Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887-1950)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дегюга, Вардан Евгеньевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саранск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887-1950)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дегюга, Вардан Евгеньевич, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I.

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПО ЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

С.И. ГЕССЕНА.

1.1. С.И. Гессен: основные этапы педагогической биографии.

1.2.Теоретические основы педагогической концепции С.И. Гессена.

1.2.1. Биологические и психофизиологические о сновы.

1.2.2. Социологические основы.

1.2.3. Философские, культурологические и эсхатологические основы.

1.3. Единая трудовая школа, как школа творческой само актуализации личности.

Выводы по первой главе.

Глава II.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

С.И. ГЕССЕНА.

11.1. Критическая дидактика как составная часть философско-педагогической концепции

С.И. Гессена.

11.1.1. Предмет и объект, цели и задачи критич еской дидактики.

II. 1.2. Интегративный подход к проблеме формального" и "материального" образования.

II.1.3. Проблема взаимосвязи личностно-ориентирован'ного и технологического подходов в обучении.

11.2. Критическая дидактика С.И. Гессена как предтеча теории проблемно-развивающего обучения.

11.2.1. Роль методов преподавания и учения в развитии личности школьника.

11.2.2. Организационные формы обучения диалектическая триада: игра - урок - творчество.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887-1950)"

Актуальность исследования. Научное наследие Сергея Иосифовича Гес-сена (1887-1950) - русского педагога и деятеля общественно-педагогического движения Российского Зарубежья - является неотъемлемой частью истории не только российской, но и мировой педагогической мысли. В последние годы оно возвращается из небытия в научное и культурно-образовательное пространство современной России.

С.И. Гессен - один из наиболее ярких и известных: представителей гуманистического направления педагогической мысли Российского Зарубежья. Он один из первых русских педагогов, взявший на себя задачу рассмотрения философских основ педагогики. В условиях институпдирования философии образования как новой отрасли педагогического знания, концепция С.И. Гессена способна обогатить современные исследования, их гуманистическую и культурологическую составляющие.

Работы С.И. Гессена в области педагогики, философии, социологии, литературы, лингвистики, психологии, несмотря на признание в странах Европы, остаются неизвестными на родине ученого. Наследие мыслителя важно ввести в научный оборот в исследованиях по отечественной истории педагогики.

Одной из составляющих философско-педагогического наследия С.И. Гессена является его оригинальная дидактическая концепция, которая признана в европейской педагогике и оказала влияние на становление теории проблемно-развивающего обучения (В. Оконь, А. Валицкий). В ней интегрированы различные педагогические течения и концепции, основанные на гуманистическом, личност-но-ориентированном понимании бытия человека, с одной стороны, и творческом понимании образовательного процесса, - с другой.

Историографический анализ проблемы. Следует отметить, что, несмотря на огромное количество работ педагога-эмигранта в области педагогики и дидактики, в истории педагогики советского периода, имя ученого и его идеи не стали объектом специального анализа. Педагогические произведения С.И. Гессена были с интересом восприняты в странах Европы, тогда как в Советской России фило-софско-педагогические работы ученого оказались невостребованными.

В исследовании жизни и деятельности С.И. Гессена можно выделить два пласта: российский и зарубежный.

Оценка педагогического наследия С.И. Гессена началась за рубежом работой его оппонента и соратника В.В. Зеньковского "Русская педагогика в XX веке" (Париж, 1934). Позднее Зеньковский напишет, что главная заслуга С.И. Гессена заключается в том, что он "связал все формальные проблемы педагогики с антропологией. Зависимость человеческого духа от сферы ценностей, - отметит Зеньковский, - "показана Гессеном с исключительным мастерством" [174, С. 60].

В европейской педагогике уже в 30-е гг. появились работы, оценивавшие философско-педагогическое наследие С.И. Гессена. Они были связаны с его статьями о Ф. Фребеле, М. Монтессори, Дж. Джентиле, Дж. Ломбардо-Радиче, публиковавшимися как в русской, так и в зарубежной печати.

Послевоенный период характеризуется усилением интереса к наследию ученого. В 1947 и 1959 гг. изданы "Struktura i tresc szkoly wspolczesnei" ("Структура и содержание современной школы"), а затем опубликованы сборники его трудов "Studia z fflozofii kultury" ("Образование и философия культуры" (1968)) и "Filozofia - Kultura - Wychowanie" ("Философия - Культура - Образование"(1973)). Различные аспекты педагогического наследия С.И. Гессена рассматриваются в работах польских ученых: А. Каминьского, К. Котловского, JL Хмая, А. Валицкого, В. Оконя, В. Зачиньского и др. [213, 214, 274, 275, 286],

В 50-е годы возник интерес к наследию русского педагога в Италии. По инициативе профессора Римского университета Луиджи Вольпичелли в Италии были опубликованы основные труды С.И. Гессена в серии "I Problemi Delia Pedagogia" ("Проблемы педагогики") в 9-ти томах, которые оказали, по признанию итальянских ученых, значительное влияние на развитие послевоенной итальянской школы [70, 84-87, 95, 107, 114]. СИ. Гессену посвятили свои исследования такие ученые как Р. Нери, Д. Бракколини [273, 279],

Наследие С.И. Гессена изучалось в послевоенный период в немецкой педагогике. Среди общих работ можно назвать исследования Г. Мейер-Ботлинг, JL Лигле [277, 278]. Последний называет ученого основоположником педагогической компаративистики. Оценка советологических взглядов С.И. Гессена дана О. Алвейлером, М. Крюгер-Потращ и др. [272, 276].

Второй пласт исследований наследия С.И. Гессена—российский. В истории отечественной педагогики имя ученого пережило иную судьбу. В 1921 г. в оппозиционном журнале "Педагогическая мысль" была опубликована работа А.К. Л-рг 'Что такое трудовая школа?" [178]. После издания "Основ педагогики" (Берлин, 1923) на страницах этого же журнала в 1924 г. появилась рецензия известного русского педагога Г. Зоргенфрея, отметившего, что основной недостаток книги С.И. Гессена в том, что "она появилась не в России" [175, С.69]. Чуть позже ссылку на "Основы педагогики" мы находим в книге Л.С. Выготского "Педагогическая психология. Краткий курс" (1926) [154].

В истории советской педагогики имя С.И. Гессена замалчивалось или упоминалось в негативном плане. Критике он подвергался, как правило, за идею автономии школы от политической жизни государства [183].

Новый этап исследования философско-педагогического наследия С.И. Гессена в России начинается в 90-х гг. В 1995 г. в России была переиздана его работа "Основы педагогики. Введение в прикладную философию", а в 1998 г. выпущен в свет сборник философских трудов "С.И. Гессен. Избранные сочинения" с предисловием А. Валицкого [12]. Отдельные работы или фрагменты публиковались в хрестоматиях ("Педагогическое наследие Российского Зарубежья, 20-е годы" /Сост. П.В. Алексеев/ (M.s 1993), "Педагогика Российского Зарубежья" /Сост. Осовский Е.Г., Осовский ОБ./ (М.91996)), а также в сборниках: "Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20-х годов (М., 1995), "Российское зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в." (Саранск, 1998), "Сибирь. Философия. Образование" (Томск, 1998). Имя С.И. Гессена начинает упоминаться в историко-правовых, социологических, философских исследованиях и энциклопедических изданиях.

Первым исследователем педагогических воззрений С.И. Гессена стал Е.Г. Осовский, который в 1992-93 гг. рассмотрел жизнь и педагогическую деятельность ученого на широком социокультурном фоне российской эмиграции [216-237]. В рамках исследования проблем школы и педагогики Российского Зарубежья, осуществляемых в лаборатории МГПИ им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск), опубликованы работы, посвященные различным аспектам философско-педагогического наследия С.И. Гессена (С.В. Грачев, В.Е. Дерюга, И.А. Зеткина, Е.В. Кирдяшова, С.В. Кулыгина, Е.Г. Осовский, В.А. Сухачева [195, 200, 203, 207, 212, 257]), а также осуществлены публикации неизвестных ранее работ автора [33, 236]. Фи-лософско-педагогическая концепция ученого подвергалась изучению на конференциях по проблемам школы и педагогики Российского Зарубежья (г. Саранск), а также в Новосибирске в рамках "Гессеновских чтений". В то же время специальных исследований философско-педагогического наследия С.И. Гессена нет. Из диссертаций можно назвать исследования Е В. Кабановой "Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе 1919-1930 гг." (М.,1998) и В.А. Сухаче-вой "Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы (1918-1939 гг.)" (Н,-Н., 1995), рассматривающих в контексте своих проблем определенные аспекты деятельности русского ученого [201, 267].

Вместе с тем, историографический анализ показывает, что в научный оборот вводятся только "Основы педагогики" и лшпь некоторые др. работы С.И. Гессена, опубликованные на русском языке. Между тем, основной корпус его работ опубликован во 2-й половине 20-х -50-х ir. на польском, чешском, итальянском9 немецком языках, представляя собой новые подходы С.И. Гессена к проблемам педагогики [60-118]. В результате, в современных исследованиях не получает отражения эволюция научных взглядов мыслителя.

Таким образом, обнаруживается противоречие между значительным вкладом С.И. Гессена в отечественную и мировую педагогику, с одной стороны, и недостаточной изученностью его педагогического и, в частности, дидактического наследия, с другой, что и определило выбор темы диссертационного исследования "Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена (1887-1950)".

Названное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков вклад С.И. Гессена в развитие российской и европейской дидактической мысли XX в.

Разрешение данного противоречия и воссоздание целостной дидактической концепции С.И. Гессена является целью диссертационного исследования.

Объектом исследования является научное наследие С.И. Гессена как философа-гуманиста, педагога и психолога в системе гуманитарных наук Российского Зарубежья, стран Европы и Америки 20-50-х гг. XX в.

Предмет исследования - дидактическая концепция С.И. Гессена.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:

• изучение основных этапов педагогической деятельности С.И. Гессена;

• анализ философско-педагогической концепции ученого и ее понятийно-категориального аппарата;

• исследование сущности и базовых принципов "единой трудовой школы" в педагогике С.И. Гессена;

• рассмотрение критической дидактики как теории проблемно-развивающего образования;

• изучение принципов, структуры, форм и методов организации образовательного процесса в критической дидактике.

Источниковедческая база диссертационного исследования включает: труды С.И. Гессена, опубликованные как на русском, так и на английском, польском, немецком и итальянском языках [1-149], а также философские и педагогические труды его сподвижников и учеников (A.JI Бем, Н.А. Ганц, В.В. Зеньковский, С.И. Карцевский, В. Оконь, А, Валицкий и др. [150-152, 155-158, 163, 166-174,

176, 111, 181, 275, 280-282]); архивные материалы (Государственный архив Российской Федерации - "Пражский архив" [120, 126, 128, 135]), педагогическую журналистику и научную литературу Российского Зарубежья [179, 180, 182]; труды зарубежных философов и педагогов первой половины XX в. -современников С.И. Гессена (Цж. Дьюи, Г. Кершеншгейнер, К. Гросс, Дж. Лом-бардо-Радиче и др. [ 153, 154, 159-162]).

Методологическую основу исследования составили философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая и цивилиза-ционная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования. С.И. Гессен как философ-культуролог выдвинул идею столкновения и взаимодействия культур, типов и систем воспитания: "Часто между отдельными культурными ценностями разгорается борьба, в результате которой какая-нибудь одна из них приобретает господство и налагает на всю культуру соответствующей эпохи свой отпечаток. Можно по-разному объяснить причины этой борьбы, но самый факт междоусобной борьбы в среде культурных ценностей несомненен"[38, С.35]. Позднее этот подход был разработан русским философом и культурологом М.М. Бахтиным в концепции "диалога культур".

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по вопросам философии образования (П.В. Алексеев,, Б.М. Бим-Вад, Б.Б. Корнетов, М.Н. Певзнер и др. [ 18 6-189, 205, 241, 245]), дидактики (В.И. Андреев, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, Л. Клингберг, Ч. Куписевич, ИЛ. Лернер, М.И. Махмугов, В. Оконь и др. [185, 204, 208, 209, 213-215])э истории педагогики (М.В. Богуславский, РА. Валеева, В.И. Додонов, С.Ф. Егоров, П,Н. Осипов, Е.Г. Оеовский, З.И. Равкин и др. [190-193, 196-198, 211, 212, 216237, 241, 254]), что позволило создать целостное представление о научных взглядах С.И. Гессена, о месте его системы в истории дидактической мысли.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые в диссертации подвергнуто анализу философско-педагошческое и дидактическое наследие С.И. Гессена; выявлены теоретические философско-антропологические основания педагогики ученого, осуществлен анализ критической дидактики, ее сущности, принципов, педагогических и методических проблем; актуализирован гуманистический потенциал педагогического наследия ученого; впервые введены в научный оборот произведения С.И. Гессена, опубликованные на иностранных языках и в эмигрантской литературе; показана роль С.И. Гессена в становлении теории проблемно-развивающего обучения в педагогике XX столетия, которая была развита позже в отечественной педагогике (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, М.И. Махмутов и др.)

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы восполняют пробелы в истории русской дидактической мысли XX в., они могут быть использованы при создании нового поколения научной и учебной литературы по философии и истории образования, а также учебных пособий по истории школы и педагогики, спецкурсов по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, при курсах повышения квалификации педагогических работников, что должно способствовать обогащению современной гуманистической парадигмы образования.

Апробация и внедрение: результаты и выводы исследования докладывались на VII Международной конференции по педагогике ненасилия "Воспитание свободной, независимой, ответственной личности" (СПб., 1994), на X региональной научно-практической конференции "Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе" (Н. Новгород, 1996), на межвузовской научной конференции "Ненасилие как условие развития творческой личности" (Елец, 1997), на ежегодных научных конференциях Мордовского государственного педагогического инстшуга имени М.Е. Евсевьева (1995-1999), на Второй Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья" (Саранск, 1997),

Диссертация выполнена в рамках коллективного исследования "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья" по плану важнейших исследований Российской Академии образования на 1997-1999 гг. (руководитель член-корр. РАО Е.Г. Осовский) и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 97-06-08017а).

На защиту выносятся следующие положения:

1. С.И. Гессен - основоположник русской философской педагогики начала XX в. Она рассматривалась им как "педагогика культуры", приобщающая личность к культурным ценностям нации и человечества через творческое разрешение сверхличностных задач. На основе антропологического подхода в "философии культуры" ученым выделены четыре иерархических пласта бытия человека: биологический, социальный, философский и духовный, определяющих соответствующие структурные компоненты педагогики и образования. Последнее характеризуется как противоречивый (антиномичный) процесс познания действительности, протекающий посредством творческого взаимодействия учителя и ученика, в котором учитель выступает не как транслятор знаний, а как "носитель Предания", как "посредник" между сферой культурных ценностей и личностью, как создатель условий для исследовательской работы учащихся.

2. В философско-педагогической концепции С.И. Гессена можно выделить философию дидактики, рассматривающую основания образовательного процесса. Ее ведущим компонентом явилась теория единой трудовой школы, базовыми принципами которой им названы принципы равенства образования; "демократической всеобщности"; многоуровневой дифференциации; "конкретной целостности" и органичности; творческой активности и со-деятельности ученика и учителя.

3. Критическая дидактика С.И. Гессена - составная часть его философско-дидактических воззрений. Ее цель - образование свободной критически мыслящей личности, задачи - изучение условий организации образовательного процесса, развитие самостоятельности и творческой содеятельности учеников, мотивационно-потребностного ядра личности, формирование познавательных интересов и исследовательской культуры учащихся. С.И. Гессеном в связи с психофизиологическими этапами развития ребенка проанализирована триада глобальных форм образования - игра-урок-творчество, диалектически перетекающих друг в друга, отражающая идею примата ведущей деятельности личности и задачи каждого из этапов образовательного процесса (аномии-гетерономии-автономии). В контексте творческого и личностно-ориентированного подходов рассмотрены методы образования как способы дидактического взаимодействия учителя и ученика и средства актуализации познавательного потенциала личности и ее саморазвития. Про-блемностъ выступает как важнейшая характеристика образовательного процесса, для реализации которой используются сравнительно-сопоставительные методы и "метод заразы" как способ создания проблемных ситуаций и возбуждения познавательного интереса. Дидактические идеи С.И. Гессена получили развитие в концепции проблемного обучения его ученика польского ученого В. Оконя.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по II главе

1. "Критическая дидактика" С.И. Гессена в противовес традиционной дидактике представляет собой "новую" концепцию, в центре которой стоит личность ребенка. Поскольку главная задача образовательного процесса, с точки зрения ученого, заключается во введении личности в мир культурных ценностей, то дидактика должна не только опираться на эти ценности, но и сконструировать их таким образом, чтобы они органично вливались в образовательный процесс, решая имплицитно задачи, которые отражали бы свое аксиологически направленное содержание. Таким образом, предметом ее исследования является воспитательный и образовательный компоненты в их неразрывной взаимосвязи не только друг с другом, но и с личностью, с одной стороны, и с культурой - с другой.

2. Критическая дидактика С.И. Гессена ставит своей целью гармоническое развитие личности через диалектику свободы, как интегративный компонент всего образовательного процесса. В своей концепции автор отмечает, что целью "новой" дидактики должна быть организация самостоятельной творческой работы (самодеятельного труда) учеников. Согласно с этим в дидактике на первый план выходит проблема организационных форм самостоятельного обучения самих детей. Центр тяжести переносится с «метода обучения» на иную форму - «планирование организации деятельности молодежи».

3. С.И. Гессен выдвигает главную цель научного образования -овладение методом исследования. Эта цель может быть реализована самой личностью через активную творческую содеятельность. Таким образом, педагог снимает проблему формального и материального образования в педагогике, поднимает вопрос о соотношении лично-стно-ориентированного и технологического подходов в обучении.

4. В своей дидактической концепции ученый поднимает проблему организационных форм и методов образовательного процесса. Отрицая возможность универсализации методов обучения, а также подчеркивая взаимосвязь и противоположность методов преподавания и учения, С.И. Гессен отмечал, что любой метод должен использоваться учителем так, чтобы он стимулировал потребностно-мотивационную сферу, активность и творчество ученика. Педагог выдвигает глобальную диалектическую триаду форм образования (игра - урок - творчество), которая отражает расширение границ свободы личности в процессе развития. Формы образования, по С.И. Гессену, должны просвечивать друг в друге, они должны отражать главную цель образования - воспитание человека к свободе и активному творческому поиску, самообразованию и самоорганизации в рамках культурного потока всего человечества.

148

Заключение

Материалы диссертационного исследования, посвященного проблемам критической дидактики в философско-педагогиЧеском наследии С.И. Гессена, позволяют сделать следующие выводы:

Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена, пронизанная идеями гуманизма, педагогического сотворчества, духовности, органично входящая в контекст европейский и российской истории образования, науки и культуры, несомненно, является актуальной для современной педагогики и философии образования. Ее актуализация позволяет заполнить одно из "белых пятен" русской педагогики первой половины XX в., осмыслить тот огромный вклад, который внес русский ученый в развитие отечественной и европейской педагогической мысли.

С.И. Гессен одним из первых в русской педагогике выдвинул идею аксиологического подхода в образовании и тем самым обозначил свою педагогику как "педагогику культуры", главной задачей которой является вхождение личности в поток ценностей культуры народа и человечества. Сформулированное им иерархическое понимание многоуровневой структуры личности позволило ученому взглянуть на образовательный процесс как на процесс многопластовый, внутренне противоречивый, проходящий через самостоятельное и творческое разрешение учащимся сверхличностных задач, через со-трудничество учителя и ученика.

С.И. Гессен предвидел динамику развития европейской средней школы от школы пассивного созерцания к школе активного трудового - интеллектуального и физического - воплощения. Его дидактическая концепция явилась толчком к модернизации образовательных систем многих стран Европы, в частности Италии, Польши, Чехословакии. Мировая практика подтвердила идеи мыслителя о необходимости введения в общеобразовательную школу принципов демократизации, органичности, связи с жизнью и дифференциации.

Критическая дидактика" С.И. Гессена, синтезировавшая в себе традиции русской классической педагогики и идеи западной гуманистической педагогики конца XIX - начала XX вв., предопределила новый подход к решению многих дидактических проблем того времени. Субъектом образовательного процесса, по С.И. Гессену, является активная, "критически мыслящая", творческая и свободная по духу личность. Одной из главных характеристик дидактической концепции ученого является проблемность, стимулирующая, "заражающая" ученика желанием поиска решения, формирующая его исследовательский потенциал, для развития которого используются иерархически связанные друг с другом формы организации и самоорганизации образовательного процесса (игра-урок-творчество), соотнесенные с видами ведущей деятельности личности, и методы образования, как способы развития потребносгно-мотивационной сферы ребенка. С.И. Гессен предвосхитил современные дискуссии по проблемам соотношения технологического и эвристического подходов в образовании (В.И. Андреев, М.В. Кларин и др.), его "критическая дидактика" явилась исходным толчком к развитию теории проблемного обучения в Польше (В. Оконь), а затем и в СССР (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.).

Исследование позволило определить источники, питавшие педагогическую концепцию С.И. Гессена и повлиявшие на эволюцию его взглядов, на личность и факторы ее формирования:

• Западная и русская гуманистическая философская и религиозная мысль. Получив философское "крещение" в Германии, С.И. Гессен вслед за своими учителями (Г. Риккертом, П. Наторпом, В. Рейном) с кантианских позиций обратился к анализу историй европейской (Платон и Аристотель, А. Августин и Т. Гоббс, Ф.В. Шеллинг и Г.В.Ф, Гегель, К. Маркс и Ф. Лассаль и др.) и русской (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Вл. Соловьев, Л. Лопатин и др.) философско-религиозной мысли и ее влияния на гуманитарные науки, на культуру и образование. Философский гуманизм, с одной стороны, и социальная философия, - с другой обратили внимание С.И. Гессена на аксиологические аспекты бытия личности и народа. Эти взгляды послужили основой формирования педагогических взглядов ученого.

• Русская гуманистическая педагогика (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн и др.)- С.И. Гессен постоянно подвергал историческому сравнительно-сопоставительному анализу концепции и идеи русских педагогов, отмечал, что гуманистическое направление в России не успело окончательно сложится, причиной чему явились общественно-политические преобразования в Советской России.

• Изучение инновационных процессов в сфере образовательной политики в Советской России. "Советский фактор" выступал как «раздражитель» развития педагогической мысли в Российском Зарубежье. С.И. Гессен подвергал научному исследованию школу и педагогику Советской России, концепции и взгляды советских педагогов (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, Н.К. Крупская и др.), проводил сравнительно-сопоставительный анализ советской школы со школой западной, подвергал критике школьную систему в Советской России за приоритет государства и его политики в образовании над ценностями личности и народа.

• Русская классическая литература (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.Я. Брюсов, Ф.И. Тютчев и др.)-Изучение смысла жизни и смерти, антиномии добра и зла, нравственных условий и факторов духовного развития личности человека, анализ философских, религиозных идей великой русской литературы, - все это отразилось в педагогическом творчестве С.И. Гессена. Ученого привлекали этические проблемы, поставленные русскими литераторами, которые в он дальнейшем разрабатывал в теории нравственного воспитания,

• История, теория и практика образования в зарубежных странах. С.И. Гессен, выступив как педагог компаративист, дал критический анализ ведущих направлений педагогики Европы и Америки (Идеи Руссо и Толстого, Dalton Plan и трудовая школа, монтессоризм и фребелизм, систему Дж. Дьюи и Г. Кершенштейнера и др.). Он предвидел зарождение "нового" типа школы, проанализировал пути ее развития, дал собственное понимание общеобразовательной школы, главными принципами которой видел обращенность к активной творческой личности, целостность, равенство образовательных возможностей.

• Реальная педагогическая практика в Российском Зарубежье. С.И. Гессен принимал активное участие в создании русской системы образования за рубежом в качестве организатора и участника международных конгрессов, съездов, совещаний по вопросам философии и воспитания, члена Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, заведующего кафедрой педагогики Русского высшего педагогического института педагогики им. Я.А. Коменского, автора учебных пособий и программ как для общеобразовательной школы, так и для вуза.

Обобщая, можно сказать, что С.И. Гессен, будучи видным педагогом, философом, человеком широких научных взглядов, внес значительный вклад в развитие педагогики и дидактики XX века. Система критической дидактики, которая формировалась и претерпевала изменения в течение всей жизни ученого, явилась толчком к развитию образовательных систем многих стран Европы.

Данное исследование не исчерпывает всего многообразия дидактического наследия С.Й. Гессена. В последующих работах самостоятельным предметом исследования могут стать его идеи в области дидактики начальной и высшей школы, педагогики игры и др.

152

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дегюга, Вардан Евгеньевич, Саранск

1. Гессен СИ, Генрих де Ман, как теоретик социализма // Совре- ^ менные записки. Париж, 1929. т. 40. 503-527.

2. Гессен СИ. Глобальный "метод", или глобальное обучение грамоте // Русская школа. Прага, 1935. № 2-3. 19-41. Щ

3. Гессен СИ. Государство и школа во Франции и Англии. Рига, 1934.

4. Гессен СИ. Десять лет советской школы // Русская школа. Прага, 1928. кн. 28. 473-520.

5. Гессен СИ. Евразийство // Современные записки. Париж, 1925. т. 25. 494-508.

6. Гессен СИ. И.Г. Песталоцци // Русская школа за рубежом. ># Прага, 1927. кн. 24. 611-630.

7. Гессен СИ. Избранные сочинения. М., 1998. 814с.

8. Гессен СИ. Иностранцы-очевидцы о советской школе // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. кн. 31. 1-34.

9. Гессен СИ. Итоги культурной пятилетки // Современные записки. Париж, 1933. т. 51-52. С402-417.

10. Гессен СИ. К открытию Русского Педагогического института в Праге. // Русская школа за рубежом. Прага, 1923. кн. 2-3. С92-102.

11. Гессен СИ. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем // сборник статей, посвященных П.Н. Милюкову. 1853-1929. Прага, 1929. С57-786.

12. Гессен СИ. Крушение утопизма // Современные записки. Париж, 1924. т. 19, С227-296.

13. Гессен СИ. Лев Толстой как мыслитель // Лев Толстой. Сборник статей. Прага, 1929. 9-33.

14. Гессен СИ. Лев Толстой как педагог // Русская школа за рубежом. Прага, 1928. кн. 29-30. 631-653.

15. Гессен СИ. Мировоззрение и идеология // Современные записки. Париж, 1935. т. 57. 316-330.

16. Гессен С И . Мировоззрение и образование // Русская школа. Прага, 1934. т. 1. 3-23. т 22. Гессен СИ. Мистика и метафизика // Логос. М., 1910. кн.1. 118-156.

17. Гессен СИ. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. № 7-8.

18. Гессен С И . Мое жизнеописание // Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 412-447. ч

19. Гессен СИ. Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского народного университета. Прага, 1928. ТЛ. ^ 26. Гессен СИ. Науки философские и общественные // Русские в Праге. 1918-1928. Прага, 1928. С 271-275.

20. Гессен СИ. Новая русская философия // Ruch filosofcky. I Pzaha, 1923. № 1.

21. Гессен СИ. Новые аграрные программы европейских социалистических партий // Современные записки. Париж, 1928. т.

22. Гессен СИ. Новый опыт логики// Логос. М., 1925. № 1.

23. Гессен СИ. О понятии и цели нравственного образования // Жизнь и смерть. Сборник памяти д-ра Н.Х. Осипова. Прага, 1936. Т.2. 60-78.

24. Гессен СИ. О пятилетке и проблеме хозяйственной автаркии //Новый Град, 1932. № 5 .

25. Гессен СИ. Об академической свободе // Известия совета ^ студенческих старост. 1919. i М ^ : СССР // Русская школа за рубежом. Прага, 1926. кн. 18. С557-572.

26. Гессен СИ. Органы управления народным просвещением в СССР // Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага, 1926. № 15.

27. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. 418 с.

28. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 448с.

29. Гессен СИ. Очерки философской педагогики. Очерк I. Педагогика как наука. Предварительное определение образования // ЖМНП. Томск, 1919. № 1. 143-163. 41 . Гессен СИ. Пауль Наторп // Русская школа за рубежом. Прага, 1924. кн. 10-11. С 1-8.

30. Гессен СИ. Педагогика Канта // Русская школа за рубежом. Прага, 1924. кн.8. 1-17.

31. Гессен СИ. Педагогика Платона и современность / /Вестник самообразования. Берлин, 1923. № 7. С4-77.

32. Гессен СИ. Политическая свобода и социализм. Петроград, 1917.48с. ^ 45. Гессен СИ. Политические идеи жирондистов // Русская мысль. М., 1910. № 9. С 32-62.

33. Гессен СИ. Последняя фаза советской педагогики // Русская школа. Прага, 1925. № 4. С 27-32.

34. Гессен СИ. Правда демократии // Современные записки. Париж, 1935. т. 58. С 361-378.

35. Гессен СИ. Пятилетка и школьная политика советской власти // Новый град, 1931. № 1. С68-78.

36. Гессен СИ. Развитие физики Галилея и ее отношение к физической системе Аристотеля // Сб. русского института в Праге. Щ Прага, 1929. Т.1. С185-204.

37. Гессен СИ. Свобода и дисциплина. Петроград, 1917. 32с.

38. Гессен СИ. Современный кризис и перерождение капитализма // Новый Град, 1932. № 3-4. W 53. Гессен СИ. Судьба коммунистического идеала образования // Новый Град, 1933. № 6. С 42-60.

39. Гессен СИ. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика. 1993. № 6. 59-64.

40. Гессен СИ. Томаш Масарик // Св. Путь. 1925, № 5.

41. Гессен СИ. Трагедия добра в "Братьях Карамазовых" Достоевского // Современные записки. Париж, 1928. т. 35. С308-338.

42. Гессен СИ. Трагедия зла: философский образ Ставрогина // Путь. Париж, 1932. № 36.

43. Гессен СИ. Философия наказания // Логос. М., 1912-1913, кн. ||^ 1-2, С183-232.

44. Гессен СИ. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом^ 1923-1924. Кн.1. С 8-I 42.

45. Гессен СИ. Фребель и Монтессори // Русская школа за рубежом. Прага, 1927. кн. 27. С 345-363.

46. Гессен С И . Что такое трудовая школа // Свободная трудовая 1^ школа. 1920. сб.2. ^ . м писки. Париж, 1935. т. 59. С445-458.

47. Гессен СИ. Школа и хозяйство// Русская школа. Прага, 1938. №10 . С18-23.

48. Гессен СИ., Новожилов Н.Ф. Школьная политика советской власти за 1927-1930 гг.// Русская школа за рубежом. Прага, 1929. кн. 34. С385-421.

49. Гессен СИ, Школьная система в Чехословакии // Русская школа за рубежом. Прага, 1928. кн. 29-30. С 702-731.

50. Гессен С И . Эволюция единой трудовой школы в Советской России // Русская школа за рубежом. Прага, 1925. кн. 15-16. С226-242.

51. Гессен С И . Эволюция единой трудовой школы в Советской России // Св. Путь. 1925. № 6-7.

52. Hans N. and Hessen S. Educational Policy in Soviet Russia. London, 1930. 236 p.

53. Hessen S., Hans N., Funfzehn Revolution bis zum Encle de funfjzhresplanes (1917-1932). Beltz, 1933.

54. Hessen S. Autobiografia : La pedagogia russa del secololo. XX.- Roma // I problem! della pedagogia. 1956. c . l l7 .

55. Hessen S. Co to jest szkota jednolita // Rucli Pedagogiczny. H^ Warszawa, 1936. № 1. S. 1-16.

56. Hessen S. Die Methode der M. Montessory und ibr Schicksal. Halle, 1936.

57. Hessen S. Die Pedagogik Giovanni Gentiles // Die Erziehung. 1.ipsk, 1934. № 9. S. 401-422; № 10. S. 479-490.

58. Hessen S. "Die Tragodie des Guten in Bruder Karamasoff " (Ver- such einer Darste Hung der Bthik Dostojewskis) Von Sergius Hes-a^ sen. Bonn, Cohen, 1929. Jifi 158

59. Hessen S. Dwa typy wychowania panstwowego // Praca Oswiatowa. Warszawa, 1936. № 6. S. 321-328. i 76. Hessen S. Education and Economic Life // The Year Book of Education. L., 1929. S.47-86.

60. Hessen S. Filozofia - Kultura - Wychowanie. Wroclaw, 1973. 471s.

61. Hessen S. Filosoficke zaklady pedagogiky. Praha, 1936. ^ф 79. Hessen S. Fondamch filosofia della pedagogia (sara pronto in gi-ugno). Roma, 1956.

62. Hessen S. Idea ogolnego wyksztatcenia w szkolnictwie i pedagogice XIX stulecia // Kultura i Wychowanie. Warszawa, • 1936. № 3 . S. 117-135.

63. Hessen S. Individuelle kausalitat. Studien zum transzendentalen. Empirismus. Berlin, 1909. 151s.

64. Hessen S. John Dewey's Erziehungsphilosophie // Die Erziehung. 1.ipsk, 1929. № 5. S. 12.

65. Hessen S. Kritische Fergleichung des Schulwesens der anderen Kulturstaaten // Die teorie der Schule und der Schulaufbau. Handbuch der Pedagogik. Bd. 4. Langensalza. 1928.

66. Hessen S. La pedagogia di G.Gentile // I problemi della pedagogia. Roma, 1952. 48c. ^ 85. Hessen S. La pedagogia di G. Dewey // I problemi della pedagogia. Roma, 1953.

67. Hessen S. La "Scuola serena" di G. Lombard© Radice e la "Scuola \ del lavoro" di G. Kerschensteiner // I problemi della pedagogia. Roma, 1954. 55c.

68. Hessen S. Le virtu platoniche e le virtu evangeliche // I problemi della pedagogia. Roma, 1952. 72c. # ^ 159

69. Hessen S. Leone Tolstoy. Maria Montessory // I problem! della pedagogia. Roma, 1954. 111c. f 89. Hessen S. Meyerson Б. Identite et realite // Вопросы философии и психологии. М., 1911. № 107. 215-227.

70. Hessen S. Nikolai Berdiajew: wahrheit und luge des kommunis- mus // Современные записки. Париж, 1935. № 59, с 479 - 482.

71. Hessen S. О niebezpieczenstwie socjologizmn w pedagogice // Щ Przegl^d Socjologiczny. Poznan-Warszawa, 1938. №1-2. S. 228-249.

72. Hessen S. О poj^ciu struktury w pedagogice // Chowanna. Karowice, 1936. № 4. S. 145-151; № 5. S. 193-203. > 93. Hessen S. О sprzecznosciach i jednosci wychowania. Zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Lwow-Warszawa, 1939. 375 s.

73. Hessen S. Pedagog // Ruch Pedagogiczny. Warszawa, 1947. № 4. S. 319-343.

74. Hessen S. Pedagogia e mondo economico // I problerrii della pedagogia. Roma, 1954. 96c.

75. Hessen S. Pedagogika specjalna i pedagogika ogolna // Szcola Specjalna. Warszawa, 1937. № 1-5. S. 1-12.

76. Hessen S. Podstawy pedagogiki. Warszawa, 1931.

77. Hessen S. Podstawy pedagogiki. Warszawa, Wyd.2. 1935.

78. Hessen S. Polska reforma szkolna // Kultura Pedadogiczna. Krakow, 1933. JVfo 1. S. 357-380.

79. Hessen S. Praca rqczna w szkole ogolnoksztaic^ cej // Praca R^czna w Szkole. Warszawa, 1936. № 1. S. 6-27.

80. Hessen S. Revolution und Tradition im Werke Georg Kerschen- steiners // Die Erziehung. Lipsk, 1932-1933. № 8. S. 17-34. "

81. Hessen S. Ruska pedagogika u XX veku // Ucitel. Belgrad, Ш 9-

83. Hessen S. Russian Schools and Universities in the World War // Современные записки. 1931. № 45. • 104. Hessen S. Sittliche Erziehung // Die Erziehung. Lipsk, 1934-1935. № 10. S. 391-405.

84. Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnei (Zarys didaktyki ogolnej). Warszawa, 1947. 304 s.

85. Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnei (Zarys didaktyki ^J ogolnej). Warszawa, Wyd.2. 1959. 288 s.

86. Hessen S. Struttura e contenuto della schola moderna // I problemi della pedagogia. Roma, 1954.

87. Hessen S. Studia z filozofii kultury. Wybory dokonal, wstepem i przypisami opatrzyl Andrzej Walicki. Warszawa, 1968. 367 s.

88. Hessen S. Szkoia docsztalcaj^ ca zawodowa i jej miejsce w bv systemic szkolnictwa wsp6tczesnego // Szkoia Docsztalcaj% ca Zawodowa. Warsazawa, 1935-1936.№ 9. s. 193-211.

89. Hessen S. Szkoia i demokracja na przelomie. Warsazawa, 1938.

90. Hessen S. Szkoia i gospodarka// Szkoia Zawodowa. 1935-1936.

91. Hessen S. The Rights of Man in Liberalism, Socialism and Communism // Human Rights. London, 1949. S. 108-142.

92. Hessen S. The Education of the Adolescent. London, 1927.

93. Hessen S. Tolstoj e M. Mon'tessori // I problemi della y^ pedagogia. Roma, 1954.

94. Hessen S. Weltanschawng, Ideologic, Bildung. Прага, 1934.

95. Hessen S. Zagadnienie autonomii ksztalcenia // Ruch ^ Pedagogiczny. Warszawa, 1934-1935. № 7. S. 245-255; № 8. S. 285-292; Xa 9. S. 325-335.

96. Hessen S. Zasada catosci w nauczaniu na wyzszych szczeblach szkoly // Kultura i Wychowanie. Warszawa, 1938. Ks 2, S. 83-103. f 161

97. Hessen S., Hans N. Funfzehn Janre Sowietschulwesen. Berlin - 1.ipsk, 1933. ХП, 260s.

98. СИ. Гессен, рецензии, некрологи, обзоры, архивные материалы

99. Гессен С И . В.В. Руднев «Зарубежная русская школа» (рецензия) // Современные записки. Париж, 1924. т. 22. С469-476.

100. Гессен СИ. В.В. Сапожников (некролог) // Русская школа за рубежом. Прага, 1924. кн.10-11. 162-165.

101. Гессен СИ. Вильгельм Рейн (некролог) // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. кн.32. - 218-220.

102. Гессен СИ. Е.Л. Зубашев (некролог) // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. кн.32. 222-224.

103. Гессен СИ. Е.А. Ляцкий «Роман и жизнь. Развитие творческой личности Гончарова» (рецензия) // Русская школа за рубежом. Прага, 1925-26. кн. 13-14. С177-178.

104. СИ. Гессен Журнал заседаний педагогических советов ин- ^ ститута им. Я.А. Коменского (ф.5773 ед. хр. 315; 1922-1927гг,).

105. Гессен СИ. "Из иностранной литературы о советской школе" (обзор) // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. кн.34. С475-479. .у^ щ

106. Гессен СИ. Личное дело при педагогическом институте им. Я.А. Коменского (ф.5773 ед. хр. 315; 1922-1927гг.).

107. Гессен С И . М.М. Газалов (некролог) // Русская школа за рубежом. Прага, 1923. кн.2-3. С224-225.

108. Гессен С И . Н. Бердяев "Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства" (рецензия). Paris: JMKA -PRESS, 1928. 4 . 1 . 271; 4.2. с.23б // Современные записки. Париж, 1928. Т. XXXIX, с.547-554.

109. Гессен СИ. Новая литература о Песталоцци (обзор) // Русская школа за рубежом. Прага, 1927. кн.24. С726-736,

110. Гессен С И . Отакар Кандер (рецензия) // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. кн.34. 483-485.

111. Гессен С И . П.И. Макушин (некролог) // Русская школа за рубежом. Прага, 1925-26. кн. 21-22. 397-399.

112. Гессен С И . П.И. Новгородцев (некролог)// Русская школа за рубежом. Прага, 1924. кн.8. С121-123.

113. Гессен СИ. Переписка с Брушвитом И. М. (ф.5789; ед. хр. 151; 1918-1938ГГ.; инв. оп. 3; дело12).

114. Гессен С И . Программа курса обш;ая педагогика и современные педагогические учения в педагогическом институте им. Я.А. Коменского (ф.5773 ед. хр. 315; 1922-1927гг.; инв. оп. 39-3^ 40.).

115. Гессен С И . Русский Педагогический Ежегодник в Латвии (рецензия)// Русская школа за рубежом. Прага, 1927-28. кн.25. 109-111.

116. Гессен С И . «Русский учитель в эмиграции» (рецензия) // Русская школа за рубежом. Прага, 1925-26. кн. 23. С521-524. ¥t ) ^