автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические условия иранских игр и их значение в физическом развитии детей начальных школ Ирана
- Автор научной работы
- Митро Рухи Дехкорди Ахмад
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Этнопедагогические условия иранских игр и их значение в физическом развитии детей начальных школ Ирана"
На правах рукописи
МИТРО РУХИ ДЕХКОРДИ АХМАД
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИРАНСКИХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Душанбе — 2013
005060487
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте развития образования при Академии образования Таджикистана
Научный - доктор педагогических наук,
руководитель профессор Сулейманов
Сафарали Исаевич (Институт развития образования АОТ)
Официальные - доктор педагогических наук,
оппоненты: академик АОТ, профессор
Шарифзода Файзулло (АОТ) кандидат педагогических наук, доцент Каримова Дилором (ТИФК им. С.Рахимова)
Ведущая организация - Республиканский институт
повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования
Защита состоится « 13 » апреля 2013 года в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д. 047.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, ул. Айни, 45)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана.
Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referai vak @ mon.dov.H на сайте академии www.aot.tj
Автореферат разослан «12» марта 2013 г.
Ученый секретарь доктор педагогических наук, . профессор Негматов С.Э.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Иранские народные традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют исторические корни и могут оказать позитивное влияние в физическом воспитании подрастающего поколения. Многовековой опыт самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и содержания, методы и приемы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого молодого поколения.
На протяжении веков иранские народы развивали определенные прогрессивные принципы, формы и методы физического воспитания и обучения, многие из которых не потеряли актуальности и значения и сегодня. Все это создавалось согласно требованиям времени, потребностями практической жизни в целях всестороннего воспитания и формирования сильных, смелых, здоровых поколений, готовых к труду и защите отечества.
Традиционные и местные игры играют большую роль в развитии и формировании человеческих способностей, в особенности физической культуры. Они служат как связующий мост между старшими и младшими и становятся фактором культурного и морального созвучия, содействуют в познании и уважении культуры разных народностей и оказывают содействие в их взаимодействии и взаимоподдержки, обогащают досуг людей и их семейную близость.
В мифических и эпических сказаниях, сказках, преданиях, героическом эпосе «Шахнаме» и других жанров народного творчества отражено социальное, политическое, эстетическое развитие народа, его многовековой опыт бытия, в том числе традиции физического воспитания. В устном народном творчестве, искусстве, литературе иранского народа наблюдается духовное воздействие на воспитание человека, чтобы привить ему нравственные, физические и эстетические качества.
В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.
В современной педагогике педагогические условия представляют собой специально создаваемую воспитателями среду, обстановку, в которой возникает и развивается то или иное педагогическое явление. Под этнопедагогическими условиями мы понимаем специально создаваемую среду, характерной тому или иному этносу. В этой среде, в основном, происходит воспитание детей и подростков посредством народных игр.
Результаты теоретического анализа и полевых этнопедагогических исследований позволили выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы эффективно использовать народные игры в традиционном физическом воспитании иранцев. Сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая состоит в том, что существующие формы, методы и средства физического воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям к всестороннему развитию человека в современных условиях.
Утрачивающиеся в настоящее время традиционные представления о природе и физическом здоровье в конечном итоге снижают адаптационные возможности организма человека к изменяющимся жизненным условиям.
Степень разработанности проблемы
Этнические особенности физического воспитания различных народов исследуются в работах В.И. Элашвили, Г. Винокурова, М.Т. Таникеева и др. В ряде работ рассмотрены вопросы использования народных игр в традиционном физическом воспитании у разных народов: русских (Е.А. Покровский, Б.В. Горбунов, J1.B. Былеева, В.М. Григорьев, C.B. Григорьев); татар (Э.Х. Галеев); грузин (В.И. Элашвили); казахов (М. Таникеев); дагестанцев (М.А. Дибиров); украинцев (В.А. Старков, Е.И. Сявако); чувашей (Т.Н. Волков). Роль и значение народных игр в традиционном физическом воспитании народов Севера и Сибири рассмотрены в работах: Г.Ш. Абсалямова, В.Ф. Афанасьева, В.Г. Богораза, Г. Василевича, В. Леонтьева, Г.А. Меновщикова, J1.B. Певговой и А.Г. Базанова, В.И. Прокопенко, А. Рейнсона-Правдина, Ю.А. Сем, Г.Ф. Севильгаева, М.К. Калонакова, A.A. Сельбикова.
Народные и национальные игры рассмотрены в работах иранских исследователей Мехрзад Хамиди, Ромин Балучи, Лейла Шаёнзад, Захра Асгари, Саря Мусой и Захра Наурузи, Ризо Шикори, Кристина Сруб Арзуманян, Фарзона Айни, Сухайла Ахмед Кирачаман, Мухаммедхусейн Разави, Бахрам Бахрамипур, Сайид Шамсиддин Такво, Рахим Рамазонинажод, Хамид Махбо,Мухаммед Ризо Исмоли, Али Хамто Афиф, Сухайло Юсуфи, Хакима Акбари Джалил, Мирюсуфи Гуги Тахира, Мазлумисадат Захра, Салман Надир Фарахпур.
Таджикские учёные исследователи тоже внесли большое значение в исследовании этнопедагогических основ физической игры. Некоторые вопросы национальных видов спорта и подвижных игр освещены в работах Г. С. Кахраманова, Т.А. Шукурова, Д. Д. Каримовой, Л.А.Губановой, Ш.А.Сафарова и др.
Несмотря на значительное количество научных изданий, в указанных исследованиях фактически не освещен важный аспект иранской культуры - этнопедагогические основы физического воспитания. Иранцы за свою многовековую историю создали и сохранили уникальный этнопедагогический материал в области физического воспитания, который может стать основой вариативного компонента государственной общеобразовательной программы по физическому воспитанию. Всем этим и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.
В ходе формирования проблемы исследования выявилось противоречие между общественной потребностью в новых формах, методах и средствах физического воспитания, обусловленных национальной культурой, и отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок физического воспитания школьников, базирующихся на этнопедагогическом фундаменте.
Сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая состоит в том, что существующие формы, методы и средства физического воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям ко всестороннему развитию человека в современных условиях. Утрачивающиеся в настоящее время традиционные представления о природе и физическом здоровье в конечном итоге снижают адаптационные возможности организма человека к изменяющимся жизненным условиям.
Цель работы - изучить этнические и местные игры и на основе это разработать программу, методику физического воспитания учащихся общеобразовательных школ начальных классов.
Объектом исследования является этнопедагогическая система игры и физического воспитания в общеобразовательных школах Исламской Республике Иран.
Предметом исследования: этнопедагогические условия иранских игр и её значения в физическом развитии детей начальных школ Ирана.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что повышение эффективности физического воспитания в системе школьного образования ИРИ будет наиболее эффективным, если:
- национально-этнические основания физического воспитания будут использованы в учебном процессе как национально-региональный компонент общеобразовательной программы по физическому воспитанию;
- будет собран и проанализирован набор традиционных народных игр и состязаний, как важная часть национальной физической и духовной культуры;
- в процессе физического воспитания иранцев будут учитываться их этнопедагогические особенности и традиции;
- будет разработан комплекс средств, форм и методов физического воспитания, позволяющий планировать уроки физической культуры с учетом национальной специфики. Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1. Выявить место и роль традиционного физического воспитания в жизни различных этносов Ирана.
2. Определить этнопедагогические основания физического воспитания иранских игр.
3. Составить программу по физическому воспитанию иранцев на уроках физической культуры и проверить ее опытно-экспериментальным путем. Разработать практические рекомендации по изменению государственной программы по физическому воспитанию школьников с учетом национальных особенностей региона
Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли физического воспитания в
формировании своеобразной духовной и материальной культуры этноса (Гегель), представление о системном характере, традиционном своеобразии и самобытности физического воспитания (Шариатмадори, Моттахари, Т.Н. Волков, А.Э. Измайлов, A.A. Сельбиков, Н.И. Шатинова). Наши опорные позиции определялись также на основе анализа социологической и психолого-педагогической литературы по проблемам игры и игровой деятельности, как средства развития и формирования личности (Моттахари, Шариатмадори, Н.П. Аникеева, П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин). Методические основы разработки уроков физической культуры базировались на психологических концепциях личностно-деятельностного подхода (ДС.Выготский А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Методы исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической, психологической, фольклористической, этнографической литературы по теме исследования;
- изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта, их использование в формировании культуры общения у младших подростков;
- длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения в естественных условиях;
- беседы и стандартизированное интервью;
- устные и письменные анкетные опросы учащихся;
- методы экспертных оценок и самооценок;
- игровая диагностика;
- встречи и беседы со старожилами;
- опытно-экспериментальная работа в школах.
Базой опытно-экспериментального исследования являлись: Центр подготовки учителей г.Тегерана, общеобразовательные школы № 220, 311 и 407 г.Сари и различные клубы по национальным видам спорта.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 года по 2012 год.
Первый этап (2008-2009 гг.) - сбор предварительной информации об объекте и предмете исследования, её обобщение и теоретический анализ.
Второй этап (2010-2011 гг.) - разработка теоретических основ, определение факторов и условий, влияющих на эффективность данного процесса.
Третий этап (2011-2012 гг.) - критическое осмысление опыта реализации модели, концептуальное обобщение полученных результатов исследования в статьях и книгах, окончательное оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования:
— сделаны новые выводы по результатам научно-педагогического анализа, систематизации современных этнопедагогических аспектов этнических и местных иранских игр;
- раскрыта специфика современных проблем использования этнических и местных игр как этнопедагогической системы и источника этнокультурной устойчивости духовной жизни общества.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложена экспликация понятия "физическое воспитание". Физическое воспитание иранцев представлено как сочетание нравственного, художественного, эстетического образования в применении к телу человека; выявлены особенности физического воспитания школьников с новых позиций - на основе учета особенностей национального образа жизни и традиций этносов; внесены изменения и дополнения в государственную программу по физическому воспитанию школьников.
Практическая значимость исследования Практическая ценность работы состоит в том, что разработаны методические рекомендации по использованию народных игр и самобытных физических упражнений иранцев в современной педагогической практике, что позволило улучшить
организацию физического воспитания в общеобразовательных школах Ирана
На защиту выносятся следующие положения:
1. Народная педагогика иранцев выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только отдельных этносов и народностей, но и других народов Ирана
2. Сохранение национальных традиций делает игры более интересными, яркими, красочными, вызывают у людей глубокие положительные эмоции, высокое чувство национального достоинства, приобщает к истории родного края, способствует воспитанию ответственности перед своим народом за четкое и правильное соблюдение всех обычаев и традиций в проведении игр и состязаний.
3. Совершенствование этнопедагогической подготовки учителей физической культуры необходимо ориентировать на потребности общеобразовательной школы, на совершенствование структуры, содержания и форм занятий по физическому воспитанию в соответствии с характером, традициями, обычаями народов региона и их потребностями. Первое условие эффективного использования народных игр -реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании и правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому. Второе условие -системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности, третье - использование традиционной технологии организации игровой деятельности. Четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики, сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечены: системным
характером теоретико-методологических оснований исследования; опорой основных положений и выводов на достижения педагогической, психологической,
культурологической, философской наук; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; практической верификацией результатов посредством их реализации в практику образовательных систем; воспроизводимостью результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2010 по 2012 гг. Его основные положения докладывались и обсуждались на республиканских научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях в НИИ педагогических наук, в Центре подготовки учителей города Тегерана.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, степень разработанности проблемы, источниковедческая база, раскрываются методология, методика и организация исследования, теоретическая новизна, практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе — «Традиционная этнопедагогическая система физического воспитания иранцев» рассматривается генезис возникновения и становления традиционных средств физического воспитания в Иране и этнопедагогические особенности физического воспитания, теоретические основы исследуемой проблематики.
Рассматривая историческую часть проблемы, в работе отмечается, что учёные соотносят начало появления народных игр ко времени Адама и Евы. И это не случайно, ибо игра является неотделимой частью жизни человека, и она сопутствует ему с первых дней появления человека до самой его смерти.
Каждое живое существо нуждается в движении и действий и в этом игра является главным стимулятором.
Правила древних игр Ирана свидетельствуют о совершенствовании спорта, великодушие, отваги, мужества, доблести, красоты и благородства. Эти движения формируют не только красивое тело, но и мышление и дух, направляет человека по правильной дороге. От спортсменов требовалось соблюдать человеческие, племенные устои морали и иранское благородство. Иранцы от богатырей требовали скромную и покорную службу своему обществу, быть преданным, смелым, отважным на пути к защите своей родины. Всё это были причиной массового увлечения парней к спорту
Иранцы наряду с достижениями высокой культуры обладали также сформировавшейся системой обучения и воспитания. Природные условия и географическое расположение Ирана (горный ландшафт, в ряде районах засуха, отсутствии воды и травы) требовало, чтобы жители этого горного края в целях устранения естественных трудностей, обеспечении жизни и отбытие вражеских нападении предпринимали все необходимые меры и всегда были начеку.
Древний Иран среди восточных стран без сомнения был той страной, где в системе обучения и воспитания главенствующую роль играло физическое воспитание и спорт. В условиях, когда китайцы не придавали значение потенциалу физического воспитания, а индийцы иногда называли его мазмум, иранцы считали силу и здоровое тело важнейшим средством создания мощной армии, способной противостоять любому натиску врагов.
В целом цели обучения и воспитания Древнего Ирана можно разбить на пять частей: 1. Религиозная. 2. Могущества. 3. Благосостояние. 4. Военная. 5. Экономико-политическая.
В Иране дети до пяти лет воспитывались у матери, потом учились у преподавателя. Их обучали лучшим традициям зороастризма, верховой езды, стрельбе и правдолюбии. Родители с детства приучали своих детей к бегу, терпению к жаре и
холоду, выносливости, применении различных видов оружий, верховой езде и арбакаши.
Выдающиеся иранские поэты Фирдоуси, Саади и др. в своих знаменитых произведениях указывали на иранских спортсменов, демонстрирующих образцы геройства и мужества. Традиционные богатырские предания, изложенные в «Шахнаме» Фирдоуси, имеют больше военный характер, а в народные - богатырские - шуточные предания героями выступают представители средних слоев общества. Образцом таких преданий является «Самаки айёр» («Хитрый Самак»), состоящий из воспеваний мужества, дружбы и взаимопомощи.
Иранцы помимо теоретических дисциплин учились различным видам спорта. Фирдоуси в «Шахнаме» (раздел о Сиявуше) подчёркивает наличие таких видов физического воспитания, как конный спорт, стрельба из лука, аркан (лассо, верёвочная лестница), ораторское искусство, управление армией, ведение войны, логику, математику, естествознание, правило вечеринок, соблюдение правил и норм этики и морали, содержание сокола, гепарда (охотничьего леопарда, барса) и пр. Весь этот перечень специальностей свидетельствует о том, что в древнем Иране теоретические науки и знания изучались в тесном единстве с практическими, а военное искусство занимало среди них достойное место.
Иранцы были физически развиты и знали все специальности своего времени. Об этом свидетельствуют трон Джамшеда в Персополе.
На основе указанных источников установлены, что в Древнем Иране такие виды спорта, как конный спорт, стрельба из лука, метание стрельбы и ядра, бокс, игра на саблях, метание стрелы, гимнастика, в частности игра в поло имеют более 3000 летнюю историю.
Самим распространенным традиционными видами спорта в Иране были игры, проведенные в Зурхона (на спортивной арене -спортклубе). Они существовали издревле, функционируют и ныне во многих городах и местностях Ирана.
Зурхона в Иране был центром спортивным мероприятий. Со времени нашествия монголов в Иран Зурхона получает ещё большего развития. Зурхона явилось местом для молитвы и упражнения по закалки организма с целью противостояния врагами, воспитания отважных воинов и свободных людей.
После установления религии Ислама в Иран деятельность Зурхона была приспособлена к требованиям ислама и ислам в свою очередь по сей день содействует его сохранению и развитию.
В теоретической части диссертации рассматриваются идеи и источники различных философских школ по вопросам игры. В частности, отмечается, что с точки зрения философии ислама каждая школа является плодом человеческого ума. Но исламская школа эта такая школа, которая равномерно изучает и охватывает теории всех школ и их точек зрений.
В частности, отмечается, что ислам по достоинству оценивает роль игр в жизни ребенка, и руководители религии также придают этому вопросу особое значение. Они обязывают работников школ не воспрепятствовать детским играм, а организовать совместные игры.
Пророк ислама Мухаммед активность детей младшего возраста считал признаком их развитого ума в будущем. Он поддерживал желание детей в выборе того или иного вида игры.
Согласно учению ислама здоровье, сила и мощь это те факторы, которые необходимы при осуществлении требовании Корана о намазе (молитве), хадже (паломничество), джихаде (борьба с врагами ислама).
Из числа исламских ученых, которые верили в то, что физические упражнения и игры должны составлять часть дневных занятий детей и подростком следует назвать Имама Мухаммеда Газзали, Абуали ибн Сина (Авиценны) и Ходжу Насуриддина Туси.
Согласно учению Имама Газзали если ребёнку не будет разрешено играть в любимые игры, и постоянно будет
заниматься учением, то душа его остынет, а разум потускнеет, жизнь для него становится горькой и невыносимой.
С точки зрения Имама Газзали игры содействуют в формировании детской памяти и познавательных способностей. Он уверен, что игры оказывают большое влияние на укрепление здоровья и физической закалки, его психической и моральной жизни.
Абуали ибн Сина (Авиценна) физическое воспитание считает необходимым действием по укреплению ума, тела и мозга. Он после подробного изучения положительных особенностей спорта и физического воспитания приходит к выводу о том, что движение является побудителем творческой энергии человека, оно укрепляет дух человека.
Ибн Сина также отмечает ряд национальных детских игр. К ним относятся: притягивание верёвки, игра с мячом, тоббозй - хлопать в ладоши (аплодировать).
Ходжа Насуридцин Туси в своей книге «Ахлоки Носири » («Мораль Насира») напоминая о пользе игры в развитии ребёнка, предлагает, чтобы спорт и игры были включены во всех школьных программах.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что спорт в воспитании тела, духа, психики и ума играет важную роль.
Во второй главе диссертации - «Структурно-функциональная характеристика средств физической культуры иранцев» - произведен психолого-педагогический анализ этнических и местных игр, классифицируется традиционные средства физической культуры, показаны пути использования этнических и местных видов спорта в современной системе физической культуры Ирана, анализируются итоги эксперимента. Отмечается, что национальными играми называют такие игры, которые присуще культуре того или иного народа, народности или племени. Эти игры очень специфичны и тесно связаны с культурой данного народа, народности или племени и выражают его жизнь, поведении и отношений. Сегодня часть из этих игр потеряли свои первоначальные особенности и стали
распространяться среди других народов, народностей или племён.
Местными называют такие игры, которые имеют национальные корни и возможно не имеют внутреннюю племенную связь. Иначе говоря, это такие игры, которые известны только в одном географическом поселений независимо от места своего происхождения.
Традиционные игры - это такие национальные игры, которые признаны в округе или во всей стране и представляют вид местных традиций. Эти виды спорта имеют глубокие исторические корни и считаются национальными церемониями.
В диссертации классифицируется следующим образом:
а) урегулированные игры, где действуют определенные законы (порядки);
б) неурегулированные игры, где отсутствует порядок, а наблюдается отдельные виды упражнения;
в) созидательные игры, в процессе которых дети стараются показать свой созидательный талант и умения. Эти игры в будущем формируют созидательный ум и способность ребёнка
В диссертации анализируется воспитательное значение этнических и местных игр. Отмечается, что в программах по обучению и воспитанию особо отмечается роль игры и их влиянии на формировании личности ребёнка. Если правильно будет организована и поставлена учебно-воспитательная работа, и учащиеся будут иметь тесную, дружескую и братскую связь между собой, то они, несомненно, будут расти общественно полезными, физически здоровыми и активными личностями. Во всём этом наиболее важным является социальная подготовка учащихся, в осуществлении которой важную роль играют игры.
Этнические и местные игры имеют физиологическую и психическую особенность. Они влияют не только на формировании физически здорового ребёнка, но и на становление его умственных способностей. Игру называют действием или вступительным упражнением и содействующим дальнейшему его становлению. Игра является внутренним
состоянием ребёнка, с помощью игр ребёнок приспособит себя с внешним миром, окружающей средой.
Основное назначение физического воспитания состоит из выполнений пять функции:
1) укрепление тела и духа;
2) устранение физических недостатков;
3) совершенствование физических способностей и умений;
4) совершенствование чувства социальной благосклонности;
5) познание цели учащихся.
Занятия по физкультуре и спорту в школах Ирана были введены в обязательной форме во всех учебных дисциплинах в соответствии с решением Меджлиса Национального Совета Ирана в 1306. В соответствии с этим законом учащиеся каждый день по 1 часу занимались физкультурой. Однако вскоре возникли трудности по нехватке учительских кадров. В результате, начиная с 1341 года, уроки физкультуры сократились до 2 часа в неделю.
Взгляд на программу физкультуры показывает, что она была насыщена рядом недостатков, которые и стали преградой для её осуществления. Они следующие:
1. Программа не отвечала требованиям времени.
2. Учебный процесс не был обеспечен преподавательскими
кадрами.
3. Не соблюдены требования стандарта по физкультуре и
спорту.
4. Учебный процесс не был обеспечен необходимыми
спортивными снарядами и оборудованием.
В экспериментальной части диссертации отмечается, что при выборе образца статистики руководствовались двухстепенным методом. В связи с этим вначале страна была разделена на 5 частей и с каждой части в соответствии с количеством учащихся в качестве образца произвольно были выбраны 2-3 области. В каждой группе были созданы по две группы игроков по 12 человек; 1) группа девочек, 2) группа мальчиков. Каждая группа имела по 2 запасных игроков.
Приводится примеры влияние традиционных и местных игр на физическую подготовку учащихся. Первая гипотеза. Традиционная и местная игра на упражнениях учащихся в турнике не оказывает какое - либо влияние. На основе данных таблицы 2-26 можно делать вывод о том, что результаты равняется нулю. Традиционные и местные игры на улучшении результатов упражнения учащихся на турнике значимое влияние не окажет (Р>0,05).
Вторая гипотеза. Традиционные и местные игры на парном прыжке учащихся без дальнего вставания значимое влияние не имеет.
Результаты испытания метода Вилкоксона по определению среднего уровня испытаний на парный прыжок без подъёма в до и после участия в традиционных и местных играх.
Этапы испытаний Средний Средняя разница Ъ Уровень значимости
До испытаний 149,5 2/4 2,4 -7,738 0,000
После испытаний 151,9
Таблица 2-27 свидетельствует о том, что результаты парных прыжков учащихся после их участия в традиционных и местных играх улучшились на 1,5 см. это является доказательством положительного влияния. Традиционных и местных игр при парном прыжке учащихся без дальнего подъёма. Поэтому мы возражаем против 0 (нулевых) результатов и поддерживаем положительного влияния игр (Р < 0,05).
Третья гипотеза: традиционные и местные игры на результаты испытания учащихся при упражнениях лёжа и приседаний особого влияния не имеет. В таблице 2-28 показаны результаты испытания метода Вилкоксона по определению среднего уровня испытаний учащихся при упражнениях в лежачем положении и приседании в до и после участия в традиционных и местных играх.
Этапы испытаний Средний Средняя разница Ъ Уровень значимости
До испытаний 32,2 -0,2 -1,016 0,310
После испытаний 32
Результаты испытаний согласно таблице 2-28 говорят о том, что частичные изменения в способностях учащихся при исполнении упражнений лёжа и приседаний имеет место после их участия в традиционных и местных играх. Участие учащихся в традиционных и местных играх, как видно из результатов упражнений лёжа и приседаний, не принесло особых (значимых) изменений. Поэтому мы признали более 95% нулевых результатов (Р > 0,05).
Четвёртая гипотеза: традиционные и местные игры по бегу на 4x9 метра не имеют значительного влияния на ловкости учащихся.
В таблице 2-29 показаны результаты испытании метода Вилоконса по определению среднего уровня по бегу на 4x9 метра на ловкость до и после участия учащихся в традиционных и местных играх
Этапы испытаний Средний Средняя разница Ъ Уровень значимости
До испытаний 10,9 -0,3 -10,387 0,000
После испытаний 10,6
Согласно данных таблицы 2-29 результаты бега на 4x9 метра после участия учащихся в традиционных и местных играх улучшились на 0/3 сек, что свидетельствует о значительном влиянии игр на ловкость учащихся. Поэтому отрицаем нулевую гипотезу и убеждены в том, что ловкость учащихся есть результаты их участия в традиционных и местных играх, что выражается в следующей формуле (Р < 0,05).
Данные таблицы 2-64 показывают, что отношения девочек на жизнь в до и после участия учащихся в традиционных и местных играх лучше чем у мальчиков. Показатель разницы свидетельствует о наличии значимых отличий в отношениях девочек и мальчиков на жизнь. Поэтому мы делаем вывод о том, что указанные различия в отношениях девочек и мальчиков на жизнь не являются значимым. Поэтому мы признаём нулевую гипотезу и делаем вывод о том, что влияние традиционных и местных игр на отношениях девочек и мальчиков особого значения не имеет (Р > 0,05).
Заключение
В результате изучения исторического наследия иранских народов определена роль этнопедагогической направленности в сфере физического воспитания различных этносов проживающих в стране.
Результаты исследования показывают, что традиционные и местные игры сумели охватить все регионы страны. Учащихся западных южных и восточных регионов с точки зрения ловкости, скорости (быстроты) и непоколебимости по отношению к другим регионам стоят выше и могут быть образцам подражания для любого региона. Традиционные и местные игры здесь по указанным показателям для мальчиков не отличается от требований стандарта. Поэтому они могут стать факторами физического развития учащихся, увеличить рост силы поясницы, лапотки и живота, ускорить быстроту мальчиков, больше привлечь их для участия в играх, стать факторами их культурно — социального развития.
Бесценно значение народных подвижных игр, в настоящее время являющихся порой единственными трансляторами традиций народа, его духовности и культуры. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях и ритуалах приостанавливает процесс вымирания народной педагогики, помогает в воспитании здорового подрастающего поколения. Забота о здоровье детей, на наш взгляд, не может быть прерогативой только врачей, важна скрупулезная работа
педагогов физического воспитания по привитию необходимости в ежедневных физкультурных занятиях, физическом развитии и совершенствовании детей, посредством использования обычаев и традиций в народных играх, способов закаливания.
Традиции народных состязаний необходимо учитывать в деле развития физической культуры любого народа.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что игры окажут воздействие на повышении веры в себе, индивидуальное развитие, социальной связи, радостное настроение и силы и мощь учащихся.
Итоги исследования свидетельствуют о том, что изменений в отношениях учащихся мальчиков и девочек на жизнь вере в себе и собственное достоинство до и после их участия в традиционных и местных играх у девочек больше чем у мальчиков. Однако у мальчиков больше ощущается индивидуальное развитие, социальная связь и сила и мощь. Но эти разницы не являются значимыми
Игры являются важнейшим средством укрепления здоровье детей. Поэтому содержании уроков по физическому воспитанию учащихся школ начального периода обучения должно быть построено в рамках игр и проходить шумно, радостно и весело. Занятия по физкультуре должны принести детям радость и стать фактором прилежного посещения уроков физической культуры.
Использованные в исследовании виды традиционных и местных игр играют огромную роль в развитии и укреплении организма детей, усиливают их веру в себе, развивают социальные связи, радостные настроение, силу и мощь учащихся. Поэтому включение их в программу физического воспитания детей значительно усилило роль и значение уроков по физической культуре.
Традиционные и местные игры исходят из культуры общества Они является показателями самостоятельности членов общества, обладающие своей историей, традициями и культурой. Эти игры приспособлены к природным условиям каждого региона и их применение содействует сохранению культуры и
самостоятельности каждой нации и народности. Этими играми можно заниматься всегда и везде на базе имеющихся возможностей.
Рекомендации:
1. Учитывая, что традиционные и местные игры имеют большое воспитательное значения, предлагается увеличить количество учебных часов для занятий по физической культуре.
2. Включить в программу вузов страны специальный предмет по традиционным и физическим играм.
3. Большую часть свободного времени учащихся следует охвативать традиционными и физическими играми.
4. В целях пропаганды спортивной культуры обязать органов печати, радио и телевидение обращать особое внимание на ознакомлении читателей слушателей и зрителей с различными видами традиционных и местных игр, подчеркивая их воспитательную и оздоровительную роль.
5. Обязать учителей физкультуры начальных медресе при проведении занятий обращать особое внимание на укреплении тела и духа учащихся.
6. При выборе того или иного вида традиционных и местных игр обязательно следует учесть физическое состояние учащихся, региона, климата, географические и культурные особенности каждой местности.
7. Руководителям образования и воспитания регионов страны необходимо принять все необходимые меры по созданию соответствующих условий для занятий по традиционным и местным играм.
8. Ознакомить учителей физкультуры с традиционными и местными видами игр и их роли в укреплении здоровья и психики учащихся.
9. Поручить ответственным организациям образования и воспитания страны принять необходимо меры по повышению квалификации учителей физического воспитания по видам традиционных и местных игр.
10. Принять меры по рекламированию иранских традиционных и местных игр всему миру, используя для этого публикации книг и демонстрации фильмов.
11. Обязать издательства учебников Министерств образования и воспитания для каждого региона страны издавать соответствующие книги по детским играм.
12. В целях широкого распространения и достижения согласованности спорта проведение соревнований по видам традиционных и местных игр осуществить, начиная с медресе, региона и страны. Ответственность за проведение таких мероприятий должно взять на себя Министерство образования и воспитания.
13. В целях создания необходимых условий и возможности для развития традиционных и местных игр предлагается принять Закон о традиционных и местных играх с указанием задачи и обязанности каждого региона, города и области.
14. Во всех школах организовать специальные классы по традиционным и местным играм, создать парки и стадионы, дома и дворы культуры и спорта.
15. В целях ознакомления народов Азии и Среднего Востока с традиционными и местными играми и другими спортивными и культурными традициями Азии спортивные праздники проводить на уровне Среднего Востока и Азии.
На наш взгляд, в дальнейшем следует:
1. Осуществить исследование проблем внедрения традиционных и местных игр в программах школ периода основной школы (рохнамой).
2. Осуществить подобное исследование на уровне опыта работы в университетах Ирана.
3. Определить конкретное воздействие традиционных и местных игр на каждые части тела.
4. Рассмотрение роли традиционных и местных игр в досуге учащихся, студентов.
5. Изучение особенности традиционных и местных игр по каждому региону и области Ирана.
Основные положения и выводы диссертации отражены
в следующих публикациях автора:
1.Статьи, опубликованные в изданиях из перечня
ведущих рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК:
1. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Местные и региональные игры в процессе глобализации // Вестник Таджикского национального университета: Серия гуманитарных наук. Душанбе.-2010, №3(66). -С.135-139.
2. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Этнические и местные иранские игры в физическом развитии детей // Вестник Таджикского национального университета: Серия гуманитарных наук,- Душанбе.- 2011,- №4(66).- С.225-229.
3. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Пути глобализации народных и местных игр //Вопросы психологии и педагогики. Кургантюбе: КГУ им. Н.Хусрава.-2010.-№3,- С.60-65.
IL Статьи, опубликованные в других научных журналах
и изданиях:
4. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Этнические и местные иранские игры в физической развитии детей начальных классов /Под обшей ред. профессора С.Сулаймони; НИИ развития образования АОТ: Ассоциация таджикских иранистов. Душанбе: Ирфон, 2010.- 178 с. (монография).
5. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Педагогические основы местных и региональных игр в физическом и психологическом развитии учащихся. Тегеран: Оханг, 2011. -329 с. (монография).
6. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Пути глобализации народных игр //Вестник НИИ развития образования. Душанбе.-2010.-№1-2. -С.70-73.
7. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Местные игры в культуре общества//Вестник НИИ развития образования. Душанбе.-
2010.-№4.-С. 121-127.
8. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Пути глобализации народных местных игр //Вестник Академии образования.-Душанбе-
2011.-С.113-117.
9. Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Обучение игривым канатам (Rope skipping).-TerepaH: Оханг, 2010. -137 с.
Ю.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Научное представление о физическом развитии женщин. Тегеран: Умеди дониш, 2002. -120 с.
11.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Роль и значение физической культуры в развитии личности и общества //Научный сборник статей центра управления образованием им. Насиба. Тегеран: Оханг, 2009. - С.42-49.
12.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Программирование подготовки учащихся к физической культуре // Материалы научной конференции «Физическая культура в образовательных учреждениях страны».-Тегеран: Педагогический центр «Насиба».-С.45-50.
13.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Результаты программирования подготовки учащихся к физической культуре // Материалы научной конференции - «Физическая культура в образовательных учреждениях страны» .Тегеран: Педагогический центр «Насиба».-С.55-60.
14.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Пути глобализации народных игр // Вестник НИИ развития образования: научно-аналитический журнал.-Душанбе.-2010.-№ 1 -2.-С.70-73.
15.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Обучение волейболу. Тегеран: Оханг, 2010.-140 с.
16.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Физическая подготовка учащихся: народные игры //Нури варзиш-2004.-№73.-С.19-21.
17.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Физическая подготовка учащихся: народные игры//Нури варзиш -2004.Ж73.-С.19-21.
18.Митро Рухи Дехкорди Ахмад. Местные и региональные игры в процессе глобализации// Инновационные пути совершенствования технологических дисциплин в образовательных учреждениях: Материалы научной конференции. Душанбе. ТГПУ им. С. Айни. 2011, - С. 172-177.
Сдано в набор 10.03.2013 Подписано в печать 11.03.2013 Формат 60x84 Тираж 100 экз.
Отпечатано в ООО «Сармад-Компания» г. Душанбе, 1-й проезд, ул. Лахути 6
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Митро Рухи Дехкорди Ахмад, Душанбе
Институт развития образования Академии образования Таджикистана
На правах рукописи
МИТРО РУХИ ДЕХКОРДИ АХМАД
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИРАНСКИХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ ИРАНА
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
(педагогические науки)
тг см со ю со
со о
ГЧ1
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Сулейманов Сафарали Исаевич
Душанбе-2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................3
ГЛАВА 1 .ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИРАНЦЕВ
1.1 Генезис возникновения и становления традиционных средств физического воспитания в Иране......................................................11
1.2.Исследование этнической и местной игры в педагогической науке..........................................................................................23
1.3. Этнопедагогические особенности физического воспитания: теоретические основы...................................................................30
Выводы по первой главе.........................................................45
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИРАНЦЕВ.........................47
2.1.Психолого-педагогический анализ теории этнических и местных игр........................................................................................... 47
2.2. Классификация традиционных средств физической культуры .... 55
2.3. Пути использования этнических и местных видов спорта в современной системе физической культуры......................................... 64
2.4. Экспериментальное изучение этнических и местных игр........... 89
2.5. Ход эксперимента............................................................110
2.6. Итоги эксперимента........................................................135
Выводы по второй главе........................................................141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................144
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................... 149
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования
Иранские народные традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют исторические корни и в физическом воспитании подрастающего поколения. Многовековой опыт самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и содержание, методы и принципы, приемы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого молодого поколения.
На протяжении веков иранские народы развивали определенные прогрессивные принципы, формы и методы физического воспитания и обучения, многие из которых не потеряли своего значения и сегодня. Все это создавалось согласно требованиям времени, практической жизни в целях всестороннего воспитания и формирования сильных, смелых, здоровых поколений, готовых к труду и защите отечества.
Традиционные и местные игры играть большую роль в развитии и формировании человеческих способностей. Они служит как связующий мост между старшими и младшими и стать фактором культурного и морального созвучия, содействовать в познаний и уважении населения разных народностей и оказывать содействие в их взаимодействии и взаимоподдержки, обогатить досуга людей их семейную близость.
В мифических и эпических сказаниях, сказках, преданиях, в героическом эпосе (особенно «Шахнаме» и других жанрах народного творчества отражено социальное, политическое, эстетическое развитие народа, его многовековой опыт бытия, в том числе и традиции физического воспитания. В своем устном народном творчестве, искусстве, литературе иранского народа сознательно воздействовали на воспитание человека, чтобы привить ему нравственные, физические и эстетические качества.
В современной педагогике педагогические условия представляют собой специально создаваемую воспитателями среду, обстановку, в которой возникает и развивается то или иное педагогическое явление. Под этнопедагогическими условиями мы понимаем специально создаваемую
среду, свойственную тому или иному этносу, в которой происходило воспитание детей и подростков посредством народных игр.
Результаты теоретического анализа и полевых этнопедагогических исследований позволили выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы эффективно использовать народные игры в традиционном физическом воспитании иранцев. Сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая состоит в том, что существующие формы, методы и средства физического воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям ко всестороннему развитию человека в современных условиях. Утрачивающиеся в настоящее время традиционные представления о природе и физическом здоровье в конечном итоге снижают адаптационные возможности организма человека к изменяющимся жизненным условиям.
Степень разработанности проблемы
Этнические особенности физического воспитания различных народов исследуются в работах: В.И. Элашвили, Г. Винокурова, М.Т. Таникеева и др. В ряде работ рассмотрены вопросы использования народных игр в традиционном физическом воспитании у разных народов: русских (Е.А. Покровский, Б.В. Горбунов, J1.B. Былеева, В.М. Григорьев, C.B. Григорьев); татар (Э.Х. Галеев); грузин (В.И. Элашвили); казахов (М. Таникеев); дагестанцев (М.А. Дибиров); украинцев (В.А. Старков, Е.И. Сявако); чувашей (Т.Н. Волков). Роль и значение народных игр в традиционном физическом воспитании народов Севера и Сибири рассмотрены в работах: Г.Ш. Абсалямова, В.Ф. Афанасьева, В.Г. Богораза, Г. Василевича, В. Леонтьева, Г.А. Меновщикова, JI.B. Певговой и А.Г. Базанова, В.И. Прокопенко, А. Рейнсона-Правдина, Ю.А. Сем, Г.Ф. Севильгаева, М.К. Калонакова, A.A. Сельбикова.
Народные и национальные игры рассмотрены в работах иранских исследователей Мехрзад Хамиди, Ромин Балучи, Лейла Шаёнзад, Захра Асгари, Саря Мусой и Захра Наурузи, Ризо Шикори, Кристина Сруб
Арзуманян, Фарзона Айни, Сухайла Ахмед Кирачаман, Мухаммедхусейн Разави, Бахрам Бахрамипур, Сайид Шамсиддин Такво, Рахим Рамазонинажод, Хамид Махбо,Мухаммед Ризо Исмоли, Али Хамто Афиф, Сухайло Юсуфи, Хакима Акбари Джалил, Мирюсуфи Гуги Тахира, Мазлумисадат Захра, Салман Надир Фарахпур.
Таджикские учёные исследователи тоже внесли большое значение в исследовании этнопедагогических основ физической игры. Некоторые вопросы национальных видов спорта и подвижных игр освещены в работах Г. С. Каграманова, Т.А. Шукурова, Д. Д. Каримовой, Л.А.Губановой, Ш.А.Сафарова, и.т.д.
Несмотря на значительное количество научных изданий, в указанных исследованиях фактически не освещен важный аспект иранской культуры -этнопедагогические основы физического воспитания. Иранцы за свою многовековую историю создали и сохранили уникальный этнопедагогический материал в области физического воспитания, который может стать основой вариативного компонента государственной общеобразовательной программы по физическому воспитанию.
Все перечисленное выше и обусловило выбор темы диссертационного исследования.
В ходе формирования проблемы исследования выявилось противоречие между общественной потребностью в новых формах, методах и средствах физического воспитания, обусловленных национальной культурой, и отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок физического воспитания школьников, базирующихся на этнопедагогическом фундаменте.
Сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая состоит в том, что существующие формы, методы и средства физического воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям ко всестороннему развитию человека в современных условиях. Утрачивающиеся в настоящее время традиционные представления о природе
и физическом здоровье в конечном итоге снижают адаптационные возможности организма человека к изменяющимся жизненным условиям.
Цель работы -изучить этнические и местные игры и на основе это разработать программу, методику физического воспитания учащихся общеобразовательных школ начальных классов.
Объектом исследования является этнопедагогическая система игры и физического воспитания в общеобразовательных школах Исламской Республике Иран.
Предметом исследования: этнопедагогические условия иранских игр и её значения в физическом развитии детей начальных школ Ирана.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что повышение эффективности физического воспитания в системе школьного образования ИРИ будет наиболее эффективным, если:
1. национально-этнические основания физического воспитания будут использованы в учебном процессе как национально-региональный компонент общеобразовательной программы по физическому воспитанию;
2. будет собран и проанализирован набор традиционных народных игр и состязаний, как важная часть национальной физической и духовной культуры;
3. в процессе физического воспитания иранцев будут учитываться их этнопедагогические особенности и традиции;
4. будет разработан комплекс средств, форм и методов физического воспитания, позволяющий планировать уроки физической культуры с учетом национальной специфики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить место и роль традиционного физического воспитания в жизни различных этносов Ирана;
2. определить этнопедагогические основания физического воспитания иранских игр;
3.составить программу по физическому воспитанию иранцев на уроках физической культуры и проверить ее опытно-экспериментальным путем. Разработать практические рекомендации по изменению государственной программы по физическому воспитанию школьников с учетом национальных особенностей региона
Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли физического воспитания в формировании своеобразной духовной и материальной культуры этноса (Гегель), представление о системном характере, традиционном своеобразии и самобытности физического воспитания (Шариатмадори, Моттахари, Т.Н. Волков, А.Э. Измайлов, A.A. Сельбиков, Н.И. Шатинова) (146, с.62) Наши опорные позиции определялись также на основе анализа социологической и психолого-педагогической литературы по проблемам игры и игровой деятельности, как средства развития и формирования личности (Моттахари, Шариатмадори, Н.П. Аникеева, П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин) (146, с.22) Методические основы разработки уроков физической культуры базировались на психологических концепциях личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В ходе поиска средств решения задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, исторической, этнопедагогической, археологической литературы; диагностические методы; прямые и косвенные наблюдения; педагогический эксперимент; физиолого-гигиенические методы, которые включали методики определения жизненной емкости легких, становой динамометрии силы мышц кистей рук, становой динамометрии силы мышц разгибателей спины, тест контроля; математический метод обработки полученных результатов эксперимента.
Базой опытно-экспериментального исследования являлись: Центр подготовки учителей г.Тегерана, клубы по национальным видам спорта.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 года по 2011 год.
Первый этап (2008-2009 гг.) - сбор предварительной информации об объекте и предмете исследования, её обобщение и теоретический анализ.
Второй этап (2009-2010 гг.) - разработка теоретических основ, определение факторов и условий, влияющих на эффективность данного процесса.
Третий этап (2010-2011 гг.) - критическое осмысление опыта реализации модели, концептуальное обобщение полученных результатов исследования в статьях и книгах.
Научная новизна исследования
-сделаны новые выводы в результате проведённого научно-педагогического анализа и систематизации современных этнопедагогических аспектов этнических и местных иранских игр;
-раскрыта специфика современных проблем использования этнических и местных игр как этнопедагогической системы и источника этнокультурной устойчивости духовной жизни общества.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложена экспликация понятия "физическое воспитание", где физическое воспитание иранцев представлено как сочетание нравственного, художественного, эстетического образования в применении к телу человека; выявлены особенности физического воспитания школьников с новых позиций - на основе учета особенностей национального образа жизни и традиций этносов; внесены изменения и дополнения в государственную программу по физическому воспитанию школьников.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны методические рекомендации по использованию народных игр и самобытных физических упражнений иранцев в современной педагогической практике,
что позволило улучшить организацию физического воспитания в общеобразовательных школах Ирана.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Народная педагогика иранцев выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения и спользование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только отдельных этносов и народностей, но и других народов Ирана.
2. Сохранение национальных традиций делает игры более интересными, яркими, красочными, вызывают у людей глубокие положительные эмоции, высокое чувство национального достоинства, приобщает к истории родного края, способствует воспитанию ответственности перед своим народом за четкое и правильное соблюдение всех обычаев и традиций в проведении игр и состязаний.
3.Совершенствование этнопедагогической подготовки учителей физической культуры необходимо ориентировать на потребности общеобразовательной школы, на совершенствование структуры, содержания и форм занятий по физическому воспитанию в соответствии с характером, традициями, обычаями народов региона и их потребностями. Первое условие эффективного использования народных игр - это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому; второе условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности; третье условие - использование традиционной технологии организации игровой деятельности; четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики , сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечены: системным характером теоретико-методологических оснований исследования; опорой основных положений и выводов на достижения педагогической, психологической, культурологической, философской наук; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; практической верификацией результатов посредством их реализации в практику образовательных систем; воспроизводимостью результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2008 по 2012 гг. Его основные положения докладывались и обсуждались на республиканских научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях в НИИ педагогических наук, в Центре подготовки учителей города Тегерана.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИРАНЦЕВ
1.1 Генезис возникновения и становления традиционных средств физического воспитания в Иране
По свидетельству истории Иран и Греция являются одним из древнейших стран мира. Однако сравнении этих двух государств наглядно показывает, что Иран имеет более древнюю культуру и спорт. Несмотря на то, что в результате нападения различных государств в Иран многие культурные и спортивные ценности были уничтожены, всё же в различных точках земли иранской археологи находят множество остатков древней культуры свидетельствующие о богатстве и величие культуры и спорта иранского народа, многое ещё скрыты под землёй и нуждаются в своём открытии и изучении.
Иранцы наряду с достижениями высокой культуры обладали также сформировавшейся системой обучения и воспитания. Природные условия и географическое расположение Ирана (горный ландшафт, в ряде районах засуха, отсутствии воды и травы) требовали чтобы жители этого горного края в целях устранения естественных трудностей, обеспечении жизни и отбытие вражеских нападении предпринимали все н