Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Федорова, Светлана Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Федорова, Светлана Николаевна, 1998 год

Введение.

Глава I. Этногенез марийской нации и формирование ее системы образования.

§ 1. Особенности становления марийского этноса и его системы образования.

§ 2. Социокультурный анализ проблем развития марийской школы как основного звена национальной системы образования.

Глава II. Этнокультурные традиции воспитания марийцев и их роль в современной системе образования республики

§ 1. Этнопедагогические воззрения марийского народа.

§ 2. Реализация идей марийской педагогики в современной образовательно-воспитательной системе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования"

Актуальность темы. В период кризиса ценностных ориентаций все более возрастает роль национального образовательного учреждения, стержнем работы которого являются этнокультурные традиции воспитания. Именно оно может стать реальной основой, противостоящей духовной ассимиляции и деградации общества и стимулирующей социальное развитие личности.

Обращение к опыту народного воспитания не является новым для педагогической науки. Выдвинутая Я.А. Коменским идея народности воспитания, проникнута духом гуманизма, патриотизма, является величайшим его вкладом в развитие подлинно демократического учения о воспитании. К.Д. Упшнский, первым употребивший термин «народная педагогика», утверждал наличие у каждого народа своей национальной системы воспитания, от близости к которой зависит эффективность педагогического процесса. О необходимости использования идей народной педагогики в деле воспитания говорили Н.А; Добролюбов, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский.

Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических представлений о народной педагогике внесли научные труды В.Х. Арутю-няна, Г.Н. Волкова, Ш.А. Мирзоева и др. Взаимосвязи народной педагогики и религиозной культуры посвящены исследования К.Д. Давлетшина, Т.С. Саидбаева, М.Г. Тайчинова. В различных аспектах исследованы педагогические традиции разных народов: русских (Г.С. Виноградов), чувашей (Т.Н. Волков), татар (Я.И. Ханбиков), башкир (В.И. Баймурзина), народов севера (A.JI. Бугаева) и других.

Отдельные высказывания о педагогических воззрениях марийцев были сделаны в этнографических трудах И.Н. Смирнова (1989), в публикациях С.А. Нурминского (1863), И.Я. Молярова (1873), Г.Я. Яковлева (1887).

Имеются работы об этнической истории марийского народа (К.И. Козлова), о марийской школе и народном образовании в конце XIX — начале

XX века (В.Н. Аблинов, А.Т. Трефилова), о развитии школы в период с 1917 по 1969 годы в Марийской АССР (A.C. Паймаков), о просветителях народа мари (П.А. Апакаев, К.К. Васин).

Лишь в последнее время стали выходить работы, посвященные марийской народной педагогике, например, статьи П.А. Апакаева («Некоторые вопросы народной педагогики», 1986; «Структура народной педагогики по материалам фольклора», 1989), И.А. Чурикова («Краеведение и народная педагогика», 1995; «Профориентация на основе марийской народной педагогики, 1995). Некоторые моменты педагогики мари анализировались А.Е. Китиковым при изучении народных пословиц («Межжанровые связи марийского фольклора», 1977), С.С. Сабитовым в связи с освещением специфики марийских сказок («К вопросу о происхождении некоторых мотивов в марийских волшебных сказках», 1982), В.А. Акцориным при изложении мифологических воззрений народа («Философия народа мари», 1995), Н.С. Поповым при анализе хозяйственных традиций народа («О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев», 1979), T.JL Молотовой при определении особенностей родильных обрядов марийцев («Родильные обряды марийцев», 1993). Но фундаментально марийские традиции воспитания никем не разрабатывались.

Между тем, социологические исследования показывают, что спрос на изучение этнопедагогйки марийского народа достаточно велик. Это подтверждает и срез-опросник, проведенный нами среди учителей начальных классов на курсах повышения квалификации при Институте образования Республики Марий Эл. Из 70 представителей разных районов республики 65 человек (92,9 %) отметили недостаток (или отсутствие) знаний по истории и культуре своего народа, в том числе и традиций воспитания подрастающего поколения, и выразили сожаление по поводу отсутствия научных разработок в данном направлении.

Итак, возникло противоречие между потребностью в использовании прогрессивных традиций марийской народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе и недостаточной освещенностью содержательного и методического аспектов этого процесса.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования. иш : »Сам* РшиМЛтЛ $ „

1 Гипотеза исследования. Процесс развития личности в учебновоспитательных учреждениях республики активизируется, если: этнокультурные традиции воспитания марийского народа включены в основу педагогического процесса; разработана методика воспитания и обучения, основанная на прогрессивных традициях марийцев; осуществляется единство и взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности формирующейся личности с использованием краеведческого материала.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в марийских образовательных учреждениях.

Предмет исследования: этнокультурные традиции воспитания марийского народа и возможности их использования в системе образования.

Цель диссертационного исследования — выявление содержательного и методического аспекта воспитательных традиций марийцев и анализ эффективности их использования в современной учебно-воспитательной практике.

Задачи исследования: раскрыть сущность и исторические условия возникновения и развития воспитательных традиций марийского народа; провести теоретический анализ содержания и методов воспитания детей народа мари; изучить опыт работы образовательно-воспитательных учреждений республики по интеграции этнокультурных традиций воспитания марийского народа в педагогический процесс; выявить основные тенденции развития национальной школы на современном этапе; разработать и апробировать содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в вузе на основе этнокультурных традиций воспитания марийского народа.

Методологической основой диссертационного исследования являются: принцип историзма, позволяющий рассмотреть процесс обучения и воспитания в динамике, движении и изменении; философское учение о социальной природе развития человека; учение о роли народа в создании материальной и духовной культуры; учение об общечеловеческом и национально-особенном в учебно-воспитательном процессе; учение о сущности традиций и их роли в жизни народа.

Методы исследования: теоретический анализ философской, исторической, педагогической, методической, психологической, этнографической, культурологической литературы по проблеме; непосредственное и опосредованное наблюдение за работой учителей и учеников, преподавателей и студентов, воспитателей и детей в учебно-воспитательном процессе; анкетирование и интервьюирование, проведенное среди учителей, учащихся и родителей; беседы с учителями, родителями, учащимися, студентами, воспитателями; экспериментальная работа.

Этапы исследования:

Первый этап (1993-1994) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы и архивных материалов по проблеме исследования. Это позволило: а) сформулировать теоретические основы исследования; б) определить проблему и предмет исследования; в) наметить методику экспериментальной работы.

Второй этап (1995-1996) — сбор фактического материала, отражающего отношение населения к национальной школе; изучение результатов деятельности образовательных учреждений республики, их анализ, экспериментальная работа.

Третий этап (1997-1998) — обобщение и обработка полученных экспериментальных данных, оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка комплексного анализа воспитательных возможностей марийской народной педагогики; определяются основные направления использования прогрессивных традиций марийского народа в современной системе образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему совершенствованию образовательно-воспитательной системы на основе лучших этнокультурных традиций марийцев и могут быть использованы при создании учебно-методической литературы. Основные положения диссертационного исследования можно применять на курсах повышения квалификации работников воспитательно-образовательных учреждений, в процессе обучения студентов педагогических вузов и педагогических училищ, в работе с родителями.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнокультурные традиции марийского народа — это элементы его социального и культурного наследия, включающие нормы и правила поведения, мировоззренческие установки, формы хозяйственной и бытовой деятельности, передающиеся от поколения к поколению и обладающие ценным педагогическим потенциалом.

2. Актуализация сохранившихся в устном народном творчестве обычаях и традициях педагогических взглядов марийского народа, методов и приемов воспитания может стать фактором закрепления и формирования нравственно-этической и социальной базы личности.

3. Перспективные направления национальной системы образования необходимо разрабатывать с учетом этнопедагогической культуры, исторического опыта этноса и его современных социально-демографических характеристик.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях лаборатории этнопедагогики Института национальных проблем образования (г. Москва), на заседаниях Координационного Совета по проблемам развития национальной системы образования при Министерстве образования и воспитания Республики Марий Эл, на совещаниях профессорско-преподавательского состава Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях в городах Йошкар-Ола (1994, 1995, 1996 гг.), Чебоксары (1995), Ульяновск (1997), на секциях постоянно действующего регионального научного семинара (Йошкар-Ола, 1995), на Международной научно-практической конференции (Москва—Йошкар-Ола, 1997). На основе результатов исследования опубликовано 9 статей в сборниках научно-практических конференций и одно методическое пособие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществленное нами исследование дает основание сделать следующие выводы относительно развития марийской национальной системы образования:

1. Исследование показало неразрывную связь становления национальной системы образования с историей самого этноса. Только в таком контексте, с учетом прошлого в судьбе народа, можно построить объективное настоящее в его системе образования и разработать перспективы на будущее. Именно уровнем развития образования во многом определяются успехи народа, оно служит основой нравственного, физического и психического здоровья нации. В тоже время, национальная доктрина образования обязательно должна учитывать историческое прошлое этнического коллектива, уровень достижений материальной и духовной культуры народа, его современное социально-демографическое состояние. Только на этой комплексной основе можно определить основные направления возрождения нации.

2. Главным условием национального возрождения является национальная традиция воспитания с ее ценным педагогическим потенциалом, актуальным для современной учебно-воспитательной практики. Интеграция этнокультурных традиций воспитания марийского народа в учебно-воспитательный процесс повышает его результативность, совершенствует нравственные и интеллектуальные характеристики личности.

3. Накопленный опыт работы образовательно-воспитательных . учреждений республики по использованию этнокультурных традиций воспитания марийского народа в педагогический процесс показывает его неоднородность и многозначность. Наряду с системным комплексным подходом к этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса наличествует и эпизодическое бессистемное отношение. Между тем, апробированная методика показывает эффективность использования этнокультурных традиций воспитания марийского народа в формировании нравственно-этической и социальной базы личности. В национально-региональной системе образования необходимо продолжить и систематизировать практику внедрения в педагогический процесс этнокультурных традиций марийского народа, используя современные технологии воспитания и обучения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Федорова, Светлана Николаевна, Москва

1. Аблинов В.Н. Марийская школа и народное образование в конце X1.- нач. XX вв. // Вопросы дореволюционной истории Марийского края. — Й-Ола, 1978, — С. 66-93.

2. Айплатов Г.Н. История марийской АССР с древнейших времен до конца XIX в. Учеб. пособие для уч-ся VII-VIII кл. — Й-Ола, Маркнигоиздат, 1968, —С. 83; 1985, —93 с.

3. Айплатов Г.Н. История Марийской АССР с древнейших времен до конца XIX в. Учеб. пособие для уч-ся VHI-IX кл. — 7-е изд. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1994. — 100 3. с.

4. Айплатов Г.Н. Навеки с тобой, Россия: О присоединении Марийского края к Русскому государству. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1967. — 130 с.

5. Акцорин В.А. Мировоззренческие представления финно-угорских народов по данным фольклора. // Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. —Й-Ола, 1994. —Вып. 11. — 129 с.

6. Акцорин В.А. О некоторых проблемах изучения поэтики легенд и преданий. // Вопросы марийского фольклора и искусства. — Й-Ола, 1982. — Вып. 3. — 127 с.

7. Акцорин В.А. Прогрессивные национальные традиции и обряды // Дружба народов и интернациональное воспитание трудящихся. — Й-Ола, 1984, —С. 103-106.

8. Акцорин В.А. Прогрессивные традиции марийского фольклора — источник художественного творчества // Вопросы марийского фольклора и искусства: Фольклор и искусство в современной художественной культуре Map. АССР.— Й-Ола, 1991,—Вып. 9. — 193 с.

9. Апакаев П.А. Некоторые вопросы народной педагогики.//Вопросы марийского фольклора и искусства: Проблемы изучения марийского фольклора и искусства. — Й-Ола, 1986. — Вып. 5. —-152 с.

10. Апакаев П.А. Просветители Марийского края. — Й-Ола, 1990. —179с.

11. Апакаев П.А. Структура народной педагогики по материалам фольклора. // Вопросы марийского фольклора и искусства: Основные тенденции развития марийского фольклора и искусства.— И-Ола, 1989. — Вып. 7. — 170 с.

12. Апакаев П.А. Фольклорные традиции в современной народной педагогике // Вопросы марийского фольклора и искусства: Фольклор и искусство в современной художественной культуре Map. АССР. Вып. 9. — Й-Ола, 1991, —193 с.

13. Архипов Г.А. Древние марийцы (этногенез и ранняя этнокультурная история): Науч. докл., представл-й в кач-ве дисс. доктора ист. наук. — М., 1991,— 40 с.

14. Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв.: к вопросу о происхождении народа. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1973. — 199 с.

15. Архипов Г.А. Марийцы в XII-XIII вв.: (К этнокультурной истории Поволжья). —Й-Ола, 1986. — 114 с.

16. Афанасьев А.Н. Древо жизни. — М., 1982. — 226 с.

17. Багин С.А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском ун-те. Том 26.— Казань, 1910. — Вып. 3. — С. 262-273.

18. Базисный учебный план средних общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл (7) и его варианты для углубленного изучения различных предметов и циклов (2-15). — Й-Ола, 1994. — 208 с.

19. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии. // Народное образование. — 1994. — № 4. — С. 4-6.

20. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. Школа и мир культуры этносов: Ученые записки ИНПО —М„ 1995,—Вып.2. —С. 5-30.

21. Беседы к черемисам Кузнецовского прихода Кузнецовского школьного учителя Ивана Яковлева Молярова // Известия по Казанской епархии на 1873 г. — С. 209-224, 244-256, 271-290.

22. Васенев С.А. Становление и развитие марийской нации. — Й-Ола, 1982, —216 с.

23. Васикова Л.П. Марийская лексикография: современное состояние и перспективы развития // Узловые проблемы современного финноугроведения: Мат-лы I Всерос-й научной конф-ии финно-угроведов. — Й-Ола, 1995. —300 с.

24. Васильев В.М. Мат-лы для изучения верований и обрядов народа мари: Труды центрального Марийского Общества Краеведения. — Краснококшайск, 1927. — 128 с.

25. Васильев В.М. Турло марийын кумалтыш муташт // Васильев В.М. Марий калыкын йомакше, ойлымашыже, туштыжо, топгго мутшо, мурыжо: Сборник материалов по устной марийской народной словесности. Фольклор. — М., 1931. — 27 с.

26. Васин К.К. На земле Онара. Повесть о Марийской республике. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1973. — 168 с.

27. Васин К.К., Коробов С.А., Рейнфельд Б.К. Из истории развития философской и общественно-политической мысли в Марийском крае (дооктябрьский период). — Й-Ола, 1973. — 153 с.

28. Васин К.К., Попов Н.С. К проблеме духовного мира и художественно-эстетических идеалов крестьянства марийского края пореформенного периода (60-90 гг. XIX в.) // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. — Й-Ола, 1990. — С. 100-106.

29. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. —М., ИНПО, 1992-1993. — Вып. 1-3. -— 94 с.

30. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде / Сост. М.М. Берлянчик, Л.И. Боровиков. — Москва-Новосибирск, 1991. — Вып. 7. —218 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. —Чебоксары, 1974. — 376 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки // Советская периодика. — 1991, —№9, —С. 89-94.

33. Годовой отчет о деятельности Совета Братства Св. Гурия за 1871 — 2 год // Известия по Казанской епархии на 1873 г. — 298 с.

34. Гончаров И. Якорь спасения: о возрождении русской школы — основы национального самосознания. // Народное образование. — 1991. — №9, —С. 31-36.

35. Государственная концепция Марийского образовательного учреждения. —Й-Ола, 1996. — 10 с.

36. Государственная программа развития образования Республики Марий Эл. — Й-Ола, 1995. — 80 с.

37. Золотова Т., Данилов О. Зимний календарь русских и марийцев Среднего Поволжья // Финно-угроведение. — 1994. — № 2. — С. 72-82.

38. Зорин П. Как веселится черемисская молодежь // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. — 1915. — Вып. 3,— С. 159-170.

39. Износков И.А. Обычаи горных черемис. — Казан, 1868-1869. — 8 с.

40. Из истории крестьянства Марийского края. — Й-Ола, 1980. — 154 с.

41. Из истории Марийского края: Мат-лы научно-просв. конф., поев. 70-летию образ, автономного марийского народа. — Й-Ола, 1992. — 41 1. с.

42. Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. (МарНИИ им. В.М. Васильева). — Й-Ола, 1993. — 152 с.

43. История и культура марийского народа: Хрестоматия для 8-9 классов / Сост.: A.A. Андреянов, И.С. Иванов, С.М. Герасимов и др. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1996, —296 с.

44. История Марийской АССР / Марийский НИИ яз., лит. и истории им. В.М. Васильева. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1986. — 298 с.

45. История Марийского края в док-тах и мат-лах / Сост. Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. — Й-Ола, 1992. — 564 с.

46. Китиков А.Е. Адекватные пословицы финно-угорских и тюркских народов Поволжья // Вопросы марийского фольклора и искусства: Межнациональные связи марийского фольклора, лит-ры и ис-ва. — Й-Ола.— 1984,—Вып. IV, —165 с.

47. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. —Й-Ола, 1973.— 179 с.

48. Китиков А.Е. Марийские народные приметы / Марий калык пале-влак. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1989. — 284 4. с.

49. Китиков А.Е. Межжанровые связи марийского пословичного фонда // Вопросы марийского фольклора и ис-ва.— Й-Ола, 1982. — Вып. 3 — 127 с.

50. Киткаева JI.C. Образы лесных духов в марийском фольклоре // Вопросы марийского фольклора и исОва: Основные тенденции развития марийского фольклора и ис-ва. — Й-Ола, 1989. — Вып. УП. — 170 с.

51. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа Монография. — М., 1978. —345 с.

52. Комаров В. Культура межнационального общения О постановке воспитательной работы в школе. // Народное образование. — 1993. —№ 5.1. С. 65-67.

53. Крайнов Г.Н. Этапы и особенности марийского национально-освободительного движения // Узловые проблемы современного финноугроведения: Мат-лы I Всерос-й научной конференции финно-угроведов. — Й-Ола, 1995, —226 с.

54. Кудрявцева Л.Н. К вопросу изучения финно-угорской культуры в национальных образовательных школах. // Узловые проблемы современного финно-угроведения: Мат-лы I Всерос-й научной конф-ии финно-угроведов.1. Й-Ола, 1995. —490 с.

55. Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис // Этнографическое обозрение. — М., 1904. — № 1. — С. 67-90. — № 2. — С. 56-109.

56. Кузнецов С.К. Очерки из быта черемис // Древняя и новая Россия. 1877, год третий. Т. 11, май, июнь, июль, август. — С. 346-358.

57. Лысенко В. Философию и политику глобального образования — российской школе. //Народное образование. — 1994. —№ 9/10. — 15 с.

58. Марий колык ойпого. Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания. / Сост. В.А. Акцорин. — Й-Ола, 1991. — 288 с.

59. Марийское краеведение в школе: Мат-лы республиканской научно-практической конференции. — Й-Ола, 1995. — 90 с.

60. Марийская литература, искусство и народное творчество Сб. статетй. ред. К.К. Васин и М.А. Георгина. — Й-Ола, Маркнигоиздат, 1966. —168 с.

61. Марийский мир (информационно-статистический справочник) / Сост. А.С. Абдулов, B.C. Соловьев. — Й-Ола, 1996. — 94 с.

62. Марийские народные песни / В пер. С. Поделкова. 2-е изд. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1976. — 287 с.

63. Марийские народные сказки / Сост. В.А. Акцорин. — Й-Ола, 1984. — 288 с.

64. Марийские национально-региональные компоненты образовательных стандартов (по мат-лам научно-практической конференции 1995 г.) / Сост. Кудрявцева Л.Н., Петухова Л.А., Куклина Г.Д. -Й-Ола, 1995.—75 е.

65. Марийский фольклор: Сказки луговых мари. —Й-Ола: Map. кн. изд., 1992, —368 с.

66. Марийцы: (Статистический сборник). — Й-Ола, 1992. — 59 с.

67. Материалы к республиканскому совещанию работников образовательных учреждений по проблемам развития национальной системы образования.—Й-Ола, 1993.—43 с.

68. Материалы третьего съезда народа мари. — Й-Ола, 1993. — 72 с.

69. Мендиаров О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. — 1894. — № 3. — С. 34-53.

70. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. — Й-Ола, 1992. — 112с.

71. Молотова Т.Л. Родильные обряды марийцев // АЭМК. — Й-Ола, 1993. — Вып. 22. — С. 85-94.

72. Мукаева О.Д. Этнопедагогические аспекты возрождения и развития национ-й школы // Нац-я школа.— 1995. — № 1. — С. 61-65.

73. Народная педагогика и современная национальная школа. — Улан-Уде, 1993. '

74. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц нач-х народных училищ. Ч. I. / Сост. Анастасьев. Изд. 8-е. — М., 1903. — 570 с.

75. Национальная школа: Концепция и технология развития. Доклады и мат-лы международной конференции. Якутск, 1993. / Сост. А.Д. Николаева и др.; Под ред. Е.П. Жиркова. — М.: Просвещение, 1993. — 318 1. с.

76. Национальная школа РСФСР: пути обновления Сб. подгот-н в НИИ нац. шк. М-ва нар. обр. РСФМР. // Сов. педагогика, 1990. — № 3. — С. 9-14.

77. Никольский Н.В. История мари (Черемис). — Казань, 1920. —Вып. I. —180с.

78. Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. — Казань: Изд-во центрального отдела мари при Казкомпросе, 1919-1920, —С. 412-479.

79. Никольский Н.В. Статистические сведения о черемисах за 1911 г. —. Казань, 1913, — 88 с.

80. Нурминский С. Из заметок о черемисах Казанской губернии // Православное обозрение. — 1863, — Т. ХП. — С. 9,42.

81. Нурминский С.А. Очерки религиозных верований черемис. // Православный собеседник.— Казань, 1882. — Вып. XI. — 242 с.

82. Орлова О.В. Сохранение национально-культурных традиций марийского народа, (по мат-лам социологических исслед-й). // Узловые проблемы современного финно-угроведения: Мат-лы I Всероссий-й научной конф-ии финно-угроведов. — Й-Ола, 1995. — 163 с.

83. Паймаков А.С. Развитие школы в Марийской АССР. ( 1917-1969 гг.)1. Й-Ола, 1970,—244 с.о

84. Патрушев А.С. Марийская деревня в период империализма. —И-Ола, 1974,—272 с.

85. Патрушев B.C. Древнее искусство финно-угров Поволжья. I тысячелетие до н.э. —Й-Ола, 1994. — 80 с.

86. Патрушев B.C. Марийский край в УП-VI вв. до н.э. (Старший Ахмыловский могильник). / Ред. А.Х. Халиков. — Й-Ола: Маркнигоиздат, 1984, —230 с.

87. Патрушев B.C. Из прошлого нашей столицы (Археологические очерки о Йошкар-Оле и Марийском крае). — Й-Ола, 1987. — 77 с.

88. Попов Н.С. О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев // АЭМК. — Й-Ола, 1979. — Вып. IV.1. С. 123-138.

89. Протасов Ю. Тернистый путь школы // Марий Эл. — 1994. — № 3.

90. С. 62-71. —№ 4. — С. 35-41.

91. Риттих А.Ф. Мат-лы для этнографии России. Казанская губерния. Ч. П.1. Казань, 1970.—225 с.

92. Рябинский К.С. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда // Известия общества Археологии, Истории и этнографии при императорском Казанском ун-те. Т. 16. —Казань, 1900. —Вып. 2. — С. 176-212.

93. Сабитов С.С. К вопросу о происхождении некоторых мотивов в марийских волшебных сказках // Вопросы марийского фольклора и искусства.—Й-Ола, 1982.—Вып. 3. — 127 с.

94. Сануков К.Н. и др. История Марийской ССР: Учебн. пособие для учел X-XI кл. — Й-Ола: Map. кн. изд., 1992. — 96 с.

95. Сануков К. Марийцы: прошлое настоящее, будущее. — Й-Ола, 1992. — 30 с.

96. Сануков К.Н. Национальная идея в общественном сознании народов Поволжья и Приуралья // Мировоззрение современной России: проблема ценностей и тенденции развития: Мат-лы постоянно действующего регионального научного семинара. —Й-Ола, 1995. — 120 с.

97. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. — М., 1996. — 344 с.

98. Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Ист-этнограф. иссл-е матер-ной культуры (серед. XIX-нач. XX в.).— Й-Ола: Map. кн. изд., 1975. — 248 с.

99. Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнограф. очерки. — М., 1985. — С. 141-175.

100. Сепеев Г.А. Этносоциальные процессы и этические традиции в современной марийской деревне // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. — Й-Ола, 1990. — С. 302-312.

101. Сказки горных мари / Сост. В.А. Акцорин. — Й-Ола, 1995. —272 с.

102. Смирнов И.Н. Дореволюционная марийская семья и ее быт // АЭМК. — Й-Ола, 1991. —Вып. 20. — С. 94-122.

103. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. — Казань, 1889. — 255 с.

104. Сокольников Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества. — Чебоксары, 1995. — 42 с.

105. Сокольникова В.А. Особенности психологии марийского этноса: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. —М., 1995. — 152 с.

106. Сукунов Х.Х., Величук А,П., Дьячков М.В., и др. Типовая модель национальной школы. Первоначальный вариант. —М., 1994.

107. Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. — М., 1994.

108. Ткаченко Е.В. Школа приобретает региональное лицо // Регионология. — 1993. — № 3. — С. 47-58.

109. Трефилова А.Т. Очерки истории марийской начальной школы дореволюционного периода.— Й-Ола, 1957. — 91 с.

110. Тульцева JI.A. Современные праздники и обряды народов СССР. — М., 1985, — 191 с.

111. Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Мари в экологическом воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, — М„ 1990, —303 с.

112. Фомина С.И. Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики // Начальная школа. — 1993. — № 9. — С. 11-15.

113. Фукс A.A. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, в типографии императорского Казанского ун-та. 1840. — 329 с.

114. Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // АЭМК. -Й-Ола, 1976,— Вып. 1, —С. 12-26.

115. Чузаев Р.И. Марийское национальное движение в 1917 г. // Узловые проблемы современного финно-угроведения: Мат-лы I Всерос-й научной конфер-ии финно-угроведов. — Й-Ола, 1995. — 268 с.

116. Чуриков H.A. Профориентация на основе марийской народной педагогики. —Й-Ола, 1995. — 90 с.

117. Пб.Шабыков В.И., Соловьев B.C., Исанбаев С.Н. Межнациональные отношения в Республике Марий Эл (по материалам социологического исследования 1994 г.) — Й-Ола, 1995. — 131 с.

118. Шадриков В.Д. Народная школа: О нац. ориентир, содержании шк. образования. // Высшее обр-е в России. — 1993. — № 2. — С. 105-114.

119. Шаров В.Д. Основные черты этнического самосознания марийцев // АЭМК—Й-Ола, 1993. — Вып. 22. — С. 31-41.

120. Школа и мир культуры этносов. — М., 1993. — Вып. I. — 252 с.

121. Юадаров К.Г. Горные марийцы. — Й-Ола, 1995. — 80 с.

122. Юадаров К. Обычаи предков // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. — 1995,—№2, —С. 69-72.

123. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис // Издание Православного Миссионерского Общ-ва. —Казань, 1887. — 87 4.

124. Genien D. Das Verdesellschaftete Subjekt. Zur Grundlegung der Sozia-lisationstheorie. 2. Aufl Frankfurt/M., 1989. Suhrkamp — Verlag.

125. Hurrelmann K. Einführung in die Sozialisations theorye. Uber den Zusammen von Sozialstruktur und Persönlichkeit. Weinheim und Basel, 1986, Beltz — Verlag.