Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пьянзина, Надежда Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пьянзина, Надежда Николаевна, 2002 год

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Т.Н. ПЕТРОВА

Чебоксары

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШСКОГО НАРОДА.

1.1. Физическая культура как необходимое условие развития общей национальной культуры.

1.2. Краткая характеристика основных этапов развития традиционной физической культуры в чувашском крае.

ГЛАВА 2. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШЕЙ.

2.1. Единство семейного, трудового и физического воспитания как основа педагогического процесса (из опыта работы Симбирской чувашской школы)

2.2. Классификация средств и функции физической культуры в чувашской народной педагогике.

2.3. Пути использования этнопедагогического потенциала физической культуры чувашей в современной национальной системе образования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа"

Актуальность исследования. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодёжи, формировании здорового образа жизни населения.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

При сложившейся социально-экономической ситуации всё более очевидной становится необходимость оздоровления людей и, в первую очередь, подрастающего поколения. Снижение двигательной активности, ухудшение экологической среды, стрессовые состояния привели к нарушению биологического баланса и генетической программы человека. Физическая культура в этих условиях рассматривается как главный источник развития и укрепления здоровья человека, обеспечения его профессиональной работоспособности, повышения функционального состояния организма.

Формирование здорового образа жизни человека сегодня является одной из приоритетных задач физического воспитания. Современная динамика социально-экономических процессов, определяющая темпы и формы развития физической культуры, опережает процесс осмысления тенденций и закономерностей этого развития. Поэтому изучение исторических аспектов развития физической культуры позволит выявить её резервы. Изучение педагогического опыта предшествующих поколений связано с объективной потребностью сохранения и использования всего того, что добыто в педагогической науке и практике и не утратило своей актуальности.

Объективная оценка многовековой истории приводит к подтверждению справедливости положения о том, что решающая роль в развитии всех сторон экономической и общественной жизни, а также в области воспитания, принадлежит народу. Можно без преувеличения утверждать, что народ - первый и великий педагог, а народная педагогика - результат коллективных творческих усилий многих поколений. Чем богаче духовная и материальная культура народа, тем богаче его педагогическое наследие.

За последние годы появились "поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодёжи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания наций" [40].

Одну из серьёзных причин бедственного состояния отечественной культуры, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудшения межнациональных отношений учёные разных отраслей науки, в том числе социологи, этнологи, психологи и педагоги, связывают с игнорированием традиционной культуры воспитания, этого неиссякаемого родника духовности, аккумулятора нравственного опыта прошлых поколений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школах и семьях к народному опыту воспитания и возрождения этнических традиций. Именно национальная культура, содержащая в себе надёжно проверенные временем традиции этноса, должна служить сегодня мощным фактором духовного и физического развития подрастающего поколения.

В последние годы значительно активизирован процесс изучения проблем национально-этнических педагогических культур, в частности, физического воспитания и образования народов, населяющих пространство бывше

• го СССР, как необходимый фактор развития современной этнопедагогиче-ской системы (Ш.М.-Х. Арсалиев, Х.Х. Баймурзин, Г.Н. Волков, Э.Х. Галеев, А.Ш. Гашимов, А.Г. Гмырин, А.А. Григорьева, Е.П. Жирков, В.Н. Иванов,

0.Д. Мукаева, Х.Д.Н. Ооржак, Э.И. Сокольникова, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хин-тибидзе и др.).

Ретроспективный анализ социально-педагогических условий становления и развития физического воспитания в Чувашии позволит определить пути использования накопленного этнопедагогического опыта на современном этапе.

Обзор историко-педагогической и научной литературы даёт основание утверждать, что этнопедагогический потенциал физической культуры в Чувашии до сих пор не был предметом специальных исследований. Таким образом, имеет место противоречие между выявлением этнопедагогического потенциала физической культуры с целью трансформации его в современную воспитательную практику и недостаточной разработанностью его историко-методологического и содержательного аспектов. Это противоречие обусловило выбор темы нашего исследования и определило его проблему: каковы этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашей и пути их использования в современной воспитательно-образовательной практике? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: этнопедагогика физической культуры чувашей.

Предмет исследования: содержание этнопедагогических традиций физической культуры чувашского народа.

Гипотеза исследования заключается в следующем: изучение и обобщение исторического опыта традиционной физической культуры чувашского народа, раскрытие её этнопедагогического содержания могут сыграть важную роль в сохранении народных традиций и совершенствовании современной системы физического воспитания.

Обозначенные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили ряд взаимосвязанных задач:

1. Определить место традиционной физической культуры чувашского народа в структуре общей культуры.

2. Показать взаимосвязь семейного, трудового и физического воспитания в педагогическом процессе Симбирской чувашской школы.

3. Определить функции, раскрыть содержание традиционной физической культуры чувашского народа и классифицировать её средства.

4. Рассмотреть пути использования опыта и реализации идей традиционной физической культуры, накопленных в чувашской народной педагогике, в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные принципы диалектики: причинность и обусловленность явлений; единство логического и исторического; научность и объективность; системный подход к исследованиям историко-педагогических явлений и фактов. В процессе исследования мы опирались на научные труды учёных различных профилей по следующим основным направлениям:

• По теории культуры (А.И. Арнольдов, С.А. Арутюнов, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Г.Г. Котожеков, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.А. Разумный и др.);

• По теории физической культуры (В.А. Агеевец, В.К. Бальсевич, И.М. Бы-ховская, Н.Н. Визитей, М.Я. ВиленскиЙ, В.М. Выдрин, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, О.А. Мильштейн, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарёв, Н.И. Пономарёв, В.В. Столбов, В.И. Столяров и др.);

• По педагогике и этнопедагогике (В.И. Андреев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, Э.Х. Галиев, Б.Т. Лихачёв, Х.Д.Н. Ооржак, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, В.А. Сластёнин, Ю.П. Сокольников, Э.И. Сокольникова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов, Е.Л. Христова, Э.А. Элашвили, И.Я. Яковлев и др.).

Система методов исследования. Для решения поставленных задач был применён комплекс методов историко-педагогического исследования: теоретический анализ и систематизация философской, социологической, этнографической, культурологической и психолого-педагогической литературы, историко-логический анализ архивных документов и материалов периодической печати; полевое наблюдение и описание реально действующего педагогического опыта чувашского народа; системный анализ, учитывающий социально-экономические, этнокультурные и другие факторы жизни чувашского народа; конструирование работы по применению народных средств физической культуры в национальной системе образования.

Исследовательская работа проводилась в три этапа.

На первом этапе (1998-1999 гг.) были определены цель, предмет и объект исследования; изучалась история проблемы; составлялась программа исследования; собирались архивные и фактические (в том числе, полевые) материалы.

На втором этапе (1999-2001 гг.) осуществлялся глубокий системно-структурный анализ собранного материала и его оценка. Продолжалось изучение библиографических источников.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) проводилось обобщение и систематизация материалов, апробация результатов и литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в том, что: выявлены исторические условия возникновения и развития традиционной физической культуры чувашского народа, раскрыто её этнопедагогическое содержание; обобщён опыт системного использования семейного, трудового и физического воспитания в педагогическом процессе Симбирской чувашской школы с перспективой его использования на современном этапе развития национального образования; впервые дан целостный социально-педагогический анализ средств традиционной физической культуры чувашского народа, произведена их классификация; отражена связь традиционной физической культуры с философией, народной педагогикой, социальной жизнью с педагогической точки зрения; показана степень отражения традиционной физической культуры в устном народном творчестве, искусстве и литературе; определены пути использования народных средств физической культуры в системе образования Чувашской Республики в современных условиях. Теоретическое значение работы заключается в целостном осмыслении социально-педагогического содержания традиционной физической культуры чувашского народа, в интерпретации её как национального этнокультурного, педагогического явления в историческом аспекте и современном её состоянии с учётом возможностей дальнейшего развития. Теоретический анализ традиционных средств физической культуры чувашского народа свидетельствует о больших потенциальных педагогических возможностях использования их в совершенствовании современной системы физического воспитания детей и молодёжи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют осуществить дальнейшее совершенствование современной теории и практики физической культуры всех возрастных групп. Полученные в диссертации научные данные могут быть использованы в процессе семейного, дошкольного, школьного, внешкольного и вузовского физического воспитания с опорой на народные средства физической культуры.

Материалы исследования обогащают историко-педагогическую науку новыми именами, фактами и идеями. Содержание работы может служить дополнительным материалом для спецкурса "Этнопедагогика".

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, логики и методики, представительной источниковой базой, сочетанием теоретического и историко-педагогического анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения их на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, ежегодных итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения, кафедры физического воспитания ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Основные положения диссертационного исследования нашли своё отражение в процессе разработки и внедрения спецкурса "Этнопедагогика" в учебный процесс факультета физической культуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, в содержании теоретических и практических занятий по физической культуре на ряде факультетов педуниверситета. Основные материалы исследования отражены в опубликованных научных работах.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Традиционная физическая культура чувашского народа имеет положительный опыт системы воспитания, которая формировалась на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни и способствовала жизнедеятельности чувашского народа как этноса.

2. Содержание физической культуры чувашского народа связано со спецификой его менталитета и включает: двигательные действия, отражающие в первую очередь трудовые, бытовые, религиозные традиции; праздники и обряды, отвечающие национальным особенностям этноса, его философии; семейное, трудовое и физическое воспитание представляют собой единый воспитательный, образовательный и оздоровительный процесс.

3. Этнопедагогическую основу содержания традиций физической культуры чувашского народа составляют система физических упражнений (игры, состязания, национальные виды спорта, гимнастические упражнения), народные средства закаливания и гигиены, способствующие духовному, интеллектуальному и физическому развитию детей.

4. Физическая культура играет существенную роль в стратегии развития культуры, образования народов, населяющих территорию Чувашской Республики. Поэтому в республике необходимо проведение комплексного исследования, раскрывающего содержание взаимоотношений человека и культуры (физической культуры) в конкретных социально-этнических аспектах. Этнопедагогика физической культуры чувашского народа располагает определёнными возможностями для эффективного решения многих задач современной педагогики.

Структура диссертации отражает содержание исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования привели нас к следующим основным выводам:

1. Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовки к жизненной практике. Основу её содержания составляют рациональное использование двигательной деятельности, совокупность достижений общества в создании специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности подрастающего и взрослого поколения. Данный вид культуры имеет гуманную ориентацию, поскольку содействует духовному развитию человека, формирует ценности, имеющие общекультурное значение. Физическая культура связывает материальное и духовное, социальное и биологическое в человеке. Она как средство достижения гармонии человеческой телесности и духовности, безусловно, должна рассматриваться в диалектическом единстве с общей культурой народа. В отличие от сложившегося механического и примитивного понимания физической культуры как двигательной деятельности, направленной на совершенствование физических кондиций человека, необходимо сформировать в обществе новую систему представлений о ценностях физической культуры, характеризующих её, прежде всего с исторических и философско-культурологических позиций.

2. Традиции физической культуры связаны с историей народа, с условиями его жизни, отражают его прошлое и настоящее. К ним относятся такие нормы, обычаи и порядки, которые непосредственно связаны с физическим трудом, обусловленным практическими потребностями людей в процессе производства материальных благ, а также естественным стремлением людей к физическому совершенству. Чувашский народ, как и другие народы нашей многонациональной страны, в течение многих веков выработал свои национальные традиции и обычаи, в которых отразились особенности его исторического развития. Исторически физическая культура чувашей складывалась под влиянием практических потребностей народа, общины, рода в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. В её рамках решались задачи выживания, сохранения здоровья и трудоспособности, воспитания физических и морально-волевых качеств. Традиционными видами деятельности являлись земледелие, скотоводство, различные ремёсла, что наложило свой отпечаток на особенности физической подготовки чувашей. Все это не могло не отразиться на развитии национальных физических упражнений и состязаний. Следовательно, традиционная физическая культура чувашей обладает богатым этнопедагогическим потенциалом, способствующим физическому и духовному совершенствованию человека. Выявленные нами архивные документы свидетельствуют о том, что И.Я. Яковлев опирался на народные традиции во всех вопросах семейного и трудового воспитания, творчески использовал и развивал их, в особенности в системе физического воспитания молодёжи. Чувашский просветитель считал, что главными факторами физического совершенствования личности являются труд, природа, игры и гимнастика при активном участии семьи как самого важного общественно-социального института. Благодаря его стараниям в школе было обеспечено на высоком уровне преподавание анатомии и физиологии человека, составлявшими теоретическую основу физического воспитания. Основным средством практической реализации физического воспитания в школе чувашскому педагогу представлялась гимнастика, преподавание которой было поставлено уже в 70-х годах XIX в. И.Я. Яковлев отводил большое внимание не только постановке гимнастики в учебных заведениях, но и подготовке специалистов по физическому воспитанию на организованных им педагогических курсах. Высоко оценивая и с одобрением отзываясь о педагогической направленности трудовых праздников "акатуй" и "учук" И.Я. Яковлев впервые разработал и внедрил методику их организации и проведения в условиях образовательного учреждения. Процесс физического воспитания в Симбирской чувашской учительской школе являлся элементом целостной воспитательно-образовательной системы, объединившей в себе трудовое, семейное, а также эстетическое, нравственное и другие стороны воспитания. Великому педагогу удалось так организовать учебно-воспитательный процесс, что эти компоненты взаимодополняли и взаимообуславливали друг друга.

4. Материалы исследования и результаты, полученные в ходе полевой практики, позволяют нам выделить следующие функции традиционной физической культуры: оздоровительная, охранительная, интегрирующая и социально-педагогическая. Все эти функции настолько тесно взаимосвязаны, что в реальных условиях использования средств традиционной физической культуры они в большинстве случаев проявляются комплексно, системно. Содержание традиционной физической культуры нашло своё отражение в народных праздниках, в переходящих от поколения к поколению легендах, эпосах, сказках, пословицах и поговорках, включающих общепринятые моральные установки и духовные ценности. В результате проведённой классификации средств традиционной физической культуры чувашского народа выявлено, что основная роль в физическом совершенствовании человека принадлежала народным играм, спорту и состязаниям. Именно они составляли ядро системы средств физической культуры чувашского народа. Своеобразной формой оценки уровня физического развития молодёжи были национальные праздники, неотъемлемой частью которых являлись игры и состязания. Народные праздники как специфическое социальное явление играли важную роль в жизни любого народа,

• представляя собой высокую ценность как для общества в целом, так и для отдельной личности. Состязания в силе, ловкости служили не только праздничным развлечением, но и проверкой физической и моральноволевой крепости народа, утверждением его жизнестойкости, непоколебимости, здорового духа.

5. Осмысление исторического опыта и современного состояния физической культуры в Чувашии в контексте основных принципов демократизации, гуманизации, учёта этнокультурных особенностей и основных положений, изложенных в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, в законе ЧР "О физической культуре и спорте в Чувашской Республике" позволило определить пути использования этнопедагогического потенциала физической культуры чувашского народа в воспитании подрастающего поколения. Реализация идей и использование опыта традиционной физической культуры в Чувашской Республике, на наш взгляд, возможно по следующим основным направлениям:

Первое - использование традиционной символики, атрибутики является необходимым элементом при проведении национальных спортивных состязаний, игр на различных праздниках и массовых мероприятиях.

Второе - необходимо приложить усилия по восстановлению и систематизации национальных игр и состязаний, которые являются одним из условий возрождения традиционной культуры воспитания. К этому процессу должны подключиться не только специалисты-исследователи, но и те, кто принимает непосредственное участие в передаче культурной информации - родители, учителя, воспитатели.

Третье - народные подвижные игры и состязания должны найти своё отражение в программе по физическому воспитанию для детских дошкольных учреждений и шире использоваться в практике физического воспитания дошкольников.

Четвёртое - процесс обучения в общеобразовательной школе необходимо построить на основе интеграции знаний, осваиваемых учащимися в рамках разных дисциплин, в том числе и физической культуры. Пятое - реалии сегодняшнего дня вновь выдвигают в число наиболее значимых проблему формирования личности учителя физической культуры, рассматриваемую под углом зрения, в том числе, и национального физического образования в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя физической культуры.

Шестое - необходимо расширить научно-исследовательскую работу в области изучения вопросов традиционной физической культуры чувашского народа посредством расширения исследовательского поля деятельности, организации этнографических экспедиций по сбору и описанию народных средств физической культуры, увеличения числа аспирантов и докторантов, работающих в этом направлении.

На развитие физической культуры чувашского народа существенное влияние оказывают уровень развития экономики республики, общей культуры. Поэтому в реализации обозначенных выше направлений очень важно учитывать не только многовековые культурные традиции народа, но и современный уровень и перспективы развития экономики и культуры Чувашской Республики.

Заключение

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пьянзина, Надежда Николаевна, Чебоксары

1. Абалкин J1. Российская идея // Деловой мир. 1994. - 5-11 сентября. - С. 21-22.

2. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М.: Политиздат, 1974.- 135 с.

3. Агеевец В.У. Научно-технический прогресс и физическая культура. Л.: Знание, 1989.-31 с.

4. Агеевец В.У., Минхевич Ю.М. Теоретические аспекты формирования комплекса целей системы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1986. - №9. - С. 5-7.

5. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

6. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.: Политиздат, 1984. - 174 с.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 152 с.

8. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998.-286 с.

9. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследование по общей этнографии. М.: Наука, 1979. - С.24.

10. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.

11. Атамуратов С. Национальное самосознание и национальное воспитание. Ташкент, 1991. - 96 с.

12. Атамуратов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества (социально-филос. аспект) // Автореф. дисс. докт. филос. наук. Ташкент, 1992. - 46 с.

13. Ашмарин Б.А. Обучение физическим упражнениям // Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.-С. 30-118.

14. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. В 17-ти томах. Казань-Чебоксары, 1928-1950.

15. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера. Л., 1949.-76 с.

16. Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ // Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993. - 182 с.

17. Баллер Э.А., Злобин Н.С. Народ и культура // Культура. Творчество. Человек. М.: Мысль, 1970. - С. 30-55.

18. Баллер Э.А., Косолапое С.М. Что такое культура. М., 1964. - 12 с.

19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-225 с.

20. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

21. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

22. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. - №4. -С. 2-8.

23. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников // Дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 1998.- 151 с.

24. Бичурин Н.Я. Иакинф. Сборник сочинений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. - СПб., 1851. - С. 150.

25. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.26