автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
- Автор научной работы
- Максимова, Вероника Рашитовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования"
На правах рукописи
МАКСИМОВА ВЕРОНИКА РАШИТОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук
2 4 ОПТ 2013
Казань 2013
005535687
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Кириллова Ольга Васильевна
Официальные оппоненты: Каташев Валерий Георгиевич,
доетор педагогических наук, профессор, Институт педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», профессор кафедры педагогики
Хабриева Ольга Александровна,
кандидат педагогических наук, Институт дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства РТ, доцент кафедры педагогики
Ведущая организация: ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный
педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Защита состоится 7 ноября 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, д.1, ауд.28.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Электронная версия автореферата размещена иа официальном сайте при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» www.kpfu.ru
Автореферат разослан_2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент /У ЗелееваВ.П.
/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Одной из основных задач начальной школы является воспитание личностных качеств школьников, формирование эстетических и этических ценностей. В настоящее время широкое распространение получил проект «Наша новая школа», разработанный в соответствии с Федеральным Государствешшм Образовательным Стандартом (ФГОС) - начальная школа, в котором говорится об обогащении «ключевых компетенций» художественно-эстетическим содержанием. Значимость эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека особой целеустремленности, продуктивности и творчества. Успех реформ определяется не только и не столько технологическим, сколько культурно-ценностным потенциалом общества. Эстетические потребности, идеалы и ценности, стимулируя в человеке созидательное начало, влияют на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры предполагает умение отличать прекрасное, благородное от уродливого, пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Эстетический опыт ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической компетентности младших школьников. Социокультурные и экономические изменения в российском обществе снижают роль эстетического воспитания. Новые общественные установки ориентируют человека на прагматические ценности. И, как следствие, происходит девальвация ценностей духовной культуры, ведущая практически к полной подмене их ценностями материальной культуры. Еще К.Д. Ушинский считал, что «необходимо с раннего детства прививать человеку чувство прекрасного, доброго, эстетичного», создавая тем самым, его нравственный иммунитет. Эстегическое воспитание направлено на то, чтобы разбудить и развить в ребенке чувство прекрасного, сформировать у него личностное отношение к произведениям искусства, научить видеть ценности жизни и искусства, т.е. сформировать эстетическую компетентность.
В последние десятилетия наметился существенный разрыв аксиологического и когнитивного компонентов содержания образования, школа стала рассматриваться, прежде всего, как транслятор знаний. Педагоги становятся все более «предметно ориентированными» (С.Г. Вершловский), что означает установку на формирование у школьников преимущественно познавательного отношения к миру. Такая дисфункция системы образования есть отклик на прагматизацию социокультурного контекста, что плечет за собой ослабление воспитательных функций образования (В .А. Руденко), снижение значимости воспитательной деятельности учителя (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, A.C. Роботова, А.П. Тряпицына). Вместе с тем, согласно культурологическому подходу к формированию содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), принятому при разработке стандартов второго поколения, содержание образования в школе должно включать опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий». Система универсальных учебных действий направлена на обеспечение «умения учиться», т.е. на выработку
ключевой компетенции. В рамках каждой дисциплины необходимо решать как узкопрофильные задачи, так и метапредметную - формирование универсальных учебных действий (УУД). В контексте формирования эстетической компетентности основные виды УУД развиваются в процессе эстетических занятий и рассмотрены нами как показатели сформированности эстетической компетентности.
Рассматривая историю становления процесса формирования эстетической компетентности младших школьников, обратимся к его первоисточникам. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывались уже философами античности: Аристотелем, Демокритом, Платоном, Пифагором, Сократом и др. Во второй половине XIX в. К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивая, что в каждом учебном предмете содержатся возможности эстетического-воспитания.
Положения эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского,
A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В последние десятилетия XX в. O.A. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе и др. Разрабатываются различные аспекты проблемы формирования эстетической культуры школьников, что нашло отражение в работах М.А. Верба, Г.С. Лабковской, Л.И. Новиковой и др.
Огромный вклад в развитие эстетического воспитания внесла Казанская научная эстетическая школа. В трудах Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой, Б.П. Рождественского, К.В. Игнатьевой и др. раскрыты основная терминология, специфика, цели и задачи системы эстетического воспитания.
В качестве теоретической базы исследования формирования эстетической компетентности в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.А. Верб, Л.С. Выготский, К.В. Игнатьева,А.Ф. Лосев, A.A. Люблинская, Э.И. Медведь, Г.А. Петрова, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, Б.П. Рождественский, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Шуртакова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, и др. Особую значимость для нашего исследования представляют труды, раскрывающие различные составляющие эстетической культуры: эстетическую потребность (Е.С. Акопджанян, Е.М. Морозова,
B.А. Разумный), эстетическое сознание (Е.В. Волков, Л.П. Печко), эстетическое чувство (А.Ф. Павловский, Н.В. Савин, Л.Г, Юлдашев, А.Ф. Яфальян), эстетические взгляды, эстетический идеал (Е.Г. Яковлев, H.A. Ястребова), эстетический вкус (Б.Т. Лихачев), а также работы, направленные на исследование эстетической компетентности (Е.М. Торшилова).
При наличии большого количества работ по заявленной нами проблеме, все же недостаточно освещенным остается вопрос формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Задача формирования эстетической компетентности младшего школьника не может быть решена без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст в жизни ребенка можно обозначить периодом накопления знаний, их усвоения. Характерные особенности детей этого возраста: доверчивость, впечатлительность, восприимчивость, наивность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Каждая из особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. В
детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки, убеждений, навыков и привычек поведения. Это дает нам основание утверждать, что занятия с эстетическим содержанием, содержащие яркие художественные образы, вызывающие сильные эмоции, предполагающие активное вовлечение ученика в игровую эстетическую деятельность, являются эффективным средством формирования эстетической компетентности младших школьников.
В процессе исследования выявлены противоречия между:
- социальной потребностью в формировании эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования и неготовностью образовательных структур к се реализации;
- актуальной потребностью в креативных интегрированных эстетических курсах с целью оптимизации процесса формирования эстетической компетентности младших школышков и недостаточной роз работанностыо концептуально-методологического и программно-методического обеспечения данного процесса;
- имеющимся практическим опытом формирования эстетической компетентности у учащихся младшего школьного возраста, накопленным в теории и практике дополнительного образования, и его недостаточным осмыслением как системного и целостного явления.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования: «Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования», сформулирована его научная проблема: Каковы педагогические условия формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования?
Цель исследования: повышение эффективности формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс и результат формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в процессе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: формирование эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования будет более эффективным если:
- на основе теоретического анализа проблемы будет конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника»;
- будет спроектирована и внедрена в практику модель формирования эстетической компетентности младшего школьника в условиях дополнительного образования и дано экспериментальное обоснование ее эффективности;
- будут выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования;
- будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности эстетической компетентности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника в условиях дополнительного образования».
2. Дать теоретико-методологическое обоснование и определить специфику процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования эстетической компетентности у младших школьников в условиях дополнительного образования и педагогические условия, обеспечивающие реализацию данной модели.
4. Дать опытно-экспериментальное обоснование критериальной характеристики и методики исследования эффективности процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне - идеи воспитания эстетической культуры как средства развития личности (Б.Т. Лихачев, П.П. Блонский, М.А. Верб и др.) концепции развития личности в деятельности (В.И. Андреев, A.A. Кирсанов, К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); на общенаучном уровне - системно-целостный подход, позволяющий изучать социальные процессы во взаимосвязи его компонентов (О.В. Кириллова, B.C. Ильин, ИЛ. Лсрнер и др.), положения психологических теорий развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); на конкретно-научном уровне - методологические принципы педагогического исследования (В.И. Загвязинский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скаткин и др.), общепедагогические положения и теории воспитательных систем (Н.М. Борытко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.), общетеоретические идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий и др.), теоретические основы этнопедагогики (Т.Н. Волков, А.П. Садохин, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, Г.В. Палаткина и др.), теоретические основы эстетического воспитания школьников (А.Г. Петрова, Б.П. Рождественский, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева, Б.Т. Лихачев, O.A. Апраксина, ПЛ. Блонский, H.A. Ветлугина, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, О.В. Дивненко. Д.Б. Кабалевский, С.А. Кикеева, И.А. Тисленкова, и др.); на технологическом уровне -концепции развития дополнительного образования детей (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л .И. Виноградова, О.С. Газман, Г.И. Гузсва, М.Б. Коваль, Е.Е. Чепурных, А.И. Шетинская и др.), методологические принципы педагогического программирования в дополнительном образовании (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катунова, Н.Ф. Радионова, В.А. Березина и др.), концептуальные основы этнокультурно коннотированного образования (А.Б. Панысин, Т.Н. Петрова, E.H. Непышна, Э.К. Нюденова и др.). В качестве теоретической основы наших рассуждений о формировании эстетической компетентности в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как А.Г. Петрова, Б.П. Рождественский, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, A.A. Люблинская, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, A.A. Смирнов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, Э.И. Медведь и др.
Тема, гипотеза и задачи обусловили выбор методов исследования, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга; теоретических (изучение философской, педагогической, психологической, социологической, методической литературы, • научных периодических изданий, проектирование, моделирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений); диагностических (тестирование); обсервационных (педагогическое наблюдение, диагностика); экспериментальных (констатирующий, формирующий, контрольный этапы
эксперимента); праксиметрических (изучение учебной документации, планов, программ и результатов деятельности учащихся); статистических (количественная и качественная обработка материалов с помощью математической статистики).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили:
ЧОУ ППЦРД «Егоза» г. Казани, МБОУ «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Зиреклинский агролицей Новошешминского муниципального района РТ». В эксперименте приняли участие 186 учащихся, 14 педагогов, 180 родителей.
Основные этапы исследования:
1. (2008-2009 гг.) - теоретический - включал изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике; анализ имеющегося опыта формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования; определение уровня разработки проблемы.
2. (2010-2011гг.) - базовый (опытно-экспериментальный) - разработка и экспериментальная апробация модели процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования; внедрение авторского эстетического курса Кукольная классика; экспериментальная проверка педагогических условий на эффективность формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования; разработка диагностического инструментария.
3. (2011-2012 гг.) - аналитико-обобщающий - анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление результатов эксперимента, формулировка выводов; оформление диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования выражается в том, что:
- уточнено и конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника» в условиях дополнительного образования, которая понимается как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в общей способности и готовности к эстетической деятельности в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний о ценности, специфической природе и функции эстетической культуры, способности к образно-художественному творчеству, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и эстетическое мировосприятие, включающее наличие эстетического чувства (эмоция, переживание), эстетического вкуса (оценка, взгляды), эстетического идеала (эталон, образец), эстетического восприятия, эстетического универсального учебного действия (действия и навыки учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых эстетических знаний), эстетического суждения (оценка, отношение), а также эстетической потребности (мотивы, интересы) и эстетического знания;
- разработана модель процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, которая содержит взаимосвязанные между собой блоки: методологический (цели, задачи, подходы, принципы, функции, педагогические условия); содержательный (реализация авторского курса Кукольная классика, построенного с учетом интегративно-модульной технологии), деятельностный (методы и средства), результативно-критериальный (показатели — личностные, познавательные,
коммуникативные, регулятивные учебные универсальные действия, основной составляющей которых в контексте нашей модели являются эстетические УУД, критерии их оценки - эстетические знания умения и навыки, уровни сформированности эстетической компетентности - недостаточный, базовый, повышенный, результат -младший школьник с базовым или повышенным уровнем сформированности эстетической компетентности);
- разработан критериальный аппарат исследования, включающий в себя в качестве показателей уровня сформированности эстетической компетентности познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), основной составляющей которых, в контексте нашей модели, являются эстетические УУД
- выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие успешной реализации предложенной модели, обеспечивающие адекватность цели, содержания, методов и результатов формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в процессе дополнительного образования (эстетизация среды, актуализация различных видов творческой деятельности в ходе занятий, педагогическое стимулирование творческой активности учащихся; обеспечение интеграции различных видов искусств в процессе формирования эстетической компетентности учащихся; эмоциональный и функциональный комфорт детей; разработка и внедрение в условиях дополнительного образования авторского эстетического курса Кукольная классика, построенного на интегративно-модульной технологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника» и выявлена специфика процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;
- теоретически обоснованы цель, содержание, формы и методы, необходимые и достаточные для успешного формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;
- обосновано примепение деятельностного, культурологического, индивидуально-творческого, интегративно-модульного, компетентностного подходов в организации процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования:
- разработанный в ходе исследования и внедренный в практику учебных заведений дополнительного образования авторский эстетический курс Кукольная классика способствует успешному формированию эстетической компетентности младших школьников, содержит в себе специфический метод работы с детьми (метод одновременного интегративного воздействия на детей в подаче материала), авторскую разработку организационной формы занятия («кода» - урок);
- содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество деятельности педагогов, работающих в условиях дополнительного образования по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста;
раскрыты и обоснованы возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогического и родительского коллективов в процессе формирования эстетической компетентности младших школьников;
- предложенный диагностический инструментарий, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС начальная школа второго поколения, способствует повышению качества измерения эффективности процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;
- результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования;
- выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, анкеты, тесты и методики могут быть использованы и используются в учреждениях дополнительного образования, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследовашм; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; тщательным количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования, значительным охватом учащихся, родителей и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Эстетическая компетентность младшего школьника» - это интегральная характеристика личности, проявляющаяся в общей способности и готовности к эстетической деятельности в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний о ценности, специфической природе и функции эстетической культуры, способности к образно-художественному творчеству, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и эстетическое мировосприятие, включающее наличие эстетического чувства (эмоция, переживание), эстетического вкуса (оценка, взгляды), эстетического идеала (эталон, образец), эстетического восприятия, эстетического универсального учебного действия (действия и навыки учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых эстетических знаний), эстетического суждения (оценка, отношение), а также эстетической потребности (мотивы, интересы) и эстетического знания. Целью формирования эстетической компетентности является развитие готовности личности к восприятию, объективной оценке эстетических объектов, их освоению, реализации своего эстетического потенциала (знания, умения, личностные качества) на практике для успешной деятельности в социальной среде, а также выработка УУД, основной составляющей которых, в контексте нашего исследования, являются эстетические УУД.
2. Модель формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования выступает в тесной взаимосвязи её основных блоков: методологического (цели, задачи, подходы, принципы, функции, педагогические условия); содержательного (реализация авторского курса Кукольная классика, построенного с учетом интегративно - модульной технологии); деятельностного (методы и средства); и результативно-критериального (показатели -личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, основной составляющей которых в контексте нашей модели являются эстетические УУД, критерии их оценки - эстетические знания умения и навыки, уровни
сформированное™ эстетической компетентности — недостаточный, базовый, повышенный, результат — младший школьник с базовым или повышенным уровнем сформированности эстетической компетентности) позволяет охватить в единой системе его специфику, предопределенную направленностью на общее развитие учащихся, основные направления, педагогические условия, формы, методы и подходы его организации, и комплексно рассмотреть исследуемый процесс во взаимодействии всех его участников.
3. Выявлен педагогический потенциал учреждений дополнительного образования детей в формировании эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста: возможность повышения мотивации учащихся за счет свободы выбора формы образования, удовлетворения эстетических и образовательных потребностей, создания ситуации успеха в эстетической деятельности для каждого учащегося; наличие благоприятных условий для формирования гуманистических ценностных ориентации на основе общности интересов учащихся, педагогов, родителей; возможность удовлетворения творческих интересов, склонностей и потребностей школьников за счет многообразия видов деятельности; возможность развития коммуникативных способностей на основе сотрудничества с другими учащимися, педагогами и родителями.
4. Критериальная характеристика эффективности формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования включает в качестве основных показателей измерения уровня сформированное™ эстетической компетентности 4 основных вида УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), основной составляющей которых, в контексте нашего исследования, являются эстетические УУД (действия и навыки учащегося, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых эстетических знаний и формирование эстетических умений), а также критерии (знания о: музыкальной культуре - композиторах, их произведениях, музыкальных жанрах, инструментах, танцах, способах игры па старинных музыкальных инструментах; литературе -биографические сведения о поэтах и писателях, содержание литературных шедевров, их жанровая принадлежность; художественном искусстве - живописцы, художественные школы и направления, манеры художественного письма, жанры: эстетике одежды, речи, поведения, развлечениях эпохи барокко, классицизм, романтизм, культуре и обычаях родного края), способность воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно находить дополнительные сведения по заданной тематике, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде, эмпатия к академическому искусству, к нравственным и моральным вопросам, отраженным в произведениях искусства, навыки общения и взаимодействия друг с другом, с педагогом, родителями, умение повторять за педагогом музыкальную тему, исправлять указанную ошибку в мелодии, инсценировать литературный отрывок, способность оценивать свою деятельность по завершении концерта или спектакля) и уровни их измерения (недостаточный, базовый, повышенный).
5. Педагогические условия эффективного внедрения в учебно-воспитательную деятельность учреждений дополнительного образования модели формирования эстетической компетентности младших школьников: эстетизация среды, актуализация различных видов творческой деятельности в ходе занятий, педагогическое стимулирование творческой активности учащихся; обеспечение интеграции различных видов искусств в процессе формирования эстетической компетентности учащихся; эмоциональный и функциональный комфорт детей; разработка и внедрение в условиях
дополнительного образования авторского эстетического курса Кукольная классика, построенного на ингегративно-модульной технологии.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в научных статьях и тезисах выступлений автора. Основные итоги исследования докладывались на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня. Результаты исследования внедрены в практику работы ЧОУ ПЦЦРД «Егоза» г. Казани, МБОУ «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ», МБОУ «Зиреклинский агролицей Новошешминского муниципального района РТ».
Результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики и развития образования ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», на научно-практических международных конференциях: «Арт-педагогика современное состояние и перспективы развития» г. Чебоксары 2010; «Традиции, проблемы и перспективы образования» г. Чебоксары 2012; V международные волковские чтения «Этонопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения» Чебоксары 2012; «Актуальные задачи педагогики II» Чита 2012, VIII Республиканский конкурс 50 инновационных идей РТ.
По теме диссертации опубликовано 13 научных работ (в том числе 2 статьи в журналах из перечня ВАК).
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется уровень ее научной разработанности, формулируется цель, объект, предмет и задачи, выдвигается гипотеза, описываются методологические основы и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования» — исследована проблема формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста; конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника», обоснована его правомерность; выявлены особенности формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; исследован феномен интегративно-модульной технологии как основы построения эстетических занятий в условиях дополнительного образования. Установлено, что формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования является важной и сложной задачей. Данная проблема многоаспектна, что потребовало проведения анализа философской, психологической, педагогической литературы.
Компетентность - это совокупность специфических способностей, необходимых для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области.
Наибольшей разработанностью проблем компетентностей выделяются исследования зарубежных авторов (Е. Де Боно, Дж. Равен, В.Хутмахер). В отечественной педагогике проблема компетентности представляет сферу научных
интересов многих специалистов: И.Р. Алтуниной, A.A. Бодалева, В.Н. Введенского, A.A. Вербицкого A.A. Деркача, В.Г. Зазыкина, И.А.Зимней, Г.М. Коджаспировой, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой, В.Г. Михайловского, A.B. Моложавенко, Ю.В. Мрякиной, М.А. Петухова, Е.В. Прозоровой, И.И. Серегиной, A.B. Хуторского. Однозначное определение понятия «эстетическая компетентность» в психолого-педагогической литературе отсутствует. На основе теоретического анализа сделан вывод, что эстетическая компетентность младшего школьника - это интегральная характеристика личности, проявляющаяся в общей способности и готовности к эстетической деятельности в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний о ценности, специфической природе и функции эстетической культуры, способности к образно-художественному творчеству, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и эстетическое мировосприятие, включающее наличие эстетического чувства (эмоция, переживание), эстетического вкуса (оценка, взгляды), эстетического идеала (эталон, образец), эстетического восприятия, эстетического универсального учебного действия (действия и кавыки учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых эстетических знаний), эстетического суждения (оценка, отношение), а также эстетической потребности (мотивы, интересы) и эстетического знания. Целью формирования эстетической компетентности является развитие готовности личности к восприятию, объективной оценке эстетических объектов, их освоению, реализации своего эстетического потенциала (знания, умения, личностные качества) на практике для успешной деятельности в социальной среде.
Термин «компетенция» тесно связан с понятием «универсальные учебные действия», как считает А.Г. Асмолов целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. Система универсальных учебных действий направлена на обеспечение «умения учиться», т.е. на выработку ключевой компетенции. Концепция универсальных учебных действий разработана И.А. Володарской, C.B. Молчановым, Г.В. Бурменской, O.A. Карабановой, Н.Г. Салминой под руководством А.Г. Асмолова. Универсальные учебные действия (УУД) - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Существует 4 основных вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В процессе формирования эстетической компетентности младших школьников в той или иной мере развиваются все основные виды универсальных учебных действий. В контексте формирования эстетической компетентности особый интерес представляют личностные УУД, т.к. они обеспечивают «знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения». Основные виды УУД выступают своеобразными показателями сформированное™ эстетической компетентности. В ходе исследования сформулировано понятие эстетические учебные универсальные действия. Эстетические универсальные учебные действия - это действия и навыки учащегося, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых эстетических знаний и формирование эстетических умений. Эстетические знания включают в себя сведения о разных видах искусства, культуре, традициях, эстетике поведения, речи, быта, труда.
Под эстетическими умениями подразумевается умение музицировать, воспринимать музыкальное искусство, владеть навыками художественного творчества, способность читать и усваивать литературные произведения и проч. (Табл.2 «Показатели, критерии и уровни измерения сформированности эстетической компетентности младших школьников»).
В контексте культурно-исторической концепции психического развития школы JI.C. Выготского, являющейся основой разработки современных стандартов школьного образования, выделены основные задачи начальной школы, важнейшими из которых являются «приобщение нового поколения детей... к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций...».
В этой связи в настоящее время формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста становится одной из важнейших задач начального образования.
Важную роль в формировании эстетической компетентности младших школьников играет внеклассная внеурочная деятельность, т.к. она ориентирована на субъект -субъектные отношения, позволяет ориентироваться на индивидуальные интересы ребенка, учитывать специфику его способностей. Положения эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В последние десятилетия XX в. O.A. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе и др., занимались этой проблематикой, результатом чего стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания, его связь с творческой деятельностью.
Огромный вклад в развитие эстетического воспитания внесла Казанская научная эстетическая школа. В трудах Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой, Б.П. Рождественского, К.В. Игнатьевой и др. раскрыты основная терминология, специфика, цели и задачи системы эстетического воспитания. На основе анализа концепции Казанской научной эстетической школы выделены задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия действительности и искусства, сопровождаемого эстетическими переживаниями и эмоциональной отзывчивостью; воспитание эстетических чувств, эмоций, способности эстетического переживания; формирование эстетических понятий, суждений, взглядов, оценок; развитие художественного вкуса, конечной целью эстетического воспитания является развитие эстетической культуры личности.
Процесс формирования эстетической компетентности младшего школьника не может быть осуществлен без внимательного отношения к особенностям основных психических процессов и функций в младшем школьном возрасте (доверчивость, впечатлительность, восприимчивость, наивность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются). В детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В период начальной школы ребенок осваивает новую социальную позицию, расширяет сферы взаимодействия с окружающим миром, осваивает новую социальную роль ученика, выражающуюся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития. В это время
закладываются основы умения учиться и организовывать свою деятельность, осуществлять ее контроль, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Самооценка ребенка приобретает элементы рефлексии и адекватности.
Формирование эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования имеет свои особенности, связанные со спецификой дополнительного образования (Табл.1).
Таблица 1
Специфика общего и дополнительного образования_
Общее образование Дополнительное образование
школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».
используются стандартные учебные программы, адаптированные учителем использование авторских учебных программ.
- индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя. реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога.
Дополнительное образование - замечательная база для формирования основных учебных универсальных действий. Существует ряд заданий для диагностики и развития УУД, которые возможно применить только во внеурочной деятельности, т.к. они ориентированы на свободную временную организацию, организацию учебных микрогрупп по 3-4 человека (коллективное составление кроссворда, разработку сценария тематического праздника, изготовление совместного рисованного мультипликационного фильма, игра в «интервью» и проч.).
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков.
Современное дополнительное образование характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы. Рассмотрим один из современных подходов в обучении (интегративно-модульный), как основу построения эстетических занятий в условиях дополнительного образования.
Интеграция - это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Проблемы интеграции в педагогике рассмотрены многими исследователями: В.Т. Фоменко, H.A. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, С.П. Козыревой, Т.С. Комаровой, Г.П. Новиковой, JI.A. Горшуновой, О.М. Клементьевой, О.С. Ушаковой и др. В результате анализа этих работ можно утверждать, что интегрированные курсы локальны, предметны, дидактически конкретны. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы. Именно эта особенность является ведущей при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Кроме того, интегративный подход подразумевает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.
Обратимся к структуре модульной технологии. Сердцевина модульного обучения -учебный модуль, включающий в себя законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по следующим критериям: по содержанию обучения, 'по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам преподавания, по средствам контроля.
Интегративно-модулыгую технологию целесообразно применять в качестве основы эстетических занятий в условиях дополнительного образования. В формировании эстетической компетентности учащихся важна роль всех видов искусств, музыкальное воздействие усиливается литературным словом и дополняется художественным образом. Только в условиях интегративного подхода мы можем создать целостный образ. Целесообразно, рассказывая литературный сюжет, сопровождать его фоновой музыкой и репродукциями картин одновременно. Это обусловлено различными психотипами детей. Одни дети - аудиалы, другие - визуалы, третьи воспринимают новые знания через прикосновение к предметам, т.е. тактильно, поэтому, при подаче материала целесообразно интегрировать все способы.
Модульная технология позволяет строить эстетический курс отделыгыми тематическими модулями взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми. Условия дополнительного образования предполагают возможную нерегулярность посещения занятий, следовательно, учебный материал необходимо структурировать таким образом, чтобы ребенок, пришедший на занятия после длительного отсутствия не чувствовал себя отстающим. Именно модульная технология позволяет варьировать тематические блоки, что соответствует специфике дополнительного образования, ориентирующегося на учет интересов и способностей каждого ученика. Т.о., интегративно-модульный подход является основой занятий по формированию эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная деятельность по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования» была разработана, обоснована и апробирована модель процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования (Рис.1); выявлены и обоснованы педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования эстетической компетентности младших школьников; предложена программа педагогического эксперимента и анализ его результатов.
Системообразующим компонентом модели является цель - формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Достижение данной цели возможно посредством реализации следующих задач: 1) дать необходимый объем знаний о культуре и искусстве различных эпох; 2) сформировать навыки элементарного музицирования, актерского мастерства, росписи по дереву и ткани; 3) развить у учащихся стремление к изучению искусства; 4) осуществить диагностику уровня сформированное™ эстетической компетентности младших школьников. Нами были выделены следующие принципы, определяющие организацию, содержание и методику работы: системности, культуросообразности, гуманистической направленности; природосообразности, личностно-деятельного подхода, индивидуально-творческого подхода. Все принципы представляют собой систему и в своем сочетании регулируют процесс формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста. В процессе работы по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования мы использовали ряд подходов: культурологический, деятельностный, педагогического взаимодействия, системный, интегративно-модульный. Содержание работы по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста определяется теми знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у учащихся, и качествами,
которые нужно у них воспитывать и развивать. Ее целесообразно разделить па теоретическое и практическое направления.
I. Методологический блок
Цель: формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста Задачи: дать необходимый объем знаний о культуре и искусстве различных эпох; сформировать навыки элементарного музицирования, актерского мастерства, росписи по дереву и ткани; развивать у учащихся стремление к изучению искусства; осуществлять диагностику уровня сформированное™ эстетической компетентности младших школьников._
Методологические подходы: целостный, деятельностный, педагогического взаимодействия, личностно-ориентированный, системный, культурологический, индивидуально-творческий, ингегративно — модульный. Функции: информационная, образовательная, воспитательная, развивающая, мотивационно-стимулирующая.
Принципы:
кулыуросообразности, гуманистической направленности; пркродосообразности; сотрудничества, успешности.
Педагогические условия: эстетизация среды; актуализация различных видов творческой деятельности в ходе занятий, педагогическое ' стимулирование творческой активности учащихся; обеспечение интеграции различных видов искусств в процессе формирования эстетической компетентности учащихся; эмоциональный и функциональный комфорт детей; разработка и внедрение в условиях дополнительного образования авторского эстетического курса Кукольная классика, построенного на щггегративно-модульной технологии._
II. Содержательный блок
Учителя: обучающие семинары «Блочно-модульная технология как основа построения эстетических занятий в условиях дополнительного образования», «Интеграция - ключ к созданию увлекательных занятий», «Основные тезисы эстетического курса Кукольная классика»; «Организация детского праздника в контексте формирования эстетической компетентности учеников»; беседа-дискуссия на тему «Имидж современного педагога».
Родители: круглые столы, вовлечение в процесс занятий, проект «Старинный евкгок», публикация интернет-статей с краткими сведениями о культуре определенных исторических эпох.
Учащиеся: авторский эстетический курс Кукольная классика, включающий в себя различные формы занятий [уроки, беседы - «круглые столы», концерты, инсценировки, дискуссии, мини - спектакли, авторский «кода» -
урок)._
Ш. Деятельностный блок
Методы: общепедагогические: - метод формирования сознания, организации деятельности, метод стимулирования; специфические: - метод «мягкого» контроля, метод одновременной интегрированной подачи информации.
Средства: информационные, дидактические, интерактивные, диалогические.
Организационные формы: занятия; беседы, диагностика с использованием надежных и валидных методик; концерты; мело-декламация, мини-спектакли, инсценировки, дискуссии, «круглые столы», «кода» - занятия.
IV. Результативно-критериальный блок
Результат: учащийся младшего школьного возраста с базовым уровнем сформированное™ эстетической компетентности.__
Интегральпый критерий: сформированность эстетической компегентости у младших школьников
Показатели _
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Уровви
Недостаточный
Базовый
Повышенный
Рис.1 Модель формирования эстетической компетентности учащегося младшего школьного возраста.
Теоретическое направление работы с учащимися включает в себя: вооружение учащихся знаниями о: содержании, специфике конкретных образцов музыкальных, литературных, художественных произведений, об особенностях определенных исторических эпох, специфике вербальной и поведенческой культуры, биографических сведениях выдающихся деятелей искусства и проч.
Содержание практического направления работы по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования включает в себя: развитие эстетического сознания ребенка, т.е. способности эмоционально переживать, чувствовать произведения искусства; развитие эстетического вкуса, выработку индивидуально-личностного эстетического идеала; включение в эстетическую деятельность, т.е. активное осознанное восприятие эстетических объектов, а также умения и навыки, необходимые для эстетического действия; формирование эстетического суждения (оценка, отношение), эстетической потребности (мотивы, интересы), выработка навыков элементарного музицирования, актерского мастерства, росписи по дереву и ткани. Следующий блок модели -содержательный. Он отражает суть работы с учителями, родителями и учениками. Ключевой разработкой нашего исследования, целью которой является формирование эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования является эстетический курс Кукольная классика, построенный на интегративно - модульной технологии. Курс содержит 4 основных тематических модуля (Барокко, Классицизм, Романтизм, Нано-калейдоскоп) и специфический модуль (Туган як), посвященный культуре, искусству и традициям республики Татарстан. Целью работы с педагогами является подготовка кадров для работы по программе эстетического курса Кукольная классика. Были проведены обучающие семинары: «Блочно-модульная технология как основа построения эстетических занятий в условиях дополнительного образования», «Интеграция - ключ к созданию увлекательных занятий», «Основные тезисы эстетического курса Кукольная классика»; «Организация детского праздника в контексте формирования эстетической компетентности учеников», беседу-дискуссию на тему «Имидж современного педагога». В результате этого в настоящий момент 4 школы Новошешминского района республики Татарстан проводят эстетические занятия по программе курса Кукольная классика. Работа с родителями осуществлялась в виде информирования (публикация интернет-статей), участия в проекте «Старинный свиток» и активного вовлечения в процесс занятий курса Кукольная классика. Третий блок структурно-функциональной модели деятельностный, отражающий направления деятельности в ходе организации процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Структура эстетического курса Кукольная классика построена отделышми модулями, в завершении которых существует самостоятельная подготовка учащимися мини-спектакля. В связи с этим на протяжении работы в модуле педагог формирует у ребят навыки целеполагания, работы в группе, самоанализа, распределению времени, выделению приоритетных и второстепенных задач. Совокупность этих навыков составляет структуру метода организации деятельности. Также мы используем: метод формирования сознания - на примере поведения положительных литературных и живописных героев, в сознании учеников формируется положительная модель поведения; метод стимулирования находит свое выражение в постоянных выступлениях на импровизированной сцене. В течение модуля - перед одногруппниками, а в завершение модуля перед родителями и близкими. С
одной стороны это способствует раскрепощению и творческой самореализации, с другой - усиливает мотивацию к занятиям и стимулирует активность подготовки.
Методы, принципы и средства реализуются в следующих основных формах работы: индивидуальные и коллективные занятия, беседы, различные виды информирования, встречи, концерты, мини-спектакли, инсценировки, дискуссии, «кода»-занятие.
Завершающим блоком модели является результативно-критериальный блок. В качестве показателей сформированности эстетической компетентности младших школьников выступают познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД). Основной составляющей которых, в контексте нашей модели, являются эстетические УУД.
В Стандартах второго поколения выделено три уровня развития УУД младших школьников: недостаточный, базовый, повышенный и предложен ряд заданий для их диагностики. В связи с тем, что УУД, в контексте нашего исследования, являются показателями сформированности эстетической компетентности младших школытков, мы сочли целесообразным адаптировать предложенную в тексте ФГОС второго поколения классификацию уровней измерения сформированности УУД для характеристики сформированности эстетической компетентности (Табл.2).
Важное место в модели занимают следующие формы организации занятий: беседы, встречи, мини-спектакли, тематические концерты, круглые столы. При проведении занятий помимо традиционных форм, следует использовать специфические методические формы и приемы обучения (дискуссии, театрализация, анкетирование, занятие по системе К. Орфа, «кода»-занятия). «Кода»-урок - это заключительное занятие каждого тематического модуля эстетического курса Кукольная классика, целью которого является активная рефлексия, само- и взаимоанализ учащихся. Успешность реализации представленной модели возможна при создании определенных педагогических условий, способствующих формированию эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования. Одним из главнейших педагогических условий является эстетизация среды, которая включает в себя эстетику поведения, быта, труда, внешнего облика, внутрисемейных отношений. Музыка является ведущим видом искусства в формировании эстетической компетентности младших школьников, что обусловлено ее огромным эмоциональным воздействием. В этой связи, в контексте эстетизации среды, выделен аспект - создание качественной музыкальной среды (отбор педагогом музыкальных произведений, соответствующих определенным учебным задачам и способствующим развитию музыкального вкуса детей, создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами). Актуализация различных видов творческой деятельности в ходе занятий предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности: инсценировки, мелодекламация, импровизация, составление оригами, театрализованная деятельность, музицирование по системе К. Орфа, инсценировки за ширмой, дидактические игры, танцы, пальчиковые игры, выполнение витражей. В процессе эстетических занятий использовались различные творчески задания: «РЭП по басне И.А. Крылова», «Парик маленького Моцарта», «Репродукция картины Веласкеса», «Пазлы по мотивам Рембрандта», «Дорога в замок», «Поляна роз», «Музыкальные часики» и др.; педагогическое стимулирование творческой активности учащихся - данное педагогическое условие позволило сформировать у учащихся мотивацию и устойчивый интерес к творческой деятельности.
Таблица 2
Показатели, критерии и уровни измерения сформированное™ эстетической компетентности младших школьников.__
Уров ни Показатели
Личн. УУД Рег.УУД Коммун. Познават.УУД
УУД
Недост- Равнодушие и полное Отсутствие умения Отсутств Полное отсутствие или
аточны отсутствие эмпатии, составлять ие. низкий уровень знаний о:
й к академическому «репродукции» навыков музыкальной культуре,
искусству, к картин по общения литературе художественном
нравственным и заданному образцу, и искусстве, эстетике одежды,
моральным делать оригами по взаимоде речи, поведения, развлечениях
вопросам, предложенным йствия в различных эпох. Огсутствие
отраженным в правилам, коллекги навыков элементарного
произведениях повторять за ве. музицирования,
искусства. педагогом музыкальную тему; не способность исправлять указанную ошибку в мелодии, инсценировать литературный отрывок и проч.; оценить свою художественного творчества, чтения и пересказа литературного отрывка. Огсутствие способности воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно находить дополнительные сведения по заданной тематике,
деятельность по презентовать подготовленную
завершении информацию в наглядном и
С. V концерта или вербальном виде.
Н спектакля.
Я в. Базовы Проявляют интерес к Могут частично Взаимод Ребята имеют первоначальные
И й некоторым видам искусства, способны воспроизводить по памяти ействие в навыки эстетических действий (музицирования,
эмоционально необходимую коллекти художественного творчества и
откликаться на яркие информацию, ве, при др.); имеют некоторые знания
музыкальные или исправить условии о музыкальной культуре,
литературные указанную ошибку, наличия живописи, литературе,
произведения сделать с помощью педагога оригами. общего интереса * традициях, эстетике быта, речи, поведения, одежды.
Повьпа Имеют огромный Хорошо выполняют Проявля Младшие школьники
епный интерес к задания по ют себя показывают хорошее
произведениям заданному образцу, во время владение навыками
искусства, обладают взаимоде музицирования, рисования,
эстетическим творческим йствияс лепки, чтения.
действиям, мышлением, что другими
традициям, эстетике проявляется в их детьми
поведения, одежды и работах на как
проч., активно заданную тему. лидеры.
интересуются Умеют адекватно
нравственной и оценивать свою
моральной сутью деятельность.
поступков тех или
иных литературных
героев
На экспериментальных занятиях мы опирались на выделенные В.И. Андреевым факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся (постепенное усложнение задач, эмоциональность творческих заданий, возможность выбора творческого задания для выполнения, «эмоциональное поглаживание», поощрение импровизации).
Обеспечение интеграции различных видов искусств в процессе формирования эстетических занятий. Данное педагогическое условие было реализовано посредством использования на занятиях таких видов искусства как музыка, живопись, литература, театр.
Эмоциональный и функциональный комфорт детей. При проектировании музыкальной среды важно учитывать необходимость развития ведущего вида детской деятельности. Л.С. Выготский утверждает, что среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития. Необходимо, чтобы предметная среда была сомасштабна глазу действиям руки, росту ученика. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Создание и реализация авторского эстетического курса Кукольная классика, построенного на интегративно-модульной технологии. Нами разработан интегрированный эстетический курс Кукольная классика. Цель курса - формирование эстетической компетентности детей. Задачи: вооружение младших школьников знаниями о культуре, видах искусства, традициях, обычаях различных народов, эстетике речи, поведения, одежды, развития навыков элементарного музицирования, художественного творчества, литературного чтения, способности воспроизводить по памяти произведения искусства, развитие основных видов универсальных учебных действий.
Педагогический эксперимент длился три учебных года, в деятельность учебных заведений внедрялась модель формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальная работа предполагала наличие следующих этапов:
1) констатирующий этап, на котором экспериментальным путем у испытуемых определялись исходные значения исследуемых нами показателей;
2) формирующий этап, в ходе которого организовывалась экспериментальная работа по реализации модели процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования;
3) контрольный этап, целью которого являлась проверка значимых изменений в исследуемых нами показателях. На данном этапе опытно-экспериментальной работы проводился контрольный срез, повторные диагностические замеры уровней эстетической компетентности, анализировались полученные итоговые данные. Результаты измерений по всем использованным нами методикам были подвергнуты процедурам статистического анализа. С целью определения статистической достоверности изменений па контрольном этапе нами был применен ^критерий Стьюдента для независимых выборок. В ходе сравнения результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах работы, мы могли выяснить, насколько эффективна разработанная нами модель процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
В результате занятий по программе авторского эстетического курса Кукольная классика, количество детей, обладающих высоким уровнем эстетической компетентности увеличилось с 16,7% до 31,1%, обладающих средним уровнем - с 24,4% до 45,6%, детей, с низким уровнем эстетической компетентности стало значительно меньше (58,9% до 23,3%);
Высокий Сродмии Низкии
Уровни
Рис. 2 Динамик:! уровней эстетической компетентности в жспериментальной груше
ВЫВОДЫ:
- на осповс изучения и анализа научной литературы, программных документов но щюблеме исследования дано тсорстико-мсюлолот ичсскос обоснование проблемы формирования эсгегмческой компетентности учащихся младшего школьною возраста к условиях дополнительного образования;
- ВЫЯ11ЛСНЫ основные противоречия, аргументирована и обоснована проблема актуализации и повышения роли и значения формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста как важнейшего компонент образовательною процесса в условиях дополнительного образования;
- опредслс1го. что » контексте формирования эстетической компетентное!и весомым показателем эффективности формирования эстетической компетентности учащихся младшею школьною возраста является уровень личностного саморазвития учителя, уровня его эстетической компетентности;
- обоснованы педагогические условия реализации модели процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста (эстетизация среды, актуализация различных видов творческой деятельности в ходе занятий, педагогическое стимулирование творческой активности учащихся, обеспечение интеграции различных видов искусств к процессе формирования эстетической компетентности учащихся; разработка и внедрение в условиях дополнительного образования авторскою эстетического курса Кукольная классика);
• исследование может быть продолжено в направлении решения проблемы развития и саморазвития эстетической компетентности в друтттх возрастных группах учащихся в условиях дополнительного образования.
Основные результаты диссертационного исследовании отражены в следующих публикацних:
Статьи в репетируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:
1. Максимова. В.Р. Внедрение модульной технологии в процесс преподавания нитрированного эстетического курса учащимся младшею школьною возраста в системе дополнительного образования [Текст] / В.Р. Максимова. Т.В. Кириллова Н Вестник Чувашскою университета. - 2012. №1.-С.160-164. (авт.-0,25 пл.)
2. Максимова. В.Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников (Текст) / В.Р. Максимова // Образование и саморазвитие - 2012. -№33 (5). - С. 83-88 (atrr.0.4 пл.)
Методическое пособие:
3. Максимова, В.Р. Программа курса «Кукольная классика». Формирование эстетической компетентности младших школьников [Текст]/ В.Р. Максимова, - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 24с.
Монография:
4. Максимова, В.Р. Теоретико-методологические основы формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования [Текст] / В.Р. Максимова И Педагогика профессионализма: шггаративно-аксиологический подход. Коллективная монография: научн. ред. Кириллова О.В. - Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2012. - С. 126 -163. (авт. 2,3 п.л.)
Статьи в журналах и сборниках:
5. Максимова В.Р. Из опыта преподавателя музыки [Текст] / В.Р. Максимова // Арт-педагогика: современное состояние и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары : изд-во Чуваш, гос. пед. ун-та, 2010. - С. 41-44.
6. Максимова, В.Р. Междисциплинарность: определение, преимущества, недостатки / В.Р. Максимова // Вопросы педагогики: история и современность. (Межвузовский сборник научных трудов). Москва-Чебоксары, 2010.- С. 65-67
7. Максимова В.Р. Краткий обзор эволюции педагогики XX - XXI вв. [Текст] / В.Р. Максимова // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Москва-Чебоксары, 2010. - С.41-43.
8. Максимова В.Р. Креативная педагогика, как актуальность XXI века [Текст] / В.Р. Максимова // Профессиональная педагогика: новые вызовы и перспективы развития: сборник научных трудов. - Москва - Чебоксары, АПСН, 2011. - С.63-66.
9. Максимова, В.Р. Проблемы современной интерпретации педагогики М. Монтессори [Текст] / В.Р. Максимова II Профессиональная педагогика: новые вызовы и перспективы развития: сборник научных трудов. Москва - Чебоксары, АПСН, 2011. -С.66-70.
10. Максимова, В.Р. Внедрение модуля «Туган як» авторского эстетического интегрированного курса (ИЭК) как способ реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы в музыкальных занятиях в МДОУ [Текст] / В.Р. Максимова // Информационно-аналитический журнал музыкальной общественности Поволжья «Leitmotiv». - Казань: ЗАО «Новое знание», 2011. — № 3 (006).-С. 35-38.
11. Максимова, В.Р. Эстетический курс Кукольная классика [Текст] / В.Р. Максимова II Актуальные задачи педагогики (II): Материалы междунар. заочн. научн. конф. - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2012. - С. 51-54.
12. Максимова, В.Р. Исторический аспект становления интеграционной образовательной технологии [Текст] / В.Р. Максимова // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: в 2-х частях. Ч. 2/ под ред. JI.B. Кузнецовой. - Чебоксары : изд-во Чуваш, гос. пед. ун-та, 2012. - С.138-141.
13. Максимова, В.Р. Организация концерта-спектакля как способ контроля результатов преподавания интегрированного эстетического курса [Текст] / В.Р. Максимова // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып.5. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2012. - С.168-171.
Подписано в печать 02.10.2012. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать ризографическая. Гарнитура «Times». Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ 10-13/02-2
Йшш
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
420108, г.Казань, ул. Портовая, 25а. Тел./факс: (843)231-05-46,231-05-61 E-mail: citlogos@maiI.ru www.logos-press.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Максимова, Вероника Рашитовна, Казань
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный
университет имени И.Н. Ульянова»
На правах рукописи
04201364369 МАКСИМОВА ВЕРОНИКА РАШИТОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: Доктор педагогических наук Профессор Кириллова О.В.
Казань 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................... 3
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА
I. ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕ-
ТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника»............................................ ^
1.2. Формирование эстетической компетентности в условиях дополнительного образования................................................ 34
1.3. Интегративно-модульная технология как основа построения эстетических занятий в условиях дополнительного образования........................................................................... 49
Выводы по первой главе............................................... 62
ГЛАВА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬ-II. НОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Моделирование процесса формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в усло-
виях дополнительного образования.................................. 65
2.2. Педагогические условия формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования...................................... 81
2.3. Ход и анализ экспериментальной работы по формированию эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования..........................................................................................................................................100
Выводы по второй главе................................................ 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 148
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................. 173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из основных задач начальной школы является воспитание личностных качеств школьников, формирование эстетических и этических ценностей. В настоящее время широкое распространение получил проект «Наша новая школа», разработанный в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) - начальная школа, в котором говорится об обогащении «ключевых компетенций» художественно-эстетическим содержанием. Значимость эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека особой целеустремленности, продуктивности и творчества. Успех реформ определяется не только и не столько технологическим, сколько культурно-ценностным потенциалом общества. Эстетические потребности, идеалы и ценности, стимулируя в человеке созидательное начало, влияют на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры предполагает умение отличать прекрасное, благородное от уродливого, пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Эстетический опыт ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической компетентности младших школьников. Социокультурные и экономические изменения в российском обществе снижают роль эстетического воспитания. Новые общественные установки ориентируют человека на прагматические ценности. И, как следствие, происходит девальвация ценностей духовной культуры, ведущая практически к полной подмене их ценностями материальной культуры. Еще К.Д. Ушинский считал, что «необходимо с раннего детства прививать человеку чувство прекрасного, доброго, эстетичного», создавая тем самым, его нравственный иммунитет. Эстетическое воспитание направлено на то, чтобы разбудить и развить в ребенке чувство прекрасного, сформировать у него личностное отношение к произведениям искусства, научить видеть ценности жизни и искусства, т.е. сформировать эстетическую компетентность.
В последние десятилетия наметился существенный разрыв аксиологического и когнитивного компонентов содержания образования, школа стала рассматриваться, прежде всего, как транслятор знаний. Педагоги становятся все более «предметно ориентированными» (С.Г. Вершловский), что означает установку на формирование у школьников преимущественно познавательного отношения к миру. Такая дисфункция системы образования есть отклик на прагматизацию социокультурного контекста, что влечет за собой ослабление воспитательных функций образования (В.А. Руденко), снижение значимости воспитательной деятельности учителя (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, A.C. Роботова, А.П. Тряпицына). Вместе с тем, согласно культурологическому подходу к формированию содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), принятому при разработке стандартов второго поколения, содержание образования в школе должно включать опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий». Система универсальных учебных действий направлена на обеспечение «умения учиться», т.е. на выработку ключевой компетенции. В рамках каждой дисциплины необходимо решать как узкопрофильные задачи, так и метапредмет-ную - формирование универсальных учебных действий (УУД). В контексте формирования эстетической компетентности основные виды УУД развиваются в процессе эстетических занятий и рассмотрены нами как показатели сформированное™ эстетической компетентности.
Рассматривая историю становления процесса формирования эстетической компетентности младших школьников, обратимся к его первоисточникам. Основ-
ные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывались уже философами античности: Аристотелем, Демокритом, Платоном, Пифагором, Сократом и др. Во второй половине XIX в. К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. определили эстетическое воспитание как источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивая, что в каждом учебном предмете содержатся возможности эстетического воспитания.
Положения эстетического воспитания во внеклассной воспитательной работе впервые были раскрыты в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. В последние десятилетия XX в. O.A. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе и др. Разрабатываются различные аспекты проблемы формирования эстетической культуры школьников, что нашло отражение в работах М.А. Верба, Г.С. Лабковской, Л.И. Новиковой и др.
Огромный вклад в развитие эстетического воспитания внесла Казанская научная эстетическая школа. В трудах Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой, Б.П. Рождественского, К.В. Игнатьевой и др. раскрыты основная терминология, специфика, цели и задачи системы эстетического воспитания.
В качестве теоретической базы исследования формирования эстетической компетентности в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.А. Верб, Л.С. Выготский, К.В. Игнатьева,А.Ф. Лосев, A.A. Люблинская, Э.И. Медведь, Г.А. Петрова, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, Б.П. Рождественский, Б.М. Теп-лов, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Шуртакова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, и др. Особую значимость для нашего исследования представляют труды, раскрывающие различные составляющие эстетической культуры: эстетическую потребность (Е.С. Акопджанян, Е.М. Морозова, В.А. Разумный), эстетическое сознание (Е.В. Волков, Л.П. Печко), эстетическое чувство (А.Ф. Павловский, Н.В. Савин, Л.Г, Юлдашев, А.Ф. Яфальян), эстетические взгляды, эстетический идеал (Е.Г. Яко-
влев, H.A. Ястребова), эстетический вкус (Б.Т. Лихачев), а также работы, направленные на исследование эстетической компетентности (Е.М. Торшилова).
При наличии большого количества работ по заявленной нами проблеме, все же недостаточно освещенным остается вопрос формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Задача формирования эстетической компетентности младшего школьника не может быть решена без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст в жизни ребенка можно обозначить периодом накопления знаний, их усвоения. Характерные особенности детей этого возраста: доверчивость, впечатлительность, восприимчивость, наивность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Каждая из особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. В детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Это дает нам основание утверждать, что занятия с эстетическим содержанием, содержащие яркие художественные образы, вызывающие сильные эмоции, предполагающие активное вовлечение ученика в игровую эстетическую деятельность, являются эффективным средством формирования эстетической компетентности младших школьников.
В процессе исследования выявлены противоречия между:
- социальной потребностью в формировании эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования и неготовностью образовательных структур к ее реализации;
- актуальной потребностью в креативных интегрированных эстетических курсах с целью оптимизации процесса формирования эстетической компетентности младших школьников и недостаточной разработанностью концептуально-
методологического и программно-методического обеспечения данного процесса;
- имеющимся практическим опытом формирования эстетической компетентности у учащихся младшего школьного возраста, накопленным в теории и практике дополнительного образования, и его недостаточным осмыслением как системного и целостного явления.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования: «Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования», сформулирована его научная проблема: Каковы педагогические условия формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования?
Цель исследования: повышение эффективности формирования эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс и результат формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в процессе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: формирование эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования будет более эффективным если:
- на основе теоретического анализа проблемы будет конкретизировано содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника»;
- будет спроектирована и внедрена в практику модель формирования эстетической компетентности младшего школьника в условиях дополнительного образования и дано экспериментальное обоснование ее эффективности;
- будут выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования эстетической компетентности младших школьников
в условиях дополнительного образования;
- будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности эстетической компетентности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать содержание понятия «эстетическая компетентность младшего школьника в условиях дополнительного образования».
2. Дать теоретико-методологическое обоснование и определить специфику процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования эстетической компетентности у младших школьников в условиях дополнительного образования и педагогические условия, обеспечивающие реализацию данной модели.
4. Дать опытно-экспериментальное обоснование критериальной характеристики и методики исследования эффективности процесса формирования эстетической компетентности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне - идеи воспитания эстетической культуры как средства развития личности (Б.Т. Лихачев, П.П. Блонский, М.А. Верб и др.) концепции развития личности в деятельности (В.И. Андреев, A.A. Кирсанов, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); на общенаучном уровне - системно-целостный подход, позволяющий изучать социальные процессы во взаимосвязи его компонентов (О.В. Кириллова, B.C. Ильин, И.Я. Лернер и др.), положения психологических теорий развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); на конкретно-научном уровне - методологические принципы педагогического исследования (В.И. Загвязинский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скаткин и др.), общепедагогические положения и теории воспитательных систем (Н.М. Борытко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щурко-
ва и др.), общетеоретические идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий и др.), теоретические основы этнопедаго-гики (Г.Н. Волков, А.П. Садохин, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, Г.В. Палаткина и др.), теоретические основы эстетического воспитания школьников (А.Г. Петрова, Б.П. Рождественский, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева, Б.Т. Лихачев, O.A. Апраксина, П.П. Блонский, H.A. Ветлугина, В.И. Волынкин, И.Ф. Гончаров, О.В. Див-ненко. Д.Б. Кабалевский, С.А. Кикеева, И.А. Тисленкова, и др.); на технологическом уровне - концепции развития дополнительного образования детей (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.И. Виноградова, О.С. Газман, Г.И. Гузева, М.Б. Коваль, Е.Е. Чепурных, А.И. Шетинская и др.), методологические принципы педагогического программирования в дополнительном образовании (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катунова, Н.Ф. Радионова, В.А. Березина и др.), концептуальные основы этнокультурно коннотированного образования (А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, E.H. Ненькина, Э.К. Нюденова и др.). В качестве теоретической основы наших рассуждений о формировании эстетической компетентности в младшем школьном возрасте мы использовали положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как А.Г. Петрова, Б.П. Рождественский, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, A.A. Люблинская, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, A.A. Смирнов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, Э.И. Медведь и др.
Тема, гипотеза и задачи обусловили выбор методов исследования, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга; теоретических (изучение философской, педагогической, психологической, социологической, методической литературы, научных периодических изданий, проектирование, моделирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений); диагностических (тестирование); обсервационных (педагогическое наблюдение, диагностика); экспериментальных (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента); праксиметрических (изучение учебной документации, планов, программ и результатов деятельности учащихся); статистических (количественная и каче-
ственная обработка материалов с помощью математической статистики).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили:
ЧОУ ПГТЦРД «Егоза» г. Казани, МБОУ «Утяшкинская средняя общеобра