автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства
- Автор научной работы
- Кезин, Василий Георгиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства"
На правах рукописи
КЕЗИН ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00.01 — «Общая педагогика»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1998
Работа выполнена в Институте развития личности Российской академии образования
Научный руководитель:
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.Т. Лихачев
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Е.А. Бодмна ,.
кандидат педагогических наук, доцент Д.Л. Теплов
Ведущая организация:
Пермский государственный педагогический университет
Защита состоится «24» декабря 1998 г. в '£> ' часов на заседании диссертационного совета Д 018.05.01 в Институте развития личности РАО по адресу: 119906, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Автореферат разослан « » ноября 1998 г. Ученный секретарь ¡^
диссертационного совета^уСХх-«--^^ -А.Ф. Никитин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема нарушения экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы не могут заслонить ни глубокий политический кризис, ни экономический, в которых оказалась страна. Политические и экономические проблемы лишь усугубляют, актуализируют проблему экологическую. Основную причину экологического кризиса мы видим в другом: в антропоцентрической системе ценностей европейской цивилизации, в основе которой противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматизм мотивов и целей взаимодействия с ней (Э.В.Гирусов. С.Н.Глазачев. А.А.Гусейнов. Н.М.Мамедов, А.А.Тихонов и др.).
В противовес антропоцентризму в европейском обществе и во всем мире с 70-х гг. XX в. развивается новый тип общественного сознания - экоцентрический. В его основе, во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Новый тип сознания утверждается, к сожалению, слишком медленно. Возможности же и терпение природы не безграничны. Истощаются недра, ухудшается естественная среда обитания человека. Природа мстит человеку за его слепоту и гордыню новыми катаклизмами, землетрясениями, озоновыми дырами в атмосфере, изменением климата, болезнями. Все это вполне актуализирует поиск средств, позволяющих более или менее эффективно развивать и формировать •экологическое сознание общества, оптимизировать и гармонизировать взаимоотношения человека и природы.
Одним из таких средств становления нового общественного сознания и культуры является целенаправленная система экологического воспитания и экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего и высшего образования. И хотя экологическое направление - сравнительно новое в образовании и воспитании, сегодня уже накоплен определенный теоретический и практический опыт в его осмыслении и развитии.
Общая цель формирования экологической культуры как гармонического, научно-обоснованного взаимодействия общества и природы, человека и окружающей среды стоит прежде всего перед экологическим образованием, представленным системой научных зна-
ний о взаимосвязях человека и окружающей среды, нормах и правилах ответственного поведения в социоприродной среде, системой практических умении и навыков сохранения благоприятных для жизни условий окружающей среды ( А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Ю.П.Козлов, Н.М.Мамедов, Т.И.Суравегина и др.).
Однако формирование экологической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Культура экологическая - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление экологического сознания как ядра экологической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса требует органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лнхачев, Н.С.Дежникова).
Важное место в содержании экологической культуры, в педагогическом процессе ее формирования занимает нравственно-эстетический аспект, в котором отражается эмоциопально-ценност-иое отношение человека, школьника к природе, людям, самому себе. Необходимость взаимодействия экологического образования и эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе, важная роль их взаимообогащения раскрыта в работах И.Д.Зверева, И.М.Кле-мяшовой, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко, В.М.Сенкевич. Г.И.Суравеги-пой.
Вместе с тем в практике школ данное направление не получило должного развития и возможности разных видов искусства не используются в экологическом образовании и экологическом воспитании в полной мере.
Так, например, музыка, искусство выразительное по своей природе, формирующее у слушателя богатство чувств внутренней эмоциональной стороны жизни, одновременно обогащает и отношение человека, и его чувства к окружающему миру. Художественный образ произведения как единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека раскрывает богатство, ценность и красоту окружающего мира. Педагогически организованный процесс формирования эстетического восприятия природы под воздействием музыки препятствует становлению потребительского и бездуховного отношения школьников к окружающему миру.
В современной теории и практике музыкального воспитания накоплен значительный опыт, создающий определенные предпосылки для формирования духовного мира школьника средствами музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.). Однако роль музыки в воспитании у детей экологического, нравственно-эстетического отношения к действительность не получила должного отражения в педагогической науке и практике.
Следовательно, естественна постановка проблемы исследования: каковы воспитательные возможности музыкального искусства в формировании экологической культуры учащихся в педагогическом процессе?
Реальная картина становления экологической культуры подростков сложна и противоречива. Школьникам этого возраста свойственны несформированность экологических регуляторов поведения в природе, стремление некоторых подростков самоутвердиться среди сверстников путем проявления жестокости по отношению к животным, растениям и в то же время постепенное вытеснение олицетворения природы рационализмом, разумным отношением к ней.
Возраст младших подростков в настоящем исследовании выбран не случайно. Во-первых, в 5-6 классах начинается систематическое изучения учащимися основ наук, в том числе естественных (биология, география), в которые наиболее последовательно входит экологическое знание, создающее теоретическую и практическую основу экологической культуры. Во-вторых, младшие подростки в своем личностном развитии еще не очень далеко ушли от младших школьников. По сути, это переходный к подростпичеству возраст. У младших подростков теоретическое понятийное мышление лишь начинает складываться и большую роль в их сознании по прежнему играют наглядно-образные формы мышления и познания действительности, и, следовательно, эмоционально-чувственное отношение к явлениям, событиям, искусству (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Е.А.Ле-ванова, Л.С.Славина, Д.И.Фельдштейн, Д.В.Эльконин).
Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработка проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом формирования экологической культуры учащихся раннеподрос-ткового возраста обусловили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства».
Объект исследования: экологическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы. . ......
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства при изучении природоведения, биологии, географии.
Цель исследования: состоит в определении условий использования музыки как эффективного средства формирования экологической культуры младших подростков в процессе изучения природоведения, биологии, географии.
Рабочая гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным средством становления экологической культуры учащихся раннеподрос-ткового возраста в том случае, если:
-музыкальные произведения используются на уроках природоведения, биологии, географии для обогащения абстрактно-научных представлений школьников эмоционально-чувственными, музыкально-эстетическими;
-художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов;
-учитель владеет методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с использованием произведений музыкального искусства.
В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи исследования:
-выявить психологические особенности формирования экологической культуры личности .младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы;
-определить значение музыкального искусства в экологическом воспитании школьников;
-разработать и экспериментально обосновать методику включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии для развития экологической культуры личности младших подростков;
-опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей школ по формированию экологической культуры учащихся средствами музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляет идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности экологического и эстетического воспитания учащихся в формировании их экологической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения;
психологов и педагогов о возрастных особенностях младших подростков и необходимости их учета в педагогическом процессе.
Этапы и методы исследования.
1.1994-95 гг. Определение темы, объекта, предмета, цели исследования. Методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической научной литературы, дающий возможность осветить современное состояние изучаемой проблемы.
2. 1995-96 гг. Изучение состояния дела по исследуемому вопросу в школах. Определение гипотезы. Составление программы опытно-экспериментальной работы. Методы: изучение документов школ и органов управления образованием; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; наблюдение за формированием экологической культуры младших подростков в педагогическом процессе школы:,беседы с учителями, школьниками и родителями, анкетирование.
3. 1996-97 гг. Проверка гипотезы путем эксперимента, обработка полученных данных, методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
4. 1997-98 гг. Внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений, обобщение и литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на основе учета возрастных особенностей становления экологической культуры младших подростков экологического воспитательного потенциала музыкального искусства; в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики включения музыкального искусства в уроки природоведения, биологии, географии; в разработке критериев экологической культуры, позволяющих диагностировать степень сформированности личностных качеств школьников в составе следующих компонентов экологической культуры: экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы, экологической деятельности.
Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, разработанная методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в 5-6 классах значительно повышает эффективность экологического воспитания младших подростков, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе. Теоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в учебные дисциплины, спецкурсы по педагогике и частным методикам педагогических вузов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальной работы, статистической значимостью полученных экспериментальных данных, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.
Апробация результатов исследования проводилась: в процессе экспериментальной работы в средних школах № 16,17, гимназии №1 г. Соликамска, на заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (Москва, 199598 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и частных методик Соликамского госпединститута; в ходе научно-практических конференций в Институте развития личности РАО (Москва, 1995-97 гг.), в Соликамском государственном педагогическом институте (Соликамск, 1995-98 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлено в процесс обучения учащихся 5-6 классов на уроках природоведения, биологии, географии в средних школах JS(-'№16, 17, гимназии №1 г. Соликамска Пермской области; в Соликамском государственном педагогическом институте при чтении диссертантом спецкурса «Экологическое воспитание детей средствами искусства», курса «Теория и методика музыкального воспитания», на теоретических и методических семинарах преподавателей СГПИ и школ, а также через публикацию материалов по теме исследования. Отдельные разделы программы прошли апробацию на лекционных и практических занятиях преподавателей кафедр педагогики и частных методик дошкольного и начального образования, медико-биологических дисциплин.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действенным средством формирования экологической культуры младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительности с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.
2. Теоретической основой организации учебного процесса на уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель — научно-познавательный материал урока — музыкальное произведение — целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
3. Овладение учителем методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с включением музыки обусловлено знанием содержания художественных образов музыкальных произведений, способных взаимодействовать с тематическим содержанием преподаваемых предметов, умением применять методы музыкальной и экологической педагогики.
Структура диссертации отвечает предмету, цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации имеется 11 таблиц, 1 схема. Список литературы включает 161 наименование.
Во введении обоснованна актуальность темы исследования, определенны его цель и задачи, объект, предмет, сформулирована гипотеза, указаны использованные методы исследования, его научная новизна и практическая значимость, приведены основные положен!«!, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства» дается анализ характеристики экологической культуры как социального и педагогического феномена, ее содержательных оснований и структуры; рассмотрены особенности формирования в педагогическом процессе экологической культуры личности младших подростков; раскрыто значение музыкального искусства в формировании экологической культуры учащихся.
Во второй главе «Формирован)« экологической культуры младших подростков на уроках природоведения, биологии, географии средствами музыкального искусства. Опыт экспериментального исследования» 'lia основе разработанных критериев излагается программа обследования уровня сформированное™ экологической культуры учащихся, раскрывается на основе сконструированной модели методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в 5-6 классах, анализируются результаты экспериментальной работы.
В заключении формулируются основные выводы по проведенному исследованию.
В приложениях приводятся разработанные критерии оценки сформированности экологической культуры, система заданий для диагностики уровней развитости экологической культуры учащихся, методические рекомендации для учителей по включению произведений музыкального искусства в уроки естественнонаучного цикла, таблицы данных полученных в ходе экспериментальной работы.
Основное содержание работы
Теоретический анализ философской, культурологической и педагогической литературы позволил определить экологическую культуру личности как обобщенную характеристику качеств человека, в основе которых лежит экоцентрическая система общих взглядов на мир, представление о роли человека как составной части природы, восприятие природных объектов как равноправных партнеров в общении, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой (Э.В.Гирусов, П.С.Гуревич, С.Д.Дерябо, Н.М.Мамедов, Е.В.Попов, В.А.Ясвин). Эги качества отражаются в структуре экологической культуры личности, которая представлена экологическим сознанием (Б.Т.Лихачев, И.Т.Суравегина), эмоционально-чувственной сферой (В.И.Баранова, Э.В.Гирусов и И.Ю.Ширкова, А.В.Миронов, Л.П.Печко), экологической деятельностью (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев), экологическими отношениями (И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Л.В.Моисеева и И.Р.Колтунова).
В педагогике выявляются два основных направления в исследовании экологической культуры. Первое связано с формированием экологической культуры как проблемы образования. Второе — с формированием экологической культуры как проблемы воспитания. В исследованиях посвященных вопросам экологического образования понятие «экологическая культура» используется либо как одна из целей (С.Н. Глазачев, Ю.П. Козлов), либо как общая цель (А.Н.Вербицкий, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов). Как проблема экологического воспитания, понятие «экологическая культура» рассматривается как цель экологического воспитания, как новое психическое и культурообразование личности, направленное на достижение совместимости с природой (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова).
Важнейшим аспектом экологической культуры и ее формирования в педагогическом процессе выступает аспект нравственно-эстетический, отражающий духовное, эмоционально-ценностное отношение учащихся к природе, людям, самим себе (И.Д.Зверев, Е.М. Клемяшова, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Л.П.Печко, В.М.Сенкевич, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина). Это есть знание о ценностях нравственно-эстетического характера, нормах и правилах ответственного поведения в социоприродной среде, проявляющееся в чувстве любви к природе, умении получать эстетическое наслаждение от восприятия реально существующей природы и запечатленной в произведениях искусства, эстетически организовать окружающую среду.
Решая проблему формирования экологической культуры учащихся раннеподросткового возраста, мы исходили из необходимости учета следующих основных психологических особенностей этого возраста (Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.):
- изменение мыслительной Деятельности, заключающееся в развитии логического мышления и овладения абстрактными понятиями
— с одной стороны; предрасположенность, как и в младшем школьном возрасте, к наглядно-образному познанию действительности — с другой, делают возможным в формировании экологического сознания и мышления младших подростков сосредоточить внимания не только на теоретических их формах, но и на развитии наглядно-образных представлений;
- яркая эмоциональная окрашенность жизнедеятельности младших подростков, а также стремление к самопознанию и самосовершенствованию позволяют интенсивно развиваться высшим чувствам
— эстетическим, нравственным;
- смена характера учебной деятельности, направленной у младших подростков на самообразование и самовоспитание, а также появление в роли ведущей, развернутой просоциальной деятельности предрасполагают развитие мотивов, потребностей личности младших подростков в общественно необходимой, экологически целесообразной деятельности;
- высокий уровень субъектификации природных объектов определяет наименьшую склонность к выбору утилитарного взаимодействия с природой, позволяет развиваться экологическому, непрагматическому отношению к миру природы.
Изучение опыта формирования экологической культуры в современной школе показывает, что основное внимание в педагогическом процессе направлено преимущественно на формирование экологического сознания, экологической деятельности. Развитие же эмоционально-чувственной сферы остается вне целенаправленной педагогической работы, играет вспомогательную роль.
Необходимость сочетания в экологическом воспитании и экологическом образовании научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием является важнейшим педагогическим принципом, ориентирующим учителей на сочетание в процессе формирования экологической культуры учащихся рационального познания и непосредственного общения с природной средой с воздействием художественно-образных средств искусства. Интеграция научных знаний и образов произведений искусства дает возможность учителю познакомить школьников с сущностью экологических проблем целостно, не только показать картину
экологического состояния мира растений, животных, всей окружающей среды, но раскрыть эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, воспетую поэтами, художниками, композиторами.
Наше исследование показало, что эффективным средством формирования экологической культуры является музыкальное искусство. Изучение эстетической и педагогической литературы (О.А.Апраксина, Е.А.Бодина, Ю.Б.Борев, А.Я.Зись, Д.Б.Кабалевский, М.С.Красильникова, В.В.Медушевский, Г.И.Панкевич и др.) позволило теоретически обосновать три основных причины для постановки музыкального искусства в этом значении:
- ярко выраженная нравственно-эстетическая воспитательная направленность музыкального искусства, замеченная и эффективно используемая от древнегреческих философских систем до современных педагогических теорий и методик;
- включение детей в художественную деятельность, педагогическая организация восприятия музыкальных произведений способствует развитию образного мышления и эмоционально-чувственной сферы личности школьников. Соединяясь с восприятием и осмыслением научных знаний в ходе изучения учебных предметов природоведения, биологии, географии, с развитием абстрактного теоретического мышления, музыкальное искусство формирует целостное мировоззрение, целостную личность и ее экологическую культуру;
- наполненность художественных образов музыкальных произведений жизненным содержанием экологической направленности. Специфика музыки как вида искусства, искусства выразительного, способного через музыкальные интонации ярко и убедительно отображать любой аспект жизни, любую грань взаимоотношений человека с действительностью, позволяет также глубоко воздействовать на слушателя, вызывая определенные чувства, эмоции, представления и. тем самым, формировать отношение человека к действительности.
В качестве критериев оценки сформированное™ экологической культуры были выбраны показатели личностных качеств учащихся, достаточно полно отражающие структуру экологической культуры личности: сознательно-научное отношение к экологическим проблемам (параметр: знание и понимание современных экологически проблем), нравственно-эстетическое отношение к экологическим проблемам (параметры: сформированность нравственной, эмоционально-ценностной направленности личности и развитость эколого-эстети-ческих эмоций и чувств), деятельностно-практическое отношение к экологическим проблемам (параметр: готовность и стремление к ие-прагматическому взаимодействию с природой).
На основе применения данных критериев в ходе констатирующего эксперимента было установлено, что важную роль в формировании экологической культуры личности младших подростков играет эмоционально чувственная сфера. Значительная сама по себе, как отдельный и самостоятельный компонент экологической культу-
ры, она одновременно во многом определяет и уровень развития других компонентов и вместе с тем сформированность экологической культуры в целом. Вместе с тем, данные диагностики показывают, что уровень развития у школьников системы нравственно-эстетических чувств очень низок. Лишь 10% учащихся пятых классов и 12% шестиклассников показали в ходе обследования высокий уровень эмоционального отношения к миру природы.
- Это объясняется и низким воспитательным воздействиям на эмоциональную сферу учащихся содержания учебников по природоведению, биологии, географии, и недостаточным использованием учителями методов и средств комплексного воздействия на рациональную и эмоциональную сферы личности школьников.
Отсутствие эмоционального контакта с детьми, невнимание к развитию в процессе усвоения знаний эмоционально-чувственной сферы школьников приводит к том, что на уроке не формируется глубокая внутренняя убежденность учащихся в необходимости оптимизации взаимодействия с природой, не формируется система экологических ценностей, ориентаций, мировоззренческих позиций, не формируется экологическая культура.
Для устранения выявленных недостатков на основе полученных данных, а также анализа теоретического и практического опыта по формированию экологической культуры школьников была разработана следующая модель включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии: учитель — научно-познавательный материал урока — музыкальное произведение — целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
В соответствии с разработанной моделью, организация проведения экспериментальных уроков с включением музыки, представляет собой реализацию следующих педагогических требований:
1. Выбор экологически значимых, образовательно-воспитательных тем по предметам, таких как: «Растения, животные и внешняя среда», «Растения — живой организм», «Природные комплексы» и ДР-
2. Для соединения в экспериментальных уроках учебных тем с содержанием музыкальных произведений был более ярко выделен нравственно-эстетический аспект научно-познавательного материала отобранных тем. Так, например, по географии в наиболее общем виде он представляет следующее содержание: «Необходимость отношения к планете как общему дому, любви к природе, бережного использования природных ресурсов. Эстетические свойства окружающей географической среды, основных компонентов явлений земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Их значение в жизни человека».
-123. В опоре на выделенные нравственно-эстетические аспекты > учебного материала в уроки были включены музыкальные произведения, такие как: «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, фортепианная миниатюра В.И. Салманова «Утро в лесу», романс «Весенние воды» C.B. Рахманинова на слова Ф. Тютчева, «Диалог ветра и моря» из трех симфонических эскизов «Море» К. Дебюсси и др. Условием их отбора являлось непосредственное или косвенное соотношение образов с учебной темой, доступность для детского восприятия, яркость, жизненная содержательность и правдивость.
4. Учитывая способность музыкального искусства к целостному охвату жизненных явлений, музыкальные произведения были включены вводные и обобщающие уроки, в уроки изучения нового материала в системе уроков по учебной теме. В структуре уроков музыкальные произведения прослушивались, как правило, дважды. Первое - в начале урока, как предпосылка для создания проблемной ситуации, дискуссии по затронутым вопросам, повторное — в конце урока, как эмоциональный итог урока, учебной темы.
5. Активизация воспитательной функции уроков потребовала применения соответствующих методов работы учителя и учащихся. В экспериментальные уроки наряду с традиционно используемыми дидактическими методами были включены методы воспитания, отражающие: во-первых, специфику уроков экологической направленности; во-вторых, особенность уроков как «встреч» школьников с про- , изведениями музыкального искусства; в-третьих, психологические особенности детей раннеподросткового возраста. Такими методами явились: метод «художественной репрезентации природных объектов», описанный в экологической педагогике (С.Д.Дерябо, В.А.Яс-вин); метод «размышлений о музыке» (Д.Б.Кабалевский, Л.В.Го-рюнова) и метод «осознания личностного смысла музыкального произведения» (А.Пиличаускас), применяемые в музыкальной педагогике.
Анализ и обобщение итогов формирующего этапа экспериментального исследования позволили констатировать, что в результате целенаправленных формирующих воздействий показатели экологической культуры личности у школьников экспериментальных классов, по сравнению с учащимися классов контрольных оказались более высокими. Применение метода математической статистики «хи -
- 13- квадрат критерий» по формуле (1) показало качественный рост в
экспериментальных классах сформированное™ экологической культуры личности школьников, что отражено в следующих таблицах:
Таблица №1. Результаты статистической обработки экспериментальных данных, показывающих уровень развития сознательно-научного отношения к природе у школьников экспериментальной и конт-рольпой групп.
классы "хи - квадрат критерий"
экспериментальная группа контрольная группа
пятые 3,7 2,9
шестые ' 13,1 4,5
Таблица №2. Результаты статистической обработки экспериментальных данных, показывавших уровень развития нравственно-эстетического отношения к природе у школьников экспериментальной и контрольной групп.
классы "хи - квадрат критерий"
экспериментальная группа контрольная группа
пятые 21,0 3,6
шестые 16,2 3,3
Таблица ЛеЗ. Результаты статистической обработки экспериментальных данных, показывавших уровень развития деятельностно-практического отношения к природе у школьников экспериментальной и контрольной групп.
классы "хи - квадрат критерий"
экспериментальная группа контрольная группа
пятые 21,0 3,6
шестые 16,2 3,3
Таким образом, осуществление целенаправленных педагогических воздействий и анализ их результатов подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, эффективность разработанной методики включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии для формирования экологической культуры личности младших подростков.
Проведенное исследование, позволяет сделать ряд выводов:
1. Особенности раннеподросткого возраста, а именно: сочетание наглядно-образного восприятия действительности с формирующимся теоретическим мышлением, яркая эмоциональная окрашенность их жизнедеятельности, стремление к общественно-полез-ной деятельности, предрасположенность к непрагматическому отношению с миром природы предоставляют учителю возможность в педагогическом процессе формирования экологической культуры учащихся соединять рациональное познание и непосредственное общение с природной средой с воздействием художественно-образных средств искусства.
2. Эффективным средством формирования экологической культуры является музыкальное искусство. Изучение эстетической и педагогической литературы позволило теоретически обосновать три основных причины, обусловливающих постановку музыкального искусства в значении средства формирования экологической культуры:
- ярко выраженная нравственно-эстетическая воспитательная направленность музыкального искусства, замеченная и эффективно используемая от древнегреческих философских систем до современных педагогических теория и методик;
- включение детей в художественную деятельность, педагогическая организация восприятия музыкальных произведений способствует развитию образного'мышления и эмоционально-чувственной сферы личности школьников. Соединяясь с восприятием и осмыслением научных знаний в ходе изучения учебных предметов природоведения, биологии, географии, с развитием абстрактного теоретического мышления, музыкальное искусство формирует целостное мировоззрение, целостную личность и ее экологическую культуру;
- наполненность художественных образов музыкальных произведений жизненным содержанием экологической направленности. Специфика музыки как вида искусства, искусства выразительного, способного через музыкальные интонации ярко и убедительно отображать любой аспект жизни, любую грань взаимоотношений человека с действительностью, позволяет также глубоко воздействовать на слушателя, вызывая определенные чувства, эмоции, представления и, тем самым, формировать отношение школьника к действительности.
3. Результаты исследования позволили обосновать ряд педагогических условий, обеспечивающих включение произведений музыкального искусства в уроки природоведения, биологии, географии .с
целью эффективного формирования экологической культуры младших подростков.
Первым условием, определяющим весь спектр формирующих воздействий музыки на уроке является выделение учебных тем экологической направленности, способных принять в свое научно-гтозна-вательное пространство произведения музыкального искусства. При этом, необходимо обеспечить органичность соединения учебных тем с художественными образами музыкальных произведений через введение промежуточного этапа между учебной темой и музыкальным произведением, то есть через акцентирование уже имеющегося в учебной теме, или разработанного исследователем нравственно-эстетического аспекта учебной темы.
Вторым условием, обеспечивающим эq>фeктивнocгb включения произведений музыкального искусства в содержание уроков природоведения, биологии, географии является подбор соответствующих учебным темам произведений отечественной и зарубежной музыки, ярко и правдиво отображающих тему природы и отношение к ней человека и также правильное определение их места и значения на уроке.
Третьим условием эффективности воспитательных воздействий музыки на уроке является использование учителем методов музыкальной (размышление о музыке, осознание личностного смысла произведения) и экологической (художественная репрезентация природных объектов) педагогики.
Настоящее исследование, посвященное проблеме формирования экологической культуры личности младших подростков средствами музыки не претендует на исчерпывающее се освещение. В частности, не подвергнуто анализу такое значимое условие воспитания экологичной личности, как уровень музыкально-эстетической и экологической культуры учителя. Проведенное исследование создает основу для частнометодических разработок проблемы.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. О значении музыкального искусства в формировании экологической культуры школьников в педагогическом процессе школы / / Проблемы образования на современном этапе. Материалы региональной научно-практической конференции. — Соликамск, 1995. — С.95-96.
2. Музыка как средство экологического воспитания школьников // Актуальные проблемы развития личности: теория и практи-
ка. Тезисы третьей научно-практической конференции молодых ученых 8-9 июня 1995 года - г. Москва, РАО, Институт развития личности. - М„ 1995. - С. 43-45.
3. О некоторых современных тенденциях школьного экологического образования / / Актуальные проблемы воспитания и развития личности. Тезисы четвертой научно-практической конференции молодых ученых 14-15 мая 1996 года - г. Москва, РАО, Институт развития личности. — М., 1996. — С. 182-184.
4. Концептуальные основы школьного экологического образования как объекта исследования в педагогике / / Экологические проблемы и способы их решения. Сборник научных статей по материалам конференции. Соликамский госпединститут. — Соликамск,
1997. - С. 41-52.
5. Интеграция музыкального искусства в экологический научно-познавательный материал / / Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика. Тезисы пятой научно-практической конференции молодых ученых 13-14 мая 1997 года -г. Москва. РАО, Институт развития личности. — М., 1997. — С. 151-154.
6. Религиозно-нравственная философия Вл. Соловьева как методологическая основа духовно-ценностного аспекта экологического воспитания и образования // Материалы научио-практической конференции преподавателей и студентов СГПИ. Выпуск .№1 (1997г.) Соликамский госпединститут. — Соликамск, 1997. — С.169-184.
Подписано к печати 20.11.1998 г. Заказ №69. Гарнитура «Академия». Печать офсетная. У сл. печ. листов - I. Тираж 100 экз. Отпечатано в издательстве СГПИ, г. Соликамск, ул. Северная, 44.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кезин, Василий Георгиевич, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 13-
§ 1.1. Экологическая культура как предмет философских и психолого-педагогических исследований 13-
§ 1.2. Особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе. 46-
§ 1.3. Музыкальное искусство как средство формирования экологической культуры школьников. 83-
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 116-
§ 2.1. Критерии и уровни сформированности экологической культуры младших подростков на уроках естественнонаучного цикла 117-
§ 2.2. Организация и методика проведения формирующего эксперимента 144-
§ 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 167
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства"
Актуальность, Проблема нарушения экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы не могут заслонить ни глубокий политический кризис, ни экономический, в которых оказалась страна. Политические и экономические проблемы лишь усугубляют, актуализируют проблему экологическую. Основную причину экологического кризиса мы видим в другом: в антропоцентрической системе ценностей европейской цивилизации, в основе которой противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматизм мотивов и целей взаимодействия с ней (Э.В. Гирусов. С.Н. Глазачев. А.А. Гусейнов. Н.М. Мамедов, А.А. Тихонов и др.).
В противовес антропоцентризму в европейском обществе и во всем мире с 70-х гг. XX в. развивается новый тип общественного сознания - экоцентрический. В его основе, во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Новый тип сознания утверждается, к сожалению, слишком медленно. Возможности же и терпение природы не безграничны. Истощаются недра, ухудшается естественная среда обитания человека. Природа мстит человеку за его слепоту и гордыню новыми катаклизмами, землетрясениями, озоновыми дырами в атмосфере, изменением климата, болезнями. Все это вполне актуализирует поиск средств, позволяющих более или менее эффективно развивать и формировать экологическое сознание общества, оптимизировать и гармонизировать взаимоотношения человека и природы.
Одним из таких средств становления нового общественного сознания и культуры является целенаправленная система экологического воспитания и экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего и высшего образования. И хотя экологическое направление - сравнительно новое в образовании и воспитании, сегодня уже накоплен определенный теоретический и практический опыт в его осмыслении и развитии.
Общая цель формирования экологической культуры как гармонического, научно-обоснованного взаимодействия общества и природы, человека и окружающей среды стоит прежде всего перед экологическим образованием, представленным системой научных знаний о взаимосвязях человека и окружающей среды, нормах и правилах ответственного поведения в социоприродной среде, системой практических умений и навыков сохранения благоприятных для жизни условий окружающей среды (А. Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Ю.П.Козлов, Н.М.Мамедов, Т.И.Суравегина и др.).
Однако формирование экологической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Культура экологическая - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление экологического сознания, как ядра экологической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).
Важное место в содержании экологической культуры, в педагогическом процессе ее формирования занимает нравственно-эстетический аспект, в котором отражается эмоционально-ценностное отношение человека, школьника к природе, людям, самому себе. Необходимость взаимодействия экологического образования и эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе, важная роль их взаимообогащения раскрыта в работах И.Д.Зверева, И.М. Клемяшовой, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко, В.М.Сенкевич, Т.И.Суравегиной.
Вместе с тем в практике школ данное направление не получило должного развития и возможности разных видов искусства не используются в экологическом образовании и экологическом воспитании в полной мере.
Так, например, музыка, искусство выразительное по своей природе, формирующее у слушателя богатство чувств внутренней эмоциональной стороны жизни, одновременно обогащает и отношение человека, и его чувства к окружающему миру. Художественный образ произведения как единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека раскрывает богатство, ценность и красоту окружающего мира. Педагогически организованный процесс формирования эстетического восприятия природы под воздействием музыки препятствует становлению потребительского и бездуховного отношения школьников к окружающему миру.
В современной теории и практике музыкального воспитания накоплен значительный опыт, создающий определенные предпосылки для формирования духовного мира школьника средствами музыки (Э. Б.Абдуллин, Ю.М.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.). Однако роль музыки в воспитании у детей экологического, нравственно-эстетического отношения к действительности не получила должного отражения в педагогической науке и практике.
Следовательно, естественна постановка проблемы исследования: каковы воспитательные возможности музыкального искусства в формировании экологической культуры учащихся в педагогическом процессе?
Реальная картина становления экологической культуры подростков сложна и противоречива. Школьникам этого возраста свойственны несформированность экологических регуляторов поведения в природе, стремление некоторых подростков самоутвердиться среди сверстников путем проявления жестокости по отношению к животным, растениям и в то же время постепенное вытеснение олицетворения природы рационализмом, разумным отношением к ней.
Возраст младших подростков в настоящем исследовании выбран не случайно. Во-первых, в 5-6 классах начинается систематическое изучения учащимися основ наук, в том числе естественных (биология, география), в которые наиболее последовательно входит экологическое знание, создающее теоретическую и практическую основу экологической культуры. Во-вторых, младшие подростки в своем личностном развитии еще не очень далеко ушли от младших школьников. По сути, это переходный к подростничеству возраст. У младших подростков теоретическое понятийное мышление лишь начинает складываться и большую роль в их сознании по прежнему играют наглядно-образные формы мышления и познания действительности, и, следовательно, эмоционально-чувственное отношение к явлениям, событиям, искусству (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Е. А. Леванова, Л.С.Славина, Д.И.Фельдштейн, Д.В.Эльконин).
Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработка проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом формирования экологической культуры учащихся раннеподро-сткового возраста обусловили выбор темы исследования: "Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства".
Объект исследования: экологическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства при изучении природоведения, биологии, географии.
Цель исследования: состоит в определении условий использования музыки как эффективного средства формирования экологической культуры младших подростков в процессе изучения природоведения, биологии, географии.
Рабочая гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным средством становления экологической культуры учащихся раннеподро-сткового возраста в том случае, если: в музыкальные произведения используются на уроках природоведения, биологии, географии для обогащения абстрактно-научных представлений школьников эмоционально-чувственными, музыкально-эстетическими; в художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов; в учитель владеет методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с использованием произведений музыкального искусства.
В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи исследования: выявить психологические особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы; в определить значение музыкального искусства в экологическом воспитании школьников; разработать и экспериментально обосновать методику включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии для развития экологической культуры личности младших подростков; в опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей школ по формированию экологической культуры учащихся средствами музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности экологического и эстетического воспитания учащихся в формировании их экологической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения; психологов и педагогов о возрастных особенностях младших подростков и необходимости их учета в педагогическом процессе.
Этапы и методы исследования.
1. 1994-95 гг. Определение темы, объекта, предмета, цели исследования. Методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической научной литературы, дающий возможность осветить современное состояние изучаемой проблемы.
2. 1995-96 гг. Изучение состояния дела по исследуемому вопросу в школах. Определение гипотезы. Составление программы опытно-экспериментальной работы. Методы: изучение документов школ и органов управления образованием; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; наблюдение за формированием экологической культуры младших подростков в педагогическом процессе школы: беседы с учителями, школьниками и родителями, анкетирование.
3. 1996-97 гг. Проверка гипотезы путем эксперимента, обработка полученных данных, методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
4. 1997-98 гг. Внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений, обобщение и литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на основе учета возрастных особенностей становления экологической культуры младших подростков экологического воспитательного потенциала музыкального искусства; в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики включения музыкального искусства в уроки природоведения, биологии, географии; в разработке критериев экологической культуры, позволяющих диагностировать степень сформированно-сти личностных качеств школьников в составе следующих компонентов экологической культуры: экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы, экологической деятельности.
Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, разработанная методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в 5-6 классах значительно повышает эффективность экологического воспитания младших подростков, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе. Теоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в учебные дисциплины, спецкурсы по педагогике и частным методикам педагогических вузов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальной работы, статистической значимостью полученных экспериментальных данных, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.
Апробация результатов исследования проводилась: в процессе экспериментальной работы в средних школах № 16,17, гимназии №1 г. Соликамска, на заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (Москва, 1995-98 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и частных методик Соликамского госпединститута; в ходе научно-практических конференций в Институте развития личности РАО (Москва, 1995-97 гг.), в Соликамском государственном педагогическом институте (Соликамск, 1995-98 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлено в процесс обучения учащихся 5-6 классов на уроках природоведения, биология, географии в средних школах №№16, 17, гимназии №1 г.Соликамска Пермской области; в Соликамском государственном педагогическом институте при чтении диссертантом спецкурса "Экологическое воспитание детей средствами искусства", курса "Теория и методика музыкального воспитания", а также через публикацию материалов по теме исследования, на теоретических и методических семинарах преподавателей СГПИ и школ. Отдельные разделы программы прошли апробацию на лекционных и практических занятиях преподавателей кафедр педагогики и частных методик дошкольного и начального образования, медико-биологических дисциплин.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действенным средством формирования экологической культуры младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительности с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.
2. Теоретической основой организации учебного процесса на уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно-познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
3. Овладение учителем методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с включением музыки обусловлено знанием содержания художественных образов музыкальных произведений, способных взаимодействовать с тематическим содержанием преподаваемых предметов, умением применять методы музыкальной и экологической педагогики.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
На основе проведенной нами исследовательской и экспери ментальной работы можно сделать следующие выводы.Теоретической основой настоящего исследования является положение экологической педагогики о том, что экологическая культура личности есть обобщенная характеристика качеств чело века, в основе которых лежит эксцентрическая система общих взглядов на мир, представление о роли человека в мире как со ставной части природы, восприятие природных объектов как рав ноправных партнеров в общении, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой.Изучение опыта формирования экологической культуры в сов ременной школе показывает, что основное внимание в педагогиче ском процессе направлено преимущественно на формирование экологического сознания, экологической деятельности. Развитие же эмоционально-чувственной сферы остается вне целенаправ ленной педагогической работы, играет вспомогательную роль.Следует отметить, что при таком подходе формирование целост ной экологической культуры осуществляться не может.Необходимость сочетания в экологическом воспитании и эко логическом образовании научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием явля ется важнейшим педагогическим принципом.В настоящей работе основное внимание уделялось рассмот рению процесса формирования экологической культуры младших подростков. Особенности раннеподросткого возраста, а именно: сочетание наглядно-образного восприятия действительности с формирующимся теоретическим мышлением, яркая эмоциональная окрашенность их жизнедеятельности, стремление к общественно195-
полезной деятельности, предрасположенность к непрагматическо му отношению к миру природы, предоставляют учителю возмож ность в педагогическом процессе формирования экологической культуры учащихся соединять рациональное познание и непосред ственное общение с природной средой с воздействием художест венно-образных средств искусства.Наше исследование показало, что эффективным средством формирования экологической культуры является музыкальное ис кусство. Изучение эстетической и педагогической литературы по зволило теоретически обосновать три основных причины, позво ляющих постановку музыкального искусства в значении средства формирования экологической культуры: • ярко выраженная нравственно-эстетическая воспитательная на правленность музыкального искусства, замеченная и эффективно используемая от древнегреческих философских систем до совре менных педагогических теорий и методик; • включение детей в художественную деятельность, педагогиче ская организация восприятия музыкальных произведений способ ствует развитию образного мышления и эмоционально чувственной сферы личности школьников. Соединяясь с воспри ятием и осмыслением научных знаний в ходе изучения учебных предметов природоведения, биологии, географии, с развитием аб страктного теоретического мышления, музыкальное искусство формирует целостное мировоззрение, целостную личность и ее экологическую культуру; • наполненность художественных образов музыкальных произведе ний жизненным содержанием экологической направленности. Спе цифика музыки как вида искусства, искусства выразительного, спо собного через музыкальные интонации ярко и убедительно отображать любой аспект жизни, любую грань взаимоотношений чело века с действительностью, позволяет также глубоко воздейство вать на слушателя, вызывая определенные чувства, эмоции, пред ставления и, тем самым, формировать отношение человека к дей ствительности.Формирование экологической культуры только тогда может быть высокоэффективным, когда различные компоненты экологи ческой культуры раскрываются и развиваются во взаимодействии всех школьных предметов, как естественных, так и гуманитарных.В экспериментальной работе мы обратились к урокам природове дения, биологии и географии, так как эти предметы, представляю щие естественнонаучные дисциплины в 5-6 классах, закладывают в экологическое сознание учащихся необходимый фундамент для развития экологической культуры.Результаты исследования позволили определить ряд педаго гических условий, обеспечивающих включение произведений музы кального искусства в уроки природоведения, биологии, географии с целью эффективного формирования экологической культуры младших подростков.Первым условием, определяющим весь спектр формирующих воздействий музыки на уроке, является выделение учебных тем экологической направленности, способных принять в свое научно познавательное пространство произведения музыкального искус ства. При этом, необходимо обеспечить органичность соединения учебных тем с художественными образами музыкальных произве дений через введение промежуточного этапа между учебной темой и музыкальным произведением, то есть акцентирование уже имеющегося в учебной теме, или разработанного исследователем нравственно-эстетического аспекта учебной темы.Вторым условием, определяющим эффективность включения произведений музыкального искусства в содержание уроков приро доведения, биологии, географии, является подбор соответствую щих учебным темам произведений отечественной и зарубежной музыки, ярко и правдиво отображающих тему природы и отношение к ней человека и также правильное определение их места и значе ния на уроке.Третьим условием эффективности воспитательных воздейст вий музыки на уроке является использование учителем методов музыкальной (размышление о музыке, осознание личностного смысла произведения) и экологической (художественная репрезен тация природных объектов) педагогики.Настоящая работа, посвященная проблеме формирования экологической культуры личности младших подростков средствами музыки не претендует на исчерпывающее ее освещение. В частно сти, не подвергнуто анализу такое значимое условие воспитания экологичной личности, как уровень музыкально-эстетической и экологической культуры учителя. Проведенное исследование соз дает основу для частнометодических разработок проблемы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кезин, Василий Георгиевич, Москва
1. Адищев В.И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг.): Учебное пособие. Пермь: ПГПИ 1991 . -115 с.
2. Алексеев С В . Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации /С.-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства / - СПб.: 1994.- 54 с.
3. Андреев Д. Об истории и педагогике восприятия природы // Эстетическое воспитание и экология культуры / сост. Генисаретскии О.И., Мелик-Пашаев А.А. М.: Советский художник, 1988. 242-251.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
5. Асафьев Б.В. Интонация // Методологическая подготовка учителя музыки. Хрестоматия. /Сост. Э.Б. Абдуллин. М,:МИРОС, 1992. 19-24.
6. Багадуров В.А., Беркман Т.П., Дышлевская В.А., Локшин Д.Л. , Румер М.А. Воспитание восприятия музыки // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. Учеб. пособ. / сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. -С .100-102 .
7. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование (Материалы конференции). Моск. гос. пед. инс-т им. В.И. Ленина. М.1989, 76-80.
8. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: (Эволюция и современные тенденции реализации): Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 420 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштеина. М.: изд-во "Институт практической психологии", - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.
10. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979, - 96 с. 11 . Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М., Политиздат. 1988, -496 с.
11. Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики / Вопросы философии, 1986, №2. 145-152. '13. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Е.В. Попова - М.: ВЛАДОС, 1996. - 336 с.
12. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
13. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. - 1989, №3. - 10-16.
14. Вербицкий А.Н. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н. Глазачева, Волгоград, "Перемена" 1996, 115-127.
15. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1967.- 415 с.
16. Воспитание экологической культуры школьников как психолого- педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). - Сб. науч. статей / Под ред. Б.Т. Лихачева и Н.С. Дежни-ковой. - М.: 1997. - 64 с. -200
17. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюдова Н.П. География, физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 кл. ср. шк. 2-е изд., М.: Просвещение, 1990, - 192 с.
18. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. - М.: Знание, 1982.- 224 с.
19. Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. Автореферат дисс. ... д-ра филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978,-32 с.
20. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. // Экология, культура, образование (материалы конференции). / Фи-лос-е общ-во СССР, Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, -М.,1989, 11-18.
21. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. - М., 1995, 241 . »27. Гирусов Э.В. Ширкова И.Ю. Экология и культура. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
22. Глазачев Н. Предисловие // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. Науч. трудов./Под ред. С И . Глазаче-ва, Волгоград: "Перемена", 3-6.
23. Голубец М.Г. Об объеме и содержании экология, // Экология, 1985. №1. 43 .
24. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе, 1988, №2. 7-17. -201 31 . Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе, 1993, №1. 15-21.
25. Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. Отношение к природе как показатель нравственно активной личности. // Нравственная культура личности и пути ее формирования: Тез. докл. Махачкала, ДГУ. 1994. 49-54.
26. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс. 1994, - 134 с.
27. Давлеткельдиев А.А., Чалагизов Б.Н. Понятие и структура экологического сознания // Экология, культура, образование (Материалы конф.) / Филос-е общ-во СССР, Моск. гос. пед. инст-т им. В.И.Ленина - М., 1989, 53-57.
28. Дежникова Н .С , Цветкова И.В. Экология и культура: методика воспитания младших школьников. - М., 1995,- 46 с.
29. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов. - Волгоград: Перемена, 1996. - 72-84.
30. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
31. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии. 1990, №1 - 33-50.
32. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979, - 128 с.
33. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х тт. Сост. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1973. Т , 1 . - 408 с.
34. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т . 1 . Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Изд-во академии художеств СССР. 1962 - 682 с.
35. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т.2. Эстетические учения XVl l -XVII I веков. М.: Искусство, -1964. - 832 с.
36. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5т. Т.4. Первый полутом. Русская эстетика XIX века. - М.: Искусство, - 1969. - 784 с. 51 . Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
37. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. - М.: Просвещение, 1994. - 13-35.
38. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе, 1992. №1, 11-19.
39. Каган М.С Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987, №4 28-32.
40. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование // Проблема природоохранного образования и воспитания, - М.: Наука, 1982. - 45.
41. Карпеев А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников. Дис. ... канд. пед. наук - Ульяновск,1992. 2 30 с .
42. Козлов Ю.П. Проблемы развития экологического образования в России. // Экологическое образование и воспитание: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1996. 34-39.
43. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей. - М.: Интер-пракс, 1994.- 134 с.
44. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. / НИИ Теории и методов воспитания АПН СССР - М., 1991. - 134 с.
45. Корчагина В.А. Биология. Учебник для 6-7 классов средней школы, 24-е изд., М.: Просвещение, 1993. -258 с.
46. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, Изд-во Сам. ГПИ. 1994. - 165 с.
47. Красильников М.С. Отдельные виды деятельности или единая музыкальная деятельность? // Музыка в школе. 1987, №2, 2-6.
48. Краснобородько Н.И., Попов Е.В. Экология и экологическая культура // Введение в культурологию. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996, 291-300.
49. Куликова С В . Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков. Дисс. ... канд. пед. наук. - Орел, 1993. - 229 с.
50. Лаптева И.С Самовоспитание экологической культуры подростков:: (Методич. рекомендации. // РАО, Институт развития личности. - М., 1995. - 42 с. бЭ.Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.; МПГУ, 1993. - 151 с.
51. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учеб. пособие -М. : Просвещение, 1985. - 176 с,
52. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учеб. пособие. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
53. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 1993, №2. 19-
54. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка :: - 2-е изд., - М.: Рус. яз., 1993, - 704 с.
55. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 559 с.
56. Мазель Л.И. Строение музыкальных произведений:: Учеб. пособие. - М.: Музыка,1986.- 528 с.
57. Маньковская Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом. // Философские науки. 1992, №2, 16-31.
58. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер. с серб.-хорв. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
59. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. - Ленинград: Музыка, 1998. - 88 с.
60. Медушевскии В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. 1995, №2. 64-65.
61. Медушевскии В.В. Красота природы в музыке и ее этические основания // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек - природа - искусство. - Ленинград: изд. "Наука",1966. 197-215.
62. Мелик-Пашаев А.А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое вое-питание и экология культуры / Сост. Генесаретский О.И., Мелик-Пашаев А.А. / - М.: "Советский художник", 1988. 7-9.
63. Мелик-Пашаев А.А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре // Искусство в школе, 1992, №1 32-37.
64. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н,, Природоведение. Учебник для 3,5 классов средней школы, 7-е изд. - М.: Просвещение, 1991,-242 с. 91 . Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1989. - 220 с.
65. Моисеев Н,Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 351с.
66. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Уральский пед. ин-т. - Екатеринбург, 1993. - 40 с.
67. Музыка в начальных классах: Метод, пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. руков. Д.Б. Кабалевский.. - М.: Просвещение, 1985. - 140 с.
68. Музыка в 4-7 классах: Метод, пособие для учителя / Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Науч. руков. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
69. Музыка в школе, 1988, №2. - 80 с.
70. Музыка в школе, 1989, №4,- 80 с.
71. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия. 1990. - 672с.
72. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии; Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1987.- 146-162.
73. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе, 1991.,№3. 10-17.
74. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. В 3 кн. Кн .1 . Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995. -576 с.
75. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. В 3 кн. Кн.2. Психология образования - 2-е изд. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995. -496 с.
76. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. В 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 2-е изд. - М.: Просвещение "ВЛАДОС", 1995. - 512 с.
77. Николина В.В. Ценностный компонент экологической культуры // Междунар. коф. по экол. образованию - М.; Обнинск, 1995. 111.
78. Новиков Г.А. Сто лет экологии Эрнста Геккеля // Очерки по истории экологии. - М. 1970.- 22-76.
79. Новые ценности образования = New Educational values / О.Г. Газман, P.M. Вейсе, Н.Б. Крылова. Рос. гуманит. науч. фонд, Ин-т пед. инноваций РАО "Инноватор" - М., 1995. - 103 с.
80. Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой парадигме, - М.: Центр педагогики мира, 1993. - 8-28.
81. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, - 1986. - 464 с. -208-
82. Организация экологического образования в школе / Под ред. И,Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - Пермь,1990. - 148 с.
83. Остроменскии В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975. - 200 с.
84. Панкевич Г.И. Звучащие образы (о музыкальной выразительности). - М.: Знание, 1977. - 112 с.
85. Панкевич Г.И. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987. - 112 с.
86. Панова Б.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Дисс. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1996. - 176 с.
87. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение,1983. - 608 с.
88. Падагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.,1995. - 638 с.
89. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема / Пособие для учителя. - М.: МИРОС. 1992. - 40 с.
90. Пиличаускас А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе, 1989, № 1. 6 - 1 1 .
91. Подласый М.П. Педагогика. - М. 1996. - 432 с.
92. Подростки XX века : проблемы и поиски их решения : Межд. конф., 1995 Мое. ин-т развития личности РАО, 1995. - 207 с.
93. Поршнева Ю.С. Формирование эстетического отношения к реальным объектам окружающего мира у школьников 4-5 кл.: дисс. ... канд. пед. наук: - М., 1992. - 167 с.
94. Программы образовательных учреждений. Биология, - М.: Просвещение, 1994, - 144 с.
95. Программы образовательных учреждений. Биология. - М.: Просвещение, 1996, - 208 с.
96. Программы образовательных учреждений. География. М.: Просвещение, 1996, - 190 с. - 2 09 -
97. Программы средней общеобразовательной школы. Биология. М.: Просвещение, 1990, - 46 с.
98. Программы средней общеобразовательной школы. География. М.: Просвещение, -1990.- 48 с.
99. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г Яко- шевского. - М.: Политиздат, 1990.- 494 с. 127. 126 Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. Учеб. пособие / Рос. открытый ун-т - М.: изд-во РОУ, 1994. - 99 с.
100. Розов Н.О. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитар, обр-я в высш. школе) - М., 1992. -154 с.
101. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1983, - 1600 с.
102. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1993. - 740 с.
103. Солдаткина И.Ю. Формирование экологической культуры как проблема коммунистического воспитания. Дис... канд. филос. наук. -М., 1985. - 187 с.
104. Соловьев B.C. Красота в природе. // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С Т . Семенова, А.Г. Гачева. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 91-97.
105. Соловьев B.C. Оправдание добра / Соч. в 2 т. Т . 1 . Сост. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги, - М.: Мысль, 1988. 47-548.
106. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е, допол. - П.: Музыка, Ленин, отд-е, 1975. - 64 с.
107. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. - М.: Новая школа, 1994. - 125 с.
108. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина : эмоциональное и эстетическое воспитание // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т.1 - М.: Педагогика, 1979. 464-524.
109. Тараканова Л.Р. Становление экологически грамотного поведения мл. подростков в туристско-краеведческой деятельности. Д и с с . . . канд. пед. наук, - СПб. 1995. - 181 с.
110. Тихонов А.А. Экологическое мышление и ценностные ориентации современной культуры. // Экология, культура, образование. (Материалы конф.) Ред. колл.: Мамедов Н.М. и др. - М., 1989. 28-34.
111. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. - М., АПН РСФСР, 1950. - 775 с.
112. Ушман Г. Определение Эрнстом Геккелем понятия "экология" // Очерки по историй экологии. - М., 1970. - 10-21.
113. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Международная академия., 1997. - 226-236.
114. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. - 192 с.
115. Федорова В.Н., Якупов З. Методика обучения природоведению в 4 классе. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
116. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, - М., 1991. - 560 с.
117. Формы экологического образования в школе: практическая экология / Под ред. В.А. и И.З. Сковородкиных. - Архангельск, 1994.-190 с. -211 -
118. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А. Коменского // Искусство в школе, 1993, №1. 54-57.
119. Храменков Н.Н. Экологическая культура общества и личности. Дисс. ... канд. филос. наук - Горький, 1984,- 198 с.
120. Цветкова И.В. Маленький принц Земли : Программа формирования экологическою культуры детей и подростков. - М., 1995. - 21 с.
121. Шварц С. К истории основных понятий современной экологии. // Очерки по истории экологии. - М., Наука, 1970. - 89-105.
122. Школьное экологическое образование: Сб. материалов. - Казань: Природа: БУЛАК - 2, 1994. - 72 с.
123. Школяр Л.В. Обновление содержания музыкального образования / Искусство в школе, 1995, №2. 59-61.
124. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. - М.: Мол. гвардия. 1958. - 16 с.
125. Шумилова Е.А., Янушко А.В. Социально-психологическая сфера отражения экологических проблем // Экология, культура, образование. М.,1989. 80-85.
126. Щетинин М. Вырастить уникальное в каждом // Музыка в школе. 1988, №2. 17-21.
127. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 136 с.
128. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М.:Педагогика. 1983. - 160 с.
129. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. Учебное пособие / Под ред. Л.В. Петровского, сост. В.В. Мироненко - М.: Про-' свещение, 1977. 248-356.
130. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М., 1967 - 360 с. - 2 1 2 -
131. Юсупова Ш.М. Методика развития экологической культуры в курсе биологии 6 класса. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. -128 с.
132. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 1966 - 292с.
133. Яковлева Е.В. Развитие экологи.ческой культуры личности младших школьников. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 175 с. -213