автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетических ориентаций у младших школьников общеобразовательной школы
- Автор научной работы
- Нужная, Ирина Андреевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетических ориентаций у младших школьников общеобразовательной школы"
4 /'.■
/ ' •
Министерство народного образования РСФСР
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А.И.Герцена
На правах, рукописи УДК 78 (07)
НУХНАЯ ИРИНА АНДРЕЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАШЙ У МЛАДШХ ШКОЛЬНИКОВ ОЫЦВОЕРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ /на материале музыки/
13.00.01 - теория и история педагогики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ленинград - 1989
Диссертация выполнена на кафедре общей педагогики Л< нинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени А.И.Герцена.
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Ы.Г.Казакина
Официальные оппоненты: доктор психологических наук,
профессор В.Л.Дранков 1 кандидат педагогических наук, доцент Н.К.Голубев
Ведущая организация: Новосибирский государственный педагс гический институт
Защита состоится "г7" /1_&Аср1989 г. в ^
на заседании специализированного Совета Д 113.05.03 по п] суждению ученой степени доктора наук при Ленинградском г< дарственном'педагогическом институте им.А.И.Герцена /19П86, Ленинград, наб. р.Ыойки, 48, корпус II, ауд. 32/
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.
Автореферат разослан "Ю" 0(СМЛЪр#, 1989 г.
Ученый секретарь специализированного совета И.А.Колесник
■ " : \ ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
-^УК'уаЬъность темы. Разработка аксиологического аспекта ^^-¡¡и^^Цг-п ипрптатаиия дотей продиктована возрастанием роли личностного фактора в принятии и реализации социально-экономических программ, ориентированных не только на настоящее, но а на будущее.
В материалах ХХУТ1 съезда КПСС содержится важный выпод о юобходимости формировать ценностные ориентации у советских, иодей, обогащать их духовный мир. В соответствии с посталсв-тениямн февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС необходимо в большей мере использовать нравственно-эстетические возглозшо-;ти каждого учебного предмета, особенно предметов творческого управления (литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики). Этим определяется социально-педагогическая актуальность исследования процессов формирования эстетических >риентаций школьников.
Формирование личности детерминировано конкретно-иоторк-[ескими социальными условиями. Б процессе воспитания и обра-ювания личность обретает те эстетичесете ценности, которые в ¡вою очередь влияют на общественные процессы и духовную куль-:уру. Эстетические ценности играют роль регулятора в отноше-:кях людей друг к другу и к обществу в целом, выполняют коор--¿ширугащую функцию в их взаимосвязях. Специфика эстетической .кгивиости личности обусловлена рядом факторов, связанных' с .отребностно-мотизационной и эмоциональной сферами человека, его ценностными ориентациями. От того, насколько полно и. лубоко будет освоена система ценностей (в -том числе и эсте-ических) каждой отдельной личностью, насколько эта система оответствует ценностям общества в целом, зависит и степень азвитостя индивидуальных ценностных ориентаций. Исходя из иалектической взаимозависимости сознания и практики, наибо-ее эффективным следует признать активное освоение ценностей самостоятельной целенаправленной деятельности.
Принимая во внимание специфику формирования ценностных риентаций, особое значение приобретают ранние этапы этого роцзсса, когда закладываются основы ценностного отношения еловека к действительности а к искусству. Это определяет
важность исследования педагогических условий, обеспечивающих оптимальные возможности эстетического образования и воспитания детей в младших классах общеобразовательной школы. Этим определяются предмет и проблематика данного диссертационного исследования.
Решение задач эстетического. Боепитания школьников . на уроках музыки общеобразовательной школы возможно при целенаправленном формировании ценностных ориентаций на материале произведений музыкального искусства в процессе включения учащихся в эстетическую деятельность.
Категория "ценностная ориентация." в последнее десятилетие широко применяется в советской педагогике. Тем не менее нуждаются в специальном-изучении ранние возрастные атапы процесса формирования эстетических ценностных ориентаций у школьников. Б поисках возмсеаных решений актуальных задач эстетического воспитания учащихся на уроках музыки, исходя нз социальной'значимости и педагогической актуальности проблемы учитывая.её недостаточную разработанность, мы определили тем; исследования - "Формирование астенических ориентаций у младших школьников общеобразовательно! школы (на материале музыки)". ...
-Объект исследования.- эстетическая деятельность учащихс; первого-чегвертого классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.......
Предмет исследования - воспитание эстетических ценностных ориентаций учащихся на материале произведений х^зыкально го искусства.. .....
Цель исследования - выявление педагогических условий во спитания эстетических ориентаций у щадших школьников в процессе освоения шли произведений музыкального искусства.
.. Гипотеза исследования -: формирование эстетических, ценно стных ориентаций у младших школьников при определённых педагогических. условиях- протекает как единый процесс становления знаний о музыке, развития эстетических чувств и умения адекватно оценивать произведения музыкального.искусства. Результатом этого процесса является ценностное отношение к музыкальным произведениям, которое выражается.в целостном их восприятии и в стремлении к эстетическому освоению предметно-
практической деятельностью в сфере музыки.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа философской, эстетической, психологической и педагогической литературы обосновать эстетическую ориентацию как ценностную категорию.
2. Изучить педагогические условия формирования .эстетических ориентации у младших школьников на уроках музыки.
3. Разработать педагогическую модель формирования эстетических ориентации и выявить особенности дшамики этого процесса у учащихся начальной школы fia уроках музыки.
. Методологической основой исследования является.диалекти-ксмлатериалистическая теория общественного развития; основополагающим принципом для настоящего исследования является ленинская концепция о двоякой роли практики, которая выступает "и как критерий истины и как практический определитель.связи, предмета с тем, что нузшо человеку"^; на основании того, "что нужно человеку", т.е. его потребностей, вырабатываются .его ценностные ориентации, от которых зависит выбор соответствующего поведения не только в настоящем, но и в будущем.
. В исследовании применялись следующие метода - теоретический анализ научной литературы; длительное включенное.наблюдение за музыкально-эстетическим развитием-учащихся на уроках музыки; беседы с родителями и учениками на всех этапах одыт-•но-экспериментальной работы; анкетирование; изучение планов рабой! учителей музыки и обсуждение с ниш протоколов уроков;• личная практическая работа на уроках музыки в экспериментальном классе; систематизация и анализ- ответов учащихся на вопросы учителя.
База исследования. Экспериментально-опытная работа проводилась в школе ]§ 4 ВО РОНО г .Ленинграда, контрольные ."срезы" осуществлялись в школе В 300 Куйбышевского района г .Ленинграда и на педагогической практике студентов педагогического факультета ЛГПИ им. Л.И.Герцена. Исследуемый контингент - учащиеся 1-4 классов.
Этапы исследования. На первом этапе анализировалась фи-
I. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Изд.5-ое. Т.42. М., 1963. 0.290.
лософская, эстетическая, социологическая, социально-психологическая и педагогическая литература по предмету диссертационного исследования. В итоге были определены теоретические предпосылки изучения эстетических ориентация учащихся и вдав лен педагогический аспект категории "эстетическая ценностная ориентация".
На втором этапе на основе проведенной опытной работы в общеобразовательной школе были определены параметры музыкаль но-эстетического восприятия у младших школьников.
На третьем этапе одновременно проводилась диагностика исходного уровня музыкальной подготовленности учащихся 1-го класса и формирование эстетических ориентаций у младших школьников; выявлялись педагогические условия изучаемого процесса.
Научная новизна исследования состоит в теоретической и экспериментальной разработке педагогической модели формирова нка эстетических ориентаций у учащихся младших, классов в про цессе преподавания музыки в Общеобразовательной школе. Эта модель зключает компоненты эстетического восприятия, показатели и динамику этого процесса.
Практическая значимость диссертации зшслючается в определении педагогических условий формирования эстетических ори еятаций у учащихся начальной школы, в разработке методически рекомендаций для учителей о поэтапной (с первого по четверти классы) программе преподавания музыки.'
На защиту выносятся следующие положения.
1. Принципиальное условие успешности эстетического воспитания учащихся на уроках музыки - целенаправленный отбор музыкальных произведений как ценностей с позиций ыарксистско ленинской эстетики,, направленный на развитие индивидуальных интересов и эстетических вкусов каждого школьника, на воспитание их потребности в общении с музыкальным искусством. В качестве приоритетных ценностей целесообразно выделить- доступную пониманию младших школьников классическую музыку (как отечественную, так и зарубежную), народную музыку и прогрессивные направления современного музыкального искусства.
2. Целенаправленное формирование эстетических ориентации в коллективе младших школьников осуществляется в процесо
практической музыкально-эстетической деятельности, организованной с учётом определённых педагогических условий: создание творческой атмосферы на уроках, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, соблюдение принципа поэтапности формирования эстетических ориентаций, использование методов активизации музыкально-эстетической деятельности учащихся.
3. Развитие эстетических ценностных ориентаций у учащихся пер'вого-четвертого классов выступает как динамичный процесс, имеющий определённую структуру; в ней следует различать четыре возрастных этапа и три основных уровня сформированнос-ти эстетических ориентаций с характерными для каждого из них доминантами эстетического восприятия музыки в общем комплексе его параметров. На первом уровне преобладает непосредственное эмоциональное восприятие и зарождается способность переживания, понимания музыкального произведения и его осмысления учащимися; на втором уровне наблюдается усиление сопереживания художественному образу; на третьем - углубление способности учащихся воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы, возникает его целостное восприятие, приближающееся к адекватно!,чу по отношению к замыслу композитора, появляется стремление к активному общению с музыкой не только на уроках, но и за пределами школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений: на кафедре марксистско-ленинской эстетики и искусствоведения ЛГПИ им. А.И.Герцена (1987 и 1988 гг.); на кафедре эстетического воспитания (ЛГПИ'игл. А.И.Герцена, 1983); на заседаниях лаборатории по нравственному воспитанию школьников (ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1984-1988 гг.); на научно-практических конференциях (ЛГПИ им. А.И.Герцена, "Герценовские чтения" 1975, 1976, 1977); на научно-практических семинарах в Центральном институте усовершенствования учителей (Москва, 1975, 1976, 1978, 1979); на научно-практической конференции Центрального института усовершенствования учителей (Пермь, 1980); на совещании-семинаре "Проблемы совершенствования эстетического воспитания и образования студентов педвузов РСФСР ..." (Архангельск, 1985); на научно-практйчесйОЙ конференции (ЛГПИ'им. А.И.Герцена, 1986); на научно-практической конференции "Личность ученика и личность учителя а школе будущего"
(ЛПШ им. А.И.Герцена, 1988); входе обсуждения экспериментально-опытного материала на педсоветах, семинарах классных руководителей (Ленинград); в институте усовершенствования учителем (Ленинград); а также в семи опубликованных работах.
Основное содержание диссертации
Структура и объём. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, приложений. Диссертация содержит 187 страниц машинописного текста, 13 страниц библиографических примечаний. Приложения содержат: I. Фрагменты протоколов уроков музыки в начальных классах общеобразовательной школы ^страницы). 2. Схему педагогической модели формирования эстетических ориентации у младших школьников; 2 схемы и 8 таблиц, раскрывающие динамику развития этого процесса.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется объект, предают, цель исследования, формулируется его гипотеза и задачи, определяются методологические подходы к проблеме, методы исследования, а также основные этапы исследования.
Первая глава "Методологические и теоретические подходы к исследованию эстетических ценностных ориентаций" включает анализ основных теоретических концепций в трудах советских ученых 1960-х - 1980-х гг. (О.М.Бакурадзе, В.О.Василенко. М.С .Кагана,' В.М.Квачахия, Н.Й.Кишценко, А.М.Коршунова, И.В. Малишева, Г.И.Полушша, И.С.Попова, В.А.Салеева, П.В.Соболева, Л.Н.Столозича, В.П.Тугаринова, А.Я.Хапсирокова, Н.З.Чав-чавадзе, Ь.А.Чагина и др.). Выявлены различные подхода к исследуемой проблеме, неоднозначное понимание самой природы ценностей и ценностных отношений. Различия в определении понятия "ценность" объясняется её сложной, неоднозначной диалектической природой. Для исследуемой проблемы актуален подход к ценности как отношению значимости объекта для интересов и потребностей человека. В теоретической части исследования категория ценности рассматривается в контексте теории отражения (труды С.Ф.Аккоимоза, В.Я.Василенко, А.М.Коршунова, Е.А. Макчурк, В.П.Тугаринова, А.Я.Хапсирокова и др.). Особый интерес представляет не прекращающаяся научная дискуссия о природе "эстетического", о характере эстетического отношения чело-
века к действительности, о сущности эстетических ценностей. Установлена конкретно-историческая детерминированность ценностных ориентации и определены три уровня в их структуре: когнитивный (взгляды, суждения, убеждения), эмоциональный (переживание личностью собственной заинтересованности в объекте), поведенческий (направленность практической деятельности).
ПсихологсЙ1едагогический подход к изучению ценностных ориентаций основывается на философском понш.1ашш категории "ценность" и "оценка" (В.Г.Ананьев, Л.И.Бокович, З.К.Засилье-ва, Л.С.Выготский, М. Г'. Казакина, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.С.Мух1ша, В.Н.Мясищев, С.А.Рубинштейн,Т.И.Щукина и др.). В связи с этим в диссертации раскрывается содержание этих понятий, их соотношение, даётся определение существа процесса формирования ценностных ориентаций как осознания объективных ценностей и переживания их как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее (1.1.Г.Казакина). Основываясь на трудах А.Н.Леонтьева и Д.Н.Узнадзе, учитывая специальные работы других исследователей (П.К.Анохин, Ш.А.Аглонашвили, З.Г.Асеев, Л .И.БОлОвич, А .Г. Здравотделов, О.И. Зотова, Д.А.Кишадзе, А. Г.Ковалёв, В.И.Ковалёв, Г.К .Луков, С.Г. Москвичёв, З.Н.Мясшцев, Ш.А.Надкрашвили, А.В.Петровский, К.К. Платонов, П.В.Сшонов, В.З.ЧудновскиЙ, В.Д.Шадрп::ов, П.М.Якобсон), в теоретической части исследования рассматривается взаимодействие интересов, потребностей, мотивации и деятельности так основа процесса формирования эстетических ориентаций.Обучение детей музыке обосновывается как эффективный путь их приобщения к миру ценностей, передачи социального и эстетического опыта и перевода его в личностный содержательно-эмоциональный план.
В диссертации анализируются и конкретизируются собственно педагогические предпосылки и условия формирования эстетических ценностных ориентаций учащихся' начальных классов общеобразовательной школы. В этой связи характеризуются взгляды К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, Д.Д.Семёнова, В.П.Вахтерова, Н.Ф.Бунакова и др.
Советские педагоги, наследуя лучшие традиции своих пред-шестьенников, развили и углубили принципы эстетического воспитания детей, обосновали необходимость формирования у них
ценностного восприятия искусства. В этой связи особое значение приобретает активная, практическая, в том числе и творческая, художественная деятельность детей как условие успешного обучения и эстетического воспитания школьников (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский; П.П.Елонский, Н.Л.Гродзенская,'Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, В.А.Сухошганский, В.Н.Шацкая). Уроки музыки и хоровое пение в младших классах позволяют реализовать эта условия (Б.А.Асафьев, О.А.Апраксина, М.Д.Авазашвили, Н.Я. Ерюсова, С.Н'.Беляева-Экземллярская, Ы.А.Ветлугина, А.Б.Гольденвейзер, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Г.С.Костюк, С.Х. Раппопорт, П.С.Столярский, Б.М.Теплов,. В.Н.Шацкая, С .Г..Шацкий и др.). Систематические занятия музыкой - условие приобретения знаний о музыке, специальных умений и навыков, что определяет формирование эстетических ориентаций у детей.
Исходя из общей характеристики эстетического восприятия, анализируется специфика музыкального восприятия, намечаются экспериментально-опытные подходы исследования. Музыкально-эстетическое восприятие определяется как специфическое личностное отношение к музыке, шражшщееся: а) в её понимании -
осмыслении, б) в переживании и сопереживании образному - содержанию музыки, в) в эстетическом оценивании произведений музыкального искусства', г) в стремлении к самостоятельному общению с музыкальным искусством. В диссертации характеризуется калдый из параметров музыкально-эстетического восприятия.
Анализ трудов в области философии, эстетики, социальной психологии и педагогики, относящихся к проблеме ценностей и ценностных отношений, позволил определить'основные методологические и теоретические предпосылки конкретного исследования процесса формирования эстетических ориентаций учащихся младших классов общеобразовательной школы. В целом теоретический анализ позволил прийти к следующим выводам:
- несмотря на различные подходы к проблеме ценностей:' и ценностных отношений, в современной философии, эстетике, социальной психологии и педагогике прочно установилось признание эстетических ориентаций в качестве важнейшей теоретической категории и существенного компонента в духовной жизни общества и в структуре личности;
- эстетические ориентации, принятые в обществе, взаимо-
действуют с индивидуальной системой эстетических ценностей личности; для них характерна иерархия целей, интересов и потребностей, они раскрывают мотивы деятельности человека, реализуются в его поведении;
- в основе научно-обоснованной методики эстетического воспитания лежит современная теория эстетического восприятия. При этом необходимо учитывать специфику того или иного вида искусства. При восприятии музыки необходимо проникнуть в её художественную природу, в свойственные только ей средства выразительности. Существенно важно признать, что такое восприятие является творческим актом, моментом сотворчества слушателя с композитором, что. способствует формированию эстетических ценностных ориентаций личности;
- основную задачу эстетического воспитания марксистская теория ценностей определяет как. сознательный и целенаправленный отбор эстетических ценностей с позиций марксистско-ленинского мировоззрения, интересов социалистического общества и народа, а также развитие индивидуальных способностей, инте-.. ресов и вкусов каждого ребёнка,-воспитание потребности в общении с искусством и в доступной форме к практическим занятиям искусством, в. частности музыкой и пением;
- несмотря на большой исследовательский материал в области эстетического отношения человека к действительности, .проблема формирования эстетических ориентаций на раннем этапе этого процесса остаётся недостаточно, разработанной. Вместе с тем наследие прогрессивных русских педагогов и достижения советской педагогики позволяют непосредственно рассмотреть . эту проблему на конкретном материале'эстетического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Вторая глава "Формирование эстетических ориентаций . у младших школьников на уроках ьузыки в общеобразовательной школе" содержит общую характеристику уровней эстетических ориентаций на каждом возрастном этапе (от первого до четвертого классов). На основе принятых в исследовании структурных параметров эстетического восприятия (понимание-осмысление, переживание-сопереживание, оценивание и стремление к общению с произведениями музыкального искусства)'определилась динамика процесса формирования эстетических ориентаций у младших
школьников. В экспериментально-опытной части исследования выделяются три основные уровня сформированное™ эстетических ориентация в сфере музыки: первый уровень ("Достаточно низкий") соответствует первому классу; второй'("Средний") соответствует второму и третьему классам; третий уровень ("Достаточно высокий") соответствует четвертому классу.
Целью диагностического этапа исследования было установление исходного уровня эстетического восприятия учащихся первого класса в экспериментальной и контрольной выборках исследуемого контингента учащихся. Выяснилось, что детям незнакомы основные музыкальные понятия. Однако интуитивно они смогли определить общий характер несложных музыкальных произведений, основываясь на моторной реакции. Музыкальное восприятие учащихся на исходном уровне характеризуется первичным эмоциональным откликом и элементарным осмыслением музыкальных произведений. В целом учащимся первого класса свойственно слитное,чаще всего интуитивное, неосознанное восприятие. Навыками выделения элементов музыкальной выразительности они не обладают и понимание ими цузыки основывается не на её выразительных средствах, а на опыте, -приобретённом на музыкальных занятиях в детском саду, при посещении детских утренников, кукольных театров и т.п. Отсутствие навыков слушания музыки и соответствующих знаний обуславливает поверхностность и случайность детских оценок - суждений. Они носят случайный, необоснованный характер. Сопереживание, музыкальному произведению проявляется только как эмоциональный отклик на весёлую од зыку и выражается, в оценках "нравится - не нравится". Желание общаться с музыкой проявляется лишь эпизодически. Таким образом, ни один из параметров эстетических ценностных ориентации (понимание-осмысление, переживание-сопереживание, оценивание'и стремление к общению с музыкой) на исходном уровне не имеет достаточно определённого выражения.
В экспериментально-опытной работе с первоклассниками дополнительный музыкальный материал систематизирован таким образом, чтобы внимание детей сосредоточивалось на понимании содержания музыкальных произведений и их выразительных средств, чтобы вызвать эмоциональные переживания и сопереживание музыкальному образу. Осмысление музыкальных произведе-
ний на первом этапе (в первом классе) экспериментально-опытной работы основывалось на понимании первоклассниками внутренних взаимосвязей музыкального языка и предполагало выразительное исполнение ими вокальных произведений. В процессе занятий осознание учащимися произведений становится более полным и глубоким, развивается способность к эмоциональному переживанию, внимание детей обращается не только на общее восприятие музыки, но и на конкретные выразительные средств-1, что ведёт к дифференциации эстетического врсприятия, Осмысление музыкального произведения не ограничивается ассоциациями с конкретны?,ш жизненными переживаниями, а закрепляется в простейших обобщённых понятиях. К концу первого года обучения значительно расширился диапазон эмоционального отклика, обогатился эстетический опыт переживания музыкальных произведений, зарождается желанп общения с музыкой. Полученные данные исследования показали, что в результате целенаправленной работы первоклассники значительно продвинулись по всем параметрам и показателям эстетического восприятия. Ведущим направление!,! формирования эстетических ориентаций выступила актуализация понимания-осмысления музыкальных произведений на уроках музыки.
На втором э^апе исследования (во втором классе) .основным направлением было развитие у детей'понимания-осмысления,, переживания и сопереживания, оценивания и стремления к общению с музыкой, основанных на зосприятши музыкальных произзедений в единстве содержательной и эмоциональной сторон. В диссертации раскрываются специальные методы работы с учащимися по актуализации этих процессов (сравнение, обобщение, повторное слушание, оппонирование и др.). В итоге выяснилось, что понимание музыкальных произведений учащимися углубляется осознанием связи содерланля с выразительными средствами, которые достаточно дифференцируются, дети следят за развитием музыкального образа, их оценки становятся обоснованными, они опираются на знания, приобретённые в первом классе, эти знания постепенно перерастают з осознанные оценочные суждения. Учащиеся пытаются определить внутрижаярсвые особенности музыкальных произведений, объясняют несложные формообразования. Таким образом, эстетическое воспрглтие приобретает новый качественный характер.
На третьем этапе исследования (в третьем классе) оказа-
лось возможным зафиксировать дальнейшее развитие пониманияг-осмысления музыкальных произведений,- углубление переживаний музыки, уточнение - оценок произведений, усиление стремления к общению с музыкой. Возникает целостное восприятие единства содержания и выразительных средств. Суждения учащихся приобретают мотивированный характер, расширяется их эстетический словарь. Этот процесс совершенствования восприятия музыки сопровождался углублением эстетических эмоций. Основной целью экспериментально-опытной работы оставалось развитие целостного восприятия произведений музыкального искусства. В соответствии с этим были конкретизированы задачи исследования и определены педагогические условия, необходимые дая их осуществления. В качестве основного условия стала актуализация внимания учащихся на особенно близких им чувствах, настроениях и мыслях, которые соответствовали их индивидуальным особенностям. Другое педагогическое условие - увлеченность самого учителя предметом и стремление к совместной деятельности с учащимися в процессе урока. Особое значение имело специальное распределение эмоциональной насыщенности урока в соответствии с теми переживаниями, которые необходимо было вызвать в учениках с учётом психологических особенностей их возраста и индивидуальных свойств. Активные методы работы на уроке вызывали адекватные реакции учащихся, что превращало музыкальные занятия в творческий процесс. Указанные педагогические условия стимулировали ценностный отбор детьми музыкальных произведений. На третьем этапе учащиеся обращались к произведениям не только русской и советской музыки, но и к музыкальному искусству других народов мира, что обусловило понимание ими общей основы языка музыки разных народов. Анализ итогов рассматриваемого этапа исследования позволил установить, что несмотря на довольно высокие результаты по отдельным параметрам эстетического восприятия, включая усилившееся стремление к общению с музыкой, средние показатели существенно не отличаются от результатов, полученных во втором классе. Это позволило объединить учащихся второго и третьего классов в один уровень сформированное™ эстетических ценностных ориентаций ("Средний уровень").
На четвертом этапе исследования (в четвертом классе)
каждый из компонентов эстетического восприятия (понимание-осмысление, переживание-сопереживание, оценивание и стремление к общению с музыкой) отличается высоким уровнем сформиро-ванности. Высказывания учащихся о музыкальном произведении опираются на объективные знания и становятся более дифференцированными, мотивировка суждений приобретает более глубо!а<!п и аргументированный характер. Проявляется умение воспринимать эстетические особенности музыкального произведения и специфику музыкальной выразительности. Углубляется способность переживать музыку и сопереживать её музыкальным образам, в том числе и незнакомым прежде. Развивается способность воспринимать крупные музыкальные формы. Проявляются личностное восприятие музыки, индивидуальные различия в отборе предпочтительных произведений. Возникает понимание взаимосвязи музыки с другими видами искусства (живописью, литературой). Эти новообразования свидетельствуют о становлении эстетических ориеп-таций младших школьников.
Реализация поставленных задач на новом этапе "экспериментально-опытной работы потребовала методических приемов, способствующих. повышению творческой активности самих учащихся. В результате исследования обнаружилась неравномерная сформиро-ванность эстетических ориентация у различных учащихся в области дузыки. Полученные данные позволили выделить три группы учащихся - сильную, среднюю и слабую - и охарактеризовать различия между ними. В диссертации содержатся методические рекомендации учителям музыки для работы с каждой из этих групп.
Итоги исследования поэтапного процесса формирования эстетических ориентаций у младших школьников позволяют сформулировать ряд выводов:
- приобретение знаний о музыке учащимися является фундаментом (базой), на котором строится весь процесс формирования эстетических' ценностных ориентации; в зависимости от степени освоения этими знаниями развиваются эстетические суждения учащихся о музыке;
- постижение музыкального произведения предполагает единый процесс идейного и эмоционально-эстетического проникновения школьников в содержание музыкального произведения; этот процесс характеризуется актуализацией эстетических чувств и
адекватных оценочных суждений о музыкальных произведениях; . его успешность определяется степенью музыкальной подготовленности и характером художественного опыта учащихся. Результатом этого процесса является формирование эстетических ориен-тацкй, которые выражаются в понимании-осмыслении, переживании произведения и сопереживании его художественному образу, в его адекватном оценивании, а также в устойчивом стремлении к общению с музыкой;
- формирование эстетических ориентации у младших школьников выступает как освоение ими музыкальных произведений как эстетических ценностей (наряду о освоением других видов искусств), способствует их присвоению как духовного богатства личности.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, характеризуется комплекс педагогических условий формирования эстетических ориентаций и предлагается модель их формирования у младших школьников (Схема I).
Основное содержание и теоретические положения диссертации отражены в публикациях:
1.- Некоторые приёмы активизации музыкального восприятия учащихся // Научные доклады. ХХУ111 Герценовские чтения "Искусство в школе", Л., 1975. С.41-42.
2. Подготовь 1 младших школьников к эстетическому восприятию музыкальных произведений // Научные доклады. ХХП. Герценовские чтешш "Художественное воспитание учащихся". Л.,' 1576. С.26-28.
3. Опытная проверка экспериментальной программы Д.Б.Кабалевского по музыке в I классе // Научные доклады. XXX Герценовские чтения "Эстетическое Боепитание учащихся". Л., 1977. С.6-8 (в соавторстве с В.Ф.Судаковым).
4. Опыт формирования у младших школьников оценочного отношения к музыкальным произведениям // Научные доклада. XXX Герценовские чтения "Эстетическое воспитание учащихся". Л., 1977. С.17-19.
5. "Формирование 'оценочной деятельности младших школьников в их музыкально-эстетическом развитии // Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников. Межвузовский сборник научных статей. Л., 1984.
С.122-133.
6. Из опыта 'художественного воспитания на уроках, музыки в начальных классах общеобразовательной школы // Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1985.
С.55-65.
7. Методологические основы формирования эстетической ориентации у младших школьников // Проблемы совершенствования эстетического воспитания и образования студентов педагогических вузов РСФСР в свете реформы общеобразовательной и профессиональной иколы. Л.: ЛГШ, 1989. С.193-205.