автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание старших школьников в процессе композиционно-творческой деятельности на занятиях кружка изобразительного искусства
- Автор научной работы
- Маслов, Сергей Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1983
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Маслов, Сергей Николаевич, 1983 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ЗАНЯТИЯ КОМПОЗИЦИЕЙ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
§1. Содержание понятий эстетического воспитания и художественного творчества в контексте занятий композиционной деятельностью.
§2. Характер и направленность занятий изобразительным искусством школьников старшего возраста.
§3. Сравнительный анализ существующих методических систем преподавания композиции школьникам
Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИИМЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПЛАСТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
§1. Теоретическое обоснование содержания экспериментальной работы, применяемых методов и систем . . . гаданий.
§2. Экспериментальная проверка заданий и теоретический анализ полученных материалов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое воспитание старших школьников в процессе композиционно-творческой деятельности на занятиях кружка изобразительного искусства"
Формирование гармонически развитой личности нового типа -одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом. В комплексе средств, направленных на решение этой задачи, существенное место занимает эстетическое воспитание, важность которого стала общепризнанной. На ХХУ1 съезде КПСС и особенно на июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года подчеркивалась необходимость повышения качества обучения, трудового, нравственного и эстетического воспитания (II, с.60, 81; 12, с.6, 18).
Эстетическое воспитание направлено на формирование способности чувствовать, переживать и оценивать прекрасное, на качественное совершенствование результатов любой продуктивной деятельности. Занятия изобразительным искусством содержат в себе еще большой запас неиспользуемых возможностей для нравственного и эстетического развития личности. При определенной постановке процесса обучения изобразительному искусству можно добиться более эффективного решения проблемы эстетического воспитания. Много неиспользованных возможностей скрыто в накопленном преподаванием изобразительного искусства опыте, который необходимо проанализировать: назрела, необходимость выяснить, какие из существующих методов в наибольшей степени отвечают потребностям сегодняшнего дня. Это необходимо для того, чтобы не действовать эмпирически, нерациональным способом проб и ошибок, а подходить к решению цроблемы с позиций современной науки.
Ряд фундаментальных исследований цроблем эстетического воспитания, выполненных в последнее время Г.З.Апресяном (17), А.И.Буровым (22,23), Н.И.Киященко и Н.Л.Лейзеровым (41), Б.Т.
Лихачевым (55, 83), Л.П.Печко (72), В.А.Разумным (79) и др. позволяет осмыслить проблему эстетического воспитания на качественно новом уровне, в связи с чем возникает возможность проанализировать содержание конкретных приемов эстетического воспитания школьников в цроцессе занятий изобразительным искусством с целью введения соответствующей корректировки в программы и пособия.
Современное понимание эстетического воспитания придает большое значение вопросам творчества и развития творческих способностей. Положение о необходимости совмещать решение учебных задач с творческими сегодня стало аксиоматичным. В теории преподавания изобразительного искусства высказано несколько точек зрения на то, как лучше это делать. При этом повсеместно признается, что основные задачи художественно-творческого развития берут на себя занятия композицией.
Актуальность теш исследования. В 1970 году при Президиуме Академии педагогических наук СССР был основан совет по проблемам эстетического воспитания и принято решение коллегии Министерства просвещения СССР № 32 от 4.ХП.70г. "О мерах улучшения эстетического воспитания школьников". В том же году НИИ художественного воспитания АПН СССР совместно с комиссией по худо-жеетвенно-эстетическому воспитанию Союза художников СССР начал десятилетний эксперимент по определению содержания преподавания изобразительного искусства, в ходе проведения которого было сформулировано следующее положение: "современное понимание задач и природы художественной деятельности требует усилить значение заданий на композицию и колористику, структурную организацию элементов работы" (37, с.16) с тем, чтобы выработать у ребенка стимулы к активному художественному освоению мира, добиться появления у него установки на художественное мышление, воспитать у него высокие человеческие идеалы.
Одновременно было установлено, что со многими заданиями в области композиции школьники справлялись недостаточно успешно. Было сделано предположение, что основная причина этого явления - неразработанность проблемы, наличие неясностей как в самой теории композиции, так и способах ее преподавания (107). Тем самым была выявлена задача: установить, какие из существующих подходов к работе над композицией в действительности наиболее рациональны и оправданы и почему.
Особенно остро эта проблема стоит для старшего школьного возраста. Исследований, затрагивающих вопросы обучения школьников старшего возраста изобразительному искусству, очень мало, творческие успехи старшеклассников в области изобразительного искусства оцениваются значительно ниже успехов школьников младшего возраста, причем эти оценки отражают объективную ситуацию, демонстрируемую выставками детского изобразительного творчества. Школа испытывает острую потребность в рекомендациях, способных помочь преподавателям искусства при формировании личности учащихся на пороге гражданской зрелости.
Психолого-педагогический аспект особенностей школьников старшего возраста в настоящее время разработан достаточно полно и глубоко. Выявлен ряд существенных закономерностей в развитии старших подростков и юношества, особенности и характер их взаимоотношений с окружающим миром. Это позволило нам при выполнении настоящего исследования непосредственно базироваться на основных работах современных психологов, посвященных изучению старшего школьного возраста.
Кружок мы избрали по той причине, что он является наиболее доступным местом, где в настоящее время старшеклассник может получить образование в области изобразительного искусства; задачи кружка в большей степени отвечают идее общего эстетического воспитания в сравнении с детскими художественными школами.
Объектом данного исследования является обучение композиции школьников старшего возраста в условиях кружковых занятий.
Предметом исследования являлось эстетическое развитие старшеклассников в процессе композиционной деятельности в условиях внеклассных и внешкольных занятий.
Целью исследования было выявление и обоснование наиболее рациональных путей руководства эстетическим и творческим развитием школьников в процессе занятий композицией.
Основными задачами исследования являлись следующие:
1. Провести сравнительный анализ существующих подходов к преподаванию композиции в системе работы со старшими школьниками по изобразительному искусству;
2. Разработать рабочие критерии для оцределения успешности художественного развития старших школьников, занимающихся изобразительным искусством;
3. Экспериментально исследовать восприимчивость старшеклассников к эстетическим цроблемам изображения в работе над композицией.
В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза:
Обучение изобразительному искусству с целью эстетического развития личности будет эффективно тогда, когда процесс композиционного поиска сопряжен с интенсивным чувственным переживанием изображаемого, т.к. содержанием эстетического развития является расширение и углубление способности чувственно переживать явления окружающего мира и духовные ценности, рожденные в ходе социо-культурного процесса.
В своей композиционной деятельности школьник не должен быть V связан какой-либо заданной системой правил сочинения картины. Для развития творческих способностей в процессе композиционной деятельности перед учеником следует ставить изобретательские задачи в области пластического выражения. Способы такого выражения. не могут предлагаться ученику в виде теоретических формул; они осваиваются им практически, в ходе испытания различных решений в процессе выполнения системы тематических заданий под руководством педагога, организующего поиск ученика. Различные правила и законы композиции, наработанные в процессе развития изобразительного искусства, дополняют в учебном процессе как примеры собственную деятельность учащегося.
Результаты эстетического развития должны проявиться в других, даже не связанных с изобразительным искусством, видах деятельности.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о диалектике, о воспитании подрастающего поколения, о формировании всесторонне развитой личности; материалы съездов КПСС, партийные и государственные документы, имеющие принципиальное значение для совершенствования исследуемого раздела по эстетическому воспитанию школьников (1-12), документы, посвященные проблемам социального преобразования и социалистического образа жизни, проблемам воспитания молодежи.
Методика исследования заключалась в: а) рассмотрении, опираясь на современное учение об эстетическом воспитании, ключевых понятий, вынесенных в заглавие диссертационного исследования, с учетом возможного использования полученного материала для отбора учебного содержания при обучении композиции школьников старшего возраста; б) анализе современных теорий композиции, с учетом полученных в предыдущем рассмотрении критериев, с целью выявления путей воспитательной работы в процессе руководства композиционной деятельностью школьников старшего возраста в условиях кружковых занятий; в) анализе и критике методических систем преподавания композиции с учетом вышесказанного; г) проведении частичной экспериментальной проверки принципиальной возможности усвоения учебного содержания, выявленного и обоснованного в теоретической части исследования (реальной восприимчивости старшеклассников к эстетическим проблемам изображения в процессе обучения композиции на примере работы с форматом).
В проведении исследования использовались следующие методы:
1. Изучение методической литературы, посвященной вопросам преподавания композиции и психолого-педагогической литературы, затрагивающей вопросы воспитания и обучения школьников старшего возраста.
2. Изучение научно-теоретических материалов, посвященных проблемам композиции в советском изобразительном искусстве.
3. Изучение архивных материалов художников-педагогов, занимавшихся проблемами преподавания композиции в изобразительном искусстве.
4. Анкетирование старшеклассников, занимающихся изобразительным искусством, беседы с ними, наблюдения, проведение микросочинений по описанию и анализу выразительных средств в картине.
5. Проведение эксперимента с последующим наблюдением и анализом проявлений в действиях участвовавших в эксперименте.
Исследование проводилось с 1979 по 1983 год и имело следующие этаттьт:
1. Уточнение задач исследования в процессе поисковых экспериментов, изучение научно-педагогической литературы по проблеме, определение методики исследования, подготовка эксперимента.
2. Констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня художественного развития и понимания выразительных возможностей композиции (анкетирование, анализ сочинений, композиций и т.п.).
3. Формирующий этап эксперимента, посвященный работе с форматом.
4. Наблюдения за результатами формирующего этапа эксперимента и анализ полученных данных.
5. Разработка теоретической основы для решения проблемы эстетического и творческого развития в процессе обучения компози- 1 ции, исследование и сравнительный анализ основных методических систем преподавания композиции школьникам старшего возраста.
Базой исследования были детская художественная школа города Семипалатинска и Московская средняя художественная школа.
Тема данного исследования соответствует проблематике лаборатории обучения изобразительному искусству НИИ художественного воспитания АПН СССР и изучалась в соответствии с общим направлением исследований, связанных с определением содержания преподавания изобразительного искусства школьникам.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен систематический сравнительный анализ различных методических систем преподавания композиции, которые применяются при обучении школьников изобразительному искусству; содержание предмета "композиция" сопоставлено с требованиями современной теории эстетического воспитания, обоснован отбор методов обучения композиции для кружка в соответствии с возрастными особенностями школьников старшего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование позволит педагогам, занимающимся обучением изобразительному искусству школьников старшего возраста, более эффективно использовать занятия композицией для эстетического воспитания учащихся и развития их творческих способностей. Результаты исследования могут быть использованы цри составлении методики преподавания композиции.
Достоверность проведенного исследования достигается применением диалектического метода в исследовании и интерпретации различных подходов к обучению композиции. В практической части - индивидуальным качественным анализом деятельности учащихся, принимавших участие в эксперименте.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения методических консультаций для педагогов детской художественной школы города Семипалатинска и руководителей кружков городов Алма-Аты и Семипалатинска.
Материалы исследования были представлены в докладах на аспирантских конференциях НИИ художественного воспитания АПН СССР в 1982-83 годах, опубликованы частично в сборнике научных трудов црофессорско-цреподавательского состава высших учебных заведений Министерства просвещения Казахской ССР - Проблемы формирования профессионально-педагогического мастерства у будущих учителей изобразительного искусства, в журнале "художник" № 10 за 1983 год и задепонированы в ОДНИ "Школа и педагогика" Министерства просвещения СССР и АПН СССР.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволил сделать следующие выводы:
I. Принципиально возможно влиять на. эстетическое развитие школьников старшего возраста в процессе учебных занятий композицией. Такое влияние выражается в следующем: (I) в появлении у учащихся заинтересованно-оценочного отношения к действительности; (2) в расширении круга художественно-интересных впечатлений от действительности, получаемых учащимися; (3) в росте умения самостоятельно оцределять задачи работы и определять перспективу дальнейшего движения, (4) в более глубоком и адекватном постижении художественного наследия.
Обучение композиции старшеклассников должно давать им возможность выражать собственные эстетические переживания. Произведения искусства, создаваемые школьниками старшего возраста, будучи выражением результатов познания мира, могут стать средством коммуникации и источником новых эстетических переживаний. Направленность занятий изобразительной деятельностью на создание произведений искусства формирует потребность преобразования действительности по "законам красоты".
2. Проблема эстетического воспитания старшеклассников в процессе изобразительной деятельности заключается в (I) воспитании способности эмоционально переживать изображаемое, которое для изображающего должно быть "истинным", правдой, (2) расширении и углублении (содержания) познанного, могущего стать переживаемым как "истина".
3. Различные методические системы преподавания композиции дают весьма неодинаковый результат в области эстетического воспитания и развития творческих способностей, так как в качестве основной задачи ставят разные цели, в том числе имеющие косвенное отношение к проблемам творчества и эстетического воспитания. При обучении композиции школьников старшего возраста в целях эстетического развития следует отказаться от нормативного подхода, предпочитая ему подходы, обеспечивающие самостоятельное нахождение композиционного решения. 4. Работа над композицией должна быть соцряжена с интенсивным, широко вариативным поиском пластического выражения, в котором ученик стремится достичь такого композиционного решения, лучше которого, по его мнению, быть не может, т.е. в композиции ничего уже нельзя улучшить без ущерба для смысловой сути произведения.
5. В процессе учебной работы над композицией под руководством учителя обнаруживается взаимовлияние навыков, например, работа с форматом влияет на цветовое решение.
6. Обучение изобразительному искусству, в том числе композиции, должно давать ученику реальное и конкретное представление о функциональном назначении продукта его деятельности в близком и далеком будущем.
В целом выводы, к которым мы пришли, проведя данное диссертационное исследование, могут быть реализованы в рамках существующей программы по композиции для кружков и студий изобразительного искусства, выводы должны наполнить живым содержанием многие теоретические "ясные" и "неясные" аспекты обучения композиции, предостеречь от возможных ошибок, ведущих к нежелательным последствиям. Если выводы, полученные в исследовании, будут реализованы в педагогической практике, то, несомненно, эстетическое развитие личности обучаемого будет протекать эффективнее, причем такое воздействие свои лучшие плоды принесет много времени спустя, когда качества, сформированные и окрепшие в процессе обучения композиции, переплетутся со знаниями, полученными в дальнейшем и в разных областях, и жизненным опытом, который будет приобретать бывший ученик, продвигаясь по жизни.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маслов, Сергей Николаевич, Москва
1. Маркс К.; Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.-Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-459.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х т. (Сост. М.А.Лифшиц. Изд. 3-е. М.: Искусство, 1976. т.1 - 575 е.; т. 719 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании, в 2-х т. (Сост. А.А.Абакумов, Э.Д.Днепров, С.А.Черник. М.: Педагогика, 1978. т.1 - 544 е.; т.2 - 488 с.
4. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322-339.
5. Ленин В.И. О воспитании и образовании (Общ.ред. A.M. Арсеньева. 2-е изд., т.4, Просвещение, 1970. - 680 с.
6. Ленин В,И. О культуре и искусстве (Сост. Н.И.Крутиков.-М.: Искусство, 1956. 572 с.
7. Ленин В,И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Худ.литература, 1976. - 827 с,
8. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.
9. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
10. Материалы ХНУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
11. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. 80 с.
12. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, Утверждены Верховным Советом СССР от 19 июля 1973 года. В кн.: Народное образование СССР:
13. Сб.документов. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974, с.93-105.
14. Авдеева М.К. Особенности формирования графического образа в рисунках подростков, дис. канд. пед.наук НИИ худож. воспитания АПН СССР. М., 1983, 194 с.
15. V 14. Адаскина Н.Л. г В.Фаворский педагог-теоретик (0 курсе теории композиции). В сб.: Советское искусствознание, 77 второй выпуск. - М.: Советский художник, 1978, с.210-232.
16. Алехин А.Д. Композиция. Юный художник, й 5', 1980, с.37-39.
17. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.-Л.: Искусство, 1940. - 132 с.
18. Апресян Г.З. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования. В сб. :Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981, с.29-51.
19. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
20. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Изд-во Советская Россия, 1961. - 231 с.
21. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л.-М.: Искусство, 1940. - 49 с.
22. Болдырев Н.И. Воспитание. В кн.: Педагогическая энциклопедия (Гл.ред. А.И.Каиров и Ф.Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, т.1, 1964, с.192-194.
23. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. 175с.
24. Буров А.И. Эстетическое воспитание в школе: (вопросы системного подхода) под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.24. ^уторина Е.И. Александр Лабас. М.: Сов.художник, 1979. - 215 с.
25. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, т.1, 1977. - 263 с.v 28. Вопросы методики преподавания композиции. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов. Вып.III, I., 1972. - 83 с.
26. Выготский I.C. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2М1У, 1929. - 172 с.
27. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, т.1, 1968.312 с.
28. V 31. Гончаров А.Д. О композиции. Художник, $ 6, 1981, с.34-37.
29. Гончарова H.A. Композиция и архитектоника книги. -М.: Книга, 1977. 91 с.
30. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. M.-I.: Искусство, 1937. - 376 с.
31. Дневник Делакруа. М.: Изд-во Академии художеств СССР, т. 2, 1961. - 441 с.
32. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. 448 с.
33. Завадская Е.В. %дрое вдохновение. Ми Фу (I052-II07).-М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука",1983. 200 с.
34. Исследование проблем психологии творчества (Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.
35. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. Б кн. Вопросы изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1954, с. 31-44.
36. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Вопросы философии, JS 10, 1966, с. I03-II3.
37. Киященко Н.И., Лейзеров H.JI. Эстетические эмоции, переживания, чувства. В сб.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981, с.96-118.
38. Козлов Н.Г. Композиция. Вводные лекции. М.: Просвещение, 1968. - 27 с.
39. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 207 с. - (Б-ка классного руководителя).
40. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
41. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд., доп. - М.: Наука, с. 255.
42. Костюк Г.С. Воспитание и развитие. В кн.: Педагогическая энциклопедия (Гл.ред. А.И.Каиров и Ф.Н.Петров. М.: Советская энциклопедия, т.1, 1964, с. 195-196.
43. Костюк Г.С. Развитие. В кн.: Педагогическая энциклопедия (Гл.ред. И.Й.Ка&фов и Ф.Н.Петров. М.: Советская энциклопедия, т.З, 1966, с.311-312.
44. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207 с.
45. Лазыкин A.A. Развитие композиционного мышления у самодеятельных художников. М., 1977. - 24 с.
46. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. М.: Советский художник, 1979. - 271 с.
47. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960. - 215 с.
48. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. ГЛ.: Педагогика, 1971. 277 с.
49. Леонтьева Г.К. Игорь Обросов. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 115 с.
50. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. Опыт методологического исследования. М.: Педагогика, 1974. - 496 с.
51. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.': Педагогика, 1972. - 160 с.
52. Маслов С.Н. Проработка формата изображения как элемент обучения коглпозиции. В сб.: Проблемы формирования профессионального мастерства у будущих учителей изобразительного искусства. Алма-Ата, 1983, с.27-31.
53. Маслов С.Н. О композиции. Художник, й 10, 1983, с. 62.
54. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М.: Изд-во иностр.лит., 1958. - 126 с.
55. Мелик-Пашавв A.A. Педагогика искусства и творческиеспособности. М.: Знание, 1981. - 96 с. - (Новое в жизни, науке,технике. Сер. "Педагогика и психология"; й I).
56. Милюков A.A. Роль и значение эскиза в выполнении тематической композиции и некоторые методические рекомендациив работе над ним. В сб.: Совершенствование подготовки учителей изобразительного искусства. Л., 1974, с. 63-74.
57. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 388 с.
58. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. - 228 с.
59. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. - 556 с.
60. Морозов К.Ф. Вопросы композиции в изобразительном искусстве. М., 1971. - 30 с.
61. Мочалов Л.В. 1Урий Захаров. Л.: Художник РСФСР, 1975. - ПО с.
62. Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология"; № 9).
63. ЭДуприк A.B. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас.руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
64. Назаренко Т. О моем поколении. Творчество, В I, 1977, с.23.
65. Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников. (Под общ.ред. А.Ю.Никича. М.: Советский художник, 1981. - 399 с.
66. Осповат Л.П. Гарсия Лорка. М.: Молодая гвардия, 1965, 430 с.
67. Петров-Водкин К.С. О декоративности и психологичности живописи (беседа), 6 авг. I9II, ЩМИ, № 99, 4 с.
68. Печко 1.П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста. В сб.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981, с.241-255.
69. Пийрсалу JI.A. Влияние расширенного умственного обучения на умственное развитие учащихся: Автореф. дис. .' канд. пед.наук. Ленингр.гос.пед.ин-т им. А.И.Герцена. М., 1978.- 24 с.
70. Пикассо П.Р. Сборник статей о творчестве. М.: Изд-во иностр.литературы, 1957. - 90 с.
71. Проблемы композиции. Вопросы художественного образования. Вып. ПУП. - JI., 1982. - 55 с.
72. Проблемы методологии педагогики и методологии исследований (Под ред. М.А.Даншюва и Н.И.Болдырева. М.: Педагогика, 1971. - 350 с.
73. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М.: Просвещение, 1981. -288 с.
74. Пунин H.H. Первый цикл лекций, читанный на краткосрочных курсах для учителей рисования. Петрогр.: Изд-во Современное искусство, 1920. - 84 с.
75. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность формы методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.
76. Родченко А.М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М.: Советский художник, 1982. - 223 с.
77. Розанова H.H. Московская книжная ксилография 1920/30-х годов. М.: Книга, 1982. - 287 с.
78. Рубинштейн М.М. и Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: Мир, 1926. - 264 с.
79. Система эстетического воспитания школьников (Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
80. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1972. - 280 с.
81. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Часть I. Работа над собой в творческом процессе переживания. М.: Искусство, т.2, 1954. - 422 с.
82. Столович Л.Н. Прекрасное. В кн.: БСЭ, т.20, 1975, с.517-518., 87. Тарабукин Н. Опыт теории живописи. М.: Изд-во Всероссийский пролеткульт, 1923. - 69 с.
83. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983. - 143 с.
84. Фаворский В.А. 0 выразительности художественной формы. Декоративное искусство, J6 8, 1963, с.31.
85. Фаворский В.А. 0 художнике, о творчестве; о книге. -М.: Молодая гвардия, 1966, 127 с.
86. Фаворский В.А. 0 композиции. Творчество, Js I, 1967, с. 18-19.
87. Фаворский в Киргизии. (Сост. А.Н.Михалев. Фрунзе: Изд-во Кыргызстан, 1977. - 95 с.
88. Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981. - 255 с.
89. Философский словарь /Под ред. М.М.Розенталя, изд.3-е, М.-: Политиздат, 1975, с. 405-406.
90. Хамцев В.Е., Турчин B.C. Композиция. В кн.: БСЭ. М., т.12, 1973, с.593.
91. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подростокдевушка. М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
92. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша.-М.: Просвещение, 1982. 207 с.
93. Читралакшана (характерные черты живописи). В кн.: Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, т.1, 1965,с. 19-41.
94. Шевченко A.B. Сборник материалов. М.: Советский художник, 1980. - 279 с.
95. Ши-тао. Собрание высказываний о живописи. В кн. Завадской Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. -М.: Искусство, 1975, с.358-379.
96. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.
97. Шорохов Е.В. Сюжетные рисунки школьников. Размеры и форматы, выразительность кошозиции. В сб.: Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства. М., 1975, с. 71-82.
98. Шукшин В.М. Нравственность есть правда. М.: Советская Россия, 1979. - 351 с.
99. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. - 152 с.
100. Щербаков A.B. Композиция в работе с натуры. Художник, J£ I, 1975, с. 57-61.
101. Щербаков A.B. Эскиз в учебной работе. Художник, В I, 1975, с. 61-62.
102. Щербаков A.B., Дмитриева A.A. Научный отчет об экспериментальной работе по экспериментальной программе в 7 классе Всесоюзного эксперимента 1976-1977. М., 1978 (рукопись).
103. V 108. Щербаков A.B. Проблема руководства изобразительным творчеством подростков. В сб.: Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1981, с. 95-122.
104. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей). М.: Просвещение, 1969. - 272 с.
105. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания. В кн.: Искусство и дети. Эстетическое воспитание.за рубежом. /Под ред. В.П.Шестакова. М.: Искусство, 1969, с. 176-219.
106. Юсов Б.П. Теория и практика эстетического воспитания в США. В кн.: Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. /Под ред. В.П.Шестакова. М.: Искусство, 1969,с. 13-87.
107. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности. В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи /Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М.: Педагогика, 1981, с. I09-II6.
108. ИЗ. Эсколье Р. Матисс. Л.: Искусство. 1979, - 256 с.
109. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. - 291 с.
110. Ярошевский М.Г. Творчество. В кн. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, т.5, 1970, с. 185188.
111. Ярошевский М.Г. Творчество. В кн.: БСЭ. М., т.25, 1976, с.330-332.