автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX - начале ХХ вв.
- Автор научной работы
- Авзалов, Хайрулло Саидович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX - начале ХХ вв."
{у;* - //•
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. П. ЛЕПИНА
Специализированный совет Д 053.01.02
На правах руноппсп
АВЗАЛОВ Хайрулло Сапдовпч
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИРАНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX вв.
13.00.01 — теорпя н история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации в виде опубликованной монографии, представленной на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Москвд 1992
Работа выполнена в Кулябском государственном педагогическом институте пмепн А. Рудаки республики Таджикистан,
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор ВОЛКОВ Г. Н.
доктор педагогических наук, профессор ЛУТФУЛЛОЕВ М. Л.
доктор исторических наук, профессор АЛИЕВ С. М.
Ведущее учреждение — Душанбинский государственны! педагогический университет имени К.Джураева.
Защита состоится ^^....л.Л^ьМш^....1992 г. в /Г.^... часог на заседании специализированного -совета Д 053.01.02 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском ордсш Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
С монографией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 119882, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат педагогических нау*
Т. Н. ТАРАСОВА
СБЩ&Я ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕЦСВАНШ
Постановка ¡проблемы и ее актуальность. Изучение и обобщение педагогического наследия восточных просветителей, а также выявление общих. закономерностей развития школы и педагогической мысли народов Востока, в частности Ирана в конце XII -начале XX в.. т.е. в период возникновения капиталистических отношения представляют большой научный и практический интерес для историко-педагогичэсной науки.
' Актуальность исследования обусловлена тем, что выдающиеся просветители Ирана конца XIX - начала XX вв. М.Мальком-хан, А.Талибов и Зейналабедция Марагей, являясь представителями радикального крыла просветителей страна, впервые разработали новко подходы, оказавшие большое влияние на становление и развитие демократической педагогической мысли Ирана. Они выступали за приобщение народа к идеалам просвещения, за образование женщин, распространение науки и техники. Оригинальным подходом отличается их ориентация на создание в Иране светскол школы, обязательной и доступной для широких слоев населения, стремление активнее противодействовать невежеству и отсталости страны. Они выступали за организацию новых Форм и методов обучения и,воспитания, за совершенствование.содержания образования, внедрение в него подлинно научных идей, понятий к воззрений.
Развивая прошлые и современные игл педагогические идеи, иранские просветители вносили большой Еклад в формирование молодого поколения, стараясь пробудить в нем чувство любви к родине, стремление г.-знании, призывали к. борьбе за юркаст-во высоких человеческих идеалов, раЕэ.чстЕа 1: справедливости. Они критиковали и осуждали откровенно консервативную яслитг-у шахского правительства, рассматривали образование кап сходство подлинного обновления социально*, экономической и духовной жизни Ирана. Одной из главных причин упадка и застоя иранского общества, по их убеждению, было невежество народа,'его необразованность. Экономическое, социальное и культурное развитие страны рассматривалось ими в перспективе развития науки и утверждения системы светского образования:
Несмотря на вчдахэдиеся заслуги, этих мыслителей в развитая светских школ п прогрессивно!!; педагогической мысли Крана,. педагогические взгляды просветителей если л находили отражение в наязй и в злрубеглюЗ-исторЕКОт-пэдагогичоско,"! литературе. то лишь фрагментарно. До самого постедлего времени ни у нас, ни за рубежом нэ появилось-_кп одного обстоятельного монографического исследования, посвященного развитию школы и папагог-гпческо:; мысли Ир^ца данного- периода. Опубликованная авторш монография, представленная на ззаиту в качестве докторской диссертации,, восполняет этот судзстЕенньД' пробел'Ч.
В работах- отечественных, и зарубен-лых. ученых-востоковедов, посвященных ЕгаеугазашгсМ мыслителям, пристальное внимание уделяется. как щмвияо,. иглитературно!*. и общественно-политической деятельности. Наиболее вахными исследованиями в этом: плане является работы К.ЧаЛкшз.. Е.Бертельса, Д-С. Комиссарова.. ДяДорри. Ц.М.АнаркуловоЯ, Я-.А.Талипова, Г.Зругяна и др.^
Жизнь и творчество расслатри ва е м ых мыслителей. в; определенно?. степени отражены в ряцо- диссертационных работ, носвящештх изучении литературы, об^естЕещю-политг^юскоЛ, Дплософсхой мысли "тана в конца XIX - начале XX ве. , а также на стешет азер-
— - - — - о
баЯчаанского просветителя Мт2.Ахундова. Общие вопросы развития просвещения Ирана к новое время нашли свое отражение в работах Е.А.Дороаенко, Н-Мпрзобядалош в др.^
* Аезялов I.C. Школа -л:-педагогическая мысль в Ирана в конца XIX - начале Ш й. Душанбе,. I9ü2.
^ Чаш К. Kparirnfr очётог новоЗзэЙ пеЪсидскоЯ литературы. М., 1920- Бертельс Е'.':0чеЬкк'современной персидской литературы, !.'.; 1928; Комиссаров* Ц.С." Очерки современной персидской птюзы. 11.. 1077; Достиг-Юг;. Персидская сатирическая проза. .'Л., 1977; Ачатжулова Ш'.Г.!. Общественно-политическая деятельность .'¿зльксм-хана- Пула лбе-. 1984':' Талнпов Н.А- Обзе стЕепная ичеть в Ираке в XIX - начале XX вв. :>!.. 1933:- Ьугяк Г. Идеологическая борьба в Прапе в конце XIX в. Ii., 1958.
^ Бахазлиев 0,Г. ;.!итзза ;.1алько:.;-хан к э'зетэба^дканспая лктзштура.
'in.-ал ог. паук, Баку.. 197L; Lhr£ ¿изнь и
тзоттстЕо :.:.А'.Та.1ибоЕа. канд.Зилолог.наук. Баку, I96S;
Т~ ~изнь и-творчзетво За!::алабеддина ;Латзагей. Цис... з;;;.Л:платог. ::аук. Талкент. I96J; !йз::тов A..J. Рать -'.!.Ахун зови в ^звптпп п. о sc:: пеней пгагкессивлоЗ лптэтзатутзы (птзоза. ко-
^ец XIX в). Цис.".. клг.д_"г."злог.::аукК;51.'____
i ¿-А. Система лиосве^ения в Исаяе. U., 1.¿ппзоба-
"алов Л. Образование в ЯЬане (лзофлены" и тенденции газЕИТИя). П,::с. .... какд.историчэс.наук. :.!.,* 1з74 а яр.
Недостаточная разработка наследия иранекие просветителей потребовала новых подходов в исследовании их многогранного творчества, и прежде всего идей в области воспитания и обучения.
Специальное исследование педагогических воззрений и деятельности иранских просветителей, живагах з конце XIX - начале XX вв.. дало возможность выявить новые для истории педагогики имена, обобщить педагогические и просветительские идеи того времени. В целостном виде эти вопросы до настоящего времени не бит подвергнуты систематическому и целостному исследованию.
Именно это обстоятельство и побудило автора представленной монографии избрать в качестве предмета специального изучения историю школы и совокупность педагогических идей иранских просветителей конца XIX - начала XX вв., а также влияние этих идей на процесс становления и развития системы светского образования в Иране.
Воссоздание подлинно научной картины процесса развития светских школ и педагогической мысли Ирана в конце XIX - начале XX вв. в более широком историко-педагогическом плане отвечает требованиям нового научного и политического мышления, основанного на признании приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей.
Выбор йля исследования данного хронологического периода обусловлен тем, что в конца ИХ - начале XX вв. в связи с развитие« капиталистических отношений в Иране происходили коренные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни. В результате этих перемен прогрессивные силы Крана, в первую очередь писатели-просветители, глубоко осознали, что избавление страны и его народа от засилия шахского деспотизма зависит прежде Есего от широкого распространения просвещения среди народных масс и реорганизации системы мусульманского образования. Необходимость всестороннего научного анализа историко-педагогического развития в странах Востока с древнейшей культурой и традициями просветительской мысли, ярким примером чего монет служить Кран, обусловливает актуальность темы настоящего исследования, которое на педагогическом материале призвано раскрыть специфику вклада Ирана в сокровищницу мировой педагогической мысли.
В свете вышеизложенного объектом настоящего рссяедовздщ является развитие светской школы и педагогической мысли в странах Среднего Востока в конце XIX - начале XX вв.
Предметом исследование является развитие светского просвете«, ния и педагогической мысли в Иране в конце XIX - начале XX вв.
Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать и дать целостную характеристику становления и развития светской акаяы и педагогической мысли иранских просветителей конца XIX -начала XX вв.. заполнить существующий пробел в историк о-педа-гогической науке..
В соответствии с поставленной общей целью бши определены конкретные задачи исслеповзмщ:
- выявить социально-экономические, политические и культурные условия развития Крана в конце XIX - начале XX вв., показать их влияние на процесс развития светской школы и педагогической мысли Ирана рассматриваемого периода;
- показать влияние европейской (французской, английской), русской и ирано-мусульманской, (арабской, азербайджанской, турецкой) общественно-педагогической мысли на процесс становления и развития просветительско-пецагогических идей в Иране конца XIX - начала XX вв.;
- раскрыть общие и специфические особенности педагогических идей иранских просветителей конца XIX - начала XX вв. по проблемам воспитания и образования;
- определить роль и место просветителей Мальком-хана, Тали-бова и Зейналабеддина в развитии педагогической мысли Ирана и других стран Востока в конце XIX - начале XX вв.
Решение этих задач потребовало целостного рассмотрения состояния научного знания, и- образования в странах Ближнего и Среднего Востока в данный период истории.
Методологическую основу исследования составили философские положения об исторических связях и ориентирах при анализе обще ственных'явлений, о взаимосвязи и взаимодействии теории и практику, об учете исторического опыта при осмыслении современных задач, равно как и современная философская концепция о целостной логике культуры. При анализе и интерпретации историко-педагоуического материала учитывалась также современная психолого-од па готическая концепция о творческой сущности человека и
способах его самореализации {субьектйто-гуяанистича ский подход).
Поставленная цель и конкретные задачи исследования обусловили отбор источников, в числи которых входят:
- $ундаментальные труды по философии, содержащие общемето- ' дологические положения:
- литература по общим вопросам и истории европейской и восточной философии, филологии, истории, культуры и науки;
- литература по истории школьного образования и педагогической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока;
- труды самих иранских просветителей, изданных как на языке оригинала, так и в переводе на русский и европейские языки.
Среди источников последней группы, которые еще не изучались историками ледагогики, можно назвать в качестве примера такие сочинения, как '"Тайная книга или Дневник реформ", "Принципы прогресса"« "Принципы гуманизма или человечности", "Истоки дрогросса", "Дневник законов", "Принципы цивилизации", "Шейх п министр" Мирза Мальксм-жана,, Таллбшзо сочинение, или Книга Ахмада", "Пути добродетелей", ""Небесный избранник", "Заметки о свободе", "Политика Талиби" Абдурахима ТалибоЕа, "Путешествие Ибрахим-бека. таи несчастья терзавшие его" Зейналабеддина Ма-рагей.
Общий замысел работы, ее цель в задачи определили основные методы исследования, важнейшими из которых были теоретический, гсторшсо-педагогический, сравнительно-сопоставительный анализ разнообразных источников и литературы; педагогическое осмысление идейного и конкретно-научного содержания многообразного наследия иранских просветителей; синтез всех полученных данных и реконструкция системы передовых воззрений в исследуемый период в целом; беседы и интервьюирования в ходе встреч и бесед с советскими востоковедами, иранскими деятелями просвещения и педагогами. Автор в процессе исследования стремился соблюдать единство исторического и логического подходов, руководствуясь общеметодсйогическпми принципами историзма и системности.
Основные. этапы псслецовзнкя;
1973-1980 гг. - изучение истории школы и педагогической мысли Ирана с древнейших времен до начала XX в. В ходе работы с литературными оригинальными источниками и ранее неизвестными
педагогическими трудадас били выявлены интересные и оригинальные педагогические- идеи выдающихся иранских просветителей. -Ц.Мальком-хана„ ¿-Талиб о ва, ЗаЯналабеддина я других;
1981-1985 гг. — систематическое изучение и. педагогическое осмысление накопленного фактического материала, что позволило уточнить дальнейший исследовательский замысел, конечную цель и задачи работу?
1986-ГЭЗГ гг. - этап реконструкции системы педагогических взглядов ирашзких просветителей в их соотнесенности с традиционными взглядами мусульманских народов на природу человека, на роль, воспитание и обучение в его жизни. Сдноврвменао выявилось- влияние социально-педагогических воззрений зчж просветителей на- систему обучения и воспитазгя Ирана.
На атом-' этапе осуществлялось также литературное офораление цшучвшшх результатов а вх опубликований.
Научная Еовизаа и теоретическая значимость результатов- ис-слэшсвшшг состоит в тон, что в нем:
- выявлены и теоретически обоснованы реальные- уташвшг и пративю^ачиж становления и развития системы светскога образовании: и1 прогрессивной педагогической мысли в Иране в рассматриваемый период, связанные с экономическим и культурным подъемом- страны под воздействием более передовых европейских государств в конце XIX - начало XX вв.; проникновение иностранного капитала и его влияние на экономику Ирана; влияние западной и российской культуры; возникновение буржуазной об-щественно-псипггич&ской мысли; рост общественно-политической активности нзрядз (возникновение различных организаций, обществ, пориодячаской прессы и т.п.); развитие просветительской литература и т»д.;
- проанализировано взаимовлияние ирано-мусульманской (арабской, турецкой, азербайджанской) и европейской (французской, английской) е русской общественно-педагогической мысли на формирование педагогических идей наиболее радикальных иран-сзскх просветителей, что способствует формировании целостного представления о развитии педагогической мысли стран Ближнего
з Среднего Востока, а также в преодолении европоцентристских тенденций в истории педагогики;
- в радикальном направления просветительской мысли Ирана указанного периода выявлены «бщие я специфические особенности педагогические идей наиболее прогрессивны! мыслителей Мальком-хава, Талибова в Зэйнааа<5ездаша, по-новсму поставивших вопрос о факторах формирования .личности, с учетом нуяьтурно-истори-чэской специфики Ирана;
- Еаервыэ в оте^эсжвешмЯ историко-пэдагогической литературе в комплексе представлено многообразие деятельности выдающихся иранских просветителей Мальком-хана, Талибова и Зейнала-боддипа, направленнсЗ на организации светской системы просвещения, на совершенствование содержания учебных дисциплин в начальных и средних школах, широкое внедрение в учебный процесс элементов светского образования и прогрессивных методов обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: - разнообразием документально-литературных источников, значительная часть которых впервые введена в научный оборот; учетсм современных философских, культурологических и • психолого-педагогических концепций при анализе исследуемого исторнко-педагогического материзла; совокупностью различных методов изучения адекватных цели и задачам исследования.
Практическое значение выполненного исследования заключается в том, что его выводы, фактический материал, выявленные и проанализированные новые литературные источники дают основу и новые стимулы для дальнейшего изучения, осмысления и освоения богатейшего научно-педагогического наследия просветителей стран Ближнего и Среднего Востока.
Материалы исследования могут быть широко использованы пра создании спецкурсов и спецсеминаров как по истории школы и педагогической мысли народов мира, так и народов Средней Азии и Казахстана в особенности, фоне того, факты и выводы, содержащиеся в монографии могут также призести пользу преподавателям педагогических вузов и учителям школ в деле воспитания молодежи в духе общечеловеческих ценностей, з частности в духе уважения к народам Востока, интереса к изучению их культурного достояния.
Формами внедрения результатов проведенного исследования в практику явилось опубликование представленной монографии н
ряд публикаций & центральных и республиканских изданиях. Кроме того, результата исследования в виде сообщений и докладов излагались на- научно-теоретических и научно-практических конференциях профоссорска-претэпаватольского состава Кулябского госпэдинстЕтута им.Рудаки С1335-19Э1 гг.). Материалы и ход исследования: докладывались и обсуждались в лаборатории истории зарубежная школы и- педагогики в НИИ теории и истории педагогики гЛосквыг ж на кафедре педагогики Кулябского госпединститута республики Таджикистан.
Основные выводы и положения исследования в настоящее время используются при чтении спецкурса по истории педагогической мысли- народов Востока в Куля бек ом педагогическом институте. Изучение- педагогических взглядов иранских просветителей включено в учебную программу по истории педагогики педагогических: вузов республики Таджикистан. По материалам исследования авторам подготовлены и прочитаны лекции в институте усовершенствования учителей Кулябской области.
дрновнцр положения, вцностмые на защиту;
— специфика взасодействия социально-экономических, культурно-политических и психолого-педагогнческнх факторов развития Ирана в конце XII - начале XX вв. определяли особенности зарождения- элементов- капиталистического уклада, формирование различных социальных групп в иранском обществе, одновременно способствуя росту национального самосознания, развития просветительской литературы., оказавшей существенное влияние на организацию светского образования, совершенствование учебно-воспитательной работы, школ, а такяэ па развитие просветительско-педагогичас— кой мысли Ирана. Негативные аспекты становления и развития-системы сЕотсипга образования и педагогической мысли были обусловлены отсутствием в Иране государственной с ист да и просвещения; сильным Елиянием духовенства в сфере обучения и воспитания детей и молодежи; господством средневековых предрассудков в школах и: других учебных заведениях против чего решительно выступали- иранские просветители;*
- процесс, взаимовлияния и взаимосвязи ирано-мусульман-ска2,. европейской. и- русской педагогической мысли дали возможность иранским- просветителям осуществить разработку новой концепции, образования,, повышающую его социальную эффектив-
hoctj. в специфических условиях Ирана, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие иранской, афганской, азер-йайтауской и таджикской педагогической мысли;
- даяагогичэские идеи .наиболее радикальных иранских прос-ратиталеЯ №ш>ком-хана, Таянбова и Зейналабеддина, коренным обрззш отличались от мусульманской официальной педагогики по вопросам формирования личности, а также по проблемам умственного, нравственного, духовного и физического развития учащихся, гражданского и семейного воспитания, трудовой подготовки и воспитания женщин;
- общепедагогические и общедидактические идеи просветителей Ирана способствовали решению проблем системы просвещения в специфических условиях Ирана : организация государственной системы про.свйцения на светских принципах; совершенствование со-дерзяния дбразования; внедрение в учебный процесс светских учебных предметов, использование новых прогрессивных методов обучения и
' СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Монография состоит из введения, трех глав, заключения, щжлсжений и библиографии.
Во введении обоснован выбор темы исследования, показаны .ее актуальность, новизна, научная и практическая значимость. Сформулированы цэль и задачи исследования, раскрыты его методологические нринципы, методы исследования, дана общая характеристика использованных источников и литературы.
В пеРЕой_-главе - "Просвещение и педагогическая мысль Ирана в конце XIX т- начале XX вв." - на основе оригинальных материалов и первоисточников исследуются социально-экономические, политические и культурпо-исгорическне предпосылки, становления и- развития системы светского образования и просветительско-педагогичэской мысли в Кране. Отмечается, что Кран во второй нолоЕине XIX в. представлял собой отсталую аграрную страну, в которой господствовали феодальные производственные отношения. Однако проникновение иностранного капитала в экономику Ирана в конце XIX - начале XX вв. разрушило старке общественно-экономические, политические и культурные порядки в стране. Экономические изменения в Иране в первую очередь привели к значи-
тельным сдвигам в культурной жизни страны, которые создавали необходимые предпосылки идя возникновения.и развития светского образования и просветительской литературы. Основными задачами просветительства в этот период являются отрешение поднять достоинство человека, помочь ему занять подобающее место в обществе. Осуждая безжалостных угнетателей, беадушных людей, думающих только о важквс. просветители встают на защиту трудового, честного, благородного человека и тем самым воспитывают гушшгость, человеколюбие, доброе отношение а мыслящему существу.
Писатели-просветители в своих произведениях подвергают острой критике социальные пороки иранского общества, решительно выступают претив средневекового застоя в Иране. Они защищаю! идеи буржуазной свободы и демократии, знакомят иранского читателя с прогрессивными идеями Западной Европы и России.,
Развитие педагогической мысли в Иране в тот период происходит ва фоне других важных событий в культурной жизни страны. Быстро эволюционируют музыка и театр. Значительные сдвиги происходят также в области изобразительного искусства. Большое развитие получают книгопечатание, периодическая начать, светская архитектура, переводческая деятельность и т.д. Значительным событием явилось создание демократических организаций (энддуг манов), профессиональных союзов. Демократической партии (1909 г.), выступавших с демократичесними требованиями в области экономической, политической и культурной жизни иранского общества.
В' результате этих перемен представители интеллектуальной общественности Ирана, в первую очередь, писатели-просветители • глубоко осознали, что спасение Ирана и его народа, прежде всего зависит от широкого распространения просвещения среди трудящихся масс, реорганизации системы мусульманского образован»!. 3 связи с этим среди других социально-экономических проблем образование занимало одно из ведущих мест в культурной жизни ' Ирана конца ХП - начала И вв. В этот период все .больше ощущались необходимость в реформе средневековой'схоластической системы школьного образования.
3 Иране в рассматриваемый период, как и в других странах мусульмакского Востока, сохранилась средневековая система об-
разования и воспитания« возникшая еще во времена арабского халифата (УП-1Х вв.). Образование в Иране было необязательным, и поэтому не контролировалось правительством. Оно являлось монополией мусульманского духовенства. Религиозные школы (мектебе и медресе) не давали выпускникам современных знаний. О бесправии иранского народа в области образования немало писали европейские и русские дипломаты, путешественники и исследователи истории Ирана конца XIX - начала XX вв.
Мусульманское обучение, охватывавшее-в основном детей из привилегированной прослойки, иранского общества, не могло удовлетворить потребности страны, вступившей во второй половине XIX в. на путь капиталистического развития, в подготовке грамотных людей. Наиболее прогрессивные мыслители страны и шах Ирана Пасер-эд-Дин (1848-1896), познакомившиеся с постановкой образования н Западной Европе и России, считали, что одним из самых важных шагов на пути достижения прогресса страны является распространение светского образования. Сторонника/ распространения светского образования и науки, а также ограничения влияния духовенства в области просвещения трудящихся масс Ирана был и премьер-министр Мирза Тагихан Амир Кабир (1800-1852). За время пребывания на посту главы правительства Ирана (18491851) он пытался провести реформу в области просвещения.
В результате в январе 1852 г.' была основана первая светская школа (училище) европейского типа Дар аль-Фонун ("Дом науки") или по определению князя Долгорукого "научная и военная Академия". Открытие Дар аль-Фонуна'положило начало организации светских школ, подготовки отечественных специалистов, модернизации и содержания мусульманского начального, среднего и высшего образования. Под непосредственным влиянием Дар аль-Фонуна в стране впервые вместо мектабе и медресе стали создаваться общеобразовательные светские школы, наиболее интенсивное развитие которых наблюдалось в Иране в последней четверти XIX - начала XX вв.
Развитие светских школ привело к изменению веками сущест-вогошего религиозного характера содержания образования. В отличие от мектебов в начальных светских школах грамоте стали обучать по звуковому методу, что обеспечивало сравнительно быстрое овладение детьми навыками чтения и письма. Изучение
арифметики связывалось' с-' практической': деятельностью детей. В школьный курс было введено; преподавание" элементарной геогра-» фии и истории. Детей знакомили, также с общественной и личной', гигиеной. Много' времени' дети вместе с учителем проводили на-свежем воздухе, занимались наблюдениями и физкультурой. В стар» ших классах светских школ" бидо введено преподавание.1 естествознания, истории, географии,- математики, алгебры, геометрии, иностранных языков.- Преподавание родного языка, литературы и некоторых других своРСких общеобразовательных предметов способствовало расширению кругозора учащихся. Произошли значительные изменения в организации учебно-воспитательного:' процесса. Впервые в школах стала использоваться классно-урочная система. Преподавание учебных дисциплин осуществлялось-на персидском, языкэ. Постепенно' ученые и:учит-еля начали разрабатывать светские программы,, учебные- тексты río изучению родного языка,, литературы,- истории,, география,- естественно-математических и других учебных' предметов. В средних школах в процессе обучения детей широко использовались светские учебники. В учебном процессе применялись, практические Я'наглядные методы обучения.- Е&егодно в конце- учебного года^ устраивались публичные устные; и' письменные испытания школьников. Наметилась тенденция к отказу от- телесных наказаний: в шкалах". При комплектовании учебных классов учитывались возрастные особенности детей. Дети принимались в шкоду только в начале учебного года (21-22 сентября)'.. Устанавливались каникулы. Школы оборудовались п'о овропейсагам образцам ir т.д.. Все эти ношествз» сырраяй- большую роль в дело1 утверждения1 светской систем»; обучения: и' воспитания.
1С заметные сдвигам в области дальнейшего-' развития системы свет-скота образования привела- буржуазная по- своему характеру иранская- революция I905-I9ÍI гг. г в результате- которой иранский'- Парлайёнт в I9II г.. принял основной Закон о просвещении. На-' о'сноео' этого закона впервые в 1!ра«е была создана единая г о суда р стёо ¡шая система светского- образования. Обучение и воспитание в- общеобразовательных:. школах становилось двенадца-т'йяетким (6 лет — начальное, 6 лет' - среднее) и оставалось платный".-
S соответствии с законом I9II г. во всех общеобразовательных- школах: Крана- впервые был введен единый государственный учеб-
' ;I5
ный план-и еоотв9тствующиеппрограгя.'л.-Ла- их основе в начальной школе рассматривалось преподавание родного языка, литературы, арифметики,-географии, истории, физкультуры и гигиены. В средней школе:вводилось.преподавание родного языка, литературы, ^алгебры, ареометрии, естествознания, истории, географии, .ивдетрэнных ззнковт-и других общеобразовательных учебных предметов. ^Модернизацжгглусулыланской^с^ обучения и воспитания явилась основной предпосылкой в деле окончательного утверждения светской.системы школьного образования в 20-е годы ..XX в. в Иране.
Становление -и развитие светской системы просвещения в 80-х .-90-х годах Х5Х,е. привело к возникновению новых современных педагогических идей, значительно отличавшихся от педагогических воззрений предыдущего периода.
Немаловажную роль в зарождении новых педагогических идей ..и развитии светской системы школьного образования сыграли иран--сдае просветители конца' XIX - начала XX вв. Мирза Мальксм-хан (I833-ISG8), Зейналабеддзн (I837-I9I0), Аб.дурахим Талибов (1835-1911) и другие.
В этой-главе анализируются основные исторические предпосылки развития прогрессивной педагогической мысли в Иране, Отмечается, что в результате реформаторской политики Амир Кабира перед иранцами открылся новый мир. Расширились дипломатические отношения с европейскими странами, которые способствовали частным поездкам иранцев за границу, в том числе командировкам молодежи, связаннши с получением образования, особенно во Францию. ¡Французский язык в тот период служил проводником европейской и -французской культуры и укреплял симпатии к европейцам. Одновременно увеличился приток европейцев, искавших в Иране коммерческие выгоды и концессии на разного рода предприятия, появи-..лись. иностранные преподаватели, усилилась деятельность миссио--нерских-кругов, с каждым годом расширявших свое влияние, распространяя европейские идеи и культуру в Иране. В то же время -прогроссивтю мыслители. Ирана сами стали усиленно пропагандировать и распространять прогрессивные просветительские и культурные идеи Запада среди кранцев.
В связи с реформаторской политикой Амира Кабира и дальнейшим развитием просветительства в Иране усилился интерес иранцев
к европейскому Запалу и его духовной жизни. У них появился значительный интерес к литературе и цухо-вао! жизни европейских стран. Исходя из этого при Дар аль-Фокуне было создано бюро переводов, которое создавало необходимые условия для усиления переводческой работы .в Иране. Силами преподавателей и бюро переводов были переведены: "История Персии™ Джона Малькольма, "Робинзон Крузо" Ц.Дефо, "Жиль Елаз", "Лесажа". "Индийская . •хижина" Бернарда де-Сен-Пьера, "Телеман" Фенелона,Траф Монтекристо", "Три мушкетера'*, "Королева Марго""Луи Х1У"Длександ-ра Дюма и др. Э.Браун приводит список 162 научных и художественных произведений, переведенных и изданных к концу XIX б. Переводились книги па экономике, политике, культура, просвещению, юриспруденции, медицине, скотоводству, растениеводству и т.д. Она сыграла большую роль в развитии просветительско-пе-цагогичееких идей в Иране и ускорили процесс формирования идейной а политической оппозиции буржуазно-просветительского направления.
На формирование и развитие проскетительско-педагогической мысли Ирана значительное влияние оказала зародившаяся в стране периодическая печать. Издатели газеты сыграли неоценимую роль в деле организации светских школ, распространении прогрессивных педагогических идей и просвещении народов Ирана. Большинство издателей газет публиковали педагогические статьи, являлись организаторами светских шкод.
Немаловажную роль в формировании прогрессивных педагогических идей Ирана играла Турция. Во второй половине XIX в. в эмиграции, особенно в Турции, из-за политических убеждений оказалась наиболее прогрессивно настроенная часть иранской интеллигенции. Определенное влияние на представителей зарождавшейся иранской буржуазной мысли и просветительства оказали турецкие писатели Намык Кемаль (1842-1888) и Абдул Хамид Зия (18251880), Еаагодаря их переводческой деятельности иранцы впервые познакомились с основными творениями французских просветителей: "5лиль, или о воспитании", "Об общественном договоре" Ж.Ж.Руссо. "Дух законов" Монтекье, с отдельными произведениями Бэкона, Коядорса, а также с переводе« книги В.Алфьери "О тирании".
Значительную роль в процессе формирования просввтктельско-пздагогичвекиг идей иранцев также сыграли труды арабских прос-
ветителей: Мухакиед Абдо (1849-1905), Абд ар-Рахман аль-Кава-ксба (1849-1902) и яр.
На формирование просветительско-педагогической мысли Ирана некоторое влияние оказало также английское и- французское масонство. Политические деятели Ирана, установившие связи с европейским масонством, способствовали расширению общественно-политического кругозора иранской интеллигенции и подготовили почву для формирования буржуазного национального самосознания иранцев, а также созданию разного рода прогрессивных обществ п пружков. Первое политическое общество бшю создано еидным представителем иранской интеллигенции и выдающимся просветителем Мирза Мальком-ханом под названием "Днамеэ Адамийат" или "Оарумуш-хане" ("Дом забвения") (1858-1897 гг.). Это общество было первой политической организацией ещзопейского типа, созданное иранцами. Пропагандируя реформаторские и просветительные идеи, оно способствовало усзиенш недовольства в Иране существовавшими феодальными порядками, содействовало распространению просветительско-педа-гогических идей, связанных со свободой личности, с пробуждением национального самосознания и политической активности щран-цев.
Немаловажными источниками иранской прогрессивной мысли, в том числе педагогической, были такие идеи французского просветительства , которые проникали к иранцам различными путями. Непосредственные' связи иранцев с Европой, постоянно расширявшиеся с развитием торговых контактов, усилившиеся особенно с середины XIX века, способствовали тому, что многие самостоятельно мысляг-щие иранцы чаща стали задумываться над резким контрастом между буржуазным Западом и феодальным Востоком. В связи с этим они все больше стали интересоваться европейским образом мыслей. В • то же время среди иранской интеллигенции росло число людей, знающих европейские языки, в первую очередь французский. Воэ это серьезно помогало свободомыслящей части иранского общества знакомиться с европейской общественно-политической мыслью и достижениями современной науки.
Передовым мыслителям к просветителям Ирана были близки и понятны идеи французских просветителей. Подобно французским просветителя:.«., они исходили из тезиса о равенстве людей, признавали наличие у человека свободной воли, "естественных прав",
в том числе на образование.■
Если в период-■ раннего-' просветительства значительное воз-действие на развитие 1файекой-литература оказывала литература'-стран Запада,'то в дальнейшем в процессе пробуждения наций**" налыюго самосознания народов Ирана все большую роль начиМФР играть русская'классааа.- Говоря*о -влиянии русской кла'бсикй: йа-развитие просветительской мысли'народов Востока, в первую- сйе-редь Ирана,* сяедуе¥ отметать, что на свободомыслящую-'часть1 иранской интеллигенции' оказала большое влияние русская литера'-тура, в особенности'такие'писатели, как Радищев,- Взгёжин, Толстой, Грибоедов,' Лермонтов' и др';*
Особую роль й развитая прогрессивной общественн'о^&нпи-ческой и педагогической'мысли Ирана сыграл1 ййдающиЗся азербайджанский писатель-Демократ Мирза-^Затхали Ахундов,* который вел активную переписку' (Г патетическими и прогресси'вкши деятелями Ирана. Именно под'- влиянием его трудов/ & частности "Писем Кем-ал-уд-Цоуля" создавались лучшие просМтМельскйе произведения Мальком-Зана.' Талибога,- Зеинадабадйгйа й' др.-,- определивший-дальнейшее'прогрессивное развитие п^ойдской'литературы, в том числе^ и' педагогической-.
Представители нового общестйешш-'Культ'урного движения в борьбе' за распространение прогрессивных педагогических идей обращались также к культурному наследию своего народа, широко использовали'педагогические трвД1{цйи персидско-та.дкикскего ■ фольклора,* творения' персид'скб-тй^ш£скЬй- литературы Рудаки* Зирдоуси,- Саацй'.* Хафи'за и др.- Они- ст^ёмил-ись сохранить свои об'ычаиу возродить культуру,- пробудить интерес к иранской н'ё-тории воспитаний и' образования.
В иранском' просветктельбтве монно шделить два* идейных течения .- Первое - умеронно&' Течение,- представЕтелямй которого бшги Сана;:,- Аттар, Рум'к,> Низами и др. Во второй половине XIX- - начале XX- ве. их последйвателямв в Иране были Ре за Кули-хан Хедаят,- Шейбани; Адиб аль-Мамолек Зарахани й др< В своих воззрениях они верили в саду слова, справедливого монард ха.- В результате педагогичббйй идеи этих мыслителей в осн'бв-нда сводились к морально-нравственному воспитанию и обучению детей в духе мусульманской ¿Щёвяогиз.
Второе - радикальное течение. Мировоззрение его представителей основывалось на изучении роалий окружающего мира. 11а' формирование общественно-педагогических и культурных взглядов этизг йысяитолей значительную .рель сыграли прогрессивные идеи Европы и России,, передовые философские воззрения средневековых фидос&фов '2арабй?„ Сина, Бирунл, Олара Хайяма и др. К'мыолинезгям! этого кршга, игравшим огромную роль в обществен-нЬ-подймрй>сйой и: культурней жизни Ирана конца XIX: —начала; XX вв.- моян'сл оедаявг КГирза- Мкгасш-хана,. Абдурахзиа: Талибова«. 5Ьйна.®'бефЩйа; йарагэй к др..
Вторая АйаЩу — "Проблемы воспитания; а. трудах: иранских: просветителей^! пссЕЯщена анализу общих: проблем- воспитания; в.-* теоретически трудах: деятелей Еранскзг просветителей. В этой': главе подчеркивается;, что в период возникновения капиталистических отношений в Иране;, как: и э другие странах мусульманско— № Востока, возник.новый: подход в вопросе формирования личноо-■Рй и ее Боепитания. В своей' трактовка М.Мэлыгом-хан. А.Талибов-иГ Зейналабедцин .исходили прежде всего из ^дюний прогрессивных: европейских мыслителей,- в особенности из теории внесословной, ценности'человека,- способного быть счастливим, свободным и. справедливым. Путь г этому они-прежде всего видели в распросх-]5ййе"нии светской наук» и просвещения,'т.е. в умственном: и йр&вственном воспитания1 человека!»
В1 глаие подробно рассматриваются взгляды, иранских- просве— 1.1.Шльком-хангг 5-Талкбовя и Зойналабеддтша по. проб— лбХйй формирования: личности* в ее умственном, нравственном,, эстетическом, трудовом* 1Г физическом становлении, развития; граж-~ 1Шнского воспитания и т.д.
Еопрвса формирования личности занимают вазноа место в педа~ гогических воззрениях этих просветителей1. По их глубоко:,!у убеждению. основными факторами- формирования личности является- воо-йитание.. общественные и природные '.фактора. Вослитаниз они- счи-основой формирования человеческой личности. В своих лроиз-ЁФДениях спя доказывали, что благодаря воспитали) человек познает нпр, совершенствуется в нравственном и уаейзеннам отно-шЗниях. Правильную постановку Боепитания они видели в его сойтветстзии С потребностями человека. Мальком-хан, Талибов и Зейпалабеддпн стремились в своих трудах обосновать необходи-
ыость роли воспитания в деле' формирования человека. В доле правильного воспитания человека они в значительной мэре опирались на материальные факторы. В противовес идеологии ислама и официальной педагогике они стремились поднять роль воспитания в процессе формирования человеческой личности. Для того. г:обы убедить оппонентов в правильности своих идей, они прибегали к поучительным примерам из различных сторон жизни человеческого общества.
Наряду с воспитанием в процессе формирования личности человека они отладили большое место науке. Наука, по их мнению, формирует у человека высокие интеллектуальные и нравственные качества: самостоятельность мышления, разумность в поступках, рассудительность, справедливость, честность, порядочность, скромность, доброту, правдивость, гордость, стремление к совершенству, преобразованию общественного строя и т.п. Они подчеркивали, что посредством приобретения знаний человек познает мир. По их мнению, способности человека к приобретению знаний, к безграничному творчеству имеют не божественную, а природную основу. В связи с этим они учили, что человек в процессе жизни должен постоянно стремиться к тому, чтобы подняться на более высокий уровень в познании общества и природы. Они выступили подлинными сторонниками распространения научных истин, достижений европейской культуры в Иране, усматривая в этом также лучшее средство развития личности человека и его нравственного совершенствования. По глубокому убеждению Малькоы-хана, Талибо-ва и Зейналабеддива, именно в процессе формирования личности человека балыпуо роль играют общественные и природные факторы, а также воспитание.
Таким образом, по убеждению этих мыслителей, данные факторы оказывают существенное влияние на становление и развитие человеческой личности, в результате которого человек совершенствуется в умственна/ и нравственном отношениях и постоянно познает все новое о щэироде и обществе.
В трудах 1/лльком-хана, Талибова и Зейналабеддина находит яркое отражение, в противовес идеологии ислама, пдея и стремление возвысить человеческий разум и пауку, дать свое, рационалистическое обоснование цзлей к средств умственного, нравствен-
ного, трудового и фтзтгтзского воспитания человека.
При рассмотрении вопроса о цели и средствах воспитания они опирались из достижения буржуазной педагогической мысли и ис-пользоЕали социально-падагогкческта идеи Востока. Целью воспитания они рассматривали формирование у человека высоких нравственных и умственных качеств, а также г.осшггания у наго новых убеждений и взглядов на про&иеми социально-экономического, политического и культурного преобразования Общественного страт. По убеждении этих мыслителей, глзвной задачей воспитания является развитие умственных сил и способностей детей. В своих труда! они неоднократно подчеркивали, что умственное развитие человека тесно связано с развитием науки. Они были уверены в том, что человек получает всестороннее развитие и приобщается к цивилизации именно в процессе усвоения научных знаний, которые приобретаются человеком в преда ссо учебы.
Мальком-хан, Талибов и Зейналабеддин критиковали правительство, реакционное духошнетЕО, "ученых лакеев" за то, что они. распространяя фанатизм среди иранского народа, заявляли, что будто бы иранцы умственно не способны к постижения западной науки, невосприимчивы к просвещению, прогроссу и цивилизации.
Они не только рассуждали о необходимости просвещения, но и внесли конкретные предложения по совзряенствоганпэ умственного воспитания подрастающего поколения Ирана. Например, высоко оценивая роль науки и знания в умственном развитии человека, они выступали за введение в иранских мусульманских шкалах вместо религиозных предметов светских предметов, в особенности естественных и математических. Они также требовали включения в учеб- -ный план начальной школы естествознания, арифметики, географии, истории, музыки и рисования.
Мальком-хан, Талибов и Зейналабеддин тесно сеязывзди вопросы умственного'развития с нравственным воспитанием человека. В своих трудах они видели источники нравственного воспитания человека в реальных интересах людей, в их лпчшпе склонностях и пристрастиях. Характерно, что на первое место в формировании моральных качеств у человека они выдвигали фактор'образования и воспитания.
Следующим условием формирования нравственных качеств человека просветители-очитали знание^национальной истории, литературы, обычаев,:нравов, а также .научные представления об окружающем мира. По.их мнению,:знание истории и литературы воспитывает в детях честность,-правдивость,-другие благородные душевные качества, предостерегает'их от-эгоизма:и:других отрицательных человеческих свойств.
Мальком-хан, Та либоз ж-Зойязлабэцдтш-как истинные педагоги выступали в поддержку.иовой"прогрессивнойссветской морали. Призывали учителей игродителёи воспитыватьссвоих детей в рухе правдивости, справедливости, .формировать у них-светские нормы поведения. Нравственные нормы, разработанные этими просветителями, сводились к общему лраЕиду:'"но. делай другому-; того, него, себе не желаешь". Просветители были уверены в том,'.что это. моральное наставление легко, ысжет быть..усвоено всеми людьми, даже необразованной частью, иранского::населенга.
Нравственное воспитание .чэлошка;они связывали.1 в частности с мусульманской религией.':Но, в отличие от предыдущих: мыслителей мусульманского Востока они заявляли,-что в;деле сформирования личности и его воспитания исключительнуюъроль- играют: :не религиозные вероучения, а.:духовная среда, моральный:аспект.,обществе иных факторов. Для подтверждения своих:.идей;они утао использовали общественные и естественные примерн.из::жизни -человеческого общества. Например, Талибов в ".-Пути...добродетелей", .основываясь на данных естэстванно-научныхззнаниЗ, раскрывает несостоятельность религиозного вероучения о пещере смерти.7Тврой Талибова, преодолевая фанатизм религиозного вероучения и используя научные знания, проходит таинственные места и успешно поднимается на главную вершину горы Демовенд.
Составной частью нравственного воспитания они считали эстетическое, патриотическое воспитание и формирование чувства дружбы и товарищества с другими людьми. В деле формирования нравственной личности человека значительное место они отводили эстетическому воспитанию. Важнейшим средством эстетического воспитания человека они считали художественную литературу. Они были убеждены, что орудием просвещения и воспитания может быть лишь искусство, являющееся рассадником передозцх взглядов и чувств. По их мнения, оно призЕано'воспитывать у человека добрыа
чувства, отрицая- всякое зло, худегам' из которых онтг считали1 деспотизм,, подавление человеческой свободы. Критикуя современную-им' персидскр'литературу, которая носила религиозно-нравственный характер;, ошг призывали' поэтов1 и' писателей-Ира на", наполнить-ее живым содержанием,, взятым-из жизни-. По убеждению) Мадъком— хана, ТалибоЕа-и: Зей1илабедди!и„ литспагура должна открывать-истину,, просвещать к воспитывай; людей' и; доставлять им духовное соШрщенстпоЕание. Наряду. <г этим, они в своих, трудах знакомите Иранских читателей с природой,, миром яиеотных и растений, обществензгыми и природными явлениями",, муз шэй, искусством-,, наукой, техникой, литературой и другими сторонами челочеческой жизни, способствующими формированию у человека высокохудожественных эстетических вкусов и стремление к познанию истины. Постоянно подчеркивая необходимость воспитания и обучения, они отмечали, что знания будут воспитывать человека лишь при том условии, если образование будет всеобщим.
Вопросы воспитания патриотизма я дружбы с другими народами зайгалают важнейшее место в педагогических взглядах этих просветителей. В своих трудах они про одолевали узкие рамки национальной ограниченности и вековые предубеждения иранцев, призывали к возрождению Ирана. Они отмечали важность воспитания у человека высоких морально-этических качеств, таких как чувство друйбы, товарищества» взаимопомощи, сознательности, мужества, упорства, твердости, храбрости, уважения обычаев и нравов йрапцэв' л других пародов,, защита отечества, любовь к родине и-т...п.. Мальк-ом-хан„ Талибов и Зойналабеддяи выступили пропагандистами. яцои дружбы и. товарищества с" другими нациями и народностями.. Эту идею" ошг проплгандтфовали' не только.1 на. словах. но-1 и в повседневной: жизни.. Примером этого может служить то, что-- они- имели- многочисленных друзей среда русских-,, Французов, англичан, татар,, арабов, народов Кавказа я других.. Своими советами и рекомендациями они призывали, иранский народ,, особен-то подрастающее поколение, любить и уважать обччаи,. нравыт и-сультуру других народов.
Нравственно-гражданское воспитание человека занимает- значительное место в трупах просветителей. 3 своих произведениях, они деведьно подробно излагали сбои взгляды на свободу и пути ее
осуществления. На страницах своих произведений они знакомили иранцев с понятием закона, конституции, парламента, выборных органов, государственного строя и т.д. Они рекомендовали ро- . дителям и учителям. чтобы они подробно разъясняли и знакомили подрастающее поколение с сущностью и значением.этих слоев. Фор-.'рование у детей и юношей таких понятий по их глубокому убеждению неизбежно приводит к•свободомыслию, к борьбе против Т1фа-нии шахского режима, к достижению демократического общества.
Ы.Ыальком-хан, А.Талибов и Зейналабеддин придавали большое значение трудовому воспитанию. Этот вопрос они теснейшим образом связывают с развитием Ирана. Они били уверены в том, что развитие иранского народа по пути прогресса нельзя решить без систематического трудового воспитания подрастающего поколения. По их убеждению, труд возвышает человека, приносит ему счастье и успехи в жизни. Без труда нот развития, прогресса и благополучия наро дов. Тот народ имеет успехи б развитии прогресса, который воспитывает свое подрастающее поколение Б духе трудолюбия и уважения к человеку труда.
М.Мал|>ком-хан, А.Талибов и Зейналабеддин высоко ценили роль физического воспитания в. формировании личности. Целью физического воспитания они считали развитие и укрепление всех физических сил и возможностей детей, а также формирование у них гигиенических умений и навыков. Средством физического воспитания они считали проведение прогулок, разнообразных игр, регулярные занятия различными физическими упражнениями.
Малъком-хан. Талибов г Зейналабеддин были одними из первых просветителей Ирана, занимавшихся разработкой Еопросов семейного воспитания. В своих работах они выступали за светское семейное воспитание подрастающего поколения Ирана. Семейное воспитание рассматривалось ими как важнейшая часть всей системы воспитания и образования детей. Они считали, что первыми воспитателями детей должны быть родители.
Первыми носителями идей эмансипации женщин-мусулькакок в Иране были М.Мальком-хан, А.Талибов, Зейналабеддин Марагей и др. В своих выступлениях и литературных произведениях они энергично выступали в защиту нрав женщины в семье, обществе и боролись за право женщин на воспитание и обучение. В решении данного вопроса они опирались па провозглашенный просветите-
лями принцип равенства прав членов мусульманского общества, а также на учение французских просветителей "о естественных прагах человека".
Важнейшим условием освобождения женщин от старых обычаев и нравов» а также достижения ео равноправия с мужчинами, они считали справеяливую организацию обучения и Боепитания. Воспитание и обучение женщин 01т рассматривали как путь формирования характера нации и достижения прогресса. Именно- женщине-принадлежит первая роль в воспитании детей, как. в физическая, так и' в духовном отношениях, считали они. Поэтому в области воспитания и обучения женщины должны иметь равные права с мужчинами.
В третьей тла,щ монографии-"Вопросы организации школьного образования и обще дидактические взгляды просветителей- анализируются общепвдагогичэскиз :
. "и обще дидактические взгляды Мальком-хана,
Талибова' и Зейналабеддина. Отмечается, что данные вопросы занимают весьма важное место в деятельности этих просветителей. Образование они считали противоядием от многих социальных зол и главным орудием в рзйениз наиболее важных общественных задач. Вопросы организации светской системы просвещения, распространения образования среди трудящихся Ирана красной нитью проходит через творчество, этих просветителей. Это особенно четко видно в "Принципах гуманизма", - в программе "Зерамуш-хане" Иалысом-хана. В семи пунктах программы Мал ьк ом-хан большое значение придается стремлении человека и общества к распространению науки и просвещешщ.
М.Мальком-хан высоко оценивая роль науки и знаний в преобразовании иранского общества, а также учитывая потребности страны в подготовке квалифицированных специалистов и ликвидации неграмотности, впервые в истории Ирана разработал единую национальную светскую систему школьного образования. Учитывая эпыт создания системы просвещения западных стран и России, а также особенности истории, культуры и национальные традиции 1рана, Мальком-хан предлагал следующую систему образования: йчальная школа (тарибийе), средняя (фадлийэ) и Еыааая (алийе). 1о Малькш-хану, каждая ступень образования является продсопш-
2Б
нием предыдущей., .¡шин должны -пришивать всех .-желапцих -независимо от пела, вероисповеданиям социального поло&ешш. По глубокому убеждению Мальком-хана, только демократизация .системы просвещения и принятие новой светской системы .народного образования сможет вывести страну на путь прогресса. Предлодзэ-пый проект перестройки системы просвещения Ирана в то время бил наиболее прогрессивная и демократичным. М.Мальком-хан бал одним из первых просветителей Среднего Востока, выдвинувших демократический принцип создания государственной системы школьного образо:ания.
Л.Талибов и Зейналабеддпн в своих произведениях-также выступили против -мусульманской религиозно-схоластической системы образования. Они,- как и М.Мальком-хан. были сторонниками создания единой государственной системы школьного образования, организации светских шкал и развития науки. Они били уверены в том, что именно организация светских общеобразовательных школ будут способствовать развитии социально-экономической и культурной жизни Ирана, дадут-возможность решить подготовку, отечественных специалистов.
В условиях Ирана конца XIX - начала XX бб., когда изучение гуманитарных предметов в иранских школах носило религиозный характер, а в учебных пианах и программах преподавание естест-.. венных наук и математики предусматривалось лшь в крайне узких рамках^ просветители аргументированно доказывали, что важным средством развития страны по пути црогресса является внедрение в содержание образования элементов светского образования, включение в школьные программы-преподавания светских учебных дисциплин и отказа от традиционной мусульманской системы просвещения. Благодаря усилиям этих просветителей в Кране происходил медленный, но постепенный отход школы от традиционной формы и содержания мусульманского образования.
В педагогических взглядах Мальком-хана, Талибова и Зейнал-абеддина значительное место занимает требование модернизации содержания учебных предметов, таких как родной язык, литература, история, естественные науки, математик и др.
Мальком-хап, Талибов и Зейналабедцин боролись за совершенствование преподавания персидского языка. Знание родного языка они считали важнейшим средством приобщения человека к познанию
юдной лптературы, истории, культуры п современной цивилизации. Сроме того, знание родного языка они рассматривали как важной-гео средство единения иранской нации, а также укрепления госу-езретгенного суверенитета страны. Эти и другие вопроси, сея-щшшо с развитием родного языка и его совершенствованием, наш-:и свое отражение в трудах и статьях .лта мыслителей.. Например,. ..Талибов в "Книге Ахмада", Зейпалабодаин в "Путешествии Иб^а— ;им-бока" на конкретных примерах воспитания Ахмада и. Ибрагим— ека показывали процесс изучения: персидского языка-
Мальком-хан, Талибов и ЗейналабеддЕН. в своих трудах огромное значение придавали- изучоншо литературы, считая ее важней— га средством воспитания человека. Ошг утверждали, что под-астащоо поколение Ирана через изучение художественной лиге— а туры познает историю,, обычаи и нравы, своих, предков* пршоб-ается- к культуре своего; народа и воспитывается в нрав с? сеном отношении.
В своих трудах они подробно останавливаются- на том огретом значении, которое- имеет изучение литературы в области равствонпого--,. угаетвенного и эстетического воспитания челозо-а. Они призывали правительство улучшить состояние преподава-ия литературы в школах и проявить заботу о подготовке учителей О) литературе и родному языку, а также наладить издание, учебни-ов. Они обращаются л современным поэтам го увлекаться' наштса— ном. касиды (оды) »а сочинить так® произведения,. которые ка-1лись бы проблем современности и- воспитывали: в детях: чувство. зтркотизма„ любовь к-родине, призывали- их к преобразовании, рана- Па их мнению,, литература должна ииеть тесную- связь, с язныо и. отражать реальную действительность. 3 связи с этим: т рекомендуют родителям: и воспитателям подбирать лучшие, эоизводония иранских поэтов, которые бн- воспитывали у детей /вство патриотизма» гуманизма» любви к родине и народу.
Мальком-хан. Талибов и Зейналабзддпн придавали большое гачение изучению истории и географии. Они гак истинные патряо-1 Ирана обращали Енкманиэ на изучение отечественной истории, осматривая состояние преподавания истории и содержание этого юдиета в иранских школах, они подчеркивали, что е ¿1ране ;есто действительной исторической науки детям сообщит стйрыз ¡евние сказки из жизни шахш-оахов. Они аргументированно до-
называли, что мусульманские народы, в тем числе щэанцы, из-за низкого уровня преподавания этого цредоета не знают свою историю и ценить ее. При изучении истории просветители рекомендовали обратить особое внимание на древнюю историю Ирана, которая повествует об истоках героических подвигов иранского наро-
Онн подвергали критике правительство и духовенство за то, что преподавание географии в школах по существу игнорировалось. Подчеркивая важность указанного предмета в. деле формирования личности, просветители считали, что знание географии дает возможность знакомить детей с природными богатствами страны, а также воспитывать у них любовь и уважение к родине.
Изучение иностранного языка, в особенности русского, они считали важнейшим средством приобщения человека к культуре других народов. Будучи уверены в тш, что преподавание иностранного языка в шкалах Ирана принесет большую пользу подрастающему поколение. Великие просветители убеждали иранцев в том, что посредством.изучения-иностранных языков человек приобретает знания в области, современной науки и техники, познает литературу, историю и философию других народов мира, приобщается к цивилизации. Они убедительно доказывали правительству Ирана, что изучение и знание иностранных языков способствует развитию современной науки, техники, культуры в Иране, а также подготовке национальных кадров.
Развитие и прогресс Ирана просветители связывали с изучением в школах страны предметов естестЕенко-иатематического цикла. Изучение этих предметов, по их мнению, дает возможность подготовить хороших отечественных специалистов и вывести Иран в число развитых стран.
Достижения современной науки и культуры, считали они, невозможны без знания и развития математики, как подчеркивается ими, благодаря этой науке, европейские страны достигли больших успехов в развитии техники и науки, а также других сфер человеческой деятельности. На конкретных жизненных примерах они доказывали правительству и духовенству страны, что преподавание математики, хшпи, физики, биологии л других светских учебных предметов в шкодах Ирана помогут иранскому, народу под-
29 -
готовить квалифицированных специалистов, способных прорыть каналы, построить туннели, соорудить другие гражданские объекты, в которых так нуждался Кран, Кроме того.,, Малвком-хаи и Талибов впервые дшт изучения физики, химии» аатематики.,. ботаники, и зоологии со ставили у го б i i о ч.т: тоетпю су. :» е рексгаендации, а. тагаку учабшпс по физике„ основанные на- дост:о...ешшх передовых стран.
Маяькомчсаи,. Талибов и Эзйналайеддин боролись за- введение изучения: в шкодах: Крана черчения » рисования-, нузшпг ж физкуздь-гуры» <йи были уверены: в том', что преподавание атих предметов; тринесет большую воспитательно-образоттелБяут; пользу подрас*-гавдему поколению1..
В своих трудах они утверждали, что в процессе- обучения учитель должен идти: от близкого к далекому, от известного к мегае гавегстному и тит. При изучении литературы, истории, географии; геобходимо- применять разные методы г беседа,, рассказы, лекция, 1 в процессе- преподавании химии, физики и других предметов ¡стественно-математического цикла — в основном практические гатода обучениям. При. изучении родного языка рекомендовали: фимёнвниэ- звукового метода обучения. Они не только пропаган-(ировали идеет распростраяшшг прогрессивных методов обучения, гст и практически осуществляла их в практике- иранской школы. &прииер, Мальком-хан осуществляя: э.ти методы в процессе препо-авания учебных предметов? к период* когда работал преподава-•елем- в Дар аль-Фонуне.
Необходимость создания- светских учебшпгав! впервые в-1фана устаивалась М.Мальком-ханом, А.Талибовшт ir Эзйшла-беддгогог.г. )нд последовательно боролись за создание новых школьных учеб-:иков. Они но только пропагандировали важность составления ; издания школьных учебников, но и сами принимали в этом ктлвное участие. Например, Мальком-хан в период своей работы ; Дар аль-5онуне составлял и переводил учебники, учебно-методи-еские пособия и рекомендации по изучению физики, химии, геогра-1ии, ботаники, зоологии и других предметов ¡уш студентов Дар ль-1онуна. Эти учебники и пособия пот га широко использовались светских школах Ирана. ' '
М.А.Талибов тоже принимал активное участие в этом начинании, лагодаря знанию русского языка, осведомленности в области-рус-
ежой педагогической литературы в учитывая нужды своих соотечественников в получении современных знаний. Талибов составлял и издавал учебники по физике, астрономии и естествознанию, основаняые на достижениях российской школы.
Защищая честь и достоинство грамотных учителей, М.Мальком-хлн, А.Талибов и Зейналабеддин обличали неграмотных ахундов и мулл. В своих трудах они призывали шахское правительство и общественность Ирана налаживать в стране подготовку светских учителей, заботиться об их престиже и быте.
По их г/убокому убеждению, учитель должен быть высоко грамотным, знать свою историю и литературу, соответствующие учебные предметы, стремиться постоянно совершенствовать свои знания в области педагогики, психологии, пладоть современными методами обучения -и воспитания. Он обязан принимать активное участие в общественно-политической и культурной жизни страны. Учитель обязан угожать личность детей, проявлять гуманность; учитывать интересы и нукды воспитанников; знать возрастные особенности развития детей, поддерживать контакты с родителями учениковбыть требовательным к самому себе и к воспитанникам; поощрять хорошие поступки и порицать адское поведение детей; своим поведением и эрудицией привлекать детей, приходить на урок подготовленным; быть примером для других и самое главное -способствовать умственному, нравствэннсыу, эстетическому, трудовому и физическому развитию детей. Иранские просветители били противниками палочной дисциплины и наказания детей. По их мнению, эта мера подавляет личность и мешает процессу воспитания и обучения. Они также призывали детей и их родителей любить и уважать учителя. М.Мальком-хан, А.Талибов и Зейналабеддин выступали за поднятие авторитета 'учителя и уровня его подготовки.
В заключении в развернутом виде сформулированы основные выводы проведенного исследования.
Наметившаяся во второй половине XIX в. тенденция развития светского образования положила начало модернизации традиционной мусульманской системы просвещения в Иране. Процесс модернизации школьного образования привел к созданию национальной системы светского образования в начале XX в. Развитие светской системы просвещения оказало существенное Елияние на цросЕети-тельско-педагогические идеи Мальком-хана, Талибова и Зейнала-
еддина.
Подобно просветителям Запада и России они Еорили в силу оспитания и образования. Просвещение народа рассматривалось ми не только как одно из основных условий коренного изменения кономики и культуры, по и.как средство пробуждения демократя-о слог о создания масс. Они стремились решать важнейшие педаго-ическиа проблемы, последовательно боролись за распространение аучных' знаний, науки и техники, среда-мусульманских народов, сновное средство изменения общества: они видели в создании светкой, системы школьного образования.
В литературно-педагогических, и обществешо-политических рудах М.Мальксм-хана, Талибова и Зейналабоддшш содержатся энные идеи по вопросам воспитания И: обучения.. В них мы нахо-им яркое выражение основных тенденций научных, исканий этих целителей. стремление возвысить человеческий разум и-мышление,, зть оригинальное рациональное обоснование целей и средств ГВ91Ш0Г0, нравственного, трудового, физического воспитания, вловека, что.-в 'значительной степени расходилось с официальной усульманской педагогикой.
Педагогические идеи этих мыслителей сыграли исключительно ажную роль в развитии прогрессивных взглядов на цели, задачи, методы воспитания и обучения в Иране и других странах Срзд-эго-.Востока., Идеи этих просветителей о воспитании ребенка про-акнутк; духом гуманизма и- демократизма., Они. были- поборниками & 1звития! у,- детей; самостоятельного мнолония., речиталыю Еыступали эотив догматизма: и: схоластики-средневекового обскурйтизма. адвинув требование активизации обучения,-его связи с жизнью, личным опытом ребенка, они настаивали на продуманном трудовом эспитания детей. Выступая с решительной критикой старой сис-гмы Боепитания, подавляющей личность ребенка, они создали ютему умственного, нравственного, трудового и физического зспитания детей, которая в нелегких условиях Ирана доказала юта жизнеспособность.
ПросЕетительско-педагогические взгляды Мальк.о.*4-хана, Та-гбова и Зейналабеддина отражали передовые устремления иран-:ого общества к прогрессу, цивилизованному развитию и носили ггифе опальный характер. Это подтверждает тот факт, что народ
Ирана и передовые гшсяители проявляли и сейчас проявляют интерес ас педагогическдау ж .общественно-политическому наследию этих просветителей.
Изучение и обобщение, педагогических взглядов Малъком-хана, Тстибдва и Зейналабеддипа показывают, что они по сравнению со сапии предшественниками, которых они считали своими дгчигелями л под влиянием которых формировались их педагогические -идеи, •внесли много впвого -и оригинального в трактовку зшрзнннх лроб-леи воспитания тн образования. Б частности засцуживает особого внимания сттйзкдениз .кысяителей сделать школу как социальный институт и научное -знание в широком смысле слова важнейшим орудием г. борьбе за торжество разула. "В этом смысле кы -можем их назвать истинно' великими людьми, ибо они трудились не для оебя, не для того, чтобы стать -знаменитыми, а для того, чтобы пеглочь своему народ}' в борьбе с тзфашюй, отстоять человеческое достоинство и защитить авторитет научного знания. Все это лодтверк-дает плодотворность изучения истории культуры, ойщэствшшо-педагсгической мысли народов Востока.
Публикации автора, раскрывающие основное содержание яо-сдедования:
I. Школа и педагогическая нысяь в Иране в конца ХН - начале И в. Душанбе: йрфен. 1992. - 232 с.
Иранский просветитель ЗеБн ал-Абедина ¡.'драгой. Советская педагогика, 1ЭЭ1. й 12. С.85-98.
3. Педагогические взгляды иранского просветителя Ыирзы Мальком-хана. Известия Академии наук Тадж. ССР. Серия: востоковедения, история и философия. Душанбе: Дониш, 1991. й 1.
С.3-8.
4. Педагогические идеи иранского просветителя Абдурахиш Талибова. Вопросы иранистики. Институт востоковедения, АН Таджикистан, Душанбе: Дошзш, 1991. С. 134-151.