автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе
- Автор научной работы
- Аминов, Марат Тауфикович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аминов, Марат Тауфикович, 1999 год
Введение.
Глава! Эстетжо-педагогические взгляды татарских педагогов и просветителей конца XIX-начала XX веков.,.
1.1. Идеи эстетического воспитания молодежи в трудах Каюма Насыри.
1.2. Проблемы эстетического воспитания в наследии
Габдуллы Тукая.
1.3. Мысли ФатихаАмирхана об эстетическом воспитании.
1.4. Вопросы эстетического воспитания в трудах Гафура Кулахметова.
1.5. Галимджан Ибрагимов об эстетическом воспитании.
Выводы.
Глава II Этнопедагогика татарского народа в современной национальной школе.
2.1. Место татарской национальной музыкальной культуры в эстетическом воспитании школьников.
2.2. Национальная литература и поэзия как средство эстетического воспитания школьников.
2.3. Методы и формы использования в современной школьной практике наследия татарских педагогов и просветителей конца XIX-начала XX вв.
2.4. Значение наследия татарских педагогов и просветителей конца XIX-начала XX вв. для дальнейшего развития педагогической мысли.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе"
Сохранение многовековых ценностей национальной культуры, создание необходимых условий для ее дальнейшего развития являются важной частью решения многих социально-экономических проблем современного мира. Это требует, в частности, критического осмысления накопленного предшествующими поколениями педагогического опыта с использованием современных методов научного анализа и творческого применения всего прогрессивного в практике обучения и воспитания подрастающего поколения. Гуманистическое и демократическое обновление учебно-воспитательной работы в школе, повышение роли родного языка, национальных культур и традиций составляют основу концепции воспитания подлинных интернационалистов и патриотов своей Родины.
В свете вышесказанного большое значение имеют воссоздание и анализ исторической картины становления и развития татарской национальной школы и системы эстетического воспитания в конце XIX - начале XX вв., что необходимо для последующей актуализации теоретического и практического наследия1 прошлых лет, предупреждения возможных методических и практических ошибок и прогноза дальнейшего развития национальной школы.
При этом необходимо, в первую очередь, вычленить из опыта предыдущих поколений те непреходящие человеческие ценности и базирующиеся на них законы и закономерности, которые могут быть взяты на вооружение для решения сегодняшних и завтрашних задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой. История педагогики призвана хранить и воспроизводить все то, что дорого людям и служит интересам всего общества. Как справедливо отметил известный историк педагогики, академик Ф.Ф.Королев, ".многие материальные и духовные ценности, созданные в прошлом в области воспитания, образования и обучения, служат настоящему. Без их освоения невозможно движение вперед, . настоящие педагоги находят в прошлом ответы на многие вопросы современности" (87,92).
Действительно, для глубокого осмысления и эффективного решения современных задач педагогики необходимо критическое изучение и творческое усвоение педагогического наследия прошлого. Выявление художественно-эстетических ценностей и идей в культурном наследии прошлого для использования в современной школе, забота об эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах мировой и национальной культуры остается актуальной задачей всей цивилизации.
В этом плане для. татарской национальной школы большой интерес представляет изучение литературно-педагогического наследия известных татарских деятелей культуры и просвещения К.На-сыри, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Кулахметова, Г.Ибрагимова и др.
В апреле 1996 году прогрессивная общественность широко отметила 110-ую годовщину со дня рождения Г.Тукая. Литературно-художественное наследие Тукая - не только достояние татарского народа, оно принадлежит всему человечеству. Поэтому 100-летний юбилей поэта по решению ЮНЕСКО отмечался во всемирном масштабе.
Через год общественность Татарстана и России отдала дань уважения, по случаю 110-ой годовщины со дня рождения татарскому писателю-демократу, ученому и общественно-политическому деятелю Галимджану Ибрагимову, обогатившему своими высокохудожественными произведениями татарский литературный язык. Ему принадлежит также целый ряд трудов по татарской филологии и лингвистике. В 1932 году Г.Ибрагимову было присвоено звание Героя Труда.
История любой национальной литературы тесно и многосторонне связана с окружающей общественно-исторической действительностью и восходит - непосредственно или через региональную литературу - к мировой литературе, подчиняясь логике литературного процесса в целом. Закономерности той или иной литературы не могут быть поняты вне рассмотрения ее взаимодействия с наиболее развитыми литературами мира. Вышеизложенное особенно актуально для татарской литературы дотукаевского периода. По нашему глубокому убеждению, ее нельзя понять и оценить по-настоящему без.учета восточного фактора, вне контекста восточной классики, поскольку татарско-восточные литературные связи составляют один из важнейших аспектов в системе межлитературных отношений татар с другими народами.
Изучение творчества просветителей способствует более полному освещению идейно-эстетических и художественных особенностей их наследия, отношения первопроходцев современной татарской педагогики науки к реальной действительности, фольклору, языку и народным традициям. К изучению и научному анализу литературной и просветительской деятельности татарской интеллигенции на рубеже двух веков обращались многие советские ученые: В.М.Горохов, Я.И.Ханбиков, Ю.А.Туишев, М.Х.Гайнуллин, М.З.Ту-таев, Р.И.Нафигов, Ш.Ш.Залялиев, Ф.Ф.Исламов, З.Т.Шарафутди-нов, Х.Х.Хакимов и др. Проделана большая работа и по проблеме взаимоотношений между татарской и русской культурами. Немалый вклад в исследование татарской музыкальной культуры внесли М.Н.Нигметзянов, З.Н.Сайдащева, Р.А.Исхакова-Вамба, С.И.Раи-мова, Р.Ф.Халитов.
Труды просветителей по вопросам родного языка и методике его преподавания, по педагогике, фольклору и этнографии татарского народа сегодня достаточно изучены. Однако некоторые аспекты, касающиеся вопросов русско-татарских взаимосвязей в области музыкального воспитания, нравственного и идейно-эстетического совершенствования личности, требуют дополнительного освещения. Они представляют несомненный интерес, поскольку тесно связаны с общественным прогрессом в целом.
Просвещение татарского народа способствовало формированию прогрессивной интеллигенции, пробуждению национального самосознания. Передовые татарские педагоги и просветители Г.Са-ади, М. А.Фазлуллин, М.Курбангалиев, Г. Д.Сайфутдинов и прогрессивная русская общественность в лице В.В.Радлова, В. А.Богородиц-кого и др. выступали за совершенствование приемов обучения и воспитания, за широкое просвещение народа.
Поэтому изучение деятельности прогрессивных для своего времени деятелей культуры, внесших большой вклад в дело просвещения народа, является важной и актуальной задачей.
Исходя из вышеизложенного, ОБЪЕКТОМ настоящего ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс развития педагогики просветительства в Казанском крае конца XIX - начала XX вв.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - эстетико-педагошческие взгляды и деятельность татарских просветителей конца XIX - начала XX вв. и методы использования их позитивных идей в современной школе.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - анализ эстетико-педагогического наследия татарских просветителей конца XIX - начала XX вв., обоснование методов и форм использования их идей в современной национальной школе.
В соответствии с этой целью были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить и охарактеризовать историко-теоретические основы становления и развития эстетико-педагогических воззрений среди татар, показать противоречия между возникшими эстетическими воззрениями, с одной стороны, устаревшими и религиозными с другой.
2. Изучить педагогическую деятельность и наследие прогрессивных татарских педагогов и просветителей конца XIX - начала XX вв. в этой области.
3. Разработать методы и формы использования позитивных идей татарских деятелей просвещения в современной татарской школе.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ данного исследования стали труды отечественных мыслителей о культурном наследии, о литературе и искусстве, законы и категории диалектико-материа-листической философии, методологические и теоретические основы и принципы педагогической науки. Были использованы также труды и высказывания основоположников научного социализма о сущности общественного воспитания, об отношении к культурному наследию, эстетическом воспитании и роли искусства в духовном обогащении народа, о связи воспитания и образования, а также теория педагогического прогнозирования, монографии и статьи по теории и истории педагогики.
Исходя из диалектического метода анализа взаимосвязи и обусловленности явлений общественной жизни были выявлены особенности развития педагогической теории и практики среди татар в условиях российской действительности конца XIX - начала XX вв.
В нашем исследовании мы руководствовались положением о том, что содержание воспитания и образования определяется социальными условиями, а эстетическое воспитание и образование тесно взаимосвязаны. Для выявления и обобщения всего ценного по вопросам эстетического воспитания, в процессе изучения педагогического наследия татарских педагогов-просветителей широко применялся принцип историзма.
ИСТОЧНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили научные, публицистические и литературные труды татарских просветителей конца XIX - начала XX вв., работы прогрессивных деятелей по рассматриваемым проблемам, архивные документы ЦГА РТ, циркуляры и постановления дореволюционного и советского периодов, материалы периодической печати того времени на русском и татарском языках.
Большой вклад в развитие теории эстетического воспитания внесли работы А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинско-го, В.К.Скатерпщкова, Г.В.Лябунской, Н.Л.Гродзенской, В.Н.Шацкой, О. А. Апраксиной и др.
Труды по методологии и истории педагогики, касающиеся рассматриваемых в диссертации проблем, принадлежащие крупным ученым Н.КГончарову, Н.И.Болдыреву, М.А.Данилову, Н.А.Константинову, Е.Н.Медынскому, А.И.Пискунову, В.Н.Столетову, М.Ф.Шабаевой, Я.И.Ханбикову, работы В.А.Караковского, Ф.Ф.Королева, А.Т.Куракина, Л.И.Новиковой об использовании системного подхода при анализе целостного опьгга учебно-воспитательного процесса, а также современная психолого-педагогическая литература, способствовали теоретическому осмыслению основных вопросов нашей темы.
Источниковедческой базой диссертации также явились работы Б.Т.Лихачева, Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина, А.В.Неверова и др. В своем исследовании мы опирались на положения концепции эстетического воспитания учащейся молодежи (Ю.Б.Алиев, А.И.Буров, Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова, Г.А.Петрова и др.), которые обосновали и раскрыли важнейшие элементы системы эстетического воспитания, всесторонне рассмотрев роль искусства, труда, природы, общественной среды и т.д. в эстетическом воспитании, а также вопросы прогнозирования художественного образования в средней школе.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что в ней выявлены актуальные эстетико-педагогические идеи татарских деятелей культуры и просвещения конца XIX - начала XX вв. В области эстетического воспитания определены ведущие направления образования как системы внедрения научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей в образовательно-воспитательном процессе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют современные представления о системе воспитательной работы со школьниками, дают возможность творчески использовать педагогическое наследие татарских просветителей конца XIX - начала XX вв. в воспитании всесторонне и гармонически развитой личности. В современных условиях материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах педагогики и истории, а также в процессе школьного воспитания.
На защиту выносятся:
1. Характеристика историко-педагогических предпосылок становления и развития эстетико-педагогических воззрений среди татар конца XIX - начала XX вв.
2. Методы и формы эстетического воспитания, выдвинутые татарскими просветителями, деятелями культуры и просвещения конца XIX - начала XX вв., актуальные для современной школьной практики.
3. Обоснование преемственности традиций и идей татарских деятелей культуры и просвещения в области эстетического воспитания и их применение в современной школьной практике.
Основные положения диссертации опубликованы в 11 статьях общим объемом 7 печатных листов и апробированы на ежегод-щфцшэговых научных конференциях преподавателей КГПУ, ЕГПИ, НГПИ7йй"|Й(шференциях молодых ученых (1983-87 гг.), на научно-практической\конференции "Совершенствование учебно-воспитаЧ I тельного процесса в начальных классах" (Бугульма, 1986 г.), на Тукаевских чтениях в дни столетия со дня рождения поэта (Казань, 1986 г.) и на научных конференциях, посвященных столетию со дня рождения Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, I-VIII научных конференциях преподавателей НГПИ и др., в практике работы учителей музыки и пения татарских школ г.Казани, средних школ NN 21,24,35,45 г.Набережные Челны, школы N5 г.Нижнекамска, Биклянской средней школы Тукаевского района РТ и др.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержание которых изложено на страницах печатного текста, приложения и списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ.
Творчество и практическая деятельность видных общественных деятелей конца XIX - начала XX веков, татарских писателей-педагогов и просветителей было направлено на культурно-эстетическое воспитание молодого поколения своего народа: они оставили потомкам немало учебной и педагогической литературы, в том числе и по проблемам эстетического воспитания, которая не потеряла своей актуальности и поныне. Формы и методы эстетического воспитания, при всем их.разнообразии и специфичности, тесно свя-заны.друг с другом, соподчинены в едином воспитательном процессе, их разделение носит лишь учебно-методический характер. Они базируются на эмоциональном отношении человека к объекту эстетического восприятия, связаны с преобразованиями эстетического переживания воспринимаемого явления. Эти переживания восходят от более простых к более сложным формам, от наблюдений к деятельности.
Основным звеном коллективного художественного и эстетического воспитания в нашей стране являются детские сады и школы с классной и внеклассной формами обучения. Эстетическое и художественное воспитание осуществляются в основном на уроках литературы, музыки и пения, рисования, а его отдельные элементы проникают и в методику преподавания других дисциплин.
Использование на уроках и внеклассных мероприятиях по литературе произведений татарских композиторов и художников служит более яркому восприятию литературного произведения, помогает ученикам понять, как одно и то же явление действительности отражается в музыке, живописи и литературе.
Правильно организованная художественная деятельность и эстетическое воспитание в рамках предметов эстетического цикла -музыки, пения, рисования и изобразительного искусства оказывают существенное положительное воздействие на процесс совершенствования личности. Успехи в воспитании у ребенка чувства прекрасного во многом зависят от непосредственного воздействия окружающей среды и личности педагога. Учитель призван раскрыть перед ' питомцем красоту природы и человеческого труда, внушить, что человек - это часть природы: он должен жить с ней в гармонии, понимать и беречь ее, уметь наслаждаться ею.
В решении проблем эстетического воспитания отечественная педагогика отводит серьезную роль массовым формам воспитательной работы средствами искусства с учетом особенностей индивидуального развития каждого ребенка. Появление новых форм работы -школьных театров, кино и изостудий, клубов по различным видам искусства и спорта, сочетание классных и кружковых занятий при- • вело к расширению индивидуально-дифференцированной работы с учапщмися. Создаются специальные программы для различных возрастных групп и с учетом интересов детей. На основе такой взаимосвязи классной, внеклассной и внешкольной работы осуществляется последовательное эстетическое воспитание школьников во всем учебно-воспитательном процессе. Однако, на наш взгляд, при этом. недостаточно активно и целеустремленно используется идейно-эстетическое наследие педагогов прошлого, без чего воспитательный процесс теряет часть своей духовной, основы, преемственность опыта . поколений и своеобразие татарской этнопедагогики, на которых должны строиться современная нравственность и эстетическое восприятие окружающего мира. •
Полагаем, что данное исследование еще раз подтверждает насущную необходимость создания целостной современной национальной системы эстетического воспитания молодого поколения, которая учитывала бы упомянутые выше принципы, впервые выдвинутые еще татарскими педагогами-просветителями конца XIX -начала XX веков и развитые в дальнейшем в трудах видных татарских педагогов современности. о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Во второй половине XIX и в начале XX веков в татарском обществе под влиянием русской демократической литературы и прогрессивной общественной мысли возникает общественно-педагогическое и просветительское движение наиболее передовой и демократически настроенной национальной интеллигенции, тесно связанное с интересами народа. Во главе движения стоял пионер татарской педагогической мысли КНасыри.
Система воспитания, выработанная.татарскими педагогами и просветителями представляла собой феноменальное явление в педагогической жизни татарского общества. Их педагогические идеи и взгляды сыграли основополагающую роль в формировании единой системы эстетического воспитания татарской молодежи. Они представляют несомненный интерес и для современных педагогов-практиков и ученых. Одной из величайших заслуг татарской литературы и публицистики того времени является тот факт, что применительно к условиям жизни татарского общества была выработана эстетическая программа критического реализма, ставшего главенствующим направлением развития отечественной литературы и искусства в XX веке.
Разумеется, обращение к передовому педагогическому опыту таких татарских просветителей, как КНасыри, Г.Тукай, Ф.Амир-хан, Г.Кулахметов, Г.Ибрагимов и др., требует творческого подхода: условия, в которых они жили и работали, традиционная, сложившаяся исторически система воспитания детей, да и положение ребенка В семье и обществе того времени в корне отличаются от нынешних. Кроме того, следует помнить, что никакая воспитательная система не может быть универсальной и пригодной для всех времен. А.С.Макаренко, например, писал по этому поводу: "Не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем" (103.190-192).
Педагоги-просветители оставили богатейшее педагогическое и методическое наследие, которое еще не изучено в достаточной мере и не полностью стало достоянием широкой общественности. И чтобы это наследие стало действенным подспорьем в эстетическом воспитании подрастающего поколения, необходимо его обстоятельное исследование, дальнейшая разработка, творческое развитие и применение выдвинутых в нем идей на практике.
Татарские писатели-педагоги видели в просвещении своего народа, в его духовном возрождении и приобщении к культурным и научным достижениям цивилизации и усвоении им накопленных человечеством знаний великую преобразующую силу общественного прогресса и поэтому выступали пропагандистами эстетических знаний, ратовали за сближение культур разных народов, литератур и • литературного языка с народным языком. В центре внимания находилась проблема народности литературы и искусства. Татарская литература начала века уже и не могла ограничивать себя только национальными рамками, поскольку татарская общественность воочию встала перед необходимостью изучения идейно-эстетическо- ■ го наследия мировой классической культуры. Передовые татарские педагоги прошлого развивали национальную культуру, тесно связывая ее с русской и мировой. Решительно осуждая колониальную политику царизма, они вместе с тем избегали какой бы то ни было самоограниченности и всеми силами способствовали культурному сближению народов России. В этот период в одной из своих статей Г.Ибрагимов писал: "Если мы хотим озарить умы солнцем разума и . не желаем задыхаться в своей национальной скорлупе, то мы должны приобщиться к общечеловеческой культуре" (62). Поэтому необходимость борьбы против царизма, как главного препятствия на пути естественной и добровольной культурной интеграции народов, представлялась татарским писателям - революционным демократам вопросом выживания и дальнейшего прогресса самого татарского народа.
Публицисты-просветители обозначили пути решения вопроса о сочетании национального и межнационального в литературе, который и в наше время имеет первостепенное значение в деле, интернационального воспитания молодого поколения. Как известно, воспитательные средства и общественные институты образования и просвещения являются инструментом реализации основополагающих педагогических идей и раскрытия педагогической концепции их создателя той или иной системы воспитания. Татарские педагоги-просветители, следуя духу и насущньш требованиям своего времени, считали важнейшим делом для себя создание прогрессивных школ, где организация учебы и воспитания -эстетического, нравственного, трудового, физического - было бы проникнуто глубоким гуманизмом, заботой о ребенке, стремлением создать все необходимые условия для его развития, образования, воспитания и нравственного совершенствования. .
Исследование деятельности татарских педагогов-просветителей показало, что проблемы демократизации народного образования занимали в ней особое, главенствующее место. Прогрессивные татарские писатели-демократы придерживались в своей практике и добивались претворения в жизнь в общенациональном масштабе следующих основных принципов: равноправие всех языков и наций; расширение сети школ и введение всеобщего начального обучения без учета социального и национального происхождения; необходимость организации полноценного образования для женщин; исключение из педагогической практики всех видов наказания, унижающих человеческое достоинство ребенка.
Деятельность просветителей ознаменовала собой важный скачок в духовной жизни татарского народа и явилась историческим прологом коренного переворота в развитии общественного сознания. Эстетические идеи, декларируемые просветителями и научно обоснованные ими, легли в. основу современной прогрессивной педагогической мысли и стали точкой отсчета при разработке методики преподавания и воспитания в наши дни.
Наше исследование выявило актуальность и значимость идей и высказываний педагогов-просветителей о формах и методах обучения и воспитания детей для современной школьной практики. . Наиболее интересными, на наш взгляд, являются их мысли о' самообразовании, о нравственной, умственной, эстетической, физической и трудовой подготовке детей в условиях школы и семьи. В них. высоко оценивается роль народного учителя в учебно-воспитательном процессе, перед которым ставятся требования, не потерявшие своей актуальности и значения и в настоящее время.
Выдающиеся татарские педагоги-просветители оказывали огромную научную и практическую помощь своим современникам- • учителям. Исходя из опыта прогрессивных учителей, сравнивая и сопоставляя применяемые учебные пособия, просветители сами создавали новые учебники для обучения и воспитания. Рассматривая процессы воспитания и обучения в их диалектическом единстве, они продолжали традиции русской педагогики конца XIX столетия, творчески переработав и применив на практике идею воспитывающего и развивающего обучения. В то же время в деле воспитания гармонически развитой личности педагоги-просветители отводили особое место семейному воспитанию.
Важнейшим требованием, определяющим взгляды педагогов-просветителей на вопросы эстетического воспитания и претворявшимся ими в жизнь в течение всей творческой и научно-практической деятельности, была реабилитация и возрождение искусства на принципах подлинной народности, реализма, художественности и правдивости. Впервые в истории татарской общественной мысли ими были заложены основы материалистической теории искусства и обоснование важнейших принципов реалистического художественного творчества, решение вопросов об общественной роли искусства, его отношения к действительности, понятия прекрасного, единства содержания и формы. Огромным завоеванием критико-эстети-ческой мысли начала XX века явилась разработка вопросов о прекрасном и типическом как составных частях основной проблемы эстетики. Это открыло новые возможности для развития национальной литературы и публицистики. Писатели-просветители внутрен
-140- . не были сориентированы на достижение высочайшего мирового уровня и успели сделать очень многое в этом направлении. Переводы на татарский язык лучших произведений мировой и русской классики способствовали расширению кругозора татарских читателей и воспитанию эстетического вкуса.
К тому же формирование татарской эстетической мысли проходило в тесной связи с возникновением и становлением в начале XX века татарских периодических изданий, что заложило прочный фундамент для развития современной национальной печати.
Впервые в истории развития национальной педагогики труд и производственная деятельность человека были возведены просветителями в ранг одного из важнейших факторов системы воспитания, гармонического развития личности и показателя нравственного облика, выражения чести и достоинства человека. Искусство же,как предмет реализации эстетических идей, в определенной мере может рассматриваться и как вид трудовой деятельности, обладающий всеми ее признаками. С другой стороны, в трудовой деятельности всегда присутствует эстетический элемент, который наиболее отчетливо проявляется именно в искусстве. Эти положения являются нынче общепризнанными постулатами отечественной школы эстетического воспитания. "Эстетика - это прежде всего красота нового человека во всем богатстве и многообразии ее проявления,-пишет В.Н.Шацкая.- Это красота творческого труда, величие достижений науки и техники, красота преобразования природы и общественных отношений, прекрасное в быту" (180.25-26).
Оценивая педагогические и эстетические воззрения татарских педагогов-просветителей конца XIX - начала XX веков в целом, можно утверждать, что их деятельность носила революционный характер, их теоретико-педагогическое и методическое наследие сделало переворот в татарской народной педагогике. В диссертации обобщен материал, на основе которого можно вести исследования для творческого использования педагогических идей и взглядов татарских педагогов и просветителей в эстетическом воспитании.
Исследование позволило разработать некоторые рекомендации по введению в программу обучения педагогических вузов факультативов по эстетическому воспитанию, организаций тематических лекций и спецкурсов, освещающих эстетические идеи и взгляды татарских педагогов-просветителей. Дополнена проблемно-информационная база для более широкого освещения и популяризации основ современного эстетического воспитания в специализированных изданиях, а также в печати, радио и телевидении.
-142
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аминов, Марат Тауфикович, Казань
1. Абдуллин И. Бер документный; тарихы. Г.Колэхмотовньщ тууына 100 ел тулуны каршылап (История одного документа. К 100-летию Г.Кулахметова).// Социалистик Татарстан. 1981. - 29 апр.
2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань: Татгосиздат, 1946. - 319 с.
3. Агишев Я:, Пехтелев И. Габдулла Тукай. Казань: Татгосиздат, 1946. - 41 с.
4. Айтматов Ч. Воспеть красоту советского человека. // Коммунист Татарии. -1972. N 11.
5. Акьегет-задэ М. Хисаметдин менла. -Казань, 1886. 72 с.
6. Аманалиев Б. Социально-политические и философские идеи Токтогула и Тоголоко Молдо. Фрунзе: Киргиз, гос. изд., 1963. -228 с.
7. Амирхан Ф. Казан, 3 октябрь (Казань, 3 октября).// Эл-Ислах. Казань: - 1907. - N 1.
8. Амирхан Ф. Г.Тукаев шигырьлэре (Стихотворения Г.Тукаева).// Эл-Ислах. Казань: -1907. - N 9.
9. Амирхан Ф. К вопросу о татарской литературе.// Ол-Ислах. Казань: - 1907.-N 7.
10. Амирхан Ф. Одэбият кичэсе (Литературный вечер).// Ол-Ислах. Казань: - 1908. - N 13.
11. Амирхан Ф. Казан, 9 февраль (Казань, 9 февраля).// Ол-Ислах. Казань: - 1908. - N 18.
12. Амирхан Ф. Толстойныц сиксэн еллык юбилее (Восьмидесятилетний юбилей Толстого).// Ол-Ислах. Казань: -1908. - N 22.
13. Амирхан Ф. Низамлы мэдрэсэ (Благопристойное медресе). • // Эл-Ислах. Казань: - 1908. - N 22.
14. Амирхан Ф. Яшьлэр колагына бер суз (Слово молодежи).- 143
15. Эл-Ислах. Казань: - 1908. - N 29.
16. Амирхан Ф. О переводах и требованиях к ним.// Иолдыз. -Казань: 1910. - N 528.
17. Амирхан Ф. "Шэрыкъ" клубында (В "Восточном клубе"). // Йолдыз. Казань: -1912. - N 896.
18. Амирхан Ф. Мэдрэсэлэремездэ эдэбйят дэреслэре (Уроки литературы в наших медресе).// Кояш. Казань: - 1913. - N 229.
19. Амирхан Ф: Избранное в 2-х томах. Т. 1.-Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 600 с.
20. Амирхан Ф. Избранное в 2-х томах. Т.2.-Казань: Таткнигоиздат, 1958. - 614 с.
21. Амирхан Ф. Хаят. Казань: Таткнигоиздат, 1968. - 88 с.
22. Амирхан Ф. Избранное. М.: Худ. лит-ра, 1975. - 320 с.
23. Амирхан Ф. На перепутье: Рассказы и повести. Казань: Таткнигоиздат, 1979. - 238 с.
24. Амирхан Ф. Сочинения в 4 томах.-Т. 1: Рассказы (19071922 гг.). Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 479 с.
25. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Петроград: Огни, 1918.-112 с.
26. Баязитов А. Отношение Ислама к науке и иноверцам. -СПб.: 1887. - 102 с.
27. Бейбулатов Т. Эстетико-духовная пища.// Тан-Чулпан. -1918. - N 13,
28. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. / Н.Ф.Бельчиков и др. Т.1. - М.: - изд. АН СССР, 1954. - 574 с.
29. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. / Н.Ф.Бельчиков и др. Т.5. - М.: - изд. АН СССР, 1954. - 864 с.
30. Белинский В.Г. Избранные сочинения в 3 томах. Т.2. -М.: - ОГИЗ, 1948. - 932 с.
31. Белинский В.Г. Избранные сочинения в 3 томах. -Т.1.-М.:-144- ОГИЗ, 1948. 928 с.
32. Бороздин В. Татар телендэ беренче опера "Сания".// Кызыл Татарстан. -1925. 9 июля.
33. Боровой JL Путь слова: Очерки. -М.: Советский писатель, 1963. 746 с.
34. Валеев Д. Ашкыну.// Казан утлары. 1981. -N5. - С.147151.
35. Вафин Я.Г. Тукай эсэрлэрен ейрэнгэндэ класстан тьпп эшлзр (Использование произведений Г.Тукая во внеклассной работе).// Совет мэктэбе. 1968. №. - С. 19-22.
36. Вургун С. // Социалиста® Татарстан. -1966. -16мая.
37. ГалиМ. Тукай-жырчы, жыр hoM музыка союче (Тукай-поэт и любитель музыки).// Совет эдэбияты. Казань: - 1943. -1ST4.
38. Гафури М. Тормьпп юлым: Йстэлеклэр (Моя жизнь: Воспоминания). Татгосиздат. 1952. -127 с.
39. Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб.: Иван Глазунов, 1799. - 911 с.
40. Гиззат Б. Гафур Кулахметов (к 80-летию со дня рождения татарского писателя).// Литература и жизнь. -1964. 5 мая. - С.З.
41. Глинка М.И. О музыке и музыкантах/ сост., ред., вст. статья и коммент. Л.А.Орловой. М.: Музиздат, 1954. - 87 с.
42. Горький М. О .детской литературе: Статьи и высказывания/ сост. и вступ. статья Н.Медведевой. 3-е изд., перераб. - Детиздат, 1954. - 432 с.
43. Дмитриев Н.К. Каюм Насыри как филолог./ К.Насыри. 1825-1945: Мат. научных сессий, поев. 120-летию со дня рожд. -Казань: Таткнигоиздат, 1946. 160 с.
44. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы: Перевод со словацкого. М.: Прогресс, 1979. - 122 с.-14544. Записки императорского русского географического общества. Вып. 6-ой. - 1880. -180 с.
45. Ибрагимов Г. Альбом.// Ад. Казань: - 1914, дек. - 302 с.
46. Ибрагимов Г. Беек остазымныц кайбер тээллифлэре (Некотоые уроки великого наставника).// Ад. Казань: - 1915.
47. Ибрагимов Г. Дэрес китаплары хакында кицэш мэяугесе (Решения Уфимского совещания о школьных учебниках).// Ад. -1915. -N15-16.
48. Ибрагимов Г. Татар имласындаяца агымнар (Новые веяния в татарской письменности). Ад. - Казань: - 1915. -N5.
49. Ибрагимов Г. Теллэре башка булса да, куделлэре бер (Языки разные, душа единая).// Ад. Казан: - 1916. -N5.
50. Ибрагимов Г. Татар матбугаты (Татарская печать). //Йолдыз. Казань: -1910.-N490.
51. Ибрагимов Г. Тэрясемэ Ьэм аньщ шартлары (Перевод и требования к нему).// Йолдыз. Казань. - 1910.-N528.
52. Ибрагимов Г. Рус мехэррирлэреннэн мэшЬур интикадчы В.Г.Белинский (Видный русский писатель-критик В.Г.Белинский). // Йолдыз. Казань: -1910. - N 546.
53. Ибрагимов Г. Одэбият мэсьэлэлэре.// Йолдыз. Казан: 4911.-10 фев.
54. Ибрагимов Г. Яда китап менэсэбэтлоре (Отношение к новым книгам).// Йолдыз. Казань: -1912.-12 января.
55. Ибрагимов Г. Мэдрэсэ чуалулары (Волнения в медресе). // Йолдыз. Казан: -1913. - N 967.
56. Ибрагимов Г. О постановке пьес "Женитьба" и "Марат Селимов".// Урал. Казань: - 1907. - N 26.
57. Ибрагимов Г. Татар шагыйрьлэре (Татарские поэты). // Идел. Казань: - 1912. - N 428, 429, 430.
58. Ибрагимов Г. Вопросы литературы. Казань: -1911-12.-146- С.35-57.
59. Ибрагимов Г. Татар шагьшрьлэре. Оренбург: - 1913.- 103с.
60. Ибрагимов Г. Мерэттиплэрдэн (Уважаемые).// Яца эдэбият. Казань. - 1914. - С.2.
61. Ибрагимов Г. Альманах. Казань: - Мэгариф. -1915. -120 с.
62. Ибрагимов Г. Хэзерлэнэ башларга вакьгг ждтмэдеме? (Не пришло ли время для подготовки?).// Тормыш. Казань: -1915.-27 нояб. - 202 с.
63. Ибрагимов Г. Эдэбият кануннары (Каноны литературы). -Казань: Сабах. - 1918. - 121 с.
64. Ибрагимов Г. Пролетариат диктатурасы hoM Ленин (Диктатура пролетариата и Ленин).// Кызыл Армия. Казань: -1920.- 22 апр.
65. Ибрагимов Г. Каюм Насыйри мэж;мугасы (Избранные произведения Каюма Насыри). Казань: - Таткнигоиздат, 1922. - 202 с.
66. Ибрагимов Г. Пролетариат эдэбияты турында (О пролетарской литературе). М.: - Нэшрият, 1924. - 74 с.
67. Ибрагимов Г. Кара маяклар яки ак эдэбшгглар (Черные маяки или белая литература). Казань: - Таткнигоиздат, 1924. - 69 с.
68. Ибрагимов Г. Предисловие к брошюре.// Безнец юл. -Казань. 1925. - N 2.
69. Ибрагимов Г. Имла, тел, эдэбият мэсьэлэлэре (Проблемы письменности, язьша и литературы). Казань: - Таткнигоиздат, 1927. -119 с.
70. Ибрагимов Г. Татар мэдэнияте нинди юл белэн барачак? (По какому пути пойдет татарская культура?). Казань: - Татгосиздат, 1927. - 40 с.
71. Ибрагимов Г. Эдэбият мэсьэлэлэре (Вопросы литературы) /сост. и прим. М.Хасанова. Казань: - Таткнигоиздат, 1960. - 243 с.-14772. Ибрагимов Г. Собр. соч. в 8-ми томах. Казань:-Таткнигоиздат, 1976. Т.4. - 462 с.
72. Ибрагимов Г. Собр. соч. в 8-ми томах. Казань: -Таткнигоиздат, 1978. - Т. 5. - 615 с.
73. Ибрагимов Г. Молодые сердца: Роман и рассказы. -Таткнигоиздат, 1980. 240 с.
74. Ибрагимов Г. Наши дни: Роман. М.: Современник, 1983.- 454 с.
75. Ибрагимов Г."Урал" 1юм "уралчылар". Собр. соч. в 8-ми томах: исторические труды (1911-1927 гг.). Казань: - Таткнигоиздат, 1984.-Т.7.-539 с.
76. Ибрагимов Г. // Совет эдэбияты. Казань: -1933.- N2-3.-116 с.
77. Известия Общества археологии, истории и этнографии/ t.XXII, вып. 1, Казань: - КГУ, 1896.- С.97.
78. Известия Общества археологии, истории и этнографии/ t.XII, вып.5. Казань: - КГУ, 1896.-С.375.
79. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения/ под ред. А.С.Бушмина. М.: - Наука, 1974. - 274 с.
80. Кадыров О.Х. В борьбе за художественность/ сборник аспирантских работ. Право, история, филология. Казань: - КГУ, 1964.-С. 193.
81. КамалГ. Сочинения./ Сост. М.Гали. Казань: - Татгосиздат, 1951.-Т.2. -239 с.
82. Карам Г. Габдулла Тукаев.// Ац. Казань: -1914. - N 7. -С.131.
83. Карам Г. Рецензия на драму Ф. Амирхана "Молодые".//Ац.- Казань: 1915. - N 4. - С. 86, 239.
84. Кербабаев Б. Живой голос художника.// Правда. 1962. -13 марта.-14886. Козлов И. А. О народной музыке северных мусульман. // Доклад от 4 марта 1928.
85. Королев Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях.// Советская педагогика. 1970. - N 12. - С.92.
86. Кулахметов Г. Хатыннар мэсьэлэсе (Женский вопрос). // Азат. 1906. - N 21.
87. Кулахметов Г. Меселман егетлэре Ьэм рус кызлары (Мусульмане и русские девушки).// Казан мехбире. Казан: - 1906. -N148.
88. Кулахметов Г, // Волжско-Камская речь. Казань: -1913. -9 янв.
89. Кулахметов Г. Сайланма эсэрлэр (Избранные произведения). Казань: - Таткнигоиздат, 1952. - 120 с.
90. Кулахметов Г. Разрушенный мол. Казань: - Таткнигоиздат, 1981.-104 с.
91. Кулахметов Г. Яшь гомер. Сайланма эсэрлэр (Молодая жизнь. Избранные произведения). Казань: - Таткнигоиздат, 1981.-384 с.
92. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: - Худ. лит-ра, 1967.-С.663.
93. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1979. - Т.2. - 564 с.
94. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1979. - Т. 19. - 627 с.
95. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1980. - Т.24. - 567 с.
96. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1980. -Т.30. - 561 с.
97. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1981. - Т.38. - 579 с.
98. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1981. - Т.41. - 695 с.
99. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. - М.: -Политиздат, 1981. -Т.42. - 606 с.
100. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: опыт методологического исследования. М.: - 1974. - 236 с.
101. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2 томах. М.: -Педагогика, 1977. - Т.2. - С. 190-192.
102. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 томах. 2 издание. - М.: - Госполигиздат, 1954-1981. - Т.1. - 699 с.
103. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 томах. 2 издание. - М.: - Госполигиздат, 1954-1981. - Т. 10. - 771 с.
104. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 томах. 2 издание. - М. : - Госполигиздат, 1954-1981. - Т. 12. - 879 с.
105. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 томах. 2 издание. - М.: - Госполигиздат, 1954-1981. - Т.21. - 745 с.
106. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений в 50 томах. 2 издание. - М.: - Госполигиздат, 1954-1981. - Т.23. - 907 с.
107. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: 1956. - 620 с.
108. Материалы для географии России. Казанская губерния. / Сост. М.Лаптев. СПб.: -1861. - 615 с.
109. Махмудов М. Практическое руководство к изучению татарского языка. Казань: - И.Дубровин, 1857. - С. 253-255.
110. Михайловский А.И. Преподаватели, учившиеся и служившие в Императорском Казанском университете (1804-1904 гг.), 4.1. Казань: - 1904. - 1094 с.
111. Музыкальная культура Советской Татарии./ под ред. проф. Г.И.Литинского. М.: - Музиздат, 1959. - 246 с.
112. МухамметзяноваГ.В. Формирование коммунистическогомировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания.- Казаны КГУ, 1980. -175 с.
113. Мухаммадиев Р.С. Проблемы формирования татарской литературной критики (1905-1917 гг.). Казань: - Таткнигоиздат, 1982. -144 с.
114. Мэкалэлэр жыентыгы (Сборник статей)./ Сост. Х.Хисматуллина. Казань: - Таткнигоиздат, 1966. - 158 с.
115. МарджаниШ. Эр-рихлэт (Путешествие)-Казань: -Гасыр, 1898.-С.26.
116. Марджани Ш. Мэкалэлэр жыентъпы (Сборник статей).- Казань: Гасыр, 1915. - С.564-565.
117. Марджани Ш. Избранные произведения к 100-летию.- Казань: Гасыр, 1915. - С.639.
118. Насыри К. ФэвакиЬ-эл желэса фил эдэбият (Плоды собеседования по литературе). Казань: - КГУ, 1880. - 615 с.
119. Насыри К. Кабуснамэ. Казань: - КГУ, 1882. - 240 с.
120. Насыри К. Кабуснаме. изд. 2. - М.: -1958. - 263 с.
121. Насыри К. Кавагыйдэ кыйраэт русия (Правила русской грамматики). Казань: - КГУ, 1889. - 24 с.
122. Насыри К. Календарьлар (Календари)/ рукописи 18711897 гг. Казань: - 1890. - 40 с.
123. Насыри К. Календарьлар (Календари)/ рукописи 18711897 гг. Казань: - 1891.-48 с.
124. Насыри К. Календарьлар (Календари)/ рукописи 18711897 гг. Казань: - 1892. - 47 с.
125. Насыри К. Календарьлар (Календари)/ рукописи 18711897 гг. Казань: -1894. - 72 с.
126. Насыри К. Мэнэфигъ эгъза во кануны сыйххэт (Польза вещей и законы здоровья). Казань: - КГУ, 1893. - 110 с.
127. Насыри К. Гелзар вэ чэмэнзар. Казань: - КГУ, 1894.
128. Насыри К. Ысулы ж;эгърафия кэбир (Учебник по географии), 1-3 томы. Казан: - 1894-1899. -Т.1.-207 с.
129. Насыри К. Тэрбия китабы (Книга о воспитании). Казань: -КГУ, 1898.-24 с.
130. Насыри К. Кырык бакча (Сорок садов). Казань: - изд-во бр. Каримовых, 1902. - 80 с.
131. Насыри К. (1825-1945): Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рожд. Казань: - Татгосиздат, 1948. -140 с.
132. Насыри К. Сайланма эсэрлэр (Избранные произведения).- Казань: Таткнигоиздат, 1953. - 418 с.
133. Насыри К. Сайланма эсэрлэр (Избранные произведения) / под ред. канд. фил. наук М.Гайнуллина. Казань: - Таткнигоиздат, 1956.-419 с.
134. Насыри К. Сайланма эсэрлэр (Избранные произведения).- Казань: Таткнигоиздат, 1974. - 339 с.
135. Насыри К. Сказание о мудром Абу Али Сине.- Казань: -Таткнигоиздат, 1981: 128 с.
136. Нафиков Р. Иц беек максат.// Казан утлары. Казань: -1983.- N 4. - С. 169.
137. Нуруллин И. Тукай эстетикасы турында мэкалэлэр (Статьи об эстетике Г.Тукая)-Казань: -Таткнигоиздат, 1956. -136 с.
138. Нуруллин И. Путь к зрелости. Казань: Таткнигоиздат, 1971.-118 с.
139. Нуруллин И. Напевы мятежного саза: Повесть о жизни и творчестве Г.Тукая. Г.Тукай. Стихотворения, поэмы, сказки./ Пер. с тат. М.: - Детская литература, 1986. - 222 е., илл.
140. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: -Высшая школа, - 1984. - 336 с.-152143: Пехтелев И.Г. Эстетические идеи в поэзии Г.Тукая.- Казань: -Татгосиздат, 1946. 64 с.
141. Программа курса истории татарской советской музыки (проект). Казань: -Таткнигоиздат, 1956. - С. 14.
142. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: -Музиздат, 1956. - 398 с.
143. Рубинштейн С. Л. Проблема общей психологии. М.:- Педагогика, 1973. 423 с.
144. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб.: - 1897. - 330 с.
145. Сайганов А. Д. Эстетика Ф.Амирхана и эстетические идеи в татарской реалистической литературе конца XIX начала XX века: Автореф. докт. дисс. - Баку, 1972. - 56 с.
146. Тагиров Р. Г.Колэхмэтов биографиясенэ карата кайбер материаллар (замандашлары истэлеклэр еннэн) (Дополнения к биографии Г.Кулахметова по воспоминаниям его современников). // Совет эдэбияты. 1946. - N 5. - С.82-84.
147. Татары среднего Поволжья и Приуралья. М.: - Наука, 1967. - 538 с.
148. Татар халык мэкальлэре (Татарские народные пословицы) /сост. Н.Исанбет. Казань: - Таткнигоиздат, 1967. - 600 с.
149. Татар эдэбияты, XIX йез (Татарская литература, XIX век).- Казань: Таткнигоиздат, 1968. - 525 с.
150. ТуишевЮ.А. Общественно-педагогическая деятельность Г.Тукая. Казань: Таткнигоиздат, 1963. - 111с.
151. Тукай Г. Милли хислэр (Национальные чувства).// Фикер. -Уральск:-1906.- N31.
152. Тукай Г. Шигырьлэребез (Наши стихи).// Фикер.- Уральск: -1907. 22 апр.
153. Тукай Г. Бэйрэм, без вэ урыслар (Праздники, мы и-153русские).// Эл-Ислах. Казань: - 1908. - 1 янв.
154. Тукай Г. Литературно-музыкальный вечер в "Новом клубе".// Йолдыз. Казань: - 1911. - 18 янв.
155. Тукай Г. Халык эдэбияты (Народная литература). Казань:- Татгосиздат, 1946. С.31, 40.
156. Тукай Г. Стихи, поэмы, сказки.-Казань: Таткнигоиздат, 1951.-387 с.
157. Тукай Г. Избранное в 2 томах. Казань: - Таткнигоиздат, 1961.-Т.2.-514 с.
158. Тукай Г. Стихотворения; поэмы; сказки./Избранное. -М.:- Худ. лит-ра., 1986. 239 с.
159. Тукай Г. Стихотворения, поэмы, сказки. Казань:- Таткнигоиздат, 1986. 415 с.
160. Тукай Г. Произведения в 4 томах. Казань:- Таткнигоиздат, 1975. Т.З. - 438 с.
161. Тукай Г. Произведения в 4 томах. Казань:- Таткнигоиздат, 1975. Т.4. - 446 с.
162. Тукай Г. Произведения в 5 томах. Казань:- Таткнигоиздат, 1985. г Т.4. 351 с.
163. Тукай Г. Произведения в 5 томах. Казань:- Таткнигоиздат, 1985. Т.З. - 391 с.
164. Ушинский К.Д. Собр. соч. М. - Л.: - изд. АПН СССР.- 1954. 444 с.
165. ФахретдинР. Эсэр (Следы). Оренбург: - 1901-1908. -Т.1 (1-15 ч.). - С. 66, 450.
166. Фукс К. Праздники Казанских татар.// Заволжский муравей. III ч. -1834. - N 17. - С. 188,190-193.
167. Ханбиков Я.И. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г.Ибрагимова: Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: - Таткнигоиздат, 1967. - 232 с.
168. Ханбиков Я.И. Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX начале XX веков. - Казань: - Татполиграф, 1979.-С.53.
169. Ханбиков Я.И. Педагогические взгляды Г.Кулахметова: Сборник статей, посвященный 100-летию со дня рождения писателя-революционера. -Казань: Таткнигоиздат, 1983. -С.94.
170. Хасанов М. Галимджан Ибрагимов.-Казань: -Таткнигоиздат, 1969. 327 с.
171. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. в 15 томах. М.: -Госполитиздат, 1939-1953. - Т.З. - 599 с.
172. Шарафутдинов З.Т. Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. Казань: КП "Набережночелнинская типография", 1998.- 306 с.
173. Шино П.А. (Пашино). Волжские татары.// Современник.- СПб: 1860. - T.XXXI. - С.261.
174. Эйхенвальд. Страстный поклонник музыки.// Красная Башкирия. -1946. 27 апр.
175. Эстетика и человек: Материалы теоретической конференции 18-19 ноября 1966 г. М.: - 1967. - С. 25-26.
176. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Казань: 1998. - 19 с.
177. ЦГА РТ, ф.970, оп.1, ед.хр.6, лл.6,12 обр.
178. ЦГА РТ, ф 970, оп.1, ед.хр.1, л.1 обр.- 155
179. ЦГАРТ, ф.1, on. 1, д. 1280, лл.1-12.
180. ЦГАРТ, ф.1, оп.1, д.1305, л.20.
181. ЦГАРТ, ф.1, оп.1, д.47096, л. 11.
182. Архив ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, ф.22, оп.1, ед.хр.20, л.81.
183. ЦГАРТ, ф.22, оп.1, ед.хр.9223, л.4.
184. ЦГАРТ, ф.199, оп.1, д.1212, л.64.
185. ЦГАРТ, ф.199, оп.1, д.1714, лл.119,155, 219, 233, 242.
186. ЦГАРТ, ф.420, оп.1, д.53, л.14.
187. ЦГА РТ, ф.420, оп.1, д.107, л.8.
188. ЦГАРТ, ф.1118, оп.1, д. 10, лл.2-3.
189. ЦГА РТ, ф.1118, оп.1, д. 108, лл.212-213.
190. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДИССЕРТАЦИИ:
191. Арслаиова А.Г. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национального искусства: Канд. дисс. -1986.
192. Нуруллин И. З. К вопросу о развитии идейно-эстетических и литературно-критических взглядов Г.Тукая: Канд. дисс. Казань: -1953.
193. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использовании их в современной школьной практике: Канд. дисс. Казань: -1973.
194. Ханбиков Я.И. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа: Докт. дисс. -1968.1. НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ:
195. Алиев Ю.Б. Роль и место самообразования в художественном образовании школьников-подростков.// Новые исследования в педагогических науках. М.: - 1991. - Вып. 2(58).- С. 54-58.
196. Атласова Е.М. Воспитание учащихся средстваминародного искусства в технической школе-комплексе.// Пути совершенствования учебно-воспитательной работы в школах Якутии. Якутск: -1990. - С.43-47.
197. Волович JI.A., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе /РАО. Поволжский отдел. -Казань: ИССО. 1997. -36 с.
198. Гончарук А. Идет педагогический поиск: Разработка и апробация в базовых школах МГПУ новых программ эстетического воспитания учащихся средствами зрелищных искусств.// Искусство в школе. 1995. - N 3. - С.71-72.
199. Гришин А. А. Воспитание нравственно-эстетических чувств и вкусов старшеклассников в процессе отношений к искусству: Клуб любителей искусства при средней школе NN 10 и 44 г.Пензы.
200. Проблемы подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности. Пенза: -1993. - Вып.2. - С.77-83.
201. Гуркова В.В. Душа обязана трудиться: Опыт эстетического воспитания школьников шк. N 10 г.Новосибирска.//Начальная школа. -1992.- N 11-12.-С.31-33.
202. Зубатюк В.И. Воспитание эстетической восприимчивости у детей.// Начальная школа. -1993. N 6. - С.44-45.
203. Квятковский Е.В. Духовное развитие школьников // Советская педагогика. -1991. N 1. - С.21-26.
204. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. -Казань: Заря Тац. 1994. -114 с.
205. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся: Из опыта работы школ России./ Институт общего образования Мин. образования РФ; сост. В.Я.Коровина, Н.И.Кучер. М.: - 1991. - 250 с.
206. Неменский Б.М. Воспитание искусством.// Социально- 157политические науки. 1991. - N 4. - С. 50-57.
207. Художественная культура и гуманизация образования: Межвузовский сборник научных трудов./Рос. гос. пед. универс. им. А.И.Герцена. СПб: - Образование, 1992. - 152 с.
208. Шпикалова Т.Я. Воспитание памяти исторической, культурной и народной: Детский праздник "Чудеса народного искусства" в музее-заповеднике Троице-Сергиева монастыря.
209. Начальная школа. 1994. - N 1. - С.49-55.-158
210. Литературно-музыкальный вечер на тему . "ХАЛЫК ЗУР УЛ, КЭЧЛЕ УЛ, ДЭРТЛЕ УЛ, МОЦЛЫ УЛ, ШАГЫЙРЬ УЛ" (Г.Тукай). ("НАРОД ОН МОГУЧИЙ., ОН ПЕВУЧИЙ, ОН ПОЭТ"- Г.Тукай).
211. Беек татар шагыйре Габдулла Тукайньщ тормышюлы, ищаты, педагогик Ьэм могърифэтчелек эшчэнлеге турыяда берничо суз.1. Алып баручы:
212. Куп яттык без мэдрэсэдэ, Адламадык бернэрсэ дэ, Селкенмэдек таш тесле без, Ж^илбер-жддбер жил иссэ дэ.2 нче шэкерт:
213. Укып мантыйк, булдык палач, Чэйнэп сагызлар лач та лач, Ни он тугел, камыр тугел, Булдык без пешмэгэн калач.3 нче шэкерт:
214. Ялкаулыкмы кирэк бездэ, Адкаулыкмы - кирэк бездэ, Булган, пепшэн, уцган шэкерт Мецнэн бердэн сирэк бездэ.4 нче шэкерт:
215. Хуш! Хуш! Хэзрэтлэр, без киттек, Сездэн изгелеклэр кеттек, Кетмэдек тугел, куп кеттек, Киттек шул без, инде киттек.5 нче шэкерт:
216. Ойдэ, хальшка хезмэткэ, Хезмэт эчендэ йезмэккэ, Бу юлда сездэн Ьэр терле Лэгънэт-хурлыкка тузмэккэ!
217. Шдкертлэр С9ХН9Д9 калалар. "Таз малай" биюе балшарыла, биюче белэн шокертлор чыгып китэлэр. Окршгено "Тэфтилэу" кее шпетело. Алып баручы:1. Бертуктамый сайрый,1. И сайрый ла.1. Ьаман сайрый тургай,1. Сау-таза икэн Толстойдай1. Йез яшьлек Тукай.
218. Чэчлэре генэ азрак кемешлэнгэн,1. Кузлэре шул ук аньщ.
219. Бер атлый да туктап тьщлап тора1. Тургай тавышларын:
220. Нинди аяз, нинди зэцгэр кугец,1. Нинди якты иртэц.
221. И туган жир, синме соц бу?"- диеп,1. Гаж;эплэнэ микэн?
222. Сеенэ микэн, куреп hop тарафта1. Муллык ташыганын?
223. Танымый да микэн эллэ инде1. Туган Кырлай ягын?
224. Узьш барган бер малайга энэ:1. Балакаем",- ди ул,1. Кем жырлары анда ишетелэ,1. Эйтче, нинди кой ул?
225. Кайсы яктан соц син узец, бабай?"1. Ай-Ьай, кара, кара.
226. Тукайны соц юкмы ишеткэнец?"1. Диеп келэ бала 1. Йоз яшьлек Тукай.
227. Ьаман коела вдргэ гузэл моцнар,1. Ь.аман сайрый тургай.
228. Тэфтилэу" башкарыла. ((Эш беткэч, уйнарга ярый" штыре буенча инсценировка. Сэхнэнец кырыендараж бер бала дэрес эзерлэп угыра. Берякта алмагач уеэ, алмагачта салдугачсайрьш.
229. Икенче яктаннур сибепкошп балкый (автор, кояш, сандугач ^ Ьом алмагач сузлоре сэхнэ артыннан укыла).1. Автор:
230. Бик матур бер ж;эйге кен встэл янында бер сабый Ян тэрэзэ каршысында Иртэнге дэресен карый, Чын кунел берлэн укый ул, Кат-кат эйтеп hap сузен, Бик озак пгунда утырды, Бер дэ алмастан кузен. Кояш:
231. И сабый, эйдэ тышка, Ташла дэресец, кунел ач!
232. Ж^ггте бит, бик кур тырыштьщ, Торма бер ждрдэ Ьаман, Чыкчы тышка, нинди якты, Нинди шэп уйнар заман!1. Бала:
233. Тукта, сабыр ит, уйнамыйм: Уйнасам дэресем кала. Кен озьш ич, ул уенньщ Мин Ьаман вакытын табам. Чыкмамьш тышка, уенга, Булмыйча дэресем томам. Автор:
234. Ул шулай дип, кимчелек бирми укырга дэртенэ, щ Бик каты ихлас белэн чынлап ябышты дэресенэ.0й турендэ шул заман сайрый ботакта Сандугач,-162
235. Ул да шул бер сузне сайрый: Сандугач:1. Ойдэ тышка, куцелец ач!
236. Ж^итте бит, бик куп тырыштьщ, торма бер адрдэ Ьаман, Чыкчы тышка, нинди Ьэйбэт, нинди шэп уйнар заман!1. Бала:
237. Юк, сееклем, Сандугачым, уйнасам дэресем кала. Туктале, бетсен дэрес, эйтмэсэц дэ уйнармьш, Син дэ сайрарсьщ матурлап5 мин авазьщ тьщлармьш! Автор:
238. Ул шулай дип, Ьич зарар бирми укырга дэртенэ, Бик каты ихлас белэн чьшлап керепгге дэресенэ. Шул вакытта ей турендэ бакчада бер Алмагач Чакыра тышка сабыйны. Алмагач:1. Эйдэ тьппка, куцелец ач!
239. Бик куцелсездер сица эштэ утырмак 1юрвакыт,
240. Эйдэ, чык син бакчага, ждтте хэзер уйнар вакыт!1. Бала:
241. Юк, свекле Алмагачым, уйнасам, дэресем кала. Тукта, сабыр ит аз гына, и кадерле алмагач, Ьич уенда юк кызык, дэресем эзерлэп куймагач. Автор:
242. Куп то утми, бу Бала куйды тэмамлап дэресене, Куйды бер читкэ жьхеп дэфтэр, китапны барысыны.1. Бала:
243. Йэ, кем чакырды мине? Ойдэ, кемуйный? Тэмам итгем хэзер мин дэресеми! Автор:
244. Шунда ацгар бик матурлап, елмаеп келде Кояш,- 163
245. Шунда ацгар кып-кызыл зур алма бирде Алмагач; Шувда ацгар шатланьш сайрап ждбэрде Сандугач, Шунда ацгар баш иделэр бакчада Ьэрбер агач. Сэхнэ ябыла, бер укучы чыгып "Эшкэ вндоу" шигырен укый, cqxhq артыннан экренгенэ "Эллуки" кее ишетелэ. Алып баручы:
246. Халкым да юк минем, ядыр да юк! Таныш бу мод мица, куптэн таныш -Ул тироннэн килэ, тироннэн, Аны тыцлап, эле Болгар бабам Каен бшпеклэрдэ тирбэлгэн. Бу мод белэн Тукай калкып чыккан, Бу мод БаЬавилар ж;ырьшда Безнед куцеллэргэ кереп калган.- 164
247. Кей кечлерэк ишетелэ башлый. Алып баручы:
248. Чиертеп сазьш ул жырлады, Моц белэн, хэсрэт белэн Тулган иде бар жэдшары.
249. Буын арты буъш алмашыньгр, Гасыр арты узар гасырлар. . Шигъриятнец Ьэйкэленэ шулай Язлар Ьаман геллэр ташырлар. Халык моцы синец моцьщ булды, Халык куцеле синец куцелец. .-165
250. Ил гомере, халык гомере кебек,
251. Озьш булыр, шагыйрь, гомерец!1. Тукай" марты яцгырый.
252. Файд алану ечен естэмэ эдэбият:1. "Туган тел", Г.Тукай/ Г.Тукай пшгырьлэренэ халык Ьэм татар композиторлары кейлэре, тез. Ф.Эхмэтов.- Казан, Тат. кит. нэшр., 1975.- 84 б.
253. Г.ИбраЪимовньщ тормышьша Ьэм ижади юлына багышланганэдэби-музыкаль монтаж).1. СОЛДАТ РЕВОЛЮЦИИ"литературно-музыкальный утренник, посвященный жизни итворчеству Г.Ибрагимова).
254. Кичэ залда бара. Тур яктагы диварга Г.ИбраЪимовныц портреты эленгон, туган елыкурсэтелгон. Портрет Г.ИбраЬимовныц туган- ускон якларындагы табигать фонында эшлэнгэн.
255. Портрет янына ярымтугэрэк булып укучылар баскан.1 нче алып баручы:
256. Г.Ибра.шмовныц конфискациялэнгэн "Безнец кеннэр" романы татар совет романнарына яуярлек эзерлэде" (француз язучысы Луи Арагон).3 нче укучы:
257. Бу эдэбиятныц Г.Тукай, Г.ИбраЬимов . кебек титаннары бар" (рус язучысы Леонид Соболев).-1674 нче укучы:
258. Г. ИбраЬимовньщ куп кенэ эсэрлэре казакъчага тэрщемэ ителде. Миллионлаган казакъ укучыларьша ул тэрз^емэсез дэ якын Ьэм ацлаешлы" (Алма-Аты профессоры Тимергали Куртазин).5 нче укучы:
259. Беек татар прозаигы Ьэм роман язучысы Г.ИбраЬимовньщ эсэрлэре республикабыздагы киц катлау укучылар арасьшда зур уцыш казанды. Куплэр аны хэтта эзербайж;ан язучысы дип атадылар" (эзербайж;ан язучысы МэЬди Хесэен).6 нчы укучы:
260. Безнец Г.ИбраЬимов та . туган вдренец тепкеленнэн ургылып чыккан бик мул Ьэм саф сулы чишмэ кебек, бик сирэк очрый торган бер зат иде" (башкорт халык шагыйре Сэйфи Кудаш).1 нче укучы:
261. Казакъ совет эдэбиятына нигез салучыларныц берсе Белмэт Майли Галимж;ан ИбраЪимов турьшда б о лай диде: "Галимж;ан суз остасы, аньщ сузе укучыны тылсымлый, ж;анлы чьшбарлыкньщ киц панорамасын гэудэлэндерэ".1 нче алып баручы:
262. Ой сеям мин табигатънец гузэл куренешлэрен: Ялтырап аккан суны, анда балык йезулэрен, Ул яшел урман-болыннар, бакчалар, чэчэклэрен.
263. Гыйрфан Туташ, "Табигать"). 1 нче укучы:
264. Энэ шушы авылда, табигатънец гаять бай, гаять шигъриятле бер почмагында 1887 елныц 12 мартында Г.ИбраЪимов туа.4 нче укучы:
265. Галимщанньщ этисе Гыйрфан карт турында замандашлары, улалдынгы карашлы кеше иде, дип сейлилэр. Энисе Хэсэнэ Троицк шэЬэрендэ ярлы гына бер гаилэдэ туыпускэн. Уз тырьпплыгы белэн белем алып, мегаллимэлеккэ эзерлэнгэн.5 нче укучы:
266. Булачак язучыньщ балачагы эти-энисе йортында утэ. Ул Кешэкле авылы мэдрэсэсендэ Ъш Оренбургта "Галия" мэдрэсэсендэ укый. Рус телен тырьппьш узлэштерэ hoM шуньщ ечен Пушкинныц китабы белэн булэклэйэ.1 нче алып баручы:
267. Биек тауларньщ ла башларьшда
268. Тырма тырмалыйдыр бер малай,
269. Чит иллэрдэ йери ялгыз башым
270. Адашып ла калган торнадай.
271. Карурманньщ асьит киеклэрен
272. Ау кормыйча тотьш булмыйдыр.
273. Сэфэрлэрдэ йереп саргайсац да,
274. Бик тиз генэ кайтьш булмыйдыр. (татар халык щыры).2 нче алып баручы:
275. Кызарьш ла кояш чыккан чакта Кызлар кузгалалар щилэккэ, Маллар эзлэл читтэ йери торгач, Каннар савьш бетэ йерэккэ.2 нче укучы:
276. Рус телендэ белем алу ечен, Галимжан учительнев; этисенэ батрак булып яллана Иэм кене буе жир серергэ риза була. Укуга омтылыш ада бетен киртэлэрне дэ угэргэ кеч бирэ.3 нче укучы:
277. Безне адэм иткэц уку, Адэмне алга илткэн - уку, Илтеп куккэ ждгкэн - уку, • Уку, уку, уку.
278. Мекатдэс уй биргэн уку, Су юкта су биргэн - уку, Уку-, уку, уку.1. СРэмиев, "Уку").4 нче укучы:1909 ел. Узенец телэклэрен тормышка ашыру ечен, Галимжан ИбраЬимов Казанга килэ.5 нче укучы:
279. И Казан! Дэртле Казан! Моцлы Казан! Нурлы Казан! Мондадыр безнец бабайлар турлэре, почмаклары, Мондадыр дэртле куцелнец хурлары, ожмахлары. Монда хикмэт, мэгърифэт 11эм монда гыйрфан, монда ну р.1. Т.Тукай, "Пар ат").1 нче алып баручы:
280. Казан! Кемнец генэ таланты ечен бишек булмаган да, кемнэргэ генэ канат бирмэгэн бу шэ11эр! Татар халкьшыц беек шагыйре
281. Г.ИбраЬимов талантыньщ беренче жимеше "Яз башы" хикэясе. Бу эсэр эдэбият тэнкыйтьчелэренэ авторныц зур эдил булып китэчэген фаразларга нигез бирэ. Бу хикэя, чыннан да, язучы иждтыныц яз башы.1 нче алып баручы:
282. Казан Галимжднньщ Ьэрьяклап усуенэ юл ача. Биредэ яшь язучыга чын-чынлап эдэби иж;ат эше белэн шегыльлэнергэ, ижтимагый мэсьэлэлэр буенча уз фикерлэрен матбугатта эйтергэ мемкинлек туа.2 нче альш баручы:
283. Матбугат битлэрендэ Галимжан ИбраЗшмов исеме еш куренэ башлый.3 нче укучы:
284. Татар матбугаты", "Йоддыз", 1910 ел, 12 гыйнвар саны.4 нче укучы:
285. Без татарбыз", "Шура", 1911 ел, 8 нче сан.5 нче укучы:
286. Сэудэгэрлэр арасында", "Вакьгг", 1911 ел, 22 сентябрь саны.6 нчы укучы:
287. Казан китапчылары", "Вакьгг", 1911 ел, 851 нче сан.7 нче укучы:
288. Галимж;ан ИбраЪимов изелгэн миллэт революционеры. Аньщ хальшны социаль азатлыкка альпт чыгу омтылышлары да, татар миллэтен изелудэн коткару идеаллары да пролетариат революциясе белэн бэйлэнгэн була. 1 нче укучы:
289. Ж^ыеддык сафларга, Атландьж атларга, Туган ил чиклэрен Дошманнан сакларга. Аштык без тауларга, Кичтек без суларны, Тьш океан артьша Кудык без дошманны.татар халык щыры). 1 нче алып баручы:
290. Сандугачлар сайраган, Кугэрченнэр герлэгэн Иллэр яшэсен, Ац-белемгэ сусаган, Бер телэктэн сызланган Яшьлэр яшэсен. Эшче, батрак, игенче, Ьэр яшусмер ленинчы Алга барабыз. Авьш, шэЬэр берлэшеп, Кугэрчендэй герлэшеп, Белем алабыз.1. Дуэт:
291. Октябрьдэн соц Г. ИбраИимовньщ иж;аты чын-чынлап чэчэкатты.7 нче укучы: "Кызыл чэчэклэр".1 нче укучы: "Яца кешелэр".2 нче укучы:
292. Татар хатыны нилэр курми".3 нче укучы:
293. Казакъ кызы" (эсэрлэрнец исемнэре эйтелгэндэ китаплар да курсэтелэ).2 нче альт баручы:
294. Галимждн Ибра1шмовньщ киц колачлы интернационалист булуы аньщ бу чор эдэби из^атында ачык курена Язучы бер татар тормышы белэн генэ чшшэнеп калмады, башка халыклар тормышына да утеп керде, алар турында гузэл эсэрлэр иж;ат итте.1 нче укучы:
295. Эзлэмэ син дицгез тебеннэн
296. Язучыныц япп> чактагы авыр тормышы, революция эшенэ багышланган аяусыз хезмэте аныц сэламэтлеген ньш кашнатты, Ьом Галимждн актив жэмэгать эшеннэн, республика тормышыннан, эдэби хезмэттэн аерылырга мэзкбур булды.2 нче укучы:
297. Кер9ш Ьаман кайный. Керзш утыньщ ялкыннары эчендо иске тормыш чуплэре яньш бара. Туьш килуче яца деньяныц Галишкдн Ибра1шмов эс9рл9ренд9 геудэлэндерелгэн яктысы яшь йерэклэрнеузенэ чакырьш тора.1 нче алып баручы:
298. Урлэр менэм, диеп, кеч туккэндэ Киселсэ дэ аньщ кукрэге, Тыны кысыльш, тавышы езелсэ дэ, Кечсезлэнеп ул яшь тукмэде. Хор:
299. Ж,ирдэ эше беек иде, Эзе калды тирэн бульш. Узе улде, эше калды Мец яшэрлек имэн бульш.