Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Рахимова, Гульнара Наильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рахимова, Гульнара Наильевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование подходов к проблеме с развития способности к обобщению у учащихся, поющих в хоре.

1.1. Обобщение как важное проявление мыслительной деятельности человека.

1.2. Разработка проблемы формирования способности к обобщению в различных областях науки.

1.3. Обобщение в музыкальном искусстве.

1.4. Специфика обобщения в хоровом пении.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение формирования способности к обобщению в процессе обучения хоровому пению младших школьников.

2.1. Организация и ход поисково-экспериментальной работы по выявлению способности к музыкальному обобщению у младших школьников (на базе Башкортостана).

2.2. Способность к обобщению и особенности ее развития у младших школьников при обучении хоровому пению.

• 2.3. Методы изучения и развития способности к обобщению в хоровом пении у младших школьников.

2.4. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения"

В истории человечества произошло знаменательное событие, связанное с переходом 20 века в третье тысячелетие. Это время является переломным, противоречивым, когда основное место в жизни общества, во всех сферах человеческого сознания занимают процессы обобщения, отражающиеся в моментах осмысления пройденного пути, подведения итогов, обобщения знаний, преобразования старых систем в новые.

В России, в основном весь 20-й век был направлен на строительство социалистического общества, программа которого была нацелена на электрификацию, индустриализацию страны, национализацию многих учреждений, памятников культуры, на развитие народного образования, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности. Реализация поставленных задач способствовала поднятию жизненного уровня среднего человека, ускорила темп развития общества за счет научно-технического прогресса, связанного с большим количеством информации, что потребовало от каждого из нас умения самостоятельно ориентироваться во всех сферах жизни общества, разрешать проблемы и задачи, обладать высокими интеллектуальными способностями. В связи с этим, в образовательных структурах многие педагоги, психологи стали поднимать проблему развития мышления, умственных способностей, которая разрабатывалась ведущими учеными, такими как: П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, К.А.Абульханова-Славская, Н.Г.Решетова, В.А.Крутецкий, О.К.Тихомиров, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов и мн. другие. Большой вклад в разработку вопросов мышления у человека внесли и ученые-физиологи: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, М.М.Кольцова, А.Р.Лурия, Н.П.Бехтерева и другие.

В целях наиболее эффективного обучения школьников, в т.ч. и развития умственных способностей создавалось множество методик, систем, программ. К их числу можно отнести системы обучения Л.В. Занкова (интенсификация обучения на высоком уровне трудности с усвоением теоретических знаний); П.Я .Гальперина и Н.Л.Талызиной (поэтапное формирование умственных действий, контроль и управление процессом усвоения

• знаний); Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова (формирование у детей научнотеоретического мышления).

Одним из основных элементов процесса мышления является обобщение, которое становится также и показателем умственного развития учащихся. С помощью обобщения мы познаем окружающую действительность, углубляем и расширяем знания о ней, выявляем закономерности, постигаем сущность явления. Именно такое обобщение, где сущность является всеобщей, генетически исходной единицей, В.В.Давыдов называл содержательным обобщением и использовал его в целях формирования у детей научно-теоретических понятий. Необходимость формирования способности к обобщению связана и с тем, что она дает возможность учащимся быстро, легко и эффективно усваивать знания, имеет важное значение в образовании специальных способностей, а, следовательно, создает условия для многостороннего формирования личности ребенка. Обобщение содержания изучаемого материала позволяет по-новому, более объемно, целостно взглянуть на учебный предмет, что проявляется в многофункциональности межпредметных связей. Следовательно, с помощью обобщения можно разрешить проблему загруженности учащихся в школе и выйти на новый уровень системы образования. Таким образом, в современном школьном обучении и воспитании возрастает роль такого мыслительного процесса, как обобщение, на основе которого формируются нормы, проблемы, теории, развиваются способности, важные для полного понимания мира и совершенствования человека.

Учебно-воспитательный процесс в школе будет более эффективным, если его учебные предметы станут дополнять друг друга в решении задачи формирования способности к обобщению. Это будет развивать мышление, его быстроту, точность и логичность, воспитывать разносторонне развитую, гармоничную личность. Но, к сожалению, недостаточно раскрыты в этом отношении были уроки музыки, которые в современной школе часто недооцениваются в плане возможностей для формирования творческого, теоретического мышления. А ведь в самой природе музыкального искусства заключена важная для развития этого качества мышления специфика, а именно: способность передавать через музыкально-интонационные образы художественные мысли-обобщения. Эта особенность музыкального искусства была подмечена и известным музыковедом О.В.Соколовым: "Подобно математике — среди других наук, музыка среди прочих искусств играет особую роль в воспитании культуры обобщенного мышления, и неслучайно многие великие умы усматривали аналогию между этими сферами человеческой деятельности" [188, с. 169].

Возникновение проблемы музыкального обобщения было подготовлено предшествовавшими работами по музыкальному мышлению, выполненными ведущими учеными в области философии (А.Ф.Лосев и др.), музыковедения (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман, А.Н.Сохор, С.С.Скребков, В.П.Бобровский), музыкальной педагогики (Г.М.Цыпин, В.А.Школяр, A.B.Заруба, Н.В. Суслова и др.) и музыкальной психологии (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский и др.).

Вопрос о музыкальном обобщении был уже частично затронут в начале 60-х годов XX века (М.Ф. Бер), но как самостоятельная тема он определился только в последние десятилетия XX века в исследованиях таких ученых музыковедов, как В.В. Медушевский (интонационные обобщения в музыке); С.Ю. Румянцев (музыкально-стилевые обобщения); H.A. Горюхи-на (обобщение как интеграция уровней структурирования интонационного процесса); в музыкальной педагогике - Л.В. Варламова (формирование музыкальных понятий) и Н.С. Рагимханова (формирование музыкальноинтонационных обобщений у младших школьников). В их работах большое значение придается самой интонации, которая и является основным средством выражения художественно-обобщенных мыслей и образов.

Интонация имеет двойственный характер: с одной стороны, это мельчайшая ячейка музыкального языка, включающая в себя все его элементы, с другой стороны, это звуковое образование с различной степенью проявления всех музыкально-выразительных средств и с различной степенью обобщенности музыкальных явлений (например, музыкальной темы, произведения в целом, интонации эпохи). Музыкальный образ-интонация возникает на основе ощущений и восприятий, в рамках общих законов мышления, где огромное значение имеет характер включенности эмоций. Интонация является более широким понятием, которое применимо не только в музыке, но и в словесной (вербальной) речи, в искусстве танца, в живописи и скульптуре [34, с. 224-244]. Следовательно, в интонационной форме мысль-обобщение может быть выражена многопланово, объемно и это обеспечит глубину, доступность понимания в процессе художественного общения детей с произведениями искусства, что особенно необходимо младшим школьникам, для которых характерно конкретное, образное, целостно-обобщенное восприятие мира. Для развития способности к интонационным обобщениям в музыке недостаточно внимания обращается на хоровое пение. Оно как синтетический жанр представляет органическое единство вербального и музыкального языков, где в первом из них семиотическую функцию выполняют знаки-слова, а во втором семантика передается через значение интонации. Таким образом, объединяющим элементом музыкального и вербального языков является интонация, которая с помощью таких элементов речи, как ударение, пауза, мелодия, темп, тембр помогает слушающему воспринимать мысли и чувства говорящего. Музыкально-вербальная речь, функционирующая на основе голосообразования посредством языковых средств коммуникации, совершается в единстве с процессами мышления.

На взаимосвязь голоса и мышления обращали внимание многие ученые физиологи, педагоги-музыканты — это И.М.Сеченов, И.П.Павлов, М.С.Грачева, П.К.Анохин, В.П.Морозов, Д.А.Аспелунд, Л.Б.Дмитриев, Т.Н.Овчинникова с группой аспирантов: Н.Г.Борисова, H.H. Маслова, Ш.Б. Кульманова, Г.Р. Астахова, О.В. Комиссаров, А.Б. Гениуш, Г.П. Сту-лова, JI.M. Жарова, Э.С. Заруба, JI.B. Варламова, Ю.А.Носорев, А.Г. Ряпи-сова, С.И. Олефир и др. Они отмечали, что на формирование певческого голоса влияют музыкально-вербальный язык, музыкально-выразительные средства, общее психологическое состояние человека, а также заметное воздействие в этом процессе оказывают умственные возможности учащихся и их способности к обобщению. Единство голоса и слуха, речи и мышления объясняет и то, что в процессе хорового пения создается атмосфера музыкального общения и духовного единения всех участников хора, а их исполнительское переживание произведения ведет к возникновению музыкально-творческих обобщений.

Хоровое пение имеет полифункциональную направленность в учебном процессе, так как оно способствует нравственно-эстетическому воспитанию школьников, развитию их музыкальности, расширяет эрудицию, помогает лучше усвоить содержание других уроков, глубже понять национальное своеобразие народов. Вместе с этим, хоровое пение для младших школьников станет первой ступенью на пути к действительному пониманию музыкального искусства, так как в нем одновременно сочетаются музыкальный и вербальный языки, интонационно-образное и понятийно-логическое виды мышления. Хоровые занятия являются благоприятным условием для естественного развития у младших школьников детского голоса, способности к музыкально-интонационным обобщениям, что объясняется их образным мышлением, обучаемостью, эмоциональной восприимчивостью, которые гармонично соотносятся с особенностями хорового жанра как самого доступного вида искусства.

Поставленные перед школой задачи развития творческой, духовно-нравственной личности обусловливают и многосторонние поиски путей развития умственных способностей, основанные на единстве рационально-эмоциональной, научно-творческой сторон мышления и обобщения, возможные при непрерывном возрастном развитии психики ребенка. По мнению многих ученых (М.М.Кольцовой, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, М.Н.Скаткина, В.В.Давыдова и др.), у детей младшего школьного возраста в условиях развивающего обучения можно начинать формирование теоретического и творческого мышления. Основанием для этого становится развитие способности к обобщению на различных школьных уроках, в т.ч. и в процессе хорового пения. Все это дает основание считать актуальной проблему развития способности к музыкальному, интонационно-образному обобщению у младших школьников в условиях хорового пения, которая и определила тему нашего исследования: "Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (на материале Башкортостана)."

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методику изучения и развития способности к музыкальному обобщению в условиях хорового пения у младших школьников.

Объект исследования - хоровая деятельность младших школьников.

Предмет исследования - процесс изучения и развития способности к обобщению у младших школьников на занятиях хоровым искусством.

Задачи исследования:

1. Определить содержание, сущность и структуру понятия "обобщение", специфику его выраженности в музыкальной и вербальной речи. Теоретически изучить особенности музыкального мышления в процессе вокально-хоровой деятельности.

2. Изучить психолого-педагогические особенности способности к обобщению и выявить параметры, критерии уровня развитости ее у детей 7-10 лет русской и башкирско-татарской групп в процессе хоровых занятий.

3. Разработать экспериментальную методику изучения и развития способности к обобщению у учащихся, занимающихся хоровым пением.

Гипотеза исследования - певческое развитие в хоре станет более эффективным, если:

- в его основе будет лежать формирование способности к обобщению;

- будут определены параметры, критерии уровней развитости и факторы, влияющие на развитие способности к обобщению;

- будет выявлена специфика способности к обобщению в хоровой деятельности и учтены особенности ее развития, которые проявляются в следующих моментах: в адекватной передаче сути музыкально-вербального смысла; в выявлении интонационного ядра в содержании музыкального произведения; в одномоментном представлении произведения как целостного образа; в предслышании эталона хорового звучания и др.

Методологической основой исследования явились основные положения диалектической теории (принципы, категории и законы диалектики); философско-методологическое исследование проблемы обобщения как познания в русле диалектической логики (Д.П.Горский); психолого-педагогические концепции развития умственных способностей ребенка (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов); исследования в области музыкальной психологии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский, К.В.Тарасова); интонационная теория (Б.В.Асафьев); теория двойственности музыкальной формы (В.В.Ме-душевский); коллективное исследование в разных областях науки возрастного развития детского голоса (Е.И. Алмазов, М.С. Грачева, под руководством Н.Д. Орловой - В.А. Багадуров, И.И. Левидов, Е.Я. Гембицкая, Т.Н. Овчинникова, В.П. Морозов, Е.А. Рудаков, В.В. Яременко, В.А. Сергиевский, Т.П. Стулова и мн. др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, физиологической, музыковедческой, научно-методической и вокально-хоровой литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, индивидуальное и коллективное обследование детей, их музыкально-певческих и общих умственных способностей; анализ магнитофонных записей, письменных работ учащихся; поисково-констатирующий педагогический эксперимент, анализ и математическая обработка результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обобщение в музыке есть процесс интонационного преобразования и переосмысления мысли-идеи средствами музыкального языка, выражающего сущность человеческих переживаний, чувств и эмоций в художественно-эстетической, обобщенной, ассоциативно-образной форме. В результате процесса обобщения осуществляются переходы на более высокие уровни музыкального мышления посредством таких музыкальных понятий и категорий как музыкально-выразительные средства (МВС), тема, жанр, стиль, форма, драматургия и т.д.

2.Специфика обобщения в хоровом искусстве заключается в том, что в произведении один и тот же смысл, одно содержание передается в единстве двух звуковых языков - вербального и музыкального. Их соединение в процессе пения, ведет к "совмещению" двух различных режимов голосообразования - речевого и певческого, а также к одновременному сочетанию понятийно-логического и интонационно-образного видов мышления. К тому же, в хоровом искусстве, в процессе коллективного исполнения музыкальная обобщенность смысла, идеи, образа усиливается специфически особенным информационным энергопотоком, в результате которого происходит духовное единение, общение и обобщение.

3.Суть и структура способности к музыкальному обобщению дополнены такими специфическими параметрами и характеристиками, как: "оценка", "антиципация", "интуиция", "сущность", "логическое ограничение", "свертывание", "целостность", "сближение понятий", "сцепление", "перенос", "трансформация", "гибкость и быстрота" в их преломлении к вокально-хоровой деятельности обучающихся.

Структура способности к обобщению представлена в виде универсальной модели, применимой ко всем сферам познания. Поэтому способность к обобщению есть ключ к раскрытию многих способностей и резервов, заключенных в природе человека, она имеет важное значение в деле воспитания духовно богатой личности.

4. Методика изучения способности к обобщению у участников хоров включает: обоснование уровня развитости общих умственных, музыкальных и вокально-хоровых способностей, установление индивидуально-типологических качеств с учетом национальной принадлежности, изучение возрастных особенностей, педагогических условий воспитания и обучения.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа.

Первый этап (1992-1996 гг.) был направлен на подготовку и сбор теоретического материала путем изучения научно-педагогической и специальной литературы по проблемам исследования; посвящен разработке теоретической концепции изучения и развития способности к обобщению.

В ходе второго этапа (1996-1999 гг.) осуществлялось дополнение научно-теоретического материала; разрабатывалась экспериментальная методика; проводилось поисково-констатирующее обследование младших школьников, старшеклассников и студентов музыкального отделения СГПИ.

На заключительном, третьем этапе (1999-2001 гг.) анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, уточнялись теоретические и методические положения, формулировались выводы, оформлялись материалы исследования.

Базой экспериментального исследования послужили различные формы хоровых занятий школьников разных возрастных групп, хоровые занятия студентов. Эксперимент проводился в школе № 24, музыкальной школе № 3 и в пединституте на музыкальном отделении факультета ПиМ-НО г.Стерлитамака.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в многостороннем изучении обобщения с точки зрения различных научных позиций и областей познания, ведущих к более широкому рассмотрению и пониманию его значения в жизнедеятельности человеческого общества. Впервые выявляется специфика обобщения в музыкальном произведении и в вокально-хоровом исполнительстве путем сравнительного анализа музыкального и вербального языков, выведения общих и особенных сторон обобщения в музыкально-вербальной речи. Это дает основание для утверждения того, что обобщение музыкальной мысли-интонации происходит на основе общих закономерностей мышления. В связи с последним положением в работе проводятся параллели между формами мышления и музыкальными формами, элементами процесса мышления и способами развития музыкальной интонации и т.д., а также дается классификация музыкальных произведений по уровням и ступеням обобщения. Данные выше высказывания и понимание синтетически-обобщенной природы хорового жанра обусловливают специфические особенности характера проявления способности к обобщению в процессе хорового пения у младших школьников.

В работе также была определена и дополнена структура способности к обобщению в рамках музыкально-певческого искусства.

Разработана методика целенаправленного изучения и развития способности к обобщению в процессе хорового пения у младших школьников.

Впервые с позиции обобщения был показан певческий процесс в индивидуальных и коллективных формах.

Практическая значимость состоит в разработке методики изучения и развития способности к обобщению в процессе хоровых занятий младших школьников (старшеклассников и студентов). Диагностика данной способности проводится с учетом различных факторов, влияющих на уровень и качество обобщения. В педагогической практике данные разработки можно использовать в качестве методических рекомендаций по выявлению и развитию способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения, которые позволяют руководителям хора, учителям музыки повысить уровень художественного исполнения хоровых произведений, совершенствовать методику вокально-хоровой работы и, в целом, певческое обучение учащихся в различных учебно-воспитательных учреждениях.

Апробация основных положений диссертационного исследования проводилась на научно-практических конференциях в г. Екатеринбурге (1991г.), в г. Самаре (1996г.), на научно-практических конференциях молодых ученых Института развития личности г. Москвы (1994-1995 гг.), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей СГТСИ (1997-2001 гг.), на международных научных и научно-практических конференциях в г. Стерлитамаке (2000 г.), в г. Москве (2001 г.), в г. Екатеринбурге (2001 г.), в процессе обсуждений диссертации в лаборатории музыкального искусства ИХО РАО.

По теме исследования опубликованы статьи и материалы выступлений.

Структура работы диссертации включает содержание, введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

выводы

1. Обобщение как элемент процесса мышления имеет важное значение в школьном образовании, так как оно открывает путь к совершенству, творчеству, духовно-нравственному развитию личности и пониманию законов мира на основе образования не только понятий , но и возникновения целей, задач, идей, эталонов, способностей, умений и навыков, формирования проблем, эстетических и философских взглядов, необходимых в процессах воспитания и обучения.

2. Обобщение в музыке осуществляется на основе общих закономерностей мышления, особенности которого связаны с языковыми средствами выражения мыслей в интонационно-образной форме. Функция обобщения заключается в процессах развития, преобразования музыкального материала, возникновения новых музыкальных структур, понятий, категорий (музыкальный тематизм, жанр, стиль, форма, музыкальная драматургия и др.).

3. Специфика обобщения в хоровом искусстве заключается в синтетически обобщенной природе хорового жанра, представляющего единство музыкального и вербального языка, певческого и речевого голосообразова-ния, понятийно-логического и интонационно-образного мышления. В хоровом пении в процессе коллективного исполнения музыкальная обобщенность смысла, идеи, образа усиливается специфически особенным информационным энергопотоком, в результате которого происходит духовное единение, общение и обобщение.

4. Обобщение как элемент процесса мышления является основой всех форм познания, понимания специфики деятельности, а также служит средством образования и развития специальных способностей. В умении объединять существенные черты предметов и явлений действительности, находить в общем единичное и в единичном общее проявляется способность к обобщению, структура которой состоит из таких компонентов как: "оценка", "антиципация", "интуиция", "сущность", "логическое ограничение", "свертывание", "целостность", "сближение понятий", "сцепление", "перенос", "трансформация", "гибкость и быстрота".

В хоровом искусстве способность к обобщению проявляется прежде всего в специфическом усложнении обобщения (соединении двух звуковых языков, коллективности исполнения), в адекватной передаче сути, смысла произведения, в умении контролировать и корректировать хоровое звучание на основе достижения чистого строя, слаженного ансамбля, скорости освоения музыкального материала, в возможности целостно и одномоментно представить хоровую фактуру, форму и образ произведения, в способности слышать эталон хорового звучания, в художественно-технических сторонах исполнения хоровых произведений.

5. В качестве методических основ развития способности к обобщению в процессе хорового пения выступает следующее положение: уровень способности к музыкальному обобщению обусловлен развитостью общих умственных способностей, музыкальных и вокально-хоровых способностей, индивидуально-типологическими качествами и свойствами психики человека, возрастными особенностями, педагогическими, региональными условиями воспитания и обучения.

Результаты экспериментального исследования позволяют нам отметить, что у младших школьников возможно начинать развитие способности к музыкальному обобщению, так как образное мышление и высокая восприимчивость, присущие данному возрасту, являются составной частью структуры данной способности и спецификой музыкального мышления. С этой целью у учащихся необходимо проводить диагностическое обследование уровней развитости компонентов способности к обобщению и использовать разработанные к нему задания в практической деятельности по развивающей методике.

На основе способности к обобщению перед младшими школьниками открывается путь к творчеству, к познанию, к совершенствованию.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рахимова, Гульнара Наильевна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абдурасулова В.П. Формирование способности к обобщению у с л абообу чающихся учащихся младших классов (на материале математики): Дис. канд. пед. наук.-М., 1979 161 с.

3. Абелян Л. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей /Сост. О.Апраксина.- М.: Музыка, 1978 С.47-54.

4. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа //Вопросы методики музыкального воспитания детей - М.: Музыка, 1975 - С. 71-115.

5. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие-Л.: Музыка, 1988.— 352 с.i'Sií: р

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: АПН РСФСР, 1960.-468 с.

7. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной систе-мы.-М.: Наука, 1978 400 с.

8. Анохин П.К Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980 197 с.

9. Апраксина O.A. К вопросу о диагностике музыкальных способностей // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11,- М.: Музыка, 1976 С. 116-124.

10. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983 - 222 с.

11. Апраксина O.A. Методика развития детского голоса: Учеб. пособиеМ.: МГПИ им.Лен., 1983. 96 с.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974 С. 90-128.

13. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: ИсследованиеМ.: Музыка, 1991.-320 с.

14. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности. В кн.: Принцип развития в психологии - М.: Наука, 1978.-С. 142-155.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л.: Музгиз, 1963.-378 с.

16. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1955, - 136 с.

17. Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // О хоровом искусстве Л.: Музыка, 1980.-С. 167-179.

18. Астахова Г.Р. Формирование готовности к обучению музыке у детей 6-7 лет (на примере подготовительных групп детских музыкальных школ).: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 227 с.

19. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974. 335 с.

20. Барсова H.A. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество.- Л.: Наука, 1986. С.99-116.

21. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (критический анализ).-М., 1997.- 192 с.

22. Белобродова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей // Под ред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975.- 160 с.

23. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (3-4 классов). М.: АПН РСФСР, 1962. - 136 с.

24. Бер М.Ф. О звуковых обобщениях в оркестровке // Вопросы музыкознания. Т. 3. -М.: Музгиз, i960-С. 17-28.

25. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуальногомышления.-М.: Изд-во МГУ, 1984.-189 с.

26. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е, перераб. и дополн Д.: Медицина, 1974. -151 с.

27. Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности (Н.П.Бехтерева, П.В.Бундзен, Ю.Л.Гоголицын).- Л.: Наука, 1977. -165 с.

28. Бобровский В.П. Методы анализа музыкальных произведений в свете ленинской теории познания.- В кн.: Вопросы теории музыки. В.З. -М.: Музыка, 1975. С. 3-9.

29. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы М.: Музыка, 1973.-332 с.

30. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. - 268 с.

31. Бодалев A.A. О способностях подростка к обобщениям и их проявлении- В кн.: Склонности и способности.-Л., 1962. С.94-111.

32. Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление / Опыт системного исследования музыкального искусства. М., 1991. - 120 с.

33. Борев Ю. Эстетика.- М.: Политическая литература, 1981. 496с.

34. Борев Ю.Б., Радионова Т.Я. Интонация как средство художественного общения // Контекст 1982. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1983. - С. 224-244.

35. Борисова Н.Г. Воспитание музыкального (вокального) слуха учащихся младших классов (1-3) и его влияние на развитие речевого слуха: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1971 - 24 с.

36. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование / Логико-психологический анализ. -М.: Мысль, 1979. 230 с.

37. Валькова В.Б. К вопросу о понятии "музыкальная тема" // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3: Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.На-зайкинский-М.: Музыка, 1978.-С. 168-190.

38. Варламова JT.B. Формирование музыкальных понятий у младших школьников на начальных этапах хоровой деятельности.: Дис. . канд. пед. наук.- М., 1993- 207 с.

39. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово / 2.Интонация. 3. Композиция. М.: Музыка, 1978. - 368 с.

40. Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М.: Знание, 1973. 117 с.

41. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- С. 179-182.

42. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-415 с.

43. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М.: Наука, 1991.-271 с.

44. Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

45. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-в, под ред. М.В.Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. -256 с.

46. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов /А.Г.Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А.Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319 с.

47. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ М.: Изд-во МГУ, 1989 - 239 с.

48. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Муз-ное иск-во и наука. Вып. I М.: Музыка, 1970-С.11-38.

49. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А.Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. - 216 с.50.