Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Единство рационального и эмоционального как признак обучения младших школьников хоровому пению

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ряписова, А. Г.
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Единство рационального и эмоционального как признак обучения младших школьников хоровому пению», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ряписова, А. Г., 1995 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

1.1. Философский и психологический аспекты изучения проблемы взаимосвязи рационального и эмоционального

1.2. Единство рационального и эмоционального как принцип обучения хоровому пению

1.3. Специфика взаимодействия рационального и эмоционального в музыкальном искусстве

1.4. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в аспекте проблемы . исследования

ВЫВОДЫ К ГЛаве I.:у'. ; .'.v.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЕДИНСТВА РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

2.1. Организация и ход экспериментальной работы

2.2. Методика исследования.

2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация

2.4. Методические рекомендации по реализации принципа единства рационального и эмоционального при обучении младших школьников хоровому пению.

Выводы к главе II.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Единство рационального и эмоционального как признак обучения младших школьников хоровому пению"

Идея единства, диалектической взаимообусловленности рационального и эмоционального воплощена в одном из ведущих принципов теории познания. Однако на современном этапе развития педагогической науки и практики имеет место явно выраженная интеллектуальная направленность в процессе обучения с опорой на сознательное отношение учащихся к знаниям, на логическое овладение навыками и умениями с целью развития научно-теорети-ческого мышления. Чрезмерная интеллектуалистичность в педагогике, при которой редко учитывается эмоциональная сфера личности ребенка, способствует господству технократического мышления (В.П.Зинченко, А.В.Петровский), которое, из-за отсутствия переживаний провоцирует безнравственное отношение к семье, к труду, к природе, самому обществу, и проявляется в социальных катаклизмах современности. Исходя из этого, приоритетными задачами образования сегодня признаны развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание культуры чувств (М. Н.Скаткин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер) для согласования их с рациональными свойствами личности. Таким образом, проблема единства рационального и эмоционального имеет не только педагогическое, но и большое социальное значение, ибо культура чувств в сочетании с развитым интеллектом детерминирует формирование разносторонне развитой гармоничной личности.

Особую значимость проблема приобретает в рамках эстетического воспитания, поскольку его конкретной целью и сверхзадачей является формирование эмоциональной отзывчивости личноети (В.Алексеева). Ведь первичный, древнейший смысл этого термина в переводе с греческого означает "ощущение", "чувство", "чувствующий". Среди других искусств музыку традиционно наделяют особой силой эмоционального воздействия, а хоровое пение -это наиболее активная, самая доступная и массовая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Полагаем, что музыкальная педагогика располагает достаточными средствами для разрешения проблемы соотношения эмоционального и рационального в процессе обучения детей пению в хоре. Если музыкальное произведение правильно понято, глубоко пережито и исполнение его приобретает личностный характер, то тогда можно считать, что такое общение с хоровым искусством является началом становления у ребенка гармонии между рациональной и эмоциональной сферами личности. Достижение относительной гармонии в отношении к музыкальному искусству может оказаться прочным навыком гармонии в отношении к миру в целом, без которой невозможна творческая деятельность ни в одной сфере человеческого бытия.

Длительное время проблема единства и взаимосвязи эмоционального и рационального являлась предметом рассмотрения различных областей знания. Ученые выделяют в ней самые разнообразные аспекты:

- взаимосвязь рациональной и эмоциональной сторон в отражении и познании действительности исследована А.Ф.Лосевым, В.В.Орловым, В.Г.Пановым, А.Г.Спиркиным, И.Т.Фроловым и др.;

- изучение физиологических механизмов эмоций и их взаимосвязь с мышлением осуществлено И.П.Павловым, П.К.Анохиным, П.В.Симоновым и конкретизировано применительно к певческой деятельности С. Роджером, М.П.Блиновой, В.П.Морозовым, Ю.П.Фроловым; - идея единства психических познавательных и эмоциональных процессов отражена в трудах психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева; изучению эмоций в структуре мыслительной деятельности посвящены работы В. Н.Вилюнаса, И.А.Васильева, Ю.Е.Виноградова, О.К.Тихомирова, В.Л.Поплужного и др.;

- в области возрастной и педагогической психологии вопросу взаимодействия эмоциональной и интеллектуальной сфер в формировании личности уделили внимание Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.В.Запорожец, К.З.Изард, А.Д.Кошелева, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон и др.;

- в истории и теории педагогики взаимодействие эмоционального и сознательного как основы эффективности воспитательного воздействия в педагогике утверждается К.Д.Ушинским, П.П.Блонским, С. Т. Шацким, В. А.Су-хомлинским, Ю.В.Шаровым, Г.И.Щукиной и др.;

- становлению новых взглядов на систему педагогических принципов, концепции и развитию отдельных требований в аспекте взаимодействия сознательного и эмоционального способствовали идеи Ю. К.Бабанского, Ш.И.Ганелина, Б.С.Гершунского, В. И.Загвязинс-кого, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина;

- взаимодействие эмоциональной и рациональной сторон познания как основы формирования эстетического отношения исследовано М.С.Каганом, Ю.А.Кремлевым, М.Ф.Овсянниковым, В. А.Разумным, С. X.Раппопортом, В.К.Скатерщиковым;

- проблема единства эмоционального и сознательного в работах по художественному образованию и музыкальному воспитанию развивалась Б.В.Асафьевым, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, В.К.Белобородовой, Л.В.Горюновой, Ю.Б.Алиевым, Е.В.Квятковским, Б.Т.Лихачевым, Б.М.Неменским;

- взаимосвязь сознательного и эмоционального как основа построения методики обучения пению рассмотрена м. И.Глинкой, В.Ф. Одоевским, Д.Л.Локшиным, И.Пономарьковым, В. Г.Соколовым, Т.Н.Овчинниковой и др.

В этих же направлениях продолжаются диссертационные исследования. Некоторые подходы к решению вопросов взаимодействия эмоционального и рационального в процессе обучения предложены в диссертациях Т.Ф.Сигаевой(1984), Н.Н.Антоновой(1985), А.М.Белова(1969), Р.К.Питателевой(1975). В музыкальной педагогике данная проблема обозначена в исследованиях Н. П.Антонец, Т. В. Нагорной, Л.М.Седуновой, Э.А.Скрипкиной.

Как показал анализ, данная проблема привлекла внимание значительного числа ученых. Однако она не только сложна и многогранна, но до сих пор не имеет теоретического и практического осмысления, поскольку в названных выше диссертационных исследованиях рассматриваются с приоритетных позиций либо рациональный, либо эмоциональный аспекты и не уделено должного внимания вопросу характера их взаимодействия в процессе обучения хоровому пению; либо изучение проблемы не соотнесено с возрастными особенностями и певческими возможностями детей младшего школьного возраста. До настоящего времени названная выше проблема как самостоятельная не исследовалась, и до сих пор в теории педагогики отсутствует общепринятый подход в определении единства рационального и эмоционального, вследствие неясного представления о сущности каждого понятия и специфики их взаимосвязи при обучении пению в хоре, нет достаточно четких обоснований как дидактического принципа, отсутствует теоретическая модель данного принципа в процессе вокально-хоровой деятельности.

Неразработанность данной проблемы вызывает определенные трудности в работе учителей музыки, вынужденных сегодня руководствоваться при выборе методики работы с детским хором, преимущественно опытом эмпирико-интуитивного характера, необходимость приведения рациональных и эмоциональных свойств личности к единству в практической деятельности почти не осознается руководителями хоров, в связи с чем целенаправленно как педагогическая задача далеко не всегда реализуется. Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость в музыкальной педагогике определили актуальность данной работы и подтвердили необходимость исследования темы "Единство рационального и эмоционального как принцип обучения младших школьников хоровому пению".

Объект исследования - процесс обучения младших школьников хоровому пению.

Предмет исследования - единство рационального и эмоционального как условие эффективности обучения младших школьников хоровому пению.

В ходе исследования сделан акцент, главным образом, на сущности гармоничного взаимодействия рационального и эмоционального, т.к. без теоретического представления об их отношении и взаимосвязи в разных аспектах человеческой жизнедеятельности невозможно подойти к пониманию проявления их единства в конкретном виде деятельности - пению в хоре.

Данное исследование ограничено изучением проблемы в музыкально-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста, прежде всего, в связи с тем, что именно в этом возрасте начинается систематическое обучение детей пению в хоре и, кроме того, ряд психофизиологических особенностей и певческих возможностей детей данного возраста обусловливает специфику реализации принципа единства рационального и эмоционального при обучении хоровому пению.

Целью работы является разработка теоретических основ педагогического принципа единства рационального и эмоционального в процессе обучения младших школьников хоровому пению.

Реализация цели настоящего исследования обусловила постановку следующих задач:

- изучить характер взаимосвязи рационального и эмоционального в философском, психологическом, физиологическом аспектах и, трансформировав его в конкретном виде музыкальной деятельности (хоровое пение), теоретически обосновать закономерность единства рациональных и эмоциональных свойств личности;

- проанализировать становление системы принципов музыкальной педагогики в контексте общей дидактики и определить специфику и характер оптимального взаимодействия рационального и эмоционального как принципа обучения пению в хоре;.

- разработать методику изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения пению в хоре с учетом возрастных психофизиологических особенностей и певческих возможностей детей младшего школьного возраста и изучить состояние проблемы в практике работы школьных коллективов и детских хоровых студий;

- подготовить методические рекомендации по реализации принципа единства рационального и эмоционального в практике обучения младших школьников хоровому пению.

Гипотеза исследования: если процесс обучения пению в хоре осуществлять с целенаправленной ориентацией на принцип единства рационального и эмоционального как соответствующий жизнедеятельности ребенка и учитывающий специфику музыкального искусства, то это будет способствовать эффективности музыкаль-но-певческого развития учащихся и становлению гармонии между рациональными и эмоциональными свойствами личности.

Исследование данной проблемы потребовало междисциплинарного подхода с интеграцией фундаментальных гуманитарных наук -общей и музыкальной педагогики, психологии, физиологии, эстетики, музыкознания. В русле гуманитарно-системной ориентации методологической основой исследования являются диалектическая теория познания и деятельностный подход к человеку и процессам его онто- и филогенеза.

В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психофизиологической, педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; наблюдение; опрос (беседа, интервью, анкетирование учителей и учащихся); анализ продуктов деятельности учащихся; изучение и обобщение опыта работы учителей музыки и руководителей детских хоровых коллективов; педагогический эксперимент; методы качественной и математико-статистической обработки его результатов.

Диссертационное исследование проводилось с 1986 по 1994 годы и осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе изучалась философская, психофизиологическая, педагогическая и музыковедческая литература по проблеме исследования с целью получения представления о характере взаимосвязи эмоциональных и рациональных свойств личности. На основании этого сложилось обоснование единства рационального и эмоционального в качестве одного из основных принципов обучения пению в хоре.

На втором этапе создавалась методика изучения характера взаимодействия рационального и эмоционального в хоровой деятельности и проводилось констатирующее обследование детских хоров средних общеобразовательных школ и хоровых студий с целью выявления в нем соответствия принципу единства рационального и эмоционального в практике работы.

На третьем, заключительном этапе, обобщались полученные данные и оформлялись результаты исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Единство рационального и эмоционального, понимаемое как тесное, гибкое, непрерывное, гармоничное их взаимодействие, является закономерным для жизнедеятельности человека в целом и обязательно должно сопровождать процесс обучения.

2. Единство рационального и эмоционального соответствует самой природе музыкального искусства, предопределяет естественные пути обучения детей хоровому исполнительству в единстве эмоционального постижения музыкального образа и логического осмысления способов его воплощения.

3. Положение о единстве рационального и эмоционального имеет полное основание для возведения в статус педагогического принципа, поскольку учитывает специфику музыкального искусства и особенности детской психологии, действует в разнообразных учебных ситуациях, при разных условиях обучения, его реализация необходима и возможна на всем протяжении учебного процесса.

4. Опора на принцип единства рационального и эмоционального - одно из условий оптимальной организации вокально-хорового развития ребенка. Обучение с такой целенаправленной ориентацией имеет особое значение на начальном этапе обучения хоровому пению. В связи с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста реализация данного принципа имеет специфику.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проблема единства рационального и эмоционального в условиях вокально-хоровой деятельности младших школьников рассматривается как принцип обучения пению в хоре; разработана методика изучения проявлений единства рационального и эмоционального и предложен проект реализации данного принципа на практике.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что теоретическое обоснование педагогического принципа единства рационального и эмоционального поможет учителям музыки в построении методики обучения детей младшего школьного возраста пению в хоре; разработанная методика диагностирования единства рационального и эмоционального в процессе разучивания хоровых произведений может быть использована в практике работы с детским хоровым коллективом.

Апробация работы. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории преподавания музыки в школе НИИ ХВ АПН СССР (1986 - 1990 г.г.), на конференции аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР (Москва, 1988). на XV научно-практической конференции аспирантов и младших научных сотрудников НИИ СиМО АПН СССР (Москва, 1988), на областной межвузовской научно-методической конференции "Совершенствование' подготовки специалистов на основе укрепления связи высшей школы с практикой" (Самара, 1988), на областной научно-практической конференции "Совершенствование духовной жизни села средствами культурно-просветительной работы"(Самара. 1988). на кафедрах дошкольной педагогики и психологии и педагогики начального обучения Новосибирского государственного педагогического университета (1988-1994). на Международной конференции по эстетическому воспитанию молодежи (Херсон, 1991), советско-датском симпозиуме "Содержание образования и методы обучения: проблемы, тенденции, перспективы" (Новосибирск, 1992). на региональной научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов России (Екатеринбург, 1992), на юбилейной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Ю. В.Шарова (Новосибирск, 1992), на республиканской научно-практической конференции "Перспективные модели образования" (Новосибирск, 1993), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного педагогического университета (1992-1994 г).

Внедрение результатов исследования осуществлено в практику работы детских хоров через методические рекомендации для учителей музыки и руководителей детских хоровых коллективов "Пути реализации взаимодействия рационального и эмоционального в процессе работы с детским хором" и в разделе "Применение дидактических игр при обучении детей пению в хоре" методических рекомендаций для студентов факультета начальных классов. По теме исследования опубликовано 16 печатных работ.

Достоверность теоретических и практических результатов исследования обеспечена общим методологическим подходом, использованием комплекса методов педагогического исследования и их адекватностью поставленным задачам, репрезентативностью эмпирических материалов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Основные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем.

1. Изучены и представлены методологические предпосылки исследования проблемы единства рационального и эмоционального. Анализ воззрений на проблему соотношения и взаимодействия рационального и эмоционального в различных аспектах выявил своеобразие путей становления современных концепций в философии, психологии, физиологии, эстетике, педагогике.

Эмоции наряду с ощущениями, восприятием, представлениями, воображением, образуют сложное диалектическое единство, именуемое в гносеологии чувственным познанием. Все его перечисленные формы неразрывно связаны с деятельностью разума. Каждая ступень познания имеет две стороны: чувственную и рациональную, которые находятся в гибком и тесном взаимодействии и неразрывны. А весь процесс познания в целом является единством чувственного и рационального - это всеобщая закономерность познавательного процесса, действующая, в том числе, в процессе познания мира в музыке.

Музыка не пользуется прямыми отражениями реальности, а особым образом преобразует, абстрагирует и обобщает эти отражения. В музыке каждый момент звучания имеет большое смысловое выразительное значение, это - искусство живой интонационно осмысленной речи. Специфической формой отражения и познания действительности в музыке выступает художественный образ произведения, являющий собой единство чувственного и рационального.

Методологической основой единства познавательных и эмоциональных процессов явились концепции Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, в аспекте музыкальной психологии -Б.М. Теплова, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского.

Анализ возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста доказал, что единство мышления и эмоций соответствует жизнедеятельности детей. Характерной чертой их мышления является "образность мысли" (А.Л.Венгер), которая рассматривается как в определенной степени противоречивое, диалектическое взаимодействие чувственного, конкретного, субъективного с одной стороны и рационального, абстрактного, объективного - с другой. Мышление младших школьников представляет собой целостную форму отражения познаваемого мира, но отличается преобладанием эмоциональных элементов. Своеобразие эмоциональности в младшем школьном возрасте заключается в ее ограниченном диапазоне, в неустойчивости и подвижности чувственных реакций, глубокой непосредственности, проявляющейся во внешней выразительности. Указанные возрастные особенности детей естественно преломляются в музыкальном развитии.

Восприятие и исполнение музыкальных произведений, в частности в процессе обучения пению в хоре, осуществляется сложной деятельностью мозга (в единстве одновременно всех инстанций), протекающей в коре больших полушарий и ближайшей к ним подкорке. Данные наук физиологии и нейропсихологии доказывают, что только при активности и полноценной работе второй сигнальной системы могут быть достигнуты определенные результаты в музыкальном обучении и воспитании.

Таким образом, на основе общих закономерностей познавательного процесса, учитывая специфику музыкального искусства и возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, теоретически обоснована закономерность единства рационального и эмоционального в конкретном виде музыкальной деятельности - пении в хоре.

2. Проанализировано становление современной системы принципов музыкальной педагогики в аспекте общей дидактики. Показано, что дидактические принципы хорового обучения в русской школе формировались в процессе длительного исторического развития в прямой зависимости от педагогической теории и практики. Подход к рассмотрению принципов попарно, в синтезе противоположных частей утвердил отношение к ним как к рекомендациям о способах разрешения противоречий, как к регулятиву, позволяющему добиваться гармоничности педагогического процесса и его результатов.

Принципы музыкальной педагогики основаны В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевским. Б.Т.Лихачевым. Принципы обучения в условиях школьного хора были выдвинуты Д.Л.Локшиным, Ю.Б.Алиевым, Т.Н.Овчинниковой, которые в том или ином контексте называли в числе основных принцип единства рационального и эмоционального.

Определена специфика и характер оптимального взаимодействия рациональных и эмоциональных свойств личности и обосновано, что реализация.данного принципа необходима и возможна на всем протяжении процесса обучения детей пению в хоре, в разнообразных учебных ситуациях, при любых условиях обучения. На этом основании положение о единстве рационального и эмоционального в процессе обучения школьников пению в хоре определено в статус педагогического принципа.

3. Разработана методика изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения пению в хоре с учетом психофизиологических особенностей и певческих возможностей детей младшего школьного возраста. В ней сочетаются индивидуальные и коллективные формы исследования: разработаны и составлены методики изучения индивидуальных особенностей детей по интересующим параметрам, изучения результатов певческой деятельности хора как целостного образования и изучение отношения руководителей детских хоров к проблеме исследования.

Методика изучения проявлений единства рационального и эмоционального построена в зависимости от этапов разучивания хоровых произведений: первичное восприятие, начало разучивания, активная рабочая стадия, завершающая стадия, концертное выступление и с учетом построения общей структуры хорового занятия. Были определены следующие критерии и параметры изучаемого феномена: целостность эмоционально-осознанного восприятия художественного образа произведения, осознание идеи произведения и прочувствование его психологического содержания, общее представление о вокальной партии, восприятие слитности словесного текста с музыкальным, яркое и осмысленное проникновение в музыкальный образ произведения в процессе разучивания хоровой партитуры, наличие ассоциаций, проникновение в.художественный замысел композитора, осознанность используемых вокально-пев-ческих средств выразительности в передаче художественного образа произведения, умение аргументировать намеченный исполнительский план произведения, внешняя выразительность во время исполнения разучиваемого произведения, умение объективно оценить исполнение произведения, прочность вокально-хоровых навыков и умений. Используя прием поэлементного анализа, включающий характеристику основных составляющих хорового звучания, были выделены параметры проявления единства рационального и эмоционального при оценке качества коллективного хорового исполнения произведений: свобода певческого аппарата, развитость дыхания, естественность звучания, сила звука, звонкость и другие качества тембра, чистота интонирования, фразировка, дикция, ритмичность, выразительность мимики и пантомимики, напевность и другие качества голосоведения, строй, ансамбль, умение себя слушать,' управление творческим самочувствием, общая выразительность исполнения.

В целях повышения эффективности диагностики была использована большая группа методов психолого-педагогического исследования, включающая обсервационные (наблюдения), экспериментальные (лабораторный и естественный), праксиметрические (анализ процессов и продуктов деятельности), различные опросники (анкеты, интервью, беседы) и кроме того, был применен комплекс разнообразных конкретных методик, выявляющих степень выраженности определенных параметров.

В целях получения целостной характеристики взаимодействия эмоциональной и рациональной сфер, музыкально-певческого развития конкретных учащихся и хора в целом применялись вспомогательные методики, выявляющие творческие качества мышления и особенности эмоциональности у участников хоровых коллективов в других видах художественной деятельности. Например, использовались популярные графические методики проективного типа "Несуществующее животное", "Рисунок семьи", тест Люшера, тест Роршаха, создание и расшифровка пиктограмм, прием сочинения сказок, метод незаконченных рассказов, методики, выявляющие особенности чувства юмора в процессе восприятия; воспроизведения и творческой деятельности.

В период с 1987 по 1994 годы в городах Самаре и Новосибирске проводилось обследование детских хоров с целью изучения состояния проблемы в практике работы школьных хоровых коллективов и детских хоровых студий, которое охватило 115 педаго-гов-музыкантов и 14 хоровых коллективов, состоящих из 485 детей.

Созданная и апробированная методика экспериментального изучения проявлений единства рационального и эмоционального обеспечивала проведение диагностирующего этапа эксперимента, в котором приняли участие 138 детей из шести хоровых коллективов. Полученные в ходе экспериментальной работы данные ярко выявили преимущество и высокую эффективность подхода к организации процесса обучения пению в хоре с целенаправленной ориентацией и опорой на педагогический принцип единства рационального и эмоционального. Использованные методы математико-ста-тистической обработки полученных данных позволили наглядно иллюстрировать качественные и количественные результаты проведенного обследования шести детских хоровых коллективов, а примененный метод корреляционного анализа подтвердил достоверность итогов экспериментальной работы и выявил взаимосвязь между выделенными компонентами в методике исследования: развития музыкальных способностей и певческих навыков, качеством воплощения художественного образа произведений, уровнями развития эмоциональной отзывчивости и творческого мышления.

Результаты экспериментального изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения детей пению в хоре показали возможность и целесообразность применения созданной методики исследования в разнообразных условиях обучения младших школьников пению в хоре и практически подтвердили гипотезу исследования.

4. Разработаны и внедрены в практику методические рекомендации по реализации принципа единства рационального и эмоционального при обучении младших школьников пению в хоре. В проектировочной парадигме предложен подход к изучению теоретических понятий и музыкальных закономерностей, формированию во-кально-хоровых певческих навыков, необходимых для достижения художественного результата занятий хоровым пением.

С учетом психофизиологических особенностей младшего школьного возраста выделены факторы, способствующие возникновению у детей эмоционального отношения к певческой деятельности и обеспечивающие тесное взаимодействие эмоциональных и рациональных свойств личности.

Рассмотрены условия, обеспечивающие единство названных компонентов в процессе проведения распевания и вокально-хоро-вых упражнений, в паузах певческой деятельности и при переключении сознания детей с одного художественного образа на другой для работы над последующим хоровым произведением, включенным в содержание занятия.

В методических рекомендациях сформулированы основные требования к подбору репертуара детского хора в аспекте проблемы исследования. Предложены способы реализации обоснованного принципа на различных стадиях освоения хорового произведения с применением основных педагогических методов.

Анализ общих результатов исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.

Рассмотренная проблема не исчерпывается проведением данного исследования. Дальнейшая разработка может осуществляться в следующих направлениях: построении методики обучения пению в хоре с опорой на принцип единства рационального и эмоционального; изучении специфики его реализации в работе с учащимися других возрастов; рассмотрении организации принципа в других видах музыкальной деятельности и иных аспектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ряписова, А. Г., Новосибирск

1. Адамян А.А. Статьи по эстетике. - Ереван: Айастан, 1967. - С.133-202, 237-365.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990 -158 с.

3. И. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. статья Е.М.Орловой. Изд. 2-е.- Л.: Музыка, Ленингр. от-ние, 1973. 144 с.

4. Асафьев Б. О хоровом искусстве: Сборник. Л.: Музыка, Ленингр. от-ние, 1980. - 215 е., нот. ил.

5. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Моск. рабочий, 1971. - 440с.

6. Ахмедов Б.А. К вопросу о системе педагогических принципов. Сов. пед., 1981 N 5.- с. 80-85.

7. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 95 с. 16. Беренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. (Статьи и очерки). - Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974.- 336 с., нот. ил.

8. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж.- пед. спец. / Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.- пед. ин-та, 1993. -320 с.

9. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. Т. 1 Статьи и рецензии (1834 1841). - М.: ОГИЗ, 1948, - 411 с.

10. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 4 Статьи и рецензии. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. 674 С.

11. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 7 Статьи и рецензии. -М.: Из-ВО АН СССР, 1954. 739 с.

12. Белобородова В. К., РигинаГ. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное воспитание школьников / Под ред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

13. Белов A.M. Изучение литературно-художественного произведения в единстве эмоционального воспитания и логического осмысления: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1969. - 341с.

14. Бердяев Н.О русской философии / Сост., вступ. с. и прим. Б.В.Емельянова, А.И.Новикова. ч. 1. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 288 с.

15. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

16. Блинова М. П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 1977. -^ 0 ♦

17. Боно Эдвард де Рождение новой идеи: 0 нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Под общ. ред. и с послесл. д-ра пси-хол. наук, проф. О.К.Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. -143 с.

18. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке: Очерки. М.: Госуд. музык. изд-во, 1953. - 235 с.• 29. Вартанян А. В. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке:

19. Дис. . канд. психол. наук. Ереван: 1982. - 181 с.

20. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. л.: Наука, Ленингр. отд-ние,1989. - 144 с.

21. Васильев И.А. Теоретическое и экспериментальное-исследование интеллектуальных эмоций: Дис. . канд. психол. наук. М.: 1976. - 219 с.

22. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982. 160 с.

23. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмо-ционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980. - 15 С.

24. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. - 639 с.

25. Веккер Л.М. Психологические процессы: В 3-х т. Т. 2: Мышление и интеллект. - 1976. - 342 с. Т. 3. - 1981. -326 с. Л.: Изд-во ЛГУ.

26. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики.

27. М.: Педагогика, 1982. 128 с.- 39. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. / Под ред. П.Г.Нежнова. Томск: "Пеленг", 1993. - 69 с.

28. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 274 С.

29. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.-42. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека. Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1972, - 14 с.

30. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Дра-гунова, Л.Б.Интельсон и др.: под ред. А. В-Петровского. -2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

31. Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / Ред. В. П. Морозов, И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. Л.: 1988. - 135 С.

32. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-BO АПН СССР, 1956.

33. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Гл. ред.

34. A.В.Запорожец. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред.

35. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - 504 е., ил.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева; Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

37. Гаврилова Г.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детеймладшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974, N5. с. 107-114.

38. Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-ВО АПН РСФСР, 1961. 222 с.

39. Гегель Г. Соч. Т. XI Лекции по истории философии. Книга 3-я со вот. ст. М.Б.Митина. М. -Л.: Соцэкгиз, 1935. -527 с.

40. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. Л. -М.: Искусство, 1967. - 296 с.

41. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.

42. Горюнова Л.В. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 8. М.: Музыка, 1972. - С.49-59.

43. Горюнова Л.В. Размышления о принципах художественной педагогики. В кн. // Человек в зеркале культуры и образования. - М.: Философское общество СССР, 1989. - 213 с.

44. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с., с ил.

45. Гранина Л.В. Влияние образно-эмоциональных приемов на повышение эффективности изучения истории в 4-7 классах: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. Л.: 1986. 17 с.

46. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 156 с.

47. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 232 с. 62. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. -303 с.

48. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978.- 272 с.

49. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985.- 192 с., ил.

50. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1971. - 204 с.

51. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

52. Загвязинский В.И. О современной трактовке принципов обучения // Советская педагогика, 1978, N10. С. 66-72.

53. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 кл.). М.: 1963.

54. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С. 90-103.

55. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика миро-возренч. основ немарксист, диалектики) / Под общ. ред. Ю.Н.Давыдова, М.Б.Митина. М.: Политиздат, 1987. - 333с.

56. Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступ. ст. А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.

57. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост.

58. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

59. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 184. - 496 с.

60. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. / АПН СССР. М.: Педагогика. 1986. - 188с.

61. Кант И. Соч.: В 6-ти т. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса и др., Т. 3 / Ред. Т.И.Ойзерман, М.: Мысль, 1964. 799 с.- 79. Коротков Н.3. Соотношение рационального и эмоциональногов эстетическом восприятии: Дис. . канд. филос. наук. -Л.: 1965. 268 с.

62. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. пособие для слушателей фак. по подгот. и повыш. квалификации организаторов нар. образования. М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

63. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 182 с.

64. Косма Т.В. Мышление младших школьников: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Киев, 1971. - 49 с.

65. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

66. Крегжде С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися 5-7 классов средней школы: Дис. . канд. пед. наук (по психологии). Киев, 1959. - 195 с.- 85. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М.: Музыка, 1970, 72 с.

67. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976.1. С. 58-70.

68. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

69. Кудрявцев А.Я. К проблеме принципов обучения. Сов. пед. 1981, N 8. - с. 100-106.

70. Лебедева Г.К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1981. -157 с.

71. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983: Т. 1 - 391 с. Т. 2. - 320 с.

72. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с. с черт.

73. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, изд. 4-е, М.: ИЗД-ВО МГУ, 1981. 584 С.

74. Лернер И.Я. Дидактическая система методов. М.: Знание. 1976. - 64 с.

75. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. М.: Учпедгиз, 1957.

76. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927. -С.142-262.

77. Лосев А.Ф. философия. Мифология. Культура /Авт. вступ. ст. А.А.Тахо-Годи. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

78. Лосев А.Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. М.: Наука, 1991. 221 с.

79. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание. 1982. - 175 с.

80. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Описание и рук-во к использованию / Отв. ред. А.Д.Кудряшов. Петразоводск: Петроком, 1992. - 318 с.

81. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1977. - 224 с.

82. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -С.304-330.

83. Математическая статистика: Учебник / Иванова В. М., Калинина В.Н., Нешумова Л. А. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1981. - 371 е., ил.

84. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

85. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262 с.

86. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. - 86 С.

87. Музыка. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Изд. 3-е, доп. / Отв. ред. Т.Н. Овчи-никова. - М.: Просвещение, 1986. - 397 с.

88. Народное образование в СССР: Общеообразовательная школа: сб. документов 1917 1973 г. г. / Сост. А.А.Абакумов и др. - М.: Просвещение, 1974. - 559 с.

89. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2 изд., перераб. и доп. - М.: Прсвещение, 1987. - 255 е., 32 л. ил.

90. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С.103-133.

91. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. уч. заведений: В 2 кн. Кн 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

92. Никифорова 0.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 155 с.

93. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с., ил.

94. Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором: Дис. . канд. пед. наук. М., 1968. - 231 с.

95. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С.148-169.

96. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом школьников // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. -С.39-44.

97. Овсянников М.Ф. Критика буржуазной эстетики: Сб. статей / Под ред. М.Ф.Овсянникова. -М.: Изд. МГУ, 1968. 118 с.

98. Основы дидактики: / Под ред. д-ра пед. наук проф. Б.П. Есипова. М.: Просвещение. 1967. - 472 с.

99. Основы марксистско-ленинской философии: Учебник для вузов / Ф. В. Константинов, А.С.Богомолов, Г.М.Гак и др. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 448 с.

100. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б.Алиев, Г.Т. Ардаширова, -Л.П.Барышникова и др.; Под ред. Н.А. Кушева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

101. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 1980) / Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. - М.: Педагогика, 1986. - 288 с., ил.

102. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, изд. 7-е. М.: Медгиз, 1951. 507 е., ил.

103. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 258 с.

104. Педагогика: Учеб. пособие для пед. высш. учеб. заведений и ун-тов. / Под ред. проф. И. А. Каирова. М.: Учпедгиз,1948. 462 с.

105. Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г.И.Щукиной, Е.Я.Го-ланта и К.Д.Радиной. М.: Просвещение, 1966. - 648 с.

106. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. чл. -кор. АПН СССР Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

107. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. И.Т.Огородникова. М.: Просвещение, 1978. - 320 с.

108. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластенин. М.: Просвещение, 1981. - 367 с.

109. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

110. Педагогика / Под ред. Г.Нойнера, Ю.К.Бабанского. М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

111. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А.Сластенин и др. / Под ред. С.П.Баранова, В. А. Сластенина. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

112. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. N 2009 "Муз. воспитание" / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Л.Г.Семушина и др. , Под ред. Л.Р. Болотиной и др. М.: Просвещение 1987. - 288 с.

113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин й др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение. 1988 - 479 с.

114. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. / Пер. с франц. Предисл. В.А.Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. - 659 С. - С.61-221.

115. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992. - 40 с.

116. Питателева Р.К. Развитие эмоционально-познавательной активности учащихзся в обучении (на материале уроков литературы в 5-8 классах): Дис, . канд. пед. наук. М., 1975. - 193 с.

117. Подгорных Е.М. Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий. Атореф. дис. . канд. пед. наук., М., 1990. 17 с.

118. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии, 1985, N 2, С. 105-117.

119. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

120. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. об. науч. тр. '/ Челяб. пед. инт; Отв. ред. А.В.Усова, Челябинск, 1985. - И с.

121. Проблема принципов обучения (Обзор материалов совещания "За круглым столом"). // Советская педагогика, 1980. N 12. - с. 54-62.

122. Проблемы музыкального мышления / Сб. статей. М.: Музыка, 1974.

123. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. М.: Изд -во МГУ, 1979.232 с.

124. Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. -М.: ИЗД-BO АПН РСФСР, 1960. 336 С.

125. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 240с.

126. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилю-наса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -304 с.

127. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - 70 с.

128. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.З.Неверович. М.: Педагогика, 1986. - 174 е., ил.

129. Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

130. Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред. А. И.Ти-таренко, Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 156 с.

131. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польского. Вступ. статья В.К.Вилюнас; Общ. ред. О.В.Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979.-392 с.

132. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256 с., ил.

133. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328 С.

134. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Отв ред. Е.В. Шорохова. Сб. статей. / Сост. и авт. коммент.

135. К. А. Абульханова Славская и А.В.Брушлинский. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

136. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1 - 485 с., Т. 2с *

137. Рунин Б. Логика науки и логика искусства // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Мейлаха Б.С. м.: Искусство, 1968. - С. 98-118.

138. Румер М.А. Активизация мышления на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. ст. / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 8. М.: Музыка, 1972. - С.86-95.

139. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. - 170 с.

140. Самохин В.Н. Эстетическое воспитание: Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

141. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991. - 171 с.

142. Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. 137 с.

143. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. -М.: Наука, 1981. 215 с.

144. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональности учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его подготовки в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 16 с.

145. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 2.

146. Метод цветовых выборов модифицированный цветовой тест Лю-шера: Методическое руководство. М., 1990. - 88 с.

147. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с., ил.

148. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. -СПб.: "Дуэт", 1994. 752 с.

149. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. -М.: Политиздат, 1988. 592 с.

150. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1979. 335 с.-184. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 197 с.

151. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

152. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - 328 е., ил.

153. Ушинский К.Д. Собр. соч Ред. колл.: A.M. Еголин (гл. ред.) и др. В 11 т. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 8-9. М.: АПН РСФСР, 1950. 774 С.

154. Федоров Г.С. Хоровой коллектив основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1974. - 30 с.

155. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. -5-е изд. -М.: Политиздат, 1986. 590 с.

156. Философский энциклопедический словарь / Ред. коллегия: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

157. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Пер. с франц. Выпуск V / Предисл. и общ. ред. А.Н.Леонтьева. -М.: Прогресс, 1975. - 284 с.

158. Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

159. Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. -М.: Музыка, 1966. 100 с.

160. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. переработ. и доп. М.: Высш. шк., 1090. - 576 с.

161. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.

162. А.И.Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

163. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 19081. - 400 с.

164. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1983. 216 с.

165. Цуккерман В.А. Теория музыки и воспитание исполнителя // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. - вып. 1. - с. 351-408.

166. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

167. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся.- М.: Интерпракс, 1994. 384 с.

168. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. -М.: Просвещение, 1990. 128 е., ил.

169. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

170. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с. с нот. ил.

171. Шингаров Г.X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 223 с.

172. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 209 С.

173. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В.Запорожец, Я.3.Неверовым, А.Д.Коше-лева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.