автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри
- Автор научной работы
- Фахрутдинов, Роберт Загриевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фахрутдинов, Роберт Загриевич, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА Г. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАЮМА НАСЫРИ
1.1.Развитие татарской педагогической мысли в Казанском крае во второй половине ХУ1П-Х1Х вв. и её влияние на формирование мировоззрения Каюма Насыри.
1.2.Этапы развития педагогических взглядов и научнометодической деятельности Каюма Насыри.
1.3.Общие понятия педагогической науки в творческом наследии Каюма Насыри.
ГЛАВА Н. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КАЮМА НАСЫРИ
2.1. Принципы и методы преподавания естественно-математических дисциплин в педагогическом наследии Каюма Насыри.
2.2.Построение и изучение арифметики и геометрии в учебниках Каюма Насыри.
2.3.Распространение Каюмом Насыри естественнонаучных знаний среди населения.
2.4.Возможности использования концептуальных положений педагогического наследия Каюма Насыри в условиях современной школы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри"
В развитии личности человека особо важную роль играют педагогические традиции предшествующих поколений, богатство народной мудрости, общественный опыт воспитания и обучения, обогащающие мировую педагогическую мысль. Целенаправленное изучение их, выявление новизны позволяют нам констатировать, что они обладают огромным воспитательным потенциалом, умелое использование футурологических функций которого позволит более эффективно и успешно осуществлять воспитание и обучение подрастающего поколения в современном постсоветском пространстве.
Изучение истории развития образования, воспитания и всего комплекса педагогической мысли народа актуально всегда. Лишь зная историю своего народа, его духовное наследие, общественно-педагогическую деятельность его лучших представителей, можно успешно решать те задачи, которые стоят перед школой.
Актуальность исследований, посвященных изучению историко-педагогического наследия, заключается в том, что оно позволяет представить развитие педагогической мысли в целом, понять сущность, специфику, динамику педагогических событий конкретного периода, выявить причины, механизмы зарождения и развития педагогики народного просветительства, изучить и выявить взаимосвязь педагогической мысли со всем комплексом общественной жизни.
Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего означает разрушение связей между поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании и развитии личности. Усвоение же педагогического опыта прошлого помогает овладеть педагогической культурой, мастерством, глубже уяснить задачи, стоящие перед современной школой, отчетливее представить перспективу ее развития, а также предупреждать повторение ошибок прошлого.
Для совершенствования учебно-воспитательного процесса, например, в татарской национальной школе, и рационального обновления содержания и методов обучения учащейся молодежи большой интерес представляет изучение исторического и литературно-педагогического наследия известных татарских деятелей культуры и просвещения второй половины XIX века-начала XX вв.: Ш.Марджани, Х.Фаизханова, К.Насыри, Р.Фахрутдинова, Г.Тукая, Ф.Амирхана и др. Все они выступали за широкое народное просвещение, совершенствование методики обучения и воспитания. Среди учёных-педагогов XIX века, наследство которых привлекает все большее внимание, одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри - человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики.
Состояние изученности проблемы. В литературе отражены отдельные аспекты деятельности К.Насыри. Первым, кто определил место К.Насыри в истории духовной культуры татарского народа, был Риза Фахрутдинов. Он опубликовал в «Асар» статью о деятельности Насыри, впоследствии перепечатав её в журнале «Шура».[250,252]
В русской востоковедческой литературе деятельность К.Насыри была отмечена его современниками-тюркологами профессорами Н.Ф.Катановым, В.В.Григорьевым и другими [40, 67, 216]. Особенно пристальное внимание обратил на творчество К.Насыри, как учёного Н.Ф.Катанов, написав более десяти рецензий на его произведения.
Можно, таким образом, утверждать, что ещё в дореволюционной литературе творчество К.Насыри получает известное освещение, но, разумеется, на скромном уровне развития науки того времени.
В послереволюционные 20-е годы одним из учёных, обратившихся к изучению наследия К.Насыри, был Дж. Валиди (1887-1938), считавший К.Насыри одним из ярких представителей литературного течения, имеющего переводно-календарный характер. «И вообще Насыров, - пишет он, - своими сочинениями заложил основы новой татарской литературы и возбудил интерес к светскому знанию»[19]. Валиди считал К.Насыри более популяризатором научного знания, чем оригинальным мыслителем, педагогом, переводчиком, чем писателем.
Филолог Абдурахман Сагди (1889-1956) выдающийся просветительский вклад К.Насыри в татарскую духовную культуру связывает с высказываниями о преимуществах татарского языка перед тюрки, сведя их к шести позициям: 1) татарский язык - отдельный язык со своей грамматикой; 2) байты - поэзия, прекрасно выражающаяся через татарский язык; 3) при выражении через язык арабских и персидских заимствований татарский язык ничуть не хуже других; 4) татарский язык I богаче глаголами, чем некоторые другие языки; 5) татарский язык не должен находиться в состоянии «покоя», 6) народу, называющему себя татарами, необходим свой оригинальный татарский язык. [135]
В 1922 году, в связи с 20-летием со дня смерти Насыри, по инициативе Г.Ибрагимова и при участии татарских литературоведов и историков -Г.Рахима, Г.Газиза, Х.Бадыги, Дж.Валиди - был издан «Сборник о Каюме Насыри» [139]. Этот труд - первое научное сочинение о наследии татарского ученого. В нем особым образом выделяется статья Г.Ибрагимова «Историческое место Каюма Насыри», в которой автор проанализировал вклад Каюма Насыри в развитие татарской просветительской мысли. Эта 4 статья впоследствии и стала «своеобразным маяком» для современных учёных, изучавших творчество К.Насыри.
Жизнедеятельности К.Насыри было уделено самое пристальное внимание в 30-50-е годы. В 1945 году, в связи со 120-летием со дня рождения Насыри, состоялись научные конференции в Казани и Москве. В 1948 году на основе докладов этих конференций были изданы два сборника: один на русском, другой на татарском языках.
В этих сборниках разносторонне освещается литературная, лингвистическая, историческая и этнографическая деятельность татарского учёного. Правда, несколько в стороне от исследования остался вклад К.Насыри в татарскую общественную мысль как просветителя. Эти сборники послужили толчком для написания монографии, посвященной татарскому просветителю. М.Гайнуллин осветил деятельность К.Насыри как просветителя на общем фоне татарского просветительского движения.[26,27]
В 60-70-е годы педагогические взгляды К.Насыри нашли довольно обстоятельное освещение в исследованиях профессора Я.И.Ханбикова. [171,172,173]
В 1975 году, в связи со 150-летием со дня рождения К.Насыри, в Казани и на родине учёного состоялись торжественные собрания и научные конференции. На основе представленных докладов в 1976 году был издан научный сборник. В нём деятельность К.Насыри получила подробное освещение. Он был показан и как видный татарский ученый и писатель (М.Х.Гайнуллин), и как просветитель (Я.Г.Абдуллин), и как востоковед (С.М.Михайлова), и как лингвист (М.З.Закиев), и как историк (Р.Г.Фахрутдинов).
В 80-90-е годы просветительская деятельность К.Насыри рассматривалась в трудах Я.Г.Абдуллина[1,2], Р.У.Амирханова[3,4,5], А.Ш.Асадуллина[7], В.М.Беркутова[14], Я.И.Ханбикова[174], Хузиахметова А.Н.[257], М.А.Усманова[150], А.Н.Юзеева[204], И.Р.Галиахметова,
Г.Ж.Даутовой[45] и др. Однако указанные авторы не ставили перед собой задачи всесторонне представить педагогическое наследие выдающегося татарского учёного, педагога, просветителя. Между тем, в трудах К.Насыри освещены многие общепедагогические и дидактические проблемы школьного образования, подготовки учителей, представляющие значительный интерес и ценность для современной педагогической науки и практики, которые целостно не изучены и не разработаны. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью исследования педагогического наследия татарского просветителя и учёного XIX века К.Насыри, возможностями использования содержательного и воспитательного потенциала этого наследия в условиях постсовесткой школы и неизученностью факторов и условий формирования педагогических взглядов учёного, необобщённостью его трудов в целом и области естественно-математического образования в частности.
Это противоречие подтверждает очевидность существования историко-педагогической проблемы: какие социально-политические, историко-педагогические условия и факторы сформировали просветительское мировоззрение и педагогические взгляды К.Насыри; каковы содержание и научно-методическое обеспечение естественно-математического образования в педагогическом наследии учёного?
Педагогическое наследие К.Насыри мы рассматриваем как имеющее большой научный интерес не только с точки зрения истории развития образования и педагогической мысли, но и как источник практических советов и рекомендаций в решении современных проблем совершенствования содержания и методов обучения естественно-математическим дисциплинам. Это и обусловило выбор темы настоящей диссертационной работы: «Естественно-математическое образование в педагогическом наследии Каюма Насыри».
Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить и представить в определенной целостности педагогические взгляды К.Насыри, выявить те научно-методические положения и рекомендации из его наследия, которые связаны с естественно-математическим образованием.
Объектом исследования является педагогическое наследие Каюма Насыри.
Предмет исследования - содержание, формы и методы организации естественно-математического образования, разработанные К.Насыри.
В соответствии с предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть социально-исторические условия формирования мировоззрения и развития педагогических взглядов К.Насыри.
2. Выявить основные направления научно-методической и творческой деятельности учёного.
3. Систематизировать и обобщить теоретические положения К.Насыри по вопросам естественно-математического образования.
Методологической основой данного исследования явились системный анализ, принцип историзма, единства национального, межнационального и общечеловеческого; учет национального самосознания народа и необходимость, в связи с этим, не только выявления национальных традиций, но и использование в их рамках соответствующих этнокультурных общностей.
Исследование опирается на методологические и теоретические принципы теории и истории педагогики, в частности, на концепции нравственного воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, на подход к истории педагогики как части культуры, имеющиеся этнопедагогические исследования (К.Д.Ушинский, К.Ш.Ахияров, В.М.Беркутов, Г.Н.Волков, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков и др.) В сочетании с принципами историзма, научности, объективности, плюрализма, неразрывности педагогического и социально-культурного они обеспечивают выявление предпосылок и условий формирования педагогических взглядов К.Насыри.
Методы исследования, применяемые в диссертации, характерны для историко-педагогических исследований. Для реализации принципа научного историзма использовались историко-ретроспективный и сравнительно-сопоставительный методы, а также научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве. Диссертант стремился к широкому многоаспектному освещению исторического фона для раскрытия конкретно-исторических условий формирования педагогических взглядов К.Насыри, к адекватному научному отражению их прогрессивного гуманистического содержания.
Достоверность исследования обеспечивается системно-историческим подходом к изучению проблемы, четкими методологическими позициями, использованием большого количества историографического материала, адекватностью методов исследования его целям и задачам.
Источниками исследования явились историко-педагогическая и философская литература по данной проблеме, труды по истории естественно-математического образования; работы К.Насыри, архивные материалы по исследуемой проблеме, хранящиеся в Российской государственной библиотеке (г.Москва), в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР), в Национальном архиве республики Татарстан (НАРТ), в Государственной публичной библиотеке (ГПБ) (г.Москва), в научной библиотеке КГУ им.Н.И.Лобачевского (г.Казань); литература о К.Насыри и его научно-педагогической деятельности.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключаются в том, что в ней:
1) введены в научный оборот первоисточники К.Насыри, разнообразные архивные материалы по теме, позволившие глубже и полнее осветить научно-педагогическую деятельность К.Насыри, его вклад в развитие школьного естественно-математического образования;
2) определены социально-культурологические факторы формирования научно-педагогического мировоззрения К.Насыри:
• татарская просветительская мысль,
• народность демократической педагогики К.Д.Ушинского,
• арабоязычная и ираноязычная литература,
• европейская и русская культура;
3) выявлены общенаучные и педагогические взгляды К.Насыри:
• стремление к подготовке гуманного, широко образованного человека, любящего свою родину и уважающего другие народы,
• обоснование необходимости приобщения к культуре других народов, борьба против национальной самоизоляции,
• негативное отношение к схоластической системе обучения в конфессиональных школах,
• понимание того, что обучение должно быть всеобщим, не зависящим от социального и материального положения обучающихся и их родителей,
• убежденность в необходимости перехода на прогрессивные методы преподавания, введение основ светских наук, преподавание на родном языке, изучение русского языка; народность обучения и воспитания и др.;
4) на основе по возможности целостного обобщения всего педагогического наследия К.Насыри выявлены и синтезированы:
• прогрессивные идеи учёного в обучении детей естественно-математическим дисциплинам,
• вопросы построения учебников по арифметике и геометрии и о методах изучения их,
• просветительская деятельность учёного среди населения по вопросам естественно-математического образования;
5) раскрыто значение наследия К.Насыри для современного развития педагогической науки в целом и естественно-математического образования в частности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:
• расширяют и дополняют представления об истории педагогической мысли татарского народа второй половины XVIII - XIX вв.;
• создают предпосылки для углубленного исследования истории татарской педагогики;
• способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе;
• подтверждают необходимость использования полученного материала при чтении лекций, проведении практических занятий по соответствующим разделам программы истории образования и педагогической мысли, истории элементарной математики, методики преподавания математики и сопряженных с этими дисциплинами спецкурсов в высших и средних педагогических учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Совокупность социально-исторических условий формирования научно-педагогического мировоззрения К.Насыри.
2.Общенаучные и педагогические взгляды К.Насыри и факторы их формирования.
3.Содержание, методы и приёмы преподавания естественно-математических дисциплин в педагогическом наследии К.Насыри (опыт создания учебников, учебно-методических пособий по этим предметам, частные методики преподавания арифметики, геометрии, естествознания).
Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения основных результатов и выводов работы на научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ «Актуальные проблемы гуманизации образования», Казань, 2000; на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие Н.М.Таланчука и современные проблемы социального воспитания», Казань, 2002; обсуждались на кафедре педагогики Казанского государственного педагогического университета; основные результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в центральных журналах «Профессиональное образование», «Мэгариф», в сборниках трудов молодых ученых, аспирантов и студентов.
По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашей стране перед передовой наукой со всей остротой встали проблемы демократического обновления учебно-воспитательной работы, освобождение её от авторитарного и формалистико-декларативного характера. Объективным ходом общественного развития перед школой поставлены задачи раскрепощения педагогических отношений, преодоления однообразия учебно-воспитательной работы, установления ее связи с жизнью. Развитие новых общественных отношений неизбежно выдвигает вопросы совершенствования и разностороннего развития личности, требует осмысления совокупности всех влияний на формирование человека.
При критическом осмыслении нашей действительности, когда происходит переоценка общечеловеческих ценностей, крайне необходима нравственность в понимании явлений и событий прошлого и настоящего, непримиримость к недостаткам, углубление духовности во всех сферах жизнедеятельности учащихся и студентов. Это требует возвращения к опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры. Идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения психологии народа, его культуры, для возрождения системы национального образования и воспитания подрастающего поколения [119].
В связи с этим большой интерес для педагогической науки представляет изучение педагогического наследия отдельных ее представителей. Среди ученых-педагогов XIX века, наследство которых привлекает все большее внимание, первое место принадлежит, несомненно, К.Насыри. Человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов, К.Насыри всецело посвятил себя проблеме обучения и воспитания подрастающего поколения.
Формирование мировоззрения татарских педагогов-учёных европейского типа было тесным образом связано со знакомством с русской и западноевропейской наукой и культурой. Просветительские идеи среди татар впервые были выдвинуты на рубеже ХУШ-Х1Х веков виднейшими представителями татарской культуры Г.Утыз-Имяни, Г.Курсави, И.Хальфиным. Татарские просветители уже в первой половине XIX века стремились к усвоению передовой русской культуры, к созданию и развитию на её примере своей национальной культуры. Они мечтали о преобразовании религиозно-схоластических мэктебов и медресе в светские, делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей, литературой, языком и устно-поэтическим творчеством родного народа, что подготовило почву и ускорило формирование татарского просветительства как движения.
Одним из важных результатов всего предшествующего развития татарской педагогической мысли является становление во второй половине XIX века татарского просветительского движения. С творчества Фаизханова, Марджани и Насыри начинается возрождение татарской педагогической мысли светской направленности. Секуляризация татарской культуры сказалась на углублении свободомыслия, перенесения акцентов с религиозного на светское знание, в интересе к внутреннему миру человека. Развитие светских тенденций сопровождалось интересом татарских просветителей к русской культуре, науке, стремлением овладеть современными естественнонаучными знаниями.
Формирование передовой общественной мысли в Казанском крае во второй половине ХУШ-Х1Х веков происходило в период становления буржуазных отношений, формирования наций, отмены крепостного права в России. Население Казанского края, жившее в центре России, не могло остаться в стороне от новых веяний. Само время диктовало необходимость изменения новых форм бытия: общения, обучения, воспитания. Обновление духовной жизни татарского общества проявляется во многих сферах его жизнедеятельности. В просвещении - меняется методика преподавания учебных курсов.
Татарское общество этого периода развития, чтобы выжить в условиях формирования капиталистических отношений, нуждалось в новых людях, которые должны были иметь светское образование. Впервые эта мысль прозвучала в творчестве Ш.Марджани, Х.Фаизханова и К.Насыри, которые в 6080-е годы XIX столетия создают произведения гуманистического звучания.
Формирование педагогических воззрений К.Насыри происходило в период развития в Казанском крае монополистического капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Проводимая царским правительством политика в области народного образования состояла в укреплении самодержавия. Система образования была направлена на подготовку кадров, преданных господствующему классу. В многонациональном Казанском крае проводились христианизация и русификация нерусских народностей.
Однако, признавая общую отсталость татар Среднего Поволжья и Приуралья в сравнении с другими народами Европы, следует отметить, что ещё в XVIII веке во всех татарских деревнях, где были мечети, действовали школы, в которых местное население обучалось элементарной грамоте и религии. Поэтому нельзя говорить о всеобщей неграмотности, но следует признать низкий уровень образования татарского населения, что было связано с догматическими методами обучения, отсутствием светских дисциплин в преподавании. В период педагогической и научной деятельности К.Насыри в татарском обществе были довольно влиятельны реакционные элементы - ка-димисты, которые выступали от лица религии.
Мировоззрение К.Насыри вообще, его педагогические взгляды, в частности, складываются под влиянием, как восточной культуры, так и революционно-демократической педагогической мысли, под воздействием которых его просветительские взгляды эволюционировали и трансформировались в прогрессивные.
Анализ трудов К.Насыри показывает, что интерес к совершенствованию системы образования своей страны у него был огромен и стал целью его жизни, посвященной пробуждению народа и освобождению его от феодальных пережитков. Распространение среди народа научных знаний как решающего средства преодоления отсталости обусловило выдвижение К.Насыри на первый план практических вопросов просвещения и принятия в этом направлении конкретных мер. Идея обновления татарской школы, её реформирование становится основной в педагогической деятельности К.Насыри. Главной задачей просвещения он считает радикальное изменение содержания и методов обучения, что становится основным в его педагогической деятельности.
Таким образом социально-экономическое развитие России и острота политической борьбы в стране во второй половине XIX века, воздействие которых, несомненно, испытал на себе К.Насыри, а также тесная связь с идейным наследием своих предшественников, русская, западноевропейская, восточная наука и культура, под влиянием которых он стал интересоваться проблемами просвещения и его реформирования, были существенными факторами, способствовавшими формированию его мировоззрения и педагогических взглядов.
Каюм Насыри выступил против изжившего себя абстрактно-догматического преподавания естественно-математических дисциплин, поставив задачу решительного сближения материала изучения с жизнью, взаимной связи предметов и воспитания у учащихся активного математического мышления. При этом он выступает не только как талантливый педагог-практик, но и как крупный методист. Программы, учебники, учебные пособия по арифметике, геометрии, географии, естественной истории, составленные К.Насыри носят научный характер и характеризуют его как талантливого педагога, как методиста нового прогрессивного направления второй половины XIX века.
В учебниках К.Насыри творчески синтезированы достижения двух культур: татарской и русской. Он широко использовал в своих учебниках методические идеи русских педагогов второй половины XIX века. В частности, в предисловии к своей арифметической рукописи упоминает видного русского педагога И.И.ГГаульсона, арифметикой которого он пользовался. Но эти идеи не только преломились через призму самобытности содержания и методических принципов, разработанных лучшими представителями татарской математической школы, но и получили своё дальнейшее развитие в трудах К.Насыри. Как арифметическая, так и геометрическая рукописи К.Насыри послужившие первичным материалом для построения первых учебников для татарских школ на родном языке, могут служить в этом отношении убедительным примером.
Содержание, система и методы изложения учебников у К.Насыри просты и ясны; они написаны доступным языком для учащихся татарских школ. Примеры и задачи, освещающие некоторые области применения математики, взяты из жизни. Несмотря на широкий круг арифметических и геометрических сведений, сообщаемых в учебниках, все же основная их цель и направление заключается в знакомстве учащихся с некоторыми первичными арифметическими и геометрическими понятиями и фактами и в дальнейшем - в использовании сообщаемых сведений при решении практических задач. Высокая оценка математическим учебникам К.Насыри в свое время была дана русскими учёными - проф. Н.Ф.Катановым [67] и чл.-корр.АН СССР Н.К.Дмитриевым.
Большой заслугой К,Насыри является то, что, создавая первые учебники по математике - «Хисаплык» и «Гыйльме Ьэндэсэ», он одновременно разрабатывал научную математическую терминологию на татарском языке. При этом обращает большое внимание на то, чтобы каждый термин был доступен и понятен детскому возрасту. Многие слова, введенные им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учебниках по математике (например, слова сан, жию, аеру, булу и т.д.).
Своими первыми учебниками по арифметике и геометрии К.Насыри не только открыл широкий доступ для татарской молодежи к светским знаниям, но и создал прочную основу для дальнейшей научной разработки учебников по арифметике, геометрии, истории естествознания. Новаторские идеи К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин носят научный характер. Скучному и догматическому заучиванию метафизических определений единицы, числа, величины, арифметических действий и т.п. он противопоставлял живое, наглядное обучение естественно-математическим дисциплинам.
Значительный вклад внес К.Насыри в совершенствование типа и содержания урока, как основной формы организации учебного процесса. Его методические указания касаются буквально всех сторон урока: первоначальные понятия, объяснение нового материала, опрос, повторение, устные и письменные упражнения, система индивидуальных заданий и т.п. Идеи К.Насыри в области преподавания естественно-математических дисциплин приобретают особое значение, если учесть то, что они полностью совпадают с идеями видных русских педагогов, учёных и методистов, живших одновременно с К.Насыри. Это позволяет говорить, что К.Насыри стоял на правильных позициях в вопросах методики преподавания математики и естествознания.
Многое сделал К.Насыри для создания первой светской татарской школы. Им была создана и внедрена в практику этой школы новая методика первоначального обучения математике, татарскому языку, русскому языку. В начальную школу вводились и сведения естественнонаучного характера. В корне изменились взаимоотношения учителя и учащихся.
К преподаванию естественно-математических дисциплин К.Насыри предъявлял следующие требования:
• строить преподавание на материалистической основе, чтобы все понятия имели реальное происхождение, чтобы учащиеся в процессе обучения познавали вещи реального мира;
• научные знания должны быть усвоены учащимися последовательно и в строгой системе. В любой науке знание и навык вытекают из предыдущих, и сами могут служить основой для последующих. Систематичности и последовательности должно быть подчинено и расположение учебного материала;
• усвоение научных положений должно быть сознательным. Обучение не должно быть формальным. Необходимо совершенствовать и разнообразить методические приемы, которые развивали бы в учащихся самодеятельность, любознательность, активность на уроке, повышали эффективность урока;
• в основе обучения должна лежать наглядность;
• разнообразные педагогические и методические приёмы при обучении должны применяться с учётом сил и возраста учащихся;
• преподавание математики должно вестись в тесной связи с науками всего естественного цикла;
• вырабатывать у учащихся уменье применять знания в практической жизни.
Стремление сблизить преподавание естественно-математических дисциплин с практической жизнью, вооружить учащихся навыками и умениями, необходимыми для решения любого рода важных вопросов, научить сознательно, а не формально применять полученные знания к делу - это те звенья, которые роднят методику К.Насыри с методикой наших дней.
В лице К.Насыри татарская педагогика имела выдающегося педагога-демократа, педагога-гуманиста, педагога-методиста, славные традиции которого чтят учителя современной школы.
Таким образом, К.Насыри принадлежит значительная заслуга в отстаивании важности и актуальности педагогической науки, в раскрытии приёмов педагогического мастерства, в рациональном подходе и разработке педагогических проблем, которые выдвигались самим ходом социально-экономического и общественно-политического развития края, наличием многочисленных феодальных пережитков, процессом формирования татарской нации.
В основу общественного прогресса, который он сводил, прежде всего, к духовному развитию народов, развитию наук, учёный положил просвещение и обучение. И поэтому для К.Насыри, естественно, на первом плане стоят рационализм с его идеей непрерывного развития разума, ставка на духовные средства, просветительство, реформистский путь развития.
Гуманизм К.Насыри, отстаивание им духовной свободы человека имели важное значение для формирования в последующем рационалистических взглядов на личность, способствовали появлению новых нравственно-этических критериев и являлись значительным достижением татарской просветительской мысли второй половины XIX века.
В области просвещения он отстаивал свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения, смещал с пьедестала закостеневшие традиции, подвергая критике схоластическую систему обучения.
Просветительская деятельность К.Насыри по преобразованию татарских учебных заведений в целом отражала реальные потребности татарского общества и отвечала задачам его развития. Принимая во внимание то, как активно боролся К.Насыри за решение этих проблем, настраивая против себя реакционных мулл и ретроградов из стана царской администрации, мы не можем не прийти к заключению, что педагогическая деятельность К.Насыри носила демократический характер.
Трудно отделить педагогическую деятельность К.Насыри от научной, но несомненно, что образование и воспитание татарского народа он считал своей главной целью, и на этом поприще добился значительных успехов.
Совершенствованию обучения татарских школ он отдает все силы плоть до своей кончины.
Каюм Насыри пытается осмыслить систему воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:
1. Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы.
2. Учёт в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей.
3. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка.
4. Развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала,
5. Сочетание обучения с физическим трудом.
6. Гуманное и внимательное отношение к ребёнку.
7. Принципиальность по отношению к воспитываемому.
8. Личный пример воспитателя.
Личности воспитателя, его нравственному облику и умственной подготовке К.Насыри вообще придаёт очень большое значение. Воспитание и обучение, считает он, очень важная и ответственная сфера человеческой деятельности. От их постановки зависит, каким будет расти человек, и какие качества в нём сформируются.
Таким образом, можно утверждать, что К.Насыри в своей педагогической деятельности проявил передовые для своего времени педагогические взгляды, находившие поддержку среди активной части татарской интеллигенции.
Среди новых подходов в системе образования в настоящее время следует придавать значение вопросам этнопедагогики, которая основана на прогрессивных традициях и обычаях народа, гуманистическом воспитании, любви к ближнему, уважение старших, формированию целостного мировоззрения человека, что явилось основой педагогических взглядов К.Насыри.
Учитывая особенность Республики Татарстан, как многонациональной общности, важным является введение в состав национально-регинального компонента образования изучение педагогической культуры народов проживающих на территории республики. Отсюда - необходимость разработки программы курса и пособий в помощь учителям и учащимся, развитие школы, дошкольных учреждений на основе педагогики народа, что является одним из главных путей их обновления.
Педагогическое наследие К.Насыри нисколько не утратило своей теоретической и практической ценности и представляет собой достойный памятник татарской культуры XIX века. А основные научно-теоретические принципы оптимизации содержания и методики преподавания естественно-математических дисциплин, разработанные К.Насыри, не потеряли значения и в настоящее время
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фахрутдинов, Роберт Загриевич, Казань
1. Амирханов Р.У. Образование татарской нации /Материалы по истории татарского народа. АНТ РТ. Отделение гуманитарных наук ИЯЛИ им.Г.И.Ибрагимова.- Казань, 1975.-С.225.
2. Амирханов Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период //Мэгариф.-1993.-№8.-С.36-39.-1993.-№9.-С.4043.-1993.-№10.-С.35-38.
3. Афанасьев П.О. Школы для инородцев Казанского края по Н.И.Ильминского//Журнал министерства народного просвещения,- Спб, 1913.-С.233-250.
4. Ахметгалеева Я.С. Каюм Насыри и татарская грамматика //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей,- Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.114-120.
5. Ахмеров Ш. Казанское мусульманство//Городской и сельский учитель.-Казань.-1897.-Вып.Н.-С.67-75.
6. Бакеев М. Жизнь и педагогическая деятельность К.Насыри//Сов. педагогика.-1952.-№12.-С.85-100.
7. Бобровников H.A. Школьная сеть в Казанской губернии.- Казань: Тип. А.М.Петрова, 1905.-192с.
8. Беркутов В.М. Развитие математического образования татарского народа (Хв.-нач. XV в.): Автореф. дис .докт.пед.наук.- Казань, 1993,- 34с.
9. Болгарский Б.В. Казанская школа математического образования (вхарактеристиках её главнейших деятелей): Дис. докт.пед.наук.-Казань, 1954.-389с.
10. Брайн-Беннигсен Ф. Миссионерские организации в Поволжье во второй половине XIX века /Исламо-христианское пограничие: итоги и перспективы изучения.- Казань, 1994.-С.116-124.
11. Булич H.H. Из первых лет Казанского университета (1815-1819).-Изд-е 2-е.-СПб.: Тип. И.Н.Скороходова.-1904.-4.1,2.
12. Вазеева Д.Г. История развития татарской детской литературы /со 2-ой половины XIX столетия по 1917 г.: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань,щ 1949.-15с.
13. Валиди Д. Очерки истории образованности и литературы Поволжских татар до революции. 1917г. /Под. ред. Радимова и Г.Шараф.-М-П.: Гос. изд-во, 1923.-Вып. 1.-107с.
14. Валиди Д. Ахмет Заки Тоган. Воспоминания /Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру,-Москва, 1997.-С.649.
15. Вамбери А. Пробуждение татар (перевод, с англ. А.Арслановой) //Татарстан.-1996.-№11 .-С.22-31.
16. Василенко М.Д. Состояние народного образования нерусских народов Поволжья в ХУ1ГГ-Х1Х веках (до деятельности И.Н.Ульянова)//Учёные записки Владимирского пед. ин-та, 1956.-Вып.2.-С.148-172.
17. Вестник научного общества татароведения.-1926.-№5.-С. 12.
18. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики//Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. -Чебоксары.-1991 .-С.9-21.
19. Вульфсон Г.Н. Разночинно-демократическое движение в Поволжье и на Урале в годы первой революционной ситуации.- Казань: Таткнигоиздат,1974.-350 с.
20. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар.-Казань: Таткнигоиздат, 1955.- 96с.
21. Гайнуллин М.Х. К.Насыри. Очерки жизни и педагогической деятельности.-Казань, 1965.
22. Гайнуллин М.Х. Видный татарский учёный и писатель//Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.-Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.23-33.
23. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века.-Казань: Таткнигоиздат,1975.- 307 с.
24. Гайнутдинов М.В. Развитие обновленческих идей в татарской общественной мысли: Проблемы преемственности в татарской общественной мысли.-Казань, 1985.-С.31-46.
25. Гараева Н.Г. Источники "Вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-ахлаф игабет дина Марджани'7/Марджани: учёный, мыслитель, просветитель,- Казань: Таткнигоиздат, 1990.-С.91-113.
26. Гаспринский И. Россия и Восток. Русское мусульманство: мысли, заметки, наблюдения мусульманина //Русско-восточное соглашение: мысли, заметки и пожелания,- Казань: Таткнигоиздат, 1993.-130с.
27. Герцен А.И. Письмо из провинции //Литературное наследство.- М.: Изд-во АН СССР.-Т.61.-Ч.1.-938с.
28. Горохов В.М. Из истории педагогического образования среди татар Поволжья//Учёные записки Казанского пед. института. Исторический факультет.- 1941.-Вып.4.- С.3-51.
29. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья.-Казань: Татгосиздат, 1941.-260 с.
30. Горохов В.М. Школьное образование среди татар Поволжья в XIX и начале XX века.- Дис. докт. истор. наук.- Казань,1947.-Кн. 1.-368с.
31. Горохов В.М. Школьное образование среди татар Поволжья в XIX и начале XX века.- Дис. докт. истор. наук.- Казань,1947.-Кн. 2.-388с.
32. Горохов В.М. Каюм Насыри как педагог (1825-1902гг.) //Советская педагогика.-1947.-№2.-С.66-78.
33. Григорьев А.Н. Христианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма в России (с половины XVI в. до февраля 1917г.)// Материалы по истории Татарии.-Казань, 1948.-Вып.1.-С.226-286.
34. Григорьев В.В. Поверья и обряды казанских татар//3аписки императорского русского географического общества по отделению этнографии.-Т. У1.-СП6., 1880.-С.247-270.
35. Гумеров Д.Т. Развитие прогрессивно-демократической мысли Татарии во второй половине XIX века: Автореф. дис. канд. истор. наук.-Казань, 1949.-20с.
36. Гумеров Д.Г. Каюм Насыри-передовой мыслитель татарского народа XIX века//Вопросы философии,-1960.-№1.
37. Давлетшин Г.М. О знаниях и науке в Волжской Булгарии до монгольского периода (Х-начало XIII вв.) //Проблемы преемственности в татарской общественной мысли,- Казань, 1970.-С. 16-31.
38. Деятель. Казань, 1900.-№6,7.-С.336-337.
39. Даутова Г.Ж. Видные татарские педагоги 2-ой половины XIX в.- Казань, КГПУ, 1997.-28с.
40. Духовная культура и татарская интеллигенция: Исторические портреты: Сборник статей для учителей и учащихся старших классов /Сост. Р.М.Мухаметшин.- Казань: Мэгариф, 2000.-160 с.
41. Загидуллин И.К. Татарская школа и русификаторская политика царизма в дооктябрьский период//Народное просвещение у татар в дооктябрьский период.- Казань, 1992.-С.60-84.
42. Загидуллин И.К. Татарские крестьяне Казанской губернии во второй половине XIX века: Дис. канд. истор. наук.- Казань, 1992.-164с.
43. Закиев М.З. Насыри и формирование современного татарского национального языка//Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.- Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.79-86.
44. Залесский В.Ф. К истории просвещения инородцев Казанского края в XVIII веке,- Казань, 1911.-19с.
45. Заринский П. Публичные педагогические лекции о преподавании в школах для солдат.- Казань: Тип. М.А.Гладышевой, 1869.-371с.
46. Ибрагимов И. Статьи.- Казань: Дом тат. культуры, 1928.-50с.
47. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года.- Казань: Таткнигоиздат., 1926.-259С.
48. Из истории педагогики Татарии /Научн. ред. проф. Ханбиков Я.И.Казань, 1972.-С 3.
49. Из истории татарской общественной мысли.- Казань: Таткнигоиздат, 1979.-169с.
50. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.-Т. ХШ.-Вып.5.-1896.-с.375.
51. Ильминский Н.И. О переводе православных христианских книг на татарский язык при христианско-татарской школы в Казани,- Казань: Тип. ун-та, 1875.-45с.
52. Ильминский Н.И. Письма Н.И.Ильминского к обер-прокурору святейшего синода К.П. Победоносцеву.- Казань, 1898.-С.175.
53. Ильминский Н.И. Казанская центральная крящено-татарская школа //Материалы для истории христианского просвещения татар. Казань: Тип. В.М.Ключникого, 1887.-Ш.-487с.
54. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе,- Казань, 1891.-С.43.
55. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: соц. очерки.-Казань: Изд-во Каз. гос. тех. ун-та, 1996.-247с.
56. История педагогической науки в СССР. Дооктябрьский период.-М.:Наука.-1965.-703с.
57. История Татарии в материалах и документах.-М., 1937.-503с.
58. История Татарской АССР. Казань, 1980.-255с.
59. Каймарсуев Г.Ш. Прогрессивное влияние России на развитие культуры и просвещения в дореволюционном Дагестане: Дис. канд. истор. наук,-Махачкала.-1955.-274с.
60. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги.- Казань: Таткнигоиздат.-1971.-224с.
61. Катанов Н.Ф. Императорского Казанского университета почётный член, проф., библиотекарь И.Ф.Готвальд (Список книг и рукописей в библиотеке И.Ф.Готвальда).- Казань: Тип. ун-та, 1900.-Х1.-240с.
62. Климович Л.И. Ислам. М.: Наука, 1965.-334с.
63. Коблов Д.Я. О состоянии инородческого миссионерского дела в Казанской епархии,- Казань, 1903,-19с.
64. Коблов Д.Я. О магометанских муллах: религиозно-бытовой очерк.-Казань, 1907.-19с.
65. Коблов Д.Я. Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе Казань, 1907.-С.20.
66. Коблов Д.Я. Конфессиональные школы казанских татар.- Казань, 1910.-119с.
67. Константинов H.A. Влияние русской педагогики 60-х годов XIX века на педагогическую мысль отдельных народов СССР //Известия АПН РСФСР. -1946. -Вып. 5.
68. Константинов H.A. и др. История педагогики,- М.: Просвещение, 1982.-447с.
69. Крачковский И.Ю. Собрание арабских рукописей в Казани //Избранные сочинения.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960.-Т.6.-С.455-459.
70. Материалы по истории Татарии второй половины XIX века //Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70-х годов XIX в.-М.-Л., 1936.-Ч.1.-372с.
71. Махмутов Х.Ш. Место Каюма Насыри в истории татарской фольклористики //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.-Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С. 147-154.
72. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. (Борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917).-Казань, 1982.-96с.
73. Махмутова А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е годы XIX В.-1917): Автореф. дис. канд. истор. Наук.- Казань, 1971.-27с.
74. Махмутов М.И. Основные направления трансформации национального образования в РТ: Тезисы докладов VII Международной научно-практич. конференции.- Казань, 2000.-С.15-18.
75. Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья /XIX в./.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1979.-224с.
76. Михайлова С.М. Каюм Насыри и востоковедение в Казанском университете //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.- Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.60-68.
77. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861).-Казань: Изд-во КГУ, 1972.-227с.
78. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов России.- Казань, 1991.-224с.
79. Михайлова С М., Коршунова О Н., Фролова А.П. Формирование культуры межнациональных отношений,- Казань, 1996.-138с.
80. Мусульманин. Кое-что о Казанском мусульманстве.- Казань, 1893.-С.13.
81. Мухамедьяров Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этнической истории татарской народности: Тез. докл. VIII Международного конгресса этнографических и антропологических наук.-Токио, 1968.-148с.
82. Мухаметзянова Г.В. Некоторые приоритеты в области национального образования: Тез. докл. VII Международной научно-практической конференции.- Казань, 2000.-С. 18-21.
83. Мухаметшин Р. Исламский фактор в общественном сознании татар (ХУ1-ХХвв.)/Яатарстан.-1994.-№3-4.-С.122.
84. Мухамедьяров Ф.Г. Каюм Насыров как популяризатор медикосанитарных знаний среди татар: Сб. К.Насыри.- Казань, 1948.-С.15-109.
85. Мухарямов М.К. Каюм Насыри и его эпоха //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.- Казань: Таткнигоиздат, 1976.-216с.
86. Мустафа Нугман. Описание рукописей научной библиотеки им. Н.И Лобачевского. Выпуск III. Рукописи К.Насыри. /Под ред. А.Г.Каримуллина.-Казань, 1958.-С.31 (натат. яз.)
87. Мухитдинов Н.К. Проекты организации средней школы европейского типа для татар в XIX в. //ВНОТ.-1930.-№9.-С.25-27.
88. К.Насыри. Избранные произведения.-Казань, 1953.-386с. (на тат.яз.)
89. Насыри К. Избранные произведения.- Казань: Таткнигоиздат, 1977.-257с.
90. Насыри Каюм. 1825-1945 /Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения.- Казань, 1948.-135с.
91. К.Насыри. Календарь за 1872 год.-24 с (на тат. яз.)
92. К.Насыри. Календарь за 1884 год.-С.31 (на тат. яз.)
93. К.Насыри. Книга о воспитании.- Казань, 1891 (на тат. яз.)
94. К.Насыри. Книга о нравственности.- Казань, 1893.-С.24 (на тат. яз.)
95. К.Насыри. Краткая история России.- Казань, 1890.-С.9 (на тат. яз.)
96. К.Насыри. Наука о земледелии.- Казань, 1892.-С.24 (на тат. яз.)
97. К.Насыри. Поверья и обряды казанских татар.- Казань, 1880
98. К.Насыри. Руководство по кулинарии,- Казань, 1893.-С.30 (на тат. яз.)
99. К.Насыри. Русское чтение-Казань, 1889.-С.4.
100. К.Насыри. Русская азбука для первоначального чтения в русском языке.-Казань: Тип. имп. ун-та, 1889.-20с.
101. К.Насыри. Русско-татарский словарь.-Казань, 1891.-С.5.
102. К.Насыри. Советы матерям, воспитывающим детей//Календарь за 1891г.-С.32-33 (на тат. яз.)
103. К.Насыри. Сорок садов,- Казань, 1902.-С.79-80 (на тат. яз.)
104. К.Насыри. Толковый словарь татарского языка.- Казань, 1895.-Т.1.-с.5 (на тат. яз)
105. К.Насыри. Учебник геометрии,-Казань, 1895.-С.31 (на тат. яз.)
106. К.Насыри. Ювелирное и слесарное ремесла,- Казань, 1900.-С.32 (на тат. яз.)
107. Национальный архив РТ.-Ф.968.-Оп.1.-Д2.-Л,50.
108. Национальный архив РТ.-Ф.Ю.-Оп.1.-Д.4449,-ЛЛ. 20-25.
109. Национальный архив РТ.-Ф.92.-Оп.1.
110. Национальный архив РТ.-Ф.970.-Оп.1.-Д.Ю.-Л.16.
111. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой общественно-политической мысли.- Казань: Из-во Каз. ун-та, 1964.-446с.
112. Нигматов З.Г. Принципы гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946-1989): Автореф. дис. докт. пед. наук.-Казань, 1990.-35с.
113. Нигматов З.Г. Этнопедагогические культуры и регионализация воспитания: Тез. докл. VII Международной научно-практической конференции,- Казань, 2000.-С.10-15.
114. Общественно-политическая мысль в Поволжье в XIX-начале XX века. /Научн. ред. проф. Нафигов Р.И.- Казань: Изд-во КГУ, 1977.-272с.
115. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX-начале XX вв. //Сб. научных трудов АПН СССР. НИИОП /Под ред. Х.И.Салимовой.- М., 1980.-164с.
116. Очерки по истории физико-математических наук в Казанском университете /Ред. проф. В.В.Морозов.- Казань: изд. ИКУ, 1960.-110с.
117. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века /Отв. ред. А.И.Пискунова.-М.: Педагогика, 1976.-600с.
118. Отчёт императорского университета и учебного округа за 17 лет.-Казань: Изд-во. ун-та, 1844.-71с.
119. Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX-начале ХХв,-Казань: Таткнигоиздат, 1979.-101 с.
120. Педагогическая энциклопедия.- М.: Педагогика,19-Т.4.-С.450-455.
121. Письма Ильминского к обер-прокурору святейшего синода К.П.Победоносцеву.- Казань: Тип. имп. ун-та, 1898.-414с.
122. Прокопьев К.П. Школьное просвещение инородцев Казанского края в XIX веке (до введения просветительской системы Ильминского).-Казань: Центр, тип., 1905.-87с.
123. Прусс Н.М. Влияние видных русских педагогов Казанского края на развитие просвещения и педагогической мысли нерусских народов, конец XIX-начало XX вв.- Дис. канд. пед. наук,- Казань,1979.-204с.
124. Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.).- М„ 1971 .-136с.
125. Рахим А. Материалы для библиографии по татароведению (19181929): Очерки по изучению местного края.- Казань, 1930.-Т.1-С.342-395.
126. Рождествин А. Николай Иванович Ильминский и его система инородческого образования в Казанском крае.- Казань: Тип. ун-та, 1900.-83с.
127. Российские партии, союзы и лиги //Сб. программ, уставов и справочных сведений о российских партиях, всероссийских профессиональных союзах и всероссийских лигах /Сост. В.Иванович.-1906.-СПб.-С.252.
128. Рыбаков С. Новометодисты и старометодисты в русском мусульманстве //Мир Ислама.-Санкт-Петербург, 1914.-Год изд. II.-Вып.ХН.-С.852-872.
129. Сагди Г. Педагогическая мысль Востока: опыт исследования.-Казань, 1927.-31с.
130. Сайганов А. Татарские писатели-просветители и русская культура.-УЗКПИ.-1970.-Вып.68.-С.5-36.
131. Сайфи Ф. Татары до февральской революции: Очерки по изучению местного края /Под. ред С.П.Сингалевича и Р.Ш.Тагирова,- Казань, 1930.-Т.1.-С. 192-235.
132. Салихов P.P. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX-начало XX века): Дис. канд. истор. наук.-Казань, 1998.-134с.
133. Сборник о Каюме Насыри.- Казань,!922.-162с. (на.тат. яз.)
134. Смирнов В. Мусульманские печатные издания в России (за 18851892гг.): Записки восточного отделения императорского русского археологического общества.-1889.-Т,3.-396с.
135. Смирнов В О. Мусульманские печатные издания в России (за 1882-1885гг.).-1890.-Т.5.-С. 139-145.
136. Соловьёв А., Катанов Н.Ф. Каталог книг отпечатанных в типографии императорского Казанского университета с 1800 по1890 гг.- Казань: Тип. ун-та, 1896.-416с.
137. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХв.).-Казань: Таткнигоиздат, 1999.-467с.
138. Татары Среднего Поволжья и Приуралья.-М., 1967.-539с.
139. Торжества по случаю 300-летия царского Дома Романовых //Мир Ислама.- Санкт-Петербург, 1913.-Т.2.-Вып.1.-С.43-52.
140. Третий Всероссийский Мусульманский съезд.- Казань, 1906.-С.20
141. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев/Отв. ред. А.С.Будилович.-1905.-СПб.-С.366.
142. Тутаева М.З. Октябрь и просвещение.- Казань, 1970.- 444с.
143. Уразманова Р.К. Каюм Насыри как этнограф//Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.- Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.163-166.
144. Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова.- Казань: Таткнигоиздат, 1980.-С. 149-166.
145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т.- М.: Педагогика, 1988.-Т.1-416с.
146. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в.- М., Наука, 1994.-144с.
147. Фасеев К.Ф. Глашатай дружбы народов //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей,- Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.34-46.
148. Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (вторая половина XIX-начало XX вв.).- Казань, 1955.-280с.
149. Фасеев К.Ф. На путях пролетарского интернационализма.- Казань, 1971.-390с.
150. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии,- М., 1984.-215с.
151. Фахрутдинов Р.Г. Город Булгар в письменных источниках: Город Булгар: очерки истории и культуры.- M., 1987.-С.8-31.
152. Фахрутдинов P.P. Из истории становления татарской школы в период после первой российской революции: Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода.- Казань, 1990.-С. 107-115.
153. Фахрутдинов P.P. История татарского народа и Татарстана.- Казань, 1995.-250с.
154. Фирсов H.A. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762г. и колонизация Закамских земель в это время.- Казань, 1869.-С.26.
155. Фирсов H.A. Колонизация Волжско-Камского края и связанная с ней политика (общий обзор).- Казань, 1930.-28с.
156. Фирсов H.A. Прошлое Татарии,- Казань, 1976.-С.17.
157. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях.- Казань, 1991 .-С. 126.
158. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья/Под ред. проф. Нафигова.- Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1977.-272с.
159. Хайруллина Н.М. Развитие учебной литературы для татарских школ дореволюционного периода (Вторая половина XIX-начало XX века):Дис. канд. пед.наук.- Казань, 1986.-211с.
160. Хакимов Х.Х. Казанская татарская учительская школа как видный центр русско-татарского содружества и передовой педагогической мысли (1876-1917): Автореф. дис. канд. пед. наук.-Казань,1973.-28с.
161. Хакимов Х.Х. Роль Казанской татарской учительской школы в развитии и распространении педагогической мысли среди татар//Из истории педагогики Татарии.-УЗКПИ, 1972.-Вып.105.-С.37-41.
162. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения.- Казань, 1992.-191с.
163. Халитов Г.М. Тукай и его современники.- Казань: Таткнигоиздат, 1966.-227с.
164. Хальфин И. Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения, преподаваемые в императорской Казанской гимназии.-Казань, 1809.-106с.
165. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа/Каз. пед. ин-т.-1978.-232с.
166. Ханбиков Я.И. Каюм Насыри о преподавании русского языка татарам //Известия АПН РСФСР.-1964.-Т.133.-С.144-148.
167. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. Пособие для студентов и преподавателей.//Каз. пед. институт.- Казань, 1968.-136с.
168. Ханбиков Я.И., Шарафутдинов З.Т. История педагогики Татарстана.-Казань, 1998.-306с.
169. Ханбикова Ш.С. Первый толковый словарь татарского языка //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри.-Казань: Таткнигоиздат, 1976.-С.120-126.
170. Хангильдин В. Каюм Насыров и татарская лексикография /Сб. «Каюм Насыри».-Казань, 1948.-С.78 (на тат. яз.)
171. Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов.- Казань: Таткнигоиздат, 1969.-432с.
172. Хасанов X X. Формирование татарской буржуазной нации,- Казань, 1977.-328с.
173. Харлампович К.В. П.П. Масловский и его переписка с Ильминским,-Казань, 1907.-С.30.
174. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства.- Казань, 1923.-227с.
175. Хусаинов А. Первопроходец: Участь К.Насыри и судьба его творения.-Казань.-1997.-№7.-С.112-114.
176. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург.-Фонд 383. . -Оп.24.-Ед. хр. 37141. О татарских школах в селениях Казанской губернии, 1861г.
177. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург. Фонд 383. . Оп.26.-Ед. хр. 40826. О предоставлении сведений о татарских школах.
178. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург. Фонд 733. Департамент народного просвещения.-Оп.179.-Ед. хр. 144. Представления попечителя Учебного округа Соколова о системе образования у татар.
179. Центральный государственный исторический архив,- Санкт-Петербург.- Фонд 733. . Оп.170.-Ед. хр. 898. О курсах при ТУШ для народных учителей.
180. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург,- Фонд 733. . О п. 170,-Ед. хр. 898. О курсах при ТУШ для народных учителей.
181. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург.-Фонд 733. . Оп.170.-Ед. хр. 156656. Объяснительнаязаписка /по проекту/ Шестакова о необходимости открытия Татарской учительской школы.
182. Центральный государственный исторический архив,- Санкт-Петербург,- Фонд 733. . Оп. 171.-Ед. хр.656. Отчёт директора Казанской учительской семинарии Н.И.Ильминского.
183. Центральный государственный исторический архив,- Санкт-Петербург.- Фонд 733. . Оп. 172.-Ед. хр. 739. Обер-прокурору Святейшего синода графу И.Д.Делянову.
184. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург.- Фонд 733. . Оп. 172.-Ед. хр. 1704. Ходатайство помощника попечителя Казанского учебного округа А.Остроумова Министру народного просвещения.
185. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург.- Фонд 733. . Оп. 203.-Ед. хр. 1186. Отчёт о Татарской учительской школе за 1891-1892г.г.
186. Центральный государственный исторический архив,- Санкт-Петербург.-Фонд 733. . Оп. 203.-Ед. хр. 1188. Отчёт инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа Радлова.
187. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург.- Фонд 733. . Оп. 203.-Ед. хр. 1191. Отчёт Радлова о состоянии мусульманских школ.
188. Центральный государственный исторический архив.- Санкт-Петербург.- Фонд 777. Цензурный комитет МНП.-Оп.5.-Ед. хр. 4. Прошение начальника типографии Казанского университета Смирнова об издании книги «Иджекъ от Насырова».
189. Центральный государственный исторический архив.-Санкт-Петербург.-Ф. 821. . Оп.130.-Д.71.-Л.141,142; Л.163-166.
190. Чичерина C.B. Положение просвещения у Приволжских инородцев.-1906.-СПб.-45с.
191. Чичерина C.B. Как началось дело просвещения у восточных инородцев -1907.-СПб.-92с.
192. Шагидуллин Ш.К. Календарь «Заман». Казань: Тип. Харитонова.-1910.-С.34-36.
193. Шакирова Л.Р. Педагогическая деятельность математической школы Казанского университета в XIX столетии: Учебное пособие //Казан, гос. пед.ун-т.- Казань, 1988.-105с.
194. Шарафутдинов З.Т. Борьба прогрессивных педагогов Казанского края за демократизацию образования (конец XIX-начало XX вв.) //Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX-начале XX вв.-Казань: Таткнигоиздат, 1979.-101 с.
195. Штейнберг A.A. Просвещение нерусских народов Поволжья в царской России с конца XIX века до Октябрьской революции: Учёные записки Новосибирского пед. ин-та.-Вып.11.-С. 169-187.
196. Элерт A.A. Студенческое движение в Казани накануне и в период революции 1905-1907 годов.: Дис. канд. истор. наук.- Казань, 1954.-336с.
197. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки.-М.: Учпедгиз, 1948.-280с.
198. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. (эволюция, основные направления и представители): Автореф. дис. докт.филос.наук.-Москва, 1998.-46с.
199. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк.- Казань, 1981.-232с.
200. Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 года.- М.: Наука, 1968.-591с.
201. Ялалов Ф.Г. Этнометодологический подход к разработке национально-регионального компонента содержания образования: Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции.-Казань, 2000.-С.21 -25.
202. Абдуллин Я. К.Насыйри ижатында мораль//"Казан утлары".-1975.-№2.-150-157 б.
203. Абдуллин Я. К.Насыйри мирасында шэхес тэрбиялэу мэсьолэлэре//"Сов. мэктэбе".-1975.-№1.-52-56 б.
204. Эбделганиева М. Мэгърифэттэ Каюм Насыйри эзлэреннэн: Эхлакый нэсихэтлэр //Шэьри Казан.-1996.-21 дек.
205. Беркутов В. К.Насыйринец математик кулъязмалары//"Сов. мэктэбе".-1969.-№5 .-56-58 б.
206. Вэлиди Ж^. Татар эдэбиятыньщ барышы.-Оренбург: Каримов тип., 1912.-1226.
207. Гайнуллин М.Х. Татар эдэбияты. XX йоз.-Казан, 1947.- 127-1716.
208. Гобэйдуллин Г. Тарихи сэхифэлэр ачылганда.-Казан: Таткитнэшр., 1989.-336 б.
209. Гобэйдуллин Г. Татарларда сыйныфлар тарихи ©чен материаллар.-Казан: Таткитнэшр., 1925.-916.
210. Ибраьимов Г. Беек остазыбызныц кайбер теэлифлэрэ //Ан.-1915.-№1.-7.-196.
211. Катанов Н.Ф. Акаид рисаласы //Деятель.-1897.-№2.
212. К.Насыйриньщ мэжмуасы.-Казан, 1922.-1626.
213. К.Насыйри 1825-1945 тууна 120 ел тулуга багышланган гыйльми сессия материаллары.-Казан: Татгосиздат. 1948.-146 б.
214. К.Насыйри. Буш вакыт. 1-1V кисэклэр.-Казан, 1909.
215. К.Насыйри. Зур география.-Казан, (1884,1898,1899) Т. 1,2,3.
216. К.Насыйри. Ж^рчелек фэне турында.-Казан, 1892.-246.223. .Насыйри. География буенча терминнар.-Казан, 1890.
217. К.Насыйри. Кабуснамэ.-Казан, 1898.-С.69.
218. К.Насыйри. Кагыйдэлэр китабы.-Казан, 1893.
219. К.Насыйри. Кырык бакча.-Казан, 1902.
220. К.Насыйри. 1872 елгы календарь,- 246.
221. К.Насыйри. 1884 елгы календарь,- 316.
222. К.Насыйри. Календарьлар.- Казан, 1871-1897 еллар.
223. К.Насыйри. Кулинария буенча кулланма.-Казан, 1893.-306.
224. К.Насыйри. Лэьжэи татари.Казан: Б.и., 1895-1896.-Т. 1.-1895.-228 б.; Т.2-1896.-1066.
225. К.Насыйри. Сайланма эсэрлэр.-Казан, 1953.- 3866.
226. К.Насыйри. Тэрбия китабы,- Казан, 1891.
227. К.Насыйри. Хисаплык. Гыльми хисап фэнендэ местэкыйль бер китап,-Казан: Б.и., 1889.-85 б.
228. К.Насыйри. Хисаплык ягъни гыльми хисап катыйдэлэре яки арифметика вэ ьэм хисаплык мэсьэлэлэре.-Казан: Б.и., 1873.-526.
229. К.Насыйри.Ювелирлык ьэм слесарьлык эшэ турында.-Казан, 1900.-326.
230. К.Насыйри. Эхлак рисалэсе.-Казан, 1911.
231. К.Насыйри кулъязмалары. Казан дэулэт университеты каршындагы Н.И.Лобачевский исемендэге фэнни китапхэнэ, кечыгыш кулъязмалар булеге.
232. К.Насыйри кулъязмалары. Казан шэьэрендэ яшэучелэргэ ендэмэ. Казан.
233. К.Насыйри, Бозыкларньщ анасы: Аракы дигэн эчемлек кеше ечен агудыр /Хэйри Онвэр матбугат ечен эзерлэде.//Мэдэни жомга.-1996.-№28.-12 июль,-16 б.
234. К.Насыйри. Онмузэж.-Казан, 1975.-207 б.
235. К.Насыйри. Хэвасе набатат: (Эдэби ядкарь). Усемлеклэр ьэм улэннэрнен у^61019?6 белэн таныштыру/З.Шайхлисламов эзерлэде //Мирас.-1996.-№7-8.-Б.271-291;-№9.-Б.126-151;-№10.-Б. 147-173.
236. Кыямов Р. Халкыбызньщ кузен ачкан "сукыр Каюм" К.Насыйри /ДИэьри Казан.-2002.-8 фев.-Б.4.
237. Мэржани Ш. Хаккыл-мэгьрифэт.-Казан, 1880.
238. Мэржани Ш. Вафият ал-аслаф.-Т.6.Л.247.
239. Мэржани Ш. /Тез. Г.Гебэйдуллин, Ш.Шараф ьэм башк.-Казан: Мэгариф, 1915.-636.
240. Мехамэтов. К.Насыйринец "Исереклек хэллэре" исемле поэмасы турында. (Тууына 130 ел тулу уцаен белэн)//Совет мэктэбе.-1955.-№1.-Б.10-12.
241. Сибгатуллина Э.Т. Татарстанньщ тур агасы: К.Насыйри //Заман.-Татарстан.-2000.-11 фев.-Б.5.
242. Совет эдэбияты. Казан, 1945.-№2.-62б.
243. Тахири X. Габделкаюм эфэнде Насыйри хакында хатирэлэр //Шура.-1912.-№23.-719б.
244. Фэйзуллин С. "Онытылган хэзинэ'7/"Кызыл Татарстан".-1945.-№36
245. Фахретдин Р. Гаделкаюм Насыйри //Шура.-1912.-№2.-641-645б.
246. Филиппов А. Тан йолдызы: К.Насыйриньщ 175 ел тулу унаеннан //Ватаным Татарстан.-2000.-18 фев.-Б.5.
247. Халит Г. "Татар халкыньщ куренекле мэгърифэтчесе ьэм галиме"//"Кызыл Татарстан".-1945.-№36
248. Ханбиков Я.И. К.Насыйриньщ фэнни-педагогик эшчэнлеге//Сов. мэктэбе.-1975.-№2.-Б.29-32.
249. Хэйруллина Н. К.Насыйри-география дэреслеклэре авторы//Сов. мэктэбе.-1982.-№11.-Б. 56-57.
250. Хуждэхмэтов Э.Н. Мэгариф тарихы ьэм фэлсэфэсе.-Казан: "Матбугат йорты" нэшрияты.-2000.-292 б.
251. Хэнэфи М. Габделкаюм Насыйри эфэнде хакында //Шура.-1913.-№6.-Б.172-175.-А? " 1в ■ 4 1 О \3 3 <—^л: ;57/I• "м«» ' ^ I |»1с
252. Л*^ уЗ 1л| ^ци) ^^«оЬ ^ оЛ> ^ I Л V Г » у*■ ^ -- у, Лл^. ^и р^идлс ^•••'. ' ' . -¿г**• ооЬ ^ | л ч 1 «»¿оА • о? I 1
253. Дозволено цензурою. С.-Петероургъ, 22 Марта 1899 г. КАЗАНЬ.
254. Типо-литограф1я Императогскаго Университета. 1 8 9 9.