Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чухонцева, Светлана Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чухонцева, Светлана Валерьевна, 2000 год

Введение.

Глава 1 Традиционное физическое воспитание в жизни алтайцев.

§ 1 Физическое воспитание как один из факторов естественной адаптации этноса к природе.

§2 Физическое воспитание как элемент традиционной, духовной культуры.

Глава 2 Этнопедагогические особенности физического воспитания Алтайцев.*.

§1 Традиционные способы закаливания.

§2 Народные подвижные игры.

§3 Спортивные состязания.

Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по внедрению традиционных приемов и средств физического воспитания алтайцев на уроках физкультуры в общеобразовательных учреждениях.

§1 Организационно-методические предпосылки эксперимента.

§2 Методика исследования и результаты эксперимента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев"

Существование любой культуры предполагает сознательную передачу практического опыта и теоретических знаний о самых разных сторонах деятельности человека и окружающего мира. Каждая культура, каждый социальный коллектив (большой или малый) имеет свой запас опыта и знаний, который передаётся от одного поколения к другому и который в сопоставлении с опытом других народов имеет как общее, так и особенное. Этот коллективный опыт, накопленный в процессе использования естественных ресурсов в целях поддержания жизнедеятельности социального организма, представляет собой только часть общей культуры как способа адаптации к окружающей среде, другую часть культуры составляет механизм адаптации человека к социальной среде. Этническая педагогика, направленная на усвоение того и другого объема знаний, своей целью ставит воспроизводство культуры, ибо без воспроизводства, никогда не было и нет культуры, как способа существования социума. [98, С. 184]

Древние культуры обычно называют традиционными. Традиция - это то, что передаётся от одного поколения к другому. Человеческая память устроена так, что может вспомнить даже незначительный фрагмент прошлого, в том числе и касающийся этнической национальной самобытности народа. В прошлом весь личный опыт человека, то есть умение делать ловушки, ловить рыбу, охотиться, строить жильё, передавался наглядно, непосредственно, без письменности, чертежей, расчётов. Личный опыт всегда включал опыт многих поколений, поэтому правильнее сказать - это был коллективный опыт. Коллективный опыт многократно проверялся практикой, поэтому традиционные орудия труда были надёжными и приспособленными для тех условий.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт обучения и воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Его изучение при использовании достижений современной науки помогает воссоздавать теоретическое основы и практику традиционного воспитания детей, подростков и молодёжи, то есть выявлять общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности этого процесса, характерные для конкретного этноса. В связи с этим разностороннее изучение и объективная оценка этнической самобытности, выявление основ этнопедагогики, включая традиционное физическое воспитание народа, являются важной задачей педагогической науки.

По определению Г.Н. Волкова, этнопедагогика есть не что иное как педагогическая культура рода, этносоциума и нации, и народности. [72, С.219] Традиционное физическое воспитание, на наш взгляд, - это традиционная культура народа в физическом становлении, развитии и образовании личности, результат жизнедеятельности этноса.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. [97, С.59]

В масштабах общей культуры мы трактуем физическую культуру как творческую деятельность человека, находящуюся в тесной взаимосвязи с историей общества, а также как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, которая непосредственно выражается в совершенствовании двигательных способностей человека» [70, С.87].

Физическая культура - органическая часть культуры общества и самого человека. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизация своего физического состояния и развития [20, С.71]. У всех народов физическая культура была призвана воспитывать и подготавливать человека к труду, военному делу, используя связь физического воспитания с подготовкой к жизни, с практикой трудовой деятельности. Одной из основных форм физической культуры, ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы, образования является физическое воспитание. Физическое воспитание кроме трудовой направленности предусматривает принцип гармоничного развития человека, т.е. единого развития и укрепления всех органов и систем целостного организма полноценной общей физической подготовкой, включающей традиционные самобытные физические упражнения, народные подвижные игры, состязания. Физическое воспитание как фактор сохранения и укрепления здоровья человека должно содержать в себе принцип оздоровительной направленности физического воспитания, такими средствами как закаливание, дозирование физических нагрузок по возрасту, гигиене.

Физическое воспитание, как и все другие виды воспитания, есть педагогический по своей природе процесс, но, в тоже время, имеющий отличительные особенности в том, что это есть физическая деятельность человека, обеспечивающая направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяют его физическую дееспособность. [8, С.34]

Физическая дееспособность человека на наш взгляд это не только активный двигательный режим, а сочетание двигательной деятельности с умственной работоспособностью, повышения эмоциональной активности и укрепления здоровья.

Физическое воспитание рассматривается П.Ф. Лесгафтом как: «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков» [71, С.238].

В современной ситуации в ходе переосмысления педагогического процесса -процесса обучения и воспитания человека, встаёт вопрос об изучении и анализе традиционного этнического опыта. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально изменились. Как отмечает И.П. Подласый, «в основе современной идеологии воспитания лежит ряд гуманистических и демократических идей, одной из которых является реалистическая цель - разностороннее развитие человека, опирающееся не на абстрактный эталон, а на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является освоение человеком базовых основ культуры» [97, С.83]. В этой ситуации переосмысления содержания воспитания и формирования нового качества воспитания встает вопрос об изучении и анализе традиционного этнического опыта. Несомненный интерес и большое значение в этом плане представляет изучение традиционного физического воспитания конкретного этноса, в нашем случае, - алтайцев.

Физическое формирование человека происходит путем освоения им исторического опыта человечества в процессе физической деятельности и двигательной активности, поведенческих норм и условий этнических отношений. Эти нормы имеют четкую индикацию, они зафиксированы в традициях народа, этнических особенностях, культуре и являются определяющими показателями лучших физических черт, качеств и достоинств этнической личности. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики представляет собой совокупность воспитательного опыта поколений и традиционных педагогических сведений, сохранившихся и передаваемых через устное народное творчество, способы закаливания, подвижные игры, состязания и обряды. Таким образом, этнические особенности физического воспитания представлены традиционными педагогическими и социальными процессами в определенной этнической группе, которые выражают особенности ее психологического склада и образа жизни и которые сложились исторически в конкретных условиях проживания данного народа.

Применяемое П.Ф. Лесгафтом понятие физическое воспитание подразумевает «. весь процесс формирования организма и личности, в том числе и особо под влиянием специально организованного воздействия, включающего систему физических упражнений и другие специфические средства».[71, С.52] На наш взгляд, специфическими средствами физического воспитания алтайцев являются этнопе-дагогические основания, включающие традиционные способы закаливания, народные игры и состязания , выполняющие роль гаранта жизнестойкости этноса.

Тема физического воспитания народов Сибири приобретает в настоящее время важное значение. Изучение и развитие физического воспитания алтайцев, во-первых, позволит в новых социокультурных условиях рельефнее выявить все положительное и отрицательное, что есть в системе традиционного образования. Во-вторых, изучение системы физического воспитания алтайцев раскрывает один из аспектов решения национального вопроса в условиях многонационального государства. Научное осмысление этого конкретного процесса дает основания понять традиционные системы обучения и воспитания. В-третьих, обобщение опыта развития физического воспитания, его форм и методов обретает все большее значение в духовном обновлении современного российского общества, поскольку традиции прошлого, опыт поколений, этнические особенности, так необоснованно забытые или имеющие формальное значение, обогащают духовную культуру гражданского общества.

Актуальность данного исследования связана с тем, что в новых социокультурных условиях назрела необходимость обратиться к опыту физического воспитания алтайцев, накопленного многими поколениями, с тем, чтобы создать условия для раскрытия потенциальных физических возможностей школьников, имеющих глубокие национальные корни. Этот опыт формировался в суровых климатических условиях под влиянием тяжелого быта алтайцев, в связи с чем была обнаружена необходимость естественного закаливания организма, развития физических качеств, способствующих выживанию человека в экстремальных ситуациях.

В предлагаемой работе работе делается попытка выявления этнопедагоги-ческих оснований физического воспитания алтайцев, возникших в древний период и сохраняющих свою актуальность до сегодняшнего дня. С этой целью анализируется разнообразный археологический материал, раскрывающий историю формирования человека; определяется исходный уровень, от которого начинается процесс физического воспитания алтайцев.

Истоки физического воспитания народов были предметом исследования в ряде работ по истории педагогики: Г. Шалота "Опыт народного воспитания" (1770), Г. Покровского "Рассуждения о воспитании древних народов" (1820), С. Голоцкого "Об историческом развитии воспитания у примечательных народов древнего мира" (1845), Ф. Дитгеса "История воспитания и обучения" (1873), В Элашвили "Физическое воспитание - общественное явление" (1939). Среди современных авторов, занимающихся проблемами физического воспитания, следует назвать А.Д. Новикова "Физическое воспитание" (1949), Н.И. Пономарева "Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания" (1970), Ю.В. Шанина "От эллинов до наших дней" (1975).

Физическое воспитание как часть проблемы здоровья изучается Кяэрику "Проблемы физического воспитания и физического развития молодёжи в связи с состоянием здоровья населения" (1968), Б.Я. Смулевичем "Заболеваемость, смертность и физическое развитие населения" (1968), О. Борисовой "Физическое воспитание детей в семье" (1985), Е.И. Янкелевич "Физическая культура в семье" (1973).

Социальные аспекты физического воспитания анализируют такие авторы, как В.А. Пономарчук "Физическая культура и становление личности" (1994), Г.И. Кукушкин "Социальные проблемы физической культуры и спорта" (1973), Н.Я. Волкинд "Проблемы физического воспитания, физиологии, социологии спорта" (1973).

Этнические особенности физического воспитания различных народов исследуются в работах: В.И. Элашвили "Традиции грузинской народной физической культуры и современность" (1973), Г. Винокурова "К изучению народных детских игр у бурят" (1922), М.Т. Таникеева "История физической культуры в Казахстане" (1977) и др.

Большинство работ, посвященных истории физического воспитания, написаны учителями физической культуры, тренерами и организаторами физкультурного движения. Как правило, в этих работах анализируются значительные исторические периоды, показываются достижения, основные закономерности и этапы становления физического воспитания. В вышеназванной литературе исследуются такие аспекты физического воспитания, как: направленность воспитания, связь его с бытом и образом жизни этноса, традиционные приемы и средства воспитания.

Этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев в указанных работах не исследовались. Лишь в начале 90-х годов появились отдельные публикации, по физическому воспитанию алтайцев преимущественно по национальным видам спорта. К ним относятся работы М. Каланакова(1989),

А.А.Сельбикова(1996). Определенные аспекты физического воспитания, основанные на традициях народной физической культуры, разработаны А. А. Сельбиковым.

Процессам становления и развития физического воспитания алтайцев посвящен ряд публикаций, из которых выделим работы А.П.Беликовой, О.А.Гончаровой, А.Майчикова, Р.П.Романенко, Р.С. Санобасовой, Н.А. Содоно-кова и др. Однако большинство этих работ носит информационно-описательный характер.

Алтайский героический эпос изучали крупнейшие ученые - тюркологи, историки, фольклористы, этнографы - В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, А.В. Анохин, Г.И. Гуркин, С.С. Каташ, Г.В. Кондоков, Н.А. Арестов, С.В. Кисилев, Г.Н. Потанин, Н.Л. Дмитриев, Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов, Л.Н. Гумилев, С.С. Суразаков и другие.

Литература алтайского народа по существу создалась дореволюционными учеными - тюркологами, энтузиастами науки, такими как В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Н.Ф. Катанов, В.Я. Шишков, Н.Я. Никифоров и другие. На основе русской графики они сделали первые записи произведений устного народного творчества алтайцев - героических сказаний, легенд, мифов и сказок. Им же принадлежат первые издания этих текстов, которые стали хранителями опыта этнической педагогики.

Использование игр в воспитании детей исследуются в работах Л.Б. Былее-вой (1988), Р.И. Жуковской (1968), П.Ф. Каптерева (1982), П.Ф. Лесгафта (1951), Е.А. Покровского (1884), Н.И. Пономарева (1975), А.П. Усовой (1976), О.С. Газ-мана (1991), Е.М. Минскина (1982), А.В. Кенемана (1988) и других.

В ряде работ рассмотрены вопросы использования народных игр в традиционном физическом воспитании у разных народов: русских- Е.А. Покровский (1895), Б.В. Горбунов (1990), Л.В. Былеева (1988), В.М. Григорьев (1985), С.В. Григорьев (1991); татар- Э.Х. Галеев (1973); грузин- В.И. Элашвили (1973); казахов- М. Таникеев (1961); дагестанцев- М.А. Дибиров (1970); украинцев- В.А. Старков (1991), Е.И. Сявако (1974); чувашей -Г.Н. Волков (1999).

Роль и значение народных игр в традиционном физическом воспитании народов Севера и Сибири рассмотрены в работах: Г.Ш. Абсалямова (1962), В.Ф. Афанасьева (1979), В.Г. Богораза (1949), Г.Василевича (1927), В. Леонтьева (1960), ГА. Меновщикова (1959), Л.В. Певговой и А.Г. Базанова (1949), В.И. Прокопенко (1990,1992), А. Рейнсона-Правдина (1943, 1944), Ю.А. Сем (1988), Г.Ф. Севильгаева (1989), М.К. Калонакова (1980, 1991), А.А. Сельбикова (1996).

Анализ этих работ позволил нам расширить представления об особенностях традиционных игр и состязаний народов Севера и Сибири, проживающих в экстремальных климатических условиях, а также сделать вывод о том, что имеющиеся педагогические исследования не раскрывают в полной мере содержание, место и роль народных игр, состязаний в традиционном физическом воспитании алтайцев.

Несмотря на значительное количество научных изданий, в указанных исследованиях фактически не освещен важный пласт алтайской культуры -этнопеда-гогические основания физического воспитания. Между тем алтайцы за свою многовековую историю создали и сохранили уникальный этнопедагогический материал в области физического воспитания, который может стать основой вариативного компонента государственного общеобразовательного стандарта по физической культуре, в данном регионе.

Среди многообразия средств традиционного физического воспитания алтайцев особое место занимают народные игры, состязания, которые являются не только эффективными средствами, но и универсальными способами гармоничного развития человека. Как показывают анализ литературных источников и изучения опыта работы школ Республики Алтай, проблема физического воспитания в новых социокультурных условиях недостаточно теоретически проработана. В тоже время назрела необходимость коренного повышения уровня и качества физической подготовки и воспитания, поиска новых педагогических средств повышения их эффективности. Решение этих задач с позиций системного подхода требует учета национальной специфики физического воспитания как элемента духовной культуры.

Все перечисленное выше и обусловило выбор темы предлагаемого исследования: "Этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев"

В ходе формирования проблемы исследования выявилось противоречие между общественной потребностью в новых формах, методах и средствах физического воспитания, обусловленных национальной культурой, и отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок физического воспитания школьников, базирующихся на этнопедагогическом фундаменте.

Сказанное позволяет сформулировать проблему исследования которая состоит в том, что существующие формы, методы и средства физического воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям к всестороннему развитию человека в современных условиях. Утрачивающиеся в настоящее время традиционные представления о природе и физическом здоровье в конечном итоге снижают адаптационные возможности организма к изменяющимся жизненным условиям. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Цель работы - разработать совокупность средств, форм и методов физического воспитания алтайцев, исходя из их этнических особенностей.

Объектом исследования является система физического воспитания учащихся - алтайцев в общеобразовательных школах Республики Алтай.

Предметом исследования являются этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что эффективность физического воспитания в системе школьного образования Республики Алтай значительно повысится: национально-этнические основания физического воспитания алтайцев будут использованы в учебном процессе как национально-региональный компонент общеобразовательного стандарта по физическому воспитанию; будет собран и проанализирован набор традиционных народных игр и состязаний алтайцев, как важная часть национальной физической и духовной культуры; в процессе физического воспитания алтайцев будут учитываются их этнопеда-гогические особенности и традиции; будет разработан комплекс средств, форм и методов физического воспитания учащихся-алтайцев, позволяющих планировать уроки физической культуры с учетом национальной специфики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить место и роль традиционного физического воспитания в жизни алтайцев.

2. Определить этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев.

3. Составить программу по физического воспитания алтайцев на уроках физической культуры и проверить ее опытно-экспериментальным путем.

4. Разработать практические рекомендации по изменению Государственной программы по физическому воспитанию школьников с учетом национальных особенностей региона.

5. Разработать практические рекомендации по изменению государственного стандарта с учетом национальных особенностей региона.

Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли физического воспитания в формировании своеобразной духовной и материальной культуры этноса (Гегель, С.И. Гессен) представление о системном характере , традиционном своеобразии и самобытности физического воспитания (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, А.А. Сельбиков, Н.И. Шатинова). Наши опорные позиции определялись также на основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы по проблемам игры и игровой деятельности, как средство развития и формирования личности (Н.П. Аникеева, П.Ф. Лесгафт, С Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Методические основы разработки уроков физической культуры базировались на психологических концепциях личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В ходе написания работы, поиска средств решения задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, теоретический анализ философской, педагогической, исторической, этнопедагогической, литературы; диагностические методы; прямые и косвенные наблюдения; педагогический эксперимент; физиолого-гигиенические методы (В.В. Бунак, 1941), которые включали методики определения жизненной емкости легких, становой динамометрии силы мышц кистей рук, становой динамометрии силы мышц разгибателей спины, методику тест -контроля «КОНТРЭКС-2» (С.А. Душанин, Е.А. Пи-рогова, Л.Я. Иващенко, 1980); метод сбора текущей информации; математический метод обработки полученных результатов эксперимента.

Базой опытно-экспериментального исследования являлись: Республиканская национальная гимназия, Республиканский классический лицей, ДЮСШ по национальным видам спорта «Батыр».

Несомненную ценность для исследования представляли воспоминания современников, полевые этнопедагогические исследования, сбор этнопедагогического материала методами интервьюирования и опроса участников народных игр и состязаний. Особое значение данных видов источников обусловлено их первичностью. Несмотря на то, что они отражают субъективное мнение, данный вид источников представляет большую ценность с точки зрения решения поставленных в диссертационном исследовании задач. Критически оценивая фактологическую сторону содержащейся в воспоминаниях информации, следует принять ее в качестве воззрений очевидцев, самодостаточных для решения ряда задач исследования.

Неопубликованные воспоминания представляют также один из ценных видов источников, который содержит материалы, характеризующие полиэтичность процессов обучения и воспитания, относящиеся к региону с различным этническим составом.

Предлагаемое исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996-1997 г.г.) изучалась археологическая, философская и психолого-педагогическая литература, фольклорный и исторический материал по проблемам традиционного физического воспитания алтайцев. На этом этапе проводились полевые этнопедагогические исследования, разрабатывались основные понятия, рабочая гипотеза и программа исследования.

На втором этапе (1997-1998 г.г.) продолжалось изучение педагогической и специальной литературы, археологических, исторических, архивных источников, полевые исследования. На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа по организации физического воспитания с использованием народных алтайских игр, выявления их воздействия на физическое и функциональное развитие детей; проводилась диагностика реального физического состояния школьников в экспериментальных и контрольных группах.

На третьем этапе (1998-1999 г.г.) анализировались полученные результаты, осуществлялась их научная обработка: разрабатывались методические рекомендации для учителей физической культуры национальных школ, тренеров ДЮСШ по национальным видам спорта, по использованию народных игр и состязаний; завершалось литературное оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту :

1. предложена новая интерпретация понятия физическое воспитание алтайцев, объясняющая его как механизм адаптации этноса к природной среде и элемента духовной культуры.

2. Впервые выявлены и описаны этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев, как система включающая традиционные способы закаливания, народные игры и состязания.

3.Доказана необходимость включения этнонациональных компонентов физического воспитания в учебный процесс современных общеобразовательных учреждений Республики Алтай.

Научная новизна исследований заключается в том что:

1.Уточнено понятие «физическое воспитание алтайцев» в новых социокультурных условиях.

2.Впервые на основе археологических и фольклорных источников исследованы этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев.

3.Выявлены и описаны традиционные формы физического воспитания алтайцев, обусловленные особенностями жизнедеятельности алтайского народа, нацеленные на формирование личностных качеств (сила, выносливость), определяющих физическую и моральную пригодность учащихся.

4.Рассмотрены традиционная система закаливания организма, самобытные физические упражнения, народные игры и состязания, как неотъемлемая часть физического воспитания алтайцев.

5.Сформулированы теоретические выводы о месте и роли традиционного физического воспитания в системе общечеловеческих ценностей; выявлены факторы, обусловливающие особенности физического воспитания алтайцев, а именно: социальная история и географическая среда, на фоне которой формировалась личность, социальная организация, материальная и духовная культура общества и др. 6.Экспериментальным путем выявлено влияние этнопедагогических особенностей традиционных народных игр и самобытных физических упражнений алтайцев на физическое и функциональное развитие детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложена экспликация понятия «физическое воспитание», где физическое воспитание алтайцев представлено как сочетание нравственного, художественного, эстетического образования в применении к телу человека; выявлены особенности физического воспитания школьников с новых позиций - на основе учета особенностей национального образа жизни и традиций алтайского народа; дополнен и уточнен государственный стандарт по физическому воспитанию школьников в его региональной составляющей.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированы методические рекомендации по использованию народных игр и самобытных физических упражнений алтайцев в современной педагогической практике, позволяющие улучшить организацию физического воспитания в национальных общеобразовательных учреждениях.

Достоверность и надежность научных результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивается методологической обоснованностью его исходных предпосылок; реализацией различных методов исследования, адекватных поставленным задачам; многочисленностью и разнообразием литературных источников; проведением полевых этнопедагогических исследований; результатами педагогического эксперимента и опытом педагогической работы в качестве преподавателя физического воспитания студентов Горно-Алтайского государственного университета.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул), на заседаниях кафедры педагогики, физвоспитания Горно-Алтайского госуниверситета, в докладах на секциях в институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (г. Томск). Основные выводы и доклады обсуждались на международной конференции (г. Барнаул, 1996), Межрегиональной (г. Чебоксары, 1991), зональной (г. Горно-Алтайск, 1997), внутривузовской конференции (г. Горно-Алтайск, 1998) и отражены в 8 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Основные результаты эксперимента

Оценка качества реализации экспериментальной программы проводилась путем регистрации изменений в показателях физического и функционального развития подростков 12-13 летнего возраста под воздействием использования самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев . Анализ результатов (таблица 1) свидетельствует о следующих фактах :

1.Практика работы по физ.воспитанию с использованием самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев в государственных общеобразовательных учреждениях позволяет значительно улучшить показатели физического и функционального развития подростков.

2.Явные и достоверные показатели динамики физического и функционального развития выявлены у подростков экспериментальной группы. Наиболее положительные изменения по окончанию эксперимента отмечены по всем исследуемым показателям у мальчиков и девочек : жизненной емкости легких - 24%; динамометрии правой руки - 32%, левой руки - 34%; становой динамометрии мышц -разгибателей спины - 43%; и гибкости - 26% выше чем показатели в контрольных группах.

Анализ полученных данных отчетливо свидетельствует, 'что результаты групп , занимающихся по программе с использованием самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев, а также результаты занятий детско-юношеской спортивной школы, использующих национальные виды национальных видов спорта выше, чем у подростков контрольных групп, занимающихся по Государственной программе.

Резюмируя результаты педагогического эксперимента, можно сказать, что программа по физическому воспитанию, которая включает этнические особенности народной педагогики (силу, выносливость, ловкость и гибкость) и использует самобытные физические упражнения и народные игры алтайцев, направленная на преимущественное воспитание данных двигательных качеств, позволяет значительно улучшить показатели физического и функционального развития подростков. Вероятно, сочетание в равном объеме времени на обучение двигательным ш

Сравнительный анализ показателей физического и функционального развития группа показатели

Г ибкость Ж.Е.Л. Динамом. Динамом. Становая прав.руки лев.руки динамом.

Мальчики 13л.экс. 0,371 0,325 0,697 0,775 0,816

Мальчики 13л.кон. 0,299 0,289 0,527 0,423 0,588

Мальчики13л дюш 0,727 0,916 0,868 0,822 0,731

Гибкость Ж.Е.Л. Динамом. Динамом. Становая прав.руки лев.руки динамом.

Мальчики 12л. Экс. 0,982 0,736 0,695 0,644 0,849

Мальчики12л.кон. 0,710 0,223 0,524 0,528 0,613

Мальчики12л.дюш 0,823 0,813 0,753 0,574 0,752 группа показатели

Гибкость Ж.Е.Л. Динамом. Динамом. Становая прав.руки лев.руки динамом.

Девочки13л. экс. 0,818 0,854 0,510 0,504 0,694

Девочки13л.кон . 0,774 0,797 0,485 0,441 0,549

Гибкость Ж.Е.Л. Динамом. Динамом. Становая прав.руки лев.руки динамом.

Девочки12л. экс. 0,914 0,721 0,411 0,393 0,481

Девочки12л. кон. 0,847 0,52 0,364 0,331 0,302 ш

Сравнительный анализ показателей физического и функционального развития (мальчики 13 лет)

Гибкос ть

Ж.Е .Л , прав.руки Динамом. лее.руки Д инамом. динамом. С танов а я

ШМальчики 13л.экс. @8Мальчики 13л.кон. □ Мальчики! Зл дюш v£> Го ш % я

Сравнительный анализ показателей физического и функционального развития (мальчики 12 лет)

Ш Мальчики12л. экс. Ж Мальчики 12л.кон. Ш Мальчики! 2л.дюш

Гибкость

ЖЕ.Л. прав.руки Динамом. лев.руки Динамом. динамом. Становая % •

Сравнительный анализ показателей физического и функционального развития (девочки 13 лет )

Гибкость

ЖЕ.Л. прав.руки Динамом. лев.руки Динамом. динамом. Становая

Ш Девочки13л. экс. Ш Девочки1 Зл. кон .

-с; ш % ш

Сравнительный анализ показателей физического и функционального развития (девочки 12 лет)

Гибкость

ЖЕ.Л. прав.руки Динамом. лев.руки Динамом. динамом. Становая действиям и развитие двигательных качеств с учетом этнических особенностей посредством использования самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев и государственной программы по физическому воспитанию предпочтительнее, чем существующая практика занятий и вариант, предусматривающий планирование всего времени на воспитание и развитие двигательных качеств подростков по государственной программе без учета этнических особенностей алтайцев.

Уроки с использованием традиционных подвижных игр алтайцев являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета, наполненного народным содержанием привлекает внимание учащихся всего класса. В народных подвижных играх ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои силы и физические возможности в активном действии, привести эти возможности в систему. Кроме того, народные подвижные игры алтайцев становятся важнейшим средством воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют физическому развитию и совершенствованию детей.

Ориентация занятий с использованием самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев обеспечит значительно больший рост показателей физического и функционального развития подростков по сравнению с общепринятой программой.

Обобщая результаты выполненного исследования , можно сделать вывод , что использование экспериментальной программы позволит улучшить организацию физического воспитания в общеобразовательных и национальных учреждениях, создаст должную преемственность в средствах, формах и содержании учебного процесса детей подросткового возраста.

97

Заключение.

Традиционное физическое воспитание должно стать одной из основ, на котором строится содержание образования не только в национальной, но и стандартизированной государственной школе. Необходимо приобщать учащихся к национальному физическому воспитанию и через него к общечеловеческим ценностям.

Традиционное физическое воспитание алтайцев, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Алтайцы вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и эпос сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество алтайцев, мифы и сказки, народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день. Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.

Народные подвижные игры и состязания алтайцев, являющиеся памятником народной педагогики, развивали и воспитывали не только физические качества ребенка, они приобщали детей к истории своего народа, традициям и обычаям, национальной самобытности, этнической культуре.

Традиционные подвижные игры, состязания, самобытные физические упражнения, способы закаливания - все это элементы народной педагогики алтайцев в которой отражена забота родителей о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения. Исследование традиционных подвижных игр, способов

Традиционные подвижные игры, состязания, самобытные физические упражнения, способы закаливания - все это элементы народной педагогики алтайцев в которой отражена забота родителей о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения. Исследование традиционных подвижных игр, способов закаливания, состязаний алтайцев через призму народных традиций даст возможность проследить, откуда они возникли, как образовались, в чем их самобытность, почему они сохранились до наших дней. Кроме того, полученные сведения помогут воссоздать традиционные средства и способы физического воспитания алтайцев, необоснованно забытые и практически утраченные в настоящий момент. Традиционное физическое воспитание основанное на обычаях и традициях, отражает духовно-нравственную жизнь алтайцев, их стремление сохранить и возродить утраченные знания, которые имеют огромное воспитательное значение.

На наш взгляд традиционными средствами педагогики выступают не только традиционные подвижные игры, но и состязания, способы закаливания, устное народное творчество алтайцев, как средства физического воспитания. Испокон веков через эти средства отражался образ жизни алтайцев, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать исключительными физическими качествами - силой, ловкостью, выносливостью; высокими моральными качествами - выдержкой, волей, стремлением к победе; эстетическими качествами - ловкостью и красотой движений.

Принимая во внимание то, что традиционные способы закаливания, народные подвижные игры и состязания алтайцев характеризуются испытанием их участниками больших физических трудностей (купание в ледяной воде, гонки на льдинах, ловля рыбы из-подо льда, сопротивление противнику, захват, борьба, падение с коня и т.д.), максимальным напряжением физических, морально-волевых усилий, наличием в их содержании многочисленных архаичных элементов, вполне допустимо, на наш взгляд, рассматривать перечисленные выше факты, как рудимент древнего обычая возрастных инициаций - трудных испытаний, знаменующих переход мальчиков из одной возрастной группы в другую. Таким образом, переход игроков из одной возрастной группы в другую, помимо достижения определенного возраста, мог быть обусловлен тем обстоятельством, как проявлял себя ребенок в состязаниях и играх: проявил смелость и настойчивость, находчивость и выдумку, заметное мастерство. Кроме того, в процессе традиционных игр и состязаний шел обмен опытом и рождались новые импровизированные способы и приемы. Сегодня разбирая традиционное физическое воспитание алтайцев уже невозможно утверждать, что это воспитание всего лишь отголосок прошлого, отживший, ушедший в никуда момент истории, не оставивший свой след и не наложивший свой отпечаток на всю последующую историю развития физического воспитания. В передачи накопленного опыта заключается суть культурного наследия каждого народа, накопления и использования ценных идей и опыта физического воспитания последующими поколениями. Ребенок является объектом воздействия на него обществом в целом, в том числе и в физическом воспитании, кроме того получателем информации о физическом совершенстве и разнообразии двигательных действий. Представление о ценностях, нормах физической культуры создаются у ребенка главным образом в семье, которой принадлежит самая главная, важная роль в процессе передачи социального опыта молодому поколению.

За многовековой исторический период развития алтайцы создали уникальную, богатую и разнообразную систему физического воспитания, содержания и методы которой адекватны экстремальным условиям жизнедеятельности человека в условиях Сибири и Севера.

На протяжении своей многовековой истории алтайцы придавали большое значение физическому воспитанию детей и подростков. Оно занимало одно из ведущих мест в воспитании алтайцев. К сожалению в современном обществе воспитание как педагогический процесс в семье претерпело значительные изменения. Так сложилось что в нашей стране многие годы семья со своей спецификой и самобытностью воспитания как бы отодвинулась на второй план, а на первом месте была работа. Трудно подсчитать потери от такого отношения к семье, к изначальному семейному воспитанию подрастающего поколения.

Национальное своеобразие традиционного физического воспитания алтайцев заключается в направленности подрастающего поколения на подготовку к промысловой деятельности, кочевому и полукочевому образу жизни, к проживанию в экстремальных условиях и созданию традиционной системы закаливания. У алтайского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения передаваемый в устном народном творчестве, фольклоре, сказках, со своими самобытными средствами, формами и приемами, опыт в котором мы усматриваем определенную системность.

Основными средствами физического воспитания алтайцев являлись исторически сложившиеся народные игры, самобытные физические упражнения, состязания. В каждом возрастном периоде развития алтайцев они имели свою психолого-педагогическую, физическую и функциональную направленность и значение.

Использование традиционной системы закаливания, народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только современных алтайцев, но и других народов Сибири и Севера

Нельзя создать единую программу физического воспитания для всей страны, без национального колорита и народных традиций, не учитывая и выбрасывая народные подвижные игры и состязания, способы закаливания характеризующие национальную специфику алтайцев. Ведь именно борьба куреш призвана сделать молодежь сильной, ловкой, храброй; ат чабыш (скачки) свидетельствуют о воспитании ловких наездников ак шаажин ыраагына адары (стрельба из лука) напоминают о том, что у алтайцев всегда ценились меткий глаз и верная рука. Вводя спортивные компоненты в праздничный ритуал, необходимо учитывать особенности данной местности, профессиональные интересы проживающего народа. Включение в программу праздников народов Сибири - состязания по метанию аркана, поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе и скачках на лошадях, является своеобразным воссозданием в новых условиях, утраченных и забытых традиционных народных игр алтайцев.

Необходимо повысить интерес к истории своего народа через сохранение и передачу фольклорных памятников, литературных источников, и устных воспоминаний аксакалов - старожилов и хранителей истории. Назрела необходимость широкого внедрения традиционного физического воспитания, способствующего духовному и физическому совершенствованию личности. Многие народные игры алтайцев, выполняемые в естественных условиях, сейчас практически не известны молодежи. Именно народные игры алтайцев ^ выглядят очень привлекательно из-за своей простоты и доступности, что вызывает потребность в их освоении и регулярных тренировках и включении в стандартизированную программу по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений.

Обряды и праздники со спортивными состязаниями - важный составной элемент быта алтайцев, средство их эстетического, физического и нравственного воспитания. Физическое воспитание выражающееся в самобытных физических упражнениях и народных играх, издревле являющимися важнейшими компонентами народных праздников и состязаний должны и в современном обществе присутствовать и выполнять основную свою воспитательную цель - развитие физически сильного, крепкого, ловкого , выносливого человека, способного приносить существенную пользу себе, семье и обществу в целом.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чухонцева, Светлана Валерьевна, Новосибирск

1. Абсалямов Г.И. //Национальные виды спорта в РСФСР. М.; Знание, 1967.

2. Агарков Т.Ф. Дидактическая игра средство обучения детей шестилетнего возраста элементарным трудовым умениям в жизни. //Начальная школа, №5. -М.; 1989.

3. Адрманов А.В., Путешествие на Алтай и Саяны. РГО, т.Х1,1888.

4. Айтматов Ч., Чипалак (Мизинец) //Пионерская правда. 1970.Ю.марта.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. М.; Просвещение,1987.

6. Архив филиала Института российской истории РАН в г. Санкт-Петербурге. //Материалы В.Н. Татищева по описанию Сибири XVIII века, on. 1, д. 344, стр. 144.

7. Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Сказочная хрестоматия «Про небо и Землю». -М.; 1999.

8. Ашмарин Б. А., Теория и методика физического воспитания. М.; Просвещение, 1979.

9. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф., Введение в педагогическую профессию. Уч. Пособие M.ACADEMA, 1998.

10. Ю.Бедюров Б., Слово об Алтае: История, фольклор, культура Горно-Алтайск.; 1990.

11. П.Беликова А.П., Гончарова О.А., Романенко Р.П., Чухонцева С.В., Национальные обычаи и физическая культура алтайцев: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Чебоксары.; 1991.

12. Берн Э., Игры, в которые играют люди. Л.; Лениздат., 1992.

13. Бехтерев В.М., Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб.,1809.

14. Бичурин Н.Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. Л., т. 1, 1950.

15. Большаков А. В., Выживание человечества как главная проблема современности. Уч. метод, пособие. М.; 1982.

16. Бондарь Д., Введение в скаутинг. Книга для родителей и других взрослых. -Женева, Швейцария 1996.

17. П.Бочкарёв Г.С., 1936 г. рождения: Информатор Усть- Коксинского района Республики Алтай.

18. Бочкарёва Е.Ф., 1913 г. рождения: Информатор Усть-Коксинского района Республики Алтай.

19. Бочкарёв А.П., 1918 г. рождения: Информатор Усть-Коксинского района Республики Алтай.

20. Вайнбаум Я.С., Дозирование физических нагрузок школьников. М.; Просвещение, 1991.21 .Ваннер М., Фостер М., Элементы человеческой культуры. М.; 1959.

21. Вербицкий В.И., Алтайские инородцы. М.; 1893.

22. Вербицкий В.И., Богатыри в сказках алтайцев СПБ.; 1885.

23. Виноградов Г.К., Изучение народных детских игр у бурят. М.;1991.

24. Волина В.В., Игра дело серьёзное. - С-Петербург, 1997.

25. Волков Г.Н., Этиопедагогика. M.ACADEMA, 1999.

26. Гаврилова А.А., Могильник Кудыгэ как источник по истории алтайских племён. М. Л., 1965.

27. Гаврилова А. А., Раскопки второго Катандинского могильника. С А, № 27, 1957.

28. Газман О.С., Харитонова Н.Е., В школу с игрой. -М.; 1991.

29. Гарбузов В.И., Воспитание ребёнка. С-Петербург.; 1997

30. Гегель., Сочинения, т.Ш Энциклопедия философских наук. Философия духа. -М.; 1956.

31. Герасимова И.Е., Мир детства и традиционная культура. СПб. Вып.2. М.; 1996.

32. Гершельман., Обычный уклад семейных отношений Алтай-Кижи-«Революция и право», № 4, 1929.

33. Гессен С.И., Основы педагогики. М.; 1995.

34. Глазырина Л.Д., Физическая культура дошкольникам младший возраст. //Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - М.; 1999.

35. Гончарова О.А., Культура, здоровье,здравохранение. История народной медицины в Горном Алтае. Г-Алтайск.; 1999.

36. Горбунов Б.В., Традиционные народные военно-спортивные игры как элемент перехода из одной возрастной группы в другую у восточных славян. -М.; 1996.

37. Граевская Н.Д., Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. ФиС.М. 1985.

38. Грантынь К.Х, Теория и методика физического воспитания. М.; Просвещение, 1979.

39. Громова С.П. Организационно-педагогические условия оздоровления и коррекции физического развития старших школьников. Автореферат. М.; 1995.

40. Грязнов М.П., Раскопки на Алтае. СГЭ, вып.1, 1940.

41. Грязнов М.П., Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. АС, №3. Л.; 1965.

42. Гумилёв М.П., Древнейшие тюрки. М.; 1967.

43. Дорошенко И.В., Учись плавать. М.; Советский спорт, 1989.

44. Духанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Тест контроль. - М.; ФиС., 1980.

45. Емельянов Г.В., Информатор с. Кош-Агач. 1912.

46. ЗыковГ.С., Педагогические условия физического совершенствования подростков. Аатореферат. Липетск.; 1999.

47. Иванова Л., Игры без расписания.//Дошкольное воспитание №5. М.; 1995.

48. Измайлов А.Э., Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. Педагогика. М.; 1991.

49. Каланаков М., Каратунов М.А., Половинкина И.А., Алтайские национальные спортивные игры. Г-Алтайск.; 1991.

50. Каланаков М., Борьба Курем. Г-Алтайск.; 1980.

51. Калачев А., Поездка к Теленгитам на Алтай. Несколько слов о поэзии. -«Живая старина», т.6, вып. 3-4,1896.

52. Калкин А., Поэтическое сказание «Очы Была», М.; «Современник», 1983.

53. Каруновская Л.Э., Из Алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком. Сб. М.А.Э., т.VI. Л.; 1927, стр.29.

54. Каташ С.С., Мифы, легенды Горного Алтая. Г-Алтайск.; 1978.

55. Качеев В.А., Ларин О.В., Спичак Л.В., Суразаков А.С., Археологические и фольклорные источники по истории Горного Алтая. Г-Алтайск.; 1994.

56. Кенеман., Детские подвижные игры народов СССР. М.;1988.

57. Кирюшкин Ю.Ф., Кунчурова Н.Ю., Степанова Н.Ф.Дишкин А.А., Поселение Сары-Бел. //Известия лаборатории археологии, №1 СПб. Г-Алтайск.;1985.

58. Киселёв С.В., Древняя история Южной Сибири. М.;1951.

59. Косвен М.О., Очерки истории первобытной культуры. М.; 1957.

60. Кондаков Г.В., Алтайский фольклор в творчестве В.Я. Шишкова. Барнаул.; 1969.

61. Кряклина Т.Ф., Этнопедагогика Сибирского Севера. //Учебное мет. Пос. -Томск.; ТГУ, 1996.

62. Кряклина Т.Ф., Народ характер - культура. - Томск.; 1990.

63. Кряклина Т.Ф., Народ. Культура. Образование. Томск.; 1991.

64. Кулемзин В.М., Традиционные культуры Сибири. Томск.; 1994.

65. Куликова Т.А., Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.; 1999.

66. Кун Л., Всеобщая история физической культуры и спорта. // «Радуга». М.; 1982.

67. Лакин Г.Ф., Биометрия. М.; 1980.

68. Лаптев А.П., Закаляйтесь на здоровье. М.; Медицина, 1991.

69. Лесгафт П.Ф., Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста., ч.2, изд.З-е. М.; 1909.

70. ЛесгафтП.Ф., Собрание педагогических сочинений. Т.2. -М.; Ф и С, !952.

71. Лесгафт П.Ф., Избанные труды. М.; Ф и С, 1987.

72. Линго Т.И., Игры детей мира. //Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития, 1998.

73. Липец Р.С., Образы батыра и его коня в тюрско монгольском эпосе. - М.; 1984. <:

74. Майчиков А., Славное имя варяг. Горно-Алтайск.; 1995.

75. Макавеева В.Г., 1934 г. рождения: Информатор Усть-Коксинского района Республики Алтай.

76. Макавеев В.Г., 1934 г. рождения: Информатор Усть-Коксинского района Республики Алтай.

77. Малов С.Е., Памятники древнетюрской письменности. М. Л.; 1951.

78. Малов С.Е., Памятники древнетюрской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л.; 1959.80.«Малчы-Мерген». Ойрат-Тура, 1947.

79. Мальцева М.И., 1919 г. рождения: Информатор Кош-Агачского района Республики Алтай.

80. Мамакова В.И., 1921 г. рождения: Информатор Улаганского района Республики Алтай.

81. Мардянова А.А., 1935 г. рождения: информатор Кош-Агачского района Республики Алтай.

82. Мартынова В.А., 1916 г. рождения: информатор Онгудайского района Республики Алтай.

83. Матвеев Л.П., Очерки по теории физической культуры. М.; Ф. и С., 1984.

84. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607-1636 гг. М.; 1959, стр. 25-26; РГАДА, ф.248, оп. 113, 1584, ил. 526-527.

85. Минский Е.М., От игры к знаниям. М.; 1982.

86. Модина Т.Д., Климаты Республики Алтай. Н.; 1997.

87. Модоров Н.С., Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. //Раздел о культуре населения Горного Алтая. Н.; 1983.

88. Модоров Н.С., Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск.; 1996.

89. Модоров Н.С., Тадыев П., Из прошлого Горного Алтая. //Учебное пособие. -Горно-Алтайск.; 1976.

90. Никифоров Ю.Б., Учись наслаждаться движением. М.; Советский спорт, 1989.93.0кладинков А.П., Запорожская Е.А., Скорынина З.А., Петротроглифы Горного Алтая. Н.; 1980.

91. Пидкасистый П.И., Педагогика. Изд.2-е. М.; 1996.

92. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С., Технология игры в обучении и развитии. // Учебное пособие. М.; 1996.

93. Плитченко A.M., Поэтический перевод «Маадай Кара». М.; «Современник», 1983.

94. Подласый И.П., Педагогика. //Учебное пособие. М.; «Просвещение», 1996.

95. Пономарёв Н.И., Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.; 1989.

96. Потапов Л. П., Очерки по истории алтайцев. М. Л.; 1953.

97. Поташник М.М., Пособие для директора школы. М.; 1992.

98. Радлов В.В., Сибирские древности .ЗРАО, вып. VII. 1895.

99. Ратцель Ф., Народоведение, том 2. С - Петербург.; 1903.

100. РГАДА, ф.214, кн.71,ил.21 24,31 - 35; кн.466, ил.479 - 486, 505-506,508 - 511 и др.

101. Рейсон Правдин А.Н., Игра и игрушка народов Обского Севера. -«Советская этнография», 1949, №3.

102. Рубинипггейн С.Д., Основы общей психологии. // «Педагогика». -М.;1989.

103. Руденко С.И., Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М. JI.;1960.

104. Руденко С.И., Культура населения Горного Алтая в скифское время. М. -Л.;1953.

105. Романенко Р.П., Чухонцева С.В., Этические факторы национальные обычаи и физическая культура алтайцев. //Материалы Международной конференции Юнеско. Барнаул. 1995.

106. Санина С.В., 1920 г. рождения: Информатор Улаганского района Республики Алтай.

107. Санин И.Е., 1923 г. рождения: Информатор Улаганского района Республики Алтай.

108. Санобасова Р.К., Народная педагогика алтайцев: Автореферат. С -Петербург.; 1993.

109. Сатлаев Ф.А., Кумандийцы. Горно - Алтайск.; 1974.

110. Сегал М.Д., Физкультурные праздники и зрелища. Ф. и С. М.;1977.

111. Сельбиков А.А., Национальные виды спорта Республики Алтай,- Горно -Алтайск.; 1996

112. Семёнов С.А., Коробкова Г.Ф., Технология древнейших производств. -Л.;1983.

113. Семёнов А.И., Ксилотомические анализы материалов Гунского облика из пещеры Камтыттукема.// Известия лаборатории археологии, №1.СПб. -Горно Алтайск.; 1995

114. Сластёнин В.А. Педагогика. //Учебное пособие. М.; «Просвещение», 1998.

115. Смердов А., Поэма о Сартакпае строителе. Алтай. - Барнаул.;1954.

116. Смоленцев Ю.М., Особенности философского знания о человеке. //Уч. мед. пос. -М.;1992.

117. Соёнов В.И., Аварийные раскопки на могильнике Большой Толгоек в Горном Алтае. //Охрана и исследование археологических памятников Алтая. -Барнаул.; 1993.

118. Солтонов М.,1993 г. рождения: информатор Кош-Агачского района Республики Алтай.

119. Сперансий Г.Н., Здоровье ребёнка,- М.;1989.

120. Спирина В.П., Закаливание детей.// Пособие для воспитателя детского сада. М.; «Просвещение». 1978.

121. Суразаков А.С., Древности Горного Алтая. Горно-Алтайск .; 1992.

122. Суразаков А.С., История и культура горного Алтая Горно - Алтайск.; 1994.

123. Суразаков А.С., Предания старины глубокой. Горно - Алтайск.; 1985.

124. Суразаков С.С., Сходные черты стиля в орхонских надписях и эпосе тюркоязычных народов, кн. «Типология народного эпоса». М.;1975.

125. Суразаков С.С., Героический эпос Алтайцев. Уч. зап. ГАНИИИЯЛ. 1958.

126. Тихвинский С.Б., Хрущёв С.В., Детская спортивная медицина. М.;1980.

127. Толстов С.П., Проблемы дородового общества. 1931 №3-4, стр. 83, 7.

128. Тондоев Н.А., 1924 г. рождения: Информатор Улаганского района Республики Алтай.

129. Тондоева М.К., 1926 г. рождения: Информатор Улаганского района Республики Алтай.

130. Уманский А., Памятники культуры Алтая. Барнаул.; 1959.

131. Уманский А., Археологические раскопки Ледербура в Горном Алтае. Уч. зап. ГАНИИИЯЛ. 1964.

132. Уткин В.Л., Заикин В.В. и др., Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии. М.; ВНИИМИ.1981.

133. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Физиология школьника. -М.; Педагогика. 1990.

134. Фельчуков Ю., Как богатырь Бабурган горой стал. Гоно - Алтайск.; 1991.

135. Фрейд 3., По ту сторону принципа удовольствия.// Пер. с нем., М.; 1975.

136. Фром А., Азбука для родителей. Л.; Лениздат.,1991.

137. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.; «Просвещение». 1983.

138. Харузин Н.Н., Русские лопари. «Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», т. х. СПб., 1890.

139. Худяков Ю.С., Вооружения древних тюрок. Горно - Алтайск 1983.

140. Чернышевский Н.Г., Рецензия на «Песни разных народов» Н. Берга.// Полн. Собр. Соч. в 10 т. Т.2. СПб., 1906.

141. Чихачёв П., Путешествие в Восточный Алтай. М.; 1974.

142. Чусов Ю.Л., Азбука закаливания. М.; Знание. 1984.

143. Шадриков В.Д., Философия образования и образовательные политики. -М.; 1993.

144. Шалданов Э.Н., 1917 г. рождения: Информатор Онгудайского района Республики Алтай.

145. Шалданова М.А., 1921 г. рождения: Информатор Онгудайского района Республики Алтай.1.l

146. Шатинова Н.И., Семья у алтайцев. Горно - Алтайск.; 1981.

147. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Физическое воспитание дошкольников. -М.; 1997.

148. Шишков В.Е., Собрание сочинений, т.1. ГИХЛ. М.; 1960.

149. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я., От игры к самовоспитанию.// Сб. игр-коррекций. - М.; Новая школа. 1995.

150. Шмаков С.А., Игры-шутки, игры-минутки. М.; 1993.

151. Щуркова Н.Е., Воспитание детей в школе. //Новая жизнь. М.;1998.

152. Щуркова Н.Е., Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые техногии. М.;1999.

153. Эльконин Д.Б., Психология игры. М.; Педагогика. 1978.

154. Ядринцев Н.И., Сибирские инородци их быт и современное положение. -СПБ.; 1981.

155. Якунин Н.А., Зациорский В.М., Физиология человека, т.6,1980.