Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Агаев, Казибек Кунакбекович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Агаев, Казибек Кунакбекович, 2002 год

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты художественного эстетического * воспитания школьников средствами природных материалов.

1.1. Методологические психолого-педагогические проблемы художественного эстетического воспитания учащихся средствами природных материалов.

1.2. Характеристика природных материалов как средство художественно-эстетического воспитания.

Ф 1.3. Методика художественно-эстетического воспитания учащихся школ с помощью природных материалов.

Глава 2. Экспериментальное исследование использования природных материалов в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе.

2.1. Педагогические условия использования натуральных природных материалов в процессе обучения школьников изобразительному искусству.

Ф 2.2. Система занятий по изучению и познанию натуральных природных материалов.

2.3. Методика реализации изучения природных материалов на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов"

Происходящие в наше время в обществе социально-политические и культурно-исторические процессы настоятельно требуют глобального переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника, являющихся базисной основой эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом.

Особое значение при этом приобретает формирование эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности - природе, бытовым реалиям и др. Умело организованный процесс работы с природными материалами оказывает весьма заметное стимулирующее действие на эмоционально-образную, познавательную, творческую активность учащихся.

Решение данной проблемы в художественном образовании предполагает продуманный поиск методически эффективного воздействия на развитие личности ребенка, заложенных в нем от природы творческих задатков и плодотворное освоение им как исторически сложившихся, так и основанных на изучении и творческом восприятии особенностей мировой культуры.

Достаточно обширный и глубокий анализ практической деятельности школ позволяет сделать весьма обоснованный вывод, что обучение младших школьников не учитывает индивидуальных возможностей и личного опыта детей, не позволяет им полноценно осознать все многообразие и эстетическое богатство, художественный потенциал окружающего мира в процессе работы с природными материалами, не развивает эмоционального восприятия их эстетической ценности.

Формирующаяся в последнее время тенденция эстетического воспитания средствами природных материалов логически требует совершенствования методического построения и познавательного содержания уроков на основе рационального сочетания форм и методов обучения, направленных на постижение учащимися свойств и качеств исходных природных материалов, освоение их декоративной сущности, приобщение детей к самостоятельной творческой деятельности по законам красоты.

Поэтому данная проблема весьма актуальна и приводит к необходимости разработки соответствующей концепции дидактической системы формирования эстетического отношения к окружающей действительности младших школьников в процессе их работы с естественными природными материалами как фактора эстетического воспитания, активного развития личности школьника, самообогащения его внутренних ресурсов.

Однако исследования, проведенные в дошкольных учреждениях, общеобразовательных и специализированных, а также инновационных учебных заведениях Дагестана по изучению и освоению учащимися естественных природных материалов, убедительно доказывают, что сегодня назрела настоятельная необходимость развернуть широкие научно-исследовательские работы в рассматриваемой области, поскольку многие учащиеся большинства школ имеют пока весьма приблизительное и поверхностное представление о природных и иных естественных материалах, используемых в школах на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это подтверждают также данные анкеты, разработанной как для учащихся, так и для учителей в целях достижения результативности занятий изобразительным искусством с использованием природных материалов.

Приходится также признать явную недостаточность количества публикаций, содержащих практические советы относительно процесса работы с природными материалами и учитывающих специфику подхода к решению данной проблемы, чтобы дать широкие возможности как для воздействия на школьника, так и для стимулирования его самостоятельного развития.

Нынешнее состояние исследования проблемы эстетического воспитания в процессе работы с природными материалами, обобщение и анализ практического опыта приводят к неизбежному логическому выводу о настоятельной необходимости более подробного изучения и систематизации вопросов,связанных с указанной проблемой.

Актуальность и значимость проблемы формирования эстетического отношения учащихся школ к окружающей действительности, природе и миру в целом (особенно для регионов, традиционно богатых природными ресурсами), а также явно недостаточная ее разработанность в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников и обусловили выбор темы: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов».

Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения школьников к действительности в процессе работы с природными художественными материалами.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов в процессе обучения изобразительного искусства.

Проблема исследования заключается в определении ведущих тенденций и разработке психолого-педагогических условий эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными художественными материалами учащихся школ.

Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования.

Предмет исследования - содержание, формы и методы практической учебной работы с природными материалами, формирующие эстетическую, эмоционально-образную, познавательную, творческую активность учащихся школ.

Гипотеза исследования базируется на тезисе, что эстетическое воспитание школьников в процессе их работы с природными материалами может быть существенно активизировано, если учитываются художественно-эстетическая ценность природных материалов и использование их как действенного средства эстетического воспитания;

- в содержание учебного процесса методически грамотно введены такие виды народного творчества, в которых исходными материалами для художественной обработки будут глина, камень, дерево, кость, шерсть, рог, солома и т.п.;

- разработаны и используются рациональные и эффективные формы и методы развития эстетического отношения к действительности в процессе работы с естественными природными материалами;

- на этой основе создана эффективная система педагогических воздействий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся школ, важным средством которого являются изучение и освоение природных материалов.

Задачи исследования: обосновать совокупность психолого-педагогических положений, определяющих основы формирования эстетического отношения школьников к действительности в процессе работы с естественными природными материалами;

- экспериментально проверить дидактическую систему обучения и воспитания, оптимально способствующую развитию эстетических, познавательных и творческих способностей учащихся с использованием природных материалов;

- определить критерии и уровни сформированности эстетического отношения школьников к окружающей действительности в процессе работы с природными материалами;

- разработать содержание занятий, методические рекомендации и наглядные пособия, нацеленные на ознакомление с исходными природными учебными материалами и изучение их.

Методологической основой исследования является труды ведущих ученых: философов, психологов, физиологов, педагогов - по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника, являющихся базисной основой эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.

Методы исследования:

- ретроспективный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования;

- выявление и изучение передового педагогического опыта в процессе работы с природными материалами в школах и других образовательных учреждениях;

- опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование, беседа, поисковый, констатирующий, формирующий эксперименты, общая методика и математические методы статистической обработки данных.

Базы исследования:

Опытно-экспериментальная работа широко проводилась на базе как специализированных, так и общеобразовательных городских и сельских школ Республики Дагестан: лицей № 39, школа № 36 г. Махачкала, Великентская средняя школа Дербентского района; Параульская средняя школа Карабудахкентского района.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1997-1998) - подготовительный. Анализ литературных работ, учебных источников, накопление эмпирического материала. Постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности, объекта, предмета, рабочей гипотезы.

Второй этап (1998-1999) - опытно-экспериментальный. Апробировались формы, методы и специфические методики, направленные на ознакомление учащихся с естественными природными материалами, на развитие их способностей.

Третий этап (1999-2000) - формирующий. Апробация разработанной в течение педагогического эксперимента дидактической системы, способствующей активизации эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с природными материалами. Обобщение и уточнение накопленного опыта; систематизация материалов, полученных в результате эксперимента; выводы и рекомендации.

Научная новизна:

- поставлена проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с естественными природными материалами на примере Республики Дагестан;

- предложена дидактическая система эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с природными материалами, способствующая расширению знаний о свойствах, качествах, цвете, художественном потенциале исходного природного «сырья», используемого как учителями, так и мастерами - профессионалами;

- определена система критериев и показателей развития у учащихся интеллектуально-эмоциональных творческих способностей, эффективности их эстетического воспитания средствами природных материалов.

Теоретическая значимость:

- обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости формирования у младших школьников эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными материалами;

- выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, оптимально обеспечивающие эффективность формирования у учащихся начальных классов эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными материалами, раскрывающими смысл и значение эстетических свойств объектов природы.

Практическая значимость:

- на основе теоретических положений предложена дидактическая система эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения и познания природных материалов;

- определены система педагогических воздействий, параметры и критерии оценки, достаточно точно характеризующие эффективность эстетического отношения младших школьников к исходным природным материалам в процессе работы с ними;

- разработаны научно-методические рекомендации, созданы учебно-методические и наглядные пособия по оптимальной реализации технологии формирования эстетического отношения младших школьников к исходным природным материалам;

- предложенная система занятий, учебное пособие, методические рекомендации, разработанные и изданные по материалам исследования, помогают наглядно раскрыть обучающую сущность и эстетическую ценность естественных природных материалов и могут быть использованы непосредственно в процессе обучения в школе.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются методологической базой, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественных и качественных показателей.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в учебно-методическом пособии для школьных учителей, преподавателей художественно-графического факультета, в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове-на-Дону, Махачкале, в процессе преподавания диссертанта на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных и других учебных заведениях разного типа Махачкалы, Дербента, с.Великент, с. Параул Республики Дагестан.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Художественно-эстетическая ценность исходных природных материалов, используемых в качестве важного фактора в системе приобщения младших школьников к окружающей действительности, миру природы в воспитании, чувства прекрасного.

2. Формы, методы и педагогические условия формирования эстетического восприятия и художественного интереса учащихся в процессе познания, освоения ими свойств и качеств природных материалов.

3.Критерии сформированности художественно-творческих способностей учащихся в процессе работы с естественными природными материалами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Разработанная нами экспериментальная методика обучения в значительной степени способствует приобщению учащихся школ к естественным природным материалам, а также пониманию учащимися свойств и качеств естественных материалов, используемых на уроках изобразительного и декоративно прикладного искусства.Предлагаемая методическая система изучения художественных природных материалов в школах Республики Дагестан в достаточной степени позволяет объективно выявить полную картину усвоения учащимися природных материалов, а также их способности применять усвоенное в процессе практического рисования.Материалы диссертации позволяют учителям художественно эстетического цикла приобщать учащихся школ к естественным природным материалам на творческом этапе их освоения.В результате исследования подтверждена эффективность предложенной методики использования естественных природных материалов на уроках ИЗО как средство развития эстетического отношения учащихся к окружающей действительности. Это проявляется не только в получении учащимися более глубоких представлений о природных материалах, но и в степени развития эстетического вкуса, наличия достаточных знаний о колорите, качестве, свойствах изучаемых материалов.Для наиболее объективной оценки и степени определения глубины проявления интереса учащихся разработаны соответствующие критерии, позволяющие выявить относительно полную картину усвоения ими эстетических свойств и декоративных качеств, а также способности использовать усвоенное в процессе практического рисования изобразительных предметов.Предлагаем эти критерии.1. Наличие выраженного эстетического отношения к окружающей действительности.2. Чувство художественного образа, умение практического воссоздания

3. Овладение средствами художественной выразительности, композицией, рисунком, основными оттеночными свойствами и возможностями.4. Чувство и понимание эстетических изобразительных свойств природных материалов.[ 5. Грамотность в изображении форм.6. Правильная оценка художественных качеств природных материалов.Главным в построении экспериментальной методики является система художественно-эстетического познания и изучения природных материалов как средства приобщения учащихся к различным видам декоративной отделки природных материалов. Для того чтобы учащиеся достаточно хорошо овладевали и творчески воспринимали художественные природные материалы, разработаны и внедрены в экспериментальную систему обучения дидактические условия, планы-конспекты уроков, наглядные учебно методические пособия, в которых рассматриваются изобразительные качества, эстетические свойства, позволяющие в значительной степени повысить интерес учащихся к природным материалам.В ходе исследования на базе глубокого изучения эстетических свойств и декоративных качеств естественных природных материалов разработана и научно обоснована дидактическая система эстетического воспитания ' школьников, способствующая приобщению учащихся к поделочным природным мате'^ иалам.В художественно-эстетическом образовании учащихся изучение естественных природных материалов не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании натуральных, природных материалов, развивать художественные творческие способности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Агаев, Казибек Кунакбекович, Махачкала

1. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986,174с.

2. Атаева Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук. М, 1993, 16с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М: Просвещение, 1984, 60с.

4. Асельферов М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962,40с.

5. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М: Сов. художник, 1995, 15с.

6. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М: Сов. художник, 1968, 286с.

7. Анисимов Н.Н. Основы рисования. Учебное пособие для студентов строительных специальностей вузов. 2-е издание. М: Стройиздат, 1977, 168с.: ил.

8. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л., 1976.

9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970,486с.

10. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры. Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981, с. 3-5.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина. М.: Наука, 1974, 68с.

12. Архангельский С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976,40с.

13. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. М. АПС. РСФСР, 1964, 490с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. М.: Просвещение, 1982, 192с.

15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981,192с.

16. Барадулин В.А. Климова Н.Т. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1986, 286с.

17. Беляков Н.Д. Покровская A.M., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. М.: Просвещение, 1954, 280с.

18. Бакушинский А.П. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925, 286с.

19. Батраков С.О. О природе идейности искусства. Москва, 1960.

20. Багандов Б.М. Методические указания к теме «Нравственное воспитание детей в семье». Махачкала: ДГУ, 1985, 17с.

21. Баранов А.А. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1981, 16с.

22. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996, 95с.

23. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство АХ СССР, 1963, 296с.: ил.

24. Башкиров А.С. Искусство Дагестана. М.: 1931, 150с.

25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981, 239с.

26. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1975, 165с.: ил.

27. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981, 64с.

28. Выготский П.С. Психология искусства. 2-е издание. М.: Искусство, 1968,сн л j / UL/.

29. Воробьева Т.В. Педагогика, 1979, 208с.

30. Валлон А.К. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967, 196с.

31. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М. А.П.Н. РСФСР, 1950, 500с.

32. Воспитание прекрасного. Материалы республиканских педагогических чтений. Махачкала, Дагучпедгиз, 1979.

33. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сборник научных статей. Махачкала, 1999.

34. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала, Дагучпедгиз, 1988.

35. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики. Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987, 148с.

36. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989, 70с.

37. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Издательство МГУ, 1976, 147с.

38. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986, 126с.

39. Горяева М.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991, 168с.

40. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989, 96с.

41. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Камень и дерево. Из собрания музея. АВТ. Шамадаева В.М. М.: Союзрекламкультура, 1991,31с.

42. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Народная керамика Дагестана. АВТ. Шамадаева В.М. Проспект. М.: Союзрекламкультура, 1991,46с.

43. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1996, 208 е.: ил.

44. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1982, 234 е.: ил.

45. Жукова А.С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964, 128с.

46. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. Изд. 2-е перераб. и доп. под общей редакцией Ю.Г. Шуба. М.: Искусство, 1975, 64с.

47. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76: Известия АПИ РСФСР. М.: Издательство АПИ РСФСР, 1956, с. 3-17.

48. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Изд. 3-е доп. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992, 128с.

49. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Грасул и др. М.: Просвещение, 1991,186с.

50. Исследование проблемы психологии творчества. Отв. ред. Я.А. Понамарев. М.: Наука, 1983, 94с.

51. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. Л.: знание, 1979, 94с.

52. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: 1956, 304с.

53. Ковалев А.Г. Вопросы о структуре способностей к изобразительной деятельности в-кн.

54. Крутецкий Н.К. Психология. М.: Просвещение. 1986, 336с.

55. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969, 58с.

56. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на - Дону, 1956, 52с.

57. Кирсанов Ф.И. Рисование и труд в школе. Пособие для учителей из опыта работы. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1960, 64с.: ил.58.