Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние идей К. Д. Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов второй половины XIX-начала XX века

Автореферат по педагогике на тему «Влияние идей К. Д. Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов второй половины XIX-начала XX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Галиахметов, Ильдар Ринатович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Влияние идей К. Д. Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов второй половины XIX-начала XX века"

КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи ГАЛИАХА1ЕТОВ ИЛЬДАР РИНАТОВИЧ

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ К. Д. УШИНСКОГО НА ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—НАЧАЛА XX ВЕКА

Специальность 13.00. 01.—теория и история педагогики

Автореферат

диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук

КАЗАНЬ 1993

Работа выполнена на кафедре педагогики Казанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института

Научный руководитель —Заслуженный деятель науки Российской

Федерации и Республики Татарстан, доктор педагогических наук, профессор Я. И. ХАНБИКОВ

Официальные оппоненты — доктор педагогических наук,

профессор Г. В. МУХАМЕТЗЯНОВА

—'Кандидат педагогических наук, доцент Ф. И. МУСТАФИН

Ведущее учреждение

Защита состоится

6

— Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

lüUufi. 1993 г. в . М

ом|д

го ССУЛ

часов

на заседании специализированного ссУаета Д IIS 19 öi по присуждению ученой степени ^CiLWOt1^ педагогических наук при Казанском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте по адресу: 420021, г. Казань, ул. Межлаука, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан

ь •

sJUSL

,\AMJ2w

1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Г. С. ЗАКИРОБ

Общая характеристика работы

Актуальность исбледования. Бурные процессы последнего десятилетия, связанные с образованием суверенных государств по всей территории бывшего СССР, привнесли в развитие научной, в том числе педагогической, мысли усиление внимания к творческому наследию деятелей национальных культур. В условиях коренных преобразований, происходящих в обществе, встали наряду с проблемами гуматистического и демократического обновления учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе и задачи возрождения национальных традиций в воспитании и образовании. Среди самых широких слоев растет осознание необходимости переориентации школьной работы на создание максимально благоприятных условий для развития личности каждого ученика, его самоопределения. Объективный ход общественного развития ставит перед обществом задачи преодоления гипертрофированной интернационализации, усиление самобытного начала в народе. '

В то ке время анализ состояния современной педагогической науки и практики показывает, что пути и средства научно-педагогического и методического решения этих актуальных задач разработаны еще недостаточно. Педагогическая наука переживает начальный период создания концепции целостной системы. Действенным вкладом в решение данной проблемы могут стать историко-педаго-гические исследования, ставящие целью воссоздание и анализ научной картины целостного исторического процесса зарождения и теоретического и практического опыта прошлых лет, выявления прогнозных тенденций дальнейшего развития этого процесса.

Особый интерес в этом отношении приобретает период второй половины Х1Х-начала XX века, что находит свое объяснение, на наш взгляд» в трех обстоятельствах. Данный временной отрезок в истории науки Российского государства характеризуется бурным развитием педагогики, что, в первую очередь, связано с именем К.Д.Ушинского, деятельность и идеи которого проявили общечеловеческий характер и оказали огромное влияние на общественное развитие многих стран и народов. В то *е время это был период становления национального самосознания многих народов на волне преобразований, связанных с реформами СО-х годов XIX века, в том числе и генезиса национальных педагогических систем. И, наконец, необходимо указать на сходный характер процессов, имев-

ших несто в татарском обществе в указанный период, и происходящих в Татасстане в настоящее время, что в равной степени относится и к теории и практике школьного цела.

Во втосой половине XIX века параллельно развитию наук, ли-тесатусы и искусства шел процесс научного обоснования теоретических основ педагогики в России. Вслед за революционерами-демо-ксатами Добролюбовым, Белинским, Чернышевским, утверждавшими приоритет идеи народности в передовом общественном сознании, К.Д. Ушинский открыл дорогу идее народности в педагогике.

Именно идея народности в ее многофактогном понимании, способствовавшая последовательному отстаиванию интересов широких народных касс в области образования, должна была привлечь создателей национальных педагогик. В то же время в условиях, когда подавляющая часть населения Российской империи оставалась лишенной образования, элементарная грамотность, естественно, являлась первый шагом и необходимой предпосылкой распространения просвещения. Поэтому научно-педагогические исследования сосредотачивалис прежде всего на проблемах первоначального образования. Теория первоначального обучения как стройная дидактическая система К.Д. Ушинского послужила отправным моментом для развития теории и практики первоначального образования многих народов Российского государства.

Изучение влияния педагогического наследия К.Д. Ушинского на развитие педагогической мысли других народов совпадает с периодами наиболее плодотворной работы по исследованию его творчества. В первых публикациях Я.А. Александрова, Е. Будде, В.А. Волкович, В.Ф. Залесскова, A.C.. Рождествина еще на рубеже двух столетий отмечалась чрезвычайная популярность взглядов русского педагога среди нерусских народов. В послевоенные годы появились капитальные труды H.A. Константинова, Д.0. Лордкипанидзе, E.H. Медынского, В.Я. Струминского, в которых осуществлен анализ воспитательной системы и цилачтики К.Д. Ушинского, а также впервые на конкретном материале показывается связь идей К.Д. Ушинского со взглядами педагогов нерусских народов, в частности, грузинскими педагогами. В этот же период были защищены кандидатские диссертации Ю.А. Туишева и Ф.С. Валиевой, в которых отмечался интерес Г. ТУкая и М. Курбангалиева к творчеству К.Д. Ушинского.

В начале 70-х годов был опубликован ряд работ Я,И. Ханби-

о

кова, в которых ввтог указывает на сходные моменты педагогических взглядов ряда тятасских педагогов с .отдельными положениями учения К.Д. Уиинского, особо отмечая роль К. Насыри в распространении дидактических идей русского педагога сведи татар.

На материалах первых исследований проблемы влияния идей К.Д. Ушинского на педагогические взгляды других народов была опубликована статья Г.Н. Волкова, в которой наиболее сильное влияние в этом плане отмечено в отношении народов Поволжья, Си-биви, Дальнего Востока и Северного Кавказа. Данная статья послужила отправным моментом для начала целого ряда исследований, посвященных проблеме влияния идей К.Д. Ушинского на отдельные народы. В диссертационных и монографических исследованиях М.Л. Рыбаковой, J1.M. Тенякшевой, P.M. Шавф раскрыта общность взглядов К.Д. Ушинского и педагогов Украины, Туркестана, Сибири. Исследованы также в этом отношении взгляды педагогов Дагестана /Г.Ш. Каймаразов/ и Северной Осетии/В.Д. Магометова/.

Таким образом, проблема влияния идей К.Д. Ушинского на педагогическую мысль нерусских народов получила достаточно широкое освещение в научно-исследовательской литературе. Однако,

несмотря на то, что на гипотетическом уровне п историко-пецаго-гической литературе не" раз высказывалась мысль о привнесении в теорию и практику татарской икота и педагогической науки идей классика отечественной педагогики, тем не менее этот аспект остается на сегодняшний день малоизученным, что, в свою очередь, препятствует воссоздании целостной картины процесса развития взглядов и деятельности татарских просветителей и педагогов.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимость» разработки исторического аспекта проблемы развития взглядов и деятельности татарских просветителей и педагогов второй половины XIX века- начала XX века и его недостаточной изученностью. Частным случаем данного противоречия является противоречие между объективной необходимостью и недостаточной изученностью влияния идей К.Д. Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов данного периода.

Отсюда вытекает проблема исследования - изучение исторического опы^я развития национальных педагогических взглядов и деятельности татарских педагогов в контексте влияния иде(* К.Д. Ушинского и чктуалгяация содержания в это,} области. Наиболее яр-

• -Ъ

но влияние идей К.Д. Ушинского на взгляды и деятельность просветителей и педагогов других народов проявилось через развитие идеи народности в воспитании и теории первоначального образования, по-отому именно те работы, в которых развиваются данные идеи, были опрепелены как основные источниковые материалы исследования.

Нопизна подхода к теме данного исследования заключается в том, что объект исследования рассматривается как часть ретроспективного ряда, ретроспективной модели развития системы учебно-воспитательной работы в Татарии со второй половины XIX века до наших дней. Необходимым условием строго научной актуализации является систематизация и концентрация качественной истосико-педа-по',и"еской информации в едино? исторической последовательности в форме ретроспективной модели с опорой на структурно-сопоставительный анализ и с выделением постоянных и случайных компонентов временного сяпд, выделением и (Обоснованием моментов качественного изменения и создания базовой модели. Кроме того, необходимым условием явилось для нас рассмотрение компонентов системы и структуры взаимосвязи между ними.

Объеч^ом^сследования определен процесс развития педагогической мысли и школы Татарии во второй половине XIX- начале XX века.

ПЕ£!М212м_исолепопания мы избрали опрепеление содержания и основных тенденций развития взглядов и деятельности татарских педагогов под влиянием идей К.Д. Ушинского в исследуемый период.

Исходя из объекта и предмета исследования определена его цель- раскрыть содержание и основные тенденции развития взгля- . дов и деятельности татарских псосветителой и педагогов под влиянием идей К.Д. Ушинского.

ЗййЗИ^исследования:

- выявить внешние и внутренние детерминанты развития школьного дела в Татарии под влиянием идей К.Д, Ушинского (во второй половине XIX- начале XX века);

- раскрыть конкретно-историческое содержание процесса развития теории и практики татарской школы в рамках предмета исследования;

- определить основные тенденции процесса развития ячей К.Д. Ушинского в теоретической и практической деятельности татарских просветителей и педагогов.

Достоверность исследования обеспечивается диалектико-мате-

Сиалистической позицией автора, широкой фактологической базой, применением научных методов, адекватных цели и задачам исследования. Источниками исследования явились: педагогические произведения К.Д. Ушинского и татарских просветителей и педагогов; материалы Цнн^рального государственного исторического архипа в г. Санут-Петербурге (ЦГИАЛ), Центрального государственного архива Республики Татарстан (ЦГА РТ); критическая, мемуарно-пуб-лицистическая литература, связанная с именами К.Д. Ушинского и татарских просветителей и педагогов.

® работе выявлены внутренние и внешние детерминанты зарождения, становления и развития процесса творческой реализации идей К.Д. Ушинского в теории и практике татарской школы; на основе выявленных детерминант раскрыто содержание этого процесса в двух главных аспектах, а именно в реализации идеи народности в воспитании и применении дидактики К.Д. Ушинского для создания теории первоначального обучения для татар; определены основные тенденции процесса развития идей русского педагога в условиях татарской школы. Систематизированные исторчко-педагогические сведения, архивные материалы, сопоставительный анализ педагогических произведений и сделанные на этой основе выводы актуализируют, дополняют и конкретизируют процесс развития татарской педагогической мысли во второй половине XIX - начале XX века.

.ПЕ§ктическая_значимдсть исследования состоит в возможности и целесообразности применения научно-обоснованных выводов и конкретных рекомендаций в теории и практике современной школы. Конкретно-исторический материал, в том числе и впервые публикуемые документы, используемся при чтении теоретических курсов по теории и истории педагогики, проведении семинаров. Результаты исследований могут быть использованы учеными в исследовательской деятельности, учителями, воспитателями и методистами в учебно-воспитательной работе в школе.

1. Разлитие педагогической мысли и школы Татарии во второй половине XIX - начале XX века под влиянием идей К.Д. Ушинского было обусловлено внутренними и внешними детерминантами (исторические предпосылки, идейные основы, социально-пол1г-ичес-кие тенденции, теоретические основы).

2. Содержание процесса развития иде:1 К.Д. Ушинскога -"я-ар-

скими просветителями и педагогами.

3. Основные тенденции процесса развития идей К.Д. Ушинского в теории и практике татарской школы в исследуемый период.

^робаци2_и_вн§^ение_Ееэ^льтатав.Основные идеи и выводы, изложенные в работе, отражены в трех публикациях, носящих научно-исследовательский характер. Результаты исследования были изложены на ежегодной научно-псактической коиЪсгенции профессорско-преподавательского состава (1968), на X научной конференции молодых ученых и специалистов КГПИ, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Крупской (1989), на XI научной конференции молодых ученых и специалистов КПШ (1990), на Всесоюзной научно-практической конференции "Народная педагогика и современные проблемы воспитания" (1991), а также в выступлениях перед учителями г. Казани, пиректосеми школ нового типа, руководителями органов народного образования Республики Татарстан в 1990-93 гг.

ОкзищсЕа-ИИССВЕИЦИИ состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Зо_2вепеним обоснована актуальность темы, выделена цель, определены объект, предмет, задачи, методы, источники исследования, ^еосетико-методологическал база, раскрыты научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность проведенного исследования. ' •

ё_П£Е2°2_Елаве "Основные положения учения К.Д. Ушинского как база для построения национальных педагогических систем" дан ретроспективный анализ педагогических произведений К.Д. Ушинского по двум главным направлениям творчества русского педагога, которые на гипотетическом уровне должны были привлечь внимание татарских просветителей и педагогов, а именно: а/ разработка принципа народности в воспитании в педагогических произведениях К.Д. Ушинского; б/ развитие теории первоначального обучения в целом и дидактических принципов обучения в частности в учебных книгах "Родное слово" и "Детский мир" и методических пособиях по их использованию.

§2_212Е!2Ё_С2§2§ "Влияние идей К.Д. Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов" на основе сопоставительного анализа произведений, архивных документов, других источников, связанных с именами Ушинского и татарских просвети

телей и педагогов, раскрывается роль педагогического учения К.Д.Ушинского в развитии прогрессивной педагогической мысли и практической деятельности школ Татарстана во второй половине XIX - начале XX века.

В заключении даны выводы, исходя из цели исследования определяющие степень, масштабы и конкретные формы влияния идей К.Д.Ушинского на взгляда татарских просветителей и педагогов.

Основное содержание диссертации

Константин Дмитриевич Ушинский занимает особое место в рдцу ввднейших представителей русской педагогики - Н. Г. Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, идеи которых оказали значительное влияние на просветителей нерусских народов. Не столько потому, что он стал горячим поборником идеи народности, сколько благодаря развитию этого принципа в вопросах образования и воспитания. Раскрытию этой основ;, посвящена вся педагогическая деятельность К.Д.Ушинского, поэтому рассмотрение его педагогических взглядов, по нашему мнению, целесообразно было организовать через раскрытие сути основных составляющих принципа народности в воспитании.

У К.Д.Ушинского принцип народности в воспитании является производным от"принципа народности вообще, отражающего материальные, духовные и социальные, потребности народа в условиях его конкретно-исторического развития. Он впервые до конца разработал и возвел этот принцип на уровень единой основы всей педагогической системы. В методологическом плане категория народности имеет психологическую, педагогическую и общественно-экономическую составляющие.

Как просветитель К.Д.Ушинский ставил в прямую зависимость улучшение благосостояния общества от успехов образования. Ему казалось, что ослабить антагонизм, сложившийся между различными сословиями, способно развитие умственных и нравственных сил народа. Исходя из этой позиции, К.Д.Ушинский сформулировал первый необходимый атрибут принципа народности в воспитании, сведя его к следующим положениям: воппитание должно быть народным, возглавляться народом, охватывать все подрастающее поколение народа, фор мировать его в духе экономических, общественно-политических и

культурно-просветительских интересов народов.

Детально изучив системы воспитания во многих странах Европы, русский педагог пришел к следующему важному выводу о том, что всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноязычных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо.

Центральное место в воспитании и образовании, считал Ушин-ский, занимает родной язык, являясь неиссякаемым источником умственного, нравственного и физического воспитания детей в духе народности.

К.Д.УшинскиЯ всесторонне обосновал педагогическое и психологическое значение труда для формирования полноценной общественной личности. Так появилась еще одна составляющая принципа народности, а именно: формирование высокоморального человека через сознательный, созидательный труд ради .служения интересам народа, через патриотизм.

К.Д.Ушинский явился одним из немногих провозгласившим принцип эмансипации женщины, прежде всего научно обосновав, что женщина располагает теми же качествами и способностями, нести функции общественной жизни, что и мужчина. Раскрытый таким образом тезис о роли женщины в обществе, о необходимости получения ею равного с мужчиной образования, о создании системы государственного образования женщин стал еще одним, завершающим элементом принципа народности в воспитании.

В педагогических произведениях К.Д.Ушинского не только последовательно раскрывается суть составляющих принцип народности в воспитании элементов, но и показаны необходимые для реализации этого принципа условия.

К.Д.Ушинский последовательно отстаивал интересы широких народных масс в области образования, поэтому его научно-педагогические исследования сосредотаиивались прежде всего на проблемах первоначального обучения. Стремясь довести до общественного сознания идею о народной школе, которая явилась полной противоположностью идее, навязывавшейся народу чиновниками от просвещения, педагог считал одним из действенных механисмов преобразования российской действительности устройство народных школ, ведя борьбу с официальной педагогикой прежде всего за содержание рбраэования во вновь открываемых учебных заведениях. Выступая за общедоступ-

ный характер школы, что находится в полком соответствии с принципом народности, К.Д.Ушинский вместе с тем, требовал, чтобы школа стала обязательной.

Определив для себя общедоступный и обязательный характер общеобразовательной школы, К.Д.Ушинский приступил к разработке дидактических основ постановки обучения в учебных заведениях такого типа. Созданные им учебные книги "Родное слово" и "Детский мир", а также методические материалы к ним, в которых решалась данная задача, оказали огромное влияние на содержание, характер и направление первоначального образования.

Пытаясь решить проблему противостояния двух концепций в дидактике-"классиков" и "реалистов",-К.Д.Ушинский показал пример диалектического подхода, вскрыв в содержании обучения единый, но двухсторонний характер. Еще одной принципиальной задачей ди дактического плана, которую разрешил педагог, был вопрос о роли и месте родного языка в системе первоначального обучения. Методика преподавания родного языка, разработанная К.Д.Ушинеким, основывалась на принципе дифференцированного приложения общей дидактики к отдельным методикам в соответствии с характером изучаемого предмета. Ключевым положением в определении роли и места родного языка в дидактической системе явилось утверждение, что "отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их".

Построив свою дидактическую систему на основе учета закономерностей развития человека в онтогенезе, К.Д.Ушинский утверждал, что педагогическая закономерность обучения имеет и не может не иметь специфическую психологическую природу. Глубокое проникновение в сущность различных психологических учений и всестороннее изучение деятельности детей в процессе обучения привели педагога и ученого к необходимости устранения из практики обучения устаревшего и исчерпавшего себя буквослагательного метода обучения чтению и письму и разработке так называемого "звукового метода", получившего широкое распространение по всей России.

Дидактические принципы, описываемые в педагогических произведениях К.Д.Ушинского, были известны еще задолго до выхода его трудов, однако несомненной его заслугой явилось то,что он дал совершенно новую современную интерпретацию, тем самьгм внеся большой вклад в дидактику. Он не только развил новое понимание дидактических принципов в теории,но и дал системную разработку механизма их реализации на практике. Далее в диссертационном исследовании раскрывается суть дидактических принципов,в частности,

принципа., сознательности и активности, принципа природосообраз-ности, связи обучения с жизнью, принципа наглядности, принципа последовательности в обучении и др. через реализацию их в учебных книгах "Родное слово" и "Детский мир" и методических руководствах к ним, что, на наш взгляд, позволило подойти к изучению педагогического наследия татарских просветителей и педагогов на основе системного анализа через сопоставление с содержанием произведений К.Д.Ушинского.

В освещении деятельности татарских просветителей, равно как и педагогов, деятельность которых носила просветительскую направленность, обнаруживаются как общие с просветительским движением в России черты, так и особенности движения среди татар. Наиболее важными в этом плане вяляются два обстоятельства. Первое связано с тем, что в период, когда русское просветительство усилиями Чернышевского, Добролюбова, Белинского, Толстого и Ушинского достигло своей высшей точки, просветительское движение среди татар находилось в стадии зарождения и становления; оно оформилось как движение лишь в последней четверти XIX века. И, наконец, еще одним важным моментом является тот факт, что татарские просветители, начав работу по просвещению своего народа, пошли не по монархически-либеральным тропам идеологов растущей националистической буржуазии, а в демократическом направлении.

Прогрессивная русская культура оказала огромное положительное влияние на развитие татарской культуры. Благотворным было воздействие русских писателей на творчество Г.Тукая, Г.Камала, Г.Ибрагимова, Г.Кулахметова и др. Русские педагоги, работавшие в Татарии, также оказали большое прогрессивное влияние на рост культуры и просвещения татар и других нерусских народов на территории Казанского края. Особую роль в этом отношении сыграл Казанский университет, с преподавателями которого работали в тесном сотрудничестве первые татарские просветители И.Хальфин, К.На-сыри. Х.Фаизханов и др.

Многие просветители отдавали значительные силы и время педагогической работе, посредством которой они участвовали в действительном, на их взгляд, освобождении народа. На этой почве возникла фигура К.Д.Ушинского, на этой же почве под благотворным влиянием идей уже самого Ушинского, а также Л.Толстого, Н.И.Ли-рогова, Н.А.Добролюбова выросла целая плеяда таких замечательных представителей нерусских народов, как Я.С.Гогебашвили,

Г. Агаян, М.Ф. Ахундов, И,Я.'Яковлев, И. Алтынсарин и не. К этой же плеяде общественных деятелей, поставивших песец собой благородную задачу просвещения своего народа и выросших под влиянием передовой культусы, принадлежит и Каюм Насыри. Усвоив основные идеи К.Д. Ушинского, он сделал их достоянием татарских учителей и явился родоначальником применения лучших традиций отечественной педагогики в теории и практике школ Татарии. Эстафету приняли последователи и ученики К. Насыри - 3. Бигиев, Г. Ильяси, Ф. Халиди и пр., однако наиболее рельефно влияние идей К.Д. Угаин-ского отразилось в педагогическом творчестве Ш. Аумерова, М. Кур-бангалиева, Г. Ибрагимова, Г. Тукая, анализ педагогических произведений и деятельности которых произведен далее н рамках предмета исследования.

В ходе исследования было установлено, что развитии процесса творческого использования идей К.Д. Ушинского в татарской школе способствовали Татарская педагогическая мысль в поисках своей орбиты развития испытывала одновременно центробежное влияние политики русификаторства и центростремительное воздействие сил пробухарской направленности. Татарские просветители и педагоги в плане ориентации определили свой выбор в сторону европейского образования для своего народа с одновременным развитием национального начала.

Религиозные догматы мусульманского вероисповедания, навязывавшиеся татарскому обществу, в практике татарской школы выразились в засилье схоластики, бессмысленной зубрежки и муштры. Последовательное отстаивание светского образования для татар с одновременным стремлением к усилению роли реальных знаний как устойчивая тенденция деятельности татарских просветителей и педагогов были подготовлены предшествующим второй половине XIX в. развитием татарской педагогической мысли в лице И. Хальфина и цр.

Внутренние детерминанты исследуемого процесса находятся в логической зависимости от внешних среди которых в качестве основополагающих выделены две: реформы 60-х годов XIX века и связаны ный с ними процесс зарождения национального самосознания и, во-вторых, оформление к середине 60-х годов основных положений педагогической теории К.Д. Ушинского.

Далее я исследовании на основе детерминант раскрывается содержание процесса развития идей К.Д. Ушинского татарскими педагогами. Х.Заизханов, превратившись в крупного ученого год

влиянием Ш.Мардаани и русских ориенталистов Казанского университета, он с одинаковым интересом подошел и к проблемам народного образования, сделав главным трудом своей жизни проект реформы всей системы народного образования для татар. Документ, получивший название "Ислахи мударис" определяй как общую в противовес бухарской европейскую направленность содержания образования, так и механизм реализации структуры народного образования. Документ создавался в Петербурге в те самые годы, которые явились наиболее плодотворным периодом для К.Д.Ушинского, также ведпего в те годы научно-педагогическую деятельность в столице Российского государства. В ходе исследования установлено, что основные моменты проекта Хусаина Фаизханова перекликаются с ключевыми положениями теории .Ушинского, а именно: светский и антиклерикальный характер народного образования, широкое внедрения в учебные планы дисциплин, дающих реальные, естественно-научные знания, создание ново-методных медресе по типу русских гимназий и др. В понимании задач просветительства как приобщения народа к общечеловеческому достоянию позиция д.(>аизханова оказалась наиболее близкой к приниипу народности в воспитании К.Д.Ушинского.

Наибольший вклад в развитие татарской педагогической мысли в плане реализации идей К.Д.Ушинского внес выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри. В результате рассмотрения деятельности и творчества татарского педагога в двух главных аспектах - через понимание К.Насыри принципа народности в воспитании К.Д.Ушинского и развитие в педагогической и методической литературе дидактических принципов в новейшей интерпретации русского педагога -в исследовании сделан главный вывод о том, что Каюм Насыри не только усвоил основные положения педагогического учения Ушинского, но и развил понимание приниипа народности в воспитании в татарской педагогике, равно как и впервые в Национальной педагогике, вслед за К.Д.Ущинским, создал учебную а.-.буку, основываясь на прогрессивном в то время звуковом методе обучения чтению и письму, к использовал здесь и в других учебные книгах дидактические принципы наглядности, сознательности и активности в обучении, применяя их одновременно в своей практической деятельности.

Традицию активного использования и развития педагогических идей К.Д.Ушинского в условиях татарской школы продолжили ученики и соратники Каюма Насгри, среди которых наиболее заметккй след оставили Ш.Аху.еров, М.Курбангалиев, Н.Надиев, Г.Ибрагимов и Г.Тука;:.

"ЛЬ

Инспектор татарской учительской школы Шабхазгирей Лхмеров воспринял лучшие черты прогрессивной русской педагогики и реализовал их в практической деятельности ТУШ. Привлеченные к исследовании архивные документы позволили сделать вывод о том, что татарский педагог в стенах учительской школы воплотил многие принципиальные моменты, связанные с подготовкой народного учителя, дальнейшим повышением его квалификации через специально организованнее курсы, которые были разработаны в трудах К.Д.Ушин-ского и много сделал для вооружения татарских учителей дидактическими приемами теории К.Д.Ушинского.

В основу сопоставительного анализа педагогический идей и взглядов К.Д.Ушинского и М.Курбангалиевя были полижены методические статьи к учебным книгам "Татарский букварь" и "Книга для чтения", а также "Учебник географии", на основании которого в исследовании сделан вывод о том, что М.Курбангалиев проявил полное понимание принципа народности в воспитании, на высоконаучном уровне применил дидактику Ушинского в создании учебных и методических трудах, сказав свое слово, впервые выдвигая в татарской педагогика принцип межпредметных связей и применяя такие новшества, как анкетирование, комбинированный механизм проведения урока и др. Активная реализация принципов развивающего обучения в трактовке М.Курбангалпева также однозначно определена в исследовании как результат влияния идей К.Д.Ушинского.

"Конспект педагогики" Нургали Надиэва положен в основу в рамках предмета исследования. Несомненно, главную роль в формировании концепции данного труда сыграли идеи К.Д.Ушинского. Это проявилось, в частности, я основательной антропологической обоснованности материалов, в объяснении психологических явлений сознательной деятельности через психофизиологическую природ*' их реализации. Большое внимание уделено в "Конспекте педагогики" раскрытию сути основных дидактических принципов, способствующих эффективной организации прсцесса обучения среди которых рассмотрены такие принцип!', как системность, последовательность, органичность, ясность, твердость усвоения, самодеятельность учащихся и др.

Ь труда с Г.Ибрагимова большее место отведено разработке как вопросов дидактики в пелом, тек и методики преподавания отдельных предметов, /.зрошег» знание подагогического наследия Н.Л.Добролюбова и К.Д.Ушинского, которые л русски.1 педагогике

заложили традиции развивающего обучения, дозволило Г.Ибрагимову успешно разрешать многие вопросы, связанные с разработкой методов и приемов воспитания самостоятельности у учащихся, развития познавательных сил. Эти выводы были сделаны на основании сопоставительного анализа учебных и методических хниг Г.Ибрагимова "Уроки языка", "Новая литература", "Как преподавать татарский язык" с педагогическими произведениями К.Д.Ушинского.

Габдулла Тукай нашел свое понимание задач образования и воспитания. Выдвинутый им в противовес существовавщей практика медресе и мрктебов взгляд на сущность образования, был очень близок к интерпретации ее в педагогической концепции Ушинского. Наиболее сильный по степени влияния на сознание людей была мысль Г.Тукая о воспитательном значении родного языка; в этом отношении татарский педлгог остался непревзойденным в отечественной культуре. Г.Тукай явился продолжателем дела просветителей татарского и русского народов, блестяще реализовав все составляющие идею народности положения. "Новое чтение" - учебная книга по первоначальному обучению имола опору на лучшие традиции, заложенные в учебных книгах К.Д.Ушинского "Родное слово" и "Детский мир".

Исследомние показало, что процесс развития педагогической мысли в Татарии во второй половине Х1Х-начала XX века был обусловлен историческим развитием России, в нем отразились .социально-политические "тенденции развития государственности, нашли реализацию идейные и теоретические основы, заложенные в отечественной общественной и в тон числе педагогической мысли К.Д.Ушинским наряду с другими прогрессивными педагогами. В ходе исследования на основе сопоставительного анализа педагогических произведений К.Д.Угпинского и произведений и деятельности татарских просветителей и педагогов воссоздан ретроспективный ряд, показывающий проникновение и развитие в татарской педагогике принципа народности в воспитании с опорой на ключевое положение о роли родного языка в построении системы обучения и воспитания. Результаты исследования позволяют сделать гывод о том, что я генезиси и развитии теории первоначального обучения одну из значительных ролей сыграли дидактические идеи и принципы К.Д.Ушинского.

Нв основе предполонения о сходности процессов, имевгих место в исследуемый период, и современных прочессзв, происходящих в республике и других национальны* территориях слелви кырод о возррр.тении в исходное положение на инсу качественном уровне в

Поутих конкретно-исторических условиях, что, на нага взгляд, дает основания для вычленения ретроспективной модели как базавой модели для последующего прогнозного проектирования.

В рамках же нашего исследования вскрытые детерминанты и развитое на их основе содержание позволили в комплексе определить основте_тенщенции процесса творческого использования идей К.Д. Ушинского в теории и практике татарской школы:

- отказ от использования иноязычных систем для развития системы воспитания и образования для татарского народа;

- постановка родного татарского языка в центре созпяваемой системы образования и воспитания и начало научной разработки литературных норм языка;

- теоретическое развитие и практическая реализация идеи светской татарской школы, пающей реальное образование в противовес клерикальной, ортодоксально-схоластической системе медресе и мектебов;

- утверждение в общественном сознании положения о равенстве мужчины и женщины, в том числе и в праве на получение образования и начало практического воплощения данного принципа в практике татарской школы;

- использование и развитие как дидактики в целом, так и дидактических принципов педагогической теории К.Д. Ушинского в частности пси создании учебной и методической литературы по первоначальному обучению и в 'учебно-воспитательной работе.

В ходе исследования обнаружились предпосылки для определения пес£й2изации_псоцесса сазвития педагогических идей К.Д. Ушинского в теории и практике татарской школы во второй половине XIX-начале XX века:

I период /середина 60-х - кг. ;ец 70-х гг./-заложение основ традиции татарской школы по использованию прогрессивных идей К.Д. Ушинского /проект реформы X. Фаизханова, деятельность Ка-юма Насыси/;

П период /начало 80-х - конец 90-х гг./- развитие традиции, заложенной Каюмом Насыри, по развитию идей К.Д. Ушинского в деятельности его учеников и последователей /Ш. Ахмеров и Татарская учительская школа; Г. Ильяси, Ф. Халиди и др./;

Ш, период /конец 90-х - начало XX века/ - новая активизация в развитии идей К.Д. Ушинского, главным образом в дидакти-

не Ш. Кусбангялнев, Г. Ибрагимов, Г. Тукай, И. Надиев и др.).

Историко-педагогические знания, имеющие непреходящий характер и значение, самоценны уже сами по себе, тем болев пенны они я случае творческого применения их внутреннего потенциала в современных условиях. В задачи исследования не входило рассмотрение влияния идей Уиинского на современную иколу в Татарии, однако, на наш взгляд, достаточно значима предложенная актуализация идей К.Д. Уиинского и татарских педагогов через ряд конкретных рекомендаций по их использованию я практике школы.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение вопроса о влиянии идей К.Д. Увинсхого на взгляды татарских просветителей и педагогов. Целесообразно изучить ряд других сторон, в частности, сопоставительный анализ педагогических произведений п антропологическом, философском и других аспектах. Новые возможности открываются для исследований в связи с появившемся доступом к работам многих незаслуженно забытых педагогов.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. К.Д, Улинский и Каем 11асыри//Совет мектебе.- 1990.* 3.- С. 54-55.

2. Идеи К.Д. Уиинского и взгляды татарских просветителей и педагогов//Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции.-Чебоксары, 1991.- Часть I.- С. 99-101.

3. Реализация дидактических идей К.Д. Уиинского в учебных книгах татарских просветителей и педагогов//Магариф.- 1993.-* 4.

Цодписано к печати 2. Л

Тир. 100 _ ______Зак. 43-^3

Лаборатория офсетной печати Казанского госпединститута 420015 г. Казань, ул.Пушкина, Г.