. 83-87.

54. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень: ТГУ, 1976. - 86 с.

55. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка, 1965. - 146 с.

56. Зеленова Н.К. Фонетические трудности аудирования речевых сообщений. / Теоретические и экспериментальные исследования в области изучения иноязычной речевой деятелшости. Выл Л 49 . М.: МГПИЙН им. М.Тореза, 1979. С. 95-П5.

57. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая: школа, 1979. - 312 с.

58. Иванов В.В. О функциях гортанной смычки. //Звуковой' строй языка. М.: Наука, 1979. C.II5-I28.

59. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. - 86 с.

60. Кантарович М.И. Гигиена голоса. М.: Медгиз, 1955. - 156 с.

61. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. - 159 с.

62. Киселев А.Н. Исследование новых методов формирования тембра голоса певцов на основе изменений условий слухового самоконтроля: Автореф. дис. . канд.искусств. Л.: 1977. - 21 с.

63. Книшгер А.В., Манохин В.А., Орлов И.А. Элементы формантного анализатора. //Распознавание образов. М.: Наука, 1977.С.90-96.

64. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса. //Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. М.: Музыка,1976. С.39-60.

65. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических, движений. М.: Физкультура и спорт, 1951. - 249 с.

66. Кадзасов С.В., Кривнова О.Ф. Фонетические возможности гортани и их исследование в русской речи.//Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М.:Г977„ С.180-209.

67. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.: ВТО,1977. - 150с.

68. Кольцова М.М. Речь. Большая медицинская энциклопедия, Изд.2-е, т.28. -М.: 1962.С. 673-675.

69. Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М.,1984. - 20 с.

70. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его примененияв педагогических исследованиях. Советская педагогика. Г970 №9. С. I03-II6.

71. Котляр P.M., Морозов В,11, Об акустических коррелятах эмоцио-* нальной выразительности вокальной речи. Акустич. журнал, т. 22.Вып.3.1976. С. 370-376.

72. Кочетов А.И. Педагогические исследования. Рязань:1975. -179с.

73. Критский Б.Д. Формирование музыкальной интонации детей в процессе пения на уроках музыки: Автореф. дис. . канд.пед.наук.- М.: 1973. 28 с.

74. Крыжановский С.К. Упражнения для распевания. Киев: Музична Украина, 1977. - 80 с.

75. Кульманова Ш.Б. Формирование русского произношения у учащихся- казахов начальной школы в процессе обучения пению: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: 1982. - 15 с.

76. Кыверялг А.А. Методы исследования в педагогике. Таллин:Валгус, 1980. - 334 с.

77. Лаврова Е.Г. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функций голосового аппарата: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: 1975. - 19 с.

78. Левидов И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. Л.: Тритон, Г928. - ±20 с.

79. Левидов И,И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата. Л.: Музгиз, 1933. - 195 с.

80. Левидов И.И. К вопросу о физиолого-акустической природе гласных в пении./Экспериментальное исследование/.Вестник оториноларингологии, 1937. С.305-314.

81. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии.- M.I.: Иск-во, 1939. 254 с.

82. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. М.Л. :Музгиз, 1939. - 112 с.

83. Левис Д. Вокальный резонанс / перевод с английского П.Зимина/.Америка, Акустическое общество, 1936 Л 8„С. 9Г-99.

84. Леонтьев А.А. Олово в речевой деятельности человека. М.: Наука, 1965. - 245 с.

85. Леонтьев А.А. Некоторые психолингвистические аспекты начального этапа процесса владения языком. //Вопросы обучения русскому языку иностранцев в начальном этапе.Изд. 2-е. М.:Русский язык, 1976. С. 23-30.

86. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. Изд.4-е. М.: МГУ", 1981. - 584 с.

87. Луканин А.И., Перепелкина А.С. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1964.- 28 с.

88. Лурия А.Р. Мозг и психика. //Хрестоматия по- психологии./Миро-ненко В.В. М.: Просвещение, 1977. С. 134-143.

89. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1982. - 192 с.

90. Мазурин К.А. Методология пения. Курс педагогики пения. Вып.1. т. I. М.: 1902. - 997 с; т. 2. - М.: Г903. - 163 с.

91. Малюшн В.И., Экгольм Н.К. Педагогический эксперимент, как методологическая проблема. Сов. Педагогика. 1980 J6 8. С.59-80.100. малшшна ЕЛ. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967.- 88 с.

92. Шпшжк Е.Н. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел: Красная книга, 1924. - 15 с. *

93. Мартынов B.C. Распределение частот основного тона мужских и женских голосов. /Вопросы радиоэлектроники. Вып. 6. Серия П. 1962. C.I5-27.

94. Матусевич М.И., Любимова Н.А. Альбом артикуляций звуков русского языка. М.: Учебные записки МИШИН им. Лумумбы, 1963.- 37 сА

95. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе. Музыкальноевоспитание в школе у Апраксиной О.А. Вып. П. М.: Музыка, Г976. С. 86-94.

96. Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы. Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1980.- 150 с.

97. Микк Я.К. Уравнивание условий дидактического эксперимента в школе. Советская педагогика, 1971 № II. С. 68-72.

98. Миловский С.В. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. М.: Музыка, 1977. - 52 с.

99. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха.- Варшава: Польское гос. медицинское изд-во, 1965. 356 с.

100. Морозов B.1I. Вокальный слух и голос. М.Л.: Музыка, 1965.88 с.

101. Особенности спектра вокальных гласных.//Механизмы речеобразо-^ Еания и восприятия сложных звуков. М.: Наука, 1966. С.73-87.ИЗ. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л. :Наука,* 1977. - 231 с.

102. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях , голоса певца и их значения для вокальной педагогики.//Вопросы Еокальной педагогики. Вып.2. Л.:Музыка, 1982. С. I4I-I80.

103. Музыкальная акустика /Багадуров В.А. и др. Изд. 2-е. М.: * Музгиз, 1954. - 236 с.

104. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музгиз, 1963. - 512 с.

105. Николаенко П.М. Педагогические условия совершенствования во-кально-хоровой подготовки учителя музыки: Автореф, дис. . канд.пед.наук. М.: 1981. - 19 с.

106. Никольская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. М.: ВХО, 1967. - 16 с.

107. Ноздровская П.А. К вопросу о теоретической вокальной фонетики. //Научно-методические записки Уральской консерватории. Вып. I.- Свердловск: 1957. С. 106-126.

108. Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и методы воспитания . певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором: Автореф. дис. . канд. пед. наук. 1968. 24 с.

109. Огороднов Л.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Изд. 2-е. Киев: Музична Украина, 1982.- 166 с.

110. Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.Л*: АН СССР, 1949. - 803 с.

111. Орлова Н.Д. Развитие голоса девушек. М.: АПН РСФСР, I960.- 103 с.

112. Орлова Н.Д., Алмазов Е.И. Четыре возрастных периода развития голосового аппарата и голоса школьников.//О детском голосе. /Орловой Н.Д. М.: Просвещение, 1966. С. 41-49.

113. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.З, кн.2. М.Л.:, 1951. С. 404-425.

114. Павлюченко С.П. Вокально-артикуляционные упражнения и этюды.- М.: Музыка, 1968. III с.

115. Педагогика./Бабанского Ю.К. М.: Просвещение, 1983. - 608с.

116. Петрова Е.П. Экспериментальное исследование динамики звука певческого голоса. Киев: Мистецтво, 1966. - 40 с.

117. Потапова Р.К. Экспериментально-фонетическое исследование , сегментного уровня языков. М.: 1979. - 100 с.

118. Потапова Р.К. Сегментно-структурная организация речи /экспе-риментально-фонетическое исследование/.Автореф.дис. .доктора филологических наук. М.: 1981. - 47 с.

119. Профессиональная подготовка учителя музыки общеобразовательной школы. Сб.трудов. Вып.I./Апраксиной О.А. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1978. - 104 с.

120. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Сборники статей. Саратовский гос.пед.ин. им. К.А. Федина, 1974 1986.

121. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов.- М.: Музгиз, 1932. 159 с.

122. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Сб. тезисов У1 научной конференции, апрель. 1982. М.: 1982.- 272 с.

123. Реформатский А. А. Речь и музыка в пении» //Вопросы культуры речи. Вып. I. М.: АПН РСФСР, 1955. С. 172-199.

124. Речь. Артикуляция и восприятие./Кожевникова В.А., Чистович ' Л.А. М.Л.: Наука, 1965. - 242 с.

125. Сафонов В.А. Нейрофизиология дыхания. М.: Медицина, 1980.- 310 с.

126. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. I. М.: АП СССР, • 1952. - 773 с.

127. Скалозуб Л.Г. Динамика звукообразования. Киеа; Вища школа, -1979. - 132 с.

128. Скучик Е./перевод с немецкого/ Основы акустики. Т.2, М.: . /Сухаревского Г.И. 1959. - 278 с.

129. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Советская Россия, 1959.- 285 с.

130. Соловьева B.C. Об ускорении полового созревания подростков. Журнал антропологии. Вып. 24. 1966. С. 3-20.

131. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Т. 3. М.: Искусство, 1955. - 312 с.

132. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения; Спектральные характеристики фальцетного звучания певческого голоса . //Вопросы физиологии пения и вокальной иетодики. Сб. трудов ГМ1ТИ им.Гнесиных. Вып. НУ. М.: 1975. С. 39-69.

133. СтулоЕа Л.Н. Пение в драматическом спектакле: Автореф. дис. канд. искусств. М.: 1977. - 16 с.

134. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат,1973. - 272 с.

135. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. - 343 с.

136. Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки. Сборник научных трудов МГШ им. В.И.Ленина. М.:1980. - 148 с.

137. Теория и практика педагогического эксперимента. /Дискунова A.M.,Воробьева Г.В. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

138. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

139. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси.:Изд.АН Груз.ССР,1961. 198 с.

140. Улозас В.Д. Эндоларингеальные микрооперации и объективная оценка их функциональных результатов: Автореф. дис. канд.4мед. наук. М.: 1982. - 16 с.

141. Ухтомский А.А. Лабильность и акт торможения. М.Л.: ОНТИ, 1935. - 6 с.

142. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Наука, Г964. - 284 с.

143. Чистович Д.А. и др. Физиология речи: Восприятие речи человеком. Л.:Наука, 1976. - 388 с.

144. Флаиаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи./Пирогова А.А.- М.: Связь, 1968. 396 с.

145. Фомичев М.И. Основы фониатрии. Л.: Медгиз, 1949. - 168 с.

146. Фролов Ю.П. Речь и пение в свете учения И.П.Павлова. М.: Музыка, 1966. - 189 с.

147. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинтене, 1974. - 272 с.

148. Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к работе над дикцией. //Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.: ВТО,1977. С. I4I-I50.

149. Эстрина Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором: Автореф. дис.канд. пед.наук. М.; 1981. - 18 с.

150. Юссон Р. Певческий голос. М.:Музыка, 1974. - 262 с.

151. Яковлев А.В. О физиологических основах формирования певческого голоса.//Вопросы певческого воспитания школьников.- Л.: Учпедгиз, 1958. С.7-30.

152. Яковлев А.В. Физиологические закономерности певческой атаки.а- Л.: Музыка, 1971. 64 с.