Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Седова, Елена Евгеньевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Воронеж
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Седова, Елена Евгеньевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 7. Эволюция философско-педагогических воззрений С.И.Гессена в социокультурном контексте.

1.1. Становление философских и педагогических 16 взглядов С.И.Гессена в доэмиграционный период.

1.2. Развитие философско-педагогической концепции

С.И.Гессена в зарубежный период.

ГЛАВА 2. Образовательная концепция

С.И.Гессена как отражение философской проблематики

2.1. Аксиологические основы «педагогики культуры» 106 С.И.Гессена как пути выхода из Kyir&fypHorO кризиса эпохи.

2.2. «Сверхнациональное» в образовании как 128 разрешение философской проблемы «Россия - Запад»

ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века"

Актуальность исследования. Поворот к гуманистической направленности отечественной педагогики, произошедший за последние десятилетия в России, неизбежно ведет к поиску фундаментальных оснований новой педагогической парадигмы. В этой связи обращение к исследованию значительных, но на долгое время «отрезанных» от России, пластов философской и педагогической мысли Русского Зарубежья представляется актуальным и плодотворным.

Как справедливо отмечает академик Е.П.Челышев, «исследование отвергнутых от России пластов культуры имеет не только чисто научное, академическое, но и практическое значение. Проблемы, о которых спорили в свое время в среде русских эмигрантов, особенно актуальны для нас сегодня в обстановке поиска путей преодоления социально-экономического кризиса в стране, обновления России, возрождения ее культуры. Обращение к гуманистическим, нравственным истокам национальной культуры, сохраненным в наследии лучших представителей российской эмиграции, может способствовать оздоровлению российского общества, преодолению в нем негативных тенденций» [208,с. 11].

Среди научно-педагогического наследия Российского Зарубежья особое место принадлежит творчеству С.И.Гессена, философа и педагога, одного из наиболее известных и значительных представителей российской гуманистической педагогики первой половины XX века.

Мировая известность ученого и его вклад в развитие европейской педагогики были оценены уже в 30-50-е годы XX столетия В.В.Зеньковским [92-95], Н.О.Лосским[127, 128], польскими учеными А.Каменьским, А.Валицким, Т.Новацким [43, 44,226, 227]. По мнению А.Валицкого, педагогическая концепция С.И.Гессена реально повлияла на ход реформы в итальянской школе [43, с. 154].

В отечественных историко-педагогических исследованиях труды С.И.Гессена долгое время либо подвергались критике, либо просто замалчивались.

Возвращение творческого наследия ученого в Россию произошло лишь в начале 90-х годов, когда впервые были опубликованы его работы [58, 59, 61, 63, 66, 68], а также появляются первые исследования, посвященные различным аспектам педагогического наследия С.И.Гессена. Значительный вклад в осмысление роли научно-европейской педагогики XX века вносят труды Е.Г.Осовского, рассматривающего гуманистическую образовательную концепцию ученого на широком общественно-педагогическом и культурном фоне российской эмиграции 20-50-х годов [143-149].

В конце 90-х годов появляются диссертационные исследования, посвященные некоторым аспектам педагогической концепции С.И.Гессена. Так, в работе В.Е.Дерюги [80] осмыслению подвергаются идеи критической дидактики ученого, дан глубокий анализ концепции единой трудовой школы, роли методов преподавания в развитии личности школьника и др.

В диссертации А.И.Богатырева [25] прослеживается влияние идей С.И.Гессена на современную методику преподавания истории.

Кроме того, в разных контекстах и с разной степенью подробности творческое наследие и общественно-педагогическая деятельность ученого затрагивается в диссертационном исследовании В.Сухачевой «Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы» [192], в работе С.А.Минюковой «Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала XX века [130] и др.

Однако, если дидактические и методические аспекты научного наследия С.И.Гессена уже стали предметом специальных исследований, то его философско-педагогическая концепция, ее истоки, эволюция, влияние философии на образование остаются все еще малоизученными. О С.И.Гессене - философе упоминают практически лишь в связи с шумными философскими дискуссиями вокруг журнала «Логос» [2, 7, 89, 1 15, 180, 181]. Созданная им философия образования требует широкого осмысления и глубокого контекстуального анализа не только как восстановление исторической справедливости и заполнение «белого пятна» в истории отечественной педагогики, но и потому, что она является уникальным «мостиком», соединительным звеном между традицией немецкого неокантианства, смысло-жизненными поисками русской философской мысли 1 половины XX века и современными гуманистическими педагогическими направлениями. Можно согласиться с мнением Б.М.Бим-Бада: «История педагогики позволяет найти корни современных назревших вопросов и обнаружить направления их разрешения. История позволяет проследить и уяснить, какие решения подобных вопросов уже были апробированы, использовались и к каким они привели результатам» [21, с. 104].

Анализ исследований, посвященных научным трудам С.И.Гессена в современной философской педагогической литературе, выявил ряд противоречий:

- между значительным вкладом С.И.Гессена в отечественную и европейскую педагогику XX века и недостаточно глубокой изученностью и осмысленностью его философско-педагогического наследия;

- между тесным взаимодействием С.И.Гессена с современными ему философскими, религиозными и педагогическими течениями и отсутствием сравнительно-исторического анализа основополагающих идей ученого в контексте духовных исканий первой половины XX века;

- между самооценкой С.И.Гессеном роли философии в формировании его педагогических взглядов и неизученностью понятийно-категориального аппарата и специфики его философских идей;

- между поисками современной педагогикой философского фундамента образования и недостаточной востребованностью предлагаемого С.И.Гессеном решения взаимодействия философии и педагогики.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в наличии острой потребности современной педагогики в системном осмыслении философских, аксиологических, культурологических и национальных основ образования и отсутствием целостного анализа этих основ философско-педагогической системы С.И.Гессена, что и определило тему данного исследования: «Философия образования в педагогической концепции С.И.Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века».

Выявленные противоречия и вытекающая из них проблема позволили сформулировать цель исследования: целостное осмысление философско-образовательной концепции С.И.Гессена в контексте европейской философско-педагогической мысли конца XIX - первой половины XX века.

Объектомисследования выступает философскопедагогическое наследие С.И.Гессена, а предметом - философско-методологические основы образовательной концепции С.И.Гессена в контексте духовных исканий первой половины XX века.

Цель исследования конкретизируется в ряде задач: 1) изучить основные этапы формирования философско-педагогической концепции С.И.Гессена;

2) выявить и систематизировать философские и социокультурные истоки педагогики ученого;

3) проанализировать понятийно-категориальный аппарат философ-ско-педагогической концепции С.И.Гессена в контексте духовных исканий первой половины XX века;

4) исследовать механизм взаимодействия философии и педагогики в образовательной концепции С.И.Гессена

Источниковедческой базой диссертационного исследования являются, прежде всего, научные и мемуарные труды С.И.Гессена [5675], архивные материалы, представляющие эпистолярное наследие ученого [57, 59], философские и педагогические труды его современников (Н.Н.Бердяева, В.В.Зеньковского, Ф.Ф.Степуна, Л.С.Франка,

B.В.Розанова, Г.Риккерта, П.Наторпа и мн.др.). Методологической и теоретической базой исследования явилась совокупность подходов и принципов современной науки, определивших стратегию и тактику изучения проблемы.

В частности, мы опирались на следующие подходы и принципы: культурологический подход, позволяющий учесть многообразие социокультурных явлений; диалогическое отношение к культурному наследию; философско-компаративистский подход; принципы единства исторического и логического; номотетический (обобщающий) принцип, структурно-функциональный анализ, позволяющий выработать представление о внутреннем строении концепции

C.И.Гессена, обладающей педагогической самоценностью и собственным потенциалом развития, что, в итоге, определяет ее особую значимость как историко-педагогического и философско-педагогического явления.

Методологическому и теоретическому анализу исследуемой проблемы способствовало изучение литературы по вопросам истории русской и зарубежной философии II половины XIX - I половины XX века (А.И.Абрамов, М.В.Безродный, А.А.Ермичев, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, Н.В.Мотрошилова и др.); истории педагогики (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Р.А.Валеева, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, Л.Э.Заварзина, В.М.Кларин, М.Н.Певзнер, Е.Г.Осовский) и философии образования (Б.С.Гершунский, Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова, О.В.Долженко, В.А.Сластенин, З.И.Равкин, В.М.Розин, Н.С.Розов, А.Н.Шимина); современного лич-ностно ориентированного и ценностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, М.А.Вейт, С.М.Годник, О.С.Газман, С.В.Кульневич, И.Б.Котова, Т.В.Лаврикова, В.И.Лещинский, А.С.Петелин, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов), что позволило создать более целостное и системное представление о философско-педагогической концепции С.И.Гессена, ее сущности, месте в истории философии и педагогики.

Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: теоретический и сопоставительный анализ, синтез, сравнение и классификация, обобщение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- систематизированы факты научной и творческой биографии, уточнены детали биографии, в научный оборот введены архивные материалы, составлена полная хронология жизни и творчества С.И.Гессена;

- выявлены и проанализированы основные философские и педагогические течения и направления конца XIX - начала XX века, послужившие источником создания философско-педагогической концепции ученого и оказавшие наибольшее влияние на формирование понятийно-категориального аппарата и сущностных принципов системы С.И.Гессена;

- охарактеризованы и систематизированы основные направления научно-педагогической деятельности С.И.Гессена, выявлены ее ценностные основы;

- рассмотрена взаимосвязь философии и педагогики, механизм разрешения философских проблем в образовательной концепции;

- проанализированы основные принципы «педагогики культуры» и теории национального образования С.И.Гессена, их актуальность для современного образовательного процесса в России.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленных в нем материалов в курсах по философии и истории образования, в спецкурсах по педагогике и образованию Российского Зарубежья, при создании учебных, научных и методических пособий по истории школы и образования.

Апробация результатов исследования: материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовской научно-практической конференции «Преподавание культурологии в высшей школе» (Воронеж, 2000), международной научно-практической конференции «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2000 г.), на заседаниях научной лаборатории по проблемам личностного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998 - 1999 гг.) - изучение литературы, накопление эмпирического материала, осмысление и формулировка научной проблемы, определение цели, задач, предмета и объекта исследования.

Второй этап (1999 - 2000 гг.) - разработка теоретических и методологических основ исследования, выявление мемуарных и архивных источников, системно-структурный анализ изученного материала.

Третий этап (2000 - 2001 гг.) - анализ, обобщение и систематизация материалов, их обработка и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление философско-педагогической концепции С.И.Гессена проходит в тесном взаимодействии с основными философскими и педагогическими течениями конца XIX - первой половины XX века. Среди истоков и наиболее близких направлений: немецкое неокантианство (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), русское неокантианство и журнал «Логос», философия образования П.Наторпа, гуманистические направления российской педагогики.

2. Эволюция философско-педагогических взглядов С.И.Гессена проходила в несколько этапов: неокантианство - гуманистическая педагогика культуры - педагогика идеализма, объединяющим фактором для которых стало применение методов гетерологии и структурализма и неизменные аксиологические основы: личность, творчество, свобода, стремление к Высшему.

3. Педагогическая концепция С.И.Гессена является практической реализацией его философских воззрений, ее основные положения отражают константы российского воспитания и образования (открытость, традиционность, духовность), а их личностная и ценностная ориентированность делает философско-педагогическое наследие ученого актуальным по отношению к современным российским педагогическим теориям и технологиям.

4. Разработанные С.И.Гессеном принципы педагогики культуры (единство предания и задания, развитие нравственности) и национального воспитания и образования (неприемлемость космополитизма и национализма, единство национального и общечеловеческого как «сверхнациональное» соблюдение принципов научности, художественности и нравственности как высшее проявление национального), предлагая пути разрешения глобальных философских проблем («кризиса культуры», «Россия - Запад»), могут помочь в разрешении этих проблем в современной России, когда они вновь стали актуальными.

Структура диссертации; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем диссертации - 173 страницы. Список литературы включает 229 наименований, из них 5 - на иностранных языках. Приложение дано на 9 страницах.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы ко II главе

1. Философия образования С.И.Гессена, являясь отражением общефилософских дискуссий о кризисе культуры и взаимоотношении России и Запада, обладает собственным педагогическим потенциалом и имеет прогностический характер.

2. Аксиологические основы образовательной концепции С.И.Гессена (личность, свобода, творчество, культура) позволяют говорить о ценностной, личностной и культурологической ориентированности педагогики ученого. Образование предстает в его концепции звеном, соединяющим личность и культуру, а главная задача образовательного процесса, по С.И.Гессену, - включение личности в мир культурных ценностей.

3. Все вышизложенное позволяет говорить об образовательной концепции С.И.Гессена как о «предшественнице», духовно близком источнике современных педагогических концепции и технологии - ценностно-ориентированных (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов), личностно-ориентированных (В.И.Лещинский, В.В.Сериков), культурологической (Е.В.Бондаревская), концепции педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С.Газман), самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В.Кульневич) и др.

4. Современные споры о национальном образовании и национальных школах в России, во многом повторяющие педагогические поиски 20-х - 30-х годов, могут найти пути разрешения этих проблем в теории национального образования С.И.Гессена, предлагающего стройную концепцию соединения общечеловеческого и национального на глубинных философских основаниях и способную стать фундаментом для построения современной научно-педагогической концепции национального образования в России.

Заключение

Материалы диссертационного исследования, посвященного философии образования С.И.Гессена, позволяют сделать следующие выводы.

Философско-педагогическое наследие ученого представляет собой уникальную, целостную и стройную педагогическую систему, синтезирующую в себе как основные смысложизненные поиски философской и религиозной мысли XIX - первой половины XX века, так и ключевые идеи русской и европейской гуманистической педагогики, и является примером реального взаимодействия философии и педагогики.

Становление и эволюция философско-педагогической системы С.И.Гессена происходит в несколько этапов. В хронологическом аспекте их можно представить как «доэмиграционный» (до 1921 года), включающий в себя германский («ученический») и русский периоды, когда происходи становление, прежде всего, философской концепции ученого, а также накопление педагогического опыта и вхождение в педагогическую проблематику; и «зарубежный» этап, включающий немецкий (1921-1924 годы), пражский (1924-1933 годы) и польский (1933-1950 годы) периоды. Это время активной общественно-педагогической деятельности, создания «Основ педагогики» и научной разработки целого ряда положений философии образования, центральными среди которых являются: теория нравственного и научного образования, концепция национального образования, сравнительный анализ ис-торико-педагогических явлений, изучение и осмысление педагогических процессов в советской России.

В содержательном плане эволюция философско-педагогических воззрений С.И.Гессена проходила как движение от неокантианства через созданную им гуманистическую «педагогику культуры» к «педагогике идеализма». Показательно, что каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, вбирая в себя его лучшие достижения. Объединяющими факторами эволюции являются, во-первых, неизменные аксиологические основы (личность, свобода, творчество, стремление к Высшему); во-вторых, постоянное использование таких философских методов, как структурализм и гетерология.

Среди источников и факторов, повлиявших на формирование фило-софско-педагогической концепции С.И.Гессена, можно выделить следующие: немецкое неокантианство, воспринятое им через теорию ценностей В.Виндельбанда и Г.Риккерта, через трансцендентальный метод и философию образования П.Наторпа. Это направление послужило основой, как научно-категориального аппарата ученого, так и развиваемой им в педагогике теории «высших ценностей», представленных в качестве «целей - заданий» образования;

- философская полемика между редактируемым С.И.Гессеном журналом «Логос» и издательством «Путь» (Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Эрн и др.), развернувшаяся в 1910-1914 гг., и оказавшая решающее влияние на формирование гессеновской концепции культуры, образования, понятий «национального» и «общечеловеческого», представлений о путях развития русской философской, религиозной и педагогической мысли;

- правовая деятельность отца, известного юриста, лидера партии кадетов И.В.Гессена и его соратников (издание «Право»), а также близость в доэми-грационный период к плехановской группе «Единство», что оказало влияние на увлечение С.И.Гессена социально-правовой проблематикой и перенесение некоторых ее аспектов в педагогическую плоскость;

- отечественная и зарубежная теория и практика образования, прежде всего, педагогические идеи Ж.Ж.Руссо, И.Канта, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Ф.Фребеля, М.Монтессори и др., творческое переосмысление которых способствовало становлению оригинальной педагогической концепции С.И.Гессена.

Педагогическая концепция ученого, являясь практической реализацией его философских воззрений, отражает приоритетные константы российского воспитания и образования (открытость, духовность, традиционность), а ее личностная, ценностная и культурологическая ориентированность делает ее необычайно актуальной по отношению к современным российским теориям и технологиям. Философия образования С.И.Гессена является, таким образом, прочным «мостиком», важным соединительным звеном между многовековыми традициями европейской и российской философско-педагогической мысли и современными концепциями личностно ориентированного образования.

Данное исследование, безусловно, не претендует на абсолютную полноту, и дальнейшее изучение философско-педагогического наследия С.И.Гессена представляется нам перспективным по нескольким направлениям: 1) углубленный анализ взаимосвязи концепции ученого с русской философской мыслью XIX века, особенно с философскими идеями Вл.Соловьева; 2) изучение влияния образовательной концепции С.И.Гессена на развитие и реформирование европейской школы, прежде всего, польской и итальянской; 3) изучение принципов философии воспитания, разрабатываемых в поздних трудах С.И.Гессена, что требует, безусловно, перевода и опубликования в России наиболее значительных работ ученого, написанных им в зарубежный период на немецком, сербском, чешском, английском, польском и итальянском языках; 4) анализ историко-педагогических работ ученого и оценка его вклада в историю образования; 5) изучение отдельных методологических и дидактических сторон его концепции, еще не ставших предметами специальных исследований, например, теория начальной школы, концепция высшего образования («свободного университета»), физического образования и т.д.; 6) развитие и реализация на практике культурологических и личностно-ориентированных положений педагогической системы С.И.Гессена, а также идей критической дидактики, национального образования и др., что может оказаться плодотворным и перспективным в становлении новой педагогической парадигмы современной России.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Седова, Елена Евгеньевна, Воронеж

1. Абрамов А.И. Кантианство в русской университетской мысли // Вопросы философии.- 1998.-№1.- С.58-69.

2. Абрамов А.И. О русском кантианстве и неокантианстве в журнале "Логос" // Кант и философия в России. М.,1994. - С.227-247.

3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / под ред.З.И.Равкина.-М.,1994.- 279 с.

4. Алексеев-(Аскольдов) С.А. Внутренний кризис трансцендентального идеализма // Вопросы философии и психологии.-1914.- кн. 125.- С.52-79.

5. Арсеньев Н.С. Эмиграция на фоне России // Возрождение. Париж, 1967.- №191.- С.77-83.

6. Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине 19 начале 20 в. - Диссертация кандидата педагогических наук. - М.,1996. - 141 с.

7. Безродный М.В. Из истории русского кантианства. Журнал "Логос" и его редакторы // Лица. Биографический альманах. М. - СПб., 1992. - С.372-409.

8. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика.-1997.-№2.-С. 17-22.

9. Белый А. Между двух революций. Воспоминания. В 3-х кн. Кн.З. М: Художественная литература, 1990. - 670 с.

10. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн.1. М.: Художественная литература, 1989. 543 с.

11. Белый А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994.- 528 с.

12. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912. - 147 с. И.Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.Н. Философия неравенства.-М.:1. Мысль. 285 с.

13. Бердяев Н.А. Революция и культура // Полярная звезда.- 1905. №2.

14. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли 19 века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.- С.43-271.

15. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М., 1994. - 542 с.

16. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с.

17. Библер B.C. Школа "диалога культур" // Советская педагогика. 1988.-№11.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1990. 413 с.

19. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения.- М., 1994.36 с.

20. Бим-Бад Б.М. Об образовательном и практическом значении курса истории педагогики в составе педагогического образования // Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. М.: Просвещение, 1986. - С.100-149.

21. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.- М.,1994. 112 с.

22. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению. Педагогическая антропология И.Канта сегодня. М.:РОУ,1994.-48с.

23. Блонский П.П. Курс педагогики (введение в воспитание ребёнка).-М., 1916.- 286 с.

24. Богатырёв А.И. Развитие идей С.И.Гессена в современной педагогике и методике обучения истории. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.- Екатеринбург.- 1999. - 196 с.

25. Богуславский В.М., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Ма-гистр.-1992, май. С.25-30.

26. Богуславский В.М., Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы и современность // Магистр.-1992, сентябрь.- С.28-33.

27. Богуславский В.М., Корнетов Г.Б. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика.-1995,- №6.- С.84-89.

28. Богуславский М.В. Значение изучения истории русского педагогического Зарубежья для развития современного отечественного образования // Образование и педагогика Российского зарубежья.-М.:ИНПО.-1995.-с.78-82.

29. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика.-1998.-№7. С.82-88.

30. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети 20 века // Педагогика.-1996.-№3.- С.72-75.

31. Бондаревекая Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры (основные положения коонцепции воспитания в изменяющихся условиях).-Ростов-на-Дону: РГПУ.- 1993.- 32 с.

32. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования // Педагогика.-1995.- №4. С.29-36.

33. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования.- М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.- С.79-90.

34. Булгаков С.Н. Нация и человечество // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т.2.-М., 1993.- 750 с.

35. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (1 пол.20 века).- Казань, 1997.- 387 с.

36. Валицкая А.П. Современная стратегия образования: варианты выбора // Педагогика.- 1997.- №2. С.36-43.

37. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика.- 1997. №3. - С. 15-19.

38. Валицкий А. Послесловие к публикации "жизнеописания" С.И.Гессена // Вопросы философии. 1994. - №7-8. - С. 182-183.

39. Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании: вступительная статья к "Избранным сочинениям" // Гессен С.И. Избранные сочинения.-М.: РОС-ПЭН, 1998.-С.3-28.

40. Варава В. На путях к Смыслу (Статьи о современной России) Воронеж: Полиграф, 1999. - 200 с.

41. Васильева С.Н. Русская эмигрантская школа в свете аксиологических проблем образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития образования. М., 1994. - С.192-195.

42. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей.- М., 1923. -71 с.

43. Вендровская Р.Б. Традиция как аксиологическая проблема в истории образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития образования / Под ред. З.И. Равкина.-М., 1994.-С.35-38.

44. Взыскующие Града (хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках) / сост., подг. текстов, вст.статья и комментарии В.И. Кейдана.- М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.- 752 с.

45. Виндельбанд В. О свободе воли. Минск.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 208 с.51 .Виндельбанд В. Прелюдии.- СПб. 1904. - 382 с.

46. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Логос: Международный ежегодник по философии и культуре.- М.: Муса-гет, 1910. кн.2. - С.1-14.

47. Вишняк М."Современные записки". Воспоминания редактора. СПб.: Логос, Дюссельдорф, Голубой всадник. - 1993.

48. Выжлецов Г.П. Аксиология:становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал.- 1995.- №6. С.61-73; 1996.- №1.- С.86-99.

49. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века (В поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). М.: "Совершенство", 1998.-608 с.

50. Гессен В.Ю. Жизнь и деятельность И.В.Гессена юриста, публициста и политика.- СПб.: "Сударыня", 2000.- 192с.

51. Гессен С.И. Горнфельду А.Г. Письма (рукописи).- ГПБ, ср.211, ед.хр.448.

52. Гессен С.И. Избранные сочинения. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОСПЭП), 1998.- 814 с.

53. Гессен С.И.- Метнеру Э.К. Письма (рукописи).- ОР РГБ, ф.167, к.14, ед.хр.2.

54. Гессен С.И. Мировоззрение и идеология // Современные записки. 1935.-кн. 57.- С.316-329.

55. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья. Сборник статей и материалов.- М., 1995. С.91-113.

56. Гессен С.И. Мистика и метафизика // Логос, 1910.- кн.1. М.: Мусагет.-С.118-156.

57. Гессен С.И. Моё жизнеописание (предисловие к публикации и послесловие А.Валицкого) // Вопросы философии.- 1994. №7-8.- С. 150-187.

58. Гессен С.И. Монизм и плюрализм в систематике понятий // Русский народный университет в Праге. Научные труды. Т.1. Прага, 1928. - С.30-43.

59. Гессен С.И. Новейшая русская философия // Преображение. 1993.- №2.

60. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Ответственный редактор и составитель П.В.Алексеев.- М.: "Школа -Пресс", 1995. 448 с.

61. Гессен С.И. О понятии и цели нравственного образования // Жизнь и смерть. Сборник памяти доктора Н.Х.Осипова.- Прага, 1936. Т.2. - С.60-78.

62. Гессен С.И. Пауль Наторп // Русская школа за рубежом.- Прага, 1924, кн.8.- С.1-17.

63. Гессен С.И. Педагогика Канта // Русская школа за рубежом.- Прага, 1924, кн.8.- С.1-17.

64. Гессен С.И. Педагогика Платона и современность // Вестник самообразования. Берлин, 1923.- №7.- С.4-77.

65. Гессен С.И. Письма редактора непартийного журнала // Вестник РАН.-1993,- № 63. №6. - С.526-535.

66. Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика.- 1993.-№6. С.59-64.

67. Гессен С.И. Философия наказания // Логос. М., 1912-1913, кн.1-2.-С.182-232.

68. Гессен С.И. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом.- 1923-1924, кн. 1.- С.8-42.

69. Глухова Е М. Аксиологические проблемы образования в философских и педагогических теориях XIX-начала XX веков // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994.- С. 153-157.

70. Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992.-С.11-14.

71. Гумерова Г.А.Философия культуры русских религиозных мыслителей 20 века Диссертация кандидата культурологических наук.-Нижневартовск. - 1997.- 129 с.

72. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. - 223 с.

73. Дерюга В.Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И.Гессена Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Саранск. - 1999. - 181 с.

74. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. - 432 с.

75. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца 19 начала 20 веков. М., 1994. - 140 с.

76. Долженко О.В. Философия образования: дань моде или условие выживания? // Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие»,1996.-С.22-36.

77. Дубровина С.К. Национальное образование и воспитание детей и подростков в Российском Зарубежье (20-50-е гг.20 в.) Диссертация кандидата педагогичееских наук. - Нижний Новгород. - 2000. - 157 с.

78. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921. - 63 с.

79. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство.1997.- 208 с.

80. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России нач.20 века.-М., 1987.- 150 с.

81. Ермичев А.А. Русская философия как целое: Опыт историко-систематического построения. Диссертация в виде научного доклада на соискание учёной степени доктора философских наук.- СПб., 1998.-47 с.

82. Ермичев А.А. Трансцендентализм "Логоса" и его место в истории русского идеализма // Вестник Ленинградского университета. Сер.6. -1986. -Вып.З. - С.28-35.

83. Иванов В.-Гершензон М. Переписка из двух углов // Вяч.Иванов.Родное и вселенское.-М.: Республика, 1994. С. 113-137.

84. Иванов Е.В. Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в 1-й трети XX века Диссертация кандидата педагогических наук. - СПб., 1997. - 174 с.

85. Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования. Методология, идеи, опыт. -М.: РАО.-238 с.

86. Историко-педагогические основания в стратегии развития отечественного образования. // Под ред.З.И.Равкина М.: РАО, 1994. - 87 с.

87. История Философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философия 19-20 вв.)2-е изд.-М.:"Греко-латинский кабинет" Ю.А.Шичалина, 1999.448 с.

88. Кагаров Е.Г. Современное педагогическое движение в Западной Евроиен Америке. М.: Работник просвещения, 1928.- 271 с.

89. Кант Иммануил. О педагогике. М., 1907. - 94 с.

90. Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции.-М.: Наука, 1978. 360 с.

91. Карсавин П.П. Философия истории.- СПб.:АО Комплект, 1993. 350 с.

92. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19-20 вв.- М., 1996. 123 с.

93. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.: РОУ, 1994. - 140 с.

94. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизованный подход // Педагогика. 1995. - №3. - С.29-33.

95. Корнетов Г.Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТП и МИД, 1994. - 265 с.

96. Корнетов Г.Б., Богуславский В.М. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995.-№6. - С.84-89.

97. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону, 1997.

98. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. - №6. - С.24-31.

99. Крамме Р. Творить новую культуру "Логос" 1910-1913 // Социологический журнал. 1995. -№1.

100. Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии. М.: НИПКЦ "ВосходА", 2000. - 384 с.

101. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. №2. - С.5-33.

102. Кумарин В.В. Вместо педагогики философия образования? // Педагогика. - 1997.-№3.-С.110-116.

103. Лежников В.П., Келебай Е.Б. Философия образования (обзор конференции, посвященной проблемам образования) // Философия и общество. М., 1997. - №6. - ноябрь-декабрь. - С.290-312.

104. Лаврикова Т.В. Аксиосфера образования как категория педагогического сознания // Известия Воронежского педуниверситета. Том 250. Лично-стно ориентированное образовие: история, теория, практика. Сборник научных трудов. Воронеж: ВГПУ, 2000.- С.95-100.

105. Лельчицкий И.Д. Ценности историко-педагогического исследования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. - С.58-60.

106. Лещинский В.И., Лаврикова Т.В., Заварзина Л.Э. Образование: история и современность.Учебное пособие. Воронеж, ВГПУ, 1999. - 278 с.

107. Логвинов И.И. Философия образования и педагогика: точка зрения ди-дакта // Педагогика. 1997. - №3. - С. 105-110.

108. Логос (от редакции) // Логос. Международный ежегодник по философии культуры, издание под редакцией С.И. Гессена, Ф.А. Степуна, Б.В. Яко-венко. Прага, 1925. - кн.1. - С.3-22.

109. Лосский И.О. Избранное. М.: Правда, 1991.-623 с.

110. Лосский Н.О. История русской философии (перевод с английского).-М.: Советский писатель, 1991. 480 с.

111. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

112. Логос. Международный ежегодник по философии культуры / Под ред. С.И. Гессена, Ф.А. Степуна, Б.В. Яковенко. Прага, 1925. - кн.1. - 177 с.

113. Минюкова С. А. Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике 2 пол. 19 нач. 20 вв. - Диссертация кандидата педагогических наук. - М„ 1999.-218 с.

114. Михайлов Ф.Т. Философия образования:её реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. - №8. - С.92-1 18.

115. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. СПб., 1910. -172 с.

116. Наторп П. Кант и марбургская школа // Новые идеи в философии.-СПб., 1913. №5.

117. Наторп П. Культура народа и культура личности: 6 лекций. СПб., 1912.-189 с.

118. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. СПб., 1912. - 144 с.

119. Наторп П. Философия как основа педагогики. СПб., 1910. - 110 с.

120. Ненашева С.А. Трансцендентальный плюрализм Б. Яковенко в контексте философии русского неокантианства.- Диссертация кандидата философских наук СПб., 1998. - 160 с.

121. Образование в мире на пороге 21 века: Сборник научных трудов. М.: НИИТИИП, 1991.-99 с.

122. Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТИ и РАО, 1995.

123. Образование и культура: история и современность: методологический аспект / Под ред. Ю.В.Петрова, Е.С.Ляхович Томск: Издательство Томского университета, 1989. - 236 с.

124. Образование и педагогическая мысль российского Зарубежья 20-50-ходов XX века: Сборник тезисов докладов и сообщений II Всероссийской конференции. Саранск, 1997. - 105 с.

125. Образование и педагогика Российского Зарубежья: Сборник статей и материалов. М.: ИНПО МОРФ, 1995. - 160 с.

126. Осовский Е.Г. С.И. Гессен: жизнь, судьба, педагогическое наследие // Научные труды, ИНПО МО РФ.- Т.2 М., 1995.

127. Осовский Е.Г. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. - №6.-С.57-59.

128. Осовский Е.Г. Историко-педагогическая концепция С.И.Гессена // Ис-торико-педагогический процесс и современные проблемы образования: Тезисы 14 Научного Совета по историко-педагогическим проблемам.-М.: РАО, 1993. С.52-55.

129. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль российского зарубежья // Педагогика. 1995. - №3. - С.41-47.

130. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья // Образование и педагогика Российского зарубежья: Сборник статей и материалов. М.: ИНПО МОРФ, 1995. - С.4-22.

131. Осовский Е.Г. Педагогическая наука в Российском Зарубежье истоки и ориентиры // Педагогика. - 1997. - №4. - С.88-94.

132. Осовский Е.Г. Проблема ценностей в философско-педагогической концепции С.И.Гессена // Аксиологичесские аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. -М.: РАО, 1994. -С.111-114.

133. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991.- 639с.

134. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца 19 нач. 20 вв. - Диссертация доктора педагогических наук.-Новгород, 1997.-338 с.

135. Педагогика и политика в образовании России конца XIX начала XX веков // Материалы конференции молодых учёных 25-26 февраля 1997 года в 2-х частях. 4.1. Доклады. - М., 1997. - 151 с.

136. Педагогическое наследие Российского зарубежья, 20-е годы / Сост. П.В. Алексеев. М., 1993. - 288 с.

137. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. -№2. -С.123-140.

138. Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования Диссертация кандидата педагогических наук.-СПб., 1995. -201с.

139. Равкин З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентации (концепция исследования) // Педагогика. 1995. - №5. - С.44-51.

140. Равкин З.И. Ценностные ориентации как одна из основ стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований //

141. Русская школа за рубежом: Исторический опыт 20-х годов: Сборник документов. М., 1995. - С.3-9.

142. Радлов Э. Очерки истории русской философии. М., 1920.

143. Раев М. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции (1919-1939) / Под ред. О.Казниной, пер. с англ. М.: Прогресс-Академия. - 1994.-296 с.

144. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. - 533 с.

145. Риккерт Г. Два пути в теории познания // Новые идеи в философии.1913. №7.

146. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -414с.

147. Риккерт Г. О понятии философии //Логос. 1910,-кн. 1. - С. 19-61.

148. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос: Международный ежегодник по философии и культуре. СПб.-М.: Изд-во товарищества М. Вольфа,1914. вып.1-2. - С.45-79.

149. Риккерт Г. Философия жизни: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 1998.-512 с. (Серия "Познание", вып.6).

150. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос: Международный ежегодник по философии и культуре. М.: Мусагет, 1912-1 Згг. -Кн.1-2.-С.1-35.

151. Розанов В.В. Два типа образования // Розанов В.В. Сумерки просвещения. СПб., 1899.

152. Розанов В.В. Три главных принципа воспитания // Розанов В.В. Сумерки просвещения. СПб., 1899.

153. Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С.7-21.

154. Розов Н.С. Культура,ценности и развитие образования: Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992.-156 с.

155. Розин В.М. Философия образования: Предмет, концепция, направления изучения // ALMA MATER: Вестник высшей школы. 1991. - №1.-С.48-63.

156. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире:философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -Новосибирск, 1998. -292 с.

157. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 194 с.

158. Российское Зарубежье образование, педагогика, культура 20-50-х гг. XX века: Материалы II Всероссийской конференции "Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья 20-50-х годов". -Саранск, 1998.- 176 с.

159. Российское образование. История и современность (коллективная монография под ред.С.Ф. Егорова). М., 1994. - 253 с.

160. Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20-х годов / Сборник документов. М., 1997. - 194 с.

161. Русская школа за рубежом / под ред. С. Гессена, С. Карцевского.-Прага: Издательство культпросветотдела Земгора, 1923-1928/9. кн. 1-34.

162. Сабенникова И.В. Русская эмиграция в Чехословакии: образование, наука, просвещение // Педагогика. 1995. - №3. - С.51-55.

163. Самсонова Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX века. Нижний Новгород. - 1997. -21с.

164. Сапов В.В. Журнал "Логос" прерванный на полуслове диалог // Вестник Российской академии наук. - 1993. - Т.63. - №3.- С.267-272.

165. Сапов В.В. Сергей Гессен русский философ // Вестник Российской академии наук. - 1993. - №6. - С.267-270.

166. Сластенин В.А., Исаев И.В., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа «Пресс», 2000. - 512 с.

167. Соловьёв B.C. Русская идея // Сочинения в 2-х томах. М., 1989. - Т.2 -С.219-246.

168. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя, 2000. - 647 с.

169. Степун Ф.А. Логос // Труды и дни. 1912. - №1.

170. Степун Ф.А. Немецкий романтизм и русское славянофильство // Русская мысль. 1910. - Кн.З.

171. Степун Ф.А. Памяти Гессена С.И. // Портреты. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999. - С.294-298.

172. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Из глубин. М., 1991. - С.468-475.

173. Струве Г.П. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Русская литература в изгнании. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1984. - 408 с.

174. Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда, 1905.-№2.

175. Сухачёва В.А. Журнал "Русская школа за Рубежом" // Педагогика.-1994. -№3.-С.123-125.

176. Сухачёва В.А. Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы (1919-1939 гг.) Диссертация кандидата педагогических наук. - Саранск, 1995. - 250 с.

177. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов нова-торов.-М.: АПН СССР, 1991.- 183 с.

178. Толстикова И.А. Концепция кризиса культуры в русской философии начала XX века. Диссертация кандидата философских наук.-СПб., 1997. -201с.

179. Философия образования. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - 287с.

180. Философия образования: Круглый стол журнала "Педагогика" // Педагогика. 1995.-№4.- С.3-29.

181. Философия образования для XXI века: Сборник статей / Редакторы-составители Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов. М., 1992. - 205 с.

182. Философия образования:состояние проблемы и перспективы (материалы заочного "круглого стола") // Вопросы философии.- 1995. №11.-С.З-34.

183. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды.-Вып.ХУН.-М., 1977.

184. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.- 601 с.

185. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. -С.113-183.

186. Франк С.Л. О национализме в философии // Русская мысль. 1910. -кн.9.

187. Франк С.Л. Реальность и человек // Метафизика человеческого бытия.-Париж, 1956.-296 с.

188. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубин. М.: Правда, 1991.167-200 с.

189. Хорунжий С.С. Русь новая Александрия:страница из предыстории евразийской идеи // Начала. - 1992. - №4. - С. 16-23.

190. Челпанов Г.И. Введение в философию. М., 1912.

191. Челышев Е.П. Предисловие // Культурное наследие русской эмиграции: 1917-1940,-Т. 1.-М., 1994. С.3-14.

192. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. - №1.-С.9-18.

193. Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.- С. 15-56.

194. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. СПб., 1905.

195. Шимина А.Н. Философские основы образования. Воронеж, 1999. -119с.

196. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры, мира, взаимопонимания,прав человека // Педагогика.- 1997. №2.

197. Шрейдер Ю.А. Цели и ценности образования // Философия образования. Фонд "Новое тысячелетие", 1996. С. 135-148.

198. Шпенглер О. Закат Европы.- Новосибирск: ВО "Наука", 1993.- 592 с.

199. Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990. - №12. - С.60-65.

200. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991.-С.11-297.

201. Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб.: Наука, 2000. - 976 с.

202. Яковенко Б.В. Мощь философии // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Прага. - 1925. - Кн.1. - С.22-24.

203. Яковенко Б.В. О теоретической философии Г.Когена // Логос. 1910.-Кн.1. - С.201 -239.

204. Яковенко Б.В. Очерки истории русской философии. Берлин, 1921.

205. Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1893.

206. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

207. Hessen S. Ruska pedagogika u XX veku // Ucitel Belgrad.- №9-10 1939. -s.556-584.

208. Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnei (Zarys didaktyki ogolnej).-Warszawa.-1947.-304 s.

209. Kaminski A. Sergiusz Hessen // Kwartalnik Pedagogiczny.-1975.- №3.-s.87-95.

210. Nowacki T. Sergiusz Hessen wstep // S.Hessen, Filozofia-Kultura-Wychowanie Wroclaw, 1973.- s.5-36.

211. Окоп W. Sergiusz Hessen о filosofii wychowania // Kwartalnik pedagogic-zny, 1990. -№3 s.23-34.

212. Von Messias. Kulturphilosophische. Essaye. Leipzig. 1909. -78 s.